Адам сделал еву из ребра. Бог создал еву не из ребра, а из приаповой кости

    Зенон Косидовский

    В книге увлекательно, с большим художественным мастерством видный польский писатель Зенон Косидовский знакомит читателей с достижениями мировой науки, занимающейся изучением Библии. Он привлекает данные истории и археологии, литературоведения и других наук и показывает, что Библия является не "богодухновенной" книгой, а памятником мировой литературы, отразившим жизнь многих поколений древних народов. Автор подробно рассматривает библейские мифы, подвергает их всестороннему исследованию и показывает их связь с легендами далекой древности, подлинные истоки их происхождения.

    Ричард Фридман

    Перед вами синтез исследовательской работы, которую я проделал за последние десять лет. Я опубликовал отдельные компоненты этого исследования в академических журналах и периодических изданиях, специализирующихся на библейской истории, но я также решил издать некоторые из наиболее свежих открытий в виде, доступном для читателей, которые не являются специалистами по Библии. Я попытался избежать технического жаргона и сложных комментариев, а также обеспечил справочную информацию неискушенному в предмете читателю.

    Древний документ из Междуречья содержит детальную инструкцию о строительстве судна, якобы спасшего всю земную фауну в незапамятные времена.

    Михаил Богословский

    Религиоведы считают, что наряду с мифами и легендами в Библии отражены и некоторые исторические события. К числу последних якобы принадлежит и так называемый исход евреев из Египта.

    Может именно Иисусу Навину и его воинам принадлежит честь открытия явлений резонанса и первого применения физики в военном деле?

    Ализа Шенар

    В первой главе библейской книги Бытия мы читаем о том, что Господь сотворил первого мужчину и первую женщину "на равных" - одновременно и в рамках единого акта творения: "И сотворил Бог Человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт., 1, 27). Однако во второй главе книги Бытия содержится иное описание сотворения женщины - из ребра мужчины. В иудейской теологии - мидраше и аггаде - на основании этого делается вывод о том, что Бог творил женщину два раза, что в книге Бытия описывается сначала сотворение "первой женщины", а затем "второй женщины".

    Беленький М. С.

    Талмуд - религиозно-правовой кодекс иудейской религии. Идеологи иудаизма усиленно распространяют легенду о его богооткровенности. О том, что представляет собой этот религиозно-литературный памятник, каждая страница которого полна самых противоречивых и антинаучных толкований, каковы социальные причины его возникновения и в чем сущность реакционной роли Талмуда, рассказывает настоящая книга. Большое внимание автор уделяет разбору различных критических течений, направленных против этого религиозно-правового кодекса, а также связи Талмуда с современным иудаизмом.

    В семидесятые годы минувшего века огромное впечатление произвело открытие, касающееся библейского потопа. В один прекрасный день скромный работник Британского музея в Лондоне Джордж Смит приступил к расшифровке табличек с клинописью, присланных из Hиневии и сложенных в подвале музея. К своему удивлению, он наткнулся на древнейшую поэму человечества, описывающую подвиги и приключения Гильгамеша, легендарного героя шумеров. Однажды, разбирая таблички, Смит буквально не поверил глазам своим, ибо на некоторых табличках он нашел фрагменты сказания о потопе, поразительно похожие на библейский вариант.

    Вы сочтете это странным (или может даже кощунством), но меня при чтении Библии все время не покидает ощущение, что христианство - не монотеистическая религия, как это принято считать, а политеистическая. Приведенные мною ниже цитаты об этом косвенно свидетельствуют. И таких мест в тексте Библии, где тем или иным образом речь идет о существовании нескольких богов, - довольно много. Так как мы договорились не быть голословными в разговорах о Писании, простите мне обильное цитирование первоисточника с некоторыми необходимыми комментариями.

    Аркадий Гринь

    В Библии содержится множество внутренних противоречий. Пытался ли кто-нибудь составить как можно более полный их список, не знаю. Не ожидая милости подобного случая, я сам взялся за такую работу, результаты которой здесь и предлагаются. Религиозники пытаются оправдать, согласовать, развенчать эти противоречия, измысливая всё возможное и невозможное. Но я хотел бы обратить внимание на то, что подавляющее количество людей не имеет, или – если говорить о прошлых поколениях – не имело доступа к изысканиям оправданий: кто не умел читать, а кто жил в отдалённых местах, однако при внимательном ознакомлении с Библией мог обратить внимание на несуразности.

Почему Бог создал Еву из ребра Адама, а не из того же «праха земного», что и Адама?

Согласно преданию, первой женой Адама была не Ева: сотворив Адама, Бог вылепил ему из глины жену и назвал ее Лилит. У Адама с Лилит сразу же возник спор: Лилит утверждала, что они равны, так как оба сделаны из глины. Не сумев убедить Адама, Лилит улетела. Представляется правомерным предположить, что Бог учел этот урок и для создания Евы использовал ребро Адама именно затем, чтобы она не могла претендовать на равенство с мужем (по крайней мере, на основе тех аргументов, которые использовала Лилит). Указанное предание косвенно подтверждается ветхозаветным текстом (Бытие 1:27): «Сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их», а значительно ниже, в следующей главе, утверждается, что «для человека не нашлось помощника, подобного ему», а потому «навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его… И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Бытие 2:20–22).

Существует и другое объяснение этой загадки, основанное на том, что древние евреи в своих легендах многое позаимствовали у народов Месопотамии. В шумерском мифе у бога Энки болело ребро. В шумерском языке слову «ребро» соответствует слово «ти». Богиня, которую позвали, чтобы она вылечила ребро бога Энки, зовется Нинти, то есть «женщина от ребра». Но «нинти» означает также «дать жизнь». Древнееврейские племена отождествили Нинти с Евой, поскольку Ева была для них легендарной праматерью человечества, то есть «женщиной, дающей жизнь». Однако второе значение Нинти («женщина от ребра») тоже сохранилось в памяти евреев. Благодаря этому и появилась версия, что Ева родилась из ребра Адама.

Брак является самым древним установлением, так как берет свое начало в Едемском саду от дней сотворения. Бог Сам сочетал первую брачную пару.

В шестой день творческой недели, превратив мир в весьма удобный дом для человека, Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Бытие 1:26). Так Он и сделал. В Священном Писании говорится далее: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (ст. 27) .

Как совершилось это чудо, рассказывается в следующей главе, из которой мы узнаем, что после сотворения Адама Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие 2:18). «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (ст. 21-24).

Очень часто многие не обращают должного внимания на эту великолепную сцену. Люди обычно усмехаются, читая рассказ о «ребре», словно это старая легенда или же глупая басня. Но как много они теряют!

На первый взгляд, действия Бога могут показаться странными. Сотворив землю посредством повеления: «Да явится суша»; создав леса: «Да произрастит земля зелень»; наполнив океаны рыбой: «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую»; почему не сказать следом: «Да явится женщина»? Почему Он этого не сделал? Зачем, создав Адама, это самое чудесное существо в удивительном новом мире, Он извлек из его совершенного тела ребро, чтобы из него сделать ему спутницу на всю жизнь?

Вероятно, для этого у Бога была какая-то веская причина. И она на самом деле была. Бог хотел, чтобы человек с самого начала понял, что его жена - это истинно часть его самого, и поступать с ней следует так, как поступаешь с самим собой.

В Библии говорится, что Бог сотворил Еву в качестве «помощницы» Адаму. Она должна была находиться постоянно рядом с ним, всячески помогать ему, вместе с ним работать, планировать будущее и делить радость жизни. Она должна была стать образцом, предшественницей таких помощниц мужчинам.

Бог наделил ее разумом, прекрасным здоровым телом, способностью видеть, слышать, обонять, чувствовать, думать, помнить, анализировать. Какими совершенными делает Бог черты ее лица, ее длинные волосы. С какой любовью и старанием вкладывает в ее ум и сердце всю нежность, мягкость, терпение и сострадательную любовь - все те качества, которые Он хочет видеть в каждой будущей матери! И вот, уже перед Ним предстает самое прекрасное из созданий; ее глаза сияют радостью жизни, а нежная улыбка, озаряющая ее лицо, придает ему невыразимую, несравненную красоту. Медленно, грациозно она делает свои первые шаги, когда Бог «приводит ее к человеку».

Адам открывает глаза. Перед ним стоит существо настолько прекрасное, настолько изысканное, благородное и милое, что ему даже не верится в реальность увиденного.

Это - любовь с первого взгляда. Тут же, в одно мгновение оба они осознают, что принадлежат друг другу. Взявшись за руки, они уходят прочь, получив благословение от своего Создателя.

Перечитывая эту дорогую для нас старую историю, мы вспоминаем о главной цели, которую преследовал здесь Бог. Она состояла в том, чтобы осчастливить двух людей. Когда Он соединил мужчину и женщину, то сделал это с самыми добрыми намерениями. Он знал, что в совместной жизни могут они насладиться всеми ее самыми лучшими благословениями.

Спрашивает Елена
Отвечает Василий Юнак, 20.07.2011


Елена пишет:

Здравствуйте! В Библии сказано, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, мужчину и женщину, сотворил их. Я так понимаю, одновременно, в один день. Откуда тогда это распространенное убеждение, что женщина сотворена из ребра Адама? Есть ли этому какие-то объяснения в Библии? И если Ева была дана Адаму как помощница во избежание одиночества, то почему он был одинок, если Бог двоих их сотворил? Или Ева была второй женщиной, тогда кто первая? Заранее благодарна за ответ
Приветствую Вас, Сестра Елена!

Давайте прочитаем из Библии повествование о том, как была сотворена Ева:

"И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть " ().

Как видите, из этого повествования видно, что Ева была сотворена из ребра Адама. Здесь не говорится конкретно, сколько времени прошло со времени сотворения Адама до сотворения Евы, но мы понимаем, что всё это произошло в один день: сотворение животных, сотворение Адама, повеление назвать животных, осознание Адамом своего одиночества, сон Адама и сотворение Евы. Если это действительно можно вместить в один буквальный день, а я верю, что это было именно так (по этой ссылке я в юмористической форме это подтверждаю) , то повествование первой главы Бытия, где сказано, что в шестой день Бог сотворил человека состоящего из мужчины и женщины (), никак не противоречит этому повествованию о творении. Более того, в Новом Завете апостол Павел утверждает, что Адам и Ева не были сотворены одновременно: "Ибо прежде создан Адам, а потом Ева " ().

Относительно одиночества Адама - во-первых, оно длилось всего несколько часов, но это было необходимо для того, чтобы Адам оценил свою жену как должно, поняв, что без нее ему действительно будет не хорошо, как сказал Господь.

Что же касается мысли о том, что Ева - вторая жена Адама, то это отголосок одной из древних легенд или сказок, которые придуманы с тем, чтобы подорвать у людей веру в истинность Библии.

Благословений!

Василий Юнак

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Ребро Адаму вырезать пришлось,
А женщину Господь из кости создал:
Ребро – была единственная кость,
лишенная какого-либо мозга.

И. Губерман, «Гарики на каждый день».

Действительно, среди женоненавистников нашего времени бытует такое мнение: женщина была создана из ребра мужчины, кости, лишенной какого-либо мозга. И, соответственно, женщина глупа, она ниже мужчины и обязана во всем ему подчиняться.
Для разрешения данного вопроса обратимся к Библии… Действительно, Бог создал первого человека (Адама) из глины по образу и подобию своему. Женщина же была создана Богом не одновременно с мужчиной, а после него, для него и из его ребра. В рассказе о сотворении человека не упоминается, вдохнул ли Бог Еве живую душу. (Это, кстати, послужило основанием для того, чтобы впоследствии поставить вопрос: является ли женщина вообще человеком; он серьезно обсуждался на одном из церковных сборов в IV веке; «реабилитация» Евы состоялась на фоне напряженнейших и принципиальнейших для самой сущности христианской доктрины дискуссий о природе Христа; природа Спасителя - богочеловеческая (все остальное было объявлено ересью), а поскольку он является сыном Господа и Девы Марии, постольку женщина является человеком; в противном случае от кого Христос унаследовал человеческую природу?).
Вместе с тем в Книге Бытия есть тезис, который в дальнейшем стал краеугольным камнем теологической апологии женщины: "В день шестой Бог создал человека по своему образу и подобию и сделал человека мужским и женским". Здесь, как мы видим, нет ни слова о более позднем сотворении женщины; природа же человека трактуется как андрогиническая, мужеженская.
Интересен тот факт, что с развитием культа Девы Марии укрепился идеалистический взгляд на женщину. Параллельно с благоговейным отношением к Богородице развилась и идея превосходства женского начала над мужским. Один средневековый автор весьма недвусмысленно заявляет: «Женщине следует отдать предпочтение перед мужчиной во всем, а именно: в материале, потому что Адам был сделан из глины, а Ева – из ребра Адама; по месту, потому что Адам был сотворен вне рая, а Ева – внутри его; в зачатии, потому что женщина родила Бога, а мужчина не мог этого сделать; в явлении, потому что Христос после воскрешения явился именно женщине; в возвышении, а именно Дева Мария парит над хором ангелов».
Большое внимание уделялось проблеме женской природы в раннехристианской литературе. Остановимся на взглядах тех христианских мыслителей, которые оказали влияние на средневековые представления.
Ведущей уже со II века стала традиция негативного отношения к женщине, хотя амбивалентность, заложенная в самой христианской доктрине, сохраняется.
Одним из классиков женоненавистничества считается Тертуллиан (ок.160 - после 220). В своем сочинении "О женском убранстве" Тертуллиан утверждает, что пока стоит этот мир, остается в силе и вина Евы. Вместе с тем тот же Тертуллиан полагал, что женщина может преодолеть слабость своего пола, что в браке духовном жена равна мужу.
Среди наиболее благосклонно относившихся к природе женщины отцов церкви следует назвать Амвросия Медиоланского (ок. 339-397). Амвросий фактически критикует точку зрения, согласно которой мужчина и женщина по своему происхождению не равны. Слова Господа о том, что "нехорошо человеку быть одному", сказанные после сотворения Адама, он трактует как указание на то, что человечество будет совершенным только в том случае, если прибавить к мужскому полу женский.
Конечно, женщина виновата в грехопадении, однако - и это принципиально - Адам несет за это гораздо большую ответственность. Ева первая поддалась соблазну, но ведь и Адаму Бог дал заповедь, которую тот нарушил. Между тем женщине может быть найдено оправдание, а мужчине нет: ведь она сопротивлялась могучей силе дьявола, а мужчина не сопротивлялся даже ей, слабой Еве, и покорно вкусил запретный плод из ее рук.
Если же говорить о современности, то давно канули в Лету времена, когда женщина считалась ниже мужчины. Элементы дискриминации все равно сохранились, особенно в духовной сфере, но по сравнению со средними веками, когда женщина не имела практически никаких прав и фактически была собственностью мужа – прогресс на лицо.
Мужчины же, которые считают, что женщина создана из ребра только потому, что эта кость не имеет мозга, сами себя обрекают на жизнь с "пустотой". Но забери у них эту "пустоту"... Что тогда? Кем они станут без Той, которая всегда была спутницей, другом, любовницей, женой и матерью, берегиней, хранительницей домашнего очага? Ведь женщина без мужчины проживет, она по природе своей более вынослива и жизнеспособна, менее восприимчива к боли, сильна и отважна. Еще в доисторические времена женщина носила на себе многокиллограмовую добычу, убитую мужчиной на охоте. А вот мужчина без женщины вымрет как мамонт в ледниковый период. Медленно, но верно и необратимо.
Так почему же Бог, создавая женщину, выбрал именно ребро?

Если обратиться к анатомии, то можно увидеть, что роль реберных костей сильно отличается от роли всех остальных и, в отличие от опорно-двигательного аппарата, они, прежде всего, формируют область для уютного расположения всех жизненно важных органов и в то же время являются их поддержкой и надежной защитой. Ребро - это самая близкая кость к сердцу человека. Его защита. К тому же в женщине нет "закостенелости", зацикленности на Одном, в том числе на собственной персоне. Женщина собирает по жизни крупицы мудрости, она никогда не считает себя умной от рождения (в отличии от мужчины), она открыта всему новому. Меняя себя и мир вокруг, легко идет по жизни, не впадая в крайности. Она наделена небывалой чувствительностью к опасностям, подвохам и скрытым течениям, которые не способен разглядеть мужчина. Она ощущает моральную и духовную обстановку в семье и первой бьет тревогу, если что-то идет не так. Женщина выдерживает множество гормональных и физических изменений при зачатии и вынашивании ребенка, обладает небывалой силой и мужеством родить его и наделена исключительным терпением и нежностью его взрастить, воспитать и поставить на ноги. Разве мужчине такое под силу?
Никто, даже из самых лучших друзей, не может стать более близким другом, чем женщина. Ведь она есть АБСОЛЮТНОЕ дополнением мужчины! И не только физически, что также, к сожалению, общепринято, но и духовно. Только женщина может быть одновременно как грозной защитницей семьи, так и нежной, ласковой женой и матерью. Только ей свойственно загнать мужчину в глубочайшую депрессию и вывести его из нее. Из-за женщин начинались войны и из-за них же они прекращались. Да и если обратиться к истории, то создается впечатление, что для мужчины нет невыполнимой цели, если она поставлена в стремлении покорить женщину.
Так что же можно сказать про тех мужчин, которые смеют так грубо унижать женщин и тем самым за их счет возвеличивать собственное «Я»? Они - Пустота, пусть и созданная по образу и подобию Бога, которого никто никогда не видел. В данном случае можно говорить о том, что мужчина не имеет ни Начала, ни Конца. Появился из Ниоткуда и развиваться ему Некуда. Его сущность замкнута на догадках и предположениях, которые никогда не найдут подтверждения. Да и вообще, может ли человек, способный опустить образ Женщины к своим ногам, без Женщины состояться как мужчина, или хотя бы называтьcя мужчиной? Лучше ничего не говорить, а просто ему посочувствовать.