Интересные факты о железной дороге. Железнодорожный транспорт Гражданская война в США

Железные дороги в России каждый год перевозят 1 миллиард 300 миллионов пассажиров. В среднем каждый из нас 9 раз в году является пассажиром поезда, но это очень маленькая цифра. В советские времена эта цифра доходила до 15 раз в год.

Транссибирская железнодорожная магистраль считается самой длинной в мире. Её длина почти 9.300 километров.

Cтанция «Половина» это самая середина Транссиба. От этой станции одинаковое расстояние, как до Москвы, так и до Владивостока.

После открытия первой железной дороги в России (между Москвой и Петербургом) первые трое суток проезд был бесплатным. Потому что никто не хотел ехать на этой «страшной штуке».

Во Франции до сих пор действует закон, который запрещает поцелуи на вокзалах. Причиной запрета были задержки с отправлением поездов. Закон издали ещё 100 лет назад и его до сих пор никто не отменял.

Оказывается, путевые обходчики, которые постукивают колеса поездов обладают идеальным музыкальным слухом. По изменению тона они должны определять неисправность колеса.

В поезде, который курсирует на западе Перу, проводники предлагают пассажирам кислородную подушку. Потому что поезд идёт по самой высокогорной железной дороге в мире (на высоте более 3 километров).

Однажды на железнодорожной дороге в штате Огайо (США) произошло столкновение поезда с пароходом. Дело в том, что озеро Огайо вышло из берегов, и железнодорожный путь оказался под метровым слоем воды. Тем не менее, машинист решил провести поезд по залитому пути, но столкнулся с пароходом.

Начальник баварских железных дорог в 1910 г. вынужден был издать приказ о запрещении машинистам и кочегарам покупать во время остановок на станциях пиво.

В Аргентине сейчас можно совершить экскурсию на легендарном поезде «Патагония-Экспресс», который восстановили специально для туристов. Кроме впечатлений от окрестных пейзажей, пассажиры могут без своего согласия стать участниками тщательно спланированной акции «Ограбление поезда».

Несколько лет назад между Парижем и Венецией начал курсировать специальный «поезд любви». В купе такого поезда: VIP-обслуживание, есть телевизор, душевая кабина и специальная двуспальная полка.

Однажды в турне по Швейцарии отправился поезд, на котором ехали сливки швейцарского общества: министры, депутаты, почетные граждане и т.п. По случаю торжества поезд был составлен из одних вагонов-ресторанов. Но организаторы не учли маленького нюанса: в швейцарских вагонах-ресторанах нет туалета. Поэтому когда поезд подошел к станции, собравшиеся встречать его местные жители, были очень удивлены: почетные гости сыпанули из дверей вагонов как горох.

Как известно, некоторые поезда имеют своё название. Например, «Красная стрела», «Россия», «Байкал» и т.д. Часто названия поездам дают сами пассажиры: например, поезд « Ростов – Одесса» пассажиры ласково зовут «Папа – Мама»

Японская фирма «Тошиба» построила поезд на магнитной подушке. Поезд способен развивать скорость в 517 км/час.

Однажды группа немецких инженеров обследовала Панамский перешеек в целях строительства трансамериканской железной дороги. И в итоге вынесла решение, что рельсы здесь лучше делать не из редкого в этих местах железа, а… из золота.

Вагоны третьего класса на первых русских железных дорогах следовали в передней части состава и были снабжены жесткими скамьями. Но пассажиры чаще ездили под скамьями. Потому что у этих вагонов не было крыши, и пассажиры прятались от непогоды и искр.

В Австралии на пустынной равнине проложена железная дорога, которая занесена в книгу рекордов Гиннесса. Знаменита она тем, что на протяжении 500 км на ней нет ни одного поворота.

Среди коллекции Фаберже есть яйцо «Транссибирская магистраль», которое содержит в себе заводную модель императорского транссибирского поезда из золота и платины.

В ближайшем будущем в России могут появиться двухъярусные пассажирские вагоны. Такие вагоны будут гораздо экономичнее для железной дороги и гораздо комфортабельнее для пассажиров. В каждом купе такого вагона имеются душ, туалет и кондиционер.

В Монте-Карло можно увидеть людей, которые встречают поезда в ожидании тех, кто прибыл в княжество впервые. После чего пассажирам предлагают деньги для игры, обещая за это долю выигрыша. Во всём виной примета, что новичкам везет.

А вот на станции Сибуя в Японии стоит памятник собаке с «фуражкой начальника станции» на голове. Этой чести собака удостоилась за свой подвиг, она 10 лет встречала хозяина, уехавшего на поезде.

Когда в Англии построили первый участок железной дороги между Ливерпулем и Манчестером, решили устроить своеобразное состязание между пятью паровозами. Однако перед самым началом соревнований пятая машина была отстранена от участия в них «из-за устаревшего двигателя». Под стальной обшивкой там были спрятаны обыкновенные лошади.

Самый длинный грузовой состав в мире курсировал в Советском Союзе по маршруту Экибастуз - Урал. Поезд длиной 6,5 километров перевёз 42.000 тонн угля в 440 вагонах.

В начале 90-х гг. была известна такая афёра: африканцу обещали эмиграцию в Европу, забирали оговоренную сумму, привозили в Москву (тогда это было просто и дешево). А затем этого африканца сажали в поезд, заверив, что это поезд в Германию. Но на самом деле это был поезд метро, который двигался по кольцевому маршруту. Бедняга мог ехать очень долго.

Суровое наказание заслужил однажды машинист поезда «Ахваз – Тегеран». Его вина была в том, что он не остановил поезд во время намаза (молитвы). Из-за этого пассажиры были вынуждены молиться в купе, более того, при каждом повороте поезда им приходилось вертеться на месте.

Специалисты советуют в целях безопасности, при покупке билетов отдавать предпочтение центральным вагонам. В случае аварии они страдают меньше, чем головные или хвостовые. А также лучше выбирайте сидячие места против движения поезда. Кстати,согласно статистике, поезда в 45 раз безопаснее автомобилей

Максимальная скорость на рельсовом пути зафиксирована на отметке 9851 км/ч! Именно такую скорость развила во время эксперимента платформа с ракетным двигателем в штате Нью-Мексико (США)


Поезда - один из наиболее популярных видов транспорта. Каждый день они развозят более миллиона пассажиров по всему миру. Но при этом немногие знают, что с поездами связано множество интереснейших фактов.

1. Заброшенная станция


В Нью-Йорке есть станция метро, Сити Холл, проезжая которую, поезд притормаживает, не останавливаясь и не открывая дверей. Эта красивая станция была открыта в 1904 году на новой ветке метро, но в 1945 году ее закрыли из-за малого потока пассажиров и небезопасности использования. Но сегодня поезд № 6 каждый день очень медленно проходит через эту станцию, чтобы пассажиры могли полюбоваться ее роскошным интерьером.

2. От самолетов-камикадзе до высокоскоростных поездов


Во время II мировой войны для атак на американские военные корабли японцы использовали специальные самолеты, разработанные конструктором Мики Таданао. Благодаря оптимизированной обтекаемой форме они пикетировали с огромной скоростью, молниеносно поражая цель. Но осознав, сколько летчиков погибло из-за его самолетов-камикадзе, Мики Таданао сосредоточился на более мирных проектах. Используя свои знания, он участвовал в создании первого поколения сверхскоростных пассажирских экспрессов. Во время пробного прогона в 1963 году ими была достигнута скорость 256 км/час. Сегодняшние сверхскоростные пассажирские экспрессы могут достигать скорости уже более 600 км/час.

3. Пар против лошади


В 1830 году между Балтимором и Огайо была построена железная дорога, по которой курсировали лошади с повозками. Питер Купер предложил использовать вместо лошадей паровой двигатель. Для осуществления этой идеи Питер сконструировал и построил небольшой паровоз, «Tom Thumb» - «Мальчик-с-пальчик». Испытание его прошло весьма успешно. После этого Питер Купер решил устроить показательные гонки «Пар против лошади».

В начале гонки преимущество было на стороне лошади, поскольку паровозу нужно было время, чтобы разогнаться, но, набрав скорость 29 км/час, он легко обогнал лошадь. Однако спустя некоторое время у паровоза соскочил приводной ремень, он замедлил ход, и лошадь пришла к финишу первой. Но, тем не менее, превосходство паровоза было очевидным, и вскоре по железной дороге начали курсировать составы с паровозами.

4. Хогвартс-экспресс

Мир Гарри Поттера наполнен волшебством, и, конечно, всем нам хотелось бы увидеть его в реальности. И кое-какие следы того мира в нашей жизни все же остались. Приехав в Шотландию, вы сможете прокатиться на том самом экспрессе, на котором ученики, в том числе и Гарри Поттер, добирались в Хогвартс, школу Чародейства и Волшебства. По живописному маршруту Вест Хайленд и сегодня курсируют поезда с теми самыми красными вагончиками. Они проезжают по знаменитому Гленфиннанскому виадуку, а за окнами мелькают те же самые чудесные пейзажи, что и в фильме про Гарри Поттера.

5. Гражданская война в США



Паровозы широко использовались для перевозки пассажиров и товаров. Но, начиная с 1861 года, во время гражданской войны, на них стали также перевозить солдат и военную технику. В сентябре 1863 года союзники доставили на фронт 20000 солдат с помощью поездов, преодолевших за 11 дней 1900 км. К сожалению, в дальнейшем, широко используемые железные дороги стали объектом множественных терактов.

6. “Лошадиная сила”


Единица измерения мощности “лошадиная сила” используется уже в течение сотен лет. Но что это за единица и откуда она взялась? Джеймс Уатт предложил на пивоваренных производствах вместо лошадей использовать силу пара. Наблюдая за лошадьми, Уатт заметил, что лошадь могла перетащить груз весом 14,774 кг на расстояние 0.3 м за 1 минуту. Округлив 14,774 кг до 15 кг, он ввел единицу измерения мощности “лошадиная сила”. Сравнив производительность лошади и парового двигателя с помощью этой единицы, Уатт убедил пивоваров заменить лошадей на пар, и в результате эффективность пивоваренного процесса значительно возросла. А термин “лошадиная сила” стал с этого времени широко использоваться.

7. Президентский похоронный поезд


Джордж Пуллман обратил внимание на то, что вагоны поездов не очень удобны для ночных поездок и решил их усовершенствовать. В партнерстве со своим близким другом, Бенджамином Филдом, он создал компанию по разработке комфортабельных железнодорожных вагонов, и спустя шесть лет компания выпустила два таких вагона, “Спрингфилд” и “Пионер”. В 1865 году, после убийства президента Авраама Линкольна, его тело пришлось перевозить на поезде в Спрингфилд. На всем пути следования в десятках городов стояли скорбящие люди. Вдова Линкольна, видя все это, по прибытии в Чикаго, упала в обморок от нервного истощения. Пуллман, для того, чтобы ей легче было переносить остаток пути, предложил воспользоваться своим вагоном “Пионер”. Удобство этого вагона было по достоинству оценено, и с тех пор все поезда стали оснащаться спальными вагонами.

8. Часовые пояса


Как определять время на территории большой страны, в разных частях которой световой день протекает несинхронно. Для этих целей были придуманы часовые пояса. В 1883 году представители железнодорожных компаний США собрались с целью выработки Конвенции по определению общего времени. 18 ноября, в 12 часов дня, с американской обсерватории был отправлен телеграфный сигнал, по которому все железнодорожные станции скорректировали свои часы. В 1918 году Конгресс США официально утвердил на территории страны девять часовых поясов.

9. Железнодорожная лихорадка


После того, как в Америке начали использовать паровозы, появилась необходимость масштабного строительства железнодорожных путей. В 1830 году, когда прошло испытание первого паровоза, длина железнодорожных путей в США составляла 37 км. К 1861 году она достигла 48000 км, между 1890 и 1900 гг добавилось еще 64000 км, а к 1916 году длина железных дорог в США (402000 км) превысила расстояние от Земли до Луны. К 1930 году длина дорог составляла 692000 км. В дальнейшем, с появлением автомобилей, строительство железнодорожных путей начало сокращаться.

10. Точно по расписанию


Все поезда в Японии ходят без опозданий, задержка даже на одну минуту бывает очень редко. Японцы добились этого благодаря серьезному отношению к обучению водителей, управляющих поездами, и серьезными наказаниями их за опоздания. В случае опоздания пассажирам на станции по громкой связи приносятся извинения, и выдается документ, подтверждающий опоздание поезда с указанием причины. Этот официальный документ пассажиры могут предъявить своему работодателю, если возникнут проблемы в связи с их опозданием на работу.

И в продолжение темы рассказ про .

Сухопутный транспорт.

Железнодорожный транспорт – вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов по рельсовым путям в вагонах (поездах) с помощью локомотивной тяги. Железнодорожный путь – комплекс сооружений и устройств, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй для движения подвижного состава железнодорожного транспорта. Основные элементыжелезнодорожного пути: верхнее строение, земляное полотно, инженерные сооружения (мосты, тоннели…).

Железнодорожный транспорт относится к внутриконтинентальному виду транспорта. Обслуживая перевозки в государствах какого-либо региона, он приобретает значение международного вида транспорта. Железные дороги не всегда образуют единую систему из-за разной ширины колеи. В РФ колея соответствует западноевропейской, но шире восточноевропейской.

Достоинства железнодорожного транспорта: высокая пропускная и провозная способность; надёжность работы благодаря независимости от климатических условий (исключение – обрыв электрических проводов при стихийных бедствиях); возможность сооружения путей сообщения на любой сухопутной и водной территории при наличии паромов; непосредственная связь с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями любых отраслей экономики (отдельные отрасли имеют свои подъездные пути для выхода на магистральную сеть); массовость перевозок в сочетании с низкой себестоимостью и достаточно высокой скоростью доставки; более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта.

Недостатки железнодорожного транспорта: «привязка» к колее; высокая первоначальная стоимость основных фондов (вагон дороже автомобиля, но дешевле воздушного или морского судна); высокая металлоёмкость, трудоёмкость, низкая производительность труда.

Технология работы железнодорожного транспорта сложная. Это связано с привязкой к железнодорожной колее. Основой технологии работы является теория расписаний (график движения); план формирования поездов по направлениям движения; согласованный план формирования поездов на магистральном направлении с графиком работы подъездных путей предприятий, имеющих связь с магистральной сетью железных дорог.

Принципы работы железных дорог:

1. на занятый перегон не может выйти другой поезд (для повышения пропускной способности перегоны дробятся на участки);

2. движение осуществляется только поездами (пассажирскими, грузовыми, почтовыми, смешанными), которые переформировываются по маршруту движения;

3. грузы следуют между сортировочными станциями, на которых переформировываются поезда;

4. управление транспортным процессом производится через диспетчерский центр;


5. смена бригады паровоза производится через 100 – 120 км (забор воды необходим через 600 – 800 км); современная тяга позволяет менять бригаду через 200 – 300 км, а локомотив – через 1000 км;

6. перевозка происходит при разной ширине колеи;

7. отправки грузов – повагонные, мелкими партиями, поездные или маршрутными поездами (характерны для перевозки навалочных грузов).

К подвижному составу железнодорожного транспорта относятся: локомотивы (грузовые, маневровые, электропоезда для пригородного сообщения и метрополитена) и вагоны (грузовые, пассажирские, специальные, специализированные по виду груза).

Возникновение и развитие железнодорожного транспорта относится к первой половине XIX в. и связано с бурным ростом капиталистического способа производства. Родина этого вида транспорта – Великобритания.

Первая железная дорога общего пользования в России протяженностью всего 26 км Санкт-Петербург – Царское Село – Павловск была введена в действие в 1837 г. и имела чисто демонстрационное значение. За три года до этого начала функционировать заводская железная дорога в Нижнем Тагиле. Россия опоздала в организации железнодорожного сообщения в сравнении с развитыми странами того времени на 10 – 12 лет.

Полномасштабное начало формирования отечественной железнодорожной сети относится к 1851 г.. Тогда была сдана в эксплуатацию двухколейная железнодорожная магистраль Санкт-Петербург – Москва. В дальнейшем развернулось строительство магистралей по радиальным направлениям из Москвы (на Ярославль, Нижний Новгород, Саратов). А также из зерновых районов к морским экспортным портам Балтийского и Чёрного морей. Железнодорожное строительство в России приобрело осо­бенно большие масштабы в конце XIX – начале XX столетия. В предреволюционный период сложился основной «костяк» современной железнодорожной сети страны. К этому времени на всём своём протяжении функционировали Транссибирская магистраль (Москва – Владивосток) и железные дороги, соединяющие Москву с Кавказом и Средней Азией. Магистраль Санкт-Петербург – Варшава – Берлин связала столицу России с железнодорожной сетью Западной Европы. Магистрали на Одессу и Мурманск дали Санкт-Петербургу выход к Чёрному и Баренцеву морям.

В советский период основной акцент был сделан не на строительство новых железных дорог, а на реконструкцию и увеличение пропускной способности наиболее загруженных существующих магистралей. Такой подход был вполне оправданным. Концентрация основных грузо- и пассажиропотоков на относительно немногих магистралях позволила провести соответствующую концентрацию капитальных вложений в их реконструкцию и техническое перевооружение. Результат – существенное снижение удельных затрат на перевозку грузов и пассажиров.

К концу 80-х гг. железнодорожные магистрали Советского Союза были самыми грузонапряжёнными в мире. На них приходилось около половины мирового грузооборота железнодорожного транспорта. Причем наиболее интенсивным движением поездов отличались дороги России. На территории нашей страны находится самая загруженная магистраль мира – Транссиб. Максимальный грузопоток на ней приурочен к участку Новосибирск – Омск, где в обоих направлениях в предкризисном 1990 г. перевозилось более 130 млн. т грузов.

Высокая интенсивность движения по железным дорогам России позволила проводить такие дорогостоящие и капиталоёмкие виды реконструкции, как перевод железнодорожного транспорта на электротягу.

Новые железные дороги сооружались главным образом во вновь осваиваемых районах Сибири, Дальнего Востока и Европейского Севера. Для разгрузки Транссиба были построены его «дублеры» – Южносибирская магистраль (Абакан – Новокузнецк – Барнаул – Павлодар – Целиноград – Магнитогорск) и Среднесибирская (Камень-на-Оби – Кокчетав – Кустанай – Челябинск). Значительная часть этих дорог приходится на Казахстан. Следовательно, сегодня они имеют межгосударственное значение. Наряду с внутрироссийскими связями, они играют большую роль в международном территориальном разделении труда между Россией и Казахстаном. Также были построены железные дороги для освоения топливно-энергетических ресурсов Европейского (Воркута – Коноша) и Западносибирского Севера (Тюмень – Сургут – Уренгой). Наиболее значительной дорогой на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока также является северный «дублер» Транссиба – Байкало-Амурская магистраль (Тайшет – Усть-Кут – Северобайкальск –Тында – Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань). Был построен Малый БАМ – трасса БАМ – Тында – Беркакит. Эта трасса дала выход Южно-Якутскому ТПК на Транссиб. В перспективе намечалось продлить Малый БАМ на Якутск и далее через Сусуман на Магадан, чтобы обеспечить третий железнодорожный выход России к Тихому океану. Существуют проекты соединения «островной» железной дороги Дудинка – Норильск – Талнах с основной сетью железных дорог России путем продления магистрали Тюмень – Сургут – Уренгой до Дудинки с мостовым переходом через Енисей. Однако осуществление всех этих проектов требует крупных капиталовложений.

Для характеристики работы железнодорожного транспорта на современном этапе развития всё большее значение приобретают не количественные, а качественные показатели, в частности, электрифицированность. По длине электрифицированных железных дорог первое место в мире занимает Россия (75,3 тыс. км), затем идут ФРГ, Франция, Италия, Индия и Китай. По протяжённости железных дорог Россия занимает 2-е место – 124 тыс. км. Однако по густоте сети наша страна на одном из последних мест. Особенно редка сеть железных дорог в Сибири, на Дальнем Востоке и Европейском Севере. Хотя и сегодня по общему грузообороту железнодорожного транспорта Россия удерживает лидерство, однако и железнодорожная сеть, и транспортные средства в значительной мере физически изношены и требуют незамедлительного обновления.

Такое состояние железнодорожного транспорта и железных дорог – результат систематического сокращения капитальных вложений в отрасль, а также практического прекращения поставок подвижного состава и разного оборудования из бывших союзных республик и стран народной демократии. России с её огромными пространствами и крупными объёмами перевозок массовых грузов на большие расстояния остро необходим хорошо развитый железнодорожный транспорт (скоростные трассы с большой пропускной способностью и современный подвижной состав).

Правительством РФ было принято постановление о создании ОАО "РЖД", крупнейшей транспортной компании, приступившей к хозяйственной деятельности с 1 октября 2003 г. Сегодня реформа железнодорожного транспорта признана одной из самых успешно развивающихся реформ в экономической сфере. В результате реализации программы структурной реформы железнодорожного транспорта обеспечен прорыв в области пассажирских перевозок – пассажирооборот возрос. Уже в первый год работы компании улучшено качество грузовых перевозок: скорость доставки грузов возросла на 6%, доля отправок грузов, доставляемых точно в срок, превышала 90%.

В перевозке грузов по железным дорогам России всегда преобладали такие массовые грузы, как лес и лесоматериалы, сельскохозяйственные грузы и в значительной степени зерно, уголь. Позже – нефть и нефтепродукты, сырьё, руды чёрных металлов и металлы, минерально-строительные материалы. Гораздо меньшую долю составляла продукция обрабатывающей промышленности. И сегодня эта картина мало изменилась. Тем не менее последние 2 – 3 десятилетия наметилась весьма положительная тенденция – постепенный (крайне медленный) рост удельного веса продукции обрабатывающей промышленности в общем объёме грузооборота и сокращение доли остальных видов грузов.

В географии грузоперевозок преобладают грузопотоки топлива и сырья из Сибири в западном направлении (в европейскую часть России, на Украину, в Белоруссию, Прибалтику, а также страны Восточной и Западной Европы). Велик также грузопоток сырья из Европейского Севера в среднюю и южную полосу России.

Существует проект подводного тоннеля, соединяющего РФ с США, но пока он не имеет основы.

В пассажирском сообщении особенно загружены Транссибирская магистраль в её европейской части, дорога Москва – Санкт-Петербург, а также остальные радиальные магистрали, расходящиеся из Москвы.

Пригородное пассажирское сообщение наиболее развито в окрестностях Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов России.

В семи крупнейших городах России – Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Казани и Новосибирске – имеется метрополитен. Строительство метрополитенов ведётся также в Омске, Челябинске, Красноярске и Уфе. В Волгограде действует метротрам – система подземного скоростного трамвая. Метротрам, несмотря на трамвайный подвижной состав, фактически считается метрополитеном. Общая протяжённость линий российских метрополитенов составляет около 453,0 км, на них функционирует 280 станций. Ежегодно метрополитены перевозят свыше 4,2 млрд. пассажиров. Это почти в два раза превышает пассажироперевозки всей сети железных дорог России. Россия занимает третье место среди стран мира по количеству городов с действующими метрополитенами и четвертое по общей протяжённости сети. Ведущее место среди российских метрополитенов занимает Московский.

В 1992 г. было начато строительство первой в России сверхскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Таким образом, первая в России высокоскоростная железнодорожная пассажирская магистраль – ВСЖМ-1 – пассажирская магистраль Москва – Санкт-Петербург для обращения специализированных высокоскоростных поездов.

С 18.12.09 началось регулярное движение поезда «Сапсан» между Москвой и Санкт-Петербургом по расписанию. Первоначальное время поездки между двумя столицами составляло 3 часа 45 минут. В дальнейшем планировалось сокращать время в пути. Однако наоборот оно было увеличено, и теперь варьирует от 3 часов 55 минут до 4 часов 45 минут.

Высокоскоростной поезд "Сапсан" (Velaro RUS) – совместный проект РЖД и компании Siemens. Первый поезд в России сформирован из 10 вагонов. В пути он развивает скорость до 250 км/ч. При этом на испытаниях он разгонялся до 281 км/ч. Вагоны «Сапсана» имеют двухклассную компоновку – туристский и бизнес-класс. Целый ряд проблем при эксплуатации поезда возникает из-за того, что высокоскоростное движение организовано по общим с обычными поездами железнодорожным путям. В связи с этим принято решение о строительстве первой в России специализированной высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. По новой трассе поезда смогут курсировать со скоростью до 400 км/ч. Окончание строительства запланировано на 2017 год. Также ОАО «РЖД» планирует оформлять сквозной билет для пассажиров «Сапсана» (Москва – Санкт-Петербург) и «Аллегро» (СанктПетербург – Хельсинки) – проезд на обоих поездах будет осуществляться по одному билету.

Вторая ВСЖМ России – Москва – Нижний Новгород. Время движения по маршруту составляет 3 часа 55 минут, при максимальной скорости 160 км/ч. По пути следования состав делает двухминутные остановки во Владимире, а также в Дзержинске. Первый рейс осуществлён 30 июля 2010 г. Интенсивность движения две пары в сутки – одна пара ходит из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород и обратно через Курский вокзал Москвы. С 6 сентября 2010 г. вторая пара ходит из Москвы в Нижний Новгород с Курского вокзала и обратно. Общее время в пути составляет 7 часов 55 минут из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород и 3 часа 55 минут из Москвы в Нижний Новгород.

В настоящее время существуют проекты строительства новых железнодорожных линий, где будут эксплуатироваться поезда «Сапсан»: 1) линия Москва – Казань; 2) линия Москва – Ярославль.

На сегодняшний день на территории ведущих стран мира проложено почти миллион километров железнодорожных путей. Придумано множество разработок по усовершенствованию железнодорожного транспорта: от поездов, двигающихся от электричества, до составов, которые двигаются на магнитной подушке, не касаясь рельсов.

Одни изобретения прочно вошли в нашу жизнь, другие же так и остались на уровне планов. Например, разработка локомотивов, которые двигались бы на атомной энергии, но из-за высокой опасности для экологии и больших финансовых затрат их так и не построили.

Сейчас разрабатывается первая в мире железная дорога для гравитационного поезда, который будет двигаться за счет своей инерции и

У железнодорожного транспорта большой потенциал. Изобретаются все новые и новые способы передвижения по железной дороге, несмотря на то, что, кажется, в этой области все уже давно изобретено.

Зарождение железнодорожного транспорта

Самые первые железные дороги стали появляться в середине 16 века по всей Европе. Это нельзя было назвать железнодорожным транспортом в полной мере. По путям ездили вагонетки, которые тянули лошади.

В основном такие дороги использовались на разработках камня, в рудниках и шахтах. Сделаны они были из дерева, и лошади могли перевезти по ним груз весом намного больше, чем по обычной дороге.

Но у таких рельсовых путей был существенный недостаток: они быстро изнашивались, и повозки сходили с путей. Для того чтобы уменьшить износ дерева, стали применять чугунные или железные полосы для укрепления.

Первые железные дороги, рельсы которых сделаны полностью из чугуна, стали использовать только в 18 веке.

Первая железная дорога общественного пользования

Первая в мире железная дорога для перевозок пассажиров была построена в Англии 27 октября 1825 года. Она соединяла города Стоктон и Дарлингтон, и изначально предполагалось, что по ней будут перевозить уголь из шахт в порт Стокона.

Проектом железной дороги занимался инженер Джорж Стефенсон, который уже имел опыт эксплуатации и управления железными дорогами в Килингуорете. Чтобы начать строительство дороги, пришлось ждать одобрения парламента целых четыре года. У нововведения было много противников. Владельцы лошадей не хотели лишаться своего дохода.

Самый первый состав, который перевозил пассажиров, был переоборудован из вагонеток для угля. А в 1833 году для быстрой перевозки угля дорогу достроили до Мидлсбро.

В 1863 году дорога вошла в состав Северо-Восточной железной дороги, которая и по сей день находится в эксплуатации.

Железная дорога под землей

Первая в мире железная дорога, которая проходила под землей, стала прорывом в сфере общественного транспорта. Первыми построили ее англичане. Необходимость в подземке появилась в тот момент, когда жители Лондона в полной мере познакомились с пробками на дороге.

В первой половине 19 века на центральных улицах города возникали скопления различных повозок. Поэтому решили «разгрузить» транспортные потоки за счет создания тоннеля под землей.

Проект лондонского подземного туннеля был изобретен французом Марком Изамбаром Брюнелем, который проживал в Великобритании.

Строительство тоннеля завершилось в 1843 году. Сначала он использовался лишь как но позже родилась идея метрополитена. И 10 января 1893 года состоялось торжественное открытие первой подземной железной дороги.

На ней использовалась паровозная тяга, и длина путей составляла всего лишь 3,6 километров. Среднее количество перевозимых пассажиров составляло 26 тысяч человек.

В 1890 году произошла модификация составов, и они стали двигаться не на паровой тяге, а на электричестве.

Магнитная железная дорога

Первая в мире железная дорога, по которой поезда двигались на была запатентована в 1902 году немцем Альфредом Зейденом. Попытки возведения были предприняты во многих странах, но первая была представлена на Международной выставке транспорта в Берлине в 1979 году. Проработала она всего лишь три месяца.

Поезда по магнитной железной дороге передвигаются, не касаясь рельсов, и единственная тормозящая сила для состава - это сила аэродинамического сопротивления.

На сегодняшний день не могут конкурировать с железной дорогой и метрополитеном, потому что, несмотря на высокую скорость передвижения и бесшумность (некоторые поезда могут развивать скорость до 500 км/ч), имеют ряд существенных недостатков.

Во-первых, потребуются большие финансовые вливания для создания и обслуживания магнитных дорог. Во-вторых, поезда на магнитной подушке. В-третьих, наносит большой вред окружающей среде. И, в-четвертых, у магнитной железной дороги очень сложная путевая инфраструктура.

Во многих странах, в том числе и в Советском Союзе, планировали создание таких дорог, но позже отказывались от этой идеи.

Железные дороги в России

Впервые в России предшественницы полноценных железных дорог были применены на Алтае в 1755 году - это были деревянные рельсы на рудниках.

В 1788 году в Петрозаводске построили первую железную дорогу для заводских нужд. А для пассажирских перевозок в 1837 году появилась железная дорога Санкт-Петербург - Царское Село. По ней ходили составы на паровой тяге.

Позже, в 1909 году, Царскосельская железная дорога вошла в состав Императорской ветки, которая соединила Царское Село со всеми линиями Санкт-Петербургской железной дороги.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ВИКТОРИНА

Как в старину называли железную дорогу?
а) Жестянка;

б) Чугунка;

в) Серебрянка;

г) Стекляшка.

(Чугунка, железянка.)

Как в давние времена называли паровоз?
а) Пароход;
б) Самоход;
в) Дымоход;
г) Пролётка.
(Именно так в «Попутной песне» на слова Н.В. Кукольника и музыку М.И. Глинки называется паровоз.)


Назовите первого царя, начавшего строить железные дороги в России.

а) Иван VI ;

б) Пётр I ;

в) Николай I ;

г) Александр II .

(В ноябре 1851 года была открыта Петербургско-Московская дорога, построенная за 9 лет русскими инженерами. Заступивший на престол в 1855 году Александр II присвоил дороге название Николаевской – по имени своего отца Николая I, первого царя, начавшего строить железные дороги в России.)

В каком году в России был учреждён профессиональный праздник День железнодорожника?

а) В 1896 году;

б) В 1917 году;

в) В 1936 году;

г) В 1985 году.

(День железнодорожника был приурочен ко дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог. В период его правления были построены первая прогулочная железная дорога в Царское село, первая всероссийская магистраль от Санкт-Петербурга до Москвы. Этот праздник в те годы, вплоть до 1917 года, праздновался 25 июня. Праздничная традиция возродилась в СССР лишь через 20 лет забвения – в 1936 году.)

Какие поезда были раньше?
а) Бухгалтерские;

б) Докторские;

в) Курьерские;

г) Банкирские.
(Так раньше называли поезда-экспрессы.)

Как в позапрошлом веке называли железнодорожников?

а) Ямщиками;

б) Возницами;
в) Путейцами;

г) Подорожниками.

Какая из этих профессий существует?
а) Облётчик магистралей;

б) Обходчик путей;
в) Надзиратель дорог;

г) Контролёр перронов.
(Это железнодорожник, регулярно обходящий с целью наблюдения и охраны отведённый ему участок железнодорожного пути.)

Профессиональный переносчик чемоданов на железнодорожном вокзале – это… Кто?
а) Носитель;

б) Несун;
в) Носильщик;

г) Передвижник.

Какая должность есть в штатном расписании железнодорожной станции?
а) Составитель рельсов;

б) Составитель протоколов;
в) Составитель поездов;

г) Составитель чемоданов.



Как именуется главный проводник пассажирского поезда?
а) Старшина;

б) Прораб;
в) Бригадир;

г) Сверхпроводник.

Что служит для прикрепления рельсов к деревянным шпалам или брусьям?

а) Трость;

б) Костыль;

в) Гриф;

г) Копьё.

(Путевой костыль.)

Какое сечение имеет путевой костыль?

а) Круглое;

б) Треугольное;

в) Овальное;

г) Квадратное.

(Путевой костыль – это стальной стержень квадратного сечения с овальной головкой и со скошенным с двух сторон концом, повсеместно заменяются шурупами.)

Чем железнодорожники стопорят вагоны?
а) Башмаками;

б) Сапогами;
в) Пятками;

г) Каблуками.
(Башмак – это приспособление, накладываемое на рельс для остановки колёс. Отсюда название железнодорожной профессии – башмачник.)

У железнодорожных вагонов есть тормозные... Что?

а) Рукава;

б) Карманы;

в) Пояса;

г) Лампасы.

(Соединительные тормозные рукава, образующие тормозную магистраль систему воздухопровода, находящегося под днищем вагона или поезда, в которую подаётся воздух из компрессора локомотива и способствует торможению поезда.)

Что есть на крыше электровоза и электрички?

а) Пантограф;

б) Кардиограф;

в) Полиграф;

г) Автограф.

(Это токоприёмник с подъемным механизмом в виде шарнирного многозвенника. Служит для обеспечения надёжного электрического соединения с контактным проводом контактной сети электрического подвижного состава железных дорог. Название пантографа произошло от похожего на него по форме устройства для копирования чертежей, отсюда в слове корень -граф.)

Какое устройство позволяет подвижному составу (поездам) переходить с главного пути на примыкающие?
а) Стрелка;
б) Шлагбаум;
в) Семафор;
г) Башмак.
(Стрелочный перевод.)

Какого из этих понятий НЕ существует?
а) Железнодорожный узел;
б) Железнодорожная ветка;
в) Железнодорожное полотно;
г) Железнодорожные спицы.

Как называется конец железнодорожного пути?

а) Узел;

б) Разъезд;

в) Перегон;

г) Тупик.

Как называют часть железнодорожной линии между смежными станциями?

а) Прогон;

б) Перегон;

в) Прокат;

г) Пробег.

Как называется единица подвижного состава, специально предназначенная для тяги поездов и не приспособленная сама по себе для перевозки пассажиров или грузов?
а) Динамо;
б) Локомотив;
в) Дизель;
г) Мотриса.

Какого вида локомотивов НЕ существует на российских железных дорогах ?
а) Пассажирский;
б) Грузовой;
в) Маневровый;
г) Спортивный.

Как называется добровольное спортивное общество железнодорожников, основанное в СССР в 1936 году?
а) «Локомотив»;
б) «Гудок»;
в) «Семафор»;
г) «Экспресс».
(Ныне Российское физкультурно-спортивное общество «Локомотив»РФСО «Локомотив».)

Как называется специалист, управляющий локомотивом?
а) Машинист;

б) Моторист;

в) Диспетчер;

г) Тренер.

Как называется предприятие, осуществляющее техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог?
а) Ангар;
б) Гараж;
в) Депо;
г) Стойло.

Какие грузовые вагоны предназначены для перевозки жидких грузов?

а) Хопперы;

б) Думпкары;

в) Цистерны;

г) Полувагоны.

(Хопперы - для массовых сыпучих грузов, думпкары - для транспортировки и автоматизированной разгрузки горнорудных и земляных пород, полувагоны - для навалочных, штабельных и штучных грузов, не требующих защиты от атмосферных воздействий.)

Какие вагоны по числу колёсных пар (осей) составляют большинство вагонного парка?

а) Двухосные;

б) Четырёхосные;

в) Шестиосные;

в) Восьмиосные.

Как называется центральная газета железнодорожников, основанная в 1917 году?
а) «Гудок»;

б) «Сирена»;
в) «Свисток»;

г) «Гонг».

Какие железные дороги существуют?

а) Монорельсовые;

б) Стереорельсовые;

в) Мультирельсовые;

г) Безрельсовые.

(Ранее называлась однорельсовой железной дорогой.)

Какой из этих фразеологизмов рождён НЕ в железнодорожной среде?
а) Переводить стрелки (на кого-либо);
б) Запрыгнуть в последний вагон;
в) Бежать впереди паровоза;
г) Ковать железо, пока горячо.

(«Переводить стрелки» – сваливать свою вину, ответственность на другого. «Запрыгнуть в последний вагон» – не опоздать, успеть, решиться на что-либо. «Бежать впереди паровоза» – опережать события, нарушать нормальный ход развития ситуации. «Ковать железо, пока горячо» – не терять времени, используя благоприятные обстоятельства.)

Какая железная дорога есть в составе ОАО «РЖД»?
а) Декабрьская;
б) Майская;
в) Октябрьская;
г) Ноябрьская.
(Управление находится в Санкт-Петербурге.)

Сколько железных дорог в России (филиалов ОАО «РЖД»)?
а) 5;

б) 13;

в) 16;

г) 21.

(Восточно-Сибирская, Горьковская, Дальневосточная, Забайкальская, Западно-Сибирская, Калининградская, Красноярская, Куйбышевская, Московская, Октябрьская, Приволжская, Свердловская, Северная, Северо-Кавказская, Юго-Восточная, Южно-Уральская.)

В каком городе находится Витебский вокзал – самый первый вокзал в России?
а) В Москве;
б) В Санкт-Петербурге;
в) В Екатеринбурге;
г) В Краснодаре.
(Первое одноэтажное деревянное здание Витебского вокзала было возведено в 1837 году для первой в России Царскосельской железной дороги, связавшей Санкт-Петербург и Царское село. Первоначальное название – Царскосельский, затем – Детскосельский.)

Сколько основных железнодорожных вокзалов в Москве?
а) 3;

б) 5;

в) 7;

г) 9.

(Белорусский, Казанский, Киевский, Курский, Ленинградский, Павелецкий, Рижский, Савёловский, Ярославский.)

Как неофициально называют Комсомольскую площадь в Москве?

а) Площадь двух вокзалов;

б) Площадь трёх вокзалов;

в) Площадь пяти вокзалов;

г) Площадь семи вокзалов.

Какого вокзала нет на Комсомольской площади (площади трёх вокзалов) Москвы?

а) Ленинградского;

б) Киевского;

в) Ярославского;

г) Казанского.

Железнодорожный вокзал какого российского города является самым высоким зданием вокзала в Европе и крупнейшим вокзалом в России?
а) Челябинск;
б) Екатеринбург;
в) Самара;
г) Ростов-на-Дону.
(Высота Самарского вокзала со шпилем составляет 100 метров.)

Назовите самый железнодорожный город России, в котором каждый четвёртый житель является железнодорожником.

а) Тамбов;

б) Липецк;

в) Лиски;

г) Балашов.

(Город в Воронежской области, являющийся крупным железнодорожным узлом. На гербе города изображено крылатое колесо символ решающей роли железных дорог в развитии города.)

Назовите маршрут главного поезда страны с именем «Россия»?
а) Москва – Санкт-Петербург;
б) Москва – Нижний Новгород;
в) Москва – Владивосток;
г) Москва – Челябинск.
(Поезд «Россия» является самым протяжённым железнодорожным пассажирским маршрутом на планете, проходящим по территории одной страны. Длина маршрута 9259 км. Поезд пересекает по суше почти всю Евразию, проходит через 14 областей, 90 городов, 8 часовых поясов. Находится в пути 6 суток.)

Какое название получил поезд № 1, курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом?
а) «Красная стрела»;

б) «Белые ночи»;

в) «Лотос»;

г) «Янтарь».

(Поезд «Белые ночи» курсирует по маршруту Сантк-Петербург – Вологда, «Лотос» – по маршруту Астрахань – Москва, «Янтарь» – по маршруту Калиниград – Москва.)

Какую из перечисленных рек НЕ пересекает пассажирский поезд «Красная стрела»?
а) Волга;

б) Волхов;
в) Мста;

г) Дон.

Какое птичье имя получил высокоскоростной электропоезд Москва Санкт-Петербург?

а) «Ястреб»;

б) «Стриж»;

в) «Сапсан»;

г) «Сокол».

Где находится Центральный музей железнодорожного транспорта России?

а) В Москве;

б) В Санкт-Петербурге;

в) В Самаре;

г) В Новосибирске.

Какие железные дороги есть в системе ОАО «РЖД»?

а) Игрушечные;

б) Детские;

в) Юниорские;

г) Студенческие.

(Детские железные дороги – это учреждения дополнительного образования детей, в которых дети 8-15 лет изучают железнодорожные специальности. Основной частью ДЖД является узкоколейная железнодорожная линия, на которой проходят практические занятия юных железнодорожников.)

Сколько детских железных дорог на сегодняшний день функционируют в системе ОАО «РЖД»?
а) 5;
б) 10;
в) 20;
г) 25.

Какая ДЖД (детская железная дорога) является самой длинной в России?
а) Свободненская ДЖД;
б) Красноярская ДЖД;
в) Казанская;
г) Челябинская.
(В городе Свободный, что в Амурской области РФ. Входит в состав Забайкальской железной дороги. Её длина составляет 11,4 км. Красноярская ДЖД – первая в России «малая» дорога. Её длина является самой маленькой – 1300 м.)

Какой из этих русских писателей был инженером-путейцем, работал на строительстве крупнейших российских железных дорог?

а) Мамин-Сибиряк;

б) Гарин-Михайловский;

в) Чехов;

г) Куприн.

(Четвёртая повесть тетралогии Н.Г. Гарина-Михайловского, первые три части которой имеют название «Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты», так и называется «Инженеры». В честь писателя названа площадь у железнодорожного вокзала Новосибирска и станция новосибирского метрополитена.)

В Воронеже к столетию со дня рождения этого писателя, много лет отдавшего службе на Юго-Восточной железной дороге, на здании железнодорожного вокзала открыта мемориальная доска со следующим текстом: Воронеж – родина писателя... – автора многих произведений о железнодорожниках? Назовите его имя.
а) Андрей Платонов;

б) Иван Никитин;

в) Александр Куприн;

г) Алексей Кольцов.

Как заканчивается название повести А.С. Пушкина «Станционный...»?
а) Наблюдатель;

б) Смотритель;
в) Обозреватель;

г) Надсмотрщик.

Как называется историческая станция Октябрьской железной дороги?

а) Берег;

б) Омут;

в) Дно;

г) Мель.

(На этой станции произошло знаменитое отречение от престола. Всем она известна с детства, потому что именно здесь была обнаружена пропажа некой собачки у дамы, сдавшей багаж.)