Алена Долецкая — знаменитый журналист и переводчик. Эксклюзивное интервью ELLE: Алена Долецкая Алена долецкая личная жизнь

Светская львица и идеолог русского Vogue Алена Долецкая выросла в семье прославленного детского хирурга, где культивировались стиль и дисциплина. Окончив филфак МГУ, преподавала в университете, переводила англо-американскую литературу, работала медийным консультантом компании De Beers, сотрудничала с Британским советом, BBC и немецким телевидением. Больше десяти лет работала главным редактором русского Vogue. C 2006-го входит в жюри национальной премии «Большая книга». Любит хорошую еду, прогулки по лесу, живые концерты и книги. Говорит, что ею движет любовь к тому, чем она занимается, и патологический перфекционизм. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

Город, в котором я живу

Москва

Где родилась

Москва

«… выросла в Москве, первые дни жизни провела в коммуналке…»

У кого родилась

Отец - Станислав Яковлевич Долецкий, детский хирург.

«Отец был детским хирургом, очень известным, а еще писателем, писателем-публицистом, как теперь принято говорить».

«... когда мой папа... иногда ездил за границу по своим хирургическим делам, он всегда привозил два журнала. Это были National Geographic и Vogue».

Мать - Кира Владимировна Даниель-Бек, хирург-онколог.

«Мама - золотые руки, Кира Даниель-Бек, знаменитый профессор-онколог, красавица, истинная княгиня армянских кровей…»

"Еще в школе меня выгоняли из класса, потому что мне очень не нравилась школьная форма. И мы с мамой придумывали какие-то неописуемые воротнички, потом я их отглаживала, пришивала, и манжеты у меня были шире, чем следовало. Я удивляла своих родителей, и хотя папа сам был элегантный, роскошный, подтянутый мужчина, он нередко говорил: "Деточка, по-моему, ты слишком интересуешься шмотками"".

Где и чему училась

Окончила филологический факультет МГУ.

«Только представьте в первом гуманитарном корпусе МГУ девушку в... джинсах, застиранной до дыр мужской майке, в перчатках с обрезанными пальцами и обручальным кольцом - второй такой не было».

«…самое любимое занятие в университете… Когда я ехала в метро от "Кропоткинской" до "Университета", я в воображении переодевала людей, сидящих напротив меня. Ровно за 21 минуту можно было успеть все! Я снимала с них очки и надевала, я перекрашивала блондинку в брюнетку, и наоборот, стригла и удлиняла волосы, меняла юбки и кофточки, и так бесконечно!»

«По ночам в английском театре МГУ я ставила бродвейский мюзикл The Lady or the Tiger с музыкой, переработанной небольшой джаз-рок-бандой Максима Никулина (на ударных)».

Где и как работала

«Я рано начала преподавать, переводить, сама зарабатывала деньги».

«…я ушла в PR и работала медийным консультантом компании De Beers».

Работала в шведской компании Ericsson, в отделе искусств и общественных связей Британского совета, редактировала журнал Cosmpolitan.

«...затем ушла в журналистику - сотрудничала с ВВС и немецким телевидением RTL».

Главный редактор русского издания журнала Vogue.

«... это не просто работа для меня... потому что я ее так сильно люблю, что она уже... больше чем работа, я люблю, то что я делаю... Могу проснуться ночью и думать о ней...»

«... все то, что я делала до Vogue, начиная с Московского университета, а затем на телевидении, на радио, не говоря уже про De Beers... плюс моя огромная любовь к книгам - все эти грани, эти разнонаправленные виды деятельности, как в детском калейдоскопе, сложились. И в фокусе соединились для меня в Vogue».

Соредактор русской версии журнала Gourmet (о высокой кухне, ресторанах и кулинарных открытиях).

Ученые степени и звания

Кандидат филологических наук.

Дела общественные

Помогает Дому ребенка.

«Это приватное дело... Я поддерживаю дом, куда сгружают детей, которых бросили родители... я к ним езжу, я с ними встречаюсь... Дети радуются так, как не радуется ни один самый богатый взрослый...»

Входит в жюри Национальной литературной премии "Большая книга".

Известна тем, что…

В течение десяти лет является бессменным главным редактором русского издания журнала Vogue.

Мне интересно

«... я очень люблю готовить».

«... для меня отдых - конечно, музыка, конечно, концерты. Живые концерты. За живой концерт я все отдам! И мои друзья это знают. Вдруг кто-то звонит: "Мы летим на концерт Led Zeppelin". И все, я отдам любые деньги и отменю любые дела!»

Люблю

ходить по лесу

«Я просто хожу на прогулку - надеваю валенки и собираю хворост для камина».

если пить водку, то из стопки

«В выпивании водки, как мне кажется, важны две вещи. Первая - эстетическое наслаждение. Вторая - мера. Тогда это будет "высокая водка"… не признаю граненые стаканы. Я люблю стопки. Значение маленькой стопки огромно с функциональной и вкусовой точек зрения».

общаться с друзьями

«Огромная для меня радость... общение с друзьями... сейчас это превратилось в роскошь... все работают...»

«...я люблю богатых людей и очень горжусь богатыми друзьями».

Ну, не люблю

«… я очень не люблю скелетов! Излишне худые люди вызывают, прежде всего, страшную жалость».

разочаровываться в людях

«Когда ты ставишь на человека,… вкладываешь в него пару лет, рассказываешь как надо, как лучше, учишь… а он из-за денег уходит в другое место… обидно… обидно, ну как это из-за денег… а ты в него вкладывал…»

Люблю, когда поздравляют с …

мои Днем Рождения и с Новым Годом

И вообще…

«...я предпочитаю не испытывать... чувство страха...в принципе».

«Я единственно по чему скучаю из юности - я тогда не уставала... энергии был вагон… Тогда я могла спать в неделю 3 часа».

Светская львица и икона стиля, патологический перфекционист и настоящий титан в мире моды, успешная и независимая, властная и требовательная, женственная и прекрасная - это всё о ней.

Алена Долецкая, действующий главный редактор журналов Interview Russia и Interview Germany, бывший главный редактор глянцевого журнала Vogue Russia, единственного авторитетного издания о моде после смены редактора L"Officiel , член жюри национальной премии «Большая книга». Кому-то может показаться, что она - сверхчеловек, этакая супер-вуман, которой под силу все, даже невозможное. И это, пожалуй, действительно так. Но у медали, как известно, две стороны. И, рассуждая об успехах, восхищаясь популярностью, с завистью поглядывая на мир, окружающий светскую даму, мы часто забываем, что и у этого успеха есть своя история.

Карин Ройтфельд и Алена Долецкая

Алена Станиславовна Долецкая родилась в Москве, в семье медиков. Ее отец, Станислв Долецкий, был известным детским хирургом и писателем, а мать, Кира Владимировна Даниель-Бек, работала в области хирургии и онкологии. «Мой папа - вспоминает Долецкая - иногда ездил за границу по своим хирургическим делам, и всегда привозил оттуда два журнала. Это были National Geographic и Vogue».

Еще с ранних лет девочка увлекалась модой и выделялась среди других своей неординарностью. Например, в детстве юную Долецкую часто выгоняли из класса, потому что ей не нравилась школьная форма - и она смело перекраивала, перешивала воротнички, переделывала манжеты. «Я удивляла своих родителей, и хотя папа сам был элегантным, роскошным, подтянутым мужчиной, он нередко говорил: «Деточка, по-моему, ты слишком интересуешься шмотками».

Полина Киценко и Алена Долецкая

Алена окончила филологический факультет МГУ. И вот, представьте себе - гуманитарный факультет престижнейшего Московского ВУЗа, начинаются занятия, заходит Долецкая - в джинсах, застиранной до дыр мужской майке, в перчатках с обрезанными пальцами и обручальным кольцом. Второй такой было не сыскать!

В студенческие годы мода занимала все мысли Алены. Даже в метро она любила изучать людей, мысленно переодевая их, меняя им цвет и длину волос, подбирая подходящие цвета - и так до бесконечности.

А по ночам она подрабатывала в английском театре МГУ - ставила бродвейский мюзикл The Lady or the Tiger. После занялась преподаванием английского языка - любила работать и зарабатывать самостоятельно.

В 1990-х годах Алена получила должность PR-консультанта в ювелирной компании «De Beers» - компании, которая занималась добычей, обработкой и продажей алмазов. Затем она начала сотрудничать с отделом искусств и общественных связей Британского Совета. Под ее руководством прошли выставки The Royal Academy «Living Bridges» в Третьяковской галерее и «Treasures of the Tower» в Москве и в Лондоне. Долецкая перевела на русский язык несколько книг, в том числе произведения Рэя Брэдбери и Уильяма Фолкнера. Кроме того, некоторое время занималась редактированием в журнале Cosmopolitan.

Алена Долецкая, Стефано Габбана, Карин Ройтфельд и Доменико Дольче

А в 1998 году начала писаться одна из важнейших глав в жизни Долецкой. Она получает предложение возглавить журнал Vogue Russia, который буквально за несколько лет, под ее чутким руководством, становится самым авторитетным глянцевым изданием о моде всего постсоветского пространства. Алене удалось собрать вокруг себя отличную команду, установить высокие стандарты качества и внедрить новые тенденции в модный российский мир.

«Идея с самого начала была ясна - мне не хотелось, чтобы русские читательницы Vogue получили что-то среднее местного разлива, из разряда книжек для бедненьких о моде. Я хотела, чтобы наши читательницы ощутили себя частью международной, мировой, престижной (не люблю это слово, но, тем не менее) отмеченной группы. Мне хотелось, чтобы как можно быстрее разрушились границы стран-».

Вряд ли восторженные читательницы «VOGUE RUSSIA» знают, что главный редактор их любимого журнала имеет серьезные проблемы с правоохранительными органами – и в России, и в США.

Глядя на переполненные разноцветной периодикой прилавки газетных киосков, можно прийти к выводу о том, что новым изданиям становится всё труднее находить своего читателя. Тем не менее появление в «кризисном» 1998 году российской версии известного журнала «VOGUE» не осталось незамеченным, особенно среди представительниц прекрасного пола. За прошедшие три с половиной года «VOGUE RUSSIA» сумел завоевать немалую читательскую аудиторию, а его главный редактор – 47-летняя Алена Долецкая стала для многих столичных модниц успешным примером российской «деловой женщины».

В прошлогоднем интервью одной из популярных столичных радиостанций г-жа Долецкая провозгласила: «Надо жить хорошо, надо жить честно, надо жить богато». Несомненно, свое жизненное кредо Алена Долецкая сумела осуществить по крайней мере на две трети. Вот только путь к материальному достатку, успеху и известности оказался весьма долгим, извилистым и проходил местами «по грани», а местами – «за гранью» закона.

Вряд ли восторженные читательницы «VOGUE RUSSIA» знают, что главный редактор их любимого журнала имеет серьезные проблемы с правоохранительными органами – и в России, и в США. Гражданский иск к Алене Долецкой вот уже не первый месяц рассматривается в одном из московских судов. Федеральный суд в американской столице также принял к рассмотрению заявление, в котором содержатся очень серьезные обвинения в её адрес. Не исключено, что в итоге бурная карьера Долецкой может весьма неожиданным образом оборваться в самом расцвете.

Но обо всем по порядку. Скромная уроженка московской коммуналки, выпускница МГУ впервые попала за границу в 1989 году. Впечатления оказались столь яркими, что даже спустя двенадцать лет в беседе с корреспондентом «Таймс» г-жа Долецкая с восторгом вспоминала о своем первом посещении американского супермаркета. Но вот началась та незабываемая поездка с обыкновенного обмана.

Дело в том, что еще в университетские годы будущий главный редактор «VOGUE RUSSIA», находясь за рулем автомобиля, совершила наезд на женщину, которая позднее скончалась в больнице. По статье 211, ч. 2 УК РСФСР суд признал Алену Долецкую виновной и приговорил к 3 годам заключения… В итоге она отделалась условным сроком, но при оформлении въездной визы в США просто-напросто скрыла этот факт своей биографии от американских чиновников.

Открывшиеся в разгар перестройки карьерные возможности вдохновили г-жу Долецкую, но осуществить свои честолюбивые планы молодой и никому не известной женщине в одиночку было очень сложно. Помог ей муж – Борис Асоян, ведущий эксперт по Южной Африке, посол СССР в Ботсване; в результате Алена устроилась на работу во всемирно известную корпорацию «De Beers», контролирующую львиную долю мирового рынка алмазов. Сложилось двусмысленное положение: на переговорах с «De Beers» Асоян представлял интересы нашей страны, а его жена оказалась «по другую сторону баррикад».

Ситуация разрешилась драматически – в декабре 1992 года г-н Асоян покончил жизнь самоубийством при невыясненных до сих пор обстоятельствах. Асоян оставил несколько писем, в которых он открыто обвинял Долецкую в своей смерти. Его коллеги и друзья убеждены, что именно семейные неурядицы во многом были тому причиной. Так или иначе – Асоян завещал всё свое имущество и квартиру не жене, а дочери от первого брака.

Долецкая в своем письме, написанном несколько недель позже, призналась: «Я чувствую себя нехорошо. Я вела себя плохо. Я физически ощущаю, что я в грязи, которую мне хочется смыть».

Вскоре после похорон мужа Долецкая обратилась в «De Beers» с просьбой выдать ей кредит на приобретение жилплощади в Москве. «Маленькая женская хитрость» на этот раз заключалась в том, что у неё уже была небольшая благоустроенная квартира на Новом Арбате. Полученный Долецкой кредит так и не был использован по назначению, а в 1994 году она была уволена из «De Beers», что называется, без рекомендаций.

Можно только гадать, как сложилась бы дальнейшая карьера Алены Долецкой, если бы все эти факты её биографии стали известны тем людям, которые подбирали в 1998 году кандидатуру главного редактора для нового журнала. Но «гром грянул» только в декабре 2000 г., когда Тверской межмуниципальный народный суд ЦАО г.Москвы принял к рассмотрению гражданский иск, ответчиком по которому является героиня нашей статьи.

Оказывается, что несколько лет назад Алена Долецкая познакомилась с иностранным журналистом Джоном Хелмером и вскоре переехала жить в купленную им пятикомнатную квартиру в центре Москвы. В один прекрасный день, вернувшись из очередной командировки, г-н Хелмер с удивлением обнаружил, что не может попасть в собственную квартиру. Коварная возлюбленная поменяла дверные замки и переехала, прихватив с собой часть коллекции антиквариата, принадлежащей журналисту.

Джон Хелмер обратился в суд с иском о признании права собственности на квартиру, за которую в свое время заплатил немалые деньги. Потом были постоянные неявки Долецкой на заседания, затягивание процесса, препятствование выполнению обязанностей судебного пристава… Хелмер представил суду расписку на сумму 100 тысяч долларов, подлинность которой долго оспаривалась ответчицей, но была подтверждена в результате специальной почерковедческо-технической экспертизы.

Это означает, что гражданский иск против главного редактора «VOGUE RUSSIA» может обернуться и уголовным преследованием – за мошенничество и дачу заведомо ложных показаний. Между прочим, во многих странах лжесвидетельство относится к числу весьма тяжких преступлений, губительных для деловой репутации правонарушителя. Не случайно чиновники посольства США в России уже провели свое расследование, и в январе нынешнего года рассматривался вопрос о возможности лишения Долецкой права на получение американской визы.

Тем временем адвокаты Джона Хелмера возбудили в федеральном суде г.Вашингтона еще одно дело против Долецкой. Истец обвиняет её в мошенничестве и требует вернуть квартиру и крупную сумму денег… Похоже, над головой редактора популярного журнала тучи сгущаются всерьез. Пресловутое «умение жить», перешедшее в откровенное ущемление законных прав и интересов других людей, может в конце концов привести Алену Долецкую на жесткую скамью подсудимых – по ту или другую сторону океана.

По материалам газеты «Московская правда»

Алена Долецкая, главный редактор журнала Interview, любит скорость, ценит комфорт и во всем остается трендсеттером. Натура страстная, она при этом умеет хранить верность. Один из ее романов длится с 18 лет - это роман с автомобилем.

Алена, вам много времени приходится проводить за рулем?

В будни я практически живу в автомобиле из-за постоянных деловых встреч в разных концах города. Но у меня водитель, иначе я физически ничего бы не успевала. В машине у меня мини-офис, там я могу редактировать тексты, вести переговоры по скайпу, читать, просматривать Сеть. А вот в выходные я с удовольствием сама сажусь за руль.

Какие требования вы предъявляете к автомобилю? Какими качествами он должен обладать?

Во-первых, хороший мощный движок, чтобы быстро улетать вперед на светофорах. Во-вторых — максимальная автоматизация, причем понятная. Это должен быть мобильный уютный дом. Поскольку большую часть времени я живу в России, то все проблемы, связанные с климатическими особенностями нашей страны, машина обязана решать. Я мерзлячка, мне необходим быстрый подогрев всего — и зеркал, и сидений, и салона. Еще машина должна быть большой и просторной. У меня длинные ноги, я люблю их вытягивать, люблю раскладывать миллион вещей вокруг, иногда хочется откинуться и поспать минуточек семь.

Что важнее — внешний вид или функциональность? Чем вы скорее готовы пожертвовать?

Я не готова пожертвовать цветом. Категорически не могу ездить на темных машинах, черный — это для меня эмоциональная пытка. Сразу кажется, что я автоматически превращаюсь в какого-то чиновника. Мой любимый цвет — белый и все его оттенки: белый с платиновой крошкой, с перламутром, с голубизной ракушки. Важно, чтобы машина была белая не только снаружи, но и внутри. Я и носить люблю белый цвет.

Почему выбрали именно Jaguar?

Это моя любовь с детства. У моего очень близкого друга был Jaguar — еще старый, сигароподобный. Всякий раз, увидев машину этой марки в кино, я подпрыгивала, как собачка Павлова. В тот момент, когда концерн купили новые владельцы, я испугалась, что сейчас они все испортят. Я опасалась, что Jaguar будет модернизирован вульгарно, как часто происходит в подобных случаях. Но тут все получилось ровно наоборот. Говорю так не потому, что езжу на Jaguar и являюсь послом бренда. Я искренне порадовалась, впервые увидев этот мажорный редизайн. И мгновенно влюбилась, ведь он мне напомнил моего любимого киногероя Дарта Вейдера — жесткая морда, блестящая лаковая маска, прямоугольная решетка... Я поняла — мой, мой, лучше всех!

Вам свойственно одушевлять свою машину? Давать ей какие-то имена?

Первые свои две-три машины я то и дело уговаривала: «Ну что ты, мой мышоночек, зачем же ты меня так подводишь, сейчас я тебе поменяю свечи и будет тебе хорошо, моя ласточка». Но потом, когда замелькали разные модели, перестала их одушевлять. Я больше не даю им кличек и не сюсюкаюсь с ними. Машина — это все-таки железо. Умное, но железо. Его надо уважать, холить и лелеять. Поэтому я страстно люблю свою машину, но все-таки Jag is a Jag.


Как бы вы описали свой стиль вождения?

Капризно-женственный.

А скорость вы любите?

Очень, особенно когда заканчиваются запретительные знаки.

Есть ли у вас какие-то романтические воспоминания, связанные с машиной?

Конечно! На это у вас не хватит никаких полос в журнале. Романтика была всех возможных видов, поверьте. От легкого флирта до того... м-м-м... чем люди иногда могут заниматься в автомобиле.

Алена Долецкая с любимыми собаками породы хаски - Гаем и Чарльзом

У вас есть опыт дальних путешествий за рулем?

Да, я люблю, приехав в другую страну, взять машину и колесить по городам. Недавно вот прокатилась по Ибице. Очень здорово ездить по Тоскане, она успокаивает. Или, например, поездка из Лондона в Эдинбург — это несказанное счастье! Но просто так гнать километраж по скучным дорогам мне неинтересно. Я люблю остановиться в занятном месте, погулять там, попить кофейку. В Индии я на машине проехала полстраны. Естественно, не сама сидела за рулем, потому что там надо иметь реальный навык и быть своим. Это было замечательно — едешь с местным человеком, он тебе по ходу все рассказывает, показывает. Водитель иногда знает вещи, которые не найдешь ни в одном путеводителе. Как-то у нас кончилась вода, и мой водитель сказал: «Подожди, сейчас остановимся на шоссе в трактире, где мы все едим. Это самое вкусное место в Индии». Вы понимаете, да? Мне неудобно было ему отказать, и он привел меня в заведение «здравствуй, Советский Союз 1979-год» — железные столы, большие металлические баки для кофе. Я говорю: «Вы поешьте, а я тут пока рядом постою». В результате я перепробовала все, что он взял себе, заказала сама, потому что это был самый вкусный наан и самое вкусное карри, которые я ела в Индии. Пятизвездочные оте-ли, где все было по высшему классу, могли завидовать этому трактиру.

Ваше кредо как автолюбителя?

Мой принцип: веди себя на дороге так, как хочешь, чтобы вели себя с тобой. Я стараюсь придерживаться этого правила. Тем более что и в остальных сферах жизни оно тоже железно работает.

Макияж: Мария Чепчугова

Личность, о которой расскажет эта статья, - Алена Долецкая. Биография женщины покажет нам, как складывался ее жизненный путь, как она пришла к должности главного редактора российского и немецкого изданий "Interview". Что за человек скрывается под маской успешной бизнес-леди?

Алена Долецкая. Биография: семья

Родилась Алена в столице России в 1955 году. Такое радостное событие произошло 10 января в семье известных хирургов. Мама Алены работала в сфере онкологии, а отец - в педиатрии. Деда девочки Якова Долецкого на тот момент уже не было в живых. В свое время он был директором РОСТа. В 1937-ом ему стало известно, что вскоре его арестуют, и он совершил самоубийство.

Алена Долецкая. Биография: карьера

Свою жизнь девушка планировала связать, как и родители, с медициной. Однако последние были категорически против. Интересный факт: дядей Алены являлся не кто иной, как Юрий Никулин. Именно он посоветовал девушке, только попрощавшейся со средней школой, поступить в театральный. Что она и сделала. Однако родители и теперь были совсем не рады. И тогда Долецкая отправляется на филологический факультет МГУ, который заканчивает великолепно. После она обучалась в аспирантуре, параллельно работая на кафедре.

Но, как выясняется, Алена Долецкая в молодости постоянством не отличалась. Научная деятельность тоже не смогла ее надолго увлечь. Следующий этап в становлении ее карьеры - работа в огромной корпорации "De Beers", специализирующейся на алмазах и всех процессах, с ними связанными. Долецкая сначала занималась сбором материала для выставки, которую организовывала фирма. Она была посвящена истории отношений Южной Африки и России. Работа Алены произвела должное впечатление, благодаря чему ей предложили должность PR-консультанта в московском представительстве компании. Здесь Долецкая задержалась на четыре года.

Алена Долецкая. Биография: новый поворот

Переломным в карьере женщины стал 1998 год. Именно тогда ей предложили возглавить журнал «Вог», а точнее его российскую версию. Здесь она смогла проявить свои качества в полной мере. Под ее началом издание стало самым значимым в мире моды. Именно Алена сформировала тот коллектив, который смог сделать журнал настоящей «библией моды». Но в 2010-ом стало известно, что Долецкая уходит со своего поста. Эта новость многих шокировала. Строились догадки относительно того, куда же уйдет Алена, но ни одна из них не подтвердилась.

2011-ый стал годом триумфального возвращения Долецкой в «глянцевый» мир. Она возглавила и русскую, и немецкую версии известного американского издания "Interview". В журнале публикуются интервью с различными знаменитостями.

Женщина Алена Долецкая: биография

Муж Алены Борис Асоян покончил с собой в 1992 году. Он был послом СССР в Ботсване. Обстоятельства его смерти неясны, а в записке, которую он написал незадолго до этого, обвинялась именно Долецкая.

Несколько лет спустя Алена перебралась к своему новому возлюбленному. Им оказался журналист Джон Хелмер. Отношения эти долго не продлились.