Блеск серебряного века что такое серебряный век. Разработка урока "серебряный век русской культуры" К. Петров-Водкин. Купание красного коня

Слайд 2

"Этот мир очарований, этот мир из серебра..."

Слайд 3

Серебряный век – блеск, взрыв, яркость, необычность!

  • Слайд 4

    О, я хочу безумно жить Все сущее - увековечить, Безличное – вочеловечить, Несбывшееся – воплотить! Александр Блок 1880 - 1921

    Слайд 5

    Я понял, что заблудился навеки В слепых переходах пространств и времен, А где – то струятся родимые реки, К которым мне путь навсегда запрещен Николай Гумилев 1886 - 1921

    Слайд 6

    Владимир Маяковский 1893 - 1930 Я хочу быть понят моей страной, А не буду понят – что ж. По родной стране пройду стороной, Как проходит косой дождь.

    Слайд 7

    Константин Бальмонт

    Слайд 8

    Марина Цветаева

    Слайд 9

    Анна Ахматова 1889 - 1966 Ко мне приплывала зеленая рыба, Ко мне прилетала зеленая чайка, А я была дерзкой, злой и веселой И вовсе не знала, что это – счастье.

    Слайд 10

    Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Сергей Есенин 1895 - 1925

    Слайд 11

    Осип Мандельштам

    Слайд 12

    Серебряный век... Звуковой облик этих слов создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чем-то прекрасном, возвышенном. Однако в искусствоведении и литературоведении это словосочетание обрело терминологическое значение. Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым, но четко закрепилось за новой русской поэзией после появления в свет статьи Николая Оцупа ««Серебряный век» русской поэзии»(1933).

    Слайд 13

    Серебряный век... Серебряный векрусской культуры - исторически непродолжительный период на рубеже 19-20 веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, живописи, музыки, театрального искусства.

    Слайд 14

    Серебряный век Декадентство Модернизм Символизм Акмеизм Футуризм Имажинизм Основные понятия

    Слайд 15

    Россия рубежа веков. Хроника ключевых событий -массовое создание политических партий - русско-японская война - первая русская революция - Первая мировая война - Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция. 1902 1904 -1905 1905 1914 -1918 1917 1918 -1920 - гражданская война

    Слайд 16

    Декадентство - (от фр. decadence-упадок) – определенное умонастроение кризисной эпохи конца 19 начала 20 века, для которого характерны пессимизм, неприятие реальной жизни, чувства отчаяния, бессилия и душевной усталости.

    Слайд 17

    Я ненавижу человечество, Я от него бегу, спеша. Мое единое отечество – Моя пустынная душа. К. Бальмонт

    Слайд 18

    Русская литература рубежа веков Реализм Модернизм

    Слайд 19

    Модернизм- (от фр. modern-новейший, современный) – общее название нереалистических направлений в литературе и искусстве начала XX в., для которых характерно отрицание эстетики прошлого, а также новый подход к изображению мира и человека. Модернизм объединил целый ряд течений и направлений.

    Слайд 20

    Модернизм Символизм Имажинизм Акмеизм Футуризм

    Слайд 21

    Символизм(symbolo-знак)1890-1910“Поэзия оттенков как противоположность поэзии красок”.(В.Брюсов).

    Старшие символисты: В.Брюсов, З.Гиппиус, Д.Мережковский, К.Бальмонт, Ф.Сологуб. “Младосимволисты”: А.Белый, Вяч.Иванов, А.Блок, С.Соловьёв. Над человеческим созданьем, Которое он в землю вбил, Над смрадом, смертью и страданьем Трезвонят до потери сил… А.Блок.

    Слайд 22

    Акмеизм(akme-ясность)1910-1921

    Акмеисты: С.Городецкий, Н.Гумилёв, О.Мандельштам Солнце в небе. Солнце ярко светит. Уходи к волне про боль шептать. О, она, наверное, ответит, А быть может, будет целовать. А.Ахматова.

    Слайд 23

    Футуризм(futurum-будущее)1910-1928

    Футуристы: В. Маяковский Д. Бурлюк В.ХлебниковИ.Северянин. Бобэоби пелись губы. Вээоми пелись взоры. Лидээи пелся облик. Гзи-гзи-гзэо пелась цепь Так на холсте каких-то соответствий. Вне протяжения жило Лицо.

    Слайд 24

    Самостоятельная работа обучающихся 1. Используя опорный конспект и ранее полученные знания, заполнить таблицу. 2. Представить свою работу в виде рассказа, используя заполненную таблицу (по 1 обучающемуся от группы). СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ

    Слайд 25

    Сравнительная таблица

    Посмотреть все слайды

    Урок литературы в 11 классе

    Учитель МБОУ « Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа№2»

    Крыс Ольга Анатольевна.

    Тема: «Разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века»

    Цель: ввести учащихся в необыкновенный мир культуры Серебряного века.

    Задачи:
    Образовательные

    Познакомить учащихся с понятием «Серебряный век» и определить хронологические рамки этого явления.

    Познакомить с биографическими сведениями некоторых поэтов Серебряного века, показав их яркие индивидуальности и судьбы.

    Научить учащихся видеть за произведением поэтическую Я-концепцию поэта.

    Подвести учащихся к пониманию, почему именно поэзия заняла ведущее место в культуре Серебряного века.

    Развивающие

    Развивать мышление учащихся, обучая работе с поэтическими текстами.

    Развивать образное ассоциативное мышление учащихся, работая над составлением ассоциативной цепочки «Серебряный век».

    Воспитательные

    Воспитывать эстетический вкус, помогая постичь гармонию стиха и его музыкальность.

    Воспитывать внимание к поэтическому слову.

    Оборудование урока:

    выставка репродукций

    выставка книг по культуре «серебряного века»,

    Живопись. Музыка»,

    симфоническая музыка в исполнении

    портреты поэтов «серебряного века»,

    портреты художников « серебряного века»

    Приемы, которые использует учитель

    Составление ассоциативной цепочки

    Составление таблицы

    Выразительное чтение

    Презентация

    Слово учителя

    Сообщение ученика

    1.Слово учителя.

    Звучит музыка Рахманинова

    Серебряный век. Само это словосочетание ассоциируется в нашем сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым,но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления на свет статьи Николая Оцупа “Серебряный век русской поэзии”(1933). Термин “серебряный век” возник по аналогии с “золотым веком”, веком Пушкина, Толстого,Тургенева. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX-XX веков,отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи,музыки, театрального искусства. В это время жили и творили такие художники, как М.Врубель, И.Репин,Н.Рерих, Б.Кустодиев. Создавали свои музыкальные произведения такие композиторы, как А.Скрябин,С.Рахманинов, Д.Шостакович, И.Стравинский. Но,пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей этого периода стала поэзия.

    Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите это слова?

    Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

    Составим ассоциативную цепочку: «Серебряный век - …»

    Ученики вместе с учителем составляют словесный ряд.

    Серебряный век – блеск, яркость, звон,утонченность, хрусталь, хрупкость, мгновенность, отражения, прозрачность, сияние, свечение, тайна, шёпот, волшебство, туман, дымка, голоса…

    Проблемный вопрос

    Каким десятилетием, каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века?

    Первая учебная ситуация

    Каково же основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком?

    Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?

    Ученики слушают сообщения одноклассников, выступающих в роли историка, литературоведа, искусствоведа и записывают основные положения в тетради.

    Сообщения учащихся

    1. Историк

    На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий ХIХ века пришёл период социальных, экономических потрясений. Осмыслите хронику ключевых событий эпохи

    Работа с датами

    1.Какие события произошли в этот период?

    1890год экономический рост

    1901 год – Постановление святейшего синода об отлучении Л.Н.Толстого от церкви;

    1902 год - активизация студенческого движения, массовые аресты и ссылки;

    1903год – всеобщая стачка рабочих на юге России;

    1904 -1905 год – русско- японская война; кровавое воскресенье; восстание на броненосце «Потемкин», восстание матросов в Севастополе, вооруженное восстание в Москве;

    Арест Л.Андреева за революционную деятельность; Арест К.Чуковского за статью «Средневековая баллада»; Привлечение редактора журнала «Русское богатство» В.Короленко к судебной ответственности;

    1906 год – Указ о введении военно-полевых судов;

    1909 год – начало промышленного подъема в России;

    1910 год – Л.Н.Толстой отказался от присуждения Нобелевской премии, т.к. «убежден в безусловном вреде денег»

    1911 год – студенческие волнения, вызванные смертью Л.Н.Толстого, изъяты из продажи книги Толстого «Воскресение», «Крейцерова соната»

    1912 – 1913 год - Первая и Вторая Балканская война

    1914 год – Всеобщая стачка и баррикадные бои в Петербурге.

    1915 год – Поражение царской армии в Польше

    1917 год – начало борьбы Временного правительства против большевистской партии

    1918 год - Россия объявлена РСФСР

    Научные открытия

    1.Открытие рентгеновских лучей

    2.Исследование радиации

    3.Создание квантовой теории

    4.Изобретение беспроволочной связи

    Слово учителя

    Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живёт в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал своё роковое одиночество. В художественной культуре получило распространение декаденство, мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма.

    Понятие «серебряный век» связано прежде всего со следующими понятиями:

    ДЕКАДЕНСТВО (упадок)

    Явление в культуре конца ХIХ – начала ХХ века, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.

    МОДЕРНИЗМ - (новейший, современный) совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого - середины двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были , , , - и , , , . А также более поздние течения - , , . В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень , начало пересмотра классических традиций. Датой зарождения модернизма часто называют - год открытия в « », куда принимались работы художников. В широком смысле модернизм - «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.

    Звучит музыка « Вокализ» С Рахманинова

    2. Искусствовед

    но и период новаторских исканий в музыке и живописи. Русская живопись рубежа веков была представлена различными художественными школами и направлениями, которые, невзирая на кажущиеся противоречия, достаточно мирно уживались.

    Просмотр презентации

    М.Врубель «Демон поверженный»

    А.Блок. Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только наше названье трех преобдадающих цветов, которым ещё «нет названия» и которые служат лишь знаком того, что таит в себе Падший: «И зло наскучило ему». Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трёх цветов Врубеля.

    …Снизу ползёт синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы брезжит иное…

    Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным Он – вестник, весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова – символы нашего времени.

    Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опальные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое сострадание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности.

    В. Борисов- Мусатов. « Призраки»

    Замысел картины «Призраки» родился в 1902 году под впечатлением осенних дней, проведенных в старинном поместье Зубриловка. Однако достоверное воспроизведение архитектурных ансамблей никогда не занимало художника (в отличие от современников - мирискусников), и его романтические дворянские усадьбы были таким же плодом воображения, что и населявшие их очарованные персонажи. В красочных симфониях русского живописца нашла выражение та сложная духовная реальность, что была соткана из тончайших лирических переживаний, неуловимых эмоциональных нюансов - она, как казалось, до Мусатова была подвластна лишь музыке или поэтическому гению. Атмосфера безмолвной грусти царствует в Призраках, в поздних сумерках проплывают по партерному парку женские фигуры, словно материализовавшиеся из тумана печальные «гении местности»; смутные видения столь зыбки, бестелесны, что в любое мгновение могут растаять, исчезнуть, не исключая и громаду старинного дворца. Грань между полувымыслом-полуреальностью, полусном-полуявью не умел, не хотел провести сам поэт-живописец - о магической двойственности сцены говорят и странные белые фигуры, фланкирующие лестницу: то ли оживают в неверном свете каменные статуи, то ли процессия призраков медленно скользит в сад своей земной жизни...

    К.Петров-Водкин «Купание красного коня»

    Торжественное монументальное полотно, оттолкнувшись от реального земного события, обнаружило глубокий символический смысл; чуткий зритель увидел в нем своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества… Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роднили картину со строем древнерусских картин.

    Вывод: важнейшее свойство эпохи – лирическое изображение всех видов искусства.

    В начале ХХ века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В ХIХ веке изобразительное искусство служило аналогией прозы. Художники новой, поэтической, эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началами.

    Учитель:

    В начале 20 века происходило творческое становление Ф.Шаляпина, которого с Рахманиновым связывала и совместная работа, и крепкая дружба на протяжении всей жизни. Прославил русское певческое искусство; музыкальные критики признавали, что по мощности звучания не было ему равных.

    К композиторам нового типа, отличающихся нестандартностью и даже дерзостью звучания, относится Прокофьев, творчество которого было непонятно и не признано современниками.

    Литературовед

    Русский поэтический “серебряный век” традиционно вписывается в началоXXстолетия,на самом деле его истоком является столетие XIX, и всемикорнями он уходит в “век золотой ”, в творчество А.С. Пушкина, в наследиепушкинской плеяды, в тютчевскую философичность, в импрессионистическуюлирику Фета, в Некрасовские прозаизмы, в порубежные, полные трагическогопсихологизма и смутных предчувствий строки К. Случевского. Иными словами,90-е годы начинали листать черновики книг, составивших вскоре библиотеку 20-го века. С 90-х годов начинался литературный посев, принесший всходы.

    Сам термин “серебряный век” является весьма условным и охватывает собойявление со спорными очертаниями и неравномерным рельефом. Впервые этоназвание было предложено философом Н. Бердяевым, но вошло в литературныйоборот окончательно в 60-е годы нынешнего столетия.

    Поэзия этого века характеризовалась в первую очередь мистицизмом икризисом веры, духовности, совести. Строки становились сублимациейдушевного недуга, психической дисгармонии, внутреннего хаоса и смятения.

    Вся поэзия “серебряного века”, жадно вобрав в себя наследие Библии,античную мифологию, опыт европейской и мировой литературы, теснейшимобразом связана с русским фольклором, с его песнями, плачами, сказаниями и

    частушками.

    Вторая учебная ситуация

    Литературно – музыкальная композиция « Я каждый миг исполнен откровенья»

    На фоне музыки «Желание » А.Скрябина

    Читаем стихотворения и заполняем таблицу (распечатки со стихами у каждого ученика).

    Поэтическая

    Я-концепция

    К. Бальмонт

    Д. Мережковский

    Ф. Сологуб

    М. Волошин

    М. Цветаева

    И. Северянин

    В. Маяковский

    1 ученик

    Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)

    Константин Бальмонт родился 3 в деревне Гумнищи , третьим из семерых сыновей. Известно, что дед поэта был морским офицером . Отец Дмитрий Константинович Бальмонт (1835-1907) служил в уездном суде и земстве: сначала - , затем , наконец - председателем . Мать Вера Николаевна, урождённая Лебедева, происходила из генеральской семьи, в которой любили литературу и занимались ею профессионально ; она выступала в местной печати, устраивала литературные вечера, любительские спектакли ; она оказала сильное влияние на мировоззрение будущего поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории , первой научив постигать «красоту женской души» . Вера Николаевна хорошо знала иностранные языки, много читала и «не была чужда некоторого вольнодумства»: в доме принимали «неблагонадёжных» гостей . Именно от матери Бальмонт, как сам он писал, унаследовал «необузданность и страстность», весь свой «душевный строй» .

    Я в этот мир мир пришел, чтоб видеть солнце

    И синий кругозор.

    Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце

    И выси гор.

    Я в этот мир пришел, чтоб видеть море

    И пышный цвет долин.

    Я заключил миры в едином взоре,

    Я властелин.

    Я победил холодное забвенье,

    Создав мечту мою.

    Я каждый миг исполнен откровенья,

    Всегда пою.

    Мою мечту страданья пробудили,

    Но я любим за то.

    Кто равен мне в моей певучей силе?

    Никто, никто.

    Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце,

    А если день погас,

    Я буду петь… Я буду петь о солнце

    В предсмертный час!

    2 ученик

    Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941)

    Родился в петербурге в семье придворного чиновника. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Первый сборник стихотворений вышел в 1888 году. В январе 1920 года эмигрировал в Польшу.

    ПОЭТ
    Сладок мне венец забвенья тёмный.
    Посреди ликующих глупцов
    И бедней последних бедняков.

    Но душа не хочет примиренья
    И не знает, что такое страх.
    К людям в ней - великое презренье,
    И любовь, любовь в моих очах.

    Я люблю безумную свободу:
    Выше храмов, тюрем и дворцов,
    Мчится дух мой к дальнему восходу,
    В царство ветра, солнца и орлов.

    А внизу меж тем, как призрак темный,
    Посреди ликующих глупцов
    Я иду, отверженный, бездомный
    И бедней последних бедняков.

    Федор Сологуб (1863-1927)

    Фёдор Сологуб родился в в семье портного, бывшего Кузьмы Афанасьевича Тетерникова. Через два года родилась сестра писателя, Ольга. Семья жила бедно, положение усугубилось, когда отец Фёдора умер в . Мать вынуждена была вернуться «одной прислугой» в семью Агаповых, петербургских дворян, у которых она когда-то прежде служила. В семье Агаповых прошло всё детство и отрочество будущего писателя.

    Свой поэтический дар будущий писатель ощутил в возрасте двенадцати лет, а первые дошедшие до нас законченные стихотворения датируются . В тот же год Фёдор Тетерников поступил в . В институте он учился и жил (заведение было на интернатной основе) четыре года. По окончании института в июне он, взяв мать и сестру, уехал учительствовать в северные губернии - сначала в , затем в ) и ), - в общей сложности проведя десять лет в провинции.

    Я - бог таинственного мира (Фёдор Сологуб)

    Я - бог таинственного мира,
    Весь мир в одних моих мечтах,
    Не сотворю себе кумира
    Ни на земле, ни в небесах.

    Моей божественной природы
    Я не открою никому.
    Тружусь, как раб, а для свободы
    Зову я ночь, покой и тьму.

    4 ученик

    Волошин Максимилиан (1877 -1932)

    Родился в дворянской семье. Детство провел на юге, в Феодосии, юношеские годы – в Москве. В 1900 году исключен из Московского университета за участие в студенческих беспорядках и сослан в Ташкент. В 1901 году поступил в Берлинский университет, но скоро уехал в Париж и жил там до 1916 года, занимаясь живописью и наезжая на время в россию. В печати выступил в 1903 году. После революции постоянно жил и умер в Коктебле, близ Феодосии.

    Рождение стиха

    Бальмонту

    В душе моей мрак грозовой и пахучий…

    Горят освещённые окна…
    И тянутся длинны,
    Протяжно-певучи
    Во мраке волокна…
    О, запах цветков, доходящий до крика!
    Вот молния в белом излучии…
    И сразу всё стало светло и велико…
    Как ночь лучезарна!
    Танцуют слова, чтобы вспыхнуть попарно
    В влюблённом созвучии.
    Из недра сознанья, со дна лабиринта
    Теснятся виденья толпой оробелой…
    И стих расцветает цветком гиацинта,
    Холодный, душистый и белы

    Париж 1904,

    5 ученик

    Марина Цветаева

    Родилась 26 сентября (8 октября) 1892, в московской семье. Отец - И. В. Цветаев - профессор-искусствовед, основатель Московского музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, мать - М. А. Мейн (умерла в 1906), пианистка, ученица А. Г. Рубинштейна, дед сводных сестры и брата - историк Д. И. Иловайский. В детстве из-за болезни матери (чахотка) Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии; перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге. Свободно владела французским и немецким языками. В 1909 слушала курс французской литературы в Сорбонне.
    Начало литературной деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов; она знакомится с В. Я. Брюсовым, оказавшим значительное влияние на её раннюю поэзию, с поэтом Эллисом (Л. Л. Кобылинским), участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет». Не менее существенное воздействие оказали поэтический и художественный мир дома М. А. Волошина в Крыму (Цветаева гостила в Коктебеле в 1911, 1913, 1915, 1917).

    Марина Цветаева
    «Душа и имя»

    Пока огнями смеется бал,
    Душа не уснет в покое.
    Но имя Бог мне иное дал:
    Морское оно, морское!

    В круженье вальса, под нежный вздох
    Забыть не могу тоски я.
    Мечты иные мне подал Бог:
    Морские они, морские!

    Поет огнями манящий зал,
    Поет и зовет, сверкая.
    Но душу Бог мне иную дал:
    Морская она, морская!

    6 ученик

    Игорь Северянин

    Родился в Петербурге в семье отставного штабс-капитана. Когда мальчику исполнилось девять лет, мать с отцом расстались, и тот увёз сына к родственникам в Новгородскую губернию. Здесь он окончил четыре класса Череповецкого реального училища. Учиться больше ему не пришлось. Отец уехал с ним в порт Дальний. В 1904 Игорь вернулся к матери и жил с ней в Гатчине.

    В 1905 было опубликовано стихотворение «Гибель Рюрика», затем ещё ряд отдельных стихотворений. Поэзия Северянина вызывала множество споров. Её обвиняли в пошлости. Она стала символом декаданса. В 1918 на поэтическом собрании был избран «королём поэтов», опередив В. Маяковского и К. Бальмонта.

    Ему принадлежат сборники стихов: «Очам твоей души» (1912), «Громкокипящий кубок» (1913), «Ананасы в шампанском» (1915) и др.

    В 1918 поехал на лето в Эстонию, и вследствие немецкой оккупации оказался отрезан от России. Безвыездно жил в деревне со своей женой поэтессой Фелиссой Круут. Здесь им было создано 9 книг, в том числе сборники стихов «Вернена» (1920), «Менестрель» (1921), роман в стихах «Падучая стремнина» и др. Издал антологию эстонской классической поэзии. Правительство выделило поэту субсидию.

    В 1925 создал автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств».

    Живи, Живое! Под солнца бубны

    Смелее, люди, в свой полонез!

    Как плодоносны, как златотрубны

    снопы ржаные моих поэз!

    В них водопадят Любовь и Нега,

    И Наслажденье, и Красота!

    Все жертвы мира во имя Эго!

    Живи, Живое! - поют уста.

    Во всей вселенной нас только двое,

    И эти двое - всегда одно:

    Я и Желанье! Живи, Живое! -

    Тебе бессмертье предрешено!

    Владимир Маяковский (1893-1930) родился в Грузии. Учился в кутанской гимназии. В 1906 году переехал в Москву, стал заниматься революционной работой. Дважды был арестован. Был в числе авторов первых футуристических манифестов.

    А вы могли бы?

    Я сразу смазал карту будня,
    плеснувши краску из стакана;
    я показал на блюде студня
    косые скулы океана.
    На чешуе жестяной рыбы
    прочел я зовы новых губ.
    А вы
    ноктюрн сыграть
    могли бы
    на флейте водосточных труб?

    Поэтическая

    Я-концепция

    К. Бальмонт

    «Я заключил миры в едином взоре, Я властелин»

    « Кто равен мне в моей певучей силе?Никто, никто»

    Д. Мережковский

    « Сладок мне венец забвенья темный»

    « Я люблю безумную свободу»

    Ф. Сологуб

    «Я - бог таинственного мира,
    Весь мир в одних моих мечтах,
    Не сотворю себе кумира»

    М. Волошин

    «В душе моей мрак грозовой и пахучий…
    Там вьются зарницы, как синие птицы…
    Горят освещённые окна…
    И тянутся длинны»

    М. Цветаева

    «Душа не уснет в покое.
    Но имя Бог мне иное дал:
    Морское оно, морское!»

    И. Северянин

    «Во всей вселенной нас только двое,

    И эти двое - всегда одно:

    Я и Желанье! Живи, Живое!» -

    В. Маяковский

    «Я сразу смазал карту будня,
    плеснувши краску из стакана;
    я показал на блюде студня
    косые скулы океана»

    Вывод.

    Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, бесспорно одаренная личность.

    Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в свое творчество, в воображение и душу весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю. Чтобы отразить нападки противников, поэты объединялись в литературные группировки. Какие именно группировки, какова была их цель, их отношение к миру и слову, мы узнаем на следующем уроке.

    Третья учебная ситуация

    Есть еще одна бесценная страница в истории Серебряного века. Это мир человеческих отношений, мир любви и дружбы людей. Обратимся к стихотворениям и посланиям поэтов, адресованным их современникам, к воспоминаниям о них. О чем говорят эти строки?

    Работа в группах

    1 группа

    Задание: Что такое символизм? Каковы взгляды на символизм Д. Мережковского, К. Бальмонта, В. Брюсова? (Работа по учебнику « Литература» стр 26)

    Символизм – первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять 2 основных этапа: поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В.Брюсов, К.Бальмонт, Д.Мережковский, З. Гиппиус). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А.Блок, А.Белый, В.Иванов). Принято обозначение «второй волны» символизма – «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

    Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений – от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В.Соловьева, Ницше. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов – подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. Поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется владение искусством намека: ценность стихотворной речи – в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.

    Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.

    Слово учителя : Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством

    открытий. Поэзия символизма необычайно музыкальна, богата аллитерацией. Главное, символизм хотел сделать искусство более личностным, сделать искусство, объединяющим людей началом.

    Литературное течение и творческая индивидуальность – две ключевые категории литературного процесса начала ХХ века. Складываясь в рамках определенного течения, вырабатывая свою эстетику, творческая личность в то же время стремилась преодолеть не только традиции поэтов- предшественников, но и границы направления, к которым тяготели первоначально.

    Свита делает короля – литературное окружение делало наиболее яркие поэтические дарования своими лидерами. Показательно в этом отношении судьба акмеизма.

    Ученик:

    Задание: Что представляла собой акмеистическая группа? (Работа по учебнику

    « Литература 11 класс» стр 24-25)

    Акмеизм возник в 1910-е годы в «кружке молодых», поначалу близких символизму поэтов. В октябре 1911 г. в Петербурге было основано новое литературное объединение – «Цех поэтов», руководителями стали Н.Гумилев и С.Городецкий. Группа акмеистов: А.Ахматова, О.Мандельштам, Зенкевич.

    Детально разработанной философско-эстетической программы не выдвинул. Поэты акмеизма разделяли взгляды символистов на природу искусства, акмеисты ценили такие элементы формы, как стилистическое равновесие, живописная четкость образов, точно вымеренная композиция, отточенность деталей. Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя.

    Часто состояние чувств не раскрывалось непосредственно, оно передавалось психологически значимым жестом, движением, перечислением вещей. Пристальное внимание акмеистов к материальному миру не означало их отказа от духовных поисков. В их произведениях настойчиво зазвучали мотивы совести, тревоги. Высшее место в иерархии акмеистических ценностей занимала культура, важнейшим этическим компонентом в творчестве – память.

    Признанный мастер любовной лирики, знаток женской души – А.Ахматова.

    (звучит стихотворение в исполнении чтеца )

    Сжала руки под темной вуалью.

    Отчего я сегодня бледна?

    Оттого, что я терпкой печалью

    Напоила его допьяна.

    Как забуду? Он вышел, шатаясь,

    Искривился мучительно рот.

    Я сбежала, перил не касаясь.

    Я бежала за ним до ворот.

    Задыхаясь, я крикнула: «Шутка!

    Все, что было, уйдешь – я умру».

    Улыбнулся: спокойно и жутко.

    И сказал мне: «Не стой на ветру».

    Акмеистическая программа ненадолго сплотила поэтов этого течения. К началу

    1-й мировой войны рамки единой поэтической школы оказались для них тесны, каждый из акмеистов пошел своим путем.

    Учитель : Модернисты отстаивали особый дар художника, способного

    прогнозировать путь новой культуры, делали ставку на предвосхищение

    грядущего и даже на преображение мира средствами искусства. Особая

    роль в этом принадлежит футуристам.

    3-я группа :

    Задание:Возникновение футуризма (Работа по учебнику

    « Литература 11 класс» стр26-27)

    Футуризм впервые проявил себя публично в 1910 г., когда вышел в свет

    первый футуристический сборник «Садок судей». (Бурлюк,

    Хлебников). Вместе с Маяковским и Крученых эти поэты составили

    наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов

    или поэтов «Гилеи». Футуризм был представлен помимо «Гилеи» тремя

    другими группировками: эгофутуризмом (Северянин, Игнатьев,

    Олимпов), группой «Мезонин поэзии» (Шершеневич, Ивнев) и

    объединением «Центрифуга» (Пастернак, Асеев).

    Многие футуристы совмещали литературную практику с занятиями живописью. Футуризм претендовал на вселенскую миссию: была выдвинута мечта о рождении сверхискусства, способного преобразовать мир. Стремление к рациональному обоснованию творчества с опорой на науки отличало футуризм. Необходимым условием существования футуризма стала атмосфера литературного скандала. Вызывающе оформлялись публичные выступления футуристов. Футуристы не только обновляли значения слов, но и резко изменили сами отношения между смысловыми опорами текста. Вводили стилистически «неуместные» слова, вульгаризмы. Слово у футуристов опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации морфологических и фонетических элементов. Синтаксические смещения проявлялись у футуристов в нарушении законов лексической сочетаемости слов, отказе от знаков препинания. Поэзия, согласно их представлениям, должна была вырваться из темницы книги и зазвучать на площади. Отсюда поиски новых ритмов, использование причудливых рифм.

    Говоря о музыке в поэзии серебряного века нельзя не остановиться на стихотворениях И.Северянина, короля поэтов. Северянин очаровывал необычным ярким, новым – звуками, ощущениями, красками, ритмами. Он превращает будничную жизнь в праздник. Успеху Северянина во многом способствовала особая манера исполнения им своих стихотворений. Поэт появлялся на сцене в длинном узком в талии сюртуке цвета воронова крыла. Держался прямо, глядел в зал свысока. Начинал жертвенным голосом, нараспев, с замираниями, повышениями. Захватывал слушателей.

    Его стихотворение «Игорь Северянин» объясняющее самого себя.

    Он тем хорош, что он совсем не то,

    Что думает о нем толпа пустая,

    Стихов принципиально не читая,

    Раз нет в них ананасов и авто.

    Фокстрот, кинематограф и лото –

    Вот, вот куда людская мчится стая.

    А между тем душа его простая,

    Как день весны. Но это знает кто?

    Благословляя мир, проклятье войнам

    Он шлет в стихе, признания достойном,

    Слегка скорбя, подчас слегка шутя.

    Над всею первенствующей планетой…

    Он в каждой песне, им от сердца спетой,

    Иронизирующее дитя.

    Учитель: Они - поэты серебряного века - были очень разными; жили сложной

    внутренней жизнью, трагической и радостной, наполненной исканиями,

    чувствами, стихами.

    Серебряный век – это не только период расцвета русской поэзии,

    но и период новаторских исканий в музыке и живописи. Русская

    живопись рубежа веков была представлена различными

    художественными школами и направлениями, которые, невзирая

    на кажущиеся противоречия, достаточно мирно уживались. Так в

    этот период еще плодотворно работали ведущие мастера

    академизма: И.Репин, В.Суриков, А.Васнецов. Молодые

    художники Коровин, Касаткин.

    4 группа

    Задание: « Благодарность к тому, что в данное время является поэзией»

    1. Прочитайте стихотворение поэтов начала века, фрагменты их статей и писем.

    2. Выпишите строки, которым поэты характеризуют своих адресатов.

    3. Ответьте на вопрос: « Как эти произведения помогают понять личностные качества их создателей.

    О. Мандельштам. Нет ничего легче, чем говорить о том, что нужно, необходимо в искусстве… Это избавляет от очень неприятной вещи, на которую далеко не все способны, а именно – благодарности к тому, что в данное время является поэзией.

    О, чудовищная неблагодарность: Кузьмину, Маяковскому, Хлебникову, Асееву, Вечеславу Иванова, Сологубу, Ахматовой, Пастернаку, Гумилеву, Ходасевичу, Вагинову – уж на что они не похожи друг на друга, из разной глины. Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. Такими нас обидел Бог. Народ не выбирает своих поэтов, точно так же, как никто не выбирает своих родителей. Народ, который не умеет чтить своих поэтов, заслуживает…(1923)

    М. Цветаева

    Муза плача

    О, Муза плача, прекраснейшая из муз!

    О ты, шальное исчадие ночи белой!

    Ты черную насылаешь метель на Русь,

    И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

    И мы шарахаемся и глухое: ох! -

    Стотысячное - тебе присягает. - Анна

    Ахматова! - Это имя - огромный вздох,

    И в глубь он падает, которая безымянна.

    Мы коронованы тем, что одну с тобой

    Мы землю топчем, что небо над нами - то же!

    И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,

    Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

    В певучем граде моем купола горят,

    И Спаса светлого славит слепец бродячий…

    И я дарю тебе свой колокольный град,

    Ахматова! - и сердце свое в придачу.

    « Это наши проносятся тени над Невой, над Невой…»

    Прочитайте стихотворения, памяти ушедших из жизни поэтов.

    Ответьте на вопросы « Почему так дороги поэтам воспоминания об их друзьях и оппонентах? Какие детали сохранила их память?»

    А. Ахматова

    Маяковский в 1913 году

    Я тебя в твоей не знала славе,

    Помню только бурный твой расцвет,

    Но, быть может, я сегодня вправе

    Вспомнить день тех отдаленных лет.

    Как в стихах твоих крепчали звуки,

    Не ленились молодые руки,

    Грозные ты возводил леса.

    Все, чего касался ты, казалось

    Не таким, как было до тех пор,

    То, что разрушал ты,- разрушалось,

    В каждом слове бился приговор.

    Одинок и часто недоволен,

    С нетерпеньем торопил судьбу,

    Знал, что скоро выйдешь весел, волен

    На свою великую борьбу.

    И уже отзывный гул прилива

    Слышался, когда ты нам читал,

    Дождь косил свои глаза гневливо,

    С городом ты в буйный спор вступал.

    И еще не слышанное имя

    Молнией влетело в душный зал,

    Чтобы ныне, всей страной хранимо,

    Зазвучать, как боевой сигнал.

    Хмуро тянется день непогожий.
    Безутешно струятся ручьи
    По крыльцу перед дверью прихожей
    И в открытые окна мои.

    За оградою вдоль по дороге
    Затопляет общественный сад.
    Развалившись, как звери в берлоге,
    Облака в беспорядке лежат.

    Мне в ненастьи мерещится книга
    О земле и ее красоте.
    Я рисую лесную шишигу
    Для тебя на заглавном листе.

    Ах, Марина, давно уже время,
    Да и труд не такой уж ахти,
    Твой заброшенный прах в реквиеме
    Из Елабуги перенести.

    Торжество твоего переноса
    Я задумывал в прошлом году
    На снегами пустынного плеса,
    Где зимуют баркасы во льду.

    А. Ахматова

    Памяти Иннокентия Анненского

    А тот, кого учителем считаю,
    Как тень прошел и тени не оставил,
    Весь яд впитал, всю эту одурь выпил,
    И славы ждал, и славы не дождался,
    Кто был предвестьем,
    предзнаменованьем,
    Всех пожалел, во всех вдохнул
    томленье -
    И задохнулся...

    Итог урока : Каким десятилетием или каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века?

    Серебряный век оставался в душах, в сознании поэтов, сотворивших его, всю жизнь, до последних дней они мысленно уносились в те годы, беседовали с теми с уже ушедшими из жизни, но такими дорогими и близкими людьми, восстанавливали в подробностях самые яркие, памятные события. Серебряный век стал их судьбой. Значит, это явление продолжало существовать до 50-60 годов.

    Литература:

    1.Ахматова А. «Избранное»1999г

    2. Бальмонт К. Избранное. М.,1991г С.125 – 126.

    3.Волошин М. « Средоточье всех путей» М., 1989.С.16-17.

    4.Литература Издательство « Просвещение»1999г

    5. Мандельштам О. Буря и натиск; Выпад// Сочинения т 2.1990

    6.Серебряный век русской поэзии. М.,1993.


    Что такое Серебряный век? Серебряный век - второй период расцвета русской поэзии после Золотого века (начало XIX века), пришедшийся на 1890 -е - 1920 е годы. Серебряный век отмечен появлением множества литературных течений, творческих объединений, реформой поэтического русского языка. В то же время, к Серебряному веку иногда относят не только поэзию, но и всю русскую литературу начала XX века в целом.

    Ива н Петро вич Па влов русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения» . Всю совокупность рефлексов разделил на две группы: условные и безусловные.

    Илья Ильи ч Ме чников русский и французский биолог(ми кробиолог, цитолог, эмбриолог, и ммунолог, физиолог и патолог). Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908). Один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и внутрик леточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, теории фагоцителлы, основатель научной геронтологии.

    Влади мир Ива нович Верна дский русский, украинский и советский учёный естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель конца XIX века и первой половины XX века. Академик Санкт-Петербургской академии наук, Российской академии наук, Академии наук СССР, один из основателей и первый президент Украинской академии наук. Создатель научных школ. Один из представителей русскогокосмизма; создатель науки биогеохимии. В круг его интересов входили многие науки: геология, почвоведение, кристаллография, мине ралогия, геохимия, радиогеология, биология, палеонто логия, биогеохимия, метеоритика, философия иистори я. Кроме того, он занимался организаторской научной и общественной деятельностью. Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).

    Никола й Его рович Жуко вский русский механик, создатель аэродинамики как науки. Заслуженный профессор Московского университета, профессор теоретической механики Императорского Московского технического училища (с 1918 г. - Московского высшего технического училища); член-корреспондент Императорской Академии наук по разряду математических наук (1894).

    И горь Ива нович Сико рский русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолета «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантического гидроплана, серийноговертолёта одновинтовой схемы (США, 1942 год).

    Константи н Эдуа рдович Циолко вский русский и советскийучёный-самоучка и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики. Обосновал использование ракет для полётов в космос, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» - прототипов многоступенчатых ракет. Основные научные труды относятся к аэронавтике, ракетодинамике и космонавтике. Представитель русского космизма, член Русского общества любителей мироведения. Автор научно-фантастических произведений, сторонник ипропагандист идей освоения космического пространства. Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. .

    Влади мир Серге евич Соловьёв русский религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наукпо разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Он основал направление, известное как христианская философия. Владимир Соловьёв возражал против разделения христианства на католичество и православие и отстаивал идеи экуменизма. Он разработал новый подход к исследованию человека, который стал преобладающим в российской философии и психологии конца XIX – начала XX века

    Лев Николаевич Толстой один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира, его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиознонравственного течения - толстовства. Писатель, ещё при жизни признанный главой русской литературы. Творчество Льва Толстого ознаменовало новый этап в русском и мировом реализме, выступив мостом между классическим романом XIX века и литературой XX века. Лев Толстой оказал сильное влияние на эволюцию европейского гуманизма, а также на развитие реалистических традиций в мировой литературе. Реалист. Произведения: «Война и мир» , «Анна Каренина» .

    Алексей Максимович Пешков. Максим Горький (псевдоним) русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. Начиная с 1918 года был 5 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе. На рубеже XIX и XX веков прославился как автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам и находившийся в оппозиции царскому режиму. Реалист. Произведения: «На дне» , «Детство» .

    Модернизм в литературе -отход от классического романа в пользу поиска нового стиля и радикальный пересмотр литературных форм. Является частью общего направления в искусстве - модернизма («современный, недавний»). Модернизм в литературе проявился в новых направлениях: символизме, акмеизме, футуриз ме. Одновременно была переосмыслена реалистичная литература. Появился стиль, названный «потоком сознания» , характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения.

    Поэты -символисты Символизм -становится первым значительным модернистским направлением в России; одновременно с зарождением символизма в России начинается Серебряный век русской литературы; в эту эпоху всё новые поэтические школы и отдельные новаторства в литературе находятся, хотя бы отчасти, под влиянием символизма - даже внешне враждебные направления (футуристы, и др.) во многом пользуются символистским материалом и начинают с отрицаний символизма. Но в русском символизме не было единства концепций, не существовало ни единой школы, ни единого стиля

    Александр Блок русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик. Классик русской литературы XX столетия, один из величайших поэтов. Произведения: «Стихи о прекрасной даме» , «Балаганчик» , «Двенад цать» .

    Константин Бальмонт Поэт-символист. Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы, переводил с многих языков. Автор автобиографической прозы, мемуаров, филологических трактатов, историколитературных исследований и критических эссе. Произведения: «Перстень» «Семь поэм» «Избранные стихотворения» и др.

    Вале рий Я ковлевич Брю сов русский поэт, прозаик, драматург, перевод чик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма. В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие - любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, - и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана» Произведения: «Огненный ангел» , «Алтарь победы»

    Акмеизм. противопоставляли себя символизму, подвергали критике туманность и зыбкость символистского языка и образа. Проповедовали ясный, свежий и "простой" поэтический язык, где слова прямо и четко называли бы предметы, а не обращались бы, как в символизме, к "таинственным мирам". На смену неопределенным, красивым, возвышенным символам, недосказанности пришли простые предметы, карикатурные композиции, острые, резкие, вещные знаки мира.

    Николай Гумилёв. Поэт, основоположник школы акмеизма. Основные темы лирики Гумилёва - любовь, искусство, жизнь и смерть, также присутствуют военные и «географические» стихи. В отличие от большинства поэтов, в творчестве Гумилёва практически отсутствует политическая тематика. Произведения: «Романтические цветы» , «Жемчуга» .

    Анна Ахматова. русская поэтесса, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века.

    Ранняя лирика Ахматовой окрашивается в печальные, лиричные тона. Главной темой стихотворений выступает любовь, зачастую смешанная со страданием и грустью. Весь мир чувств поэтесса передает с помощью маленьких, но значительных деталей, мимолетных зарисовок, способных передать многогранность переживаний лиричного героя. Ее стихи были более психологическими, ориентированными на человека и его внутренний мир, чем поэзии других акмеистов. Стихи Ахматовой военного периода - особенные. Они не пестрят лозунгами, восхвалениями героизма, как стихи других поэтов. Ахматова пишет от имени женщин, живущих в тылу, которые страдают, ждут, скорбят. Среди антитоталитарных произведений Анны Ахматовой особенное место занимает поэма «Реквием» , в центре которой – боль, материнский страх за сына, безутешный плач по невинных, погибших в «лапах ежовщины» . Среди поэтической элиты «серебряного века» Анна Ахматова завоевала огромное уважение и популярность благодаря своему таланту, душевной утонченности, целостности характера. Не зря до сих пор литературоведы называют Ахматову «душой серебряного века» , «королевой Невы»

    Ты напрасно мне под ноги мечешь И величье, и славу, и власть, Разве этим и вправду излечишь Песнопения светлую страсть. Разве этим развеешь обиду, Или золотом лечат тоску, Может быть, я и сдамся для виду, Не притронусь я дулом виску. Смерть стоит все равно у порога, Ты гони ее или зови. А за нею темнеет дорога, По которой ползла я в крови, А за нею десятилетья Скуки, страха и той пустоты, О которой могла бы пропеть я, Да боюсь, что расплачешься ты. Что ж прощай! - Я живу не в пустыне, Ночь со мной и всегдашняя Русь. Так спаси же меня от гордыни, В остальном я сама разберусь.

    Поэты-футуристы. занимались поиском новых языковых форм, отрицали культуру прошлого. В их творчестве были заметны черты социального протеста, отхода от буржуазной культуры. Футуристы были одержимы идеей разрушения старого мира. Недаром одно из важнейших футуристических изданий самоопределилось именно как пощечина общественному вкусу - в этом содержится указание на конфликтность и полемичность по отношению к предшественникам.

    Владимир Маяковский. русский советский поэт. Один из крупнейших поэтов XX века. Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ» .

    Сравнение……. Милый друг! Ты юною душою Так чиста! Спи пока! Душа моя с тобою, Красота! Ты проснешься, будет ночь и вьюга Холодна. Ты тогда с душой надежной друга Не одна. Пусть вокруг зима и ветер воет, - Я с тобой! Друг тебя от зимних бурь укроет Всей душой! А. Блок Ни шороха полночных далей, Ни песен, что певала мать, - Мы никогда не понимали Того, что стоило понять. И, символ горнего величья, Как некий благостный завет, Высокое косноязычье Тебе даруется, поэт. Н. Гумилёв Я сразу смазал карту будня, Плеснувши краску из стакана; Я показал на блюде студня Косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы Прочел я зовы новых губ. А вы Ноктюрн сыграть Могли бы На флейте водосточных труб? В. Маяковский

    l. Московский художественный театр созданный К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко «Мы протестовали, и против старой манеры игры… и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров»

    Александр Яковлевич Таиров российский и советский актер и режиссер, создатель и художественный руководитель Камерного театра.

    Все волод Эми льевич Мейерхо льд Вел поиски в области театральной условности, обобщенности, использования элементов народного балагана и театра масок. Создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика» .

    Евге ний Багратио нович Вахта нгов Российский и советский актер, театра льный режиссер. Предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли.

    Фёдор Осипович Шехтель Наиболее известный архитектор, творчество которого во многом определило развитие русского, особенно московского модерна.

    Особняк Рябушинского "Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. . . "

    Ива н Владисла вович Жолто вский Вместе с тем наряду с архитекторами «новой волны» значительные позиции удерживали поклонники неоклассицизма (И. В Жолтовский)

    СКУЛЬПТУРА Творческий подъем переживала и скульптура. Ее пробуждение во многом было связано с тенденциями импрессионизма.

    Основной чертой ее произведений является не отображение конкретного образа, а создание обобщенного явления. «Старость» «Идущий человек»

    В целом же русская скульптурная школа была мало затронута авангардными тенденциями, не развернула столь сложную гамму новаторских устремлений, характерную для живописи.

    МУЗЫКА "Серебряный век" производит впечатление «расколотости» и падения интенсивности мысли о музыке. Никто не ставит в большом масштабе острых музыкально-общественных проблем, большая часть композиторов замыкается в узкий круг ремесленных интересов и предпочитает высказывать ни к чему не обязывающие суждения о том, о сем, вместо отстаивания музыки как общественно-активной и культурной силы и как сферы познания.

    Серге й Васи льевич Рахма нинов Русский композитор, пианист-виртуоз. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку 20 века. одноактная опера «Алеко» оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» .

    И горь Фёдорович Страви нский Русский композитор, дирижер и пиан ист, ключевая фигура музыкального модернизма, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры века. Балеты «Жар-Птица» , «Петрушка» , «Весна Священная»

    Леони д Вита льевич Со бинов Русский оперный певец, один из крупнейших представителей русской классической вокальной школы.

    Фёдор Ива нович Шаля пин Русский оперный и камерный певец - художественный руководитель Мариинского театра.

    БАЛЕТ К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве. Русская балетная школа «серебряного века» дала миру плеяду блестящих танцоров.

    Русские сезоны. "Русские сезоны в Париже" или как их еще называют "Дягилевские сезоны", проходившие в Европе с 1907 по 1929 годы, явились триумфом русского, а затем и мирового искусства. "Русские сезоны" дали толчок к возрождению почти угасшего в то время в Европе балетного искусства и к его появлению в США.

    А нна Па вловна (Матве евна) Па влова Русская артистка балета, одна из величайших балерин XX века.

    Тама ра Плато новна Карса вина Русская балерина. Солировала в Мариинском театре, входила в состав Русского балета Дягилева и часто танцевала в паре с Вацлавом Нижинским.

    Ва цлав Фоми ч Нижи нский Русский танцовщик и хореограф польского происхождения, новатор танца. Один из ведущих участников Русского Балета Дягилева.

    Михаи л Миха йлович Фо кин Русский солист балета, русский и американский хореограф, считающийся основателем современного классического романтического балета.

    В ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ XX ВЕКА В РОССИИ, ВСЛЕД - ЗА ФРАНЦИЕЙ, ПОЯВИЛСЯ НОВЫЙ ВИД ИСКУССТВА КИНЕМАТОГРАФ. И ХОТЯ ОСНОВНУЮ МАССУ КИНОПРОДУКЦИИ СОСТАВЛЯЛИ ФИЛЬМЫ С ПРИМИТИВНЫМИ МЕЛОДРАМАТИЧЕСКИМИ СЮЖЕТАМИ, ПОЯВИЛИСЬ ДЕЯТЕЛИ КИНО С МИРОВЫМИ ИМЕНАМИ.

    Ива н Ильи ч Мозжу хин Актер российского немого кино, работал также во Франции, Германии и США.

    Ве ра Васи льевна Холо дная Российская актриса немого кино. За сравнительно недолгий период кинокарьеры, Вере Холодной удалось стать самой знаменитой киноактрисой своего времени - она вошла в историю как «королева экрана» кинематографа России начала 20 века.

    Али са Гео ргиевна Коонен Русская советская актриса. Вся жизнь актрисы связана с Камерным театром и Александром Таировым, создателем и руководителем Камерного театра.

    Декаденство. вернуться Общее наименование упадочных явлений в искусстве конца 19 -го - начала 20 -го веков, отмеченных индивидуалистическим пессимизмом, эстетизацией падения и небытия.

    Неоклассицизм вернуться Неоклассицизм – это эстетическое направление в искусстве и архитектуре, которое господствовало в Европе в конце XVIII – начале XIX века, и которому присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма.

    Биомеханика (театральная) вернуться Театральный термин, введённый В. Э. Мейерхольдом для описания системы упражнений, направленных на развитие физической подготовленности тела актёра к немедленному выполнению данного ему актёрского задания.

    Импрессионизм Импрессиони зм - направление в искусстве, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления

    Представители модерна в живописи. Петербуржский «Мир искусства» Они искали идеал красоты в торжественности и пышности придворной жизни Франции, в могучих и загадочных образах древнерусской жизни, в размеренности быта русских провинциальных городков. Вдохновители: А. Н. Бенуа, С. П. Дягилев. Представители: Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих Московский «Союз Русских художников» Их излюбленным стилем была реалистическая живопись передвижников в сочетании с импрессионизмом, а любимым жанром стал пейзаж. Представители: И. Э. Грабарь

    Марк Шагал график, живописец, театральный художник, иллюстратор Я и деревня, 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Невеста с веером 1911 год вернуться


    Аристáрх Васи льевич Ленту лов русский и советский живописец, художник театра. Один из родоначальников «Русского авангарда» .

    Абстракционизм или нефигуративное искусство - направление искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. В. В. Кандинский К. С. Малевич

    «Символизм в литературе» - Я не знаю мудрости, годной для других, Только мимолётности я влагаю стих. В России изменилось всё: политические убеждения, нравственные устои, культура, искусство. Из истории символизма. Сон – сладостный миг откровения. В понимании символов важную роль играет контекст. И. Бродский. В. Брюсов «Творчество» 1895.

    «Поэты поэзии серебряного века» - А. Блок 6. О. Мандельштам. А. Ахматова 5. М. Цветаева 11. Георгий и Ариадна Эфрон. М. И. Цветаева. «Я тоже была, прохожий! Ариадна и Ирина Эфрон. Творчество М.И.Цветаевой. Мария Александровна Цветаева 1869-1906. Поэты серебряного века. Иван Владимирович Цветаев 1847-1913. Прохожий, остановись!». «Мне нравится…».

    «Направления серебряного века» - Н. Рерих «Направляясь домой». Какая мысль? М. Казмичев. Восклицали: «Футурист!» И стучали головами… Какая страсть? В. Екимов «Танец белых роз». А. Межиров. Оставлял корявый лист С нестандартными словами. Место и время возникновения Цели и задачи Девиз Характерные черты Представители. И. Левитан «Золотая осень».

    «Поэты 20 века» - И Муза в дырявом платке Протяжно поет и уныло. Откуда взялся термин «серебряный век русской литературы»? Вяч.Иванов. Моей божественной природы Я не открою никому. Разве можно глазам запретить улыбнуться? Зачем улыбаешься ты Мне с неба внезапной зарницей? Где спят нешепчущие реки. Как меняется логическое ударение в строчке?

    «Творчество поэтов серебряного века» - Воспитывался с 3 лет у родителей матери, которые принадлежали к «сливкам» петербургской интеллигенции. На первый план вышли темы ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ: Жизнь, Смерть, Бог. Мы задыхаемся, мы задохнёмся все. Аптека.» Читать роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Исаак Ильич Левитан. Сборник и альманах футуристов.

    «Серебряный век русской поэзии» - Иль ты приснилась мне? Модернизм объединил целый ряд течений и направлений. Марина Цветаева. Гзи-гзи-гзэо пелась цепь Так на холсте каких-то соответствий. Декадентство -. Анна Ахматова 1889 - 1966. Хроника ключевых событий. Вне протяжения жило Лицо. Серебряный век – блеск, взрыв, яркость, необычность!

    Всего в теме 12 презентаций

    Само это определение – «Серебряный век» — известно всем грамотным людям в нашей стране, да и в мире тоже. «Серебряным веком» называют расцвет литературы, изобразительного искусства, музыки, и в целом культуры в России в самом начале ХХ века.
    Длился Серебряный век очень недолго, до наступления большевистской эпохи в 1917 году, которая, во-первых, развернула историю в каком-то совсем другом направлении, и, во-вторых, одну часть представителей Серебряного века – очень большую часть — выдавила из страны, а другую разными способами побудила обслуживать себя и свои гибельные идеи, не изжитые нашим обществом до сих пор.
    Главный очаг Серебряного века находился в Петербурге, и в меньшей мере – в Москве. Тепло этого очага долетало также и до самых отдаленных городов и весей России, хотя уже в довольно охлажденном виде.
    Ведущие российские художники, поэты, писатели, композиторы, музыканты, балетмейстеры и балетоманы предпочитали держаться поближе к Петербургу и Москве, всю остальную Россию в глубине души считая замшелой, отсталой, кондовой и сермяжной.
    Так оно, в общем-то, и было.
    Не зря ведь еще Николай Васильевич Гоголь называл Петербург «самым придуманным городом» в нашей стране.
    Так что влияние представителей Серебряного века на всю Россию было двойственным. С одной стороны, очень глубоким и долгим, но, с другой стороны, довольно слабым и ограниченным.
    Точно также очень двойственной была творческая атмосфера Серебряного века.
    С одной стороны, русские художники, писатели и поэты родили в те годы множество ярких идей и направлений в искусстве, о которых большинство из нас теперь знает только понаслышке.
    «Символизм», «модернизм», «лучизм» — знаем ли мы хоть что-то обо всех этих течениях, кроме их названий?
    Как правило, не знаем.
    С другой стороны, русские люди культуры и искусства в годы Серебряного века испытывали большое влияние различных творческих идей, рождавшихся в Европе.
    К тому же, пользуясь тем, что труд поэтов и писателей в России в те годы очень неплохо оплачивался, картины лучших художников хорошо раскупались, и при этом никаких ограничений свободы передвижений не было, самые успешные представители Серебряного века очень много путешествовали по разным заграницам. Теплые Италия, Испания, Франция были для них намного более привлекательнее замороженной Сибири.
    В этом плане ярким исключением выглядит необыкновенное путешествие Антона Павловича Чехова в начале 1890-х годов на Сахалин – когда, между прочим, железной дороги на Дальний Восток еще не было.
    При этом, надо отдать им должное, лучшие русские писатели, художники, поэты, и вообще интеллигенты были горячими патриотами России, обходясь при этом без всяких завихрений «холодной войны», которая отравила отношения СССР и стран Запада много позже, после Второй мировой войны.
    Ну а затем, после революции, случился исторический парадокс.
    Оказавшись выдавленными из страны, многие русские творческие люди, да и технические тоже, находившиеся в самом расцвете своих сил, были вынуждены отдавать эти силы другим странам – Франции, Германии, США.
    Даже эскиз доллара в 1928 году нарисовал русский художник Сергей Макроновский…
    А есть ли сейчас в России предпосылки для нового Серебряного века?
    Ну, почему бы и нет.
    Самое главное, в России по-прежнему имеется множество творческих, талантливых людей, у которых теперь, как это ни парадоксально, есть гораздо больше возможностей для творческого общения.
    История – хитрая штука.
    Она движется, как известно, по спирали.
    Бывает, что расцвет превращается в трагедию, а та затем переходит в фарс и балаган.
    Но после этого наступает нечто совсем новое, и что это будет, мы пока даже и не подозреваем.