Брошенные военные объекты. архив заброшенных объектов на территории бывшего ссср. Все Военное в Московская область (Россия) Что можно найти на заброшенных воинских частях

Заброшенные военные склады под Бирой все чаще появляются в сводках ФСБ. Именно с них на "черный рынок" Дальнего Востока поступают боеприпасы: мины, снаряды, гранаты и патроны. Причем в количествах просто пугающих.

Недавно в Еврейской автономной области была обнаружена крупная партия боеприпасов. Тайник, в котором хранилось более тридцати гранат Ф-1, нашли сотрудники управления УФСБ по ЕАО. Экспертиза, проведенная сразу после находки, показала, что боеприпасы - боевые и хоть сейчас готовы к применению. Не исключено, что оружие готовили к переброске далеко за пределы автономной области.

Подпольный склад нашли в результате оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в лесном массиве рядом с поселком Бира Облученского района автономии в местечке Чертов палец. Здесь когда-то располагались воинские оружейные склады, сгоревшие одиннадцать лет назад. Количество хранившихся в то время здесь патронов, артиллерийских снарядов, гранатометов, гранат и других боеприпасов, конечно, не разглашалось. Однако то, что военные попросили десять лет на зачистку территории, занимаемой складами, значительная часть которых была начисто уничтожена пожаром и взрывами, говорит о многом. На месте бывших складов начали работать саперы, а жителям области объявили, что это место находится под военной охраной. Вот только через год в области резко возросло число преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия и цветного металла. Следы, разумеется, вели к Чертову пальцу.

По оперативным данным, которыми располагают местные чекисты, боеприпасы, оставшиеся после пожара и незаконно собранные здесь, расходятся сегодня по всему Дальнему Востоку и используются преступными группировками.

Охрану бывших воинских складов, как и эффективное уничтожение оставшихся после пожара боеприпасов, армия не может обеспечить уже много лет, говорят оперативные сотрудники ФСБ. В результате часть жителей близлежащих поселков и Биробиджана наладили здесь криминальный бизнес по добыче боеприпасов и драгоценного металла из снарядов.

Территорию бывших складов освоили так называемые "черные копатели", сразу разделившись по двум специальностям: "оружейники" (ищут гранаты, взрыватели, тротил) и "металлисты", превращающие боеприпасы в металлолом. Оперативные сотрудники ФСБ рассказывают, как работают "черные копатели". Люди, сидя на земле, разбивали на куски 82-миллиметровые мины, справедливо полагая, что так их примут на любом пункте заготовки металла. Тротил, содержащийся в минах, аккуратно ссыпали в кучу.

По оперативным данным, на территории складов работает до 200 человек ежедневно. Латунные гильзы от снарядов старого образца, оснастка современных снарядов, сделанная из цветных металлов, - все это плотно укладывается в объемные рюкзаки и выносится к нелегальным пунктам приема цветного лома, работающим здесь же рядом.

В итоге вскоре после пожара вокруг бывших складов сложилась своеобразная инфраструктура, которая уже с десяток лет кормит сотни жителей окрестных поселков, объединенных в цепочку: копатель - приемщик - скупщик. Именно рядом с ними работают и те, кто добывает, а потом продает гранаты, патроны и взрывчатку. Несколько лет назад сотрудники милиции провели здесь своеобразный эксперимент. Переоделись в гражданскую одежду, проникли на территорию складов, набрали пару рюкзаков боеприпасов и вышли на федеральную трассу прямо… через КПП, охраняемый солдатами.

Нормальной охраны периметра бывших складов здесь никогда не было. Хотя однажды ситуацию все же удалось взять под контроль. Задерганное наездами прокуратуры, СМИ и местных властей командование Дальневосточного военного округа прислало на охрану территории армейский спецназ. Стройные ряды копателей поредели под профессиональным натиском подготовленных бойцов. Но пришла зима, спецназ сняли с объекта и уже больше не присылали.

Понятно, что без жесткого контроля всего периметра бывших складов ситуацию с незаконным оборотом боеприпасов и металлолома не исправишь. О том, что происходит в местечке под названием Чертов палец, командование Дальневосточного военного округа знает прекрасно. Видеоматериалы и аналитическую записку о ситуации здесь сотрудники правоохранительных органов автономии, в частности УВД ЕАО, направили в минобороны.

Да куда ты денешься с подводной лодки, которая никуда не плавает вот уже 27 лет?

Сегодня хотелось бы показать вам очень крутой крымский артефакт - субмарину Б-380, построенную в 1981-1982 годах, и немного рассказать про плавучий док ПД-16 (построенный в 1938-1941 годах и никуда не плававший с фактически с дня победы), в котором она находится с 1992 года.
Внимание: если вдруг у вас не отображаются фотки, попробуйте отключить adblock и аналогичные дополнения (ЖЖ не дружит с хостингом Вконтакте)

()

  • November 18th, 2018 , 12:22 pm

Приветствую читателей!
Сегодня у меня в блоге несколько неожиданный материал. Дело в том, что я очень люблю почти любые технические музеи и достаточно часто их посещаю, но редко решаю обозреть в блоге или вообще где-либо, потому что музеем мало кого можно удивить (особенно известным и популярным). Разве что музей какой-то совсем необычный (например, как ) или сильно меня впечатливший ( во Владивостоке, в Санкт-Петербурег или красинцовский в Тульской области)

Сегодняшний репортаж - другой. Сегодня я хочу показать изнутри один из экспонатов музея ВМФ в московском Тушино, в который почему-то не пускают посетителей. Как вы уже могли догадаться из заголовка, речь пойдёт об экраноплане А-90 "Орлёнок"
Прежде я однажды уже публиковала , на момент посещения спрятанного в одном из цехов нижегородского завода "Волга". С тех пор, увы, Спасатель так и не стал музеем, ровно как и не покинул закрытую территорию судостроительного предприятия.
А что же с "Орлёнком", который с 2007 года находится в московском музее ВМФ? Что мешает музею добавить возможность осмотра этого прекрасного агрегата в программу развлечений для туристов наряду с посещением подлодки? Казалось бы, давно построен мостик к двери, - но экраноплан закрыт для посетителей. Может быть, дело в плохой внутренней сохранности? - ведь этот Орлёнок, будучи одним из пяти выпущенных экземпляров (и всего двух сохранившихся на сегодняшний день), до своего появления в Москве достаточно длительное время лежал без дела где-то в Каспийске, как сейчас там лежит прекрасная Лунь (того же проекта, что Спасатель, но боевая).
Единственный способ узнать, как чувствует себя Орлёнок изнутри, - зайти внутрь, отодвинув перегородку, установленную поперёк мостика, и открыв дверь ручкой от балкона, пока охрана не видит (примечание: описаны обстоятельства входа на момент осмотра некоторое время назад, - всё могло поменяться). Надеюсь, когда-нибудь охранники простят меня за это ужасное преступление, ведь любопытство - не порок?
Под катом - результат посещения.

()

  • May 16th, 2018 , 03:49 pm

Всем доброго времени суток!
Сегодня прогуляемся по пустующим этажам корпусов бывшей Академии РВСН (Ракетных Войск Стратегического Назначения), находившейся в самом сердце нашей столицы, буквально в нескольких шагах от Кремля - сразу за парком "Зарядье", на набережной Москвы-реки.
Два или три года тому назад академия была переведена в Балашиху , где её было решено разместить на базе Военно-технического университета Министерства Обороны. Участок земли перешёл во владения города, после чего вместе со всеми зданиями был выставлен на аукцион с рядом условий. В частности, от будущего инвестора требовалось сохранить и реставрировать все постройки на территории, а также открыть её для посетителей. В бывших корпусах Академии предполагается разместить гостиницу, апартаменты и торговые площади, а также связать получившийся комплекс с парком "Зарядье".
С экономической точки зрения место предельно жирное и для бизнеса подходит гораздо лучше, чем для обучения высшего военного состава... Как бы то ни было, с момента переезда ракетчиков здания академии оказались отключены от электроснабжения и отопления и, по сути, брошены. На углу разместился городок строителей "Зарядья", территорию взяли под вялую охрану несколькими ЧОПовцами.

()

Подписывайтесь на мой инстаграм, там свежие фотки появляются в первую очередь:) https://instagram.com/lanasator

  • May 3rd, 2018 , 06:13 pm

Приветствую всех вернувшихся с майских праздников живыми:)
Вот, тоже вернулась и готова порадовать читателей фотками с некоторого количества необычных европейских заброшенных объектов.
В частности, сегодня предлагаю взглянуть снаружи и изнутри на подземные авиабазы.

На этот раз на многих фотках будут силуэты людей - по большей части, для передачи представления о масштабах сооружений.
В связи с тем, что Яндекс решил закрыть проект своих "Фоток", попробую в качестве нового хостинга Фликр - надеюсь, хоть этот не помрёт:)

()

Подписывайтесь на мой инстаграм! https://instagram.com/lanasator

  • September 20th, 2017 , 11:50 am

Каждому рассказывали стандартную историю Золушки с хэппи-эндом и безо всякой морали, но сегодня у меня для вас совершенно другая сказка.

Никаких хрустальных туфелек и принцев, готовых тратить время на поиски, - только суровая современность!

()

  • February 6th, 2017 , 04:55 pm

На днях в сообществе проскочила инфа, что вот-вот окажется забаянено весьма красивое и необычное место - заброшенный исследовательский стенд. Йуные сталкеры собрались устроить там "сходку" и зачем-то с фотками и описанием анонсировали это событие аж за три недели.
Ну а дальше - кто-то смог сам найти по этим вводным данным, кому-то оказалось проще спросить по знакомым, а кто-то и вовсе бывал возле этого объекта прежде, но недостаточно уделил ему внимание... В общем, как бы то ни было, в минувшие выходные на объект отправились любители истории и ценители эстетики, стремясь опередить не только дестрой-отряды, но и друг друга:)

Объект оказался весьма достойным, хоть и изрядно потрёпанным жизнью... Комплекс построек включал в себя пару исследовательских установок с прилагающимися к ним агрегатами. Одна из установок - аэродинамическая труба - визуально напоминает огромного дракона. Насыщенно прожив 50 лет и промучавшись еще с десяток после застоя 90-х, он умер, оставив ценителям свой эстетически прекрасный и посредственно охраняемый труп:)

()

  • October 27th, 2016 , 10:33 am

По факту наличия некоторого количества свободного времени, решила чуть-чуть взбодрить - вдруг ими кто-нибудь хоть иногда пользуется:)
Поставила себе задачу добавить к фотоотчётам метки года съёмки.
Так как даже самой иногда бывает любопытно вспомнить, что в каком году посещали-фоткали. Особенно в контексте повторных визитов.
Пока что сделана лишь часть, но в планах дойти до самых первых постов - и даже грохнуть те, в которых фотки невосстановимо пропали, а то чо они висят. Ну и по возможности восстановить фотки, где слетел хостинг, но сами картинки остались на компе. Хотя это не скоро.

И вот нашелся у меня относительно недавно написанный фотопост про тленные бункеры в , которые довелось увидеть аж в январе 2009 года - семь с половиной лет они лежали на жестком диске, хотя в них ничерта секретного - просто тлен, который лень было выложить.
Никаких зеркалок и RAW - только jpg на мыльницу, но зато со штатива!
Помню, что мой восторг от этих заброшек тогда был едва ли не сильнее, чем нынешние впечатления от небаянных и крутых действующих объектов.

(

На днях один мой товарищ как-то спросил: «А ты бывал когда-нибудь на заброшенных военных базах?» Я ответил отрицательно, и он предложил мне совершить экскурсию на одну из таких баз, оставленную военными много лет назад. К сожалению, в географии я не силён, да и с памятью проблемы, поэтому я решительно не в состоянии вспомнить, где находится это место.

Внизу слева идут железнодорожные рельсы. К базе ведёт та колея, что правее, старая и ржавая - впрочем, она так заросла травой, что на фотографии с первого взгляда кажется просто тропинкой.

Левая колея в рабочем состоянии - изредка по ней ещё ходят составы.

Вот он, вход на заброшенную военную базу. Ворота заперты, зато колючая проволока справа уже кем-то обработана для комфортного прохода на территорию.

«Черт их побрал, очкариков, - надо же, сообразили, где дорогу провесить: по выемке! Ну, и я тоже хорош, куда это мои глаза дурацкие глядели, когда я ихней картой восхищался?»

При виде этого ангара невольно всплыло в памяти из «Пикника» Стругацких: «На пороге остановился, огляделся. Все-таки до чего же проще работать днем, чем ночью! Помню я, как лежал вот на этом самом пороге. Темно, как у негра в ухе, из ямы «ведьмин студень» языки высовывает,голубые, как спиртовое пламя, и ведь что обидно - ничего, сволочь, не освещает, даже темнее из-за этих языков кажется. А сейчас что! Глаза к сумраку привыкли, все как на ладони, даже в самых темных углах пыль видна. И действительно, серебрится там, нити какие-то серебристые тянутся от канистр к потолку, очень на паутину похоже. Может, паутина и есть, но лучше от нее подальше». Заходить ли?

Впрочем, паутина внутри обнаружилась лишь самая обычная. А ещё - рельсы вокруг ямы: это помещение явно было предназначено не для ремонта «Жигулей».

На стене - раскуроченный распределительный щит: очевидно, местные обитатели давно уже вытащили отсюда всё, что представляло хоть малейший практический интерес.

Щиток предохранителей.

…железнодорожный фонарь советского образца…

…валенки - вполне в пригодном состоянии. Пригодном, разумеется, для дальнейшего пребывания на прежнем месте.

Ну а где валенки - там и сапоги. Военный бутик, выбирай на любой вкус.

Неведомая хрень длиной в человеческий рост. Поднять, судя по внешнему виду, можно было бы разве что домкратом.

Рельсы время не пощадило.

В яму вниз ведут ступеньки.

Поодаль виднеются крытые навесы.

Вдоль проёмов растут очень изящные растения - аккуратно, как по линеечке, и потому у меня создалось впечатление, что их высадили здесь специально. С какими целями, остаётся только гадать, но вряд ли для красоты - других схожих мер по благоустройству территории в округе не наблюдалось.

Крупным планом.

Вся территория базы основательно освоена всевозможной растительностью, и полная тишина, даже птиц вокруг не слышно - за всё время экскурсии нам не встретилось ни единой живой души. А ведь птицы летают даже над автомобильными трассами. Здесь же - никого.

Внутри хорошо сохранившихся построек - полное запустение. Кое-где на дверях висят ржавые замки - при желании можно было бы проникнуть в помещения через окна, в некоторых из них непрошеными гостями были выбиты стёкла. Излишне говорить, что мы с товарищем заходили только в те здания, двери которых были гостеприимно распахнуты. Мимо трансформаторной будки мы прошли не останавливаясь - изнутри до нас, к нашему изумлению, доносился мерный гул, а в наши планы не входило ни изображать из себя барбекю, ни улучшать демографическую ситуацию в округе методом веерного отключения электричества.

Кое-где на полу в помещениях валяются сумки для противогазов.

Здесь незваные гости не только побывали до нас, но и обустроили всё для своих последователей.

Ещё с порога видна полнейшая разруха.

А внутри эта комната чем-то напомнила кадр из фильма «Сайлент-Хилл».

Среди полусгнившего барахла несколько необычно смотрится свеженький пластиковый корпус монитора.

В груде замасленной бумаги обнаружился фильтр для противогаза.

А вот и сам противогаз. Стоит себе на подоконнике.

Щётка весьма необычной конструкции. Вероятно, здесь любили чистоту.

Ещё одна находка. Желающих позаимствовать содержимое ящика, судя по всему, пока не нашлось.

Загадочная неведомая хрень с манометром.

Два совершенно новеньких автомобильных воздушных фильтра в целофановых пакетах. Судя по размерам - ни разу не для бюджет-класса.

Следующее помещение. Слова «неведомая хрень» упорно крутятся на кончике языка.

В одном из фанерных ящиков обнаружился подарочный ремнабор для недетского размера карбюраторов. Ну что, обогнавший меня полдня назад «Мерседес» - вот теперь поговорим?

Вообще, всевозможных ящиков в помещениях полным-полно. Естественно, практически все - вскрытые, взломанные и по большей части пустые.

Или с непонятным хламом внутри.

На полу среди ящиков нашлись две стеклянных рифлёных рейсшины. Как говорят археологи - предметы неизвестного ритуального назначения. Через сотню лет при раскопках, наверное, так и охарактеризуют содержимое этой базы.

Правда, стеклянные рейки археологи там уже не найдут. Без сувениров как-то неловко уходить, да и по числу подходяще - как раз для нас двоих с товарищем. У стекла, говорят, минимальная степень проникаемости химических веществ, уступает только мрамору.

На подоконнике одного из помещений обнаружились документы с номером воинской части. Трогать мы их не стали - пусть остаются на прежнем месте, для потомков. Или для археологов.

Что-то вроде котельной. Характерно, что в этом здании не выбито ни единого стекла, дверь заперта на замок, как и многие другие двери на территории.

Та самая запертая дверь.

На крыльце одиноко стоящего посреди территории военного передвижного вагончика валяется фонарь - точно такой же, как те, что с ржавым скрипом раскачивались в подземельях компьютерной игры «Сталкер».

Кое-где на стенах висят всевозможные щиты, памятки и прочие нормативные документы.

А кое-где документы раскиданы прямо на полу.

Ангары для техники выглядят внушительно как снаружи…

…так и изнутри.

В некоторых из них даже попадаются интересные находки, наводящие на мысль, что, возможно, база не такая уж и заброшенная. Вряд ли местные обитатели притащили бы сюда два новеньких огнетушителя, или же ангар ещё совсем недавно был наглухо заперт.

А при виде этих прицепов снова всё так же невольно вспомнились Стругацкие со своим «Пикником»: «Поднялся я, отряхнул брюхо и поглядел по сторонам. Вон грузовики на площадке стоят, действительно, как новенькие, - с тех пор, как я последний раз здесь был, они, по-моему, еще новее стали, а бензовоз - тот совсем, бедняга, проржавел, скоро разваливаться начнет».

Рядом с прицепами валяется россыпь уже знакомых воздушных фильтров. Военные покинули это место много лет назад, и при виде практически новеньких бумажных фильтров на сыром каменном полу и маслянисто поблёскивающих колёсных дисков прицепов отчего-то становится слегка неуютно. Правда, тени здесь не шалят - лежат точно в соответствии с законами физики, но бодрый аллюр как-то сам собой непроизвольно сменяется на осторожную поступь.

Паллеты не вполне обычные - стальные и ярко окрашенные.

Это не арт-дизайн, как можно было бы подумать с первого взгляда - просто на листах картона стояли бочки, потом листы подняли и прислонили к стене.

Резервуары неизвестного назначения.

Внутри - определённо «сталкеровские» интерьеры. Того и гляди, из дальнего угла кровосос выскочит.

Поблизости - такой же резервуар, но в зеркальном отображении.

В это помещение зайти не удалось - залито водой по пояс. К тому же вода может запросто оказаться под напряжением, а это уже чревато боком и иными аналогичными последствиями. Особенно с учётом гула из трансформаторной будки.

На дне абсолютно пусто - ни ящиков с патронами, ни пулемётных лент для «Максима».

Радостные стикеры на крышке ржавой бочки.

За резервуарами виднеется здание казармы. Запертое и с абсолютно целыми стёклами. Менять статус-кво казармы мы с товарищем посчитали излишним. Таблички «вход запрещён» на границах территории отсутствуют, но и приглашений чувствовать себя как дома мы особо не заметили.

Патрульная вышка. Естественно, абсолютно пустая внутри. «Помните: мы охраняем не Зону от вас, а вас - от Зоны!» Со стороны входа выбито стекло. Интересные артефакты через разбитое окно видны (включая телефонный аппарат и что-то ещё по мелочам), но мы пришли не за добычей, а на экскурсию.

На путях стоит несколько цистерн. Судя по состоянию рельсов - уже не первый год.

По пути заглянули через окно внутрь подвального помещения. Странно - опять Стругацкие, или это помещение кто-то содержит в порядке?

Бочки на всякий случай обошли стороной. В принципе, они здесь стоят уже довольно давно, но мало ли что?

Возможно, здесь раньше тоже стояла какая-нибудь бочка? Впрочем, если так, то судя по результату, самая безопасная дистанция до бочек - не менее пары километров, и то без каких-либо гарантий.

А вот сюда уже точно лучше близко не подходить. Тем более денёк на редкость жаркий. Всему рано или поздно приходит свой срок…

По этим рельсам раньше каталась кран-балка - ржавый мотор висит на них до сих пор (за кадром слева).

Под одной из конструкций нашёл свой последний приют маленький маневровый тепловозик.

Не вполне понятно, зачем кому-то пришло в голову бить в нём стёкла - дверь тепловоза открыта.

Внутри, как и везде, основательно похозяйничали.

Через разбитые стёкла тепловоза окружающий пейзаж выглядит сравнительно мирно и спокойно. Разве что вот только непривычная, мёртвая тишина кругом. И ни единой живой души на территории, кроме нас с товарищем.

В 19 километрах от Рязани находится заброшенная военная база.
Подобные таинственные словосочетания всегда вызывают трепет и уйму соответствующих ассоциаций. Воображение намеревающегося посетить такой объект сулит ему массивные сооружения, сокрытые от посторонних глаз, напичканные военной атрибутикой давно минувших дней. Немедленно охватывает чувство приобщения к чему-то великому и секретному.
В дождливый, но выходной день мы отправились в сторону Скопина, чтобы убедиться в соответствии этих фантазий реальности.

Найти эту военную базу – раз плюнуть, если предварительно посмотреть на карту и запомнить пару нужных ориентиров. Это, однако, не означает, что так же легко заметить её с трассы.
1) У небольшого, но заметного издалека указателя «Малинищи» поворот направо.

Буквально через 30 метров дорогу пересекает неприятная яма, которую можно аккуратно пересечь даже с просветом 15см, и поехать дальше по полузаросшей асфальтированной дорожке. А можно пойти отсюда пешком, благо, идти совсем недалеко.
2)

3) Заброшенная база со стороны представляет из себя несколько холмов, поросших земляникой и шиповником, в которых скрыты искомые строения.

4) Подойдя к ближайшему, натыкаемся на два параллельных ангара с массивными стенами.

5)

Таких сооружений было обнаружено два, да ещё местами руины зданий непонятного назначения. В остальных холмах, должно быть, тоже были какие-то строения, но то ли их завалило землёй, то ли это изначально были просто холмы, для укрепления каких-нибудь установок, например.
6)

На вершинах холмов шахты, ведущие вниз. Некоторые из шахт засыпаны, через некоторые можно пролезть в ангары, чем я не преминул воспользоваться.
7)

В сквозных ангарах видимость неплохая, в остальных лучше ходить с фонариком, чтобы не угодить в какую-нибудь яму с кусками бетона и арматуры, как это произошло со мной. К тому же, местами попадаются тёмные ходы и служебные помещения.
8)

9)

Вся территория базы испещрена автомобильными колеями и пешими тропами, протоптанными в траве с человеческий рост. Это сразу сводит на нет всю таинственность: ходишь как в музее - можно всё осмотреть, просто ходя по этим тропинкам. Судя по всему, народ сюда приезжает часто, с разными целями: пикник, грибы (одного грибника мы встретили), «дозор», фото или просто любопытство.
10)

В 7,4км севернее, в районе посёлка Дашки-2 расположена военная часть, также заброшенная. От трассы к воротам ведёт дорога из бетонных плит. У въезда – действующий ларёк с небогатым ассортиментом: вода да сигареты. Из-за закрытых ворот сперва создалось впечатление, что часть вовсе и не заброшена, но раздолбанный КПП развеял все сомнения.
11)

Войдя в КПП, мы услышали детские голоса. В детях, как правило, нет ничего страшного, но кратковременные мурашки и шаг назад имели место. В одном из помещений КПП играли три маленькие девочки.
12)

По территории гуляют люди с колясками, подростки лазают по крышам зданий и, матерясь, жгут картонные листы в беседке. Работает пара котельных, что, впрочем, заметно по звуку, но не по присутствию в них людей. Романтика заброшенного объекта рушится на глазах. Чуть ли не единственный возбудитель эмоций – столовая с кухней.
13)

Но, опять же, никакой мистики, только забавные надписи и устройства.
14)

15) Картофелечистка механическая. Вернее, то, что от неё осталось. Рядом когда-то располагалась машина для нарезки овощей.

16) Инструкция к картофелечистке:

17) Рядом с частью жилой дом.

Заросший плац, окружённый зданиями без единого целого окна. Гаражи с кучей непонятного, но неинтересного хлама и характерным запахом отхожего места - ночлег бомжей.
18)

19) Классический атрибут заброшенного военного объекта – солдатский сапог.

Подводя итог, вынужден констатировать, что два описанных места - для людей с богатым воображением. Тех же, кто надеется погрузиться в мистическую атмосферу и получить что-то большее, чем «ну, ничё так, прикольно», ждёт жестокое разочарование. Я отношусь, скорее, к первой категории, так что не самое захватывающее зрелище в жизни, но было интересно.
20)

В том, что ни база, ни часть не соответствуют в полной мере мистике значения, придаваемого определению "заброшенный", нет ничего удивительного - ведь заброшены они сравнительно недавно. Для повышения градуса цинизма обратимся к интернету:

В поселке Дашки-2 с 1973 года нес службу 493-й зенитно-ракетный полк ПВО, на вооружении которого находился ракетный комплекс С-200В. Он осуществлял защиту воздушных рубежей Москвы. В 1993 году полк был расформирован, ракеты вывезли на утилизацию, после чего местные жители всё оттуда растащили.
На военной базе были только штаб, техника и ракеты, а воинская часть №05877 и жилые дома для офицеров и их семей располагались в Дашках-2. С 1997 по 2009 год там размещался учебный центр Училища Связи, где готовились курсанты 1-2 курса. Затем учебный центр расформирован, а воинская часть заброшена.
21)

На этом всё. Спасибо тебе, терпеливый читатель.

P.S.:
Координаты военной базы: 54.384556, 39.624512
Более красочное описание и чёткие фотографии у

СССР. Среди них есть как строго засекреченные, так и не очень. Экономика многих новообразовавшихся стран не позволила потянуть содержание, обеспечение и поддержание функционирования этих стратегически важных комплексов. Некоторые государства просто не нуждались в них и не считали нужным тратить на это огромные средства из федеральной казны. Так появились брошенные военные объекты. Постепенно они разрушались и приходили в негодность.

Рассмотрим самые интересные брошенные военные объекты из огромного многообразия разбросанных по лесам и горам комплексов, свидетельствующих о былой мощи развалившейся империи. А ведь это лишь малая толика рассекреченных сооружений...

Балаклава, Крым

Хранилище подводных лодок, расположенное на территории Севастополя, поражает своими масштабами. Под его сводами могли одновременно разместиться до 14 крупногабаритных судов. Здесь находится и брошенная военная техника, и детали к ней. Данная база была возведена в 1961 году, а перестала она функционировать в 1993-м, практически сразу после распада СССР. Как говорят сведущие люди, это место было своеобразным перевалочным пунктом, куда проходили на ремонт и подзарядку подводные лодки, здесь же пополнялись боеприпасы. Балаклава строилась на столетия и, благодаря своей совершенной конструкции, способна выдерживать прямые ядерные удары. Но на сегодняшний день она пополнила список "Брошенные военные объекты бывшего Советского Союза". Сейчас от нее мало что осталось, так как жители округи разобрали ее буквально на винтики. В 2002 году местные власти объявили о намерении создать в Балаклаве музей, но дальше разговоров дело так и не пошло.

Ракетная шахта Двина, Кекава (Латвия)

После многим бывшим республикам достались такие военные объекты, о наличии которых они даже и не догадывались. Например, совсем недалеко от Риги, в лесной чаще расположились остатки мощного ракетного комплекса "Двина". Он был построен в далеком 1964 году и состоял из четырех просторных пусковых шахт, которые находились на глубине более 34 метров. В настоящее время они частично затоплены, но любой интересующийся человек может спуститься в них в сопровождении опытного сталкера, чтобы воочию увидеть, что такое брошенные военные объекты. Хотя следует хорошо подумать, прежде чем отправляться на такую экскурсию. Говорят, в шахтах осталось довольно много которое хотя и не радиоактивно, но тем не менее ядовито.

Лопатинский фосфоритный рудник (Московская область)

До этот комплекс являл собой крупное месторождение, где добывались минералы и иные вещества, применяемые в сельском хозяйстве и промышленности. После 1993 года рудник приостановил свою деятельность. Вся техника осталась ржаветь... Таким образом, огромное месторождение с гигантскими ковшами экскаваторов стало местом паломничества тысяч туристов со всего мира.

Станция изучения ионосферы (Украина)

Данный комплекс, который находится под Харьковом, был построен всего за год до распада СССР и стал ответом на создание известного американского проекта HAARP, что на Аляске. Аналог США, кстати говоря, успешно функционирует и по сей день. Огромный комплекс состоял из гигантской параболической антенны, диаметр которой составлял 25 метров, и нескольких исследовательских полей. Сейчас брошенная военная техника так и стоит на месте, напоминая печальное кладбище. Новоиспеченному украинскому государству этот дорогостоящий и энергозатратный комплекс оказался не нужен, сейчас он интересует только охотников за цветными металлами, сталкеров и туристов.

Морской город "Нефтяные камни" (Азербайджан)

В 40 годах прошлого века здесь начались разработки подводных месторождений. Они осуществлялись в Каспийском море, а точнее, в 42 километрах от Апшеронского полуострова. Вокруг первых платформ строились целые города, которые основывались на металлических эстакадах и насыпях. Таким образом, в 110 километрах от Баку посреди воды были возведены электростанции, девятиэтажные дома, больницы, школы и детские сады. Были здесь и хлебозавод, дом культуры и даже цех по производству лимонада. Нефтяники разбили даже маленький сквер с деревьями и зелеными насаждениями. Город Нефтяные камни занимает более 200 платформ, а протяженность улиц в целом составляет больше 350 километров.
Вскоре стала популярной более выгодная сибирская нефть, которая сразу же сделала содержание подводных морских месторождений нерентабельной. Постепенно города на воде опустели. Как это ни удивительно, но Нефтяные камни нельзя называть населенным пунктом-призраком, поскольку в нем и по сей день проживают более двух тысяч человек.

Заброшенный ускоритель элементарных частиц (Московская область)

В конце 80-х годов прошлого века теряющий свои политические позиции Советский Союз решился на воплощение в жизнь потрясающего замысла. Так появился ускоритель элементарных частиц. Кольцевой туннель, длина которого составляла 21 километр, пролегал на глубине более пятидесяти метров. Географически он находится поблизости от городка физиков-ядерщиков Протвино. Это совсем недалеко от Москвы - около сотни километров по Симферопольскому шоссе. В подготовленный тоннель уже начали завозить дорогостоящую аппаратуру, но тут началась перестройка, и советский "атомный коллайдер" так и остался похороненным под землей.

Место для него подбиралось исходя из геологических соображений. Почва на этом участке идеально подходила для возведения масштабных подземных сооружений. Огромные залы были связаны с наружными частями трубами длиной до 68 метров. Над колодцем устанавливались гигантские краны грузоподъемностью до 20 тонн.

В свое время данная разработка опережала американские аналоги на девять лет. Но с распадом на исследования не осталось. Затраты на создание коллайдера можно соизмерить с расходами на огромную атомную электростанцию.

В настоящее время существуют разнообразные брошенные военные части, которые некогда являлись признаком мощи государства, а сейчас постепенно стираются с лица земли. К сожалению, восстановить их практически невозможно. Особый интерес представляют обширные военные объекты Ленинградской области, часть которых была засекречена: флота на острове Мощный в Кингисеппском районе, заброшенные полигоны, катакомбы, бомбоубежища, заводы по производству боеприпасов, ангары и крепости... С одной стороны, вроде бы и хорошо, что все это существует, и любой человек, интересующийся историей своей страны, может увидеть эти объекты воочию. С другой, они производят удручающее впечатление: столько сил, а может быть, и жизней было положено ради их создания, теперь же многое стало ненужным и брошенным...