Бывшая жена Демьяненко: Он вынуждал меня делать аборты - Салат. Александр Демьяненко биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото Почему у александра демьяненко не было детей

Имя Александра Демьяненко очень хорошо известно зрителям старшего поколения. Молодое поколение почти не помнит, как звали актера, но стоит сказать «Шурик», и тут же становится ясно, о ком идет речь. Этот персонаж стал его наградой, и одновременно наказанием, потому что для актера нет ничего хуже, чем оставаться в тени своего образа. Именно так и произошло с Александром Демьяненко – на него обрушилась невероятная слава и любовь зрителей, но иногда она настолько утомляла, что его привычная жизнь стала напоминать кошмар. Когда он появлялся где-нибудь на улице, каждый старался к нему подойти, заговорить, взять автограф, и даже предложить «сообразить на троих». Это было просто невыносимо, потому что у Александра был довольно замкнутый характер, и такое панибратство ему совершенно не импонировало.

Александр Демьяненко прославился после выхода культовых комедий «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Иван Васильевич меняет профессию».

Детство и юность

Родился Александр Демьяненко 30 мая 1937 года в городе Свердловск. Отца звали Сергей Петрович, он служил артистом в местном Оперном театре и учил студентов консерватории театральному мастерству. Мама Галина Васильевна работала бухгалтером. Саша был совсем крохой, когда отец их бросил, и создал семью с другой женщиной. В том браке родились двое деток – мальчик Владимир и девочка Надя, но и они не сделали этот брак крепким и счастливым. Сергей бросил вторую семью, выпросил прощения у первой жены, и вернулся. После его возвращения семья пополнилась еще двумя девочками – Саша стал старшим братом для сестричек Тани и Наташи.

Несмотря на такие немужские поступки отца, Саша все равно был сильно к нему привязан, и именно благодаря Сергею Петровичу мальчик впервые соприкоснулся с искусством, и полюбил его. Демьяненко-старший в свое время окончил ГИТИС, выступал с агитационной труппой «Синяя блуза». Практически ежедневно после школьных занятий Саша отправлялся на работу к отцу, и часами наблюдал за всем, что происходило в оперном театре. Мальчику так нравилось все, что он видел на сцене, что он даже не заметил, как сам захотел стать актером. Его больше не интересовало ничего – только театр. Отец прожил в семье не очень долго, он был человеком влюбчивым и увлекающимся, поэтому снова бросил семью, и завел отношения еще с одной женщиной. Но Саша все равно любил папу, и считал его неоспоримым авторитетом. Когда дети Сергея Петровича от разных браков подросли, то у них сложились по-настоящему родственные отношения.

Александр Демьяненко получил среднее образование в одной из свердловских школ, в которой углубленно изучался немецкий язык. Аттестат об окончании школы парень получил в 1954-м, и начал строить планы о поступлении в вуз. Ему повезло, в тот год в их городе начала работу приемная комиссия МХАТа, которая прибыла в Свердловск в поисках молодых дарований.

Демьяненко понял, что это сама судьба дает ему шанс воплотить в реальность детскую мечту и пошел на экзамены. Волнение было жутким, Саша никак не мог с ним справиться, и конечно же провалился.

После этого недолго думая, Александр Демьяненко начинает штурм юридического института, и в этом же году становится студентом первого курса. Молодой человек учился достаточно прилично, но после первого года обучения к нему пришла мысль, что это не его призвание. Он не хотел тратить впустую время, изучать нужные, но совершенно ему не интересные науки, потому что эта профессия ему была совершенно не по душе. Демьяненко забирает документы из института, и уезжает в Москву, чтобы сделать вторую попытку, и заняться любимым делом.

Столица не отвергла парня из провинции. Демьяненко пробовался одновременно в два театральных института, и ходил на экзамены в ГИТИС и в «Щуку». На этот раз удача была на стороне скромного абитуриента, и он сумел пройти в оба. С выбором он долго не мучился, и остановился на ГИТИСе, в котором когда-то учился его отец. И вскоре в Свердловск полетела телеграмма с радостным известием для родителей — их сын стал студентом театрального вуза.

Диплом о высшем образовании Александру выдали в 1959-м, а до этого счастливого момента были напряженные годы учебы. Он был несомненно талантлив, но иногда бездумные выходки его эксцентричного характера ставили в тупик всех преподавателей. Саша мог запросто бросить учебу прямо посреди семестра, и рвануть на родину в Свердловск, проведать родных. Руководителем Демьяненко в вузе был Иосиф Раевский, который уговаривал парня посещать хотя бы уроки актерского мастерства. Другие преподаватели хоть и сердились на незадачливого студента, но в списки на отчисление его не подавали.

Фильмы

Свою кинематографическую биографию Александр Демьяненко начал еще на втором курсе театрального института. Режиссеры Александр Алов и доверили молодому актеру сыграть Митю в картине «Ветер». Эта картина завершила комсомольскую тему, которую освещали две предыдущие ленты «Тревожная молодость» и «Павел Корчагин». В этой ленте Александр Демьяненко впервые предстал перед зрителями, и им очень понравился этот скромный и интеллигентный паренек, готовый ради идеи на настоящий подвиг. Этот типаж навсегда закрепился за артистом с тех самых пор.

После получения диплома Александр оказался в труппе Московского театра им.Маяковского, на сцену которого выходил на протяжении трех лет. Но родным этот театр так и не стал, Демьяненко больше предпочитал работу в кинематографе.

Те же режиссеры Алов и Наумов выпустили в 1961-м еще одну картину под названием «Мир входящему», в которой опять был задействован Александр Демьяненко. Его персонаж – лейтенант Ивлев, только что закончивший военное училище. Сюжет переносит зрителя в последние дни военных действий, перед лейтенантом поставлена задача сопровождать беременную немку до госпиталя. Фильм понравился не только советским зрителям, его с большим интересом смотрели за рубежом. Лента получила многочисленные призы, причем на самых знаменитых фестивалях – Брюссельском и Венецианском.

Буквально сразу вышли еще два фильма с участием Демьяненко, которые сделали его узнаваемым. Первой была комедийная лента «Карьера Димы Горина», где он стал кассиром, а вторая называлась «Взрослые дети», в которой Демьяненко и молодая актриса Лилия Алешникова стали молодыми супругами, проживающими на одной жилплощали с родителями.

В 1962-м Демьяненко решил уходить из театра им.Маяковского и уехать в Ленинград. У него была сильнейшая мотивация так поступить. Во-первых, он получил в Ленинграде свою первую квартиру, и во-вторых, его звали на киностудию «Ленфильм», где вышли несколько картин с его участием.

Александр продолжает активно сниматься, и очень скоро на суд зрителей была представлена новая работа с его участием – фильм «Порожний рейс», снятый режиссером Владимиром Венгеровым. Демьяненко сыграл смелого журналиста Сироткина, который пытается распутать целый клубок финансовых махинаций. Картина прошла с большим успехом, популярность Демьяненко растет с каждым новым проектом.

Таким же успешным стал и следующий фильм с участием Александра. Картина носила название «Государственный преступник», снял ее режиссер Николай Розанцев. Александру Демьяненко доверили роль молодого, но очень проницательного следователя Поликанова, который ведет только особо важные дела. На этот раз он занимался военным преступником.

Этот период в творчестве актера можно уверенно назвать временем стремительного роста. Его начали узнавать даже простые прохожие, типографии выпустили фото артиста, которые можно было купить в любом киоске «Союзпечать». Никто даже не предполагал, что пройдет совсем немного времени, и эта слава станет просто оглушительной, поначалу радующей, а потом даже мешающей нормально жить.

Впереди была судьбоносная встреча с режиссером Гайдаем, которая откроет новую страницу творчества Александра Демьяненко. Чтобы посмотреть на артиста и понять, подходит он ему или нет, Леонид Гайдай отправился в Ленинград, куда к тому времени переехал Демьяненко. Перед этим режиссер проводил пробы в Москве, и не утвердил ни одного из сорока претендентов на главную роль в картине «Несерьезные истории». Ему нужен был простой, незадачливый юноша, такой себе растяпа с интеллигентной внешностью, который постоянно во что-то вляпывается.

При первом же знакомстве режиссера и актера, Гайдай понял, что нашел то, что так долго искал и не видел у предыдущих претендентов. Он увидел человека точь-в-точь похожего на главного героя Владика, который мог оставаться самим собой, ведь именно таким Гайдай и видел этого персонажа своей ленты. Во время съемочного процесса было решено переименовать героя, и с легкой руки режиссера Владик стал Шуриком. Единственное, что не соответствовало образу, это цвет волос, которые у Демьяненко были черного цвета, а его герой был блондином. Тут уж пришлось потрудиться стилистам, которые всеми возможными способами пытались сделать из него блонда. Они так старались, что кожа на голове актера покрылась волдырями. По воспоминаниям вдовы Демьяненко, Людмилы Акимовны, краски для волос в те годы были очень агрессивными, и все боялись, что от такой интенсивности актер может даже облысеть.

После проката картины «Операция «Ы», популярность Демьяненко взлетела до небес. Никто даже не пытался обращаться к нему по имени, он стал просто Шуриком. Артисту даже не пришлось играть, он будто проживал в картине отрывок своей собственной жизни. Ему не нужно было использовать актерское мастерство или другие штучки, чтобы вжиться в образ, он был самим собой. В одном из интервью Александр сказал журналистам, что ему не нужно было перевоплощаться, а на съемочную площадку он приходил, как домой.

По мнению многих критиков персонаж Шурик был собирательным образом, в котором просматриваются черты характера режиссера и актера Демьяненко. Они в реальной жизни были такими же, как этот обаятельный юноша – замкнутыми неразговорчивыми очкариками, которые шутили, а сами оставались серьезными.

На имя режиссера Гайдая стали приходить мешки писем, в которых была только одна просьба – снимать продолжение приключений полюбившегося Шурика. Леонид Гайдай решил не разочаровывать поклонников его творчества, и через два года выпустил новую картину под названием «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». И снова зрители могли наслаждаться невероятными приключениями их любимого персонажа.

В 1973-м на экраны вышла еще одна лента, которая пришлась по душе миллионам зрителей. Это была комедийная история «Иван Васильевич меняет профессию». И тут нашлась роль для Александра Демьяненко. Это был не полюбившийся Шурик, но зрители приняли картину с восторгом. Лента стала настоящим шедевром, и заняла свое достойное место среди золотого фонда кино.

И вот в это самое время, когда, казалось бы, актер находится в зените славы, его обожают поклонники и хвалят режиссеры, у него начинается полоса невезения. Демьяненко ассоциируют исключительно с Шуриком, режиссеры в большом затруднении, ведь из-за прилепившегося к нему образа, его уже не воспринимают в другом амплуа. Ему все труднее стало найти подходящий образ, он стал настоящим заложником звездной роли.

Александру Демьяненко было немного обидно, что его драматических персонажей из картин «Мир входящему», «Мой добрый папа», «Угрюм-река» уже почти никто не помнит, а комедийный персонаж так врезался в память миллионам поклонников.

Демьяненко страдал от публичности, которая пришла вслед за громкой славой после фильмов Гайдая. К нему могли запросто подойти посреди улицы, хлопнуть по спине или плечу, назвать Шуриком, и пригласить на рюмашку. Актера часто звали на вечера встреч со зрителями, и он отвечал согласием, потому что за них платили. Он считал, что каждый человек имеет право на свою жизнь, и пускать в нее посторонних не было совершенно никакого желания.

Режиссеры так и не определились, какой типаж героя можно предложить Александру, поэтому у него практически не было работы. Но, несмотря на то, что новых картин не было, его все равно донимали поклонники. Ходить по улицам ставало все невозможнее, и это очень огорчало артиста. В отсутствии работы, Демьяненко занялся озвучиванием зарубежных картин. Его голосом говорили многие звезды иностранного кино и даже мультяшные герои.

Иногда поступали предложения от режиссеров сыграть роль второго плана или засветиться в небольшом эпизоде настоящего кино. И Александр с радостью согласился стать приказчиком Иваном Сохатых в ленте «Угрюм-река» или Шестаковым в картине «Зеленый фургон».

За всю свою творческую биографию актер снялся более чем в семидесяти картинах.

Театр

Когда Демьяненко ушел из «Ленфильма», то стал актером Театра комедий им.Акимова. В середине 90-х он перешел в Санкт-Петербургский театр «Приют комедиантов», в котором играл в спектаклях «Владимирская площадь» и «Антигона». Его персонажи были совершенно не похожи друг на друга, но Александр очень органично смотрелся в каждом из них, что лишний раз подтверждает наличие настоящего драматического таланта, который так и не был до конца раскрыт. Зал в театре «Приют комедиантов» вмещает небольшое количество зрителей, поэтому постановку видело очень мало зрителей, и его работа не получила должной оценки.

В 1991-м Александру Демьяненко присвоили звание Народного артиста РСФСР, и эта награда стала завершением его творческой карьеры. Артист по-прежнему был задействован в театре и продолжал дублировать и озвучивать картины, но ощущал неизбежность скорого заката – и карьеры, и самой жизни.

Личная жизнь

Первую супругу Александра Демьяненко звали Марина Склярова. Их семейный союз существовал 16 лет. Они были знакомы еще со свердловского драмкружка, жили счастливо, вместе проводили много времени. Брак был бездетным. Марина была очень энергичная, во время тотального дефицита могла наполнить домашний холодильник разными вкусностями. Женщине приходилось крутиться самой, потому что муж в бытовых вопросах не разбирался.


Фото: Александр Демьяненко с женой

Никто не знает, какие чувства связывали Александра с супругой, он был молчаливым и замкнутым. В один из дней он вернулся домой, собрал все свои вещи и ушел, оставив Марину в недоумении, ведь они прожили без единой ссоры все эти годы.

Женщину, к которой он ушел, звали Людмила Акимовна, она работала режиссером дубляжа на киностудии «Ленфильм». Демьяненко стал ее вторым мужем. Общих детей у них не было, зато актер сумел быстро сблизиться с дочерью Людмилы от первого брака – Анжеликой. С Людмилой он прожил до конца своих дней. Анжелика стала актрисой и служит в Малом драматическом театре Льва Додина.

Демьяненко любил уединенные места, поэтому почти все время проводил на загородной даче, где мог спокойно читать, мечтать и слушать любимую классику.

Причина смерти

Проблемы с сердцем у Александра Демьяненко начались давно, и усугубились напряженной работой на съемках сериала «Клубничка». Лента снималась в Москве, и артисту приходилось ездить на съемки, жить в гостиничном номере.

Каждый выходной он должен был выходить на сцену «Приюта комедиантов», потому что его задействовали в спектакле. Дисциплина у актера была на первом плане, поэтому он ни разу в жизни не опоздал на съемки или представление.

Фото: Могила Александра Демьяненко

Во время съемок одной из серий у Александра случилось отслоение сетчатки. Доктора прооперировали глаз, применив серьезный наркоз, из которого артист еле вышел. Через некоторое время его опять госпитализировали, подозревая, что у актера язва желудка. При обследовании выяснилось, что у него совсем другой диагноз – инфаркт, причем повторный. Первый Александр перенес на ногах и даже не знал об этом.

Доктора начали готовить артиста к операции по шунтированию, но было уже поздно. Александра Демьяненко не стало 22 августа 1999 года. Он скончался от отека легкого.

Ходили разговоры о том, что артист злоупотреблял спиртным, и именно это привело к такому исходу. Но это было правдой только в некоторой степени. В трезвенниках актер не значился, но и запойным не был.

Местом упокоения великого артиста стало Серафимовское кладбище Санкт-Петербурга, и рядом с ним спустя несколько лет нашла покой его вторая жена Людмила.

В сенародный любимец и обаятельный остряк Александр Демьяненко прожил половину жизни в тени своего героя Шурика из комедий Леонида Гайдая . Однако актер был не только идеальным юмористическим персонажем: в его биографии есть и романтические амплуа, и роковые образы, и съемки в фестивальном кино.

Свердловск. Юность

Александр Демьяненко родился 30 мая 1937 года в Свердловске. Его отец был выпускником ГИТИСа , участником знаменитой театрально-агитационной группы «Синяя блуза», гастролировавшей в СССР в 1920-е годы. Поэтому артистический путь сына во многом оказался предопределен - авторитет отца был огромным.

Александр Демьяненко с матерью. Фотография: izbrannoe.com

Александр Демьяненко, университетские годы. Фотография: izbrannoe.com

В юности Александр Демьяненко не только часто ходил на спектакли (его отец работал режиссером в оперном театре), но и занимался в кружке художественной самодеятельности при Дворце культуры. Здесь, в «народном театре», актер и сыграл свои первые роли. Также молодой Демьяненко учился в музыкальной школе по классу фортепиано и занимался вокалом: в старших классах пел прекрасным поставленным низким баритоном.

В 1954 году в Свердловске работала приемная комиссия МХАТа . Семнадцатилетний Александр пробовал сдать экзамен, но от волнения провалился. Поэтому он остался в родном городе и поступил на юридический факультет Свердловского университета. Однако уже через год Демьяненко вместе с друзьями отправился в Москву - снова поступать в театральный. На вступительных экзаменах он читал стихотворение «Хорошая девочка Лида» Ярослава Смелякова - то самое, которое позже декларировал в новелле «Наваждение» ().

Из Москвы родители Демьяненко получили телеграмму: «Победа! Принят в ГИТИС и Щукинское. Остаюсь в ГИТИСе» . Так Александр Демьяненко стал москвичом на непродолжительное время и актером - уже на всю жизнь.

Москва. ГИТИС

Прилежанием в учебе Демьяненко не отличался. Давали о себе знать две уникальные черты его характера - крайняя необщительность и эксцентричность. В сочетании они сформировали человека, который, оставаясь закрытым к окружающим, был всегда способен на дерзость и необдуманный поступок. Александр часто уезжал в родной Свердловск или Ленинград, где в театральном институте училась его одноклассница и подруга по театральному кружку Марина Склярова. Тем не менее Демьяненко не отчисляли. Принимая сложность своего студента, профессор ГИТИСа Иосиф Раевский ограничился личной просьбой: не пропускать занятия, на которых учили актерскому мастерству.

Александр Демьяненко. Фотография: dayonline.ru

Александр Демьяненко. Фотография: kp.ru

Александр Демьяненко. Фотография: yaokino.ru

К молодому Демьяненко судьба была благосклонна. Уже на втором курсе он дебютировал в большом кино, исполнив роль в картине Александра Алова и Владимира Наумова «Ветер». Так появилось его первое экранное амплуа - хрупкий интеллигентный юноша, способный на подвиг.

В 1959 году Демьяненко окончил ГИТИС и начал играть в Театре имени Владимира Маяковского . Он часто получал предложения о съемках и за два года снялся в полюбившихся зрителю фильмах - «Все начинается с дороги» (1959) и «Карьера Димы Горина» (1961). Работу актера в картине Алова и Наумова «Мир входящему» (1961) оценили и за пределами СССР - фильм получил специальный приз жюри на Венецианском кинофестивале.

На пике своего романтического амплуа Демьяненко был очень популярен: его узнавали на улицах, в каждом киоске «Союзпечати» продавались актерские открытки с фотографией Александра (тогда еще натурального брюнета). Тем не менее бытовая и личная неустроенность, которыми Демьяненко тяготился всю свою жизнь, взяли свое. Он решил покинуть Театр Маяковского и переехать в Северную столицу: в «Ленфильме» актеру предлагали квартиру. К тому же в Ленинграде жила Марина Склярова - будущая жена Демьяненко.

О решении бросить хороший московский театр ради квартиры и кинокарьеры Александр впоследствии очень жалел. «Дурной был, дурной», - вспоминала его слова вдова актера. Серьезных театральных ролей у Демьяненко больше не было: в зрелые годы он участвовал только в комедийных и антрепризных спектаклях.

Ленинград. Шурик

В начале шестидесятых годов Демьяненко был крайне востребован в кино. Первый же «ленинградский» фильм с его участием - «Порожний рейс» (1962) - получил второй приз на Московском кинофестивале. В это время актер играл две-три большие кинороли в год.

Судьбоносным в карьере и жизни Александра Демьяненко стал 1964 год. На роль подрабатывающего на стройках студента Эдика в фильме «Несерьезные истории» пробовался весь цвет советской комедии: Сергей Никоненко, Александр Збруев, Валерий Носик и даже молодой Евгений Петросян. Велись переговоры и с Андреем Мироновым . Но Леонид Гайдай, всегда доверявший интуиции, медлил. Говорили, что режиссер вспомнил о парне, сыгравшем в «Карьере Димы Горина» и сам отправился на поезде в Ленинград. Эксцентричный и искрометный на публике, но закрытый и молчаливый в жизни, Гайдай нашел в Демьяненко больше, чем подходящего артиста, - свое второе «я». Так Эдик стал Шуриком и начались съемки фильма, которому предстояло стать визитной карточной Демьяненко - «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» .

Александр Демьяненко в роли Шурика и Наталья Селезнёва в роли Лиды в художественном фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965)

Александр Демьяненко в роли Шурика в художественном фильме «Кавказская пленница» (1967)

Александр Демьяненко в роли Шурика в художественном фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965)

Актер вспоминал, что сразу поверил и в успех картины, и в режиссерское распределение. «Мне не пришлось играть Шурика, - говорил он, - просто существовал в предлагаемых обстоятельствах. Мы с Шуриком были похожи в отношении к жизни, к людям… » Однако большой радости от нового амплуа Демьяненко не испытывал. На площадке мешали общей работе его нелюдимость, критический взгляд на новых людей: «Я и с Алексеем Смирновым, игравшим громилу Федю, избегал общения. Он казался мне человеком неуправляемым, капризным, даже завистливым, с очень специфическим пониманием доброты. Не монтировались мы и с Моргуновым. С Никулиным и Вициным контакта тоже не получалось, потому что они гораздо старше, у них другие интересы, взгляд на актерство» , - рассказывал Демьяненко.

Комедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» вышла на экраны в 1965 году и стала лидером советского проката. В кинотеатрах фильм посмотрели 69,6 миллиона зрителей, то есть каждый четвертый житель СССР. Еще больший успех имела следующая совместная работа Демьяненко и Гайдая - «Кавказская пленница» (1967). Комедию увидели 76,5 миллиона человек.

Билеты на сеансы распродавались за несколько дней вперед, а Александр Демьяненко стал не просто известным актером, а всенародным любимцем - к нему обращались как к давнему знакомому, вечно совали бумажки для автографов, угощали в пивных и кафе. В год выхода «Кавказской пленницы» Демьяненко исполнилось 30 лет.

Неофициальным экранным продолжением образа Шурика стала комедия «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), где Демьяненко снова сыграл решительного чудака, эдакого вечного студента.

После громкого успеха Александра Демьяненко в нем что-то сломалось: нелюдимость стала почти болезненной, он все больше тяготился выходом на публику. Тяжелый период принес и перемены личного характера: Демьяненко ушел от Марины Скляровой и женился на Людмиле Неволиной, ассистентке дубляжа с «Ленфильма», с которой и прожил до конца жизни. Третьей «женой» для Демьяненко была машина - он всегда с большим удовольствием проводил время в гараже.

Петербург. Уход из большого кино

В конце 80-х Александр Демьяненко ушел со студии «Ленфильм». На какое-то время его основной деятельностью стал дубляж. Его голосом в прокате заговорили Донатас Банионис, Жан-Поль Бельмондо, Омар Шариф и Роберт де Ниро.

Александр Демьяненко. Фотография: vm.ru

В девяностые у Демьяненко начались проблемы с сердцем. Коллеги объясняли их той самой мнительностью и привычкой глубоко и долго переживать жизненные невзгоды. Его театральный партнер - Михаил Светин - вспоминал, что часто прямо во время спектаклей Демьяненко вынужден был принимать нитроглицерин.

По настоянию врачей Александр Демьяненко готовился к коронарографии, но до операции на сердце не дожил. Он умер 22 августа 1999 года в возрасте 62 лет.

За свою жизнь Александр Демьяненко сыграл более 300 ролей.

Знаменитый актер стал смыслом жизни для двух очень любивших его женщин. Но Демьяненко сделал свой выбор в пользу одной.

Частная жизнь «Шурика», как неизменно называли Александра Демьяненко после выхода знаменитой комедии Гайдая, а затем ее продолжения, всегда оставалось за кадром. Он предпочитал многое держать в себе, и проблемы, и радости, и боль - душевную и физическую. Даже о том, что у него болит сердце, актер никому не говорил - или не придавал этому большого значения. Александра Сергеевича не стало 22 августа 1999-го, он ушел из жизни в 62 года, незадолго до операции, назначенной врачами.

Заложник Шурика

больше по теме

После выхода и многие считали, что артист зазнался. Александр Демьяненко ходил по Ленинграду в темных очках, сторонился людей, но актер, человек очень скромный и застенчивый по натуре, просто стеснялся своей популярности. Он терпеть не мог панибратства, то, что совершенно незнакомые люди подходили к нему на улице, хлопали по плечу, предлагали: «Эй, Шурик, давай выпьем» его задевало и расстраивало. Еще тяжелее ему было пережить то, что и режиссеры видели в нем только «Шурика», а ведь он мог играть - и играл - роли самого разного плана.

С самых первых дней творческого пути Демьяненко рядом с ним была супруга Марина. Познакомились они еще в школьные годы, вместе ходили в драмкружок, вместе мечтали о сцене. Уезжая из родного Свердловска в Ленинград, он позвал девушку с собой. Впоследствии Марина Склярова стала драматургом, но главным смыслом ее жизни был муж. Она - деловая женщина, «добытчица» дефицита, хранительница домашнего очага, он - совершенно неприспособленный к быту человек, чем-то действительно напоминающий чудака Шурика.

Просто собрал чемодан

Супруги были вместе почти двадцать лет. Детей у них не было. Много лет спустя Марина Даниловна расскажет, что мужу они были не нужны, поэтому она делала аборты.

Когда однажды актер собрал чемодан и ушел, оставив ей квартиру и все нажитое за годы брака, она не стала устраивать ему скандалов, не стала удерживать. Свой поступок Александр Демьяненко никому не объяснял. «Вероятно, любовь кончилась», - размышляла впоследствии супруга Леонида Гайдая Нина Гребешкова, хорошо знавшая их семью.

Со своей второй женой Людмилой актер познакомился в 1975 году, она была младше актера на три года, работала ассистентом режиссера на «Ленфильме». Чувства вспыхнули не сразу - оба уже были достаточно зрелыми людьми, Людмила воспитывала дочь. Какое-то время они присматривались друг к другу, потом Демьяненко начал оказывать Людмиле знаки внимания, подвозил ее до дома…

Они уже жили вместе, а развестись с первой женой актер так и не мог, по словам Людмилы, он не мог себя заставить переступить порог суда. Возможно, ему также не хотелось наносить бывшей супруге очередную травму: много лет спустя друг Демьяненко рассказывал, как Марина вскоре после ухода Александра пыталась инсценировать самоубийство, надеялась, что друг семьи вместе с бывшим мужем примчатся ее «спасать».


Актер развелся только через 12 лет. Почти сразу же они с Людмилой расписались. Супруги были счастливы все годы совместной жизни, почти четверть века, даже ни разу не поссорились, рассказывала Людмила Акимовна. Демьяненко был молчуном, любил уединение, и она ему не мешала, просто была рядом.

Далеко не все знакомые актера сразу приняли его второй брак, впрочем, это было не единственное непонимание со стороны. Кто-то из коллег не понимал, почему он так не любит своего самого знаменитого героя, Шурика, ведь благодаря ему Александр Демьяненко стал знаменитым. А когда в 90-х он начал сниматься в сериале «Клубничка», многие упрекали актера, что он опустился до такой «второсортицы». А Александр Сергеевич просто не мог сидеть без работы, из Театра комедии, который долгие годы был его «отдушиной», пришлось уйти из-за разногласий с новым руководством, да и денег, которые удавалось зарабатывать озвучиванием фильмов, не хватало. Но все это актер предпочитал держать в себе.


Александр Демьяненко со второй супругой Людмилой. Кадр из программы «Пусть говорят»

Умру от страха…

больше по теме

Любимые актёры Леонида Гайдая Великий советский комедийный режиссёр Леонид Иович Гайдай долгое время работал вместе со сложившейся актёрской командой. сайт вспомнила некоторых любимых артистов Гайдая, которые появлялись в нескольких фильмах постановщика

Лето 1999 года было очень жарким, и Александр Сергеевич начал периодически жаловаться на здоровье. Поначалу обходился «сердечным пластырем», который ему посоветовали врачи, супруга еле уговорила его сходить к врачу. А в клинике выяснилось, что у актера был инфаркт, его тут же отправили в реанимацию. Серьезность своего положения Александр Сергеевич не понимал. Даже шутил, говорил, что умрет, как Евстигнеев, от страха.

Врачи готовили Александра Демьяненко к коронарографии - исследованию, использующемуся для диагностики болезней сердца, говорили, что, скорее всего, понадобится шунтирование. Но до операции Демьяненко не дожил. Утром 22 августа у него произошел отек легких - его спровоцировала коронарная болезнь сердца. Откачать актера так и не смогли. Потом патологоанатом говорил, что никогда не видел «такого отработанного сердца».

Женщины, которые его любили


«Мир входящему» (1961 г.) — одна из немногих драматических ролей Александра Демьяненко. Кадр из фильма

Людмила Акимовна пережила супруга на шесть лет, уйдя из жизни в 2005-м. Похоронили ее рядом с могилой мужа. На памятнике Александру Демьяненко нет его фотографии. Так решила вдова, объяснив, что при жизни на него смотрело слишком много любопытных глаз - пусть отдохнет хоть после смерти.

Одной из главных трагедий актера стало то, что он, долгие годы бывший на виду, в последние годы жизни оказался не востребован в профессии. Хотя многие думали, что артист прекратил общаться с первой супругой, много лет спустя Марина Склярова рассказала, как он приходил к ней - и страдал. «Приходил, садился в кресло и рыдал», - вспоминала она.


Кадр из фильма «Старые песни о главном-3» — одна из последних ролей Демьяненко.

Первая жена Александра Демьяненко скончалась в конце 2017 года. После развода замуж она так и не вышла, жила одна в той самой квартире, которую ей оставил актер. Говорили, что она так и ни с тем, что он от нее ушел, ни с его смертью. Склярова мало с кем общалась, родных у нее не было. В последние годы жизни она испытывала серьезные денежные затруднения, порой не имела денег на продукты, но квартиру не разменяла. Бережно хранила все подарки Демьяненко, берегла свою память о нем, называла подаренных бывшим мужем игрушек и кукол своими единственными друзьями - вместе с живым вороненком Гришей, которого ей подарили знакомые.

Народный интеллигент России

22 августа 1999 года не стало Александра Демьяненко. Он сыграл в 73 фильмах, а в памяти народной так и остался Шуриком из легендарной ленты Гайдая «Операция «Ы», собирателем фольклора из фильма «Кавказская пленница», инженером-изобретателем из картины «Иван Васильевич меняет профессию».

Ярлык очкастого белобрысого недотепы приклеился к нему намертво. Почему ему так и не удалось «переиграть» Шурика, в кого на самом деле он был влюблен и почему только в 37 лет нашел «своего» человека, поделились с «МК» его коллеги и друзья.

«До операции не хватило 10 дней»

— Мы играли с Александром Демьяненко вдвоем в спектакле, на сцене, отворачиваясь, украдкой от зрителей он глотал нитроглицерин, — говорит народный артист Российской Федерации Михаил Светин. — В последние годы у него были большие проблемы с сердцем. Когда начались боли в области желудка, Саша думал, что дает о себе знать язва. А выяснилось, что это уже второй инфаркт, о первом он и не догадывался. Требовалось делать шунтирование. Я сам двадцать лет назад прошел через эту операцию. И Сашу торопил, ему непросто было решиться лечь на операционный стол. Он сторонился врачей, в чем-то даже побаивался. Я ему твердил: «Нитроглицерин сначала действует три часа, потом идет привыкание, и действие таблетки сокращается до двух часов, до 40 минут, до 30… Идет закупорка сосудов, просвет становится все меньше и меньше». В середине августа в 99-м я приехал с гастролей, стояла страшная жара, я узнал, что наконец он лег в больницу. Сашу начали готовить к коронарографии, ждали, когда выйдет из отпуска нужный врач и спадет зной. Операцию назначили на 1 сентября. Ему чуть-чуть не хватило жизненных сил. Из-за коронарной болезни сердца случился отек легкого. Саша умер 22 августа в больнице.

Александру Демьяненко было только 62 года. С любимцем публики прощались на «Ленфильме». Гроб с его телом стоял в самом большом павильоне. Проститься с народным артистом пришло несколько десятков тысяч петербуржцев.

— Проблемы с сердцем у Александра Демьяненко начались после разговора с главным режиссером Театра комедии Татьяной Казаковой?

— Получив новое назначение, она вызвала к себе народных артистов, начала знакомиться.

Посмотрев на Демьяненко, она сказала: «Я вас не знаю как артиста театра. Я вас видела только в кино». Саша вспылил: «Ах, в ваши планы артист Демьяненко не вписывается, значит, я уволен», — и вышел с белым лицом, хлопнув дверью. Мне кажется, что наш театр он не особо-то и ценил. Юрий Томашевский пригласил его в свой «Приют комедианта». Он замечательно играл потом в спектакле «Владимирская площадь». А как он нравился публике в роли фиванского царя Креона в «Антигоне»!

— Он не злоупотреблял спиртным?

— Одно время Саша выпивал довольно крепко, у многих артистов бывает такой период. В последние годы мог позволить себе только рюмочку, не больше. Помню, мы снимались вместе в короткометражном фильме, сцены были на морозе, кто-то грелся водкой, а у Саши всегда с собой термос с кофе и коньяком. Бывало, что мы запирались после спектакля, сидели, беседовали «за жизнь». Я травил анекдоты, но Саша был человеком «в себе», он вообще очень трудно сходился с людьми, избегал случайных компаний. Был очень скромным, без наших актерских штучек — в общем, другой, очень мудрый, пунктуальный и без всяких понтов.


Александр Демьяненко с любимой женой Людмилой. Фото: Валерий Мишаков.

«Был человеком, застегнутым на все пуговицы»

Александр Демьяненко прославился своими ролями в фильмах режиссера Гайдая. Но молодого актера заметили уже после первых его картин. В лирической комедии «Карьера Димы Горина» Александр Демьяненко исполнил роль честного кассира, исправившего ошибку при выдаче вклада. Найдя в таежной глуши вкладчика и вернув в сберкассу деньги, его герой остался на строительстве высоковольтной линии передачи, где встретил свою любовь.

— Саша Демьяненко — настоящий божий человек, чистый, порядочный, интеллигент высшей пробы, — говорит его партнерша по картине, народная артистка РСФСР Татьяна Конюхова.

Зрители хотели верить, что Демьяненко с Конюховой и в жизни составляют пару.

— Какая там пара! Мне было уже 30 лет, а вокруг меня — одна молодежь. Саша ходил за ручку со своей юной женой Мариной, с которой раньше занимался в драмкружке свердловского Дворца пионеров. Поселились они в избушке отдельно от всей группы. Было видно, что они влюблены друг в друга и очень счастливы. Я же, когда начались съемки, узнала, что беременна. Меня постоянно тошнило, желание было одно — побыстрее добрести до койки, а молодые актеры каждый вечер устраивали посиделки. В картине с нами снимался Владимир Высоцкий. Он в то время еще не был знаменит. На съемочной площадке был чрезвычайно активный, сам придумывал реплики своему герою, которые принимались режиссером на ура. Помню, как в гримерке он спросил меня: «Танечка, а почему вы к нам никогда не зайдете? Мы собираемся, поем песни». И я, глядя в зеркало, бросила ему невзначай: «Да вы знаете, Володя, я не люблю все эти блатные песни». Он так смутился… Не проронил ни слова в ответ. Потом я мучилась: господи, ну зачем я так сказала?.. Столько лет прошло, а я до сих пор сожалею об этом.

— Владимир Высоцкий и Александр Демьяненко сблизились на съемках?

— У обоих талант, как говорится, «бил через поры». Отсюда и взаимное притяжение. Саша с Володей все время были вместе. Не роптали, когда затянули дожди и была непролазная грязь. Хотя, конечно, они были разными. У Володи душа нараспашку, а Саша был человеком, застегнутым на все пуговицы. Очень интеллигентным, сдержанным, подтянутым и опрятным. В нем не было никакой расхлябанности, никакого чувства превосходства. В огромных очках, вроде не смешной, он обладал удивительным комедийным даром. Его обаяние казалось безмерным. С ним всем было очень комфортно работать. Он никогда не бунтовал, внимательно слушал, о чем говорит режиссер; звучало слово «мотор» — и он моментально включался в работу. Мне казалось, что он вовсе и не играл, а жил в кадре.

— Оценили его роль Шурика в «Кавказской пленнице»?

— Я помню, как Гайдай прочитал мне сценарий. Мы тогда на майские праздники собрались семьями у нас, в небольшом финском домике, на даче. Зажгли в гостиной камин, и Леня начал читать… Я ему тогда сказала: «Если свершится и ты по этому сценарию поставишь фильм, создашь произведение искусства, я перед тобой встану на колени». Потом эта картина буквально прогремела. Мы встретились, я начала аплодировать Лене, просить у него прощения, хотела встать на колени, он ринулся меня поднимать. Саша в этой роли был очень органичным.

— Встречались с Александром Демьяненко после свалившегося на него успеха?

— Очень редко, он же жил в Питере, а я в Москве. Однажды, когда мы отдыхали в Пицунде большой компанией, увидела знакомый профиль — присмотрелась: боже мой, Саша Демьяненко! Мы обнялись. У меня было такое ощущение, будто я встретила родного человека, по сути брата. Тогда уже он сыграл у Гайдая в трех картинах, на него свалилась бешеная популярность, он стал любимцем у публики, как шутил Саша, так же, как собака Мухтар. Но надо отдать ему должное, он остался тем же скромным и интеллигентным Демьяненко. В жизни он никогда не играл на потребу публике Шурика, не изображал нелепость, не пытался смешить людей. Закончились съемки — все, он Александр Сергеевич Демьяненко. Что говорило о его высоком профессионализме.

Он был сдержан, начитан, в нем светился интеллект. Он не любил привлекать к себе внимание, хотя у актеров эта черта чрезвычайно развита. Я помню, как актриса Лидия Смирнова говорила: «Когда я иду по улице, мне хочется, чтобы все сворачивали головы и твердили: смотрите, смотрите, вон артистка идет». А Демьяненко был заземленным, но отнюдь не скучным, в нем чувствовалась внутренняя сила. Что примечательно, при Саше всегда была какая-нибудь книга. При любой возможности он читал.


С котом Симой.

«Был по своей сути ленинградцем»

— Саша Демьяненко — абсолютно нетипичный артист. В нем не было никакой амбициозности, колоссального честолюбия. Есть такое понятие «антизвездность», так вот это как раз о Саше, — говорит его друг, народный артист Российской Федерации Валерий Никитенко. — Мы вместе снимались в детективе Николая Розанцева «Государственный преступник», играли сотрудников КГБ, расследовали дело военного преступника. Съемки проходили в Риге. Меня сразу поразила потрясающая Сашина деликатность. Он даже своих родителей называл на «вы». Он очень точно чувствовал людей. Был родом с Урала, учился в Москве, но по своей сути был ленинградцем.

Валерий Никитенко рассказывает, что видел Александра Демьяненко и в самые счастливые моменты, и в очень непростые 1990-е годы, когда перестали снимать фильмы, артисты стали невостребованны.

— В это время нас выручили сатирики и драматурги Борис Рацер и Владимир Константинов, которые от безысходности писали сценарии для ночного телевизионного тотализатора, по сути казино. Съемки проходили в одном из кинотеатров на Петроградской стороне. Это было так странно и глупо. Передача начиналась в половине первого ночи. Чтобы привлечь людей, организаторы пригласили в проект меня и Александра Демьяненко. Мы получали живые деньги. Сашу, конечно, все узнавали, кидались к нему, кричали «Шурик, Шурик» или фразу из «Кавказской пленницы» «бамбарбия кергуду». Под взглядами сотен людей ему было очень некомфортно. Он понимал, что люди не до конца понимают разницу между персонажем и артистом, а объяснять некогда.

Репортеры совали ему под нос микрофон, пытались взять интервью, он еле сдерживался, злился, старался скрыться. Он был непрактичным, избегал публичности. А в 1990-е годы как раз надо было быть очень бойким человеком. Для него это время было ужасным. Если бы не вторая жена Людмила, которую ему бог послал, Саша этот период пережил бы еще острее.

— Первая жена Демьяненко, драматург и сценарист Марина Склярова, говорила о тяжелом характере мужа, его пьянстве и одиночестве, мешавших ему жить и строить отношения с людьми.

— Марина была умная, тонкая, но в ней была некая претензия на исключительность, что совершенно было чуждо Александру. Он какой-либо надменности не выносил. Марина была театроведом, я думаю, что у нее были большие запросы, чем то, что ей удалось достичь. Марина обожала, когда вокруг были знаменитые люди, которые, с ее точки зрения, соответствовали ее кругу. Она была очень прозорливым человеком и точно понимала, кто, что и как. Сблизиться с ней было непросто. Откровенничала она только с избранными людьми. При этом отнюдь не источала сострадания, нежности, готовности прийти на помощь, что потом, собственно, Саше и дала Люся.

— Как они познакомились?

— Александр был потрясающим мастером озвучания. Нужно было, не смотря на экран, а стоя спиной, слыша только звук, попадать в текст, и Саша это делал блистательно. Он был абсолютным мастером, абсолютным снайпером. Людмила Акимовна, которую мы звали Люсей, сначала работала актрисой ансамбля русского классического водевиля при Ленинградской филармонии, затем ассистентом режиссера дубляжа на киностудии «Ленфильм». Потом сама возглавляла процесс. Они встретились на озвучивании одной из западных картин, потом был второй фильм и третий… Люся, будучи чутким человеком, уловила Сашину неприкаянность в отношениях с первой женой. Они много откровенно говорили. Это были на самом деле две половинки. Ему было 37 лет, ей — 35. Счастье, что они встретились, да еще в такой нужный момент. Я потом видел, как они понимали друг друга с одного лишь взгляда, им не нужно было слов, чтобы объясниться. Не все в жизни у них сразу устроилось в плане быта. Сначала они жили в Сосновой Поляне, у черта на куличках. Люся сделала все, чтобы у них была квартира на улице Маяковского, она приложила максимум усилий, чтобы она была уютная, чтобы Саше в ней было хорошо.


Актер на отдыхе с женой Людмилой. Фото: Валерий Мишаков.

— Как он решился уйти из первой семьи?

— Решилась она! Люся поняла, что Сашу надо спасать. Много было разговоров, что первая жена, Марина, его подавляла, что она не хотела детей. Я думаю, что там все было гораздо сложнее. Марине очень хотелось представлять критическую мысль своего поколения. Она хотела всегда, чтобы все было безукоризненно, чтобы это было высший класс. А Саша был совсем другим человеком. Ему важно, чтобы было общение, чтобы было весело, чтобы было без фальши. Бывало, Марина приходила, видела застолье, начинала выговаривать: «Саша, ну как это можно? Как вы сидите? Где у нас скатерть?». Или он выскакивал из ванной в одной майке, брал книгу, чтобы почитать, и слышал: «Надень халат, ты же в доме, а не в бане». Несмотря на все ее выкрутасы, Саша первое время ее все-таки любил. Это было видно даже со стороны. Потом терпел, пока судьба не сделала ему шикарный подарок. Он встретил Люсю, которая его отогрела. От Марины он ушел, не взяв с собой ничего, кроме чемодана с одеждой и бельем. Стоя на пороге, продекламировал: «Я к вам пришел навеки поселиться!». Люся создала его мир, в доме у него был уютный уголок с книгами, на колени к нему забирался кот Сима, которого он обожал. На даче в Соснове при появлении Людмилы стала совсем иная аура. Он так любил, когда к ним приезжали гости, и были вечерние посиделки, и разговоры обо всем и ни о чем.

— Я считаю, что эта чуткая и нежная женщина продлила ему жизнь, — дополняет Татьяна Конюхова. — Что Люда, что ее дочка Лика — очень теплые люди, они настоящие питерцы, ленинградцы, такое в них чувство такта, сострадания и справедливости.

— Как у него сложились отношения с Анжеликой, дочерью Людмилы?

— Все, что касалось Люси, им принималось с открытой душой, — продолжает рассказывать Валерий Никитенко. — Когда они поженились, Лике было 13 лет, у нее сложились очень теплые и доверительные отношения с Сашей. Он не пытался сюсюкать с ней, не лез в душу, не навязывался в отцы. У нее был свой отец — Сергей Неволин, штурман дальнего плавания. Саша называл Лику падчерицей, но в том, как он произносил это слово, было столько теплоты и нежности! Надо помнить о деликатности Саши. О его потрясающем чувстве юмора. Он словами не бросался, но если отпускал реплику, она была точно «в десятку». Когда Лика в 18 лет полюбила и привела в дом сокурсника Алексея, очень странного молодого человека, Саша, все прекрасно понимая, оценил ее выбор и поддержал. Сейчас Анжелика Неволина — известная актриса, работает в Малом драматическом у Льва Додина, много снимается в кино. В легендарной ленте Владимира Бортко «Собачье сердце» она исполнила роль машинистки Васнецовой.

— Александр в разговорах не сетовал, что у него не было собственных детей?

— Это была запретная тема. Потом начали говорить, что он не любил детей. Я не замечал этого неприятия. Просто так сложилась жизнь.

«Когда перестали снимать, ушел с головой в дубляж»

— Он любил пересматривать свои фильмы?

— У меня сложилось такое ощущение, что не любил, — говорит Валерий Никитенко. — Все помнили его Шурика. Сам Саша считал, что как актер не сделал в «Операции «Ы» и «Кавказской пленнице» ничего сверхъестественного и серьезного. Не было там мук творчества. Выше по мастерству он ставил фильмы «Мир входящему», «Мой добрый папа» и «Угрюм-река». Но с горечью констатировал, что те роли оказались в забвении.

Роль Шурика стала для Демьяненко роковой. Он признавался, что после нее его практически перестали снимать. Режиссеры боялись, что каждый их фильм будет восприниматься как комедия. Именно тогда он с горя начал выпивать.

— Кинематограф — жестокая вещь, — считает Татьяна Конюхова. — Бывает, что к актеру приклеивается определенное амплуа — и всё, вроде он больше ничего и не может. А у актера огромные возможности. Так было и с Сашей. К нему приклеилась маска чудика, такого нелепого, смешного человечка. Он постоянно слышал «Шурик, Шурик», в то время как мечтал о серьезных ролях и был очень образованным, культурным и начитанным человеком.

В годы вынужденного простоя Александр Демьяненко с головой ушел в дубляж фильмов.

— Это был не только хороший дополнительный заработок, Саша от процесса озвучивания получал большое удовольствие, — говорит Валерий Никитенко. — Его голосом на наших экранах заговорили Роберт Де Ниро, Жан-Поль Бельмондо, Витторио Гасман, Омар Шариф, Уго Тоньяцци, Джон Войт. Он соприкасался в работе с великими мастерами и тем был счастлив. Саша в этих ролях раскрывался как очень глубокий человек и артист.

— У Александра был удивительный баритональный тембр голоса, — говорит Татьяна Конюхова. — Я считаю, что половина успеха картины «Мертвый сезон» принадлежит Демьяненко. Как тонко, как проникновенно он озвучил разведчика Ладейникова, которого играл Донатас Банионис. Чуть ли не во всех советских фильмах Банионис говорит голосом Саши Демьяненко. Мало кто знает, но он также озвучивал и мультипликационные фильмы. Да еще как!

— Саша на самом деле гениально озвучивал роли, — дополняет Михаил Светин. — После того как мы снялись с ним в короткометражке, я уехал на гастроли в Астрахань. Мне позвонили, спросили, как быть. Я ответил: «Пусть меня озвучивает Демьяненко». Надо сказать, что он уловил и передал все малейшие интонации моего голоса. Саша был очень талантливый человек.

— У Александра были две родные сестры — Наталья и Татьяна, а также сводные брат и сестра — Володя и Надя, он с ними общался?

— В Питере я их ни разу не видел, — говорит Валерий Никитенко. — Несколько раз Саша сам ездил в Свердловск. К нему же приезжал только отец, когда уже был нездоров. Они приходили к нам в гости в коммунальную квартиру. Сашин отец, Сергей Петрович, обожал пельмени. Это был очень интересный человек, в молодости он окончил ГИТИС, работал в знаменитой «Синей блузе», долгое время трудился импресарио у Юрия Башмета, преподавал актерское мастерство в консерватории. Но, несмотря на солидный послужной список, был очень простым в общении.

— Людмила совсем ненамного пережила мужа?

— Ее не стало через шесть лет, в 2005 году. За 24 года совместной жизни они ни разу не поссорились. Они одинаково ощущали жизнь, между ними было такое взаимопритяжение, что без Саши не просто опустел мир, но и незачем стало жить. Люсю похоронили рядом с Сашей на Серафимовском кладбище. Они лежат прямо у храма. Лика очень бережно следит за их могилами, там всегда стоят живые цветы, отдельно у Саши, отдельно у Люды.

Первая жена Демьяненко, Марина Склярова, на похороны бывшего мужа не пришла. Объяснила свое решение тем, что там собрались чужие люди. Замуж она так и не вышла, увлеклась религией, работала в православном журнале.

На приемном экзамене в театральном училище Александр Демьяненко читал диалог Счастливцева и Несчастливцева сразу за обоих. В реальной жизни он никогда не играл, был самим собой. Но судьба по-театральному щедро отмерила ему как счастья, так и несчастья. Не поскупилась только на любовь зрителей.

Как живут близкие знаменитого героя гайдаевских комедий Шурика? Почему его первая жена – драматург Марина Склярова голодает? Мы нашли родственников Александра Демьяненко, которые впервые рассказали о причинах бездетности актера.

Страна полюбила его после главных ролей в комедиях Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», «Кавказская пленница», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Мало кто знает, что в личной жизни неунывающего, слегка чудаковатого студента на экране было много страшных трагедий.

Александр Сергеевич родился 30 мая 1937 года в Свердловске. Вскоре его отец Сергей Петрович женился во второй раз. В этом браке родились Володя и Надя. Через некоторое время отец вернулся в первую семью, и у Саши появились две родные сестры – Наталья и Татьяна.

Сейчас Наталье Сергеевне 71 год. Она давно на пенсии, всю жизнь трудилась инженером-проектировщиком в Свердловске. Простая женщина с вовсе не звездной судьбой, мало кто верит, что ее брат – тот самый Шурик. Все эти годы она предпочитала помалкивать, славой брата никогда не пользовалась. Сейчас она готова откровенно поведать нашим читателям обо всех тайнах покойного Александра Демьяненко.

Александр Демьяненко /

После развода Шурик попал в больницу

– Первой женой Саши была Марина Склярова, – вспоминает Наталья. – Ох, помню, красивая она была в молодости, ну глаз не оторвать. Это первая любовь брата, они еще школьниками познакомились в драмкружке, ну а потом он ее с собой забрал. Я приезжала к ним в гости в Ленинград, всегда хорошо встречали, но Марина вечно какая-то черствая была... Может, мне так казалось. Прожили вместе 20 лет, и вдруг Саша сказал: «Мы разводимся». Мама наша очень переживала, брат себе места не находил... После расставания с Мариной у него случился нервный срыв и он попал в больницу. Она ни одного дня не работала, все время на деньги мужа жила. Сашка все волновался, как она будет без него. Он ей оставил квартиру, мало того, каждый месяц давал деньги, а Марина их не брала. Видно, гордая была. Так он деньги в почтовый ящик клал. Почему они расстались, не знаю, он никогда о причине не говорил. За 20 лет совместной жизни не нажили детей. Сначала жилья не было, потом денег, а в конце концов выяснилось, что у Марины была болезнь... А Саша хотел продолжения рода. Помню, приезжал и с моим сыном играл, правда, у него это плохо получалось: не знал, как обращаться с маленькими.

Однако драматург Марина Склярова высказала нашему изданию совершенно иную версию:

– Саша никогда не хотел детей, он их почему-то не любил. Когда забеременела в первый раз, спросила: «Рожать будем?» – он ответил: «Как хочешь». Ему это не нужно было, и я сделала глупость... Аборт был не один. Об этом я не рассказывала даже на исповеди в храме. Взяла на себя великий грех, теперь вымаливаю у Господа прощения.

Отец Демьяненко не был на похоронах сына

Из близких почти никто не знал, что у Демьяненко больное сердце и ему была необходима сложнейшая операция. Он перенес несколько инфарктов. Умер 22 августа 1999 года в больнице Санкт-Петербурга. 62-летний актер так и не дождался операции.

– Его бы ничто не спасло. Проблемы с сердцем у брата начались после разговора с главным режиссером Театра комедии Казаковой, – говорит Наталья Демьяненко. – Она заявила, что не знает Сашу как театрального артиста, слишком много он снимается в кино. Он вспылил, уволился... Уж очень брат переживал уход из театра, отсюда и все инфаркты. Сашка еще человек был закрытый, ни с кем не делился переживаниями.

– Наталья Сергеевна, слава брата вам в чем-то помогала?

– Да что вы, мне никто не верит, что Саша – это мой старший брат. Когда он приезжал в гости в эпоху тотальной нехватки продуктов, тем более у нас, в провинции, всегда привозил мешками всякие дефицитные товары. Ему проще было все это достать. Мама у нас болела раком 15 лет. Саша помогал во всем, лекарства находил, устроил в ленинградскую больницу на операцию, благодаря которой она еще несколько лет прожила.

Александр Демьяненко в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» /

– Когда вы последний раз были на могиле у брата?

– Я была на похоронах, а потом на годовщину смерти в 2000 году.

– Знаю, что у Александра Сергеевича были непростые отношения с отцом.

– Да, отношения у них были натянутые, но они общения не прекращали. Хотя на похоронах у Саши отца не было. Не знаю, почему папа так решил... Через год не стало и его.

Кухня в квартире Александра Демьяненко /

Жене Шурика не хватает денег на хлеб

Уже почти 40 лет первая жена звезды советского кино Александра Демьяненко драматург Марина Склярова живет одна в центре Санкт-Петербурга. Сегодня она показывает нам спальню, которая некогда служила опочивальней знаменитого Шурика и Марины Даниловны, кухню, где они устраивали чаепития, зал, в котором полно вещей ее бывшего мужа.

– Я храню все подарки, они теперь мои единственные друзья... Есть у меня Андрюшка, это человечек в штанишках и рубашке. Его Саша подарил, когда я училась в школе. Еще Каркуша – ослик, которого Саша привез из Германии. Вы знаете, несмотря ни на что, я была счастлива в браке, посвящала мужу стихи.

Склярова причину развода видит отлично от родной сестры актера.

– Он однажды позвонил и сказал: «Я больше не приду домой, не жди». Вернулся лишь за вещами. Последнее время он стал очень много пить, буквально заливался спиртным. Я ему все позволяла, а надо было скандалы устраивать, пилить, может, тогда не расстались бы.

В квартире Александра Демьяненко /

Сейчас Марина Склярова – верующий человек, работала в православном журнале. По благословению своего духовника она пишет церковные книги. А последнее время увлеклась написанием сказок. Кажется, в вымышленном мире она находит утешение и спасение от одиночества. Ведь после развода с Александром Демьяненко замуж она так и не вышла.

– Хозяин в моем доме – вороненок Гриша. Он живет со мной уже 10 лет, друзья подарили. Каждое утро Гриша будит меня, по вечерам укладывает спать. Он со мной, как с ребенком, возится.

Марина Даниловна оказалась на грани нищеты. Холодильник в квартире пуст, на кухне живут пауки.

– Нам с Гришей порой денег даже на хлеб не хватает, пенсия у меня маленькая. Иногда прошу друзей принести еду.

Анжелика Неволина /

«Последние годы Саша был никому не нужен»

– Уже год я не выхожу из дома, неважно себя чувствую. К врачам никогда не обращаюсь, лечусь сама. Все знакомые, кто ходил в больницы, давно на кладбище, а я пожить хочу.

Едва заслышав о второй семье Демьяненко, Марина Склярова меняется в лице.

– Не знаю, получилось ли у них счастье построить, но одно могу сказать точно: последние годы своей жизни он никому не был нужен. Приходил ко мне, садился в кресло и плакал. Любил сюда наведываться, знал, что это его родное гнездо, здесь все сделано для него с любовью. Вторая жена уже на кладбище, осталась только падчерица Саши Анжелика. Вижу ее по телевизору, какую-то чушь несет! Но ничего, скоро и ее не будет, Бог все видит...

Дача Александра Демьяненко /

«Дядя Саша помирил меня с отцом»

Заслуженную артистку России Анжелику Неволину мы застали вместе с ее супругом Алексеем на даче Александра Демьяненко под Санкт-Петербургом.

– Не знаю, жива ли первая жена дяди Саши, слышала, что она была красавица писаная, хотя не видела ее никогда, даже на фотографии. Когда Александр Сергеевич женился на моей маме Людмиле, я поступала в театральный, как-то домой позвонила Склярова. Она мне тогда сказала: «Все сделаю, чтобы ты не поступила, я тебе устрою» – и положила трубку. Она еще потом звонила, мне даже пришлось отключить телефон. Ни маме, ни дяде Саше я ничего не сказала.

На даче Александра Демьяненко /

Родной отец Анжелики – Сергей Неволин – моряк, штурман дальнего плавания. С ним у актрисы отношения никогда не складывались. Примирить враждующие стороны взялся лично Александр Демьяненко.

– Однажды приезжаю домой, дядя Саша открывает двери и говорит: «Привет, тут твой отец». Я оторопела, к тому моменту десять лет с их развода прошло, мы не общались. Мама спокойно накрыла на стол. Папа остался чем-то недоволен. Вылетела из кухни с воплями: «Видеть его не хочу», дядя Саша побежал за мной, взял меня за плечо, тряхнул и сказал: «Запомни на всю жизнь – это твой отец». Вот какой мудрый был. Другой отчим сказал бы, давай выгоним его и тому подобное. С папой общаемся до сих пор, сейчас болеет, стараюсь ему помогать.

Фото: Денис Зинченко, Interpress/Russian Look, PhotoXpress