Что творится в школах бурятии. Нападение на школу в Бурятии: семь раненых. Все из-за двойки

Сообщение о нападении в средней школе № 5 посёлка Сосновый Бор поступило в 09:35 утром 19 января. Девятиклассник этой же школы с топором и «коктейлем Молотова» ворвался в учебное заведение. Кроме него, по предварительным данным, было еще двое нападавших. Молодые люди швырнули в кабинет русского языка, где в это время шёл урок, «коктейль Молотова». При пожаре никто не пострадал — зажигательная смесь попала в угол кабинета и загорелся шкаф. Но, когда дети выбегали, на них уже нападали с топором.

— Утром позвонил мой ребёнок и сообщил, что идёт нападение на школу. Парень с топором и якобы с коктейлем Молотова. Сначала он всё это дело взорвал. Начался пожар, включился сигнал пожарной безопасности. Мой ребенок находился с ранеными детьми в классе, — рассказала «АиФ» мать одной из школьниц. Ее дочери удалось спастись.

В результате инцидента в больницу скорой медицинской помощи были госпитализированы 7 человек, в их числе и сам нападавший, который при задержании нанес себе «множественные колотые ранения грудной клетки с повреждением легкого и брюшной стенки». У остальных жертв, по большей части, множественные рубленые раны волосистой части головы, темени, плечевых суставов, спины, у одной девочки зафиксирована «травматическая ампутация 2-3 пальца левой кисти». У 41-летней учительницы, которая собой закрывала детей при нападении, врачи диагностировали «рубленую рану теменно-затылочной части слева».

— Пострадавшим оказывается вся необходимая медицинская помощь, госпитализировано 7 человек, в БСМП, двое находятся в тяжёлом состоянии, остальные — средней тяжести, 17 человек получают необходимую психологическую помощь, — отметил зампред Правительства по социальному развитию Вячеслав Цыбикжапов .

Все из-за двойки?

Нападавший практически сразу был задержан прибывшими на место сотрудниками полиции.

— Задержан один подозреваемый, учащийся 9-го класса, сейчас он даёт показания, — прокомментировал зампред правительства Бурятии по безопасности Петр Мордовской . — Он проник в школу, пронес емкость с легковоспламеняющейся жидкостью и наносил топором рубленые раны ученикам. При задержании причинил себе ножевые ранения, при падении из окна повредил себе ногу. На месте работают следственно-оперативная группа Следственного комитета по Республике Бурятия, руководство прокуратуры РБ, муниципалитета, Правительства республики, во всех учебных заведениях региона усилена охрана и пропускной режим.

Как сообщает пресс-служба СКР по Бурятии, по факту происшествия возбуждено уголовное дело в отношении ученика одной из школ, подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. «а», «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ (покушение на убийство двух и более лиц, совершенное в отношении малолетних). Мотивы преступления и полные обстоятельства происшествия выясняются.

В настоящее время на месте происшествия проводятся необходимые следственные действия, направленные на обнаружение и изъятие следов преступления, и сбор доказательств. В рамках расследования уголовного дела также будет дана правовая оценка действиям (бездействию) работников учебного заведения, на которых лежит обязанность по обеспечению безопасности в школе.

Друзья задержанного школьника рассказали, как и почему он устроил побоище

Очередное ЧП в школе. На этот раз место действия - Бурятия.

Ученик 9 класса Андрей (имя изменено) принес в учебное заведение в поселке Сосновый бор (пригород Улан-Удэ) «коктейль Молотова», топор, нож.

Итог - ранена учительница русского языка, под замес попали ученики 7 класса - одной из девочек подросток отрубил палец, другой задел щеку, третей попал по голове. Потом нанес ранение себе и выпрыгнул в окно, после чего и был обезврежен.

Была ли в школе охрана? Что говорил подросток после расправы и знал ли парень о подобном прошествии в Перми? «МК» пообщались с одноклассниками нападавшего и выяснили некоторые детали трагедии.

На данный момент о нападавшем Андрее известно немного. Ученик 9 класса. Отец - военнослужащий. До поры до времени родители держали парня в строгости. Долгое время мальчик занимался. Потом бросил, переключил свое внимание на другое увлечение - оружие. Кардинальные изменения заметили в нем полтора года назад. Сложный подростковый возраст дал о себе знать. Именно тогда, Андрей пристратился к курению и алкоголю. Правда, его знакомые отмечают, что все было в пределах нормы, выпивал по праздникам. И чтобы родители не засекли. Так, ради хайпа, похвастаться перед друзьями, что стал взрослым.

Андрея я хорошо знаю, хотя мы не учимся в параллельных классах, - начал разговор знакомый нападавшего. - Не общался с ним тесно уже года два, так привет-пока. Дело в том, что мне было неприятно общение с ним.

- Почему?

Он вел себя не совсем адекватно. Нет, он никого не бил, не унижал, а просто постоянно веселился и бесился. Очень странное поведение. Неадекватное. Мне было не комфортно с ними даже рядом находится.

- Вы были в школе, когда все произошло?

Я сидел на уроке на третьем этаже - именно там все произошло. Но в другом кабинете. Вроде Андрей сначала поджег один класс. Когда началась эвакуация, я увидел, что все в дыму. Мы выбежали из аудитории. На первом этаже я увидел девочку, всю в крови, она сильно кричала, закрывала лицо руками. На улице уже все выяснялись некоторые детали - Андрей принес в школу топор, нож, коктейль Молотова. Ранил учительницу и девочек из младшего класса. которые случайно попали под его горячую руку.

- Говорят, у Андрея были сообщники?

Да, называют его друзей. Одного, Алексея (имя изменено) вроде даже задержали. Но это ошибка. Я хорошо знаю Лешу. Он был ярым сторонником ЗОЖ, адекватный, положительный парень в отличии от Андрея, который и пил, и курил. Ходят слухи, что перед нападением, парни закинулись наркотой, вроде что-то курили, и у них сорвало крышу. Так же говорят, что зачинщиков было даже четверо. Не знаю. Во всяком случае, в нападении принимал участие один Андрей. Просто остальные могли знать и никого не предупредили. Может, решили, что их приятель пошутил? Поэтому их и считают сообщниками.

- Что делал в момент ЧП «положительный» Алексей, которого допрашивают вместе с организатором нападения?

Сидел спокойно на уроке. Его все видели. После всего случившегося он побежал домой, рассказал все маме и вскоре за ним приехали из полиции

- Правда, что Андрей был сторонников АУЕ? Существует подобное движение в вашем поселке?

Я уверен, что АУЕ - проблема любой школы России. Где-то движение развивается сильнее, где-то слабее. Кстати, у нас оно не очень развито, во всяком случае, подобных нападений никогда не было, на улице у прохожих ничего не отбирали. Случалось, что ребята из АУЕ приставали к нам, но слава богу, не избивали. Мы таких ребят стороной всегда обходим. Не связываемся с ними. Андрей если и состоял в АУЕ, то недавно. Ранее я за ним подобное не замечал.

- Охрана в школе есть?

Вы смеетесь? Какая охрана в сельской школе? Не было никогда у нас охраны.


- Даже бабушка на входе не сидит?

Бабушки есть. Сидят вахтёрши на входе. Им уже под 70 лет вроде. Но когда я прибежал на первый этаж после эвакуации, увидел, что какой-то мужчина принес раненую девочку с третьего этажа. Если я не ошибаюсь, он был обычный ремонтник.

- Правда, что Андрей отрубил палец девочке?

Да, одной девочке отрубили палец, потому что она одна из первых хотела выбежать из класса. Андрей ее таким образом остановил. Другой он ударил топором по спине, третий по голове. В плане у него не было рубить семиклассников, он это сделал из-за учительницы, которая вела урок в том классе. Она ему «двойку» поставила. Он решил отомстить.

- Девочки случайно стали жертвами?

Конечно. Он пришел мстить учительнице. Ну а девочки закричали, нервировали его.

- Может, это пошла цепная реакция после пермских событий?

Нет, это ерунда. Андрей давно планировала нападение. Про Пермь мы ничего не знали - новости других регионов не читаем, телевизор не смотрим. Про ту трагедию все узнали только сегодня. Наши одноклассники стали живо интересоваться теперь пермской историей. Андрей тоже вряд ли знал про то происшествие. Газет он ни читал, как и книжек. Новости тоже не смотрел. Компьютерные игры - его страсть.

- Долго длилось нападение, быстро полиция приехала?

Все спецслужбы приехали очень быстро и их было много, но почему-то везде говорят, что их вообще не было. Произошло на втором уроке в 9.30 утра. События развивались молниеносно. Но мало кому удалось их разглядеть, потому что Андрей кинул в класс коктейль Молотова, и весь этаж был в дыму.

Вот, что рассказывает еще один одноклассник Андрея.

- В машине он говорил, что сожалеет о содеянном, спокойный был или нервничал?

В машине он был абсолютно спокойный. Никаких сожалений не высказывал.

- Его целью была учительница?

Да, учительница русского и литературы. Он напал на нее то ли из-за «двойки» по русскому в четверти, то ли из-за не допуска до экзамена по литературе. Видимо, родители ему «вставили» прилично, вот он и решил со всем этим закончить.

- Что известно о пострадавших?

Одной девочке, у которой множественные травмы, в том числе и головы нужно переливание крови. Редкая у нее. Четвертая отрицательная. Сейчас доноров ищут. Учительницу прооперировали срочно и отвезли в городскую больницу. Весь поселок молится об их выздоровлении.

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в

Пятница, 07 Февраля

13-й лунный день с элементом Огонь. Благоприятный день для людей, родившихся в год Лошади, Овцы, Обезьяны и Курицы. Сегодня хорошо закладывать фундамент, строить дом, копать землю, начинать лечение, покупать лекарственные сборы, травы, проводить сватовство. Отправляться в дорогу – к увеличению благосостояния. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Тигра и Кролика. Не рекомендуется заводить новые знакомства, обретать друзей, начинать преподавательскую деятельность, устраиваться на работу, нанимать сиделку, работников, покупать скот. Стрижка волос – к счастью и успешности.

Суббота, 08 Февраля

14-й лунный день с элементом Земля. Благоприятный день для людей, родившихся в год Коровы, Тигра и Кролика. Сегодня хороший день для того, чтобы просить совета, избегать опасных ситуаций, проводить обряды для улучшения жизни и для богатства, выдвигаться на новую должность, покупать скот. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Мыши и Свиньи. Не рекомендуется писать сочинения, издавать труды по научной деятельности, слушать поучения, лекции, начинать задуманное дело, устраиваться или помогать устроиться на работу, нанимать работников. Отправляться в дорогу – к большим неприятностям, а также к расставанию с близкими. Стрижка волос – к приумножению богатства и скота.

Воскресенье, 09 Февраля

15-й лунный день с элементом Железо. Благодетельные поступки и греховные деяния, совершённые в этот день, приумножатся в сто раз. Благоприятный день для людей, родившихся в год Дракона. Сегодня можно строить дуган, субурган, закладывать фундамент дома, строить дом, начинать задуманное дело, учиться и постигать науку, открыть вклад в банке, шить и кроить одежду, а также для жесткого решения некоторых вопросов. Не рекомендуется переезжать, менять место жительства и работы, приводить невестку, отдавать дочь в невесты, а также проводить похороны и поминки. Отправляться в дорогу – к плохим вестям. Стрижка волос – к удаче, к благоприятным последствиям.

Утром 19 января на школу №5 в поселке Сосновый Бор города Улан‐Удэ было совершенно нападение. По последним данным, пострадали семь человек. Среди них шесть учеников и учительница русского языка и литературы. Существует несколько версий о количестве нападавших - от одного до трех. Что на данный момент известно об атаке ‐ в материале «360».

Нападение на бурятскую школу произошло в 09:35 по местному времени (04:35 мск). По данным регионального управления Следственного комитета России, девятиклассник проник в здание образовательного учреждения и напал на учеников седьмого класса с топором. В класс русского языка и литературы, где у них проходил урок, подросток бросил бутылку с зажигательной смесью. Выбегавших из кабинета он встречал в дверях.

Технический работник школы Галина Клепикова заявила, что школьников предупредили о готовящемся нападении. «Девочка сказала. Послала [им] в Viber, или где они там общаются, что, мол не ходи в школу. Будет мясо. <…> Мальчики эти сказали, предупредили. Ученик ворвался в 23-й кабинет. И нанес топором удары трем ребятам и учительнице. Преподавательницу ударили по голове. У одного из детей вся голова была в крови, второго ударили в спину, девочке отрубили палец. Сам мальчик из 9 «Б» класса. Ворвался в 7 «А», - заявила она.

Первоначально правительство Бурятии рассказало о трех напавших на школу молодых людях. Именно они устроили в здании пожар, а затем принялись за топор. Telegram-канал Mash сообщил, что при себе у нападавших был нож.

Источником информации о трех нападавших стала полицейская ориентировка. Правоохранители сразу задержали организатора нападения, второго объявили в розыск. Данные о третьем нападавшем уточнялись.

Один из подозреваемых утверждал, что не принимал участия в нападении и находился во время пожара в другом классе. Его задержали дома. Причиной случившегося называют неуспеваемость напавшего на школьников подростка - якобы тот получил двойку в четверти по русскому языку и решил отомстить учительнице. По данным Telegram-канала Hue , третьего нападавшего в скором времени тоже удалось задержать.

Но официальная версия следователей - на школу напал один человек.

Знакомый с ситуацией источник заявил «Интерфаксу» , что подросток пытался найти сообщников незадолго до случившегося, но так и не смог ни с кем договориться. Ему пришлось напасть на школу в одиночку. Сейчас правоохранители изучают контакты подростка. Предполагается, что знакомые школьника помогут установить все обстоятельства нападения.

Организатор нападения, по некоторым данным, попытался покончить с собой. Он ударил себя ножом в грудь и выпрыгнул из окна. Его доставили в больницу под конвоем. В настоящий момент состояние подростка оценивается как тяжелое. Министр здравоохранения Бурятии Дамбиним Самбуев не смог уточнить, работали ли раньше с мальчиком психологи.

Руководитель регионального центра медицины катастроф Вячеслав Тимкин заявил, что в результате нападения на школу пострадали семь человек. Среди них шесть учеников седьмого класса и учительница. Заместитель правительства республики Вячеслав Цыбикжапов уточнил, что двое пострадавших находятся в тяжелом состоянии. Сейчас им оказывается необходимая медицинская помощь.

Согласно полицейской ориентировке, одну из пострадавших доставили в больницу без одного пальца. Остальные пострадавшие получили рвано-ушибленные и скальпированные раны. В тяжелом состоянии находятся учительница и еще одна школьница.

Глава республики Алексей Цыденов прервал командировку в Монголии из-за нападения на школу в Сосновом Бору. Сейчас на месте ЧП находятся зампред правительства Бурятии по вопросам безопасности Петр Мордовский, министр здравоохранения и министр образования Баира Жалсанова.

Следственный комитет возбудил по факту нападения на школу уголовное дело по статье «Покушение на убийство двух и более лиц, совершенное в отношении малолетних». Прокуратура республики проводит проверку в связи с ЧП. Правоохранители не исключают, что нападения на школы в Перми, Челябинской области и Улан-Удэ могут быть связаны.

Вопреки распространяющемуся в Бурятии мнению, отчасти правдивому, о “неграмотных” кадровых решениях главы Бурятии и неквалифицированном проведении конкурса по отбору министров, мы наблюдаем сравнительно живую и динамично меняющуюся внутреннюю политику региона. Сейчас в Бурятии уже не существует правящей касты в лице западных бурят, исчезает “носковский”, образовавшийся из “записной книжки” его комсомольских друзей (экс-зампреда правительства Петра Носкова прим. АРД), формат выстраивания кадровой политики. Однако все эти властные группы не исчезнут мгновенно, нам еще предстоит наблюдать некоторые их проявления.

Тем не менее, в Бурятии народная молва правителей особо не жалует, но и сменяемость власти здесь не частая. Поэтому не приходится удивляться, что когда назначаются на государственные должности представители тех или иных властных групп, народ это воспринимает как усиление или, наоборот, ослабление бурятских кланов.

Причины недоверия к власти

Описывая свою деятельность, бурятские политики “искренне” напоминают нам об испытываемой ими непременной необходимости служить народу. Как правило, они ярые “противники” всего “враждебного и деструктивного”. Например, оказывается, по мнению некоторых политиков, что кто-то разделяет бурятский народ на две части. Или, например, нерадивый чиновник, естественно принадлежащий к другой политической группе, словно вражеский диверсант, уничтожает республику, город, народ и т.д.

Однако простой анализ владельцев “заводов, пароходов и газет” в республике даст больше информации, чем любой социологический опрос. Он выявит сетку реального состояния общества, градус конфликтов и возможную практику использования острых моментов некоторыми политическими игроками. Примеры: БГУ, Тунка, митинг против прокурора, Баргузин, Еравна...

В свою очередь, данная “сетка” даст Бурятии очень важный инструмент - “общественный алфавит”. Он будет совсем негодный для формулирования чего-либо существенного, но станет реальным словарем, говорящим о процессах, протекающих в республике. И очевидным здесь окажется процесс “гниения с головы”.

В русской классической литературе описано немало ситуаций, когда люди живут в искусственных, но бюджетируемых сословиях. Они получают различные блага только из-за принадлежности к какой-либо группе или сословию. Со временем они начинают считать себя элитой. В такой системе изменения скрытны и не признаны - они скапливаются внутри, словно гной. Вскроешь - будет вонь, оставишь - гниение усилится...

Приехав в республику, Алексей Цыденов столкнулся с аналогичной искусственной средой, которая назвала себя элитой. Но у наших “искусственных” не оказалось внятного ответа ни на один из скопившихся вопросов. Нет ответа в культуре, нет ответа в политике и даже нет ясности в общении.

Таким образом, главе Бурятии при расстановке кадров очень тяжело разобраться в этом политическом однообразии. Слишком сложная внутренняя навигация, выстроенная за столетие и базирующаяся на полунамеках, полумерах и т.д., уже привела Бурятию к ряду системных кризисных явлений.

Всё это “гниение” естественным образом переливается из этого сословия в широкие народные массы. В итоге люди превращаются в партизан запутанной бурятской реальности. А от партизан, как известно, можно ожидать всякого. Поэтому одни и те же “партизаны” становятся инструментом тех или иных политических групп.

Борьба не прекращается

Подобную реакцию вызвала крупная в Улан-Удэ, из-за которой пострадали около 100 тыс. людей. Было заметно, что один из кланов Бурятии набросился на мэра Голкова - включились в процесс все соответствующие механизмы. И шансов выдержать натиск у градоначальника, казалось, не было. Но Цыденову, вероятно, удалось предотвратить политизацию произошедшей аварии.

Тем более, Александр Голков - удобная мишень для критики именно из-за нуждающейся в ремонте коммунальной инфраструктуры Улан-Удэ. А истоками этой самой «неотремонтированности» на самом деле является как раз постсоветская политика управления городом. Основной деятельностью властей была тогда приватизация или вывод в частные руки государственного имущества, отведение земель под коммерческую и жилую застройку и другие более приятные дела. Поэтому винить теперь в случившемся только действующего мэра кажется не очень корректным.

В “сельской политике” Бурятии происходят такие же крупные сдвиги. Очевидно, что в данный момент мы стали свидетелями заката достаточно влиятельной группы спикера парламента Цырена Доржиева. Сам он явно нервничает и, возможно, даже устроил небольшую войну против главы Еравны Цыденжапа Шагдарова. Одновременно с этим, в постоянном режиме цуцванга находится зампред по сельскому хозяйству Даба Чирипов, который тоже относится к группе Доржиева. Сам Чирипов не популярен в селе, не является производственником и сильным аппаратным игроком. И, вполне возможно, в должности зампреда он долго не продержится.

Таким образом, в бурятской политике очень много неясностей. Повсюду идет расстыковка раньше тесно связанных платформ. Происходит разбалансировка прежних политических и социальных порядков. В Бурятии всё явственней ощущается катастрофа правящего прежде класса. Вне зависимости от группировок. Все они одновременно на наших глазах превращаются в “бывших”.

Западно-бурятский формат изжил себя и абсолютно дискредитирован. «Носковская модель» оказалась даже не политической конструкцией, а естественным продолжением старой потаповской модели, которая без самого автора разложилась и перестала работать. А созданные Леонидом Потаповым институты (ВАРК, землячества и т.д.) вместе с автором превратились в дремучего “пенсионера”.

Таким образом, сегодняшняя политическая ситуация в Бурятии напоминает времена фундаментальной смены элит. В истории республики такая мощная смена происходила всего один раз - в период образования Бурят-Монгольской АССР. Именно с 1923 - 1936 г.г. в Бурятии была спроектирована и сформулирована “сословная” модель общества, которая разрушилась только в наши дни.

Все эти факторы стали надежным индикатором того, что бурятскую политическую модель в ближайшем будущем ожидает фундаментальное переформатирование. Это как раз и оказывается поводом для столь неординарного в Бурятии формирования Алексеем Цыденовым своего правительства. Очевидно, что не все люди, которые приходят во власть, останутся там надолго. И в скором времени нужно ожидать, что Цыденов продемонстрирует массу гибких или, наоборот, твердых решений.