Экологическое воспитание дошкольников. Занятие-беседа «Что такое природа? Живая неживая природа. НОД по экологическому воспитанию с детьми старшей группы «Живое и неживое. Связь и отличия

Игра «Подбери слова живое - не живое»

(Возраст детей от 1 года до 7 лет)

Цель игры - расширение знаний о живых и неживых предметах.

Задачи: развивать речь, память, внимание, мышление, воображение, учить детей правильно ставить вопрос, совершенствовать умение определять живые и неживые предметы, формировать навыки словообразования.

Материал: 8 карточек формата А 4, маленьких карточки с изображением предметов, животных, птиц и т.д. Картинки должны отвечать на такие вопросы, как: живой?, не живой?, кто?, что?

Описание игры - игра будет интересна педагогам и воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста. Лексическая игра рассчитана для детей от года до 7 лет. С детьми 1-2 лет, рассматривая картинки, нужно побуждать их показывать и называть знакомые предметы, отвечать на вопросы: «Кто изображен на картинке? », «Что делает девочка? » и т. д. У детей 2-4 лет нужно формировать умение составлять предложения, используя разные части речи. Задавать и отвечать на вопросы по картинке. В возрасте 4-5 лет дети способны, детально рассказывать о содержании картинки. Детям 5-6 лет данные картинки помогут сформировать умение составлять план рассказа и придерживаться его при составлении.

Вариант игры № 1

Для игры потребуются карточки с картинками. Картинки должны отвечать на такие вопросы, как: Живой? Неживой? Кто? Что?

Возьмите такое количество карточек, которое ребенок с легкостью просмотрит за один раз.

Как играем с карточками? Рассмотрите карточку, озвучьте что на ней изображено, задайте вопрос риторически: «Кто это?», «Что это?», «Она живая?», «Он живой», ответьте сами на него.

Например,

Кто это? Лиса. КТО — ЛИСА. Она ЖИВАЯ! Что лиса делает? Она бежит, смотрит, ищет (и другое);

Кто это? Пчела. КТО — птица! Она ЖИВАЯ! Что птица делает? Она летает, машет крыльями;

Что это? Это книга. ЧТО книга! Нет, она неживая!

За раз рассмотрите три-четыре карточки.

В другой раз приведите более детальный пример:

Кто это? Носорог. КТО тигр. Он ЖИВОЙ! Он кушает, двигается, у него появляются детки, он играет с другими тиграми, общается с ними на своем тигрином языке. Еще он может болеть, испытывать эмоции (радость, грусть, гнев)»;

Что это? Автомобиль. ЧТО автомобиль? Он НЕЖИВОЙ! Без человека он не может ездить. Кто управляет автомобилем? Человек. Автомобиль кушает еду? Нет. Сам автомобиль не гуляет, дом себе не строит, он не чувствует боли.

Выделяйте, делайте акцент на слова «кто» и «что», «живой» и «неживой». Делайте паузы, чтобы дать ребенку несколько секунд на размышления.

Вариант игры № 2

Для игры используем маленькие карточки с картинками. Рассматриваем картинки с ребенком и отвечает на вопросы «Кто?», «Что?» Ребенку сложно за один раз понять суть всех этих понятий. Тему необходимо, закреплять. В этом поможет классификация. Как сортировать на кто? что? Возьмите два контейнера, положите их перед собой. Возьмите несколько карточек с картинками, озвучивайте и сортируйте их перед ребенком сами. Беря картинку, озвучьте: «КТО? — муха», «ЧТО? — мяч», «ЧТО? — ручка», «КТО? — мальчик». Карточек должно быть столько, чтобы хватило удержать интерес у ребенка

Вариант игры № 3

Для игры потребуются стикер двух цветов, например, желтый и голубой. Попросите ребенка пометить желтым картинки с «живыми» объектами, а голубым — с «неживыми».

Вариант игры № 4 Для игры используем 8 карточек формата А 4 с вопросами кто и что делает, и маленькие карточки. Пример: Стоит кто? что? Стоит кто? Регулировщик, верблюд, собака, цыпленок. Стоит что? Машина, мотоцикл, кресло, трактор, автобус, грузовик, троллейбус, трамвай, лейка, снеговик.

страница 1
Конспект занятия по экологии

для детей старшего дошкольного возраста

«Жалобная книга природы»

Воспитатель: Мандрыкина М.А.

Программное содержание : продолжать формировать у детей экологическую культуру. Познавательные и эмоциональные и практические отношения к природному окружению, накопление знаний об окружающем мире, правилах поведения в природе. Подвести детей к выводу о необходимости защиты нашего общего земного дома. Продолжать учить детей образовывать однокоренные слова. Закрепить понятие: живая природа, неживая природа, дикие, домашние животные. Развивать логическое мышление. Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.

Словарная работа : лесник, лесничий, лесовичок, эксперимент, лекарственные травы, лесонасаждения, лесовоз, лесовод,

Материал: карточки, плакаты, «Жалобная книга природы», модели – животное, птица, рыба, растение

Ход занятия:

- Что такое природа?

Какая бывает природа?

Назовите признаки живой природы?
Дидактическая игра «живая – неживая».
- Благодаря воздуху, воде, теплу наша земля стала домом для людей, животных и растений.

Послушайте загадку и скажите, о чем говориться в загадке?

Загадка:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят,

Таню костяникой, Катеньку – малинкой,

Васю хворостинкой.
- Эта загадка о лесе.

Для кого лес является домом?

Лес является домом для животных, птиц, насекомых, если есть река – рыб, лягушек, змей.

Образуйте родственные слова от слова ЛЕС

лесник

лесовичок

лесничий

лесной

лес

лесовод

лесок

лесопарк

лесоруб

лесовоз

лесонасаждения
- Природа нуждается и в нашей помощи. Есть хорошие слова: «Ты пришел в гости к природе - не делай ничего такого, что неприлично делать в гостях».

Как понять эти слова?

Нужно быть вежливым, бережливым, добрым, аккуратным. Не брать ничего в природе, не губить её.

Релаксация

Закройте глаза. Что мы слышим в лесу?

Пение птиц, шумит листочек, стрекочет кузнечик, жужжит пчела.

Понюхайте воздух: пахнет медом, цветами, хвоёй.


-Сегодня на нашей полке появилась «Жалобная книга природы». Давайте полистаем странички этой книги.

Страницы книги оформлены в виде экологических знаков
Чтение «Жалобной книги природы».

1 страница: «Нельзя рвать цветы».

Цветы, травы в лесу в поле нельзя рвать с корнем. Нельзя рвать их много. Лучше их понюхать, полюбоваться, нарисовать. Лесные и полевые травы и цветы бывают лекарственными. Ими лечатся животные, живущие в лесу. Да и человеку они приносят пользу. Поэтому брать их у природы надо в разумных пределах.

Зря цветы не надо рвать!

И не надо их топтать.

Если ты сорвешь цветок..

Если все: и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и цветы…

И не будет красоты…
2 страница: «Нельзя рубить деревья».

Деревья – это кислород, это необходимые для человека вещи и предметы (бумага, мебель, посуда). Деревья служат пищей, укрытием и домом для обитателей леса.

Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нету леса – посади.
Пословицы о лесе:


  • Зеленый наряд радует взгляд

  • Зеленая ограда – живая отрада

Дидактическая игра «С кем дружит ель » (что было бы, если срубили ель)


  • Зимой у зайца не было бы укрытия от врагов

  • Клёст не свил бы гнездо, не вывел бы птенцов

  • Мышь не спряталась в норку под корнями дерева

  • Дятел лечит ель и, уничтожая вредных насекомых, добывает себе пищу

  • Белка устроила в дубле свой домик, ухаживает за маленькими бельчатами

3 страница: «Нельзя жечь костер».

В лесу станет неуютно, грязно, некрасиво. От огня погибает все живое. Несколько десятилетий необходимо, чтобы природа восстановилась, стала прежней.

Кому повредит мусор? Всему живому, населяющему лес.

Никогда не забывай,

Мусор с травки убирай!

И костер не зажигай.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Работа по схемам – работа в группах

ФИЗМИНУТКА
Наши красные цветы распускают лепестка,

Ветерок чуть дышит, лепестка колышет.

Наши красные цветы закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.
4 страница: «Нельзя разорять гнёзда».

Если заметил гнездо: нельзя брать, трогать. Мама птица улетит и может не вернуться к своим птенцам, без матери они погибнут. НЕ ШУМИ, НЕ КРИЧИ – это пугает не только птиц, но и всех животных в лесу.

Знай, в лесу нельзя шуметь

Даже очень громко петь.

Гнёзда у птичек нельзя разорять!

Если в траве увидали яйцо

Или услышали крики птенцов,

Не приближайтесь, не лезьте туда.

Не тревожьте ни птиц, ни гнезда .
Работа с карточками «Помоги синичке найти дорогу домой» (лабиринт)
5 страница: «Осторожно - муравей, осторожно - мухомор».
-Нельзя разорять муравейник. Муравьи – санитары леса. Они уничтожают гусениц, тлю. Медведи, муравьеды разрывают своим носом муравейники и едят муравьиные яйца. Яйца являются для таких крупных животных дополнением к питанию. Если на тропинке, под кустиком увидели мухомор, не рвите его, не втаптывайте его в грязь. Мухомор – это домик для мелких животных, еда для насекомых. Они украшают лес.

Не обидим мы букашек,

Муравейник сохраним,

Ручеек не замутим.

6 страница: «Осторожно животное».

- Нельзя брать из леса ёжика, белку, зайчат. У нас дома они погибнут. Но мы не послушались взрослых и взяли маленького зверька домой. Мы его украли, похитили из своего из собственного дома. А ведь это дикие животные, они сами о себе позаботятся:


  • Строят жилище

  • Добывают пищу

  • Лечат себя сами

  • Бояться человека
Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин волк и лось.

Их покой побереги-

Ведь они нам не враги.

Чтобы доказать, что животное прекрасно чувствует себя в той среде, где оно живёт, мы проведем ЭКСПЕРИМЕНТ.


Работа с карточками.

Поле карточки и окрас животного одного цвета. Двигаясь по полю животного не видно. Природа защитила его от внешних врагов.


Мы в лес пришли – там видно побывали.

Кругом бутылки, банки и дымят костры…

Мы тушили, убирали,

С ног свалились - так устали.

Очень просим всех зверей:

Не пускать в лес дикарей.
ИТОГ:

Природа – общий дом для растений, животных и человека. И нам надо думать о том, чтобы этот дом процветал и богател.

страница 1

Природа и рукотворный мир: дидактические игры для детей, карточки для скачивания. познавательное видео для детей о живой и неживой природе.

Природа и рукотворный мир: дидактическая игра для детей

Из этой статьи Вы узнаете, как познакомить малыша с окружающим миром, как объяснить, что такое живая и неживая природа, что такое рукотворный мир и чем они отличаются, какие развивающие и обучающие игры Вам помогут.

Сегодня я с радостью представляю еще одну читательницу сайта «Родная тропинка» и участницу конкурса Это не только многодетная мама, но и студентка педагогического колледжа и воспитатель детского сада по профессии. Марина подготовила для читателей «Родной тропинки» игру по ознакомлению детей с окружающим миром.

Передаю слово Марине: «Меня зовут Смирнова Марина Анатольевна. На сайте «Родная тропинка» я не так давно — примерно около года. Живу в с. Частоозерье. У меня трое детей, студентка 4-го курса педагогического колледжа. Работаю в детском саду воспитателем. Увлекаюсь бисероплетением, рисованием (как карандашами так и красками), пластилинографией, модульным оригами, шью простые игрушки для занятия из фетра, делаю разные поделки и т. д. Недавна начала делать дидактические игры для детей». И сегодня Марина Анатольевна делится с нами двумя играми и карточками к ним.

Мир природы и рукотворный мир. Живая и неживая природа

В дидактических играх не только уточняются представления детей об окружающем мире и необходимости бережного отношения к нему, но и развиваются: связная речь, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, внимание детей.

В дидактических играх дети узнают о том, что предметы вокруг них бывают разные.

Некоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир), а другие предметы созданы природой (мир природы).

Мир природы также очень разнообразен. Есть живая природа, а есть неживая природа.

К миру природы относятся звезды и Луна, леса и горы, трава и деревья, птицы и насекомые. Это те предметы, который существуют вне человека, он не делал их своими руками или с помощью машин и инструментов.

  • К неживой природе относятся снег и песок, луч солнца и камни, глина и горы, реки и моря.
  • К живой природе относятся растения, грибы, животные и микроорганизмы.

К миру рукотворному относятся наша одежда и обувь, дома и транспорт, инструменты и головные уборы и многое другое, магазины и другие здания вокруг нас, стадионы и дороги.

Как объяснить детям, чем отличается мир природы от рукотворного мира и чем отличаются живая и неживая природа друг от друга?

Очень хорошо объясняется детям, что такое природа и чем отличается природа живая и неживая, в моей любимой передаче для детей по окружающему миру «Шишкина школа. Природоведение». Посмотрите с детьми эту познавательную веселую передачу для малышей. Поиграйте в игру вместе с ее героями, обсудите их ответы и ошибки.

Из каких царств состоит мир природы?

Об этом дети узнают из передачи «Шишкиной школы» по теме «Царства природы», и вместе со зверушками- героями программы — отгадают загадки об обитателях этих царств

А сейчас, когда Ваш малыш узнал, что такое природа, как отличить мир природы от мира рукотворного, как отличить живую и неживую природу, давайте поиграем в дидактическую игру и закрепим и уточним представления детей об окружающем мире. И в этом помогут нам игры и карточки Марины.

Дидактическая игра 1. «Живая и неживая природа»

Материал к игре

  • Картинки с изображением предметов живой и неживой природы (планета земля, утенок, лес, бабочка, гриб, горы и т. д.)
  • Карточки красного и зеленого цвета (на каждого ребенка)
  • Две куклы или другие игрушки.

Ход игры

Создайте игровую ситуацию с помощью игрушек. Две игрушки (куклы) поссорились и никак не могут разделить картинки. Спросите детей: «Как же можно помирить наших кукол? Как можно разделить эти картинки между Катей и Машей?» Дети обсуждают, как можно помочь игрушкам.

Обратите внимание детей на карточки — подсказки, вспомните, что они обозначают. Утенок — это мир живой природы. А горы — это мир неживой природы. Ребенок помогает куклам правильно разделить картинки.

  • Можно раздавать картинки куклам, например, кукле Маше — давать карточки с изображением живой природы, а кукле Кате — с изображением неживой природы.
  • А можно ввести условные значки. Карточка «утенок» зеленого цвета, а карточка «горы» — красного цвета. Предложите детям закрыть картинки с изображением живой природы квадратами зеленого цвета (как и утенок), а картинки с изображением неживой природы закрыть карточками красного цвета (как и карточка «горы»).
  • Если игра проводится с группой детей, то взрослый выдает каждому ребенку набор картинок и карточки красного и зеленого цвета для их раскладывания.

Задача детей — правильно разделить все картинки по двум группам.

Кукла Маша и Катя забирают каждая свои картинки и благодарят детей за помощь, хвалят их за то, что они очень догадливые и любознательные.

Скачать картинки к игре «Живое и неживое»

Дидактическая игра 2. Природа и рукотворный мир

В этой игре дети научатся отличать предметы мира природы от предметов, сделанных руками человека, классифицировать картинки, рассуждать и делать выводы, описывать предметы.

Материалы к игре

Вам понадобятся для игры картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (муравейник, зеркало, цветок колокольчик; электролампа, и др.).

Ход игры

Играет группа детей. Можно играть и в паре «взрослый и ребенок».

Каждый ребенок получает от взрослого набор картинок с изображением разных предметов рукотворного мира. Взрослый показывает картинку объекта природы.

Например, муравейник — дом муравьев. Дети ищут среди своих картинок предметы рукотворного мира, похожие на муравейник. Например, парой для муравейника может быть современный дом, скворечник, конюшня, птичник, сделанные руками человека. А возможно, Ваш ребенок найдет другую пару и сможет доказать, что она подходит, т.к. похожа на исходную картинку по какому-то признаку.

Нужно не просто отгадать и найти нужную картинку, но и доказать, что эта картинка подходит как пара картинке, показанной взрослым.

Примеры таких пар в карточках к игре:

  • цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),
  • солнце — лампочка,
  • ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,
  • бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,
  • планета Земля — игрушечный мячик,
  • паутина — рыболовные сети,
  • ласточка с крыльями — самолет с крыльями,
  • клешни рака — клещи как инструмент человека,
  • снежинка и снежинка — кружевная салфетка,
  • мышка живая — мышка компьютерная.

ЖИВОЕ,НЕЖИВОЕ.

Цель:

Способствовать расширению и обобщать представления о связи живой и неживой природы, воспитывать желание сохранять и оберегать природу.

Формировать представление о том, что в природе все взаимосвязано.

Показать, что природа - гениальный конструктор, инженер. Человек должен учиться у природы.

Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.

Что происходит с живой и неживой природой с приходом зимы.

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение Л.Дайнеко:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут на нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут на нем птицы и цветы.

Веселый звон ручья,

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Вы знакомы со словом,природа’’.

А что оно означает? (дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.)

Почему вы относите тот или иной объект к природе? (предположения детей)

Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира:

мир неживой природы и мир живой природы.

А сейчас давайте выясним, что относиться к живой природе. Это мы сделаем также с помощью загадок.

Двое ходят, двое смотрят, двое болтаются.

Один водит и приказывает. ЧЕЛОВЕК

Стоит копна: спереди вилы, сзади метла. КОРОВА

По горам, по долам

Ходит шуба, да кафтан. ОВЦА

Овца – предмет живой природы. Дети, а каким одним словом можно назвать корову и овцу. (Животные) Правильно. Все животные – объекты живой природы.

Зимой и летом одним цветом. ЁЛКА

Я шариком пушистым

белею в поле чистом.

А дунул ветерок-

Остался стебелек. ОДУВАНЧИК

Кто знает, как можно назвать одним словом ель и одуванчик? (Растение.). Все растения также являются объектами живой природы.

Вывод: К объектам живой природы относятся человек, животные и растения.

Растения, животные, птицы-они

живые (выставить модель-живого: ноги идущего человека);

питаются (выставить модель-питание (рот человека));

дышат (выставить модель-дыхание (нос));

размножаются (выставить модель--размножения (цыпленок из яйца));

растут (выставить модель--роста (цыпленок-курица)).

Воспитатель повторяет вместе с детьми признаки живого по моделям.

Загадки

Он длиннющий, он большущий,

Он от тучи до земли.

Пусть идет он пуще, пуще,

Чтоб грибы скорей росли. - ДОЖДЬ

Игра «Ходят капельки по кругу»

Капельки полетели на землю (лёгкие прыжки на месте).

Скучно им стало по- одиночке летать.

Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками.

Встретились ручейки и стали большой рекой (ходьба друг за другом между предметами). Плывут капельки в большой реке. (подлезание под дугой)

Текла, текла река и попала в океан.

Дети образуют круг.

Вспомнили капельки, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело.

Стали капельки лёгкими, потянулись вверх.

Испарились они под лучами солнышка и чистые, весёлые вернулись к маме Тучке.

Как называется круговое путешествие капельки? (круговорот воды)

Без рук, без ног,

А ворота открывает. – ВЕТЕР

Опыт : Надуть пакет. Рассмотреть какой воздух.

Без досок, без топоров,

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло!

Скользко, весело, светло! - ЛЁД

Вывод: К явлениям неживой природы относиться дождь, ветер, лед камни, вода, солнце, облака и т.д..

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо, (Помахать руками на лицо)

Закачалось дерево.(Покачаться из стороны в сторону)

Ветер тише, тише, тише,(Присесть, помахать руками верх – вниз)

Деревцо все выше, выше.(Потянуться вверх.)

А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)

А машина есть в природе? (нет, потому что она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,--это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.)

Ребята, какая-нибудь модель живого подходит к машине? (нет)

Почему? (дети обосновывают свой ответ, опираясь на модели: надо включать, чтобы двигалась; надо кормить, заливать бензин, он не съедобный; не дышит, не размножается, не растет)

Природа-это то, что существует без помощи человека, а,не природа’’-это все то, что сделано руками человека.

Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на,природу’’.

Вертолет похож на стрекозу.

Подводная лодка-на кита. (дети продолжают этот ряд.)

Почему не живое? (включать, не размножается, не дышит, не двигается.

А что представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (предположения детей)

Давайте выясним и докажем, что Человек-сам часть природы.

Давайтепосмотрим, как развивается и растет человек. (выставляются картинки)

Грудной ребенок-ребенок-дошкольник-юноша-мужчина.

Что нужно для роста и развития человеку? (предположения детей)

Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.

А поскольку человек-сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и тот же воздух.

На Земле он всех умней,

Потому и всех сильней!

Игра «Живое-неживое»

На столе лежат картинки, помогите их разделить. (дети расставляют и объясняют: живая природа-это что движется, растет, развивается, умирает и размножается; неживая; если не природа, то почему они так думают, потому что сделано руками человека.)

А что происходит с приходом зимы.

Игра: «Подбери пару»

Игра: « Собери снежинку»

«Разнообразие живого» - Грибы. Кто впервые увидел клетки? Организм. Одноклеточные организмы Не имеют ядра Разнообразны по форме Имеют жгутики и реснички. Животные. Дополните схему. Особенности клеток растений. Активно передвигаются Обитают повсеместно Делятся на. ? ? ? ? ? По наличию ядра в клетке.

«Размножение растений» - Много семян. Одно семя. Больше может появиться новых растений. Животные, человек. Вегетативное размножение. Плод, семя. Размножение растений. Чем больше образуется семян, тем… Размножение семенами. Корень. Строение растения. Ветер. Звери. Лист. Стебель. Птицы. Распространение семян.

«Растениеводство» - Прекрасен наш осенний сад. Какая отрасль растениеводства занимается выращиванием культур, о которых говорится в стихотворении? Задачи: Узнать, что такое растениеводство. Расширить знания о культурных растениях нашего края. Растениеводство. И как фонарики горят Айва, и вишня, и гранат. Ох!... Полеводство.

«Окружающий мир растения» - Растения – живые существа? Именно благодаря растениям содержание кислорода в воздухе почти не меняется. Кислород в атмосферу выделяют растения. Можно ли представить наше питание без овощей, фруктов, ягод, хлеба? Основополагающий вопрос: Задачи проекта. Оказывается, зеленый цвет меньше всего утомляет человека.

«Неживая природа» - Один пастух тысячи овец пасет. В лесу на одной ножке выросла лепешка. Тише, тише, высоко, Прыгай на носках легко. Игра « Живое неживое». Живая природа. Основные признаки живой природы. Природа. Неживая природа. Что такое природа? Явления природы. Вода. Ашкаульская основная общеобразовательная школа.

«Круговорот жизни» - Какие организмы названы организмами-разрушителями? Грибы. Не разрывай грибницу. Подумай! Собирать только красивые грибы. Можно выворачивать грибы с корнем. Солнечный свет. Как нужно собирать грибы? Звезды. Лучше всего собирать недалеко от домов, возле дорог. Представь, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни.

Всего в теме 36 презентаций