Экологическое воспитание дошкольников. Занятие-беседа «Что такое природа? Живая неживая природа. Конспект нод "живая и неживая природа" с использованием икт в старшей группе Что такое природа для дошкольников

Долго я готовила себя к тому, чтобы начать географию с моим сыночком. Она появлялась в наших занятиях в с их страной производителем, в изучении флагов всех стран и их столиц, и даже Космос, с расположением Земли в нем, мы более или менее узнали по карточкам “Мир на Ладошке” .

Ну что же пора действительно вводить географию, чтобы ребенок понял что же означают страны, которые он выучил с флагами и эмблемами автомобилей. Что такое Япония, Китай, Франция? Но с чего начать? Как правильно подвести ребенка, двух лет шести месяцев, к этой огромной теме?

Прошу набраться терпения, пост будет длинным, но надеюсь полезным. Опишу наши занятия подробно, чтобы у вас создалась полная картина. Во время прочтения подумайте о том какие материалы у вас есть дома для этой темы, какие игры для развития логики, мелкой моторики, творчества вы могли бы предложить своему ребенку. Учитывайте возраст, умения, а самое главное интересы вашего собственного ребенка. Ну а если наши занятия подойдут вам в полной мере, то значит я не зря потратила время на написание этого материала.

Итак начнём. Обложившись имеющимися книгами и осмотревшись по сторонам в поисках материалов на эту тему, я постаралась составить план наших занятий. Сначала была идея плодотворно пройтись по материкам, интерес же Александра толкал меня к “путешествию” по Италии. Но интуиция подсказывала, что чего-то не хватает, скачок по материкам или сразу в какую-то страну мог не дать полной картины мира.

И я решила начать с объяснения – что такое живая и неживая природа. Взяв эту тему, я всё же постаралась учитывать, что ребенок третьего года жизни наделяет душой и способностью чувствовать всё, что его окружает. Способность видеть живое в неживом – это одно из проявлений работы воображения, которое в свою очередь тесно связано с творческим мышлением. Другими словами, я объясняла больше что относится к живой природе, всего в паре слов упоминая, что относится к неживой. Тем не менее ребёнок смог сделать выводы сам.

Энциклопедические знания

Эти знания нам помогли получить книги.

Первая из них Занимательная география издательства Белый город. Начали мы с главы “Планета по имени Земля”. Прочитали, поговорили о том, что Александр живет в своей комнате, своей квартире, здании, улице, городе, стране – это наш маленький дом. А затем как и в книге перешли на идею, что страна располагается на континенте (наша на острове). Континент – в определенной части света. Часть света – на полушарии. А полушарие – на планете Земля. Получается, что твой дом – это вся Земля.

Мне кажется такая позиция правильна для ребенка, тогда он лучше понимает зачем и почему нужно охранять Землю. Из этой же книги мы узнали, что наша планета как космический корабль, который всё время движется, ни на минутку не останавливаясь. Конечно же повторили расположение нашей планеты относительно солнца, как она вращается, с какой скоростью. В этом нам помог глобус, который наш папа принёс нам из офиса. Глобус черно-белый, но как наглядное пособие подойдёт.

Вторая книга Чудесная планета . Чтение этой книги мы начали с “Формы Земли” и “Каковы размеры Земли”. Брали наших человечков из Лего, чтобы они “обошли” Землю (глобус) и идти им нужно было целых 2 года по 10 часов в день. Брали машинки Александра, чтобы они “объехали” Землю. Самолетик, у нас Боинг 747, облетал земной шар всего за 2 дня. В общем, постарались читать темы в книге и обыгрывать их для наглядности. Александру было очень весело в таких играх-занятиях.

Так же прочли о воздухе, который нас окружает и о вращении Земли вокруг Солнца (тут времена года, сутки и четыре стороны света). Сейчас уже не вспомню где впервые прочла о том, что можно взять фонарик (Солнце) и направляя его на глобус наглядно показать, что в один и тот же момент времени в четырех концах света разное время суток. Так мы и сделали, попутно рассматривая картинки в книге, где в Нью-Йорке ребенок просыпается, в Париже обедает, в Китае ужинает, а в Австралии спит.

Так как мы опять коснулись темы времен года, то с удовольствием прочли “Круглый год” Маршака из Всё самое лучшее детям . Я долго подбирала книги со стихами в нашу библиотеку. И хотя у нас их много, но вот эта книга нам обоим нравится, так как в ней собрано много произведений для деток нашего возраста. Иллюстрации достаточно красочные, а главное соответствующие тексту.

Вообще, когда пытаешься объяснить ребенку о живой и неживой природе, можно использовать разные книги, даже те, которые казалось бы не относятся к теме. Вот например, Ну где еще, как не в саду, можно найти множество представителей живой природы?! Здесь и растения, и птички, и насекомые.

Идеально можно объяснить на красочных иллюстрациях как именно деревья и цветы питаются. Ведь дети не видели корней своими глазами и, когда мы объясняем, что цветочек пьёт воду от дождя и кушает витамины с минералами из земли…а где ротик у цветочка? Конечно чуть позже детки замучают нас своими вопросами и наверное это будет один из первых. Но сейчас, проходя тему природы, ища все признаки живой природы в объектах, мне показалось удачным разобрать этот вопрос в данной книге.

Еще один пример, Кротик большая книга . Читаем “Кротик и ракета”: кротик несётся ввысь, а дома внизу становятся всё меньше и меньше….да вот же она география на картинке в книге! Город на берегу моря, остров в море (мой маленький дом). Тут же и неживая природа с развитием фантазии ребенка.

“Интересно, – думал кротик, – какие облака на самом деле: мокрые или сухие, тёплые или холодные, а может быть они сладкие?” И тут ракета полетела вниз, оставив ребенка со всеми этими вопросами…. . Идеальный момент поговорить об облаках, примерить к ним признаки живой природы, пофантазировать какие они. А кто же гонит облака? Конечно ветер. Ну так давай проведем физ. разминку:

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше, выше.

Тут Александр долго утверждал, что ветер живой. И даже, что тот дышит. Несколько раз пришлось задать вопросы если ветер рождается, дышит, питается, размножается и умирает? И даже в этих вопросах ответ был “Да”. Тогда задала вопросы по другому: У ветра есть нос? Что кушает ветер? Как зовут детей ветра? В итоге ребенок согласился, что ветер мы отнесём к неживой природе.

Скачивание книжки по теме живая и неживая природа

Уверена, что есть книжки для детей где говорится о живой/неживой природе, но у нас таковых не оказалась, поэтому пришлось сделать самостоятельно. Первая книжка по Доману называется “Пять признаков живой природы”. Она предназначена для самостоятельного чтения ребенком. В ней я постаралась объяснить на более доступном языке, как мы можем определить, относится ли объект к живой природе или нет. В конце даётся задание ребенку определить по признакам если медведь, бабочка, цветок и дети являются живыми.

Тему нужно было развивать и в итоге у нас появилась одна большая книга под названием “Природа” состоящая из 4 частей. Распечатала я ее на лазерном принтере, скрепила на спирали и поставила обложку. Уверена, что книга будет служить нам долгое время, так как тема живой/неживой природы будет рассматриваться в старших группах дет. сада и в школе. Что же еще находится в этой книге? Начинается она с иллюстрированного стихотворения. Александр читал его 2 раза, а на третий уже рассказывал сам, очень легкая и приятная рифма.

Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг…ПРИРОДА.

После стихотворения книга продолжается как раз “Пятью признаками живой природы”. Затем часть “Как животные и человек приспособились к смене сезонов”. Сделала по Доману, но эту тему как и следующую, я читала ребенку сама, чтобы мог лучше сосредоточиться на содержании. Да и текста в последних двух частях чуть больше. И заканчиваем главой “Живая природа”, где подытоживаем всё, что узнали из начальных глав. Говорим о том, что природу нужно беречь и, что никто не имеет права самовольно прерывать жизнь другого.

Книжка объясняющая дошкольникам – что относится к живой и неживой природе. Её нужно скачать и распечатать.

Эту книгу вы можете скачать став моим подписчиком. Заполните форму внизу и на указанный электронный адрес вам автоматически будет отправлено письмо. Если в течении десяти минут вы его не получите, проверьте папку спама. Так как книга большая, мне пришлось разделить её на две части.

Эксперимент для самых маленьких

Ну наверное экспериментом это сложно назвать, тем не менее, чтобы закрепить материал мы в парке кормили голубей, рыбок. Обсуждали что они двигаются, растут, питаются, умирают и размножаются. Предложила покормить хлебушком камень, чтобы прийти к выводу, что он не питается, а значит неживой. Александр сразу воспринял это со смехом. Он понимал, что камень не будет кушать хлеб и смеялся надо мной . Мой малыш смеясь выдал мне: “Мама, камень не кушает, он же не живой”. Занавес, эксперимент закончен.

В парке поговорите с ребенком, к живой или неживой природе относятся: камень, голуби, пруд.

Логика

Как всегда нас выручила “Большая книга тестов для развития интеллекта малыша”.

Тут можно брать любые задания, где есть представители живой или неживой природы. Т.е. проводится задание о времени года например, после чего разбираем к чему относится небо, птицы, деревья, лужи, дети. Задание: что произошло раньше бутон или раскрывшийся цветок? Вот пример для ребенка о движении у цветов – раскрывание бутона. И даже “что должно быть нарисовано в пустой клетке?” – отличный пример для того, чтобы поговорить к какой природе относится гриб, ёлка и снежинки.

Мелкая моторика рук

1. Сюда я отнесла работу по “Это может ваш малыш” Бумажные крошки .

Творческая работа для развития мелкой моторики, где ребенок изучает живую природу.

Разрываем “хлеб”. Бумага для разрывания такого же качества как и сами альбомные листы. Детки конечно же разные, порвать случайно лист книги при перевороте, это наверное у всех случается. А вот порвать эту страничку на крошки, для детских ручек действительно работа. Ну и конечно же в течении работы обсуждалась тема птичек, которые питаются, летают, размножаются..т.е. живые. Опять же движение нашей планеты; время года зима; снег, который закрывает еду для птичек; люди, которые помогают живой природе в такие трудные моменты.

Работая с ребенком, не концентрируйтесь только на процессе разрывания бумаги или приклеивания её в нужные места. Включайте свою фантазию, обсуждайте с ребенком сюжет увиденный на страничке и подводите его к теме по которой вы работаете. В нашем случае это живая и неживая природа .

2. Пальчиковая игра с обсуждением кто относится к живой природе.

(Ручки на голове, как ушки у зайчика)
Это зайка – белый бок.
Зайка, зайка – скок, скок (прыгаем)
Это гусь – га-га-га.
Га-га-га, иди сюда
(руки в стороны, ходим, хлопаем крыльями).
Вот коза – ме-ме-ме.
Дай воды, Алекс, мне
(Большие пальцы подняты вверх как рожки, остальные сжаты в кулачки).
Это белка – прыг-скок
(Ручки прижаты к груди как лапки)
Белка, белка – рыжий бок.

Музыка о природе

Нам очень нравятся видео “Времена года” Вивальди. Композиции, в которых отлично подобраны сюжеты природы под звучащую музыку. Слушали по 1 в день, так как раньше мы их уже слышали и видели, занимаясь именно музыкой, то на этот раз мы еще и вели обсуждение природы во время просмотра. Даже наш папа к нам присоединился, так ему понравилось чем мы занимаемся.

Мультфильм о живой природе

Получение информации ребенком через сказочных персонажей переоценить сложно. Поэтому я всегда подбираю мультфильмы к тематическим неделям. Наилучшим, как мне кажется к этой теме, будет сериал “Уроки живой природы от тетушки совы”.

Разговорная речь: чистоговорки о природе

В течении одного дня мы 4-5 раз после окончания еды произносили вот такие коротенькие чистоговорки:

  • Ять – ять – ять – Природу нужно охранять.
  • Ля – ля – ля – мы спасем тебя Земля.
  • Ождь – ождь – ождь – Не нужен нам кислотный дождь.

P.S. По поводу кислотного дождя пришлось объяснить отдельно.

Творчество с обсуждением живой и неживой природы

1. Из “Чудо-пчелки” выбрала работы по неживой природе. Итак, взяли “Салют в ночном небе” изменили на звезды; “Пруд”; “Тучки”; “Дождик”. Все работы Александр выполнял сам, затем обсуждали принадлежность объектов к живой или не живой природе.

Обсуждайте живую и неживую природу на творческих работах ребенка: дождь, лужа, звезды, тучи, лягушки…

2. На прогулке у нас всё происходит быстро. Мама задумывает что-то, а Александр поддается идее на несколько минут, так как вокруг очень много всего интересного и хочется просто гулять и играть. Идея была поговорить о песке, камнях, веточках, листиках и создать некую картинку из всего перечисленного. Но всё что успели сделать в совместной работе, это камни, песок и изображение солнца над домиком. Выяснили к чему относятся эти материалы и мой ребенок убежал кататься на горках.

На детской площадке в игре обсудите с ребенком, к живой или неживой природе относятся камни, песок, упавшие листья.

3. После чтения книги “Наш сад” решили сделать наш цветок с корнями. Работу Александр выполнял сам с моими подсказками. Мне было приятно видеть, что пальчики у моего мальчика окрепли достаточно для техники размазывания. На нашу удачу в аптеке оказались в продаже семечки подсолнуха (здесь с этим сложно) и мы включили их в нашу экспозицию.

На примере цветка с корнями легко объяснить почему цветок живой. А техника размазывания укрепит пальчики ребенка.

4. Из “100 шедевров” для сравнения, где живая и где неживая природа, я выбрала четыре репродукции:

Первыми на доску повесила Клод Моне Уголок сада в Монжироне и Анри Фантен-Латур Цветы в вазе . Немножко сложно в понимании для ребенка, но всё же нужно объяснить, что цветы, которые срезаем и срываем перестают быть живыми. Так как мы читали книгу “Наш сад” с объяснением строения цветка и делали творческую работу цветка с корнями, то мне удалось в достаточно лёгкой форме рассказать, что цветочки не могут “кушать”, когда у них нет корней, они постепенно увядают и мы их выбрасываем. Из этого конечно же следует, что лучше любоваться и нюхать живые цветы и без надобности их не срывать .

Когда обсуждали картину Уголок сада в Монжироне , я спрашивала, а что на этой картине живое? Александр перечислил все живые объекты, а на вопрос что неживое, ответил, что дом. Вот тему “что сделано руками человека” я специально опустила, так как в неё попали бы и все игрушки . Но как я написала выше, ребенок сам сделал выводы по неживой природе и в эту категорию включил некоторые вещи, как дом, сделанные человеком.

Во втором обсуждении участвовали также 2 картины: Константин Крыжицкий Ранняя весна и Виктор Борисов-Мусатов Весна . Здесь мой ребёнок оставил маму с открытым ртом. Он сам начал перечислять неживые предметы изображённые на картине “Ранняя весна” – горы, снег, река, небо, а живые – деревья. Всё, тема усвоена!

Настольная игра для малышей

Настольную игру “Накорми белочку” я заказала до нашей поездки в Дисней по Интернету. И она так замечательно подошла к нашей теме. Игра развивает мелкую моторику, так как белочку нужно сдавить, чтобы она взяла в лапки желуди. Учит ребенка соблюдать очередность в игре, конечно же повторение цветов и соревновательность. А если без шуток, то Александр действительно у меня выиграл, собрал желуди в дупло первым . Конечно же поговорили о дереве и белочке примерив к ним свойства живой природы.

Как я писала в начале, зная что относится к живой природе ребенок способен сделать вывод о том, что относится к неживой. Надеюсь, уважаемые читатели, вам понравилась статья. Поделитесь, пожалуйста, в комментариях своими впечатлениями о ней.

Конспект открытого занятия

по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе.

Тема: «Живая и неживая природа».

Воспитатель:

Литвиненко Е.В.

апрель 2016 год

Форма проведения: путешествие по телевизионным передачам .

Цели : закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы; сформировать у ребенка представление о неразрывной связи живой и неживой природы; закреплять, уточнять знания детей, полученные за период учебного года; развивать речь детей, умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы; продолжать формировать знания о нормах и правилах поведения в природе (воспитывать бережное отношение к природе); расширять диапазон познавательных интересов детей, формировать новые способы познавательной деятельности.

Методы стимулирования и мотивации : загадывание загадки, обобщающая беседа, пояснение, объяснение, уточнение, поощрение, педагогическая оценка.

Методы организации учебно – познавательного процесса: игровой персонаж, показ, ТСО, демонстрация познавательного характера, наблюдение.

Практические методы : метод коллективных заданий, моделирование.

Словарь – (активный) живая природа, неживая природа, чистота, доброта, правдивость, трудолюбие, охрана, животный мир, растительный мир, травоядные, грызуны, хищники, тайга, животные севера, животные жарких стран (пассивный), развивается, размножается, питается, изменяется, дышит.

Оборудование : ТСО – магнитофон.

Демонстрационный материал: 3 прямоугольника (зеленый, синий, красный, обозначающие природные зоны; карточки с изображением животных и птиц (клест, тигр, рысь, лось, белка, лиса, бобр, кабан, заяц, еж, бурый медведь, дятел, соболь, верблюд, скорпион, змея, ящерица, сова, морж, тюлень, олень, полярная сова, медведь, песец, жираф, лев, носорог, зебра, слон.) ; кубики с изображением (белки, елки, земли, воздуха, солнца, воды).

Раздаточный материал: на каждого ребенка тарелочка с карточками (зеленая-красная), картинка-объект природы; кусочек мела и два стаканчика, один с водой, клей ПВА, клеенка, салфетка.

Предварительная работа : цикл познавательных занятий по природным зонам: «Тайга и лес», «Пустыня», «Теплые страны», «Ледниковая зона, тундра»; общее знакомство с понятиями: «Живая природа», «Неживая природа»; игры и упражнения на приобретение навыков: для классификации животных растений, птиц, для умения отличать объект живой от неживой природы, для развития логического мышления, памяти. Чтение стихотворения «Живой букварь».

Ход занятия:

I . Мотивационно-побудительный:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнется -

Утро доброе начнется.

ДОБРОЕ УТРО! (обращаемся к гостям)

Воспитатель : (Загадка - ребенок)

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года

Это все вокруг... (природа).

Вос-ль: Что такое природа?

Дети : Природа - это то, что существует независимо от человека (т.е. без помощи человека).

Вос-ль: Что нельзя назвать природой?

Дети: То, что сделано руками человека.

Вос-ль: Правильно, это уже называется рукотворный мир. (сели за столы)

Д/игра: «Природа бывает разной». (работа в парах с карточками)

(Воспитатель называет объекты живой и неживой природы.

Живой объект - зеленая карточка, неживой - красная. В конце игры называю «самолет». Самолет есть в природе? Дети высказывают свое мнение.)

Вос-ль: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу.

Д/игра: «На что похоже». Например: вертолет похож на стрекозу, подводная лодка на кита, зонт на гриб, мост на радугу, вентилятор на ветер, ковер на траву, душ на дождь, самолет на птицу, лампочка на солнце, музыкальный колокольчик на цветок колокольчик и т.д.

Вос-ль: Природа существует независимо от человека.

Посмотрите на ваши столы, вы увидите на них кусочки мела и стаканчики - один пустой, другой с водой.

    Возьмите мел и разломите его. Что стало с мелом? Он перестал быть мелом или нет?

Правильно, мел остался мелом, только кусочки его стали меньше.

    Возьмите стакан воды и перелейте часть воды в другой стакан. Что стало с водой, она перестала быть водой?

Правильно, вода осталась водой, только ее стало меньше в стаканчиках.

Вос-ль: -А что будет с бабочкой, жуком, цветком, деревом, птицей, животным, если мы их разделим на части?

Дети : Они погибнут.

Вос-ль: - А в чем вы видите отличие живой природы от неживой? (*Живая природа: дышит, растет, питается, движется, развивается, размножается, изменяется, умирает)

II. Вос-ль: Продолжая разговор о природе, я приглашаю вас отправиться на телевидение и побывать в гостях у нескольких телепередач, а так же побывать участниками этих передач.

Физкультминутка «Мы – шоферы».

Едем, едем не машине,

Нажимаем на педаль.

Скорости переключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы - шоферы хоть куда!

    Программа: «Умники и умницы» . (проигрывается заставка-мелодия этой передачи).

Вос-ль: - Вот мы и попали на программу «Умники и умницы».

- Правила этой программы таковы – нужно отвечать очень быстро и четко и полным предложениями.

1. Как надо вести себя в лесу?

2. Назовите лиственное дерево с белой корой?

3. Что значит «волка ноги кормят»?

4. Где раньше начинает таять снег – в лесу или в городе?

5. Куда зайцу легче бежать в гору или с горы?

6. Почему нельзя трогать яйца в гнезде?

7. Что птицам страшнее – голод или холод?

8. Большую часть территории нашей планеты Земля, занимает вода или суша?

9. Назовите живую и неживую природу?

Вос-ль : - Я довольна вами, вы настоящие умники и умницы.

А сейчас мы с вами отправляемся на другую телепередачу.

    Звучит заставка к программе «В мире животных».

Вот мы попали на программу : «В мире животных».

Вос-ль: Мы с вами знаем, как разнообразен животный и растительный мир.

- Скажите пожалуйста, чем отличаются животные друг от друга? (цветом шерсти, величиной, питанием, повадками, местом обитания).

- А чем отличаются растения? (цветом, формой, структурой (строением), местом произрастания).

- Как можно разделить животных по тому, как они питаются? (травоядные, грызуны, хищники).

Д/и: «Кто, где живет?»

А сейчас ребята у нас такая задача. Нужно подойти к столам и разложить картинки с животными и птицами по месту их обитания. (Зеленый круг – тайга и лес, синий круг – ледниковая зона и тундра, красный круг - пустыня и степи, теплые страны).

(Дети должны доказать правильность своих действий).

Как вы думаете, могут ли жить животные жарких стран, например, жираф в наших лесах? Или бурый медведь в Африке? Почему? (Потому, что каждое животное привыкло к тому климату, где оно проживает и к той растительности, которой питается).

    (Звучит заставка к программе «Клуб путешественников»)

Программа: «Клуб путешественников»

Вос-ль: Сейчас мы побываем в гостях у передачи «Клуб путешественников».

- О ком мы сегодня будем говорить, вы узнаете по загадке.

Рыжая, но не лисица. Маленькая, но не кошка.

Прыгает, но не заяц. Живет в дупле, но не сова. (Белка)

- Найдите кубик с изображением белки. Где живет белка? (В лесу, в дупле).

- На каких деревьях белка находит себе жилье? (Найдите кубик с изображение елки(сосны) и поставьте под кубиком белки).

- А чтоб эти деревья росли, что необходимо для их роста? (Земля, солнце, воздух, вода).

- Найдите кубики с этими изображениями и определите место в этой пирамиде.

- Мы составили пирамиду, в которой видно, что живая природа взаимосвязана с неживой.

ИТОГ: Так какой же мы сможем сделать вывод, глядя на эту пирамиду? (Все в природе взаимосвязано: люди, растения, животные, почва, воздух и вода. Все находится в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой и наоборот .)

Вос-ль: Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой природы мир неживой природы.

Д/игра: «Живая и неживая природа» .

У вас на тарелочках лежат картинки, рассмотрите. Доска разделена на две части. Задание : слева разместить объекты живой природы, а справа объекты неживой природы..

Вос-ль: (Вы назвали объекты живой и неживой природы.)

- Как вы думаете, к каким объектам относиться человек? (показываю картинку)

- Докажите, что человек относиться к живой природе.

Дети : Человек рождается, дышит, передвигается, растет, ест(питается), размножается, умирает (добавляю картинку к объектам живой природы)

Вос-ль: Что нужно для роста и развития человеку?

Дети: Тепло - питание - вода - воздух - любовь близких.

Вос-ль: А как вы думаете, природа может быть без человека? (может)

А человек без природы? (нет) Почему? Докажите.

Дети: Человек - часть природы. Он без природы обречен на гибель (природа дает ему пищу, тепло, воздух, воду,).

- А что будет, если не будет воздуха?

Вос-ль: А чем человек отличается от других объектов природы?

Дети: Человек умеет думать, рассуждать,

Вос-ль: Человек - существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы. На Земле он всех умней, потому и всех сильней!

Вос-ль: Ребята, а природа нас чему-то учит? Чему? (правдивости, чистоте, доброте, справедливости, терпению, труду, дружбе). Природа учит человека, как он должен вести себя в той или иной ситуации. Поэтому мы с вами должны охранять и беречь природу!

Аппликация: «Берегите природу» (муз. «Дорогою добра»)

Вос-ль: И в заключении нашей беседы я предлагаю вам сейчас окунуться в мир природы. Пройдите и сядьте на ковер. Давайте закроем глаза, представим, что мы в лесу и послушаем музыку - природы.

«Аутотренинг»( Д. Лолвий «Одинокий пастух»-музыка природы)

(Открыли глаза. Тихонько встали.)

Вос-ль: У вас хорошее настроение? Передайте его своим друзьям:

Подводится итог занятия:

Где мы сегодня побывали? (На телевидении, в гостях у телепередач: «Умники и умницы»; «В мире животных»; «Клуб путешественников».)

О чем сегодня мы с вами говорили?

(О живой и неживой природе, о том, что в природе все взаимосвязано.

Закрепили правила поведения в природе. Играли в игры: «Природа бывает разной»; «На что похоже?»; «Кто где живет?»; «Живая и неживая природа».

Спасибо всем за работу.

Аутотренинг. (Д. Лолвий «Одинокий пастух»-мелодия природы)

И в заключении нашей беседы я предлагаю вам сейчас окунуться в мир природы. Пройдите и сядьте на ковер. Давайте закроем глаза, представим, что мы в лесу и послушаем музыку.

Ярко светит солнце,

Дует легкий ветерок,

Я вдыхаю его чистый,

Свежий воздух.

Колышутся травы,

Пахнет ароматом лесных ягод и цветов

Надо мной гордо кружат птицы.

Мне хорошо и приятно.

Я хочу жить в мире с природой.

Я буду другом и защитником природы.

Расслабтесь, вы ощущаете,

Как в вас вливается положительная энергия леса.

Вы стали бодрыми, здоровыми, усталость прошла.

(Открыли глаза. Встали.)

Стоя в кругу:

У Вас хорошее настроение? Передайте его своим друзьям:

    дотроньтесь друг друга кулачками

    дотроньтесь друг друга локотками

    дотроньтесь друг друга ладошками

Д/игра: «На что похоже?»

самолет - птицу

гриб - зонтик

лампа - солнце

парашют - одуванчик

вертолет - стрекозу

подводная лодка - кита

мост - радугу

музыкальный колокольчик - цветок колокольчик

душ - дождь

вентилятор - ветер

иголка - иголки у ежа

ковер - трава

пол - земля(почва) и т.д.

Дайтбегова Патимат Магомедовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 11 " Сосна"
Населённый пункт: Республика Дагестан,Унцукульский район, с. Ашильта
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Живая и неживая природа"
Дата публикации: 16.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 «Сосна»

Конспект НОД

для детей средней группе по теме

«Живая и неживая природа»

Подготовила: воспитатель

Дайтбегова Патимат М.

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе , развивать

познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять

знания о воздухе.

1) Развивающие

Развивать любознательность, память, умение делать выводы о

развитии природы ;

Развивать творческое воображение, умение фантазировать;

Развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

Способствовать развитию познавательных интересов;

Расширить знания о живой и неживой природе , показать их

взаимозависимость;

Учить отгадывать загадки;

Учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

Учить способам самостоятельного познания;

Продолжать воспитывать любовь к природе ;

Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

Познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

Развивать навыки проведения опытов;

Расширять и активизировать словарь детей;

Поощрять выдвижение гипотез;

Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе

практического опыта;

Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Методы и материалы: игровые, практические, словесные

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей

Оборудование:

Схемы живой и неживой природы ;

Картинки живой и неживой природы ;

Игрушка «Кукла» и ширма;

Полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);

Спасательные нарукавники;

Миска (желательно стеклянная) 2 шт. ;

Игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые;

Сундучок;

Стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;

Чеснок, чеснокодавилка;

Веера по количеству детей;

Воздушные шары по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости.

(Дети здороваются).

Сегодня мы с Вами поговорим о природе , послушайте стихотворение:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

– А что такое природа ? (Ответы детей)

Правильно это – цветы, реки, деревья, растения, человек, животные,

воздух, вода, горы, камни, звезды планеты и многое другое то, что

создано природой .

А почему вы не назвали дома, машины? (Ответы детей). Правильно,

потому что все это создано человеком, а не природой .

– Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой

и неживой природы . Сейчас нам Эмилия расскажет, о живой природе .

Эмилия: Мир живой природы - это растения , животные, насекомые,

птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не

могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа -

это все , что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)

Воспитатель: Разиль расскажет нам о неживой природе .

Разиль: Неживая природа - это все то , что не дышит, не растет, не

развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы,

вода, камни, воздух и др. (показывает картинки). И человек, и все живые

организмы не могут жить без неживой природы .

Воспитатель: Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Закончи

предложение».

Конечно, вы запомнили, о чем говорили нам Эмилия и Разиль. Закончите

мое предложение.

Неживая природа - это . (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)

Живая природа - это . (растения, животные, насекомые, рыбы)

Все живые организмы не могут жить без. (неживой природы ).

Воспитатель: Мы с вами сказали, что живые организмы не могут жить

без неживой природы . Недавно мы с вами ставили опыт. Проращивали лук в

разных условиях. И выяснили, что для роста лука нужны: тепло, вода, свет и

уход. Можно сделать вывод, что без воды, тепла, света и ухода не может

выжить не один живой организм, а значит и мы с вами. А без чего еще не

могут жить люди и живые организмы, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! И я предлагаю заняться сейчас

исследованиями и исследовать свойства воздуха.

Кукла, появившись из-за ширмы: Здравствуйте, ребята! А что это вы

собираетесь тут делать?

Воспитатель: Мы с ребятами говорим о природе . И хотим исследовать

воздух и побольше узнать о нем.

Кукла: Воздух? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе?

Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Кукла: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Кукла! Я вот тоже воздух не видела, но

знаю, что он всегда вокруг нас!

Кукла: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот

самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кукле, что воздух всё-таки есть!

Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он

тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет

полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете .

Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал

тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Смотри, Кукла! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его

увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и

заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Кукла: А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видела, как люди

используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной

матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже

спасательный круг!

Воспитатель: А вот у меня есть детские спасательные нарукавники.

Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса

воздух, то он, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим.

Опыт 2. Подводная лодка.

Воспитатель: Возьмем миску с водой и положим в нее стакан, чтобы он

полностью погрузился в воду. Перевернем его вверх дном. Теперь опустим

трубочку сгибом вниз и просунем ее в стакан. Главное, чтобы стакан не

опрокинулся. Аккуратно дуем в трубочку, и стакан всплывает на поверхность,

наполняясь воздухом. Ребята, почему стакан всплыл?

Дети: Потому что он наполнился воздухом.

Кукла: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а

помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где

спрятался воздух? (Достает сундучок).

Дидактическая игра: «Тонет - не тонет». (дети поочередно достают из

сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в

два тазика).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли! Теперь ты знаешь, Кукла, что

предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.

Воспитатель: Молодцы, а теперь немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в

Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)

Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)

Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах

стоят стаканчики с водой и трубочками).

Кукла: А интересно внутри людей есть воздух?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 3. Воздух в человеке.

Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что

происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем

в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый

воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Кукла: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как

он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте

покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем

воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму

чеснок и раздавлю его.

Кукла: Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою

и не буду дышать.

Воспитатель: Что ты, Кукла! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому

на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха

они погибнут.

Опыт 4. «Не дышу»

Ребята зажимают нос и стараются не дышать.

Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных

часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Воспитатель: Кукла, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе

поможем. Ребята, хотите устроить ветер?

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера!

Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Кукла: Ой, спасибо. Значит, когда воздух движется, получается ветер.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А

как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах?

Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам

воздух запаха не имеет.

Кукла: Вот спасибо! Как много я сегодня узнала о воздухе!

Что воздух постоянно нас окружает;

Что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в

оболочку;

Что воздух легче воды;

Что воздух есть внутри людей;

Что без воздуха не возможна жизнь;

Что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

Что ветер - движение воздуха.

Воспитатель: Кукла куда ты исчезла? Что ты там делаешь?

Кукла: Я тут! (дует). Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я

хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что

такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё,

что узнала сегодня. До свидания!

Воспитатель: И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и

пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!

ЖИВОЕ,НЕЖИВОЕ.

Цель:

Способствовать расширению и обобщать представления о связи живой и неживой природы, воспитывать желание сохранять и оберегать природу.

Формировать представление о том, что в природе все взаимосвязано.

Показать, что природа - гениальный конструктор, инженер. Человек должен учиться у природы.

Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.

Что происходит с живой и неживой природой с приходом зимы.

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение Л.Дайнеко:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут на нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут на нем птицы и цветы.

Веселый звон ручья,

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Вы знакомы со словом,природа’’.

А что оно означает? (дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.)

Почему вы относите тот или иной объект к природе? (предположения детей)

Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира:

мир неживой природы и мир живой природы.

А сейчас давайте выясним, что относиться к живой природе. Это мы сделаем также с помощью загадок.

Двое ходят, двое смотрят, двое болтаются.

Один водит и приказывает. ЧЕЛОВЕК

Стоит копна: спереди вилы, сзади метла. КОРОВА

По горам, по долам

Ходит шуба, да кафтан. ОВЦА

Овца – предмет живой природы. Дети, а каким одним словом можно назвать корову и овцу. (Животные) Правильно. Все животные – объекты живой природы.

Зимой и летом одним цветом. ЁЛКА

Я шариком пушистым

белею в поле чистом.

А дунул ветерок-

Остался стебелек. ОДУВАНЧИК

Кто знает, как можно назвать одним словом ель и одуванчик? (Растение.). Все растения также являются объектами живой природы.

Вывод: К объектам живой природы относятся человек, животные и растения.

Растения, животные, птицы-они

живые (выставить модель-живого: ноги идущего человека);

питаются (выставить модель-питание (рот человека));

дышат (выставить модель-дыхание (нос));

размножаются (выставить модель--размножения (цыпленок из яйца));

растут (выставить модель--роста (цыпленок-курица)).

Воспитатель повторяет вместе с детьми признаки живого по моделям.

Загадки

Он длиннющий, он большущий,

Он от тучи до земли.

Пусть идет он пуще, пуще,

Чтоб грибы скорей росли. - ДОЖДЬ

Игра «Ходят капельки по кругу»

Капельки полетели на землю (лёгкие прыжки на месте).

Скучно им стало по- одиночке летать.

Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками.

Встретились ручейки и стали большой рекой (ходьба друг за другом между предметами). Плывут капельки в большой реке. (подлезание под дугой)

Текла, текла река и попала в океан.

Дети образуют круг.

Вспомнили капельки, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело.

Стали капельки лёгкими, потянулись вверх.

Испарились они под лучами солнышка и чистые, весёлые вернулись к маме Тучке.

Как называется круговое путешествие капельки? (круговорот воды)

Без рук, без ног,

А ворота открывает. – ВЕТЕР

Опыт : Надуть пакет. Рассмотреть какой воздух.

Без досок, без топоров,

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло!

Скользко, весело, светло! - ЛЁД

Вывод: К явлениям неживой природы относиться дождь, ветер, лед камни, вода, солнце, облака и т.д..

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо, (Помахать руками на лицо)

Закачалось дерево.(Покачаться из стороны в сторону)

Ветер тише, тише, тише,(Присесть, помахать руками верх – вниз)

Деревцо все выше, выше.(Потянуться вверх.)

А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)

А машина есть в природе? (нет, потому что она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,--это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.)

Ребята, какая-нибудь модель живого подходит к машине? (нет)

Почему? (дети обосновывают свой ответ, опираясь на модели: надо включать, чтобы двигалась; надо кормить, заливать бензин, он не съедобный; не дышит, не размножается, не растет)

Природа-это то, что существует без помощи человека, а,не природа’’-это все то, что сделано руками человека.

Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на,природу’’.

Вертолет похож на стрекозу.

Подводная лодка-на кита. (дети продолжают этот ряд.)

Почему не живое? (включать, не размножается, не дышит, не двигается.

А что представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (предположения детей)

Давайте выясним и докажем, что Человек-сам часть природы.

Давайтепосмотрим, как развивается и растет человек. (выставляются картинки)

Грудной ребенок-ребенок-дошкольник-юноша-мужчина.

Что нужно для роста и развития человеку? (предположения детей)

Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.

А поскольку человек-сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и тот же воздух.

На Земле он всех умней,

Потому и всех сильней!

Игра «Живое-неживое»

На столе лежат картинки, помогите их разделить. (дети расставляют и объясняют: живая природа-это что движется, растет, развивается, умирает и размножается; неживая; если не природа, то почему они так думают, потому что сделано руками человека.)

А что происходит с приходом зимы.

Игра: «Подбери пару»

Игра: « Собери снежинку»

Конспект НОД в старшей группе на тему "Живая и неживая природа"

Цель: Познакомить детей с понятием « Живая и неживая природа», развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о свойствах воды.
Задачи:
- развивать любознательность, память;
- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
- способствовать развитию познавательных интересов;
-расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
- учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воды;
- развивать навыки проведения опытов;
- расширять и активизировать словарь детей;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.

Методы и материалы : игровые, практические, словесные, наглядные
Индивидуальная работа : активизировать малоактивных детей
Оборудование:
- схема живой природы;
- картинки живой и неживой природы;
- сундучок;
- стаканчики по 3шт(с водой, с землей, пустой)на каждого и ложечки по количеству детей;
- губки по количеству детей - блюдца по количеству детей.

Ход занятия: -

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости.
(Дети здороваются).
Воспитатель читает стихотворение:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром (1 слайд)
Лес и морской прибой, (2слайд)
Живут в нем птицы и цветы, (3слайд)
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты (4 слайд)
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли (5 слайд)
Зовется этот дом.
Сегодня мы с Вами поговорим о природе - А что такое природа? (Ответы детей)
Правильно это - цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды.
- Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы.
Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается
Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Определить что относиться к живой природе, и к неживой природе нам поможет во эта схема(показывает схему 6 слайд) .
Мы уже с вами умеем пользоваться помощниками схемами, с помощью их мы учили стихи, составляли рассказы.

Давайте рассмотрим эту схему. Что вы видите в первом квадрате? (ответы детей)

Это первый признак объектов живой природы - она растет.

Второй признак всего живого - они дышат, на схеме это обозначено маленькими кружочками как будто воздух.

Как вы думаете, что обозначает знак - чашечка? (ответы детей)

А вот стрелочки означают движение. Все живое движется.

Следующий признак живой природы- все ее объекты размножаются.

Делаем вывод …..все живое растет, дышит, питается, движется, размножается. А неживое

Дети: Не растет, не дышит, не питается, не движется, не размножается
Воспитатель: Молодцы! Я вас проверю, сейчас поиграем в игру «Живое и Неживое».

Воспитатель объясняет правила: Определите принадлежность изображений на карточках к живой или неживой природе. Нужно поместить карточки с изображением неживой природы на белое поле, а карточки с изображением неживой природы на красное поле.

Дети: Раскладывают карточки на два поля: живые объекты на красное,объекты не живой природы на белое поле, объясняя свое действие обращаясь к схеме.

Воспитатель: Молодцы ребята правильно разложили карточки. (дети садятся на стулья).

Воспитатель: (7 слайд) Ребята, а вы знаете, что живые организмы не могут жить без неживой природы. Без воды, тепла, света,воздуха не может выжить не один живой организм, а значит и мы с вами. Поэтому можно сказать,что живая и неживая природа живут рядом,они друг другу помогают, они дружат. Они взаимосвязаны между собой.

Поочередно звучит запись - пение птиц - звук ветра- звук дождя

Воспитатель: Кто это, (Что это)

Дети: Птицы, ветер, дождь

Воспитатель: Это живая или неживая природа

Дети: - звук ветра - неживая природа

Пение птиц- живая природа

Дождя -неживая природа
Воспитатель: Ребята, из чего состоит дождь?

Дети: Вода
Воспитатель: Правильно, дождь - это вода. Сегодня мы продолжим исследовать воду. Давайте вспомним, какие свойства воды мы уже знаем. А поможет нам в этом наш коллаж.

Дети: Вода прозрачная, бесцветная, не имеет формы, безвкусна тд
Воспитатель: А сегодня мы узнаем еще одно свойство воды,проведя опыты. Садитесь все в нашу лабораторию.

Дети: Садятся
Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения при проведения опыта?
Дети: Нельзя делать резких движений. Громко разговаривать. Действовать строго по инструкции. Не мешать друг,другу.
Воспитатель: Правильно

Опыты: 1 «Куда спряталась вода» Вода впиталась в губку.

2 « Вода и земля» Вода проникла в землю

3 « Очищение воды» Вода просочилась через марлю и очистилась от мусора

4 «Расцветающий цветок» Вода впиталась в бумагу и бумага расправилась

5 « Волшебный сундучок»
Воспитатель: Вот мы и узнали еще об одном свойстве воды. А каком
Дети: Вода проникает, просачивается.

Воспитатель: Ребята вы сегодня очень хорошо, дружно, занимались и я хочу вас угостить соком.

Что такое сок?

Д: это жидкость

В: вы правы сок-это жидкость, как и вода. Угощайтесь, что вы чувствуете?

Д: он тоже будет просачиваться в нас.Чувствуете как просачивается сок. Мы пьем, а сок проникает в нас. Как приятно. И мне сегодня было приятно с вами исследовать. Вы очень были внимательны при выполнении опытов. А что вам понравилось сегодня.

Дети: Делятся впечатлениями от занятия. Рассказывают,что они узнали новое.
Воспитатель: давайте спросим у наших гостей, а что они узнали сегодня нового?

Давайте скажем до свидания нашим гостям, оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!