Есть ли принципиальная разница с точки зрения саморазвития в том, чтобы читать книги и слушать их, если, например, аудиокниги воспринимаются мною легче? Приносят ли аудиокниги такую же пользу, как и обычное чтение

Как таковым, я — консервативный сторонник печатного слова — особого интереса долгое время не испытывал. Интерес появился с подачи двух людей — моего друга Олега, который передал мне около 40 дисков с записями «Модели для сборки» и моей жены Светланы, которая с удовольствием их приняла. Дело в том, что моя жена, будучи с детства слабовидящей, познакомилась с аудиокнигами во время работы в УТОС. Тогда это были еще те самые бобины, работающие на 4-й скорости. Так что все диски «МДС» она «проглотила» довольно быстро. А вскоре и дети, проводя время за компьютерными играми, пристрастились к аудиочтению.

Чем же привлекателен подобный способ «чтения»? Разберем по пунктам.

1) То, о чем я неоднократно писал выше. Аудиокниги — просто «палочка-выручалочка» как для слепых, так и для людей с ослабленным зрением (например, стариков). Вполне годятся и как «сказка на ночь» для детей, но я бы не советовал этим особо увлекаться, потому что, повторюсь, подобные сказки — это прежде всего психологический акт общения родителей и детей, включающий совместное переживание, а иногда и обсуждение.

2) Если вы проводите большую часть времени в разъездах (неважно, трясясь в поезде, метро или зевая в автомобильной пробке), у вас появляется возможность скрасить его аудиочтением. Ведь традиционные книги читать в транспорте крайне неудобно, а на бегу — практически невозможно. Таким образом, воткнув в уши наушники, вы одновременно и бережете зрение, и расширяете свой литературный кругозор. Аудиокниги хороши также для любой монотонной механической работы (домашняя готовка, уборка и т. п.), многих компьютерных игр и во время пассивного отдыха (на диване, на пляже и т. д.).

3) В вышеуказанных обстоятельствах вы имеете возможность познакомиться, в первую очередь, с теми книгами, до которых не доходят ваши руки (таким образом, я наконец-то послушал «Анну Каренину»). Или сложить представление о тех произведениях, насчет качества которых сильно сомневаетесь. Так я ознакомился с «Кодом да Винчи» (действительно пустая трата времени) и «Дозорами» Лукьяненко (мог и не читать, но зато понял, насколько хуже вышла киноверсия).

Хороши звуковые книги и просто для развлечения. Вот, допустим, я не очень люблю читать классические детективы, но зато с удовольствием их смотрю и слушаю.

4) Ну и конечно, про разумное, доброе, вечное… Лентяи-школьники или загруженные чтением студенты-филологи таким образом могут ознакомиться с необходимым литературным произведением, не жертвуя ради этого, например, компьютерной игрой. Конечно, с листа информация запоминается лучше, да и читают люди обычно быстрее, чем слушают. Зато прослушивание не так утомительно.
Об аудиокурсах иностранных языков и прочих тренингах говорить, я думаю, не стоит. Эти аудиокниги, мне кажется, вечны…

Аргументы «против»

Невзирая на написанное выше, аудиокниги совершенно не в состоянии составить серьезную конкуренцию печатному тексту. И тому тоже есть масса причин.

1) Большую часть тех, кто в чтении видел только легкое развлечение, давно уже поглотило телевидение.

2) За легкость аудиочтения приходится расплачиваться несвободой обращения с текстом. Звуковой текст линеен, печатный — нет. Недаром обычно аудиокнигу разбивают на пяти-десятиминутные кусочки, чтобы было легче найти нужное место.
Читая традиционную книгу, вы вольны воспринимать текст в нужном для вас темпе. Вы способны остановиться, задуматься, сделать пометку, вернуться к уже прочитанному, и даже воспринимать объемы текста цельно. С аудиокнигой такие фокусы не проходят, поэтому и осознание и запоминание текста значительно ослабляются. Тем более, что не все тексты одинаково удобно воспринимаются на слух. Там, где информационная плотность текста высока, не всегда успеваешь всё это «посмаковать» (подобное ощущение у меня вызвало например, переслушивание «Сказок Роботов» С. Лема). Что уж говорить о каком-то «Уллисе» Джойса, где и печатный текст чрезвычайно сложен! Да и лекции по философии вряд ли многое оставят в памяти, если не подкрепить их печатным изданием.

3) Второй недостаток аудиокниг — зависимость их восприятия от манеры чтеца. Недаром на Западе большинство авторов, давая разрешение на запись аудиоверсии, чаще всего запрещают ПОСТАНОВКУ своего произведения, то есть, излишне эмоциональное, «актерское», прочтение.

Помню, что, послушав на английском рассказ Э. По, я подумал — это надо же так читать — как робот, без единой эмоции — кому нужно такое прослушивание? Однако эмоциональность чтения — палка о двух концах. Вот у меня есть две версии гоголевской «Шинели» (одна — более сдержанная, а вторая — излишне «актерская») — так вот, «актерское» прочтение интересно, но для первого знакомства с книгой оно уж слишком «тоталитарно». А иногда попадаются (на официально изданных CD!) такие чтецы, что вообще непонятно, какой глухонемой принимал их на работу. Чтение книг вслух — это целое искусство, и в нем есть свои таланты — как в «умеренном» направлении (например, Е. Терновский), так и в «актерском» (например, В. Герасимов). К слову: лично я отдаю предпочтение чтецам-мужчинам, и не из-за каких-то «сексистских» предубеждений, а потому, что мужской голос более низок, тембрально богат и, как следствие — более приятен на слух.

При чтении же глазами Вы не только читатель, но и соавтор, постановщик, интерпретатор прочитанного. Особенно сильно вредит восприятию произведения неудачная музыкальная подкладка. При всем уважении к авторам радиопроекта «Модель для сборки», я мало встречал людей, которые бы не кляли ужасную транс-музыку, сопровождающую чтение — неподходящую, да еще и громкую.

В общем, как видите, печатный текст до сих пор остается самой эффективной и ПРОДУКТИВНОЙ формой книги. Аудиокниги же занимают четко очерченную сферу применения и могут служить лишь дополнением. Если вы, конечно, настоящий читатель, а не лентяй…

ПОЛУЧИТЬ УРОКИ

Заполните все поля

E-mail указан некорректно

Name Wrong. Correct please

Телефон указан некорректно

Please enter letter, number or punctuation symbols.

Момент, пожалуйста....

Политика конфиденциальности

Ваша конфиденциальность очень важна для нас. Мы хотим, чтобы Ваша работа в Интернет по возможности была максимально приятной и полезной, и Вы совершенно спокойно использовали широчайший спектр информации, инструментов и возможностей, которые предлагает Интернет.

Личная информация Членов, собранная при регистрации (или в любое другое время) преимущественно используется для подготовки Продуктов или Услуг в соответствии с Вашими потребностями. Ваша информация не будет передана или продана третьим сторонам. Однако мы можем частично раскрывать личную информацию в особых случаях, описанных в «Согласии с рассылкой»

Какие данные собираются на сайте

При добровольной регистрации на получение рассылки «Инсайдер интернет предпринимателя» вы отправляете свое Имя и E-mail через форму регистрации.

С какой целью собираются эти данные

Имя используется для обращения лично к вам, а ваш e-mail для отправки вам писем рассылок, новостей тренинга, полезных материалов, коммерческих предложений.

Ваши имя и e-mail не передаются третьим лицам, ни при каких условиях кроме случаев, связанных с исполнением требований законодательства. Ваше имя и e-mail на защищенных серверах сервиса getresponse.com и используются в соответствии с его политикой конфиденциальности.

Вы можете отказаться от получения писем рассылки и удалить из базы данных свои контактные данные в любой момент, кликнув на ссылку для отписки, присутствующую в каждом письме.

Как эти данные используются

На сайте www.сайт используются куки (Cookies) и данные о посетителях сервиса Google Analytics.

При помощи этих данных собирается информация о действиях посетителей на сайте с целью улучшения его содержания, улучшения функциональных возможностей сайта и, как следствие, создания качественного контента и сервисов для посетителей.

Вы можете в любой момент изменить настройки своего браузера так, чтобы браузер блокировал все файлы cookie или оповещал об отправке этих файлов. Учтите при этом, что некоторые функции и сервисы не смогут работать должным образом.

Как эти данные защищаются

Для защиты Вашей личной информации мы используем разнообразные административные, управленческие и технические меры безопасности. Наша Компания придерживается различных международных стандартов контроля, направленных на операции с личной информацией, которые включают определенные меры контроля по защите информации, собранной в Интернет.

Наших сотрудников обучают понимать и выполнять эти меры контроля, они ознакомлены с нашим Уведомлением о конфиденциальности, нормами и инструкциями.

Тем не менее, несмотря на то, что мы стремимся обезопасить Вашу личную информацию, Вы тоже должны принимать меры, чтобы защитить ее.

Мы настоятельно рекомендуем Вам принимать все возможные меры предосторожности во время пребывания в Интернете. Организованные нами услуги и веб-сайты предусматривают меры по защите от утечки, несанкционированного использования и изменения информации, которую мы контролируем. Несмотря на то, что мы делаем все возможное, чтобы обеспечить целостность и безопасность своей сети и систем, мы не можем гарантировать, что наши меры безопасности предотвратят незаконный доступ к этой информации хакеров сторонних организаций.

В случае изменения данной политики конфиденциальности вы сможете прочитать об этих изменениях на этой странице или, в особых случаях, получить уведомление на свой e-mail.

Заполняя форму на нашем сайте - вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности. Также вы соглашаетесь с тем, что мы имеем право разглашать ваши личные данные в следующих случаях:

1) С Вашего согласия: Во всех остальных случаях перед передачей информации о Вас третьим сторонам наша Компания обязуется получить Ваше явное согласие. Например, наша Компания может реализовывать совместное предложение или конкурс с третьей стороной, тогда мы попросим у Вас разрешение на совместное использование Вашей личной информации с третьей стороной.

2) Компаниям, работающим от нашего лица: Мы сотрудничаем с другими компаниями, выполняющими от нашего лица функции бизнес поддержки, в связи с чем Ваша личная информация может быть частично раскрыта. Мы требуем, чтобы такие компании использовали информацию только в целях предоставления услуг по договору;им запрещается передавать данную информацию другим сторонам в ситуациях, отличных от случаев, когда это вызвано необходимостью предоставления оговоренных услуг. Примеры функций бизнес поддержки: выполнение заказов, реализация заявок, выдача призов и бонусов, проведение опросов среди клиентов и управление информационными системами. Мы также раскрываем обобщенную неперсонифицированную информацию при выборе поставщиков услуг.

3) Дочерним и совместным предприятиям: Под дочерним или совместным предприятием понимается организация, не менее 50% долевого участия которой принадлежит Компании. При передаче Вашей информации партнеру по дочернему или совместному предприятию наша Компания требует не разглашать данную информацию другим сторонам в маркетинговых целях и не использовать Вашу информацию каким-либо путем, противоречащим Вашему выбору. Если Вы указали, что не хотите получать от нашей Компании какие-либо маркетинговые материалы, то мы не будем передавать Вашу информацию своим партнерам по дочерним и совместным предприятиям для маркетинговых целей.

4) На совместно позиционируемых или партнерских страницах: Наша Компания может делиться информацией с компаниями-партнерами, вместе с которыми реализует специальные предложения и мероприятия по продвижению товара на совместно позиционируемых страницах нашего сайта. При запросе анкетных данных на таких страницах Вы получите предупреждение о передаче информации. Партнер использует любую предоставленную Вами информацию согласно собственному уведомлению о конфиденциальности, с которым Вы можете ознакомиться перед предоставлением информации о себе.

5) При передаче контроля над предприятием: Наша Компания оставляет за собой право передавать Ваши анкетные данные в связи с полной или частичной продажей или трансфертом нашего предприятия или его активов. При продаже или трансферте бизнеса наша Компания предоставит Вам возможность отказаться от передачи информации о себе. В некоторых случаях это может означать, что новая организация не сможет далее предоставлять Вам услуги или продукты, ранее предоставляемые нашей Компанией.

6) Правоохранительным органам: Наша Компания может без Вашего на то согласия раскрывать персональную информацию третьим сторонам по любой из следующих причин: во избежание нарушений закона, нормативных правовых актов или постановлений суда;участие в правительственных расследованиях;помощь в предотвращении мошенничества;а также укрепление или защита прав Компании или ее дочерних предприятий.

Вся личная информация, которая передана Вами для регистрации на нашем сайте, может быть в любой момент изменена либо полностью удалена из нашей базы по Вашему запросу. Для этого Вам необходимо связаться с нами любым удобным для вас способом, использую контактную информацию, размещенную в специальном разделе нашего сайта.

Если Вы захотите отказаться от получения писем нашей регулярной рассылки, вы можете это сделать в любой момент с помощью специальной ссылки, которая размещается в конце каждого письма.

Чтение книг и прослушивание аудиокниг это очень разные процессы.

Читая книгу ты сам рождаешь в себе мир книги на основе прочитанного. Образы людей, интерпретация событий, всё принадлежит тебе. Отсюда совершенно разное восприятие одних и тех же книг разными людьми.

Недавно наткнулся в инет на старые оригинальные иллюстрации к "Сто лет тому вперед" (гуглятся -- они черно-белые, опознаете их по этому признаку). Это та повесть, что стала фильмом "Гостья из будущего". Я их совершенно забыл, но увидев, сразу ощутил насколько они повлияли на восприятие, на память о произведении в целом.

А Толкин всегда у меня ассоциируется с стилизованными под средневековую гравюру иллюстрациями из моей первой книги. Ни последующие книги, ни фильмы этого не меняют.

Анна Каренина, вы представляете её брюнеткой или блондинкой? Разве не важно?) Должна быть брюнеткой, но я переделал её в блондинку. Дал ей такой голос как захотел. С аудиокнигой так не получится.

Аудиокнига, если это не чтение пономаря, а настоящий аудиоспектакль, это может быть гениально. Я помню много интересных книг, которые впервые услышал по радио в восьмидесятые.

Но это всегда взгляд режиссера и актера, это уже другое. Не хуже и не лучше, другое.

Проще на примере стихов и песен. Никогда не слышали как гениально могут актеры прочитать стихи? Сколько может нового открыться в стихотворении?

Вот, например, была передача посвященная Рождеству.

Не совсем понял каким образом можно выяснить цвет волос Анны из аудиокниги?

Если используете аудиоканал для получения информации у Вас выключена фантазия?

Единственная проблема на мой взгляд это скорость получения информации при самостоятельном чтении Вы имете возможность регулировать скорость, а в случае с аудиокнигой скорость заведомо задана читающим.

С другой стороны длительность аудиозаписи позволяет прогнозировать и удобнее распределять Ваше время. Например, дорога домой и на работу 2 часа, а книга содержит 32 часа это 16 рабочих дней или 3 недели.

С книгой тоже можно так же но это потребует определенного накопления статистики чтения.

В целом в аудиокниге есть еще одна проблема это симпатия к голосу читателя, но сегодня читатели аудиокниг - великолепны (имеют отличное произношение, четкую речь и хороший выговор).

Ответить

Прокомментировать

Эксперты дают семь научно подтвержденных причин, почему людям полезно читать книги или слушать их с аудиофайлов.

1. Чтение включает «фотоаппарат» в вашем мозгу

Чтение книг и иных материалов с яркими образами не только дарит нам приятные ощущения, но и позволяет создавать другие миры в своем уме. Достаточно прочитать фразу, которая описывает какой-то объект, а его «фотография» появляется в мозгу автоматически.

2. Сказанное слово ставит ваш мозг в рабочий режим

Прослушивание аудиокниг, как показывают исследования, помогает оживить и прояснить ваш мозг в не меньшей степени, чем чтение печатных изданий.

3. Прочитать - значит пережить

Человеческий мозг почти не отличает прочитанного о чем-то от действительно пережитого. Независимо от того, читаете вы о чем-то либо переживаете это что-то, оба процесса стимулируют одни и те же неврологические области в вашем мозгу. Действительность романа проникает в ваши чувства и мысли, как любая иная реальность.

4. Новые языки развивают ваш мозг

Хотите действительно практиковать ваш мозг? Почитайте роман на иностранном языке. Исследования показывают, что кора головного мозга человека, который читает на иностранном языке, растет гораздо быстрее, чем у того, который читает только на своем языке.

5. Чтение побуждает мозг думать последовательно

Каждая история имеет свое начало, середину, конец, и это является положительным моментом для человеческого мозга. Эта структура поощряет ваш мозг думать последовательно, связывать результат с причиной. Чем больше вы читаете, тем лучше ваш мозг приспосабливается к этой цепи мышления.

6. Чтение меняет структуру мозга в более хорошем направлении

Не каждый человек рождается читателем. Некоторые на самом деле могут не чувствовать никакой радости от литературы, но они могут этому научиться. В ходе такого обучения их мозг меняется. Ученые выявили, что ежедневное чтение повышает объем белого вещества в той части мозга, что отвечает за владение языком/языками.

7. Углубленное чтение делает нас более снисходительными

Людям вообще нравится чтение, в которое они «погружаются с головой», и в котором они могут сопереживать с героями. Такой опыт, в свою очередь, делает читателей более снисходительными и внимательными к людям в реальной жизни.

Не секрет, что современные студенты предпочитают получать информацию в более простой и доступной форме, чем лекции и семинарские занятия. Новые информационные образовательные технологии - это процесс получения знаний, построенный не на общении с преподавателем, а на использовании новейших методик и приемов, основанных на применении компьютерных аудио- и видеопрограмм. Одной из таких методик является использование аудиокниг, что позволяет усовершенствовать процесс обучения, особенно обучения иностранным языкам.

Аудиокниги представляют особый вид литературы, в котором текст произведения начитывается носителями языка, например британскими или американскими дикторами радио или телевидения, или актерами «по ролям», с использованием музыки и звуковых спецэффектов. Как правило, такие аудиокниги записываются на профессиональном оборудовании в студии. Это самый лучший вариант для изучения иностранного языка с помощью подобных технологий. Существует вариант, когда текст для книги начитывают не носители языка, например, лингвисты или преподавателями иностранного языка. Этот вариант почти ничем не уступает предыдущему, за исключением того, что при прослушивании таких аудиокниг навыки восприятия речи развиваются не так активно. Наименее подходящий для обучения вариант аудиокниги - созданный с помощью компьютерных программ. Подобные программы переводят текст в аудио-формат, но они не в состоянии воспроизводить интонацию и произносить слова слитно. Поэтому такие аудиокниги не очень пригодны для улучшения языковых навыков.

Польза от использования аудиокниг при изучении иностранных языков очевидна. Во-первых, их можно слушать в любом месте - дома, в машине, в перерыве между парами. Во-вторых, это отличный способ отработать навык аудирования. Этот вид деятельности обычно пугает студентов, так как они не уверены, что их уровень владения иностранным языком позволит им понять текст в полном объеме. Однако аудиокниги создаются таким образом, что обучающийся сам может выбрать тот уровень сложности, с которого ему было бы легче начать обучение. Прослушивая воспроизводимую информацию, слушатель тем самым тренирует свой лингвистический слух. В-третьих, с помощью аудиокниг на иностранном языке пополняется словарный запас. Любая книга или история - это, прежде всего, интерес к событиям, о которых повествует книга. А когда человеку интересно, он будет использовать словарь, чтобы найти значения незнакомых слов, чтобы не упустить нить повествования, тем самым расширяя свой словарный запас.

Часто аудиокниги сопровождаются печатным вариантом произносимого текста, что позволяет одновременно следить за текстом на экране и слушать, как читает этот текст диктор. Это помогает увеличивать воспринимаемый объем знаний и служит вспомогательным приемом тренировки речевой памяти. Кроме того, это отличный способ отработки грамматических навыков. При таком виде обучения вы видите и слышите реальные примеры употребления различных грамматических конструкций.

Таким образом, аудиокниги предоставляют возможность расширения словарного запаса слушателя, облегчают понимание как устной, так и письменной речи. Они могут служить инструментом для достижения прогресса в области произношения и дикции. Аудиокниги - это сильная, гибкая система, структура которой способствует быстрому пониманию и усвоению информации. Сегодня все больше и больше преподавателей осознают ценность внедрения аудиокниг в процесс обучения.


В медиатеку Научной библиотеки ТОГУ первые аудиокниги поступили в 2006 году. Их фонд пока небольшой и состоит из произведений отечественной и зарубежной классической литературы, поэзии, зарубежной фантастики, современных бестселлеров на языке оригинала.

При изучении иностранного языка, и в первую очередь английского, необходимо отметить несколько аудиокниг, представляющих бессмертную классику английской и американской литературы. Одна из них - «Классические английские рассказы» (Classic English Stories [Электронный ресурс] / read by B. Sargent and C. McDonald. - Москва: Студия АРДИС, 2006) . В настоящем сборнике представлены произведения пяти классиков английской и ирландской литературы: Джорджа Бернарда Шоу, Вирджинии Вулф, Джеймса Джойса, Редьярда Киплинга, Чарльза Диккенса.

Дж. Б. Шоу (1856 - 1950) - англо-ирландский драматург, философ и прозаик, выдающийся критик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1925 г. Вирджиния Вулф (1882 - 1941) - английская писательница и критик в духе модернизма. Как писатель-экспериментатор она ограничила свою задачу изображением ощущений и чувств, истолковывая их мир как подлинную реальность. Джеймс Джойс (1882 - 1941) - англо-ирландский писатель, психоаналитик, одна из знаковых фигур мировой литературы XX века. Редьярд Киплинг (1865 - 1936) - английский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1907 г. Его произведения при всем их жанровом многообразии отличаются отточенностью стиля, простотой, силой художественной образности и, главное, стремлением автора служить словом «простому человеку», помочь ему победить страдания и одиночество, научить мужеству и стойкости. Чарлз Диккенс (1812 - 1870) - англоязычный романист, прославленный создатель ярких комических характеров и социальный критик. Рисуя драматическую картину английской жизни, он вносил в нее смягчающие сказочно-сентиментальные оттенки.

Все произведения прочитаны на правильном литературном языке и являются образцами классического английского рассказа. Текст читают Бенджамин Сарджент и Кора МакДональд. Время звучания 3 часа 12 минут.

В следующем сборнике «Избранное» (Byron George Gordon. Selected Poems [Электронный ресурс] / Byron George Gordon; read by M. Wighton. - Москва: Студия АРДИС, 2007) представлена подборка стихов, поэм, сонетов великого английского поэта Джорджа Ноэла Гордона Байрона на английском языке. Байрон был легендой своего времени и остается таковым в наше время. В его стихах нашла свое отражение вся богатая мыслями и чувствами жизнь поэта:

Поэзия не знает середины,
Здесь тот на дне, кто не достиг вершины,
У всех в презреньи серенький поэт,
У бога, у людей и у газет…

(Пер. H. Вольпин)

Пушкин назвал Байрона гением. Личность Байрона, его характер великий русский поэт сравнил со стихией моря. Аудиокнига будет интересна всем владеющим основами английского языка и совершенствующим свои навыки в нем. Текст читают Юрий Заборовский и Вячеслав Герасимов. Время звучания 10 часов.

Еще один сборник: «Любовь к жизни» (London Jack. Love Life [Электронный ресурс] / London Jack; read by C. McDonald. - Москва: Студия АРДИС, 2005) , представляет собой аудиоверсию рассказов Джека Лондона, американского писателя, классика мировой литературы ХХ века. За неполных 20 лет литературной деятельности Джек Лондон создал свыше 200 рассказов, 20 романов и 3 пьесы. Тематика его произведений не менее разнообразна, чем его жизнь. К тому времени, когда Лондон начал писать, он перепробовал десяток занятий: бродяжничал, был студентом, плавал матросом, состоял в социалистической партии, участвовал в марше безработных, искал золото на Клондайке. Все эти впечатления нашли отражение в его творчестве. В сборнике представлены лучшие рассказы из северного цикла: «Love of Life», «The Story of Keesh», «The White Silence», «Grit of Women», «The Marriage of Lit-lit», «The White Man’s Way», «The Story of Jees Uck». Текст читает Кора МакДональд. Время звучания 4 часа 58 минут.

Еще один оригинальный курс английского языка, основанный на книгах популярных зарубежных авторов - «English Reading Club». Это настоящая электронная библиотека, рассчитанная на разные уровни владения иностранным языком - Beginner, Elementary и Intermediate. В комплект входят 12 книг на английском языке, среди которых произведения Оскара Уальда, Артура Конана Дойла, Брэма Стокера и других. Каждое произведение оформлено так, чтобы человек, желающий потренироваться в английском языке, мог это осуществить. Текст можно, во-первых, читать, во-вторых, слушать (все тексты озвучены англоязычными носителями языка), в-третьих, корректировать произношение с помощью встроенной известной методики Re-Wise. После каждой главы можно найти специальные упражнения, направленные на развитие основных речевых навыков - на проверку понимания прочитанного, закрепление грамматических конструкций, активизацию новых слов, прогнозирование сюжета и т.п. В сущности, эта программа является не просто библиотекой, но целым учебным курсом, с помощью которого можно легко и ненавязчиво значительно улучшить свой английский.

В фонде нашей библиотеки представлены два уровня - Beginner и Intermediate (English Reading Club [Электронный ресурс]: Beginner. - Wilmington: Macmillan Heinemann, [Б.г.], English Reading Club [Электронный ресурс]: Intermediate. - Wilmington: Macmillan Heinemann, [Б.г.]).

Зарубежная фантастика представлена рассказами родоначальников классической американской научной фантастики: Фредерик Пол (Frederik Pohl) - «У черта на куличках» («The Middle of Nowhere»), Айзек Азимов (Issak Asintov) - «Возьмите спичку» («Take a Match»), Мюррей Лейнстер (Murray Leinster) - «Замочная скважина» («Keyhole»). Сборник носит название «Золотой век американской фантастики» (The Golden Age of American Science Fiction [Электронный ресурс] / read by M. Wightion. - Москва: Студия АРДИС, 2007) . Текст читает Майкл Уайтон. Время звучания 2 часа 23 минут.

Из современной литературы заслуживает внимания сборник коротких юмористических рассказов, забавных историй и диалогов, шуток и анекдотов, афоризмов, пословиц и поговорок «Funny Stories and Humour» (Веселые истории и шутки [Электронный ресурс]: сборник юморист. рассказов: пер. с англ. / чит. В. Самойлов. - Москва: Студия АРДИС, 2007) . Текст прочитан на английском и русском языках и будет интересен всем ценителям тонкого юмора, изучающим английский язык. Время звучания 2 часа 25 минут.

Также хочется отметить новинку нашего фонда - книги из серии «Domonoes». Эта серия представляет собой адаптированные иллюстрированные книги для уровневого чтения от издательства Oxford University Press. С каждой книгой обычно идет ее аудиоверсия в виде интерактивного диска, а в тексты интегрированы упражнения. Прекрасный язык, адаптированный под различные уровни, интересное содержание, разнообразные упражнения - все это помогает активизировать и лучше запомнить языковой материал. Эти книги можно использовать как для аудиторных занятий, так и для самостоятельного изучения. Тематика книг удовлетворит интерес любого.

Для студентов-иностранцев, желающих усовершенствовать свои знания по русскому языку, также можно предложить несколько аудиокниг по русской классике.

Например, произведения Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» и «Маскарад» (Лермонтов Михаил Юрьевич. Герой нашего времени; Маскарад [Электронный ресурс]: 10 часов звучания / Лермонтов Михаил Юрьевич; читают: Ю. Заборский; В. Герасимов. - Электрон. текстовые дан. и прогр. (698 МБ). - [М.]: АРДИС-КОНСАЛДИНГ, 2003) . За свои неполные 27 лет Михаил Лермонтов создал целый ряд произведений, ставших классикой русской литературы. Роман «Герой нашего времени» - одна из ярчайших страниц его творчества. Он состоит из пяти отдельных повестей («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист»), связанных воедино образом главного героя - Григория Печорина.

Драма в стихах «Маскарад» проникнута лирикой и романтикой, легкостью и звучностью слога. Это история о том, как разбиваются судьбы и рушатся жизни, история любви и ревности, игры и порочности, одиночества и ценности жизни.

Список аудиокниг доступен в электронном каталоге библиотеки ТОГУ. Все аудиокниги можно получить для работы в Лингвострановедческом центре (218па). Там же, используя автоматизированные рабочие места, доступные для пользователей, можно прослушать фрагменты той или иной аудиокниги, или всю ее целиком. Если у читателя нет времени послушать книгу в зале электронной информации, есть возможность взять книгу домой.

Оксана Степанова,
заместитель директора НБ ТОГУ

Фотографии