Фаина раневская - биография, информация, личная жизнь. Фаина Раневская: биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото Фая раневская

Фаина Раневская представляет собой настоящий бриллиант кинематографа и театрального искусства. Она всегда была на позитиве, не лезла за словом в карман, могла поставить кого угодно на место благодаря находчивости и смекалке. В этой статье говорится «была», потому что, к сожалению, этой прекрасной женщины, талантливой актрисы и творческой личности уже нет с нами. Но, тем не менее, это не мешает ей жить дальше в своем наследии.

Нужно только включить любое кино с ее участием, и зритель позабудет все на свете, будет смеяться, и плакать, умиляться и восторгаться. В любом случае, если смотреть кино с Фаиной Раневской, то хорошее настроение обеспечено. Фаина Раневская навсегда оставила след на экране, запомнилась и полюбилась тысячам зрителей благодаря самым разным ролям, которые она исполняла великолепно.

Рост, вес, возраст. Годы жизни Фаины Раневской

Фаина Раневская прожила долгую и плодотворную жизнь, до последнего дня выглядела великолепно, не уставала острить и быть на высоте, показывая более молодому поколению, насколько важно верить в себя, идти до конца, а, главное улыбаться не только друзьям, но и врагам. Рост, вес, возраст. Сколько лет Фаине Раневской можно ответить следующим образом: умерла Фаина в 87 лет, вот только данных о росте и весе не сохранилось, может потому, что женщина уже отошла в мир иной. Разве что можно сказать, что выглядела она превосходно как для своего возраста, так и вообще. Прожила она долгую жизнь, которая была наполнена самыми разными событиями.

Образ Фаины Раневской навсегда вошел в историю, как нечто ироничное, всегда попадающее в цель. Будучи уже в возрасте, запомнилась как слегка насмешливая бабушка, держащая в руке папироску. Но мало кто знает, что на самом деле происходило в душе этой великой женщины. Может, на самом деле, в душе ей было не так положительно, как она пыталась показать? Это мы и рассмотрим в данной статье, расскажем о некоторых важных моментах в жизни Раневской, ярких романах, словом, обо всем, что играет огромную роль на протяжении всей жизни. Она была в некотором роде, специфическим человеком, но интересным, необычайно ярким.

Биография Фаины Раневской

Биография Фаины Раневской началась еще в девятнадцатом веке в городе Таганрог. 27 августа 1896 появилась на свет маленькая девочка, которой суждено было покорить кинематограф, оставить след в истории, стать лучшей в своем деле. Тогда еще никто бы не мог подумать, что этот милый ребенок, ничем не примечательный, станет особенным. Но обо всем по порядку. Родилась Фаина в обеспеченной семье. Глава семейства был владельцем фабрики, имел несколько магазинов и личный пароход. Одним словом, детство у девочки было полностью обеспеченным в материальном плане. Кроме нее самой, в семье воспитывали еще трое мальчиков и девочку Изабеллу, что, в отличие от Фаины была весьма красивой и нежной. Есть сведения, что Раневская завидовала сестренке, не могла принять, что та красивее ее. Но точно сказать нельзя, ведь актриса всегда ко всему относилась с иронией, сложно понять, когда она считает что-то серьезным, а когда нет.

Когда ей было пять лет, ее младший брат умер, что дало понять девочке, что в жизни случаются страшные потери. Но помимо этого, она сама по себе была ранимым ребенком, поскольку не отличалась красотой, была неуклюжей, даже немного заикалась. Из-за этого не чувствовала себя счастливой, хотя у нее было все, о чем могли мечтать дети того времени. Подруг у нее не было, даже не общалась с ровесниками, словно, уже в раннем детстве готовилась узнать, что такое одиночество во всей красе. Получила образование дома, предпочитала читать книги, петь песни, заниматься музыкой. Также большое внимание она уделяла иностранным языкам. Она была старательной личностью, но только в плане того, что ей было интересно. То, что она не хотела делать, никогда не уделяла этому внимание.

В возрасте двенадцати лет, почувствовала, что увлеклась кино. После чего пришло увлечение и театром. Случилось это после того, как она отправилась на спектакль. Там она посмотрела пьесу Чехова «Вишневый сад». Выступление настолько повлияло на нее, и она решила, что с жизненным путем определилась. Тогда же стала посещать студию учебного театра. Это вызвало целую бурю негодования, родители были категорически против, в итоге все между собой поругались. Упрямая девушка разорвала отношения с семьей, и в 1915 году уехала в Москву. Нельзя сказать точно, был ли это для нее важным шагом или восприняла все это как часть жизненных сложностей.

Но покорить столицу оказалось не так просто, как казалось на первый взгляд. Ни одна из лучших театральных школ юную девушку не приняла, поэтому Фаина устроилась в частную школу. Но денег на учебу катастрофически не хватало, поэтому пришлось оставить эту затею. Помогла счастливая случайность, поскольку в тот момент Фаину заметила актриса Гельцер. Она взяла на себя ответственность порекомендовать девушку в Малаховский театр летнего типа, который находился под Москвой. Там Раневская могла пока проявить себя только в массовке, но она верила, что способна на большее. Так и получилось, правда, не сразу.

Спустя год, Фаина подписала первый театральный контракт с антрепризой Ладовской, на роли типажа «героинь-кокет». Чтобы как-то двигаться дальше, актриса совершает переезд в другой город, но там у нее ничего не получается. Но она продолжает идти по намеченному пути, у нее получается шаг за шагом играть в разных театрах. К слову, сумела появиться и в произведениях русского классика Чехова, которым восхищалась как автором, и как личностью. Можно сказать, что для нее это было своего рода, вызовом, воплощением мечты, к которой она стремилась. К слову, актриса была лично знакома с Мариной Цветаевой и Владимиром Маяковским.

В начале тридцатых, Раневская начала работать в тетре и сниматься в кино, причем первой ролью ее стала классика. Актриса прекрасно справилась с ролью, тем самым, обеспечив себе дальнейшие роли. Актриса играла много где, раз за разом повышая планку. Настоящим триумфом для Фаины стала роль мачехи Золушки из одноименного фильма. Он полюбился зрителям, как и сама Раневская, восхитила игрой, обаянием и оригинальностью злодейки.

Стоит еще заметить, что в поисковиках часто ищут такой запрос, как: «Фаина Раневская цитаты и афоризмы про мужчин и женщин», и это не удивительно. Фаина Раневская оставила в истории яркий след, который оставить получается лишь у небольшого количества людей в первую очередь остроумными высказываниями. Причем все ее высказывания, словно стрелы, попадали в цель. Как говорится «даже не придерешься», то есть просто и гениально, но совершенно точно.

Личная жизнь Фаины Раневской

О мужчинах Фаина выражалась не особо хорошо, называла их гадами и негодяями. Но это не помешало ей заводить яркие и незабываемые романы, но это были только временные увлечения. Раневская ни разу не была замужем. Вот такая вот дилемма. На самом деле все в жизни имеет свои причины. Как обычно, бывает, всему виной была несчастная любовь. Первая любовь принесла ей первую, но очень сильную в плане чувств боль. Влюбившись в одного актера, она добивалась его внимания. Как-то раз он сказал, что хочет прийти к ней в гости, Фаина была счастлива.

Она красиво оделась, накрыла шикарный стол. Тогда же любимый мужчина пришел пьяный, под руку с другой женщиной. Для Раневской это был удар, она не смогла его простить, да и вообще мужской пол для нее перестал существовать как личности. Если взять Фаина Раневская в молодости фото, то можно заметить легкую грусть в ее глазах, словно она немым языком пытается рассказать, что ей разбили сердце.

Когда наступили шестидесятые, женщина получила письмо от сестры Беллы, которая жила за границей. Там говорилось, что сестра похоронила мужа и осталась одна. Теперь она просила Фаину помочь ей вернуться на родину. Раневская откликнулась на просьбу, помогла Белле снова ступить на родную землю и поселиться в ее доме. Для нее это тоже был выход из постоянного одиночества. Несколько лет сестры жили вместе, были очень дружные, поддерживали друг друга. Но потом у Беллы обнаружили рак, она стала угасать. Фаина сделала все, чтобы спасти ее, водила по лучшим врачам, проводила возле ее постели бессонные ночи. Но все это, к сожалению, не возымело действия, спустя короткое время Беллы не стало.

Раневская практически до последнего вздоха играла на сцене, перестала это делать всего лишь за год до кончины. После того, как женщины перенесла пневмонию, инфаркт, она скончалась в 1984 году. Но факты о ее деятельности говорят о том, что она действительно любила свою работу, для нее сцена была той отдушиной, что спасала от одиночества и помогала забыться. Ведь ради сцены она порвала с семьей, возможно, отказалась от семейного счастья, хотя, конечно, это не точно. Суть в том, что Раневская – это яркий пример того человека, который выбрав в жизни путь, следует ему до конца, до последней минуты жизни.

Семья Фаины Раневской

Как говорилось выше, актриса не узнала радостей материнства, не вышла замуж ни разу. Семья Фаины Раневской в свое время отреклась от нее, потому что девушка выбрала карьеру актрисы. Однажды к ней приехала сестра Изабелла, которая вернулась из зарубежья. Сестры стали жить вместе, пока Белла не заболела раком. Несмотря на старания Фаины спасти сестру, этого сделать не удалось. И это для Раневской стало еще одной потерей, к которым, она, впрочем, уже привыкла, понимая, что за славу и любимое дело приходится платить высокую цену. Причем далеко не каждый, на такое готов пойти, но видимо, Фаине была уготована такая судьба.

Хотя, никто не знает точно, нужно ли ей было заводить семью, или она справлялась с жизненными проблемами самостоятельно. Но все же есть сведения, что Раневская всю жизнь жалела, что так и не стала матерью, но точно никто сказать не может, эта женщина привыкла скрывать свои истинные чувства. И хотя мы всегда видели ее настроенной иронично и положительно, на самом деле проникнуть в душу ей было невозможно. Единственным существом, которое было рядом долгое время, скрашивало одиночество актрисы, была небольшая дворняжка, которую звали Мальчик. Раневская подобрала беззащитное существо на улице и приютила у себя.

Дети Фаины Раневской

Дети Фаины Раневской для нее достаточно щекотливая тема, хотя бы потому, что актриса никогда не становилась матерью. Где-то даже всплывали слухи, что она жалеет о том, что никогда не стала матерью, но это не точно. Ведь ироничная и слегка насмешливая Раневская, никогда особо душу никому не открывала. Поэтому сложно представить хотела ли она детей или нет. Сама ведь она родилась в большой семье, но, в то же время, всегда была одинокой. Может быть поэтому, она не хотела сама заводить детей, чтобы снова не оказаться брошенной. С другой стороны, может причина была в том, что она никогда не выходила замуж, в зрелом возрасте не любила, хотя и заводила яркие романы. Но этих романов оказалось недостаточно, чтобы актриса пожелала родить детей.

Муж Фаины Раневской

Муж Фаины Раневской – это совершенный нонсенс, потому что Фаина никогда не была замужем. Сама она рассказывала, что возненавидела мужчин после первого, не слишком приятного опыта. Дело в том, что она когда-то очень любила актера по труппе, но он на ее приглашение прийти в гости, пришел пьяный и в объятиях другой женщины. После этого, разбитое сердце Фаины не смогло снова поверить другому мужчине.

Неоднократно пресса рассказывала о том, что у великой актрисы новый роман, но один из них не закончился замужеством. Любовник так и не стал мужем для Раневской. Может быть, когда-то она готова была решиться на это, но не сложилось. Сложно при этом сказать, что сыграло ключевую роль: строптивый характер актрисы или нерешительность избранника.

Фаина Раневская цитаты и афоризмы про мужчин и женщин

Фаина Раневская цитаты и афоризмы про мужчин и женщин – настоящий кладезь мудрости, и в то же время иронии. Возможно, сыграло роль то, что она весьма скептически относилась к отношениям с противоположным полом, хотя бы потому, что сама пережила в юном возрасте свою первую боль. Некоторые фразы настолько попадают в цель, звучат просто, что остается только удивляться, как ты сам до этого не догадался. «Женщины — это не слабый пол. Слабый пол — это гнилые доски» или «Вот женишься — тогда поймёшь, что такое счастье, но поздно будет». Эти фразы заставляют смеяться и задуматься одновременно. Фаина могла поднять настроение кому угодно, вот только, по-настоящему хорошее настроение, у нее, наверное, было не так часто.

Википедия Фаины Раневской

Про Фаину Раневскую в Сети есть очень много информации, поскольку она очень популярная актриса и просто интересная личность. Для тех, кто желает получить о ней общие сведения, нужно зайти на страницу в Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/Раневская,_Фаина_Георгиевна). Там собраны поверхностные факты, начиная от даты рождения и до самой смерти актрисы.

Вот только страницы в Инстаграма у Фаины не было, да и вообще она не пользовалась социальными сетями. Хотя бы потому, что на момент смерти их еще не существовало, не говоря уже о жизни. Так что вы не найдете личную информацию от Фаины Раневской, но она и так сумела остаться в наших сердцах навсегда с самыми лучшими впечатлениями. Единственная Википедия Фаины Раневской к вашим услугам.

Фаина Раневская, без сомнения, сумела завоевать любовь, уважение и восторг огромного количества людей. Журналисты неоднократно называли ее «самой великой русской актрисой двадцатого века», а также «королевой второго плана». Казалось бы, не часто играя главные роли, она все равно оставалась на высоте. Даже на вторых ролях, занимала первые места среди зрительских симпатий. Далеко не каждой актрисе и женщине подвластно подобное. На долю великой женщины выпали сложные испытания, которые она не всегда могла пройти, одна из которых быть всегда одинокой.

Наверное, это цена славы, ведь судьба всегда что-то дарит, а что-то забирает. Поэтому, ценой за славу и всеобщую любовь, Фаина Раневская не смогла найти того человека, который разделил бы с ней лавры. Тем не менее ее наследие продолжает жить, будет радовать еще не одно поколение. На ее примере, зрители могут убедиться, что существуют вечные кинокартины, с прекрасной актерской игрой. Классика никогда не устаревает, остается все такой же прекрасной и уникальной.

«У Раневской была домработница Лиза, мечтающая выйти замуж и вечно бегающая на свидания. На одну встречу Раневская позволила ей надеть… роскошную шубу Любови Орловой, которая как раз в этот момент пришла в гости. Часа четыре Фаина Георгиевна находилась в страшном напряжении, изо всех сил поддерживая беседу, чтобы Орловой не пришло в голову распрощаться и уйти»

Алексей Щеглов - внук актрисы Павлы Вульф, ближайшей подруги Раневской. Фаина Георгиевна, не имевшая детей, считала его своим внуком тоже.

Алексей Валентинович рассказывает «7Д» о том, какой он запомнил великую актрису…

«Из роддома меня несла Фаина Георгиевна. Поскольку роды дались моей маме, Ирине Вульф, очень тяжело, она осталась в больнице. Бабушка, Павла Леонтьевна Вульф, была с ней. Так что отдали меня Раневской. Много позже она рассказывала, как крепко прижала меня к себе и пошла, умирая от страха, как бы… не бросить меня на землю. Это чувство было сродни тому, что испытывает человек, стоя на высоте, - он боится, как бы не шагнуть в пропасть.

Я сам помню Фаину Георгиевну лет с двух. Шла война, и мы всей семьей находились в Ташкенте, в эвакуации. Первые «зарисовки»: наша домработница Тата, родной человек, член семьи, иногда перечила Фаине Георгиевне.


Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

Раз возразила, два возразила… И тут Раневская не выдержала: «Наталья Александровна, идите в жопу!» Повернулась, вышла и хлопнула дверью. Позже я имел возможность узнать: это фирменное изречение Раневской!

Еще помню - из комнаты Фаины Георгиевны, находящейся в бельэтаже нашего деревянного ташкентского дома, ползет дым. Я в панике кричу: «Фуфа, Фуфа!» (так я тогда выговаривал ее имя, а вслед за мной Фуфой Раневскую стали звать все друзья). Взрослые бросаются по лестнице вверх. И вовремя! Оказывается, Раневская заснула с папиросой в руке - она ведь беспрерывно курила, - и загорелся матрас.

Кем я считал Раневскую? Родней - наравне с бабушкой, мамой и моей обожаемой Татой, которая занималась мною больше всех.

Фото: из личного архива Алексея Щеглова

Я с разбегу садился к Фуфе на колени и просил ее почитать мне стихи. Пока я не научился хорошо говорить, только она могла разобрать мою речь. Помню, однажды она решила подкормить нашу семью. Купила на рынке пару индюшек, стала откармливать. Где-то Фуфа прочитала, что птиц надо поместить в подвесные мешки и пичкать грецкими орехами. Вот она и устроила такой птичник в подвале. Только что-то пошло не так: вместо того чтобы жиреть, индюшки безмерно исхудали и сдохли… Да уж, ведение хозяйства не было ее коньком!

Еще воспоминание… Избалованный женским обществом, в какой-то момент я стал просто неуправляем, всего добивался слезами и криком. И тогда мама позвонила в некий «Отдел детского безобразия», откуда явился страшный мужик в полушубке - меня забирать.

Народная артистка СССР Фаина Георгиевна Раневская (настоящая фамилия Фельдман) родилась 27 (по старому стилю 15) августа 1896 года в г. Таганроге в состоятельной еврейской семье. Ее отец - Фельдман Гирши Хаймович - был владельцем фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина и парохода "Святой Николай".

Училась в младших классах Мариинской женской гимназии, в то же время получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание, обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать.

Увлечение будущей актрисы театром началось после того, как в 1913 году она побывала на спектакле "Вишневый сад" Чехова в Московском Художественном театре, где играли звезды тех лет. Псевдоним "Раневская", взятый из этой пьесы, позже стал ее официальной фамилией.

Сдав экстерном экзамены за курс гимназии, Фаина стала посещать занятия в частной театральной студии А. Ягелло. Отец снисходительно относился к увлечению дочери до тех пор, пока она не объявила о своем решении стать профессиональной актрисой. Это вызвало скандал и разрыв с семьей. В 1915 году она покинула Таганрог и уехала в Москву.

Свою сценическую деятельность Раневская начала на сцене Малаховского летнего театра под Москвой, в котором она отыграла один сезон.

С 1916 года началась ее работа в провинциальных театрах. Она играла в Керчи, Ростове на Дону, в передвижном "Первом советском театре" в Крыму. Работала в Баку, Архангельске, Смоленске и многих других городах.

Первые успехи Раневской в профессии связаны с исполнением таких острохарактерных ролей, как Шарлотта в "Вишневом саде", Змеюкина в чеховской "Свадьбе", Дунька в "Любови Яровой". Играла в спектаклях "Живой труп", "Последняя жертва", "Без вины виноватые", "На всякого мудреца…", "Гроза", "На дне", "Ревизор", "Женитьба" и др.

В 1931 году Раневская стала актрисой московского Камерного театра. В поисках "своего" театра она не раз переходила из одного московского коллектива в другой. В 1935 1939 годах работала в Центральном театре Красной Армии, в 1943 1949 годах была актрисой Театра драмы (ныне театр имени Вл.Маяковского), в 1949 1955 годах актрисой Театра имени Моссовета, в 1955 1963 годах театра имени А.С.Пушкина, с 1963 года и до конца жизни - вновь в Театре имени Моссовета.

16 мая 2008 года рядом с домом, в котором она родилась, был открыт первый в России памятник актрисе (скульптор Давид Бегалов). Бронзовая скульптура изображает Раневскую в роли Ляли из фильма "Подкидыш" .

В честь Раневской в Таганроге названа одна из улиц города, а также кофейня "Фрекен Бок" со знаменитыми плюшками в меню, оформленная большим количеством фотографий актрисы.

В мае 2008 года в Таганроге состоялся первый международный театральный фестиваль им. Фаины Раневской "Великая провинция".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Фаина Георгиевна Раневская – легендарная советская актриса театра и кино, звезда вторых планов, которая в небольшом эпизоде умела создать самый запоминающийся образ в картине. В 1949-1951 годах Раневская была удостоена трех Сталинских премий. Кроме того, ее творческие заслуги были отмечены «Знаком Почета», орденом Ленина и дважды орденом Трудового Красного Знамени.

В 1961 году Фаина получила звание Народной артистки СССР. А в 1992-м издатели британской энциклопедии «Кто есть, кто» включили Раневскую в ТОП-10 выдающихся актрис ХХ века.

И хотя великой Фаины давно уже нет с нами, мы помним ее – за ее роли, за ее харизму и, конечно, за ее знаменитое остроумие.

Детские годы: буря и натиск

Фаина Георгиевна Фельдман (Раневская – псевдоним, который она взяла от героини чеховского «Вишневого сада» Любови Раневской) родилась 27 августа (15 – по старому стилю) 1896 года в Таганроге. К моменту появления на свет крошки Фанни ее родители Гирш Хаимович и Милька Рафаиловна Фельдман уже растили троих детей – двух сыновей и дочку.


Семья Фельдман была зажиточной. Отец, владевший пароходом «Святой Николай», доходными домами и фабрикой сухих красок, все больше приумножал семейное благосостояние. Мать, старательная и усердная хозяйка, вела дом твердой рукой, соблюдая во всем образцовый порядок.


Фаина уже в самом нежном возрасте проявляла свой необузданный характер: она яростно ссорилась с братьями, которые насмехались над её заиканием, а с сестрой не могла сдружиться, завидуя ее красоте. Малышке Фае часто напоминали, что она нехороша собой. Мысли об этом заставляли ее стесняться своей внешности всю жизнь.


Вдобавок ко всему не ладились дела и с учебой, к которой девочка не испытывала ни малейшего интереса – ей нравилось лишь изучение литературы да иностранных языков, а еще игра на фортепиано и пение. Но ведь требовалось знать кучу всяких других предметов... Так что жизнь маленькой Фанни вовсе не была безоблачной. Тем не менее девочка умела добиваться того, чего ей хотелось.

Впоследствии Раневская говорила, что уже в пятилетнем возрасте считала себя будущей актрисой, и приводила такой пример: когда умер ее младший братик, она плакала о нем, однако время от времени сдвигала на зеркале занавеску, чтобы полюбоваться тем, как она выглядит в слезах и страданиях.

Многие свои детские впечатления Фаина потом использовала при создании сценических образов. В этих воспоминаниях присутствовали манерные дамы, визжащие и гримасничающие на балу в офицерском собрании; злая учительница географии, выгонявшая маленькую гимназистку с уроков; горничные, которые распевали оперные арии, пока мыли оконные стекла ранней весной...


Желание посвятить себя сцене укрепилось в девочке после двух произведений, ее потрясших, – это немой фильм «Ромео и Джульетта» и спектакль «Вишневый сад».

Все. Цель жизни определилась раз и навсегда.

Начало карьеры: путь к признанию

Мечтавшая о сцене МХАТа Фаина в 17 лет объявила своим близким, что решила стать актрисой театра. Отец сперва осадил ее обидным «давно ли на себя в зеркало смотрелась?», а когда понял, что дочь настроена серьезно, пригрозил изгнанием из дома, если та не одумается. Девушка приняла вызов судьбы и все-таки уехала в Москву. В отчий дом она больше не вернулась.


Однако в студию при МХАТе ее не приняли. Отступление было не в характере Фаины: она обратилась к педагогам частной театральной школы. Но деньги таяли как снег... И доучиться не довелось.

Но все же удача была на стороне юной неудачницы и потому свела ее с неповторимой Екатериной Васильевной Гельцер – примой-балериной Большого театра, танцевавшей в антрепризе самого Сергея Дягилева. Екатерина Васильевна приютила девушку в своем доме и познакомила ее с Владимиром Маяковским, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Василием Качаловым.


Именно благодаря Гельцер, Раневская поступила в труппу подмосковного Малаховского Летнего театра, на сцене которого блистали такие столичные знаменитости, как Александр Вертинский , М.М. и В.А. Блюменталь-Тамарины, И.М. Москвин с женой А.К. Тарасовой, а также А.Н. Нежданова.

Дебют Раневской на сцене Малаховского Летнего театра состоялся в постановке по пьесе Леонида Андреева «Тот, кто получает пощечины» – разумеется, пока только в массовке. Однако даже в маленькой роли без слов неординарность юной актрисы проявилась так ярко, что Илларион Певцов, знаменитый драматический актер, убежденно сказал: «Запомните эту барышню! Она станет великой актрисой!» Его слова оказались пророческими...

Следующей ступенькой в карьере Раневской была работа в труппе мадам Лавровской, где молоденькой актрисе следовало достоверно изображать героинь-кокеток. Девушка хотела славы, стремилась к гастрольной деятельности и получила желаемое: вместе с этой труппой актриса объездила весь Крым, без устали играя на многочисленных сценах полуострова.


Годы революции и гражданской войны молодая Раневская провела в борьбе за любые роли и более-менее сносный быт. Ее родные эмигрировали за границу еще при первых признаках грядущего исторического слома, так что Фаине приходилось рассчитывать лишь на себя. Она постоянно работала, гастролировала фактически по всей стране на протяжении 16 лет (1915-1931 г.г.) и прилежно набиралась опыта.

В Москву она вернулась яркой актрисой, которая могла с неизменным успехом справиться с любым амплуа.

Творческий расцвет и слава

По возвращении в столицу Фаина Георгиевна вошла в состав труппы Камерного театра, где вскоре получила роль проститутки Зинки в спектакле «Патетическая соната» Александра Таирова. Многогранность и пронзительность созданного актрисой образа покорили зрителей. Вся Москва говорила о Раневской!


Позднее ее пригласили в Театр Красной Армии, где она несколько лет была ведущей актрисой. Начало Великой Отечественной войны застало Фаину в Театре Драмы, с коллективом которого она ездила по всем фронтам и прифронтовым зонам, играя спектакль «Молодая гвардия». Бесстрашие и самоотверженность актрисы в военное время были отмечены медалью «За доблестный труд».

Фаина Раневская «Шо Вы грите?» («Шторм» Манька-спекулянтка)

В послевоенные годы Раневская служила в Театре им.Моссовета, привлекая массу зрителей своей блистательной игрой в спектаклях «Модная лавка» (Сумбурова); «Рассвет над Москвой» (Агриппина Солнцева); «Шторм» (Манька-спекулянтка); «Рассказ о Турции» (старуха Фатьма Нурхан) и др. Талант Фаины Георгиевны сверкал даже в небольших эпизодах. Чего стоит, например, роль Маньки-спекулянтки в спектакле «Шторм»!

Текст для своей героини актриса полностью придумала сама, а эффектное соединение тонкой реалистичной игры с острым гротеском обеспечило точное попадание в образ, что сделало его самым заметным в пьесе. Поэтому многие зрители приходили специально за тем, чтобы посмотреть на Маньку-Раневскую, после чего покидали театр, не досмотрев постановку до конца. По этой причине режиссер Юрий Завадский снял актрису с этой роли.

Сложные отношения с Юрием Александровичем не давали Раневской возможности проявить себя на сцене в полной мере. Известная беспощадностью своих афористических высказываний, эмоциональная Фаина Георгиевна доводила главного режиссера до белого каления и, как следствие, оставалась без ролей. Завадский лишал ее права на участие практически во всех спектаклях.

Цитаты и афоризмы Фаины Раневской

Из-за постоянных перебранок с Юрием Александровичем ей пришлось даже на некоторое время перейти в Московский театр им. А.С.Пушкина, где она великолепно играла Антониду Васильевну в «Игроке», бабушку в спектакле «Деревья умирают стоя», Прасковью Алексеевну в «Мракобесах».


Однако старая любовь не ржавеет: Завадский предложил Раневской вернуться в Театр им.Моссовета, и она с радостью согласилась, где в итоге и работала до самого конца своей театральной деятельности.


Именно здесь она мастерски перевоплощалась, то в Марию Александровну («Дядюшкин сон»), то в Глафиру Фирсовну («Последняя жертва»), то в Филицату («Правда – хорошо, а счастье лучше»). На сцене этого театра Раневская исполнила и свои самые знаменитые роли – миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше – тишина»).

Фаина Раневская - «Великая и Ужасная» (Документальный фильм)

Непомерно требовательная к себе, актриса работала трудно и мучительно, потому что стремилась к совершенству, но всегда оставалась неудовлетворенной – даже тогда, когда добивалась успеха.

Фаина Раневская – Романс («Александр Пархоменко», 1942)

Глава «Кино» в книге жизни актрисы

Карьера Раневской в кинематографе была тоже весьма удачной – и именно фильмы принесли ей всенародную известность и узнаваемость.


Фаину Георгиевну называли «королевой эпизодов», т.к. в основном ей доводилось играть персонажей второго плана, но зрители знали все роли Раневской наперечет. В каждую из них она вкладывала собственное понимание личности героя, удивляя и поражая неожиданностью своей трактовки.


Кинодебют Фаины Георгиевны состоялся в роли госпожи Луазо в фильме Михаила Ромма «Пышка» (1934). Потом было еще много ролей в других лентах, в числе которых:
сельская попадья в «Думе про казака Голоту» (1937);
Ляля в «Подкидыше» (1939) со знаменитым Мулей;
Роза Скороход в «Мечте» (1941);
мать невесты в «Свадьбе» (1944);
военный врач в «Небесном тихоходе» (1945);
мачеха в «Золушке» (1947);
фрау Вурст в «У них есть Родина» (1949; присуждена Госпремия СССР);
Зоя Павловна Свиристинская в «Девушке с гитарой» (1958);
Елена Тимофеевна в «Осторожно, бабушка!» (1960).

Фаина Раневская - «Не поеду» (Фитиль, 1965)

Совместное участие Раневской в киносъемках с такими выдающимися артистами, как Михаил Пуговкин , Михаил Яшин, Любовь Орлова , Николай Черкасов, Ростислав Плятт , Рина Зеленая, Георгий Юматов , Наталья Защипина, помогло сделать все эти фильмы невероятно популярными и кассовыми.


Личная жизнь Фаины Раневской

Судьба преподнесла Фаине Раневской чудесный подарок – дружбу с людьми, каждый из которых являлся гением в своей сфере деятельности. Это актриса Павла Вульф, поэтессы Марина Цветаева и Анна Ахматова, театральный режиссер Александр Таиров и кинорежиссер Яков Сегель – всех просто не перечислить! Их привлекало ее искрометное остроумие, которому нельзя научиться – с ним нужно родиться.

Но невзирая на все свои профессиональные достижения и весь свой интеллектуальный блеск, знаменитая актриса постоянно испытывала жгучее недовольство собой и страдала от неуверенности в себе. Можно ли в это поверить, зная о её суровом, бескомпромиссном характере? Но вот же ее слова: «Сколько людей аплодируют мне, а мне так одиноко!»

Да, ей было одиноко, потому что даже самая сильная женщина мечтает о надежном мужчине рядом с собой, мечтает о детях, а у Раневской не было ни мужа, ни детей...

Фаина Раневская. Красота - страшная сила

Возможно, Фаина Георгиевна не вышла замуж потому, что считала себя ужасно некрасивой, хотя и признавала свою обаятельность. Не раз она повторяла с горечью: «Моя внешность испортила мне личную жизнь!» Впрочем, вполне может быть, что причина любовных неудач актрисы скрывалась в ее горестном опыте редких увлечений…


Во всяком случае, на расспросы о том, почему ее так никогда и не заинтересовал статус замужней дамы, Раневская часто отвечала, что ей не то, что влюбляться, но даже видеть «этих гадов и мерзавцев» тошно. О своих романтических увлечениях актриса предпочитала не распространяться. Как-то раз она призналась: «Все, кто меня любил, не нравились мне. А кого я любила – не любили меня».


Однако иногда Фаина Георгиевна все же рассказывала со свойственным ей разящим сарказмом трагикомические истории своих «любовей», которые сразу же превращались в анекдоты.

Примером может служить широко известная байка о том, как в 1915 году в любовниках у Фаины был гусар Мариупольского полка. И якобы сама Раневская об одном эпизоде пламенного романа повествовала так: «…Когда я уже лежала, он подошел ко мне раздетый, и у меня невольно вырвалось: «Ой, какой огромный!» Гусар с довольной улыбкой покачал рукой свое достоинство и гордо ответил: «Овсом кормлю!»

И все же серьезные увлечения мужчинами, по свидетельству Алексея Щеглова (биографа Раневской), у нее действительно были. Так, когда Фаина Георгиевна гастролировала в Тбилиси в 1947 году, у нее возникли близкие отношения с Федором Ивановичем Толбухиным, возглавлявшим тогда Закавказский военный округ. Она светилась от счастья! Но в 1949 году Толбухин неожиданно умер...


Память

В 2008 году на малой родине актрисы установили памятник. Раневская изображена в образе из фильма «Подкидыш». Здание рядом – дом, в котором родилась Фанни Фельдман. Планируется открыть музей-квартиру, но дата открытия раз за разом переносится. Среди других памятных мест в Таганроге работает кафе «Фрекен Бок» (как известно, этого мультперсонажа озвучила Раневская).


Также в Таганроге есть улица имени Фаины Раневской, а также граффити с афоризмом актрисы: «»


В 2009 году вышел документальный фильм Фуада Шабанова «Фаина Раневская: Красота – страшная сила».

Интервью с Фаиной Раневской

В 2019 году прошло 35 лет со смерти Фаины Раневской.

Раневская рассказывала одну историю о том, как в пору юности была сильно влюблена в одного актера, который был ужасным бабником и ловеласом. Однажды он пообещал прийти к ней в гости вечером. Молодая актриса была вне себя от радости, она накрыла стол, надела лучшее платье, сделала прическу. Каково же было ее разочарование, когда объект ее любви появился на пороге с дамой. Он попросил Раневскую пойти погулять некоторое время. После этого события Фаина Георгиевна сделала для себя вывод, что все мужчины не стоят того, чтобы тратить на них свои силы, и дарить им внимание. Трудно сказать, насколько эта история правдива, но тот факт, что Раневская ни разу в своей жизни не была и не имела детей, общеизвестен.

Ее связывали дружеские отношения с маршалом Толбухиным, с режиссерами Михоэлсом и Таировым. Трогательные длинные письма, нечастые встречи и бесконечная преданность. Ради друзей Раневская могла не спать ночами, готова была отдать последние деньги и мчаться за ними на край света, чтобы помочь в случае неудачи.

Будучи человеком необыкновенно творческим, Фаина Раневская влюблялась, но никто так и не ответил ей взаимностью. Как-то она сказала, что любила в своей жизни только двоих мужчин. Первым был актер Василий Качалов, а второго она попросту не помнит.

С Василием Качаловым, Фаину Георгиевну связывали теплые дружеские отношения. Он научил молодую актрису не играть, а проживать жизнь на сцене. Долгие прогулки и бесконечные беседы с Качаловым и его знаменитой собакой Джимом, которой Сергей Есенин посвятил свое прекрасное стихотворение, были для влюбленной Раневской единственным утешением в то время. На рабочем столе Фаины Георгиевны еще долго стояла фотография Василия Качалова.

«Спутник славы – одиночество»

В начале 60-х годов прошлого века к Раневской переехала жить сестра, Изабелла Георгиевна Аплеен, которая к тому времени стала вдовой. К сожалению, их совместное проживание оказалось очень недолгим. Буквально через два года у Изабеллы Георгиевны врачи обнаружили рак, и она умерла в 1964 году. Фаина Георгиевна не отдала сестру в больницу и оставалась рядом с ней до последнего вздоха.

В старости единственной привязанностью Раневской стала собака, которую она назвала Малыш. Она подобрала несчастного пса на улице в сильный мороз. У него было обморожены лапы, и собака буквально уже была обречена на гибель.

Фаина Георгиевна играла в театре до 85 лет. Решение уйти на пенсию далось ей очень трудно. Она была опечалена, но слабое здоровье уже не позволяло продолжать работать.

Раневской не стало 19 июня 1984 года. Она была похоронена вместе с сестрой Изабеллой. В 1992 году редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» Раневская включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века.