Фгос: изменения в деятельности участников образовательного процесса. Перспективы для детских садов. образовательный процесс по фгос в доу: построение, реализация и обновление

В связи с этим педагогические коллективы ДОУ имеют возможность подготовиться к изменениям заблаговременно. Введение данного профстандарта уже несколько раз переносилось по причине его совершенствования на этапе рассмотрения.

Важность реализации профстандарта «Педагог» связана с тем, что он оказывает непосредственное влияние на то, смогут ли воспитатели освоить компетенции, необходимые для реализации ФГОС ДО. Ведь образовательный стандарт предусматривает развитие образовательного процесса в направлении инклюзивности. Это значит, что в одной группе могут воспитываться дети, различающиеся по степени развития: дети здоровые и с ограниченными возможностями здоровья, девиантные и те дети, чей родной язык не является русским.

В таких группах можно использовать и старые образовательные технологии, но уже доказано, что они будут недостаточно эффективными. По этой причине педагогам нужно будет внедрять в свою деятельность новые технологии. Двигательная, продуктивная, игровая, коммуникативная, трудовая деятельность — все они будут требовать нововведений. Изменения коснутся всех аспектов образовательного процесса. Перед педагогами детских садов, таким образом, стоит весьма непростая задача.

Чтобы подготовить заведующих детскими садами к изменениям, мы провели вебинар «Перспективы развития образовательного процесса в современном детском саду в условиях реализации профессионального стандарта».

Право диктует правила

Существуют нормативные документы , которые определяют перспективы развития образования дошкольников. Не трудно догадаться, что под развитием образовательного процесса по ФГОС в ДОУ понимается его модификация в лучшую сторону в зависимости от изменения требований, условий и особенностей правовой базы. На данный момент основные требования сводятся к наличию:

  • образовательных и информационных ресурсов;
  • сетевого взаимодействия;
  • дистанционных и электронных технологий;
  • условий введения экспериментальной и инновационной деятельности;
  • образовательной программы.

Сотрудничество с родителями

По ФГОС ДО образовательный процесс осуществляется детскими садами, индивидуальными предпринимателями, а также родителями или законными представителями детей (получение семейного дошкольного образования). Как мы все помним, родители по закону имеют преимущества в обучении своих детей перед всеми другими лицами. Довольно часто у ДОУ возникают проблемы сотрудничества с родителями. Распространённые преграды в сотрудничестве:

  1. Проблемы родителей:
  • беспокойство, незнание того, что происходит в детском саду;
  • недоверие к детскому саду (программы устарели, разве чему-то научат?);
  • боязнь родителей за детей в детском саду (какое общение?);
  • беспокойство за будущее ребёнка и др.
  1. Со стороны воспитателей проблемы выглядят так:
  • индивидуализм родителей;
  • отсутствие их толерантности к другим детям;
  • самоуверенность в поступках;
  • чрезмерная занятость;
  • нежелание менять образ жизни;
  • недоверие к детскому саду;
  • незнание возрастных психолого-педагогических особенностей детей и т.п.

Чтобы решить проблемы взаимодействия ДОУ с семьёй, необходимо

  • Изучать семьи воспитанников: их интересы, мнения и образовательные запросы;
  • Создавать особую творческую атмосферу для взаимодействия взрослых;
  • Обеспечить оптимальные условия для освоения социальной роли «родитель»;
  • И некоторыми другими способами, о которых узнали участники вебинара.

Также были предоставлены чёткие направления повышения ответственности родителей , такие как:

  • формирование у родителей восприятия феномена воспитания в семье и ДОУ как социального, психологического и педагогического явления;
  • содействие выработке у родителей представлений о единстве и целостности воспитательного процесса в семье и ДОУ.
  • и ещё 4 направления.

Психолого-педагогические условия реализации программы

ДОУ должно создавать условия для предоставления информации об образовательной программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности. Администрация детского сада должна позаботиться и о том, чтобы родителям были предоставлены материалы, обеспечивающие реализацию программы и позволяющие организовать обсуждение с родителями вопросов обучения и воспитания детей.

Готовность воспитателя ДОУ к работе в условиях ФГОС

Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые знания и умения для выполнения работником трудовых функций. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учёт этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечиваться государством.

Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижает издержки работодателей на рынке труда. По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профстандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт задаёт планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.

Преемственность детского сада и школы

Нашим экспертом на вебинаре выступала Ольга Евгеньевна Веннецкая (кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Российской академии образования, Почётный работник СПО, участник разработки программ «Миры детства» (2015), Примерной образовательной программы подготовки ребёнка к школе (2008), руководитель инновационных площадок РАО). Рассматривая принципы анализа, построения, реализации и обновления рабочей программы образовательного процесса с учётом условий ФГОС в ДОУ, Ольга Евгеньевна уделила большую долю внимания такой теме, как преемственность детского сада и школы.

«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться».

Л.А. Венгер

Противоречия, возникающие в процессе подготовки дошкольников к школе:

  • изоляция уровней образования (дошкольного и начального);
  • отсутствие единой системы требований к организации
  • деятельности детей и её оценке;
  • отсутствие механизмов преемственности, ориентированных на условия развития ребёнка;
  • отсутствие механизмов управления вопросами преемственности детского сада и школы;
  • отсутствие технологий организации преемственности;
  • запрос родителей на подготовку к школе;

Традиционные подходы к преемственности:

  • подготовка детей;
  • организация совместной деятельности педагогов и воспитателей;
  • совместная деятельность детей дошкольного и начального образования;
  • формирование компетентности семьи в вопросах подготовки ребёнка к школе.

Формирование психологической готовности к школе (Профессиональный стандарт педагога)

  • Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
  • Задачи преемственности детского сада и школы в создании условий для развития детей, их позитивной социализации.
  • Сетевое взаимодействие (Закон «Об образовании в РФ», ст.15) - ресурс преемственности.

Приняв участие в вебинаре на данную тему, руководители дошкольных образовательных организаций, их заместители и сами педагоги узнали об изменениях в образовательном процессе, которые так необходимы при введении в работу профстандарта, получили рекомендации по модернизации образовательного процесса.

О нововведениях в сфере дошкольного образования, Вы сможете узнать на Всероссийской научно-практической конференции

Проект стандарта разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования. Руководители разработки проекта: Кезина.//.//.. академик РАО; Кондаков А.М.. научный руководитель //(ИПО РАО. член-корреспондент РАО.

Структура ФГОС. ФГОС – это комплекс трёх федеральных государственных образовательных стандартов:

    для начального среднего образования;

    для основного среднего образования;

    для полного среднего образования.

Каждый стандарт включает в себя требования:

    к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования;

    к структуре основной образовательной программы среднего общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, к соотношению обязательной части основной образовательной программы и ча­сти, формируемой участниками образовательного процесса;

    к условиям реализации основной образовательной программы среднего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования в различных стандартах – для начального, основного, полного среднего образования однородны по форме (по составу требований), но различны по содержанию с учетом учебной подготовки, имеющейся предметной компетентности, возрастных особенностей и возможностей учащихся. При этом ставится задача обеспечения преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования.

При внимательном прочтении последнего пункта вышеуказанных требований можно сразу обратить внимание, что это требование к условиям образования, к реализации образовательного процесса, следовательно, к образовательной среде. То есть определяется непосредственная взаимосвязь между ФГОС и образовательной средой. Более того, эта взаимосвязь реализуется в виде комплекса прямой и обратной связи:

    условия образовательного процесса, выраженные в образовательной среде, влияют на его реализацию и достигаемые результаты;

    достижение требуемых результатов, указанных в Стандарте, предполагает наличие требований к условиям этого достижения.

Следовательно, новый Стандарт и образовательная среда должны находиться в сбалансированном сочетании. Это значит, что их исследование, изучение также взаимосвязано: исследование образовательной среды лежит на пути изучения содержания, особенностей и новых возможностей ФГОС (Рис.1.2.).

Рис.1.2. Взаимосвязь требований общества и образования

Необходимо отметить, что ФГОС – часть образовательной среды. Это правовой документ, выражающий заказ общества, порядок и условия его реализации. При этом он регламентирует не только осуществление и развитие образования, но и развитие образовательной среды – непосредственно и опосредованно. В этих аспектах мы и будем его рассматривать в дальнейшем изложении.

Первая и главная особенность ФГОС – это возвращение в общее образование функции воспитания, выраженной в требованиях и предполагаемых результатах:

    в общих положениях Стандарта, где указывается ориентирование «на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»)»;

    в результатах предметного обучения, в том числе, общеобразовательных результатах;

    в результатах личностного развития.

Воспитание ученика названо одной из целей, на обеспечение которой направлен данный стандарт (ФГОС).

Достижение цели воспитания ученика предполагает значительное усиление требований к образовательной среде.

Вторая особенность ФГОС. В новом образовательном стандарте вводится новая педагогическая категория, – результаты освоения основной образовательной программы начального, основного или полного среднего образования (образовательные результаты, результаты обучения). Понятие результатов образования и обучения присутствовало в педагогической среде и ранее. Но эти результаты воспринимались как выражение достижения целей образования и предметного обучения, т.е. являлись производными от содержания целей, отражением целенаправленности.

По новому стандарту образовательные результаты становятся самостоятельным понятием педагогики и элементом образовательной сферы. В качестве понятийной категории они применимы к предметным системам обучения - к образовательным предметам, рассматриваясь здесь как результаты обучения. В этом качестве они становятся предметом методического исследования и составляют самостоятельный компонент методической системы предметного обучения «Результаты обучения».

Содержание результатов и цели обучения не должны дублировать (повторять) друг друга. Цели должны быть концептуальными, определять стратегию обучения, его общую направленность. Тогда как результаты предметного обучения должны быть более конкретными, выражая его цели и концепцию образовательных результатов ФГОС - составлять множество конкретных образовательных достижений, планируемых в методической системе этого обучения.

Компонент «Результаты обучения» в предметной методической системе, программе, УМК позволяет моделировать обучение, сформулировать его в виде информационной модели через определение взаимосвязей между содержанием результатов, с одной стороны, и целями, методами, содержанием, средствами и формами обучения, с другой стороны. То есть результаты обучения являются объединяющим, систематизирующим элементом в обучении образовательному предмету и в его методике.

Третья особенность ФГОС – результаты обучения структурированы с выделением трех основных типов результатов – личностные, метапредметные и предметные. Каждый из этих типов предполагает наличие определенной направленности образования в целом и предметного обучения, в частности, а также наличие определенного множества требований к учебно-образовательной подготовке учащихся.

Во главу угла в новом Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС, Стандарте) ставятся личностные и метапредметные результаты обучения в системе среднего образования:

«Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и це­ленаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межлич­ностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и граж­данские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентич­ности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.» (ФГОС).

Предметные результаты обучения нужны не менее чем личностные и метапредметные:

Во-первых, эти знания и умения раскрывают специфику изучаемого предмета и специализацию в предметной области, позволяют достичь необходимого уровня компетентности в этой области. Они не универсальны и более конкретны, но, имея самое непосредственное отношение к данному предмету, создают необходимую базу формирования других знаний и умений, для развития личности обучаемого.

Во-вторых, предметные знания и умения необходимы как данные для описания знаний, элементарные знания для формирования знаний более высокого порядка: без предметных знаний невозможно рассчитывать на полноценное восприятие обучающимся метапредметных знаний.

Особая роль в Стандарте отводится предметным результатам на интегрированном (общеобразовательном) уровне:

«Предметные результаты на интегрированном (общеобразовательном) уровне должны быть ориентированы на формирование общей культуры и реализацию преимущественно мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, а также задач социализации обучающихся» (ФГОС).

То есть предметные результаты на интегрированном (общеобразовательном) уровне призваны создавать необходимую базу для достижения личностных результатов, повышая его возможности к адаптации в социально-информационной среде, самопознанию, самоорганизации, саморегулированию, самосовершенстваванию.

Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся названы в Стандарте в числе основных направлений среднего образования, которые им обеспечиваются.

Согласно Стандарту каждый образовательный предмет должен вносить свой вклад в формирование общеобразовательных предметных результатов, развивать, формировать культуру и мировоззрение учащихся своими специфическими средствами и выражать их на уровне свойственных ему форм.

Это совпадает с требованиями самого образования, передовой педагогической среды - учителей, методистов и т.д. То есть это условие образования, идущее из недр самого образования, выстраданное им. Без сомнения, это должно отразиться на развитии образо­вательной среды, ее качественном преобразовании.

Тем не менее, приоритет в Стандарте отдается личностным и метапредметным результатам обучения. Предметные результаты – это необходимая база, на которой формируются другие – личностные и метапредметные. Но эта база не должна быть самодостаточной – она должна обеспечивать развитие.

Метапредметные результаты. Современное познание требует не только фундаментализации, но и универсализации, вернее, сбалансированного сочетания фундаментализации и универсализации. Фундаментальность знаний и профессиональной компетентности нужна специалисту, деятельность которого сосредоточена на достаточно узком направлении.

Безусловно, фундаментализация обучения необходима в ВУЗе. Однако современный беспрерывно расширяющийся мир знаний требует их обобщения, получения на их основе знаний боле высокого уровня. Следовательно, в ВУЗе необходима и универсализация в обучении.

Ученик – это формируемая личностная система, познавательные интересы которой еще не окончательно определены. Поэтому ему в большей мере необходимы универсальные (метапредметные) знания и умения. Определенную степень фундаментализации предполагает профильное обучение. Тем не менее, наличие у субъекта обучения универ­сальных знаний всегда дает ему дополнительные возможности и выводит его на новый, более высокий, уровень познания. Он лучше ориентируется в образовательной области, адаптируется в образовательной сфере, имеет большие способности к получению и добыванию знаний, к личностному развитию и саморазвитию. Он имеет сравнительно большие возможности продуктивного познания мира, в том числе, самопознания.

Метапредметные результаты в Стандарте – это, прежде всего:

    межпредметные понятия, которые используются в различных предметах, специфически в них выражаясь, и по сути представляют собой понятийную категорию;

    универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникационные, также имеющие широкую (межпредметную) сферу применения;

    способность к самоорганизации и учебному взаимодействию (сотрудничеству);

    способность к применению своих знаний и умений.

Особая роль в формировании метапредметных результатов отводится образовательным предметам, содержание, методы которых имеют общеобразовательное значение - логика, язык (разговорный и формальный), информационные процессы и информационное взаимодействие, коммуникация (на уровне языка и информационных технологий). Эти предметы (математика, информатика, язык) становятся метапредметами, источниками межпредметных знаний и умений и занимают по ФГОС центральное место в образовании (обязательны для обучения).

Например . Общеобразовательные филологические (языковые) знания находят применение в информатике при изучении тем «Обозначение и кодирование информации», «Языки программирования» и др. При этом сами эти знания выводятся на новый метапредметный уровень - реализация прямой и обратной связи.

Замечание . Понятие метапредметности имеет и другое (не менее важное) значение: как описание области данного предмета, общее толкование его содержания. Это тоже необходимо: достижение метапредметных результатов предполагает наличие метапредметного описания и толкования. Иначе не смогут возникнуть метапредметные связи. В этом отношении математику, информатику, родной язык можно рассматривать как универсальные метаязыковые средства, одноименные предметы – как средства реализации их метаязыковых средств в других образовательных предметах.

Как видим, представление о метапредметности, выраженное в Стандарте, также концептуально совпадает с представлениями о ней в педагогической (научно-методической) среде. Реализация этих представлений позволит систематизировать образовательный процесс и его результаты (в единую систему результатов обучения), значительно увеличить потенциал межпредметной и метапредметной связи.

При этой реализации значительно возрастает роль образовательной среды, как области межсистемных (межпредметных) отношений, посредника, а значит, и активного участника этих отношений.

Личностные результаты. Обучение предлагается осуществлять в аспекте следующего:

формирование готовности ученика к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования.

Поэтому личностные результаты предполагают наличие сочетания социальных, духовных, интеллектуальных качеств:

    сформированность «гражданской идентичности, патриотизма», любви и готовности служить Отечеству, осознанной гражданско-правовой позиции, ответственности, активной позиции субъекта, «осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности»;

    сформированность мировоззрения в аспекте диалога культур, форм морали, искусства, религии; восприятие нравственных ценностей общества;

    «готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, коммуникативной и др.), образованию и самообразованию в течение всей жизни».

Мы не стали воспроизводить здесь все требования ФГОС к личностным результатом обучения (они обширны – знак особого внимания к этим результатам):

    во-первых, они многоуровневые (для трёх ступеней образования);

    во-вторых, работа с первоисточниками всегда более ценная, чем с их изложением. Мы ограничились лишь отражением позиции ФГОС по данной проблеме, которая, как и предыдущие (по предметным и метапредметным результатам), выражает требования и тенденции развития современного образования, позицию передовой педагогики.

Непрерывность образования личности означает наличие ее способности к самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию. Соответственно, главная задача обучения – научить учиться, сформировать основы культуры знания, познания, социальных и правовых отношений.

Готовность к самообразованию и самообучению, в свою очередь, означает наличие способности:

    к самоорганизации, самоуправлению, самоопределению, саморегулированию, к саморазвитию ;

    к самопознанию как духовной и интеллектуальной личности, идентификации своих интересов и потребностей, способностей и возможностей (потенциала).

Задача образовательной среды, ИОС – наполнить все эти требования и позиции содержанием, обеспечивающим:

    идентификацию и понятийное (семантическое, социокультурное, аспектное) толкование используемых терминов;

    формирование знаний и представлений о содержании соответствующих понятий;

    личное восприятие и «присвоение» учащимися основных общественных и общечеловеческих ценностей;

    формирование мотивированности и потребности учащихся к действию и взаимодействию в соответствии с этими ценностями.

Знания, умения, компетентности субъекта образования могут и, собственно, должны формироваться в предметном обучении как его результаты, в том числе, общеобразовательные. Что же касается субкультуры, личного саморазвития, то они формируются, развиваются, проявляются, главным образом, в процессах самостоятельного взаимодействия в среде и со средой, с образовательной средой, ИОС.

Четвертая особенность ФГОС. В Стандарте вводятся новые понятия «обязательные предметы», «предметы по выбор», «необязательные предметы»:

    «обязательные» – изучение в обязательном порядке;

    «по выбору» – выбор из определенного множества до определенного количества;

    «необязательные» – возможен выбор на основе «образовательных услуг». Термин «образовательные услуги» тоже новшество ФГОС, хотя такие услуги уже существуют в сфере образования, и в них имеется потребность.

В определенной мере новшество Стандарта позволяет разгрузить программу обучения (совокупное содержание изучаемых предметов) для каждого конкретного ученика при условии определения им (с помощью родителей и педагогов) оптимальную учебную нагрузку в парадигме предметы обязательные - предметы по выбору. Но он может переоценить свои силы, пойдя по линии «образовательных услуг». Может возникнуть проблема личной информационной безопасности ученика – перегрузка учебной деятельностью и информацией.

Очевидно, что, поскольку речь идёт о безопасности личной образовательной среды, то и проблема её безопасности относится к образовательной среде (от общей до личной). Выбор изучаемых предметов может быть личным делом. Однако безопасность личности - дело общественное.

Пятая особенность ФГОС заключается в достижении логической замкнутости требований. Условия образования многообразны, и достичь полной логической замкнутости требований к нему достаточно трудно. Однако в Стандарте делается серьезная попытка к достижению сбалансированности учебно-образовательных, информационных и учебно-методических требований, требований к ИОС, инфраструктуре, финансово-экономических, кадровых.

Согласно ФГОС каждое образовательное учреждение создает в соответствии с указанными в нем требованиями и структурой собственную Образовательную программу, содержащую целевой, содержательный и организационный разделы, систему оценки результатов.

    программу развития универсальных учебных действий (УУД);

    программу учебных предметов и курсов;

    программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

Организационный раздел содержит учебный план и систему условий.

Очевидно, что система условий - это, прежде всего, условия образовательной среды, ИОС данного (каждого конкретного) образовательного учреждения, требования к их определению, организации, созданию, функционированию. Это же относится к каждому образовательному предмету.

Таким образом, каждое образовательное учреждение (школа), каждое предметное обучение согласно ФГОС, каждый учебный курс в данном учреждении должны разработать систематизированное описание, информационную модель, проект соответствующей ИОС в аспекте активного взаимодействия с ней, опоры на нее при достижении планируемых результатов.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются:

Конвенция ООН о правах ребенка

Конституция Российской Федерации

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.

Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:

Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:

Образовательная деятельность в режимных моментах;

Организованная образовательная деятельность;

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

В раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание картинок, двигательная активность;

Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:

с одним ребенком;

с подгруппой детей;

с целой группой детей.

Выбор количества детей зависит от:

возрастных и индивидуальных особенностей детей;

вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная)

их интереса к данному занятию;

сложности материала;

Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

Организованная образовательная деятельность

в виде учебной деятельности

через организацию детских видов деятельности

1. Ребенок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый – главный. Он руководит и управляет ребенком.

1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее.

2. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит)

2. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого

3. Основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности – решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель – знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели.

3. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности.

Цель- подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.

4. Основная модель организации образовательного процесса – учебная.

4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка

5. Основная форма работы с детьми - занятие.

5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т.д

6. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частом использовании опосредованных)

6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых)

7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится «Украшать» занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний».

7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности

8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии

8. Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.

9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей

9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Образовательная деятельность детей в режиме дня.

Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:

В утренние и вечерние часы

На прогулке

При проведении режимных моментов.

Цели образовательной деятельности в режиме дня:

Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;

Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений

Формирование у детей положительного отношения к труду.

Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:

Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;

Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;

Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;

Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,

Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;

Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,

Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.

Самостоятельная деятельность детей.

По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно- пространственную среду и присмотр и уход за каждым ребенком.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

трансформируемой;

полифункциональной;

вариативной;

доступной;

безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

МКОУ «Жана-Аульская СОШ» детский сад «Балдырган»

Разработала: Улыкпанова

Нуржанат Владимировна

старший воспитатель

с.Жана-Аул-2015

Методическое объединение воспитателей на тему:

«ФГОС ДО. Особенности построения образовательного процесса»

Дата: 05.10.2015

Цель педсовета: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

    Дать общую характеристику ФГОС ДО. Провести анализ структуры ФГОС ДО в сравнении с ФГТ.

    Уточнить и систематизировать знания педагогов ДОУ по организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

Подготовительная работа:

    Изучение педагогами ДОУ нормативно – правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ДО.

    Цикл консультаций: «Переход от ФГТ к ФГОС ДО», «Корректировка ООП ДОУ в соответствии с ФГОС ДО», «Построение образовательного процесса с учетом ФГОС ДО»

    Создание презентации «ФГОС ДО. Особенности построения образовательного процесса»

План проведения:

    Вступительное слово старшего воспитателя.

    Отчет о выполнении решения предыдущего педагогического совета

(Ст. воспитатель.)

    Актуальные вопросы введения ФГОС ДО (Ст. воспитатель).

    Планирование тематической недели. Инсценировка сказки про ФГОС ДО (творческая группа)

    Самостоятельные практические задания для педагогов ДОУ.

    Итоги МО.

Ход педагогического совета

    Вступительное слово старшего воспитателя.

    Отчет о выполнении решения предыдущего МО

(Ст. воспитатель).

    Общая характеристика ФГОС ДО. Деятельность педагога ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО. Анализ структуры ФГОС ДО по сравнению с ФГТ.

Уважаемые коллеги! Наше МО посвящено решению одной из годовых задач нашего дошкольного учреждения, а именно повысить уровень педагогической компетентности педагогов посредством освоения и внедрения ФГОС ДО в образовательный процесс ДОУ.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", который внес ряд существенных изменений в систему образования РФ, и в частности, в дошкольное образование. Оно стало новой ступенью образования.

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО. Он разработан впервые в российской истории

в соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании» в РФ.

Разработкой стандарта дошкольного образования занималась специально созданная рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Григорьевичем Асмоловым.

Документы, лежащие в основе разработки стандарта это:

Конституция РФ:

Законодательные документы РФ, в том числе «Закон об образовании»;

Конвенция ООН о правах ребенка.

Давайте рассмотрим значение слова «Стандарт»

Стандарт - это образец, которому должно соответствовать, удовлетворять что-нибудь по своим признакам, свойствам, качествам, а также документ, содержащий в себе соответствующие сведения (словарь Ожегова).

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Таким образом, ФГОС – это стандарт качества дошкольного образования. По словам Александра Асмолова «Стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства». И еще одна его цитата: «Стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования».

Так почему возникла необходимость разработки ФГОС для дошкольных учреждений? Ведь только недавно ДОУ начали работать по ФГТ.

ФГТ (федеральные государственные требования) разрабатывались на основе Закона РФ «Об образовании» (принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ), т.е. - на основе «старого» закона. Сейчас у нас «новый», Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. И ФГОС ДО - требование нового закона «Об образовании», в котором дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами, т. к. все уровни образования стандартизируются.

Стандарты разрабатываются, чтобы придать российскому образованию единство. Стандарт для всех уровней образования имеет одинаковую структуру (общие положения, требование к структуре образовательной программы ДО и ее объему, требования к условиям реализации ООП ДО, требования к результатам освоения ОП ДО)

До 01.01.14г. мы работали по ФГТ. Отменив ФГТ, стандарт взял то лучшее из них, что было уже апробировано в практике ДО и то, что наши педагоги уже успели освоить. Эти два документа являются безусловно преемственными. Поговорим о преемственности. В чем она заключается?

В ФГТ – 10, в ФГОС ДО – 5

Основа деления содержания ДО остается неизменной. Вспомним, в ФГТ за основу было взято 4 направления развития ребенка (социально – личностное, познавательно – речевое, физическое, художественно – эстетическое) Они были условно разделены на 10 образовательных областей в зависимости от вида деятельности ребенка, который был основополагающим. В ФГОС ДО так же за основу взято 4 направления развития ребенка и поставлены им в соответствие образовательные области. Их 5. Назовите какие это области? (физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое) В ФГОС включено положение о том, что содержание образовательных областей реализуется в специальных видах детской деятельности. Здесь так же прямая преемственность ФГТ и ФГОС ДО, Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для каждого возраста характерны свои виды деятельности.

В основе ФГОС ДО заложены принципы.

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (это новация)

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Формы организации детской деятельности

Пока каждый педагог не будет реализовывать в своей работе эти основополагающие принципы стандарта, эти базовые положения, мы не сможем сказать, что ФГОС ДО внедрен в практику нашей образовательной деятельности. Главное, говорят авторы стандарта, не в содержании образовательных областей. Основные новации стандарта в соблюдении принципов и их реализации. Встает вопрос, как реализовывать эти принципы, с помощью каких технологий?

В любом дошкольном учреждении есть ООП, которая реализуется в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду. За счет каких форм она реализуется? Это не только занятия, они ведь в режиме дня занимают очень не значительное время. Следовательно, нужны и другие формы организации детей. Главная форма – это конечно же игра. Обучение может происходить во время игры и нужно сделать так, чтобы в процессе игры ребенок даже не догадывался, что его обучают. Но кроме игры есть и другие формы, которые позволяют сделать жизнь ребенка в детском саду интересной и насыщенной.

Рассмотрим эти формы:

    Мастерская

    Проектная деятельность

    Чтение художественной, познавательной литературы

    Экспериментирование и исследование

    Технология «Ситуация»

    Коллекционирование

Поговорим о некоторых из них.

Мастерская – это форма организации продуктивной деятельности. Это не просто занятия, здесь преобладает совместная деятельность, коллективные формы работы, которые имеют определенную социальную мотивацию (украшение группы к празднику, изготовление сувениров, поделок в подарок) Здесь очень важно ребенку самостоятельно осуществить выбор деятельности. Он может рисовать, лепить, делать аппликацию, это его выбор. Он вправе попросить помощи у педагога, а педагог должен ее оказать только тогда, когда ребенок в ней действительно нуждается. Ребенок работает в индивидуальном темпе. Главное, чтобы работа была завершена и имела результат. В этом и есть педагогическое сопровождение. Так же ребенок может сам выбрать себе партнера. В этом и есть отличие от традиционных занятий.

Технология «Ситуация» - это форма совместной деятельности, которая позволяет педагогу гибко реагировать на познавательный интерес, который может спонтанно возникнуть. Либо это может быть специально созданная ситуация, которая активизирует, пробудит интерес у ребенка. Дети решают проблему, а педагог их только направляет.

Коллекционирование – это форма познавательной активности дошкольников. Именно в ней проявляются интересы ребенка. Она хороша и те, что коллекционировать можно не только материальные объекты (например, семена, минералы), но и это может быть коллекция эмоций, впечатлений о каких-то событиях. А потом можно использовать эти впечатления для того, чтобы ребенок транслировал приобретенный им опыт другим детям. Важны детские впечатления, детский опыт, детские эмоции, это ведет к взаимообогащению детского опыта.

Экспериментирование и исследование – это форма познавательно – исследовательской деятельности. Она направлена на расширение кругозора детей. Данную форму мы может использовать как в режимных моментах, так и на специальных занятиях.

Проектная деятельность – это так же форма совместной деятельности, направленная на расширение кругозора детей, на воспитание познавательной активности дошкольника. Педагогом создаются условия, позволяющие детям самостоятельно или совместно со взрослым приобретать новый опыт, добывать знания экспериментальным, поисковым путем.

Эти формы деятельности очень важны в работе педагога. Они и должны осваиваться для реализации основных принципов стандарта.

    Планирование тематической недели. Сказка про ФГОС ДО (творческая группа).

Действие 1 (на сцене Дуб мудрости. Звучит музыка)

Рассказчик.

«Расскажу я вам сказку дивную-

Не очень короткую,

Не очень длинную,

А такую, как от меня до вас!

А артисты мне помогайте –

Сказку разыграйте.

Есть у сказки подсказки

А будет сказка о ФГОС.

В некотором царстве, в некотором государстве жил – был Педагог. Долго работал он в детском саду. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим.

Как - то раз сидел Педагог под Дубом мудрости, наслаждался звуками природы, журчанием ручья, щебетанием птиц – и был в самом хорошем расположении духа. Думу думал Педагог, как же ему сотворить диво дивное, чудо чудное – сотворить педагогический процесс ещё интереснее и увлекательнее. Но тут собрались над дубом тучи, подул ветер перемен

(звучит тревожная музыка) и принёс ФГОС. От неожиданности вскочил Педагог, а ФГОС говорят:

ФГОС: Иди туда, не зная куда, и сделай так, не зная как.

Рассказчик:

Испугался Педагог обрушившихся перемен, растерялся,плечами пожимает в недоумении, а

ФГОС успокаивает

ФГОС: Не кручинься, опыта и знаний у тебя вдоволь. Вот тебе в помощь чудо - чудное –свиток новшеств, которые являются основой образовательного процесса.

А это очки дивные - креативные, они позволят рассмотреть вопросы сложные и клубочек волшебный, что верный путь к решению этих вопросов показывает.

Рассказчик: И пошли ФГОС по стране дошкольного образования

Педагог развернул свиток новшеств, прочитал принципы необычные

(Слайд – с принципами дошкольного образования)

и стал думу думать. Как строить педагогический процесс в соответствии с этими принципами? А педагогический процесс тут как тут. Педагог его и так крутил и сяк крутил, строит, перестраивает. Много вопросов возникло у педагога.

Крикнул Педагогический процесс девицу – красавицу Тему. Прилетела краса на необычном зонтике. На зонтике написано ее имя мудреное (название). Задумал Педагог с ней познакомиться. Но как? Пока думал тема та и улетела. Словом запутался Педагог в вопросах. В каком направлении ему идти? Вспомнил он о клубочке волшебном, указывающем правильную дорогу. Бросил его перед собой и отправился в путь.

Действие 2

Рассказчик:

И идёт педагог, и спешит педагог,

И науки гранит грызёт педагог,

И одно только слово твердит педагог:

ФГОС, ФГОС, ФГОС…

Кто видит, тот увидит,

Кто мыслит, тот поймёт,

Кто слышит, тот услышит,

Кто ищет, тот найдет.

Долго ли, коротко ли шёл Педагог, и встретились ему дивные образовательные области.

Образовательные области:

Что же ты невесел,что ж ты буйну голову повесил?

Рассказчик: И говорит педагог

Педагог : Задание мне дали раскрыть тему «Дары осени» да, чтоб по ФГОС было.

Образовательные области:

Не тужи и не кручинься, сослужу тебе службу верную. Вот тебе карта чудная, а это - Области образовательные. Какие? Зачитываем вместе дружно (Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие) (слайд №2)

Педагог: Ой, как всё ладно получается.

Образовательные области:

Надобно создать для темы условия хорошие. Вспомни о клубочке интеграции. Он способен соединять области в одно единое целое и помогает жить в ладу. (Цветок на спине темы серединка – это тема, лепестки - области)

Самостоятельная работа педагогов над темой

Задание: А теперь давайте попробуем спланировать работу по теме «Дары осени» в каждой области или линии развития на старший дошкольный возраст

Социально-коммуникативное развитие

Экскурсия в магазин «Овощи. фрукты»

Экскурсия в теплицу

Составление рассказов из опыта «Труд овощеводов»

Сюжетно-ролевые игры «Магазин овощей», «На даче», «Овощеводы»

Игры - драматизации по сказкам «Репка», «Пых» , «Вершки и корешки»

Беседы «Чем опасны немытые овощи», « Когда овощи и фрукты могут навредить, а когда могут помочь »,

Вечер загадок «Помощники огородника»

Развлечение «Огородная безопасность»

Рассказывание сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» с последующим обсуждением опасной ситуации

Трудовая деятельность «Чудо-огород», «Мы сажаем семена»…

Познавательное развитие

Проект «Овощи путешественники»

Интегрированные занятия « Как без нашей помощи не родятся овощи» , «Путешествие в прошлое огорода», «Овощи считаем- в магазин играем»

Дидактическая игра «Угадай на вкус»

Посадка лука и наблюдение за ростом

Дидактические игры «Вершки и корешки» , «Варим борщ» , «Во саду ли, в огороде», «Кто скорее соберёт», «Что сажают в огороде», «Чудесный мешочек»

Дидактическая игра «Овощи в конверте» (семена овощей, зелени)

Речевое развитие

Беседы «Нет трудов -нет плодов»

Пальчиковые игры «В огород пойдём», «Капуста», «Хозяйка однажды с базара пришла»

Речевая игра «У бабушки на грядке выросли загадки»

Составление рассказов из опыта «Как готовили винегрет», «Наш урожай»

Пересказ сказок «Пых», «Репка» по ролям

Разучивание пословиц, поговорок,скороговорок, стихов, загадок про овощи

Книжная выставка «Почитайте-ка ребятки, что растёт на нашей грядке»

Составление иллюстрированной и литературной копилки «Есть у нас огород…»

Чтение Х.-К Андерсена «Принцесса на горошине»,Ю.Тувим «Овощи», Д. Родари «Чипполино»

Литературная викторина «В гости к Чиполлино»

Художественно-эстетическое развитие

Лепка «Заходите в гости к нам - витамины я вам дам»

Рисование «Лук - от семи недуг»

Аппликация «Овощи на грядке»

-«Забавные овощи» - поделки из разнофактурного материала для сюжетных игр

Выставка на полочке красоты «Посмотрите- ка, какие натюрморты овощные»

Кукольный театр «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»

Развлечение «У ребят полно хлопот – все сажают огород»

Разучивание песен,танцев, хороводов и народных игр связанных с посадочными работами.

Физическое развитие

Утренняя гимнастика «Огород сажаем – здоровье получаем»

Ритмическая разминка «Танец весёлых огородников»

Физкультурный досуг «Рано солнышко встаёт, в огород ребят зовёт!»

Подвижные игры «Чучело», «Сортируем овощи», « Огурчик»

Физминутки «Огород у нас в порядке» , «Грабли в руки взяли,грядки причесали»

Проект «Витамины на нашем окне»

Беседы «Ешьте больше овощей – будете здоровы!», «Лук,чеснок –здоровья залог», «Витаминная семейка»

Педагог : Ой, как всё ладно получается. Но вот в свитке сказано «Предусматривать решения программных задач в совместной деятельности и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов»

Действие 3

Рассказчик:

А сказка наша между тем продолжается

И снова нам педагог встречается

Скоро сказка сказывается,

Да не скоро дело делается.

Вновь оказался Педагог под дубом мудрости.

Педагог: Много я узнал, много интересного открыл, да понял,что одному мне не справиться, все одному не осилить.

Рассказчик: Задумался Педагог и не заметил, как ФГОС очутился перед ним.

ФГОС: Правильно думаешь. Молодец, на совет коллег собрал, всё обсудили вместе. Крепко усвоил «Один в поле не воин» И вам всем советую, что для воплощения в жизнь замечательных идей не обойтись без помощи Родителей и Социальных партнёров, а уж заручивщись их поддержкой, можно творить в своё удовольствие и во благо детушек малых. И результат будет всегда превосходным.

Рассказчик: Стал педагог приглядываться - так и сяк. И тогда позвал Педагог верных друзей своих: Родителей и Социальных партнёров (планирование работы в данном направлении обсуждение)

Понял педагог.

Педагог: Где нет общности интересов не может быть единства целей, не говоря уже о единстве действий, поэтому мудрость педагогическая – в единстве, в объединении,потому что только общими усилиями можно достичь плодотворных результатов.

Рассказчик:

Вот так Педагог живёт, поживает

Нигде горя не знает.

Вот как дела порой получаются!

Но на этом сказка о ФГОС не кончается –

Это только начало нового пути,

А мы желаем Вам удачи на этом не лёгком пути!

    Итоги МО

Проект решения:

    Педагогам всех возрастных групп продолжать изучатьнормативно – правовые документы, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ДО.

    Педагогам всех возрастных групп внедрять в образовательный процесс различные формы организации детской деятельности (проектный метод, экспериментирование, мастерские, коллекционирование, технологию «Ситуация»)

Срок выполнения – в течение учебного года.

Контроль за выполнением решения МО возложить на ст. воспитателя Улыкпанова Н.В.

МКОУ «Жана-Аульская СОШ» детский сад «Балдырган»

Методическое объединение воспитателей на тему:

«ФГОС ДО. Особенности построения образовательного процесса»

Педагогическая технология (от др.-греч. Τέχνη - искусство, мастерство, умение;λόγος- слово, учение) - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения

П едагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

    по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции),

    по целям и задачам (усвоение и закрепление знаний, воспитание и развитие (совершенствование) природных личностных качеств), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты),

    по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями),

    по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология, и т. д.

Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ .

Существует несколько видов классификаций педагогических технологий. По своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам существующие педагогические технологии имеют сходство, но отличаются по различным параметрам.

По своему определению «педагогическая технология» - это взаимосвязанная деятельность педагога и ученика при обеспечении образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями; диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели, инструментарий измерения результатов деятельности

ПАРАМЕТРЫ КЛАССИФИКАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ

По уровню применения технологии бывают :

Общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения).

Частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка).

Локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса).

По организационным формам технологии бывают :

Классно-урочные;

Альтернативные;

Академические;

Клубные;

Индивидуальные;

Групповые;

Коллективных способов обучения;

Дифференцированного обучения.

По типу управления познавательной деятельностью :

Традиционные (классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге);

Дифференцированное (система малых групп, система « репетитор»);

Программированное (компьютерное, программное, система «консультант»).

По подходу к ребенку технологии подразделяются на:

Авторитарные (педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик только объект. Эти технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения);

Сотрудничества (это демократизм. равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учение, находясь в соавторстве вырабатывают общие цели своей деятельности, содержание, дают оценки);

Свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности);

Личностно-ориентированные (они ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития);

Гуманно-личностные (отличаются психотерапевтической педагогикой, направленной на поддержку личности. на помощь ей.);

Массовая (традиционная) технология (школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика);

Технология продвинутого образования (углубленное изучение предметов и типична для гимназического, лицейского, специального образования);

Технология компенсирующего обучения (используется для педагогической коррекции, поддержки. выравнивания, компенсации).

По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на:

Информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);

Операционные (обеспечивают формирование умственных действий);

Технологии саморазвития (направлены на формирование способов умственных действий);

Эвристические (развивают творческие способности учащихся);

Прикладные (обеспечивают формирование действенно-практической сферы личности).

По характеру содержания и структуры технологии бывают:

Обучающие;

Воспитательные;

Светские;

Религиозные;

Общеобразовательные;

Профессиональные;

Гуманистические;

Технократические;

Моно- и политехнологии;

Проникающие.

В педагогике насчитывается более сотни технологий. Большинство из перечисленных в этой лекции подходят для реализации в обучении иностранному языку. Конечно, многое зависит от педагога, от его компетентности и желания работать.

Современные педагогические технологии по ФГОС

И нтегрированного обучения

Суть. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков.

Чему способствует технология интегрированных обучения?

    1.Повышению мотивации обучающегося, формированию познавательного интереса к целостной картине мира и рассмотрению явления с разных сторон;

    2.Развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы;

    3.Углубляет представление о предмете, расширяет кругозор, формирует разносторонне развитую личность;

    4.Нахождения новых связей между фактами.

    6.Работа объединяется основной мыслью;

    7.Деятельность составляет единое целое, этапы работы являются фрагменты целого;

    8.все составляющие находятся в логико-структурной зависимости;

    9.Дидактический материал соответствует замыслу, последовательность
    информации подаётся как «предъявленное» и «новое».

Проектная технология

Суть. Проектная технология - это практические творческие задания, требующие от учащихся применение знаний для решения проблемных заданий.

Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.

Что даёт обучающемуся. Какие УУД формирует

    Рефлексивные умения:

    умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

    умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной
    задачи?

    Поисковые (исследовательские) умения:

    умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия,
    привлекая знания из различных областей;

    умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

    умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта,
    специалиста);

    умение находить несколько вариантов решения проблемы;

    умение выдвигать гипотезы;

    умение устанавливать причинно-следственные связи.

    Навыки оценочной самостоятельности.

    Умения и навыки работы в сотрудничестве:

    умение коллективного планирования;

    умение взаимодействовать с любым партнером;

    умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

    навыки делового партнерского общения;

    умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

    Коммуникативные умения:

    умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог,
    задавать вопросы и т.д.;

    умение вести дискуссию;

    умение отстаивать свою точку зрения;

    умение находить компромисс;

    навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

    Презентационные умения и навыки:

    навыки монологической речи;

    умение уверенно держать себя во время выступления;

    артистические умения;

    умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

    умение отвечать на незапланированные вопросы.

Здоровьесберегающие технологии

Суть. Здоровьесберегаюшая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка па всех этапах его обучения и развития.

Применение здоровьесберегающих технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников, предупреждение переутомления учащихся на уроках, улучшение психологического климата в детских коллективах, приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников, повышение концентрации внимания, снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

    соблюдение санитарно-гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

    рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

    четкая организация учебного труда;

    строгая дозировка учебной нагрузки;

    смена видов деятельности;

    обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

    место и длительность применения ТСО;

    включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

    построение урока с учетом работоспособности учащихся;

    индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

    формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

    благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

    профилактика стрессов: работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более«слабый» ученик чувствует поддержку товарища;

    стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить
    неправильный ответ;

    проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

    целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.

    Технология активных методов обучения

    Суть . Технология активных методов обучения - это упорядоченная система активных методов обучения, обеспечивающая активность и разнообразие мыслительной, практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.

Активные методы строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Характеризуются высоким уровнем активности учащихся.

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач:

    формирование положительной учебной мотивации;

    повышение познавательной активности учащихся;

    активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

    стимулирование самостоятельной деятельности;

    развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

    эффективное усвоение большого объема учебной информации;

    развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

    развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности об-ся

    раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

    развитие навыков самостоятельного умственного труда;

    развитие универсальных навыков: способность принимать решения и умение решать
    проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать
    сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание
    разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение
    работать в команде и др.
    Технология опережающего обучения

Суть. Технология опережающего обучения - технология, при которой краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе.

Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации.

Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия.

Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.

Технология опережающего обучения - технология, при которой краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.

Усвоение материала происходит в три этапа:

первый этап - перспективная подготовка: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. На этом этапе идёт активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы с комментируемым управлением. При ответах учитывается желание детей. Активны на этом этапе, как правило, сильные ученики;

второй этап -уточнение понятий и обобщение материала. Школьники уже сознательно ориентируются в схеме-обобщении, владеют доказательствами, справляются с самостоятельными заданиями в школе и дома. Именно на этом этапе задаётся домашнее задание по трудной теме на достаточно подготовленном материале. Именно на этом этапе происходят моменты опережения, так как в перспективный период многие задания на страницах учебника уже выполнены;

третий этап - использование сэкономленного времени (создавшегося опережения). Схемы уходят, формируется навык быстрого действия. Именно на этом этапе рождается новая перспектива, не сталкиваясь уже ни с какими трудностями.

Особенности технологии: управление с комментариями, опорные схемы. С помощью комментированного управления:

средний и слабый тянутся за сильным учеником;

развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;

ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.