Философия. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества. (Может ли философия быть использована, и если «да», то как, для решения актуальных проблем современного человечества?) — Студопедия Зачем будущему работнику изучать дисциплину философию

Наверное, каждый из нас время от времени любит пофилософствовать! Занятие интересное, но, по сути, бессмысленное. Тогда зачем студенту нужна философия, почему именно этот предмет вносят в учебный план на первом или втором курсе?

Несмотря на то, что философия – предмет необязательный, плохая оценка по нему может заметно испортить общую картину в зачетной книжке и даже поставить под вопрос получение стипендии по итогам очередной сессии.

Так что не стоит игнорировать эту пару, тем более, как показывает моя практика, преподаватели философии излишне строгие и порой придирчивые.

Что такое философия, как предмет в университете

Итак, сама по себе философия – это наука, которая считается больше гуманитарной, чем точной. Но опять-таки, если рассуждать, как философы, то это вопрос спорный.

В любом случае важность данного предмета в университете определяется выбранной специальностью и итоговой проверкой знаний: если это зачет, то можно немного расслабиться, а при необходимости сдавать экзамен по философии готовиться к нему требуется своевременно.

Свое время я училась в вузе на технической специальности, и в моем учебном плане философия появилась только во втором семестре первого курса и захватила еще первый семестр второго курса.

Вот что означает «отмучилась», поскольку по-другому назвать посещение этих пар просто невозможно.

Моя подруга училась на филологическом отделении, и философия у нее была примерно 4 семестра. Так она налегке пережила этот период, еще и устный экзамен сдала на «отлично».

Именно поэтому я делаю вывод, что многое зависит от преподавателя, его манеры подачи информации и заинтересованности в своем предмете.

Один мой преподаватель говорил: «Все пройдет – пройдет и это», и в плане философии я лично в этом убедилась.

Но после завершения вуза все же решила разобраться, в чем суть этой загадочной науки, и для чего она в принципе необходима современному человеку? Попробуем выяснить вместе.

Особенная наука философия

Сегодня в мире, где царит интернет и новые технологии, актуальность философии постепенно отошла на задний план.

Всю необходимую информацию человек черпает из всемирной паутины, а о своих рассуждениях, пользе мыслительного процесса и рождении истины в споре и вовсе позабыл.

Гораздо легче ввести в поисковую систему нужную фразу, чем думать о вечном, ценном и глобальном, как это в свое время делали великие мыслители.

Чтобы не воспринимать интернет так масштабно и не делать его основой своего существования, каждый человек время от времени должен возвращаться к философии.

Но что дает эта поистине значимая наука?

1. Позволяет не только осмыслить все происходящее вокруг, но и трезво, объективно оценить жизненную ситуацию , свою роль в ней и перспективы на будущее;

2. Философия позволяет понять своих предков , то есть максимально разобрать все вопросы, актуальные темы и вечные размышления о великом давно ушедших веков.

Этот путь приведет к пониманию, а человек сможет почувствовать себя всесторонне развитым;

открывает глаза , то есть позволяет человеку распознавать добро и зло, иметь свое непредвзятое мнение, а значит – целостность характера и нерушимость духа.

Соответственно, мы приходим к выводу, что философия – это углубленное понимание себя и окружающего мира, а также возможность общества учиться на ошибках предков, стать лучше и добиться больших успехов.

Направления современной философии

Как ни странно, но в современном мире философия движется наравне с научно-техническим прогрессом, поэтому является очень ценной составляющей современного общества.

Она имеет ряд направлений, каждое из которых способствует саморазвитию, продвижению и успеху в конечном итоге.
Ниже подробно описаны распространенные и востребованные направления этой вечной науки:

1. Рефлексия стоит у истоков, а помогает определить не только методы существования цивилизации, но и порядок жизнедеятельности.

2. Воспитание позволяет проникнуться в духовные ценности, самоопределиться, выбрать по жизни цели и расставить приоритеты, а также расширить свой кругозор и понять принципы построения современного общества.

3. Познание разрешает человеку, используя колоссальный опыт своих предков, обрести подлинные сведения о создании и развитии мира, цивилизации, а также позволяет изучить ряд познавательных задач.

4. Онтология – воплощение основополагающих учений бытия в современной интерпретации, поиск конструктивных технологий.

5. Интеграция позволяет находить единомышленников, демонстрирует многообразие общественной жизни и человеческих взглядов на, казалось бы, обыденные вещи.

6. Аксиология позволяет человеку экспериментальным путем, методом «проб и ошибок» выбрать свою жизненную позицию, сформировать взгляды на современное общество и его злободневные проблемы.

7. Прогностика определяет место человека в современном обществе, а также изучает формирование социума на исторической платформе.

8. Социология – это наука опросов, то есть она определяет целесообразность философии, а также видение людей общества, глобальных проблем и путей их решения.

9. Гуманизм – это то направление философии, которое в дополнительном представлении не нуждается, а людей – гуманистов осталось так мало в обществе, причем их количество стремительно уменьшается, как «редкий, исчезающий вид».

Теперь можно сделать вывод, что современный индивидуум просто не сможет сформироваться, как личность, выбрать свой жизненный путь и организовать свой внутренний мир.

Получается, философия – это та непознанная сторона человеческой души, которая хоть и скрыта где-то глубоко, зато принимает самое непосредственное участие в его мирском существовании.

Если не достичь этой гармонии, то даже самые большие успехи на работе или гармония в личной жизни не позволят стать абсолютно счастливым человеком; а чувство сдержанности и нереализованности будет возвращаться вновь и вновь.

А все начинается с философии дома, с друзьями и в университете, так что не стоит игнорировать столь важный предмет!

Нужна ли философия реально в университете?

Вот на этот вопрос стараются ответить себе многие студенты. Сколько не спроси знакомых, все кривятся при упоминании об этом предмете.

Наверное, в высшем заведении есть два самых сложных предмета, и один из них – философия (а второй сопромат).

Даже если вы – будущий инженер, обойти эту пару и итогового зачета все равно не удастся. Если вы – гуманитарий, то жить вам с философией несколько лет.

Доктор философских наук В.А Конев уверен: «Философия способна сделать этот мир гораздо лучше, чем он есть; главное – мыслить шире и не зацикливаться на обыденности» .

Но даже эта фраза не всем понятна, поскольку больно мудрено написана.

Вот в этом и заключается основная проблема философии – слишком заумная эта наука, а преподаватели, как правило, требуют точность фактов, воспроизведение разных учений близко к тексту или даже наизусть, а также полную осознанность происходящего.

Все это непросто, но, если задаться целью, постичь эту науку проще простого.

История философии

Не все знают, но основателем философии считается тот самый Пифагор , а в переводе данная наука означает «любовь к мудрости».

Особенно стремительно развивалась она в Древнем Китае и в Древней Индии, а каждый интеллигентный человек считал своим долгом выучить и осознать несколько философских учений, мыслей и изречений.

Несмотря на свою сложную структуру, философия не просто преодолевала века, но и совершенствовалась в своей структуре, а все больше и больше мыслителей выходило на мировую арену.

Сегодня их имена считаются легендарными, а знает их каждый нерадивый студент. Это Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Оболенский, Огарев и другие.

В современном мире не каждый абитуриент выбирает углубленное изучение философии, а дипломированных философов становится все меньше и меньше.

Однако есть мнение, что философом может стать каждый человек, и для этого вовсе не нужно заключать себя в бочку, как известный мыслитель Диоген. Необходимо просто взглянуть на мир другими глазами и задуматься, а почему все происходит именно так?

Философия в современном мире

Сегодня нет такой специальности и должности, которая бы не была связана с философией. Если человек живет в социуме, то, так или иначе, ему приходится адаптироваться, а в этом, по сути, и заключается философия.

Адвокату эта наука помогает найти выход из ситуации и оправдать своего подзащитного, экономисту отыскать точки соприкосновения с людьми по работе, инженеру – предположить новое открытие, учителю и воспитателю – найти контакт с детьми и учениками, а студенту – привыкнуть к взрослой жизни и, наконец-то, отбросить вредный юношеский максимализм.

По жизни, философия – это путеводитель, ведь только грамотный человек сможет справляться со всеми трудностями и черпать из них полезные для будущего уроки.

Настоящий философ дважды не наступит на те же грабли, вот поэтому данный предмет и введен в учебный план.

Школьнику постигать такие сложные тонкости жизни еще рановато, а вот для студента некоторые учения могут стать пророческими, и окончательно сформировать его дальнейший жизненный путь.

Вывод : Так может хватит в университете всячески игнорировать этот предмет, считая его ненужным по жизни? Может именно тебе философия поможет определиться в жизни и окончательно сформироваться, как личность?

«Прежде чем от чего-либо отказаться, в этом необходимо разобраться и доказать себе, что это не твое». Кстати, это еще одна мудрость с моих студенческих пар философии. Надо же, запомнилась!

C уважением, команда сайта сайт

P.S. На десерт — видео о том, что такое философия.

Сказанное выше позволяет заключить, что философия помогает человеку в постижении себя, других людей и мира в целом. В этом случае она выполняет ряд важных функций.

Во-первых, философия выполняет мировоззренческую функцию, поскольку всегда является взглядом на мир в целом. Есть мир, есть человек, который живет в мире, пытаясь постичь его. Важной формой постижения мира как раз и является философия. Она помогает человеку осознать свое место в мире, сформулировать свое отношение к нему. При этом философия является теоретическим уровнем мировоззрения, поскольку помогает упорядочить различные представления о мире, представить их в систематизированном виде.

Во-вторых, философия выполняет познавательную (или гносеологическую) функцию. Философствуя, человек познает сущность вещей, событий, процессов, происходящих в мире. При этом в философии обращается внимание на то, что процесс познания бесконечен. Приобретенное знание всегда ставит перед человеком новые вопросы. Это хорошо понимал Сократ. Ему принадлежат слова: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». После того, как Сократ произнес их, его учении в недоумении спросили: «Учитель, ты старше нас и знаешь неизмеримо больше нас, но говоришь, что ничего не знаешь. Мы младше, знаем меньше, но нам кажется, что мы знаем многое». «Ничего в этом удивительного нет», – ответил Сократ и стал чертить на песке круги. Он нарисовал небольшой круг и сказал: «То, что внутри круга – это область моего знания, то, что снаружи – область моего незнания. И смотрите, чем больше круг, тем возрастает область знания, но увеличивается и окружность, т. е. область незнания. Поэтому получается так: чем человек больше знает, тем он больше не знает». Другими словами, чем человек больше знает, тем он больше знает того, чего не знает. Именно на этот момент и указывал Сократ.

Отсюда, кстати сказать, напрашивается важный вывод, имеющий актуальное практическое значение. Когда человек становится руководителем, то он должен отдавать себе отчет в том, что есть много вещей, которых он не знает. Поэтому для того, чтобы принять ответственное решение, он должен собрать на совещание специалистов в тех или иных областях проблемы и попросить их высказать свое мнение по вопросу и его решении. Выслушав всех, он должен сказать: «Спасибо, я выслушал всех. Теперь послушайте, что мы будем делать». И, опираясь на разумные предложения, явить свою волю. Только так можно попытаться избежать крупных ошибок.

В-третьих, философия выполняет методологическую функцию. Метод – это путь познания, способ решения проблем. Важным методом исследования действительности является диалектика. Диалектический метод познания, предполагая рассмотрение предмета в развитии, диалектическом отрицании (с удержанием всего положительного), позволяет совершить восхождение от абстрактного к конкретному, обеспечивая единство исторического и логического, анализа и синтеза. Иначе говоря, диалектика позволяет всесторонне рассмотреть проблему.

Вместе с тем диалектика как общий метод исследования не исключает конкретных методов, позволяющих эффективно решать те или иные исследовательские задачи. Так, для изучения истории вопроса целесообразно использовать историко-генетический метод, предполагающий рассмотрение вопроса в его исторической перспективе. В свою очередь, данный метод с необходимостью должен быть дополнен сравнительно-историческим и системным анализом. Метод актуализации, который помогает поставить в «повестку дня» те или иные проблемы прошлого и способы их решения, подчеркивает их важность для сегодняшнего момента. Для исследования проблем чрезвычайно продуктивен метод аналогии, который дополняется методом экстраполяции, позволяющим распространить выводы, полученные из одной части исторического материала, на другую его часть. По нашему мнению, широкое использование различных методов позволяет обогатить философское исследование и решить поставленные в задачи.

В-четвертых, философия выполняет прогностическую функцию. Философия помогает предвидеть возможный ход развития событий, предложить различные варианты решения проблем. Это становится возможным потому, что все взаимосвязано и взаимозависимо в этом мире. Одно не просто существует, а оказывает влияние на другое. Философия помогает увидеть существующие причинно-следственные связи и тем самым смоделировать возможные варианты развития событий.

Возьмем жизненный пример. Молодая женщина, одна, ближе к вечеру заходит в кафе, подходит к стойке бара, берет чашечку кофе, пересаживается к столику. Что произойдет дальше? К ней скорее всего подойдет молодой человек. Почему? Причинно-следственные связи! Молодая женщина все сделала для того, чтобы случилось это: одна, ближе к вечеру, кафе – скучает! И наверняка найдется кто-то, кто захочет скрасить ее одиночество. Если это нужно было молодой даме, то она поступает правильно, если же нет, то она получит проблему.

В-пятых, прагматическая функция. Слово «прагматический» происходит от слова «прагма», что означает «дело, действие». Человеку важно не просто знание, а знание, приносящее пользу, выгоду, помогающее ему в жизни. Английский мыслитель Т. Гоббс писал: «Цель, или назначение философии заключается в том, что, благодаря ей, мы можем использовать к нашей выгоде предвидимые нами действия и на основании наших знаний, по мере сил и способностей, планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных благ».

Действительно, философия может иметь прикладное значение в жизни человека. Показательным в этом отношении может быть тот факт, что в августе 1998 г. в Бостоне (США) состоялся 20-й Всемирный философский конгресс. Его основная тема: «Paideia: Философия в воспитании человечества». Paideia в переводе с греческого означает воспитание, обучение, взросление. Понятие paideia предполагает одновременно и способ воспитания, обучения, и совокупность средств, необходимых для этого. Paideia – это то, что «работает» на развитие человека – взрослого и ребенка, профессионала и широкой публики. Не случайно конгресс проходил в США – стране, являющейся родоначальницей философии прагматизма.

Таким образом, философия играет важную роль в жизни человека. Через неё и благодаря ей человек постигает себя и тот мир, в котором он живет. Философствуя, человек реализует себя как познающее и самопознающее существо. Поэтому полезно прислушаться к словам Эпикура, который более двух тысяч лет тому назад писал: «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души».

Философия и наука

Введение

Философия и Наука – две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Для Философии нет границ – она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п. Но изучение это происходит по сравнению с изучением этого же философией хотя и однобоко, но более тщательно. Например, для философов разных времён молния - гнев Зевса, искра от соприкосновения облаков и т.п. Для учёных это всего-навсего электрический заряд, когда во время грозы возникает электрическое поле и из-за разности потенциалов происходит обмен зарядами высокого напряжения между этим полем и землёй. Этим объясняется также наличие озона в атмосфере: под действием электрического тока молекулы кислорода распадаются на атомы, которые вновь собираются в молекулы, но уже озона.

Философия и Наука изучают картину мира, взаимно дополняя друг друга. Попытаемся рассмотреть отличия и сходства Философии и Науки, их взаимосвязь и историю.

I . Наука

1. Что есть наука?

Существует много определений столь уникального явления, как наука, но в силу её сложности и многогранности какое-то одно, универсальное определение вряд ли вообще возможно. На протяжении своей истории она претерпела столько изменений и каждое её положение настолько связано с другими аспектами общественной деятельности, что любая попытка дать определение науки, а таких было немало, может выразить более или менее точно лишь одну из её сторон. И всё-таки во всех случаях Довольно чётко прослеживается выделение двух подходов к пониманию науки, когда её трактуют в широком или узком смысле.

В широком (собирательном) смысле - это вся сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизации объективных знаний о действительности. Здесь понятие «наука», «учёный» не конкретизируются и понимаются как общие, собирательные понятия. Именно в таком контексте нередко употребляется понятие «наука» применительно к философию а философов называют учёными, что в общем-то правомерно, но, как будет показано ниже, лишь отчасти.

Для обозначения же конкретных научных дисциплин, таких, например, как физика, химия, биология, история, математика и др., понятию «наука» придаётся узкий, и, следовательно, более строгий смысл. Здесь наука точно определена, а учёный выступает как узкий специалист, носитель конкретного знания. Он уже не просто учёный, а всегда и обязательно или физик, или химик, или историк, или представитель другой науки, которая непременно представляет собой стройную, строго упорядоченную систему знаний о том или ином объекте (явлении) природы, общества, мышления.

Каждая из таких наук имеет специфические, присущие только её законы и методы, своей, единой для всей этой науки язык, категориальный аппарат и т.п., что позволяет верно описывать и объяснять свершившиеся процессы, адекватно понимать настоящее и с определённой степенью точности предсказывать то, что обязательно наступит или может при определённых обстоятельствах наступить в соответствующей области знаний. Как содержание той или иной науки, так и полученные ею результаты едины для всех культур и народов и никаким образом не зависят от позиции, точки зрения или мировоззренческих установок отдельного учёного. Они передаются как совокупная, проверенная временем и практикой сумма знаний, которую нужно освоить, чтоб в данной области идти дальше.

Наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: учёных с их знаниями и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и научное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийно и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства. Таким образом, наука – одна из форм общественного сознания. Но она отнюдь не ограничивается одними только точными науками. Наука рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное соотношение частей: природоведения и обществоведения, философии и естествознания, метода и теории, теоретических и прикладных исследований. Наука – необходимое следствие общественного труда, так как она возникает вслед за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в специфический род занятий особой – сперва очень малочисленной – группы людей.

В отличие от видов деятельности, результат которых в принципе бывает известен заранее, научная деятельность даёт приращение нового знания, т. е. её результат принципиально нетрадиционен. Именно поэтому наука выступает как сила, постоянно революционизирующая другие виды деятельности. От художественного способа освоения действительности, носителем которого является искусство, науку отличает стремление к логическому, максимально обобщённому знанию. Часто искусство называют «мышление в образах», а науку «мышление в понятиях». Наука, ориентированная на критерии разума, по своему существу была и остаётся противоположной религии, в основе которой лежит вера в сверхъестественные явления.

2. Развитие науки

Хотя отдельные элементы научного знания начали формироваться в более древних обществах (шумерская культура, Египет, Китай, Индия), возникновения Науки относят к 6 веку до нашей эры, когда в Древней Греции сложились соответствующие условия. Формирование науки требовало критики и разрушения мифологической системы; для её возникновения был необходим также достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений, приводящий к разделению умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность для систематического занятия наукой. Более чем двухтысячелетняя история науки отчётливо обнаруживает ряд общих закономерностей и тенденций её развития. Ещё в 1844 году Фридрих Энгельс сказал: «…Наука движется вперёд пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения…». Объём научной деятельности удваивался примерно каждые 10-15 лет вплоть до 17 века, что находит выражение в ускорении роста количества научных открытий и научных информации, а также числа людей, занятых в Науке. В результате количество ныне живущих учёных и научных работников составляет свыше 90% от общего числа учёных за всю историю науки.

Развитию науки свойственен кумулятивный характер: на каждом историческом этапе она суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый результат науки входит неотъемлемой частью в её общий фонд; он не перечёркивается последующими успехами познания, а лишь переосмысливается и уточняется. Преемственность науки обеспечивает её функционирование как особого вида «социальной памяти» человечества, «теоретически кристаллизующей» прошлый опыт познания действительности и овладения её законами.

Процесс развития науки находит своё выражение не только в возрастании суммы накапливаемых положительных знаний, он затрагивает также всю структуру науки. На каждом историческом этапе научное познание использует определённую совокупность познавательных форм – фундаментальных категорий и понятий, методов, принципов и схем объяснения, то есть всего того, что определяют понятием стиля мышления. Например, для античного мышления характерно наблюдение как основной способ получения знания; Наука нового времени опирается на эксперимент и на господство аналитического подхода, направляющего мышление к поиску простейших, далее неразложимых элементов первоэлементов исследуемой реальности. Современную науку характеризует стремление к целостному и многостороннему охвату изучаемых объектов. Каждая конкретная структура научного мышления после своего утверждения открывает путь к экстенсивному развитию познания, к его распространению на новые сферы реальности. Однако, накопление нового материала, не поддающегося объяснению на основе существующих схем, заставляет искать новые, интенсивные пути развития науки, что приводит время от времени к научным революциям, то есть радикальной смене основных компонентов содержательной структуры науки, к выдвижению новых принципов познания, категорий и методов науки, чередование экстенсивных и революционных периодов характерно как для Науки в целом, так и для отдельных её отраслей.

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы – естественные, общественные и технические науки, различающиеся по своим предметам и методам. Резкой грани между этими подсистемами нет, так как ряд научных дисциплин занимают промежуточное положение.

Наряду с традиционными исследованиями, проводимыми в рамках какой-либо одной отрасли науки, проблемный характер ориентации современной науки вызвал к жизни широкое развёртывание междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных научных дисциплин, подчас относящихся к разным подсистемам науки, конкретное решение которых определяется характером соответствующей проблемы. Примером этого является исследование проблем охраны природы, находящееся на перекрёстке технических наук, биологии, наук о Земле, медицины, экономики, математики и других. Такого рода проблемы, возникающие в связи с решением крупных хозяйственных и социальных задач, типичны для современной науки.

II Философия

1. Понятие философии

Греческое слово философия происходит от слов любить и мудрость. Буквально значит любомудрие.

К истории слова "философия". Впервые мы встречаем у Геродота (V в. до Р. Хр.), где Крез говорит посетившему его мудрецу Соломону: "Я слышал, что ты, философствун, ради приобретения знаний исходил много стран". Здесь "философствовать" значит "любить знание, стремиться к мудрости". У Фукидида (конец V) Перикл в надгробной речи над павшими в бою афинянами говорит, прославляя афинскую культуру: "Мы философствуем, не изнеживаясь", т. е. "мы предаемся умственной культуре, развиваем образование". У Платона (IV в.) мы встречаем слово "философия" в смысле, тождественном современному понятию науки, например, в выражении "геометрия и прочие философии ". Вместе с тем у Платона мы встречаем указание, что Сократ любил употреблять слово "философия" как любомудрие, жажда знания, искание истины, противопоставляя его понятию мнимоготового, законченного знания или мудрости софистов. У Аристотеля появляется термин "первая философия" в качестве основной или основополагающей науки, т. е. философии в современном смысле слова (или метафизики). В том смысле, в каком это слово употребляется теперь, оно вошло в употребление лишь в конце античной истории (в римскоэллинистическую эпоху).

Философия – (греч. phileo – люблю и sophia - мудрость) – наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т.е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания философии является одной из форм общественного сознания, определяется, в конечном счете, экономическими отношениями общества. Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если “основной вопрос” в ней прямо и не формулируется. Термин “Философия” впервые встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон. Философия возникла в рабовладельческом обществе как наука, объединяющая всю совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе, что было вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах человеческой истории. В ходе развития общественно-производительной практики и накопления научных знаний происходил процесс “отпочкования” отдельных наук от Философии и одновременно выделение ее в самостоятельную науку. Философия как наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально-обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания. В силу этой потребности вопрос об отношении мышления к бытию выдвигается в Философии на первый план, т.к. то или иное его решение лежит в основе метода и логики познания. С этим связана и поляризация Философии на два противоположных направления – на материализм и идеализм; промежуточное положение между ними занимает дуализм. Борьба материализма и идеализма проходит основной нитью через всю историю Философии, составляет одну из основных ее движущих сил. Эта борьба тесно связана с развитием общества, с экономическими, политическими и идеологическими интересами классов. Уточнение специфической проблематики философской науки привело в ходе ее развития к вычленению в самой Философии различных сторон в качестве более или менее самостоятельных, а иногда и резко различных разделов. К ним относятся: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, психология, социология и история Философии. В тоже время в силу недостаточности конкретных знаний Философия пыталась заменять недостающие связи и закономерности мира вымышленными, превращаясь тем самым в особую, стоящую над всеми другими науками, “науку наук”. Однако по мере роста и дифференциации знаний исчезли всякие основания для существования Ф. как “науки наук”.

Философия – форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщённые системы взглядов на мир и место человека в нём; она исследует познавательное, ценностное социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Как мировоззрение Философия неразрывно связана с социально-классовыми интересами, с политической и идеологической борьбой. Философия как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологической и религиозной форм мировоззрения, которые основываются на вере и отражают действительность в фантастической форме.

Философия, как сказал известный философ М.К. Мамардашвили, «не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить их…. Философия – это оформление и до предела развитие состояний с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта» (Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. С.14-15). У философского знания нет чётко обозначенных границ, и это даёт возможность рассматривать философию как личный, субъективно переживаемый опыт автономного мыслителя. У неё, в отличие от того или иного научного знания, нет единой системы, нет основателей и продолжателей (в том смысле, как это есть у научных дисциплин), а путей философствования итоге оказывается множество. Философские теории по большей части находятся в противоречиях и даже взаимноисключают друг друга.

Иными словами, плюрализм взглядов в философии – норма и более того, абсолютно необходимое условие. Дорога философии устлана прецедентами; образно говоря, философия – «штучный товар», чего никак не скажешь о науке. Великий немецкий философ И. Кант, отмечая эти особенности философии, утверждал, что можно учит философствовать, но не философии, ибо она не имеет фундамента в виде эмпирической базы и подобна воздушному замку, живущему лишь до следующего философа. По мнению другого классика немецкой философии А.Шопенгауэра, «философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука».

2. История философии

Первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии (буддизм), Китае (конфуцианство, даосизм) и Древней Греции. Ранние древнегреческие философские учения носили стихийно-материалистический и наивно-диалектический характер. Исторически первой формой диалектики являлась античная диалектика, крупнейшим представителем которой был Гераклит. Атомистический вариант материализма выдвинул Демокрит; его идеи развивали Эпикур и Лукреций. Сначала у элеатов и пифагорейцев, затем у Сократа складывается идеализм, выступивший как направление, противоположное материализму. Родоначальником объективного идеализма был Платон, развивший идеалистическую диалектику понятий. Античная Философия достигла своей вершины у Аристотеля, учение которого, несмотря на его идеалистический характер, содержало глубокие материалистические и диалектические идеи. Ведущим направлением средневековой арабской Философии был восточный парапатетизм, а крупнейшими философами этого учения были Ибн Сина и Ибн Рушд.

Развитие материального производства, обострение классовой борьбы привели к необходимости революционной смены феодализма капитализмом. Развитие техники и естествознания требовало освобождения науки от религиозно-идеалистического мировоззрения. Первый удар по религиозной картине мира нанесли мыслители эпохи Возрождения – Коперник, Бруно, Галилей, Кампанелла и др.

Идеи мыслителей эпохи возрождения были развиты Философией нового времени. Прогресс опытного знания, науки требовал замены устаревшего метода мышления новым методом познания, обращённым к реальному миру. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики, но материализм того времени был в целом механистическим и метафизическим.

Родоначальником материализма нового времени был Ф. Бэкон, считавший высшей целью науки обеспечить господство человека над природой. Гоббс же был создателем всесторонней системы механистического материализма. Если Бэкон и Гоббс разрабатывали метод эмпирического исследования природы, то Декарт стремился разработать универсальный метод познания для всех наук. Объективно-идеалистическое учение выдвинул Лейбниц, высказавший ряд диалектических идей.

Важнейший этап развития западноевропейской Философии – немецкая классическая Философия (Кант, Шеллинг, Гегель), развившая идеалистическую диалектику. Вершина немецкого классического идеализма – диалектика Гегеля, ядро которой составляло учение о противоречии и развитии. Однако диалектический метод был развит Гегелем на объективно-идеалистической основе.

В 18 и 19 веках интенсивно развивалась прогрессивная материалистическая философская мысль в России. Её корни уходят в историческую традицию материализма, основоположником которого был Ломоносов, и, начиная с Радищева, прочно вошла в мировоззрение передовых общественных деятелей России. Выдающиеся русские материалисты – Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов – стали знаменосцами борьбы русской революционной демократии. Русская материалистическая Философия середины 19 века выступила с резкой критикой идеалистической Философии, в частности немецкого идеализма. Русский материализм 19 века разрабатывал идею диалектического развития, однако в понимании общественной жизни он не смог преодолеть идеализма. Философия революционных демократов явилась важным шагом во всемирном развитии материализма и диалектики.

III . Философия и наука

1. Развитие представлений об отношении философии и науки

Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии и науки с течением времени менялось.

На начальном этапе философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в период средневековья. В дальнейшем развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV-ХVI вв. и достигает верхнего предела в ХVII-ХVIII вв.

На этом втором этапе конкретно-научное знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретические обобщения делала философия, притом чисто умозрительным путем. При этом достигались нередко и положительные результаты, но было нагорожено и немало вздора.

Наконец, в третий период, начало которого относится к Х1Х в., наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира философия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что типы мировоззрения, в том числе и философского, многообразны. Последнее может быть и научным, и ненаучным.

Научное философское мировоззрение в большей мере формирует и представляет учения философского материализма, начиная с наивного материализма древних через материалистические учения ХVII-ХVIII вв. к диалектическому материализму. Существенным приобретением материализма на этом этапе его развития явилась диалектика, которая, в отличие от метафизики, рассматривает мир и отражающее его мышление во взаимодействии и развитии. Диалектика уже потому обогатила материализм, что материализм берет мир таким, каков он есть, а мир развивается, тон диалектичен и в силу этого без диалектики не может быть понят.

Философия и наука тесно взаимосвязаны. С развитием науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху открытием в естествознании, как отмечал еще Ф. Энгельс, материализм должен менять свою форму. Но нельзя видеть и обратных токов от философии к науке. Достаточно указать на идеи атомизма Демокрита, оставившие неизгладимый след в развитии науки.

Философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения.

Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках наук. Она также призвана решать и такую задачу, как уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки, в частности. Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкретных науках.

В философии, таким образом, отрабатываются общемировоззренческие и теоретико-познавательные основы науки, обосновываются ее ценностные аспекты. Полезна или вредна наука? Ответ на этот вопрос и подобные ему помогает в наши дни найти именно философия.

2. Философия и наука в единстве и отличии

Возникновение первых научных учений относят к 6 в до н.э. Философское знание всегда было переплетено с естественнонаучным. Философия постоянно обрабатывала информацию из различных областей познания. В содержание философского знания входят такие понятия как атом, вещество и некоторые общие законы естествознания.

Философия - это рационально-теоретическое мировоззрение.

Познание - деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации знаний об объектах. Знание - результат познания.

Система знания считается наукой, если она отвечает определенным критериям:

1. объективность (изучение природных объектов, явлений, взятых самих по себе, независимо от интересов индивида, его субъективности).

2. рациональность - обоснованность, доказательность - в рамках любой науки что-то обосновывается.

3. нацеленность на воспроизведение закономерностей объекта

4. системность знаний - упорядоченность по определенным критериям

5. проверяемость - воспроизводимость знаний через практику

Философия не удовлетворяет только 5 критерию (не всякое философское учение может быть воспроизведено через практику), поэтому философия - это наука, но особого рода.

Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследования рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности. Науки нет без философии, а философии - без науки. Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количество времени для размышлений, никак не связанных с заботой о добывании куска хлеба насущного, защиты себя и близких от внешней среды. Только того, что сейчас человек спит в достаточно хороших условиях, хорошо питается, конечно, явно не достаточно для производства философской мысли, но это является хорошим подспорьем. И наоборот, наука (настоящая наука) без философии невозможна вдвойне, так как научные открытия (да и просто научную работу) необходимо осознавать, осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а будет простая механическая работа по добыванию, отниманию у Природы новых, мертвых знаний. Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому настоящий ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком. Истина научная являет собой объективное знание. Она делает человека богаче в материальном плане, сильнее, здоровее, может быть даже повышает его самооценку. То есть она сугубо материальна, не сама по себе конечно, а по проявлениям. Философская же истина даже по проявлениям нематериальна, так как она есть, прежде всего, некий продукт деятельности человеческого сознания, причем именно разумно-нравственной его сферы.

Итак, наука и философия – не одно и тоже, хотя у них и немало общего. Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:

1. Стремятся к выработке рационального знания;

2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений;

3.Выстраивают категориальный аппарат (свой язык) и стремятся к построению целостных систем.

Разное, что:

1. Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их другие философы. Наука же в конечном счёте – плод коллективного труда;

2. В философии (в отличие от конкретных наук) нет единого языка и единой системы. Плюрализм взглядов здесь – норма. В науке же – монизм, т.е. единство взглядов, как минимум, на основные принципы, законы, язык;

3. Философские знания не проверяемы экспериментально (иначе они становятся научными);

4. Философия не может дать точного прогноза, т.е. не может экстраполировать достоверные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе определённой системы взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или моделировать, как доступно учёноному.

Соотношение философии и науки можно наглядно показать на кругах Эйлера, откуда хорошо видно, что их объёмы совпадают лишь частично.

Область совпадений их объёмов (заштрихованная часть) относится и к науке в её собирательном смысле и одновременно к философии, в той её части, где дело касается категорий, методологий, систематизации и т.п. Незаштрихованная часть объёма понятия «наука» - конкретные дисциплины, в понятии же «философия» незаштрихованная часть означает всё то, что отличает философию от науки и о чём уже так много было сказано. Этика и эстетика являются философскими дисциплинами, так как природа проблем этих дисциплин сродни философским проблемам.

Заключение

Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследования рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности. науки нет без философии, а философии - без науки. Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количество времени для размышлений, никак не связанных с заботой о добывании куска хлеба насущного, защиты себя и близких от внешней среды. Только того, что сейчас человек спит в достаточно хороших условиях, хорошо питается, конечно, явно не достаточно для производства философской мысли, но это является хорошим подспорьем. И наоборот, наука (настоящая наука) без философии невозможна вдвойне, так как научные открытия (да и просто научную работу) необходимо осознавать, осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а будет простая механическая работа по добыванию, отниманию у Природы новых, мертвых знаний. Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому настоящий ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком. Истина научная являет собой объективное знание. Она делает человека богаче в материальном плане, сильнее, здоровее, может быть даже повышает его самооценку. То есть она сугубо материальна, не сама по себе конечно, а по проявлениям. Философская же истина даже по проявлениям нематериальна, так как она есть, прежде всего, некий продукт деятельности человеческого сознания, причем именно разумно-нравственной его сферы.

Список литературы

1. Баженов Л.Б., Басенец В.Л. и др Философия. Современные проблемы мира и человека: учебное пособие – М., 1995г – 143 с

2.Бучило Н.Ф., Чушаков А.Н. Философия: учебное пособие – М: ПЕРСЭ, 2003г – 447 с

3. Скачков Ю.В. Полифункциональность науки // “Вопросы философии”. 1995. №11

4. Философский энциклопедический словарь

5. Франк С. Н. Понятие Философии. Взаимоотношение философии и науки.- М. 1996. – 360 с

"Если ты не можешь изменить мир, измени отношение к этому миру", - говорил Луций Анней Сенека.

К сожалению, в современном мире сложилось мнение, что философия - наука второго сорта, оторванная от практики и жизни в целом. Этот печальный факт наводит на мысль о том, что для развития философии необходима ее популяризация. Ведь философия - это не абстрактные, не далекие от реальной жизни рассуждения, не смесь различных концептов, выраженных заумными фразами. Задачами философии являются в первую очередь передача информации о мире в определенный момент времени и отображение отношения человека к миру вокруг него.

Понятие философии

Философия каждой эпохи, как говорил Георг Вильгельм Фридрих Гегель, заключена в сознании каждого отдельного индивидуума, зафиксировавшего эту эпоху в своем мышлении, сумевшего вывести основные тенденции своей эпохи и представить их на всеобщее обозрение. Философия всегда в моде, ведь она отображает современный взгляд на жизнь людей. Мы всегда философствуем, когда задаемся вопросами о мироздании, своем предназначении и так далее. Как писал в своей книге «Человек в поисках смысла» Виктор Франкл, человек всегда находится в поиске собственного «я», своего смысла жизни, ведь смысл жизни - это не то, что можно передать, как прожеванную жвачку. Проглотив такую информацию, можно так и остаться без собственного смысла жизни. работа каждого над самим собой - поиск того самого заветного смысла, ведь без него наша жизнь не представляется возможной.

Зачем нужна философия?

В повседневной жизни, озаботившись проблемой межличностных отношений и самопознания, мы приходим к пониманию того, что задачи философии реализуются на нашем пути ежедневно. Как сказал Жан-Поль Сартр, «другой человек для меня всегда - ад, так как оценивает он меня так, как ему это будет удобно». В противовес его пессимистичному взгляду Эрих Фромм высказал мнение, что только в отношениях с другими мы узнаем, что наше «я» представляет собой в действительности, и это величайшее благо.

Понимание

Очень важным для нас является самоопределение и понимание. Понимание не только себя, но и других людей. Но «как же сердцу высказать себя, другому как понять тебя?». Еще античная философия Сократа, Платона, Аристотеля говорит, что только в диалоге двух думающих, стремящихся к поиску истины людей может родиться некое новое знание. Из теорий современности можно привести в пример «теорию идолов» Фрэнсиса Бэкона, который говорит довольно пространно на тему идолов, то есть предрассудков, что довлеют над нашим сознанием, которые мешают нам развиваться, быть собой.

Тема смерти

Табуированная тема, которая будоражит сердца многих и остается самой загадочной, начиная с древних времен вплоть до нашей современности. Еще Платон говорил, что человеческая жизнь - это процесс умирания. В современной диалектике можно встретить такое высказывание, что день нашего рождения - это уже день нашей смерти. Каждое пробуждение, действие, вздох приближает нас к неизбежному концу. Человека нельзя отделить от философии, ведь именно философия строит человека, невозможно помыслить человека вне этой системы.

Задачи и методы философии: основные подходы

Существует два подхода к пониманию философии в современном обществе. Согласно первому подходу, философия - это элитарная дисциплина, которая должна преподаваться только на философских факультетах, которые выстраивают элиту интеллектуального общества, которые профессионально и скрупулезно устанавливают научные философские изыскания и метод преподавания философии. Приверженцы данного подхода считают невозможным самостоятельное изучение философии посредством литературы и личного эмпирического опыта. Данный подход предполагает использование первоисточников на языке тех авторов, которые их пишут. Таким образом, всем остальным людям, принадлежащим к какой-либо узкой специализации вроде математики, юриспруденции и т. д., становится непонятно, зачем нужна философия, ведь эти знания для них практически недосягаемы. Философия, согласно данному подходу, лишь отягощает мировоззрение представителей данных специальностей. Поэтому нужно исключить ее из их программы.

Второй подход говорит нам о том, что человеку необходимо испытывать эмоции, сильные чувства, чтобы не терять чувство того, что мы живы, мы не роботы, что нам необходимо испытывать всю гамму эмоций на протяжении всей нашей жизни и, конечно же, думать. И тут, безусловно, философия как нельзя кстати. Никакая другая наука не научит человека думать, и думать при этом самостоятельно, не поможет человеку ориентироваться в безграничном море тех концепций и взглядов, которыми щедро изобилует современная жизнь. Только она способна обнаружить внутренний стержень человека, научить его делать самостоятельный выбор и не быть жертвой манипуляций.

Нужно, нужно изучать философию людям всех специальностей, ведь только через философию можно обрести свое истинное "я" и оставаться самим собой. Отсюда вытекает, что в необходимо избегать сложных для понимания категориальных оборотов, терминов и дефиниций для других специальностей. Что и подводит нас к главной мысли о популяризации философии в обществе, что значительно бы снизило ее менторско-наставительный тон. Ведь, как сказал Альберт Эйнштейн, любая теория проходит всего лишь один тест на жизнеспособность - она должна быть понята ребенком. Всякий смысл, говорил Эйнштейн, утерян, если дети не поняли вашу идею.

Одной из задач философии является объяснение сложных вещей простым языком. не должны остаться сухой абстракцией, совершенно ненужной теорией, которую можно забыть после курса лекций.

Функции

"Философия есть не что иное, как логическое прояснение мыслей", -пишет австро-английский философ в своей крупнейшей и прижизненно изданной работе "Логико-философский трактат". Основная идея философии заключается в очищении разума от всего напускного. Никола Тесла, радиотехник и великий изобретатель 20-го столетия, сказал, что для того, чтобы ясно мыслить, необходимо обладать здравым рассудком. Эта одна из важнейших философских функций - вносить ясность в наше сознание. То есть эту функцию еще можно назвать критической - человек учится мыслить критически, и перед тем, как принять чужую позицию, он должен проверить ее достоверность, целесообразность.

Вторая функция философии - историко-мировоззренческая, она всегда принадлежит какому-то отрезку времени. Эта функция помогает человеку формировать тот или иной тип мировоззрения, тем самым создавая отличное от других "я", предлагая целую кипу философских течений.

Следующая - методологическая, которая рассматривает причину, по которой автор концепции доходит до нее. Философию невозможно заучить, ее нужно только понимать.

Еще одна функция философии - гносеологическая, или познавательная. Философия - это отношение человека к этому миру. Она позволяет раскрывать необычные интересные вещи, которые еще не были проверены ни одним опытом в силу нехватки до определенного периода научных знаний. Неоднократно происходило так, что идеи опережали развитие. Взять, к примеру, того же Иммануила Канта, цитаты которого известны многим. Его концепция относительно того, что Вселенная образовалась из газовой туманности, концепция полностью умозрительная, через 40 лет была подтверждена доказательно и продержалась на протяжении 150 лет.

Стоит вспомнить еще Николая Коперника, польского философа и астронома, который усомнился в том, что он увидел. Он сумел отказаться от очевидного - от системы Птолемея, в которой Солнце вращалось вокруг Земли, которая была неподвижным центром мироздания. Именно благодаря своему сомнению он совершил великий коперниканский переворот. История философии богата такими событиями. Так далекое от практики рассуждение способно стать классикой науки.

Немаловажна и философии - вне прогноза невозможно сегодня выстраивать любое мало-мальски претендующее на научность знание, то есть в любой работе, исследовании, мы должны изначально прогнозировать будущее. Именно это и присуще философии.

На протяжении веков люди всегда задавались вопросами будущего обустройства жизни человечества, философия и общество всегда шли нога в ногу, потому что самым главным в жизни человека является реализоваться творчески и социально. Философия - это квинтэссенция тех вопросов, что из поколения в поколение люди задают себе и другим, набор бессмертных вопросов, которые действительно возникают у любого человека.

Основатель немецкой классической философии, Иммануил Кант, цитатами которого пестрят социальные сети, задал самый первый важный вопрос - "Что я могу знать?", предвосхищая вопрос "Какие вещи люди могут с наибольшей степенью вероятности рассказать, что же должно остаться в поле зрения науки, а какие вещи должны быть лишены внимания науки, какие вещи всегда будут загадкой?". Кант хотел очертить границы человеческого познания: что подвластно людям для познания, а что знать не дано. И третий кантовский вопрос - "Что я должен делать?". Это уже практическое применение полученных ранее знаний, непосредственно опыт, реальность, создаваемая каждым из нас.

Следующий вопрос, волнующий Канта, - это "На что я могу надеяться?". Это вопрос затрагивает такие философские проблемы, как свобода души, ее бессмертие или смертность. Философ говорит, что такие вопросы уходят скорее в сферу морали и религии, ведь доказать их не представляется возможным. И даже спустя годы преподавания философской антропологии самым сложным и неразрешимым вопросом для Канта является следующий: «Что такое человек?»

Согласно его взглядам, люди являются самыми большими загадками Вселенной. Он говорил: «Всего две вещи поражают меня - это звездное небо над моей головой и моральные законы внутри меня». Почему люди являются такими удивительными существами? Потому что они принадлежат одновременно двум мирам - физическому (объективному), миру необходимости со своими абсолютно конкретными законами, обойти которые невозможно (закон гравитации, закон сохранения энергии), и миру, который Кант иногда называет интеллигибельным (мир внутреннего «я», внутреннего состояния, в котором мы все абсолютно свободны, ни от чего не зависим и самостоятельно вершим свою судьбу).

Кантовские вопросы, бесспорно, пополнили сокровищницу мировой философии. Они по сей день остаются актуальными - общество и философия неразрывно контактируют меж собой, создавая постепенно новые удивительные миры.

Предмет, задачи и функции философии

Само слово "философия" означает «любовь к мудрости». Если его разобрать, можно увидеть два древнегреческих корня: filia (любовь), sufia (мудрость), - что дословно еще обозначает «любомудрие». Философия зародилась в эпоху античной Греции, а придумал этот термин поэт, философ, математик Пифагор, вошедший в историю своим оригинальным учением. Античная Греция демонстрирует нам совершенно уникальный опыт: мы можем наблюдать отход от мифологического мышления. Мы можем наблюдать за тем, как люди начинают думать самостоятельно, как они пытаются не соглашаться с тем, что видят в своей жизни здесь и сейчас, не концентрируют свое мышление на философско-религиозном пояснении мироздания, а стараются базироваться на собственном опыте и интеллекте.

Сейчас есть направления современной философии вроде неотомической, аналитической, интегральной и т. д. Они предлагают нам новейшие способы преобразования поступающей извне информации. К примеру, задачи, которые перед собой ставит философия неотомизма, - показать дуальность бытия, что все двойственно, но мир материальный теряется при величии торжества духовного мира. Да, мир материален, но эта материя считается лишь малой толикой проявленного духовного мира, где бога проверяют «на прочность». Как Фома неверующий, неотомисты жаждут материального проявления сверхъестественного, что отнюдь не представляется им взаимоисключающим и парадоксальным феноменом.

Разделы

Рассматривая основные эпохи философии, можно отметить, что в античной Греции философия стала царицей наук, что совершенно оправданно, ведь она, как мать, принимает под свое крыло абсолютно все науки. Аристотель, будучи прежде всего философом, в своем известнейшем четырехтомном собрании произведений описал задачи философии и все ключевые науки, существовавшие на тот момент. Все это составляет невероятный синтез античного знания.

Со временем от философии отпочковались другие дисциплины и появились многочисленные ответвления философских течений. Сама по себе, независимо от других наук (права, психологии, математики и т. д.), философия включает в себя много собственных разделов и дисциплин, поднимающих целые пласты философских проблем, которые волнуют все человечество в целом.

Основные разделы философии включают в себя антологию (учение о бытии - ставятся такие вопросы, как: проблема субстанции, проблема субстрата, проблема бытия, материи, движения, пространства), гносеологию (учение о познании - рассматриваются источники знания, критерии истины, концепции, раскрывающие разные грани познания человечества).

Третий раздел - философская антропология, которая изучает человека в единстве его социокультурных и духовных проявлений, где рассматриваются такие вопросы и проблемы: смысл жизни, одиночество, любовь, судьба, «Я» с большой буквы и многие другие.

Следующий раздел - социальная философия, в качестве фундаментального вопроса рассматривающая проблемы взаимоотношений личности и общества, проблемы власти, проблема манипулирования сознанием человека. Сюда относятся теории общественного договора.

Философия истории. Раздел, рассматривающий задачи, смысл истории, ее движение, ее цель, проговаривающий основное отношение к истории, регрессивную историю, прогрессивную историю.

Есть еще ряд разделов: эстетика, этика, аксиология (учение о ценностях), история философии и некоторые другие. На самом деле история философии показывает довольно-таки тернистый путь развития философских идей, потому что не всегда философы возносились на пьедестал, иногда их считали изгоями, иногда их приговаривали к смертной казни, иногда изолировали от общества, не давали распространять идеи, что показывает нам лишь значимость тех идей, за которые они боролись. Конечно, таких людей, отстаивающих свою позицию до смертного одра, было не так много, ведь в течение жизни философы могут менять свое отношение и мировоззрение.

На данный момент отношение философии к науке является неоднозначным. Довольно спорным считается тот факт, что философия имеет все основания называться наукой. А сформировалось это вследствие того, что в середине 19-го столетия одним из основоположников марксизма, Фридрихом Энгельсом, было сформулировано одно из таких наиболее пришедшихся ко двору понятий философии. По мнению Энгельса, философия является наукой о наиболее общих законах развития мышления, законах природы, общества. Таким образом, этот статус философии как науки продолжительное время не подвергался сомнению. Но с течением времени появилось новое восприятие философии, что уже накладывает некую обязанность на наших современников не называть философию наукой.

Родство философии с наукой

Общим для философии и для науки является категориальный аппарат, то есть ключевые понятия, такие как субстанция, субстрат, пространство, время, материя, движение. Эти фундаментальные краеугольные термины находятся в распоряжении как науки, так и философии, то есть и та, и другая оперируют ими в разных контекстах, гранях. Еще одна черта, которая характеризует общность и философии, и науки, заключается в том, что такой феномен, как истина, рассматривается как абсолютная совокупная тотальная ценность сама по себе. То есть истина не рассматривается как средство для обнаружения иного знания. Философия и наука возводят истину на невероятную высоту, делая ее наивысшей ценностью как таковой.

Еще один момент роднит философию с наукой - теоретические знания. Это означает, что формулы в математике и понятия в философии (добро, зло, справедливость) мы не сможем обнаружить в нашем конкретном эмпирическом мире. Эти умозрительные размышления ставят науку и философию на одну ступень. Как сказал Луций Анней Сенека, римский философ-стоик и воспитатель императора Нерона, гораздо полезнее постичь несколько мудрых правил, которые всегда могут послужить тебе, чем выучиться множеству полезных вещей, для тебя бесполезных.

Различия философии и науки

Существенным различием является присущая научному подходу строгая фактология. Любое научное исследование ориентируется на строгий фундамент фактов, которые многократно были подтверждены и доказаны. Наука, в отличие от философии, не голословная, а доказательная. Философские же утверждения очень трудно доказать или опровергнуть. Еще никто не смог изобрести формулу счастья или идеального человека. Фундаментальное различие в этих сферах еще состоит в философском плюрализме мнений в то время, как в науке существовали три вехи, вокруг которых обвивалась общая идея науки: система Эвклида, система Ньютона, система Эйнштейна.

Задачи, методы и цели философии, кратко изложенные в этой статье, показывают нам, что философия наполнена различными течениями, мнениями, зачастую противоречащими друг другу. Третье отличающее свойство заключается в том, что науку интересует объективный мир сам по себе, такой, какой он есть, поэтому бытовало мнение, что наука бесчеловечна в прямом смысле слова (исключает человека, его эмоции, пристрастия и т. д. из сферы своего анализа). Философия не есть точная наука, она есть учение об общих фундаментальных принципах, мышлении и реальности.

Проблемы Философии в современном обществе это, по сути, проблемы отсутствия формирования адекватного мировоззрения подрастающего поколения! Мировоззрения, которое может являться основой сильной успешной , достойного гражданина и счастливого во всех отношениях человека.

Ранее, в периоды расцвета различных культур, особенно в Греции, философия была Царицей Наук, сейчас же философия отправлена на задворки. В лучшие времена философия давала человеку основы мировоззрения, нравственного воспитания, отвечала для человека на самые важные жизненные вопросы: “Кто я?”, “Ради чего стоит жить?”, “Что достойно, а что не достойно?” и др. Сейчас философия – это сотни, чаще всего, не жизнеспособных теорий, систем взглядов, с которыми человек (студент) поверхностно знакомится в теории, но в жизни практически ничего не применяет. Философия уже давно не служит человечеству и не помогает людям.

Реальная философия, которая приносит какую-то пользу – это философия успеха , она доступна для людей благодаря книгам и лекциям бизнесменов и успешных людей, но это лишь часть тех жизненно важных вопросов, которые необходимы абсолютно каждому человеку. Кроме того, философия успеха от известных людей и бизнесменов, которые по своей сути практики, не признана традиционной наукой, не обладает достаточным статусом, чтобы войти как обязательный предмет в систему образования, в том числе по тому, что её создатели являются прежде всего бизнесменами, а не учёными.

Можно сделать вывод, что философия в современном мире вообще не выполняет свою важнейшую задачу – не готовит человека к жизни!

Основные проблемы философии в современном мире

Современная философия:

1. Не формирует полноценное адекватное мировоззрение успешного и счастливого человека. Формирование мировоззрения, жизненных представлений, целей, ценностей, убеждений у большинства людей происходит хаотично (семья, телевизор, окружение, др.).

2. Это сотни противоречивых теорий и взглядов, которые оторваны от реальной жизни и, чаще всего, вообще не применимы для достижения . Это формирует в сознании “кашу”, и никак не способствует формированию целостного, не противоречивого и эффективного для жизни мировоззрения.

3. Не даёт ответов на самые важные жизненные вопросы, по сути это и есть главные вопросы Философии: “Кто такое Человек?”, “Как жить?”, “Ради чего жить?” . Реально, наиболее адекватными философскими учениями являются мировые Религии, которые дают ответы на эти вопросы и имеют миллиарды последователей, то есть наивысшие результаты. А философские теории и учения не имеющие последователей, реальных школ, людей, которые исповедуют соответствующие взгляды – должны быть признаны несостоятельными и бесполезными. А зачем они нужны обществу, если они бессильны перед жизнью и не приносят никакой пользы?

4. Не практичность и не применимость соответствующих философских теорий в реальной жизни. Философия должна быть практичной, она должна помогать людям достигать успеха, счастья, внутренней гармонии и материального благополучия. А если это иллюзорная теория, кому она нужна?

5. Безнравственные, примитивные и слабые новые философские теории. Зачем нужна система знаний и взглядов, которая делает человека слабым, порочным, безнравственным, бесполезным, злым, делает его эгоистичной пиявкой на теле общества? Таким, делает человека, например “Постмодернизм”. Философия должна помогать человеку различать, что достойно, а что не достойно, где верх, а где низ, куда идти и что делать, чтобы становиться умнее, сильнее, успешнее и счастливее. Философия должна давать человеку чёткий вектор развития и ясное понимание последствий выбора!

6. Не даёт адекватной методологической базы для развития Личности. В идеале, адекватная философия должна давать человеку не только знания и представления (мировоззрение), но и эффективные методы работы над собой. Например, техники работы с жизненными целями, методы формирования внутренних убеждений и взглядов, методики устранения внутренних заблуждений и проблем.

Чтобы было легче выработать отношений к данным вопросам, спросите себя:

  • Должна ли философия помогать человеку становиться достойнее или способствовать его развращению и порочности?
  • Должна ли она делать Личность сильной или плодить его слабости и недостатки?
  • Должна ли философия раскрывать в душе источники радости или ввергать человека в страдания принося ему максимум боли?
  • Должны ли философские знания вести человека к успеху или их задача плодить разочарованных жизнью обозлённых неудачников?
  • Должна ли философия обучать каждого искусству жизни на Земле или способствовать размножению иллюзий, отрывать человека от реальности и вести к сумасшествию?
  • Какого мировоззрения вы бы пожелали своим детям?

Успеха вам в поиске мудрых ответов:)