Ирек минниханов сын. Пункт назначения. Связи в России

Разбившийся в Казани сын президента Татарстана не разрешил полететь вместе с ним беременной жене-француженке, с которой сыграл свадьбу три месяца назад (фото)

В страшной авиакатастрофе в Казани погибли 50 человек. Пассажирский «Боинг-737-500» потерпел крушение в воскресенье, 17 ноября, в 19.30 при заходе на посадку. Лайнер столкнулся с землей и загорелся. Рейс авиакомпании «Татарстан» следовал из московского аэропорта «Домодедово», на его борту в числе прочих пассажиров летели старший сын президента Татарстана Ирек Минниханов и глава УФСБ по республике Александр Антонов. Так же в катастрофе погибли жена и дочь известного спортивного комментатора Романа Скворцова. Жертв могло бы быть больше: накануне поездки в Москву Ирек Минниханов запретил своей жене лететь вместе с ним из-за беременности – его 23-летняя супруга, гражданка Франции Антония ГИШАР, сейчас на восьмом месяце.

История любви Ирека и Антонии напоминала телесериал: пара познакомилась в Швейцарии во время учебы несколько лет назад и с тех пор не расставалась. Красавица-француженка с первого взгляда покорила казанских друзей и родственников Минниханова. По словам друзей Ирека, он был вовсе не «мажором» — в нем было мало от представителя «золотой молодежи», он производил впечатление образованного и воспитанного молодого человека.

Летом Антония сообщила бойфренду, что ждет ребенка, и пара сыграла свадьбу в кругу самых близких. Торжество проходило тайно: 16 августа молодые расписались в Казани, а затем отправились на родину девушки во Францию. Ребенок пары должен был появиться на свет в декабре.

Первенец главы Татарстана по работе часто ездил в Москву – он работал в «АК БАРС» банке. Жена нередко сопровождала его, однако в этот раз, из-за большого срока беременности, Ирек запретил Антонии лететь вместе с ним. Это спасло ей жизнь.

Справка «ЭГ»

Старший сын президента Татарстана Рустама Минниханова Ирек Минниханов родился в 1990 году, окончил Казанский (Приволжский) федеральный университет (бывший КГУ им. Ульянова-Ленина). Работал в банке «АК БАРС» и занимался собственным бизнесом, учредив в 2008 году ООО «Стройиндустрия» совместно с сыном Рифката Минниханова (брата президента Татарстана и начальника управления ГИБДД МВД Республики Татарстан). 16 августа 2013 года Ирек женился на француженке Антонии Гишар, с которой он познакомился несколько лет назад на учебе в Швейцарии.

После гибели первенца у Рустама Минниханова остался младший сын – 5-летний Искандер. Супруга Минниханова Гульнара владеет элитным казанским салоном красоты «Luciano Beauty Studio» и входит в десятку самых богатых жен губернаторов.

Рустам Минниханов стал президентом Татарстана в 2010 году. Минниханов — заслуженный мастер спорта РФ, профессиональный спортсмен-автогонщик. Регулярно участвовал в татарстанских, российских и международных соревнованиях, включая чемпионаты Европы. В 2004 и 2005 году занял 3-е место на чемпионате Европы в одной из автомобильных категорий. Став Президентом Татарстана, продолжил участие в ряде соревнований по автоспорту - в частности, 21 августа 2011 года в очередном 4-ом этапе Чемпионате России по автомобильным кольцевым гонкам RTCC. Многократный лауреат и победитель Кубка Президента Татарстана по автоспорту, в том числе уже и являясь Президентом Татарстана. Свободно управляет вертолётом.

— У меня один вопрос: зачем теперь жить?!

Будущие супруги познакомились на матче хоккейного клуба «Ак Барс»: комментатора с первого взгляда покорила хрупкая темноволосая красавица. В октябре 2012 года пара устроила пышную свадьбу в одном из отелей в центре Казани. После этого 37-летняя Эллина вместе с дочкой переехала к мужу в Москву. Три недели назад пара отметила первую годовщину семейной жизни, супруги были полны планов. «Нашёл билеты до Рейкьявика в марте за 6 тысяч рублей. Надо мчать…» — написал Роман в Твиттере всего за пару часов до трагедии. В Казань Даша и Эллина летели повидать родных и друзей.

Коллеги как могут поддерживают Скворцова и выражают ему свои соболезнования.

— Ребята только год как поженились… Рома, держись, — написал в Twitter телеведущий Владимир Соловьев.

«Известия» , 18.11.2013., «Основная версия катастрофы Boeing в Казани — человеческий фактор»

Следователи выясняют, почему экипаж дважды не смог создать условия для посадки самолета и не попросил о помощи авиадиспетчеров.

На месте крушения Boeing 737-500 авиакомпании «Татарстан» в Казани практически сразу после катастрофы начали работать эксперты Следственного комитета и Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Жертвами катастрофы стали 50 человек, в том числе глава УФСБ Татарстана, генерал-майор Александр Антонов и Ирек Минниханов — сын главы республики Рустама Минниханова. Среди рабочих рассматриваются версии ошибок экипажа при посадке в сложных условиях, а также о технических неполадках самолета, которому было уже почти 24 года.

Трагедия в международном аэропорту Казани произошла в 19.25 по московскому времени, когда там приземлялся Boeing 737-500 авиакомпании «Татарстан», который следовал регулярным рейсом №363 из Москвы. Самолет вылетел из столичного аэропорта «Домодедово».

По предварительным данным, в Казани самолет стал заходить на посадку, однако по неизвестной пока причине пилоты решили идти на второй круг. При повтороном заходе на посадку самолет врезался во взлетно-посадочную полосу носом и загорелся.

Прибывшие на место катастрофы пожарные быстро справились с огнем, однако никто из находившихся на борту Boeing людей не выжил.

Следственный комитет возбудил по факту крушения самолета уголовное дело по ч.3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц). В настоящее время на месте происшествия работают следователи и эксперты-криминалисты СКР.

По предварительным данным, причиной катастрофы могла быть техническая неполадка самолета или человеческий фактор — ошибка пилотов. В этот вечер в районе аэропорта шел мелкий дождь, было уже темно, однако видимость оценивалась в 5000 м.

— Погодные условия были вполне нормальными: при такой видимости экипаж уже за 4 км до ВПП видел огни. Если самолет не смог сесть после двух попыток, это говорит либо о непрофессионализме пилотов, которые не смогли создать необходимые условия для посадки, либо у них отказало навигационное оборудование. Если самолет не сел с первого раза, диспетчер должен был выяснить причину и помочь экипажу с посадкой. По неизвестной пока причине, этого не произошло, и пилоты решили идти на второй круг, — рассказал «Известиям» информированный авиационный эксперт. — Необходимо выяснить, почему им не помог диспетчер.

По его мению, экипаж мог быть неподготовлен для управления самолетом такого типа.

— Насколько я знаю, Рустем Салихов лишь недавно был назначен командиром экипажа, поэтому ему должны были дать опытного второго пилота. Сейчас необходимо понять, на какой технике они летали раньше. Если это была легкомоторная авиация, которая может использоваться только в светлое время суток, то им могло просто не хватить опыта для посадки в ночное время по навигационным приборам Boeing.

Эксперты считают, что причины авиакатастрофы не связаны с действиями авиадиспетчеров или наземных служб.

— Международный аэропорт Казани незадолго до этого готовился к Универсиаде и приему большого количества бортов, поэтому был отремонтирован и оснащен по последнему слову техники, — рассказал «Известиям» заместитель председателя профсоюза авиадиспетчеров Сергей Ковалев.

По его мнению, к крушению Boeing могла привести ошибка пилотов.

— При посадке самолет опустился до минимально допустимого уровня, касания с землей не произошло, пилоты решили идти на второй заход, однако Boeing уже «провалился» — уровень высоты был ниже допустимого, поэтому двигатели уже его не вытянули и он врезался в землю, — предположил Ковалев.

Разбившийся в авиакатастрофе Boeing 737-500 был выпущен в 1990 году и имел регистрационный номер VQ-BBN. В последнее время командиром судна был летчик Рустам Салихов. В парк авиакомпании Tatarstan Air самолет попал в декабре 2008 года, до этого он сменил еще несколько компаний, среди которых были Bulgaria Air, Uganda Airlines, Air France, Rio Soul, Blue Air, AWAS.

Этот же борт уже совершал аварийную посадку в аэропорту Казани 26 ноября 2012 года. Тогда он совершал рейс №370 Казань-Москва (Домодедово) и на его борту находились 71 пассажир и 7 членов экипажа. В 7 часов утра, через 20 минут после взлета в кабинете пилота сработали аварийные датчики, и экипаж принял решение вернуться в Казань. По одной из версии, причиной ЧП стала разгерметизация салона.

Как заявил «Известиям» пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, семьям погибшим государство выплатит компенсации.

— Правительство и региональные власти работают в этом направлении, — сказал Песков.

Будут ли какие-то действия со стороны авиакомпании «Татарстан», «Известиям» узнать не удалось. Компания даже по прошествии нескольких часов после катастрофы так и не выразила соболезнования семьям погибших, а также с сайта перевозчика исчезла информация о структуре и руководстве компании.

По информации «Известий», председателем совета директоров авиакомпании является первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства республики Татарстан Инсаф Хайруллин. В декабре 2011 года генеральным директором был назначен Аксан Гиниятуллин. В начале 2012 года правительство Татарстана отказалось от сотрудничества с болгарским холдингом «Химимпорт» в области авиаперевозок и приняло решение передать авиакомпанию «Татарстан» в собственность подконтрольного правительству ОАО «Холдинговая компания «Ак барс». Около двух лет в республике говорили о возможном слиянии «Татарстана» с другой контролируемой холдингом авиакомпанией «Ак Барс аэро», однако вопрос об объединении отложен на неопределенный срок.

Стоит также отметить, что в апреле 2012 года авиакомпания «Татарстан» планировала вывести из эксплуатации два воздушных судна В-737/300, а также В-737/500 и заменить их на ВС типа Аirbus-319. Замена воздушных судов должна была обеспечить однотипность парка, высокую топливную эффективность, сократить долю затрат на топливо в себестоимости авиаперевозок, а также позволить выйти на качественно новый уровень обслуживания пассажиров. Однако, в связи с высокими долгами этого сделать не удалось.

Похожая катастрофа с таким же Boeing 737-500 произошла 14 сентября 2008 года в Перми, жертвами котрой стали 82 пассажира (в том числе 7 детей) и 6 членов экипажа. Самолет авиакомпании «Аэрофлот Норд» совершал рейс из Москвы в Пермь. При заходе на посадку в районе аэропорта «Большое Савино» экипаж повел себя неадекватно: пилоты не выполняли распоряжения диспетчера, второй пилот передал управление командиру, когда самолет находился в состоянии прерванного захода на посадку. Командир в свою очередь ошибся в показаниях приборов, совершил фатальный манёвр по крену, после чего самолёт перевернулся через левое крыло и на скорости около 470 км/час врезался в землю в нескольких сотнях метров от жилых домов. От удара самолет полностью разрушился, обломки загорелись. Пожар сильно повредил то, что осталось от самолёта. Позже эксперты обнаружили в крови командира экипажа следы алкоголя.

Как выяснилось, одной из причин катастрофы был низкий уровень подготовки экипажа. Большинство пилотов ранее летали на отечественных Ту-134, Ан-2, поэтому имели иную технику пилотирования, управления ресурсами (CRM) и принципы по выводу самолета из сложных пространственных положений с прямой индикацией авиагоризонтов.

Андрей Гридасов

Как обычно, выясняется, что трагедии можно было избежать. Вроде бы этот рейс должен был совершать другой самолет, а Boeing лететь в Сочи, но в последний момент, узнав, что на лайнере полетят сын президента и глава ФСБ, борт поменяли на более вместительный, с салоном бизнес-класса. Аэропорт Казани отказывался заправлять самолеты авиакомпании «Татарстан», пока она не погасит долги, и поэтому самолеты всегда прилетали с полными баками топлива, которого бы хватило на обратную дорогу. Этим объясняется такое долгое тушение упавшего лайнера. Компания давно находилась в плачевном финансовом состоянии, об этом Slon подробно писал. Если бы у авиакомпании были деньги, то она бы не переучивала в пилоты вышедших на пенсию бортинженера и штурмана, которые почему-то оказались в одной кабине.

Невозможно представить, какой сейчас внутренний диалог ведет с собой Рустам Минниханов. Вспоминает ли он интервью , которое дал пару лет назад Forbes, где он рассказывал, что с коррупцией бороться бессмысленно: «Раз приносят, как не взять?» Вспоминает ли он своего старого знакомого, который попросил куда-нибудь трудоустроить своего сына? Что он думает о нынешнем полпреде на Дальнем Востоке Юрии Трутневе ?

Биография Ирека Минниханова описывается просто: 23 года, учился в Швейцарии, где познакомился с будущей женой - француженкой Антонией. Работал в банке «Ак Барс», аффилированном с властями Татарстана. По рассказам близких, был очень скромным. Увлекался автогонками. Из автомобилей предпочитал Porsche Panamera.

Гендиректор авиакомпании «Татарстан» Аксан Гиниатуллин если и не был лично знаком с Иреком, то мог хорошо представить его пожелания, когда принимал решение заменить небольшой самолет на более комфортный. Сразу после катастрофы авиакомпания поспешила удалить с сайта биографию 34-летнего гендиректора. Те, кто это делал, резонно испугались обвинений в юном возрасте топ-менеджера и отсутствии большого опыта в авиации. Я не уверен, что хороший директор должен обязательно пахнуть керосином и иметь слуховой аппарат. Меня скорее пугает похожесть биографий Аксана и Ирека.

Гиниатуллин родился в 1977 году, в семье министра мелиорации и водного хозяйства, а затем вице-премьера Узбекистана Рима Гиниатуллина, которого официально называют «татарским мыслителем евразийского масштаба». В 1999 году Аксан окончил Ташкентский институт ирригации и мелиорации сельского хозяйства. Отец, возглавлявший тогда международный фонд спасения Аральского моря, который финансировался Всемирным банком, пригласил сына на должность помощника технического директора. Лучше всего о работе фонда рассказал его бывший сотрудник, канадский эколог Роб Фергюсон, который в 2005 году написал книгу «Дьявол и исчезающее море» («The Devil and the Disappearing Sea»). Дьявол в представлении Фергюсона - это Рим Гиниатуллин. Канадец описывает его так: «Он не имеет никакого интереса в сохранении Аральского моря. Он хочет денег, чтобы держать своих детей в американских университетах». В контексте Узбекистана это звучит смешно, но после выхода книги разгорелся скандал: Всемирный банк отказался дальше финансировать проект, а Рим потерял кресло в правительстве, ушел на пенсию и возглавил Совет старейшин татар Узбекистана.

К этому времени Аксан окончил двухлетние курсы MBA в американском Fordham University. В официальной биографии Аксана сказано, что с 1998 по 2009 год он был «генеральным менеджером крупных североамериканских компаний (США, Канада)», в которых он получил управленческий опыт. В базах данных имя Аксана Гиниатуллина упоминается только один раз: он возглавлял канадскую компанию Ehorus Incorporated, которая выполняла функции канадского трейдера татарского химического холдинга ТАИФ . Вероятно, этот пост Аксан занял по протекции отца, который был хорошо знаком с тогдашним президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым и его правой рукой - председателем правительства Рустамом Миннихановым. Это вполне в татарских традициях. Например, сын Шаймиева - Радик, трудится членом совета директоров ТАИФ , а Ирек Минниханов работал в другой корпорации, близкой к властям Татарстана, - «Ак Барс». Другое дело, что никто не задумывается о последствиях решений, которые будет принимать золотая молодежь. В частных компаниях это выясняется быстрее. Младший брат Аксана - Искандер Гиниатуллин тоже получил образование в США и возглавил компанию «Система Телеком». Этой «дочке» холдинга АФК «Система» принадлежат права на «яичные бренды» всех телекоммуникационных активов холдинга (МТС, «Комстар» и другие). Бизнес не пыльный - компании тратят деньги на рекламу и продвижение брендов, а еще ежегодно перечисляют за пользование брендом десятки миллионов долларов «Системе-Телеком». Одним из проектов Искандера была продажа оператору сотовой связи МТС ее же бренда за 438 млн долларов. Миноритарии были в шоке, независимые директора возмутились, Искандер подал в отставку и организовал собственный бизнес по продаже торгового оборудования из Южной Кореи.

В 2009 году, переехав в Россию, Аксан тоже устроился в «Ак Барс», где стал советником гендиректора холдинга «Ак Барс», второй корпорации, близкой к властям Татарстана. В холдинге он курировал проект покупки шести канадских лайнеров Bombardier CRJ-200 для авиакомпании «Ак Барс Аэро». У него уже был опыт подобных сделок. В 2007 году он помог авиакомпании «Татарстан» купить два самолета Bombardier CRJ900 на 86 мест за $24 млн каждый. Но в России на эти машины не удалось получить сертификат летной годности, поэтому через год простоя их сдали в аренду в ОАЭ. В этом недоразумении стоимостью почти $50 млн виноват скорее не Аксан, а прежнее руководство авиакомпании.

Авиакомпании «Татарстан» и аэропорту Казани давно пытались найти инвестора. До 2008 года ею управлял местный предприниматель Маннаф Сагдиев, который сбежал от кредиторов после финансового кризиса. Ситуация была критической - через несколько лет в Казани должна пройти Универсиада. Выход предложил бывший министр природных ресурсов России Юрий Трутнев, который был куратором Универсиады со стороны федеральных властей. Трутнев увлекается восточными единоборствами и возглавляет Федерацию киокушинкай каратэ России. На одном из соревнований он познакомился с главой Болгарской федерации киокушинкай каратэ, одним из самых богатых бизнесменов Болгарии Иво Каменовым. Его холдинг «Химимпорт» владеет национальным авиаперевозчиком Bulgaria Air, несколькими крупными аэропортами, банками и страховыми компаниями Болгарии. Капитализация холдинга оценивается в 2,5 млрд долларов, а входящие в него компании производят 5% ВВП Болгарии.

Правда, в стране этот холдинг более известен под названием TIM. Точно так же в 1990-х годах называлась одна из крупнейших криминальных группировок Болгарии. В 2011 году журналистка Невяна Троянска написала книгу «ТИМ - команда, которая взяла Болгарию», в которой рассказывается история восхождения криминальной группировки к вершинам бизнеса. Вряд ли этого не знал Юрий Трутнев.

Юрий Трутнев
В одном из интервью Трутнев философски рассуждал , что «дети министров должны чем-то заниматься. Старший сын взрослый, и волен заниматься чем угодно. Хотя если он будет что-то делать в сфере недропользования, то мне, наверное, будет очень стыдно». Чтобы не расстраивать отца до 2007 года, Дмитрий Трутнев был совладельцем одной из крупнейших парфюмерных сетей на Урале «Практическая магия». А после знакомства отца с Иво Каменовым возглавил экспансию авторитетных предпринимателей в Россию, заняв пост консультанта Центрального коммерческого банка, принадлежащего «Химимпорту».

Рустам Минниханов согласился передать «Химимпорту» акции аэропорта Казани и авиакомпании «Татарстан», которые нуждались в инвестициях и обновлении парка самолетов. Бизнес-схема болгар была проста: они отказались от закупки «Татарстаном» новых Aerobus. Вместо этого принадлежащая им компания Bulgaria Air купила четыре старых Boieng, самому молодому из которых было больше 15 лет, и сразу же . В годовой отчетности авиакомпании сказано, что аренда каждого из самолетов обходилась в $165 тысяч. Эксперты отмечают, что в тот момент лизинг подобного самолета мог обойтись примерно в $100 тысяч. Помимо этого, старые самолеты нуждались в постоянном техобслуживании, которое, по условиям договора, могло проводиться только в Болгарии, на это уходило еще в среднем $100 тысяч в месяц. Таким образом, каждый Boieng обходился «Татарстану» в $265 тысяч вместо $100 тысяч.

Деньги на обновление парка авиакомпании предоставили болгарские «инвесторы», но в кредит и вполне по рыночным ставкам, 11,5–12% годовых. Также «Химимпорт» приобрел небольшой «Татинвестбанк», который стал обслуживать авиакомпанию и страховую компанию «Итиль», бизнес которой резко пошел в гору после того, как в ней были застрахованы самолеты, пассажиры авиакомпании «Татарстан» и имущество аэропорта Казани. Дмитрий Трутнев до сих пор является членом совета директоров «Татинвестбанка» и компании «Итиль».

С аэропортом были использованы похожие схемы. Болгары оказывали консультационные услуги и не хотели входить в уставной капитал, но охотно выдавали кабальные кредиты на реконструкцию аэропорта. Терпение властей Татарстана лопнуло за полтора года до начала Универсиады, когда болгары пригласили для реконструкции аэропорта собственную строительную компанию, предложившую властям республики смету, в которой стоимость работ была завышена в несколько раз.

Аксану Гиниатуллину досталось непростое хозяйство. У авиакомпании было несколько миллиардов рублей долгов, кабальные соглашения по лизингу старых самолетов и болгары, которые не хотели прощаться со своими активами в Татарстане, бывшими для них прекрасной «дойной коровой». Гиниатуллин по восточной традиции окружил себя преданными людьми. Коммерческим директором авиакомпании стал его школьный приятель из Узбекистана Артур Насрутдинов, который прежде работал в авиакомпании «Татарстан» охранником.

Дипломы MBA не помогли вывести бизнес из крутого пике. От двух самолетов удалось отказаться, и болгары их тут же передали сербской авиакомпании JAT Airways. В этом году компания очень неохотно платила поставщикам топлива и запчастей, начались даже задержки по зарплате. Зато топ-менеджмент был рад поставить на рейс полупустой самолет для того, чтобы сын президента Ирек Минниханов (скромный, но предпочитает Porshe) смог полететь в бизнес-классе.


Ирек Минниханов с женой Антонией Гишар
Коррупцию нельзя победить. «Ты такой же. Станешь таким же. Из десяти один не будет брать, девять будут. Раз приносят, как не взять? Если от тебя зависит что-то», - говорил в интервью Рустам Минниханов. Нельзя отказать старым знакомым в трудоустройстве их детей. Нельзя отказаться от предложения вышестоящего начальника. Вроде бы так и нужно. Не ожидая, Минниханов стал героем почти античной трагедии. Хотя в греческой мифологии нет подобных сюжетов. Не догадались греки. Чисто российская история.

"Химимпорт" - группировка авторитетных болгарских инвесторов

Оригинал этого материала
© "Новая газета" , 21.11.2013, Фото: via "Новая газета"

Откуда прилетел "Боинг"

Роман Анин

[...] вместо новой техники авиакомпания «Татарстан» получила от болгарских инвесторов «Боинги», эксплуатировавшиеся уже много лет (разбившемуся в Казани самолету было 23 года).

Поставленные «Боинги» почти сразу стали причиной недовольства профсоюзов авиакомпании «Татарстан». В марте 2009 года деловая электронная газета Татарстана «Бизнес Online» опубликовала открытое письмо профсоюзов к президенту республики Минтимеру Шаймиеву, в котором описывались проблемы авиакомпании. «Одним из главных источников финансовых проблем экономисты компании называют необходимость производить лизинговые отчисления за взятые у болгарской компании «Химимпорт» самолеты «Боинг-737». По условиям договора плата составляет порядка $150–160 тыс. в месяц и порядка $100 тыс. за запчасти. То есть для того, чтобы самолет не приносил убытков компании, он должен летать с пассажирами не менее 250 часов в месяц», - говорилось в письме.

Примерные цифры, озвученные профсоюзами, подтверждаются отчетностью болгарского холдинга «Химимпорт»: по данным на 2009 год, лизинг упавшего в Казани самолета обходился авиакомпании «Татарстан» в 140 тыс. долларов в месяц. Однако срок действия договора лизинга, согласно отчетности «Химимпорта», истекал в марте 2013 года. В авиакомпании «Татарстан» «Новой газете» подтвердили, что отношения с Bulgaria Air были прекращены в марте 2013 года, однако назвать нового лизингодателя отказались.

Представитель Bulgaria Air Румяна Желева также сообщила «Новой газете», что договор лизинга истек в марте 2013 года, и предположила, что новым лизингодателем по договору с авиакомпанией «Татарстан» могла стать компания Ansett Worldwide Aviation Ireland Ltd (британский офшор - изначальный владелец самолета).

На протяжении нескольких лет структуры, связанные с холдингом «Химимпорт», оставались и совладельцами авиакомпании «Татарстан». Компании болгарского холдинга контролировали 50% в ЗАО «Тат-Аэро», которое, в свою очередь, владело авиакомпанией «Татарстан». Однако в декабре 2012 года авиакомпания «Татарстан» выкупила долю болгарских инвесторов в ЗАО «Тат-Аэро» за 363 млн рублей (данные из отчетности авиакомпании за 2012 год).

Румяна Желева также сообщила «Новой», что с декабря 2011 года «управление предприятием эффективно перешло в руки нового руководства, определенного со стороны Республики Татарстан, и будущего местного акционера». [...]

Иво Каменов и "Химимпорт"

Иво Каменов
Иво Каменов, ключевой совладелец холдинга «Химимпорт», - достаточно известный человек не только в Болгарии, но и в мире. О бизнесе Каменова и его партнеров подробно писали не только болгарские СМИ, но и американские дипломаты в секретных депешах, опубликованных WikiLeaks. «Восходящая звезда болгарской организованной преступности», - так называли американские дипломаты основанную в Варне группировку «ТИМ», которая, как писали дипломаты, получила свое название по именам трех лидеров: Тихомира Иванова, Иво Каменова и Марина Великова.

«Как считается, группировка была основана в Варне в 1993 году примерно десятью бывшими морпехами, которые служили в элитном военном подразделении, до того как их распустили в начале 90-х... Как организованная преступная группа, «ТИМ» вовлечена во множество видов криминальной деятельности: похищения и вымогательства, организация проституции, игорного бизнеса, трафика наркотиков и угнанных автомобилей», - говорилось в депешах, опубликованных WikiLeaks.

По данным американских дипломатов, «ТИМ» якобы начинала свою деятельность с выбивания долгов и предоставления охранных услуг в Варне, где проживает много русскоязычного населения, поэтому у «ТИМ» были налажены хорошие связи и с представителями российской организованной преступности.

Бизнес постепенно рос, и вскоре Каменов и партнеры стали совладельцами множества активов в Болгарии и других странах. «Через свою торговую компанию «Химимпорт» группировка имеет значительную долю на рынке производства и торговли удобрениями, нефтепродуктами и химическими веществами. Покупка «ТИМ» Центрального кооперативного банка (ЦКБ), наиболее крупного приобретения группы на сегодняшний день, также осуществлялась через «Химимпорт», - говорилось в депешах WikiLeaks.

В холдинге «Химимпорт» эти сообщения предпочли не комментировать. Румяна Желева лишь сообщила «Новой газете»: «С учетом серьезности причин нашего общения и относясь с уважением к вашему изданию, мы предпочитаем воздержаться от обсуждения некоторых свободных публикаций в интернет-пространстве». [...]

Который занимает этот пост с 2010 года. Во главе этого российского региона он заменил Минтимера Шаймиева. При этом героиня нашей статьи прославилась не только, как первая леди Татарстана. Она регулярно попадает в рейтинги самых богатых жен глав российских регионов.

Успехи Миннихановой

Гульсина Минниханова родилась в 1969 году. Впервые в центре внимания средств массовой информации из-за своих непомерных доходов она оказалась в 2011 году. Именно тогда Гульсина Минниханова открыла в Казани на новом месте шикарный СПА-центр. Он расположился в шестиэтажном особняке, общая площадь которого составляла 18 тысяч квадратных метров.

Интерес к этому заведению для отдыха и релакса был огромен. Во-первых, из-за того, что с услугами такого высокого класса предстоит встречаться нечасто. Во-вторых, потому что владела им первая леди Татарстана.

На тот момент журналисты уже имели информацию о том, что Минниханова Гульсина Ахатовна ведет бизнес. Эти данные основывались после обнародования деклараций о доходах региональной и федеральной элиты. Но о масштабах ее предпринимательской деятельности стали судить только тогда.

Доход четы Минниханов рос планомерно. В 2009 году она задекларировала чуть больше 8 миллионов рублей, в то время, как ее супруг почти в два раза меньше. В 2010 году доход Гульсины Миннихановой составил около 8 миллионов рублей. В то время, как президент Татарстана смог заработать почти 7,5 миллионов.

С такими высокими показателями она неизменно оставалась среди лидеров в рейтинге самых богатых жен отечественных губернаторов, постоянно попадая в первую десятку.

и СПА-центр

Индустрия красоты и моды, которой всерьез занялась Минниханова Гульсина Ахатовна, позволила ей существенно увеличить семейный бюджет. Кстати, свой СПА-центр в Казани она назвала в честь знаменитого парикмахера из Италии по имени Лучано де Алойа. Он, кстати, специально прилетал на целый месяц из Женевы в Казань в дни запуска салона красоты в работу, чтобы непосредственно дать нужные указания и распоряжения.

СПА-центр "Лучано" был построен на улице Островского. Его постоянными посетителями стали жены местных чиновников, бизнесменов, а также топ-менеджеров крупных бизнес-групп, которые базируются в столице республики.

Кто в семье главный?

Тот факт, что жена в семье главы республики зарабатывает больше супруга, не раз вынуждал журналистов задавать Минниханову острый вопрос: не переживает ли он из-за этого факта.

Однако Минниханов всегда умудрялся достойно выйти из этой ситуации. В частности, он заявлял, что его заработок вполне достойный. А в том, что его жена, занимаясь предпринимательской деятельностью, получает высокую прибыль, нет ничего предосудительного.

При этом глава Татарстана отмечал, что его супруга занимается бизнесом, не связанным ни с нефтехимией, ни с нефтью, ни с заводом КАМАЗ. Она работает в сфере услуг. При этом он настаивал, что доход его жены совсем не намного выше его собственного.

Минниханов часто отшучивался, что если она начнет получать каждый год в десять раз больше него, тогда ему будет о чем поволноваться. Пока же она не так уж и успешна.

Стоит отметить, что после открытия ее нового модного СПА-салона многие стали считать, что у нее есть все шансы воплотить эту шутку в жизнь.

Растущие доходы

Широко известно, что лучше всего оценить успешность бизнеса позволяют планомерно растущие прибыль и доход.

По данным из открытых источников, уже в 2008 году выручка от салона красоты "Лучано" (он тогда располагался не в таком шикарном здании и не в таком фешенебельном районе) составила почти 36 миллионов рублей. В это время чистая прибыль остановилась на отметке в 8,5 миллионов рублей. Уже в 2009 года выручка превысила 44 миллиона рублей, а чистая прибыль совсем немного не дотянула до 10 миллионов в год.

Очевидно, что бизнес Гульсины Миннихановой оказался чрезвычайно успешным.

Баснословный доход

В 2016 году героиня нашей статьи провернула одну из самых успешных сделок в своей жизни. После этого на доход Гульсины Миннихановой обратили внимание абсолютно все. Ей удалось продать практически половину пакета акций своего салона красоты "Лучано", расположенного в Казани.

При этом ее задекларированный доход составил более двух миллиардов рублей. Если быть точным, то два миллиарда 350 миллионов рублей. Причем, помимо 150 миллионов, все остальные деньги она получила от продажи акций "Лучано".

Покупателем стала фирма, имеющая оффшорный счет на Кипре. При это то, сколько зарабатывает жена Минниханова Гульсина, похоже, не удивило никого, кроме журналистов. Потому что в государственном совете Татарстана отметили, что нет ничего удивительного в том, что кто-то зарабатывает больше, а кто-то меньше.

Нужно не забывать, что салон красоты "Лучано", расположенный на улице Островского, - это целый комплекс для отдыха и развлечений. Он включает в себя не только СПА-салон, но и салон красоты, ресторан, фитнес-клуб и даже отель. Он неоднократно завоевывал различные престижные отечественные и международные награды и премии.

Причины продажи

В подобной ситуации, естественно, появляется вопрос, что вынудило Минниханову Гульсину Ахатовну расстаться с такими серьезными активами.

Если верить официальной версии пресс-службы президента республики Татарстан, то сделка была осуществлена с целью привлечь дополнительные средства для развития новых направлений бизнеса.

При этом стоит отметить, что компания, которая приобрела 49% акций салона красоты "Лучано", зарегистрирована на Британских Виргинских островах. Так что, как часто бывает в подобных ситуациях, конечного владельца или бенефициара установить не представляется возможным.

Помимо этого, в пресс-службе президента республики отметили, что после завершения сделки уплатила 286 миллионов рублей в качестве налогов Гульсина Минниханова. Биография первой леди Татарстана теперь заиграет новыми красками, уверены многие.

В тоже время, героиня нашей статьи осталась полноправной владелицей оставшегося 51% акций оздоровительно-развлекательного комплекса "Лучано". А в ее ближайших планах запуск детского СПА-комплекса, который позволит полноценно отдыхать всей семьей.

При этом нет достоверной информации о том, как заработала оставшиеся 150 миллионов рублей в 2016 году Гульсина Минниханова. Биография ее содержит еще немало темных пятен. Справедливости ради стоит отметить, что ей официально принадлежит еще один крупный бизнес - фешенебельный отель на четыре звезды "Лучано" в Казани. В нем 99 комфортных номера.

Семья Миннихановой

Родители Гульсины Миннихановой могут оставаться довольными тем, как устроилась их дочь. Ведь помимо того, что она стала первой леди Татарстана, у нее родились двое сыновей. Первый в 1989 году. Его назвали Иреком. Правда, с ним произошла трагедия. Он погиб в авиакатастрофе в возрасте 23 лет.

Семья президента Татарстана Рустама Минниханова тяжело переживала эту утрату. Ровно через месяц после его гибели вдова Антония Гишар родила внучку для четы Миннихановых.

Второй сын у Гульсины появился на свет в 2008 году. Сейчас ему 9 лет.

Наследство сына

Стоит отметить, что Минниханова всегда зарабатывала больше мужа, но не значительно. Первый серьезный доход она задекларировала в 2015 году. Тогда из 256 миллионов рублей 210 она получила в наследство от разбившегося в авиакатастрофе сына - Ирека Минниханова.

Также Гульсина Минниханова после смерти сына стала обладательницей квартиры общей площадью 222 квадратных метра, двух парковочных места в Объединенных Арабских Эмиратах.

Трагедия с сыном

Ее сын стал жертвой крупнейшей авиакатастрофы в 2013 году. Трагедия произошла в "Боинг 737", который принадлежал авиакомпании "Татарстан", выполнял регулярный рейс по маршруту "Москва - Казань". При заходе на посадку он рухнул на землю.

На борту находились 50 человек, в том числе 6 членов экипажа. Все погибли. Ирек Минниханов оказался не единственной публичной фигурой в этом самолете. Также данный рейс стал последним для руководителя регионального управления ФСБ по республике Татарстан Александра Антонова, российской шахматистки Гульнары Рашитовой, супруги и падчерицы популярного спортивного комментатора телеканала "Россия 2" Романа Скворцова.

По результатам расследования Межгосударственного авиационного комитета, причиной катастрофы стали системные недостатки при определении факторов опасности и контроле уровня риска, а также неработающая в авиакомпании система, следящая за безопасностью полетов. Свою роль сыграло и то, что отсутствовал контроль за подготовкой экипажа со стороны властей всех уровней. Таким образом, в рейс вышли летчики, которые не знали, что делать в непредвиденных обстоятельствах.

Карьера мужа

По мнению большинства экспертов, успехи Миннихановой связаны с карьерой ее мужа. Он родился на территории Татарской ССР. Окончил сельскохозяйственный институт в Казани. Карьеру на государственной службе начал строить в 1983 году.

Его назначили заместителем руководителя Сабинского района в родном Татарстане. Затем возглавил Арский район. В начале 90-х стал председателем райисполкома в этом муниципалитете. В 1993 году его назначили руководить администрацией Высокогорского района.

В 1996 году получил назначение в правительство Татарстана. Стал министром финансов республики. Через два года возглавил правительство республики. Затем на время перешел в совет директоров компании "Татнефть" - одного из крупнейших налогоплательщиков республики, обеспечивающих 40% поступлений в местный бюджет. По мнению аналитиков, этот переход Минниханова в "Татнефть" был связан с желанием государственной власти в то время получить еще больший контроль над финансовыми потоками на предприятии.

В 2005 году вернулся на пост премьер-министра республики.

Президент республики

Президентом республики Минниханов стал в январе 2010 году. Соответствующий указ подписал глава государства Дмитрий Медведев после того, как ушел в отставку.

В 2015 году Минниханов принял участие в выборах президента Татарстана. Его соперниками стали еще три кандидата, но ни один из них не смог набрать и 3 процентов голосов. Минниханова поддержали почти 94 с половиной процента избирателей. При явке почти в 85% это была более чем убедительная победа, которая не оставила конкурентам шансов на борьбу.

Фонд развития гражданского общества регулярно составляет рейтинги эффективности работы глав российских регионов. Минниханов в них всегда оказывается среди лидеров.

Рустам Нургалиевич Минниханов – глава Республики Татарстан, доктор экономических наук.

Ранние годы Рустама Минниханова. Образование

Рустам Нургалиевич Минниханов был рожден в Республике Татарстан, в с. Новый Арыш Рыбно-Слободского района. В 1978 году, после окончания среднего учебного заведения, Минниханов поступил в сельскохозяйственный институт, после выпуска получил квалификацию инженера-механика по специализации «механизация сельского хоязйства». Параллельно он трудился на должности инженера-диагностика Сабинском районном объединении «Сельхозтехника», в 1980 году стал старшим энергетиком Сабинского леспромхоза, а позже– его главным энергетиком.


В 1986 году Рустем Нургалиевич окончил казанский филиал Московского института советской торговли, став товароведом высшей квалификации. В 1995 году он получил степень кандидата экономических наук, в 2001 году – доктора экономических наук.

Политическая карьера Рустама Минниханова

С 1983 года Минниханов работал зам. главы правления Сабинского района. Через 2 года Рустам Нургалиевич стал главой правления Арского района, в 1990 году – председателем Арского райисполкома, а в 1992 году – Первым зам. главы администрации Арского района. С 1993 по 1996 год Минниханов возглавлял администрацию Высокогорного района.

В 1996 году Минниханов занял пост министра финансов Татарстана, и уже в 1998 году был назначен главой правительства республики. Занимая должность премьер-министра, в июне 1999 года он был избран главой совета директоров ОАО «Татнефть».


В 2001 году Минниханов возглавил новое правительство Татарстана, которое было сформировано после переизбрания Минтимера Шаймиева президентом республики.

«5 вечеров» c Рустамом Миннихановым

29 апреля 2005 года госсовет республики утвердил Рустама Минниханова на должность премьер-министра Татарстана. Положительные результаты работы Минниханова не остались незаметными для президента Дмитрия Медведева , который 22 января 2010 года сделал заявление о том, что одобряет кандидатуру Рустама Минниханова на пост президента республики.

Через 6 дней кандидатура Минниханова была внесена на рассмотрение в госсовета Республики Татарстан, а 4 февраля президиум госсовета единогласно ее утвердил.

Церемония инаугурации Рустама Минниханова

25 марта 2010 года Минниханов принял присягу и формально занял пост президента Республики Татарстан. А через 5 лет, за 1 день до окончания полномочий (24 марта 2015 года), президент РФ Владимир Путин предложил Минниханову занять должность и. о. президента Татарстана до предстоящих выборов.

13 сентября 2015 года Рустам Минниханов с 94,4 % голосов победил на выборах президента Республики Татарстан.

Личная жизнь Рустама Минниханова

Рустам Минниханов женат, супруга – Гульсина Ахатовна (1969 г. р.) – владеет престижным салоном красоты «LucianoBeauty Studio», расположенным в Казани. В 2010 году она вошла в десятку наиболее состоятельных жен губернаторов с годовым доходом около 8 миллионов рублей.


В семье родилось 2 сына: Ирек (1989-2013, погиб в результате крушения Boeing 373) и Искандер (2008 г. р.).

Сын Рустама Минниханова погиб в авиакатастрофе

17 декабря 2013 года Антония Гишар, вдова Ирека Минниханова, родила Рустему Нургалиевичу внучку.


Минниханов является заслуженным мастером спорта России, увлекается автоспортом, регулярно участвуя в соревнованиях по автогонкам, включая чемпионаты Европы. Минниханов – многократный победитель и лауреат кубков Президента Республики Татарстан по ралли-кроссу и автокроссу. Становился бронзовым призером чемпионата Европы, многократным призером отечественных чемпионатов, чемпионом России. Кроме того, Рустам Минниханов свободно управляет вертолетом.

Такое впечатление, будто России не хватает собственной организованной преступности: как показали первые результаты расследования недавней авиационной трагедии, в РФ надежно прописались бандиты из бывших «братских» стран, в частности, Болгарии. Болгарский криминалитет по своему составу близок российскому. Его костяк составляют оставшиеся без работы сотрудники спецслужб и владельцы спортивных школ. Только в Болгарии этим людям негде развернуться, поэтому им и приходится искать выход на представителей высшего звена руководства большой славянской страны...

В воскресенье в Казани разбился «Боинг» авиакомпании «Татарстан» . В катастрофе погибли 50 человек, включая сына президента Татарстана Ирека Минниханова и руководителя республиканского УФСБ Александра Антонова. По факту крушения самолета СК России возбудил уголовное дело, а в авиакомпании «Татарстан», как сообщали РИА Новости, прошла выемка документов: следователи выясняют, каким образом эксплуатировался и обслуживался самолет и как он попал в татарскую авиакомпанию.

В понедельник болгарский центр журналистов-расследователей Bivol сообщил, что упавший в Казани «Боинг» был связан со структурами одной из самых влиятельных группировок Болгарии , которые к тому же являлись и совладельцами авиакомпании «Татарстан». «Новая газета» совместно с Международным центром по изучению коррупции и организованной преступности (OCCRP) решили проверить историю и владельцев упавшего самолета.

Откуда самолет

Авиакомпания «Татарстан» начала эксплуатацию «Боингов» в 2008 году на условиях операционного лизинга. Как говорится в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности авиакомпании за 2008 год, договоры операционного лизинга были заключены с болгарской Bulgaria Air. Лизинг самолетов был началом масштабного сотрудничества болгарских инвесторов с татарским авиаперевозчиком.

В конце марта 2008 года исполнительный директор болгарского холдинга «Химимпорт» (куда входит Bulgaria Air) Иво Каменов (на фото) встретился с президентом Республики Татарстан Минтимером Шаймиевым . По окончании встречи Каменов сообщил СМИ, что достигнута договоренность об инвестициях в 70 млн долларов со стороны болгарского холдинга в реконструкцию аэропорта «Казань» и обновление парка самолетов авиакомпании «Татарстан». На встрече М.Шаймиев отметил, что в Татарстане успешно реализуются многие проекты, но одной из нерешенных проблем пока остается сфера обслуживания авиапассажиров. "Идет рост количества перевозимых пассажиров, все больше туристов посещает республику. Мы не успеваем за этим процессом. У нас есть необходимость подтянуть эту (авиационную) сферу. Это неотложная задача", - отметил президент Татарстана. «В части авиакомпании наши обязательства состоят в том, чтобы за один год поменять старую советскую технику на новую. Минимум десять самолетов Boeing за один год», - сказал Иво Каменов (цитата по журналу «Эксперт»).

Однако вместо новой техники авиакомпания «Татарстан» получила от болгарских инвесторов «Боинги», эксплуатировавшиеся уже много лет (разбившемуся в Казани самолету было 23 года).

Поставленные «Боинги» почти сразу стали причиной недовольства профсоюзов авиакомпании «Татарстан». В марте 2009 года деловая электронная газета Татарстана «Бизнес Online» опубликовала открытое письмо профсоюзов к президенту республики Минтимеру Шаймиеву, в котором описывались проблемы авиакомпании. «Одним из главных источников финансовых проблем экономисты компании называют необходимость производить лизинговые отчисления за взятые у болгарской компании «Химимпорт» самолеты «Боинг-737». По условиям договора плата составляет порядка $150–160 тыс. в месяц и порядка $100 тыс. за запчасти . То есть для того, чтобы самолет не приносил убытков компании, он должен летать с пассажирами не менее 250 часов в месяц», - говорилось в письме.

Примерные цифры, озвученные профсоюзами, подтверждаются отчетностью болгарского холдинга «Химимпорт»: по данным на 2009 год, лизинг упавшего в Казани самолета обходился авиакомпании «Татарстан» в 140 тыс. долларов в месяц. Однако срок действия договора лизинга, согласно отчетности «Химимпорта», истекал в марте 2013 года. В авиакомпании «Татарстан» «Новой газете» подтвердили, что отношения с Bulgaria Air были прекращены в марте 2013 года, однако назвать нового лизингодателя отказались.

Представитель Bulgaria Air Румяна Желева также сообщила, что договор лизинга истек в марте 2013 года, и предположила, что новым лизингодателем по договору с авиакомпанией «Татарстан» могла стать компания Ansett Worldwide Aviation Ireland Ltd (британский офшор - изначальный владелец самолета).

На протяжении нескольких лет структуры, связанные с холдингом «Химимпорт», оставались и совладельцами авиакомпании «Татарстан». Компании болгарского холдинга контролировали 50% в ЗАО «Тат-Аэро», которое, в свою очередь, владело авиакомпанией «Татарстан». Однако в декабре 2012 года авиакомпания «Татарстан» выкупила долю болгарских инвесторов в ЗАО «Тат-Аэро» за 363 млн рублей (данные из отчетности авиакомпании за 2012 год).

Румяна Желева также сообщила, что с декабря 2011 года «управление предприятием эффективно перешло в руки нового руководства, определенного со стороны Республики Татарстан, и будущего местного акционера». Желева заметила, что упавший в Казани «Боинг» эксплуатировался в Болгарии около восьми месяцев в 2008 году, и проблем с данным самолетом не было. «Здесь, в Болгарии, все мы - авиаспециалисты - шокированы случившимся и глубоко соболезнуем родным и близким погибших в авиакатастрофе; чувствуем себя сопричастными горю наших коллег и друзей», - говорит Желева.

Иво Каменов и «Химимпорт»


Иво Каменов, ключевой совладелец холдинга «Химимпорт», - достаточно известный человек не только в Болгарии, но и в мире. В рейтинге «100 самых богатых болгарина» газеты «Пари» он занимает третье место с капиталом в 296 млн. лева (200 млн долларов). О бизнесе Каменова и его партнеров подробно писали не только болгарские СМИ, но и американские дипломаты в секретных депешах, опубликованных WikiLeaks . «Восходящая звезда болгарской организованной преступности», - так называли американские дипломаты основанную в Варне группировку «ТИМ», которая, как писали дипломаты, получила свое название по именам трех лидеров: Тихомира Иванова, Иво Каменова и Марина Великова.

«Как считается, группировка была основана в Варне в 1993 году примерно десятью бывшими морпехами, которые служили в элитном военном подразделении, до того как их распустили в начале 90-х... Как организованная преступная группа, «ТИМ» вовлечена во множество видов криминальной деятельности: похищения и вымогательства, организация проституции, игорного бизнеса, трафика наркотиков и угнанных автомобилей», - говорилось в депешах, опубликованных WikiLeaks.

По данным американских дипломатов, «ТИМ» якобы начинала свою деятельность с выбивания долгов и предоставления охранных услуг в Варне, где проживает много русскоязычного населения, поэтому у «ТИМ» были налажены хорошие связи и с представителями российской организованной преступности.

Бизнес постепенно рос, и вскоре Каменов и партнеры стали совладельцами множества активов в Болгарии и других странах. «Через свою торговую компанию «Химимпорт» группировка имеет значительную долю на рынке производства и торговли удобрениями, нефтепродуктами и химическими веществами. Покупка «ТИМ» Центрального кооперативного банка (ЦКБ), наиболее крупного приобретения группы на сегодняшний день, также осуществлялась через «Химимпорт», - говорилось в депешах WikiLeaks.

В холдинге «Химимпорт» эти сообщения предпочли не комментировать. Румяна Желева лишь сообщила «Новой газете»: «С учетом серьезности причин нашего общения и относясь с уважением к вашему изданию, мы предпочитаем воздержаться от обсуждения некоторых свободных публикаций в интернет-пространстве».

Связи в России

У авторитетного болгарского бизнесмена Иво Каменова, похоже, есть влиятельные партнеры в России. Как сообщил болгарский центр журналистов-расследователей Bivol, Иво Каменов якобы находится в дружеских отношениях с зампредом правительства России, бывшим министром природных ресурсов и помощником президента России Юрием Трутневым. Трутнев, как и Каменов, увлекается боевыми искусствами : Трутнев возглавляет президентский совет Ассоциации кёкусинкай России, а Каменов - болгарскую федерацию кёкусинкай карате. Однако помимо спортивных, их семьи могут связывать и совместные бизнес-интересы. В частности, сын зампреда правительства Дмитрий Трутнев представлен во многих компаниях, принадлежащих холдингу «Химимпорт».

С 2007 года по настоящее время Дмитрий Трутнев трудится финансовым советником в болгарском Центральном кооперативном банке (о нем, как о самом крупном приобретении «группы «ТИМ», писали американские дипломаты), конечными владельцами которого через промежуточные структуры являются Иво Каменов и его компания «Химимпорт».

Болгарский Центральный кооперативный банк, в свою очередь, владеет 56% в казанском ТатИнвестБанке, где Дмитрий Трутнев входит в совет директоров.

Помимо этого, у болгарского холдинга «Химимпорт» есть другой важный актив в Татарстане - страховая компания «Итиль», в которой Трутнев-младший также состоит в совете директоров.

Дмитрий Трутнев пока не ответил на вопросы журналистов, переданные через сотрудников ТатИнвестБанка.

Золотая молодежь в небе над Казанью

Катастрофа Boeing - это логическое последствие "Раз приносят, как не взять?" Минниханова

На днях должны пройти похороны старшего сына президента Татарстана Ирека Минниханова, который погиб в авиакатастрофе под Казанью. Как обычно, выясняется, что трагедии можно было избежать. Вроде бы этот рейс должен был совершать другой самолет, а Boeing лететь в Сочи, но в последний момент, узнав, что на лайнере полетят сын президента и глава ФСБ, борт поменяли на более вместительный, с салоном бизнес-класса. Аэропорт Казани отказывался заправлять самолеты авиакомпании «Татарстан», пока она не погасит долги, и поэтому самолеты всегда прилетали с полными баками топлива, которого бы хватило на обратную дорогу. Этим объясняется такое долгое тушение упавшего лайнера. Компания давно находилась в плачевном финансовом состоянии, об этом Slon подробно писал. Если бы у авиакомпании были деньги, то она бы не переучивала в пилоты вышедших на пенсию бортинженера и штурмана, которые почему-то оказались в одной кабине.

Невозможно представить, какой сейчас внутренний диалог ведет с собой Рустам Минниханов. Вспоминает ли он интервью, которое дал пару лет назад Forbes, где он рассказывал, что с коррупцией бороться бессмысленно: «Раз приносят, как не взять?» Вспоминает ли он своего старого знакомого, который попросил куда-нибудь трудоустроить своего сына? Что он думает о нынешнем полпреде на Дальнем Востоке Юрии Трутневе?

Биография Ирека Минниханова описывается просто: 23 года, учился в Швейцарии, где познакомился с будущей женой - француженкой Антонией. Работал в банке «Ак Барс», аффилированном с властями Татарстана. По рассказам близких, был очень скромным. Увлекался автогонками. Из автомобилей предпочитал Porsche Panamera.

Гендиректор авиакомпании «Татарстан» Аксан Гиниатуллин если и не был лично знаком с Иреком, то мог хорошо представить его пожелания, когда принимал решение заменить небольшой самолет на более комфортный. Сразу после катастрофы авиакомпания поспешила удалить с сайта биографию 34-летнего гендиректора. Те, кто это делал, резонно испугались обвинений в юном возрасте топ-менеджера и отсутствии большого опыта в авиации. Я не уверен, что хороший директор должен обязательно пахнуть керосином и иметь слуховой аппарат. Меня скорее пугает похожесть биографий Аксана и Ирека.

Гиниатуллин родился в 1977 году, в семье министра мелиорации и водного хозяйства, а затем вице-премьера Узбекистана Рима Гиниатуллина, которого официально называют «татарским мыслителем евразийского масштаба». В 1999 году Аксан окончил Ташкентский институт ирригации и мелиорации сельского хозяйства. Отец, возглавлявший тогда международный фонд спасения Аральского моря, который финансировался Всемирным банком, пригласил сына на должность помощника технического директора. Лучше всего о работе фонда рассказал его бывший сотрудник, канадский эколог Роб Фергюсон, который в 2005 году написал книгу «Дьявол и исчезающее море» («The Devil and the Disappearing Sea»). Дьявол в представлении Фергюсона - это Рим Гиниатуллин. Канадец описывает его так: «Он не имеет никакого интереса в сохранении Аральского моря. Он хочет денег, чтобы держать своих детей в американских университетах». В контексте Узбекистана это звучит смешно, но после выхода книги разгорелся скандал: Всемирный банк отказался дальше финансировать проект, а Рим потерял кресло в правительстве, ушел на пенсию и возглавил Совет старейшин татар Узбекистана.

К этому времени Аксан окончил двухлетние курсы MBA в американском Fordham University. В официальной биографии Аксана сказано, что с 1998 по 2009 год он был «генеральным менеджером крупных североамериканских компаний (США, Канада)», в которых он получил управленческий опыт. В базах данных имя Аксана Гиниатуллина упоминается только один раз: он возглавлял канадскую компанию Ehorus Incorporated, которая выполняла функции канадского трейдера татарского химического холдинга ТАИФ. Вероятно, этот пост Аксан занял по протекции отца, который был хорошо знаком с тогдашним президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым и его правой рукой - председателем правительства Рустамом Миннихановым. Это вполне в татарских традициях. Например, сын Шаймиева - Радик , трудится членом совета директоров ТАИФ, а Ирек Минниханов работал в другой корпорации, близкой к властям Татарстана, - «Ак Барс». Другое дело, что никто не задумывается о последствиях решений, которые будет принимать золотая молодежь. В частных компаниях это выясняется быстрее. Младший брат Аксана - Искандер Гиниатуллин тоже получил образование в США и возглавил компанию «Система Телеком». Этой «дочке» холдинга АФК «Система» принадлежат права на «яичные бренды» всех телекоммуникационных активов холдинга (МТС, «Комстар» и другие). Бизнес не пыльный - компании тратят деньги на рекламу и продвижение брендов, а еще ежегодно перечисляют за пользование брендом десятки миллионов долларов «Системе-Телеком». Одним из проектов Искандера была продажа оператору сотовой связи МТС ее же бренда за 438 млн долларов. Миноритарии были в шоке, независимые директора возмутились, Искандер подал в отставку и организовал собственный бизнес по продаже торгового оборудования из Южной Кореи.

В 2009 году, переехав в Россию, Аксан тоже устроился в «Ак Барс», где стал советником гендиректора холдинга «Ак Барс», второй корпорации, близкой к властям Татарстана. В холдинге он курировал проект покупки шести канадских лайнеров Bombardier CRJ-200 для авиакомпании «Ак Барс Аэро». У него уже был опыт подобных сделок. В 2007 году он помог авиакомпании «Татарстан» купить два самолета Bombardier CRJ900 на 86 мест за $24 млн каждый. Но в России на эти машины не удалось получить сертификат летной годности, поэтому через год простоя их сдали в аренду в ОАЭ. В этом недоразумении стоимостью почти $50 млн виноват скорее не Аксан, а прежнее руководство авиакомпании.

Авиакомпании «Татарстан» и аэропорту Казани давно пытались найти инвестора. До 2008 года ею управлял местный предприниматель Маннаф Сагдиев, который сбежал от кредиторов после финансового кризиса. Ситуация была критической - через несколько лет в Казани должна пройти Универсиада. Выход предложил бывший министр природных ресурсов России Юрий Трутнев, который был куратором Универсиады со стороны федеральных властей. Трутнев увлекается восточными единоборствами и возглавляет Федерацию киокушинкай каратэ России. На одном из соревнований он познакомился с главой Болгарской федерации киокушинкай каратэ, одним из самых богатых бизнесменов Болгарии Иво Каменовым. Его холдинг «Химимпорт» владеет национальным авиаперевозчиком Bulgaria Air, несколькими крупными аэропортами, банками и страховыми компаниями Болгарии. Капитализация холдинга оценивается в 2,5 млрд долларов, а входящие в него компании производят 5% ВВП Болгарии.

Правда, в стране этот холдинг более известен под названием TIM. Точно так же в 1990-х годах называлась одна из крупнейших криминальных группировок Болгарии. В 2011 году журналистка Невяна Троянска написала книгу «ТИМ - команда, которая взяла Болгарию», в которой рассказывается история восхождения криминальной группировки к вершинам бизнеса. Вряд ли этого не знал Юрий Трутнев.

В одном из интервью Трутнев философски рассуждал, что «дети министров должны чем-то заниматься. Старший сын взрослый, и волен заниматься чем угодно. Хотя если он будет что-то делать в сфере недропользования, то мне, наверное, будет очень стыдно». Чтобы не расстраивать отца до 2007 года, Дмитрий Трутнев был совладельцем одной из крупнейших парфюмерных сетей на Урале «Практическая магия». А после знакомства отца с Иво Каменовым возглавил экспансию авторитетных предпринимателей в Россию, заняв пост консультанта Центрального коммерческого банка, принадлежащего «Химимпорту».

Рустам Минниханов согласился передать «Химимпорту» акции аэропорта Казани и авиакомпании «Татарстан», которые нуждались в инвестициях и обновлении парка самолетов. Бизнес-схема болгар была проста: они отказались от закупки «Татарстаном» новых Aerobus. Вместо этого принадлежащая им компания Bulgaria Air купила четыре старых Boieng, самому молодому из которых было больше 15 лет, и сразу же передала их в субаренду авиакомпании «Татарстан». В годовой отчетности авиакомпании сказано, что аренда каждого из самолетов обходилась в $165 тысяч. Эксперты отмечают, что в тот момент лизинг подобного самолета мог обойтись примерно в $100 тысяч. Помимо этого, старые самолеты нуждались в постоянном техобслуживании, которое, по условиям договора, могло проводиться только в Болгарии, на это уходило еще в среднем $100 тысяч в месяц. Таким образом, каждый Boieng обходился «Татарстану» в $265 тысяч вместо $100 тысяч.

Деньги на обновление парка авиакомпании предоставили болгарские «инвесторы», но в кредит и вполне по рыночным ставкам, 11,5–12% годовых. Также «Химимпорт» приобрел небольшой «Татинвестбанк», который стал обслуживать авиакомпанию и страховую компанию «Итиль», бизнес которой резко пошел в гору после того, как в ней были застрахованы самолеты, пассажиры авиакомпании «Татарстан» и имущество аэропорта Казани. Дмитрий Трутнев до сих пор является членом совета директоров «Татинвестбанка» и компании «Итиль».

С аэропортом были использованы похожие схемы. Болгары оказывали консультационные услуги и не хотели входить в уставной капитал, но охотно выдавали кабальные кредиты на реконструкцию аэропорта. Терпение властей Татарстана лопнуло за полтора года до начала Универсиады, когда болгары пригласили для реконструкции аэропорта собственную строительную компанию, предложившую властям республики смету, в которой стоимость работ была завышена в несколько раз.

Аксану Гиниатуллину досталось непростое хозяйство. У авиакомпании было несколько миллиардов рублей долгов, кабальные соглашения по лизингу старых самолетов и болгары, которые не хотели прощаться со своими активами в Татарстане, бывшими для них прекрасной «дойной коровой». Гиниатуллин по восточной традиции окружил себя преданными людьми. Коммерческим директором авиакомпании стал его школьный приятель из Узбекистана Артур Насрутдинов, который прежде работал в авиакомпании «Татарстан» охранником.

Дипломы MBA не помогли вывести бизнес из крутого пике. От двух самолетов удалось отказаться, и болгары их тут же передали сербской авиакомпании JAT Airways. В этом году компания очень неохотно платила поставщикам топлива и запчастей, начались даже задержки по зарплате. Зато топ-менеджмент был рад поставить на рейс полупустой самолет для того, чтобы сын президента Ирек Минниханов (скромный, но предпочитает Porshe) смог полететь в бизнес-классе.

Коррупцию нельзя победить. «Ты такой же. Станешь таким же. Из десяти один не будет брать, девять будут. Раз приносят, как не взять? Если от тебя зависит что-то», - говорил в интервью Рустам Минниханов. Нельзя отказать старым знакомым в трудоустройстве их детей. Нельзя отказаться от предложения вышестоящего начальника. Вроде бы так и нужно. Не ожидая, Минниханов стал героем почти античной трагедии. Хотя в греческой мифологии нет подобных сюжетов. Не догадались греки. Чисто российская история.