Кацхийский столп грузия. Столп Кацхи: церковь на неприступной скале в Грузии


Есть много различных церквей, которые по той или иной причине можно назвать уникальными. Церковь без единого гвоздя, церковь на острове, церковь из живых деревьев, церковь на обрыве скалы... однако церковь на столпе Кацхи в Грузии выделяется тем, что она стоит на 40-метровом монолите, взобраться на который много лет было просто невозможно.




Безусловно, как и любое сооружение в столь необычной местности, церковь на Кацхийском Столпе окружена легендами. Первое упоминание об этом монолите находится в записях грузинского принца Вахушти Багратиони (1695 - 1758), и уже тогда на нем стоял храм. О том кто и когда именно построил его, к сожалению, неизвестно, предполагается, что церковь была построена где-то между VI и VIII столетиями. Местные жители верили, что этот столп помогает приблизиться к богу, однако для них столп был олицетворением бога плодородия. Церковь же была построена уже после прихода христианства - в ней оправляли молитвы и религиозные обряды. Затем, вместе с вторжением Оттоманской империи, церковь была разрушена, однако ее фундамент дошел до наших дней.


Первым полномаштабным исследованием местности в наши дни было посещение столпа экспедицией во главе с альпинистом Александром Джапаридзе и писателем Леваном Готуа. Им удалось взобраться на самый верх столпа, где они и обнаружили руины храма. Эта новость была воспринята местными жителями с энтузиазмом, и к горе начались паломничество. В 1993 году к скале пришел монах Максим, который провел всю зиму у подножия столпа. Максиму стали приносить пожертвования на строительство нового храма. Однако начать строительно стало возможным только после финансирования государством: десять лет проходили археологические исследования, и только после 2009 года новая церковь наконец-то была построена.


Новая церковь названа в честь Максима Исповедника. Она полностью повторяет очертания первого храма. Это простой каменный зал, высотой 3,5 метров и шириной 4,5 метров. Немного в стороне находится небольшой склеп, который некогда был усыпальнцей. У подножия монолита установлен Болнисский крест.


Издали Кацхийский Столп по-прежнему выглядит непреступным, однако с одной из стороны сейчас находится подвесная лестница, которая хоть и выглядит опасной, но служит уже более 70 лет. Вверх можно подняться с помощью подвесной лестницы, которую установили после первой экспедиции 1944 года.

Уникальная церковь Кацхи расположена на верху горного образования — башни 40 метров высотой. Достаточно нестандартное место для церкви. Непонятно почему, но ржавую, скрипящую лестницу, используемую, чтоб забраться в церковь - называют лестницей к небесам. Необыкновенная церковь была построена между VI и VIII столетиями, она имеет языческие корни и является символом изобилия, о чем сегодня редко упоминают.




Первый храм был построен на вершине столба ещё в дохристианские времена. До наших дней от древнего сооружения сохранились только остатки фундамента и небольшое захоронение.

Впервые церковь была построена на вершине горы в VI-VIII веках - никто не знает точно как и зачем. Столпники, отшельники времен раннего христианства, возносившие молитвы и постившиеся на вершине столпов, использовали Кацхинский столп для отправления религиозных обрядов вплоть до XV века, когда в Грузии вспыхнули внутренние междоусобицы и начались вторжения Оттоманской Турции. Останки одного такого неизвестного монаха захоронены сегодня у подножия храма.


Несколько лет назад на вершине каменного столба были проведены археологические раскопки, после чего было решено построить на этом месте новый храм. Строительство началось в 2008 году.

Сегодня церковь олицетворяет ортодоксальную сторону христианства. Не смотря на «возраст» церкви, разрушение или опасность обвала ей не грозит. Попадая в это священное место, человек забывает о своих проблемах, и остается наедине с собой и богом. Таким образом, это место весьма популярно среди тех, кто ищет себя и нуждается в единении с богом. Более подходящее название этой церкви - «Крепость одиночества» Не бойтесь пройти путь по ржавой лестнице. Победив свой страх в низу, вы будете вознаграждены наверху.

В языческие времена считалось, что Кацхинский столп, расположенный в 10 км от города Чиатура, символизирует собой местного бога плодородия. С приходом в Грузию христианства в IV веке он стал олицетворять собой уход от суетности обыденной жизни.


Сам столп представляет собой известняковое основание, некогда обособившееся от скальной стенки Кацхийского ущелья.

По словам отца Максима, 55-летнего уроженца Чиатуры, он с младых лет мечтал поселиться на вершине столпа, как это делали раньше отшельники. "Когда мы с друзьями приходили сюда развеяться, я всегда, глядя на столп, завидовал монаху, который когда-то жил здесь", - вспоминает отец Максим.

В 1993 году отец Максим принял монашеский обет и два года спустя решил перебраться в Кацхи. Проведя одну зиму в гроте под каменной колонной, он получил от одного "друга из Тбилиси" средства на строительство новой церкви на вершине столпа. Местная епархия Грузинской Православной Церкви дала отцу Максиму разрешение на возведение на этом месте культового сооружения.


Монастырь расположен практически в самом сердце Грузии - Имерети, недалеко от города Чиатура.

Религия переживает сейчас в Грузии период возрождения, и в своем подвижничестве отец Максим быстро обрел сторонников. Все больше и больше людей приезжают сегодня в Кацхи и дают деньги и строительные материалы на сооружение церкви. По этой причине общую стоимость проекта оценить довольно сложно, говорит отец Максим. Многие местные жители работают также на строительстве на добровольных началах.


Убранство кельи

Правда, для такой работы требуются люди, не боящиеся высоты и, кроме того, сильные духом. Леса доходят лишь до середины столпа, а наверх ведет уже железная лестница. Строители поднимают тяжелые стройматериалы с земли на веревках.

Следуя примеру основоположника новой формы аскезы - Симеона Столпника, отец Максим не допускает на вершину женщин - подобный запрет действовал в языческих святынях в высокогорных регионах Грузии Тушетия и Хевсуретия.

отец Максим надеется получить благословение Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II на то, чтобы поселиться на вершине Кацхинского столпа у нововозведенной церкви. "Мне сказали, что дозволяют приходить туда, но не жить там, - говорит он, смеясь. - Мне тогда сказали, что я слишком молод. Теперь, возможно, мне скажут, что я слишком стар".

Но если благословение такое будет дано, отец Максим знает, что сделает - он поднимется на Кацхинский столп, поднимет за собой лестницу и удалится от суетного мира, раз и навсегда.


В монастыре хранятся две реликвии, найденные здесь в ходе археологических изысканий. Одна из них - позолоченные накладки на Евангелие, украшенные растительным орнаментом и агатом.


Другая - глиняный кувшинчик для воды. Обе находки ученые относят к XV в.

Лестница была установлена лишь в 2007 году. Ранее отцу Максиму приходилось пользоваться шаткими лесами и услугами военных альпинистов.

Но даже с использованием лестницы, десятиминутный подъем отнимает очень много сил.

Как добраться...

В 30 км езды от города Зестафони, который располагается по трассе Тбилиси-Кутаиси, есть небольшой поселок Кацхи. С первого взгляда примечательный только доброжелательными людьми и красивой природой. И в целом его можно было бы проехать, любуясь лишь местными пейзажами и серпантином дороги. Но подъезжая к селению, местные жители первым делом показывают куда-то в сторону небольшой горной гряды. Очередной крутой поворот дороги, и начинаешь различать силуэт горного столпа выделяющегося над окружающим ландшафтом.


Свернув с основной дороги влево, потихоньку начинаешь подниматься вверх. Уже хорошо видны, церковь и одиноко стоящее дерево на вершине. К древнейшему культовому месту ведет довольно хорошая автомобильная дорога, но я бы посоветовал подниматься пешком по небольшой тропинке, что бы насладиться красотой открывающихся пейзажей и проникнуться атмосферой этого места. Да и вид на столп-церковь с нее лучше. На тропинку попасть очень легко, нужно просто перед шлагбаумом (благо он там один) свернуть влево. Пройти метров двадцать и свернуть в сторону храма, ошибиться очень тяжело, так как ориентир, он же и наша цель, видна очень хорошо. Дорожка идет с небольшим уклоном вверх. По ней так же ходит много местных. Приближаясь к столпу, возникает ощущение, что он вырастает из окружающих тебя деревьев и камней. Подойдя к нему и видя эти отвесные сорока метровые стены трудно представить. Как люди уже в 6 веке построили там церковь.



В основании молельни, в небольшом углублении хранятся мощи монаха, жившего здесь в XV веке.

Церковный комплекс небольшой, на верху стоит Церковь Св. Максима Исповедника построенная совсем недавно. Внизу еще постройки: Церковь, домик монаха и несколько домов видимо для жилья монахов и работников.


После его смерти никто не мог подняться на вершину столпа. Жизнь на этом каменном островке остановилась на пять столетий.

Ударом деревянного молота о старый газовый баллон, послушник оповещает отца Максима о гостях. Без его позволения подниматься наверх запрещено.


Чуть поодаль - пара монашеских келий


За 15 лет, отцу Максиму удалось выполнить намеченное и возродить монастырь. Работы по капитальному ремонту уже закончены - остался лишь косметический.

У подножия столпа находится базилика, традиционно возведенная из обтесанных камней.

Все очень аккуратно. Посередине дворика камень с болнисским крестом на нем. Между вершиной и основанием, для подъема грузов работает старая лебедка.


Подняться наверх может любой желающий мужчина, по довольно прочной металлической лестнице. Женщинам подниматься нельзя, вроде бы по какому-то старому обычаю. Кто не решился подняться у основания так же можно поставить свечу в небольшой пещере.

Храм-столп в Кацхи оставляет после себя приятное впечатления еще не раскрученного туристического места, не утратившего духовность и особый национальный грузинский колорит свойственный этому региону. А природная красота, дополненная культовой архитектурой, оставляют глубокий след в душе человека. Недаром грузины говорят, что Кацхи - это то место, где становишься ближе к Богу.







источники
http://www.pravoslavie.ru
http://serakov.blogspot.ru

До наших дней дошел целый ряд средневековых пещерных монастырей и городов расположенных практически во всех уголках Грузии, где есть горы.
Наиболее известные - Вардзия, Уплисцихе и Давид Гареджа. В которых мы и побывали во время нашего осеннего тура по Грузии.

Вардзия - визитная карточка туристической Грузии. Этот пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков расположен на юге Грузии, в Джавахетии. Высеченный высоко вскалах над Курой.

На протяжении 900 м вдоль левого берега реки в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) высечено до 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек. Помещения комплекса уходят на 50 метров вглубь скалы и поднимаются на высоту в восемь этажей. Сохранились потайные ходы, связывавшие помещения, остатки водопровода и оросительной системы.

В центре монастыря расположен главный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм зального типа перекрыт коробовым сводом (на подпружных арках) и украшен пилястрами, на стенах — уникальные фресочные росписи (в том числе изображения царя Георгия III и царицы Тамар, 1180-е гг., мастер Георгий). Большую историко-художественную ценность имеют фрески Успения Божией Матери, Вознесения Господня и Преображения Господа нашего Иисуса Христа.

Ансамбль монастыря Вардзиа был создан в эпоху Золотого Века Грузии в основном в 1156—1205 гг., в правление Георгия III и его дочери царицы Тамары. Расположенный на юго-западной границе Грузии, монастырь-крепость перекрывал ущелье реки Куры для вторжения иранцев и турок с юга. В ту пору все помещения монастыря были скрыты скалой, с поверхностью их соединяли лишь три подземных хода, через которые крупные отряды воинов могли появиться совершенно неожиданно для неприятеля. В 1193—1195, во время войны с турками-сельджуками, царица Тамара находилась со своим двором в Вардзиа.

Народная этимология объясняет происхождение названия «Вардзиа» следующей легендой. Однажды, когда царица Тамара была ещё маленькой девочкой, она играла со своим дядей в пещерах тогда ещё недостроенного монастыря. В какой-то момент мужчина потерял ребёнка из виду в лабиринтах пещер, и тогда малолетняя Тамара крикнула: «Я здесь, дядя!» (груз. «Ак вар, дзиа!»). Царь Георгий III повелел сделать восклицание своей дочери названием монастыря.

В 1283 в Самцхе произошло крупное землетрясение, в результате которой от скалы отделился и упал в Куру пласт породы толщиной до 15 метров. До двух третей комплекса было разрушено или сильно повреждено, многие помещения обнажились. Таким образом, Вардзиа утратил оборонное значение. В конце XIII — начале XIV веков, в правление самцхийского князя Беки Джакели, монастырь восстанавливался и достраивался; в частности, снаружи была построена колокольня.

В 1551 монастырь был захвачен и частично разрушен войсками персидского шаха Тахмаспа, а в конце XVI века захвачен турками. Турецкие воины заживо сожгли больных и обессиленных монахов прямо в помещении главного храма монастыря. Этот акт жестокости и варварства способствовал, однако, сохранению уникальных фресок храма — они были законсервированы под толстым слоем копоти. Впоследствии слой копоти рос благодаря кострам турецких пастухов, укрывавшихся зимой в пещерах монастыря.

В 1828 Джавахетия была освобождена от турок русскими войсками. Спустя некоторое время православными греками в Вардзиа была возобновлена монастырская жизнь.

В советскую эпоху монашество в Грузии было упразднено; в 1938 комплекс Вардзиа был объявлен музеем-заповедником. В 1980-е Патриарх-Католикос Грузии Илия II начал борьбу за возрождение монашеской жизни в Вардзиа. В конце 80-х он отслужил в монастыре первую Божественную Литургию. Ныне Вардзиа является действующим монастырём, хотя братия куда менее многочисленна, нежели в прежние века.

УПЛИСЦИХЕ

Уплисцихе — древний пещерный город, один из первых городов на территории Грузии. Уплисцихе высечен в скале, расположенной в 12 км к востоку от города Гори на левом берегу реки Кура. Город возник в конце II — в начале I тысячелетия до н. э., пережил несколько подъёмов и спадов, был окончательно покинут в XIX веке и является, таким образом, многослойным археологическим объектом, одним из важнейших памятников грузинской культуры. Уникальность памятника заключается в том, что он, благодаря своему устройству, сохранил в себе остатки архитектурных и культовых сооружений, построенных на протяжении нескольких тысячелетий. В период расцвета Уплисцихе включал в себя более 700 пещер и пещерных сооружений, из которых только 150 сохранились к настоящему времени.

Согласно археологическим данным, Уплисцихе стал культовым центром в конце II — начале I тысячелетия до н. э. Выбор именно скалы или холма для поселения человека или для создания культового центра естественен, так как скалы и горы издавна являлись символами могущества и вечности с одной стороны, а с другой стороны крутые склоны скал представляют собой естественное укрепление.


Поселение получило название «Уплисцихе» уже в древнейший период. Упоминания средневековых грузинских историков связывают основание поселения с мифологическим «Уплосом, сыном Мтскетоса», причем достоверность этих источников в целом подтверждается археологическими материалами. На основании этого в научной литературе название «Уплисцихе» связывается с Уплосом. Тем не менее, в большинстве популярных источников закрепилась другая трактовка названия, сделанная на базе современного грузинского языка, в которой «Уплос» связан с нарицательным «владыка»: Уплисцихе (груз. — «крепость владыки».


По мере роста числа почитателей культовых объектов в Уплисцихе его популярность увеличивалась, и к IV веку до нашей эры Уплисцихе становится городом. Во второй половине IV века до н. э. население осваивает всю территорию южного склона горы общей площадью 9,5 гектаров. В последующий период (вероятно в конце I — начале II века н. э.) в скалах были высечены несколько сотен различных сооружений, включая храмы, общественные здания и жилые дома. Кроме этого были обустроены колодцы и водостоки, городские ворота, улицы и укрепления города. Все эти крупные изменения произошли, по мнению археологов, за несколько десятков лет.

В устройстве Уплисцихе этого времени прослеживаются типичные черты города эллинистического периода: заградительный ров и стены, защищающие город на тех участках, где нет естественных препятствий; проложенные дороги; тоннель, спускающийся к реке; система водоснабжения и отвода сточных вод

По древней традиции, у города был не только тайный тоннель, но и четыре входа, ориентированные по сторонам света. Главные ворота города находились с юго-восточной части скалы, через них в город с востока вела главная (священная) дорога. Юго-восточные ворота города стояли на узкой дороге, выдолбленной в скале и выходящей к реке Кура. Эта дорога была доступна только для пешеходов. Северо-западные и северо-восточные ворота имели явно символическое значение и не использовались на практике, так как выходили на отвесные скалы, защищавшие Уплисцихе с севера. С юга город был защищён стеной, образованной в скале после её обработки, и вырытым защитным рвом. У юго-восточных главных ворот был устроен перекидной мост. Водоснабжение города осуществлялось двумя способами. С одной стороны, естественный родник, находящийся на скалистой гряде, продолжающей северную часть города, соединялся системой каменных труб длиной около 5 километров с центром города. С другой стороны, существовал глубокий колодец, куда поступала вода из реки Куры. Специалисты предполагают, что колодец считался священным, и его вода использовалась не в бытовых, а в сакральных целях.

Архитектура Уплисцихе этого времени изобилует скальными помещениями и потому нетипична не только для Грузии, но и для всего закавказского региона. Строители стремились воспроизвести в толще скалы детали, свойственные традиционной архитектуре из камня либо дерева. Многие высеченные в скале помещения украшены имитацией деревянных или каменных балок, колонн и других архитектурных элементов. В этом смысле Уплисцихе схож с набатейской Петрой, которая также была сооружена в эллинистический период, равно как и некоторые постройки в Пафлагонии.

Сооружение помещений в Уплисцихе происходило в два этапа: сначала происходило грубое выдалбливание скальной породы, затем (по мере приближения к линии стены) происходила тонкая притирка камня к требуемой форме — процесс, напоминающий работу скульптора. При притирке использовались вода и абразивный камень, причём процесс не только придавал скальной породе требуемую форму, но и наносил надежный защитный слой на поверхность породы (песчаника). Этот слой был призван предотвратить разрушение конструкций.

Религия в Уплисцихе являла собой типичный набор политеистических верований своего времени. В эллинистический период в Уплисцихе помимо древнейшего культа поклонения божеству Солнца поклонялись другим небесным светилам и всему пантеону грузинских языческих богов, включая богов земли, подземелья, воды и других, причём каждое из божеств имело связи с соответствующими культовыми сооружениями. Главенствующее положение занимал, вероятно, храм Солнца, разрушенный первыми христианами после христианизации Грузии в 337 году н. э.. Кроме этого, в Уплисцихе сохранились десятки других культовых сооружений, активно использовавшихся в тот период.

Для поклонения хтоническим божествам использовались крупные ямы диаметром от одного до четырёх метров, причём глубина некоторых из них достигала 12 метров. Ямы использовались для ритуальных жертвоприношений животных богам подземного царства. До проведения детальных раскопок и анализа остатков материала на дне ям их предназначение оставалось невыясненным. В качестве одного из предположений высказывалось мнение, что крупные ямы выполняли функцию тюрьмы. Это предположение оказалось неверным, однако некоторые популярные источники до сих пор указывают на существование «подземных тюрем» в Уплисцихе.

Уплисцихе эллинистического периода существовал за счёт различных пожертвований, дарований и жертвоприношений религиозного характера. Основная площадь города отводилась культовым сооружениям, число жилых помещений было невелико, им не предавалось большого значения. Внутри города осуществлялось виноделие, однако не по практическим соображениям, а по культовым. По-видимому, произведённое здесь вино считалось священным. В эллинистический период Уплисцихе окружали леса, и виноград привозили в город издалека, специально поднимали на юго-западный склон, где была оборудована основная давильня. В северной части города располагалось большое винохранилище («Большой марани»), рассчитанное на 58 крупных карасов. Несколько небольших винохранилищ также примыкали к крупным культовым сооружениям в центральной части города].

В 337 году, после провозглашения христианства государственной религией в Грузии, между языческим Уплисцихе и первыми христианами возникло противостояние, которое закончилось тем, что жрецы и жители Уплисцихе были подвергнуты гонениям, часть помещений города были разрушены и сожжены, на месте двух главных языческих храмов возникли христианские церкви. Найден церковный документ раннехристианского времени, призывающих предать смерти язычников Уплисцихе, и, возможно, многие жрецы, а также некоторые жители города были казнены в этот период.

В церковь был перестроен храм солнца, находящийся на самой верхней части города. Ещё один, большой по площади языческий храм, выходивший на «Центральную площадь», в VI веке н. э. был перестроен в трёхнефную христианскую базилику площадью около 400 кв. м. Оба эти сооружения разрушились быстрее остальных, и в раннем средневековье на главном месте Уплисцихе была построена полностью новая церковь, которую называют «церковью Уплисцули» (церковь Принца). Это сооружение относится к X—XI векам н. э. Трёхнефную базилику жители восстанавливать не стали, и к раннему средневековью она превратилась в хлебопекарню.

В IX веке н. э. в жизни Уплисцихе произошла резкая перемена, и он вновь стал играть большую роль в жизни Грузии. Обстоятельства сложились так, что с IX века столица Грузии, Тбилиси, находилась в руках арабов, и главным центром Картли, предметом борьбы за влияние и престол, стало Уплисцихе. В IX—X вв. Уплисцихе фактически являлся главным городом Картли, его население в этот период достигало 20 тысяч человек. В этот период река Кура, которая в древнейший период истории города омывала скалу с северо-запада, уже изменила русло, и с северозападной стороны образовался большой участок плодородной земли, где также возникло поселение. (Это поселение просуществовало до 1968 года, когда по настоянию археологов местные власти переселили жителей в окрестные сёла)

При обустройстве города эпохи средневековья были использованы сохранившиеся в Уплисцихе культовые сооружения эллинистического периода. Некоторые из них были преобразованы в дворцовые помещения, а большинство стало выполнять хозяйственные функции. Средневековый город (в отличие от культового Уплисцихе предыдущей эпохи) представлял собой типичный город-крепость с множеством жилых и хозяйственных построек. Бывшие языческие храмы, таким образом, превратились в пекарни, кузницы, кладовые и жилые дома. Планировка средневекового города этого времени осуществлялась хаотически, многие проходы были необоснованно перекрыты. Архитектурные сооружения средневекового периода так же, как и первые христианские храмы, оказались менее прочными и долговечными, чем их предшественники. Основной просчёт при их сооружении заключался в том, что песчаник скалы, на которой построен Уплисцихе, не мог выдерживать многоуровневые конструкции, которые пытались строить средневековые мастера. Кроме того, в средневековье уже не использовалась та тщательная абразивная обработка скалы, которая придавала прочность сооружениям эллинистического периода.

Одним из любопытных объектов Уплисцихе является т. н. «Аптека». В ячейках, сложенных из кирпичей, (по центру) археологи обнаружили следы десятков различных лекарственных трав, очевидно использовавшихся в медицинских или косметических целях. Рядом с ячейками в скале выдолблена ванная (справа). Достоверно известно, что «Аптека» функционировала в средневековье, однако возможно, что она существовала в Уплисцихе и в эллинистический период.

После монгольских набегов XIII—XIV веков Уплисцихе перестал быть городом, утратил свою значимость. Монголы разрушили укрепления Уплисцихе на южной окраине, и город уже никогда больше не восстановил своих крепостных стен. Свыше 5000 монахов — жителей Уплисцихе было убито в XIII веке во время похода Хулагу, внука Чингисхана. Более того, монгольские нашествия изменили ландшафт прилегающей местности: леса, окружавшие Уплисцихе были сожжены. С XIV века Уплисцихе использовался скорее как временное поселение — в случае нашествий местные жители окрестных сёл укрывались в его пещерах от опасностей. Вместе с тем, церковь Уплисцули, хотя и с перерывами, продолжала функционировать и действует в наше время. В XVIII веке к ней была пристроена новая колокольня, стены обложены новым слоем кирпича. Её первоначальный интерьер и настенная роспись были уничтожены в XIX веке, в настоящее время стены церкви исписаны автографами солдат и офицеров частей русской армии, расквартированных в окрестностях Уплисцихе в 1848—1849 гг.


ДАВИД ГАРЕДЖА

Давидо-Гареджийский монастырский, комплекс грузинских пещерных монастырей VI века, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе, и простирающийся на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Государственная граница между Грузией и Азербайджаном делит монастырский комплекс Давид-Гареджи на две части.

Комплекс представляет собой высеченные в скалах около 20 монастырей и охватывает территории трех районов Грузии — Гардабанского, Сагареджийского и Сигнахского. Главным монастырем считается лавра св. Давида, которая находится на северном склоне горы, разделяющей Грузию и Азербайджан. Граница проходит по вершине горы, которую грузинские историки называют Удабно, по названию одного из монастырей. Этот монастырь находится на азербайджанской территории — на южном склоне горы.

Помимо них на южном склоне горы расположены более 100 пещер, которые использовались монахами в качестве келий. Больше всего отдален от границы монастырь Бертубани (датируемый XII веком), который находится на расстоянии примерно двух километров от неё.

В XI в. монастырь испытал нашествие турок-сельджуков, в XIII в. был разграблен монголами, в конце XIV — начале XV вв. — разорен Тамерланом, в 1615 г. — вновь разорен персидским шахом Аббасом I. Давид Гареджа, комплекс пещерных монастырей в 60 км к юго-востоку от Тбилиси. Древнейшие монастыри Д. Г. — лавра Давида, монастырь Додо и Натлис-Мцемели — основаны в 1-й половине 6 в., в 10—13 вв. образовались другие монастыри.


Во многих церквах и трапезных фрески 8—14 вв. с портретами исторических лиц. Монастырский комплекс Давид-Гареджа по своим, грандиозным, масштабам и по историческому и художественному значению занимает особое место среди памятников материальной культуры Грузии феодальной эпохи.

Этот пещерный комплекс находится в Гаре Кахети; он простирается на 25 километров вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Как выдающийся образен, строительного искусства, отличающийся также высоким художественным уровнем росписей, он и сейчас приводит в восхищение посетителей. По дошедшим до нас литературным источникам, историческое начало комплекса относится к первой половине VI века, когда один из 13 сирийских отцов, по имени Давид, поселился в естественной пещере Гареджа и вскоре основал там первый монастырь, именуемый Лаврой Давида. В том же VI веке его ученики и последователи Додо и Лукиан основали еще два монастыря — Додос Рка и Натлисмцемели. С именем, видного деятеля IX века Иллариона Картвели связаны сооруженные южнее Лавры на склоне кельи, церковь и трапезная. Он же расширил и перестроил сооруженную Давидом церковь, которою затем благоустраивает сын Давида Строителя Дмитрий

Архитектурная форма этой церкви, названной Преображенской, стала канонической для строительства комплекса в последующие времена. В XI веке нашествие турок-сельджуков задержало развитие монастыря, хотя жизнь в нем. и не прекращалась. Наибольшего расцвета Давидгареджа достигает в XI-XIII веках. В это время появляются новые монастыри - Удабно, Бертубани и Чичхитури. Расширилась и благоустроилась Лавра Давида, воздвигнутая на склонах небольшого ущелья. В монастыре, где впервые обосновался Давид, был устроен террасный двор, построены новые кельи, трапезная и церковь. Вскоре соорудили бассейн, каналы и резервуары. Священной реликвией становится единственный в этой местности источник "слезы Давида. у которого утоляли жажду первые монахи-пустынники. К этому же периоду, который совпадает с объединением Грузии и подчинением монастыря Гареджа царскому двору, относится роспись церквей и трапезных. В монастыре Удабно возникает гареджийская школа живописи, которая достигает творческой зрелости в росписях Бертубани. Фрески монастырей Давид-Гареджа в своем историческом развитии связаны с монументальной живописью средневековой Грузии, и в то же время их характеризует своеобразие, выражающееся в новом решении религиозных сюжетов, в особенности графики, в повышенной экспрессии и совершенно оригинальном колорите. Гареджийская школа живописи представляет собой одно из наиболее выдающихся явлений в культурной жизни средневековой Грузии. Значение росписей Давидгареджа заключается еще и в том, что некоторые из них представляют собой портреты исторических лиц - Давида IV Строителя в Натлисмцемели, царицы Тамары и Георгия Лаша в Бертубани, Димитрия Саможертвователя и ряда ктиторов в Удабно. В XII веке, когда во главе монастырей становится Онуфрий Гареджели, Давид-Гареджа превращается в культурно-просветительный центр всей Восточной Грузии. В XIII веке, во время монгольских нашествий, монастыри были разгроблены и разрушены. Огню были преданы рукописи, образцы искусства. Замерла жизнь в Бертубани, в развалины были превращены монастыри Лавра Давида, Натлисмцемели, Додос Рка. Лишь через несколько веков, при непосредственной поддержке народа Картли и Кахети, начинается возрождение монастырей, хотя феодальная раздробленность Грузии этого периода не дает им возможности достигнуть былой силы и славы. На грани XIV-XV веков Тамерлан (Темурленг - Б.С.) подверг Грузию огню и мечу.

Разорение страны, естественно, отразилось и на монастырях Давидгареджа. Еше более экономически ослабленные, они теряют свое культурное значение. В это время прекращает свое существование гареджийская школа живописи. В 1615 году полчища Шах-Аббаса за одну ночь истребили всех монахов и разграбили монастыри. С конца XVII века царь Теймураз, а затем Арчил пытаются восстановить Давидгареджийский коллплекс. Его возрождение фактически начинается с 1690 года, когда настоятелем в Гареджа был назначен Онуфрий Мачутадзе. За время его плодотворной сорокалетней деятельности были восстановлены старые права монастыря, возвращены принадлежавшие ему земли, для защиты от врагов были возведены крепостные ограды, сооружены вход и трапезные. В XVIII веке в результате частых нападений на монастыри и их разорения, а начиная с XIX века в связи с появлением в городах Грузии духовных и светских школ интерес к Давидгареджа постепенно спадает. Во второй половине XIX века монастыри опустели, и лишь в Натлисмцемели осталось несколько монахов. На протяжении своего многовекового существования монастырский комплекс Давид-Гареджа много раз претерпевал погромы и разорения, но выдержал испытание веков, сыграв существенную роль в духовном развитии страны.

Паломничество в Гареджи одно время приравнивалось к паломничеству в Иерусалим.
Эти и другие пещерные монастыри можно увидить с нами в нашем осеннем туре по Грузии , в следующем году.

(англ. Katskhi Column, груз. კაცხის სვეტი) или, как его ещё называют, Кацхийский столп - небольшой монастырский комплекс с часовней, на вершине 40-ка метрового скального образования. Он находится в Грузии, в регионе Имеретия в посёлке Кацхи. Достопримечательность довольно необычная, но в то же время не избалована вниманием отдыхающих, т.к. находится в стороне от большинства туристических троп, а пешим путешественникам сюда не очень удобно добираться.

Немного истории и легенд

Предполагается, что церковь сегодняшнего Кацхского Спасо-Вознесенского монастыря была построена в столь странном месте в промежутке между VI и VIII веками. В то время на территории Грузии ещё не было распространено христианство, поэтому место носило языческий оттенок и считалось символом бога изобилия и плодородия. Именно христиане решили возвести небольшую часовенку на такой высоте - они считали, что таким образом станут чуточку ближе к Богу и их молитвы не останутся не услышанными. Позже были найдены останки ещё более древнего сооружения, но от него лишь частично сохранился фундамент.

Имя первого строителя остаётся загадкой, однако до наших дней дошло его послание, высеченное в камне: "Я огромный грешник, поэтому построю на столпе два дома: один для Бога и один для монахов".

До XV века со Столпа Кацхи в небо возносились молитвы одиноких отшельников и монахов, но настало время междоусобных войн и вторжения Оттоманской Турции, повлекшей забытие и запустение.

Вплоть до 1944 года никто особо не интересовался Кацхис Свети, но именно в этот год настало время очередного перерождения. На вершину Столпа была отправлена исследовательская экспедиция, обнаружившая руины храма и останки последнего монаха, которые теперь погребены у основания молельни.

Настал небольшой период, когда эту необычную скалу облюбовали альпинисты-любители. На ней оттачивали свои навыки скалолазания дети и подростки, но доползая до определённого места они всегда ставили свечку.

Местные жители всё чаще приходили сюда в паломничество, место постепенно возвращало утраченную популярность. В 1993 году монах Максим, выросший в соседнем городе Чиатура, решил осуществить свою давнюю мечту и пережил зиму в гроте под горой. По его словам, он ещё мальчишкой прибегал сюда с друзьями и, глядя на Столп, завидовал отшельнику, некогда там обитавшему. Его поступок не остался незамеченным и на следующий год он получил достаточно средств для возрождения церкви на вершине от одного "друга из Тбилиси", которую назвали в честь Максима Исповедника.

В 1999-ом году отреставрировали храм у подножия Кацхийского Столпа. В 2005 навели порядок на вершине и воссоздали былые постройки из сохранившихся камней. Один из богатых местных жителей за свой счёт проложил хорошую дорогу. И лишь в 2007 была установлена безопасная металлическая лестница с перилами, названная "Лестницей к небесам", и проведено электричество.

За подачу продуктов, мебели, стройматериалов и всего необходимого отвечает старая лебёдка с ручным приводом.

Вы лишь задумайтесь, как монах-отшельник в XV столетии смог покорить высоту в 15-ти этажный дом без страховки? А ведь после его смерти на вершине, целых 5 веков никто не мог повторить его подвиг!

Что там можно посмотреть?

Ещё совсем недавно отец Максим разрешал подниматься в свою "Крепостью одиночества" мужчинам, правда не всем. Женщинам путь туда был заказан во все времена. Сегодня даже сильной половине человечества не просто попасть на вершину, для этого нужно получить кучу различных справок и разрешений, чем, естественно, не будет заниматься ни один турист во время своего короткого отпуска. Поэтому о том, что происходит на вершине Столпа мы можем судить лишь по фотографиям.

Чтобы более наглядно узнать о жизни и быте на верху, внизу был создан небольшой музей с фотографиями и кое-какими экспонатами. Возле музея расположились домики для гостей, церковь, баня и кельи, правда чуть поодаль от места скопления туристов, а посреди двора на камне установлен Болнисский крест.

Слева от лестницы находится часовня, буквальная вросшая в скалу. Любой желающий может войти в неё и поставить свечку на специальный камень.

Мой отзыв туриста

Столп Кацхи - очень необычное место на фоне потрясающей природы, его обязательно нужно увидеть своими глазами. Лишь находясь рядом, понимаешь, чего стоили усилия множества людей, отдавших свои силы для возрождения святыни, особенно до постройки этой хлипкой лестницы. Но мне откровенно не хватило возможности вскарабкаться на самый верх, чтобы раскинуть руки по ветру, подставить лицо солнцу, отринуть все мысли и стать ближе к Творцу... Но нет, это запрещено, поэтому приходится довольствоваться обходом малюсенькой территории комплекса, равной по размеру одной из лужаек Бодбийского монастыря . Что поделать, как говорится "В чужой монастырь со своим указом не ходят". Остаётся надеяться, что когда-нибудь снова станут пускать простых смертных подняться в "Крепость одиночества", хотя я и понимаю, что это место изначально задумывалось для отстранения от мирской суеты и единения с Господом, а группы туристов, ползающих, как муравьи, по лестнице туда-обратно, никак не вписываются в скромный быт монахов, ищущих уединения и близости к Богу.

Один раз туда съездить однозначно стоит, а вот второй раз пока что не тянет - слишком специфический монастырский комплекс, ютящийся на небольшом клочке земли и оставляющий вне досягаемости свою главную изюминку.

Полезная информация

  1. Координаты для Навитела: N 42°17"15", E 43°12"57"
  2. GPS координаты для ЯндексКарт и ГуглМэпса: 42.287547, 43.215940
  3. Вход бесплатный.
  4. Режим работы: с 10:00 до 18:00.

Женщинам следует иметь при себе платок на голову и не надевать короткие юбки или шорты - для забывчивых перед входом кладут большие куски ткани, в которые можно завернуть ноги.

В окрестностях Кацхского Спасо-Вознесенского монастыря растет безумно много крупной и сладкой ежевики.

Что бы сделать хорошую фотографию, нужно забраться на соседнюю гору, а иначе нету никакой возможности захватить постройки на вершине Столпа.

Не доезжая метров 100 до пункта назначения, дорога резко уходит вниз, а потом взмывает вверх под неимоверно сильным уклоном. В снег и дождь нужно учитывать этот фактор, иначе велика вероятность не взобраться на ровную поверхность, особенно если автомобиль гружёный или маломощный.

Кацхийский столп, или столп Кацхи – это узкая известняковая 40-метровая скала, на вершине которой расположен храм, посвященный Максиму Исповеднику. Местные жители называют его «Крепостью одиночества», потому что вот уже больше 20 лет в монастыре проживает отец Максим, который своими силами занимается возрождением разрушенной когда-то святыни и пару раз в неделю спускается со своего возвышенного жилища, чтобы пообщаться с теми, кому требуется совет или просто разговор.

До прихода христианства в Грузию, столп считался символом бога плодородия. Однако, после обращения, столп не перестал восприниматься как нечто божественное и возвышенное, на его вершине было решено возвести храм в лучших традициях христианства, который функционировал до вторжения Оттоманской Турции. После этого, церковь была заброшена и разрушена временем и стихиями.

Монастырская жизнь началась здесь с IX века и продолжилась дo XVI века. Место это свято почиталось христианами, где они особо чувствовали свою близость к Богу. Но после вторжения Оттоманской Империи, церковь была заброшена на долгие столетия.

В 1944 году альпинист Александр Джапаридзе вместе с писателем Леваном Готуа организовали специальную экспедицию и обнаружили на этом месте храмовые постройки и кельи.

Местные жители всегда свято чтили это место. После того, как в 90-х годах XX столетия гонение на религию ослабло, люди все чаще и чаще стали посещать Кацхийский столб.

А в 1993 году, когда отец Максим поселился на вершину столпа и провел два года, укрываясь лишь под защитой брезентового тента, местные жители стали собирать деньги на реконструкцию храма, от которого остался лишь фундамент, источником финансирования стало и государство Грузии.

С 1999 по 2009 год архитекторы и геологи исследовали столп и занимались строительством. На данный момент на Кацхи восстановлен храм, практически идентичный своему прообразу.


(монах Максим (Кавтарадзе))

Чтобы спуститься с Столба Кацхи нужно 20 минут, а чтобы подняться по крутой лестнице еще больше.

Сегодня на столп можно подняться, но для этого надо получить разрешение у патриарха Грузии в Тбилиси.

Максим стал монахом после того, как вышел из тюрьмы. Он захотел измениться и решил продолжить дело столпников, которые жили здесь до нашествия оттоманов в XV веке. «В молодости много пил и продавал наркотики. Когда это довело меня в тюрьму, я понял, что пора меняться. Ранее с друзьями мы распивали вино на холмах вблизи Кацхийским столбом. Мы знали, что когда-то здесь жили монахи », - говорит Максим.
Теперь к нему приходят люди в поисках совета в трудных жизненных ситуациях. Раз или два в неделю Максим спускается со столба, чтобы поговорить с ними и дать утешение.


(монах Максим (Кавтарадзе))