Как научиться правильно писать диктанты без ошибок. Грамотное письмо: как воспитать отличника

Нашла у себя в закромах статью, которая для меня сейчас очень актуальна. Мой младшенький никак не может подружиться с правописанием. Проблема, наверное, знакома многим родителям. Правила ребенок знает, а пишет все равно с ошибками. И хотя дисграфии, о которой говорится в статье, у нас нет, рекомендации, а главное, предложенные упражнения советую взять на вооружение. Мы уже приступили к занятиям.

Почти 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это — повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?


Если ребенок ошибается на письме, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.


Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили "натянутые" тройки и периодически оставляли на второй год.


Теперь таким детям ставят диагноз "дисграфия". По некоторым данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30%!


При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?


Давайте посмотрим, что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок?


Сначала вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг "даёт команду" руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.


Как видно, письмо — это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.


Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.


Как же понять, есть ли у ребёнка дисграфия?


Или он просто плохо знает правила?


Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии говорят следующие типы ошибок:


1. Ошибки в ударных слогах ("рОдость" вместо "рАдость").


2. Пропуск букв.


3. Недописывание слов и букв ("стака..." вместо "стакаН").


4. Перестановка слогов ("ябколо" вместо "яблоко").


5. Повторение одной и той же буквы ("магазиМ" вместо "магазин").


6. Буквы "б", "в", "э", "з", цифры "4", "3", "5" перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).


7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв ("ъ" и "э").


И, наконец, "неаккуратность" в тетради:


8. Ребёнок "не замечает" поля и продолжает писать до самого края тетради.


9. "Съезжает" со строчек к концу предложения.


10. Переносит слова неправильно.


11. Часто не делает пробелов между словами.


12. Не замечает конца предложения, не ставит точки, продолжает писать следующее с маленькой буквы.


Как можно помочь ребёнку с дисграфией?


Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды. Родители могут поиграть дома со своими детьми.


1. Если ребёнок пропускает буквы, делаем упражнение "Волшебный диктант".


Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги (ма-ма, мы-ла, ра-му), чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов ставит черточки. Следующий этап — нужно записать каждое слово в виде точек (по количеству букв в слове).


2. Если ребёнок не дописывает окончания, делаем упражнение "Образ слова".


Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву произнесенного вами слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль — на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему (например, животные, растения) — это будет хорошей тренировкой в классификации.


3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах, предлагаем упражнение "Весёлый мультфильм".


Даём ребёнку задание мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина... Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.


После этого ребенок, вспоминая придуманный им сюжет, должен написать все эти слова. Затем — самопроверка: даёте ребенку образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.


Если есть ошибки, следующее задание: нужно так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно, какая в этом слове трудность (например, автору на занятиях рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).


4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка, делаем упражнение "Шифровка".


Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.


Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.


5. Если ребёнок не применяет правила при письме, делаем упражнение "Зоопарк".


Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь (руками изображает уши с кисточками), воробей (машет локтями-крыльями)... Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.


Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Каждый должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.


Советы родителям

  • Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из детей, имеющих проблемы с грамотностью, 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, так малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
  • Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Это очень полезно для успешного обучения.
  • Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает мозг кислородом.
  • Занятия музыкой (в частности, игра на фортепиано) развивают моторику рук и налаживают взаимодействие обоих полушарий мозга.
  • После школы почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.

Всё это немедленно наилучшим образом отразится не только на грамотности, но и на общей успеваемости в школе.


Ирина Надрус, логопед


Как научить ребёнка грамотно писать? Этот вопрос рано или поздно задают себе родители любого школьника. Проблема грамотности была и остаётся одной из самых злободневных в школьном обучении, и связана не только со знанием орфограмм и правил пунктуации, но и с особенностью работы механизмов зрительного и слухового восприятия ребёнка.

Часто родители сталкиваются с интересным парадоксом: , демонстрирует хорошее знание орфографических правил и грамматических норм, а, написав, диктант, умудряется сделать в нём много ошибок. Другой же ребёнок, не утруждающий себя заучиванием правил, пишет грамотно, не прилагая к этому особых усилий. В чём здесь секрет?

«Врождённая» грамотность: миф или реальность?

Довольно часто можно услышать такую точку зрения: грамотность – качество врождённое, как музыкальный слух или способности к рисованию, патологически безграмотный человек не способен, даже выучив все правила, писать грамотно.

Действительно ли это так? Дело в том, что пишущие без ошибок дети, как правило, наделены великолепной зрительной памятью. А если такой ребёнок ещё и много читает, то умение писать грамотно, не утруждая себя знанием правил, ему практически гарантировано. Ребёнок просто «фотографирует» нужный вариант написания слова в своей памяти, и правильно переносит его на бумагу во время диктанта.

Да, это так, согласятся родители, а что тогда делать тем детям, у которых зрительная память не развита так хорошо? Ответ очень прост – развивать её, тем более что упражнения для развития зрительной памяти не так уж сложны и могут проводиться родителями во время домашних занятий по подготовке уроков.

Как научить ребёнка грамотно писать, используя механизмы зрительного восприятия?

Тренируем зрительную память

Переписывание – самый простой способ тренировки зрительной памяти. Несмотря на его простоту и доступность, есть несколько важных моментов, которые помогут сделать этот вид работ наиболее эффективным:

  • Для того чтобы сделать переписывание приятным и не вызывающим у ребёнка скуку, для занятия лучше подобрать отрывки из любимых книг. Текст должен нравиться ребёнку и вызывать у него интерес.
  • Закройте следующую за переписываемой строкой строчку прозрачной линейкой. Тогда ребёнку будет легче быстро отыскать глазами в тексте то место, которое он переписывает.
  • Определите рамки текста, которые ученик должен переписать за один приём: посмотрел – запомнил – переписал. На начальном этапе это может быть одно слово, в дальнейшем количество слов увеличивается, а в результате длительных тренировок ребёнок сможет переписывать целые предложения сразу. Это будет выглядеть так: прочитал целое предложение, запомнил, переписал. Именно это результат, к которому надо стремиться.
  • В процессе переписывания подключаем зрительную память: читая текст, ребёнок должен чётко проговаривать все слова, максимально сохраняя их звуковое произношение, то есть читать, так как слово пишется, а не так, как оно слышится. Например, слова с йотированными гласными «е», «ё», «ю», «я», нужно произносить, сохраняя призвук «Й».
  • Следите за тем, чтобы, переписывая, ребёнок не подглядывал в оригинал до того момента, пока не будет полностью записан предыдущий кусок текста.

«Шпионская» техника

Для того чтобы разнообразить занятия по переписыванию, можно предложить детям немного побыть шпионами, и провести занятие следующим образом. В этом случае будет лучше, если отрывок текста, который переписывается, находится не перед ними на столе, а в другом месте или помещении.

«Шпионы» подходят к книге, запоминают отрывок и идут на своё рабочее место, садятся и по памяти воспроизводят нужный текст. В результате многочисленных походов между оригиналом и местом, где дети пишут, отлично тренируются механизмы «мысленного» фотографирования. Более простой вариант выполнения этого задания – книгу можно оставить немного в стороне от того места, где происходит переписывание, но при этом участок «фотографируемого» учеником текста необходимо закрыть листом непрозрачной бумаги.

Юный археолог

Тоже интересный вариант занятия, которым можно разнообразить задания по переписыванию. Распечатайте отрывок из нужной книги в текстовом редакторе, затем обработайте его, сознательно «испортив»: пропустив безударные гласные, или падежные окончания, сдвоенные «н», и другие места в словах с орфограммами. Пропущенные места можно обозначить звёздочками или троеточием.

Затем предложите юному археологу восстановить испорченный текст, вставив правильные буквы. Это задание можно варьировать: например, пропускать не только буквы в словах, но слова целиком: глаголы, прилагательные и т.д. Тогда задание станет по-настоящему интересным, потребует не только знания орфограмм, но и правил грамматики.

Работа над ошибками

Что предполагает обычная работа над ошибками, совершенными в недавно написанном школьником диктанте? Ученик переписывает слова в столбик, пишет напротив правильный вариант слова, выделив нужную орфограмму. Этому виду работ на уроке отводится не более 10–15 минут.

Не удивительно, что уже на следующий день те слова, которые были написаны неправильно, забываются, и в следующем диктанте ошибки повторяются заново.

Составляем реестр ошибок

Проанализируйте дома вместе с ребёнком написанный в школе диктант. Пусть он выпишет слово с ошибкой на отдельный лист, и побудет учителем: взяв ручку с красной пастой, выделит ошибку. Затем напишет рядом правильный вариант слова, обозначив нужную орфограмму. Листы с ошибками складывайте в отдельную папку, повторяя время от времени их на домашних занятиях.

Предлагайте ребёнку придумать самостоятельно предложения, в которых будут использоваться слова, где он допустил ошибки. Слова, которые чаще вызывают у него затруднения, можно, переписав на отдельный лист, прикрепить над его рабочим столом, выделив красным цветом его ошибки.

Учим орфограммы, как правильно?

Зачастую дети именно «заучивают» правила, не совсем чётко представляя, о чём именно идёт в них речь. В результате начав изучать в старшей школе причастия и деепричастия, ребёнок не может применить орфограмму правильно просто потому, что в начальной школе он не смог хорошо усвоить определения и свойства таких частей речи, как глагол и имя прилагательное.

А ведь именно эти части речи участвуют в образовании причастий, деепричастий и отглагольных прилагательных, правильное написание которых даётся далеко не всем ученикам.

Совет педагога:

Родители должны добиться, того, чтобы к началу обучения в старшей школе ребёнок хорошо знал все, изучаемые в младшей школе части речи: имя существительное, прилагательное, глаголы, числительные и местоимения и предлоги.

Необходимо, чтобы ученик понимал, какими свойствами они обладают и чем отличаются, быстро и правильно находил и определял их в тексте. Тогда изучаемые в старшей школе орфограммы, на правописание таких частей речи, как причастия, деепричастия и наречия где чаще всего допускается ошибки, не будут для него куском «мёртвой» информации, а будут успешно применяться на практике.

Ох, уж эти запятые…

Правила синтаксиса вызывают не меньше затруднений, чем правила орфографии, тем более что законы пунктуации в русском языке достаточно сложны и не всегда однозначны. Знание правил обособления (выделения в тексте запятыми частей предложения) не всегда являются залогом правильной расстановки знаков препинания. Тем не менее, требования к уровню пунктуационной грамотности учеников достаточно высоки – две пропущенные запятые уже дают повод учителю не поставить отличную оценку.

Совет педагога:

Необходимо объяснить ребёнку, что существует прямая связь между паузой, которая делается при чтении текста и постановкой запятой или другого знака препинания. Другими словами, правильно, читая текст, выделять знаки препинания интонацией. Пониманию этого будет способствовать выразительное, с учётом всех знаков препинания, чтение ребёнком отрывков текста вслух.

Можно практиковать диктанты «наоборот» – пусть ребёнок диктует, максимально используя интонацию, там, где он видит знаки препинания, а кто-то из взрослых пишет под его диктовку. Взрослый может намеренно допустить несколько ошибок. Предложите ребёнку поработать учителем – найти и исправить ошибки, допущенные взрослым во время диктовки. Это занятие не только закрепит знание орфограмм и пунктограмм, но и повысит самооценку юного «учителя», что немаловажно в процессе любого обучения.

Грамотность как показатель образованности

В последнее время все чаще можно услышать такую точку зрения родителей школьников: серьёзное изучение орфографии уже не востребовано как раньше, ведь существует масса программ проверки правописания. А усиленное изучение правил только «засоряет голову», в то время как будущему программисту или веб-дизайнеру не очень-то нужно уметь писать грамотно.

Понятия о показателях образованности сейчас действительно изменились, но если оперировать классическими представлениями, то и правильно – было, есть и остаётся наиболее ярким признаком, характеризующим образованного человека.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Вебинар специалиста по вопросу — готов ли ваш ребёнок к обучению грамоте:

По статистике 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это – повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?

Если ребенок делает ошибки , родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то, наоборот, возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.

Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили «натянутые» тройки и периодически оставляли на второй год.

Теперь таким детям ставят диагноз – . По статистическим данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30 %!

При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает очень даже неплохо, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?

Давайте посмотрим, что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок ?

Сначала вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг «даёт команду» руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.

Как видно, письмо – это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.

Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.

Как определить, есть ли у ребёнка дисграфия

Или он просто плохо знает правила?

Заглянем к школьнику в тетрадку. О говорят следующие типы ошибок:

1. Ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость».
2. Пропуск букв.
3. Недописывание слов и букв. Например, «стака…» вместо «стакаН»
4. Перестановка слогов. Например, «ябколо» вместо «яблоко».
5. Повторение одной и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо «магазин».
6. Буквы «б», «в», «э», «з», цифры «4», «3», «5» перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв («ъ» и «э»).

И, наконец, «неаккуратность» в тетради:

8. Ребёнок «не замечает» поля и продолжает писать до самого края тетради.
9. «Съезжает» со строчек к концу предложения.
10. Переносит слова как попало.
11. Часто не делает пробелов между словами.
12. Не замечает конца предложения, не ставит точки, и продолжает писать следующее с маленькой буквы.

Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды и в которые родители могут поиграть дома со своими детьми:

1. Если ребёнок пропускает буквы – Упражнение «Волшебный диктант».

Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.

2. Если ребёнок не дописывает окончания – Упражнение «Образ слова»

Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву вашего слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль – на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему, например, животные, растения – это будет хорошей тренировкой в классификации.

3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах – Упражнение «Весёлый мультфильм».

Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина…

Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

После этого ребенок должен, вспоминая придуманный им сюжет, написать все эти слова.

Затем – самопроверка: даёте ему образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

Если есть ошибки, следующее задание: так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно какая в этом слове трудность (например, нам рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).

4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка – Упражнение «Шифровка».

Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.

Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме этих трех букв БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.

5. Если ребёнок не применяет правила при письме – Упражнение «Зоопарк».

Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь руками изображает уши с кисточками, воробей машет локтями-крыльями… Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.

Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Тот должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно так же для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.

Чтобы ребёнок писал грамотно, можно ещё дать следующие советы родителям :

  • Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из 100 % детей с проблемами по русскому языку 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, таким образом малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
  • Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Что тоже очень полезно для успешного обучения.
  • Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом.
  • Занятие музыкой, в частности игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга.
  • После школы почаще массируйте массируйте ребёнку шейную и затылочную область.

Всё это в комплексе и по отдельности немедленно отразится наилучшим образом на письме и общей успеваемости в школе.

Для
Ирина Надрус

Всем родителям хочется, чтобы их дети были самыми лучшими. Это касается всего, в том числе и вопросов обучения. Если ребенок научился хорошо разговаривать, то это всегда вызывает радость у родителей.

Но после этого идет не менее важный этап, который заключается в том, чтобы научить ребенка писать. И если до определенного возраста грамматические ошибки у ребенка считаются нормой, то затем возникает закономерный вопрос, как научить ребенка писать максимально грамотно, так чтобы он не совершал ошибок. Именно этому важному вопросу мы и посвятим сегодняшнюю статью.

✍ Как научить ребенка писать грамотно? [Школа Скорочтения и развития памяти у детей ]

Как Писать Грамотно. Развитие ребенка онлайн. ОГЭ / ЕГЭ

На сегодняшний день проблема правописания является очень актуальной в школьном возрасте. Согласно исследованиям, которые проводились в обычных средних школах нашей страны, практически семьдесят процентов учеников делают ошибки на письме с той или иной периодичностью. Этот показатель является среднестатистическим не только для нашей страны, но и для большинства стран мира.

В каком возрасте стоит уделять внимание тому, чтобы ребенок умел писать грамотно?

Некоторые родители, которые занимаются со своими детьми правописанием еще в дошкольном возрасте, уделяют чересчур много внимания вопросу грамотности, при этом требуя, чтобы ребенок писал без ошибок.

По словам многих специалистов и педагогов, не нужно торопить ребенка и заставлять его учиться писать абсолютно без ошибок. Он обязательно этому научится, только всему нужно свое время. Считается, что оптимальным временем для того, чтобы научить ребенка правильно писать, является период со второго по четвертый класс. Конечно, еще в дошкольном возрасте вы также можете научить вашего малыша правильно и грамотно писать, но помните, если у него не будет получаться, неправильным будет ругать его за это.

Как научить ребенка писать без ошибок?

Существует несколько методик, позволяющих научить ребенка грамотно писать. Мы рассмотрим наиболее популярные и востребованные из них.

  1. Диктанты.
    По мнению многих педагогов по русскому языку, диктант является наиболее эффективным методом по обучению детей грамматике. Вы можете проводить диктанты со своим ребенком в любое удобное для вас время. Старайтесь особо не перегружать вашего ребенка, особенно в раннем возрасте. Проводите один или два диктанта каждый день, разве что кроме выходных. Это не займет у вас много времени, зато даст хороший результат, который обязательно отобразится на уровне владения русским языком вашего малыша. Не будьте слишком строгими, но оставайтесь настойчивыми, и вы увидите результат, когда в школе ваш ребенок будет писать все диктанты на пять.Вот несколько советов, которые помогут сделать проведение диктантов более полезным и приятным:
  2. Чтение.
    Если ваш отпрыск не может запомнить, как правильно пишутся те или иные слова, то ему очень поможет чтение. Причем полезно читать как можно больше классической литературы. Конечно, книги для ребенка нужно подбирать таким образом, чтобы они были ему интересны, то есть соответствовали по возрасту. У классических писателей можно встретить очень много детской литературы, которая будет интересна даже самым юным читателям. Обратите внимание на таких писателей, как Марк Твен, Майн Рид и Жюль Верн. Но даже самым маленьким читателям придутся по душе современные детские писатели, например, такие как Джоан Роулинг. Особенно эффективным является чтение вслух, так как при нем задействуются практически все виды памяти.Просите своего ребенка, чтобы он читал для вас вслух ту книгу, которая нравится ему больше всего. При этом нужно четко выговаривать звуки, как гласные, так и согласные. Уже неоднократно доказано, что такой метод позволяет малышу подсознательно запоминать правильное написание даже самых сложных слов.
  3. Грамматика.
    Конечно, чтение и регулярная практика в виде написания диктантов помогут вашему ребенку освоить правописание на русском языке. Но этого может быть недостаточно без изучения теории, а именно правил грамматики. Основы грамотного письма на русском языке дети иногда начинают изучать еще в детском саду. Часто родители, чтобы подготовить ребенка перед школой, самостоятельно занимаются его обучением, особенно вопросами, которые касаются чтения и писания. Но основы закладываются именно в школе. Как утверждают многие педагоги, особенно важным является процесс изучения правописания с 1 по 5 класс. К примеру, уже во 2 классе дети начинают изучать правила русского языка и к окончанию школы они должны владеть им практически в совершенстве. Успех изучения грамматики заключается вовсе не в дотошном заучивании, как считают многие, а в понимании.Как показывает опыт, сложные правила правописания русского языка, которых существует огромное множество, плохо запоминаются малышу. Поэтому важно, чтобы он эти правила понимал. Даже если ваш ребенок не будет помнить наизусть, как звучит само правило, он будет помнить, как правильно написать то или иное слово. А это, конечно же, самое главное.Вы можете заниматься с чадом сами, повторяя тот материал, который он учит в школе. Также вы можете даже опережать школьную программу. Главное, чтобы ваши с ребенком занятия проходили в спокойной, непринужденной обстановке. Не перетруждайте вашего малыша, если он устал. Но и будьте настойчивы, если посчитаете, что он попросту ленится.

Мотивация

Для того чтобы ребенок хотел учиться и уметь правильно писать, он должен понимать, что ему это действительно нужно. Часто дети делают ошибки, не хотят учить правила грамматики, потому что просто не понимают того, насколько это важно. Постарайтесь поговорить об этом со своим чадом.

Объясните ему, что уметь правильно писать должны абсолютно все взрослые люди, и если он тоже собирается стать взрослым человеком, то ему это обязательно понадобится. Покажите на своем примере, как вы умеете грамотно писать на русском языке. Если ваша работа связана с писанием или даже просто заполнением каких-либо документов, то покажите своему малышу, как вы делаете это на своей работе.

Выводы

Для того чтобы научить своего малыша грамотно писать на русском языке, нужно применить комплексный подход к этому вопросу. Если ваш ребенок уже учится в школе, то он должен получить основную часть информации на уроках. Занимайтесь с ним дополнительно дома. Также очень полезным является чтение вслух и написание диктантов.

Занимайтесь со своим малышом, и у вас обязательно получится научить его грамотно писать на русском языке.

Речевые ошибки всегда заметны, особенно – письменные. И если математический недочет воспринимается с пониманием, то неполноценная грамотность вызывает негодование или даже насмешку. Почему некоторым людям безошибочное письмо дается легко, а другие не могут совладать с орфографией? Во всем ли виноват сам ученик? Можно ли ему помочь? Как научить ребенка грамотно писать так, чтобы и во взрослой жизни он оставался мастером письменной речи?

Обучение грамотному письму – победима ли дисграфия?

Согласно статистике, семь школьников из десяти пишут с ошибками, и трое из десяти младших школьников страдают дисграфией.

Дисграфия становится причиной многих досадностей и несправедливых упреков. Ребенок, подверженный дисграфии, может знать правила лучше всех в классе, а вот пользоваться ими у него не получается.

Обучение грамотному письму должно идти единым фронтом: в школе, дома и, возможно, у логопеда. Грамотный учитель или хороши логопед способны победить дисграфию даже в средней школе. Но и дома, своими силами, вполне возможно если не избавиться полностью, то хотя бы уменьшить ее воздействие. Что могут предпринять родители детей, отличающихся множеством ошибок при письме?

  • Выгуливайте ребенка, не держите его дома. Активные игры на свежем воздухе насытят мозг кислородом, повысят работоспособность малыша, обеспечат ему полноценный отдых.
  • В дошкольном возрасте позвольте дитю играть, отложите развивающие интенсивы на потом. Игра приучает малыша к соблюдению правил, самоконтролю, дисциплине.
  • По этой же причине отдайте чадо в танцевальную секцию или в спорт. Кроме волевых качеств, спорт развивает координацию, что является крайне позитивной предпосылкой при обучении грамотности.
  • Делайте ребенку легкий массаж шеи и затылка, это позволит разгрузить позвоночник, активизирует кровоток и работу мозга.

Как научить школьника грамотно писать? К утешению родителей дисграфиков, этот «орфографический недуг» исправим. Важно обратиться к специалисту вовремя и заниматься систематически. Смогут ли родители побороть дисграфию сами? Если речь идет о диагнозе, то помощь специалиста необходима. Как распознать серьезные нарушения в письменной речи ребенка? Об этом говорят некоторые признаки…

Признаки дисграфии при безграмотном письме

Дети, подверженные дисграфии не любят писать. Их тетрадки неряшливы, почерк постоянно меняется: от плохого до совершенно нечитабельного. Если не заниматься коррекцией, это нарушение становится причиной комплексов и трудностей в письме (во время экзаменов, на работе, в быту). Между тем, недуг может поразить даже интеллектуала – нередко умные, развитые дети оказываются совершенно беспомощными, когда перед ними кладут чистый лист и шариковую ручку:

  • Ошибки в тетрадках повторяются, их много, хотя малыш старательно учит правила.
  • У школьника плохой почерк, он путает буквы, пишет их не в ту сторону, заменяет, дописывает лишнее.
  • Почерк дисграфика может зависеть от настроения и самочувствия.
  • При всех «письменных» недостатках, дисграфики могут неплохо рисовать.

Как научить ребенка писать без ошибок? Важно помнить, что причины диграфии и дислексии (нарушений чтения, которое часто сопутствует дисграфии) могут быть разными – от педагогической запущенности (и тут виновны исключительно родители) до особенностей генетики. Как видите, вины школьника и в том и в другом случае нет, поэтому он нуждается в помощи и не заслуживает упреков и порицаний.

Возможно, малыш просто не хочет учиться, может быть, ему неинтересно. И тогда необходима альтернатива. Скучный учебник с успехом заменяет увлекательное пособие, например, “Секреты орфографии”Граник Г., где правила сочетаются с заданиями для закрепления.Попробуйте начертить схемы правил или заучить их с помощью мнемонических символов. Устройте игрушечную школу с настоящими атрибутами: маленькой доской, мелом, крошечными тетрадками и дневниками.

Правильное письмо: как преодолеть ошибки

Чтобы научить ребенка писать грамотно, нужно разобраться, как происходит процесс письма и какие качества мышления необходимо развивать:

  • Память руки – в основе этого фактора лежит двигательная память. Написав трудное слово несколько раз, школьник запоминает его и может вспомнить орфографию автоматически, не задумываясь.
  • В связи с правилом, озвученным выше, возникает вторая предпосылка: нельзя допускать ошибки. Написав слово с ошибкой хотя бы один раз, мы фиксируем ее в памяти. В следующий раз мы ошибемся там же почти наверняка. Если ученик не знает, как написать слово, пусть лучше задаст вопрос или подсмотрит в книге.
  • Слух, а именно способность различить звуки речи, определять их характеристики, привязывать их к правилам – одна из главных предпосылок грамотности.
  • Орфографическая артикуляция, самодиктант, проговаривание слова так, как оно пишется, задействует сразу несколько видов памяти: слуховую, артикуляционную (двигательную), орфографическую. Кроме того, ребенок учится принимать решение, тренирует мозговые процессы, отвечающие за грамотность при письме. Это же прием можно применять и на уроках, только проговаривать нужно шепотом.
  • Письмо с комментариями – высший пилотаж правильного письма. Прежде, чем написать, школьник поясняет правило, которое собирается применить. Это упражнение способно довести орфографические навыки до полного автоматизма.

Необычные методы обучения грамотному письму

Как научить ребёнка писать без ошибок? Попробуйте с ним позаниматься сами, но не усаживайте за рабочий стол, а предложите нечто интересное и необычное.

  • В течении 5-10 минут в день (в средней школе – около 15 минут) пусть ребенок читает «как иностранец» – по слогам, выделяя ударную гласную, проговаривая так, как написано(кО-рО’–ва пО’-шла на луг ЙЭсть тра-вУ’). Темп чтения постепенно ускоряется.
  • Распечатайте орфографический словарь (найдете в конце учебника) и включите в «иностранное» чтение короткие отрывки по полтора-два десятка слов.
  • Пару раз в неделю пишите диктанты из 5-7 словарных слов. Попросите ребенка проверить свою работу и даже поставить оценку.
  • Распечатайте крупным шрифтом отрывок из классики – Бунина, Толстого, Ушинского. Дайте малышу фломастер, маркер, красную ручку, корректор – пусть сегодня вычеркнет в тексте все буквы О, в другой раз – У, и так далее. Меняйте «орудия труда», давайте посильные задания – так Вы сохраните интерес к игре, потренируете внимание и усидчивость.
  • Готовим распечатки, как сказано выше. В один из выходных дней, просим маленького школьника выполнить такое задание: прочитай; спиши, предварительно проговаривая трудные слова по слогам 2-3 раза; проверь себя (так как это задание достаточно объемное, для списывания берут небольшие тексты).

Кроме классики, существую современные пособия, разработанные опытными авторами для повышения грамотности детей:

  • сборники Узоровой О.
  • орфографические «задачники» Ахременковой Л.
  • книга “Тексты для списывания 2 класс”
  • учебник “Контрольное списывание 1 класс”, Ушаковой О.
  • вспомогательные пособия Шкляровой Т.

В Вашей семье растет отличник? — В этом немалая заслуга взрослых. Высший балл по предмету – это оценка и родительского труда также. Но не стоит унывать, если первоклашка взял не очень удачный старт и немного отстал на дистанции. Почти все нарушения можно исправить, главное стремиться к этому и быть целеустремленной командой!