Когда родился христос кто был свидетелем. Вспышка новой звезды. В каком году родился Иисус Христос

Известно, что когда в семье иудея рождался сын, местные музыканты собирались около дома родителей, чтобы приветствовать простой музыкой его рождение.

Иисус родился в караван-сарае в Вифлееме, и поэтому эта церемония не могла иметь места. Но как восхитительно, что при этом, вместо земной музыки, звучала музыка небесная и ангелы пели для Иисуса песни, которые не смогли бы спеть лучшие певцы.

Читая это, нас поражает мысль о том, что рождение Сына Божия происходило в очень бедных условиях. Можно было бы ожидать, что если уже Ему вообще было суждено родиться, то во дворце или замке.

В ОЖИДАНИИ СПАСИТЕЛЯ

Не было иудея, который бы не считал свой народ избранным народом. Однако иудеи сознавали, что чисто человеческими усилиями они никогда не смогут достичь мирового величия, которое, по их вере, было им предопределено.

Большинство из них верило, что, коль они являются избранным народом, они однажды завладеют всеми народами. Они полагали, что в свое время какой-то великий небесный герой снизойдет на землю; другие верили, что родится новый царь из дома Давидова, который возродит былую славу Израиля; третьи же верили, что сам Бог, каким-то сверхъестественным образом вмешается в ход истории.

По, наряду со всеми этими группами, была и еще одна небольшая группа людей, так называемые «смирные в стране». Эти не мечтали о насилии и власти, об армиях и знамениях; они верили в жизнь в постоянном молении и спокойном созерцании, до тех пор, пока не придет Бог. Всю свою жизнь они спокойно страстно ждали Его.

ДАТА РОЖДЕНИЯ

В Библии нет никаких указаний по поводу этой даты.

В 70 году н.э. римские войска под предводительством Тита сожгли Иерусалимский храм и лишили нас возможности найти в храмовых книгах запись о рождении Иешуа бен Мариам .

ЯЗЫЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ

18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
(Матф.1:18)

Этим же словом называется и один из «великих праздников христианства» - якобы день рождения Иисуса Христа, отмечаемый 25 декабря или 7 января.

Этот праздник стал так популярен, что бесполезно кому-либо указывать на то, что рождение Христа не могло быть зимой, ибо зимой не пасут стад, а также и о том, что все события с пастухами, описанные во второй главе Евангелия от Луки, произошли не ночью, а днем.

Это становится совершенно очевидным при внимательном и беспристрастном рассмотрении следующих стихов:

8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
(Лук.2:8-15)

18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
(Лук.2:18)

20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.
(Лук.2:20)

Упоминание в ст. 8 ночной стражи не опровергает этого утверждения, а подкрепляет его, ибо эти ночные сторожа могли быть свободны только днем, когда основные пастухи ушли со стадами в поле. Но в мире продолжают праздновать «эту ночь».

Эта потрясающая инерция традиции может быть объяснена только леностью мышления, нестремлением к истине и невольным желанием прикрыть тот факт, что этот праздник «Рождества Христова» был попросту заимствован из языческого праздника рождения бога-солнца, очень популярного в Римской империи, в период, когда христианство превращалось в государственную религию.

ПРОРОЧЕСТВА

Священное Писание полно пророчеств, большинство из которых исполнилось или постоянно исполняется, и это Господь делает для того, чтобы подтвердить истинность Своих слов.

Некоторые пророчества исполняются не сразу, а исполнение других бывает сильно растянуто во времени, поэтому они часто остаются незамеченными (или не привлекают пристального внимания). Но когда вглядываешься в уже исполнившиеся пророчества о судьбе некоторых отдельных городов, местностей или целых народов, поражает великая точность этих предсказаний, сделанных иногда за несколько столетий до совершения факта.

Спасителя ждали и безусловно рождение Иисуса Христа было великой радостью.

17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
18 Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
19 не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его;
20 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы;
21 и на имя Его будут уповать народы.
22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.
23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?
(Матф.12:17-23)

ЕДИНСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК

Вам будем интересно узнать, что Библия учит верующих соблюдать праздник!

Для нас с вами дан только один праздник Нового Завета. И, к сожалению, это не «Рождество Христово».

Как мы узнали выше, праздник рождения был перенят у римлян и ничего общего не имеет с Новым Заветом, с Библией.

Стоит отметить, что рождение Сына Бога воистину великое событие, которое предсказывали пророки, которого ждали верующие. Кто-то ожидал воина с мечем, кто-то нового Царя…

Но для многих такая картина была удивлением:

14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.
(Иоан.12:14-16)

Почему пришел Иисус, что Он говорил и делал — оказалось намного важнее, но кульминацией всего стала Его смерть и воскресение.

Почему же Библия учит помнить смерть, воскресение Иисуса, как самые важные события, а многие празднуют Его рождение?

Вот пример, который сегодня христиане должны чтить и воспоминать каждую неделю, в воскресный день:

23 Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
(1Кор.11:23-26)

Если говорить современным языком, то «поминки» нужно праздновать, а не «днюху» (день рождение).

За нас пострадал Сын Божий:

24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.
(1Пет.2:24)

Иисус умер на кресте за тебя! И оставил только один праздник — воспоминание.

Преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии.

Все лекции цикла можно посмотреть .

Археология о месте Рождества Христова. Вифлеем и Назарет

Давайте теперь поговорим о такой интересной теме, которая касается как рождения самой археологии, так и Рождества Господа Иисуса Христа.

Почему я говорю о рождении археологии? Если бы мы с вами попытались установить, когда, собственно, родилась библейская археология, то были вынуждены вернуться в IV век, в эпоху царя-императора равноапостольного Константина и его матери Елены. Именно в те времена начинается активное исследование Святой Земли ради того, чтобы прикоснуться к событиям Евангельской и в целом Священной истории. Была предпринята мощная программа по воссозданию Святой Земли, описанная во многих исторических источниках, например, об этом можно почитать у Евсевия Кесарийского. Она привела к тому, что были исследованы важнейшие места, связанные с евангельскими событиями.

Давайте попробуем узнать, что нам известно о Вифлееме и Назарете, о месте Благовещения и месте Рождества Господа. Из Священного Писания мы с вами знаем, что Господь родился в Вифлееме Иудейском, потому что тот был родиной царя Давида. Мессия должен был прийти из Вифлеема. Вифлеем (Bethlehem) переводится с еврейского языка как «дом хлеба».

Из евангельского повествования мы знаем, что Иосиф Обручник вместе с нареченной женой Девой Марией жил на севере Галилеи, хотя происходил из колена Иудова. На перепись они должны были пойти в Вифлеем. Здесь мы имеем некое противоречие, потому что Вифлеема было два. Один Вифлеем не так далеко от Назарета, откуда происходил Иосиф, а другой Вифлеем на юге. То есть надо было пройти всю Святую Землю в сторону Хеврона, чтобы прийти в южный Вифлеем. У ряда критиков Священного Писания возникло предположение, что северный Вифлеем ближе к истине, это то самое место, которое нам нужно. Но в этом случае как раз очень важно учитывать исторический контекст.

Истинные обстоятельства переписи открывают древние тексты. Вот приказ о переписи, содержащийся в папирусе № 904 из Британского музея. Он относится к более позднему периоду – примерно 104 год по Рождестве Христовом, но описывает аналогичную ситуацию: переписи проводились регулярно. Приказ содержит указание, что все должны переписываться на родине: «Гай Вибий Максим, префект Египта, говорит: «Видя, что пришло время для подомной переписи, мы сочли необходимым заставить всех тех, кто по какой-либо причине пребывает за пределами своей провинции, возвратиться в свои собственные дома, так, чтобы они могли привести в исполнение обычный закон о переписи».

Поэтому, следуя повелениям римских властей, Иосиф Обручник должен был отправиться именно на юг Иудеи, так как он происходил из потомков царя Давида. Собственно, Иудея – это непосредственно та часть Святой Земли. Кстати говоря, предположительно раскопанного дома жил Иосиф в Назарете. Назарет – место, интересное по своему названию. Сейчас это, наверное, самый крупный арабский город, в нем большой процент арабского христианского населения, есть мусульманское арабское население. Но в те времена это был совсем небольшой городок, скорее, даже деревня, в котором проживало всего лишь порядка трехсот человек.

Название города тоже представляет собой некую загадку. Дело в том, что слово Назарет, похоже, происходит от еврейского слова «нецер» – ветвь – таким образом называли себя потомки Давида. Скитаясь по разным местам Святой Земли, основывая иногда новые поселения, они, видимо, помня о своем происхождении, назвали это место так. То есть это было поселение именно потомков царя Давида.

Незначительность Назарета известна. Апостол Нафанаил, узнав, что Иисус из Назарета, говорит: «Из Назарета может ли быть что-то доброе?». Назарет не упоминается в ранних источниках. Не упоминает его ни Иосиф Флавий, ни Талмуд. Давайте разберем, в каком смысле эти источники могли бы его упоминать?

Иосиф Флавий пишет о местах, более или менее серьезно связанных с историей. Чем его мог заинтересовать Назарет, совершенно не понятно. Там не происходило никаких серьезных событий Иудейской войны, ничего такого, что могло привлечь внимание, кроме рождения Иисуса, но о нем Флавий пишет в другом месте и в совершенно ином контексте.

Талмуд – это очень специфический

В ветхозаветных пророчествах было предречено конкретное место рождения Мессии, Спасителя мира – Вифлеем иудейский. Из Евангелия мы знает, что так и произошло – именно в этом городе появился на свет Иисус Христос. Пророчество исполнилось вопреки естественному ходу событий – ведь проживала Богородица Мария со своим Обручником, старцем Иосифом, в Назарете, в ста шестидесяти километрах от Вифлеема. Евангелие повествует, что отправиться в путь накануне родов Божию Матерь заставил указ римского императора Августа о проведении переписи населения, как сказано в Библии, «по всей земле». Евреи вели свои родословные по коленам – то есть, по принадлежности к одному из двенадцати израильских родов, и каждому колену соответствовала определенная территория. А поскольку Мария и Иосиф происходили из рода царя Давида, то и принять участие в переписи они должны были в городе Давидовом – а именно, в Вифлееме.

Апостол Лука в Евангелии указывает, что перепись, в которой приняли участие Богородица и Иосиф Обручник, была «первая во время правления Квириния Сирией». Эту хронологическую подробность скептики долгое время ставили евангелисту в упрек, подвергая сомнению сам факт Рождения Христа в Вифлееме. Дело в том, что еврейский историк первого века Иосиф Флавий в своей книге «Иудейские древности» упоминает, что Публий Сульпиций Квириний был назначен правителем Сирии – римской провинции, в которую вошла и Иудея, уже после смерти царя Ирода. В то время как Иисус, согласно Евангелию, родился во время царствования этого жестокого иудейского монарха. То есть, получается, что перепись населения во время правления Квириния происходила после Рождения Спасителя. Недоверчивые историки сделали из этого вывод, что в момент Рождества переписи не производилось, а, следовательно, у Богородицы не было причин отлучаться из Назарета в Вифлеем.

Противоречие попытался разрешить в 1910 году профессор Оксфордского и Кэмбриджского университетов, историк и археолог Уильям Рамсей.

Комментарий эксперта:

В качестве главного аргумента британский ученый предъявил оппонентам латинскую надпись на камне, обнаруженном на раскопках недалеко от Рима, в окрестностях города Тиволи – древнего Тибура. Из этой надписи явствовало, что Публий Сульпиций Квириний правил Сирией дважды.

Далее, продолжая свои исследования, Уильям Рамсей анализирует отрывок из произведения «Анналы» римского историка первого века Публия Корнилия Тацита. Летописец свидетельствует, что по смерти императора Августа его преемник Тиберий повелел предоставить все данные о том, какими силами обладало государство перед его вступлением на престол. Потребовав информацию, император уточнил, что ему нужны «сведения, которые Август переписал» – то есть, полученные в результате переписи населения. Но перепись, которую упоминает Иосиф Флавий, проводилась уже после смерти Августа. Значит, была еще одна?

Сопоставив эти данные, Уильям Рамзей сделал вывод, что перепись в Римской империи проводилась как в первое правление Квириния – при царе Ироде, в исторический момент Рождества Христова, так и в то время, когда упомянутый евангелистом римский чиновник был назначен правителем Сирии второй раз. Именно поэтому апостол Лука не просто упоминает перепись, но уточняет, что она была первой при Квиринии.

Еще одной точкой преткновения для критиков Библии стало утверждение апостола Луки, что перепись при Квиринии проходила «по всей земле». Разве такое возможно? «Вполне!», – ответил на этот вопрос почетный профессор шотландского Абердинского университета, историк-библеист Говард Маршалл.

Мистические ритмы истории России Романов Борис Семёнович

КОГДА РОДИЛСЯ ИИСУС ХРИСТОС?

КОГДА РОДИЛСЯ ИИСУС ХРИСТОС?

Он родился в Вифлееме, в субботу 21 сентября 5 года до н. э., но самое удивительное, что «официальные» даты (25 декабря и 7 января) тоже верны! Как это может быть? Оказывается, может!

Я решил изложить здесь суть своих исследований, по возможности с минимумом астрологических ссылок. Это тем более возможно, что сама действительная дата Р. Х. установлена, вообще, без помощи астрологии, почти традиционными для исторических исследований методами. Впервые результаты этой работы были кратко опубликованы в Рижской газете «СМ сегодня» 21 сентября 1995 года - ровно за год до действительного (от 5 года до н. э.) 2000-летия Рождества Христова, а у нас в России первой опубликовала их петербургская газета «Реквием» (ее организатор - видный журналист и общественный деятель А. П. Сазанов) в ноябре того же года. Затем была опубликована статья в журнале «Наука и религия». На протяжении 1996 года я посылал свои материалы во многие газеты и журналы - везде отказывались их печатать, ссылаясь в основном «на злобу дня». Только в «Московских новостях» В. В. Шевелев принял их как раз к 2000-летию, но, как говорят газетчики, «материал вылетел с полосы» в последний момент. Все это я рассказываю для того читателя, который может спросить, - а чего же автор молчал в 1996 году? Как видите, не молчал.

Ни тексты Нового Завета, ни апокрифы, ни устное предание не донесли до нас действительную дату и год рождения Иисуса Христа. Почему? Дело в том, что по глубокой традиции, вероятно со времен Моисея, иудеи не праздновали дни рождения. Конечно, свой возраст знал каждый, но дни рождения не отмечали, а если бы даже и захотели, то не смогли бы это сделать из-за принятого также издавна солнечно-лунного календаря с плавающим началом года, определяющимся иногда даже не весенним новолунием, а днем, «когда ячмень заколосится». Говорят, что Омар Хайям, занимаясь иудейским календарем, воскликнул однажды, что евреи заслуживают проклятия хотя бы из-за одного своего календаря. Празднование дня рождения было для ортодоксальных иудеев признаком язычества и могло практиковаться только в среде отступников от веры отцов в близких и дружественных Риму кругах.

Так было и во времена тетрарха Ирода Великого, который тридцать четыре года правил Иудеей вплоть до своей смерти весной 4-го года до н. э., в правление которого родился в Вифлееме младенец Иешуа - Иисус Христос. Если бы иудей тех времен захотел бы что-то сказать о дате своего рождения, то он смог сказать бы что-то вроде следующего: родился в последний день праздника Кущей, в 33-й год правления Ирода, или, скорее (поскольку иудеи не любили Ирода), сказано было бы - в 15-й год Обновления Храма. Евангелие Иоанна свидетельствует, что год освящения перестроенного Иродом иудейского храма в Иерусалиме (20-й год до н. э.) являлся для иудеев важнейшей в те времена точкой отсчета лет. Мы еще вернемся к этому, а пока напомним, как возникла «официальная» дата Рождества Христова, - ночь с 24 на 25 декабря 1-го года до н. э. (в православии с 1918 г. - 7 января 1-го года н. э.).

ЦЕРКОВЬ И РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. КАК БЫЛА УСТАНОВЛЕНА ДАТА Р. Х.

До семидесятых годов I века н. э. подавляющее большинство христиан составляли иудеи и среди них вопрос о дате рождения Спасителя просто не поднимался. Но после Иудейской войны, полного разрушения Иерусалима и рассеяния около шести миллионов евреев, среди которых были уже и десятки тысяч христиан, по странам Средиземноморья начался значительный и постоянный рост христианских общин вне Иудеи за счет новообращенных «язычников», для которых этот вопрос был привычен. А принятый в правление Юлия Цезаря 1 января 46 года до н. э. юлианский календарь позволял отмечать любой день рождения ежегодно в один и тот же срок, почти так, как мы отмечаем свои дни рождения теперь. В I–II вв. н. э. иудео-христианство, тесно связанное с соблюдением законов Моисея, было отвергнуто новым христианским большинством. Хотя для обращенных ко Христу язычников еще апостолом Петром были введены по откровению свыше значительные послабления, и затем апостольский Иерусалимский собор подтвердил его нововведения. Это было примерно в 50-м году н. э. Ко II–III вв. и относятся первые известные нам попытки установить дату Рождества Христова, и отмечать ее как один из главных христианских праздников.

Первая широко известная и принятая египетской Церковью в Александрии дата Рождества Христова была связана с древнеегипетским праздником возрождающегося Солнца - с зимним солнцестоянием. Оно отмечалось в Египте в те времена 6 января (по юлианскому календарю), хотя астрономически это было уже давно неточно. На самом деле зимнее солнцестояние следовало отмечать двумя неделями раньше. Однако и до сих пор некоторые христианские общины, ведущие начало от древнейшей Александрийской традиции, отмечают Рождество Христово 6 января. Например, Армянская автокефальная церковь. Привязка даты Рождества Христова к солнечному календарю и зимнему солнцестоянию объясняется тем, что с древнейших времен все народы считали, что Солнце-Дух первенствует во Вселенной надо всем, и что именно со дня зимнего солнцестояния световой день начинает прибывать, - дух Вселенной возрождается, побеждает тьму в мире.

Именно так обосновывали свое решение отцы Александрийской церкви. Камиль Фламарион в своей «Истории неба» писал (по другому поводу, не в связи с рассматриваемым вопросом), что в древнеегипетской традиции Солнце весеннего равноденствия изображалось в образе юноши, летнее Солнце - в образе мужа с окладистой бородой, осеннее Солнце изображал старец, а Солнце зимнего солнцестояния изображалось в образе ребенка, младенца. Отцы Александрийской церкви, конечно же, знали древнеегипетские верования и традиции и, очевидно, с ними был связан их выбор даты Рождества Христова.

В Риме праздник возрождения Солнца отмечался в ночь с 24 на 25 декабря, сразу после римских Сатурналий, самого веселого римского праздника. Праздник Солнца был связан в Риме с культом Митры, - солнечного бога древних персов-зороастрийцев, культ которого был издавна воспринят римлянами. В 337 г. н. э. Папа Римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. Соединению праздника Солнца с Рождеством Христовым в Риме во многом способствовало видение императора галлов Константина Великого 27 октября 312 года. Перед битвой за Рим он увидел на солнечном диске крест с инициалами Иисуса Христа и надписью «In hoc signo vinces» («Сим победиши»).

Еще отец Константина Великого, император галлов Константин Хлор сочувствовал христианам, а Константин Великий впоследствии провозгласил христианство государственной религией Римской империи. Соединение языческого праздника Солнца с Рождеством Христовым было, очевидно, и чисто прагматически выгодно христианской Церкви, так как этот любимый народом языческий праздник был непобедим никакими увещеваниями церковников и папскими буллами.

Церковь никогда не скрывала, что действительный день рождения Иисуса Христа неизвестен и что дата 25 декабря была установлена по праву самой Церкви. Летом 1996 года в одном из своих посланий Папа Римский Иоанн Павел II подтвердил, что историческая дата Рождества Христова не известна и что в действительности Спаситель родился на 5–7 лет раньше новой эры, «официального» Рождества Христова. Летоисчисление от Рождества Христова (от новой эры) установилось еще позже принятия даты 25 декабря. В VI веке по нынешнему счету, а до этого счет шел от основания Рима, от 22 апреля 754 года до н. э. В 1997 году 22 апреля в Риме отмечали 2750 лет от легендарного основания великого города. Иной читатель спросит, как же так, ведь 1997 + 754 = 2751? Дело в том, что после 1-го года до н. э. идет 1-й год н. э., а «нулевого» года нет, поэтому, например, если Иисус Христос родился в 5 г. до н. э., то в 1 г. н. э. Ему исполнилось не шесть, а пять лет, а 33 года Ему исполнилось в 29 г. н. э., - но к этому мы еще вернемся.

А в 1278 году от основания Рима Папа Иоанн I поручил составить пасхальные таблицы монаху Дионисию Малому, выдающемуся богослову, астроному и математику тех времен, кстати, скифу по происхождению. Именно в целях удобства составления пасхальных таблиц Дионисий и выбрал 25 декабря 753 года от основания Рима как гипотетическую дату Рождества Христова, а затем предложил Иоанну I ввести новое летоисчисление, от Рождества Христова, - и шел тогда, получалось, 525-й год от Рождества Христова, а точнее - от 1 января 754 года по старому счету, от 1 года н. э. по новому счету.

Но еще сотни лет после этого многие в Европе придерживались римского счета лет, и только в ХГУ веке окончательно почти по всей христианской Европе установилось новое летоисчисление. Некоторые исследователи считают, что Дионисий Малый при своих подсчетах сроков правления римских императоров просто «проглядел» четыре года из правления императора Августа; другие полагают, что он в своей работе руководствовался не столько исторической точностью, сколько удобством составления пасхальных таблиц, ведь именно эта задача была поставлена перед ним. Такова, вкратце, история установления принятой ныне даты Рождества Христова. Остается добавить, что в 1918 году, после принятия в советской России григорианского календаря, православная Церковь, чтобы оставаться в юлианском счете дней, перенесла все церковные праздники на 13 дней вперед, поэтому с 1919 года и Рождество Христово празднуется Православным миром в ночь с 6 на 7 января. Но не эти детали, хотя и существенные, являются предметом нашего рассмотрения.

В КАКОМ ГОДУ РОДИЛСЯ ИИСУС ХРИСТОС?

Верхняя граница определяется временем смерти Ирода Великого, а умер он ранней весной 4 г. до н. э., вскоре после лунного затмения 13 марта того года (750-го от основания Рима). В этом вопросе практически единодушны все современные исследователи. Нижняя граница возможного года Рождества Христова также довольно уверенно определяется из совместного рассмотрения канонических Евангелий. В Евангелии Луки о начале служения Христа сказано, что было это «в пятнадцатый же год правления Тиберия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее…» (Лк. 3:1). Известно, что Тиберий Клавдий Нерон Цезарь - таково его полное имя - родился в 712 г. от основания Рима (42 г. до н. э.), был объявлен соправителем императора Августа в 765 г. (12 г. н. э.), а единодержцем стал в 767 г. (14 г. н. э.). В первом случае начало служения Иисуса приходится на 27 г. н. э., во втором - на 29 г. н. э.

Далее в Евангелии Луки сказано, что «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати» (Лк. 3:23). Вероятно, евангелист Лука считал началом правления Тиберия 765 год, так как иначе получается, что Христос родился после смерти Ирода Великого, а это уже противоречит Евангелию Матфея, вся вторая глава которого посвящена рассказу о событиях Рождества, связанных с Иродом Великим. Кроме того, из Евангелия Иоанна следует, что первое появление Иисуса с апостолами в Иерусалиме было незадолго до пасхи иудейской в 27 г. н. э. Действительно, читаем Евангелие Иоанна о первых спорах с иудеями в храме: «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Ему иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?» (Ин. 2:19, 20).

Храм был в основном перестроен Иродом Великим и освящен первосвященниками в 20 г. до н. э., а затем постоянно достраивался и улучшался, следовательно, 46 лет его строительства - это 27 г. н. э.

Как видим, свидетельства евангелистов сходятся, если считать началом правления Тиберия 12 г. н. э. и началом служения Иисуса 27 г. н. э. Теперь мы почти готовы установить нижнюю границу возможного года рождения Иисуса Христа, принимая во внимание слова Луки «был лет тридцати». Очевидно, более тридцати, так как иначе опять мы выходим за верхнюю границу, за 4 г. до н. э. Если в 27 г. н. э. Спасителю исполнялся 31 год, то год Его рождения - 5 г. до н. э. Если 32 года, то получим 6 г. до н. э. Если 33 года Ему исполнялось в 27 году, то год Рождества Христова получается 7-й до н. э. Большинство исследователей считает, что это и есть нижняя граница возможного года рождения Иисуса Христа. Добавим, что если обнаруженная в расчетах Дионисия Малого ошибка в четыре года единственная, то получается пятый год до новой эры как наиболее вероятный.

Иногда, правда, приходится слышать, со ссылкой на то же Евангелие Иоанна, что в последний год земного служения Спасителю было около пятидесяти лет. Ссылаются при этом слова из Евангелия, относящиеся ко времени последнего, третьего посещения Спасителем Иерусалима: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел, и возрадовался. На это сказали Ему иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама?» (Ин, 8 - 57).

Чтобы правильно понять эти строки, надо вспомнить вышеприведенный эпизод из второй главы того же Евангелия, когда при первом посещении Иерусалима (в 27 г.) иудеи говорят, что храму сорок шесть лет. Эпизод из восьмой главы также связан с возрастом храма, а не Иисуса. Дело опять происходит, как следует из Евангелия, в храме, в последний день праздника Кущей. Теперь, если следовать хронологии Евангелия, в 29 г., иудеи опять соотносят поведение и слова Иисуса, на этот раз об Аврааме, с возрастом храма. То есть, они опять указывают Назарянину, что Он моложе храма, моложе многих своих оппонентов, и при этом смеет учить их.

Эта «линия храма» в Евангелии Иоанна позволяет, как видим, восстановить хронологию евангельских событий через возраст храма, вот и все. Впрочем, далеко не все. Мы еще попробуем понять потом, о каком «дне Своем» говорил Иисус Христос в последний день праздника Кущей в 29 г. Но об этом позже. А пока попробуем уточнить год Рождества Христова.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

2. 1. Иисус Христос Главное религиозное событие XI века – появление Иисуса Христа, его жизнь и распятие. Распят, вероятно, в Новом Риме – Константинополе –

Из книги 100 великих пророков и вероучителей автора Рыжов Константин Владиславович

ИИСУС ХРИСТОС По прошествии ста лет после реформ Ездры, Персидская держава была разгромлена Александром Македонским. Когда Александр умер, его империя также распалась.Иудея сначала отошла к Египту, а потом вошла в состав Сирийского царства. В 166 г. до Р.Х. священник

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

8.11.2. ГДЕ И КОГДА РОДИЛСЯ КОЛУМБ? КОГДА И ГДЕ УМЕР? ГДЕ ПОХОРОНЕН? Ответ на все эти вопросы очень короток. НЕИЗВЕСТНО. Историк К. Сейл насчитывает 253 научных статей и книг, в которых, например, обсуждается проблема места рождения Колумба. Разные авторы выдвигают следующие

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

11. Христос родился в Крыму Там же умерла Мария Богородица Вопрос - где родился Христос? - волнует многих. Сегодня нас уверяют, будто местом Его рождения была современная Палестина. Тут показывают город «Вифлеем». Название это взято из Библии. Так в Евангелиях именуется

Из книги 100 великих гениев автора Баландин Рудольф Константинович

ИИСУС ХРИСТОС (ок. 0 - ок. 33) Об этом религиозном гении сохранились преимущественно предания. Его появление на земле христиане связывают с чудом, ниспосланным свыше. Согласно историческим сведениям, для этого существовали объективные предпосылки.К концу VII века до н. э.

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

11. Христос родился в Крыму. Там же умерла Мария Богородица Вопрос – где родился Христос? – волнует многих. Сегодня нас уверяют, будто местом Его рождения была современная Палестина. Тут показывают город «Вифлеем». Название это взято из Библии. Так в Евангелиях именуется

Из книги 50 знаменитых загадок древнего мира автора Ермановская Анна Эдуардовна

Под какой звездой родился Иисус? Один из главных обрядов христиан – обряд празднования Рождества Христова. Праздник отмечается каждый год 25 декабря, т. е. в тот день, когда минует самая короткая ночь в году и начинает увеличиваться световой день. Это событие неизменно

Из книги Подлинная история России. Записки дилетанта автора

Когда родился Христос? Вопрос, казалось бы, более, чем простой – 1999 лет тому назад. Но в науке ничего нельзя принимать на веру. Московский математик Г.В. Носовский (Фоменко, 1993. Приложение 2) решил установить дату Воскресения Христа, используя оставшиеся в источниках

Из книги Мифы древнего мира автора Беккер Карл Фридрих

56. Иудеи. Иисус Христос. Что происходило в I веке до Р. X. в Иудее Помпей, как уже говорилось выше, признал первосвященником и главой Иудеи Гиркана, происходившего из рода Маккавеев. Но вскоре хитрому идумею Антипатру, который во время предшествующих войн снискал

Из книги Подлинная история России. Записки дилетанта [с иллюстрациями] автора Гуц Александр Константинович

Когда родился Христос? Вопрос, казалось бы, более, чем простой - 1999 лет тому назад. Но в науке ничего нельзя принимать на веру. Московский математик Г. В. Носовский (Фоменко, 1993. Приложение 2) решил установить дату Воскресения Христа, используя оставшиеся в источниках

Из книги Индия: беспредельная мудрость автора Альбедиль Маргарита Федоровна

Был ли Иисус Христос в Индии? В 1910 г. в Санкт-Петербурге вышла книга под названием «Неизвестная жизнь Иисуса Христа (тибетское сказание). Жизнь святого Иссы, наилучшего из сынов человеческих». Это был перевод с французского издания, увидевшего свет в 1884 г. в Париже.

Из книги История религии в 2 томах [В поисках Пути, Истины и Жизни + Пути христианства] автора Мень Александр

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

12.2. Где и когда родился Колумб? Когда и где умер? Где похоронен? Ответ на все эти вопросы очень короток: неизвестно. К. Сейл насчитывает 253 научные публикации, где обсуждается проблема места рождения Колумба. Разные авторы выдвигают различные гипотезы: Корсика, Греция, Хиос,

Из книги Дорога Домой автора

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги Числа против лжи. [Математическое расследование прошлого. Критика хронологии Скалигера. Сдвиг дат и сокращение истории.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

Ответ на этот вопрос имеет огромную важность, если вспомнить, что летоисчисление в странах, где распространено христианство, ведется "от рождества Христова". Год рождения Иисуса делит всю историю на "до нашей эры" (или "до рождества Христова") и "нашу эру" (или "после рождества Христова"). Таким образом, изменение года рождения Иисуса заставит пересмотреть всю хронологию исторических событий.

Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т.п.) не привели к какой-либо конкретной дате. Скорее всего, Иисус родился между 7 и 5 годами до н. э.

Возьмем библейский рассказ об избиении младенцев, который присутствет в Евангелии от Матфея. Царь Иудеи Ирод, узнав, что родился младенец, которому богом был якобы обещан иудейский престол, приказал убить в стране всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. В Иудее действительно был царь по имени Ирод, но правил он, если пользоваться нашей хронологией, с 37 по 4 год до нашей эры. Получается, что или Иисус родился не менее чем за 5-6 лет до своего рождения, или Ирод избивал младенцев спустя 4 года после своей смерти.

В Евангелии от Луки говорится, что Иисусу было 30 лет на пятнадцатом году правления римского императора Тиберия, который правил с 14 по 37 год нашей эры. Таким образом, получается, что Иисус Христос родился за целый год до даты своего рождения.

По свидетельству того же Евангелия от Луки, в год рождения Христа в Иудее была проведена перепись населения. Ее предпринял римский сановник Квириний. Однако факты истории говорят, что Квириний начал править в Иудее не ранее 7 года нашей эры. И опять получается, что или Иисус родился на 7 лет позже своего рождения, или Квириний стал править на 7 лет раньше, чем это было на самом деле.

В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 г. до н.э. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой, о чем речь пойдет далее) до 7 г. н.э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период. Даты после 4 г. до н.э. маловероятны по двум причинам. Во-первых, по евангелическим и апокрифическим данным Иисус родился во времена Ирода Великого, а тот умер в 4 г. до н.э. (по другим данным в 1 г. до н.э.). Во-вторых, если принять поздние даты, то получается, что ко времени своей казни Иисус был бы слишком молод.

Год рождения Христа в том виде, в котором мы его используем, вычислил римский монах Дионисий Малый в 6 веке. Он расчитывал даты пасхи по лунному календарю и заметил, что совпадения дат празднования пасхи происходят ровно через 532 года. Он был поражен, что начало этого 532-летнего периода совпадает со временем, когда, по свидетельству евангелистов, жил Иисус. Дионисий увидел в этом случайном совпадении знак божий и принял его за божественное свидетельство о времени рождения Иисуса.

Формулировка "от рождества Христова" стала использоваться в документах с 1431 года.

Остановимся более подробно на некоторых моментах, связанных с годом рождения Иисуса.

Библия

Вот как описывается рождение Иисуса в Евангелии от Матфея:

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. ... [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. (Мф 2:1-9).

Здесь описаны, по сути, два события, которые объединены в одно:

1. вспышка новой звезды,

2. движущаяся звезда, то есть, вероятнее всего, пролет кометы через Солнечную систему.

Рассмотрим эти события по порядку.

1. Вспышка новой звезды

Посмотрим на приведенную картину. На ней мы видим Луну, а ниже нее - еще одно светило. Причем это не протая звезда на небе, а нечто, сопоставимое по яркости с самой Луной. Такое явление напоминает вспышку новой звезды.

Вспышка звезды – это взрыв угасающей звезды. Такие взрывы называют сверхновыми. В результате образуется облако газов, разлетающихся в разные стороны, образуя иногда скопления и туманности.

Можно ли увидеть невооруженным взглядом вспышку сверхновой, ведь оптических наблюдательных приборов у волхвов, надо полагать, не имелось?

По сведениям древних китайских и корейских хроник о необычайных небесных явлениях, происходивших в период с 10 г. до н.э. по 13 г. н.э., вспышка яркой новой звезды зафиксирована весной 5 г. до н.э. в непосредственной близости от Бета созвездия Козерога. Эту новую можно было наблюдать на восточной стороне неба до солнечного восхода в течение 70 дней.

Самая яркая сверхновая, отмеченная в исторических записях, наблюдалась в созвездии Волка в 1006 году. На основании сохранившихся записей о наблюдениях установили, что видимая звездная величина сверхновой была сопоставима с освещенностью от Луны. Следующим по яркости является взрыв 1054 года, в результате которого появилась Крабовидная туманность в созвездии Тельца. Она оставалась видимой для невооруженного глаза в течение нескольких месяцев и сияла столь ярко, что была различима даже днем, а ночью при ее свете можно было читать. В 1987 году наблюдалась последняя сверхновая, видимая невооруженным глазом – в Большом Магеллановом Облаке.

Таким образом, увидеть невооруженным глазом вспышку сверхновой можно, но неизвестно, была ли вспышка в те времена, к которым принято относить рождение Иисуса.

2. Комета

На многих старинных изображениях Вифлеемская звезда показана с хвостом, что подтверждает гипотезу о комете, как, например, на приведенной картине. А если присмотреться к приведенной чуть выше картине рождества, можно заметить, что ангелы в правом верхнем углу как бы несут некий светящийся объект с хвостом.

Хочется отметить, что в древние времена прохождение кометы считалось источником зла. Почему волхвы приняли ее за благое известие - не совсем понятно.

Всего комет в Солнечную систему залетает довольно много. Однако далеко не все они видны невооруженным глазом с поверхности Земли.

Когда заходит речь о комете, чаще всего вспоминают комету Галлея. Это единственная короткопериодическая комета, видимая невооруженным глазом на небе. Период обращения ее вокруг Солнца – 75-77 лет. Каждый раз период изменяется вследствие притяжения других планет, в первую очередь Юпитера и Сатурна. Последнее прохождение кометы было в 1986 году. Исходя из этого, можно вычислить все ее предыдущие появления. Такие вычисления были сделаны астрономами: 1910, 1835, 1759, 1682, 1607, 1531, 1456, 1378, 1301, 1222, 1145, 1066, 989, 912, 837, 760, 684, 607, 530, 451, 374, 295, 218, 141, 66, -12 (12 год до н.э.). Начиная с 1456 года расчеты подтверждаются документальными данными астрономических наблюдений кометы.

Получается, что, как ни крути, а в 1-м году нашей эры комета Галлея никак не могла появится около Земли.

Может быть, это была другая комета? Не короткопериодическая, а долгопериодическая?

Кроме того, в астрономии известны случаи, когда за короткий промежуток времени яркость кометы увеличивается в сотни тысяч раз, из-за чего невидимая невооруженным глазом комета становится на время видимой, а потом опять затухает. Такова, например, комета Холмса, которая в 2007 году всего за 48 часов увеличила свою яркость в 400 тысяч раз. На данный момент это самая сильная зафиксированная вспышка кометы. Кстати, открыта эта комета была тоже благодаря аналогичной вспышке. Есть зафиксированные случаи вспышек других комет, благодаря которым они становились видимыми.

Может быть, именно такая "звезда" шла и остановилась, то есть перестала быть видимой? Тогда, может быть, никакой новой звезды не вспыхивало, а вспыхнула именно комета?

Палея

Еще одним источником сведений о дате рождения Иисуса является Палея – памятник древнерусской литературы византийского происхождения, излагающий ветхозаветную историю с дополнением апокрифических рассказов.

Палея – это старая церковная книга, в настоящее время вышедшая из употребления, но до 17 века заменявшая собой Ветхий завет для русских читателей. Палея освещала также и новозаветные события, иногда дополняя Евангелия. При этом Палея существенно отличалась от привычного сегодня Ветхого завета. Это был не просто вариант Библии, а самостоятельная книга. Но она освещала те же события, что и современная каноническая Библия.

В Палее указаны три даты, относящиеся к Иисусу: дата рождения, дата крещения и дата распятия. Причем все три даты записаны в двух форматах: дата от сотворения мира (или дата от Адама) и дата в старом индиктовом формате.

Индиктовые даты записывались тремя числами:

  • индикт, который менялся от 1 до 15 и снова сбрасывался на 1;
  • круг Солнцу, который менялся от 1 до 28 и снова сбрасывался на 1;
  • круг Луне, который менялся от 1 до 19 и снова сбрасывался на 1.

Числа 15, 28 и 19 являются взаимно простыми, и любое их сочетание повторяется только через количество лет, равное произведению этих чисел: 15 x 28 x 19 = 7980. Следовательно, на отрезке времени продолжительностью 7980 лет индиктовый способ однозначно задает год.

Посмотрим теперь на даты, записанные в Палее в этих двух форматах:

Сразу бросается в глаза, что год распятия указан 5530. Ведь Иисусу было 33 года, когда его распяли. Почему же тогда не 5533? А вот крестился Иисус, судя по Евангелию от Луки, в 30-летнем возрасте, поэтому 5530 год больше подходит для крещения.

Но 5500 год от сотворения мира должен быть записан как индикт 10, круг Солнцу 12, круг Луне 9. В 5530 году индикт был 10, круг Солнцу 14. В 5533 году индикт был 13, круг Солнцу 17.

Есть только два возможных способа расшифровать указанную в Палее тройку дат в точном соответствии с евангельским описанием: от рождества до крещения – 30 лет, от крещения до распятия – 3 года.

Первый вариант: 87 г.н.э., 117 г.н.э., 120 г.н.э.

Второй вариант: 1152 г.н.э., 1182 г.н.э., 1185 г.н.э.

Опять нет попадания в 1 год н.э.

В нынешнее время под зодиаком понимается нечто, имеющее отношение к астрологии, гаданию по звездам и предсказаниям судьбы.

Но так было не всегда. В Древнем Египте под зодиаком понимался достаточно точный способ записи дат.

Что представляет собой египетский зодиак? На нем в виде круга изображены 12 созвездий, которые составляют зодиакальный пояс: Овен, Телец, Близнецы и т.д. В центре круга - Солнце. В этом круге движутся планеты и Луна. Созвездия представляют собой как бы циферблат, а планеты - стрелки, которые перемещаются относительно созвездий. Если в определенный день зарисовать положение планет и Луны относительно созвездий, как раз и получится зодиак, в котором записана дата этого дня. А само расположение планет относительно созвездий называется гороскопом.

Такой способ записи дат имеет большое преимущество: он не зависит от точки отсчета, которая всегда выбирается относительно чего-то (сотворения мира, рождества Христова и т.д.).

Созвездия, Солнце, планеты и Луна на зодиаке изображаются с помощью различных символов.

Кроме символов, описывающих определенную дату, на зодиаке указываются положение планет и Луны в дни летнего и зимнего солнцестояния, а также весеннего и осеннего равноденствия. То есть на одном зодиаке может быть до 5 гороскопов: 1 основной, содержащий дату события и до 4 вспомогательных, чтобы можно было однозначно определить основную дату.

В 1826 году в Лондоне была издана книга "Астрология" Эбенезера Сибли. В ней приведен рисунок с зодиаком, изображащем дату рождества Иисуса. Об этом говорит надпись в середине рисунка и изображение рождества, помещенное под ним.

Этот зодиак считается церковью еретическим.

Кроме этого...

Итак, когда в самом деле родился и жил Иисус - тайна, покрытая мраком.

Но в пользу того, что Иисус жил в средние века веке, говорит еще один вполне официальный исторический факт.

Одна из оглашенных причин крестовых походов 11-13 веков - отомстить евреям за распятие Христа. То есть христиане шли мстить евреям за убийство своего уважаемого учителя и проповедника.

Если бы распятие состоялось лет за 20-30, пусть даже 50 до крестовых походов, такая причина выглядела бы вполне логично. Крестоносцы шли мстить еще живым свидетелям распятия Иисуса или их детям. Точно так же Мухаммед в 622 году вынужден был покинуть Мекку, но затем в 629 году (через 7 лет) вернулся со своими последователями и завоевал ее. То есть еще раз: если между распятием и отмщением небольшой промежуток времени, то выглядит все вполне логично.

Но если Иисуса распяли в 33 году, а первый крестовый поход состоялся в 1096, то их разделяет аж целая тысяча с хвостиком лет. Христианам вдруг через 1000 лет пришло в голову, что надо пойти и отомстить за смерть учителя. С тем же успехом Россия может сейчас объявить войну Монголии, чтобы отомстить за монголо-татарское иго. Конечно, любая война ведется за ресурсы, а религия - лишь инструмент, но не цель. Тем не менее, сама идея пойти и отомстить через 1000 лет выглядит как-то нелепо.