Кто был ибн абу талиб. История рождения имама али ибн абу талиба. Семья и потомки

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!), лишившийся отца еще когда был в материнской утробе, был воспитан дедом Абдульмутталибом. Когда Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) было восемь лет, Абдульмутталиб умер, после чего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) воспитывал дядя Абу Талиб, который очень помог ему и после начала пророческой миссии. Поэтому пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) очень хотел, чтобы он уверовал. Когда появились первые признаки приближения смерти к Абу Талибу, пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) пришел к нему. У Абу Талиба были Абу Джахль и Абдуллах ибн Аби Умайя. Почтенный пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:

– О, дядя! Скажи слова «ля иляха илля Аллах», чтобы я мог привести довод в твою пользу перед Всевышним Аллахом и заступиться за тебя.

Абу Джахль и Абдуллах ибн Аби Умайя сказали:

– О, Абу Талиб! Неужели ты отворачиваешься от религии Абдульмутталиба?

Пока почтенный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) настаивал на том, чтобы Абу Талиб произнес слова единобожия, они настаивали на своем. В конце концов, последние слова Абу Талиба были такими:

– Я следую религии Абдульмутталиба.

Сказав это, он умер.

На это Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:

– Не сомневайся, я буду просить для тебя прощения у Всевышнего Аллаха, пока он будет позволять мне это.

Тогда были ниспосланы следующие аяты:

«Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно, что они будут обитателями Ада».

«Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем».

Помимо этого, рассказывается, что когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) настаивал на произнесении свидетельства веры, Абу Талиб говорил о том, что если он согласится, то женщины племени Курайш станут осуждать его, говоря, что смерть заставила его сделать это. Если бы не это, то он готов бы был принять Ислам и умереть, осветив себя светом веры.

Почтенный Аббас (да будет доволен им Аллах!) спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

– Что мешает тебе заступиться за твоего дядю Абу Талиба? Клянусь Аллахом, он всегда защищал тебя от нападений и был против твоих врагов.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) ответил:

– Сейчас Абу Талиб находится в такой яме, в которой огонь доходит ему до пяток. Воистину, если бы не мое заступничество, то он бы был в самой глубокой яме Ада.

Абу Саиду-ль Худри (да будет доволен им Аллах!) рассказывает. Были упомянуты достоинства Абу Талиба. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал следующее:

– Я надеюсь, что мое заступничество принесет дяде пользу в Судный День. С моим заступничеством его бросят в такую яму, где огонь будет доходить ему до пяток, от чего у него будет вскипать мозг.

Согласно вышеприведенным священным аятам и хадисам, Абу Талиб умер, будучи не мусульманином. Хотя почтенный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) расстелил пред ним всю Вселенную, он, из-за крепкой привязанности к обычаям племени, не смог принять Единобожие, по крайней мере, внешне. Нет ни одного хадиса или предания, в котором бы говорилось о том, что он уверовал после воскрешения. Это ведомо лишь Аллаху.

Предупреждение и предостережение: как говорили ученые калама, говорить о том, что Абу Талиб не уверовал, значит обижать тем самым Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). Поэтому, самым правильным в этом вопросе будет воздержание от его обсуждения.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Фильм о четвертом праведном халифе, повелителе правоверных Али ибн Абу Талибе.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ‘АЛИ
‘Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, являлся сыном дяди посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, мужем его дочери Фатимы, да будет доволен ею Аллах, одним из праведных халифов и одним из десяти, которым был обещан рай. Имя его отца − ‘Абд Манаф бин ‘Абд аль-Мутталиб бин Хашим бин ‘Абд Манаф. ‘Али получил прозвище “Абу-с-сибтейн” (отец двух внуков), то есть отец внуков пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, аль-Хасана и аль-Хусейна. Кунья ‘Али − Абу-ль-Хасан (отец аль-Хасана). Кроме того, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, дал ему прозвище “Абу тураб”. Сообщается, что Сахль бин Са‘д, да будет доволен им Аллах, сказал:
− (Однажды, когда) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл в дом Фатимы, он не нашёл там ‘Али и спросил: «А где же сын твоего дяди?» (Фатима) ответила: «Мы повздорили, и он рассердился на меня и ушёл, отказавшись спать у меня днём». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел одному человеку: «Посмотри, где он». (Через некоторое время этот человек) вернулся и сказал: «О посланник Аллаха, он спит в мечети». Тогда посланник Аллаха, & , пришёл туда (и увидел), что накидка ‘Али упала с его бока, а сам он лежит, испачкавшись в пыли. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стал стряхивать с него пыль, приговаривая: «Вставай, о Абу Тураб, вставай, о Абу Тураб!»

КАК‘АЛИ ПРИНЯЛ ИСЛАМ
‘Али был первым ребёнком, принявшим ислам. В то время он жил на попечении посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который воспитывал его и заботился о нём, чтобы помочь своему дяде облегчить бремя забот о детях. ‘Али остался жить в доме Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, и после начала пророчества. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, призвал его к исламу, и ‘Али уверовал в него, когда ему было 8 или 10 лет.

КАЧЕСТВА ‘АЛИ
‘Али, да будет доволен им Аллах, отличался своими знаниями и умом и приобрёл известность своим красноречием, смелостью, мужеством преданностью и неуклонным выполнением взятых на себя обязательств. Он чуждался блеска этого мира, любил уединяться по ночам и предпочитал простую одежду и грубую пищу. Он с уважением относился к религиозным людям, был близок с неимущими и обращался к миру этому с такими словами: «Жизнь твоя коротка, общество твоё презренно, а значение твой ничтожно. Ах, ах, сколь мало припасов, сколь далёк путь и сколь он безлюден!»

ЗАСЛУГИ ‘АЛИ
Заслуги ‘Али, да будет доволен им Аллах, многочисленны, на что указывают слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Ты от меня, а я от тебя», а также слова ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, умер, оставаясь довольным им».
Передают со слов Сахля бин Са‘да, да будет доволен им Аллах, что в день Хайбара он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Я непременно вручу это знамя тому человеку, через которого Аллах дарует (нам) победу».
(Сахль, да будет доволен им Аллах, сказал
− (Услышав это, сподвижники пророка, да благословит его Аллах и да приветствует,) поднялись (со своих мест и разошлись, и каждый) надеялся на то, что (знамя вручат) ему, а наутро они направились (к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует,) и каждый из них хотел, чтобы (знамя) вручили ему, однако он спросил: «Где ‘Али?» Ему сказали, что у него болят глаза, и он велел позвать ‘Али к себе. (Когда он явился, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) поплевал ему на глаза, и он сразу же выздоровел, будто с ним ничего и не было.

А потом пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вручил ‘Али знамя, и через него Аллах даровал мусульманам победу.

Как и другие достойнейшие сподвижники, ‘Али, да будет доволен им Аллах, был готов жертвовать ради исламского призыва собственной жизнью и своим достоянием. Он был первым, кто намеревался в случае необходимости пожертвовать собой ради посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Именно он, зная о том, что многобожники сговорились убить посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, улёгся в его постель в ту ночь, когда пророк покинул Мекку вместе с Абу Бакром. ‘Али принимал участие во всех военных походах мусульман, за исключением похода на Табук.

ПРАВЛЕНИЕ ‘АЛИ
После убийства ‘Усмана мусульмане избрали халифом ‘Али, который стал отказываться от этого и выразил желание быть вазиром, а не халифом. Однако другие сподвижники настаивали на своём, стремясь выйти из трудного положения, в котором они оказались. Дело в том, что после несправедливого убийства ‘Усмана мятежники не только стали хозяевами положения в Медине, но и угрожали убить членов совета (шура), виднейших сподвижников и всех мухаджиров, которых сумеют схватить, если не найдут никого, кто согласился бы стать халифом. Они говорили: «Берегитесь, о жители Медины! Мы даём вам два дня и клянёмся Аллахом, что если вы не решите этот вопрос, то на следующий день мы непременно убьём ‘Али, Тальху, аз-Зубайра и многих других людей!» Когда ансары и мухаджиры стали настаивать, ‘Али счёл своим долгом выполнить их просьбу и подчинился. В субботу 19-го зу-ль-хиджжа он явился в мечеть и поднялся на минбар, после чего мухаджиры и ансары принесли ему присягу. Среди присягнувших были аз-Зубайр бин аль-‘Аввам и Тальха бин ‘Убайдуллах.

ВАЖНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ,ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРАВЛЕНИЮ ‘АЛИ
Аллаху было угодно, чтобы смута продолжалась и после убийства ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, когда новые её волны, поднятые с помощью козней и хитростей врагов ислама, стали испытанием для мусульман, однако в предустановлении Аллаха проявляется Его мудрость, и Ему ведомо предопределённое И
После принесения присяги ‘Али предпринял следующие шаги:
1. ‘Али сместил тех наместников ‘Усмана, на которых жаловались люди, а также тех из них, кто был не согласен с политикой нового халифа.
2. ‘Али решил отложить наказание убийц ‘Усмана до тех пор, пока его власть не укрепится, и он не заручится поддержкой мусульман из разных провинций Халифата

ОТНОШЕНИЕ НЕКОТОРЫХ СПОДВИЖНИКОВ К ШАГАМ ‘АЛИ
Некоторые наместники подчинились приказу о смещении, но нашлись и такие, которые отнеслись к этому неодобрительно. Среди них был наместник Шама Му‘авийа бин Абу Суфйан, хотя он и признавал преимущество ‘Али, да будет доволен Аллах ими обоими.
Причина его неподчинения заключалась в том, что он настаивал на необходимости воздаяния преступникам равным (кисас) до принесения присяги, что и положило начало разногласиям. Таким образом, всё, что случилось между ‘Али и Му‘авийей, явилось результатом попыток найти самостоятельное решение, а не следствием борьбы Му‘авийи за власть. Вот почему приверженцы сунны и согласия считают, что оба они получат награду, но награда того, кто был прав, будет двойной, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если судья вынесет решение, проявив усердие, и (его решение) окажется правильным, ему (полагается) двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему (полагается одна) награда».
Результатом использования ненавистниками ислама этих разногласий стали две достойные сожаления битвы между мусульманами, в которых представители каждой из сторон отстаивали то, что представлялось им правильным.
Первой была так называемая “верблюжья битва”, состоявшаяся в 36 г. х./56 г. Причиной её явилось то, что ‘Аиша, Тальха и аз-Зубайр, да будет доволен всеми ими Аллах, в сопровождении множества людей направились в Басру, желая добиться примирения и прекращения смуты, которая возникла после избрания халифом ‘Али. Они поступили так, ибо в Коране сказано: «Нет блага во многих из их тайных бесед, если только кто-нибудь не призывает раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей друг с другом
Узнав о том, что ‘Аиша направляется в Басру, ‘Али во главе своих войск выступил ей навстречу, желая добиться примирения. Указанием на это служит то, что, когда кто-то спросил ‘Али: «Чего ты хочешь и куда ты направляешься?» − он ответил: «Что касается наших желаний и намерений, то они состоят в примирении, если с этим согласятся те, кто находится вместе с ‘Аишей». Этот человек спросил: «А если они не согласятся?» ‘Али сказал: «Мы выслушаем их оправдания, воздадим им должное и уйдём». Этот человек спросил: «А если они не согласятся?» ‘Али сказал: «Мы не станем их трогать, пока они не тронут нас». Этот человек спросил: «А если они не оставят вас в покое?» ‘Али сказал: «Мы будем защищаться от них». Этот человек сказал: «Тогда прекрасно!» Через некоторое время состоялась встреча ‘Али с ‘Аишей и теми, кто был вместе с ней. На этой встрече они достигли взаимопонимания, после чего обе армии мирно провели ночь в своих лагерях. Однако те, кто разжигал огонь смуты, а именно ‘Абдуллах бин Саба’ и его приспешники опасались, что, если стороны окончательно придут к согласию, это создаст угрозу для их безопасности. На рассвете они разделились на две группы, одна из которых атаковала лагерь ‘Али, а другая − лагерь ‘Аиши. В обоих лагерях люди, которые решили, что их обманули, схватились за оружие, и между ними разгорелся жестокий бой. Он продолжался, пока верблюду, на котором в паланкине сидела ‘Аиша, не подрезали поджилки. Её сторонники рассеялись, и бой закончился. Что касается ‘Аиши, то она вернулась в Мекку после того, как ‘Али, который снабдил её всем необходимым, пешком проводил её до предместий Медины, а брат ‘Аиши, Мухаммад бин Абу Бакр, и его дети провожали её в течение дня пути.
Второй из битв, явившихся результатом вышеупомянутых разногласий, которые были использованы ненавистниками ислама, стала битва при Сиффине. Ранее мы уже упоминали о причине этих разногласий. Перед битвой при Сиффине сторонники ‘Али и Му‘авийи, да будет доволен Аллах ими обоими, в течение шести месяцев обменивались посланиями, и этот факт служит убедительным доказательством того, что и тот, и другой стремились не к сражению, а к примирению. Началу битвы предшествовали следующие события:
1. Стычки между сторонами, которые происходили из-за источников воды. В борьбе за эти источники, находившиеся под контролем воинов Му‘авийи, победили сторонники ‘Али, которым удалось оттеснить сирийцев. Однако после этого ‘Али, да будет доволен им Аллах, разрешил воинам Му‘авийи брать воду.
2. После этого столкновения между сторонами продолжались с переменным успехом. Никто не мог добиться решающей победы, хотя некоторое преимущество было всё же на стороне ‘Али. Несмотря на длившееся не один день сражение, воины противоборствующих сторон встречались друг с другом по ночам и вели беседы.

ЗАВЕРШЕНИЕ СРАЖЕНИЯ И КРОВОПРОЛИТИЯ
Люди, придерживавшиеся искренних намерений, опасались, что в результате всех этих событий мусульмане уничтожат друг друга, хотели спасти их и добивались прекращения сражения. Об этом долго размышлял ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен им Аллах, и в конечном итоге ему в голову пришла мысль о третейском суде. Он поделился своими соображениями с Му‘авийей, который был весьма рад этому предложению. После этого его воины прикрепили свитки Корана к копьям и подняли их. Воины ‘Али перестали сражаться с ними, и бой прекратился, когда же было вынесено решение третейского суда, все воины вернулись к себе домой.

ГИБЕЛЬ ‘АЛИ, да будет доволен им Аллах
‘Али, да будет доволен им Аллах, умер 17-го рамадана 40 г. х./661 г., получив смертельную рану, которую нанёс ему один из хариджитов по имени ‘Абд ар-Рахман бин Мульджам, решивший, что благодаря убийству повелителя правоверных он приблизится к Аллаху. Во время хаджжа в 39 г. х. ‘Абд ар-Рахман бин Мульджам встретился в Мекке с двумя своими единомышленниками, и они стали вспоминать всё, что произошло между мусульманами, говоря: «О, если бы нам удалось убить предводителей заблудших и избавить от них страну!» ‘Абд ар-Рахман бин Мульджам сказал: «Я избавлю вас от ‘Али». Его сообщник аль-Бара бин ‘Абдуллах сказал: «Я избавлю вас от Му‘авийи», а ‘Амр бин Бакр заявил: «А я избавлю вас от ‘Амра бин аль-‘Аса». После этого они условились, что всё это произойдёт в одну ночь, и ‘Абд ар-Рахману бин Мульджаму удалось смертельно ранить ‘Али, да будет доволен им Аллах, отравленным мечом, когда ‘Али шёл на утреннюю молитву, восклицая: «Молитва, молитва!» Что же касается его единомышленников, то им не удалось убить ни Му‘авийу, ни ‘Амра бин аль-‘Аса. Да окажет Аллах повелителю правоверных великую милость и да воздаст Он ему благом!

ГОД ОБЪЕДИНЕНИЯ
После смерти ‘Али иракцы принесли присягу аль-Хасану бин ‘Али, да будет доволен Аллах ими обоими. Через некоторое время до Му‘авийи дошли слухи о том, что аль-Хасан собирает войска, чтобы продолжить войну с ним, и решил на всякий случай тоже собрать свои силы. В “Сахихе” аль-Бухари сообщается, что аль-Хасан аль-Басри сказал:
− Аль-Хасан повёл на Му‘авийу свои отряды, подобные горам. ‘Амр бин аль-‘Ас воскликнул: «Поистине, противостоять им могут только подобные им!» В ответ на это Му‘авийа сказал: «Эй, ‘Амр, если эти перебьют тех, а те − этих, кто же тогда у меня будет заниматься всеми делами?» После этого он направил к аль-Хасану ‘Абд ар-Рахмана бин Самуру и ‘Абдуллаха бин ‘Амира, курайшитов из рода бану ‘абд шамс. Он велел им: «Ступайте к этому человеку, поговорите с ним и предложите заключить мир». Они явились к аль-Хасану и стали говорить с ним, склоняя его к миру. На это аль-Хасан бин ‘Али сказал им: «Поистине, мы − потомки ‘Абд аль-Мутталиба, и нам достались богатства, а эта община скоро захлебнётся в собственной крови!» Тогда они сказали: «Му‘авийа предлагает тебе то-то и то-то и просит тебя принять его предложения». Аль-Хасан спросил: «А кто мне поручится за это?» Они ответили: «Мы», после чего он уже ни о чём их не спрашивал, пошёл на уступки и согласился заключить мир.
Так закончилась смута, и Аллах привёл мусульман к примирению, что стало возможным благодаря уму и благочестию аль-Хасана бин ‘Али, да будет доволен им Аллах. Всё это послужило подтверждением слов пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, которые приводятся в “Сахихе” аль-Бухари. Сообщается, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Я видел (находившегося) на минбаре посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, рядом с которым (стоял) аль-Хасан бин ‘Али, и (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) смотрел то на людей, то на (Аль-Хасана), говоря: «Поистине, этот мой сын является сайидом, и может случиться так, что через него Аллах приведёт к примирению две большие группы мусульман».

© Издательство «Исток», 2011

* * *

Предисловие

Исследование, перевод и издание преданий, касающихся жизни и деятельности знаменитых личностей исламской цивилизации, является одной из областей, требующих пристального внимания, как отдельных мусульманских учёных, так и современного российского исламоведения в целом. Плохое знакомство с тем огромным духовным и научным наследием, которое оставили после себя выдающиеся мусульманские ученые, имамы и сподвижники Пророка ислама (с1
(с) – здесь и далее по тексту сокращённая форма фразы: «Салла Аллаху ‘алейхи ва алихи! », что в переводе с арабского языка значит: «Да благословит Аллах его и род его!». В соответствии с исламской традицией, данную словесную формулу благопожелания необходимо произносить после упоминания имени пророка Мухаммада (с). – Примеч. ред .

), зачастую является причиной неправильного понимания этого культурно-исторического феномена.

С целью более полного, всестороннего освещения жизни великих представителей ислама издается первая книга, посвящённая жизни и деятельности одного из самых великих имамов, ближайшего сподвижника пророка Мухаммада (с), мужа его дочери

Фатимы и отца его наследников – ‘Али ибн Абу Талиба (а2
(а) – здесь и далее по тексту сокращение от фразы «‘алейхи (-ха, -хим) ас-салам», что в переводе с арабского языка значит: «Мир ему (ей, им)!». В соответствии с исламской традицией, данную словесную форму благопожелания необходимо произносить после упоминания имен пророков и наследников из рода Мухаммада. – Примеч. ред.

Согласно общепринятому преданию от пророка Мухаммада, ‘Али ибн Абу Талиб является «вратами города знаний Пророка», что подчеркивает величие знаний этого бесспорно выдающегося и во многом загадочного человека. Предание гласит, что всякий, кто желает войти в «город знаний Пророка», должен пройти через данные «врата», то есть изучение научного и духовного наследия ислама невозможно без изучения жизни ‘Али.

Исследование трудов различных учёных, посвященных жизни ‘Али ибн Абу Талиба, показывает, что одним из наиболее достоверных, доступных пониманию и полных произведений об имаме является объёмный труд мусульманского учёного Фазл Аллаха Компани.

Текст приводится в некотором сокращении, не затрагивающем исторических данных, приведенных автором книги – такое решение было принято с учетом интересов современного читателя.

Надеемся, что эта книга будет интересна ему и поможет осмыслить величие этой исторической личности.

Часть первая.

‘Али при жизни Пророка

Дай силы мне и твёрдость духа, о, Единый!

Ведь путь далёк, а я вступаю на него впервые.

1 – Рождение и родословная


К Ка‘абе прикованы взоры сегодня:
Она озарилась светом господним.
Сегодня взоры верующих обращены на Ка‘абу,
Которая озарена Божьим светом.
Явился из киблы путеводитель, в котором
Воплощены душевные стремления монотеистов.
Разве ветер принёс с поля запах цветов?
Откуда же в воздухе утренний аромат?
Разве антилопа открыла мешочек с мускусом?
Откуда же в воздухе мускусный аромат?
От радости влюблённые не чуют под собою ног.
Мистики испытывают неведомое блаженство.
Наполнилось небо блестящими звёздами, и будто
Это слёзы радости блестят на щеках неба.
Фатима, дочь Асада, родила сына-льва.
О, как боятся этого льва лисицы!
Пришёл тот светоч, озаривший людские души.
Пламя любви от его лица горит повсюду.
Дошла до угнетённых мира радостная весть,
Что видно приближение кортежа Справедливости.
Его прекрасное лица сравнимо с ярким солнцем.
Его прекрасное чело сравнимо с лунным светом.
Величием и знанием он превосходит мир.
И нет границ его щедрости и доброты.
Склоняет голову пред указанием судьбы
Тот, чьим преданным рабом судьба является.
Лишь он достоин управлять людьми,
Ведь он превыше, и умнее, и достойнее.
С опорой на Али могущественней стал ислам.
С его мечом и ветвь монотеизма обогатилась.
Склонит покорно голову перед престолом Божьим
Тот, кто всегда готов скрестить свой меч с врагом.
Из уважения свой взор на киблу обрати ты.
Там все равны: и нищий, и богач 3
Из сборника стихов Касима Раса.

Как считают историки, ‘Али родился в пятницу, 13 раджаба 4
Раджаб – название седьмого месяца мусульманского лунного календаря.

Тридцатого года ‘ам ал-фил 5
‘Амал – фил (араб.) – год Слона. В этом году абиссинцы под предводительством Абрахи верхом на слонах направились к Мекке, чтобы разрушить Ка‘абу. Однако Аллах покарал их. Сам Абраха умер последним. Арабы Хиджаза сочли тот год благословенным и назвали его годом Слона. Пророк ислама родился в том же году. С тех пор в течение 71 года, т. е. до 18 года хиджры (639 г.), календарное исчисление мусульман производилось относительно года Слона. В 18 году хиджры, на шестом году правления халифа ‘Умара, по предложению имама ‘Али вместо года Слона мусульмане начали свой календарь с года переселения (хиджры).

(21 октября 598 г.) в Ка‘абе, т. е. в Божьем храме. Рождение это было удивительным. Один учёный – исследователь, худжжат ал-ислам вал-муслимин 6
Худжжатал – исламвал – муслимин (араб., букв: «довод ислама и верующих мусульман») – звание для авторитетного мусульманского богослова-теолога в высших учебных исламских академиях.

Сказал:

О, тот, чьё рожденье озарено Ка‘абы светом!

О, единственная жемчужина раковины этой!

Что ж удивительного, что в Ка‘абе ты родился?

Господний дом и в твой дом превратился.

Отцом его светлости был Абу Талиб, сын ‘Абд ал-Муталлиба ибн Хашима ибн ‘Абд Манафа, а матерью – Фатима, дочь Асада ибн Хашима. Таким образом, родословная ‘Али со стороны обоих родителей восходит к Хашимидам7
До рождения ‘Али у Абу Талиба было три сына: Талиб, ‘Акил и Джа‘фар.

Однако рождение этого младенца не было обычным, подобным рождению других детей, а сопровождалось удивительными духовными переменами, происходившими в его матери. Мать этого младенца была верующей и исповедовала ортодоксальную религию Ибрахима. Она постоянно молилась Богу и просила Его облегчить её роды, так как, будучи беременной этим ребёнком, чувствовала, что озарена Божьим светом. Как будто ей было сказано, что этот ребёнок резко отличается от других детей.

Шейх Садук, а также Фаттал Нишабури передают, что Йазид ибн Ка‘наб рассказывал: «Я вместе с ‘Аббасом ибн ‘Абд ал-Муталлибом и несколькими людьми из рода ‘Абд ал-‘Узза сидел рядом с Божьим храмом, когда к нему подошла Фатима, дочь Асада, мать повелителя правоверных имама ‘Али. Она была на девятом месяце беременности и испытывала родовые схватки. Подойдя к храму, она воскликнула: «Господи! Я верую в тебя и в то, что сказано ниспосланными тобой пророками в их книгах. Я подтверждаю слова своего великого предка Ибрахима. Он построил этот священный храм. Ради того, кто построил этот храм, и ради ребёнка, который находится в моём чреве, облегчи мои роды!» Йазид ибн Ка‘наб говорил: «Мы своими глазами увидели, как раздвинулась задняя стена Божьего храма. Фатима вошла в храм и скрылась из наших глаз. Затем стена вновь сдвину лась. Мы тщетно старались открыть замок на двери Божьего храма. Тогда мы поняли, что всё случившееся произошло по воле Господней. Через четыре дня Фатима вышла из Божьего храма и, держа в объятиях новорожденного ‘Али, сказала: «Я обладаю превосходством над всеми предыдущими женщинами, ибо Асийе тайно верила в Бога тогда, когда верить в Бога запрещалось. Марйам, дочь ‘Имрана, своими руками трясла сухую пальму, чтобы отведать свежих фиников (а когда в Бейт ал-мукаддасе 8
Бейт ал-мукаддас (араб., букв.: «священный дом») – город Иерусалим.

У неё начались родовые схватки, Господь приказал ей покинуть это место, ибо оно было местом богопоклонения, а не родильным домом). А я вошла в Божий храм и отведала райских плодов, а когда хотела выйти из храма, услышала послание господнее, гласившее: «О, Фатима, дай младенцу имя ‘Али, ибо он воистину ‘Али (великий. – Пер. )». Великий Господь сказал: «Я выбрал ему имя, подобное Своему. Я дал ему Своё воспитание и обогатил его разум Своей наукой. Он уничтожит всех идолов в Моём храме и на верху Моего храма прочтёт азан (призыв к молитве. – Пер.) и будет восхвалять Меня. Счастлив тот, что будет любить его и подчиняться его приказам, и несчастен тот, кто будет враждовать с ним и не выполнит его приказаний»9
См.: Мухаммад ибн ‘Али ибн Бабавайх ал-Куми (известный как шейх Садук ). Ал-Амали. Собрание 27, хадис 9. Шейх Мухаммад ибн ал-Фатал ан-Нишабури. Рауда ал-ва‘изин. Т. 1. С. 76; ‘Аллама Маджлиси . Бихар ал-анвар. Т. 35.С. 8; ‘Али ибн ‘Иса ал-Арбали. Кашф ал-гамма фи ма‘рифа ал-а’имма. С. 19

Чести родиться в Ка‘абе, подобно имаму ‘Али, не удостоился в прошлом и не удостоится в будущем никто. Ибн Сабаг Малики в книге «Фусул ал-мухимма» говорит: «До его светлости ни один человек не родился в Ка‘абе, этой чести Всевышний Господь удостоил лишь ‘Али, чтобы люди узнали и восхваляли его»10
Ибн Сабаг Малики . Фусул ал-мухимма. С. 14.

В девятом томе книги ‘аллама 11
‘Аллама – с арабского языка означает «высокообразованный, эрудированный человек, признанный и выдающийся учёный».

Мухаммада Бакир Маджлиси «Бихар ал-анвар ал-джами‘а ад-дурар ахбар ал-а’имма ат-тахар» о выборе имени ‘Али для его светлости говорится следующее: «Когда Абу Талиб взял младенца из рук его матери, то прижал его к своей груди, он взял Фатиму за руку, пошёл к Абтах (место между Меккой и Миной. – Пер. ) и, обращаясь к Всевышнему Господу, произнёс следующую молитву: „О, Господи! Владыка тёмной ночи и светлой луны! Поведай нам, как назвать этого младенца!“ В ответ он услышал: „Вам двоим (Абу Талибу и Фатиме) дан непорочный и избранный младенец. Его имя – ‘Али. Это имя происходит от имени Господа, Величайшего из великих“».

Великие учёные в своих книгах указывают на этот факт. Мухаммад ибн Йусуф Ганджи Шафи‘и, изменив несколько слов в упомянутых строках, в книге «Кифайат ат-Талиб» пишет, что в ответ на свою молитву Абу Талиб услышал следующие слова: «О семейство избранного Пророка! Вам, двоим дан непорочный и избранный младенец. Его имя – ‘Али. Это имя происходит от имени Господа, Величайшего из великих»12
См.: Сулайман б. шейх ал-Гандузи ал-Ханафи ал-Балхи . Йанаби‘ ал-маудат. Гл. 56. С. 255; Йусуф Ганджи Шафи‘и . Кифайат ат-Талиб. С. 406.

В некоторых преданиях говорится, что Фатима, дочь Асада, после рождения ребёнка (до того как Господь приказал ей назвать сына ‘Али) дала младенцу имя Хайдар (лев. – Пер. ), и запеленав ребёнка, она передала его отцу, сказав: «Это Хайдар». Поэтому его светлость в сражении Хейбар, обращаясь к известному иудейскому богатырю, сказал:

«Я тот, кого мать назвала Хайдаром. Я сильный лев». Когда его светлости было дано имя ‘Али, имя Хайдар стало одним из его эпитетов. Самыми известными среди них были Хайдар, Асад Аллах (лев Бога. – Пер. ), Муртаза (избранный. – Пер. ), Амир ал-му’минин (повелитель правоверных. – Пер. ) и аху расул Аллах (брат Божьего Пророка. – Пер. ), а куньей 13
Кунья (араб.) – составная часть арабского имени, обозначающая «отец такого-то».

– Абу ал-Хассан (отец Хассана. – Пер. ) и Абу Тураб (отец земли. – Пер. ).

Также из преданий следует, что Фатима и Абу Талиб уже в период невежества были верующими и при выборе имени для своего сына обратились к Господу. Фатима, дочь Асада, была для великого Пророка (с) подобно матери. Она стала одной из первых, кто уверовал в его светлость и переселился с Мухаммадом в Медину. Когда Фатима умерла, великий Пророк (с) сделал из своей рубашки для неё саван и прочёл молитву над её останками. Затем он лёг в её могилу, дабы освободить её от загробных мук, и помолился за неё14
См.: Абу Джа‘фар Мухаммад ибн Йа‘куб Исхак Рази ал-Кулайни . Фуру‘ ал-кафи. Т. 2. Гл. «Тарих»; Шейх Садук. Ал-Амали. Собрание 51, хадис 14.

Абу Талиб также был монотеистом. После ниспослания Аллахом Пророку его миссии Абу Талиб уве ровал в него, но из благих намерений скрывал свою веру, ибо был главой и предводителем племени Курайш. В книге «Ал-Амали» шейх Садук повествует о том, как однажды какой-то человек спросил Ибн ‘Аббаса: «О, кузен Божьего Пророка (с), скажи мне, был ли Абу Талиб мусульманином?» Тот ответил: «Конечно, ведь он говорил, что мекканские язычники поняли, что наш сын (Мухаммад, да благословит Аллах его и род его!) не отвергается нами и не обращает внимания на пустые слова». Абу Талиб напоминает нам историю семи спящих отроков, которые скрыли от других свою веру, и вели себя как язычники, и Аллах удостоил их двойной награды. Его светлость имам Джа‘фар ас-Садик также сравнил Абу Талиба с семью спящими отроками, скрывавшими свою веру под показным язычеством. Господь дважды вознаградил их (один раз за их веру и второй раз за то, что они скрыли свои религиозные убеждения)15
Шейх Садук. Там же. Собрание 89, хадисы 12,13. См. также: Ан-Нишабури. Рауда ал-ва‘изин. Т. 1. С. 139.

Существует множество стихов, написанных Абу Талибом и восхваляющих великого Пророка (с). Из этих стихов явствует, что Абу Талиб исповедовал ислам. Обращаясь к его светлости, он говорил:

«Ты призвал меня к своей религии, и я понял, что ты воистину желаешь мне добра. Ты и ранее был правдив и честен, и религия, которую ты предложил людям, – наилучшая»16
См.: ‘Аллама Мухаммад Бакир Маджлиси . Бихар ал-анвар. Т. 35. С. 134.

Однажды имаму Джа‘фар ас-Садику сказали, что некоторые из мусульман полагают, что Абу Талиб был язычником, на что тот ответил: «Это ложь. Как же он мог быть язычником, когда говорил: „Разве вы знаете, что мы признали Мухамада пророком (с), как признали Моисея?“ Его имя упоминается в предыдущих небесных книгах»17
См.: Ал-Кулайни. Фуру‘ ал-кафи. Т. 2. Гл. «Тарих».

Шейх Сулайман Балхи, автор книги «Йанаби‘ алмауда» отзывается об Абу Талибе следующим образом: «Абу Талиб, глава и предводитель племени Курайш, оказывал помощь и поддержку Пророку (с), очень любил его. Он вырастил посланника Аллаха (с), был воспитателем его светлости, признал его пророческую миссию и сочинил множество стихотворений в его честь»18
Ал-Балхи . Йанаби‘ ал-мауда. Гл. 152. С. 52.

. (В религиозных книгах приведены многочисленные аргументы, доказывающие набожность Абу Талиба. Например, в книге «Абу Талиб благочестивее Курайша»).

Итак, рождение ‘Али в Ка‘абе еще больше возвеличило семейство Хашимидов, и арабские и иностранные поэты сочинили множество стихов на эту тему. В завершение этой главы приводится несколько строк из стихотворения Саййида Хумайри: «Мать родила его в Божьем храме, и мечеть «Ал-Харам» стала его пристанищем. Его лучезарная мать, непорочная и облачённая в чистую одежду, родила непорочного младенца в святом месте. В ночь, когда не было зловещих звёзд, а светили луна и звезда счастья и радости. Роженицы (мира) не смогли, подобно ей, облачить ни одного младенца в одежды (т. е. не смогли родить такого младенца), помимо Амины, родившей Мухаммада (с)»19
См.: Ан-Нишабури. Рауда ал-ва‘изин. Т. 1. С. 81.

2 – Раннее воспитание Его Светлости

Абу Талиб, отец ‘Али, пользовался большим почётом и уважением среди курайшитов. Он уделял огромное внимание воспитанию своих детей и вырастил их благочестивыми и набожными. По традиции арабов, он с детства обучал своих детей правилам верховой езды, борьбы и стрельбы.

Великий Пророк ислама (с) потерял отца, ещё не родившись на свет, и поэтому воспитывался у своего деда ‘Абд ал-Муталлиба. После смерти Абд ал-Муталлиба его сын Абу Талиб вырастил сына своего брата, став для него хорошим отцом.

Жена Абу Талиба и мать ‘Али Фатима, дочь Асада, также была для Пророка (c) доброй и ласковой матерью, и во время её смерти посланник Аллаха (с) был огорчён не менее ‘Али. Пророк (с) лично прочитал молитву над её останками и облачил её в свою рубашку.

Великий Пророк (с) вырос в доме своего дяди Абу Талиба. Он проявлял к нему глубокое уважение и хотел, выполняя долг признательности, каким-либо образом отблагодарить его за заботу и помочь.

Как раз в то время, когда ‘Али пошёл шестой год, в Мекке наступила беспрецедентная засуха. Абу Талиб был обременён многочисленным семейством, прокормить которое в год засухи было делом непростым. Пророк (c) взял шестилетнего ‘Али к себе, чтобы вырастить и воспитать его. Таким образом, Пророк (c) и его жена Хадиджа стали ласковыми родителями для ‘Али, подобно тому, как Пророк (с) некогда находился под опекой своего дяди Абу Талиба и его жены Фатимы.

Ибн Саббаг в книге «Фусул ал-мухимма» и ‘Аллама Маджлиси в книге «Бихар ал-анвар ал-джами‘а ад-дурар ахбар ал-а’имма ат-тахар» пишут, что в год, когда в Мекке наступила засуха, посланник Аллаха (с) сказал своему дяде ‘Аббасу ибн ‘Абд ал-Муталлибу, богатому человеку: «Твой брат Абу Талиб обременён многочисленной семьёй и находится в трудном положении. Никто, кроме его племени, не достоин оказать ему помощь. Давай пойдём к нему и снимем тяжесть с его плеч. Пусть каждый из нас возьмёт к себе в дом одного из его сыновей. Абу Талибу будет легче прокормить семью». ‘Аббас сказал: «Да, клянусь Богом, это будет добрым и благородным поступком». Затем они встретились с Абу Талибом и поведали ему о своём намерении. Абу Талиб ответил: «Оставьте мне Талиба и ‘Акила (согласно другому преданию, одного ‘Акила) и делайте, что хотите». ‘Аббас забрал к себе Джа‘фара, Хамза – Талиба, а великий Пророк (с) – ‘Али20
Ибн Сабаг Малики. Фусул ал-мухимма. С. 15; ‘Аллама Маджлиси . Бихар ал-анвар. Т. 35. С. 118.

Здесь необходимо отметить, что ‘Али не шёл ни в какое сравнение с другими детьми Абу Талиба. Когда Пророк (с) забрал ‘Али из отцовского дома, помимо родственных отношений, между ними существовало сильное притяжение друг к другу, будто пылинка соединилась с солнцем и капля воссоединилась с морем. ‘Али был очень рад, что Пророк выбрал именно его, ибо «лишь посланник знает цену ‘Али, лишь ювелир знает цену драгоценного камня».

Конечно, такому учителю, как Пророк (с), в честь которого ниспослан коранический айат «Обладатель мощи»21
??? ? ???? ? ? ? ?? ? ? ? ? ? ?? – «Обладателем мощи» (Коран, 53: 6 (сура Ан-Наджм («Звезда»)) . Здесь и далее по тексту цитаты из Корана даны в переводе М.-Н. О. Османова. М. – СПб.: Диля, 2008.

Нужен такой ученик, как ‘Али.

‘Али с детства ощутил любовь Мухаммада (с) и испытывал бесподобное чувство близости к Пророку (с), прочное и нескончаемое.

‘Али, подобно тени, следовал за Пророком (с) и находился под непосредственным влиянием его светлости. Во всем он придерживался убеждений Пророка (с) и в течение короткого времени перенял у него все его моральные качества, черты характера, манеру поведения и привычки.

Жизнь людей подразделяется на несколько этапов, и на каждом этапе человек совершает поступки, свойственные его возрасту. ‘Али, вопреки поведению большинству детей, никогда не проявлял интереса к играм и забавам и всегда избегал их. С детских лет он думал о величии, и его поведение выдавало в нём духовное совершенство и пример Божьего величия.

‘Али находился под опекой Пророка (с) до восьмилетнего возраста. Затем он вернулся в отцовский дом, однако это возвращение не уменьшило влияние Пророка (с). Это общение имело видимый официальный характер, и ‘Али большую часть своего времени проводил с Пророком (с). Его светлость отдавал ‘Али всю доброту и ласку Абу Талиба, которая сохранилась в его сердце, и в своём воспитании передавал Али все свои наилучшие моральные качества и духовное совершенство. Таким образом, детство ‘Али до десятилетнего возраста (когда Господь ниспослал Пророку его миссию) прошло под опекой и защитой его светлости. Именно это раннее воспитание стало причиной того, что ‘Али раньше других отозвался на призыв Пророка (с) и до конца своих дней был готов к борьбе и самопожертвованию на пути истины.

3 – Имам ‘Али в период начала пророческой миссии Мухаммада (с)

Прежде чем начать эту главу, необходимо кратко указать на ниспослание Господом пророческой миссии Мухаммаду (с), чтобы затем продолжить повесть о жизни ‘Али, сыгравшего в этом важном деле значительную роль.

Пророк (с) с юношеских лет постоянно избегал порочного общества того времени. Уединившись, он молился и думал о системе бытия и общих законах, господствующих в мире, а также о тайне сотворения всего живого. Однажды в сорокалетнем возрасте на горе Хира (месте уединения и молитв посланника Аллаха) душа Пророка озарилась Божьим светом. В его разуме открылась дверца в мир сотворения и тайн бытия, его язык стал проповедовать истину. Аллах возложил на него обязанность наставлять людей на истинный путь. Мухаммад (с) видел истинную суть вещей и повсюду искал ее. Сердце его бушевало, но язык молчал, однако лучезарное лицо свидетельствовало о внутренней борьбе:

Не знаю, что творится в моём усталом сердце.

Язык безмолвен, но чувство во мне бушует.

Иногда он делился своей тайной с Хадиджей, но скрывал её от других. Хадиджа помогала и успокаивала его. Так прошло некоторое время. Однажды на вершине горы Хира он услышал голос, говоривший: «Читай, о Мухаммад!»

«Возвещай [Откровение] во имя Господа твоего, Который сотворил [все сущее], сотворил человека из сгустка [крови]. Возвещай, ведь твой Господь – Наищедрейший самый, Который научил [человека письму] посредством калама, научил человека тому, чего он не ведал [ранее]»22
Коран, 96: 1-5

Когда разум Мухаммада (с) озарился Божьим светом из потустороннего мира, тело его пронзила дрожь. Он спустился с горы и увидел отблески этого света повсюду, куда ни обращал свой взор. Взволнованный и поражённый, он вернулся домой и, дрожа, сказал Хадидже, чтобы та укутала его во что-нибудь. Хадиджа немедленно укрыла его, и Мухаммад (с) уснул. Когда он проснулся, ему был ниспослан следующий айат:

«О завернувшийся [в одеяния свои]! Встань и увещевай! Превозноси своего Господа, очисти одежды свои, избегай [того, что велечет] наказание, не оказывай милости в надежде получить большее [взамен] и терпи [притеснения неверных] ради твоего Господа»23
Коран, 74: 1-7

Однако распространить подобный призыв было делом нелёгким, ибо он противоречил всем убеждениям арабского племени и других народов и унижал все социальные ценности и религиозные святыни в глазах людей мира, в частности, арабов. Услышав о том, что кто-то поднял знамя противоборства, люди высмеивали даже его близких и родных.

Всё время, когда его светлость был охвачен изумлением и благодарил Господа за эту великую честь, большие прекрасные глаза ‘Али внимательно наблюдали за Пророком (с). С первых же дней ниспослания Мухаммаду (с) пророческой миссии ‘Али принял ислам и стал последователем Пророка (с), хотя был десятилетним ребёнком. ‘Али был первым мужчиной, примкнувшим к его светлости, и этот факт подтверждается всеми историками и писателями. Так, Мухиб ад-дин Табари в книге «Заха’ир ал-‘укба» со слов ‘Умара пишет:

«Я был рядом с Абу ‘Убайдом, Абу Бакром и другими людьми, когда Божий Пророк (с) похлопал ‘Али ибн Абу Талиба по плечу и сказал: «О, ‘Али, ты первым из правоверных уверовал в Господа, ты первым из мусульман обратился в ислам. Ты для меня как Харун для Моисея»24
Мухиб ад-дин Табари . Заха’ир ал-‘укба. С. 58; Также см.: Ибн Сабаг Малики . Фусул ал-мухимма. С. 125.

Также существует предание: Пророк (с) принял свою миссию в понедельник, а ‘Али обратился в ислам во вторник (на следующий день)25
См.: Мухиб ад-дин Табари . Заха’ир ал-‘укба. С. 59; Шейх ал-Балхи . Йанаби‘ ал-мауда. С. 60; ‘Абд ал-Малик ибн Аййуб ал-Хумайри ибн Хишам . Ас-сират ан-набави. Т. 1. С. 245.

Сулайман Балхи в двенадцатой главе книги «Йанаби‘ ал-мауда» со слов Анаса ибн Малика говорит, что Пророк (с) сказал:

«Семь лет ангелы восхваляли меня и ‘Али, так как за это время только из наших уст возносились к небу слова свидетельства о единстве Господа»26
См.: Шейх ал-Балхи . Йанаби‘ ал-мауда. Гл. 12. С. 61; Мухаммад ибн Мухаммад На‘ман (известный как шейх Муфид или Ибн Му‘аллим ). Ал-иршад ал-‘уйун. Т. 1. Гл. 2. Хадис 2.

Сам имам ‘Али, в стихотворении, отправленном в ответ на письмо Му‘авийи, в котором тот расхва ливал себя, указал на своё превосходство в исламе и сказал:

«Я принял ислам раньше всех вас, в то время как был ребёнком и ещё не достиг зрелого возраста»27
См.: Ибн Сабаг Малики. Фусул ал-мухимма. С. 16.

Помимо этого, в день, когда великий Пророк (с) по Божьему приказу собрал всех своих родственников и официально призвал их принять ислам, никто, кроме десятилетнего ‘Али, не отозвался на призыв его светлости. Пророк (с) в тот день убедился в правоверности ‘Али и представил его присутствовавшим на том собрании как своего наследника и преемника. Дело обстояло так:

Когда был ниспослан коранический айат «Увещевай своих ближайших родственников»28
Коран, 26: 214.

Божий Пророк (с) собрал в доме Абу Талиба детей ‘Абд ал-Муталлиба, число которых достигало около сорока человек (и для того, чтобы сотворить чудо в знак доказательства истинности своего призыва) приказал принести на обед на всех одну баранью ногу, десять сиров (мера веса, равная приблизительно 75 г. – Пер. ) пшеницы и три килограмма молока, в то время как некоторые из гостей съедали за один раз в несколько раз больше этого количества пищи.

Весь драматизм убийства праведного халифа Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) заключался в том, что на его долю выпал период максимального ожесточения мусульман, когда градус напряжённости между ними достиг крайней степени, а святость человеческой жизни потеряла всякий смысл.

В это время мусульманская среда окончательно раскололась на два противоборствующих лагеря. Один из них возглавлял законно избранный халиф Али и всеми силами пытался объединить мусульман под одним знаменем и положить конец смутному времени.

Всё это казалось сложным, но возможным делом, но появление на политической авансцене сектантов из группы сабеитов усугубило и так непростую ситуацию. А последующее появление раскольников, которых позже стали называть хариджитами , надолго нарушило исламскую идиллию. Они же стали причиной жестокого убийства халифа в священный для мусульман месяц Рамадан.

После (да будет доволен им Аллах) сторонники Ибн Сабаъа по-прежнему контролировали ситуацию в Медине, наступил период, который в царской России принято называть междуцарствием. Чтобы сломить критическую ситуацию, нужно было определиться с новым халифом, вокруг которого можно было начать консолидирующие процессы.

На тот момент из оставшихся в живых сподвижников Пророка ﷺ лучше и достойнее Али ибн Абу Талиба не было. Совет старейшин тут же предложил ему возглавить халифат, но Али не хотел брать на себя эту ношу и всячески сторонился этой должности. Однако настойчивость старейшин и желание блага для уммы сыграли тут решающую роль, и Али (да будет доволен им Аллах) дал своё согласие.

Халиф Али начал с ряда кадровых перестановок и политических реформ, которые постепенно вывели бы исламскую общину из глубокого кризиса. Но поперёк всем этим созидательным процессам стал раскол, который никогда не бывает своевременным, а тут он привёл к катастрофическим последствиям.

Мусульмане разделились на иракцев и шамитов. Начался спор, перешедший в открытую конфронтацию. После долгих прений сторонам всё же удалось прийти к соглашению, и разрешение конфликта было поручено третейским судьям – представителям сторон.

Но такой расклад пришёлся явно не по душе определённой части людей, находившихся в лагере Али. Они демонстративно покинули расположение его войска и сосредоточились в местности Харураъ. За самоволие и саботаж их начали называть раскольниками.

Большую популярность этот термин получил в своём арабском эквиваленте – «хаваридж » (хариджиты ). Али (да будет доволен им Аллах), получив такой коварный удар в спину, предпринял попытку вернуть их к благоразумию, но всё тщетно.

Резкий перекос в поведении и идеологии хариджитов можно объяснить психологическим термином «искреннее заблуждение », это заблуждение сделало их одной из самых непримиримых и кровожадных сект в истории Ислама.

Разгром в местности Нахраван ещё больше озлобил хариджитов, ими управляла неодолимая жажда мести. Во всех постигших их бедах они винили троих сподвижников Пророка ﷺ : Али, Муавию и "Амра ибн аль-"Аса (да будет доволен ими Аллах). Их физическое устранение в понимании хариджитов сделало бы мир добрее.

Покушение на упомянутых сподвижников взяли на себя трое хариджитов. Это преступление было решено совершить единовременно, 17 числа месяца Рамадан.

Один из них отправился в Египет и вместо "Амра (да будет доволен им Аллах) по ошибке убил его заместителя.

Киллер, отправившийся в Шам, тоже потерпел неудачу. Муавия (да будет доволен им Аллах) отделался лёгким ранением.

Третьего хариджита звали Абдурахман ибн Мулджам, он взялся убить халифа, правителя правоверных, Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах). Ибн Мулджам отправился в Куфу и ждал подходящего момента для совершения покушения на Али. Он тщательно скрывал цель своего пребывания в Куфе, об этом не было известно даже его сторонникам из числа хариджитов.

Спустя некоторое время Ибн Мулджам начал терять голову, его помыслы были сосредоточены на женщине по имени Катам, в которую он безудержно влюбился. Катам, в свою очередь, оказалась подлой женщиной, которая также яростно ненавидела халифа.

Её калым был построен на крови. Она дала свое согласие на замужество лишь при получении свадебного приданого в размере трёх тысяч дирхемов и убийства Али. Вот такой коварный и жестокий романтизм!

К этому злосчастному дуэту добавилось ещё несколько сообщников. Один из них даже пытался отговорить Ибн Мулджама от этой затеи. Его звали Шабиб. В его голове не укладывалось, как можно поднять руку на родственника Пророка ﷺ , на человека, имеющего неимоверное количество достоинств в Исламе.

«Если бы этим человеком был не Али», – возмущался Шабиб. Однако Ибн Мулджам пребывал в глубоком заблуждении и свято верил в богоугодность запланированного им преступления.

Всё произошло в предрассветное время. Халиф Али (да будет доволен им Аллах) по своему обыкновению призывал людей на утреннюю молитву. «Вставайте на молитву», – выкрикивал громогласно Али. В это время один из хариджитов, внезапно став на пути у халифа, замахнулся на него своей саблей, но промахнулся.

Ибн Мулджам оказался более точен. Удар, нанесенный им, попал в висок Али (да будет доволен им Аллах), и кровь потекла на его бороду. В этот момент халиф наверняка вспомнил слова Пророка ﷺ , которые в подробностях описывали эту ситуацию. Али знал, что его ждёт мученическая смерть, и в какой-то степени ждал этого. Смертельно раненного Али унесли домой, а его убийцу Ибн Мулджама задержали.

Но до своей смерти Али хотел понять мотивы Ибн Мулджама. Али спросил его: «Что побудило тебя к этому?» Ибн Мулджам дал достаточно неожиданный и дерзкий ответ: «Я точил эту саблю в течение сорока дней и просил Всевышнего убить им наихудшее творение Всевышнего».

У халифа на это явное заблуждение нашелся достойный ответ: «Мне кажется, что ты и будешь убит этой саблей, и ты и есть наихудшее творение Всевышнего». Затем из уст Али (да будет доволен им Аллах) прозвучал приговор: «Относитесь к нему хорошо. Если я останусь в живых, то сам разберусь с ним, но если я умру, отправьте его за мной, я буду его спорщиком перед Господом миров. Не убивайте никого, помимо него, ведь Всевышний не любит преступающих границы ».

Мусульман волновал вопрос преемника Али. Халиф не стал определять круг кандидатов, как в своё время сделал Умар, а лишь произнёс короткую, но емкую фразу: «Если Аллах желает вам блага, то объединит вас вокруг лучшего из вас ».

Однако в вопросе завещания Али был более многословен. Вызвав к себе своих сыновей, Али завещал им относиться хорошо к соседям, постоянствовать в молитве и чтении Корана. В списке завещания было упомянуто также посещение мечетей, выплата закята и заботливое отношение к сиротам, беднякам и нищим.

Халиф Али (да будет доволен им Аллах) встретил свою смерть с упоминанием Всевышнего. Пробыв халифом почти пять лет, Али скончался в возрасте 63 лет. Точное место его погребения по сей день остается одной из самых таинственных загадок истории.

Его трагическая гибель не подвела черту под праведным халифатом, оставалось ещё шестимесячное правление его сына Хасана. Но это была крайняя точка праведных времен, начало конца золотой эпохи Ислама.

Хаджимурад Алиев

Абу-ль-Хасан ‘Али ибн Абу Талиб аль-Кураши , более известный как ‘Али ибн Абу Талиб (араб. , ; 17 марта 599 - 24 января 661) - политический и общественный деятель; двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммеда, четвёртый праведный халиф (656-661), первый из двенадцати почитаемых шиитами имамов.

Согласно авторитетным мусульманским источникам, единственный человек, который родился в Каабе; первый ребёнок и первый среди лиц мужского пола, принявший ислам; во время своего правления получил титул амир аль-муминин (глава правоверных).

Али был активным участником всех важных событий ранней истории ислама и всех битв, которые Пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана. Различные события стали причиной гражданской войны с Муавией, а в конце гибелью халифа от рук убийцы-хариджита.

В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура. Сунниты рассматривают его как последнего из четырёх праведных халифов. Шииты почитают Али как первого имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом, как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса. Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь и все они пошли в разные стороны.

История жизни

Ранние годы

Его полное имя: Абуль-Хасан Али ибн Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф аль-Курайши. Его также называли Абу Турабом и Хайдаром . Пророк Мухаммед назвал его Муртадой («заслужившим довольство», «избранным») и Маула («любимый»).

Родился в 13-й день месяца раджаб за 22 года до хиджры (599-600 годы) в Мекке в семье главы клана Бану Хашим племени курайшитов Абу Талиба и Фатимы бинт Асад. Многие источники сообщают, что Али был единственным человеком, родившимся в священной Каабе. Отец Али - Абу Талиб приходился родным братом Абдуллаху, отцу пророка Мухаммеда. После смерти родителей, Мухаммед несколько лет воспитывался в семье дяди. В свою очередь, когда Абу Талиб разорился, а дела Мухаммада вследствие женитьбы на Хадидже, напротив, пошли на лад, он взял себе на воспитание Али.

Когда Али исполнилось девять или десять лет, он принял ислам и стал первым ребёнком, принявшим ислам. На протяжении всего мекканского периода его жизни Али не отлучался от пророка Мухаммеда. Перед переселением Мухаммеда в Медину, мекканцы попытались убить его. Когда заговорщики вошли в его дом, то обнаружили там Али, который, рискуя своей жизнью, занял место Мухаммеда и отвлёк их внимание. Сам же Пророк в это время уже направлялся в Медину. Через некоторое время Али также отправился в Медину.

Сражения

Первое сражение между мусульманами и курайшитами состоялось возле селения Бадр; Али был в нём знаменосцем. Бой начался с поединка между Утбой ибн Рабиа, его братом Шайбой и сыном Валидом ибн Мугирой от мекканской стороны и Али, дядей пророка Хамзой и Убайдой ибн аль-Харисом от мусульманской. Али сразился с Валидом ибн Мугирой и убил его. После этого он и Хамза поспешил на помощь к получившему ранение аль-Харису и, зарубив его противника Шайбу, унесли аль-Хариса с поля боя. Битва при Бадре стала первой победой мусульман. За свой героизм Али получил прозвище «Лев Аллаха ». При разделе трофеев, захваченных в ходе сражения, Мухаммед взял себе меч Зульфикар, принадлежавший до этого мекканцу Мунаббиху ибн Хаджжаджу. После смерти Пророка меч перешёл к Али.

В марте 625 года силы мусульман и курайшитов сошлись у горы Ухуд. Битва началась с поединка между Али и Талхой ибн Абу Талхой. Победителем в этом бою оказался Али, что послужило сигналом к атаке мусульман. В этом сражении Али получил 16 ран. Битва при Ухуде обернулась первым и единственным поражением мусульман.

Али и первые халифы

Пророк Мухаммед, возвращаясь из своего последнего паломничества, остановился в местечке Гадир Хум, находящемся между Меккой и Мединой. Здесь он сделал заявление в адрес Али, которое было по-разному интерпретировано. Мухаммед заявил, что Али - его наследник и брат и те, кто приняли Пророка как мавла, должны принять Али как его мавла. Шииты убеждены, что таким образом Мухаммед объявил Али своим преемником. Сунниты, наоборот, рассматривают это как выражение близости Пророка к своему двоюродному брату, зятю и как пожелание, чтоб Али унаследовал его семейные обязанности после смерти.