Лютер годы жизни. Лютер в искусстве

— великий религиозный реформатор, учение которого активно развивается в течение последних пяти столетий и насчитывает более пятидесяти миллионов приверженцев во всем мире. Родился Лютер в 1483 году в семье бывшего крестьянина Ганса Лютера, который в надежде на лучшую жизнь переехал в Эйслебен и, сменив профессию, работал на медных рудниках. После рождения сына семья перебралась в городок Мансфельд, там отец становится довольно зажиточным бюргером. В 14-летнем возрасте Мартина отдают во францисканскую школу, расположенную в городе Марбург, а в 1501 году он начинает учиться в Эрфуртском университете, т.к. в среде бюргеров считалось престижным дать сыну юридическое высшее образование. В 1505 году он стал магистром свободных искусств и начинает изучать юриспруденцию.

Неожиданно для родителей и против воли отца он принимает в 1506 году монашеский обет, а в 1507 году его посвятили в священники. Возможно, на это решение повлияло весьма строгое родительское воспитание, как позже скажет Лютер, что суровым обращением они толкнули его в монастырь. Существует и еще одна версия, согласно которой Лютер однажды попал в страшную грозу и, испугавшись, дал обет монашества, если будет спасен. В 1508 году он преподает богословие в университете Виттенберга. Одновременно с преподаванием он продолжает учиться и в октябре 1512 года получает степень доктора богословия и вскоре занимает должность профессора библейской теологии. В 1515 году Лютер был заместителем настоятеля монастыря.
Составляя комментарии к тексту Псалмов, он находит новое значение текстов и меняет взгляд на проблему отпущения грехов и спасения. Помимо смирения, молитв, различных обетов и аскетизма искупление грехов и спасение можно было получить через заступничество церкви, которая вымаливала для человека спасение за вознаграждение, что вылилось в торговлю индульгенциями. Лютер подверг критике роль церкви в спасении и 31 октября 1517 года обнародовал в Виттенберге свои 95 Тезисов. Основной смысл Тезисов — Библии чужда идея искупительных пожертвований, от согрешившего человека богу нужно лишь чистосердечное раскаяние. Лютер не признает посредников в лице священника между Богом и верующим человеком, отвергает церковную иерархию и разделение общества на священников и мирян, т.к. в Писании об этом не написано. В 1518 году Папа Римский развернул против Лютера инквизиционный процесс. Лютер блестяще защищается на собрании августинцев Саксонии в апреле 1518 года. В 1520 году Папа Римский предает Лютера анафеме и отлучает от католической церкви. Буллу об отлучении его от церкви Лютер публично сжигает 10 декабря 1520 года во дворе университета города Виттенберга.

Он продолжает развивать свое учение: отвергает большинство таинств, оставил лишь крещение и причащение, т.к. они указаны в Священном Писании. Он отвергает поклонение иконам и мощам, культ святых и ангелов; утверждает, что путь спасения человека — в его личной вере; священник призван служить, а не властвовать, он не стоит к Богу ближе, чем мирянин. Он переводит Библию на немецкий язык, сделав ее доступной для народа. Он публикует ряд работ, объясняющих его позиции, в открытом письме «К христианскому дворянству немецкой нации» пишет о реформе христианского сословия и объявляет борьбу с папским засильем делом всей нации. Бог в понимании Лютера непознаваем, он известен человеку настолько, насколько сам открылся ему через Библию. По его мнению вера неподвластна разуму, разум имеет дело со всем, что ниже нас и среди нас, а не над нами.

Сейчас речь пойдет о человека, который оставил огромный след в , в какой-то степени даже поменял вектор ее развития, имя этого человека – Мартин Лютер . Биография Лютера очень насыщенна и интересна. Он родился в 1483 году в Германии, в городе Эйслебен. Получил хорошее образование, и по настоянию отца изучал право. Курс юридических наук наш герой так и не окончил, потому что решил стать августинским монахом.

В 1512 году он окончил Виттенбергский университет, получил степень доктора теологии и стал преподавать. Все эти годы в сердце Мартина росло недовольство Римской католической церковью. За два года до окончания университета, он побывал в Риме и был поражен размаху коррупции и продажности, творившихся в церкви. 31 октября 1512 года на дверях церкви в Виттенберге Лютер вывесил 95 тезисов. В своих тезисах Мартин резко осуждал церковь за продажность, за практику торговли индульгенциями. Тезисы были отпечатаны в типографии, копии распространялись среди горожан, а так же были отправлены архиепископу Майнца. Действия Лютера принимали все более радикальный характер, вскоре он стал отрицать власть папы Римского. Он заявил, что в делах религии нужно руководствоваться Библией и здравым смыслом. Церковь не могла пропустить такие заявления мимо ушей. Вскоре Мартин был вызван на встречу с церковными чиновниками. Результатом встречи стало объявление Мартина еретиком, а все его работы автоматически становились запрещенными.

Перед Мартином Лютером замаячила не радужная перспектива – быть сожженным на костре. Лютера спасло то, что его взгляды нашли серьезную поддержку в Германии. Многим немецким принцам нравились мысли Лютера. Людей раздражало, в какой роскоши живут римские курии. Немецкому народу не хотелось подчиняться Римскому папе, т. к. должны были выплачивать немаленькую десятину. Поэтому у Лютера было много поклонников. Некоторое время ему приходилось жить скрытно, но везде он находил необходимую поддержку. Наш герой был одним из самых умных и выдающихся людей своего времени. У него был живой ум, он прекрасно выражал свои мысли, был красноречив. Так же обладал отличным слогом, много писал, и активно доносил свои мысли до людей. Впереди ему предстояла значительная работа. Мартин решил перевести на немецкий язык, и ему это прекрасно удалось. Этот перевод открыл перед грамотными немцами новые горизонты. Теперь Библию можно прочесть самому, и сделать правильные выводы, не полагаясь на не всегда честных священников. Кроме того, перевод Священного писания, дал толчок к развитию литературы в Германии.

Лютер выступал против того, что бы духовенство принимало обет безбрачия. Последствием Реформации стало возникновение многочисленных протестантских движений и общин. А дальше возникали кровавые религиозные войны, которые на какое-то время просто захлестнули всю Европу. Одна из самых длительных и жестоких войн за этот период - Тридцатилетняя война в Германии, которая длилась с 1618 года по 1648 год. Конфликты между католиками и протестантами стали обыденным явлением в европейской политической жизни.

После реформации, стало проще жить вольнодумцам и , которые стали гораздо меньше страдать от репрессий Римской католической церкви. Что еще можно рассказать о Лютере ? Он был убежденным антисемитом. Так же он считал, что церковь не должна вмешиваться в дела светской власти. Лютер был женат, в браке у него родилось шесть детей. Умер Мартин Лютер в 1546 году.

Мартин Лютер - деятель Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. Перевел на немецкий язык Библию, утвердив нормы общенемецкого литературного языка. Знак зодиака - Скорпион.

Мартин Лютер родился 10 ноября 1483, в Эйслебене, Саксония в семье бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев плавилен и меднорудных разработок. Окончив в 1505 году Эрфуртский университет со степенью магистра, Лютер поступил в августинский монастырь в Эрфурте. В 1508 году он начал читать лекции в Виттенбергском университете (с 1512 доктор богословия).

Интеллект плюс характер - вот цели настоящего образования.

Лютер Мартин

В обстановке подъема общественного движения в Германии, критики католической церкви, Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций (вывесил тезисы 31 октября 1517 на дверях виттенбергской Замковой церкви). Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения (развитые им затем в других сочинениях), отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви. Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и богом, Лютер объявил веру христианина единственным путем спасения души, которое даруется ему непосредственно богом (тезис об оправдании одной верой).

Бунты - язык тех, кого не выслушали.

Лютер Мартин

Мартин Лютер утверждал, что мирская жизнь и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность отдаваться вере (светское государство и его учреждения), занимают важное место в христианской религии. Он отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и требовал восстановления авторитета Священного писания. Лютер отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства М. Лютер ограничивал наставлением христиан в духе смирения, осознания человеком его полной зависимости от милости божьей в деле спасения его души. Важное историческое значение имело провозглашение Лютером идеи независимости светского государства от католической церкви.

Принимающий зло без сопротивления, становится его пособником.

Лютер Мартин

Тезисы Мартина Лютера были восприняты оппозиционными слоями населения как сигнал к выступлению против католической церкви и освящавшегося ею общественного строя, причем реформационное движение вышло за те границы, которые ставил ему Мартин. Опираясь на общественное движение в Германии, Лютер отказался явиться на церковный суд в Рим, а на Лейпцигском диспуте с католическими богословами в 1519 году открыто заявил, что во многом считает правильными положения, выдвинутые чешским реформатором Яном Гусом.

В 1520 году Лютер публично сжег во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви. В том же году в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» он объявил, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации. Но в 1520-1521 годах, когда интересы разных примкнувших к Реформации классов стали размежевываться, и на политическую арену выступил Томас Мюнцер, показавший новое, народное понимание Реформации, Мартин Лютер стал отходить от первоначально занятой им радикальной позиции, уточнив, что христианскую свободу следует понимать лишь в смысле духовной свободы, с которой телесная несвобода (включая крепостное состояние) вполне совместима. От преследования по Вормсскому эдикту 1521 году Лютер искал защиты у князей, укрывшись в замке Вартбург курфюрста Фридриха Саксонского. С этого времени начинаются резкие выступления Лютера против радикально-бюргерских направлений Реформации (Андреас Карлштадт) и особенно против массовых народных выступлений. Лютер указывал, что светская власть обязана охранять существующий общественный порядок силой меча. Во время Крестьянской войны 1524-1526 годов он требовал кровавой расправы с восставшими крестьянами и восстановления крепостного состояния.

В конце всего, мы будем помнить не оскорбления наших врагов, а молчание наших друзей.

Лютер Мартин

В историю немецкой общественной мысли Мартин Лютер вошел и как деятель культуры - как реформатор образования, языка, музыки. Он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но в интересах борьбы с папистами стремился использовать народную культуру и многое сделал для ее развития. Большое значение имел выполненный Лютером перевод на немецкий язык Библии (1522-1542), в котором ему удалось утвердить нормы общенемецкого национального языка.

Мартин Лютер (10.11.1483 – 18.02.1546) – христианский богослов, инициировал общественно-политическое движение в Европе – Реформацию. Его именем названо одно из протестантских течений в христианстве.

Ранние годы

Мартин родился на саксонской земле, в городе Айслебен (Германия). Его отец добывал медь в горных рудниках. С рождением мальчика семья перебралась в Мансфельд, здесь их дела пошли в гору, и Лютеры стали зажиточными горожанами.

Когда Мартину исполнилось четырнадцать, он начал обучаться в католической школе Магдебурга. С приятелями мальчик подрабатывал, исполняя церковные песни у домов верующих.

В 1501 году родители отправили его получать образование в Эртфуртском университете. Тогда среди бюргеров считалось, что лучшее образование для мужчины – высшее юридическое. Однако Мартин обучался на факультете «семи свободных искусств». Получив степень магистра, приступил к изучению юридических наук.

В 1505 году решил стать монахом, несмотря на возражения отца. О причинах такого выбора существуют разные версии. По одной из них, это произошло от слишком строгого воспитания, по другой – из-за угнетенного настроения Лютера и осознания своей греховной жизни. Также известна легенда, согласно которой он испугался сильной грозы и решил изменить свою жизнь. Возможно, на молодого человека повлияло общение в кругах гуманистов.

Родители Лютера – Ганс и Маргарита (художник Л. Кранах)

Процесс принятия монашества был для Лютера довольно сложным, но он прилагал все усилия для осуществления своего решения. Строго выполнял все правила, отличался примерным поведением. Стал членом Августинского ордена, который возглавлял его друг И. Штаупиц. Обет монашества он принял в 1506 году, через год получил сан священника.

Преподавательская деятельность

С 1508 года Лютер становится преподавателем Виттербергского университета. В это время он изучает сочинения Блаженного Августина. Одним из его учеников был немецкий писатель Э. Альберус. Педагогическую деятельность Мартин совмещал с собственным образованием, в 1512 году получил степень доктора богословия.

Однажды Лютер совершил поездку в Рим, откуда вернулся под большим впечатлением. Его поразила развращенность римского духовенства. Сам он был очень набожным, постоянно ощущал свою слабость перед Богом, тщательно изучал библейские тексты. Кроме преподавания также был смотрителем в 11 монастырях, а также церковным проповедником.


Лютер на Вормсском сейме (Вернер, 1877)

Реформаторство

В 1517 году Мартин выступил с резкой критикой церкви, выразившейся в «95 тезисах». Такая реакция произошла в результате буллы Папы Римского о продаже индульгенций. В целом тезисы выражали отрицание основных догм и католического строя, посредничества церкви между людьми и Богом. В 1519 году состоялся Лейпцигский диспут, на котором Лютер заявил, что сомневается в праведности папства. В результате его предают анафеме. Лютер же в стенах университета прилюдно сжигает буллу о своем отлучении от церкви и призывает немецких дворян бороться с папским засильем.

В 1521 году его вызвали на Вормский рейхстаг, там он объяснялся перед императором Карлом V, сторонником Папы. Своим эдиктом от 26 мая император провозгласил Лютера еретиком и запретил его сочинения. По дороге из Вормса богослов подвергся похищению, подстроенному Фридрихом Саксонским, и был спрятан в Вартбургском замке. Здесь он провел не один год, начал переводить Библию на немецкий язык с помощью профессора К. Круцигера. Сторонники Лютера стали подвергаться репрессиям, в Германии начался подъем общественного движения. Одним из последствий стала Крестьянская война, во время которой Лютер резко осудил бунтовщиков.


Портрет Лютера (Л. Кранах, 1526)

В 1525 году он женился на 26-летней Катарине фон Бора, которая родила ему шестерых детей. Его супруга была бывшей монахиней, решившей сбежать из монастыря после знакомства с его сочинениями. Мартин решил подыскать для нее и одиннадцати сбежавших с ней девушек достойных мужей, но на Катарине женился сам. Семья проживала в бывшем монастыре, жена занималась хозяйством и была верной опорой своему супругу.

В 1529 году из-под пера Лютера вышли Большой и Малый Катехизисы, в которых он излагает основы христианства. Малый Катехизис адресован мирянам, Большой – пасторам. Несмотря на преследование, Лютер вел активную деятельность, посещал приходы, проповедовал в церквях. Перед смертью много болел, скончался в Айслебене.

В Германии он считается великим реформатором, повлиявшим на культуру, образование и другие стороны жизни немецкого общества. Особое отношение Лютер имел к музыке, этот вид искусства он очень любил. Принимал участие в создании церковного репертуара, писал песни. Его перевод Библии способствовал укреплению основ немецкого языка. О жизни Мартина Лютера снято несколько фильмов.

Мартин Лютер знаменит, прежде всего, тем, что положил начало масштабным преобразованиям в религиозном мировоззрении народа на рубеже XV-XVI веков, которые привели к появлению еще одного направления христианства — протестантизма.

Кем был Мартин Лютер?

Лукас Кранах. Ганс и Маргарита Лютер.

Мартин Лютер родился в семье бывшего крестьянина, ставшего горным металлургом, а со временем — зажиточным бюргером. Когда мальчику исполнилось 14 лет, его отдали во францисканскую католическую школу, после чего, по велению родителей, он приступил к изучению юриспруденции в университете в Эрфурте. С ранних лет мальчика привлекало богословие, вместе с друзьями он исполнял церковные песнопения под окнами зажиточных горожан.

В 1505 году против воли родителей Мартин покинул юридический факультет и поступил в Августинский монастырь в Эрфурте. Уже через год служения юноша принял монашеский постриг, а в 1507 году был посвящен в священники.

В 1508 году его отправили преподавать в один из недавно учрежденных институтов в Виттенберге, где он заинтересовался философскими трудами епископа Августина, одного из выдающихся деятелей христианской церкви.

Во время одной из своих поездок по Италии в 1511 году Лютер пришел к выводу, что римско-католическая церковь повсеместно злоупотребляет своим положением, выдавая индульгенции за деньги. Это был кризис веры, с которым он долго не мог справиться.

Вскоре после поездки Лютер получил степень доктора теологии и стал много преподавать. В то же время он очень вдумчиво и кропотливо изучал библейские тексты. В результате его теологических изысканий у Лютера сформировались свои собственные убеждения о том, как верующий должен служить Богу, что значительно расходилось с тем, что исповедовала католическая церковь.

«95 тезисов» и начало Реформации

95 тезисов Лютера. Commons.wikimedia.org

31 октября 1517 года Мартин Лютер вывесил на дверях виттенбергской Замковой церкви документ, состоящий из 95 тезисов с критикой папства и индульгенций (прощения грехов за деньги). В своем послании, прибитом к двери прихода, он объявил, что церковь не является посредником между Богом и человеком, и давать отпущение грехов Папа не вправе, так как человек спасает свою душу не через церковь, а через веру в Создателя.

Поначалу тезисы Лютера остались без должного внимания Папы, который посчитал, что это одно из проявлений «монашеских свар» (распрей между разными церковными приходами), которые не были редкостью в те времена. Тем временем Лютер, заручившись поддержкой римского князя Фридриха Мудрого , продолжил распространять свои взгляды на деятельность католической церкви. Только когда Папа прислал к нему своих эмиссаров, богослов согласился прекратить критику сложившихся церковных устоев.

Отлучение Лютера от церкви

Одним из ключевых событий периода Реформации стал Лейпцигский диспут, состоявшийся в 1519 году. Иоганн Экк , выдающийся богослов и ярый противник Лютера, вызвал одного из соратников реформатора — Карлштадта — на публичный диспут в городе Лейпциг. Все тезисы Экка были построены таким образом, чтобы осудить идеи и убеждения Мартина Лютера. Присоединиться к диспуту и защитить свою позицию Лютер смог только через неделю после начала диспута.

Лютер в Вормсе: «На сём я стою…». Commons.wikimedia.org

Мартин Лютер, в противовес оппоненту, настаивал на том, что главой церкви является Иисус Христос, а папская церковь получила освящение только в 12 веке, не являясь, таким образом, законным заместителем Бога на земле. Спор двух оппонентов длился целых два дня, его свидетелями стало большое количество народа. Прения сторон закончились тем, что Лютер порвал всякую связь с папской церковью.

Выступление богослова из Эрфурта всколыхнуло народные массы, стихийно начали организовываться целые движения, которые требовали церковных преобразований и ликвидации монашеских обетов.

Особенную поддержку идеи Лютера обрели среди зарождающегося слоя капиталистов, ведь папская церковь сильно подавляла экономическую самостоятельность и предпринимательскую активность народа, осуждая личные накопления.

В 1521 году римский император Карл V издал т.н. Вормсский эдикт (указ), согласно которому Мартин Лютер был объявлен еретиком, а его работы подлежали уничтожению. Каждый, кто оказывал ему поддержку, отныне мог быть отлучен от папской церкви. Лютер прилюдно сжег императорский указ и объявил, что борьба с папским засильем - дело его жизни.

Мартин Лютер сжигает буллу. Гравюра на дереве, 1557. Commons.wikimedia.org

Покровитель Лютера Фридрих Мудрый тайно отправил богослова в отдаленный замок Вартбург, чтобы о месторасположении предателя узнать не смог Папа Римский. Именно здесь, находясь в добровольном заточении, Лютер занялся переводом Библии на немецкий язык. Надо сказать, что в те времена народ не имел свободного доступа к библейским текстам: переводов на немецкий язык не было, и людям приходилось опираться на те догматы, которые диктовала им церковь. Работа по переводу Библии на немецкий имела большую значимость для народа, и помогла самому богослову утвердиться в своих убеждениях в отношении католической церкви.

Развитие Реформации

Главная идея Реформации, по мнению Лютера, состояла в ненасильственном ограничении полномочий Папы Римского, без войны и кровопролития. Тем не менее, стихийные выступления народных масс в то время часто сопровождались погромами католических приходов.

В качестве ответной меры были посланы имперские рыцари, часть которых, впрочем, перешла на сторону зачинщиков Реформации. Это случилось потому, что социальная значимость рыцарей в процветающем католическом обществе сильно снизилась по сравнению с древними временами, воины мечтали восстановить свою репутацию и привилегированное положение.

Следующим этапом противостояния католиков и реформаторов стала крестьянская война под предводителем еще одного духовного деятеля Реформации - Томаса Мюнцера . Крестьянский бунт был неорганизован и вскоре подавлен силами империи. Тем не менее, даже после окончания войны сторонники Реформации продолжили продвигать свое видение роли католической церкви среди народа. Все свои постулаты реформаторы объединили в т.н. Тетраполитанское исповедание.

В это время Лютер уже был сильно болен и не мог отстаивать свое видение ненасильственной Реформации перед другими участниками протестного движения. 18 февраля 1546 года он умер в городе Айслебен в возрасте 62-х лет.

Бугенхаген проповедует на похоронах Лютера. Commons.wikimedia.org

Реформация без Лютера

Приверженцев идеи Реформации стали называть протестантами, а тех, кто последовал теологическому учению Матрина Лютера — лютеранами.

Реформация продолжилась и после ухода из жизни своего идейного вдохновителя, хотя имперская армия нанесла серьезный удар по протестантам. Города и духовные центры протестантизма были разорены, многие приверженцы Реформации оказались за решеткой, даже могила Мартина Лютера была разрушена. Протестанты были вынуждены пойти на значительные уступки католической церкви, тем не менее, идеи Реформации забыты не были. В 1552 году началась вторая крупная война протестантов с имперскими силами, которая закончилась победой реформаторов. В итоге, в 1555 году между католиками и протестантами был заключен Аугсбургский религиозный мир, который уравнивал в правах представителей католицизма, протестантизма и других конфессий.

Реформация, начавшаяся в Германии, в разной степени коснулась многих европейских стран: Австрии, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Франции. Власти этих государств были вынуждены идти на уступки нарастающей народной массе, которая требовала свободы вероисповедания.