Может ли философия изменить мир. Философия — искусство мышления. Платон: «Реально существуют понятия вещей, а не сами вещи»

Введение. 3 1. История развития философии 6 2. Понятие «бытие», формы существования бытия 9 3. Каким образом философия может изменить мир 11 Заключение 19 Список литературы 20

Введение

Философия - дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания], теория или наука. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы. Профессиональные философы нередко высказывают мнение о не существовании общепринятого определения философии, равно как и общепринятого представления, о её предмете, поскольку само признание той или иной теории или методологии является философской процедурой и осуществляется на основе той или иной системы философских представлений. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами. Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего сущего - универсальных принципов, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия - одной из основных философских категорий. К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои. Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и другие, в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах. Гегель определял философию как науку о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины посредством развёртывания понятий на основе развитого «субъективного мышления» и метода, который «в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём». В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть «форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления». Хайдеггер в первой лекции своего курса «Основные понятия метафизики», последовательно рассмотрев взаимоотношения философии с наукой, мировоззренческой проповедью, искусством и религией, предложил при сущностном определении философии отталкиваться не от них, а от высказывания немецкого поэта Новалиса: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома». Тем самым признав фактически не только возможность, но в данном случае и необходимость использования «взгляда со стороны» (поэзии) для философии. Современные западные источники дают гораздо более осторожные определения, например: «философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности». Современные белорусские философы определяют философию, как «особую форму познания мира, вырабатывающую систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях». Современное понимание философии, согласно которому философия -это то, чем занимаются люди, называющие себя философами, некий вид деятельности и её результат. Цель работы – рассмотреть, каким образом философия может изменить мир. В связи с этим в работе поставлены следующие задачи: 1. рассмотреть историю развития философии; 2. определить понятие «бытие» и его формы существования; 3. ответить на вопрос «каким образом философия может изменить мир».

Заключение

Настоящее единство предполагает применение философии на личном и психологическом уровнях, соединение каждого аспекта своей жизни. Такое единство становится частью нашего существования, оно не требует каких-либо подтверждений своей подлинности. Наши интуиция и действия оказываются в согласии с нашей душой. Нам необходимо знать, что мы делаем, и делать то, что знаем. Мы должны служить образцом для подражания, моделью не только для своих детей, но и для друзей, для партнеров. Претворять в жизнь каждую свою добрую мысль. Использовать свой разум для решения текущих проблем. Выражать любовь к ближним, протягивая руку помощи тем, кто в этом нуждается. Отдавать часть своего дохода и времени на благотворительные цели. Небольшой талант, направленный на использование в жизни, ценится гораздо выше, чем большой талант, растрачиваемый впустую.

Список литературы

1. «Философия» Лавриненко В.А., М., 2007г. 2. «Философия» Исторический и систематический курс. Канке В.А. М., 2004г. 3. «Философия» Родчанин Е.Г. М., 2000г.

Доказательство существования Бога - одна из главных задач христианской теологии. И самый интересный аргумент в пользу божественного бытия выдвинул итальянский богослов Ансельм Кентерберийский.

Суть его следующая. Бог определяется как совокупность всех совершенств. Он есть абсолютное благо, любовь, добро и так далее. Существование - это одно из совершенств. Если что-то существует в нашем уме, но не существует вне его, значит, оно несовершенно. Поскольку Бог совершенен, значит, из идеи о его существовании должно выводиться его реальное существование.

Бог существует в уме, следовательно, он существует и вне его.

Это довольно интересный аргумент, иллюстрирующий то, что представляла из себя философия в Средние века. Хотя он был опровергнут немецким философом Иммануилом Кантом, попробуйте самостоятельно поразмыслить над ним.

Рене Декарт: «Мыслю, следовательно, существую»

Можете ли вы хоть что-либо утверждать с абсолютной уверенностью? Существует ли хотя бы одна мысль, в которой вы ни капли не сомневаетесь? Вы скажете: «Сегодня я проснулся. В этом я абсолютно уверен». Уверены? А вдруг ваш мозг час назад попал в и теперь они посылают в него электрические сигналы, чтобы искусственно создать у вас воспоминания? Да, это выглядит неправдоподобно, но теоретически возможно. А речь идёт об абсолютной уверенности. В чём тогда вы уверены?

Рене Декарт нашёл такое не подлежащее сомнению знание. Это знание находится в самом человеке: я мыслю, следовательно, существую. Это утверждение не подлежит сомнению. Задумайтесь: даже если ваш мозг находится в колбе, само ваше мышление, пусть и неверное, существует! Пусть всё, что вы знаете, ложно. Но ведь нельзя отказывать в существовании тому, что мыслит ложно.

Теперь вы знаете самое бесспорное утверждение из всех возможных, ставшее едва ли не лозунгом всей европейской философии: cogito ergo sum.

Платон: «Реально существуют понятия вещей, а не сами вещи»

Главной проблемой древнегреческих философов были поиски бытия. Не пугайтесь, этот зверь вовсе не страшен. Бытие - это то, что есть. Вот и всё. «Тогда что его искать, - скажете вы, - вот оно, везде». Везде, да вот только возьмёшь какую-нибудь вещь, подумаешь о ней, как бытие куда-то исчезает. Например, ваш телефон. Он вроде есть, но вы же понимаете, что он сломается и его утилизируют.

Вообще, всё, что имеет начало, имеет и конец. Но у бытия нет ни начала, ни конца по определению - оно просто есть. Получается, поскольку ваш телефон есть какое-то время и его существование зависит от этого времени, его бытие какое-то ненадёжное, нестабильное, относительное.

Философы по-разному решали эту проблему. Кто-то говорил, что бытия вообще нет, кто-то упрямо продолжал настаивать на том, что бытие есть, а кто-то - что человек вообще не может сказать ничего определённого о мире.

Платон нашёл и аргументировал самую сильную позицию, которая оказала невероятно сильное влияние на развитие всей европейской культуры, но с которой интуитивно сложно согласиться. Он сказал, что бытием обладают понятия вещей - идеи, сами же вещи относятся к другому миру, миру становления. В вашем телефоне есть частичка бытия, но ему самому как материальной вещи бытие не свойственно. А вот ваша идея телефона, в отличие от самого телефона, не зависит ни от времени, ни от чего-либо ещё. Она вечна и неизменна.

Платон уделил немало внимания доказательству этой идеи, и тот факт, что он до сих пор многими считается величайшим философом в истории, должен заставить вас немного сдержать готовность однозначно отвергнуть позицию реальности идей. Лучше почитайте «Диалоги» Платона - они того стоят.

Иммануил Кант: «Человек конструирует мир вокруг себя»

Иммануил Кант - это гигант философской мысли. Его учение стало своеобразной ватерлинией, отделившей философию «до Канта» от философии «после Канта».

Он первым выразил мысль, которая в наши дни, может, и не прозвучит громом среди ясного неба, но о которой мы совсем забываем в повседневной жизни.

Кант показал, что всё, с чем имеет дело человек, является результатом творческих сил самого человека.

Монитор перед вашими глазами не существует «вне вас», вы сами создали этот монитор. Проще всего объяснить суть идеи может физиология: образ монитора сформирован вашим мозгом, и именно с ним вы имеете дело, а не с «реальным монитором».

Однако Кант мыслил в философской терминологии, а физиологии как науки тогда ещё не было. К тому же, если мир существует в мозге, где тогда существует мозг? Поэтому вместо «мозга» Кант использовал термин «априорное знание», то есть такое знание, которое существует в человеке с момента появления на свет и позволяет ему создать монитор из чего-то недоступного.

Он выделил различные типы этого знания, но первичными его формами, которые отвечают за чувственный мир, являются пространство и время. То есть ни времени, ни пространства нет без человека, это сетка, очки, сквозь которые человек смотрит на мир, одновременно создавая его.

Альбер Камю: «Человек - это абсурд»

Стоит ли жизнь того, чтобы её проживать?

У вас возникал когда-нибудь такой вопрос? Вероятно, нет. А жизнь Альбера Камю была буквально пронизана отчаянием от того, что на этот вопрос не получается ответить утвердительно. Человек в этом мире подобен Сизифу, бесконечно выполняющему одну и ту же бессмысленную работу. Выхода из этого положения нет, что бы человек ни делал, он всегда будет оставаться рабом жизни.

Человек - абсурдное существо, неправильное, нелогичное. У животных есть потребности, и в мире есть вещи, способные их удовлетворить. У человека же есть потребность в смысле - в том, чего нет.

Существо человека таково, что оно требует осмысленности во всём.

Однако само его существование бессмысленно. Там, где должен быть смысл смыслов, оказывается ничто, пустота. Всё лишается своей основы, ни у одной ценности не оказывается фундамента.

Экзистенциальная философия Камю очень пессимистична. Но согласитесь, определённые основания для пессимизма есть.

Карл Маркс: «Вся человеческая культура - это идеология»

В соответствии с теорией Маркса и Энгельса история человечества - это история подавления одних классов другими. Для того чтобы поддерживать свою власть, господствующий класс искажает знание о реальных общественных отношениях, создавая феномен «ложного сознания». Эксплуатируемые классы просто не догадываются, что их эксплуатируют.

Все порождения буржуазного общества объявляются философами идеологией, то есть совокупностью ложных ценностей и представлений о мире. Это и религия, и политика, и любые практики человека - мы в принципе живём в ложной, ошибочной реальности.

Все наши убеждения априори ложны, потому что они изначально появились как способ сокрытия от нас истины в интересах определённого класса.

У человека просто не оказывается возможности взглянуть на мир объективно. Ведь идеология - это культура, врождённая призма, через которую он видит вещи. Идеологическим необходимо признать даже такой институт, как семья.

Что в таком случае реально? Экономические отношения, то есть такие отношения, в которых формируется способ распределения жизненных благ. В коммунистическом обществе все идеологические механизмы рухнут (это значит, не будет ни государств, ни религий, ни семей), а между людьми установятся истинные отношения.

Карл Поппер: «Хорошую научную теорию можно опровергнуть»

Как по-вашему, если есть две научные теории и одна из них легко опровергается, а к другой вообще невозможно подкопаться, какая из них будет более научной?

Поппер, методолог науки, показал, что критерий научности - это фальсифицируемость, то есть возможность опровержения. Теория не только должна иметь стройное доказательство, она должна иметь потенциальную возможность быть разбитой.

Например, утверждение «душа существует» нельзя считать научным, потому что невозможно представить, как его опровергнуть. Ведь если душа нематериальна, то как можно убедиться наверняка, существует ли она? А вот утверждение «все растения осуществляют фотосинтез» вполне себе научно, поскольку, чтобы его опровергнуть, достаточно найти хотя бы одно растение, не преобразующее энергию света. Вполне возможно, что его никогда не найдут, но сама возможность опровержения теории должна быть очевидной.

Такова судьба любого научного знания: оно никогда не бывает абсолютным и всегда находится в готовности сложить с себя полномочия.

Вариант№4

1. Философия, ее роль в жизни человека и общества.

1.1. В структуре мировоззрения выделяют четыре компонента:

1. познавательный;

2. ценностно - нормативный;

3. эмоционально - волевой;

4. практический.

Без какого из этих компонентов мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер? Что представляет собой теоретически оформленное мировоззрение? Приведите примеры.

1.2. Что является объектом философского знания?

1. сфера художественной деятельности человека;

2. нравственность;

3. политико-правовое регулирование общественной жизнью;

4. человек и его отношение к миру.

В чем сущность философских проблем?

1.3. " Философ-отмечал А. Шопенгауэр,-никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука ". Согласны ли Вы, что философия является искусством? Имеются ли достаточные основания для отождествления философии и искусства?

1.4.В каком разделе философии изучается природа и сущность человеческой деятельности ее, активно - преобразующий характер, виды и формы общественной практики?

1. онтология;

2. гносеология;

3. праксеология;

4. антропология.

Что изучают другие разделы?

1.5. Может ли философия изменить мир? Если да - то, каким образом, если нет, то почему?

2. Исторические типы философии.

2.1. Сравните основные положения философских учений Древнего Востока: буддизма , даосизма, конфуцианства. Укажите общее и различное.


2.2. Кто из греческих мыслителей полагал в качестве начала "бесконечный", "неопределенный апейрон"?

а) Гераклит;

б) Демокрит;

в) Анаксимандр;

Охарактеризуйте его творчество. Какую школу он представлял? Каково место этой школы в мировой философии?

2.3. Объясните тезис "Философия-служанка богословия ". Где, когда, в какую эпоху выдвигался этот тезис? Дайте общую характеристику философии этой эпохи.

2.4. Что такое "Ренессанс"? Назовите выдающихся деятелей этой эпохи. Кому из них принадлежит учение об "абсолютном минимуме" и "абсолютном максимуме"?

2.5. В чем наиболее ярко проявляется оппозиция Бэкон-Декарт? Сформулируйте основные принципы разработанных ими методов.

2.6. Почему второй период в творчестве И. Канта назван "критическим"? Что такое априорное знание по Канту? Назовите его формы и приведите примеры.

2.7. Сравните философские взгляды на историю и человека Л. Фейербаха и К. Маркса.

2.8. Назовите главные направления западной философии XX века. Сформулируйте основные принципы философии экзистенциализма. Согласны ли Вы с Сартром, что " экзистенциализм-это гуманизм"? Ответ обоснуйте. Прокомментируйте в контексте его философии следующее рассуждение: "… нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю, уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает. Таков первый принцип экзистенциализма… Человек - это прежде всего проект, который переживает субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста. Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, каков его проект бытия".


2.9. Поясните высказывание П. Флоренского: "Человек-малый мир, микрокосмос, среда-большой мир, макрокосмос. Но ничего не мешает нам сказать и наоборот, называя человека макрокосмосом, а природу -микрокосмосом…" Какая главная идея русской философии выражена в этом высказывании? В чем особенности русской философии?

3. Картина мира в культуре человечества. Специфика философской картины мира.

3.1. Дайте определение научной картины мира. Назовите виды научных картин мира, обоснуйте их особенности и право на существование.

3.2. Как в учении Парменида соотносится бытие и небытие?

а) как единство противоположностей;

б) бытие есть, а небытия нет;

в) бытие это Бог, а небытие -мир;

г) бытие порождает небытие.

Какой тезис, сформулированный Парменидом, раскрывает его философскую позицию в понимании сущности бытия?

3.3. Какое из указанных свойств, на Ваш взгляд, является основным признаком материальности?

1. существовать реально;

2. существовать объективно;

3. существовать физически;

4. состоять из атомов;

5. состоять из элементарных частиц;

6. быть чувственно воспринимаемым.

Обоснуйте Ваш ответ. Почему другие свойства недостаточны для характеристики природы материальности?

4. Философские проблемы сознания.

4.1. Какое философское учение трактует сознание как субъективный образ объективного мира?

а) гилозоизм;

в) вульгарный материализм;

г) субъектный идеализм.

Дайте характеристику сознания с точки зрения всех перечисленных направлений.


4.2. Что такое "отражение" и "информация"? Раскройте связь этих категорий в атрибутивной, коммуникативной и функциональной концепция информации в виде таблицы.

Атрибутная

концепция

Коммуникативная

концепция

Функциональная

концепция

отражение

информация

Используйте для ответа материал учебного пособия: Философия. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000-стр.123-124.

4.3. "Повелитель многих языков российский не только обширностью мест, где господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. Невероятно сие покажется иностранным и некоторым природным россиянам, которые больше к чужим языкам, нежели к своему трудов прилагали. Но кто, не упрежденный великими о других мнениями, прострет в него разум и с прилежанием вникнет, со мною согласится. Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятельми, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка" ().

Покажите, как выразил в данном тексте следующие функции языка : 1) обозначения, 2) кумулятивную, 3) коммуникативную, 4) экспрессивную, 5) интерактивную?


4.4. Как по Фрейду функционирует бессознательное:

а) на основе импульсов, исходящих из области сознания;

б) на основе интеллектуальной интуиции;

в) на основе первичных влечений с целью получения наибольшего удовольствия;

Обоснуйте свой выбор, раскрыв сущность учения Фрейда.

5. Диалектика как философская система.

5.1 Что такое диалектика? Кратко охарактеризуйте исторические формы диалектики.

5.2. Сформулируйте понятие закона, его признаки. Назовите основные законы диалектики и кратко их охарактеризуйте.

5.3. Раскройте сущность концепции детерминизма и покажите взаимосвязь основных категорий и понятий диалектики, которые в себя включает эта концепция.

6. Познание. Научное познание.

6.1. Раскройте роль практики в познании. Какова структура, форма и функции практики в познании?

6.3. Что такое истина и заблуждение? Как они соотносятся? Актуально ли, по - Вашему, учение Ф. Бэкона об "идолах"?

6.4 . В истории познания сложились две крайних позиции по вопросу о соотношении эмпирического и теоретического уровней познания. Охарактеризуйте их.

6.5. Если метод определяется природой объекта, то почему возможно применение методов одних наук в исследованиях других наук? Какая тенденция развития науки связана с этой особенностью познания? Приведите примеры.

Главное чтоб работало, она очень важна, как мне кажется, и для философа . Для настоящего философа , философа из числа тех, чьи философии изменяли мир, а не только «субстанция как инстанция». Особенно сегодня, когда человечество... и историю партии (не то основы марксизма-ленинизма – не помню) - оставшиеся 5. Кроме того, если у вас будут вопросы, можете приходить ко мне консультироваться». И я отправился в общежитие зубрить три тома Лойцянского и Лурье. Я трижды приходил к Джанелидзе на консультацию...

https://www..html

Что традиционные методы, успешно применяемые в течение тысячелетий, уже несостоятельны в силу радикально изменившихся социальных условий, а повышение умственных нагрузок ведет к снижению физического здоровья. Закономерным следствием... его окружает в мире, равно как и с самим собою». Может ли философия эффективно влиять на жизнь общества? На сегодняшний день мы не можем не отметить утрату интереса к философии как науке и даже некое пренебрежительное отношение к ней со стороны представителей...

https://www.сайт/journal/141833

В качестве реального. При этом исторический опыт, традиции только усиливают этот процесс. Реальность не может хаотично, калейдоскопически изменяться , приобретая неодинаковый вид даже у рядом находящихся людей, и это дается нам постепенно за... воображения. Истинная реальность оказывается не только неопределенной, но и неопределяемой. К таким выводам пришли сначала европейские философы (И.Кант), а в новое время и специалисты по квантовой механике, которые подобно восточным мистикам стали говорить...

https://www.сайт/journal/141287

В то время как учение Будды охватывает нас целиком. В то время как и философия , и практика буддизма ведут к ясности мысли, только практика может приводить к необратимой трансформации, так как она даёт ключ к внутренним и внешним событиям, происходящим каждый... людям не обременять общество и не иметь слишком много личных трудностей. Тогда как и психология, и буддизм способны изменять людей, буддизм - для тех, кто уже здоров. Можно сказать, что буддизм начинается там, где психология...

https://www.сайт/religion/13015

Своей же волей. Если он решил никогда не уничтожать камень, то он и не будет его никогда уничтожать. Но он может и резко изменить свое решение, и сделать так, что всегда сможет уничтожить этот камень. Тогда вечность перетекает во время по воле Бога. ... временных, хоть вечных. Бог волен превращать время в вечность и наоборот, это и есть всемогущество. Ведь если Бог не может изменить свое решение или отменить его, и неважно, в отношении ли времени или вечности, он не всемогущ. Его воля тогда...

https://www.сайт/journal/145286

Настоящей статье мы ориентируемся на «Йогу-сутру» и наиболее авторитетный комментарий, принадлежащий философу Вьясе, «Йога-бхашья» (V в. н.э.). Философия йогиПриступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие... рождают желания и ожидания по отношению к миру вокруг нас и к нам самим. Но мир изменяется – близкие нам люди стареют и умирают, совершаемые дела не приносят былого удовлетворения, отрицательные эмоции сменяют...

https://www..html

Усилие возврата к прямому, не опосредованному информационными технологиями, взгляду на мир. В некотором смысле философия простых вещей может быть рассмотрена как самый радикальный ответ на многие вопросы нашего времени. Однако стоит сделать такое... мысли, когда, используя название цитированной работы Жижека, «простота означает странность, а психоз становится нормой», может стать философия простых вещей. Под вещами в данном случае мы уговорились понимать все, что можно именовать, то есть...

Философия — одно из древнейших средств познания и преобразования мира. Впрочем, не единственное — инструментарий древнего (и еще в большей степени современного) человека достаточно обширен. Мифология, религиозно-психологические доктрины, точные науки — вот далеко не полный перечень.

Возникновение философии: от общего к частному и обратно

Мыслители древности вовсе не являлись обладателями непреложных, а тем более тайных, знаний. Возникновение философии (любви к мудрости) связано с жаждой познания, а истинно познать что-либо, не полюбив его, как известно, невозможно. Поэтому философия — не истина в последней инстанции, но только желание владеть ею — некое состояние сознания, при котором человек стремится к обладанию невозможным.

Древние вопросы

Платон и Аристотель формулировали это предельно ясно: познание и философия начинаются с изумления. А удивлялся человек во все времена звездному небу и солнцу над головой, переменчивости и неизвестности собственной судьбы. Поэтому античная философия изначально интересовалась «последними» вопросами бытия. Как возникла и устроена Вселенная ? Что есть человек и в чем смысл его существования?

Случались на этом пути и курьезы. Однажды философ Платон дал следующее определение, которое пользовалось огромным успехом в древних Афинах: «Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев». Киник Диоген, прослышав об этом, вылез из своей бочки, ощипал петуха и принес в Академию со словами: «Вот платоновский человек!» После этого к определению было добавлено: «И с широкими ногтями».

Современные парадоксы

Подобные уточнения свойственны, однако, не только античной философии, но и современным глубоко специализированным наукам. Чего стоит одно лишь погружение ученых в недра атома, который становится при этом сложнее не по дням, а по часам, и дробится на все более элементарные частицы.

Среди последних, кстати, присутствуют не только «неуловимые» бозоны, но и гипотетические тахионы, движущиеся исключительно со скоростью выше световой, по причине чего (простите за каламбур) возможно нарушение принципа причинности.

Предмет философии в античности: физика и нравственность

Метафизика («первая философия») древности, напротив, включала в себя весь комплекс наук, которые еще не были разделены на узкие дисциплины. С одной стороны, она освобождала человека от страха и суеверий. Так, один из семи греческих мудрецов Фалес первым объяснил причины и механизм солнечных затмений. Это было особенно важно для архаичной Эллады, поскольку древнегреческая мифология обожествляла природные силы, но не имела единого божества, ответственного за счастье и горести человека.

Нравственные заповеди античности

С другой стороны, еще до возникновения философии Сократа мудрецы призывали человека обуздывать собственную душу.

Учили они самым очевидным вещам:

  • «Почитай богов». (Солон)
  • «Причиной любой удачи считай богов, а не себя». (Биант)
  • «Отца надо уважать». (Клеобул)
  • «Строго накажи твое дитя, убившее насекомое. С этого начинается человекоубийство». (Пифагор)
  • «Добропорядочность нрава соблюдай вернее клятвы». (Солон)
  • «Предпочитай убыток позорной прибыли: первое огорчит один раз, второе будет огорчать всегда». (Хилон)
  • «Не лги, но говори правду». (Солон)
  • «Не обогащайся нечестным путем». (Фалес)

Позднее философия Платона (V-IV вв. до н. э.) стала одной из первых метафизических систем, которая учила о бессмертии души и посмертном воздаянии за земные деяния. А Аристотель на вопрос: «Как вести себя с друзьями?» - отвечал: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами».

Кто сказал первый?

Конечно, извечный спор о том, кто раньше сформулировал наиболее общие этические принципы, едва ли будет однажды разрешен однозначно. Это тем более невозможно, что и священные книги (Тора до середины VII в. до н. э.), и естественно-научные труды (книги Аристотеля и Феофраста до I в. до н. э.) нередко исчезали из обращения на несколько веков.

Степень взаимовлияния философских, религиозных и этических идей определить по этой и ряду других причин крайне сложно.

Осевое время: единство мира и философские учения

Бесспорно другое. Философия истории в лице К. Ясперса указывает на существование некоего осевого времени (приблизительно с 800 по 200 гг. до н. э.), когда сформировались все основные религиозно-этические и философские учения, в той или иной форме существующие и в наши дни. В этот период произошли колоссальные изменения, которые сделали человека архаичного чрезвычайно близким нашим современникам в духовной и этической сфере.

Запад есть Запад, Восток есть Восток

Собственно, наибольшие перемены в мышлении произошли в течение VI-III вв. до н. э. На Востоке — это время Заратустры, Будды, Лао-Цзы и Конфуция. Для эллинского мира данного периода характерно снижение влияния греческой мифологии, изменение ролей прежних и появление новых обитателей Олимпа. Так, в V в. до н. э. возникает культ Тихе — богини случая, поклонение которой становится повсеместным в период эллинизма. Во многих полисах (Александрии, Антиохии) она становится покровительницей городов.

Время очевидных этических наставлений семи мудрецов VII-VI вв. до н. э. сменяется появлением первых философов и интересом к устройству мироздания (Гераклит), поиску первоэлементов Вселенной (Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор, Демокрит). После нравственных наставлений Сократа, диалогов Платона и метафизики Аристотеля в античной философии возрождается интерес к этическим проблемам. Почти одновременно в III в. до н. э. возникают и расцветают школы стоиков (Зенон), киников (последователи Диогена), скептиков (Пиррон), эпикуреизма.

Человечество как бы одновременно во всех уголках планеты созревает к тому, чтобы задуматься о смысле собственного существования.

Влияние античности на средневековую философию

Все последующие преобразования духовной жизни человечества базировались именно на достижениях «осевого времени». Реформирование и появление новых теологических доктрин происходило на базе уже существовавших религий (преимущественно монотеистических) и сакрально-психологических учений. Средневековая философия полными пригоршнями черпает идеи из доступных древних источников.

Европейское Возрождение также было связано не только со следованием античным образцам в искусстве, но и в значительной мере — с новым открытием и перепрочтением философии Аристотеля . Его учение достаточно сильно повлияло на формирование взглядов Фомы Аквината.

Впрочем, и неоплатонизм стал существенной частью новозаветной религиозной традиции. В разной степени он оказал влияние на святых отцов и византийской (Василий Великий, Григорий Нисский, Максим Исповедник), и западноевропейской ветвей христианства (Блаженный Августин, Ансельм Кентерберийский, Мейстер Экхарт).

Античная философия и власть

В древности знание было не менее ценно, нежели деньги и власть. Собственно, мудрость являлась весьма и весьма востребованной валютой. Античных философов принимали самые могущественные властители мира: царь Персии, тиран Сиракуз Дионисий, египетский фараон Нектанеб.

Поход Александра и философские эксперименты

О встречах и беседах Александра Македонского с Диогеном хорошо известно. Однако, не все знают, что в персидском походе великого завоевателя сопровождал целый штат философов, в числе которых были Анаксарх, Пиррон, Каллисфен. В каждой из завоеванных земель царь находил возможность и время для ученых бесед с религиозными и философскими светочами покоренных народов. Так было в Персии, Египте, Палестине, Индии.

По сути, поход Александра являлся практическим воплощением сразу нескольких теоретических тезисов философии Аристотеля:

  • о деятельном уме,
  • философствующем правителе,
  • рабской природе варваров и справедливости захватнических войн против них.

Империя Александра Македонского и современный глобализм

Но на практике ученик не оправдал надежд своего воспитателя — отчасти из-за ранней смерти, к которой якобы был причастен сам Стагирит, в большей мере — из-за повсеместного принятия обычаев и воззрений покоренных народов.

Тем не менее, он успел соединить в глобальный гордиев узел мир, в котором мы обитаем и сегодня. И если мультикультурность в современном мире, как ни удивительно, — заслуга «кровожадного завоевателя» Александра, то животная ненависть к иноязычию и отрицание непривычного мировоззрения, как ни парадоксально, - отзвук рафинированной философии Аристотеля .

Философское мышление и картина мира

Результат философского деяния не всегда предсказуем. Тем не менее, любое осмысленное метафизическое действие способно радикально изменить окружающий мир.

Земля под ногами

Простой пример: в конце III в. до н. э. Эратосфен с минимальной ошибкой вычислил размер окружности земного экватора.

Впоследствии на протяжении более чем полутора десятков веков обыватели уверенно шагали по плоской Земле, покоящейся на трех китах. И хотя в практическом смысле это мало что меняло для человека Темных Веков, у средневековой философии в пазле мироздания оставалось чересчур много невостребованных фрагментов.

Мир в голове

Специфика философии состоит именно в том, что определенный набор исходных положений позволяет сконструировать совершенно особенный и неповторимый ландшафт мироздания:

  • загадочная и непознаваемая Вселенная, о которой невозможно сказать ничего определенного — поскольку все инструменты познания (и чувственные, и разумные), согласно Пиррону, весьма недостоверны;
  • мир, существующий исключительно для меня одного: возникающий (как утверждает солипсизм), когда я обращаю на него взор, и исчезающий, если я отворачиваюсь либо закрываю глаза;

  • космическая обитель, где (согласно философии Эпикура) телесная боль непродолжительна, смерть не имеет никакого отношения к человеку, но в которой, тем не менее, нельзя жить сладко, не живя разумно и праведно.

Иллюзии и аллюзии

Скажете, что все это иллюзия? А что, в конце концов, не иллюзия? «По уговору холод, по уговору тепло, по существу же лишь атомы и пустота», — как говорил Демокрит.

Или такая уж вовсе анекдотическая ситуация. На столик Декарта в ресторане кладут винную карту. «Что-нибудь еще будете пить?» — «Не думаю», — отвечает посетитель, и исчезает…

Официант лишь разведет в недоумении руками. Но человек, помнящий изречение «Я мыслю — следовательно, я существую», с радостью отметит возможность абсолютно бесплатно получить волшебный шанс мыслить и исчезать из мира по собственному усмотрению.

В конце концов, философия — пожалуй, наиболее действенный инструмент, который позволяет сделать мир коммуникативно определенным и уникальным одновременно, а человека (субъекта, индивидуума, адепта, юзера) в нем — самодостаточным и сознающим цели и пределы собственного существования.

Основные события осевого времени в Древнем Китае представлены на видео.