Нерешённая ситуация с "православным Болгаром" грозит нашей Церкви расколом. Приход в русской православной церкви

10 декабря 2014года, состоялось освящение закладного камня и креста в основание строительства храма в честь святителя Николая Чудотворца на улице Лесной.

Освящение совершил Управляющий Костромской епархией епископ Костромской и Галичский Ферапонт.

Мероприятие посетили: руководитель аппарата администрации Костромской области Смирнова Марина Борисовна и первый заместитель главы администрации города Костромы Болоховец Олег Валерьевич.

В чине на основание храма Владыка молился, чтобы Господь сохранил строителей невредимыми, а основание храма незыблемым, чтобы Бог соделал Свой новый дом достойным славы Его святого имени.

Новый храм закладывается на месте разрушенной в 30-ые годы ХХ века церкви Николы Мокрого на берегу Волги.

церковь Николы Мокрого

На Лесной улице в XVII-XIX вв. сосредотачивалось большинство кожевенных предприятий города. Храм в честь святителя Николая и преподобного Феодосия Черниговского на этой улице вместе с зимней Христорождественской церковью и колокольней во имя преподобного Сергия Радонежского составляли единый комплекс, построенный в 1734 году.

Никола Мокрый – частое название для храмов, построенных вдоль набережных. Прозвище «Мокрый» могло происходить из-за постоянной сырости от наводнений и дождей. Другая версия — по иконе «Николы Мокрого», копия которой находился в киевском Софийском соборе.

Из истории

По церковному преданию из Византии в Киев была привезена древняя икона Николая Угодника с мощевиком, у которой была найдена живая девочка, утонувшая в Днепре. После чудесного спасения младенца была написана икона Святителя Николая с младенцем на руках. В честь Николы «Мокрого» есть церкви в Ярославле и Муроме. Есть изображение Николая Угодника с ребенком на руках в Нижнем-Новгороде, в настенной фреске в крестильной Свято-Преображенского собора.

Спасение утонувшего младенца

Жили в Киеве муж с женою, имевшие единственного сына — еще младенца. Благочестивые эти люди особую веру имели к святителю Николаю и мученикам Борису и Глебу. Однажды они возвращались после праздника из Вышгорода, где находились святые мощи святых мучеников. Когда плыли по Днепру на лодке, жена, державшая младенца на руках, задремала и уронила ребенка в воду. Невозможно представить себе горе бедных родителей. В своих сетованиях они с жалобой и укором обращались особенно к святителю Николаю. Скоро несчастные одумались и, решив, что, видимо, чем-то прогневали Бога, с горячей молитвой обратились к Чудотворцу, прося прощения и утешения в постигшем их горе.

На следующее утро пономарь Софийского Собора в Киеве, придя в храм, услышал детский плач. Вместе со сторожем он вошел на хоры. Здесь перед образом святителя Николая они увидели лежащего младенца, всего мокрого как будто только что взятого из воды. Весть о найденном младенце быстро долетела до родителей. Они тотчас побежали в церковь и здесь действительно узнали в ребенке свое утонувшее дитя. Радостные они возвратились домой, благодаря Бога и Его великого Чудотворца. Образ же святителя, перед которым был найден утонувший младенец, до сих пор называют «Никола Мокрый».

Слово «Мокрый» стало определением иконы. Древнейший образ Николы Мокрого, по преданию, сам уплыл в Новгород, а чтимый киевский список ушел путями Второй мировой войны за океан.

Против этого места, где утонул младенец, стоит действующая до сего дня церковь Николы Набережного в Киеве.

По легенде, эта икона – копия той, которая находилась на хорах Киевской Софии и в просторечии называлась иконой Николы Мокрого.

Образ из московской церкви был, как говорят, не просто списком киевским, но особым иконографическим изводом: у Николы влажные власы, как если бы он вышел из воды. Еще при жизни архиепископ Мир Ликийских мог чудесным образом явиться у руля претерпевающего бурю корабля. Можно сказать, что в Петербурге Никола Мокрый стал Николой Морским – соборным храмом флота. Но в почитании Николы Мокрого спасение на водах соединено с детским спасением.

С троительства храма в честь святителя Николая Чудотворца на месте освещения

Одна из насущных проблем современной церковной жизни — развитие приходских общин. Важно, чтобы верующие, объединенные Чашей Евхаристии, стали не просто случайными знакомыми, но подлинными единомышленниками, помогающими друг другу в общем деле — деле спасения. Необходимо, чтобы человек не чувствовал себя в церкви случайным гостем, от которого ничего не зависит, чтобы храм действительно стал для него вторым домом, а община — второй семьей.

О том, как организовать жизнь прихода, а также о трудностях и проблемах, которые возникают на этом пути, мы беседуем с настоятелем храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах протоиереем Алексием Уминским.

— Отец Алексий, расскажите, как складывался Ваш приход?

— Постепенно. Наш храм находится в центре Москвы. Жилых домов здесь немного. Практически все здания, которые нас окружают, — это офисы, рестораны, кафе. И храмов вокруг достаточное количество. На расстоянии буквально вытянутой руки от нас находятся Иоанно-Предтеченский женский монастырь, храм святого равноапостольного князя Владимира, храм Трех Святителей на Кулишках, храм Живоначальной Троицы на Грязех. «Классических» прихожан, которые должны были бы быть приписаны к нашему приходу по месту жительства, у нас немного. А вначале их не было совсем. Поэтому, когда в 1992 году храм был возвращен Русской Православной Церкви, наш приход сосуществовал с приходом храма во имя святого равноапостольного князя Владимира, и настоятелем обоих храмов был протоиерей Сергий Романов.

— Храм был разрушен советской властью?

— Не разрушен, а закрыт в 1935 году.

— А что здесь было до 1992 года?

— Чего здесь только не было! И жилые помещения, и разные организации. Хотели даже разместить антропологический музей, в котором планировали хранить останки великих людей. К сожалению, судьба нашего храма нисколько не уникальна. Бывало и хуже… В алтаре храма Владимирской иконы Божией Матери, например, находились туалеты.

— Ваша община отличается особой сплоченностью. Как Вы этого добились? Вы что-то делали специально, чтобы люди познакомились, узнали друг друга лучше?

— Понимаете, все-таки храм — это место, где совершается Евхаристия, а не клуб общения. Конечно, хорошо, если прихожане между собой знакомы, если у них есть возможность где-то пообщаться после службы. Но такое общение не должно становиться самоцелью. Я не думаю, что священник должен специально что-то такое придумывать, чтобы всех подружить. Верующих в храме объединяет общая Чаша, совместная молитва. И вся наша разнообразная деятельность вырастала не из желания непременно познакомиться, а из желания вместе жить духовной жизнью.

Пока храм стоял в разоренном состоянии, весь наш приход (20-30 человек) помещался в небольшом выгороженном уголке с простенькими, наклеенными на дощечки иконами. Прихожане стояли очень близко от алтаря, им было хорошо видно и слышно, что происходит, и смысл богослужения становился более понятным. А сложные моменты я объяснял после службы. Так как нас было не очень много, у меня было достаточно времени и возможностей, чтобы подробно исповедать каждого прихожанина: с каждым поговорить, на каждый вопрос ответить.

Все, что происходит в нашей общине, выросло в ней естественным путем. Подросли дети — появилась воскресная школа. Летом нужно куда-то поехать с детьми — нашлись прихожане-родители, которые стали организовывать поездки в лагеря. Из общения с детьми вырос наш маленький молодежный театр, он существует уже много лет. После Литургии прихожане хотят пообщаться с батюшкой и друг с другом? Значит, народ нужно покормить. А кто будет этим заниматься? Конечно, сами прихожане. Значит, нужно составить расписание, кто, что и когда готовит. Так появились списки тех, кто не просто время от времени заходит в наш храм — таких тоже много, но кто имеет возможность регулярно трудиться на приходе. За этих людей мы молимся на каждой Литургии, помимо того, что нам подают обычные записки на поминовение.

Вообще, у нас заведено такое правило: если прихожанин что-то умеет и как-то хочет этим послужить, он приходит и говорит: «Батюшка, я могу сделать вот это и вот это». И делает. Так у нас на приходе собралось очень много талантливых, живых людей. И сейчас дела обстоят так, что у нас нет необходимости в наемных работниках со стороны. В храме трудятся только наши прихожане, и нет ни одного работника, который не был бы членом нашего прихода.

— И на клиросе у Вас поет только любительский хор?

— Что значит «любительский»? Вы знаете, я ведь тоже любитель. Как священник, я любитель, потому что я люблю свое дело. У нас все «любители». Если Церковь — это мы, то здесь не может быть чужих людей, которые что-то делают не по велению сердца, а за деньги. А иначе как мы будем созидать дом духовный, о котором пишет апостол Петр (см.: 1 Пт. 2, 5)? Те, кто поет на клиросе, — это наши прихожане. То есть они сначала стали прихожанами, а потом начали петь на клиросе. Кто-то уже умел. Кто-то научился. Эти люди не просто профессионально поют, они молятся и причащаются за Божественной литургией. Наши прихожане читают на клиросе. Организацией чтения занимается регент и главный алтарник. Конечно, чтобы петь и читать на клиросе, нужно учиться. При храме у нас этому не учат, но при Свято-Владимирской православной гимназии, в которой я преподаю, можно получить уроки церковного пения и церковно-уставного чтения.

У нас в храме нет уборщиц, которым мы платили бы зарплату. Наши прихожане сами делятся на бригады, и в течение года каждая из таких бригад когда-то готовит, когда-то полностью убирает храм и, соответственно, приходской двор. Наши прихожане преподают в воскресной школе, читают лекции о культуре и искусстве на наших традиционных встречах; ведут киноклуб и подбирают фильмы для обсуждения.

Вот вы сегодня впервые пришли к нам в храм. Вас встретил, проводил в трапезную и накормил наш прихожанин — дядя Андрей, сторож, катехизатор и просто замечательный человек. Пока храм открыт, он стоит за свечным ящиком, беседует с теми, кто заходит в церковь в течение дня. Он обязательно с каждым поздоровается, каждому все расскажет, каждому все объяснит, всему научит. А когда храм закрыт, он делает уроки с нашими детьми, потому что по образованию он физик и математик. Вот такое у него разнообразное служение на нашем приходе.

— Как стать вашим прихожанином? Может ли к вам прийти просто, как говорится, человек с улицы?

— Ну, как люди становятся прихожанами? Приходят, начинают молиться, причащаться, осматриваться, и если они чувствуют себя тут комфортно, то остаются. У нас есть прихожане, которые не записаны ни в какие списки, не несут никаких послушаний — не все ведь имеют такую возможность, но ходят в храм в течение многих лет.

— Но не происходит ли в результате деление на чужих и своих?

— Такое искушение всегда существует. Многое зависит от священника. Иногда священник дает слабину: кого-то приближает к себе особенно, кого-то держит немножечко в стороне, причем часто в числе приближенных оказываются те, кто может обеспечить приход. Так появляются «ближний круг», «дальний круг», деление на своих и чужих. Приходом, в котором есть такая проблема, легко управлять, если не сказать резче — манипулировать.

Конечно, у священника могут быть какие-то личные симпатии. С кем-то он, может быть, просто дружит. Например, у меня на приходе есть старые друзья детства. Конечно, я буду ходить к ним в гости чаще, чем к каким-то другим прихожанам. Это нормально.

Но иногда складывается ситуация, когда прихожане со стажем считают, что они прямо такие «прихожане-прихожане», что имеют право на особое к себе отношение.

Приведу пример из нашей приходской жизни. К сожалению, у нас не очень большая трапезная, поэтому бывает так, особенно по большим праздникам, что места хватает не всем. В праздничные дни у нас собирается много людей, которые появляются не каждое воскресенье. Кто-то приезжает издалека, из Московский области, тратит на дорогу много денег. А на Пасху и Рождество в наш храм приходят не только наши прихожане, но и их друзья и родственники… Что же делать? Уступить им место за праздничным столом? Но ведь наши прихожане трудились весь год: и храм убирали, и готовили, и воскресные школы вели, всем помогали и чего только не делали…

И вот как-то раз перед Пасхой захожу я в трапезную и вижу, что наши прихожане места уже заняли: положили записки «Коля», «Таня», «Вася»… Я ужасно огорчился… Поговорил с ними серьезно. Больше подобных случаев у нас не было и, надеюсь, не будет. Стараемся как-то все помещаться… Хотя это трудно… Потому что, если в первые годы у нас было 20-30 человек, в этом году на Пасху у нас только причастников было 500.

— У вас на приходе собрались люди определенных взглядов и вкусов или вы все разные?

Политические взгляды у наших прихожан, как мне кажется, все-таки разнообразные, хотя, конечно, не диаметрально противоположные. Нет среди нас крайних либералов или крайних фундаменталистов. А вкусы… Вкус мы воспитываем, начиная с того, каким мы сделали иконостас нашего храма, какие песнопения выбирает хор. Мы регулярно проводим обсуждение фильмов, книг.

— На эти обсуждения к вам могут прийти не только ваши прихожане?

— Конечно, все могут прийти.

— А по какому принципу вы выбираете фильмы для обсуждения?

— Мы выбираем то, что нам интересно, как правило, это признанные шедевры кинематографа… Ну, скажем, мы обсудили трилогию Луиса Бунюэля «Назарин», «Виридиана» и «Симеон Столпник». Сам Луис Бунюэль, хотя он и закончил иезуитскую школу, считал себя атеистом, он даже говорил: «Слава Богу, я атеист». И его фильмы показывают в общем-то крах христианства. Но не только. На мой взгляд, Бунюэль, как гениальный режиссер с потрясающей интуицией, показал нечто гораздо большее. Здесь есть о чем поговорить.

— Есть ли у этого начинания какой-то миссионерский потенциал?

— Ну, какой-то специальной миссионерской цели мы перед собой не ставим… Нет такого: «Вот, мы сейчас будем фильм обсуждать, но на самом-то деле мы, такие хитрецы, всех сейчас заманим в свои православные сети». Мы пытаемся смотреть на проблематику фильмов, которые обсуждаем, с христианской точки зрения. Может быть, на кого-то наши дискуссии могут оказать влияние. К нам действительно приходят разные люди. Вот, вчера, например, на обсуждении я многих видел впервые.

— Насколько для духовного развития прихожан важно просвещение, образование в вопросах веры?

— Любые знания для человека важны. Но прежде, чем давать прихожанину богословское образование, нужно убедиться в том, что он просто образован. Без общей базы знаний сложные богословские проблемы невозможно воспринять правильно. Богословие — это высокая наука, и она требует соответствующей степени понимания и восприятия. Церковные догматы не могут быть выучены как арифметические формулы или теоремы. Чтобы свидетельствовать о своей вере, нужно глубоко изучить ее основы. Это может сделать только человек думающий, мыслящий, читающий и образованный.

На нашем приходе прихожане, как мне кажется, при желании могут получить образование не хуже, чем в семинарии. Мы говорим с ними и о догматике, и о литургике, и о церковном искусстве. У нас читают лекции известные библеисты и церковные историки. Каждую субботу один из наших священников проводит беседу о Священном Писании. Каждую среду у нас собирается религиозно-философский клуб «София». В Москве, да я думаю и не только в Москве, при многих храмах существуют такие духовно-образовательные центры.

— Есть ли в Вашем храме фиксированная или рекомендованная сумма пожертвований за свечи, требы, книги и прочее?

— А что же делать? Ведь храму нужны средства?

— А нужно доверять… Это же твои люди… Нужно воспитать людей так, что они поняли, что жизнь храма зависит от них. В нашем храме нет вообще никаких цен. У нас все требы и свечи за пожертвования. Ну, кроме самых дорогих свеч, которые стоят 150 рублей. Может быть, кому-то важно купить дорогую свечу, и мы даем прихожанам такую возможность. А так… Хочешь купить свечу за копейку — пожалуйста!

Наш приход содержат не захожане, а прихожане. Они все делают своими руками. Они в курсе того, что происходит в их храме, на что живет приход, сколько получает священник за свои труды. Вся бухгалтерия Церкви должна быть совершенно прозрачна для прихожанина.

— Может быть, стоит вернуть практику церковной десятины?

— Я считаю, речь должна идти не о десятине, но о посильной и регулярной материальной помощи храму. Человек должен осознавать, что храм живет благодаря его труду, его пожертвованиям. Что приход — это его семья. Нужно сказать, что десятины в чистом виде в Русской Православной Церкви никогда не было. Десятину у нас платил только князь, простой народ никогда не был ею отягчен: для него десятина — это много.

— Социального работника на ставке у вас тоже, как я понимаю, нет, а как быть с социальной работой?

Социальная работа — это в собесе. В Церкви — дела милосердия. У нас всяким делом всегда занимается весь приход. Хотя, конечно, есть лидеры — люди, ответственные за то или иное дело. Но, когда наступает зима, бездомным мы помогаем — всем приходом. Проводим и сбор средств, и сбор одежды, и благотворительные ярмарки, в которых участвуют все наши прихожане.

Раз в месяц у нас совершается Божественная литургия для детей, больных раком. Наши прихожане становятся волонтерами, привозят этих детей в храм на богослужение, кормят их, потом увозят обратно. Нет у нас такого, да и не может такого быть в Церкви, чтобы кому-то не было дела до того, чем занимается другой. Жизнь прихода — как и Литургия — это общее дело.

Фото Евгения Беспалова

Журнал «Православие и современность» № 38 (54)

Данная публикация создана на основе материалов сайта «Пастырь» по результатам пастырского семинара «Церковный приход и церковная община: условия создания».

«Церковный приход» и «церковная община» - в чём разница? Является ли нормой существование прихода без общины?

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, Саратов :

Чаще всего эти слова употребляются как синонимы. И под словом «приход», и под словом «община» подразумевается Евхаристическое собрание членов Церкви, которые объединены вокруг того или иного храма. Приход ― это еще и юридическое понятие, обозначающее первичную структурную единицу в гражданском Уставе Русской Православной Церкви.

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , настоятель Свято-Димитриевского храма при 1ГКБ в Москве:

Когда мы обращаемся с амвона к нашим прихожанам, мы говорим: «братья и сёстры». Эти слова – не просто установившаяся форма обращения, вроде «товарищ» в советское время или «господин» до революции, или «дамы и господа». Это обозначение сущностных отношений между прихожанами. А если они братья и сёстры - то предполагается, что они не просто люди, которые собираются в храме только на богослужение, а сразу после расходятся по домам и не имеют ничего общего. Братья и сёстры - это одна приходская семья, одна община.

Но в разных храмах церковная община может по-разному актуализироваться. Бывает, что в храме хранится какая-то значимая для многих святыня, или сам храм является местной достопримечательностью, или же это кафедральный собор города - в таких храмах, конечно, бывает очень много людей со стороны, и в них не всегда возникают общины. Хотя мы прекрасно знаем, что даже и на таких приходах создаются общины, если батюшки об этом думают и заботятся.

Поэтому, здесь речь идёт скорее о разных уровнях, как-бы вовлеченности человека в церковную жизнь. Есть ядро приходской общины; есть люди, которые находятся на её периферии; а есть те, кто приходят в храм, и даже не знают о существовании такой семьи в храме.

Протоиерей Евгений Попиченко , настоятель Успенского храма на ВИЗе в Екатеринбурге:

Приход от общины отличается примерно так же, как коллектив сотрудников отличается от семьи. В коллективе могут быть хорошие отношения; могут быть формальные. А в семье знают друг друга по имени; в семье заботятся друг о друге, переживают друг за друга. В семье есть связи, которые делают взаимоотношения тёплыми, живыми.

Приход - это место, куда люди приходят удовлетворить свои религиозные потребности, - я бы так сказал. Есть место, где удовлетворяются одни потребности, другие, третьи. У человека есть ещё религиозные потребности; и вот он приходит, и их в приходе удовлетворяет. Постоит в храме на службе, подумает, как-то свою душу в порядок приведет.

Это неплохо. Но мне кажется, в общине, которая была у Христа, - там, всё-таки, были другие взаимоотношения. Мы ведь всё равно должны искать образ. Вот у Него была община: 12 ближайших учеников. Они вместе трудились, вместе ели, у них были общие праздники, общие горести. Наверное, как-то приходили люди в приход ко Христу. Пришёл человек: «У меня вот зрения нет», «У меня вот слуха нет», «У меня вот рука иссохла. Помоги!». Если они оставались в общине, и дальше вместе совершали общее дело - тогда человек становился частью общины. О нём узнавали: «Вот, это вот Закхей». Все помнят, кто такой Закхей, кем он был, кем он стал. Он стал частью этой общины. Потом он стал учеником Христовым, потом стал святым человеком.

А были люди, которые пришли, потребили, и ушли. И Христос, мне кажется, хотел бы, чтобы всё-таки между христианами были не формальные отношения, а чтобы люди друг о друге заботились; чтобы сильные немощи немощных носили; чтобы, если человек добраться не может самостоятельно до храма - рядом был бы прихожанин, который предложил бы свою машину и своё время, и привёз бы его в храм. Это характеристика общины. Потому что у прихожан есть навык заботы друг о друге.

Является ли нормой существование прихода без общины?

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин :

Норма - понятие относительное. Скажем, двадцать пять - тридцать лет назад общины в ее сегодняшнем виде просто не могло быть, потому что государство этого не допускало. Были открыты немногие храмы. Спасались ли люди, ходившие в эти храмы и не жившие активной общиной жизнью? Спасались. Приходили к Богу? Приходили.

Надо понимать, что и сегодня в столице, и в глубинке разное развитие приходской жизни и разные проблемы. К примеру, достаточно закрытые общины, иногда даже имеющие черты сектантства, ― это все-таки московская тенденция. В столице люди более образованные и искушенные, поэтому запросы и проблемы у них другие.

Здесь, в Саратовской области, главная тенденция, которую я могу наблюдать, такова: там, где есть хороший священник, обязательно собирается приход. В каком смысле? - Люди регулярно ходят на службу и понимают ее, заботятся о своем храме, знают и поддерживают друг друга. Даже если священник не обладает особым проповедническим даром или, как порой говорят, харизмой, но если он имеет усердие, терпение, внимание, может выслушать человека - к такому пастырю люди приходят. Важно отвечать своему предназначению, любить людей и свое служение.

В учебниках по догматике мы можем найти различные определения того, что есть Церковь. Например, великий богослов XIX в. святитель Филарет Московский (Дроздов) формулирует так: “Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами”. Но все же любое словесное определение будет всегда недостаточным, потому что в Церкви происходит жизнь духовная.

Церковь - это живой организм (по апостолу Павлу, 1Кор. 12), Тело Христово, и как в теле есть разные члены, так и Христос - Глава Церкви, мы же все ее члены. Это не образ ап. Павла, а духовная реальность.

Христос собрал апостолов, и это была первая Церковь, в которой уже была иерархия: Сам Христос, 12 ближайших Его учеников, следующий круг семидесяти апостолов и - народ Божий, те тысячи людей, которых Господь накормил хлебами. И те, что уверовали в Него после проповеди Петра на Пятидесятницу и сделались христианами.

Внутреннее содержание Церкви - собранность вокруг Христа . А внешнее оформление Церковь получила, когда Дух Святой сошел на апостолов, и они стали не только учениками Христовыми, но возглавителями церковного народа, общепризнанными распространителями веры Христовой. В этом смысле апостолы - это первые епископы Церкви, а Дух Божий дал им необходимые для этого служения дары, в том числе - духовную власть для устроения Церкви на земле.

По их проповеди и проповеди учеников апостолов, разошедшихся по разным странам, стали появляться и умножаться верующие по всей земле. Так вслед за Иерусалимской образовались Коринфская, Афинская, Римская, Мир Ликийская, Антиохийская и другие Церкви со своими приходами и их предстоятелями.

На самом деле это все одна Церковь. Хотя в каждой Церкви могут сложиться свои традиции, отличающиеся от других. (Как правило, это связано с деталями обрядов,но не только.)

К настоящему времени сложились 15 Поместных Церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, Американская. Также есть автономные , например, Японская. Все эти Церкви братские. Они разделены лишь по территориальному признаку. Внутри каждой Поместной Церкви существуют епархии - области (разные по размерам в различных странах). Епархия в свою очередь состоит из приходов . Можно нарисовать такую схему:

Поместные Церкви

Приходы (и монастыри)

Православные семьи

Все верующие христиане

(епископы, священники монашествующие и миряне)

Получается, что человек находится сразу во всем: и в своей семье, и в приходе, и в епархии, и в поместной Церкви, и в Церкви Христовой. Он как бы входит в Тело Христово через эти ступени.

Приход состоит из людей, которые хорошо знают друг друга, общаются и могут иметь конкретное дело в своем приходе. Даже кафедральный собор, где служит архиерей, управляющий всей епархией, является приходом, имеет свои приходские дела, хор, крестины, отпевания…

До революции 1917 года в нашей стране приходское деление было территориальным и даже приписным. Приход имел четкие границы. Христианин должен был посещать службы в своем приходе, вносить туда свою лепту. В некоторой степени это было связано и с материальным положением прихода.

В советское время случилось так, что, когда большинство существовавших ранее приходов закрыли, в оставшихся стали собираться не только близживущие верующие, но и приходящие, а часто и приезжающие издалека. Патриарх Тихон отменил своим указом границы приходов. Сейчас как правило люди идут в один из близлежащих храмов, но в то же время есть немало прихожан, приезжающих “за тридевять земель” по самым разным причинам: привели знакомые, батюшка понравился, какое то приходское дело, сложившиеся жизненные обстоятельства…

Приход - это особая единица еще и потому, что именно в приходской церкви совершается служба , возглавляемая священником (или архиереем), а участвуют в ней все члены прихода.

Богослужения в православных храмах очень красивы. Иконостас, священнослужители в красивых облачениях, пение хора, точные движения алтарников (в архиерейской службе - иподиаконов) - все подчинено строгому порядку богослужения, сложившемуся за многие века и обогащаемому новыми молитвами, по мере того как Церковь прирастает новыми святыми.

Центром приходской жизни в Православной Церкви является литургия. Каждое воскресенье и по большим праздникам мы собираемся в нашем деревенском храме и молим Господа о даровании нам Духа Святого, чтобы приобщиться Святой Церкви Христовой во всей ее полноте с древних времен и до нынешних дней.

На литургии мы причащаемся Тела и Крови Христа, и таким образом, реализуется суть Церкви - собранность вокруг Христа. Это реальная жизнь верующего человека. Именно поэтому мы стремимся в Церковь. Все, что делается в приходе, все - вокруг Евхаристии (Евхаристия, по греч. Благодарение - последование освящения Святых Даров).

Изначально служба проходила как бы стихийно. Господь взял своих учеников, пошел с ними на гору, помолился - это уже богослужение, потому что это молитва со Христом. Но, например, к Тайной Вечере апостолы готовились . Они приготовили все для Пасхального иудейского обряда - горницу, трапезу… А Христос, благословив хлеб и вино, сделав их Своими Телом и Кровью - совершил первую Евхаристию .

Сразу после Пятидесятницы ученики стали собираться вместе, трапезничали, пели псалмы, вспоминали Господа и все, что Он говорил им, молились за болящих, за путешествующих. В конце трапезы просили Духа Святого, чтобы специально приготовленный хлеб Он сотворил Телом и Кровию Господа Иисуса Христа. И так теснейшим образом соединялись с Ним Самим.

Молитвы в разных общинах по своей сути были одинаковые - воспоминание, благодарение и совершение Таинства Тела и Крови. А слова каждый находил свои и не рациональным образом, а в Духе , который подсказывал точные и живые слова молитв. Тексты этих молитв иногда записывались.

К IV в. в Римской империи существовало около 200 записанных чинов литургии. Среди них оказались и не очень удачные (а то и еретические, искажающие Истину). Появилась опасность не совершения Евхаристии, не соединения со Христом

Свт. Василий Великий из Каппадокийской Церкви собрал различные чины, существовавшие к тому времени, и составил литургию, в которой, как теперь видно, все сформулировано идеально. Насколько возможно на человеческом языке обозначить вещи высочайшие, настолько он это сделал.

Через несколько десятков лет после свт.Василия Великого свт.Иоанн Златоуст еще сократил литургию, гениально выразив все то же самое в более кратких словах. В настоящее время чаще всего служится литургия Иоанна Златоустого.

Итак, на заре христианства литургия совершалась харизматическим образом. Люди приносили из дома хлеб и вино, необходимые для богослужения. Священник, принимая эти приношения, совершал над ними молитвы, прося Господа принять и благословить их в жертву, а также помянуть просителей и их сродников. Из этих просфор избирался один лучший хлеб и лучшее вино, которые во время литургии становились Телом и Кровью Иисуса Христа. Оставшийся хлеб употреблялся на трапезе и раздавался малоимущим.

Так как в условиях гонений эти собрания христиан проходили по ночам, в подвалах, в римских катакомбах, нужно было освещать помещение. Люди приносили масло для светильников, свечи.

В древнем богословии сложились две основные школы, “враждовавшие” друг с другом: Александрийская школа, толковавшая Священное Писание чисто символически, и Антиохийская, трактовавшая его исторически. Третья школа - Каппадокийская - объединила и примирила эти два направления. Она учила, что и в Священном Писании, и в богослужении все является и символом, и реальностью одновременно.

У Бога все неслучайно. Иногда даже трудно определить, что является сначала: прикладной смысл или символический. Господь много говорит о свете , о том, что душа человека должна быть подобна светильнику… Поэтому свеча нужна и для того, чтобы осветить помещение, и в то же время этот свет напоминает нам о Свете Божественном, и о том, что душа наша должна обрести этот Свет.

Псалмы и молитвы знали все. Евхаристическую молитву произносил предстоятель, Молились все едино, и Святые Дары освящались по молитве всей Церкви.

С ростом Церкви стали появляться люди, которые занимались подготовкой службы более профессионально. Появилось много новых песнопений и хоры, которые обладали особыми талантами для их исполнения. У больших соборов были свои пекарни, виноградники и т.п..

Получилось такое, с одной стороны, печальное, с другой стороны, совершенно неизбежное разделение. Действительно, для людей проще вносить свою лепту и содержать работников храма, которые на эти пожертвования приобретут все необходимое и подготовят богослужение.

Сейчас, даже часто посещающие храм, порой не представляют, какая сложная приходская жизнь происходит только вокруг богослужения. Попытаемся перечислить, что необходимо для приготовления богослужений в нашем небольшом приходе:

Храм нужно убирать, украшать цветами;

Выпечь просфоры;

Регент должен знать порядок служб и готовить к ним хор;

В алтаре батюшке помогают алтарники, и их обязанности сложны и многообразны;

Нужно сшить облачения для храма и церковнослужителей; и в приходе есть люди, которые занимаются этим профессионально;

Есть люди, которые эти облачения стирают, гладят и готовят к службе;

Есть люди, которые привозят свечи и утварь.

А ведь существует и еще множество других дел:

Иконописец пишет иконостас Храма, реставратор занимается восстановлением старых и поврежденных икон;

Есть люди, которые готовят трапезу, всех кормят, а потом убирают трапезную, моют посуду;

Осуществление строительных, восстановительных и ремонтных работ требует огромных усилий и времени;

Кто-то занимается огородным хозяйством;

Кто-то убирает дом причта, территорию;

Сторож сторожит…и т.д., и т.п.

Частью этими делами занимаются постоянные работники храма. Но слава Богу, никогда не может произойти полное разделение и никогда не прекратится помощь всех прихожан. Многие помогают - кто регулярно, кто изредка, а кто и тайком.

В этом и последующих номерах газеты мы постараемся рассказать о всех сторонах приходской жизни в нашем храме. Может быть, кто-то захочет ближе связать себя с ней - тут не нужно стесняться. Всегда найдется дело, в котором вы сможете помочь.

Приход - это большая семья, где у каждого члена - свои обязанности, каждый нужен, и о каждом необходимо свое попечение. И как члены одного Тела Христова, все должны знать друг друга и заботиться друг о друге.

И когда во время службы прозвучит прошение ектении: «Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих…” , вспомните, пожалуйста, - ведь это конкретные люди, которые стоят рядом с вами и тоже молятся о себе, своих сродниках, обо всех нас.

Священник Леонид Царевский


, церковь , которая действует в качестве религиозного центра прихода и является главной административной единицей Епископальной системы церковного управления . Как правило, приходской церковью называют храмы в странах Европы . Например, пресвитерианская Церковь Шотландии использует систему приходских церквей, которая покрывает территорию всей Шотландии .

Во многих уголках мира, особенно в сельской местности , приходские церкви играют важнейшую роль в жизни общества. Часто в зданиях церкви проводятся и не связанные с религией общественные события. Во многих деревнях Европы есть приходские церкви, основанные ещё в средние века .

См. также

Напишите отзыв о статье "Приходская церковь"

Отрывок, характеризующий Приходская церковь

Следующий после театра день Ростовы никуда не ездили и никто не приезжал к ним. Марья Дмитриевна о чем то, скрывая от Наташи, переговаривалась с ее отцом. Наташа догадывалась, что они говорили о старом князе и что то придумывали, и ее беспокоило и оскорбляло это. Она всякую минуту ждала князя Андрея, и два раза в этот день посылала дворника на Вздвиженку узнавать, не приехал ли он. Он не приезжал. Ей было теперь тяжеле, чем первые дни своего приезда. К нетерпению и грусти ее о нем присоединились неприятное воспоминание о свидании с княжной Марьей и с старым князем, и страх и беспокойство, которым она не знала причины. Ей всё казалось, что или он никогда не приедет, или что прежде, чем он приедет, с ней случится что нибудь. Она не могла, как прежде, спокойно и продолжительно, одна сама с собой думать о нем. Как только она начинала думать о нем, к воспоминанию о нем присоединялось воспоминание о старом князе, о княжне Марье и о последнем спектакле, и о Курагине. Ей опять представлялся вопрос, не виновата ли она, не нарушена ли уже ее верность князю Андрею, и опять она заставала себя до малейших подробностей воспоминающею каждое слово, каждый жест, каждый оттенок игры выражения на лице этого человека, умевшего возбудить в ней непонятное для нее и страшное чувство. На взгляд домашних, Наташа казалась оживленнее обыкновенного, но она далеко была не так спокойна и счастлива, как была прежде.