Правильный расчёт платы за вывоз мусора. Удобные и быстрые способы оплаты коммунальных услуг Как начисляется вывоз мусора

С начала 2016 года в соответствии с поправками в ФЗ-458 сбор и вывоз мусора в МКД перестал быть жилищной услугой и стал коммунальной. Его начали прописывать в платежных документах отдельной строкой. Определение величины тарифа возложили на власти в регионах.

В марте 2017 года поменялись Правила предоставления КУ, Правила содержания общего имущества в МКД и некоторые иные нормативные акты. В результате появились изменения в том, как предоставляются услуги по вывозу ТКО и как рассчитывается плата за них. Новые правила здесь введены ПП № 232 от 27.02.2017.

На практике изменения происходят несколько иначе. Единовременно внедрить новые правила в такую сложную систему как вывоз мусора не получится, поэтому процесс сделали поэтапным. Он будет продолжаться до 2019 года.

Изложенная ниже информация актуальна для тех регионов, в которых:

  • введен единый тариф для платы за обращение с ТКО в 2018 году;
  • между органом исполнительной власти в субъекте и работающим с мусором региональным оператором заключено соответствующее соглашение.

Выполнить эти условия необходимо до начала 2019 года. Такое положение закреплено в ФЗ-176 от 29.06.2015 (ч. 20 ст. 11) и ПП № 232 (пункт 2).

Когда в конкретном регионе наступят указанные события, владельцы жилья в многоквартирном доме обязуются вносить оплату за обращение с мусором как за коммунальную услугу.

Пока в субъекте федерации не выполняются описанные выше условия, сохраняется действие старых правил, при которых вывоз ТБО остается жилищной услугой. Управляющая компания подбирает для этого подходящего подрядчика и подписывает с ним договор.

Как предоставляется коммунальная услуга по вывозу ТКО

Чтобы жильцы получали коммунальную услугу по вывозу мусора, УК необходимо подписать соответствующее соглашение с выбранным в регионе оператором, комплексно занимающимся отходами этой категории. Выше уже упоминалось, что коммунальной услугой вывоз ТКО формально стал с 2017 года, необходимые изменения внесены во все руководящие документы, в том числе, и в ПП № 354 от 06.05.2011. Это постановление утверждает Правила предоставления коммунальных услуг, в пункте 148 (7) которых устанавливается необходимость заключения договора с регоператором.

Типовая форма соглашения с региональным оператором установлена в ПП № 1156 от 12.11.2016.

Условия, на которых жильцам предоставляется услуга, регулируются одним из договоров. Его конкретный вариант определяется способом управления домом (пункт 148 (4) ПП № 354):

  • при работе управляющей компании – договор управления домом, который заключается между УК и владельцами помещений и парковочных мест;
  • при работе ТСЖ или кооперативного объединения – договор о предоставлении КУ по вывозу ТКО, который ТСЖ или ЖК заключает с владельцами помещений и парковочных мест;
  • при непосредственном управлении домом – договор на оказание услуги по вывозу мусора, который заключается между владельцами помещений и регоператором.

Внимание

Независимо от того, как управляется дом, регоператор подписывает договор на вывоз мусора с владельцами нежилых площадей (пункт 148 (1) Правил № 354).

Договор на услуги по вывозу ТКО можно заключать в письменной форме или через осуществление конклюдентных действий.

УК может отказать в подписании договора только в двух случаях:

  • уровень благоустройства дома не позволяет предоставлять жильцам такую услугу;
  • эта организация не начала управлять домом.

Периодичность, с которой вывозится мусор, изменений не претерпела, однако поменялись регулирующие ее нормативные акты. Раньше это были СанПиНы под номерами 2.1.2.2645-10 (п. 8.2.4) и 42-128-4690-88 (п. 2.2.1). Теперь же периодичность прописывается в 7-м разделе 1-го приложения к ПП № 354.

Внимание

КУ по вывозу ТКО не распространяется на общедомовые нужды. Такое правило содержится в п. 148 (29) ПП № 354.

Ситуация: разграничение ответственности за обращение с мусором между регоператором и УК.

Региональный оператор становится ответственным за отходы в момент их приема его сотрудником. Это происходит при погрузке ТКО в мусоровоз из отдельно стоящего контейнера или с контейнерной площадки.

За управляющей компанией сохраняется обязательство по содержанию мест накопления коммунальных отходов. Это прописано в подпункте д(2) пункта 11 Правил, закрепленных ПП № 491 от 13.08.2006.

Также стоит обратить внимание на методические рекомендации по определению нормативов накопления ТБО (материал для скачивания).

Как рассчитывается плата за обращение с мусором в 2018 году

До изменения правил плата за вывоз ТБО входила в содержание и ремонт жилья. Сейчас она перенесена в коммунальные услуги, и управляющие компании должны производить начисление отдельной строкой в квитанции. Это существенно поменяло правила расчета оплаты за ЖКУ. Так, сумма должна рассчитываться:

  • в зависимости от числа постоянно и временно живущих в квартире потребителей. Исключением будут регионы, в которых выпущены местные постановления о том, что оплата за мусор с 2018 года рассчитывается в зависимости от общей площади жилья;
  • на основании тарифов на мусор для населения, действующих в 2018 году, а также нормативов накопления доходов.

Внимание

Человек считается временно живущим в помещении, если по факту он находится в нем больше 5 дней подряд. Это определяется пунктом 148 (34) Правил № 354.

Возможность принятия решения о начислении платы за обращение с ТКО в зависимости от общей площади жилья региональным органам власти предоставляется теми же Правилами № 354 (пункты 148 (30) и 148 (31)).

Ситуация

Исполнитель КУ по обращению с мусором не имеет информации о том, какое количество людей на постоянной или временной основе проживает в квартире. Как в таком случае посчитать объем услуги?

Объем здесь будет рассчитываться в зависимости от количества владельцев помещения. Это прописано в п. 148 (36) Правил № 354.

Величина оплаты за вывоз мусора для жильцов МКД рассчитывается по нескольким формулам из 2-го приложения к Правилам 354. Они находятся там под номерами 9(1)-9(8).

Порядок выполнения расчета определяется двумя моментами:

  • принято ли на уровне субъекта решение рассчитывать оплату за вывоз ТКО в зависимости от площади жилья;
  • реализована ли система раздельного сбора и накопления мусора, или он вывозится без разделения.

Кроме этого, в регионах могут использоваться тарифы, которые дифференцируются для разных категорий потребителей. В этой ситуации при расчете величины оплаты за вывоз ТКО нужно применять расценки, установленные для конкретной группы.

Регоператор при расчете оплаты своих услуг по вывозу мусора, предоставляемых управляющим организациям, использует цены, установленные для потребителей. Это определено в пункте 148 (28) Правил № 354.

Ситуация

Потребитель некоторое время отсутствовал в квартире. Можно ли по этой причине произвести перерасчет оплаты за вывоз мусора?

Да, можно. Если жилец отсутствовал больше 5 календарных дней подряд, то ему дается право на перерасчет оплаты КУ по вывозу ТКО. Сумма к оплате в таком случае пересчитывается в общем порядке в соответствии с пунктом 148 (44) Правил № 354.

Описанные изменения в правилах начисления платы за ТКО, вводящиеся в действие в 2018 году, во многом направлены на стандартизацию работы отрасли. Ранее утверждением тарифов могли заниматься:

  • местные власти;
  • компании, вывозящие мусор;
  • управляющие организации;
  • сами владельцы жилья на общедомовом собрании.

С декабря 2017 года определением платы за вывоз мусора занимаются только региональные операторы. Эти вопросы решаются в рамках заседания тарифной комиссии. Общие тарифы устанавливаются для всего региона. Если раньше плату за мусор можно было начислять с человека, с кубометра отходов, с площади помещений, по соглашению, с использованием норматива или с подгонкой под цену контракта, то работающие в 2018 году постановления Правительства сделают эти вопросы более прозрачными.

Вывозом мусора будет заниматься только региональный оператор. Он должен появиться в каждом субъекте и занять там монопольное положение. Все собственники ТКО будут заключать договоры именно с ним.

Так как вывоз мусора становится коммунальной услугой, у собственников жилья появляется возможность оплачивать ее напрямую регоператору, минуя управляющую организацию. Договоры с владельцами квартир и управляющими компаниями региональный оператор подписывает сроком на 10 лет.

Стартовавшая несколько лет назад мусорная реформа набирает обороты, с 1 января 2019 года начнет применяться новая система расчета платы за вывоз бытовых отходов. Изменения напрямую коснутся всех граждан, как проживающих в многоквартирных домах, так и зарегистрированных в СНТ. Платить придется исходя из количества зарегистрированных в жилом помещении человек, точные тарифы определят власти регионов.

Расскажем подробнее, как будут рассчитываться тарифы на вывоз мусора в 2019 году, последние новости о ходе реформы и аналитика нормативно правовых актов на сайт.

Законодательная база

Коммунальные отходы всегда были острой проблемой как для федеральных, так и для региональных властей. Закон «Об отходах производства и потребления» или проще «закон о вывозе мусора», как его часто называют, был принят только в 2014 году. Его положения были конкретизированы в Постановлении Правительства №1156 «Об утверждении порядка обращения с коммунальными отходами».

Вопрос о мусоре несколько раз поднимал даже президент, в майских указах отдельным пунктом значится необходимость до 2024 года обеспечить эффективное управление отходами и ликвидировать несанкционированные свалки.

Изменения в законодательстве о мусоре утверждены 31.12.2017 года. ФЗ-503 ввел новую систему обращения с отходами, от чего зависит и плата за эти услуги.

Суть изменений с 1 января 2019 года

Оплата за вывоз мусора в многоквартирном доме в 2019 году зависит от тарифов, а последние будут утверждаться теперь на региональном уровне. Тарифы будут рассчитываться по новой схеме – исходя из количества жильцов, а не на площадь помещения. Уже известно, что в большинстве случаев они вырастут. Однако реформа предполагает более глобальные изменения.

Фактически регионы сами решают, каким образом будет осуществляться сбор и переработка отходов. То есть, реальными исполнителями реформы являются региональные власти. В соответствии с законодательством именно власти на местах должны были:

  • разработать схемы обращения с отходами с привязкой к территории, указанием мусорных полигонов, предприятий, занимающихся обработкой отходов, и путей вывоза мусора;
  • разработать программу для региона по обращению с отходами, призванную грамотно организовать работу с мусором с учетом интересов соседних регионов и строительства перерабатывающих предприятий;
  • выбрать регионального оператора с проведением конкурса. Эта должно быть юридическое лицо, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности. Функции ее достаточно обширны: сбор мусора своими силами, переработка и захоронение. Кроме того, именно региональный оператор устанавливает тарифы.

Жители регионов также наделены правом голоса при утверждении территориальных схем. Кроме того, местные власти должны были разъяснить суть реформы жителями своих регионов. В целом, новая система описана в законе и подзаконных актах вполне разумно, однако, на практике субъекты РФ не торопятся выбирать региональных операторов и с гражданами никакой информационной работы не ведется, поэтому новые тарифы для многих станут новогодним сюрпризом.


Проблемы

Повышение тарифов за вывоз мусора с 1 января 2019 года, как утверждают эксперты, неизбежно, хотя в законодательстве напрямую речи об этом не идет.

Точные данные о тарифах пока известны только для части регионов. В Нижнем Новгороде тариф для семьи из четырех человек сейчас составляет 180 рублей, планируется его увеличение до 600, то есть, увеличение произойдет примерно в три раза. Интересно, что в столичных регионах цены устанавливаются более разумные, например, в Москве – 90 рублей с человека, в Санкт-Петербурге – 85,38. Дело в том, что в Госдуму внесен законопроект, который позволяет трем городам: Москве, Питеру и Севастополю платить за сбор отходов еще три года по-старому, без участия регоператоров. Проект одобрен в первом чтении. Некоторые депутаты уже предложили распространить проект и на другие города-миллионники.

А вот в Московской области ожидается увеличение платы как минимум вдвое, так же как и в Новосибирске. Председатель думского комитета по вопросам защиты окружающей среды В. Бурматов сообщил, что ФАС РФ уже зарегистрированы случаи запредельного роста цен.

Однако тарифы – это не единственная проблема. Во многих регионах еще не выбраны региональные операторы, что может вообще вызвать мусорный коллапс.

В формате вопрос-ответ

Сколько будем платить за вывоз мусора в 2019 году? Правда ли, что услуги по вывозу мусора существенно подорожают?

На законодательном уровне полномочия по определению тарифов переданы региональным властям и региональным операторам. Таким образом, в каждом субъекте РФ будут установлены свои цены на вывоз бытовых отходов. Кроме того, в одном субъекте РФ может быть и несколько региональных операторов, как например, в случае с Нижнем Новгородом, территория которого разделена на две зоны.

Какие КОСГУ применяются при оплате вывоза мусора в госучреждении? Повлияет ли мусорная реформа на эти коды?

В соответствии с Указаниями 65н в данном случае расходы должны быть отнесены на подстатью 225. Никаких изменений в этом документе не планируется.

Как будем платить за мусор в 2019 году в связи с изменениями в законе?

Платить нужно будет исходя из количества зарегистрированных в жилом помещении человек. Раньше тариф ставился в зависимость от площади, то есть, рассчитывался на основании количества квадратных метров.

На сколько подорожает стоимость вывоза мусора в квитанции ЖКХ в 2019 году?

Это зависит от решения местных властей, формирующих нормативы производимого мусора и регионального оператора, утверждающего тариф на обращение (вывоз, утилизацию, накопление). Таким образом будет формироваться окончательный тариф. А платеж за мусор можно будет обнаружить в квитанции сразу, его вынесут отдельно, тогда как сейчас обращение с ТБО включено в одну общую графу «Содержание и ремонт».

2018 год принёс с собой коренные изменения в системе сбора и утилизации твёрдых коммунальных отходов (ТКО). В частности, теперь эти обязанности возложены на регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, которым в нашем городе и районе стал ООО «Эко-Сити». Реформа вызывает у людей много вопросов. На часть из них «Михайловским вестям» отвечает директор ООО «Эко-Сити» Андрей Фурсин.

Новый закон обязывает оплачивать утилизацию ТКО абсолютно каждого, раньше такая норма отсутствовала. Как вы собираетесь убеждать людей платить, если они не заключали договоры даже за более низкую цену?

Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО предусмотрена статьями 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Все граждане, проживающие в многоквартирных домах, частном секторе, а также индивидуальные предприниматели, юридические лица любой формы собственности и масштаба - от малого до крупного бизнеса - должны будут заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.

Услуга по обращению с ТКО оказывается с 1 января 2018 года на всей территории, входящей в зону деятельности регоператора, независимо от того, подписан договор с или нет. В связи с этим при заключении договора будет указываться дата начала оказания услуги - 01.01.2018 г. - и начисления также будут производиться с данной даты.

В многоквартирных домах договор на обращение с ТКО заключается между региональным оператором и управляющей компанией, товариществом собственников жилья, иным кооперативом. При непосредственном управлении и с жителями частного сектора региональный оператор заключает договоры индивидуально, с каждым собственником жилья отдельно.

Уклонение от заключения договора повлечёт за собой судебные процессы в соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации. В этом случае человеку придётся не только оплачивать фактическое оказание услуги, но и возмещать судебные издержки.

Если будут установлены факты размещения отходов в местах, не предназначенных для этих целей, виновные лица будут привлекаться к ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ.

- Оплачивать нужно по фактическому месту проживания или по прописке?

В соответствии с Федеральным законом от «Об отходах производства и потребления», Жилищным кодексом Российской Федерации, оплата за ТКО начисляется в зависимости от численности человек, проживающих в квартире (индивидуальном жилом доме). Размер платы за новую коммунальную услугу рассчитывается исходя из тарифа и норматива накопления ТКО на одного человека.

Если человек не проживает по адресу, то необходимо предоставить документ, подтверждающий, что прописанный человек фактически отсутствует по месту прописки и живёт в другом месте.

При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения (Пункт 148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354).

Или, к примеру, дом зарегистрирован на несколько человек (два-три розовых свидетельства), но имеется одна домовая книга. В данном случае договор будет заключаться по одной домой книге, но с двумя лицами на стороне потребителя услуги (один договор с двумя собственниками).

- Установлены ли льготы инвалидам, малоимущим семьям и т. д.?

Услуга по обращению с ТКО является коммунальной и на неё распространяются все соответствующие льготы.

Компенсация расходов на оплату коммунальных услуг предоставляется инвалидам вследствие общего заболевания и семьям, имеющим детей-инвалидов; гражданам, подвергшимся воздействию радиации; инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и приравненным к ним категориям; ветеранам боевых действий; жителям блокадного Ленинграда; членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

Подробную информацию о льготах можно узнать, позвонив на «горячую линию» министерства труда и социальной защиты населения (8652) 71–34–78 или 8–800–7070–126

- В разных населённых пунктах разная стоимость оплаты, даже в пределах одного района. Чем это объясняется?

Региональный оператор ограничил предельный тариф, кроме того, тариф применён дифференцированно, по разным категориям муниципальных образований. Окончательная цена на услугу складывается из тарифа, помноженного на нормативы накопления ТКО, установленные министерством ЖКХ Ставропольского края.

При расчёте окончательной цены на вывоз ТКО учли цены, сложившиеся на данный период времени на территории муниципальных образований, в которых уже осуществлялся вывоз ТКО.

В Шпаковском районе применён предельный тариф в сельских поселениях, но цена при этом изменилась незначительно. В Михайловске и селе Надежда предельный тариф не применяется.

В тариф входят различные расходы. Раньше услуга на вывоз ТКО была не регулируемой, мусоровывозящий бизнес пользовался упрощённой системой налогообложения, а цены устанавливал договорные. С 2018 года сюда добавилось 18 процентов НДС. Добавилась и плата за негативное воздействие на окружающую среду. За каждую тонну 4 класса опасности, к которым относятся ТКО, регоператор должен перечислить в бюджет 663,20 рублей. Если смотреть по предельному тарифу, на оплату идёт до 20 процентов от суммы тарифа. Несмотря на то, что региональный оператор в большинстве населённых пунктов не применяет предельный тариф, платежи за негативное воздействие он всё равно должен заплатить в полном объёме.

Также в состав услуги входит стоимость услуг полигонов по захоронению отходов. Доля её составляет от 20 до 30 процентов. Кроме того, в тариф заложены транспортная составляющая и собственные расходы регионального оператора.

- Кто теперь должен устранять стихийные свалки?

В случае обнаружения региональным оператором места складирования твёрдых коммунальных отходов, объём которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение пяти рабочих дней:

А) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО;

Б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места.

Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить соответствующий договор с региональным оператором.

Если же этого не будет сделано, то регоператор сам уберёт свалку, а собственнику выставит счёт на погашение затрат.

В случае обнаружения места складирования ТКО, объём которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей, необходимо сообщить региональному оператору ТКО сведения о местоположении места несанкционированного складирования ТКО, а также направить необходимую информацию в органы контроля и надзора - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (г. Ставрополь, ул. Голенева, 18), Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу (Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Шмидта, 74а).

С нового года тем жителям, которых раньше в Михайловске обслуживало МУП «ЖКХ», предлагается переоформить договоры с вашим предприятием. Для этого снова предлагается собирать целый комплект документов. Можно решить этот вопрос проще, путём межведомственного взаимодействия?

К сожалению, нет. В соответствии с законодательством необходимо заключить новые договоры. Добавились новые условия, что отражено в новых договорах с регоператором. Кроме того, за время, которое жителей обслуживало МУП «ЖКХ», могло многое измениться, к примеру, количество проживающих, собственники жилья и т. д. Необходимо соблюсти предельную прозрачность правоотношений.

- Будут ли приходить квитанции на оплату ТБО?

Платёжные документы будут приходить ко всем жителям населённых пунктов, входящих в зону деятельности регоператора.

Жильцы многоквартирных домов получат платёжные документы, в которых появится строка «Обращение с твёрдыми коммунальными отходами». Прежний платёж за сбор и вывоз ТКО, который в квитанциях мог или выделяться отдельной строкой, или включаться в строку «содержание жилья», должен быть исключён, так как услуга стала коммунальной. Собственникам индивидуальных жилых домов платёжные документы будут приходить в виде квитанций на оплату услуги по обращению с ТКО.

- Где взять контейнеры для мусора?

Контейнеры могут предоставляться управляющей организацией либо муниципалитетом (при наличии бюджетного финансирования). Соответственно, необходимо обратиться или в управляющую организацию, или в местную администрацию. Жители индивидуальных домов могут купить контейнер в собственность и обратиться в администрацию для определения места установки контейнера.

Содержать контейнерные площадки, специальные площадки для крупногабаритных отходов, территории, прилегающие к месту погрузки мусора, которые находятся на придомовой территории, входящей в состав общего имущества - должны собственники помещений в многоквартирных домах (УК, ТСЖ, ЖСК). Если перечисленные объекты не входят в состав общего имущества в МКД, то их содержат собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория. Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки мусора в мусоровоз.

- Все ли отходы будут вывозиться за эту плату, как быть со строительным мусором или со спиленными ветками?

Если отходы не относятся к ТКО, то на их вывоз необходимо заключать отдельный договор. На сайте регоператора размещены контакты для решения этого вопроса.

- Куда обращаться, если не вывозят мусор?

Если собственник проживает в многоквартирном доме, то ему надо обращаться в свою управляющую организацию (УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК). Если в индивидуальном жилом доме, то в диспетчерскую регионального оператора.

На сайте ООО «Эко-Сити» ecocity26.ru в разделе «Телефоны и адреса регоператора» размещены контакты представительств по каждому району или городскому округу.

На повышении пенсионного возраста правительство решило не останавливаться, решив с нового года перевести всю страну на обязательные платежи за мусор, которые пополнят ежемесячные коммунальные платежи.

С 1 января 2019 года начнется “мусорная” реформа. Это значит, что после новогодних праздников отдохнувшие россияне в квитанциях по коммунальным платежам получат новый пункт ежемесячных расходов. За вывоз отходов теперь будет установлен платеж, схожий с ежемесячными сборами для капитального ремонта.

Плата за мусор будет обязательной, и рассчитываться на каждого человека в семье. За кажущимися благими намерениями кроется очередной налог, на котором будут наживаться региональный оператор, различные управляющие компании и ТСЖ и субподрядчики, вывозящие мусор. Каждый будет отстаивать свою маржу, а платить за все будет конечный потребитель. И отказаться от этой дополнительной платы за свои отходы возможности не будет. По аналогии с платами за капремонт будет выноситься пени.

В нескольких регионах плата за вывоз мусора может увеличиться примерно в 50 раз, если Минприроды и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не предпримут соответствующие меры. Тонкость в том, что по вступающим в силу с начала следующего года изменениям вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) из коммунальной услуги становиться жилищной.

Следовательно, тарифы на вывоз будут устанавливать собственники или управляющие компании. Причем зависит эта сумма на каждого члена семьи (или работника для организации) от расстояния, на которое подрядчики обязаны будут вывозить мусор. Соль ситуации в том, что с нового года возить отходы будут только на те полигоны, которые вошли в реестр. Из-за этого для ряда населенных пунктов увеличится километраж до ближайшей разрешенной мусорной свалки. С прогнозируемым ростом цен на бензин и обязательной маржой тариф уже выходит повышенный. И оплачивать все эти грандиозные планы правительства по улучшению нашей жизни будут не чиновники, а люди.

На федеральном уровне мало того, что открестились от проблемы утилизации отходов, спустив все в регионы на плечи самих конечных потребителей, но даже не хотят (или не готовы) обсуждать эти проблемы.

На заседании президента Владимира Путина с правительством внимания этой теме было уделено мало, или не уделено вовсе. Хотя ранее анонсировалось президентом, что глава Минприроды Дмитрий Кобылкин доложит по вопросам, связанным с работой с твердыми коммунальными отходами. Но либо министр оказался не готов озвучивать, либо на самом деле цели в этом не было. Говорить-то здесь особо не о чем. Дело в том, что нет никаких расчетов о том, сколько должно будет приходится на одного человека мусора, тарифы не установлены. Никакие схемы пока тоже не утверждены.

Сами регионы к такой “мусорной” реформе оказались не готовы. Недавно в “Парламентской газете” вышло интервью главы Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимира Бурматова, который заявил, что только 12 регионов перешли на новую систему работы с мусором. Более того, в 9 регионах сегодня только идут конкурсные процедуры по выбору оператора, который будет курировать весь процесс и заключать соглашения с подрядчиками и собственниками жилья. Это при том, что определиться с региональным оператором регионы должны были успеть к лету этого года. Но что-то пошло не так. Со слов парламентария, “это все рядовые процедуры”.

В большинстве регионов не установлены тарифы, нормативы по накоплению мусора. Даже в первоочередной Москве они будут известны только к концу года. Крупным городам придется теперь по новым правилам создавать свои полигоны в сельской местности. Самое парадоксальное в этой экологической “хотелке” правительства то, что для тех городов, у которых, казалось бы, эта проблема с хранением мусора назрела, придумали отсрочку.

Федеральные столицы, такие как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, попали под отсрочку. Как заявил сегодня еще один депутат Госдумы Дмитрий Белик, у городов федерального значения нет своих разделений на сельскую и городскую зоны. А создавать мусорные полигоны в так называемых городских зонах с 1 января 2019 года нельзя. Три столицы теперь волей-неволей должны создавать современные комплексы обращения с отходами, когда жители российской периферии вынуждены будут жить рядом с мусорными полигонами городов-миллионников. Или платить втридорога, чтобы их мусор возили на 50 км хранить куда-то туда, в соседнюю деревню.

Федеральные чиновники придумали как за счет населения победить экологическую проблему, но даже не стали продумывать каким именно образом. Такие вопросы, как раздельный мусор и оборудование мусорных баков тоже осталось в стороне обсуждения реформы.

Из закона понятно, что в функции регионального оператора вошли сбор, транспортировка и сдача опасных отходов утилизирующим компаниям, в том числе люминесцентных ламп. Кто будет разбирать этот мусор? Каким образом полигоны будут принимать этот мусор, если за одну завалившуюся батарейку может быть выставлен миллионный штраф. Кто будет покрывать эти расходы?

Ясно что перевозчики точно не будут заниматься этим разбором, потому что их зона ответственности распределяется от контейнера к контейнеру и не более. Следовательно, отвечать за раздельный сбор будут собственники. Но каким образом непонятно, потому что ничего не определено.

Когда все говорят о том, что в мусорный тариф войдет только стоимость доставки мусора на полигон почему-то никто не задумывается об установке мусорных баков, что тоже нужно будет покрывать из чего-то кармана. И что-то подсказывает, что это будут деньги потребителей. Региональные операторы могут по необходимости обустроить контейнерные площадки, для которых тоже есть свои стандарты между прочим. Во-первых мусорная площадка должна быть на былиже 20 метров от жилых объектов, должно быть бетонное основание и металлическое ограждение. Если речь о раздельном сборе, то еще для каждого отдельного вида мусора должен полагаться свой контейнер. И это не такое уж дешевое удовольствие, если оборудовать каждый двор.

Еще никто в правительстве, как обычно, не думает про жителей деревень и сел. Там живут люди, где большинство домов - частный сектор. Люди тут привыкли утилизировать мусор своими силами, сжигая часть в банях, а остальным сдабривая свое какое-никакое хозяйство. Старую мебель в деревнях не выкидывают, а отвозят на дачу или разбирают для топки, переколачивают в какой-нибудь сарай. Это частенько многодетные семьи, в которых по пятеро детей, рожденных или усыновленных ради пособия для многодетных матерей. Теперь представьте, что ждет эти семейства с 1 января 2019 года.

Выглядеть это будет как одна-две оборудованные мусорки во всей деревне. Хорошо еще, если полигон будет рядом, хотя бы возить мусор далеко не придется. Только тут вопрос станет в экологии, потому что несколько сотен человек в деревне вынуждены будут дышать ароматами городских отходов. Сами они столько мусора произвести не могли, так им теперь решили его весь свести. Еще возникает вопрос, какой здравомыслящий селянин готов будет пройти через всю деревню, чтобы выкинуть мусор в специальный контейнер, причем еще разделив все на мешочки. Парадокс в том, будет он это делать или нет, ему все равно придется платить тариф за каждого члена семьи. Никто не будет брать с него плату с каждого выкинутого мешка.

И самое обидное, что вся эта канитель с вывозом мусора превратиться по сути в оплачиваемое из наших карманов катание воздуха. Если бы предполагалось, что мусор на стадии сбора будут прессовать, тогда бы это не выглядело как плата за воздух. А так мы будем со следующего года платить за отходы с воздухом.

Полупустые машины перевозчиков будут мотаться до нового полигона, а у россиян даже выбора не будет и придется платить за их бензин, человекочасы, оборудованные мусорки и прочее. И все это под красиво расписанным благовидным предлогом борьбы с несанкционированными свалками и защитой экологии, сообщает портал newizv.ru

Некоторые виды отходов не разлагаются долгое время, другие выделяют токсические вещества. Были построены во многих странах заводы по утилизации ТБО, но они, к сожалению, не всегда справляются с задачей.

Россия, несмотря на огромную площадь, тоже стоит на грани экологической катастрофы по утилизации бытовых отходов. Особенно это заметно в крупных городах. Огромные дымящиеся свалки вокруг мегаполисов являются неотъемлемой частью урбанистического пейзажа. В последние годы правительство пытается решить эту проблему, увеличивая штат коммунальных служб, выделяя специальную технику. Все эти мероприятия требуют дополнительных расходов из бюджета.

Часть денег выплачивается жильцами и относится к графе за эксплуатацию жилого фонда. Это означает, что это жилищная услуга. Тариф по закону должен утверждаться собранием жильцов, населяющих квартиры. Оплата осуществляется ежемесячно и равна произведению тарифа и площади квартиры собственника. Вывоз мусора производится специализированными компаниями, куда по договору перечисляет деньги ЖКХ.

Вывоз ТБО – это коммунальная или жилищная услуга

С 2017 года произойдут кардинальные изменения в этой сфере. Вот основные моменты:


  1. Если раньше услуга по вывозу и утилизации бытового мусора считалась жилищной услугой и была включена в раздел за эксплуатацию жилого помещения, сейчас это будет относиться к коммунальной услуге. Оплата выделена в отдельную строку в квитанции по коммунальным услугам.
  2. Изменится система расчета. Если раньше величина суммы определялась по площади квартиры и по установленному жильцами тарифу, то теперь будет определяться по нормативу ТБО на 1 жильца и тарифу на предоставленную услугу. Тариф и нормативы уже не зависят от желания жильцов, а будут строго регламентированы региональными службами.
  3. Для упрощения взаиморасчетов на конкурсной основе выбран единый региональный оператор.
  4. Все собственники жилья, жилищно-коммунальные хозяйства, ТСЖ обязаны заключить с выбранным оператором договор на вывоз и утилизацию ТБО. Основным условием является своевременная оплата услуг выбранного регионального оператора.
  5. Жильцы, по решению общего собрания, могут вносить оплату непосредственно оператору, минуя посредников в лице жилищно-коммунальных хозяйств.
  6. Если многоквартирные дома до этого решения заключили государственный контракт с организациями, осуществляющими вывоз и утилизацию ТБО конца 2015 года, в таком случае они временно исключаются от ответственности к региональному оператору до окончания действия существующего договора. Вывоз твердых бытовых отходов производит подрядчик, а оплата будет по-прежнему, без отдельной строки в квитанции.
  7. Заключение договора обязательно для всех, согласно ЖК РФ.
  8. При нарушении условий договора со стороны выбранного регионального оператора жильцы могут предъявить претензии и переизбрать оператора на более добросовестного.

Новые правила вступят в силу в течение 2017 года после принятия Постановления Правительства РФ о порядке расчета и утверждения единого тарифа в субъектах РФ.

Вторым условием выступает проведение конкурса для выбора единого оператора. Между выбранным оператором и уполномоченным региональным органом требуется заключение специального соглашения.

Федеральным законом предусмотрено поэтапное внедрение новой системы оплаты и регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 1 января 2019 года.

Для разъяснения было опубликовано письмо Минстроя РФ. В этом письме подробно разъясняется порядок перехода на новую систему. На регионального оператора возлагается юридическая ответственность за выполнение своих обязательств перед жильцами. При выявленных нарушениях оператор может быть лишен этого статуса.

Эти меры были приняты для решения проблемы с отходами в городах для упрощения расчетов, которые станут более понятными для граждан. Единый тариф поможет избежать путаницы, ведь раньше размер стоимости определяли управляющие компании. Так как не было отдельной строки, то и определить, за счет чего повышаются коммунальные услуги, тоже не представлялось возможным. Единый тариф поможет избежать недоразумений с оплатой. Простые расчеты помогут отследить рост оплаты или незаконное увеличение тарифа.

Бесплатная юридическая консультация:


Оплату можно производить непосредственно оператору, что значительно упростит взаиморасчеты, и все причитающиеся деньги будут поступать непосредственно оператору, а не оседать на счетах коммунальных хозяйств.

Организация вывоза ТБО – вопрос первостепенной важности. Невозможно жить в городах, заваленных мусором. Это приведет к антисанитарии, заболеваниям. Проблема утилизации очень важна в современном мире. Строительство новых предприятий по переработке твердого бытового мусора поможет избежать экологической катастрофы. Мы должны думать о будущих поколениях.

Оплата за вывоз тбо в многоквартирном доме

Вопрос от Сергея Протаскина город Менделеевск - об оплате за вывоз мусора если магазин простаивает?

Я предприниматель, владею нежилым помещением площадью 110 кв.м в многоквартирном доме, которое сейчас пустует. УК насчитывает плату за вывоз ТБО с каждого квадратного метра, какие документы и куда предоставить, чтобы перестали брать деньги?

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта. Это быстро и бесплатно!

Бесплатная юридическая консультация:


Существует минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в него входят работы по обеспечению вывоза твердых бытовых отходов.

Собственник обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества, своевременно внося оплату за содержание и ремонт жилья.

В соответствии с частью 2 статья 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника включает в себя плату за содержание и ремонт помещения, к ней относятся и плата за вывоз ТБО, плата за коммунальные услуги. На основании изложенного, Вы, как собственник, обязаны нести расходы по содержанию общего имущества независимо от того, пустует ли помещение в данный момент. Решение об освобождении от оплаты может быть принято только на общем собрании собственников.

Оплата вывоза мусора в многоквартирном доме

Любой человек в процессе своей жизнедеятельности оставляет после себя бытовой мусор, который представляет собой различные предметы или товары, утратившие свои первоначальные потребительские свойства и не несущие никакой ценности.

Бесплатная юридическая консультация:


Вопрос оплаты коммунальных услуг стоит достаточно остро, когда услуга оказывается ненадлежащим образом или не оказывается вообще. Поэтому многие граждане не желают тратить деньги на оплату таких услуг, предоставляемых некачественно.

Законодательство и новый закон

Официальные правила начисления платы за вывоз мусора в многоквартирном доме прописаны в имеющемся Законе о ЖКУ. Такая плата может быть, как включена в общую стоимость платы за жилье (в многоквартирном доме), так и быть платежом отдельного вида. Расчеты за эту услугу в этом случае осуществляются согласно заключенному договору.

Расчет оплаты производится согласно тарифам и утвержденным нормам производства человеком мусора, утвержденным органами местной администрации.

Размер конечной платы определяет компания, которая непосредственно занимается вывозом мусора и с которой у потребителя (жильца) заключен договор на предоставление услуги вывоза твердых бытовых отходов.

До 01.01.2015 г., пока в действие не были введены изменения из закона № 458, принятого на федеральном уровне, мусор, образующийся в процессе жизнедеятельности владельцев квартир, обозначался термином «твердые бытовые отходы». Расчет платы производился исходя из числа квадратных метров конкретной квартиры.

Новый закон изменил как название, так и само определение. Теперь термины, именовавшиеся ранее «мусором» или «твердыми бытовыми отходами», по-новому обозначаются «твердыми коммунальными отходами» (ТКО).

Бесплатная юридическая консультация:


Еще одно изменение - оплата за мусор начисляется в зависимости от численности человек, проживающих (прописанных) в квартире.

Что изменил новый закон

Твердые, теперь уже коммунальные, отходы определяются согласно закону, как создаваемые в квартирах и помещениях жилого характера физическими лицами при процессах жизнедеятельности.

К ним относятся и товары, утратившие для конкретного лица потребительские свойства и не пригодные для применения в бытовых целях либо для удовлетворения своих потребностей. Расход мусора невозможно рассчитать по общедомовым правилам учета для многоквартирного дома, что является главной отличительной чертой этой услуги от других.

Согласно новому закону, твердые бытовые отходы становятся коммунальными отходами, и их расчет и оплата будут отдельно взиматься с каждого из собственников помещений в многоквартирном доме.

Следующее новшество, касающееся вывоза мусора, которое также стало действовать с начала 2016 года, регулирует правовые вопросы в области ЖКХ и предоставления услуг населению. Оно предусматривает введение в каждом из регионов собственных программ по правилам для ТКО и определяет порядок выбора оператора для работы с этими отходами.

Бесплатная юридическая консультация:


Оператор должен отвечать за следующие операции с ТКО:

  • безопасный и правильный сбор;
  • транспортировку;
  • обработку;
  • утилизацию;
  • обезвреживание;
  • захоронение на уровне региона.

Выбирать оператора будут региональные власти путём проведения конкурса.

Статус регионального оператора будет предоставляться на 10 лет. Собственники квартир и жилых помещений многоквартирного дома должны будут заключить договора с этим оператором, на что их обязывает Федеральный закон.

На основании таких договоров, будет происходить регулирование всей деятельности региональных операторов, а сами договора будут публичными. Также на основании заключенного договора будет производиться оплата жильцами многоквартирного дома этой коммунальной услуги.

Кроме того, закон обязывает жильцов дома подписать договор, в лице управляющей компании, с региональным оператором по обслуживанию мусора.

Бесплатная юридическая консультация:


Тарифы и правила расчета

Расчет тарифов и оплаты за вывоз и другие необходимые манипуляции с твердыми коммунальными отходами (мусором) регулирует все тот же закон. Плата за определенные в нем виды деятельности в этой области устанавливается на основе согласия всех сторон, прописанных в договоре на оказание услуг.

Превышение расценок за вывоз мусора выше предельных тарифов положенных, к оплате за коммунальные услуги, установленные органами администрации или исполнительной власти – недопустимо.

Регулироваться могут следующие виды тарифов:

  • по обработке ТКО;
  • по обезвреживанию ТКО;
  • по захоронению ТКО;
  • по обращению с ТКО (сбор, вывоз, утилизация).

С начала 2016 года изменен и список услуг, относящихся к жилищно-коммунальным, а также изменен расчет и, соответственно, плата за их предоставление. С первого числа указанного года к числу коммунальных услуг относится и обращение с твердыми коммунальными отходами, но эта услуга теперь исключается из перечня услуг по содержанию дома и включается отдельной графой в список коммунальных услуг.

Расчет в многоквартирном доме, предполагает систему норм оплаты по количеству жильцов в квартире, которые устанавливаются на региональном уровне и закрепляются соответствующими документами и постановлениями.

Бесплатная юридическая консультация:


Если в многоквартирном доме услуга вывоза мусора оказывается по госконтракту, то такие дома временно исключены из зоны ответственности выбранного в регионе оператора по обращению с ТКО и контракт с ними на предоставление указанной услуги не заключается.

Если госконтракт был заключен в период до начала 2016 года, то услуги будут оказываться согласно контракту на весь срок, указанный в нем. А плата за вывоз отходов будет, как и прежде, включаться в плату за содержание и отдельная строка за новый вид коммунальных услуг не появится.

Что ещё говорит закон

Закон не только определяет расчет за новую услугу в многоквартирном доме, но еще и распределяет обязанности для каждого из участников договора.

Собственники каждого из жилых помещений (квартир) обязаны заключить договор с выбранной по закону региональной компанией для вывоза ТКО, либо такой договор может быть заключен управляющей компанией, как уполномоченного представителя жильцов. Это определяется коллективным решением на общественном собрании всех собственников в многоквартирном доме.

Еще одна обязанность, которую определяет закон, касающийся вывоза мусора и правил расчета за такую услугу в многоквартирном доме, является осуществление региональным оператором расчетов на основе заключенного договора.

Бесплатная юридическая консультация:


Контракт с оператором, выбранным в регионе, может быть заключен как с каждым отдельным собственником, так и целой управляющей компанией. С учетом того, от чьего лица заключен контракт или договор и происходит расчет, а также последующая оплата такой коммунальной услуги в многоквартирном доме.

Спорные моменты

Новый закон, однако, имеет и некоторые проблемные моменты. К ним относятся вопросы собственности контейнерных площадок и оценка их качества.

Поставка услуг осуществляется от контейнерных площадок, которые должны быть оборудованы соответствующим образом в каждом многоквартирном доме и за содержание которых отвечает либо управляющая компания, либо собственники квартир.

Но, как показывает практика, контейнерные площадки в многоквартирном доме не относятся к собственности ни жильцов, ни муниципалитета. А значит, с момента, когда в силу вступает новый закон, они должны быть определены, как часть общего имущества многоквартирного дома и оформлены согласно законодательству. Чтобы впоследствии их можно было передать на обслуживание оператору по вывозу ТКО.

Оценки качественных показателей при предоставлении таких услуг по обслуживанию любого многоквартирного дома в плане вывоза отходов и мусора закон не предусматривает, однако, определяет, что исполнитель обязуется предоставлять потребителю как качественные, так и безопасные услуги.

Бесплатная юридическая консультация:


С принятием такого федерального закона собственники помещений (квартир) получили новый вид коммунальных услуг, а соответствующая управляющая компания получила новые виды отчетов и обязанностей.

Налог на мусор: к 2017 за вывоз бытовых отходов будем платить по-новому

Правда ли, что в России появится «налог на мусор»?

Правда. Только речь идет не о введении нового налога в бюджет, а об изменении схемы оплаты услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Что такое «обращение с твердыми коммунальными отходами»?

Это сбор, транспортировка, обезвреживание и захоронение мусора.

Как мы платим за вывоз мусора сейчас?

Отдельной графы за вывоз мусора в квитанции на оплату коммуналки нет. Стоимость работ по обеспечению вывоза бытовых отходов включена в плату за содержание жилого помещения. Тариф за содержание утверждается общим собранием собственников квартир в доме. Сумма платы за содержание равна тарифу, умноженному на площадь вашей квартиры. Услуги по вывозу мусора управляющей компании или ТСЖ оказывает привлеченная по договору организация или ИП.

Бесплатная юридическая консультация:


Что меняется?

  1. Услуга по вывозу мусора становится коммунальной. То есть в вашей квитанции на оплату услуг ЖКХ появится отдельная строка про вывоз бытовых отходов.
  2. Плата за вывоз мусора рассчитывается не по площади квартиры, а по нормативу мусора на 1 человека и тарифу на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Тариф и нормативы будут утверждаться на уровне региона.
  3. В регионах на специальном конкурсе будет отобран региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. УК, ТСЖ, ЖК и собственники жилых домов будут обязаны заключать с этим оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО, собирать с жильцов плату за вывоз мусора и перечислять деньги оператору.
  4. По решению общего собрания собственников жильцы могут вносить плату за услугу по обращению с ТКО напрямую региональному оператору.
  5. Ряд многоквартирных домов временно исключается из зоны ответственности регионального оператора ТКО и не заключает с ним договор. Это касается тех домов, по которым услуги вывоза мусора оказываются на основании госконтракта. Если по вашему дому до 1 января 2016 года был заключен такой контракт сроком более 10 лет, услуги по вывозу мусора будет оказывать подрядчик по этому контракту в течение всего срока действия договора. В этом случае стоимость вывоза мусора будет по-прежнему включаться в плату за содержание, т.е. отдельной строки в квитанции не будет.

А если мы не хотим заключать договор с региональным оператором?

Увы, при новой схеме альтернативы нет. В ч.12 ст. 161 Жилищного кодекса РФ сказано, что управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы не вправе отказываться от заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО. То же самое и у собственников жилых домов: согласно ч.5 ст.30 ЖК РФ, вы обязаны обеспечить обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.

Когда мы начнем платить за вывоз мусора по-новому?

К 2019 году схему распространят на всю Россию, но некоторые регионы уже начали переходить на новый порядок в 2017 году. Конкретный срок зависит от двух событий в вашем регионе:

  • Утверждение единого тарифа на услугу по обращению с ТКО (постановление о порядке расчета такого тарифа должно принять Правительство РФ).
  • Проведение конкурса на выбор регионального оператора по обращению с ТКО и заключение специального соглашения между ним и уполномоченным региональным органом.

Подробности и ответы на все часто задаваемые вопросы:

  • Жилищный кодекс РФ
  • Федеральный закон №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления»
  • Федеральный закон от 29.12.2014 №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»
Статья с сайта Паритет - защита прав потребителей. Образцы претензий.

Paritet.guru

Latest posts by Paritet.guru (see all)

  • ЧаВо: неустойка по 214-ФЗ за нарушение срока передачи квартиры по ДДУ - 29 ноября 2017 г.
  • Надо ли платить госпошлину по искам о защите прав потребителей? - 29 августа 2017 г.
  • Статья 32 ЗоЗПП: отказываемся от договора на услуги без объяснения причин - 26 августа 2017 г.

Комментарии:

8 комментариев на «“Налог на мусор: к 2017 за вывоз бытовых отходов будем платить по-новому”»

Мария, а если с 1 человека берут, не прописан и никто не проживает как могут начислять, в месте проживания начисляется же тоже. Один человек-два начисления?

Добрый вечер! Если никто не проживает, тогда могут быть нулевые начисления, исходя из формулы расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами: = число проживающих * (норматив/12) * тариф. Но у исполнителя коммунальной услуги есть право устанавливать число фактически проживающих граждан и составлять об этом акт.

Здравствуйте. Я живу в частном доме, где речное отопление. Меня обязывают заключить договор на вывоз мусора. У меня бумага сжигается в печке, металл сдаётся.Нет у меня никакого мусора. Как быть.

Бесплатная юридическая консультация:


Добрый день! К сожалению, исключений для тех, кто перерабатывает мусор сам, в законе нет.

А как рассчитывается количестао мусора на одного человека? И почему я должна платить за тех, кто прописан, но не проживает. Давайте будем взвештвать и сдавать мусор по квитанции. У меня мусора три кило в неделю×4=12 кило. А за сколько я буду платить?

Добрый вечер! Плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами зависит от количества проживающих в квартире граждан, норматива накопления твердых коммунальных отходов и тарифа. По решению органов государственной власти конкретного субъекта федерации в регионе могут утвердить другой порядок расчета платы - в зависимости от общей площади жилого помещения. Возможность оплаты услуги по обращению с ТКО в зависимости от веса мусора, к сожалению, не предусмотрена.

Добрый день. Проживаю в частном доме в сельской местности. В нашем регионе оператор по сбору мусора приступил к работе с 1 июля с.г. 4-го сентября я пришла в офис компании заключить договор, Мне сказали, что договор должен быть заключен с даты начала предоставления услуг, т.е. с 1-го июля, и я должна заплатить за июль и август, в противном случае за мной будет числиться задолженность. Я с этим не согласна, т.к. подписывать договор задним числом противозаконно. К тому же за июль и август у меня не накопился мусор согласно норме (до этого мы сами вывозили мусор на свалку)и я их услугой не пользовалась. Правомерны ли их требования?

Добрый день! У собственников частных домов теперь есть обязанность заключать договор на обращение с ТКО. Обязанность появляется после утверждения тарифов на уровне региона + выбора регионального оператора по ТКО. Самостоятельные уничтожение и вывоз мусора, к сожалению, не разрешены. Начисление платы производится по утвержденным тарифам и нормативам, если у вас не организован раздельный сбор мусора (в этом случае плата рассчитывается по фактическому количеству контейнеров). Можно попробовать заключить договор с 1 июля, но написать претензию об отмене платы за те два месяца, в течение которых вам не оказывались по факту никакие услуги.

Бесплатная юридическая консультация:


Подробнее о новой схеме обращения ТКО можно почитать в нашей статье:

Правильный расчёт платы за вывоз мусора

Сегодня у жильцов многоквартирных домов возникает множество вопросов и споров в части расчета тарифов за вывоз мусора. Для устранения разногласий и понимания сущности платы за предоставляемую услугу достаточно прочитать последние изменения жилищного законодательства.

Общая информация о плате за вывоз мусора

По российскому законодательству организация вывоза бытовых отходов (ТБО) относится к категории услуг по ремонту и содержанию имущества. Согласно действующим правилам услуга не относится к области государственного регулирования и является конкурентной. Размер оплаты за вывоз мусора устанавливается и поступает в адрес организации, выполняющей работы на основании заключенного договора с потребителем. Оплата за вывоз мусора осуществляется следующим способом:

  • в управляющую организацию, которой может быть ТСЖ или УК;
  • региональному оператору, при принятии такого решения на собрании жильцов;
  • кассу регионального оператора.

Поступление денежных средств в кассу допустимо в следующих случаях:

Бесплатная юридическая консультация:


  • многоквартирный дом имеет тип непосредственного управления;
  • УК многоквартирного дома не заключила договор с региональным оператором или он был расторгнут.

Расчет тарифа за вывоз мусора

Порядок определения тарифа зависит от размера оператора. Отнесение к конкретной категории производится на основании ежегодного расчета отходов субъекта Федерации:

  • если в зоне действия оператора образуется более 30% общего объема отходов, то он считается крупным;
  • если образуется менее 30% общего объема отходов, то он считается небольшим.

Для крупных операторов тариф устанавливается по результатам торгов, а для небольших расчет тарифа за вывоз мусора определяется уполномоченным органом субъекта.

Общая сумма для расчетного листа может формироваться одним из способов:

  • с учетом количества проживающих на территории квартир;
  • в зависимости от общей площади помещения.

При использовании первого способа стоимость вывоза мусора определится путем умножения норматива, тарифа, количества людей и делением полученного значения на 12. При применении второго способа показатель рассчитывается путем умножения норматива, тарифа, общей площади и делением произведения на 12.

Получив квитанцию для оплаты вывоза мусора, в расчетном листе можно увидеть общую сумму за услугу. Множество споров по незнанию возникает у жильцов, имеющих квартиры одинаковой площади, но с разным числом проживающих. Несмотря на разницу в количестве людей на аналогичной территории, получают квитанции с одинаковыми суммами. Расчет в этом случае не зависит от числа проживающих и рассчитывается с учетом общей площади жилого помещения.

Бесплатная юридическая консультация:


На текущий момент стоимость работ зависит от общего числа людей в помещении только при заключении договора с региональным оператором. До 1 января 2019 года такие договоры должны быть заключены в обязательном порядке. При отсутствии такого соглашения, расчет производится исходя из общей площади.

Как уменьшить размер плат

В соответствии с Жилищным Кодексом РФ, владелец жилья в многоквартирном доме обязан платить, даже если он не проживал на этой территории. Плата за вывоз ТБО может быть снижена в следующих ситуациях:

  • человек не проживал в помещении более 5 суток и обратился за перерасчетом;
  • отходы вывозились несвоевременно и этот факт официально подтвержден в Акте.

Согласно действующим правилам периодичность уборки должна зависеть от погодных условий:

  • в холодный сезон при температуре ниже 5 С 0 - не менее 1 раза в течение 3-x суток;
  • в теплый сезон при температуре выше 5 С 0 - не менее 1 раза в сутки.

Сроки работ в графике регламентированы и отклонение не может превышать 24 часов в теплый период и 48 часов в холодное время года. Суммарное количество часов отклонений не должно превышать 72 часов. За превышение допустимых показателей в часах собственник жилья вправе требовать снижение суммы в квитанции на 3,3% за каждые 24 часа.

Снизить размер платы можно при организации раздельного складирования отходов и при заключении с региональным оператором соответствующего договора. В этом случае расчет будет производиться исходя из количества объема ТБО в контейнерах, разделенного пропорционально общей площади каждой квартиры.

Бесплатная юридическая консультация:


При невозможности получения информации о количестве проживающих, стоимость рассчитывается исходя из количества владельцев. В случае жалоб и несогласия с рассчитанной платой, неудовлетворительном качестве работ собственник квартиры может обратиться в Государственную Жилищную инспекцию.

Ответственность потребителя и исполнителя

Региональный оператор отвечает за ТБО с момента принятия в мусоровоз и доставки в места накопления бытовых отходов. Управляющая компания вне зависимости от типа управления отвечает за должное содержание мест для сбора отходов и мусоропроводов. В обязанности УК также входит:

  • контроль правильности начисления платы за предоставляемые услуги;
  • учет жалоб жильцов и работа по решению проблемных вопросов;
  • заключение и ведение договоров.

Потребитель должен предоставить информацию о фактическом количестве проживающих и своевременно вносить плату за предоставляемые услуги. При складировании ТБО он обязан соблюдать правила обращения с мусором и выбрасывать его только в специально отведенные контейнеры, бункера, площадки. Жильцы обязаны уведомить исполнителя услуги если есть проблемы:

  • появление неисправностей мест сбора;
  • возникновение аварий или пожароопасных ситуаций.

Определение нормативов по накоплению и вывозу мусора

Нормативы рассчитываются согласно порядку, в установленном постановлении об определении нормативов накопления. Они определяются по нескольким категориям объектов, а также в части многоквартирных домов.

Замеры по объекту выполняются каждый сезон на протяжении 7 дней вне зависимости от периодичности вывоза отходов. Для определения норматива уполномоченный орган выполняет расчет исходя из фактических замеров объема мусора на территории субъекта.

Бесплатная юридическая консультация:

Подводные камни законодательства Российской Федерации в сфере деятельности по вывозу твердых бытовых отходов

Под твердыми бытовыми отходами (общепринятое – ТБО) подразумевают предметы, которые не утилизируются в быту и не имеют нужных потребителю свойств.

Вывоз и утилизация ТБО – одна из актуальных проблем в России, которая затрагивает многие сферы жизнедеятельности:

Составляющие нормативной базы

Правительство ищет реальные методы, способные глобально решить эту проблему, причины которой кроются не только в устаревших технологических процессах, но и в несовершенной законодательной базе.

Регламентируют работу с ТБО следующие российские нормативно-правовые документы:

Бесплатная юридическая консультация:


  • кодексы, законы и постановления;
  • правила и нормы – строительные, санитарные, ведомственные;
  • существующие стандарты и технические условия.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»

Государственная политика в такой отрасли отражена в первую очередь в федеральном законе от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ. Этот закон определяет:

  • права собственности на отходы;
  • классы опасности отходов;
  • компетенцию государства, полномочия ее граждан и власти на местах;
  • нормирование, государственный учет и отчетность;
  • экономическое регулирование;
  • государственный надзор;
  • степень ответственности в случае нарушения законодательства.

Помимо этого, в указанном нормативно-правовом акте закреплено за муниципальной властью право организовывать работу в сфере ТБО. Что еще раз подтверждается другим федеральным законом от 16.09.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (последняя редакция от 14.10.2014) №307-ФЗ. Получается, что в компетенцию местных органов власти входит сбор ТБО, сортировка и утилизация.

Законы, регламентирующие утилизацию ТБО

  • Экологические проблемы тесно связаны с проблемами утилизации ТБО. Отсюда наличие в нормативно-правовой базе по ТБО таких федеральных законов:

от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в редакции

от 24.11.2014 №361-ФЗ (обязывает соблюдение требований безопасной утилизации ТБО);

  • от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в редакции от 23.07.2013 №226-ФЗ (регламентирует правила переработки, обезвреживания и захоронения с учетом нанесения наименьшего вреда атмосфере путем выброса в воздух вредных веществ);
  • от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в редакции от 23.06.2014 №160-ФЗ (регулирует порядок, условия, способ сбора, транспортировку ТБО с точки зрения санитарных норм).
  • Перечень документов в жилищно-коммунальной области

    Законодательная база, которая регулирует деятельность в жилищно-коммунал ьной сфере, выступает неотъемлемой частью законодательных актов, определяющих деятельность в сфере вывоза ТБО.

    Следует отметить такие нормативно-правовые документы:

    Бесплатная юридическая консультация:


    • Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ (редакция от 21.07.2014);
    • закон РФ от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (редакция от 04.10.2014);
    • от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (редакция от 01.05.2005);
    • правительство Российской Федерации приняло Постановление

    от 21.08.2001 № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» (редакция от 23 мая.2006);

  • правительство Российской Федерации приняло Постановление

    от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (редакция от 28.07.2012);

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  • В соответствии с Жилищным кодексом плата за оказание такой услуги, как сбор и вывоз ТБО, не входит в плату за коммунальные услуги. Она входит в структуру расчета по содержанию и ремонту жилых территорий в многоквартирных домах. Это отражено в постановлениях правительства России от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (редакция от 27.08.2012) и от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (редакция от 26.03.2014).

    Другие документы

    Помимо перечисленных законодательных актов существует еще множество методических рекомендаций (например, методические рекомендации по определению временных нормативов накопления твердых бытовых отходов), санитарных норм (например, СанПин90-88 «Санитарные правила содержания населенных мест») и технических условий (типа «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» от 2003 года), определяющих политику нашего государства в сфере ТБО.

    Класс опасности

    Если отходы перемещаются с помощью транспортных средств, то это не подлежит лицензированию. При наличии у компании договора, который заключен с третьим лицом, на размещение отходов на полигоне лицензия не нужна (сбор и перемещение освобождены от лицензирования).

    Однако мусор, который образуется в связи с жизнедеятельностью человека, в России не сортируется и зачастую относится к ІV–V классу опасности. Иногда трудно определить класс вывозимых ТБО.

    Поэтому для сбора, перевозки, хранения, утилизации и обезвреживания требуется лицензия. Выделяют лицензии на:

    Лицензирование

    Закон РФ от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции от 14.10.2014 №307-ФЗ требует наличия лицензии, когда осуществляется деятельность по накоплению, утилизации и использованию отходов І–ІV категории опасности.

    Орган, выдающий лицензии представлен, федеральной службой, осуществляющей надзор в области природопользования. Действие разрешения бессрочное. Оформляется в течение 2,5–3 месяцев. Лицензию получают специализированные предприятия, у которых есть соответствующая техническая база, возможность соблюдения санитарно-эпидемиологических, экологических и других нормативных требований. Чаще всего для получения бумаги обращаются в компании, которые занимаются сбором и представлением документов в необходимые инстанции.

    Существует российские классификаторы экономической деятельности ОКВЭД (код на этот вид деятельности 90.00.2) и ОКПД (код для вывоза ТБО) , которые были обновлены в сентябре 2014 года.

    Существует три группы потребителей: население, бюджетные и прочие.

    Каждой группе соответствует своя система образования тарифов. Для каждого человека тарифы устанавливаются согласно нормам накопления ТБО. Тарифы разрабатываются в органах местного самоуправления и меняются только после прохождения специальной экспертизы.

    Эта отрасль требует совершенствования.

    Существует методика расчета тарифов на 1 м3, которая зависит от расстояния до места обезвреживания отходов, от марки автомобиля на котором их вывозят. В качестве исходной калькуляции затрат выступают себестоимость работ и получаемая прибыль. Себестоимость включает в себя:

    • сбор и выгрузку отходов;
    • доставку ТБО до мест обезвреживания;
    • заезды в дома для сбора ТБО;
    • нулевые пробеги.

    Зачастую проблемы в организации учета источников влекут за собой превышение объемов ТБО. В результате – наличие огромного количества несанкционированных свалок по всей стране. Подсчитано, что один представитель человечества за 365 дней может производить мусора около трехсот килограммов.

    В настоящее время этот хлам содержит много пластика, пластмассы, использованную технику. Это все имеет длительный период распада, что, соответственно, сильно загрязняет окружающую среду. Множество вопросов, связанных с утилизацией мусора, стоят очень остро и затрагивают многие сферы нашей жизни.

    2 Комментария

    Проблема вывоза и утилизации мусора всегда будет актуальной, хочется надеяться, что в ближайшее время будет создано современное оборудование, которое позволит избавляться от мусора на нанося при этом вред окружающей среде. Европа в этом плане шагает вперед, отходы у них уже давно сортируются и некоторые перерабатываются на благо экологии и экономики страны.

    В нашей стране давно хотят расставить баки, разных цветов, каждый, под определенные виды отходов. Но воз и ныне там. Да и не готово наше население к сортировке бытовых отходов! Даже если сейчас их расставить в каждом дворе, то мало что изменится. Использовать их по назначению будут единицы. А ведь это важная составляющая в экологическом вопросе, который довольно остро стоит на сегодняшний день.