Предпосылки и история создания поэмы. Александр блок "возмездие" «Кемеровский государственный университет»

Свои мысли о теснейшей и трагической связи человека с «мировым водоворотом» истории Блок попытался воплотить и в форме большой эпической поэмы «Возмездие», над которой он много работал в 1911 г. Сам он впоследствии сравнивал задуманное произведение с циклом романов Э. Золя «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи». Однако можно предположить, что большие творческие импульсы к созданию поэмы давал ему русский реалистический роман (не говоря уже о том, что сама поэтическая интонация «Возмездия» чрезвычайно, порой «опасно» - до полного подчинения - близка «онегинской»).

«Волнение идет от „Войны и мира” (сейчас кончил II том), - записывал Блок в 1909 г., - потом распространяется вширь и захватывает всю мою жизнь и жизнь близких и близкого мне». Здесь уже очерчивается некий тематический круг, в значительной мере совпадающий с автобиографической основой будущей поэмы. Особенно близкие ее замыслу размышления о романе из жизни русского дворянства есть в одной из любимых Блоком книг - «Подростке» Достоевского, где в связи с «Войной и миром» говорилось: «Внук тех героев, которые были изображены в картине, изображавшей русское семейство средневысшего культурного круга в течение трех поколений сряду и в связи с историей русской, - этот потомок предков своих уже не мог бы быть изображен в современном типе своем иначе, как в несколько мизантропическом, уединенном и несомненно грустном виде. Даже должен явиться каким-нибудь чудаком, которого читатель, с первого взгляда, мог бы признать за сошедшего с поля и убедиться, что не за ним осталось поле. Еще далее - и исчезнет даже и этот внук-мизантроп...»

Наиболее яркий образ незавершенной поэмы Блока - отец, талантливый, мятущийся, «демонический», вносящий в жизнь ближних муки и хаос, а под конец жизни опустившийся, озлобленный неудачник (первым стимулом к созданию «Возмездия» и явились впечатления от смерти отца поэта - профессора Варшавского университета Александра Львовича Блока). Во многом соответствует эскизному «сюжету будущего романа», набросанному Достоевским, и оставшаяся недорисованной фигура сына, в которой без труда угадывается сам автор.

Замечательно выразителен в поэме «исторический фон» - характеристика времени, взятого во всемирном масштабе. Истолкованные в символическом плане «природные знаки» - «пожары дымные заката», отмечавшиеся в начале века и А. Белым, «ужасный призрак» кометы Галлея, появившейся в 1910 г., разрушительное землетрясение в Мессине - сочетаются здесь с такими чертами наступившей эпохи, как «неустанный рев машины, кующей гибель день и ночь» (образ, находивший себе точное соответствие в публицистических статьях того времени о «могущественной индустрии, воспитанной войной и живущей для войны»), и «первый взлет аэроплана» - событие, отразившееся во многих стихах поэта (так, в «Авиаторе» предсказан «грядущих войн ужасный вид: ночной летун во мгле ненастной, земле несущий динамит»).

Глухие отголоски все убыстряющегося исторического потока начинают ощущаться уже и в судьбе изображенной в поэме дворянской семьи (в ней запечатлены многие черты Бекетовых), а впереди Блок предвидит трагический поворот русской жизни:

Так неожиданно сурова
И вечных перемен полна;
Как вешняя река, она
Внезапно тронуться готова,

На льдины льдины громоздить
И на пути своем крушить
Виновных, как и невиновных,
И нечиновных, как чиновных...

Неизвестное приближается, и приближение его чувствуют бессознательно все»,- объяснял Блок смысл своей пьесы «Роза и Крест» (1912-1913), в которой из французской истории средних веков выбрано, как позднее определил сам автор, «время - между двух огней, вроде времени от 1906 по 1915 год».

Как ночь тревожна! Воздух напряжен,
Как будто в нем - полет стрелы жужжащей... -

говорит один из героев пьесы.

В 1909 году умирает в Варшаве Александр Львович Блок, отец поэта , с которым, по сути, сам Александр почти не общался, в силу сложившихся семейных обстоятельств. Но вернувшись с похорон, поэт задумывает поэму «Возмездие». Взяв за основу судьбу своего рода, Блок стремился создать грандиозное произведение, своеобразный роман в стихах, новую «энциклопедию русской жизни», как когда-то Пушкин в «Евгении Онегине».

Предполагалось , что это будет широкое повествование, охватывающее события русской и европейской истории с конца XIX до начала XX века. Повествование о судьбе «рода» должно было перемежаться различными лирическими и философскими отступлениями, описывать портреты десятков действующих лиц.

Блок читал в присутствии друзей-символистов пролог и первую главу «Возмездия». И если одних она поразила, то Андрей Белый, Вяч. Иванов и другие апологеты символизма увидели в ней разложение, результат богоотступничества, преступление и гибель. Блок не умел защищаться, он был подавлен, и поэма, оставшись незавершенной, легла в стол, где и пролежала почти до самой смерти. Только в 1921 году Блок вновь обращается к незаконченной поэме, чтобы если не закончить, то хотя бы привести в порядок. Так формально она и осталась недописанной , ведь во все академические сборники вошли только пролог, первая глава и незаконченные обрывки второй и третьей.

В «Предисловии» , написанном перед смертью, Блок объяснил замысел поэмы и ее название, использовав слова Г. Ибсена «Юность - это возмездие» . Он написал, что в 1921 году, когда революция уже произошла, нет смысла заканчивать поэму, «полную революционных предчувствий». Поэма должна была состоять из пролога, трех больших глав и эпилога, а каждая глава должна быть «обрамлена описанием событий мирового значения», чтобы «они составляли её фон».

Пролог начинается с обращения к художнику , который должен верить в «начала и концы», ведь ему «дано бесстрастной мерой измерить все», что он видит. Он призывает:

Сотри случайные черты -

И ты увидишь: мир прекрасен.

В конце пролога звучит мысль о роде , о том, что это единая цепь , что каждое звено цепи - отражение в сыне отца, а два-три звена - это «новая порода». Конечно, он имел в виду и своего отца, которого почти не знал и полюбил, увидев мертвым в гробу.

Первая глава поэмы , посвященная «веку девятнадцатому , жестокому веку», описывает события 70-х годов, когда развивалось народовольчество и в одной из либеральных семей появился молодой красавец, похожий на Байрона и демона одновременно. Всем современникам было ясно, что это отец Блока, Александр Львович. В поэме нашел отражение реальный эпизод из жизни, когда его красоту отметил сам Достоевский и даже хотел сделать его героем одного из своих романов.

Этот «демон» постепенно обосновался в интеллигентной семье, а потом «скромно руку предложил» младшей дочери и «в даль увез ее с собой» - в Варшаву, где после защиты диссертации принял кафедру. Через два года дочь вернулась без него, но с сыном на руках. Вторая глава поэтому посвящена сыну «демона» - «бесчувственному сыну нашего века».

Третья глава описывает , как закончил жизнь отец, как изменился этот яркий «демон». Действие разворачивается в Варшаве, где действительно жил и умер Александр Львович. По замыслу поэта, над свежей могилой отца его сын должен был бы восстановить утраченное звено родовой цепи - уступить место уже своему сыну. Но так получилось, что в год, когда умер отец, умер и новорожденный сын Блока и его жены, Любови Дмитриевны. Возможно, из-за этого поэма так и не была закончена.

Мотив возмездия в поэме связан с пробуждением в душе падшего человека голоса совести,воспоминанием о мире высших нравственных ценностей,осознаниемсобственного падения и измены изначальному предназначению . Прежде всего это история отца: его падение от Демона до Гарпагона,его измена первой любви,этическая деградация и измена идеалам юности. Пробуждение голоса совести,воспоминания о высоком жизненном призвании воплощены в поэме в описании музыкальных импровизаций отца. Личные судьбы героев,как сказано в Предисловии к поэме, должны были находиться в сложных соотношениях с судьбами России и Европы.

В поэме «Возмездие» Блок выступил прямым наследником пушкинского реализма : он описал конец русского дворянства, но расставался с этим прошлым без излишней скорби, понимая, что история идет вперед, а «мир всегда прекрасен».

Из пояснений самого Блока об изначальной задумке произведения (спустя много лет после написания): «Тема заключается в том, как развиваются звенья единой цепи рода. Отдельные отпрыски всякого рода развиваются до положенного им предела и затем вновь поглощаются окружающей мировой средой; но в каждом отпрыске зреет и отлагается нечто новое и нечто более острое, ценою бесконечных потерь, личных трагедий, жизненных неудач, падений и т.д.; ценою, наконец, потери тех бесконечно высоких свойств, которые в свое время сияли, как лучшие алмазы в человеческой короне (как, например, свойства гуманные, добродетели, безупречная честность, высокая нравственность и проч.) Словом, мировой водоворот засасывает в свою воронку почти всего человека; от личности почти вовсе не остается следа, сама она, если остается еще существовать, становится неузнаваемой, обезображенной, искалеченной. Был человек - и не стало человека, осталась дрянная вялая плоть и тлеющая душонка. Но семя брошено, и в следующем первенце растет новое, более упорное; и в последнем первенце это новое и упорное начинает, наконец, ощутительно действовать на окружающую среду; таким образом, род, испытавший на себе возмездие истории, начинает, в свою очередь, творить возмездие; последний первенец уже способен огрызаться и издавать львиное рычание; он готов ухватиться своей человеческой ручонкой за колесо, которым движется история человечества. И, может быть, ухватится-таки за него...Что же дальше? Не знаю, и никогда не знал; могу сказать только, что вся эта концепция возникла под давлением всё растущей во мне ненависти к различным теориям прогресса».

Про "Соловьиный сад" все упорно молчат, так будет же бред. В поэме противопоставляются две темы. Первая – будничная прозаическая жизнь, наполненная содержанием и действием. Вторая – райская жизнь, без дела и цели. + столкновение реализма и романтизма, поэма считается романтической, но реализм победил. В поэме играет большую роль образ моря. Море символизирует будничную жизнь, «рокотание» - это бесконечный, тяжёлый труд, шум, жизнь. В райский сад не доносятся «жизни проклятья», но там нет и самой жизни. Героя влечёт назад, к покинутой им будничности, потому что человек не может быть счастливым без дела и цели. В розовых цепях что-то оказалось безнадёжно утраченным, «рокотанье моря» соловьиная песня заглушить не властна. В «Соловьином саде» любовь, противопоставленная широкому миру жизни, не спасает героя, бегство его в жизнь предопределено.

В 1910 г. он начинает работать над поэмой «Возмездие». По замыслу она должна была состоять из четырех глав с прологом и эпилогом. Поэма осталась незаконченной (последние наброски ее относятся к 1921 г.). Из задуманного были написаны пролог, первая глава, вступ­ ление к главе второй и часть третьей главы. Первоначальный замысел поэмы был связан со смертью отца поэта и носил явно автобиографи­ ческий характер. Но с течением времени тема индивидуальной судьбы становится темой рода, сменяющих друг друга поколений. Основная проблема поэмы - отношения личности и общества, связи человече­ской судьбы с судьбой народной, народных судеб с судьбами револю­ции. В «Возмездии» в полную силу зазвучала и тема отношений народа и интеллигенции, интеллигенции и революции. Позднее Блок скажет, что поэма была «полной революционных предчувствий». «Возмездие» - одно из наивысших достижений Блока, в ней раскрывается идейная проблематика всего его творчества. Каждая глава поэмы, рассказывающая о судьбах рода, должна была, по замыслу поэта, обрамляться «описанием событий мирового значе­ния». Блок создал широкий фон исторического движения жизни Европы и России, на котором развертывались картины русской жизни конца XIX и начала XX в.

Блок говорит об антигуманном характере буржуазной цивилизации, теорий буржуазного прогресса: Век девятнадцатый, железный,// Воистину жестокий век! //Тобою в мрак ночной, беззвездный //Беспечный брошен человек!

Двадцатый век... Еще бездомней. //Еще страшнее жизни мгла...

Перед читателем поэмы проходят петербургские сходки, предстают многие реальные фигуры того времени: народовольцы, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Перовская. Поэт описывает настроения тех лет, когда Блок хотел рассказать и о событиях 9 января, о баррикадах 1905 г. Последний отпрыск рода-сын-должен был, по замыслу поэта, погибнуть на революционной баррикаде. В эпилоге, как писал Блок в предисловии к поэме, молодая мать качает младенца и он начинает повторять по складам вслед за матерью: «И я пойду навстречу солда­ там... И я брошусь на их штыки... И за тебя, моя свобода, взойду на черный эшафот». Именно ему и предназначено совершить возмездие над историей. Так решалась Блоком проблема развития человеческой личности и ее отношения к истории. "Победоносцев над Россией //Простер совиные крыла, //И не было ни дня, ни ночи, //А только -тень огромных крыл...

Тема «Возмездия»: «...род, испытавший на себе возмездие истории, среды, эпохи,- начинает в свою очередь творить возмездие; последний пер­ венец... он готов ухватиться своей человеческой ручонкой за колесо, которым движется история человечества».

Жду Прекрасную Даму "тоскуя и любя", но боюсь: а вдруг "изменишь облик Ты" и что я тогда делать буду? – О, как паду - и горестно, и низко,Не одолев смертельные мечты!

Лиргерой разлюбил "утонченность мечты", зато любит "твое белое платье". Встречались они с возлюбленной в тумане вечернем, но теперь все в прошлом: "Всё померкло, прошло, отошло..//Белыйстан, голосапанихиды // И твое золотое весло". - символы!

Геройвходитвхрам, гдеждетПДв " мерцаниикрасных лампад". Понятно, она - Святая, он ей какбэ молится. "А в лицо мне глядит, озаренный,//Только образ, лишь сон о Ней".

3) Осенняя воля - 1905

Тема современности, Родины, России, народа. Пытается приобщиться к народной жизни России с ее тайной душой, непостижимой внутренней силой. "Простор" он наевки полюдит, ведь "цветной" рукав России ему "призывно машет. Просит: "Приюти ты в далях необъятных!//Как и жить и плакать без тебя!"И конечно: "Нет, иду я в путь никем не званый..//Буду слушать голос Руси пьяной,//Отдыхать под крышей кабака".

4) «Девушка пела в церковном хоре» - Август 1905

Контраст, тема "тезы-антитезы", трагическое несоответствие желаемого и реальности.

Девушка поет, всем кажется, "что радость будет", но ни черта:"И только высоко, у царских врат,//Причастный тайнам, - плакал ребенок//О том, что никто не придет назад".

5) Незнакомка - 1906

ПД вытеснена незнакомкой, двуликим посюсторонним существом: одновременно воплощение высокой красоты, напоминание о сохранившемся в душе героя идеале "небесном", но в то же время и порождение "страшного мира" реальности, где: "пьяницы с глазами кроликов//"In vino veritas!"* кричат". И вывод (дадада!): "В моей душе лежит сокровище,//И ключ поручен только мне!//Ты право, пьяное чудовище!//Я знаю: истина в вине".

6) Из цикла «Снежная маска»:

Явление Снежной Девы народу: "И ты смеешься дивным смехом, //Змеишься в чаше золотой". Хи из ин лав эгейн.

Лиргерой окунулся в стихию снежную, и хочет "под звонкой вьюгой умереть", о земной жизни отрекается, и от рая и боженьки тоже, бай зе вэй.

Продолжение этой темы. Возлюбленная Снежная Дева из мира "метелей" предает лиргероя "белой смерти", а он и рад: "сердце хочет гибели,//Тайно просится на дно".

7) Из цикла «Вольные мысли»:

В дюнах - 1907

Вновь к теме Руси. Россия тут в образе красивой женщины (предположительно крестьянке), а у лиргероя к стране/девушке такая жгучая страсть, он бежит за ней, на нем рвется одежда, а она хохоча убегает он него. Он хочет "затравить ее как зверя", а потом сказать: "Моя! Моя!" - И пусть она мне крикнет:"Твоя! Твоя!".

Видимо, обращениекбуржуям, церковникамипрочим противникам рев-ции.Говорит, что все они сдохнут, когда "придут замученные ими", которым помогут упыри и ночные призраки. А ваще обращается к народу:"Гроба, наполненные гнилью,Свободный, сбрось с могучих плеч!"

Тема - уныние и смерть, все плохо и возврата к прошлому нет, мы все умрем. В первом стихотворении лиргероя распинают на кресте, он видит плывущего к нему Христа-двойника, но сомневается, доплывет ли. Во втором: "И вот уже ветром разбиты, убиты//Кусты облетелой ракиты". Все мертво, но видит лиргерой сон о "былом солнце" и спрашивает, вотафак?: "О, глупое сердце,//Смеющийся мальчик,//Когда перестанешь ты биться?" А в последнем оказывается, что все хорошо, тк перед смертью лиргерой повеселиться с возлюбленной, "верной темному раю": "Мои опьяненные губы//Целуют в предсмертной тревоге//Холодные губы твои". Зе энд.

Развивается один из главнейших мотивов лирики Блока - "и отвращение к жизни, и к ней безумная любовь". Неприглядность жизни (всякие "томления рабьих трудов") видит он, дисгармония и вообще ничего хорошего. Он он такой: "Принимаю". Это не пассивное смирение (типа, ууу всеплохо-пойду чаек заварю) Нет! Он воин, готов противостоять несовершенству мира. Щита не бросит. "Ненавидя, кляня и любя://За мученья, за гибель - я знаю -//Всё равно: принимаю тебя!"

Опятьрусская тема проклевывается. Хорошо пройтись по лугу, плести венки, "Но достойней за тяжелым плугом//В свежих росах по"утру идти". Правда вппереди "неизвестность и гибель", но это ничего.!

11) Цикл «На поле Куликовом» - 1908

Этот цикл (5 стих.) - ядро патриотической лирики. Куликовская битва для Блока - символическое событие, которому суждено возвращение. Стихотворения строятся на противопост. двух миров. Лиргерой готов погибнуть за родину("За святое дело мертвым лечь!"), но ощутима надежда на победное будущее. Цитатки:

"О, Русь моя! Жена моя! До боли//Нам ясен долгий путь!"

"И вечный бой! Покой нам только снится..." А потом на лиргероя сходит благодать его Невесты-Руси: "Был в щите Твой лик нерукотворный//Светел навсегда" (экспаповысиласьдо 3 уровня). Обращается он к ней с просьбой: "Явись, мое дивное диво!//Быть светлым меня научи!" И последнее стихотворение связывает прошлое с настоящим: "Но узнаю тебя, начало//Высоких и мятежных дней!". А потом: "Не может сердце жить покоем,//Недаром тучи собрались.//Доспех тяжел, как перед боем.//Теперь твой час настал. - Молись!

Тутпропооэтаитолпу. ТИпа, поэты: "Разнежась, мечтали о веке златом,//Ругали издателей дружно.//И плакали горько над малым цветком.." Ну и ладно - говорит Блок, хотя бы так, а не как это тупое обывательское быдло, к которому обращается: Ты думаешь, может быть, - хуже//Твоих ежедневных бессильных потуг,//Твоей обывательской лужи?" И в конце: пусть подохну "под забором", но меня хотя бы "бог снегом занес".

Знаменитое стихотворение со строкой "Россия, нищая Россия" - девушка, прекрасная, простая, которая носит "плат узорный до бровей". И лиргерой говорит: "Какому хочешь чародею//Отдай разбойную красу!//Пускай заманит и обманет,//Не пропадешь, не сгинешь ты.." Ну вы, конечно, поняли, почему - есть сила и что-то невообразимое, дикое и мощное.

Ностальгия по промчавшемуся счастью. Образ тройки, быстрой дороги, на которой уносится счастье лиргероя, все мчиться: "Я пьян давно. Мне всё - равно"."А ты, душа... душа глухая...//Пьяным пьяна... пьяным пьяна..."

15) «О доблестях, о подвигах, о славе» - 1908

Обращено к жене Любви Дмитриевне. Лиргероя покинула любимая, но она все равно "милая", "нежная". Ей он говорит: "грасиас пор тодо!" НО грустно: "Уж не мечтать о нежности, о славе,//Всё миновалось, молодость прошла!//Твое лицо в его простой оправе //Своей рукой убрал я со стола.

Все след. относится к циклу "Страшный мир", где ведущий мотив – омертвение мира современной городской цивилизации.

ПРолюбовь, очень красиво. "Голос женщины влюбленный", "две тени, слитые в поцелуе", но лиргерой говорит: не стоит заблуждаться: Да, есть печальная услада//В том, что любовь пройдет, как снег.//О, разве, разве клясться надо//В старинной верности навек?" Типа "я не первую ласкаю" и "царств не требую у ней". Свободные люди, е.

Лиргерой (известные строки):"Я послал тебе черную розу в бокале

//Золотого, как небо, аи".А девушк ана него дерзко и надменно взглянула. НО: Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала//И, бросая, кричала: "Лови!.."//

ПРодевушку, котораябросиласьподпоезд: " Любовью, грязью иль колесами//Она раздавлена - всё больно". А почему? "Так мчалась юность бесполезная,//В пустых мечтах изнемогая...//Тоска дорожная, железная //Свистела, сердце разрывая...И ей конец.

Ничегонеизменить, всекакбыло, такибудет. Итс пойнтлесс: Живи еще хоть четверть века //Всё будет так. Исхода нет.//Умрешь - начнешь опять сначала//И повторится всё, как встарь://Ночь, ледяная рябь канала,//Аптека, улица, фонарь.

Счастья нет. "Что" счастие? Короткий миг и тесный,//Забвенье, сон и отдых от забот..." А потом опять толчок от судьбы, опять все плохо. "Когда ж конец? Назойливому звуку//Не станет сил без отдыха внимать...//Как страшно всё! Как дико! - Дай мне руку,//Товарищ, друг! Забудемся опять.

Музаподарила поэту проклятье своей красоты, ее ласки срашны, а ее явление для поэта - мученья и ад. ОН не зла, не добра. Для кого как, а для лиргероя - демон, такой Петр Могила: "И была роковая отрада//В попираньи заветных святынь,//И безумная сердцу услада//Эта горькая страсть, как полынь!

Уже не из "Страшного мира".

Трагическоеощущение российской современности как безвременья. Поэт поет в угоду толпе, без вдохновения, творческая обреченность поэта: его разум убивает душу. Душа в клетке. "Крылья подрезаны, песни заучены.//Любите вы под окном постоять?//Песни вам нравятся. Я же, измученный,//Нового жду - и скучаю опять".

Тма поэта и толпы. "Уюта - нет. Покоя - нет."Быдло и читателей своих он презирать готов, но все-таки: "Храню я к людям на безлюдьи

Неразделенную любовь".

Предчувствуетмятежиужечувствует, чтоволинародныесобираютсилыдля этого, хотя, мб, день далек: "Я верю: новый век взойдет//Средь всех несчастных поколений".

НепригляднаякартинаРоссии, где живут всякие уроды, которые сначала грешат, а потом под лампадкой пьют чай и думают, что богу помолился энд ит мэйкс ит окей, грехи отпущены. Короче, есть и такие, НО: "Да, и такой, моя Россия,//Ты всех краев дороже мне".

ПосвященоЗинкеГиппиус. Онговорит, что мы - "дети страшных лет РОсии", что никогда ничего не забудем. ОН уже видит и смертное ложе, но потом, потом:"Те, кто достойней, боже, боже,//Да узрят царствие твое!"

26) Цикл «Кармен» (10 стихотворений): - 1914

Все посвящено исполнительнице партии Кармен о опере Бизе Л.А. Андреевой-Дельмас. Главная тема: сила страсти, любви, вдохновляющей на творческие сны. Саша потерял голову, эз олвэйз. Не смысла разбирать каждое, они как одно, везде он просто описывает ЕЕ. «"Кармен"»,- пишет Д. Максимов,-это апофеоз торжественной и таинственной, земной и уводящей в неизмеримость космических пред­ставлений любовной страсти». Блок увидел в своей современнице образ не знающей смирения цыганки. Сюжет об испанской героине сроднился с жизнью Петербурга, где "март наносит мокрый снег". Блок создал обобщенный образ, в котором не расчленены женская природа, условность сцены, восприятие текста Новеллы Меримэ. Об этом великом синтезе есть в стихах "Бушует снежная весна" (в Хозе Кармен метает взглд, я лиргероя до костей пробирает, а когда она говорит: "Ценоюжизни

Тымнезаплатишьзалюбовь!" - то ваще). А как он ее образ описывает, именно не женщину, а образ, от которого он "испытал немую жуткость!" ("Сердитый взор бесцветных глаз") Правда, в описании Кармен выражены черты Дельмас: ее "нежные плечи", "пугающая чуткость" "нервных рук и плеч", презренье глаз, львиное – " в движениях львиной головы". (не знаю, как у вас, но по мне это не женщина, а конь какой-то. Словно Дельмас, а не Кармен испытывает ревность к Эскамильо. Говорится о ее ревности к дублерше: "Не Вы возьметесь за тесьму,//Чтобы убавить свет ненужный,//И не блеснет уж ряд жемчужный//Зубов - несчастному тому..." Эта сценическая ситуация переносится в петербургскую жизь стихотворения "Ода, любовьвольна, какптица", ичтонесуждено больше испытать испытать Эскамильо, войдет в жизнь лиргероя:"И в тихий час ночной, как пламя,//Сверкнувшее на миг,//Блеснет мне белыми зубами//Твой неотступный лик (опять ведь эти зубы, джизас крайст).В тексте звучат цитаты из партии Кармен. Последнее стихотворение "Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь" написано в характерном для лав сайклз жанре послания. Ну и завершается так: такая у нас безумная страсть, но мы оба такие болезненно независимые: "Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен".

27) Цикл «Черная кровь» - 1914

Еще 9 стихотворений эбаут tough love. И тут опять же не нежная любовь, не цветочки-птички, тут жесть, вампиризм настоящий, еще чуть-чуть и дойдут до рукоприкладства. "Нет! Не смирит эту черную кровь//Даже - свидание, даже - любовь!" От ее взляда в нем демоны пробуждаются, пропасть опасная перед ним. Пожалуйста: "Даже имя твое мне презренно" или вот:"Подойди. Подползи. Я ударю //И, как кошка, ощеришься ты..." И в стихотворении "О, нет! Я не хочу, чтоб пали мы с тобой" лиргерой говорит: отвали ты от меня к чертям, я хочу жить нормально, но опять его призывает, и ему не выдержать, хотя он знает: "Что твой змеиный рай - бездонной скуки ад". Взгляд ее "жадный" отводит от него дневное солнце. ОН уже и сам становится, как она: "Тогда - во взгляде глаз усталом//Твоя в нем ложь!"А в конце уже совсем интересно становится: "И обугленный рот в крови//Еще просит пыток любви..." А потом: - Ты мертва, наконец, мертва!//Знаю, выпил я кровь твою...//Я кладу тебя в гроб и пою.. (стихотворение "Я ее победил, наконец!") Наааайс.

"Над лучшим созданием божьим" - последнее стихотворение, где он ее изгоняет и чувствует себя счастливым: свободен от "низкой страсти"!

Сюжет: лиргерой едет на мохнатом осле мимо соловьиного сада и видит сквозь заросли роз белое платье и думает, как же туда попасть? Очень круто: "Сердце знает, что гостем желанным//Буду я в соловьином саду..."И он преспокойно оставляет своего осла, свой путь ("Я забыл о пути каменистом,//О товарище бедном моем") и идет в соловьиный сад, где она его ждет с распростертыми объятиями. Проводит там ночь, но видите ли, "Отдаленного шума прилива//Уж не может не слышать душа", а потом он слышит "призывающий жалобный крик" все того же осла. И бай, дарлинг, меня зовут Бонд, Джеймс Бонд. "Я вступаю на берег пустынный,//Где остался мой дом и осел".Но как раньше уже и не будет, так что извините..

29)Возмездие – 1919

Сначала Блок пишет предисловие к ней. Зачем? потому, говорит он, что не хочу заканчивать поэму, полную революционных предчувствий, когда рев-ция уже завершилась. Короче, начал ее он в 1910. Что за годы? Умер Врубель, Толстой + кризис символизма, повылезали акмеисты, футуристы + бурная общественная жизнь + почему-то вспоминает авиацию и цирки + убит Столыпин, после чего власть в стране переходит в руки департамента полиции. Ритм того времени - ямб, тк "мировой водоворот засасывает личность полностью", остается только "вялая плоть и тлеющая душонка". А потом: меня от теорий прогресса просто тошнит. Он хотел в поэме проследить судьбу рода, круг человеческой жизни, и, мб, последний "отпрыск рода ухватиться ручонками за колесо человеческой истории". Ну и мотив "возмездия" должен был быть.

Вот что получилось. Очень миленько, даже в духе Пушкина и с иронией.

Пролог: "Сотри случайные черты - увидишь: мир прекрасен". Время идет, уголь превращается в алмаз, и скоро этот алмаз всех замочит (гнев зреет в сердцах, в каждом дышит дух народа) И поэт призывает всех бить. "Дроби, мой гневный ямб, каменья".

1 глава: она развивается в 70-х годах прошлого столетия на фоне русско-турецкой войны и народовольческого движения. Короче, 19 век довольно мерзкий, но 20 еще хуже: "Еще чернее и огромней тень Люциферова крыла" (и теперь уж "И отвращение от жизни//И к ней безумная любовь, И страсть и ненависть к отчизне"..

Но это ладно. Описывается дворянская семья, либеральная притом (по секрету - Блок писал это со своей семьи по матушке - семья Бекетовых), но все равно в глубине души у них все та же "Княгиня Марья Алексевна". Отец семейства "хранит гражданские святыни с николаевских времен", у всех "тургеневская безмятежность", язык франц. и Париж + 4 дочери на выданье. Старшая пошла за чувака, у них вроде либеральные взгляды, гражданский брак и все дела, только все равно без "флер д"оранжа и фаты" никакой свадебки (хаха, ирония). Мда, тут вечер у Анны Вревской и либерал жмет руку славянофилу, пьют чай с ромом (знаете, что-то они все пьют чай с ромом, хм, надо и нам попробовать). И тут появляется красивый молодой человек, которого все сразу окрестили Байроном. Эдакий Демон ("душа больная, но младая"), бледный и умный. Младшую дочь семейства Бекетовых он очаровал, долго думал жениться- не жениться, потом ему предложили кафедру в Варшаве и он такой: а, чем черт не шутит, женюсь. Увез невесту в Варшаву, а та скоро сбежала от него с ребенком, тк был он психоватый. Ребенком был никто иной, как Сашка Блок.

Глава 2: тут просто о том, как прошло время, как "петербургская чернь подобострастно глазела на царя". И спрашивает себя поэт: "Какие ж сны тебе? Какие бури суждены?

Глава 3: Сын вырос, отец умер, сын едет в Варшаву похоронить. "ОН славно отдохнет теперь" - подумал сын спокойным взглядом.."

"Да, сын любил тогда отца//Впервой - и, мб, в последний//Сквозь скуку панихид, обедней,//Сквозь пошлость жизни без конца..." Он смотрит н а квартиру бирюческую отца и думает, что "так жил отец: скупцом, забытым людьми, и богом, и собой". У героя начинаются "несвязный бред", смутный звон в ушах, грустно и страшно. Но все-таки приходит в конце поэм к тому, что " мир прекрасен как всегда".

Все, я чуть не умерла, пока писала содержание тв-ва Блока. Я уже не буду прежней никогда. Будь проклят тот день, когда я выбрала себе этот блок.

В декабре тысяча восемьсот пятьдесят первого года президент страны Луи-Наполеон Бонапарт, который считается племянником Наполеона I, совершил государственный переворот. Он распустил Национальное собрание и арестовал всех деятелей оппозиции парламента. В этом же месяце армия подавила восстание, которое началось в Париже. В этот период погибло большое множество безоружных граждан, считая женщин и детей.

Виктор Гюго входит в количество маленькой группы депутатов, которые считаются страстными противниками нового строя монархов. Декабрьское восстание сделало будущую схватку невозможной. Писатель сбежать из страны, а вернулся на родину из эмиграции только после полного поражения второй империи, в тысяча восемьсот семидесятом году. Сборник стихов под названием «Возмездие» он написал по горячим следам тех событий. В подзаголовках книги с иронией он обыгрывает клятвенные обещания Наполеона III, а пролог и эпилог назвал символическими названиями «Nox» и «Lux», что по-латыни означает «Ночь» и «День».


Жалкий лилипут, никчемный племянник знаменитого дяди, напал во тьме с ножом на незащищенную Республику. Всю родина залили кровью и грязью: презренные пособники пируют во дворце, а под прикрытием ночи в братскую могилу сбросили трупы абсолютно невинных убитых людей. Когда онемевший народ проснется, то наступит священный момент возмездия. А пока не чувствует спокойствия только поэт: хотя разные стихии призывают его к смиренности, но он не склоняет голову - пусть его обозленная муза станет наследницей Ювенала и возвеличит позорные столбы для бандитов.


Франция сдалась, ей в лоб впился каблук тирана. Этот негодный человек окончит свои дни в Тулоне, в месте, в котором начиналась великая слава Наполеона. Разбойника-племянника нетерпеливо ожидают каторжники в ярких куртках и в кандалах. Скоро и он будет волочить это ядро на ноге. За преступление неизбежно ожидает расплата: воры, обманщики и убийцы, которые нанесли предательский удар родине, будут проклинаемы. Но пока им воскуряют фимиам продажные «святые». Они служат Сатане, а в потирах краснеет не вино, а кровь. Они задумали погубить прогресс, сковать дух, расправиться с открывающимся разумом. Даром погибают мученики за истинную веру. Во Франции торгуют Христом, его снова распинают с жадностью и лицемерием. Куда ни глянь: повсюду наперебой придворные льстят Цезарю, а бандиты-биржевики толстеют на костях народа, солдаты пьют, желая позабыть свой позор, а рабочие люди покорно подставляет свою шею под ярмо. Франция ничем сейчас не отличается от Китая, да и по всей другой части Европы поставлены эшафоты для её самых лучших сыновей. Но вот уже слышны железные шаги будущих дней, когда побегут короли и зазвучит на небе труба архангела. Льётся приятная песнь.

Это хвалебным гимном ознаменовали себя члены Государственного совета, Сената, Законодательного корпуса, Ратуши, Армии, Суда, Епископов. В ответ на их звучание доносится прискорбное «Miserere» (Господи, помилуй) из тысячи уст. Но безумцы не прислушиваются к ним. Очнись же, народ, восстань, как похороненный Лазарь, потому что над тобой издеваются карлики. Вспомни, как в декабре опьяневшие от крови солдаты палили по безвинным людям. Посмотри, как бабушка громко рыдает над мёртвым внуком. Когда во все части души попала гниль, тогда лучше быть изгнанным на остров и любоваться прекрасным полётом чаек с утёса над океаном. Родная республика отцов предана руками армии, слава которой звучала веками. Солдаты в оборванной одежде ползли под знаменем Свободы, а старая Европа тряслась под их победными шагами. Теперь об этих солдатах все позабыли. Им на смену пришли герои, которые легко расправляются с женщинами и детьми. Они с приступом идут против родины, штурмуют любые законы. И проклятый вор дает щедрую награду своим преторианцам. Остаётся только мстить за такой позор - разбивать грозным стихом новую империю и зверя, у которого на голове - золотая корона.


Однажды жил принц, который обнищал. Он обманным путем взял себе знаменитое имя. Как-то раз он устроил заговор, совершил «прекрасное злодейство», зашёл в Лувр в маске Наполеона... Смотрят бывшие древние вожди, великие диктаторы того века: на крыше храма появился мошенник в дырявых штанах. Это был не Цезарь, а просто Робер Макер. Он - персонаж из известной пьесы «Постоялый двор Адре». Это - цинично бахвалящийся тип грабителя и убийцы. Он схож с обезьяной, натянувшей на себя тигровую шкуру и занявшейся разбоем, пока охотник не остановит её. К приемышу эшафота тянутся те, кто всех хуже и более подлый. От них честный человек может только отшатнуться с брезгливостью. Они с рвением толкаются локтями, стремясь добраться ближе к престолу. И любого выскочку поддерживает его партия: за одним горой стали лакеи, за другим - продажные девушки. А мирные буржуи с недовольством брюзжат, как только им в руки попадалась вольная статья: конечно, Бонапарт - ничтожество, но зачем кричать про это на весь мир? Трусливая низость всегда считается отличной опорой для преступления. Пора обживаться в рабстве - кто разляжется на брюхе, тот и преуспеет. Всем обманщикам и бандитам будет место рядом с деньгами. А всех остальных ожидает тяжелая, безвыходная нищета. Но не следует обращаться к тени Брута: Бонапарт недостоин кинжала - его ждёт позорная смерть на столбе.


Народу не должен убить свирепого тирана, пусть он живёт, как отмеченный печатью Каина. Его помощники в мантиях судей ссылаются на точную смерть невиновных: на каторгу пойдёт супруга, принесшая на баррикаду мужу хлеб, старик, который дал приют изгнанникам. А алчные журналисты поют гимн, прикрываясь Евангелием: лезут в душу, но при этом выворачивают карманы. Вонючие листки услаждают святош и ханжей рассказами о чудесах, они продают евхаристию и превратили Божий храм в буфет. Но живые сражаются, неся в будущее огромную любовь или священную работу. Благодаря их подвижничеству сохранен ковчег завета. По непроглядной во мраке дороге бежит Грядущее с приказом, который начертан вечными буквами о том, что приближается суд Господень над ничтожной бандой, которая грабит и убивает.


Робер Макер надел на себя корону, сотворив сильный переполох на старом кладбище: все бандиты прошлых времён желают попасть на коронование своего собрата. А из Парижа началось сильное бегство: уходят в ссылку Разум, Мысль, Честь, Право, Поэзия. Осталось только Презрение. Тирана ожидает расплата за мучения и слезы, за смерть великой мученицы Полины Ролан. Это была чудесная женщина, носитель правды и добра, которая погибла в изгнании. мучительно терзает себя великая тень Наполеона: ни погибшая армии в снежных полях России, ни ужасное поражение в битве при Ватерлоо, ни одинокая смерть на острове Святой Елены - ничто не сравнится с распадом второй империи. Карлики и шуты за ноги стянули императора с трона властелина, чтобы предоставить ему роль царя в своём цирковом балагане. Произошло справедливое возмездие за переворот восемнадцатого брюмера. Поэтому шуты берут пример с великого титана.
Жалкое ничтожество теперь называется Наполеоном III. В ободранную карету запрягли Маренго и Аустерлиц. Европа сотрясается от смеха, хохочут Соединенные Штаты, утёсы вытирают слезы из-за того, что на трон воссел шут в объятиях с преступлением, а империя стала одним огромным притоном. Народ Франции, который когда-то развеял гранит тюрем и добился прав народам, теперь дрожит, как осиновый лист. Достоинство сохраняют только женщины.

Они казнят негодных людей улыбкой с презрением. И повсюду слышен громогласный звук поэта, ведь осторожность, такая низшая добродетельность трусов, не для него. Он слышит крик израненной родины, которая умоляет помочь ей. Самый страшный мрак предрекает рассвет: Франция, которая впряжена в телегу пьяного сатрапа, восстановится и получит крылья. Сгорбленный народ выпрямится и, стряхнув налипшую грязь теперешней помойки, предстанет во всей красе перед удивленным миром. Стены Иерихона падут под звуки труб Иисуса Навина. Мыслители, поочередно сменяя друг друга, ведут человеческий караван: за Яном Гусом последует Лютер, за Лютером последует Вольтер, а за Вольтером - Мирабо. И с каждым движением вперёд тьма рассеивается. Но время о времени из засады выползает Зло со своими ужасными последователями в виде шакалов, гиен и крыс. Разогнать этих зверей может только строгий властелин пустыни, лев. Народ похож на льва. Услышав его рычание, шайка мелких жуликов бросается врассыпную и исчезает навечно. Необходимо пережить постыженные годы, при этом, не запятнав себя. Бродяга не вернётся на родину-мать, пока в ней управляет цезарь самозванец. Если даже останется только тысяча, сотня или десяток упорных людей, но поэт всегда будет среди них. Ну, а если голос протеста умолкнет, тогда он и сам продолжит битву.


Священная мечта блестит вдалеке - нужно почистить к ней дорогу. В темноте засверкал багряный луч, звезда мировой Республики. Свободное человечество, наконец-то, станет одной семьёй, и по всей земле расцвет мир и свобода. Это неизбежно произойдет: не будет рабов и нищих, с неба будет литься любовь и благодать, святое дерево прогресса достигнет Америки и Европы. Может быть, люди не доживут до такого счастья: но и они, на мгновение пробудивших в своих могилах, будут радоваться таким прекрасным изменениям.

Краткое содержание сборника «Возмездиe» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Возмездиe». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

«Возмездие» Блока А.А.

Свои мысли о теснейшей и трагической связи человека с «мировым водоворотом» истории Блок попытался воплотить и в форме большой эпической поэмы «Возмездие», над которой он много работал в 1911 г. Сам он впоследствии сравнивал задуманное произведение с циклом романов Э. Золя «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи». Однако можно предположить, что большие творческие импульсы к созданию поэмы давал ему русский реалистический роман (не говоря уже о том, что сама поэтическая интонация «Возмездия» чрезвычайно, порой «опасно» — до полного подчинения — близка «онегинской»).

«Волнение идет от „Войны и мира” (сейчас кончил II том), — записывал Блок в 1909 г., — потом распространяется вширь и захватывает всю мою жизнь и жизнь близких и близкого мне». Здесь уже очерчивается некий тематический круг, в значительной мере совпадающий с автобиографической основой будущей поэмы. Особенно близкие ее замыслу размышления о романе из жизни русского дворянства есть в одной из любимых Блоком книг — «Подростке» Достоевского, где в связи с «Войной и миром» говорилось: «Внук тех героев, которые были изображены в картине, изображавшей русское семейство средневысшего культурного круга в течение трех поколений сряду и в связи с историей русской, — этот потомок предков своих уже не мог бы быть изображен в современном типе своем иначе, как в несколько мизантропическом, уединенном и несомненно грустном виде. Даже должен явиться каким-нибудь чудаком, которого читатель, с первого взгляда, мог бы признать за сошедшего с поля и убедиться, что не за ним осталось поле. Еще далее — и исчезнет даже и этот внук-мизантроп...»

Наиболее яркий образ незавершенной поэмы Блока — отец, талантливый, мятущийся, «демонический», вносящий в жизнь ближних муки и хаос, а под конец жизни опустившийся, озлобленный неудачник (первым стимулом к созданию «Возмездия» и явились впечатления от смерти отца поэта — профессора Варшавского университета Александра Львовича Блока). Во многом соответствует эскизному «сюжету будущего романа», набросанному Достоевским, и оставшаяся недорисованной фигура сына, в которой без труда угадывается сам автор.

Замечательно выразителен в поэме «исторический фон» — характеристика времени, взятого во всемирном масштабе. Истолкованные в символическом плане «природные знаки» — «пожары дымные заката», отмечавшиеся в начале века и А. Белым, «ужасный призрак» кометы Галлея, появившейся в 1910 г., разрушительное землетрясение в Мессине — сочетаются здесь с такими чертами наступившей эпохи, как «неустанный рев машины, кующей гибель день и ночь» (образ, находивший себе точное соответствие в публицистических статьях того времени о «могущественной индустрии, воспитанной войной и живущей для войны»), и «первый взлет аэроплана» — событие, отразившееся во многих стихах поэта (так, в «Авиаторе» предсказан «грядущих войн ужасный вид: ночной летун во мгле ненастной, земле несущий динамит»).

Глухие отголоски все убыстряющегося исторического потока начинают ощущаться уже и в судьбе изображенной в поэме дворянской семьи (в ней запечатлены многие черты Бекетовых), а впереди Блок предвидит трагический поворот русской жизни:

Так неожиданно сурова

И вечных перемен полна;

Как вешняя река, она