Расположить в правильной последовательности стадии развития конфликта. Какие есть стадии конфликта и зачем их знать? Основные виды социальных конфликтов

  • 5. Понятие конфликта, его сущность и структура.
  • 6. Позитивные функции конфликта.
  • 7. Негативные функции конфликта.
  • 8.Типология конфликта.
  • 9. Причины конфликта: объективные, субъективные.
  • 10. Характеристика этапов (стадий) развития конфликта.
  • 11. Структурная модель конфликта.
  • 12. Структура конфликта. Объективные и психологические составляющие конфликта.
  • 13. Структура конфликта. Объект, предмет конфликта.
  • 14.Структура конфликта. Прямые и косвенные участники конфликта.
  • 15.Динамика конфликта. Циклический конфликт.
  • 16.Динамика конфликта. Латентная стадия.
  • 17.Динамика конфликта. Инцидент.
  • 18. Динамика конфликта. Причины и формы эскалации конфликта.
  • 19.Динамика конфликта. Постконфликтный период.
  • 20.Ложный конфликт.
  • 21.Стратегии конфликтного: уклонение, уход от конфликта.
  • 22.Стратегии конфликтного: конфронтация, силовое решение.
  • 23.Стратегии конфликтного: сотрудничество.
  • 24.Стратегии конфликтного: уступки, приспособление.
  • 25.Стратегии конфликтного: компромисс.
  • 27.Пути завершения конфликта при вмешательстве третьих лиц.
  • 28.Компромисс и консенсус как способы разрешения конфликтов.
  • 29. Теории механизмов возникновения конфликтов.
  • 30. Конфликты и трансактный анализ.
  • 31. Стратегии поведения личности в конфликте. Двухмерная модель Томаса-Киллмена стратегии поведения в конфликте.
  • 32.Типы конфликтных личностей.
  • 33.Понятие конфликтогена, типология конфликтогенов.
  • 34. Функции третьей стороны в конфликте. Основные задачи посредника.
  • 35. Различные типы посредников.
  • 1.Политический конфликт: понятие и особенности.
  • 2.Классификация политических конфликтов.
  • 3. Причины политических конфликтов.
  • 4. Динамика политических конфликтов.
  • 5.Особенности политического конфликта. (см 1 вопрос)
  • 6. Функции политического конфликта.
  • 7.Политическая провокация как прием политического противоборства.
  • 8. Политический кризис. Типы политических кризисов.
  • 9. Военные способы урегулирования политических конфликтов и их последствия.
  • 10.Пути разрешения политического конфликта.
  • 11. Политический консенсус в системе государственно-общественных отношений.
  • 12. Методы разрешения политического конфликта.
  • 13.«Цветная революция» как метод политической борьбы.
  • 14. Юридический (правовой) конфликт: понятие и особенности.
  • 15. Структура юридического конфликта. Субъект, объект, границы.
  • 16. Стадии юридического (правового) конфликта.
  • 17. Типология юридических конфликтов.
  • 18.Типы конфликтов в нормативном правовом поле.
  • 19. Ложный юридический конфликт.
  • 20.Особенности разрешения конфликтов в области разделения властей.
  • 21. Арбитражный процесс и гражданское судопроизводство как способ урегулирования конфликта интересов.
  • 22. Конфликты, разрешаемые Конституционным Судом Российской Федерации.
  • 23. Конфликты в парламентской практике и способы их разрешения.
  • 24. Особенности судебного разрешения конфликтов.
  • 25. Роль государства в урегулировании юридических конфликтов.
  • 26. Трудовой конфликт: понятие и особенности.
  • 27. Основные причины трудового конфликта.
  • 28. Этапы возникновения трудового конфликта.
  • 29. Принципы рассмотрения трудовых споров.
  • 30. Пути разрешения трудового конфликта.
  • 31. Формы разрешения трудового конфликта.
  • 32.Организационно-управленческий конфликт: понятие и особенности.
  • 33. Роль руководителя в управлении конфликтами.
  • 34.Конфликты между различными структурами организации. Причины конфликтов в звене «руководитель – подчиненный».
  • 35. Этнический конфликт: понятие и особенности.
  • 10. Характеристика этапов (стадий) развития конфликта.

    Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии развития:

    1. Предконфликтная стадия - это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Но противоречия не всегда перерастают в конфликт. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряженности.

    Социальная напряженность тоже не всегда является предвестником конфликта. Это сложный социальный феномен, причины возникновения которого могут быть самые различные. Причины, вызывающие рост социальной напряженности: 1.Реальные ущемления интересов, потребностей и ценностей людей.

    2.Неадекватное восприятие изменений, происходящих в обществе или отдельных социальных общностях.

    3.Неверная или искаженная информация о тех или иных (реальных или мнимых) фактах, событиях и т. д.

    Социальная напряженность, по сути, представляет собой психологическое состояние людей и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер. Наиболее характерным проявлением социальной напряженности в этот период выступают групповые эмоции. Определенный уровень социальной напряженности в оптимально функционирующем обществе - естественная защитная и адаптивная реакция социального организма. Однако превышение оптимального уровня социальной напряженности может привести к конфликтам.

    Три фазы предконфликтной стадии :

      Возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта; рост недоверия и социальной напряженности; предъявление односторонних или взаимных претензий; уменьшение контактов и накопление обид.

      Стремление доказать правомерность своих притязаний и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми» методами; замыкание на своих собственных стереотипах; появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере.

      Разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; рост агрессивности; формирование «образа врага» и установка на борьбу.

    Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но сама по себе она может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того, чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.

    Инцидент - формальный повод, случай для начала непосредственного столкновения сторон. Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта, явиться результатом естественного хода событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая третья сила, преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте.

    Три варианта поведения конфликтующих сторон при появлении инцидента:

      Стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс.

      Одна из сторон делает вид, что «ничего особенного не произошло» (уход от конфликта).

      Инцидент становится сигналом к началу открытого противостояния. Выбор того или иного варианта во многом зависит от конфликтной установки (целей, ожиданий, эмоциональных ориентации) сторон.

    2. Стадия развития конфликта - начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Формы конфликтного поведения:

      активно-конфликтное поведение (вызов);

      пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);

      конфликтно-компромиссное поведение;

      компромиссное поведение.

    В зависимости от конфликтной установки и формы поведения сторон, конфликт приобретает логику развития. Развивающийся конфликт имеет тенденцию создавать дополнительные причины углубления и разрастания. Каждая новая «жертва» становится «оправданием» для эскалации конфликта. Поэтому каждый конфликт является в определенной степени уникальным. Три основные фазы:

      Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон. Борьба ведется пока ограниченными ресурсами и носит локальный характер. Происходит первая проба сил. На этой фазе еще существуют реальные возможности прекратить открытую борьбу и решить конфликт иными методами.

      Дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения своих целей и блокирования действий противника вводятся новые ресурсы сторон. Почти все возможности найти компромисс упущены. Конфликт становится все более неуправляемым и непредсказуемым.

      Конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств. На этой фазе конфликтующие стороны как бы забывают истинные причины и цели конфликта. Главной целью противоборства становится нанесение максимального урона противнику.

    3. Стадия разрешения конфликта . Длительность и интенсивность конфликта зависят от целей и установок сторон, ресурсов, средств и методов ведения борьбы, реакции на конфликт окружающей среды, символов победы и поражения, имеющихся (и возможных) способов (механизмов) нахождения консенсуса и т. д.

    На определенной стадии развития конфликта у противоборствующих сторон могут существенно измениться представления о возможностях своих и противника. Наступает момент переоценки ценностей, обусловленный новыми взаимоотношениями, расстановкой сил, осознанием реальной ситуации - невозможности достичь целей или непомерной ценой успеха. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений. Варианты развития событий :

      очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;

      борьба идет до полного поражения одной из сторон;

      борьба принимает затяжной, вялотекущий характер из-за недостатка ресурсов;

      стороны идут на взаимные уступки в конфликте, исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя;

      конфликт может быть остановлен под давлением третьей силы.

    Способы завершения конфликта:

      Устранение объекта конфликта.

      Замена одного объекта другим.

      Устранение одной стороны участников конфликта.

      Изменение позиции одной из сторон.

      Изменение характеристик объекта и субъекта конфликта.

      Получение новых сведений об объекте или создание дополнительных условий.

      Недопущение непосредственного или опосредованного взаимодействия участников.

      Приход участников конфликта к единому решению или обращение к арбитру при условии подчинения любому его решению.

    Переговоры - завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает проведение переговоров и юридическое оформление достигнутых договоренностей. Переговоры предполагают взаимный поиск компромисса конфликтующих сторон и включают возможные процедуры. Признание наличия конфликта.

    4. Послеконфликтная стадия . Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен.

    Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений:

      насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговорах достичь преследуемой цели;

      какими методами и способами велась борьба;

      насколько велики потери сторон (людские, материальные, территориальные и др.);

      насколько велика степень ущемленности чувства собственного достоинства той или иной стороны;

      удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональное напряжение сторон;

      какие методы были положены в основу переговорного процесса;

      насколько удалось сбалансировать интересы сторон;

      навязан ли компромисс одной из сторон или третьей силой, или явился результатом взаимного поиска решения конфликта;

      какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.

    Если стороны считают, что подписанные мирные соглашения ущемляют их интересы, то напряженность сохранится, а прекращение конфликта может восприниматься как временная передышка. Мир, заключенный вследствие обоюдного истощения ресурсов, также не всегда способен разрешить основные спорные проблемы.

    Послеконфликтная стадия знаменует новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде, новое видение существующих проблем и новую оценку своих сил и возможностей.

    "

    Время от времени мы ссоримся с родными, препираемся с коллегами, спорим с начальником. И делаем это с переменным успехом, потому что не задумываемся о логике разногласий. Этим профессионально занимаются конфликтологии. Чтобы облегчить себе работу, а простым людям жизнь, они буквально препарировали конфликтную ситуацию и разложили ее на 3 стадии конфликта.
    Конфликт – это многогранное, подвижное понятие. Как живой организм он развивается по своим законам. Выведенная закономерность поможет руководителям, сотрудникам, родителям, супругам оценить конфликтную ситуацию без искажения сути, страха перед ней, справиться с последствиями стресса и конструктивно разобраться в последствиях.

    Стадии конфликта.

    Стадия 1. Предконфликт.

    Конфликт даже еще не обозначился. Кто-то что-то сказал или не сказал, другой смолчал или не смолчал. В первого взгляда ничего не случилось. Но снежок, из которого потом сформируется лавина, уже слепился. Между будущими участниками столкновения постепенно назревает напряжение. Если не делать вид, что ничего не происходит, на этой стадии ситуацию еще можно обезвредить «малой кровью». Пренебрежение от не убережет. Но ситуация будет развиваться сама по себе без участия оппонентов.

    Постепенно атмосфера накаляется до такой степени, что достаточно мелочи: взгляда, слова, жеста, чтобы разразилась буря.

    Стадия 2. Конфликт.

    Стадия 3. Постконфликт.

    Участники столкновения анализируют полученный результат и сравнивают его со своими ожиданиями. Ожидания оправдались? Отношение к произошедшему вселяет оптимизм. Неоправданные ожидания становятся поводом для «конфликтофобии». Конфликтная ситуация может привести к полному разрушению отношений или укрепить их. Разрушение отношений часто становится первой стадией нового конфликта. Укрепление отношений позволяет сделать вывод: не все так плохо в ссоре, если после нее можно классно помириться.

    Но конфликт не просто так называют живым организмом. Он растет, питается эмоциями участников, создает некий для развития, переживает рост и спад энергии. Было бы совсем просто поделить такую сложную систему только на 3 стадии. Чтобы получше изучить и понять энергетику столкновения, конфликтологи разделили стадии развития конфликта на несколько этапов:

    • Стадия предконфликта делится на 2 этапа: зарождение, созревание;
    • Стадия конфликта делится на 3 этапа: инцидент, конфликт, развитие ситуации;
    • Стадия постконфликта состоит из 1 этапа: последствий конфликта.

    Даже тогда, когда кажется, что все вышло из-под контроля, можно подключить , здравый смысл и перейти к сотрудничеству вместо бесконечной вражды.

    Этапы развития конфликта.

    Этап 1. Зарождение конфликта или «ничто не предвещало беды».

    Чтобы распознать конфликт на начальном этапе нужна сверхинтуиция или многолетний опыт работы конфликтологом. На самом старте можно урегулировать ситуацию простыми способами. Когда на саму конфликтную ситуацию еще не потрачено время, не сформировались силы оппозиции, не привлечены участники со стороны. Лучшим способом урегулирования может стать простой разговор между сотрудниками, супругами, родителями, детьми. Он уменьшит разрушительные силы и приведет к конструктивному решению назревающей конфронтации.

    Этап 2. Созревание или «поиски союзников».

    На этом этапе оппоненты уже четко определяют сферу спорной ситуации: работа, дружба, семья, отношения, власть, деньги, секс и так далее. Одновременно проводится предварительная работа по сбору информации, обозначению союзников. Идут активные переговоры по поиску людей, который симпатизируют или не симпатизируют оппоненту. Постепенно сформировавшиеся группы концентрируются, набираются энергии. Одновременно могут происходить мелкие стычки, но до глобального столкновение еще не доходит. Лучший способ урегулирования – это вмешательство авторитетной стороны, которая поможет сторонам встретиться и договориться.

    Например: вялотекущие ссоры между разными отделами на предприятии иногда длятся годами. За это время сотрудники больше озабочены взаимными обвинениями, обсуждением недостатков друг друга, нежели работой. В интересах руководителя – собрать оппонентов в одном кабинете, дать высказаться, подискутировать и разойтись по своим делам до того как разногласия приведут к массовому увольнению или открытому саботажу.

    Этап 3. Инцидент или «спущенный курок».

    К сожалению, иногда участники начинают распознавать конфликт только на этом этапе. Когда уже четко распределены роли «жертвы», «палача», «судьи», «базарной бабы», «миротворца», «козла отпущения» и другие. Как бы аккуратно не вела себя оппозиция, щелчком станет невымытая чашка, неправильная цифра после запятой в отчете, любое замечание. В итоге мелкий камушек приведет к обвалу породы. Лучшее, что можно сделать на этом этапе – сконцентрироваться на причине размолвки, а не на «мелком камушке».

    Например: жена недовольна заработками мужа, муж постоянно критикует ее манеру вести хозяйство. Но причиной скандала становится плохая оценка в дневнике ребенка. Ребенок становится не только «камушком», но и «козлом отпущения». Супругам стоит вовремя понять причину недовольства, не срываться на детях, а поговорить обо всем наедине.

    Этап 4. Конфликт или столкновение.

    Именно на этом этапе проявляется агрессия, хамство, – все те признаки конфликта, благодаря которым многие получают негативный опыт и конфликтобоязнь. Но во время столкновения происходит обмен информацией. В коллективе можно узнать о недочетах работы или организации труда, в семье – вскрыть причины недовольства, которые замалчиваются месяцами. Лучшее, что можно сделать в данной ситуации – помнить, что лучшим исходом ссоры считается мир.

    Этап 5. Развитие конфликта или выбор тактики.

    На этом этапе предмет спора остается неизменным, но меняется поведение оппонентов. Могут даже перераспределиться роли. И вот уже нападавший сам становится объектом критики. Когда пик напряжения и агрессии спадает, оппоненты пытаются завершить ссору просто потому, что ситуация для них неприятна. Лучшее, что можно сделать, это подключить логику, рассудительность, вежливость, такт и выяснить отношения до конца.

    Например: неприкрытое хамство, фразы «вы грубый человек» или «ты обманщик» переведут конфликт в плоскость выяснения отношений, а изначальная причина так и останется за кадром. Поэтому стоит не поддаваться на провокацию оппонента и пытаться докопаться до истины.

    Этап 6. Постконфликтная ситуация или «переваривание» последствий.

    На этом этапе можно пересмотреть не только исход столкновения, но и проанализировать свое поведение по горячим следам. Если вы недовольны исходом столкновения, можно, конечно, кипеть от негодования и продолжать мысленно ругаться с оппонентом, придумывать все новые аргументы. Но лучше – вспомнить, где именно вы «дали слабину». Если вы добились, чего хотели, стоит насладиться триумфом и дать себе возможность «переварить» ситуацию, как вкусную конфету. Лучшее, что можно сделать в этот момент – не ругать и не превозносить себя при любом исходе, а прислушаться к своим ощущениям.

    Например: вы выиграли спор, доказали свою правоту. Но где-то внутри «грызет совесть». Возможно, играли непорядочно, разрушили отношения или обидели человека.

    Если рассматривать стадии конфликта как обычную теорию, то в этой информации мало пользы. Стоит примерить их к конкретной проблеме. Постепенно наработается собственная стратегия поведения и выхода из конфронтации, возможность критически мыслить даже во время инцидента и открыто высказывать недовольство действием оппонента.

    смешенный конфликт - конфликт, возникший на ложном основании, когда истинная причина конфликта скрыта

    неверно приписанный конфликт - это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие отношения к конфликту.

    Если за основание классификации берется психическое состояние сторон и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делят на рациональные и эмоциональные. В зависимости от целей конфликта и его последствий конфликты подразделяют на позитивные и негативные, конструктивные и деструктивные.

    Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии развития: предконфликтную, собственно конфликт (стадию развития конфликта), стадию разрешения конфликта, послеконфликтную стадию:

    Предконфликтная стадия

    Конфликту предшествует предконфликтная ситуация. Это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые противоположности интересов, целей, ценностей и т. д., ведут к обострению социальной напряженности и конфликтам.

    Социальная напряженность тоже не всегда является предвестником конфликта. Это сложный социальный феномен, причины возникновения которого могут быть самые различные. Вот некоторые наиболее характерные из причин, вызывающих рост социальной напряженности:

    а) реальные «ущемления» интересов, потребностей и ценностей людей;

    б) неадекватное восприятие происходящих в обществе или отдельных социальных общностях изменений;

    в) неверная или искаженная информация о тех или иных (реальных или мнимых) фактах, событиях и т. д.3

    Социальная напряженность по сути представляет собой психологическое состояние людей и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер. Наиболее характерным проявлением социальной напряженности в этот период являются групповые эмоции.

    Одним из ключевых понятий в социальном конфликте является также «неудовлетворенность». Накопление неудовлетворенности существующим положением дел и ходом развития событий ведет к росту социальной напряженности.

    Предконфликтную стадию можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон:

    Возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта; рост недоверия и социальной напряженности; предъявление односторонних или взаимных претензий, уменьшение контактов и накопление обид;

    — стремление доказать правомерность своих притязаний и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми» методами; замыкание на своих собственных стереотипах; появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере;

    — разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; рост агрессивности; формирование образа «врага» и установка на борьбу.

    Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но сама по себе конфликтная ситуация может существовать длительный период времени и не перерастать в конфликт. Для того, чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.

    Инцидент - это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон. Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта. Инцидент может также явиться результатом естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья сила», преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте.

    Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество. В сложившейся ситуации возможны три основных варианта поведения конфликтующих сторон:

    Стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс;

    Одна из сторон делает вид, что «ничего особенного не произошло» (уход от конфликта);

    Инцидент становится сигналом к началу открытой противостояния.

    Выбор того или иного варианта во многом зависит от конфликтной установки (целей, ожиданий) сторон.

    Стадия развития конфликта

    Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Выделяют несколько форм конфликтного поведения:

    а) активно-конфликтное поведение (вызов);

    б) пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);

    в) конфликтно-компромиссное поведение;

    г) компромиссное поведение.

    В зависимости от конфликтной установки и формы конфликтного поведения сторон конфликт приобретает свою собственную логику развития. Развивающийся конфликт имеет тенденцию создавать дополнительные причины своего углубления и разрастания.

    Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта:

    1. Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон. Борьба ведется пока ограниченными ресурсами и носит локальный характер. Происходит первая проба сил. На этой фазе еще существуют реальные возможности прекратить открытую борьбу и решить конфликт иными методами.

    2. Дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения своих целей и блокирования действий противника вводятся все новые и новые ресурсы сторон. Почти все возможности найти компромисс упущены. Конфликт становится все более неуправляемым и непредсказуемым.

    3. Конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств. На этой фазе конфликтующие стороны как бы забывают истинные причины и цели конфликта. Главной целью противоборства становится нанесение максимального урона противнику.

    Стадия разрешения конфликта

    Длительность и интенсивность конфликта зависят от многих факторов: от целей и установок сторон, от имеющихся в их распоряжении ресурсов, от средств и методов ведения борьбы, от реакции на конфликт окружающей среды, от символов победы и поражения, от имеющихся и возможных способов (механизмов) нахождения консенсуса и т. д.

    На определенной стадии развития конфликта у конфликтующих сторон могут существенно измениться представления о своих возможностях и о возможностях противника. Наступает момент «переоценки ценностей», обусловленный новыми, возникшими в результате конфликта отношениями, новой расстановкой сил, осознанием невозможности достичь целей или непомерной цены успеха. Все это стимулирует изменение тактики и стратегии конфликтного поведения. В этой ситуации одна или обе конфликтующие стороны начинают искать пути выхода из конфликта и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.

    На стадии разрешения конфликта возможны следующие варианты развития событий:

    1) очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;

    2) борьба идет до полного поражения одной из сторон;

    3)недостаток ресурсов борьба принимает затяжной, вялотекущий характер;

    4) исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя, стороны идут на взаимные уступки в конфликте;

    5) конфликт может быть также остановлен под давлением третьей силы.

    Социальный конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся очевидные, четкие условия его прекращения. В конфликте такие условия могут быть определены еще до начала противоборства (например, как в игре, где существуют правила ее завершения), а могут быть выработаны и взаимно согласованы уже в ходе развития конфликта. Но могут возникать дополнительные проблемы его завершения. Существуют также абсолютные конфликты, в которых борьба ведется до полного уничтожения одного или обоих соперников.

    Существует много способов для завершения конфликта. В основном они направлены на изменение самой конфликтной ситуации либо путем воздействия на участников конфликта, либо путем изменения характеристики объекта конфликта, либо иными способами.

    Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает проведение переговоров и юридическое оформление доступных договоренностей. В межличностных и межгрупповых конфликтах результаты переговоров могут иметь форму устных договоренностей и взаимных обязательств сторон. Обычно одним из условий для начала переговорного процесса является временное перемирие. Но возможны варианты, когда на стадии предварительных договоренностей стороны не только не прекращают «боевых действий», но идут на обострение конфликта, стремясь упрочить свои позиции на переговорах. Переговоры предполагают взаимный поиск компромисса конфликтующими сторонами и включают следующие возможные процедуры:

    Признание наличия конфликта;

    Утверждение процедурных правил и норм;

    Выявление основных спорных вопросов (оформление протокола разногласий);

    Исследование возможных вариантов решения проблем;

    Поиск соглашений по каждому спорному вопросу и урегулированию конфликта в целом;

    Документальное оформление всех достигнутых договоренностей;

    Выполнение всех принятых взаимных обязательств.

    Переговоры могут отличаться друг от друга как уровнем договаривающихся сторон, так и существующими между ними разногласиями. Но основные процедуры (элементы) переговоров остаются неизменными.

    Послеконфликтная стадия

    Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений:

    ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]
    перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

    Динамика конфликта

    Важной характеристикой конфликта является его динамика.

    Динамика конфликта как сложного социального явления находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.

    Этапы конфликта – отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.

    1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

    2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

    3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

    4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

    5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

    Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

    Основными фазами конфликта являются:

    1) начальная фаза;

    2) фаза подъема;

    3) пик конфликта;

    4) фаза спада.

    Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически.

    Например, после фазы спада в 1–м цикле может начаться фаза подъема 2–го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3–й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. Описанный процесс можно изобразить графически (рис. 2.3):

    Взаимосвязь фаз и этапов конфликта, а также возможности менеджера по его разрешению отражены в табл. 2.3.

    Рис. 2.3. Фазы конфликта

    Таблица 2.3. Соотношение фаз и этапов конфликта

    Также выделяют следующие три основные стадии развития конфликта:

    1) латентную стадию(предконфликтная ситуация),

    2) стадию открытого конфликта,

    3) стадию разрешения (завершения) конфликта.

    На скрытой (латентной) стадии возникают уже все основные элементы, образующие структуру конфликта, его причины и главные участники, т.е. налицо основная база предпосылок для конфликтных действий, в частности, определенный объект возможного противостояния, наличие двух сторон, способных одновременно претендовать на этот объект, осознание одной или обеими сторонами ситуации как конфликтной.

    На этой “инкубационной” стадии развития конфликта могут предприниматься попытки решить вопрос полюбовно, например отменить приказ о дисциплинарном взыскании, улучшить условия труда и т.п. Но при отсутствии положительной реакции на эти попытки конфликт переходит в открытую стадию.

    2. Признаком перехода скрытой (латентной) стадии конфликта в открытую является переход сторон к конфликтному поведению. Как отмечалось выше, конфликтное поведение представляет собой выраженные вовне действия сторон. Их специфика как особой формы взаимодействия состоит в том, что они направлены на блокирование достижения противником его целей и осуществление своих собственных целей. Другими признаками конфликтных действий являются:

    • расширение числа участников;
    • нарастание числа проблем, образующих комплекс причин конфликта, переход от деловых проблем к личностным;
    • смещение эмоциональной окраски конфликтов сторону темного спектра, негативных чувств, таких, как неприязнь, ненависть и т.п.;
    • возрастание степени психической напряженности до уровня стрессовой ситуации.

    Вся совокупность действий участников конфликта на его открытой стадии характеризуется терминам эскалация, под которым понимаются интенсификация борьбы, нарастание разрушительных действий сторон друг против друга, создающих новые предпосылки для негативного исхода конфликта.

    Последствия эскалации, целиком зависящие от позиции сторон, особенно той, которая имеет большие ресурсы, силы, могут быть двух видов.

    В случае несовместимости сторон, стремления к уничтожению другой стороны последствия открытой стадии конфликта могут быть катастрофическими, привести к развалу добрых отношений или даже к уничтожению одной из сторон.

    Выделяют несколько стадий конфликтной ситуации – динамика С.К. – процесс изменения и развития конфликта.

    1. ПРЕДКОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ. Рассматриваются ситуации на кануне конфликта. Предпосылки: интриги, слухи. Намечаются противоречия, но столкновения нет.

    2. СОБСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ И ЕГО ЭТАПЫ.

    — Этап открытого противоборства:

    — инцидент (начало конфликта),

    — случай (имитирующий конфликт) стычка, стороны делятся на своих и чужих. Возникает непонятная ситуация. Возможно решить конфликт мирным путем.

    — Эскалация, действия направлены на достижения целей, установка на борьбу. Создается негативный образ врага. Демонстрируется сила в целях устранения оппонента, используется насилие.

    — Расширение и поведение конфликта.

    3. ЗАВЕРШЕНИЕ.

    Характерно ослабление одной или двух сторон, когда исчерпаны ресурсы.

    Основные стадии развития конфликта

    Осознание бесперспективности. Преобладание одной из сторонни ее возможность подавить оппонента. Появление третьей стороны способной подавить противостояние.

    1. Управление социальными конфликтами. Способы их разрешения..

    Если конфликт игнорировать или разрешать его словесно, он будет развертываться стихийно объединяясь с другими конфликтами и завершится разрушением. Под управлением понимается подавление С.К. в интересах общества в целом или отдельного субъекта. В широком смысле управление конфликтом, связано с воздействиями на конфликт.

    1) предупреждение о К. т.е. не допустить его развертывание.

    2) Профилактика, т.е. преодоление противоречий.

    3) Предотвращение, устранение причин противостояний. Если не удается «задушить конфликт», то задача сводится к локализации противоборства.

    4) Регулирование динамики К. т.е. устранение и разрешение К. Устранение предполагает:

    — победу одной стороны, и уничтожение другой.

    — уничтожение обеих сторон;

    — перерастание одного конфликта в другой.

    Методы разрешения:

    — сглаживание (убеждение);

    — быстрое разрешение, за короткие сроки;

    — метод скрытых действий;

    — метод компромисса (путем переговоров);

    — сотрудничество;

    — метод насилия (навязывание одной из сторон своей позиции).

    ⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

    Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 155 | Нарушение авторского права страницы

    Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

    Стадии развития конфликта

    Процесс развития конфликта проходит несколько стадий, каждая из которых может отличаться напряженностью между конфликтующими и степенью изменения их отношений друг к другу.

    Некоторые авторы предлагают рассматривать целостно конфликт и процесс его разрешения, выделяя при этом следующие моменты: 1) предконфликтная стадия; 2) собственно конфликт; 3) разрешение конфликта; 4) послеконфликтная стадия .

    Несколько иного подхода к развитию конфликта придерживается В.Ю. Питюков, описывающий именно стадии конфликта.

    На первой стадии хотя бы у одного из партнеров возникает недовольство , т.е. ощущение неудовлетворенности чем-то или кем-то. Оно может выражаться недовольными взглядами, соответствующей мимикой, интонацией голоса, позой и, конечно же, словами несогласия, отрицания, раздражения или эдакого бурчания. При этом знаки недовольства могут и не доходить до партнера, не задевать его.

    Стадии развития конфликта

    На этой стадии происходит своеобразное личное возбуждение одного из потенциальных участников конфликта (а возможно, что и обоих участников), являющееся признаком того, что между субъектами назревает противоречие. Недовольство может длиться довольно долго и необязательно развиться в обострение отношений. Особенно если партнеры не имеют возможности выразить свое состояние непосредственно или через посредников друг другу.

    Однако если партнеры получают возможность для взаимного предъявления своего недовольства, то наступит новая стадия — разногласие , т.е. разные гласы, различные голоса. На этой стадии субъекты предъявляют друг другу свои различные мнения и будут, прежде всего, заботиться о том, чтобы их мнения, их взгляды были высказаны партнеру, доведены до него.

    Если каждая из сторон проявляет настойчивость, то разногласие перерастает в противодействие , т.е. действие, создающее помеху действию партнера. Здесь любые доводы и аргументы противоположной стороны будут натыкаться на своеобразные препятствия в виде язвительных реплик, контраргументов и примеров решения конфликтного вопроса в свою пользу.

    В случае неспособности найти способы примирения конфликт может затянуться и перейти в стадию противостояния . Стоя на своем, каждая из сторон будет демонстрировать непоколебимость своей позиции, свою особую "принципиальность". "Все равно будет по-моему!", "Ни за что не уступлю!", "Пусть я потеряю то-то и то-то, но я ему докажу" — примерно такие "формулы самовнушения" довольно часто используют партнеры. Подобное упрямство свидетельствует о еще большем нарастании напряженности между субъектами, которые все упорнее загоняют себя в безвыходное положение.

    Противостояние часто перерастает в противоборство , т.е. в борьбу против кого-то или чего-то. Стремясь достигнуть своих интересов, субъекты не стесняются в выборе способов подавления своего противника, пуская в ход всевозможные словесные оскорбления, применение физической силы.

    Противоборство сторон может перерасти в одну из двух форм: разрыв отношений или принуждение . Разрыв отношений, как правило, происходит, когда соперники обладают примерно одинаковыми силами либо занимают равные позиции. Если же один из соперников значительно превосходит другого, то их противоборство заканчивается принуждением более слабой стороны.

    Например, конфликт между двумя учениками, не желающими идти на примирение, обычно завершается разрывом их отношений, поскольку каждый из них имеет практически одинаковый статус в школе.

    Конфликт между директором и учителем либо между директором и учеником может завершиться принуждением со стороны директора, который обладает большими, нежели учитель и ученик, "рычагами" воздействия на своих подчиненных.

    Рассмотренные формы развития конфликта иногда представляют в виде своеобразной "лесенки" конфликта :

    • разрыв или принуждение
    • противоборство
    • противостояние
    • противодействие
    • разногласие
    • недовольство

    Чем выше конфликтующие стороны поднимаются по этой "лесенке", тем больше нарастает напряженность в их отношениях, тем ближе они к разрыву отношений между собой. Это тот случай, когда развитие конфликта идет по деструктивному пути.

    ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

    Причины возникновения конфликтов в процессе общения. Этапы развития конфликтов

    ⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 28Следующая ⇒

    Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

    Основу любого конфликта составляет ситуация, включающая противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо спорные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах или несовпадение интересов, желаний, наконец, удерживает субъектов возможного конфликта и его объект. Однако для того чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.

    В современной психологии выделяют ряд основных элементов конфликта:

    стороны (участники, субъекты) конфликта;

    условия прохождения конфликта;

    образы конфликтной ситуации;

    возможные действия участников конфликта.

    Причины конфликтов

    В основном основные причины возникновения конфликтов — это разные аксиологические (ценностные) установки коммуникантов. А.П. Егидес предлагает определять два основных типа коммуникативного поведения — конфликтогенных и синтонных.

    Конфликтогенное поведение провоцирует конфликт, который возникает, когда потребности одного человека мешают удовлетворению потребностей другого.

    Конфликтогенные ситуации возникают на каждом шагу. Например, двое разговаривают, подходит третий. Собеседники умолкли (конфликтогенная ситуация) или включили его в свой разговор (синтонная ситуация).

    Или: я даю человеку совет, когда она меня просит (синтонно ситуация) я даю совет, когда она этого у меня не просит (конфликтогенна ситуация). Когда с вами переходят на «ты» без разрешения, это может стать началом конфликтной ситуации — там, где люди чувствуют равными, скажем, в очереди («я с тобой свиней не пас!"). Но даже если вы должны терпеть такое хамство со стороны или начальника, то искреннего друга, в вашем лице он, согласитесь, не приобретет себе единомышленника. Правильным путем до начала конфликта является притворно доброжелательные фразы вроде «Как бы это вам объяснить?», «Ты не понимаешь …».

    Немало конфликтов возникает из-за того, что люди по-разному понимают одно и то же слово или болезненно воспринимают логические и языковые ошибки (нелогичность изложения или употребление слова в неверном смысле). В свое время известный философ Б. Рассел создал «семантическую философию»: она утверждала, что все конфликты, вплоть до войн включительно, возникают исключительно из-за неадекватного восприятия и толкования чужого языка и чужих слов. Например, в украинском, русском и польском языках существует различное семантическое насыщение слова «жалко». В украинском и польском языках «сожаление» — это эмпатия, понимание проблем собеседника как собственных. В русском же языке слово «пожалеть» воспринимается как унижение.

    Особенно горячо разгорается конфликт, когда наблюдается вербальная агрессия — недвусмысленные образы и унижения собеседника или одиозное отрицание его утверждений (особенно без аргументации). Если вы хотите быть благородным, никогда не надо опускаться в конфликте к такого рода вещам.

    Однако для создания конфликтогенной ситуации не надо особых обидных слов. Нейтральное слово или предложение могут создать как синтонно, так и конфликтогенную ситуацию, если включаются невербальные факторы. Например, «спасибо» можно сказать таким ледяным тоном, что у собеседника пропадет всякое желание продолжать разговор. Таким образом, кофликтогенные ситуации формируются не только в русле собственно речевой деятельности. Скажем, демонстративно не замечать или не слушать человека, когда он к вам обращается, не отвечать на приветствие (такая себе примитивная имитация «аристократизма», как его себе представляет данный субъект) — конфликтогенная ситуация. И даже такой фактор, как угрюмое выражение лица, тоже может привести к ссоре.

    Синтонное поведение (от лат. «Тон» — «звук») — это поведение, которое соответствует ожиданиям собеседника. Это любые формы благодарности, улыбки, дружеские жесты и т.д. — то, что в упоминавшейся выше методике нейролингвистического программирования (НЛП) называется «подстройкой" под собеседника. Пример: жена разбила чашку, я, человек, виню ее — и это конфликтогенна ситуация, но если я виню себя в том, что собственноручно поставил чашку на край стола, — это ситуация синтонная.

    Большинство людей в большинстве случаев придерживаются нейтральной поведения. Так, если взять выполнение требований закона, здесь можно выделить 3 варианта поведения: не обязан, а сделал (синтонно) обязан, а не сделал (конфликтогенная) обязан и сделал (нейтральная). Соблюсти нейтральную линию не всегда удается: например, только моральный урод, может спокойно слушать, как оскорбляют близкого ей человека.

    Этапы развития конфликта

    Первый этап — зарождение. Характеризуется аморфностью, всеобщностью и включенностью во все многообразные отношения между субъектами. Противоречия на этом этапе существуют потенциально. Они заключены в разных и даже противоречивых ценностях, нормах, потребностях, знаниях и т.п. Есть точка отсчета, вокруг которой в дальнейшем может развиваться конфликт; это общий интерес, новые связи, отношения, общее пространство и т.п. Поэтому любой человек является потенциальным противником в будущем конфликте.

    Второй этап – созревание.

    Стадии развития конфликта:

    Из многочисленных связей и отношений субъект начинает выбирать те, которые он считает приемлемыми или неприемлемыми. Это может быть все что угодно: работа, секс, форма поведения, деньги, власть, процесс познания и т.п. Конкретно выделяется субъект (группа) как носитель той или иной притягательной или отталкивающей черты, и вокруг него начинает концентрироваться определенная информация. Идет поиск людей, симпатизирующих конкретной группе или человеку. Второй этап характеризуется:

    Выделением конкретного оппонента;

    Накапливанием определенной негативной информации о субъекте;

    Четким выделением сферы конфликтной ситуации;

    Концентрацией групп сторонников и противников;

    Усилением и осознанием психологического напряжения между оппозициями.

    Третий этап – инцидент. Часто перед ним наблюдается некоторое затишье, выжидание. Выделяются позиции «провокатора», «жертвы», «судьи», «базарной бабы», борца за справедливость». Как бы осторожно ни вела себя оппозиция, повод для инцидента найдется. Это может быть все, что угодно: не тем тоном сказано, не так взглянул, не предупредил или наоборот накричал, сделал замечание – это лишь «зацепка». Сам инцидент – «мелкий камешек», могущий вызвать обвал, приведя в действие всю мощь стихии. Его фиксация не позволяет увидеть основные противоречия и предмет конфликта между субъектами, однако он является отправной точкой для столкновения. Участники ситуации созрели для открытого противостояния, и начинается столкновение, т.е. конфликт.

    Четвертый этап – столкновение (конфликт). Его можно сравнить со взрывом, в результате которого на поверхность выбрасывается как»пустая» порода, так и «ценная». Прямое столкновение проявляется на нескольких уровнях: эмоционально – психологическом, физическом, политическом, физическом, политическом, экономическом и т.д.

    Требования, претензии, обвинения, эмоции, стрессы, скандалы вызывают борьбу, противостояние и конфронтацию. Способность определить «ценную породу» от «пустой» зависит от того, по какому пути пойдет конфликт: рациональному или иррациональному. Этот этап характеризуется:

    Ярко выраженными противостояниями;

    Выделением предмета конфликта, осознанного субъектами;

    определением масштаба и границ конфликта;

    Появлением третей стороны (наблюдателей, групп поддержки, и пр.);

    Определением масштаба и границ конфликтной ситуации;

    Предъявлением средств управления и манипулирования субъектами в конфликте;

    Появлением факторов, подтверждающих необходимость столкновения.

    Конфликт становится событием для окружающих, его видят, о нем говорят, к нему вырабатывается определенное отношение.

    Пятый этап – развитие конфликта. Говоря о развитии мы имеем в виду изменение некоторых элементов и характеристик, которые присутствуют в ситуации, а также факторов, оказывающих то или иное влияние на конфликт. На этом этапе есть факторы, которые не развиваются и не меняются, т.е. статичны, постоянны: предмет конфликта; социальные факторы; базовые ценности; стратегические цели.

    Элементы, которые частично меняются: связи и отношения между субъектами (группами); интерпретация фактов; интересы; потребности; тактические задачи; представления о конфликте, субъектах отношениях. Элементы, которые могут быть заменены другими: смысловой контекст; позиции, роли; средства борьбы; социальные нормы, принципы взаимодействия; реакции; чувства; эмоции. Именно здесь происходит развитее конфликта. Действия конфликтующих сторон определяются этими элементами.

    Шестой этап – пост конфликтная ситуация, последствия конфликта. С точки зрения выделения этапов конфликта необходимо отметить, что часто конфликтующие стороны начинают осознавать ситуацию с третьего и четвертого этапов, когда конфликт созрел и многие процессы вышли из под контроля. Иными словами субъекты, уже находятся внутри конфликта и действуют в соответствии с его логикой борьбы и противостояния, уничтожения и подавления.

    На основании выделения этапов развития конфликтной ситуации и выделения специфических характеристик можно;

    Сформулировать задачи для осуществления целенаправленного вмешательства в конфликты на разных этапах;

    Применять закономерности в практике управления и в учебном процессе;

    Применять схему для диагностики конфликтной ситуации;

    Профессионально управлять конфликтной ситуацией посредством изменения основных характеристик и элементов;

    Профессионально «встраиваться в конфликт» с целью управления ситуацией изнутри и т.д.;

    Таким образом, методически «расщепляя» конфликт и определяя место конфликта, мы строим некоторую конструкцию, позволяющую приблизиться к богатству содержания и распознать тончайшие нюансы этого социального феномена.

    ⇐ Предыдущая14151617181920212223Следующая ⇒

    1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.2

    2. Понятие конфликта

    Что такое социальный конфликт? . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.3

    Субъекты и участники конфликта. . . . . . . . . . . . . . . . .стр.3

    Объект конфликта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.4

    3. Основные виды социальных конфликтов

    Конфликт потребностей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.5

    Конфликт интересов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.6

    Ценностный конфликт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.7

    4. Типы социальных конфликтов

    Внутриличностные конфликты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.7

    Межличностные конфликты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.10

    Конфликты между личностью и группой. . . . . . . . . . . . стр.13

    Межгрупповые конфликты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.15

    5. Основные стадии развития конфликтов

    Предконфликтная стадия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.17

    Стадия развития конфликта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.18

    Стадия разрешения конфликта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.19

    Послеконфликтная стадия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр.21

    6. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.22

    7. Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.24

    Введение

    Возможность возникновения конфликта существует во всех сферах жизни общества. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, побуждений, желаний, стилей жизни, интересов, личностных особенностей. Известный философ и социолог Макс Вебер был убежден, что социальный конфликт – вездесущ, и каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом.

    В нашей стране сложилась традиция объяснения социальных конфликтов через объективное противоречие интересов больших социальных групп, которые диктуют сторонам логику, продолжительность, степень напряженности борьбы за удовлетворение насущных потребностей. Но не следует объективные противоречия социальных групп отождествлять с конфликтами. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов, как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость интересов, целей.

    Об актуальности темы свидетельствует тот факт, что столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Поэтому, чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, необходимо знать, что такое конфликт и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

    Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания - конфликтологии.

    Перед конфликтологией поставлены многие вопросы, но самые важные из них: возможно ли существование общества без конфликтов? Является ли конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняющегося поведения индивидов и групп, аномалий в общественной жизни или же это нормальная, необходимая форма социального взаимодействия между людьми?

    Некоторые социологи марксистской ориентации придерживаются мнения, что конфликт всего лишь временное состояние общества, которое может быть преодолено рациональными средствами и, следовательно, возможно достижение такого уровня общественного развития, когда социальные конфликты исчезнут.

    Большинство же социологов немарксистской ориентации склоняются к мнению, что существование общества без конфликтов невозможно. Они поддерживают давнюю философскую традицию, согласно которой конфликт является неотъемлемой частью бытия, главным двигателем общественного развития. А это значит, что конфликт это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождая социальные изменения различного масштаба.

    Понятие конфликта

    Что такое социальный конфликт?

    «Понятием «социальный конфликт» объединяются те ситуации, в которых интересы индивидов не совпадают, и, защищая эти интересы, они сталкиваются друг с другом».

    Слово «конфликт» (от лат.- confliktus) означает столкновение (сторон, мнений, сил). Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы нашей жизни. Например, конфликт по поводу материальных ресурсов, ценностей и важнейших жизненных установок, по поводу властных полномочий, по поводу личностных различий и т. д. Таким образом, конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального воздействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Однако конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга.

    Итак, социальный конфликт - это борьба социальных общностей с противоположными интересами за доминирующие социальные статусы в общественной системе.

    Субъекты и участники конфликта

    Понятия «субъект» и «участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект - это «активная сторона», способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами. Участник конфликта может сознательно, или не вполне сознавая цели и задачи противостояния, принять участие в конфликте, а может быть случайно или помимо его (участника) воли вовлеченным в конфликт. Следовательно, субъект конфликта, вступая в противоборство, сознательно преследует и отстаивает свои цели и интересы. В ходе развития конфликта статусы «участников» и «субъектов» могут меняться местами.

    Также необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта. Последние представляют собой определенные силы, преследующие в предполагаемом или реальном «чужом» конфликте свои личные интересы. Косвенные участники могут:

    Провоцировать конфликт и способствовать его развитию;

    Содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению;

    Поддерживать ту или иную сторону конфликта или обе стороны одновременно.

    В социологии конфликта часто используется понятие «сторона конфликта». Это понятие может включать в себя как прямых, так и косвенных участников конфликта. Иногда косвенных участников за их особый интерес в конфликте называют «третьей стороной» или «третьим участником».

    Нередко возникает ситуации, когда достаточно сложно определить непосредственных субъектов конфликта. Ярким примером служит этнополитические конфликты (чеченский или осетино-ингушский), когда непросто ответить на вопрос, кто же представляет стороны в конфликте: лидеры противостоящих сторон, или те, кто принимает непосредственное участие в силовых операциях, или же те, кто воспринимает друг друга как соперников и поддерживает позиции своих лидеров в конфликте? Или все они вместе как представители и участники определенной социальной группы?

    Весьма часто конфликт, начавшись как межличностный, с появлением у каждой из его сторон своих активных приверженцев переходит в межгрупповой. Столь же часто можно наблюдать и обратную картину: включившись в конфликт в составе определенной группы, личность начинает в нем вести свою собственную линию, вследствие чего он переходит для нее в личностно-групповой. В свою очередь, и личностно-групповой конфликт нередко преобразуется в межгрупповой, если личности удается «отколоть» от противостоящей группы часть ее членов сделать их своими приверженцами либо приобрести последних откуда-то со стороны. Все эти «переливы» меняют течение конфликта и потому требуют внимательного учета при его анализе.

    Объект конфликта

    Одним из непременных элементов конфликта является объект, из-за которого создается конфликтная ситуация. Объект - это конкретная причина, мотивация, движущие силы конфликта. Все объекты подразделяются на основные три вида:

    1. Объекты, которые не могут быть разделены на части, и владеть ими совместно с кем-либо невозможно.

    2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта.

    3. Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно.

    Определить объект в каждом конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к противоборству. Например, в политической борьбе объектом конфликта является реальная власть в обществе, но каждый из субъектов политического противоборства старается доказать, что основной мотив его конкретной конфликтной активности - стремление добиться максимально возможных благ для своих избирателей.

    Определение основного объекта является непременным условием успешного разрешения любого конфликта. В противном случае конфликт или не будет разрешен в принципе (тупиковая ситуация), или будет разрешен не в полной мере, и во взаимодействии субъектов останутся «тлеющие угли» для новых столкновений.

    Основные виды социальных конфликтов.

    В зависимости от мотивации выделяют 3 блока социальных конфликтов:

    Конфликт потребностей

    Современная ситуация в мире выдвигает проблему ресурсов или жизненных потребностей на одно из первых мест.

    Конфликты по поводу потребностей могут быть подразделены на два типа: во-первых, конфликт из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов; во-вторых, из-за соотношения краткосрочных и долгосрочных потребностей.

    1. Предконфликтная стадия – рост напряженности в отношениях между потенциальными субъектами конфликта, вызванные определенными противоречиями.

    Характерна социальная напряженность – психологическое состояние людей до начала конфликта. Характерным проявлением выступают групповые эмоции.

    Фазы предконфликтной стадии (характеризующие особенности взаимоотношения сторон):

    · Возникновение противоречий, рост недоверия и социальной напряженности, предъявление претензий, уменьшение контактов и накопление обид.

    · Стремление доказать правомерность своих притязаний и обвинение противника в нежелании «решать споры справедливыми методами».

    · Разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; формирование образа врага.

    Инцидент – формальный повод, случай для непосредственного столкновения сторон.

    2. Стадия развития конфликта . Начало открытого противоборства сторон, - являющегося результатом конфликтного поведения, под которым понимаются действия, направленные на противоположную сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей (или к их изменению).

    Выделяют следующие виды конфликтного поведения :

    · Активно-конфликтное поведение (вызов);

    · Пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);

    · Конфликтно-компромиссное поведение;

    · Компромиссное поведение.

    Фазы развития второй стадии конфликта :

    · Открытое противоборство . Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон. В борьбе используются ограниченные ресурсы, локально. Это своего рода первая проба сил.

    · Эскалация противоборства . Для достижения своих целей и блокирования действий противника вводятся новые ресурсы сторон. Возможности найти компромисс упущены. Конфликт становится неуправляемым и непредсказуемым.

    · Апогей конфликта . Конфликт приобретает форму тотальной войны с применение всех возможных сил и средств. Главной целью противоборства становится нанесение максимального урона противнику.

    3. Стадия разрешения конфликта . Разрешение конфликта зависит от целей и установок сторон, средств и методов ведения войны, символов победы и поражения, механизмов нахождения консенсуса и др.

    Методы регуляции конфликта носят характер континуума: на одном конце – институционализированные способы (типа дуэли), - на другом - абсолютные конфликты (вплоть до уничтожения оппонента). Между этими крайними точками находятся конфликты разной степени институализации.

    На стадии разрешения конфликта возможны варианты развития событий:

    r Очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;


    r Борьба идет до полного поражения одной из сторон;

    r Борьба принимает вялотекущий, затяжной характер (из-за недостатка ресурсов);

    r Стороны идут на взаимные уступки в конфликте (исчерпав ресурсы и не выявив явного победителя);

    r Конфликт останавливается под влиянием третьей силы.

    4. Послеконфликтная стадия . Знаменует новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде, новое видение существующих проблем, новую оценку своих сил и возможностей.

    При этом при любом варианте разрешения конфликта социальная напряженность в отношениях между бывшими противниками будет сохраняться определенный период времени. Иногда нужны десятилетия, пока не вырастут новые поколения, не испытавших на себе ужасов минувшего конфликта.