"Разве я сторож брату моему?". Не сторож я брату своему

Разве я сторож брату моему?

Разве я сторож брату моему?
Из Библии. В Ветхом Завете (Бытие, гл. 4, ст. 9) приводится этот ответ Каина, убившего своего брата Авеля, на вопрос, где находится брат его.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Разве я сторож брату моему?

В библейском рассказе о Каине и Авеле (Бытие, 4, 9) эти слова произносит братоубийца Каин в ответ на вопрос бога об Авеле.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Разве я сторож брату моему?" в других словарях:

    Разве я сторож брату моему? - крыл. сл. В библейском рассказе о Каине и Авеле (Бытие, 4, 9) эти слова произносит братоубийца Каин в ответ на вопрос бога об Авеле … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    По Библии (Книга бытия, гл. III), старший сын Адама, убивший своего брата Авеля. К. совершил первое преступление на земле братоубийство, и с именем его связана «первая смерть на земле», первая скорбь матери, потерявшей сына. В Библии об этом… … Литературная энциклопедия

    My Sister’s Keeper Титульная страница первого издания … Википедия

    В Библии, два брата, сыновья Адама и Евы. Согласно Книге Бытия, Каин был первым в истории убийцей, а Авель первой жертвой убийства. Еврейское имя Каин обнаруживает сходство с глаголом кана (производить на свет), употребленным Евой, сказавшей:… … Энциклопедия Кольера

    - (др. евр. קין) Пол: Мужской Толкование имени: «Создавать» Занятие: Земледелие, Градостроительство Отец: 1) Адам, или 2) Самаэль, или 3) лукавый (дьявол) М … Википедия

    Основная статья: Гаргульи (мультсериал) Мультсериал «Гаргульи» условно делится на две части: оригинальные «Гаргульи» (65 серий, 1 сезон 13 серий, 2 сезон 52 серии) и «Гаргульи. Хроники Голиафа» (13 серий), созданные без Грега Уайзмена. Описание… … Википедия

    1) старший сын Адама и Евы. Его имя, впервые упомянутое в Быт 4:1, исследователи связывают с глаголом кана (приобретать, добывать). После его рождения Ева сказала: Приобрела (евр. канити) я человека от Господа. К. стал земледельцем. Господь… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? Пс.9:13 Пс.115:6 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    - (приобретение) (Быт.4:1 , 9, 1Иоан.3:12 , Иуд.1:11 , Евр.11:4) имя двух лиц и название города: а) Старший сын Адама и Евы, брат Авеля. Приобрела я человека от Господа, говорила Ева по его рождении (Быт.4:1), т.е. приобрела того избавителя,… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Разве я сторож брату моему?

«Богу неприятно видеть человека, пекущегося только о своем благе и закрывающего глаза на интересы ближних» –Свидетельства для церкви, т. 8, с. 137.

«Помогая другим, они сами становятся счастливее и повышают свою полезность»–Адвентистский дом, с. 485.

«Только жизнь, посвященная служению, дает истинное счастье»–Сыновья и дочери Божьи, с. 272.

Где остальные?

  1. Как Каин ответил на вопрос Господа о том, где его брат? Что Господь говорит о тех, кто не хотят заботиться о других людях?

Быт. 4:9; И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

Пс. 9:34, 35; Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: "Ты не взыщешь"?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.

Иак. 4:17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.

«Их [некоторых членов церкви], по-видимому, не интересует и не заботит, спасутся ли эти сироты или погибнут. Они считают, что это не их дело. Вместе с Каином они говорят: „Разве я сторож брату моему?”» –Адвентистский дом, с. 168.

«Повсюду нас окружают люди, которых необходимо спасти, люди, которые погибают; мы находим их везде - у своих дверей, вокруг себя - мужчин и женщин, умирающих без надежды, без Бога, но почему-то мы все еще не чувствуем заинтересованности в их спасении, и если не словами, то своими делами как бы говорим: „Разве я сторож брату моему?“» – (Ревью энд Геральд, 14 августа 1888 г.) Христианское служение, с. 93.

  1. Следует ли нам заботиться только о себе или наша обязанность и преимущество – быть сторожем брату своему?

Фил. 2:4 Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других.

Рим. 15:1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.

Иез. 34:6 Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их.

«Братья и сестры! Возникал ли в вашем сердце когда-нибудь вопрос: сторож ли я брату своему? Если вы претендуете на то, чтобы быть детьми Божьими, тогда каждому из вас необходимо быть сторожем брату своему. Господь поручил Церкви заботиться о душах, для которых она может быть средством спасения» (Исторические очерки, c. ). …

Мир восхваляет людей, отдавших свою жизнь ради спасения других, и называет их героями и мучениками. Как должны мы, имеющие надежду на вечную жизнь, чувствовать себя, если не приносим даже небольших жертв, которые Бог требует от нас ради спасения человеческих душ» (Ревью энд Геральд, 14 августа 1888 г.)» –Христианское служение, с. 13, 93, 94.

Смысл братства

  1. Что сказано о человечестве, несмотря на то, что мы происходим из разных рас, наций, языков и культур? Кем мы все поэтому являемся по сотворению?

Деян. 17:26 От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,

Мал. 2:10 Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас? Почему же мы вероломно поступаем друг против друга, нарушая тем завет отцов наших?

Деян. 7:26 На следующий день, когда некоторые из них дрались, он явился и склонял их к миру, говоря: вы братья; зачем обижаете друг друга?

«Бог не признает национальных, расовых или социальных различий. Он - Творец всего человечества. Все люди являются одной семьей благодаря как творению, так и искуплению. Христос пришел, чтобы разрушить все разделяющие людей стены, открыть все пространства храма, чтобы каждая душа получила свободный доступ к Богу. Его любовь столь широка, столь глубока, столь полна, что она проникает всюду. Она вырывает из объятий сатаны бедные души, обманутые его ухищрениями. Она приводит их к престолу Бога, престолу, озаренному радугой обетования.

Во Христе нет ни еврея, ни эллина, ни раба, ни свободного. Все стали близки Его драгоценной Кровью (см. Гал. 3:28; Еф. 2:13).

Каковы бы ни были различия в религиозных верованиях, зов всякого страдающего человека должен быть услышан и не должен остаться без ответа. Там, где существуют горькие чувства, порожденные различиями в религиозных представлениях, велика роль личного служения людям. Такое сердечное служение разрушает предрассудки и завоевывает души для Бога»–Наглядные уроки Христа , с. 386.

  1. Какой обширный смысл заключен в этой великой истине? Что в первую очередь означает быть сторожем брату своему?

Кол. 3:14 Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства.

Гал. 5:14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

«Всякий, в чье сердце обильным потоком излита Божья любовь, будет отражать чистоту и любовь Иеговы, явленную Христом в нашем мире. Человек, в чьем сердце живет Божья любовь, не враждует против Божьего закона, но добровольно повинуется всем Его заповедям, а это и есть христианство. Тот, кто любит Бога превыше всего, проявит любовь и к своим ближним, принадлежащим Богу - как по праву сотворения, так и по праву искупления. Любовь есть исполнение закона, и долг всякого чада Божьего - повиноваться Его заповедям...»–Сыновья и дочери Божьи, с. 51.

Любовь и евангельская весть

  1. Что является главным свидетельством того, что наши сердца действительно исполнены любовью к нашим собратьям?

Фил. 1:14, 17 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие.
17 а другие - из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.

«Людей, готовых оставить свои фермы, свой бизнес, а если потребуется, и свои семьи, Бог призывает стать Его миссионерами. И Его призыв не останется без ответа. В прошлом были люди, движимые любовью Христа и понимавшие нужды погибающих, - они оставляли уют домашних очагов и общество друзей, а иногда даже жен и детей, чтобы идти в чужие земли и проповедовать Благую весть идолопоклонникам и дикарям. Многим это стоило жизни, но на их место вставали другие и продолжали начатое дело. Так, шаг за шагом, продвигалось дело Христа, и семя, посеянное в печали, приносило обильный урожай. Знание о Боге распространилось в отдаленных местах, и знамя креста было поднято в языческих странах. …

Сердце Павла горело любовью к грешникам, и он делал для приобретения душ все. История не знала более самоотверженного и стойкого труженика. Полученные благословения он расценивал как большие преимущества, которыми нужно делиться с другими. Он не упускал возможности рассказать о Спасителе или помочь попавшим в беду и переходил из одного места в другое, проповедуя Евангелие Христово и создавая церкви. Всюду, где он находил слушателей, он противодействовал неправде и направлял людей на путь праведности» –Деяния апостолов, с. 370, 367.

  1. Относясь к ближнему, как брату, какие желания будут наполнять нас?

Тит. 3:8 Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам.

Гал. 6:10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.

1 Ин. 3:17 А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?

«Мы имеем наказ «делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:10). В нашей благотворительной работе особую помощь следует оказывать тем, кто, благодаря представленной истине, уверовал и обратился. Мы должны проявлять заботу о тех, кто имеет нравственное мужество принять истину и вследствие этого теряет свое положение, или о тех, кому отказано в работе для содержания семьи. Нужно принимать меры и оказывать помощь достойным бедным, находить работу тем, кто любит Бога и соблюдает Его заповеди. Их нельзя оставлять без помощи, чтобы они не стояли перед выбором: работать в субботу или голодать. … Именно об этой категории особым образом заботится Господь, когда Он говорит: «Скитающихся бедных введи в дом» (Ис. 58:7)»–Свидетельства для церкви, т. 6, с. 85.

  1. Можем ли мы пренебрегать этим святым принципом или откладывать его исполнение? Что обещано всем, кто любит своих братьев?

Иак. 2:15, 16 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы?

Матф. 25:41, 45 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

Деян. 20:35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать".

«Всякое пренебрежение со стороны тех, кто называет себя последователями Христа, всякое нежелание восполнить нужды брата или сестры, несущих иго бедности и угнетения, отмечается в небесных книгах как проявленное по отношению ко Христу в лице Его святых. Какая же расплата ждет у Господа тех многих, очень многих, кто несут людям слова Христа, но не проявляют нежного сострадания к брату по вере, менее успешному и благополучному, чем они сами…» –Служение благотворительности, с. 210.

«Истинное счастье обретается только в служении. Человек, живущий бесполезной, эгоистичной жизнью, несчастен. Он недоволен собой и всеми окружающими» –В небесных обителях, с. 229.

Для дальнейшего исследования

  • 1 Кор. 10:24
  • Матф. 25:42-44
  • Ис. 58:10-12; 20:35

«Счастье, к которому стремятся из корыстных побуждений, отказываясь от исполнения долга, не может быть долговечным и прочным. Оно быстро проходит, а человек, искавший его, остается в одиночестве и печали. Но служение Богу приносит радость и удовлетворение» –Путь ко Христу, с. 124, 125 (1892); Разум, характер и личность, т. 2, с. 644.

«Но помните, что вы не найдете счастья, замыкаясь в общении лишь друг с другом, … Используйте любую возможность внести свой вклад в счастье живущих вокруг вас. Помните, что истинную радость можно найти лишь в бескорыстном служении» –Служение исцеления, с. 362.

Завоевывание душ

Я встретил христианского торговца, которого посещал маклер, продававший товары из каталога. Однажды торговец сказал себе: я имею дело с этим маклером уже девять или десять лет, и мы встречались почти каждый день. Он приносил мне свой товар, и я платил за него, но я никогда не пытался сделать для него что-то хорошее. Это неправильно. Провидение поставило его на моем пути, и я должен, по крайней мере, спросить, любит ли он Иисуса.

Когда теперь маклер пришел в следующий раз, этот уважаемый брат подумал, что сейчас не очень подходящий момент начинать религиозную беседу. Но больше маклер не пришел. Товары доставил его сын. «Что случилось?» - спросил торговец.

«Папа умер», - ответил мальчик.

Этот торговец, мой близкий друг, сказал мне чуть позже: «Я никогда не смогу себе этого простить. В тот день я не мог больше оставаться на работе. Я чувствовал себя ответственным за кровь этого человека. Раньше у меня не было об этом ни единой мысли. Как же я могу избавиться от чувства вины, когда я помню, как моя глупая застенчивость закрыла мне рот?»

Дорогие друзья, мы ответственны за наших братьев, за их жизнь, за их будущее, за их спасение. Не мучайтесь ужасным раскаянием, но говорите с ними, помогайте им, давайте им весть, и это будет благословением также и для вас самих. –Адаптировано по C.H. Spurgeon, цитируемому вA.Lerín, 500 Ilustraciones , № 485.

КТО ТАКОЙ КАИН В БИБЛИИ?

Каин - первый сын Адама и Евы, т.е. первый рождённый на Земле человек. Каин является отцом Еноха и родоначальником его линии. Прославился тем, что стал первым в истории убийцей на Земле (лишил жизни своего брата Авеля).

Имя Каин стало нарицательным для злобного, завистливого человека, способного на подлости (необязательно на убийство) по отношению к самым близким людям.

Историю Каина мы узнаем из Книги Бытия.

После изгнания из рая у Адама и Евы родился первенец. Они посчитали, что сбываются обещания Божие, данные в раю, когда Он говорил, что от семени жены будет им спасение и что это семя жены поразит змея «в голову» — то есть победит те последствия грехопадения, которые с ними случились. Поэтому назвала Ева своего первенца «Каин», что значит «человек от Господа».

Но все оказалось гораздо сложнее, чем они думали изначально. И поэтому через какое-то время, когда Ева родила еще одного мальчика, она назвала его Авель , что значит «прах, плач», то есть — как дым, как прах рассеялись ее надежды, ее мечты на скорое избавление. Может быть, только в этот момент они до конца осознали чудовищность последствий, которые повлекло за собой грехопадение.

Авель стал скотоводом, а его брат Каин — земледельцем.

Конфликт начался с жертвоприношения Богу (это были первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии). Авель принёс в жертву первородных голов своего стада, а Каин — плоды земли. (Быт. 4:2-4)

Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верой в обещанного Спасителя, с молитвой о помиловании и надеждой на милость Божью; и Бог принял жертву Авеля, — дым от нее вознесся к небу.

Каин же был нрава злого и жестокого. Он приносил жертву только по обычаю, без любви и страха Божьего. Господь не принял его жертвы, — дым от нее стелился по земле. (Быт. 4:4-5)


Здесь мы видим, что не все жертвы Богу угодны. Жертва Богу должна соединяться с внутренней жертвой доброго сердца и добродетельной жизнью. И проводя параллель на нас сегодняшних, тоже надо сказать, не все то, что мы жертвуем для Бога, для храма, не все это Бог приемлет, не все это идет впрок. Наверное, имеет значение то сердце, с которым мы приносим свой дар, то состояние нашей души, для чего мы это делаем, с каким чувством мы это делаем. Вот это, наверное, имеется в виду как главное условие. И если что-то у нас в сердце не в порядке, то, может быть, Господь от нас тоже не примет дар.

Увидев, что жертва его не принята, Каин разгневался на брата и стал завидовать ему. Лицо его помрачнело. Господь, видя озлобление Каина, обращается к нему, как к родному, но стоящему на краю пропасти сыну, предостерегая от уже замышленного братоубийства. «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился, и от чего поникло лицо твое?» (Быт. 4:6) Такое ощущение, что Господь чего-то не знает… Все знает. Это вопросы Господь обращает Каину, чтобы тот сам себе задал их: «подумай, почему ты огорчился, почему поникло лицо твое? задумайся над этим…»

«Если делаешь доброе, то не поднимаешь лица. А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». (Быт. 4:7)

Замечательные слова! «Он тебя (грех) влечет к себе, но ты господствуй над ним». Да, грех будет лежать у дверей и у каждого из нас с вами тоже в какой-то момент жизни обязательно грех лежит у двери, и он влечет нас к себе. Но «ты господствуй над ним» и не позволяй ему господствовать над тобой, будь хозяином положения, оставайся свободным от этого. И Господь напрямую обращается к Каину, напрямую говорит с ним, вразумляет его, направляет его, пытается как-то его воспитать.

Но не внял Каин Божьему увещеванию и, зазвав Авеля в поле, убил его. (Быт. 4:8)


Тогда Господь обратился к Каину, желая, чтобы он покаялся, и спросил его: «Где брат твой Авель?» Но диавол окончательно овладел сердцем Каина, и тот дерзко ответил: «Не знаю; разве я сторож брату моему?». (Быт. 4:9) Это отрицание вины уже не давало надежды на исправление. Ответ совершенно наглый, совершено бесцеремонный, грубый и очень неприличный: «разве я сторож брату моему?». Циничный ответ. О чем это говорит? О том, что душа Каина до такой степени уже озлобилась и прониклась грехом, что в общем-то взывать к его исправлению, к покаянию уже невозможно. Только может быть, какие-то сложные жизненные условия на протяжении многого времени могут заставить его пересмотреть свое отношение, свою позицию, и что-то изменить.

Тогда Бог сказал ему: «Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли. За это ты будешь проклят, и земля не будет плодоносить тебе, и будешь ты скитаться по земле». (Быт. 4:11-12)

Вот такое жесткое наказание - Каин был лишен плодов земли и обречен на непрерывные скитания.

«И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно ».(Быт. 4:13) Это не слова покаяния, это не слова человека, который сожалеет. Это слова человека, который считает: «Ну, и что я такого сделал, что Ты меня так наказываешь? Ты меня слишком сильно наказываешь. Я не вижу, что я настолько сильно нагрешил, чтобы Ты меня так сильно наказывал. Что я такого сделал?» То есть он не понимает, не осознает степени своего ужасного поступка.

Вот так печально закончилась история двух братьев — Каина и Авеля.

После убийства Каин подвергнут Божьему проклятию и изгнан в землю Нод (Быт. 4:11-14). А чтобы первый же встречный не убил преступника — первого рожденного женщиной человека и первого человекоубийцу — Бог отметил Каина особым знаком. В современном языке выражение «Каинова печать» имеет смысл «печать преступления». Как наказанный убийца, Каин должен был служить предостерегающим примером для других. Поникшее, искаженное злодейством лицо его служило знаком, чтобы никто не убил его, ни дикий зверь, ни человек.

Велико было преступление Каина и оскорбление, нанесенное чистоте и святости любви. Но, несмотря на это, нашлись люди, которые решились последовать за Каином в изгнание. У него была жена, которая тоже последовала за ним. Согласно Библии, в земле Нод (Быт. 4:16) у Каина родился сын Енох и потомство Каина потом тоже распространялось по земле.

Это повествование открывает перед нами два пути: путь с Богом и путь без Бога, путь добра и любви и путь зла, гордости и произвола. Один приводит к вечной жизни — другой к смерти…

Жизнь человека есть дар Божий, поэтому человек не имеет права ни сам себя лишать жизни, ни отнимать ее у других. Отнятие жизни у ближнего называется убийством и является одним из самых тяжких грехов.

…А Адаму и Еве Бог дал другого сына. Безмерна была их радость. В надежде, что он не будет таким, как Каин, а заменит Авеля, его назвали Сиф , что значит «основание» — основание новому человечеству, мирному, благочестивому, в котором не будет братоубийства и злобы, которое веками будет шаг за шагом возвращаться на дорогу праведных, ведущую человека через преодоление греха к Богу.

Материал подготовлен на основе статьи в журнале "ФОМА"

Я не сторож брату своему

Литература

Я не сторож брату своему

ПОЭТОГРАД

Сергей СОКОЛКИН

Николаю Ивановичу Тряпкину

Дано нам жить под строгим небом –

у верной Родины в горсти,

чтоб, умирая,

русским хлебом

по всем окопам прорасти.

Как сеятель в часы восхода,

что Господом дана,

только в чрево рода

свободы вечной семена.

где гудит страна, предвосхищая сечу,

и незачатый плод кричит из бездны дней,

там всем нам танцевать

за голову Предтечи

и, получив её, не знать, что делать с ней.

О, бедный мой народ, разверившийся

на горе и крови свой замесивший хлеб,

беззубым ртом опять свистаешь

клич соловий

и точишь лезвие впотьмах своих судеб.

Искупят сыновья отцовскую проруху.

И день придёт, когда сердца отпустит

Но не дано нам знать,

подняв на ближних руку,

как светел Божий Лик

на полотне ножа…

Где мосты сожжены и деревни погублены

и где воздух тлетворный бесплоден и слеп,

где могучие руссы под корень подрублены,

там цветёт наш корявый,

безрадостный хлеб.

И где катит тягуче –

с последними силами

смерть-старуха свой крест –

на скрипучей оси,

окопалась земля родовыми могилами

среди глада и мора великой Руси.

Глаз мёртвой девушки чуть-чуть

подслеповат.

В него война глядится, словно в воду.

И видит сквозь него слепой солдат

кровавый путь в Господнюю свободу.

Се попущенье пасмурных времён, –

где в гневе поднял камень брат на брата, –

в бесславной бойне не оценит он

и не опустит дула автомата.

И тени искорёженных друзей,

взывая к мщенью, восстают из праха.

И ангел – в окровавленной слезе, –

взмахнув крылом, сползает на рубаху

и чёрный штык.

А враг придёт назад,

как подлый тать…

И повернувшись к Богу,

обняв холодный труп, сидит солдат

и мёртвым глазом смотрит на дорогу.

Я не сторож брату своему.

И не брат я сторожу тому,

кто стрелял на соловьиный шорох,

кругом первым сделав Колыму.

Я не сторож брату твоему,

что поверил в гордую войну.

И стрелял на север, юг и запад,

доверяя Богу одному.

Просто брат я брату своему,

просто честь не подчинить уму,

просто он тогда меня не выдал…

И теперь мне трудно одному.

Я не сторож брату своему.

Приглашаю всех на Колыму…

Я в Москве люблю ходить на небо,

А ещё – в Бутырскую тюрьму…

МАСЛЕНИЦА

Кто на Руси не любит шумной казни,

весёлой разудалой русской казни –

с блинами, и икрой кроваво-красной,

и водкой серебристо-ледяной?!

Гуляй, честной народ,

сегодня праздник,

гуляй, братва, и пей

за сырный праздник.

Царь-батюшка не любит

трезво-праздных,

царь-батюшка сегодня сам такой…

Попеть бы, погулять бы,

побухать бы

и с каждой спелой бабой

справить свадьбу.

Под утро свадьбу, ночью

снова свадьбу.

Чё рот раззявил, наливай полней!

Кто кровь не любит погонять

по венам,

севрюжинку и с хреном и без хрена,

язык русалки к яйцам или к хрену!

Ух, расплодилось по весне дряней…

Как весело, легко снежинки

румяных мягких баб головки

Из сочных девок груди прут наружу

и набухают солнцем и весной.

И парни, затянув себя потуже,

друг дружку лупят искренне

по рожам,

по красным мокрым и счастливым

Ведь праздник, праздник к нам

пришёл домой!

Дудят рожки и громыхают трубы,

и чарочки братаются друг с другом.

Лихой купец целует девок в губы

и самым сочным дарит соболя.

И казнокрад монаху дует в уши

и нищим пятаки бросает в лужи.

Ведь завтра он уже царю не нужен,

башка его не стоит и рубля...

И вот везут по кочкам и ухабам

большую разухабистую бабу,

соломенную фифу, дуру-бабу.

Не баба – смерть уселась на санях.

Её когтит медведь, она и рада.

Цепной шатун-медведь.

И нет с ним сладу.

Он мясо жрёт, пьёт водку с шоколадом.

И пиво пенно плещется в бадьях.

Вокруг идёт-гудёт война-работа,

храп лошадей и псовая охота.

И мне охота, и тебе охота, –

так получай метлою в левый глаз.

Ну, потерпи, соколик, белый голубь…

Ты победил, – тебя за шкварник –

в прорубь,

глотни с ведра. И голым задом – в прорубь.

И ещё раз. И двести сорок раз…

А праздник разгулялся, шумный праздник,

полнеба подпалил уже проказник.

Он, как жених, красив палач-проказник, –

лишь спичкой чиркнул. И – за воротник.

Он язычком ласкает бабу красным, –

огонь, огонь, ах, как она прекрасна

в страданьях… Кто не любит шумной

Кто не любил, давно уже привык…

И пьяный попик на корявых ножках

пьёт из горла. И с ним какой-то –

в рожках,

пушистенький – в совсем нестрашных

Даёт-суёт хрустящие рубли.

Едят блины и взрослые и дети,

едят блины и «до» и «после» смерти.

У русских – первый блин идёт за третьим.

И за четвёртым – тоже первый блин.

Грустью я обижен и растрачен –

на тебя, на жизнь, на белый свет.

Я растрачен и переиначен,

бьёт в глаза холодный белый свет.

Это там, где небо было вольно

под крестом могучего орла,

там, где песня-сказка, вспыхнув болью,

по оврагам-кочкам понесла.

Там, где был я верен и уверен

в крепости заветного кольца.

Сердца жар был волчьей страстью мерян

в злых зрачках любимого лица.

И теперь под волчий вой, играя,

как река, – в предчувствии беды –

кровь моя бурлящая дурная

сносит этой крепости следы.

Размыкая ветреные руки

безучастной спутницы-судьбы,

жаркого дыхания разлуки

на твоих губах растут клубы.

Словно с ветки лист – в страну иную –

с губ слетает поцелуя след.

Словно песню спев свою земную –

в небо вышел неземной поэт…

Зачищены три олигарха…

Но это сверху – Богом данное.

Большой Иван кутит без страха

с опричниною окаянною.

Отрезанными головами

по-над страной собаки лаются.

И птицы с чёрными крылами

с восьми концов сюда слетаются.

Но не берут меня в Малюты.

Теперь Малюта – имя бранное,

как деревянная валюта,

но, впрочем, тоже Богом данная.

Теперь словарь собачий в моде…

Скинхед – какое имя странное.

И я скинхеду дал по морде –

за то, что слово – иностранное.

В.К.А.

Страну украли. И потерян след.

До послезавтра доживём едва ли.

Гуляет доллар, как хмельной сосед.

При Сталине бы расстреляли.

Куда летим мы, позабыв азы

(всё нам «хип-хоп» и всё нам

«трали-вали»),

забыв, что мы народ, забыв язык?!

При Сталине бы расстреляли.

Кричу я: – Люди, мы ж не хуже всех!..

Но тишина. И я опять в печали.

В печали я! Уныние есть грех.

При Сталине бы расстреляли…

Прокомментировать>>>

Комментарии:

Из книги Сатирические очерки автора де Ларра Мариано Хосе

Письмо Фигаро к своему корреспонденту, бакалавру Не знаю, помнят ли еще подписчики нашей старой газеты того Фигаро, который осужден вечно вызывать вашу улыбку, независимо от того, намерен он или нет развлекать себя и других. Однако возможно, что большая часть читателей

Из книги Русская поэзия за 30 лет (1956-1989) автора Бетаки Василий Павлович

Из книги Литературная Газета 6331 (№ 27 2011) автора Литературная Газета

47. «Доколе же брату прощать моему» или ПОПЫТКА ПРОРОЧЕСТВА (Александр Сопровский) Впервые я увидел имя Александра Сопровского в 1980 году в самиздатской антологии "Московское время". Участвовало вней около двадцати поэтов, в СССР не печатающихся, но в русской литературе

Из книги Литературная Газета 6345 (№ 44 2011) автора Литературная Газета

По младомыслию своему… Панорама По младомыслию своему… РЕПЛИКА Статья Дмитрия Быкова о Джамбуле, вышедшая в «Известиях» (№ 34, 2011 г.), настораживает с первых строк неизвестно откуда взявшимся сарказмом. Вроде и тема серьёзная (юбилей великого казахского поэта), и

Из книги Литературная Газета 6395 (№ 48 2012) автора Литературная Газета

«Уважение к своему народному достоинству» «Уважение к своему народному достоинству» НЕРАЗРЕШЁННЫЙ ВОПРОС Почему "Записка о древней и новой России" была запрещена как в царской империи, так и в Советском государстве Владимир ШУЛЬГИН, доктор исторических наук,

Из книги Дневник читателя. Русская литература в 2007 году автора Немзер Андрей

Сторож россии из пьесы абсурда Сторож россии из пьесы абсурда Юрий Влодов - 80 - Я настолько велик, что могу сходить и за пивом! Таких примирительно-мерильных парадоксов я слышал от Влодова сколько угодно. В приведённом он весь. В числителе - давно подписанный договор с

Из книги Литературная Газета 6427 (№ 33-34 2013) автора Литературная Газета

Подобный своему чудесному герою К двухсотсемидесятипятилетю Пьера Огюстена Карона де Бомарше. 24 января 1732 – 18 мая 1799Сын парижского часовщика не получил увековечившую его фамилию при рождении. Пьер Огюстен Карон прикупил дворянское прозванье «де Бомарше» взрослым

Из книги Люди и фразы [сборник] автора Десницкий Андрей Сергеевич

«Русские ко всему относятся по-своему» Сегодня на вопросы "ЛГ" отвечает доктор философских наук, действительный член Российской академии естественных наук, основатель и первый декан факультета социологии, заведующий кафедрой социальной антропологии и этнической

Из книги Земля (сентябрь 2007) автора Русская жизнь журнал

Из книги Бедность (февраль 2008) автора Русская жизнь журнал

Сторож-фантазер Сторож одного из псковских предприятий осужден за ложный донос. 29-летний житель Пскова был обвинен в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 306 УК РФ («Заведомо ложный донос о совершении преступления»). 12 мая 2007 года мужчина обратился в

Из книги Эмиль XIX века автора Эскирос Альфонс

Сам себе сторож Поднимаюсь с третьего этажа на четвертый. Где-то в самом торце, как рассказали мне, живет 58-летний Николай Блохин, тоже выселенный сюда за коммунальные долги. Но соседка Блохина Аня («по отчеству не привыкла, хоть и шестой десяток пошел»), говорит: «Коля

Из книги В мире Достоевского. Слово живое и мертвое автора Селезнев Юрий Иванович

V Эмиль своему отцу Боннъ, 10-го Іюня 186…Ты просишь изв?щать тебя о моихъ занятіяхъ.Залы университета, зданія совершенно новаго, открыты л?томъ. отъ семи часовъ утра до часу по полудни, и отъ трехъ до шеста часовъ. Лекціи профессоровъ разд?ляются на частныя и публичныя;

Из книги Русское счастье по-путински [Что нам надо] автора Белковский Станислав Александрович

IX Эмиль своему отцу Гейдельбергъ, 18 январь, 186…Я оставилъ Боннъ и отправилъ свои книги (т. е. почти все, что я им?ю) въ Гейдельбергъ.Н?мецкіе университеты организованы такимъ образомъ, что студенты могутъ переходить изъ одного въ другой, не теряя при переход? пріобр?теннаго

Из книги автора

Из книги автора

Служить своему времени и своему народу Итак, разговор о «ЖЗЛ», во время которого, на мой взгляд, было высказано немало дельных, теоретически и практически полезных суждений, замечаний, пожеланий, движется к завершению.Отрадно, что, несмотря на разногласия, и довольно

Из книги автора

Каждый понимает по-своему 3 сентября Владимир Путин и Петр Порошенко обсудили шаги по урегулированию кризиса на юго-востоке Украины, после чего Путин опубликовал 7 шагов по стабилизацию ситуации. Номинально все хотят скорейшего прекращения войны на Украине и

Я плохо помню день своих похорон, зато день гибели до сих пор перед глазами. Вернее, не день; он успел уже кончиться, сентябрьский денек семьдесят третьего года, уточняю – одна тысяча девятьсот семьдесят третьего. Уточняю для тех, кто не сразу поймет, что происходило в двадцатом веке, так невозможно давно. День уполз за горизонт, сумерки сгустились, когда я позвонил ей. Она подошла к телефону и, едва я успел что-то пролопотать, сказала голосом, в котором была бесконечная усталость:

– Я разочаровалась в тебе.

Разочарование – приятное словечко. Приятное ретроспективно: оно как-никак предполагает, что перед этим она была мною очарована, а в этом я как раз был меньше всего уверен. Так что таилась в слове некоторая возможность, крылся повод порадоваться хотя бы за свое прошлое, когда тобою очаровались, а не наоборот.

Но я не испытал ровно никакой радости. С таким же успехом можно гордиться тем, что тебя стукнули по затылку топором, а не молотком: значит, сочли серьезным противником, высоко оценили крепость черепа. Боюсь только, что после такого удара не остается времени для оценки оказанного тебе уважения – вот и у меня в тот раз времени не осталось.

В ответ я тогда, помнится, изрек что-то вроде:

– Ну извини…

И положил трубку, и даже прижал ее покрепче – чтобы трубка, не дай Бог, не подскочила сама к уху и не пришлось бы услышать что-нибудь еще похуже.

Похуже – потому что я знал, что никаких смягчений вынесенного приговора не последует. Нуш имела обыкновение говорить то, что чувствовала; именно чувствовала, а не думала.

И вот я, положив трубку, сидел и не то чтобы размышлял, но инстинктивно искал ту дырку, в которую можно было бы удрать от самого себя, потому что если Нуш разочаровалась, то виновата в этом наверняка была не она, а именно я, и от этого «меня самого» надо было куда-то деваться – оставаться в своем обществе мне ну никак не хотелось. Но мысли мои всего лишь бодро выполняли команду «на месте», и ничего остроумного не появлялось; хотя я по старой армейской привычке раза два попробовал скомандовать: «Дельные мысли, три шага вперед!» – ни одна не нарушила строя. Однако поскольку положение, в котором я оказался, было довольно-таки стереотипным, то оставалась возможность воспользоваться каким-то из стандартных выходов – и их человечество даже к двадцатому веку успело уже наработать немалую толику.

Отделаться от себя самого можно было, например, с помощью хорошей выпивки. Бывало, что друзья проявляли скромность, и где-то за книгами застаивалась не обнаруженная ими бутылка. Память подсказала, что искать бесполезно, но я на всякий случай встал – двигался я словно в невесомости, не ощущая тяжести тела, – и пошарил. Безуспешно: не те друзья заходили ко мне в последний раз. Этот стереотип отпадал; надо было искать еще что-нибудь.

Я взял трубку. Не телефонную – о ней мне в тот миг и думать не хотелось, словно это она сама выговорила услышанные мною слова; я судил, конечно, неправильно, потому что по телефону, быть может, удалось бы разыскать кого-нибудь из приятелей, а поплакать другу в жилетку – тоже стереотипный выход, и не самый худший: посочувствуют тебе, а не ей, хотя кому из вас двоих сейчас хуже – трудно сказать. Ну да ведь и ее кто-нибудь утешит! (Этой мысли мне только не хватало.) Итак, я взял трубку, хорошую, старую английскую трубку «Три би», медленно набил ее (табак, как обычно, был пересушен), потер пальцами чубук, лихо отваленный вперед, словно форштевень клипера, сунул длинный мундштук в рот и раскурил.

Что делать дальше, я так и не придумал, но раз уж я встал, надо было двигаться; переживать в темной комнате еще тоскливей, чем в освещенной, а зажечь свет я не хотел, потому что тогда мог увидеть в темном окне свое отражение; на такое я в тот миг не был способен. Я толкнул дверь, вышел на веранду, на крылечко и спустился в сад.

Совсем стемнело, и небо было спокойным и ясным, и звезды, вечные утешительницы, своим неощутимым светом прикоснулись к моему лицу. Летучая мышь промчалась бесшумно и низко, круто метнулась в сторону и через мгновение кинулась еще куда-то; ловила мошек, верно; но мне в тот миг показалось, что это – проекция моей души на звездное небо и что во мне сейчас что-то – душа, коли нет иного термина, – вот так же мечется, ловя ускользающую добычу и шарахаясь от препятствий. У летучей мыши для этого есть, как известно, локатор. А у меня что было? Я подумал и нашел словечко: судьба.

Я шел вдоль забора, мимо хилых яблонь, и думал: где у человека судьба? Медики вроде бы знают, какие центры в организме, в головном мозге ведают разными функциями: зрением, слухом, болью, удовольствием, даже, может быть, памятью. А где центр судьбы? Без него, думал я, никак нельзя: ведь судьба – не вне человека, а в нем самом, потому-то от нее и не уйти. (Истина, известная настолько давно, что даже в том, двадцатом, веке она была банальностью.) Не уйти; а уйти мне хотелось, потому что после сказанных и услышанных нынче слов судьба моя могла заключаться лишь в одном: неторопливо стареть. И этой судьбы я не желал.

Молодость – существо, и она не хочет умирать. Вообще человек живет несколько почти совсем независимых жизней, и, значит, его постигает несколько смертей. Умирает детство, умирает юность. Но детство умирает, само того не понимая, и ему интересно: детство жаждет перемен. Юность – героически: она полагает, что все еще впереди и смерть ее – всего лишь переход в лучший мир, юность в этом смысле крайне религиозна, она бесконечно верит в жизнь. Молодость – иное; она уже просматривает путь далеко вперед и чувствует себя примерно так, как тот, что падал со сто какого-то этажа и, когда из окна пятидесятого ему крикнули: «Как дела?» – бодро ответил: «Пока – ничего». Молодость не хочет умирать, даже состарившись, даже когда она уже – старая молодость.

Да, я не хотел этой смерти, а нетопырь все суетился вверху, и звезды оглаживали его так же, как и меня. Я тронул пальцами ствол; кора была теплая. Я нагнулся и ладонью коснулся травы, и она показалась мне нежной, как волосы Нуш.

Впрочем, может, и не нетопырь метался над головой, а совсем другая летучая мышь. Просто в детстве я очень любил «Маугли» и до сих пор помнил песенку оттуда:

На крылья Чиля пала ночь,

Летят нетопыри…

Теперь-то я знал, что ребенок, попавший в джунгли, не вырастет человеком, хотя биологически и останется им. А в детстве мне казалось, что только там, в лесу, можно жить по-настоящему, что в нем – подлинная свобода. Поэтому, наверное, я, горожанин, всю жизнь так любил лес. Лес, братство человека, зверей, всей природы. И сейчас, когда трогал кору яблоньки, гладил траву и глядел на звезды и на летучую мышь, я понял вдруг, какой выход есть для моей боли, моей скорби о Нуш и о любви. Не надо было ни пить, ни искать приятелей и плакаться. Нужно было попытаться снова найти тот общий язык со всем, что окружало меня, который я в детстве знал и забыл впоследствии, когда стал воспринимать природу как декорацию или условие рациональной жизни. Надо было окунуться в природу, нырнуть в нее, погрузиться – может быть, даже раствориться и оставаться в ней до тех пор, пока она не вымоет из меня все лишнее, из-за чего, быть может, Нуш и сказала о своем разочаровании.

Это было уже почти готовое решение. Окунуться, вынырнуть, погрузиться, раствориться (и немедленно, ждать не мог) – слова, словно специально подобранные, сами указывали направление.

Мы зародились в воде и вышли из нее. Мы – жизнь. Мы состоим из воды и еще малости чего-то. Окунуться в лес можно, но это – ощущение более психологическое, чем физическое. Все равно мы остаемся в привычной среде, только чуть иными становятся шумы и запахи. Окунуться в воду – совсем иное. Иная сущность обнимает тебя со всех сторон, словно мать, к которой ты наконец вернулся – а она терпеливо ждала… Недаром я всегда любил плавать, боязнь воды казалась мне неестественной, утонуть – невозможным: не может ведь мать пожелать зла одному из чад своих. И вот я решительно прошагал к калитке, отворил и захлопнул ее за собой.