Река волга. Опера "Сон на Волге" в четырех действиях

СОН НА ВОЛГЕ - опера А. Аренского в 4 д. (7 к.), либретто композитора по драме А. Островского «Воевода» («Сон на Волге»). Премьера: Москва, Большой театр, 21 декабря 1890 г., под управлением автора.

Пьеса Островского существует в двух авторских редакциях, значительно отличающихся в идейном отношении. Во 2-й социально-критические мотивы ослаблены и заменены этически-религиозными. В основе оперы Аренского - 1-я редакция; либретто воспроизводит последовательность действия и стихи Островского, сделаны только необходимые сокращения (в частности, исключены пролог и сцена встречи беглых с пустынником). Большим событием в художественной жизни России явилась постановка «Воеводы» Островского на сцене Малого театра в 1886 г., несомненно стимулировавшая работу композитора над оперой. Хотя события драмы относятся к XVII в., его тема - всевластье воеводы, угнетающего народ, нарастание протеста и гнева - не могла не звучать остро современно и в 80-90-х гг. XIX в. Правда, Аренский несколько смягчил социально-критическое звучание текста.

Воевода Нечай Шалыгин, насильник и грабитель, вызывает лютую ненависть народа. У посадского Дубровина он отнял жену, других разорил, бросил в тюрьму. Сластолюбивый воевода захватывает невесту дворянина Степана Бастрюкова. С помощью Дубровина Бастрюков пытается освободить девушку, но Шалыгину удается задержать беглецов. Расправа близка, однако царский гонец сообщает, что беззакония воеводы стали известны в Москве и он лишен власти.

Музыка Аренского продолжает традиции русской оперы, ближе всего она к "Чародейке" Чайковского, хотя уступает ей в силе и выразительности. Мелодика оперы ясна, задушевна, интересны жанровые и бытовые эпизоды, однако в целом музыке не хватает драматизма. Сильнее всего оказались сцены домового и в особенности сна воеводы, а также колыбельная старой крестьянки над зыбкой ребенка, ярко выражающая страдания обездоленных людей. Автор использовал подлинные народные песни и чутко следовал их интонационному строю в сочиненных им собственных темах. Свежесть мелодики, мастерство оркестровки, умелое использование приемов, выработанных русскими композиторами,- все это определило достоинства оперы. Произведение понравилось Чайковскому. Он писал брату 11 января 1891 г.: «Вчера ездил в Москву слушать „Сон на Волге" Аренского. Прекрасная опера! Иные сцены так хороши, что я настоящим образом был потрясен до слез. Особенно сцена сна удивительна. Я написал сейчас Всеволожскому (директору императорских театров.- А. Г.) горячую рекомендацию этой оперы для Петербурга».

Рекомендация не помогла. Сценическая судьба «Сна на Волге» сложилась неблагоприятно. После Москвы опера была поставлена в Петербурге, на сцене Народного дома (1903), но успеха не имела и больше не ставилась. Только на концертной эстраде изредка звучат арии из нее - в частности, песня Марьи Власьевны «Соловушко».

Опера в 4 действиях. Либретто по пьесе А. Н. Островского «Воевода» (Сон на Волге) написано самим композитором.
Первое представление состоялось 21 декабря 1890 года в Москве на сцене Большого театра.

Действующие лица:

  • Нечай Шалыгин, воевода, баритон
  • Влас Дюжой, богатый посадский, баритон
  • Настасья, жена его, меццо-сопрано
  • Марья, Прасковья - их дочери, сопрано
  • Степан Бастрюкоз, тенор
  • Резвый, слуга его, бас
  • Роман Дубровин, беглый посадский, бас
  • Олена, его жена, меццо-сопрано
  • Недвига, нянька, меццо-сопрано
  • Мизгирь, колдун, баритон
  • Пустынник, бас
  • Домовой, бас
  • Старуха, меццо-сопрано
  • Неустройко, слуга Воеводы, бас
  • Ближний боярин, бас
  • Челобитчик, тенор
  • Новый Воевода, бас
  • Шут, тенор
  • Народ, стрельцы, слуги

Первое действие

Первая картина. Сад на берегу Волги. Марья Власьевна, младшая дочь богатого посадского, тоскует в отцовском тереме по воле, по простору лугов, по любви. Девушку полюбил молодой боярин Степан Бастрюков, и он любим ею. Однако Степан не может жениться на Марье - к ее старшей сестре, Прасковье, посватался заклятый враг Бастрюкова, старый Воевода, который не пожелает иметь его свояком. В довершение всех бед Воевода увидел красавицу Марью и воспылал к ней страстью. Теперь он сам задумал жениться на ней и отказался от брака с Прасковьей. Родители девушек боятся всемогущего Воеводы,- они согласны на все. Не дожидаясь свадьбы, Воевода приказывает перевезти Марью Власьевну в свой дом. Молодой Бастрюков отважно решает вступить в борьбу с Воеводой.

Вторая картина. В доме Бастрюкова. Разлученный с любимой, Степан подавлен глубокой печалью и тоской. Слуга советует ему обратиться за помощью к беглому посадскому Роману Дубровину, который «куда на выдумки горазд». Романа постигла такая же беда - Воевода выкрал его жену. Нужно добиться, чтобы Воевода уехал, хотя бы на два дня,- на охоту или на богомолье,- советует Дубровин. А для этого надо подкупить колдуна-гадателя Мизгиря. Его слово - закон для суеверного Воеводы.

Второе действие

Первая картина. Светлица в доме Воеводы. Мизгирь наколдовал, что Воевода сможет приворожить красавицу только своей отлучкой из дому: пусть отправится на два дня в монастырь, в лесную пустынь. Перед уходом старик отдает слугам строгий приказ - зорко охранять терем и никого не выпускать из ворот.

Вторая картина. Лесное ущелье. Вдали, на берегу реки, виден монастырь. Подъезжает на лодке Дубровин с несколькими гребцами и прячется за дерево. Вскоре показывается Воевода, приближающийся вместе со свитой к монастырю.

Теперь на лодку, в город, и за дело!- восклицает Дубровин из засады.

Третье действие

Терем в доме Воеводы. Сенные девушки развлекают Марью Власьевну песнями и плясками. Марья Власьевна поет грустную песню о соловушке. Неожиданно Олена, жена Дубровина, тайком передает Марье Власьевне, что Бастрюков будет ждать ее завтра вечером в саду. Сторожей пусть она не боится - их опоят вином.

Четвертое действие

Первая картина. Деревенская изба. Заунывной, печальной колыбельной убаюкивает старуха ребенка. В избе неспокойным сном спит Воевода - тяжелые видения мучают его. Ему снится, что в Москве, в кремлевском дворце, челобитчик подает жалобу на его беззаконные, злые дела, что Большой боярин снимает его с воеводства и посылает вместо него нового воеводу. В ужасе проснувшись, он задумывается - не обманул ли его Мизгирь своей ворожбой? Не пробрался ли кто в терем к Марье?

Опять засыпает старик, и новое сновидение возникает перед ним. По Волге к терему подплывает Бастрюков с гребцами и увозит в своей лодке Марью Власьевну, Воеводу же сбрасывает в реку.

Коней живей, коней!- приказывает Воевода, проснувшись.- Домой скорей, чтоб к ночи дома быть!

Вторая картина. Сад перед теремом Воеводы. Темная ночь. Марья Власьевна, Бастрюков, Олена и Дубровин приготовились к побегу. Неожиданно у ворот их настигает вернувшийся домой Воевода. Разгневанный, он уводит Марью Власьевну. В этот момент во двор въезжает новый Воевода, присланный из Москвы. Кончилась власть притеснителя народа - старый Воевода смещен со своего поста. Ничто теперь не помешает счастью Марьи Власьевны и Бастрюкова, Олены и Дубровина.

Наиболее яркой стороной оперы «Сон на Волге» являются жанровые моменты. Большое развитие получает ариозно-декламационная сторона вокальных партий. В этом отношении опера Аренского продолжает традиции композиторов - членов «Могучей кучки», в частности М. Мусоргского.

Ксения . Не надо. Так пройдет. Со мной это бывает.

Кочуев . Нет, все-таки лучше. Поди успокойся, успокойся, моя милая. (Целует Ксению в голову.) Мы тебе мешать не станем. Мы пока с Макаром Давыдычем в шахматы поиграем.

Уходят Кочуев и Елохов.

Явление седьмое

Ксения одна, потом Хиония.

Ксения . Я убита, уничтожена! Он унес мою душу. Какое холодное, безжалостное презрение к женским чувствам, к женскому сердцу! И муж не заступился за меня. Значит, он разделяет мнение Муругова… Значит, он меня только словами утешает, обманывает. Нет, нам, кротким и не знающим жизни женщинам, жить нельзя на свете, и не надо… Кому верить? На кого положиться? Вот муж мой… Я знаю, что он меня любит, но положиться на него я не могу… Он не говорит мне правды; он говорит только то, что мне приятно, старается попасть в мой тон, утешает меня… утешает и обманывает. Он, как ребенка, нянчит меня на руках, говорит мне: «Агу, душенька», - пляшет передо мной, дарит куклы, конфеты, но умом своим, своим знанием жизни не делится со мной. Вместо того чтобы учить, руководить меня, он со мной соглашается; он боится оскорбить меня моим же невежеством; он боится, что я буду спорить против неоспоримых истин, и прячет их, скрывает от меня. И я уже ему верить не могу. Если он скрывает от меня свои убеждения, может скрывать и что-нибудь другое.

Входит Хиония.

Хиония . Виталий Петрович прислали вам книжку.

Ксения . Хорошо; положи на столик. Поди! Ты мне ненужна!

Хиония уходит.

Прислал книгу… И в этой книге, вероятно, нет правды… не то что нужно для меня, а какие-нибудь идиллии, небывалые добродетели… Филемон и Бавкида… (Садится в кресло и берет книгу. Сначала смотрит заглавие, потом перелистывает книгу и находит вложенные Барбарисовым бумаги.) Зачем это здесь? (Читает.) «По старому счету за коляску для г-жи Клеманс 500. За новый скат колес и гуттаперчевые шины 300 р. (Смотрит другой счет.) За доставленные мадемуазель Клеманс бриллиантовые серьги 2 000 р. По старому счету за взятые ею вещи 1 200 р.» (Хватаясь за грудь.) Ай! Ах, боже мой! (Протирает рукой глаза и опять рассматривает счета, потом кладет их на столик и, медленно поднявшись с кресла, проходит несколько шагов.) Что это? Что это со мной? Я как будто забыла, что… Что, что я забыла? Да! (Осматривает свое очень дорогое платье.) Нет, я не сплю… Я одета… хорошо одета… Зачем я так оделась? Да… мы хотели ехать на вечер… Что ж мы не едем? Ах, да, я сделалась нездорова… Да, да, да, помню теперь… Меня ужалила змея… Где змея? (Осматривается кругом.) Да какая змея? Откуда она?.. О, нет! Это я говорила про змею… Он сказал: отдохни, успокойся… прими капель! А я не легла… Надо успокоиться. (Садится в кресло.) Я отдохну, успокоюсь… вот так… (Машинально берет со стола один из счетов и прочитывает про себя.) Ай! я умираю! (Без чувств опускается на спинку кресла.)

Входит Хиония.

Хиония . Маменька приехали и еще гости. Заснула. (Громко.) Ксения Васильевна, Ксения Васильевна!

Ксения (очнувшись) . А? Что?

Хиония . Маменька приехали и еще гости с ними. Они в зале, и Виталий Петрович там.

Ксения . Кто приехал? Он, он?

Хиония . Кто «он» - то-с?

Ксения . Муругов… Он пришел за душой моей… Ты не пускай его ко мне… Позови Виталия Петровича… Он за меня заступится… Тут змея, тут змея… (Громко.) Защитите! (Опускается на кресло без чувств.)

Хиония . Батюшки! Что с ней? (Бежит в валу.) Виталий Петрович, Виталий Петрович! Ксения Васильевна умирает!

Кочуев и Елохов входят и в испуге останавливаются. За ними тихо входят Снафидина, Капитолина и Барбарисов.

Явление восьмое

Ксения, Кочуев, Елохов, Снафидина, Капитолина и Барбарисов.

Кочуев . Что такое? Что такое? Ей дурно! Спирту дайте, спирту! Ксения! (Увидав счета.) О, какое гнусное, гнусное коварство! Это убийство! Ксения, Ксения!

Ксения открывает глаза.

Она жива, она не умрет. Ксения, не умирай, не умирай! (Показывает ей счета.) Это коварство, коварство! Ничего этого нет.

Елохов . Я вам говорил: не верьте даже глазам своим!

Ксения (тихо) . Этого нет?

Кочуев . Нет, нет, милая Ксения. Одну тебя, одну тебя люблю я.

Ксения . Сюда, поближе ко мне! (Кочуев становится подле нее на колени. Она кладет руку ему на плечо.) Я… люблю… тебя.

Кочуев (целуя ее руку) . И прощаешь?

Ксения . И прощаю. (Умирает.)

Картина.

Воевода (Сон на Волге)*

2-я редакция

Картины из народной жизни XVII века, в пяти действиях, с прологом

Нечай Григорьевич Шалыгин, воевода.

Облезлов, подьячий, товарищ воеводы.

Семен Бастрюков, богатый дворянин.

Степан Бастрюков, его сын.

Неустройко, ключник воеводы.

Бессудный, шут воеводы.

Heждан, земский староста.

Роман Дубровин, беглый посадский.

Влас Дюжой, богатый посадский.

Настасья, жена его.

Смирной и Дружина, посадские из лучших люден.

Несмеянов, старик.

Брусенин, Цаплин, Тыра, посадские из средних людей.

Баим, стрелецкий сотник.

Гришка Жилка, отставной подьячий.

Резвый, слуга Бастрюкова.

Щербак, разбойник в виде нищего.

Слуга воеводы.

Дворяне, служилые люди, стрельцы, слуги воеводы и Бастрюкова, крестьяне, женщины, дети, нищие, слепые и убогие.

Площадь в городе. Налево ворота воеводского двора, несколько узких домов, в углу проезд в городские ворота; на заднем плане, за строениями, городская стена, которая постепенно понижается к правому углу; через стену видна Волга и противоположный берег, направо, на первом плане, высокая приказная изба, за ней площадка, видна часть колокольни, далее спуск к Волге, видны крыши домов.

Явление первое

Неждан, Смирной, Дружина стоят у приказной избы, ближе к авансцене; Несмеянов, Брусенин, Цаплин, Тыра стоят против воеводских ворот; по сцене, от городских ворот к собору и от собора к воротам, проходят разные люди обоего пола; у колокольни сидят слепые с деревянными чашками и стоят нищие, между ними Щербак. При поднятии занавеса слепые поют, слышны голоса нищих и вожаков слепых: «Слепому, убогому!», «Сотворите святую милостыньку».

Чистая, тихо текущая река с прозрачной водой во сне предвещает радость, удовлетворение течением своей жизни.

Шум реки во сне предвещает какой-то скандал, ссору или зло. Иногда такой сон предупреждает об опасности.

Гладкая поверхность реки, отражающая окружающую природу, предвещает грядущие перемены, покой и счастливую, благополучную жизнь.

Если же в вашем сне отражение в воде будет отличаться от того, что должно бы там отражаться, то вас ждут большие разочарования, неудачи и обман близких людей. Неудачи, предрекаемые этим сном, могут неблагоприятно сказаться на вашем будущем.

Кровавую реку видеть во сне - знак большой беды, тяжелой болезни. Упасть в нее во сне - предвестье тяжелой болезни или смерти.

Молочная река во сне предвещает большую радость, прибыль, богатство и удовольствия.

Если вам приснится, что река вышла из берегов и затопила окрестности, то вас ждет большое потрясения и вам понадобится все ваше терпение, чтобы справиться с шоком. Такой сон также может означать большой скандал, который может плохо отразиться на вашем будущем.

Сон, в котором вы увидели, что река уносит вас своим течением, означает, что вам следует контролировать свои чувства и не пытаться сорвать зло на друзьях или близких, так как это может привести к разрыву каких-то отношений. Такой сон также предвещает опасность, болезнь или продолжительный судебный процесс.

Лучше увидеть во сне, что вы смогли выбраться из реки, так как в этом случае сон предсказывает, что вы сможете избежать опасности и благополучно довести начатое дело до конца.

Смотреть на реку с высокого берега во сне означает, что скоро вам предстоит дорога. Чем длиннее будет река, тем длиннее будет и ваша дорога.

Если вам приснится, что река преградила вам путь, то вам нужно приготовиться к преодолению больших трудностей, без чего ваше дело потерпит крах.

Переплыть реку во сне означает исполнение сокровенного желания или достижение большой цели. Такой сон часто предвещает получение большой прибыли.

Если во сне кто-то поможет вам переплыть реку, то вас ждет счастливый случай. Такой сон может предвещать выигрыш или неожиданные деньги.

Переходить реку вброд во сне - знак преодоления препятствий.

Если вам приснится, что в вашем доме течет спокойная река с чистой и прозрачной водой, то вскоре ваш дом посетит богатый гость, который может стать вашим покровителем и помочь вам устроить вашу судьбу.

Если же во сне река будет портить мебель или наносит вред вашим пожиткам, то вам следует опасаться скандалов или ссор в доме, так как это нарушит спокойное течение вашей жизни и повлечет длительный раздор между членами вашей семьи.

Прыгать в реку во сне означает, что вы надеетесь на поправку ваших дел в скором времени. Смотрите толкование: наводнение, тонуть, плыть.

Толкование снов из Семейного сонника

Подпишись на канал Сонник!