Самый редкий танк в вот. SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое. Танк, который не приземлился

Необычные танки, которые появляются на поле боя, привлекают внимание игроков своим внешним видом. Однако не следует думать, что все они вам необходимы. Иногда мощная с виду машина в бою не показывает требуемых результатов.

Конечно, приобрести такие танки можно, но зачем тратить деньги и время на технику, которая возможно не понадобится. Поэтому, прежде чем купить редкие танки в world of tanks необходимо изучить их возможности.

Рассмотрим некоторые редкие машины, которые привлекают игроков своим внушительным видом

Очень редко можно встретить на поле боя немецкий танк премиумного типа, который создавался во Франции. Хотя он оборудован высокоточным орудием с большим боезапасом, и у него мощная броня, но в целом танк малоподвижен и в бою от него немного толка. Этот танк давно не продается, и купить его в открытой продаже нельзя, но если вы постараетесь, то можете найти данную модель на одной из акций.


Еще один редкий экземпляр — тяжёлый американский танк, который у игроков носит название «Утка». Эта машина в свое время стоила очень дорого и продавалась только в пакете.

Пушка данного танка не отличается от орудия техники 8 уровня. При прочном бронировании передней части, борта машины практически не защищены. Машина устарела и в отрытой продаже вы ее не найдете.

Немецкая модель тяжелого танка 10 уровня в качестве приза выдавалась удачливым игрокам при первой акции. В целом он неплох, но в настоящее время его технические характеристики устарели и в бою он вряд ли понадобится.

Редкий средне уровневый танк советского производства также в свое время был очень распространен

Несмотря на свою маневренность, сейчас он не слишком востребован, ввиду того, что появились более современные машины.

Отличный тяжёлый танк 5 уровня советского периода в свое время получали участники бета-теста. Машина хорошая и редкая.

Немецкий тяжелый подарочный танк можно получить при покупке печатного издания World of Tanks, имеющего соответствующий бонусный код. Это мощная техника с солидным запасом прочности.

Советскую технику 3 уровня также можно приобрести вместе с подарочным выпуском уже нашего журнала. Танк очень маневренный и скорострельный, вы не пожалеете если его приобретете.

Самым редким считается модель немецкого тяжёлого танка 6 уровня, таких машин мало, он не слишком технологичный, но очень красивый.

Таким образом, если вы готовы купить редкие танки в world of tanks, то при желании можете это сделать. При этом можно будет похвастать своей коллекцией, отражающей историю игры.

В 1940 году немцы захватили большое количество танкеток, которые долго находились в резерве, а позже применялись в качестве базы для самоходных установок и спецмашин в обороне оккупированной Франции. Часть Renault 31R задействовали в полицейских частях и охране аэродромов, а также для буксировки 37-мм противотанковых пушек. Иногда их использовали в качестве муляжа танка - чтобы обмануть вражескую разведку. Танкетка имела бронирование 9 мм. Ее приводил в действие четырехцилиндровый 35-сильный карбюраторный двигатель Renault 85. С ним танкетка грузоподъемностью 400 кг развивала максимальную скорость 30 км/ч.

Итог

Ну вот и подходит к концу наша экскурсия. Хотелось бы поблагодарить клуб Моторы Войны за предоставленную аккредитацию для создания этого репортажа. Надеемся, это не последняя выставка такого формата, когда в одном месте собирают столько редкой техники. Хотелось бы и в будущем еще не раз лицезреть множество уникальных машин военного прошлого и рассказывать вам о них в наших материалах.

Далеко не все знают, что впервые идея машины на гусеничном ходу появилась в России, ещё в 1878 году. В мае 1915 года начались испытания бронированной машины Пороховщикова под названием Вездеход. Говоря откровенно, на танк она была похожа мало. Несмотря на броню и вращающуюся башню с пулемётом, машина приводилась в движение одной широкой гусеницей, а управлялась колёсами по бокам. Проходимость оказалась великолепной.

В этом же году начались испытания крайне необычного советского танка конструкции Лебеденко. Он смахивал на гигантский орудийный лафет с огромными колёсами, приводившими его в движение. Конструктор считал, что танк с лёгкостью преодолеет траншеи, ямы, деревья и прочие препятствия, однако, этого не произошло. Гигант застрял прямо на испытаниях, после чего стоял много лет, дожидаясь отправки на металлолом.

Застой

Казалось, что танки СССР захватят лидерство в мире, но этого не произошло. Первая мировая война прошла без отечественных машин, в Гражданской войне использовались зарубежные. В 1918 году наступило чёткое осознание необходимости разработки и производства отечественных танков. Захваченные французские Reno-FT, показанные на параде в Москве, скопировали на заводе Красное Сормово, создав первый образец 31 августа 1920 года под названием Танк М.

В 1925 году началось производство МС-1, отличавшегося низкой ценой и скопированного с Fiat-3000. Также разрабатывались другие модели. Выше ценой, сложнее в производстве, но не имевшие весомых преимуществ.

Началось порочное время подражания, когда за основу советских танков брались зарубежные образцы. Vickers Mk превратился в Т-26, Carden Loyd Mk VI в Т-27, Vickers Medium Mark III в Т-28, Independent в Т-35.

Серия быстроходных БТ создалась на базе танка Кристи. Они обладали великолепной подвижностью за счёт возможности колёсного хода, но были крайне ненадёжны.

Танки СССР Второй мировой войны

Во Вторую мировую войну СССР вступил с огромной танковой армией, которая оказалась бессильна против гораздо меньшей, но опытной, организованной и современной немецкой.

Зато подражание прекратилось и начали появляться действительно уникальные советские танки. Тяжёлый КВ был практически неуязвим и мог в одиночку сдерживать многочисленные силы врага, однако подвижность и надёжность оставляли желать лучшего. Появившийся позже Т-34 стал революцией в танкостроении, объединив в себе подвижность, огневую мощь и наклонную броню. При этом танк дёшево стоил и был лёгок в производстве. Да, поначалу было множество недостатков, отвратительное качество узлов, а ближе к концу войны не хватало огневой мощи и брони, но технологичность, массовость и совокупность характеристик оставили далеко позади всех конкурентов.

Появившиеся под конец войны тяжёлые ИС-2 на равных боролись с лучшими образцами техники Вермахта, а ИС-3, не успевший повоевать, был на голову выше всех современников. Близился закат тяжёлых танков, но в СССР успели создать ИС-7 и Объект 279, удивляющие даже сейчас.

Первые в мире

На свет появился Т-54, позже ставший Т-55 – самым массовым послевоенным танком, стоявшим на вооружении более чем у 30 стран.

В 1964 году выпустили Т-64, ставший родоначальником современных ОБТ и первым в мире танком с многослойной композитной бронёй. Механизм заряжания обеспечивал потрясающую скорострельность и очень плотную компоновку, сделавшую силуэт предельно низким.

1974 год подарил миру Т-72 – второй по массовости современный танк после Т-55, стоящий на вооружении до сих пор.

В 1976 году создали Т-80 – первый в мире серийный ОБТ с газотурбинной силовой установкой, обладающий великолепной подвижностью и хорошей бронёй.

Также постоянно появлялись проекты и экспериментальные машины, идеи которых актуальны и в наше время. Например, харьковский Боксер, он же Молот, получивший необитаемую башню со 152 мм пушкой.

Танки СССР за время своего развития получили ярко выраженные черты, позволяющие выделить их среди техники всех других стран. Максимальная технологичность и простота, резко дифференцированное бронирование, низкий силуэт, высокая подвижность, автомат заряжания и возможность стрельбы управляемыми ракетами через ствол основного орудия.

Всё это сделало советские танки крайне популярными во множестве стран и, как результат, частыми участниками военных действий.

Так случилось, что именно белорусам, создавшим игру World of Tanks, выпало пробудить мировой интерес к грозным машинам. Сделать танк в игре — это просто только на первый взгляд. На самом деле для этого недостаточно мастерства и фантазии 3D-художника — нужны чертежи, фотографии, замеры толщины брони и многие другие вещи, найти которые очень непросто.

Советский опытный средний танк «Объект 430». Фото: Андрей Гашков

Сегодня поиском редких и уникальных танков, а также сбором материалов для игры занята специальная команда, включающая десяток профессионалов.

Руководитель исторической службы компании Андрей Гашков рассказал, с какими трудностями приходится сталкиваться при поиске танков, что за уникальные чертежи удалось найти в Национальной библиотеке, и о танках-близнецах, которые так часто путают музеи.

Танк, который не приземлился

Разработкой танков в войну занимались не только специализированные конструкторские бюро. Удивительно, но найти проекты боевых машин удалось даже в авиационном КБ Яковлева. Проекты танков, которые разрабатывали авиаинженеры, датируются 1943 годом, когда в войне уже наметился перелом.


Что заставило авиаконструкторов заниматься проектированием танков, пока остается загадкой. Андрей Гашков рассказал, что танки даже хотели научить летать, но с приземлением, точнее, приводнением не сложилось.

Среди документов Российского государственного военного архива нашлось упоминание об испытаниях «летающего» танка Т-38, который пытались сбросить с бомбардировщика в озеро. Эксперимент закончился неудачно — машина получила столь тяжелые повреждения, что военные отказались от этой затеи.

Что касается Беларуси, то именно на территории нашей страны впервые немцы применили самоходку Dicker Max, вооруженную мощной 105-мм пушкой. С этой САУ связан занимательный эпизод охоты на советский бронепоезд, последнему, кстати, удалось все-таки сбежать от «Толстого Макса» (так в переводе звучит название самоходки).


Уже трофейный Dicker Max. Фото: tanks-encyclopedia.com

— Когда мы впервые увидели Dicker Max на снимках среди трофейной бронетехники советских войск, то решили, что перед нами очередной фейк, — поделился Андрей Гашков.

Но самый уникальный материал удалось отыскать в белорусской Национальной библиотеке.

— В архивах мы обнаружили уникальный материал по авиационным пушкам, которые могли быть установлены на танки. Эти документы нам не встречались больше нигде в мире. В них — информация об экспериментальных разработках советских авиационных пушек Нудельмана. Как эти документы попали в Национальную библиотеку — непонятно.

Шведские танки нашли случайно

— Все танки, которые были построены в металле и пошли в серию, уже есть в игре, — рассказывает Андрей Гашков, — сейчас развернута охота за редкими проектами, которые существовали только на бумаге или в виде деревянных макетов.

Всего в игре 10 уровней техники, на вершине списка самые мощные боевые машины, находка любого такого танка позволяет полноценно сформировать новую ветку. Но найти такую машину для стран, где танкостроение не получило должного развития, — большая удача.


Экспериментальный шведский танк Lago. Фото: Андрей Гашков

«Бумажная» техника доставляет много проблем игроделам: размеры и масса известны только приблизительно, сами проекты в большинстве случаев представляют наброски, без конкретных деталей, многое приходится просчитывать и додумывать самостоятельно.

Впрочем, порой во время поиска «бумажных» танков находятся настоящие машины, как это было со шведским танком Kranvagn (переводится как автокран, название было дано из-за соображений секретности).

— Вообще все получилось случайно: в архивах мы наткнулись на упоминание редкой машины LK II — танка, созданного в кайзеровской Германии в 1918 году накануне поражения в Первой мировой. Десять этих танков в разобранном состоянии были тайно поставлены в Швецию под видом сельхозтехники, стали «копать» дальше и нашли свой клад — тяжелый танк Kranvagn. От него сохранился только корпус, который пылился, всеми забытый, в запасниках музея Arsenalen. Эта находка позволила сформировать новую ветку, которую разработчики ввели в игру к Новому году".

Танки, которых не было

Очень часто команде Гашкова попадаются фейки, которые порой трудно отличить от настоящих, часть из них хранилась в военных архивах под видом подлинников.

— Особенно много подделок мы находили, когда работали над веткой японской техники. У японцев сохранилось не так много архивов — большая часть их погибла под бомбежками, часть вывезли американцы после войны, и эти документы пропали. Случалось и такое, что под видом исторического документа нам демонстрировался обычный набросок, сделанный энтузиастом.


Т-34 с 88-мм зенитной пушкой от «Тигра». Изображение: gcdn.co

Японцы, воевавшие на море, строили преимущественно легкие танки, которые могли стать абсолютным оружием на небольшом острове, где у противника были только винтовки и гранаты.

— Тяжелых танков у японцев никогда не было, не считая, возможно, одного — немецкого «Тигра», который, по некоторым данным, был в разобранном виде тайно доставлен подлодкой через океан, но его дальнейшие следы затерялись. Правда, более реалистична версия, что подлодка доставляла только документацию на «Тигр». Местные же инженеры проектировали настоящие сухопутные линкоры — огромные танки весом больше 100 тонн и вооруженные 150-мм корабельными пушками.

Самыми достоверными среди подделок оказались документы по установке на танк Т-34−85 немецкой 88-мм пушки от тяжелого танка «Тигр».

— Мы нашли чертеж, причем не новодел, а старый, времен Второй мировой, где была изображена такая тридцатьчетверка. Мы долго спорили насчет подлинности рисунка, даже начали просчитывать развесовку и откат орудия. Получилось, что немецкая пушка в башню советского танка становится, но места для нормальной работы экипажа не остается.

Шпионские рубашки в клеточку и тайны музея в Сомюре

Не всегда белорусских поисковиков встречают радушно. Случается, что приходится идти на различные ухищрения, чтобы увидеть, обмерить и сфотографировать нужный танк.


— До сих пор не знаю, по какой причине у нас не сложились отношения с французскими музеями, где хранится много уникальной техники. Директор Бронетанкового музея Сомюра — крупнейшей во Франции экспозиции техники — вообще запретил нам приближаться к танкам и даже проводить замеры боевых машин, поэтому пришлось пойти на хитрость. Мы купили рубашку в ровную клеточку и проводили на фоне танка фотосессию в стиле "я и мой друг на фоне во-оот такого большого танка" (для пущей наглядности разводит руками в стороны. — Прим. TUT.BY ). Потом считали клеточки на фото, чтобы точно определить размеры боевой машины.


Замер танков в Сомюре. Фото: Андрей Гашков

Если к оригинальным танкам, выставленным в Сомюре, претензий не было, то некоторые реконструированные машины выглядели весьма неправдоподобно. Например, советская тридцатьчетверка лишилась смотровых приборов механика-водителя, а к башне приделали деревянную пушку.


Якобы Jagdpanzer 38 «Hetzer» в Сомюре. Фото: wikipedia.org

На стенде обороны Сталинграда присутствовал танк КВ-1, который был позаимствован у русской освободительной армии. Но такие мелочи французов, похоже, не волнуют.

Также в Сомюре стоит противотанковая самоходка, которую очень часто выдают за немецкий «Хетцер», только французы для большей идентичности отпилили дульный тормоз. Подробнее об этой машине — ниже.

В Швейцарии приняли за шпионов

Забавная история приключилась с командой в швейцарском Туне, где расположен музей редкой бронетехники, которую больше нигде в мире увидеть нельзя.

— Так сложилось, что, планируя обмеры танков, мы надеваем одежду, которую не боимся испачкать и в которой удобно лазить по боевой машине, чаще всего — это камуфляж. И мы не могли предполагать, что танковый музей в Туне расположен на территории военной части. Поэтому, когда утром возле КПП нарисовались пять русскоговорящих мужчин в камуфляже, пускать внутрь нас категорически отказались. Ситуация усложнилась тем, что местный язык — немецкий, которого мы не знаем. Пришлось объясняться жестами: мы им пытались сказать, что хотим посмотреть танки, а они — выяснить, кто мы и откуда. Ситуацию спас один из местных солдат, который говорил по-английски.


В Туне команда Андрея Гашкова нашла даже больше, чем ожидала — десятки уникальных машин, многие в мире существуют в единичных экземплярах.


Тот самый G13. Фото: Андрей Гашков

— Увиденное позволило нам начать работу над швейцарской веткой танков, еще мы обнаружили интересную машину в первозданном варианте — противотанковую самоходку G13, которую в Сомюре, да и по всему миру в музеях выдают за немецкий «Хетцер». В Туне до нашего появления, кстати, ее тоже считали «Хетцером».

1000-тонный немецкий сверхтанк — не миф!

Найти все танки, которые были построены или запланированы, невозможно. Многие чертежи утрачены, а от некоторых машин остались только нечеткие фотографии.

— Когда искали средние французские танки, мы обнаружили упоминание о Somua SM. Боевая машина выделялась шахматной подвеской, как у немецкой «Пантеры», и качающейся башней от легкого АМХ 13 90. Мы долго думали, что это гибрид, но оказалось — оригинальная конструкция, которая проиграла в конкурсе. От танка осталось всего два снимка — сзади, и сзади под углом 45 градусов. Воссоздать облик такого танка было очень сложно.


Сверхтяжелый танк «Мышонок» весом 188 тонн. Фото: topwar.ru

Некоторые проекты были заведомо неосуществимы, как немецкий 1000-тонный танк "Ратте" (крыса). По словам Гашкова, этот танк гитлеровцы планировали оснастить башней от линкора «Шарнхорст», предварительно убрав из нее среднее орудие.

— Но даже Гитлер с его гигантоманией не поверил в будущее этого танка, отдав предпочтение более легкому «Мышонку», весившему 188 тонн. Таких танков было собрано несколько, но вопреки расхожему мнению, ни один из них в боях не участвовал. Их подорвали сами немцы, однако советским специалистам удалось восстановить одного «Мышонка». Испытания показали, что немецкий 188-тонный супертанк ничем не превосходит, и даже во многом уступает 49-тонному ИС-3. И самый тяжелый танк в истории отправился в музей на Кубинку.

Постоянные попытки похоронить идею танка не находят своей реализации. Несмотря на быструю эволюцию противотанкового , до сих пор нет более надёжного средства для прикрытия солдат, чем тяжелая бронетехника.


Предлагаю Вашему вниманию обзор выдающихся танков времен Второй мировой войны, созданный на основе программ Discovery - «Танки-убийцы: Стальной кулак» и Military Channel – «Десять лучших танков ХХ века». Несомненно, все машины из обзора достойны внимания. Но я заметил, что при описании танков эксперты не рассматривают его боевую целиком, а рассказывают лишь о тех эпизодах Второй мировой, когда эта машина смогла себя проявить наилучшим образом. Логично сразу же разбить войну на периоды и рассмотреть, какой танк и когда был лучшим. Обращаю внимание на два важных момента:

Во-первых, нельзя путать стратегию и технические характеристики машин. Красный флаг над Берлином не значит, что немцы были слабы и не имели хорошую технику. Отсюда же следует, что обладание лучшими в мире танками еще не значит, что ваша армия будет победоносно наступать. Вас могут банально раздавить количеством. Не забывайте, что армия – это система, грамотное применение противником своих разнородных сил может поставить Вас в сложное положение.

Во-вторых, все споры, «кто сильнее ИС-2 или «Тигр», не имеют особого смысла. Танки редко воюют с танками. Гораздо чаще их противники – вражеские оборонительные линии, укрепления, артиллерийские батареи, пехота и автомобильная техника. Во Вторую мировую половина всех потерь танков пришлось на действия противотанковой артиллерии (что логично – когда число танков шло на десятки тысяч, число пушек исчислялось сотнями тысяч – больше на порядок!). Другой лютый враг танков – мины. На них подорвались порядка 25% боевых машин. Несколько процентов записала на свой счет авиация. Сколько же тогда осталось на танковые сражения?!

Отсюда следует вывод, о том, что танковый бой под Прохоровкой – редкая экзотика. В настоящее время эта тенденция сохраняется - вместо противотанковой «сорокапятки» выступают РПГ.
Что ж, теперь давайте перейдем к нашим любимым машинам.

Период 1939-1940. Блицкриг

…Предрассветная мгла, туман, стрельба и рев моторов. Утром 10 мая 1940 года Вермахт врывается в Голландию. Через 17 дней пала Бельгия, остатки английского экспедиционного корпуса эвакуировались через Ла-Манш. 14 июня немецкие танки появились на улицах Парижа…

Одно из условий «молниеносной войны» - особая тактика применения танков: небывалая концентрация бронетехники в направлении главных ударов и прекрасно скоординированные действия немцев позволили «стальным клешням» Гота и Гудериана на сотни километров врезаться в оборону, и, не снижая темпов, продвигаться вглубь территории противника. Уникальный тактический прием потребовал специальных технических решений. Немецкая бронетехника в обязательном порядке оснащалась радиостанциями, при танковых батальонах находились авиадиспетчеры для экстренной связи с Люфтваффе.

Именно на это время пришелся «звездный час» Panzerkampfwagen III и Panzerkampfwagen IV. За столь неуклюжими названиями скрываются грозные боевые машины, намотавшие на свои гусеницы асфальт европейских дорог, ледяные просторы России и пески Сахары.

PzKpfw III, более известный как Т-III – легкий танк с 37 мм орудием. Бронирование со всех ракурсов – 30 мм. Главное качество - Скорость (40 км/ч по шоссе). Благодаря совершенной оптике Carl Zeiss, эргономичным рабочим местам экипажа и наличию радиостанции, «тройки» могли успешно сражаться с куда более тяжелым машинам. Но с появлением новых противников, недостатки Т-III проявились более отчетливо. Немцы заменили 37 мм пушки на 50 мм орудия и прикрыли танк навесными экранами – временные меры дали свои результаты, T-III провоевал еще несколько лет. К 1943 году выпуск Т-III был прекращен, ввиду полного исчерпания его ресурса для модернизации. Всего немецкая промышленность выпустила 5000 «троек».

Гораздо серьезнее выглядел PzKpfw IV, ставший самым массовым танком Панцерваффе - немцы успели построить 8700 машин. Сочетая в себе все достоинства более легкого Т-III, «четверка» имела высокую огневую мощь и защищенность - толщину лобовой плиты постепенно довели до 80 мм, а снаряды ее 75 мм длинноствольного орудия пробивали броню вражеских танков, как фольгу (к слову, было выпущено 1133 ранних модификаций с короткоствольным орудием).

Слабые места машины – слишком тонкие борта и корма (всего 30 мм на первых модификациях), конструкторы пренебрегли наклоном броневых листов в угоду технологичности и удобству работы экипажа.

Семь тысяч танков этого типа остались лежать на полях сражений Второй мировой войны, но на этом история Т-IV не закончилась – «четверки» эксплуатировались в армиях Франции и Чехословакии до начала 1950-х годов и даже приняли участие в Шестидневной Арабо-Израильской войне 1967 года.

Период 1941-1942. Красный рассвет

«…с трех сторон мы вели огонь по железным монстрам русских, но всё было тщетно. Русские гиганты подходили всё ближе и ближе. Один из них приблизился к нашему танку, безнадежно увязшему в болотистом пруду и без всякого колебания проехал по нему, вдавив гусеницами в грязь…»
- генерал Рейнгард, командующий 41 танкового корпуса Вермахта

…20 августа 1941 года танк КВ под командованием старшего лейтенанта Зиновия Колобанова преградил дорогу на Гатчину колонне из 40 немецких танков. Когда этот беспримерный бой закончился, 22 танка горели на обочине, а наш КВ, получив 156 прямых попаданий вражеских снарядов, вернулся в распоряжение своей дивизии…

Летом 1941 года танк КВ громил элитные части Вермахта так же безнаказанно, будто бы он выкатился на Бородинское поле в 1812 году. Неуязвимый, непобедимый и запредельно мощный. До конца 1941 года во всех армиях мира вообще отсутствовало оружие, способне остановить русское 45-тонное чудовище. КВ был в 2 раза тяжелее самого крупного танка Вермахта.

Броня КВ – прекрасная песня стали и технологий. 75 миллиметров стальной тверди со всех ракурсов! Лобовые бронелисты имели оптимальный угол наклона, что еще более увеличивало снарядостойкость брони КВ – немецкие 37 мм противотанковые орудия не брали ее даже в упор, а 50 мм орудия – не дальше 500 метров. В то же время длинноствольное 76 мм орудие Ф-34 (ЗИС-5) позволяло с любого направления бить любой немецкий танк того периода с дистанции 1,5 километров.

Если бы бои, подобные легендарному бою Зиновия Колобанова, происходили регулярно, то, 235 танков КВ Южного военного округа могли полностью истребить Панцерваффе еще летом 1941 года. Технические возможности танков КВ в теории позволяли это сделать. Увы, не все так однозначно. Вспомните – мы говорили, что танки редко воюют с танками…

Кроме неуязвимого КВ, у Красной Армии был еще более страшный танк - великий воин Т-34.
"…Нет ничего страшнее, чем танковое сражение против превосходящих сил противника. Не по численности - это было неважно для нас, мы привыкли к этому. Но против более хороших машин - это ужасно... Русские танки так проворны, на близких расстояниях они вскарабкаются по склону или преодолеют болото быстрее, чем вы повернете башню. И сквозь шум и грохот вы все время слышите лязг снарядов по броне. Когда они попадают в наш танк, часто слышишь оглушительный взрыв и рев горящего топлива, слишком громкий, чтобы можно было расслышать предсмертные крики экипажа…"
- мнение немецкого танкиста из 4-й танковой дивизии, уничтоженной танками Т-34 в бою у Мценска 11 октября 1941 года.

Ни объем, ни задачи этой статьи не позволяют полностью осветить историю танка Т-34. Очевидно, что русское чудовище не имело аналогов в 1941 году: 500-сильный дизель, уникальное бронирование, 76 мм орудие Ф-34 (в целом аналогичное танку КВ) и широкие гусеницы – все эти технические решения обеспечивали Т-34 оптимальное соотношение подвижности, огневой мощи и защищенности. Даже по-отдельности, эти параметры у Т-34 были выше, чем у любого танка Панцерваффе.

Главное – советским конструкторам удалось создать танк именно таким, каким он был нужен Красной Армии. Т-34 идеально соответствовал условиям Восточного фронта. Предельная простота и технологичность конструкции позволило в кратчайшие сроки наладить массовое производство этих боевых машин, как следствие – Т-34 были просты в эксплуатации, многочисленны и вездесущи.

Только за первый год войны, к лету 1942 года, Красная Армия получила около 15000 «тридцатьчетверок», а всего было выпущено более 84 000 Т-34 всех модификаций.

Журналисты программы «Дискавери» ревниво отнеслись к успехам советского танкостроения, постоянно намекая, что в основе удачного танка – американская конструкция «Кристи». В шутливой форме досталось русской «грубости» и «неотесанности» - «Ну вот! Не успел залезть в люк – весь исцарапался!» Американцы забывают, что удобства не были приоритетным свойством бронетехники на Восточном фронте; ожесточенный характер боев не позволял танкистам думать о таких мелочах. Главное - не сгореть в танке.

Были у «тридцатьчетверки» и куда более серьезные недостатки. Трансмиссия - слабое звено Т-34. Немецкая конструкторская школа предпочитала переднее расположение коробки передач, поближе к механику-водителю. Советские инженеры пошли по более эффективному пути – трансмиссия и двигатель компактно располагались в изолированном отделении в корме Т-34. Отпадала необходимость в длинном карданном валу через весь корпус танка; упрощалась конструкция, уменьшалась высота машины. Не правда ли, отличное техническое решение?

Кардан был не нужен. Зато были нужны тяги управления. У Т-34 они достигали в длину 5 метров! Представляте, какие усилия требовалось прилагать механику-водителю? Но и это не создавало особых проблем – в экстремальной ситуации человек способен бегать на руках и грести ушами. Но то, что могли выдержать советские танкисты - не мог выдержать металл. Под действием чудовищных нагрузок тяги рвались. В результате многие Т-34 шли в бой на одной, заранее выбранной, передаче. Коробку передач в ходе боя предпочитали вообще не трогать - по мнению танкистов-ветеранов, лучше было пожертвовать подвижностью, чем внезапно превратиться в стоячую мишень.

Т-34 совершенно безжалостный танк, как по отношению к врагу, так и по отношению к собственному экипажу. Остается лишь восхищаться мужеством танкистов.

Год 1943. Зверинец.

«…мы пошли в обход через балку и напоролись на «Тигра». Потеряв несколько Т-34, наш батальон вернулся назад …»
- частое описание встреч с PzKPfw VI из мемуаров танкистов

1943 год, время великих танковых сражений. Стремясь вернуть утраченное техническое превосходство, Германия создает к этому времени два новых образца «супероружия» - тяжелые танки «Тигр» и «Пантера».

Panzerkampfwagen VI «Тигр» Ausf. H1 создавался как тяжелый танк прорыва, способный уничтожить любого противника и обратить в бегство Красную Армию. По личному распоряжению Гитлера, толщина лобового бронелиста должна была составлять не менее 100 мм, борта и корму танка защищали восемь сантиметров металла. Главное оружие – 88 мм пушка KwK 36, созданная на основе мощного зенитного орудия. Об ее возможностях говорит тот факт, что при стрельбе из пушки трофейного «Тигра» удалось добиться пяти последовательных попаданий в мишень размером 40 × 50 см с расстояния 1100 м. Помимо высокой настильности, KwK 36 досталась в наследство высокая скорострельность зенитного орудия. В боевых условиях «Тигр» выпускал восемь снарядов в минуту, что было рекордом для столь крупных танковых пушек. Шесть членов экипажа удобно располагались в неуязвимой стальной коробке, массой 57 тонн, взирая на широкие русские просторы сквозь качественную оптику Carl Zeiss.

Громоздкий немецкий монстр часто описывается как медлительный и неповоротливый танк. В реальности «Тигр» был одной из самых быстрых боевых машин Второй мировой войны. 700-сильный двигатель «Майбах» разгонял «Тигра» до 45 км/ч на шоссе. Не менее быстрым и маневренным этот толстокожий танк был на пересеченной местности, благодаря восьмиступенчатой гидромеханической коробке передач (почти автоматической, как на «Мерседесе»!) и сложными бортовыми фрикционами, с двойным подводом мощности.

На первый взгляд, конструкция подвески и гусеничного движителя являлось пародией на саму себя – гусеницы шириной 0,7 метра потребовали установки второго ряда катков с каждой стороны. В таком виде «Тигр» не помещался на железнодорожную платформу, всякий раз приходилось снимать «обычные» гусеничные ленты и внешний ряд катков, взамен устанавливая тонкие «транспортные» гусеницы. Остается удивляться силе тех парней, «разувавших» 60-тонную махину в полевых условиях. Но были и преимущества у странной подвески «Тигра» - два ряда катков обеспечивали высокую плавность хода, наши ветераны были свидетелями случаев, когда «Тигр» стрелял на ходу.

Был у «Тигра» еще один недостаток, напугавший немцев. Это была надпись в технической памятке, лежавшей в каждой машине: «Танк стоит 800 000 рейхсмарок. Береги его!»
По извращенной логике Геббельса, танкисты должны были очень обрадоваться, узнав, что их «Тигр» стоит как семь танков Т-IV.

Понимая, что «Тигр» - редкое и экзотическое оружие профессионалов, немецкие танкостроители создали более простой и дешевый танк, с намерением превратить его в массовый средний танк Вермахта.
Panzerkampfwagen V «Пантера» до сих пор служит объектом жарких споров. Технические возможности машины нареканий не вызывают – при массе 44 тонны «Пантера» превосходила по подвижности Т-34, развивая на хорошем шоссе 55-60 км/ч. Танк вооружался 75 мм пушкой KwK 42 с длиной ствола 70 калибров! Бронебойный подкалиберный снаряд, выпущенный из ее адского жерла, пролетал за первую секунду 1 километр – с такими ТТХ пушка «Пантеры» могла продырявить любой танк союзников на дистанции свыше 2 километров. Бронирование «Пантеры» большинством источников тоже признается достойным – толщина лба варьировалась от 60 до 80 мм, при этом углы наклона брони достигали 55°. Борт был защищен слабее – на уровне Т-34, поэтому легко поражался советскими противотанковыми средствами. Нижнюю часть борта дополнительно защищали два ряда катков с каждой стороны.

Весь вопрос в самом появлении «Пантеры» - нужен ли был Рейху такой танк? Возможно, следовало сосредоточить усилия на модернизации и наращиванию производства проверенных Т-IV? Или потратить средства на постройку непобедимых «Тигров»? Как мне кажется, ответ прост – в 1943 году Германию уже ничего не могло спасти от разгрома.

Всего построили менее 6000 «Пантер», что было явно недостаточно для насыщения Вермахта. Положение усугубляло падение качества брони танков ввиду нехватки ресурсов и легирующих присадок.
«Пантера» была квинтэссенцией передовых идей и новых технологий. В марте 1945 года под Балатоном ночью в атаку на советские войска пошли сотни «Пантер», оснащенные приборами ночного видения. Даже это не помогло.

Год 1944. Вперед на Берлин!

Изменившиеся условия потребовали новых средств ведения войны. К этому времени советские войска уже получили тяжелый танк прорыва ИС-2, вооруженный 122 мм гаубицей. Если попадание обычного танкового снаряда вызывало локальное разрушение стены, то 122 миллиметровый снаряд гаубицы сносил дом целиком. Что и требовалось для удачных штурмовых операций.

Другое грозное оружие танка – 12,7 мм пулемет ДШК, установленный на башне на шкворневой установке. Пули крупнокалиберного пулемета доставали врага даже за толстой кирпичной кладкой. ДШК на порядок увеличивал возможности Ис-2 в боях на улицах европейских городов.

Толщина бронирования ИС-2 достигала 120 мм. Одно из главных достижений советских инженеров – экономичность и небольшая металлоемкость конструкции ИС-2. При массе, сравнимой с массой «Пантеры», советский танк был куда более серьезно защищен. Но слишком плотная компоновка потребовала размещения топливных баков в отделении управления – при пробитии брони экипаж Ис-2 имел мало шансов уцелеть. Особенно рисковал механик-водитель, не имевший собственного люка.
Танки-освободители ИС-2 стали олицетворением Победы и находились на вооружении Советской армии без малого 50 лет.

Следующий герой, М4 «Шерман», успел повоевать на Восточном фронте, первые машины этого типа попали в СССР еще в 1942 году (число поставленных по Ленд-лизу М4 составило 3600 танков). Но известность к нему пришла лишь после массового применения на Западе в 1944.

«Шерман» - вершина рациональности и прагматизма. Тем более удивительно, что США, имевшие к началу войны 50 танков, сумели создать такую сбалансированную боевую машину и наклепать к 1945 году 49 000 «Шерманов» различных модификаций. Например, в сухопутных войсках применялся «Шерман» с бензиновым двигателем, а в подразделения Морской пехоты поступала модификация М4А2, оснащенная дизелем. Американские инженеры справедливо полагали, что это значительно упростит эксплуатацию танков – соляр можно было легко найти у моряков, в отличие от высокооктанового бензина. Кстати, именно эта модификация М4А2 поступала в Советский Союз.

Не менее знамениты специальные версии «Шермана» - охотник за танками «Светлячок», вооруженный британской 17-фунтовой пушкой; «Джамбо» - тяжелобронированный вариант в штурмовом обвесе и даже амфибийный «Дюплекс Драйв».
По сравнению со стремительными формами Т-34, «Шерман» высокий и неуклюжий увалень. Обладая одинаковым вооружением, американский танк значительно проигрывает по подвижности Т-34.

Чем же «Эмча» (так наши солдаты прозвали М4) так понравилась командованию Красной Армии, что на них целиком пересели элитные подразделения, например 1-й гвардейский механизированный корпус и 9-й гвардейский танковый корпус? Ответ прост: «Шерман» имел оптимальное соотношение бронирования, огневой мощи, подвижности и … надежности. Кроме того, «Шерман» был первым танком с гидравлическим приводом башни (это обеспечивало особую точность наведения) и стабилизатором пушки в вертикальной плоскости - танкисты признавали, что в дуэльной ситуации их выстрел всегда был первым. Из других преимуществ «Шермана», обычно не указаных в таблицах, была малая шумность, что давало возможность использовать его в операциях, где нужна скрытность.

Ближний Восток дал «Шерману» вторую жизнь, где этот танк прослужил до 70-х годов ХХ века, приняв участие не в одном десятке сражений. Последние «Шерманы» завершили свою боевую службу в Чили в конце ХХ века.

Год 1945. Призраки грядущих войн.

Многие люди ожидали, что после чудовищных жертв и разрушений Второй мировой войны наступит долгожданный прочный мир. Увы, их ожидания не оправдались. Напротив, идеологические, экономические и религиозные противоречия стали еще более острыми.

Это хорошо понимали те, кто создавал новые системы вооружений – поэтому военно-промышленный комплекс стран-победительниц не останавливался ни на минуту. Даже когда Победа уже была очевидна, а фашистская Германия билась в предсмертной агонии в КБ и на заводах продолжались теоретические и экспериментальные исследования, велась разработка новых видов оружия. Особое внимание уделялось бронетанковым силам, отлично зарекомендовавшим себя в ходе войны. Начиная с громоздких и неуправляемых многобашенных монстров и уродливых танкеток, буквально через несколько лет танкостроение вышло на принципиально другой уровень. где снова столкнулось с множеством угроз, т.к. противотанковые средства успешно эволюционировали. В связи с этим любопытно посмотреть на танки, с которыми союзники закончили войну, какие выводы были сдлеланы и какие меры приняты.

В СССР в мае 1945 года из заводских цехов Танкограда выкатили первую партию ИС-3. Новый танк являлся дальнейшей модернизацией тяжелого ИС-2. На этот раз конструкторы пошли еще дальше - наклон сваренных листов, особенно в передней части корпуса, был доведён до максимально возможного. Толстые 110-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась трёхскатная, конусообразная, вытянутая вперёд носовая часть, получившая название «щучий нос». Башня получила новую приплюснутую форму, что обеспечило танку еще лучшую противоснарядную защиту. Механик-водитель получил свой собственный люк, а все смотровые щели были заменены на современные перископические приборы.
ИС-3 опоздал на несколько дней к моменту окончания боевых действий в Европе, но новый красивый танк принял участие в Параде Победы наравне с легендарными Т-34 и КВ, еще покрытыми копотью недавних боев. Наглядная смена поколений.

Другой интересной новинкой стал Т-44 (по моему мнению – эпохальное событие в советском танкостроении). Собственно, он был разработан еще в 1944 году, но так и не успел принять участие в войне. Лишь в 1945 году в войска поступило достаточное количество этих превосходных танков.
Крупным недостатком Т-34 была сдвинутая вперед башня. Это увеличивало нагрузку на передние катки и делало невозможным усиление лобовой брони Т-34 – «тридцатьчетверки» так и пробегали до конца войны с 45 мм лбом. Понимая, что проблему просто так не решить, конструкторы решились на полную перекомпоновку танка. Благодаря поперечному размещению двигателя, уменьшились габариты МТО, что позволило смонтировать башню в центре танка. Выравнялась нагрузка на катки, лобовая бронеплита увеличилась до 120 мм (!), а ее наклон вырос до 60°. Улучшились условия работы экипажа. Т-44 стал прообразом знаменитого семейства Т-54/55.

Специфическая ситуация сложилась за океаном. Американцы догадывались, что кроме удачного «Шермана», армии требуется новый, более тяжелый танк. В результате появился М26 «Першинг», крупный средний танк (иногда его считают тяжелым) с мощным бронированием и новой 90 мм пушкой. В этот раз американцы не смогли создать шедевр. Технически, «Першинг» остался на уровне «Пантеры», обладая при этом несколько большей надежностью. У танка были проблемы с подвижностью и проходимостью – М26 оснащался двигателем от «Шермана», имея при этом большую на 10 тонн массу. Ограниченное применение «Першинга» на Западном фронте началось лишь с февраля 1945 года. Следующий раз «Першинги» пошли в бой уже в Корее.