Сообщение о органе енисейской письменности. Орхоно-енисейские надписи. Язык памятников и область распространения

Древнетюркское руническое письмо (орхоно-енисейская письменность) - письменность, применявшаяся в Центральной Азии для записей на тюркских языках в VIII-X вв.

Орхоно-енисейская письменность обслуживала единый литературный язык (наддиалектный койне) того времени, который обычно называется языком орхоно-енисейских надписей. Выделяются 7 групп: ленско-прибайкальская, енисейская, монгольская, алтайская, восточно-туркестанская, среднеазиатская, восточно-европейская. Соответственно, они принадлежат племенному союзу курыкан, Кыргызскому каганату, Восточно-тюркскому каганату, Западно-тюркскому каганату, Уйгурскому каганату в Монголии, Уйгурскому государству в Восточном Туркестане, булгарам, хазарам и печенегам.

Названия даны: 1) по форме знаков, напоминающих германские руны; 2) по местам находок в долине Орхона (Второй тюркский каганат) и верховьях Енисея (Кыргызский каганат).

Язык памятников и область распространения

Памятники древнетюркским письмом (в основном эпиграфические, небольшое число рукописей сохранилось в Восточном Туркестане) были созданы в тех областях Центральной и Средней Азии и Сибири, в которых в раннем Средневековье располагались государственные образования восточных и западных тюрков, тюргешей, древних уйгуров, енисейских кыргызов, карлуков и др. Орхоно-енисейский язык существовал в нескольких локально-хронологических вариантах, соотносимых с такими территориальными группами памятников, как орхонские, восточно-туркестанские, енисейские, таласские, алтайские и некоторые другие. В них иногда проступают различия между живыми диалектами указанных древних этносов.

Памятники древнетюркского письма располагаются на территории таких современных стран как Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и Монголия. Один из редких рукописных рунических памятников - Книга гаданий.

Система письма

Алфавит классического периода (VIII в. н. э.) в орхонской разновидности состоял из 38 букв и словоразделительного знака. Всего же, с учётом региональных и хронологических вариантов, насчитывается более 50 графем. Направление письма горизонтальное, справа налево. Словоразделительный знак ставится между словами, конец предложения не отбивается. Алфавитный порядок неизвестен, и, скорее всего, не был традиционно закреплён.

Древнетюркское руническое письмо - буквенная (не слоговая) система: отдельные знаки обозначают либо гласные, либо согласные звуки (всего 25-26 фонем); около десяти букв служат для передачи сочетаний двух согласных или гласного с согласным. Оригинальная особенность письма - наличие пар самостоятельных букв для большинства велярных и палатальных согласных. Это позволило построить систему письма таким образом, чтобы не выписывать широкие гласные корневых и в большинстве случаев - все гласные аффиксальных слогов, за исключением конечных открытых слогов, экономя на длине слов.

Имеет только капительное написание.

Фонетика

Языковые особенности памятников характеризуют форма винительного падежа на -ыг/-иг, звук «д» в середине и конце слова вместо более поздних «з» и «й», диссимилятивное сочетание согласных «лт», «рт», «нт» вместо современных ассимилятивных «лд», «рд», «нд», не до конца оформленный исходный падеж, причастие на -мыш, будущее время на -тачи, условное наклонение на -сар, [b] в начале слов вместо [m], частично специфичную, но в основном общую для тюркских языков лексику.

История письма

Близкие к древнетюркскому письму надписи V-III вв. до н. э. обнаружены в Казахстане - (Иссык - см. иссыкское письмо) и Киргизии - Талас, Балыкчи и др.
Происхождение письма неясно. Отмечают совпадения многих знаков с тамгами, с возможным акронимическим происхождением звуковых значений. Сходство некоторых знаков (а также общий угловатый стиль, направление письма, совпадение фонетических значений), позволило предположить родство с ранними видами семитской письменности: библейской и финикийской.

По предположению ряда учёных, тюркские руны были созданы около начала VIII века на базе согдийского письма, возможно, с добавлением знаков из других алфавитных систем, путём трансформации курсивных начертаний букв в геометризованные формы. Предлагались также гипотезы о происхождении из фонетических знаков китайского письма, либо письма кхароштхи (или наличие, по крайней мере, общего корня).

Ко временам монгольского нашествия (XIII век) алфавит был вытеснен арабицей под мощным арабо-мусульманским давлением и другими видами письма тюркских народов.

Связи с другими письменностями

С азиатской тюркской руникой связывают восточноевропейские рунические надписи 9-10 вв. (гл. обр. из приазовско-донского региона), предполагая их принадлежность тюркоязычным хазарам, булгарам или печенегам. Однако европейские руны лишь в части знаков совпадают с азиатскими. Ввиду своей краткости и отсутствия параллельных текстов на других языках эти надписи не получили окончательной дешифровки и достоверной языковой интерпретации. Кроме связи с тюркской руникой их также рассматривают как особое письмо ираноязычных аланов, возникшее под влиянием греческого письма.

От орхоно-енисейских рун происходят многочисленные другие рунические письменности - в частности, письменность памятников на черепках из Саркела (Хазарский каганат), венгерские руны и др. Есть гипотеза, что болгарские руны тоже имеют связь с орхоно-енисейскими рунами, однако не подтверждённая дешифровкой через эти руны, хотя были попытки, более того сами знаки в большинстве другие и интересно то, что болгарские руны равнялись по левому краю и на некоторых надписях первые левые буквы были большими, это указывает что они писались слева направо в отличие от орхоно-енисейских рун, которые пишутся справа налево.

История изучения

Первые сведения о памятниках тюркской письменности были получены во времена Петра I. Начало научного изучения тюркской рунической эпиграфики было положено в конце XIX века. 25 ноября 1893 года письменность была дешифрована датским лингвистом Вильгельмом Томсеном. Первое распознанное слово было - Тенгри (Бог).

Первые опыты перевода орхонских и енисейских памятников опубликовал в 1894-95 годах известный востоковед В. В. Радлов.

В южной части центральной Сибири, в северо-западной Монголии и в северо-восточном Туркестане обнаружено много надписей, относящихся к VII и VIII вв. н.э., а также несколько более поздних рукописных фрагментов, написанных так называемой орхонской письменностью (по месту находки первых надписей близ реки Орхон, к югу от озера Байкал); ее называют также сибирской, древнетюркской, кёк-тюркской или доисламской тюркской письменностью.

Существуют две формы этой письменности: монументальная, имеющая несколько разновидностей, и скоропись. Монументальные надписи написаны руническим письмом называемым кёк-тюркскими рунами. Эллис X. Миннз сравнивает кёк-тюркские руны с германской рунической письменностью, но не потому, что между ними существуют какие-либо фонетические связи, а лишь из-за их внешнего сходства.

Сравнение германских рун со знаками кёк-тюрки.

Кёк-тюркская письменность была дешифрована датским ученым Вильгельмом Томсеном. Язык этих надписей - древнетюркский, древнейший из известных тюркских языков, значительно отличающийся от турецкого. Хотя самые древние из сохранившихся надписей восходят к VII-VIII вв., письменность, должно быть употреблялась уже в VI в.

Так например k имеет пять форм для: 1) ka; 2) ky; 3) ko или ku; 4) ka, ke, ki; 5) ko или ku. Другие буквы для согласных имеют лишь две формы или даже одну. Таким образом рассматриваемая система является смешанной слогоалфавитной. Происхождение ее неясно. Она произошла, вероятно, либо от местной разновидности пахлавика, либо от древнейшей формы согдийского алфавита.

Кёк-тюркские руны.

В целях уточнения содержащихся здесь сведений приводим краткий обзор данной письменности, составленный С.Г. Кляшторным. - Ред.

Первые сообщения о рунообразных надписях, найденных в Сибири, на близ Енисея, появились в конце XVII-XVIII вв. Один из первооткрывателей загадочных знаков, пленный шведский офицер Ф. Страленберг, живший в Сибири в 1713-1722 гг., назвал эти письмена «руническими» из-за внешнего сходства их с германскими рунами. Около двухсот лет попытки прочтения надписей оставались безуспешными. В 1889 г. русский путешественник Н.М. Ядринцев обнаружил в верховьях р. Орхон (Северная Монголия) три каменные стелы с руническим и китайским текстами. Это событие дало возможность датскому лингвисту В. Томсену найти ключ к чтению надписей (1893) которые, как оказалось, были написаны на тюркском языке в VIII в. В 1894 русский тюрколог В.В. Радлов завершил первый перевод крупнейшей из найденных надписей - памятника в честь Кюль-тегина. С тех пор древнетюркские рунические памятники находят в Монголии, в Туве, в районе Байкала, на Алтае, в Синьцзяне, в Средней Азии, на Дону, в Венгрии. Хотя точная датировка большинства надписей отсутствует, их можно отнести к VII-X вв.

По месту первых находок эту письменность часто называют «орхоно-енисейской». По мнению В. Томсена и других исследователей «орхоно-енисейский» алфавит восходит к ранним формам согдийского письма, но значительно переработан применительно к нормам тюркского языка. К важнейшим графическим особенностям древнетюркского письма следует отнести парность букв для согласных в слогах с гласными переднего и заднего ряда Знаки располагались по горизонтальным строкам, которые читались справа налево и сверху вниз. В графике орхонских, енисейских и других территориальных групп памятников имеются расхождения. В фонетической системе языка памятников также заметны черты различных диалектов.

В большинстве своем орхоно-енисейские тексты - это либо намогильные надписи, либо мемориальные надписи на скалах, камнях, строениях. В Синьцзяне были найдены религиозные и юридические документы, написанные руническим письмом на бумаге. Орхоно-енисейские памятники являются наряду с китайскими летописями важнейшими источниками для изучения истории ранних тюркских государств в Центральной Азии.

Литература: В. В. Радлов, Атлас древностей Монголии, Спб., 1892; С. Е. М а л о в, Памятники древнетюркской письменности, М. -Л., 1951; его же, Енисейская письменность тюрков, М.-Л., 1952; его же, Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии, М.-Л., 1959; В. М. Насилов, Язык орхоно-енисейских памятников, М., 1960.

Кёк-тюркские руны писались либо горизонтально - справа налево, либо вертикально (под китайским влиянием?). Письмо состоит из 38 знаков. Форма многих букв для согласных меняется зависимости от того, какой за ними следует гласный.


Исследование Орхона - енисейских памятников. Орх о но-енис е йские памятники, древнейшие письменные памятники тюрко-язычных народов. Открыты русскими учёными С. Ремезовым, Ф. Страленбергом, Д. Мессершмидтом в 1696-1722 в верхнем течении Енисея; на р. Орхон (Монголия) - Н. М. Ядринцевым в 1889. Дешифрованы датским лингвистом В. Томсеном (1893), впервые прочтены русским тюркологом В. В. Радловым (1894). Датируются VII - XI вв.; написаны т. н. руническим письмом, восходящим через старосогдийское к арамейскому. Известны 7 групп Орх о но-енис е йские памятники: ленско-прибайкальская, енисейская, монгольская, алтайская, восточно-туркестанская, среднеазиатская, восточно-европейская. Соответственно, они принадлежат племенному союзу курыкан, Кыргызскому каганату, Восточно-тюркскому каганату, Западно-тюркскому каганату, Уйгурскому каганату в Монголии, Уйгурскому государству в Восточном Туркестане, хазарам и печенегам. По жанровой принадлежности выделяются: историко-биографические каменописные тексты Монголии; эпитафийная лирика текстов Енисея и Семиречья; юридические документы, магические и религиозные тексты (на бумаге) из Восточного Туркестана; памятные надписи на скалах, камнях и строениях; метки на бытовых предметах. Наибольшее историческое значение имеют надписи Монголии, излагающие историю 2-го Восточно-тюркского и Уйгурского каганатов. На языке скандинавских народов слово «рунь» или «руна» при переводе русский язык означает «не раскрытый, зашифрованный» или «загадка». Иоганн Страленберг эти надписи на найденных им камнях назвал «руническими» по аналогии со скандинавским руническим письмом, т. е. надписи на неизвестном языке. Таким образом, этот лингвистический термин и закрепился в науке. Ещё долгое время оставался не раскрытой тайна рунического письма. Никто не мог расшифровать эти тексты. Учёными выдвигались различного рода гипотезы и предложения: одни искали корни происхождения этих надписей в древнегреческой культуре, другие - выдвигали версии о древнемонгольском происхождении, финском, скифо-славянском, но никому не удавалось приподнять завесу тайны над древними письменами. Наконец, 25 ноября 1893 г. На заседании Академии наук Датского королевства Вильгельмом Томсеном было сделано сенсационное заявление, потрясшее научный мир. Учёный сообщил, что им найден ключ к разгадке древних текстов. Он заявил также, что язык, на котором они выполнены – язык тюркских народов! Самыми первыми словами, которые удалось расшифровать исследователю, были общеизвестные слова «тэн ipi –тенгри» и «тур ik – тюрк». Почти одновременно с этим академик В. Радлов самостоятельно расшифровывает около 15 букв рунического письма и затем за короткое время полностью прочитывает и переводит тексты каменных стел. ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИХ ПАМЯТНИКОВ ЯЗЫК (язык древнетюркских рунических памятников), лит. яз. Древнетюркских племен, представленный письменными памятником эпохи Древнетюркского каганата (6-8 вв.) и надписями, выполненными на надгробных камнях императоров и отд. биев, в катакомбах, на скалах, предметах быта и бумаге. Развиваясь в течение нескольких веков, орхоно-енисейских памятников язык в VI веке имел стандартизованную систему образно - стилистических средств и наддиалектный характер. Языковые особенности памятников характеризуют форма винительного падежа на - ыг/- иг, звук "д" в сер. и кон. слова вместо более поздних "з" и "й", диссимилятивное сочетание согласных "лт", "рт", "нт" вместо совр. ассимилятивных "лд", "рд", "нд", чередование звуков "с" и "ш", не до конца оформленный исходный падеж, систему гласных и прошедшее время на - мыш, характерные огузской группе тюркских языков, будущее время на – тачи /- тэчи, усл. наклонение на - сар/- сэр, звук "б" в начале слов вместо "м", частично специфичную, но в основном общую для тюркского языка лексику (95% глагольной лексики памятников сохранилось в современном башкирском языке). Енисейская надпись (р-н Минусинской котловины)

Письмена, обнаруженные на берегу реки Орхон в северной Монголии, содержали пространное поэтическое повествование, состоящее из длинных строк и представляющее собой эпитафию, высеченную на камнях в честь семнадцатого кагана Восточнотюркского каганата Бильге - кагана (прежнее имя Могилян) и его младшего брата, наследного принца, доблестного полководца – военачальника Кюль – тегина .( "Кюль-Тегин" , памятник тюркского рунического письма VIII века Найден в 1889 русским исследователем Н. М. Ядринцевым в долине Кошо-Цайдам, на берегу р. Орхон (Монголия). Каменная стела, поставленная в честь тюркского кагана Могиляна (умер 734) и его брата - принца Кюль-Тегина (умер 732). На стеле вырезаны две надписи - большая и малая, каждая на двух языках - китайском и языке орхоно-енисейских тюрок. Малая надпись - славословие кагану, объединившему тюркские роды и племена; в большой надписи сообщены исторические сведения о Тюркском каганате. Надписи дешифрованы в 1893 датским учёным проф. В. Томсеном, первый русский перевод (1897) принадлежит профессору П. М. Мелиоранскому и сделан с немецкого перевода, выполненного академиком В. В. Радловым (1894). Памятник содержит ценные исторические сведения и даёт богатый лингвистический материал). Поэма о Кюль-тегинне повествует о том, что после смерти Капа-ган-кагана старший сын Ильтеришь-кагана встал вопрос о наследовании престола. По законам древних тюрков трон должен был унаследовать старший сын Ильтериша-Бильге. Но Капаган-каган, изменив этот закон, ещё при жизни объявил наследником престола своего старшего сына Бегю и присвоил ему титул младшего кагана. Сыновья Ильтеришь-каган-Могилян и Кюль-тегин – были отстранены от управления государственными делами. Узнав о гибели Капаган-кагана, Кюль-тегин предпринимает нападение на ставку, совершает военный переворот и жестоко расправляется с наследником престола – сыном Капаган-кагана,с членами его семьи, приближенными и советниками.Кюль-тегин не нарушил старый закон и не принял ханский титул, а возвел на престол своего старшего брата с титулом Бильге- каган. Сам же стал военачальником, по сути дела «некоронованным» вождём тюркского народа. В текстах орхонских эпитафийных надписей содержится ряд исторических сведений об образовании и крушении, о периодах расцвета и упадка Тюркского каганата ( Т ю ркский каган а т (552-745), государство, основанное в Центральной Азии племенным союзом тюрок. В 460 одно из гуннских племён, так называемое ашина, попало под власть ( Жуж а не, жоужань, жуаньжуань, жужу, жуйжуи, союз кочевых племён, обитавших в степях Западной Маньчжурии, Монголии и Туркестана в раннем средневековье. Возвышение Жуж а н связано с именем Шелуня (402-410), сплотившего разрозненные племена в сильный военный союз. Войны с тюрками, китайцами, уйгурами, а также не прекращавшиеся внутренние распри постепенно ослабили Жуж а н . В середине 6 в. союз жужаньских племён распался. Часть Жуж а н была ассимилирована тюрками и др. народами, а др. часть (около 30 тыс. шатров) откочевала далеко на З. и осела на среднем Дунае, просуществовав там до 9 в.) и было переселено из Восточного Туркестана на Алтай, где сложился союз местных племён, принявший название «тюрк». В 545 тюрки разгромили уйгурские племена, а в 551 - жужан. Вождь Бумын (умер 552) провозгласил себя. К 555 все народы Центральной Азии, включая киданей в Западной Маньчжурии и енисейских кыргыз, оказались под властью тюрок. Ставка кагана была перенесена в верховья р. Орхон). В 60-х гг. 6 в. тюрки разгромили государство в Средней Азии. В 3-й четверти VI века в зависимость от Тюркского каган а та попали северокитайские государства Чжоу и Ци. Т ю ркский каган а т в союзе с Византией начал войны с Ираном за контроль над. В 571, после похода тюрок в Иран, граница была установлена по Амударье, а в 588-589 к Т ю ркскому каган а ту присоединены некоторые области на западном берегу Амударьи. В 576 тюрки взяли Боспор (Керчь), а в 581 осадили Херсонес. К середине VI века у них наряду с остатками военной демократии начинают складываться раннефеодальные отношения. Рост богатств и влияния тюркской аристократии, её стремление к автономному управлению захваченными территориями вызвали острый политический кризис и междоусобицы (582-603), усугубленные активным вмешательством китайской империи (581-618). Т ю ркский каган а т распался на враждебные друг другу восточную (центрально-азиатскую) и западную (среднеазиатскую) части. Восточный Т ю ркский каган а т восстановил своё влияние в Центральной Азии при каганах Шиби (609-619), который в войнах с Суйской империей отстоял независимость государства, и Хели (620-630), предпринявшем 67 походов в Китай. Недовольство масс увеличением податей и восстания ряда подвластных племён привели Восточный Т ю ркский каган а т к поражению в войне (630) и полувековой зависимости от Китая. Антикитайское восстание 681 вновь возродило государство. При Капаган-кагане (691-716) Восточный Т ю ркский каган а т на короткий срок расширил свои границы от Маньчжурии до Сырдарьи; тюркские отряды дошли до Самарканда, где, однако, потерпели поражение в сражениях с арабами (712-713). Бильге-кагану (716-734) и его брату Кюльтегину (умер в 731) пришлось отстаивать независимость Т ю ркский каган а т в жестоких войнах с империей Тан и её союзниками. Начавшаяся после смерти Бильге-кагана междоусобица и распад Восточного Т ю ркский каган а т на удельные владения привели к гибели государства, на месте которого возник Уйгурский каганат (745-840). Западный Т ю ркский каган а т при каганах Шегуе (610-618) и Тон-ябгу (618-630) восстановил границы на Алтае, в бассейне р. Тарим и по Амударье. Ставкой западных тюркских каганов стал Суяб. Начавшаяся в 630 борьба за престол переросла в затяжную войну, которую вели друг с другом два главных племенных союза Западного Т ю ркский каган а т - дулу и нушиби. Не смогла прекратить войну и административная реформа Ышбара Хилаш-кагана (634-639), разделившего страну на десять «стрел» - племенных территорий. В 658-659 основные земли Западного Т ю ркский каган а т были оккупированы китайскими войсками. В 704 Западный Т ю ркский каган а т освободился от китайской зависимости, однако нападения агрессивных соседей с С. и внутренние противоречия привели каганат к гибели в 740. Т ю ркский каган а т сыграл важную роль в консолидации тюрко-язычного населения Евразии и способствовал дальнейшему развитию этнических групп, составивших впоследствии основу современных тюрко-язычных народов. Поэтически строки, посвященные Кюль – тегину, Бильге – кагану и Тоньюкуку, сохранившие традиционные формы ораторского искусства и отработанного веками устного повествования о деяниях война – батыра, являются первыми образцами тюркской поэзии VI VIII вв., её художественными творениями. Таким образом, эти древние письменные памятники являются не летописями – шежире, а литературными образцами своей эпохи.

К а менные б а бы. К а менные б а бы, наименование каменных изваяний (от 1 до 4 м высоты), ставившихся в древности на возвышенностях в степных пространствах от Днестра на З. до Алтая и Монголии на В. Причерноморские К. б. принадлежат различным эпохам - от скифской (5- 4 вв. до н. э.) до позднекочевнической (13-14 вв. н. э.); в Сибири известны также менгирообразные каменные изваяния, относящиеся к эпохе бронзы. Установление К. б., по-видимому, было связано с культом предков.

Каменные бабы.

НФБашГУ специальности «Филология»

ПИСЬМЕННОСТЬ БАШКИР

1. ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ.

В 552 году предки современных тюркоязычных народов – башкир, татар, чувашей, казахов, киргизов, узбеков, алтайцев, хакасов и других на территории реки Орхон (Монголия) и озера Байкал создали свое государство – Тюркский каганат (царство), которое в 745 году было разгромлено уйгурами. В годы своего процветания и могущества в начале VIII века границы Тюркского каганата на западе доходили до Черного моря.

В этом государстве появилась и древняя письменность тюрков – так называемое руническое письмо. В науке рунами назывались вырезанные на поверхности дерева и камня буквы алфавита , которыми в далеком прошлом пользовались предки современных скандинавских (шведов, норвежцев) и германских народов. Поскольку тюркские памятники, как и скандинавские, были выдолблены на каменных плитах, скалах, предметах утвари, их тоже назвали рунами.

Памятники рунического письма тюрков впервые были обнаружены в верховьях реки Енисей в годах С. Ремезовым и Ф. Страленбергом, позже – на реке Орхон (Монголия) и в других местах Н. Ядринцевым.

Ученые около 200 лет не могли раскрыть тайну неизвестного им письма. Лишь в 1893 году датский ученый-тюрколог В. Томсен и русский ученый-тюрколог В. Радлов одновременно и независимо друг от друга смогли расшифровать и прочесть эту загадочную письменность, которая оказалась письменностью древних тюрков эпохи Тюркского каганата.


Руническое письмо тюрков, которым были написаны так называемые Орхоно-енисейские памятники, состоит из 36 букв, из которых четыре буквы (а, ы, о, у) обозначали восемь гласных звуков современного башкирского языка (а, ə, ы, и, у, γ, о, ө). Некоторые буквы выражали слитные звуки (лт, нт, нг). Известны несколько групп, или разновидностей, тюркского рунического письма (енисейская, монгольская, алтайская), которыми пользовались разные племенные союзы (хазары, уйгуры, печенеги и т. д.).

Надпись на памятнике Кюль-тегина

Орхоно-енисейские памятники представляют собой поэмы в честь каганов (царей) и полководцев Тюркского каганата. Они сохранились на каменных плитах – стелах. Самый крупный из них – это поэма-некролог в честь полководца Кюль-тегина (685-731). О нем сохранились два памятника, или две поэмы, которые называются «Малая надпись в честь Кюль-тегина». В последнем из них рассказывается о героическом прошлом тюрков, об их военных походах, о том, как они подчинили себе китайцев. В поэме победа тюрков объясняется мудростью, смелостью каганов-царей и верностью им простого народа. «Они были мудрыми каганами, они были смелыми каганами», – говорится в поэме.

Далее рассказывается о покорении тюрков Китаем. Причину этого поэма объясняет тем, что народ и каганы забыли заветы предков, что на царство сели плохие каганы, что «младшие братья подобно старшим не поступали». Вот еще строки, объясняющие поражение тюрков: «Младшие братья не признавали своих старших братьев, сыновья не признавали своих отцов». Иными словами, поражение объясняется отсутствием единства и порядка в стране.


В поэме в героическом тоне рассказывается о военных походах с участием Кюль-тегина, при котором тюрки снова победили Китай и обрели самостоятельность. Повествуя об этом, поэма непременно сообщает о его возрасте, о времени битвы, о коне, на которого он садился, об исходе битвы, описывает поведение Кюль-тегина. И, таким способом, создает идеальный образ полководца.

Вот строки из поэмы:

Когда ему был двадцать один год,

Мы сразились против Чача-сегуна.

Или: Когда Кюль-тегину было двадцать шесть лет,

Мы ходили в поход на кыргызов.

В поэме Кюль-тегин изображается как главный герой всех походов. Например, упоминается 17 сражений, в которых он принимал участие, в 11 из них он был на белом коне, что очень распространено в башкирском фольклоре. Вот как описывается его действия на поле боя:

В один год мы сражались пять раз.

В первый раз мы сразились при городе Тогу.

Кюль-тегин, сев верхом на белого коня белого коня Азмана,

Бросился в атаку.

Шесть мужей (воинов) он заколол копьем,

Седьмого мужа (воина) он в схватке зарубил мечом.

Во второй раз при Кушлагаке

Мы сразились с эпизами.

Кюль-тегин, сев верхом на бурого азского коня,

Бросившись в атаку, одного мужа (воина) заколол копьем,

Девять мужей поразил, окружив.

Народ эпизов там погиб.

В третий раз мы сразились с Огузами.

Кюль-тегин, сев верхом на белого коня Азмана,

Нападал на врага и колол копьем.

Их войско мы перекололи,

Их государство мы взяли (покорили).

Так по всей поэме Кюль-тегин совершает свои подвиги в сражениях при помощи коня. В поэме многократно без изменений повторяется одна и та же словесная формула: «Кюль-тегин, сев верхом на белого коня, бросился в атаку».


В конце поэма о смерти Кюль-тегина и о похоронах:

Кюль-тегин в год овцы

В семнадцатый день умер.

В девятый месяц, в двадцать седьмой день

Мы устроили погребение.

«Малая надпись в честь Кюль-тегина» заканчивается указанием имени автора поэмы. Им был племянник Кюль-тегина Йогыл-тегин, который сообщает о том, как был воздвигнут этот памятник:

Я вечный камень приказал воздвигнуть,

От табгачского (китайского) кагана

Резчиков я привел

И покрыл камень резьбой.

Они не исказили моих слов.

Орхоно-енисейские памятники имеют самое прямое отношение к истории и культуре башкирского народа. Известно, что башкирские племена табын, катай, тангаур, канлы были в составе Тюркского каганата Тумен-каган (другое имя по китайским источникам – Бумын-каган) по данным башкирских шежере считается родоначальником башкир племени табын, которое в настоящее время проживает на территории Гафурийского, Архангельского, Аургазинского районов. Крупные башкирские писатели и ученые (Мажит Гафури, Даут Юлтый, Джалиль Киекбаев, Анур Вахитов и другие) по своей родословной – башкиры тыбынцы.

Камень в честь Кюль-тегина

АЛФАВИТ ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЙ

РУНИЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

Башкиры - канлинцы в настоящее время живут в западных районах нашей республики (Буздякский, Чекмагушевский, Кушнаренковский, Бирский районы). Вхождением многих башкирских племен в состав Тюркского каганата объясняется и то, что древние башкиры были не только знакомы, но и пользовались руническим письмом. В конце 70-х годов, например, в Чекмагушевском районе был обнаружен надгробный камень с высеченными на нем руническими буквами. Ученые также установили, что из 38 букв-знаков рунического алфавита 17 распространены среди башкир как тамги, которые ставились на родовое или семейное имущество (утварь, пчелиные борти, деревья, скот, седла и т. д.).


Надгробный камень в Чекмагушевском районе

Отсюда можно сделать вывод о том, что башкиры, как и другие тюркские народы, пользовались письменностью еще в далеком прошлом, в VI–X веках, до принятия арабского письма.

2. ПИСЬМЕННОСТЬ БАШКИР НА АРАБСКОЙ ГРАФИКЕ

922 год считается годом принятия башкирами и булгарами (предками казанских татар) ислама. В этом году в Булгарское царство прибывает Ахмед ибн-Фадлан, а он был секретарем посольства Багдадского халифа (царя), для пропаганды и распространения мусульманской религии. На своем долгом пути он посетил и земли башкир. «Через много дней пути, – писал он, – нам пришлось переправиться через реку Яик, потом реку Иргиз, Самар, Кинель, Сок, после этого реку Кондурча. Переправившись через эти реки, мы попали в страну башкир».

Одновременно с принятием религии башкиры начали пользоваться арабским письмом, первые образцы которого на надгробных каменных плитах Аравии относятся к I–IV векам нашей эры. А язык священной книги мусульман Коран, составленной в 650–656 годах, является классическим образцом арабской письменности.

Ислам распространялся по Башкирии медленно, но уже при Узбек-хане в 1313–1342 гг. становится государственной религией Золотой орды, в состав которой входили и башкиры, и татары, уже широко пользовшиеся арабской письменностью. Об этом говорят надгробные камни на арабской графике, сохранившиеся до наших дней. Самым древним из них считается надгробный камень на кладбище аула Мавлит Кушнаренковского района, относящийся к 1342–1343 годам. К этому периоду ученые относят и кэшэнэ (мавзолей) Хусейнбека (год смерти – 1341), находящийся в Чишминском районе. Хусейнбек занимался распространением ислама в Башкортостане .


Арабское письмо очень своеобразно. Оно пишется и читается справа налево, поэтому и книга начинается как бы с конца.

Арабский алфавит состоит из 28 букв, из них только три буквы «| – а», «Չ – у», «ڸ – й» являются гласными, поэтому каждая из них обозначает множество звуков. Например, арабская буква «Չ – у» на башкирском языке читается как звуки «у», «γ», «о», «ө», буква «| – а» – как звуки «а», «ə».

В арабском алфавите имеются некоторые согласные буквы (например «с», «т», «х») для обозначения твердых или мягких звуков. Буква س «с» является мягким согласным и сочетается лишь мягкими гласными («ə», «и»), например: сəлəм (привет), сəгəт (часы), сибəр (красавица). В то же время твёрдый «с» ی сочетается только с твёрдыми гласными «а», «о», «у», «ы», например: Салауат, Самат, сана (сани).

В арабском письме каждая буква пишется по-разному в начале, середине и в конце слова. Например, буква «б» в такой последовательности имеет следующие формы , а буква «м» пишется так . И совсем нет заглавных букв.

Часто при написании некоторых слов пишутся только согласные буквы, в таких случаях эти слова читаются исходя из содержания текста по смыслу. Поэтому над или под согласными буквами часто ставятся отдельные знаки, которые определяют произношение согласной буквы. Например, слово из трех согласных букв «с», «л», «м» в зависимости от знаков, а если их нет, то по содержанию текста, можно читать как сəлəм (привет) и как Сəлим (имя). А слово из двух букв «й», «р» по смыслу текста можно читать как ер (земля), ир (мужчина), йыр (песня) и т. д. Все вышеперечисленные особенности написания и произношения затрудняют изучение этого языка.


3. АРАБСКИЙ АЛФАВИТ

На основе арабского алфавита тюркоязычные народы, в том числе предки башкир и татар, создали свой письменно - литературный язык, который в народе называется төрки – тюрки. Тюрки – это не национальный язык кого-либо, а письменность, которой пользовались почти все современные тюркоязычные народы – башкиры, татары, казахи, узбеки, киргизы и т. д.

Башкиры пользовались ею, начиная примерно с XII века. На этой письменности создана очень богатая башкирская литература. Классическими образцами ее являются поэма древне-башкирского поэта Кул Гали (примерно 1183–1236) «Кисса-и Йусуф» (1233); многочисленные башкирские шежере; сказание «Чингизнаме»; письмо Батырши императрице Елизавете Петровне; воззвания и приказы Салавата Юлаева; произведения поэтов XIX века А. Каргалы, Т. Ялсыгулова, Х. Салихова, Г. Сокроя и др.

Примерно с конца XIX века башкиры пользовались и татарским литературным языком на арабской графике. Произведения многих башкирских писателей (М. Акмулла, М. Уметбаев, С. Якшигулов, Ф. Туйкин, М. Гафури, Ш. Бабич, Д. Юлтый, А. Тагиров и др.) до 1924 года были написаны и печатались на татарском литературном языке. На основе арабского алфавита в 1924 году была создана письменность на национальном башкирском языке, которая просуществовала по 1929 год. В эти годы на башкирском языке арабскими буквами печатались учебники, газеты, журналы, художественная литература .

С 1929 по 1940 год башкирская письменность существовала на основе латинской графики, а с 1941 года башкиры пользуются кириллицей, т. е. современным русским алфавитом. Башкирский алфавит насчитывает 42 буквы - 33 русских и 9 специфических. За эти 60 лет развития созданы системы преподавания, десятки учебников, диссертаций и т. п.


Башкирский алфавит на основе латинского письма

БАШКИРСКИЙ АЛФАВИТ НА РУССКОЙ

ГРАФИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ (КИРИЛЛИЦЕ)

4. ПОЭМА КУЛ ГАЛИ «КИССА–И ЙУСУФ.

Одним из произведений литературы, написанной на литературном языке тюрки, является поэма Кул Гали «Кисса-и Йусуф». Как видно из самой поэмы, она закончена 13 апреля 1233 года. Об авторе известно лишь, что он был родом из башкирского племени айле, рано покинул родные места, и многие годы жизни провел вдали от родных мест. Согласно шежере племени, составленному башкирским поэтом Тажетдином Ялсыгуловым, Кул Гали в течение 45 лет был мударисом, т. е. учителем, в г. Хорезм (ныне – Узбекистан). Когда Хорезм был разрушен татаро-монголами в 1220 году, поэт вернулся в г. Биляр – в родные места башкир-билярцев. Считается, что и поэма написана в этих краях. Сюжет поэмы «Кисса-и Йусуф» известен с древнейших времен. Он, например, рассказывается в одной из сур (глав) Корана (начало VII века).

На этот сюжет написаны десятки поэм, в том числе и древнебашкирским поэтом Кул Гали. Поэма состоит из краткого введения (мукаддима), основной части и заключения (хатимы). Во введении сообщается о целях написания поэмы:

Обо всём, что случилось с Йусуфом,

Что сделали с ним его братья,


Как он стал великим царем Египта,

Расскажу я в стихах, а вы разумейте.

У пророка Якуба было 12 сыновей. Одного из них по имени Йусуф он очень любил, что вызывало ревность его братьев. Однажды 11-летний Йусуф увидел сон: как будто ему поклонилось солнце, луна и одиннадцать звезд. Об этом он рассказал отцу, который посоветовал ему не говорить о своем сне братьям. Однако рассказ Йусуфа услышала неродная дочь Якуба и об услышанном рассказала братьям Йусуфа. Тогда они решили его убить. Во время охоты они бросили Йусуфа в колодец, а отцу сказали, показав окровавленную рубашку Йусуфа, что его съел волк. От горя Якуб ослеп.

Йусуфа вытащили из колодца проезжающие мимо торговцы во главе с Маликом. Братья Йусуфа продали его Малику за ничтожную цену, сказав, что «он – вор, обманщик и беглец».

Во второй раз Йусуфа продаёт уже Малик царю Египта Канзафару. При этом он указал на десять достоинств Йусуфа:

Во-первых, стан стройный, сам верх совершенства,

Во-вторых, лицо лучезарное, прекрасное,

В-третьих, красноречив, в словах честен,

В совершенстве владеет семьюдесятью двумя языками.

В-четвертых, мягкосердечен, великодушен,

Во-пятых, энергичен, храбр, как Алып,

В-шестых, всех на свете сильней,

Силы у него больше, чем у сорока мужей,

В-седьмых, блюдет веру, благочестив,

В-восьмых, верный, хранящий доверенное,

В-десятых, он из рода пророков.

Чтобы купить Йусуфа, царю Египта надо было положить на весы золото и серебро, равные ему по весу.

В Йусуфа влюбилась жена Канзафара Зулейха. Йусуф не обратил на неё внимания, тогда Зулейха, оклеветав его, вынудила Канзафара заточить Йусуфа в зиндан, где он пробыл 12 лет.


Раян, ставший царем Египта после Канзафара, во сне увидел, что вышедшие из реки Нил семь тощих коров съели тучных коров. Он увидел также семь полных, зрелых и семь высохших колосков. К царю со всех сторон приводили знахарей, кудесников, но ни один из них не смог разгадать сон царя. Тогда вспомнили про заточенного в зиндан Йусуфа и привели его в царский дворец.

Разгадав сон, Йусуф сказал царю Раяну, что в страну придет семь урожайных, благополучных лет подряд, после этого в течение семи лет будет засуха. Восхитившись умом Йусуфа, царь Раян назначил его визирем (министром).

В течение семи лет Йусуф экономно расходовал продукты, и страна следующие семь лет прожила без голода. В эти годы в Египет за продуктами приезжали братья, но они не узнали Йусуфа, а он своим страдающим от голода братьям дал и хлеб, и продукты. Когда во второй приезд они узнали Йусуфа, ради отца он простил их; прозрел от радости и отец Якуб.

Кул Гали в своей поэме хотел показать справедливого, идеального правителя страны. В образе Йусуфа Кул Гали воплотил вековую мечту народа о справедливости. По его мнению, справедливый царь должен быть красивым, красноречивым, верным долгу, мудрым, терпеливым.

Вот какими словами Кул Гали обрисовал образ правителя-визиря Йусуфа:

Ум его совершенен, владеет наукой мудрости,

Недовольные с жалобой приходят к нему.

И избранных, и простых судит справедливо,

Никому не доставляет обид и страданий.

В поэме большое место уделено рассказу о чувствах Зулейхи, которая влюбившись в Йусуфа во сне в молодости, была верна ему всю жизнь. Шли годы. Однажды красавец-визирь Йусуф и нищая старуха Зулейха встретились. Йусуф не узнал ее. Но они объяснились, и Зулейха, волею Аллаха, снова стала молодой и красивой, и они поженились и зажили счастливой жизнью, вырастили двенадцать сыновей.

В заключении поэмы Кул Гали сообщает о времени ее написания:

С помощью и поддержкой Аллаха

Тридцатого дня святого Раджаба,

По летоисчислению тридцатого года

Сей немощный составил свою книгу.

Поэма Кул Гали «Кисса-и Йусуф» известна не только башкирам и татарам, её с любовью читают и казахи, узбеки, киргизы. В ней автор создал образ правителя, который благодаря своей мудрости, знанию многих языков, человечности и терпению из раба стал визирем и по справедливости правил страной.

  • ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЙ в Орфографическом словаре.
  • ЕНИСЕЙСКИЙ
    ЕНИС́ЕЙСКИЙ КРЯЖ, приподнятый юго-зап. край Среднесибирского плоскогорья. Дл. ок. 700 км, выс. до 1104 м. Темнохвойная тайга. М-ния золота, жел. …
  • ЕНИСЕЙСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЕНИС́ЕЙСКИЙ ЗАЛИВ Карского м., между Гыданским п-овом и п-овом Таймыр. Дл. ок. 225 км, шир. у входа ок. 150 км, …
  • ЕНИСЕЙСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    енис`ейский (от Енис`ей и …
  • ЕНИСЕЙСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    енисейский (от Енисей и …
  • ЕНИСЕЙСКИЙ в Орфографическом словаре:
    енис`ейский (от енис`ей и …
  • ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ
    тюркоязычные надписи 7-11 вв. на скалах, каменных плитах, бытовых предметах в Монголии, Юж. Сибири, Ср. Азии. Названы по находкам в …
  • ЕНИСЕЙСКИЙ ЗАЛИВ КАРСКОГО М в Большом энциклопедическом словаре:
    между Гыданским п-овом и п-овом Таймыр. Длина ок. 225 км, ширина у входа ок. 150 км, глубина 6-20 м. В …
  • ЮЖНО-ЕНИСЕЙСКИЙ
    посёлок городского типа в Мотыгинском районе Красноярского края РСФСР. Расположен на восточном склоне Енисейского кряжа, в 527 км к С.-В. …
  • ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    надписи, древнейшие письменные памятники тюрко-язычных народов. Открыты русскими учёными С. Ремезовым, Ф. Страленбергом, Д. Мессершмидтом в 1696-1722 в верхнем течении …
  • ОБСКО-ЕНИСЕЙСКИЙ КАНАЛ
    с входящими в его систему речками — находится в пределах Енисейской и Томской губерний, в Енисейском и Томском округах, и …
  • ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОРХ́ОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, тюркоязычные надписи 7-11 вв. на скалах, кам. плитах, бытовых предметах в Монголии, Юж. Сибири, Ср. Азии. Названы по …
  • ОБСКО-ЕНИСЕЙСКИЙ КАНАЛ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    с входящими в его систему речками? находится в пределах Енисейской и Томской губерний, в Енисейском и Томском округах, и …
  • ОРХОНО-ЕНИСЁЙСКИХ НАДПИСЕЙ ЯЗЫК в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —условное название для нескольких древних литературных тюркских языков, зафиксированных в памятниках древнетюркского рунического письма и близких в структурно-генетическом отношении к …
  • НИКОДИМ (КАЗАНЦЕВ)
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никодим (Казанцев) (1803 - 1874), епископ б. Енисейский и Красноярский. В миру Казанцев …
  • КРАСНОЯРСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Красноярская и Енисейская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Россия, 660049, Красноярский край, г. …
  • ЕВФИМИЙ (СЧАСТНЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евфимий (Счастнев) (1839 - 1913), епископ Енисейский и Красноярский. В миру Счастнев Феодор …
  • АНТОНИЙ (ЧЕРЕМИСОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Антоний (Черемисов) (род. 1939), архиепископ Красноярский и Енисейский. В миру Черемисов Иван Иванович. Родился …
  • АМФИЛОХИЙ (СКВОРЦОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Амфилохий (Скворцов) (1885 - 1937), священномученик, епископ Енисейский и Красноярский. Знавшие его и …
  • ТОМСЕН в Большом энциклопедическом словаре:
    (Thomsen) Вильгельм Людвиг (1842-1927) датский языковед, президент Датского королевского научного общества (с 1909), иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1894). Труды по …
  • РАДЛОВ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Radloff) Василий Васильевич (Фридрих Вильгельм) (1837-1918) российский востоковед-тюрколог, этнограф, переводчик, академик РАН (1917; академик Петербургской АН с 1884). Родился в …
  • ЯЗЫКИ МИРА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    мира, языки народов, населяющих (и населявших ранее) земной шар. Общее число Я. м. - от 2500 до 5000 (точную цифру …
  • ЭПИГРАФИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    вспомогательная историческая дисциплина, изучающая надписи (преимущественно древние и средневековые) на твердых материалах (камне, металле, глине и т. д.). Возникла в …
  • ЧААТАС в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (хакасск. - камень войны), название могильников и археологической культуры 6-9 вв. в Минусинской котловине (бассейны рр. Абакана, Енисея главным образом …
  • УЙБАТСКИЙ ЧААТАС в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    чаатас, могильник в 6 км к Ю.-В. от станции Уйбат в Хакасской АО. Погребения датируются временем от 3 в. до …
  • УЗБЕКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
  • ТЮРКОЛОГИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    комплекс гуманитарных наук, изучающих языки, историю, литературу, фольклор, культуру народов, говорящих на тюркских языках. Первоначально Т. развивалась преимущественно как …
  • ТОМСЕН ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЮДВИГ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Thomsen) Вильгельм Людвиг (25.1.1842, Копенгаген, - 12.3.1927, там же), датский языковед. Профессор Копенгагенского университета (1887-1913), президент Датского королевского научного общества …
  • ТАРДУШИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    термин, встречающийся в орхоно-енисейских надписях и обозначающий одно из двух подразделений Тюркского каганата. В политическую структуру каганата наряду с …
  • СССР. РЕЛЬЕФ СУШИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    суши Орография. По преобладающему характеру рельефа поверхность суши СССР подразделяется на большую по площади (66%), относительно пониженную, открытую к С. …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • РИФЕЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. Riphaei montes - Рифейские горы; так иногда античные географы называли Уральские горы), крупное стратиграфическое подразделение, отвечающее позднему докембрию …
  • РАДЛОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Radloff) Василий Васильевич (Фридрих Вильгельм)(5.1.1837, Берлин, - 12.5.1918, Петроград), русский востоковед-тюрколог, этнограф и археолог; академик Петербургской АН (1884). Окончил Берлинский …
  • ОРХОНСКИЕ ТЮРКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    тюрки, конфедерация тюркоязычных племён Центральной Азии 5-8 вв. во главе с племенем ашина. В 265-460 племя ашина входило в состав …
  • КЮЛЬ-ТЕГИН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    памятник тюркского рунического письма 8 в. Найден в 1889 русским исследователем Н. М. Ядринцевым в долине Кошо-Цайдам, на берегу р. …
  • КЫРГЫЗЫ (КИРГИЗЫ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (киргизы) енисейские, один из древних тюркоязычных народов Азии, основной территорией обитания которого была Минусинская котловина. Впервые упоминаются в источниках на …
  • КУРУМЧИНСКАЯ КУЛЬТУРА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    культура, археологическая культура, распространённая в Восточной Сибири (Прибайкалье, верховья рр. Лены и Ангары) в 6-10 вв. Памятники: стоянки, городища, …
  • КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    край в составе РСФСР. Образован 7 декабря 1934. Расположен главным образом в пределах Восточной Сибири, в бассейне Енисея. Площадь 2401,6 …
  • КОПЁНСКИЙ ЧААТАС в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    чаатас, могильник 7-8 вв. на левом берегу Енисея, у с. Копёны Хакасской АО. В больших каменных курганах в 1939-40 Л. …
  • КИРГИЗСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика (Кыргыз Советтик Социалистик Республикасы), Киргизия (Кыргызстан). I. Общие сведения 14 октября 1924 была образована Кара-Киргизская (с мая …
  • ЕНИСЕЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (по-эвенкийски Иоанес и, буквально - большая вода, река), одна из величайших рек СССР и земного шара. Берёт начало двумя истоками: …
  • ДРЕВНЕТЮРКСКИЙ ЯЗЫК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    язык, язык древних тюркских народов Азии. Представлен различными памятниками 5-11 вв.: надписями на надгробиях - Тоньюкука, Бильге-Кагана, Кюльтегина, Гудулу-Кагана (выполненными …
  • ДАНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Danmark), Королевство Дания (Kongeriget Danmark). I. Общие сведения Д. - государство в Западной Европе, расположенное на полуострове Ютландия, Датском архипелаге, …
  • БЕРНШТАМ АЛЕКСАНДР НАТАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Александр Натанович , советский археолог, доктор исторических наук (1942), профессор Ленинградского университета (1946-52). Член КПСС с …
  • КРИВОШАПКИН МИХАИЛ ФОМИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    врач и этнограф. Окончив в 1855 г. курс в медико-хирургической акд., служил сначала в Енисейском округе, потом в Казани; поместил …
  • КРАСНОЯРСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Красноярский округ - Енисейской губ., наименьший по пространству;Площадь его равняется 375 кв. милям или 18115 кв. В., 1944755 д.Поверхность округа …
  • КРАСНОЯРСК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    - губ. и окружной г. Енисейской губ., на возвышенном (513 фт. над ур. моря) полуо-ве, обмываемом с одной стороны р. …
  • КЕТЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    река Енисейской и Томской губерний, правый приток реки Оби, вытекает двумя вершинами из болота и подземных ключей, расположенных на северо-западной …
  • ЕНИСЕЙСКАЯ ГУБЕРНИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I одна из обширнейших в России, занимающая, по исчислению Швейцера, площадь в 2211590 кв. верст и уступающая по величине только …