Столыпинская реформа: выход из кризиса. Методическая разработка учебного занятия "Столыпинская программа модернизации России" план-конспект занятия по истории (10 класс) на тему Какие слои крестьян выходили из общины

Главная > Документ

Проверочное тестирование по теме

«Первая мировая война. Революция в России в 1917 году

Вариант 1

а) в 1906 г. б) в 1907 г. в) в 1908 г. а) зажиточные б) бедные в) бедные и зажиточные а) участок земли, который мог получить крестьянин при выходе из общины, с перенесением на него дома и хозяйственных построек б) участок земли, который крестьянин мог взять при выходе из общины, но свой дом и постройки мог оставить на старом месте в деревне в) это дом крестьянина, который он построил вдали от деревни 7. а) стремление ведущих мировых держав перекроить карту мира в своих интересах б) стремление правительств стран - частниц войны отвлечь свои народы от революционной борьбы в) стремление стран-участниц отобрать колонии у крупнейшей колониальной державы-Великобритании а) подписание сепаратного мира Германией и Англией б) Германии не удалось воплотить свой план молниеносной войны в) Франции были возвращены Эльзас и Лотарингия а) 23февраля б) 24 февраля в) 27 февраля а) пала монархия б) возникло двоевластие в) началась демократизация страны г) произошел созыв Учредительного собрания а) установление диктатур в пролетариата б) началась демократизация армии в) бьшалшсвидирована1Ъс9дарственнаядума а) нота Милюкова о продолжении войны б) выступление Ленина на I Съезде Советов в) прорыв на фронте генерала Брусилова 19. Когда проходил II Съезд Советов? а) 23 февраля 1918 г. б) 26 октября 1917 г. в) 25 октября 1917г. а) 240 предложений беднейших крестьян б) 242 местных крестьянских наказа I Съезду Советов в) декларация прав народов России а) представители только левых партий б) представители большевиков и левых эсеров в) представители только эсеров и большевиков а) оно было распущено большевиками б) оно продолжало работу в течение января месяца в) оно было реорганизовано в коалиционное правительство а) лица, использующие наемный труд б) бывшие служащие царской полиции в) священники г) все вышеперечисленные

Вариант 2

а) выход крестьян из общины с землей б) переселение крестьян на новые земли за Урал в) выделение крестьянам части помещичьих земель г) обеспечение каждого крестьянина денежной суммой в размере 50 рублей а) интенсифицировалось развитие рыночных отношений в деревне б) начался процесс социального расслоения крестьянства в) сгладились главные социальные проблемы в деревне а) 1 августа 1914 года б) 1 октября 1914 года в) 1 декабря 1915 года а) плохое снабжение армии вооружением и снарядами б) существовало разрозненное действие фронтов в) Англия и Франция нарушали союзнический договор 10. а) в стране резко ухудшилась внутриполитическая и экономическая обстановка б) Россия добилась тех целей, ради которых участвовала в войне в) в ходе войны в России произойдет Первая российская революция а) демонстрация женщин в честь Международного женского дня б) увольнение с путиловского завода 30 000 забастовавших рабочих в) выступление солдат Петроградского гарнизона а) Учредительное собрание б) Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов в) Временное правительство г) Государственный Совет а) ввела широкие гражданские права и свободы б) обеспечила крестьян землей в) вывела Россию из первой мировой войны а) 1 августа 1917 года б) 1 сентября 1917 года в) 1 марта 1917 года 20. Какие Декреты принял II Съезд советов? а) декрет о мире, о земле, о власти б) декрете создании ВЧК, ВЦИК, СНК в) декрет об отделении церкви от государства а) ВЦИК б) СНК в) ВЧК а) 7-8 февраля 1918 г. б) 5-6 января 1918 г. в) 3-5 марта 1918 г. а) в 1917 г. б) в 1918 г . в) в 1919г. а) в форме диктатуры пролетариата б) в форме диктатуры буржуазии

Вариант 1

1. Когда начал проводить реформы ПА Столыпин? а) в 1906 г. б) в 1907 г. в) в 1908 г. 3. Какие слои крестьян активно выходили из общины? а) зажиточные б) бедные в) бедные и зажиточные 5. Дайте определение понятию «хутор»: а) участок земли, который мог получить крестьянин при выходе из общины, с перенесением на него дома и хозяйственных построек б) участок земли, который крестьянин мог взять при выходе из общины, но свой дом и постройки мог оставить на старом месте в деревне в) это дом крестьянина, который он построил вдали от деревни 7. Каковы причины Первой мировой войны? а) стремление ведущих мировых держав перекроить карту мира в своих интересах б) стремление правительств стран - частниц войны отвлечь свои народы от революционной борьбы в) стремление стран-участниц отобрать колонии у крупнейшей колониальной державы-Великобритании 9. Каким был главный итог военной кампании 1914 года? а) подписание сепаратного мира Германией и Англией б) Германии не удалось воплотить свой план молниеносной войны в) Франции были возвращены Эльзас и Лотарингия 11. Когда началась Февральская 1917 года революция в Петрограде? а) 23февраля б) 24 февраля в) 27 февраля 13. Каковы главные итоги Февральской революции? а) пала монархия б) возникло двоевластие в) началась демократизация страны г) произошел созыв Учредительного собрания 15. Каково значение приказа №1? а) установление диктатур в пролетариата б) началась демократизация армии в) бьшалшсвидирована1Ъс9дарственнаядума 17. Что явилось главной причиной апрельского кризиса Временного пра-вительства? а) нота Милюкова о продолжении войны б) выступление Ленина на I Съезде Советов в) прорыв на фронте генерала Брусилова 19. Когда проходил II Съезд Советов? а) 23 февраля 1918 г. б) 26 октября 1917 г. в) 25 октября 1917г. 21. Какой документ был положен в основу Декрета о земле? а) 240 предложений беднейших крестьян б) 242 местных крестьянских наказа I Съезду Советов в) декларация прав народов России 23. Представители каких политических партий вошли в состав первого Советского правительства? а) представители только левых партий б) представители большевиков и левых эсеров в) представители только эсеров и большевиков 25. Какова судьба Учредительного собрания? а) оно было распущено большевиками б) оно продолжало работу в течение января месяца в) оно было реорганизовано в коалиционное правительство 27. Какие категории населения были лишены избирательных прав? а) лица, использующие наемный труд б) бывшие служащие царской полиции в) священники г) все вышеперечисленные

Вариант 2

2. Что относится к положениям аграрной реформы Столыпина? а) выход крестьян из общины с землей б) переселение крестьян на новые земли за Урал в) выделение крестьянам части помещичьих земель г) обеспечение каждого крестьянина денежной суммой в размере 50 рублей 4. Каковы итоги аграрной реформы Столыпина? а) интенсифицировалось развитие рыночных отношений в деревне б) начался процесс социального расслоения крестьянства в) сгладились главные социальные проблемы в деревне 6. Когда началась Первая мировая война? а) 1 августа 1914 года б) 1 октября 1914 года в) 1 декабря 1915 года 8. Почему русская армия в ходе Первой мировой войны терпела неуда-чи? а) плохое снабжение армии вооружением и снарядами б) существовало разрозненное действие фронтов в) Англия и Франция нарушали союзнический договор 10. Каковы итоги Первой мировой войны для России? а) в стране резко ухудшилась внутриполитическая и экономическая обстановка б) Россия добилась тех целей, ради которых участвовала в войне в) в ходе войны в России произойдет Первая российская революция 12. Какие события стали поводом для массовых беспорядков в февраля 1917 года в Петрограде? а) демонстрация женщин в честь Международного женского дня б) увольнение с путиловского завода 30 000 забастовавших рабочих в) выступление солдат Петроградского гарнизона 14. Какие два органа власти появились в Петрограде в ходе Февральской революции? а) Учредительное собрание б) Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов в) Временное правительство г) Государственный Совет 16. Какие изменения внесла в жизнь России Декларация Временного пра-вительства, принятая 3 марта 1917 года? а) ввела широкие гражданские права и свободы б) обеспечила крестьян землей в) вывела Россию из первой мировой войны 18: Когда Россия была объявлена республикой? а) 1 августа 1917 года б) 1 сентября 1917 года в) 1 марта 1917 года 20. Какие Декреты принял II Съезд советов? а) декрет о мире, о земле, о власти б) декрете создании ВЧК, ВЦИК, СНК в) декрет об отделении церкви от государства 22. Как называлось первое советское правительство? а) ВЦИК б) СНК в) ВЧК 24. Когда проходила работа Учредительного собрания? а) 7-8 февраля 1918 г. б) 5-6 января 1918 г. в) 3-5 марта 1918 г. 26. Когда была принята первая советская Конституция? а) в 1917 г. б) в 1918 г. в) в 1919г. 28. В какой форме была установлена советская власть? а) в форме диктатуры пролетариата б) в форме диктатуры буржуазии

в) в форме союза рабочих и крестьян

Чем больше человек способен откликаться на историческое и общечеловеческое, тем шире его природа, тем богаче его жизнь и тем способнее такой человек к прогрессу и развитию.

Ф. М. Достоевский

Аграрная реформа Столыпина, начавшаяся в 1906 году, была обусловлена теми реалиями, которые происходили в Российской Империи. Страна столкнулась с массовыми народными волнениями, в ходе которых стало абсолютно очевидно, что народ не желает жить по-прежнему. Более того само государство не могло управлять страной, опираясь на прежние принципы. Экономическая составляющая развития империи находилась в упадке. Особенно это было актуально в аграрном комплексе, где наблюдался явный упадок. В результате, политические события, а также события экономические побудили Петра Аркадьевича Столыпина начать проводить реформы.

Предпосылки и причины

Одна из основных причин, которые побудили Российскую Империю начать массовое изменение в государственном устройстве были основаны на том, что большое количество простых людей высказывали свое недовольство властью. Если до этого времени высказывание недовольства сводилось к разовым мирным акциям, то к 1906 году эти акции стали намного масштабнее, а также кровавые. В результате стало очевидно, что Россия борется не только с очевидными экономическими проблемами, но и с очевидным революционным подъемом.

Очевидно, что любая Победа государства над революцией основывается не на физической силе, а на силе духовной. Сильное духом государство само должно встать во главе реформ.

Петр Аркадьевич Столыпин

Одно из знаковых событий, которые побудили правительство России начать скорейшее реформы, случилось 12 августа 1906 года. В этот день в Петербурге на Аптекарском острове произошел теракт. В этом месте столицы жил Столыпин, который к этому времени занимал пост председателя правительства. В результате прогремевшего взрыва погибло 27 человек и 32 человека были ранены. Среди раненых были дочь и сын Столыпина. Сам Председатель правительства чудом не пострадал. В результате в стране был принят закон о военно-полевых судах, где все дела, касающиеся терактов, рассматривались в ускоренном порядке, в течение 48 часов.

Случившийся взрыв лишний раз указал Столыпину, что народ желает коренных перемен внутри страны. Эти перемены нужно было давать людям в кратчайшие сроки. Именно поэтому была ускорена аграрная реформа Столыпина, проект который стал продвигаться гигантскими шагами.

Суть реформы

  • Первый блок призвал граждан страны успокоиться, а также информировал о чрезвычайном положении во многих районах страны. Из-за терактов в ряде регионов России были вынуждены ввести чрезвычайное положение и военно-полевые суды.
  • Второй блок объявлял о созыве Государственной Думы, в ходе работы который планировалось создать и реализовать комплекс аграрных реформ внутри страны.

Столыпин отчетливо понимал, что реализация одних только аграрных реформ не позволит успокоить население и не позволит Российской Империи сделать качественный скачок в своем развитии. Поэтому Наряду с изменениями в сельском хозяйстве Председатель правительства говорил о необходимости принятия законов о вероисповедании, равноправии среди граждан, реформировании системы местного самоуправления, о правах и быте рабочих, необходимости введения обязательного начального образования, введение подоходного налога, увеличение жалование учителей и так далее. Одним словом все то, что в дальнейшем реализована Советская власть, было одним из этапов столыпинской реформы.

Безусловно, начать изменения такого масштаба в стране крайне тяжело. Именно поэтому Столыпин решил начать с аграрной реформы. Это было связано с рядом факторов:

  • Основная движущая сила эволюции это крестьянин. Так было всегда и во всех странах, так было и в те времена в российской империи. Поэтому для того, чтобы снять революционный накал было необходимо обратиться к основной массе недовольных, предложив им качественные изменения в стране.
  • Крестьяне активно выказывали свою позицию о том, что помещичьи земли необходимо перераспределить. Зачастую помещики оставляли себе лучшие земли, выделяя крестьянам не плодородные участки.

Первый этап реформы

Аграрная реформа Столыпина началась с попытки разрушение общины. До этого момента крестьяне в деревнях жили общинами. Это были специальные территориальные образования, где люди жили единым коллективом, выполняя единые коллективные задачи. Если пытаться дать более простое определение, то общины очень похожи на колхозы, которые в дальнейшем реализовала Советская власть. Проблема же общин заключалась в том, что крестьяне жили сплоченной группы. Они работали для единой цели для помещиков. У крестьян, как правило, не было своих крупных наделов, и они не особо переживали за итоговый результат своей работы.

9 ноября 1906 года Правительство Российской империи издало указ, который позволял крестьянам свободно выходить из общины. Выход из общины был бесплатным. При этом крестьянин сохранял за собой все свое имущество, а также земли, которые были ему выделены. При этом, если земли выделялись на различных участках, то крестьянин мог требовать, чтобы земли были объединены в единый надел. Выходя из общины, крестьянин получал землю в виде отруба или хутора.

Карта аграрной реформы столыпина.

Отруб это участок земли, который выделялся крестьянину, выходящему из общины, с сохранением за этим крестьянином его двора в деревне.

Хутор это земельный участок, который выделялся крестьянину, выходящему из общины, с переселением этого крестьянина из деревни на собственный участок.

С одной стороны такой подход позволял реализовать внутри страны реформы направленные на изменение внутри крестьянского хозяйства. Однако с другой стороны помещичье хозяйство оставалось нетронутым.

Суть аграрной реформы Столыпина, по замыслу самого создателя сводилась к следующим преимуществам, которые страна получала:

  • Крестьяне, жившие общиной, были массово подвержены влиянию революционеров. Крестьяне, которые живут отдельными хозяйствами, гораздо менее доступны для революционеров.
  • Человек, который получил в свое распоряжение землю, и который зависит от этой земли, напрямую заинтересован в конечном результате. В результате человек будет думать не о революции, а о том, как увеличить свои урожай и свою прибыль.
  • Отвлечь внимание от желания простых людей разделить помещичью землю. Столыпин выступал за неприкосновенность частной собственности, поэтому с помощью своих реформ он старался не только сохранить помещичьи земли, но и предоставить крестьянам то, что действительно было нужно.

В какой-то степени аграрная реформа Столыпина была похожа на создание передовых фермерских хозяйств. В стране должны были появиться в огромном количестве мелкие и средние землевладельцы, который бы не зависели напрямую от государства, а самостоятельно стремились развивать свой сектор. Этот подход находил выражение и в словах самого Столыпина, который часто подтверждал, что страна в своем развитии делает упор на «крепких» и «сильных» землевладельцев.

На начальном этапе развитие реформы правом выйти из общины пользовались немногие. Фактически из общины выходили только зажиточные крестьяне и беднота. Зажиточные крестьяне выходили потому, что у них было все для самостоятельной работы, и они могли теперь работать не на общину, а на себя. Беднота же выходила для того, чтобы получить отступные деньги, тем самым поднять свое материальное положение. Беднота, как правило, прожив какое-то время вдали от общины и лишившись своих денег, возвращались назад в общину. Именно поэтому на начальном этапе развития очень мало людей выходило из общины в передовые аграрные хозяйства.

Официальная статистика говорит о том, что только 10% всех образовавшихся аграрных хозяйств могли претендовать на звание успешного фермерского хозяйства. Только эти 10% хозяйств использовали современную технику, удобрение, современные способы работы на земле и так далее. В конечном итоге только эти 10% хозяйств работали выгодно с экономической точки зрения. Все остальные хозяйства, которые были образованы в ходе аграрной реформы столыпина, оказались убыточными. Связано это с тем, что подавляющее большинство выходящих из общины людей были бедняками, которые не были заинтересованы в развитии аграрного комплекса. Эти цифры характеризуют первые месяцы работы столыпинских замыслов.

Политика переселения как важный этап реформы

Одна из существенных проблем Российской империи того времени заключалась в, так называемом, земельном голоде. Под этим понятием подразумевается то, что восточная часть России была крайне мало освоена. В результате подавляющее большинство земель в этих регионах были неосвоенными. Поэтому аграрная реформа Столыпина ставила одной из задач переселять крестьян из западных губерний в восточные. В частности, говорилось о том, что крестьяне должны переселяться за Урал. Прежде всего, эти изменения должны были коснуться тех крестьян, которые не имели своей земли в собственности.


Так называемые, безземельные должны были переселиться за Урал, где должны были основать свое фермерское хозяйство. Данный процесс был абсолютно добровольным и никого из крестьян правительство не заставляло переселяться в восточные регионы насильственного. Более того, политика переселения основывалась на том, чтобы предоставить крестьянам, которые решатся переехать за Урал, максимальные льготы и хорошие условия для проживания. В результате, человек, который соглашался на такое переселение, получал следующие послабления со стороны правительства:

  • Фермерское хозяйство крестьянина на 5 лет освобождались от любых налогов.
  • Крестьянин получал в свою собственность землю. Земля предоставлялась из расчета: 15 га на фермерское хозяйство, а также по 45 га на каждого из членов семьи.
  • Каждый переселенец получал денежную ссуду на льготных началах. Величина этой суды зависела от региона переселения, и в некоторых регионах достигала до 400 рублей. Это огромные деньги для Российской Империи. В любом регионе 200 рублей выдавались безвозмездно, а остальные деньги в виде ссуды.
  • Все мужчины, образовавшегося фермерского хозяйства, освобождались от воинской повинности.

Существенные преимущества, которые гарантировало государство крестьянам, привели к тому, что в первые годы реализации аграрной реформы большое количество людей переселилась из западных губерний в восточные. Однако несмотря на такой интерес населения к данной программе с каждым годом количество переселенцев все уменьшалось. Более того, с каждым годом увеличивался процент людей, которые возвращались назад в южные и западные губернии. Наиболее ярким примером является показатели переселения людей в Сибирь. В период с 1906 года по 1914 года в Сибирь переселилось более 3 миллионов человек. Однако проблема заключалась в том, что правительство оказалось не готово к такому массовому переселению и не успевало подготовить нормальные условия для проживания людей в конкретном регионе. В результате люди приезжали на новое место жительства, не имея никаких удобства и никаких устройств для комфортного проживания. В результате только из Сибири на прежнее место проживание вернулась порядка 17% людей.


Несмотря на это аграрная реформа Столыпина в плане переселения людей дала положительные результаты. Здесь положительные результаты нужно рассматривать не с точки зрения количества людей, которые переселились и вернулись обратно. Основной показатель эффективности данной реформы заключается в освоении новых земель. Если говорить о той же Сибири, переселение людей привело к тому, что в данном регионе было освоено 30 миллионов десятин земли, которая до этого пустовала. Еще более важным преимуществом было то, что новые хозяйства были абсолютно оторваны от общин. Человек самостоятельно приезжал со своей семьей и самостоятельно поднимал свое фермерское хозяйство. У него не было никаких общественных интересов, никаких соседних интересов. Он знал, что есть конкретный земельный участок, который ему принадлежит, и который должен его кормить. Именно поэтому показатели эффективности аграрной реформы в восточных регионах России несколько выше чем в западных регионах. И это несмотря на то, что западные регионы и западные губернии традиционно более финансируемые и традиционно более плодородные с обработанной землей. Именно на востоке удалось добиться создания крепких фермерских хозяйств.

Главные результаты реформы

Аграрная реформа Столыпина имела огромное значение для Российской Империи. Впервые страна начала реализовывать такого масштаба изменения внутри страны. Были очевидны положительные сдвиги, но для того, чтобы исторический процесс мог дать положительную динамику, ему нужно время. Неслучайно сам Столыпин говорил:

Дайте стране 20 лет покоя внутреннего и внешнего и Вы не узнаете Россию.

Столыпин Пётр Аркадьевич

Это действительно было так, но, к сожалению, у России не было 20 лет тишины.


Если же говорить о результатах аграрной реформы, то ее основные результаты, которые были достигнуты государством за 7 лет, можно свести к следующим положениям:

  • На 10% были увеличены посевные площади по всей стране.
  • В отдельных регионах, где крестьяне массово выходили из общины, посевные площади удалось увеличить до 150%.
  • Экспорт зерна был увеличен, составляя 25% от всего мирового экспорта зерна. В урожайные годы этот показатель увеличивался до 35 - 40%.
  • Закупка сельскохозяйственного оборудования за годы проведения реформ увеличилась в 3,5 раза.
  • В 2,5 раза увеличился объем используемых удобрений.
  • Рост промышленности в стране шел колоссальными шагами +8,8% в год, Российская Империя в этом плане вышла на первое место в мире.

Это далеко не полные показатели проведения реформы в Российской Империи в плане сельского хозяйства, но даже эти цифры показывают, что реформа имела однозначную положительную динамику и однозначный положительный результат для страны. Вместе с этим добиться полной реализации тех задач, которые ставил перед страной Столыпин, не удалось. В стране не удалось в полном объеме реализовать фермерские хозяйства. Это было связано с тем, что традиции ведения коллективного хозяйства у крестьян были очень сильны. И крестьяне нашли выход для себя в создании кооперативов. Кроме того повсеместно создавались артели. Первый артель был создан в 1907 году.

Артель это объединение группы лиц, которые характеризуют одну профессию, для совместной работы этих лиц с достижением общих результатов, с достижением общих доходов и с общей ответственностью за конечный результат.

В результате можем говорить о том, что аграрная реформа Столыпина была одним из этапов массового реформирования России. Это реформирование должно было в корне изменить страну, переведя ее в разряд одной из ведущих мировых держав не только в военном смысле, но и в смысле экономическом. Главная же задача данных реформы заключалась в том, чтобы разрушить общины крестьян, создав мощные фермерские хозяйства. Правительство хотело увидеть сильных собственников земли, в которых бы выражались не только помещики, но и частные хозяйства.

Забелин Владимир Михайлович,кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и теории государства и права,НОУ ВПО «СевероКавказский социальный институт», г.Ставрополь[email protected]

К проблемевыхода крестьян из общины

Аннотация. В статье рассмотрен выход крестьян Благодарненского уезда Ставропольской губернии из общины по Столыпинской аграрной реформе. Приведены конкретные примеры, рассмотрены варианты использования земли крестьянами после получения ее в собственность.

Ключевые слова: крестьяне, собственники, сельская община, общинные земли, передел земли.

Государственные реформы всегда привлекают к себе внимание исследователей. Актуальным для историков и экономистов остается исследование Столыпинской аграрной реформы. В статье рассмотрим на примере Благодарненского уезда Ставропольской губернии, как происходил выход крестьян из общины, укрепив за собой в личную собственность надельные земли.Право выйти из общины крестьяне получили по Указу9 ноября 1906г. Указом 15ноябрят.г. он был дополнен разрешением залога надельных земель в Крестьянском банке,как отдельным крестьянам, так иобществам и товариществам. После дополнений Указ 9 ноября 1906г. был утвержден как Закон 14 июня 1910г. «Обизменениях некоторых постановлений о крестьянском землевладении».Землеустройство крестьян было окончательно нормировано Законом 29 мая 1911г., который регулировал способы пользования участками. Он давал право разверстания общинных земель на хутора и отруба простым большинством голосов, а не двумя третями, как ранее. В апреле 1907г. Комитет по землеустроительным делам вынес постановление об открытии с мая 1907г. землеустроительной комиссии в Ставропольской губернии. Однако только в мае 1910г. было образовано пять Уездных землеустроительных комиссий.По данным 1907г.в Благодарненском уездебыл34261 крестьянский двор с 906581 дес. надельной земли. Из них в1910г.к личной земельной собственности перешли 5027 крестьянских дворов с 66161 дес.земли, что в процентном отношении составило 15 общемук числу приписных домохозяев.В 1911г. число домохозяев окончательно перешедших к личной земельной собственности составило 6861 двор, с 94181 дес. земли, или 20%.Далее рассмотрим,как освещался выход крестьян из общины в отдельных населенных пунктах Благодарненского уезда Ставропольской губернии в периодической печати того периода. В с.Бурлацком еще в

1908г. сельское общество произвело досрочный передел земли, разверстав всю пахотную землю на 2060 мужского пола мелкими неравными полосками в шести местах. В конце года вышли из общины по закону 9 ноября 1906г. десять домохозяев, а потом их число стало увеличиваться.Тогда общество, усматривая, что «общине приходит конец» и дабы скорее покончить с процедурой перехода от общины к собственности и лишить права на получение земли отсутствующих своих однообщественников, перешло по приговору 9 февраля 1909г. от общинного к подворному владению землей, укрепив наделы и все угодья в личную собственность домохозяев. Так сельскохозяйственное общество стало состоять из собственников.В 1910г. группа из 66 человек обратились в уездную землеустроительную комиссию с ходатайством о выделе их чрезполосной земли на отрубные участки, на которыхрассчитывало завести более культурное хозяйство, так как неурожаи и недороды последних лет подорвали их благосостояние. По сведениям современников в селе с выходом из общины были разные ситуации. Были сомнения и опасения у крестьян: «опыты соседейотрубщиков показали, что с нашими огромными разнобойными общинами пива не сваришь... разгильдяйские манеры пользования землей.На сходе в прошлом году непременный член уездной комиссии рекомендовал обществу перейти всем на отруба, но влиятельные против, общество отклонило. Влиятельные могут за бесценок арендовать …ссылаясь на неудобства разрозненности мелких полос».В уездном с.Благодарном, многие крестьяне, получив землю в собственность сразу ее продали. Поэтому, в даче земельного надела появились земли площадью в 50200 дес., окопанные рвами. Землю скупали в основном местные зажиточные благодарненцы, которые сразу стали отдавать ее в аренду и под скопщину. Крестьяне, которые продализемлю нередко быстро оставались без денег. Односельчане отмечали, что «общинники на этих промотавшихся «помещиков» смотрят с презрением. Но к тем собственникам, которые, получив наделы, не продали их, а продолжают обрабатывать сами, община относится вполне дружелюбно и благожелательно. Никакой злобы к ним не питают, а лишь выжидают, чем будет отличаться единоличное хозяйство от общинного».

Крестьяне с.Сотниковского отмечали, что выход на отруба в их селе шел по нескольким направлениям. Одна часть переходила в разряд собственников с единственной целью ‬сорвать куш с земли и навсегда покончить с земледелием.Другая группа идет на отруба не зная сущность дела, прельщаясь свободою распоряжения землей и фантазиями о возможности иметь свободные деньги, путем залога земли и т.д.Третья категория собственников продает землю из расчета купить на вырученные деньги в местах переселенья более обширные площади,нежели те, которые были в их распоряжении.Последняя группа собственников остается на своих местах и сидит довольно крепко. Не только на своей земле,но и покупают у фантазерови переселенцев их земли.Эта группа обратила на себя внимание.С 1911г. они начали новую обработку земли ‬стали глубже пахать, завели черный пар.В 1912г. пол села вышли на отруба.Остальная часть сотниковчан остановилась на следующей мысли: «Все общинники решили укрепить свои наделы в личную собственность, но на отруба не выделяются, а пользуются землею на началах общего паевого владения, с сохранением общей толоки, с образованием черного пара, озимого, ярового и травяного клина. Затем, эти же крестьяне предполагают прикупить несколько тысяч земли на товарищеских началах, при помощи крестьянского банка».Не обошлось в печати без материалов, вскрывающих злоупотребления чиновников землеустроительных комиссий. Вот, что сообщалось о деятельности таковыхв с.Сотниковском: «В начале весны текущего года(1912г. ‬З.В.)в наше село прибыл землемер Я.М. Артемьев для производстваработ по отводу собственникам отрубных участков. К Артемьеву потянулись собственники с заявлением о выходе на отруб. Землемер показался крестьянам отзывчивым, умным и хорошим человеком. Каждому собственнику он обещал нарезать участок земли там, где он пожелает. Требовал только от каждого лица письменное заявление с указанием желаемого места. В виду этого крестьяне с большою охотоюспешили к сельским писарямс просьбами о скорейшем составлении названных заявлений. Каждому желательно указать под участок хорошее, удобное место. Не говоря ни слова платили писарям по 50 коп. и полному рублю за заявку.Заявления эти собственники подавализемлемеру редко днем. Более направлялись поздно вечером или рано утром и непременно с приложением: мешка муки, горшка коровьего масла, нескольких фунтовбараньего мяса, свиного сала, резаного гуся, уток, кур, нескольких десятков яиц, сливок, молока, печеного хлеба и даже живого козла.

Такого рода порядок продолжался до 15 августа.По пути мужичков пошел и местный купец И.Т. Новиков, накупивший для себя у наших собственников более 225 душевых наделов. С того времени на квартире землемера ежедневно толпились толпа собственников, бурлил горячий пир и разгул под звуки граммофона.В такой обстановке Артемьев провел весну и лето и никому из собственников, кроме лишь одного Новикова, отрубных участков не отвел. Новикову же соорудил весь план на 225 душевых наделов. Землю отрезал ему саму. Хорошую и во всем удобную, по обе стороны р.Буйволы и недалеко от села.Из рядовых же собственников попытался удовлетворить вырезкой отрубов в 1520 верст от воды и села.Насмотревшись на эти художества, крестьяне 15 августа явились к землемеру с просьбой указать им их участки, так как подходит время производить пахоту и делать посев хлеба на 1913г. Землемер мнется и неопределенно объявляет, что участки там то… но пахать и сеять, мол, их еще нельзя, планы, дескать, не окончены.Некоторыеиз собственников смирились, а другие, видя, что они обмануты и, не желая, оставаться на будущий год без посева, подали прошение начальнику губернии с жалобою на землемера. Между прочим, собственники ходатайствуют о предоставлении им всей

той земли, которая назначена землемером Новикову.Очевидно, в связи с этим прошением 20 сентября прибыл к нам из Благодарного непременный член уездной землеустроительной комиссии. Он допросил четырех жалобщиков и уехал, не сделавши ничего определенного. Время сева уже проходит, и крестьяне сидят без дела, оставаясь на будущий год без озимых хлебов.А ведь,сколько издержали собственники на прямое содержание землемера, его семьи и прислуг? По подсчету выходит около двадцати рублей с выделяемой надельной души…».23 октября на экстренном заседании Благодарненской уездной землеустроительной комиссиибыло принято решение об отстранении от работ землемера Артемьева и его заменойземлемеромДулиным.

Губернская периодическая печать в 1915г. стала публиковать насвоих страницах отчеты по отдельным селам о продаже крестьянами укрепленных земель, и стоимости сделок. Например:

«В селе Мирном продажа укрепленной земли навечно стала производиться с 1911 года по следующим ценам: за один надел мерою в 6 десятин и 160 квад. саж. В 1911 году платили 250 руб., в 1912г. ‬300 руб., в 1913г. ‬400р., в 1914 и 1915гг. по 500 руб. продавали свои наделы преимущественно люди бедные, обремененные долгами, которые и по продаже большею частью поступали в работники. Покупателямиявлялись как свои зажиточные крестьяне, так и пришлые ‬«тавричане».

«В селении Алексеевском продажа навечно наделов началась только с 1913г., так как в 1911 и 12гг. не было еще укреплений. Цены на один надел мерою в 6 с пол. казенных десятин существовали следующие: в 1913г. ‬400р., в 1914г. 550р. и в текущем году ‬600р. продавали свои наделы бедняки и русскоподданные немцы, причем последние в числе 70 дворов все продали г.Кащенко и отправились в Америку. Покупателями были и свои зажиточныекрестьяне и 10 домохозяев, прибывших из Таврической губернии, а в особенности Кащенко».Выход из общины нередко проходил с сопротивлением крестьянобщинников. В с.Петровском была создана такая обстановка, при которой собственники не могли жить в селе, им не давали даже воду. 20 марта 1911г. сельский сход постановил: «чтобы собственникам не давать камня, песку и глины, а если ктолибо даст таковой из общинников, положить штраф в размере 25 руб.». Тогдаже,было принято решение брать плату с собственников за выпас скота на общественной земле: за крупный скот ‬5 руб., овец ‬3 руб. Агитировали крестьян за принятие такого решения С.Фастиков и П.Павловский, за что и были арестованы на три месяца. Известны случаи, когда политические агитаторы уговаривали крестьян не выходить из общины. Такую агитацию в с.Кистинском проводилместный крестьянин Т.И. Корелин, раздавая при этом листовки Ставропольского комитета партии социалистовреволюционеров.Такимобразом, выход крестьян из общины в Благодарненском уезде Ставропольской губернии проходил с разными последствиями и различным общественным восприятием.

Ссылки на источники1.Обзор Ставропольской губернии за 1910 год / По данным Ставропольского губернского статистического комитета. ‬Ставрополь: Типография Ставропольского губернского правления, 1911. ‬178с.2.Обзор Ставропольской губернии за 1911 год / По данным Ставропольского губернского статистического комитета. ‬Ставрополь: Типография Ставропольского губернского правления, 1912. ‬128с.3.С.Бурлацкое // Там же, 1912. ‬№345(27 мая). ‬С.3.4.Выход из общины // Северокавказский Край. ‬1912. ‬№424 (1 сентября). ‬С.1.5.С.Сотниковское // Там же, №342(24 мая). ‬С. 3.6.Собственник. На кормлении // Там же, №449 (5 октября). ‬С.3.7.С.Благодарное // Северокавказский Край. ‬1912. ‬478 (9 ноября). ‬С. 3.

8.Отрубные итоги // Северокавказский Край. ‬№191 (3 сентября). ‬С. 3.9.Новое // Северокавказский Край. ‬1915. ‬№ 209 (26 сентября). ‬С.3.10.Государственный архив Ставропольского края (ГАСК), Ф. 101, Оп.5, Д. 535.

«Великие реформы» 60–70 годов XIX века, несмотря на незавершенность, создали для России условия для «пореформенного скачка» в сторону рыночной
экономики. На их запасе страна прожила вплоть до начала XX века. За это время произошла перестройка экономики из аграрной в аграрно-индустриальную
и превращение России в среднеразвитую страну с самыми высокими в мире
темпами развития промышленности (10 процентов прироста в год) и сельского
хозяйства (6 процентов). В то же время пореформенная модернизация экономики сопровождалась обнищанием значительной части населения, особенно
крестьянства.

Несмотря на ускоренную экономическую модернизацию, Россия оставалась
крестьянской страной. По данным первой Всероссийской переписи населения 1897 года, к крестьянскому сословию принадлежало 93 миллиона человек
(74 процента). Из них семь миллионов человек постоянно проживали в городах,
где они составляли 43 процента населения . В сельской местности в 50 губерниях Европейской России проживало 81,4 миллиона крестьян, но из них занимались сельским хозяйством только 69,4 миллиона, или 74 процента. Другие 12 миллионов считали своим основным занятием торгово-промышленную
или иную деятельность, т. е. они перестали быть крестьянами-земледельцами.
К 1905 году уже 17 миллионов крестьян не занимались сельскохозяйственным
трудом.

К концу XIX столетия крестьянский вопрос в России приобрел необычайную
остроту. Усилия министров-индустриализаторов (Н. Х. Бунге, И. А. Вышеградского и особенно С. Ю. Витте) наталкивались на архаичную организацию аграрного сектора экономики, который не мог восполнять растущие бюджетные расходы страны и сдерживал развитие промышленности в силу низкой
покупательной способности большей части сельского населения. Значительные
средства казны уходили на ликвидацию последствий неурожаев, росли недоимки
по различным налогам и повинностям крестьян, поэтому гвоздем аграрных проблем в правительстве был вопрос о земле.

На первый взгляд, это противоречило тем успехам, которых достигла русская
деревня к началу ХХ века: Россия заняла первое место в мире по общему объему
производимой сельскохозяйственной продукции. Она давала 50 процентов всех
мировых сборов ржи, около 20 процентов пшеницы, в целом четверть мирового
сбора зерна и четверть его мирового экспорта. Чистые среднегодовые сборы (валовые сборы минус семена) хлебов и картофеля с 70-х годов XIX века до начала ХХ века выросли на 85 процентов . Чистые сборы на душу населения увеличились с 3 до 3,7 четвертей (1 четверть - 8 пудов). Еще быстрее росли сборы сахарной
свеклы, льна, всех технических культур. Увеличивалось поголовье и продуктивность скота. Повышалась роль крестьянского хозяйства в сельскохозяйственном
производстве страны, достигнув в начале ХХ века 88 процентов валового сбора
хлебов и 78 процентов товарного зерна (в 60-е годы XIX века - 68 процентов).

Что же тогда вызывало беспокойство российского правительства? Дело
в том, что развитие сельскохозяйственного производства шло за счет предпринимательских помещичьих хозяйств и зажиточной части крестьянства.
В начале ХХ века таких насчитывалось около двух миллионов из 12 миллионов существовавших крестьянских дворов. Они-то и производили 30–40 процентов валовых сборов хлеба и до 50 процентов всей товарной продукции
сельского хозяйства, сосредоточив у себя 80–90 процентов частных («купчих») крестьянских земель и почти половину арендованных. Позднее их стали
называть кулаками, но к концу XIX века слово «кулак» относилось только
к сельским ростовщикам. Большинство зажиточных хозяйств находилось
в Новороссии, Предкавказье, Заволжье, Сибири. В зажиточных крестьянских
хозяйствах были сосредоточены почти все усовершенствованные сельскохозяйственные орудия труда и механизмы, производство и ввоз которых
в Россию в конце XIX - начале ХХ века увеличивался с феноменальной быстротой, крепкие хозяева активно покупали помещичьи земли, вносили удобрения, применяли наемный труд. Урожайность в таких хозяйствах была в полтора-два раза выше .

Ситуация в центрально-земледельческом районе была иной. Здесь прослойка зажиточных крестьян была очень незначительна. В материалах правительственных комиссий, изучавших положение деревни центральных губерний, говорилось об «обнищании деревни», «упадке крестьянских хозяйств»,
выражавшемся в истощении почвы, в переходе от трехпольной системы земледелия к еще более архаичной - двухпольной, сокращении количества скота, истреблении лесов. Главной причиной «оскудения центра» называлась малоземельность большей части крестьянских дворов и чересполосность надельных
земель, раздробленных вследствие роста населения на мелкие участки, находящиеся от селений в 8–15 верстах. В соответствии с нормами обычного права
земля и имущество семьи в великорусской деревне после смерти главы семейства делилась поровну между всеми сыновьями - в отличие от Западной Европы и Японии, где участок земли наследовал только старший сын (при этом создавались более благоприятные условия для возникновения в деревне
устойчивых хозяйств, накапливающих богатство из поколения в поколение).
В итоге половина крестьян центральных губерний в ХХ веке имела земельные
наделы ниже прожиточной нормы, т. к. средств для покупки земли у них не было. Вынужденная продажа бедняками части произведенной продукции вела
к деградации большинства крестьянских дворов центральных губерний России.
В селах увеличивался слой безземельных крестьян .

Консервация архаичных форм агрикультуры в значительной степени была
связана с сохранением крестьянской общины. Община являлась поземельным
экономическим союзом, важнейшей функцией которого было распределение
и использование наделов, и административно-фискальной единицей. Периодические переделы земли, особый характер надельного владения землей и землепользования (принудительные севообороты, чересполосица, «дальноземелье»),
круговая порука (до 1904 года), общинная регламентация всего крестьянского
быта определяли развитие крестьянского хозяйства. Являясь своеобразным институтом социальной защиты, способствуя выживанию обнищавшей части деревни, община фактически мешала зажиточным крестьянам развивать свое хозяйство на основе новых форм агрикультуры, практически исключая для них
возможность превращения в самостоятельных хозяев-собственников .

В правящих сферах страны вопрос о предоставлении отдельным крестьянам
права выхода из общины впервые был поставлен министром финансов С. Ю. Витте в 1898 году. В 1902 году Николаем II было создано Особое совещание
о нуждах сельскохозяйственной промышленности под руководством С. Ю. Витте. Главным итогом его деятельности стало предложение разрешить свободный
выход из общины всем желающим, которые после выхода из нее могли бы создавать свои хозяйства на основе частной собственности на землю . Параллельно
этот же вопрос с начала ХХ века рассматривался в трех министерствах: финансов,
внутренних дел и земледелия. Разразившаяся революция, массовые крестьянские выступления осенью 1905 года ускорили проведение аграрной реформы.

С. Ю. Витте, став 19 октября 1905 года первым в истории России премьер-министром, составил и 3 ноября 1905 года подписал у Николая II Манифест об отмене взимания с крестьян выкупных платежей (с 1 января 1907 года) . Этот документ коренным образом менял порядок надельного землевладения: крестьяне
становились полными собственниками своих наделов. К апрелю 1906 года кабинетом Витте была разработана программа преобразований в российской деревне,
основные положения которой легли в основу аграрной реформы, получившей
название Столыпинской. П. А. Столыпин, став 26 апреля 1906 года министром
внутренних дел, а с 8 июля этого же года одновременно председателем Совета
министров, придал реформе экономический, политический и социальный характер. Премьер был представителем старинного дворянского рода, крупным помещиком и рачительным хозяином, знавшим сельское хозяйство и его проблемы не
понаслышке. Он зарекомендовал себя опытным и волевым администратором на
постах ковенского уездного (с 1889 года), а затем - губернского предводителя
дворянства (1899). В 1902 году он был назначен на должность гродненского, а через год саратовского губернатора. Его решительные действия в Саратовской губернии, направленные на подавление революционного движения, вызвали одобрение правоконсервативных бюрократических и помещичьих кругов. С другой
стороны, являясь выпускником Петербургского университета, он заявлял о себе
как стороннике модернизации крестьянского хозяйства, имел репутацию если не
либерала, то человека не чуждого сотрудничеству с либеральными кругами, что
питало надежды либеральной оппозиции .

Столыпин ставил своей целью отмену всех сословных ограничений и подъем
благосостояния всего крестьянства России. Понимая, что этого невозможно достичь в короткие сроки, в качестве первоочередной задачи рассматривал создание
в деревне широкого слоя крестьян-собственников (из зажиточной части деревни
и крепких середняков). Столыпин придавал индивидуализации крестьянского
землевладения политический характер, выступал за активное вмешательство государства в перестройку деревни путем административных мер. Столыпин доказывал необходимость создания крепкой консервативной опоры власти из зажиточных крестьян-собственников, которые будут с уважением относиться к чужой
собственности, исправно платить налоги, станут основой правопорядка в деревне,
внесут социальное успокоение. С другой стороны, самостоятельные крепкие крестьянские хозяйства явятся образцом для других крестьян, рассадником передовых методов агрикультуры и агротехники. Правительство рассчитывало, что возрождение деревни на основе перестройки земельных отношений и роста производительности сельского хозяйства станет основой общего подъема экономики
страны. «Земля - это залог нашей силы в будущем, земля - это Россия», - в этих
словах П. А. Столыпина выражена первостепенная важность вопроса о земле для
будущего страны. На проведение реформы при условии мира и спокойствия
в стране Столыпин отводил 20 лет, реальное же течение событий ограничило ее
срок восьмью годами (1906–1914).

Основное содержание Столыпинской аграрной реформы заключалось в разрешении крестьянам выхода из общины, в проведении землеустройства для ликвидации чересполосицы, «насаждении» частной крестьянской земельной собственности путем предоставления крестьянам льготного государственного
ипотечного кредита через Крестьянский поземельный банк и переселении крестьян при поддержке государства на окраины империи.

Первым шагом на пути реформы стала отмена существующих ограничений
гражданских прав для лиц крестьянского сословия. Указ от 5 октября 1906 года
давал крестьянам одинаковые с другими сословиями права при поступлении на
государственную службу и в учебные заведения. Крестьянам предоставлялось
право свободного получения паспортов и выбора места жительства. Отменялись
телесные наказания по приговору волостных крестьянских судов и проч. Если
раньше крестьянин мог выйти из общины только при условии выплаты выкупных платежей, то теперь ему предоставлялось право свободно выходить из общины, правда без земли .

Главным государственным актом реформы стал указ от 9 ноября 1906 года,
разрешавший крестьянам выходить из общины и укреплять землю в личную собственность . Поскольку Манифест от 3 ноября 1905 года отменил выкупные платежи, то теперь крестьянин мог выйти из общины с землей бесплатно. Отвод земельных участков выходцам из общин производился на следующих условиях.

1. Крестьянин мог получить свои полевые участки в том же виде, в каком ими
пользовался, т. е. 5–10–15 полос и более (иногда до 100). В этом случае он пользовался пастбищами, лесами, сенокосами и водопоями вместе с общинниками.

2. Крестьянин мог с согласия общины свести все эти полосы в один отруб, т.
е. в один участок. Иногда к отрубу добавляли количество земли, равное его доли
в сенокосных пастбищных угодьях.

3. Крестьянин мог с согласия общины получить хутор, который включал полный отруб с добавлением к нему усадебного участка и переноса туда дома и построек, тогда как в первых двух случаях усадьба оставалась в деревне. Отвод участков «выделенцам» назывался укреплением земли в личную собственность, а сами
выделившиеся крестьяне - «укрепленцами».

4. Вместо земельного участка общество могло предложить выходящему из общины крестьянину за причитавшуюся ему землю деньги по ее рыночной стоимости.

В первом случае нужно было получить разрешение простого большинства
сельского схода, а во втором и третьем случаях - согласие двух третей крестьянского схода. За выходившими из общины укреплялись земельные участки, находившиеся в их пользовании со времени последнего передела. Если же выходившие из общины располагали излишками, появившимися в силу изменения численности и состава семьи, то за них вносилась плата, определявшаяся средними
выкупными платежами сорокалетней давности. В течение месяца со дня подачи
заявления «выделенца» о выходе общество должно было составить «приговор»
с описанием укрепляемых участков. Если общество по каким-либо причинам отказывалось это сделать, «выдел» оформлялся постановлением земского начальника и утверждался уездным съездом земских начальников . Если в течение 30 дней не поступало отказа в регистрации с объяснением причин (отказ
можно было обжаловать в суде), то считалось, что просьба «выделенца» удовлетворена. Важной составляющей указа было положение, касающееся замены семейной собственности на все имущество крестьянского двора личной собственностью домохозяина.

В 1908–1909 годах правительство провело ряд мер, направленных на создание
более благоприятных условий для образования хуторов и отрубов, формирование
слоя крестьян, владевших участками правильной конфигурации, наиболее отвечающих требованиям рационального хозяйствования. В марте 1909 года с целью
ускорения процесса землеустройства были изданы специальные «Временные правила», предусматривавшие «разверстание» на хутора и отруба целых селений . Закон от 14 июля 1910 года утвердил указ от 9 ноября 1906 года и внес в него некоторые дополнения и изменения. Во-первых, был упрощен порядок выхода крестьян
из тех общин, где не было земельных переделов после 1861 года. В этих общинах
не нужно было получать разрешения от сельского схода, а требовалось только подать заявление. Во-вторых, была усилена та часть указа, которая касалась выделения на хутора и отруба: теперь желающим выйти из общины необходимо было согласие лишь одной пятой схода, а оставшиеся в общине крестьяне могли
требовать (с целью улучшения землепользования) выделения на отруб всех «укрепленцев» .

Распространенное мнение, что с начала реформы вышедшие из общины крестьяне становились частными земельными собственниками, неверно. Крестьянская личная собственность (бывшая надельная) отличалась от частной собственности на землю. «Крестьяне-укрепленцы» могли продать свои наделы лишь
лицам, приписанным к сельскому обществу. Покупатели их земли могли купить
не более шести полных наделов (это не означало землю шести дворов, а лишь
норму шести душ мужского пола). Вводя эти ограничения, правительство ставило цель сохранить бывшие надельные земли в руках крестьянства, обеспечивавшего Россию сельскохозяйственной продукцией. П. А. Столыпин считал, что закон должен налагать «ограничения на землю, а не на ее владельца… Надельная
земля не может быть отчуждена лицу иного сословия; надельная земля не может
быть заложена иначе, как в Крестьянский банк; она не может быть продана за
личные долги, она не может быть завещана иначе как по обычаю» .

Всего за 1907–1915 годы было подано 3 миллиона 373 тысячи заявлений
(36,7 процента домохозяев) о выходе из общины и закреплении земли в личную
собственность. Согласие сходов получило около четверти (26,6 процента) подавших заявление, а часть «укрепленцев» (1 миллион 232 тысячи) вышли из общины
по заявлениям в соответствующие инстанции. Многие забрали заявления в результате сопротивления сельских сходов. Фактически вышли из общины 2 миллиона 478 тысяч домохозяев-общинников (26,9 процента) . Мотивы выхода из
общины были разные. Выходили, прежде всего, хозяева, находившиеся на противоположных социальных полюсах деревни - наиболее зажиточные хозяева,
имевшие земельные излишки и стремившиеся еще прикупить землю, и деревенская беднота, которая не могла обработать наделы своими силами. Среди тех, кто
вышел из общины, 914 тысяч сразу же продали свои наделы, чтобы переселиться
в Сибирь, переехать в город или купить землю через Крестьянский банк. Всего за
время действия реформы крестьяне продали 4,1 миллиона десятин, т. е. около
четверти надельного фонда, перешедшего в личное владение. В качестве продавцов выступили 1,2 миллиона «укрепленцев» - 40 процентов всех вышедших из
общины .

Одним из главных мотивов выхода из общины было стремление «крепких домохозяев» к организации самостоятельных хозяйств на хуторах и отрубах. Всего
на надельных землях было образовано полтора миллиона обособленных участковых хозяйств - около 300 тысяч хуторов и 1,2 миллиона отрубов. Число выходцев
из общин было особенно велико в новороссийских губерниях (до 60 процентов),
на территории правобережной Украины (до половины) и в ряде центральных губерний: Самарской (49 процентов), Курской (44 процента), Орловской (39 процентов), Московской (31 процент), Саратовской (28 процентов), т. е. наибольшим был выход в районах высокого развития капитализма и в тех малоземельных
районах, где средние наделы не обеспечивали прожиточного минимума. В остальных губерниях черноземного центра вышло из общины около четверти дворов. В большинстве нечерноземных губерний доля «выделенцев» была небольшой (в среднем 10 процентов), а в северных и приуральских губерниях она
составляла всего четыре-шесть процентов . Стабильность общины в нечерноземном центре и Приуралье в значительной степени была связана с тем, что подавляющее большинство крестьян здесь являлись, как говорят социологи, внутренними мигрантами. Они постоянно уходили на заработки на промышленные
предприятия, возвращаясь в деревню на время полевых работ. Надел имел лишь
потребительский характер, кормил семью, которая постоянно проживала в деревне. Община в этом случае и выполняла свою функцию социальной защиты.

Количество заявлений о выходе из общины, достигнув пика в 1910 году, стало снижаться. Дело в том что, для «укрепленцев», если они не переходили на хутора и отруба и не продавали землю, сохранялись все «прелести» общинного земледелия и землепользования (чересполосица, дальноземелье, зависимость от
общинного севооборота и совместного пользования угодьями). С другой стороны, в самой общине становились затруднительными и даже невозможными переделы, возникали сложности с выгоном скота и проч. Вследствие этого насущной
задачей правительства становилось землеустройство, которое проводилось под
руководством ближайшего помощника П. А. Столыпина, А. В. Кривошеина, возглавлявшего с 1908 по 1915 год Главное управление землеустройства и земледелия. Сначала землеустройство мыслилось как следующий за укреплением этап
оформления участковых хозяйств, затем как параллельный и, наконец, как едва
ли не первостепенный акт, утверждавший право собственности крестьян на землю. Землеустройство проводилось с целью улучшения землепользования не только вышедших из общин крестьян, но и целых общин, оставшихся в общине групп
домохозяев и отдельных дворов, в том числе с образованием единоличных участков - отрубов. Если единоличное землеустройство ликвидировало недостатки общинного землепользования, то групповое - изменяло ситуацию в их хозяйстве вне зависимости от того, выходят они из общины или нет (раздел земель между селениями и частями селений, разбивка общинных земель в целях перехода
к многопольному хозяйству, разверстание чересполосицы надельных земель
с прилегающими владениями и проч.). Для проведения землеустройства создавались отряды землемеров и землеустроительные комиссии (уездные и губернские). Комиссии создавались впервые в России как коллегиальные органы, возглавлявшиеся представителями администрации, но с введением представителей
крестьянских обществ и земств, причем последних было большинство. Это было
сделано для лучшего учета местных условий. Землеустроительные работы проводились комиссиями исключительно по добровольному согласию крестьян.

Принятый 29 мая 1911 года закон «О землеустройстве», вобравший в себя все
основные положения и закона 14 июня 1910 года, и правил 1908–1910 годов, упростил переход к участковому землевладению и оформлению владельческих
прав . Теперь документы, полученные при выделении отруба или хутора, признавались удостоверяющими право собственности на землю, и при этом не требовалось специального заявления о выходе из общины и укреплении своей доли надельных земель. Крестьяне беспередельных общин считались автоматически
перешедшими к личной собственности и могли обращаться за удостоверительными актами прямо в землеустроительные комиссии, минуя сельские сходы. Для перехода на отруба всем обществом требовалось лишь простое большинство схода.
Каждой землеустроительной комиссии предоставлялось право в ходе общего землеустройства общин выделять отдельных хозяев и без согласия сельского схода,
если она считала, что такие выделения не нарушат интересов общин. Кроме того,
было установлено, что надельная земля, если к ней при выходе из общины присоединяется земля, купленная у частных владельцев, становится частной собственностью, на которую в полной мере распространяется право владения, пользования и распоряжения. Это давало возможность любому домохозяину, получившему
в личную собственность свой надел путем укрепления и землеустройства, купив
хотя бы четверть десятины частной земли, объявить и бывший надел частной собственностью, которая имела высокую цену на земельном рынке. После 1911 года
земельный фонд частновладельческой земли стал увеличиваться за счет личной,
т. е. бывшей надельной, земли.

Землеустройство начиналось с подачи крестьянами ходатайств об изменении
условий землепользования; затем составлялся землеустроительный проект, который принимался населением; далее, в соответствии с этим проектом, проводились землемерные работы. К 1915 году в землеустроительные комиссии было подано 6,2 миллиона заявлений. Это говорит о том, что изменить условия
землепользования пожелало почти две трети крестьян-домохозяев, проживающих в губерниях Европейской России с различными исторически сложившимися типами землепользования. К 1916 году в ходе землеустройства было создано 1 миллион 234 тысячи хуторов и отрубных участков . Важно подчеркнуть, что
реформа не сводилась только к образованию хуторов и отрубов, а предоставляла
крестьянам широкий спектр выбора условий хозяйствования. Число единоличных и групповых ходатайств были почти равными (49 процентов и 51 процент).
Последние преобладали в центральных губерниях и в Поволжье - там, где было
развито общинное землепользование. Ходатайства крестьян о землеустройстве, отражая их намерения изменить условия хозяйствования, являлись верным признаком адекватности реформы настроениям крестьянства, а также показателем
мощности потенциала предпринимаемых преобразований.

Нарастающий поток ходатайств был весьма неожиданным и для самих реформаторов, которые не рассчитывали на столь впечатляющие результаты. Правительством были предприняты серьезные усилия и, несмотря на бюджетные сложности
в стране, число землемеров только при землеустроительных комиссиях увеличилось с шестисот в 1907 году до шести с половиной тысяч в 1914-м, т. е. в 11 раз за
семь лет. Тем не менее к 1916 году землеустроительные проекты были составлены
только для 50 процентов ходатайствовавших, землемерные работы исполнены для
44 процентов, а окончательно оформлены только для 34 процентов. В итоге улучшили свое землепользование 2,4 миллиона крестьян-домохозяев. Однако судить
об успехах только по количеству окончательно утвержденных проектов было бы
неверно. Число произведенных разверстаний говорит преимущественно о том, как
была организована и проходила работа землеустроительных комиссий. Признавая,
что «волеизъявление крестьян» изменить традиционный уклад намного превышало возможности правительства в землеустройстве, попробуем взглянуть на результаты деятельности реформаторов в сравнительно-историческом контексте. В Швеции, например, где землеустройство началось еще в XIX веке и велось около 80 лет,
к 1913 году было разверстано 18,5 миллиона гектаров - в среднем по 2,3 миллиона
гектаров за десятилетие. В России за семь лет (1907–1913) были землеустроены
два миллиона крестьянских дворов на площади 17,1 миллиона десятин (1 десятина = 1,1 гектара) . Не останавливаясь на факторах, влиявших на землеустройство,
заметим, что усилия землеустроителей были направлены на то, чтобы все выделяемые участки более или менее отвечали техническим требованиям, а процесс их
выделения проводился по возможности в порядке добровольного соглашения.

Целям реформы отвечал и ряд иных правительственных мер - создание агрономических совещаний при губернских землеустроительных комиссиях, устройство сельскохозяйственных складов, развитие сельскохозяйственного образования, строительство элеваторов, поддержка различных видов кооперации,
кустарного производства, организация пособий переселенцам и выходцам на хутора и отруба.

Одним из важнейших мероприятий реформы стала деятельность государственного Крестьянского поземельного банка. Этот банк был учрежден еще в 1882 году
для выдачи крестьянам долгосрочных ссуд под залог купленных у частных владельцев земель. Срок выдаваемых банком ссуд первоначально устанавливался
от 24,5 до 34,5 лет; с 1894 года - от 13 до 55,5 лет (13, 18, 28 лет, 41 год, 55,5 лет).
Ссуда не должна была превышать 80–90 процентов оценки покупаемой земли.
Ссудный процент равнялся 7,5–8,5 процента годовых. В отличие от других ипотечных банков, выдававших нецелевые ссуды, кредит Крестьянского поземельного
банка имел строго определенное назначение - только на покупку земли. Средства
для выдачи ссуд Банк аккумулировал за счет выпуска ипотечных облигаций (свидетельств Крестьянского банка) и продавал их через Государственный банк на фондовом рынке.

В начале своей деятельности, в соответствии с проводимой правительством
политикой консервации общинно-сословных институтов, Банк создавал наиболее благоприятные условия для покупок земли обществами или товариществами.
В 1895 году по инициативе министра финансов С. Ю. Витте Крестьянскому банку (единственному из всех ипотечных банков Российской империи) было дано
право покупать продаваемые дворянами земли, создавать собственный земельный
фонд, а затем продавать эту землю крестьянам. Приобретая землю, Банк учитывал
интересы и продавцов - дворян, и покупателей - крестьян. В первом случае банк
должен был предотвратить усилившийся в связи с сельскохозяйственным кризисом переход дворянских земель в руки скупщиков-спекулянтов по низким ценам
и помочь дворянству ликвидировать свою собственность по возможности безубыточно. Во втором - помочь крестьянам купить земельные участки, которые бы
отвечали их возможностям и потребностям. В случае необходимости банк мог развернуть и более широкую деятельность по устройству крестьян, купивших участки из его фонда, вплоть до устройства поселков и увеличения площади удобных
сельскохозяйственных угодий. До 1906 года крестьянами из земельного запаса
банка было куплено 670,1 тысячи десятин земли, а всего при содействии банка
было приобретено девять миллионов десятин земли (62,4 процента прироста частного крестьянского землевладения за 1882–1905 годы).

С начала проведения Столыпинской реформы на Крестьянский банк была возложена задача «оказывать крестьянам более широкую помощь как путем выдачи
ссуд для покупки земли, так и усилением операции по приобретению земель за счет
собственных средств Банка» . Тем самым Крестьянский банк должен был способствовать «прочному насаждению в среде крестьянского населения единоличной
собственности на землю, как основы преобразования хозяйственного уклада сельской России» . С целью увеличения земельного фонда банка ему была передана
часть удельных и казенных земель и сняты ограничения в приобретении частновладельческих земель для дальнейшей продажи ее крестьянам. Одновременно были
понижены платежи заемщиков Крестьянского банка и разрешена выдача ссуд под
залог надельных земель. Если прежде Крестьянский банк отдавал предпочтение
коллективным покупателям земли, то с 1906 года главной целью деятельности Банка в русле всей аграрной реформы стало насаждение прочных единоличных хозяйств. Приобретая землю единолично, крестьяне должны были оплачивать только 10 процентов от ссуды. В товарищеских покупках (и общинных) ссудная помощь
ограничивалась 80 процентами. Безземельным и малоземельным крестьянам, не
имевшим средств для внесения доплат к ссудам, выдаваемым в размере 90 процентов специальной оценки, была разрешена выдача ссуд в полном размере оценки.
Однако это было скорее исключением. По мнению администрации Крестьянского
банка, выплата части покупной стоимости приобретаемой крестьянами земли имела своеобразное «воспитательное» значение, так как укрепляла в крестьянах-покупщиках чувство собственности. «Необходимо, чтобы покупщик раньше, чем превратиться во владельца приторгованной земли, покрыл известную часть покупной
цены... Уплатив за землю из трудовых сбережений, крестьянин проникается сознанием, что эта земля его неотъемлемая собственность, и как бы роднится с нею» .

Скупая земли у частных владельцев, Банк был очень осторожен в покупках
имений и тщательно взвешивал пригодность земли для дальнейшей распродажи.
При покупке дворянских земель принималась во внимание вся совокупность
сельскохозяйственных условий имения: расстояние его от ближайшего торгового центра, пригодность земли для разбивки на участки и образования крестьянских хозяйств и проч. Превращение Крестьянского банка в наиболее крупного
покупателя земли в стране, несомненно, повлияло на колебания земельных цен.
В 1906–1907 годах - в период массовых продаж помещичьих земель - банк не
допустил обесценивания продаваемых частновладельческих имений. Им же был
предупрежден искусственный подъем продажной стоимости земли, когда спрос
на нее со стороны крестьян повысился. Кроме того, активная роль Крестьянского банка предотвратила скупку за бесценок земли разного рода спекулянтами.
В среднем цены на землю, покупаемую крестьянами у банка, были на 23 процента ниже, чем на земельном рынке.

«Насаждение и развитие мелкого землевладения в условиях единоличной
собственности, независимый труд землевладельца на своем участке, отмежеванном и устроенном в постоянных границах» - вот те принципы, которые стали
основой деятельности Крестьянского банка при продаже земли крестьянам из
собственного земельного запаса в 1906–1916 годах. Это мероприятие, получившее название «ликвидации земельного запаса банка», проводилось в тесном взаимодействии с землеустроительными комиссиями. Работы по размежеванию земель исполнялись командированными в распоряжение местных отделений банка
землемерами землеустроительных комиссий и межевыми техниками из состава
штатных чиновников отделений банка. Кроме того, в случаях надобности к работам привлекались по вольному найму частные землемеры. К 1915 году в распоряжении отделений банка состояло 106 землемеров, 40 помощников землемеров
и 146 межевых техников. В ходе подготовки земель к распродаже в соответствии
с требованиями землеустройства проводилось изучение почвенных условий
и производились мелиоративные работы: устройство колодцев, сооружение водоемов с запрудами и мостами, осушение болот.

За 1906–1915 годы из земельного запаса банка было продано крестьянам 3,7 миллиона десятин (60,4 процента земельного запаса). Среди покупателей
банковской земли преобладали единоличники, на которых приходилось 78,7 процента от общего количества проданной банком земли. Больше половины земли из
земельного запаса банка было продано отрубами (54,9 процента), а одна четвертая
часть - хуторами (23,8 процента). К 1915 году на землях банка было образовано 7,7 тысячи хуторов и 14,3 тысячи отрубов. Для хуторян были введены дополнительные льготы - ссуда выдавалась им на полную стоимость земли, а «отрубникам» нужно было вносить сразу пять процентов наличными. Стимулируя
образование хуторов и отрубов, банк не только предоставил им льготы при выдаче ссуд, но при отсутствии у покупщика свободных денег для немедленного взноса задатка сдавал ему участок в аренду сроком до трех лет. Тем самым крестьянину
предоставлялась возможность «подняться и собраться с деньгами».

Постепенно среди крестьянства стал назревать определенный «поворот»
в сторону частной собственности на землю. Банк ведь своей земли никому не навязывал, напротив, покупщики допускались с тщательным отбором. Отказы местного населения от покупки банковских участков в годы революции
(1905–1907) со временем стали редким явлением. Если в первые два года с начала Столыпинской реформы распродажа вполне подготовленного имения растягивалась на многие месяцы и требовала иногда призыва переселенцев из других
губерний, то в дальнейшем участки разбирались за несколько недель. При составлении списка покупателей земли банку иногда приходилось прибегать к жеребьевке среди многочисленных просителей, отвечающих установленным требованиям для подбора будущих хозяев.

В первое время покупатели - единоличники банковской земли избегали
продавать свои надельные паи и усадьбы, придерживая их с присущей крестьянину осторожностью, на всякий случай. Сохранение связи с наделом давало надежду, что если попытка упрочить хозяйство в новых условиях окажется неудачной,
то можно будет вернуться на старое место. Через три-четыре года после начала
реформы, осмотревшись на приобретенном участке, крестьяне по возможности
старались разделаться с наделом и обратить вырученные от продажи деньги на
хозяйственное обзаведение на новом месте.

Смельчаки, не побоявшиеся ни новизны обособленного землевладения, ни
запугивания (и даже «красного петуха»), ни насмешек соседей, явились на местах
первыми работниками ранее неведомых хозяйственному сознанию народа условий независимого землепользования. На их примере крестьянство впервые увидело, что можно не только существовать, но и хорошо жить. Крестьяне, осевшие
на банковских землях, говорили, что они «свет увидели».

Кроме ссуд на покупку земли из запасов банка, банк выдавал ссуды на покупку земель по сделкам, заключенным крестьянами при его участии (к 1916 году 126,1 тысячи рублей, под залог 5 722,1 тысячи десятин) и ссуды под залог земель, ранее купленных крестьянами без участия банка (14,4 тысячи рублей под
залог 552,4 тысячи десятин). Крестьянский банк оказывал помощь таким заемщикам в переходе от товарищеского владения землей к единоличному хозяйствованию. В этом случае производился выход крестьян из товарищества и выделение
на хутор или отруб соответствующего им земельного пая. Вышедший из товарищества домохозяин становился единоличным заемщиком банка.

Ссуды под залог надельных земель выдавались с лишь определенными целями: 1) для уплаты за наделы, оставляемые крестьянами, переселяющимися на новые земли; 2) для пополнения той части покупной цены на земли, приобретаемой с содействием Крестьянского банка, которая не покрывалась ссудою банка, выдаваемой под залог покупаемой земли; 3) на покрытие расходов, вызываемых
улучшением землепользования; 4) при переходе от общинного владения к подворному; 5) при разделении обществ на отдельные поселки и хутора и проч.
Широкого распространения они не получили (10 тысяч ссуд на сумму 11 миллионов рублей). Всего с 1906 по 1916 год банком было выдано 352,7 тысячи ссуд
на сумму 1,071 миллиона рублей, в результате чего в собственность крестьянам
перешло 10,013 миллиона десятин земли. Администрация банка, оценивая покупщиков банковских земель, замечала, что «подавляющее большинство их
представляет собою не тех деревенских бобылей, которые домогаются во что бы
то ни стало захватить кусок “казенной” земли в надежде, что потом все равно
простят, а прочных хлебопашцев, хотя и не располагавших крупным достатком,
но проникнутых твердой решимостью заработать его своими руками» .

Оценивая роль Крестьянского банка в мобилизации земельной собственности в конце XIX - начале ХХ века, нельзя не принимать в расчет замечание известного экономиста начала XX века Б. Д. Бруцкуса, что «в вопросе о надлежащем
подборе покупщиков свободная мобилизация имеет несомненные преимущества
по сравнению с передачей земли из рук в руки в виде государственно-правового
акта в целях удовлетворения потребительских нужд. Мобилизационный процесс
посредством Крестьянского банка привел к переходу земли из рук плохих хозяев
(помещиков) не в руки каждого случайного крестьянина, а в руки тех, кто брался
отвечать перед народным хозяйством за ее надлежащее использование» . Таким
образом Крестьянский поземельный банк сыграл большую роль в процессе перестройки земельных отношений в период Столыпинской реформы. Конечно, это
было только начало той огромной работы, которой не суждено было завершиться. Ценный опыт Крестьянского банка несомненно может быть использован при
переустройстве современной деревни.

Немногие из проблем дореволюционной истории вызывают столь острые
споры, как Столыпинская аграрная реформа. Полемика вокруг преобразований
настолько политизирована, что в наши дни отношение к ней стало чуть ли не вопросом веры - или ее принимают, или отвергают. Автор этих строк принадлежит
к числу тех историков, которые считают, что, несмотря на неизбежные при таком
масштабе нововведений издержки, реформа Столыпина положила начало радикальным изменениям в жизни российской деревни, создала перспективы выхода
из глобального кризиса, в котором находилось сельское хозяйство страны.

Общий свод по Империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи
населения, произведенной 28 января 1897 года. СПб., 1905. Т. 1.

Изместьева Т. Ф. Россия в системе Европейского рынка. Конец XIX - начало XX в.
М., 1991. С. 38.

Данные приводятся по книгам: Сельское хозяйство России в начале XX века / Под ред.
Н. П. Огановского. М., 1923; Нифонтов А. С. Зерновое производство России во второй
половине XIX века. М., 1974;. Анфимов А. М. Крестьянское хозяйство Европейской
России. 1881–1904. М., 1980.

ПСЗ III. Т. XXVI. № 28528. Указ 9 ноября 1906, носивший скромное название «О дополнении в Государственной думе и Государственном совете: 1906–1911. М., 1991. С. 177. Подробно см.: Проскурякова Н. А. Земельные банки Российской империи. М., 2002.
С. 333–351.

ПСЗ III. Т. XXVI. № 23468.

Обзор деятельности Крестьянского поземельного банка за 1906–1910 годы. СПб., 1911. С. 24.

Там же. С. 18.

Обзор деятельности Крестьянского поземельного банка за 1906–1910 годы. С. 44.

Бруцкус Б. Д. Аграрный вопрос и аграрная политика. Пг., 1922. С. 109–110.


Проверочное тестирование по теме

«Первая мировая война. Революция в России в 1917 году

Вариант 1

1. Когда начал проводить реформы ПА Столыпин?

А) зажиточные

Б) бедные

в) бедные и зажиточные

5. Дайте определение понятию «хутор»:

В) священники

г) все вышеперечисленные

Вариант 2

А) Учредительное собрание

в) Временное правительство

Г) Государственный Совет

^ 22. Как называлось первое советское правительство?

А) ВЦИК б) СНК в) ВЧК

^ 26. Когда была принята первая советская Конституция?

Вариант 1

^ 1. Когда начал проводить реформы ПА Столыпин?

А) в 1906 г. б) в 1907 г. в) в 1908 г.

3. Какие слои крестьян активно выходили из общины?

А) зажиточные

Б) бедные

В) бедные и зажиточные

^ 5. Дайте определение понятию «хутор»:

А) участок земли, который мог получить крестьянин при выходе из общины, с перенесением на него дома и хозяйственных построек

Б) участок земли, который крестьянин мог взять при выходе из общины, но свой дом и постройки мог оставить на старом месте в деревне

В) это дом крестьянина, который он построил вдали от деревни

^ 7. Каковы причины Первой мировой войны?

А) стремление ведущих мировых держав перекроить карту мира в своих интересах

Б) стремление правительств стран - частниц войны отвлечь свои народы от революционной борьбы

В) стремление стран-участниц отобрать колонии у крупнейшей колониальной державы-Великобритании

^ 9. Каким был главный итог военной кампании 1914 года?

А) подписание сепаратного мира Германией и Англией

Б) Германии не удалось воплотить свой план молниеносной войны

В) Франции были возвращены Эльзас и Лотарингия

^ 11. Когда началась Февральская 1917 года революция в Петрограде?

13. Каковы главные итоги Февральской революции?

А) пала монархия б) возникло двоевластие

В) началась демократизация страны г) произошел созыв Учредительного собрания

^ 15. Каково значение приказа №1?

А) установление диктатур в пролетариата

Б) началась демократизация армии

В) бьшалшсвидирована1Ъс9дарственнаядума

^ 17. Что явилось главной причиной апрельского кризиса Временного пра­вительства?

А) нота Милюкова о продолжении войны

Б) выступление Ленина на I Съезде Советов

В) прорыв на фронте генерала Брусилова

^ 19. Когда проходил II Съезд Советов?

21. Какой документ был положен в основу Декрета о земле?

А) 240 предложений беднейших крестьян

Б) 242 местных крестьянских наказа I Съезду Советов

В) декларация прав народов России

^ 23. Представители каких политических партий вошли в состав первого Советского правительства?

А) представители только левых партий

Б) представители большевиков и левых эсеров

В) представители только эсеров и большевиков

^ 25. Какова судьба Учредительного собрания?

А) оно было распущено большевиками

Б) оно продолжало работу в течение января месяца

В) оно было реорганизовано в коалиционное правительство

А) лица, использующие наемный труд

Б) бывшие служащие царской полиции

В) священники

Г) все вышеперечисленные

Вариант 2

^ 2. Что относится к положениям аграрной реформы Столыпина?

А) выход крестьян из общины с землей

Б) переселение крестьян на новые земли за Урал

В) выделение крестьянам части помещичьих земель

Г) обеспечение каждого крестьянина денежной суммой в размере 50 рублей

^ 4. Каковы итоги аграрной реформы Столыпина?

А) интенсифицировалось развитие рыночных отношений в деревне

Б) начался процесс социального расслоения крестьянства

В) сгладились главные социальные проблемы в деревне

^ 6. Когда началась Первая мировая война?

8. Почему русская армия в ходе Первой мировой войны терпела неуда­чи?

А) плохое снабжение армии вооружением и снарядами

Б) существовало разрозненное действие фронтов

В) Англия и Франция нарушали союзнический договор

^ 10. Каковы итоги Первой мировой войны для России?

А) в стране резко ухудшилась внутриполитическая и экономическая обстановка

Б) Россия добилась тех целей, ради которых участвовала в войне

В) в ходе войны в России произойдет Первая российская революция

^ 12. Какие события стали поводом для массовых беспорядков в февраля 1917 года в Петрограде?

А) демонстрация женщин в честь Международного женского дня

Б) увольнение с путиловского завода 30 000 забастовавших рабочих

В) выступление солдат Петроградского гарнизона

^ 14. Какие два органа власти появились в Петрограде в ходе Февральской революции?

А) Учредительное собрание

Б) Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов

В) Временное правительство

Г) Государственный Совет

^ 16. Какие изменения внесла в жизнь России Декларация Временного пра­вительства, принятая 3 марта 1917 года?

А) ввела широкие гражданские права и свободы

Б) обеспечила крестьян землей

В) вывела Россию из первой мировой войны

18: Когда Россия была объявлена республикой?

^ 20. Какие Декреты принял II Съезд советов?

А) декрет о мире, о земле, о власти

Б) декрете создании ВЧК, ВЦИК, СНК

В) декрет об отделении церкви от государства

22. Как называлось первое советское правительство?

А) ВЦИК б) СНК в) ВЧК

24. Когда проходила работа Учредительного собрания?

26. Когда была принята первая советская Конституция?

А) в 1917 г. б) в 1918 г. в) в 1919г.

28. В какой форме была установлена советская власть?

А) в форме диктатуры пролетариата

Б) в форме диктатуры буржуазии

в) в форме союза рабочих и крестьян