Сюжетные игры по сказкам. Сказки по ролям - играем в компании! Сказочка "Теремок" на новый лад

Сюжетно – ролевые игры

«Путешествие с героями любимых книг»

Цель. Привитие интереса к книгам детских писателей. Развитие способности принимать на себя роль сказочного героя.

Игровой материал . Костюмы литературных героев, бумага, карандаши, краски, атрибуты для игры, фишки, елочные шишки, конфеты, печенье.

Подготовка к игре. Чтение сказок детских писателей. Выставка рисунков по прочитанным произведениям. Инсценировки фрагментов сказок. Просмотр мультфильмов по сказке.

Игровые роли. Петрушка, Доктор Айболит, Буратино, герои детских сказок.

Ход игры. Перед началом игры педагог вместе с ребятами читают сказки детских писателей: Л. Н. Толстого «Буратино», К. И. Чуковского «Доктор Айболит» и др.

Затем можно предложить детям сделать выставку рисунков по прочитанным книгам, каждый ребенок должен нарисовать понравившегося ему героя сказки. Рисунки вывешиваются в группе и обсуждаются.

После этого воспитатель делит ребят на подгруппы и дает задание распределить роли и подготовить фрагмент из какой-нибудь сказки. Для этого ребятам совместно с воспитателем и родителями необходимо подготовить костюмы и атрибуты для инсценировки.

Когда все готово, игру можно начинать с украшения группы рисунками, самодельными игрушками сказочных героев и др.

Путешествие можно проводить в разных вариантах.

1-й вариант. Роль ведущего берет на себя воспитатель. Он приглашает детей на веселое путешествие по любимым книгам.

Путешествие начинается с того, что воспитатель в костюме Петрушки объявляет о выступлении труппы кукольного театра. За ширмой ребята показывают заранее подготовленные коротенькие сценки, взятые из произведений любимых детских писателей. Остальные дети, участники путешествия, должны правильно указать, откуда взят отрывок и кто автор. Дети, правильно отгадавшие сказку, получают фишки.

После этого перед ребятами появляется доктор Айболит (воспитатель одевает другой костюм). Он задает ребятам вопросы по сказкам К. И. Чуковского. За правильные ответы ребята также получают фишки. Затем Айболита сменяет Буратино, он ведет викторину по произведениям С. Я. Маршака. Самые активные дети поощряются фишками.

В конце игры воспитатель предлагает ребятам инсценировать заранее приготовленные фрагменты из сказок. По окончании игры педагог организует обсуждение и награждение призами ребят, которые получили наибольшее количество фишек. Другие дети тоже поощряются конфетами. Путешествие заканчивается демонстрацией мультфильма, поставленного по произведению одного из авторов детских книг.

2-й вариант. Путешествие проводится в зале ритмики, на «лесной опушке». Ребята вместе с воспитателем заранее готовят сказочное оформление: избушку на курьих ножках, теремок, «ледяную» избушку лисы и «лубяную» - зайца. Роль ведущего берет на себя воспитатель. Он объявляет о начале сказочного путешествия на лесной полянке. Сначала сказочные герои показывают несколько заранее приготовленных сцен из сказок. После этого педагог делит ребят на подгруппы. Каждая из подгрупп подходит к разным избушкам по очереди, и дети отвечают на вопросы героев сказок. По условиям игры ответ может быть коллективным. Путешественникам вручают шишки за правильные ответы, а в лесном буфете эти шишки зайка обменивает на конфеты и печенье. В конце воспитатель называет группы - победителей игры. Им вручаются дипломы, скрепленные подписью одного из героев детских сказок.

Формы проведения занятий с дошкольникам разнообразны.

Предлагаю разработку сюжетно-ролевой игры для детей 5-6лет.

Сюжетно- ролевая игра по сказке «Золушка»

для проведения в группах второго года обучения «Ягодка» и «Вишенка» в

Школе Добрых Волшебников

2009г.

Возраст детей 5- 6лет.

За основу взят конспект интегрированного занятия «В гостях у сказки»
Программа воспитания и обучения в детском саду, автор Ледовских Ирина Владимировна МДОУ ЦРР№315 г.Челябинска

Педагогическая цель занятия : создание игровой модели для закрепления пройденного материала по предмету «развивающие игры», направленного на умение вести диалог, выбор способов решения задачи, организация собственной деятельности, проявления чувств сострадания, радости и взаимопомощи.

Задачи:

· продолжить развитие диалогической формы речи;

· продолжить развитие мелкой моторики рук;

· закрепить умение сравнивать предметы по длине, величине;

· закрепить умение классифицировать предметы по группам;

· воспитание чувства сострадания, уважения к другому мнению, радости и взаимопомощи.

Предварительная работа: чтение сказки Ш.Перро «Золушка», просмотр мультфильма.

Материалы и оборудование: книжка с яркими иллюстрациями «Золушка»,

Задание № 1: 2 чашки, манная крупа, фасоль, зерна кофе, 2 сита.

Задание № 2: 2 модели платьев, состоящих из 6-7 деталей каждая, 1 ватман формата А 4 (делим на 2 части), 2 клея-карандаша.

Задание № 3: фрукты, овощи, веник, длинная и короткая лента, карандаш, 2 чашки.

Сценарий занятия :

Занятие проводится в холе малого зала, родители рассажены вдоль стены полукругом. Расставлены декорации, столы с заданиями.

Добрая фея : Здравствуйте уважаемые родители и дорогие дети! Совсем недавно на занятиях по развивающим играм, мы вспоминали сказку Шарля Перро «Золушка». Если вы были внимательны, то вы сейчас расскажете о приключениях этой доброй трудолюбивой девочки? Скажите, куда мечтала попасть Золушка? А почему мачеха не пустила ее на бал?

(за ширмой раздается тихий плач Золушки )

Ребята, вы слышали, кто-то плачет? Как вы думаете кто это?

А давайте подойдем и спросим, кто это (фея побуждает детей к общению с незнакомым персонажем, задает детям наводящие вопросы).

Золушка: рассказывает свою историю, о том, что Принц сказочного королевства пригласил всех на бал, мачеха с сестрицами уехали, а ее заперли на ключ и оставили записку с указаниями, что необходимо сделать по дому, а ведь Золушке так хочется попасть на бал.

Добрая Фея : Ребята, а как мы можем помочь Золушке? Может надо сначала ее успокоить? А кто скажет эти добрые слова? Не плачь, милая Золушка. Ребята что делать, как помочь Золушке? (выслушав ответы детей, Добрая Фея подводит детей к мысли о помощи Золушке).

Добрая фея: Ребята, давайте прочитаем, что сказано в записке и начнем помогать Золушке.

Первое задание - необходимо перебрать крупу.

Золушка: ( подходит к столу с крупой и говорит) Как же мы все переберем?-Мачеха перемешала все зерновые с крупой (манка, кофе, фасоль) . Как нам отделить одно от другого?

Обсуждение с детьми формы и размера кофе, фасоли и манки,

Обсудить последовательность действий. Если будут разные варианты решения задачи, разделить детей на две группы и дать возможность реализовать свое предположение.

Обратиться к родителям, контролировать время, затраченное на выполнение задания.

Подвести итог, насколько работа какой группы была выполнена качественно и быстро.

Добрая Фея : Вы справились с этим заданием. Смотрите, следующее задание еще сложнее. Золушка начала шить бальное платье сестрам и не дошила его. Нам нужно по выкройке собрать платье из частей в целое. (2 команды, 2 платья, цель: собрать из разрезанных частей платье, наклеить на ватман).

Дети выполняют задание самостоятельно.

Золушка обращает внимание, какая группа выполнила задание аккуратно и быстро.

Добрая Фея: Смотрите! здесь в записке - сказано, что необходимо навести порядок! Фрукты и овощи разделить, а затем, фрукты необходимо положить на стол в чашу, а овощи - под стол убрать, а веник поставить около стола. А еще необходимо веревку длинную смотать в клубок, а короткую - намотать на карандаш.

Золушка: Ребята, какие есть предложения по выполнению этого задания? Может нам распределить эту работу между собой? Тогда скажите, кто будет выбирать фрукты, а кто овощи, и нее забудьте правильно их поставить. А кто будет заниматься лентами? И как вы узнаете, какая из них короткая, а какая длинная? Что нужно сделать? А кто помнит, где должен стоять веник?

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Эта старинная русская игра. В нее играли после Фоминой недели, до Петрова дня.
Игроки выходят на луг, садятся один к другому на колени, сцепляясь один с другим в виде длинной гряды.
Передний получает название бабушки, а все прочие считаются за редьку. Является купец покупать редьку.
Купец. Бабушка! Продай редички! Бабушка. Купи, батюшка.
Купец осматривает редьку, пробует на все манеры, ощупывает и старается выдернуть.
Купец. Бабушка! Нет ли щуплавой редьки?
Бабушка. Что ты, батюшка, вся молодая, горькая, одна к одной; выдерни себе любую на пробу.
Купец начинает выдергивать - сколько есть силы.
Купец. Бабушка! Твою редьку не выдернуть по доброй воле: уросла. Дай-ка косарик выкопать с корнем.

Строимся - ролевая игра

Новогодняя сказка-2 - ролевая игра

Количество игроков: любое

Ведущий выходит с шапкой, где лежат бумажки с ролями и предлагает участникам разобрать роли. Далее ведущий рассказывает сказку, предлагаемую ниже. Участники выполняют действия в соответствии с ролью.
Текст сказки:
Вот дом, который построен в лесу.
А вот Дед Мороз-крутой старикан,

И в любую погоду

Из дома, который построен в лесу.
А вот Снегурочка - сварлива девица,
Которая в девках долго томится
Но любит Деда Мороза - того старикана,
Который оденет красный кафтан,
И в любую погоду
Идет поздравлять с Новым Годом!
Из дома, который построен в лесу!
А вот веселые ребятишки
Любят они красивые книжки,
Но жизнь им готовит такие сюрпризы,

Новогодняя сказка - ролевая игра

Количество игроков: 14
Дополнительно: бумажки с ролями
Подготовка: На бумажках пишутся роли:
- Занавес
- Дуб
- Ворон
- Кабанчик
- Снегирь
- Дед Мороз
- Снегурочка
- Соловей - разбойник- Конь
- Иван-царевич
Ведущий выходит с шапкой, где лежат бумажки с ролями и предлагает участникам разобрать роли.
Далее ведущий рассказывает сказку, предлагаемую ниже. Участники выполняют действия в соответствии с ролью. (Все экспромтом.)
Сцена №1
Занавес пошел.
На поляне стоял дуб.

Пробежало стадо кабанчиков.
Пролетела стая уточек.
На поляне гуляли Дед Мороз и Снегурочка.
Занавес пошел.
(Участники покидают сцену.)
Сцена №2
Занавес пошел.
На поляне стоял дуб.
Каркая, прилетел ворон и сел на дуб.
Пробежало стадо кабанчиков.

Сцена знакомства - ролевая игра

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Каждый человек постоянно с кем-то знакомится. Существуют даже всевозможные советы о то, как правильно познакомиться, чтобы произвести о себе хорошее впечатление. Но эти правила действуют только в привычных, обыденных условиях. А если предстоит невероятное знакомство? Как тогда вести себя человеку? Представьте и инсценируйте ситуацию, в которой знакомятся...
- космонавты с инопланетянами;
- охотники со снежным человеком;
- новый владелец замка с обитающими в нем привидениями;

Превращения - игра для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Все и все превращается в нечто другое, но не с помощью слов, а с помощью определения целесообразности действий. Комната превращается в лес. Тогда участники - в деревья, зверей, птиц, лесорубов и т. д.
А если в вокзал - значит в чемодан, поезд, пассажиров. А если в студию - в дикторов, телеоператоров, «звезд эстрады» и т. д. При этом кто-то может делать шумовое оформление, изобразить реквизит и т. д.

Роддом-2 - ролевая игра

Вася и «голова» - игра (конкурс) для взрослых

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Выбирается ведущий - Вася, остальные участники исполняют роль «головы». Для этого надо разделиться следующим образом: один играет роль левого глаза, другой - правого, третий - носа, четвертый - уха и т. д. Затем надо скомпоновать такую мизансцену, чтобы образовалась фигура, напоминающая голову великана. Если участников много, то хорошо в таком случае дать кому-нибудь роль левой и правой рук.

Дорогие друзья! А давайте с вами сейчас поиграем…
У меня для вас есть забавная интересная ролевая
миниатюрка. Я сейчас из вас выберу девять человек, и
распределю по своим ролям. Вы просто должны
запомнить свой псивдоним и, фразу…Я называю
имя, а вы говорите каждый свою фразу… Итак, вы готовы?
Тогда начнем!!!

Мужчина: «Я мачо!
Работа: «Да врет он!
Голова: «И не такое видали!
Жена: «Где ты шлялся?
Девушка: «Я твоя киска!
Цветы: «Лучший подарок
Друг семьи: «Все нормально, девочки!»
Ведро: « НУ ВЫНЕСИТЕ ЖЕ МЕНЯ, В КОНЦЕ КОНЦОВ!
Подушка голосом: Кашпировского:"ВСЕМ СПАТЬ!

Подвыпивший МУЖЧИНА идет с РАБОТЫ.
У него слегка кружится ГОЛОВА.
В руках он несет ЦВЕТЫ для ЖЕНЫ.
Вдруг он видит красивую ДЕВУШКУ.
МУЖЧИНА отдает ЦВЕТЫ ДЕВУШКЕ.
ДЕВУШКА идет с МУЖЧИНОЙ к нему домой.
МУЖЧИНА говорит ЖЕНЕ, что он был на РАБОТЕ.
Тут из спальни выходит ДРУГ СЕМЬИ.
МУЖЧИНЕ это не нравится,
и он бьет ДРУГА СЕМЬИ
по ГОЛОВЕ.
Разъяренная ЖЕНА
бьет МУЖА
ЦВЕТАМИ по ГОЛОВЕ
обнимает ДРУГА СЕМЬИ,
целует его разбитую ГОЛОВУ
и уходит из дома с ДРУГОМ СЕМЬИ.
МУЖЧИНА остается с ДЕВУШКОЙ.
Но он очень устал от РАБОТЫ
и поэтому сразу засыпает, уронив ГОЛОВУ
на ПОДУШКУ.
Наступило утро. Под кроватью валяются
ЦВЕТЫ,
у МУЖЧИНЫ
жутко болит ГОЛОВА.
Он пытается вспомнить, откуда взялась эта жуткая ДЕВУШКА.
Он провожает ДЕВУШКУ до двери.
бросает в мусорное ВЕДРО ЦВЕТЫ.
подставляет ГОЛОВУ под холодную воду.
и собирается на РАБОТУ…

Аплодисменты для вас!!! Молодцы вы справились с этим заданием!
Тост:
Так давайте выпьем за то-
Чтобы мы не гнались за красивым соблазном
Чтобы не потерять свою голову!!!

День сказок состоит из нескольких тематических частей.

Часть 1. Ролевая игра по сказке «Репка», стимулирующая изобретательность и воображение

Описание ролевых позиций участников игры по сказке «Репка», позволяющих им выстраивать собственные игровые стратегии ради достижения поставленной цели.

ДЕД : Вы, Тимофей Прокофьевич, Вам 72 года, вы живёте на отдалённом хуторе вместе со своей женой Пелагеей Семёновной, внучкой Олечкой, собакой Жучкой и кошкой Марусей. Вы любите внучку, хотя и стараетесь её не баловать. Вашим любимцем является и собака, а вот кошка кажется Вам совершенно бесполезной, вы изредка даже запускали в неё своим валенком. Весной Вы посадили репку, выросла репка большая-пребольшая. Пора её, эту репку, вынуть из земли. И вот сегодня рано утром подошли Вы к репке, взялись за ботву и потянули. Потянули первый раз и не смогли вытянуть репку, потянули ещё раз и снова не смогли. Из последних сил поднатужились, потянули, но репка даже чуть-чуть не поддалась, а вот позвоночник побаливает. И вы поняли: нет, не удастся Вам одному вытянуть репку...

Ваша цель в игре, пожалуй, самая понятная: вытянуть репку из земли.

БАБКА : Вы, Пелагея Семёновна, Вам 67 лет, живёте на отдалённом хуторе вместе со своим мужем Тимофеем Прокофьевичем, внучкой Олечкой, собакой Жучкой и кошкой Марусей. Вы очень любите поспать по утрам, а в последнее время с приездом внучки, не любите утруждать себя работой. Зато Вы любите поворчать на деда, поспорить с ним, а то и побранить. Кошка Маруся является вашей любимицей, в отличие от собаки, которая затевает лай по любому поводу. Во внучке Вы души не чаете: недавно Вы сшили для неё новый сарафан, но вот куда Вы его положили – вспомнить не можете. У Вас есть ключи от погреба, где хранится сметана, сыр, варенье и многое другое. Правда вот, сыр куда-то подевался. Скоро внучка уедет и опять вся работа ляжет на Вас. От Олечки Вы слышали о стиральной машине, которая сама стирает, вот бы Вам такую.

Ваша цель в игре: получить стиральную машину.

ВНУЧКА: Вы приехали на хутор к своим бабушке и дедушке Пелагее Семёновне и Тимофею Прокофьевичу, у них ещё есть собака Жучка и кошка Маруся. Кошку с собакой Вы воспринимаете как мягкие игрушки, любите их брать на руки, гладить, правда, Вам это быстро надоедает, Вам так же не нравится, что они часто попрошайничают, прося у Вас самое вкусное – блинчики с вареньем или булочки. Вы очень любите подарки, а сейчас мечтаете о новом сарафане. А ещё Вы боитесь мышей. У Вас есть кожаный ремешок, красивый, но уже несколько надоевший.

Ваша цель в игре: получить новый сарафан.

ЖУЧКА: Вы, живёте на отдаленном хуторе вместе со своими хозяевами Тимофеем Прокофьевичем и Пелагеей Семёновной, внучкой Олечкой и кошкой Марусей. Правда, Ваш Главный хозяин – конечно Дед, именно он кормит Вас, защищает от нападок Бабки и приставаний Внучки. Солидарен он с Вами и в нелюбви к кошке, которую Вы гоняете при каждом удобном случае. Всё бы нечего да вот Ваш ошейник поизносился, неплохо бы заменить. Вчера вечером, проходя мимо железного сундука, выставленного в амбар, Вы почувствовали запах сыра. По всей видимости, его туда по рассеянности положила бабка. Правда, добраться до сыра Вам не удалось, ведь сундук закрыт.

Ваша цель в игре: получить новый ошейник.

КОШКА: Вы, живёте на отдаленном хуторе вместе со своими хозяевами Тимофеем Прокофьевичем и Пелагеей Семёновной, внучкой Олечкой и собакой Жучкой. Ваша любимица конечно Бабушка, именно от неё исходит всё вкусное, что Вы едите. От деда вы слышите только ругань и, ещё валенки в Вас запущенные. Внучка бывает слишком навязчива и жадна. К тому же постоянно приходится оберегать дом от мышки, которая наглеет с каждым днем. Вчера играя с клубками ниток, Вы увидели на дне корзинки новенький сарафан, наверное, бабушкин подумали Вы. Больше всего на свете Вы любите сметану.

Ваша цель в игре: полакомиться сметаной.

МЫШКА: Вы, живёте на отдаленном хуторе вместе с дедом Тимофеем Прокофьевичем бабкой Пелагеей Семёновной, внучкой Олечкой, собакой Жучкой и кошкой Марусей. Вы стараетесь пореже показываться им на глаза, особенно кошке, которая кажется Вам злобным животным. Больше всего Вы любите сыр, но добраться до него очень не просто, сейчас, например, его нет даже в погребе. Недавно совершая вылазку на гороховое поле, вы увидели в канаве под мостом большой ящик. Ваша соседка, крыса, которая умеет читать, сказала, что это стиральная машина.

Ваша цель в игре: найти и получить сыр.

Игра завершается, когда каждый из игроков достиг поставленной ролевой цели.

Часть 2. Игра-импровизация по сказке «Колобок»

СТАРИК: Не вопрос! уверенно.

СТАРУХА: Не судьба! вздыхая и разводя руками.

АМБАР: Напрягись! напрягаясь.

СУСЕКИ: Ага-ага! извиваясь и хихикая.

КОЛОБОК: Чай, кофе, потанцуем! изображая официанта.

ЗАЯЦ: Который час? растерянно.

ВОЛК: Еду я домой. Изображая гитару.

МЕДВЕДЬ: А чего вы тут делаете? с глупым лицом.

ЛИСА: Я не такая! опять же жеманно.

Часть 3. Игра с замещением ролей по сказке «Лесная»

Из детей выбирают лису, волка, зайчиков и ежа. Зайчики бегают около волка. Волк сидит на стуле. К нему подходит лиса.

ЛИСА: Волк, волк, дай мне зайчика!

ВОЛК: Выбирай, лиса, искусно, чтоб попался самый вкусный! Но сперва… закрой глаза!

Затем волк протягивает лисе, закрывшей глаза, цветные карандаши. Лиса тянет любой карандаш. У кого из зайчиков цвет карандаша совпадет с цветом одежды, тот или те зайчики убегают от лисы. Между тем появляется ёжик.

ЁЖИК: Буду зайцам помогать от лисы злой убегать!

И ёж старается помочь зайцам убегать от лисы, например, загораживать любым способом проход лисе. Если лиса поймала зайчиков, то лиса становится зайцем, а заяц – лисой.

Часть 4. Игра с творческими испытаниями по сказкам

Вариант 1. Выбирается один король (или королева), потом остальные становятся шутами. Король старается не смеяться, а каждый шут по очереди пытается рассмешить его. Если все же какой-то шут рассмешил короля, то он становится королём, а король – шутом.

Вариант 2. Этот вариант подойдет даже для совсем маленьких любителей сказок. Дети разбиваются на пары, после чего каждый ребёнок жребием вытягивает для себя карточку с именем какого-то известного сказочного/мультипликационного персонажа. Задача пары – подготовить и затем станцевать перед всеми танец встречи этих героев, даже если они из разных сказок.

Часть 5. Игра -пародия по любой известной сказке.

Всем известно, что работа у пародистов не из легких. Им нужно не только подметить характерные чёрточки каждого человека, но и постараться их весело и необидно изобразить. Конечно же, прежде чем пародировать кого-либо, надо много тренироваться.

Сначала из желающих принять участие в этой игре следует выбрать ведущего. Все остальные будут «пародистами». Ребята образуют полукруг, один из «пародистов» встает перед ними. Далее по сюжету ведущий выполняет какие-нибудь сказочные движения, а «Пародист» должен их повторить, причем сделать это так; чтобы остальным было смешно, но, не искажая действий пародируемого до неузнаваемости.

Ведущий может делать что угодно: поднимать и опускать руки, приседать, топтаться на месте, прыгать, танцевать или исполнять любые другие, более изощренные движения. Тот «пародист», который чересчур сильно исказит жесты ведущего, должен будет сменить его. Если провинившихся много, значит, ведущий сам выбирает себе замену. Время игры не ограничивается, она может длиться до тех пор, пока участники не потеряют к ней интерес. Звание «заслуженного пародиста» присваивается тому, кто ни разу не попал в ведущие.

Часть 6. Сказочная фотография

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья из сказочных героев, которым нужно всем вместе сфотографироваться для семейного сказочного альбома. Необходимо выбрать «волшебного фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «мудрый сказитель», он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять.

А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «сказителя» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «волшебный фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.