Татарские родословные корни так называемых русских. "русские" дворяне были татарами

Нашла живой отклик среди читателей, поэтому позволю себе продолжить исследование филологических и исторических связей монголо-татарского и русского народов.

Прежде всего, необходимо отметить, что словосочетание «монголо-татарский» используется в этой статье как принятое в исторической литературе обозначение монгольских завоевателей - войска монгольской империи (Великого Монгольского государства, монг.: Их Монгол улус), которое сложившееся в XIII веке в результате завоеваний Чингис-хана и его преемников и включавшее в себя самую большую в мировой истории смежную территорию от Дуная до Японского моря и от Новгорода до Юго-Восточной Азии (площадь ок. 38 000 000 квадратных километров). Столицей государства стал Каракорум. Государство это полностью перестало существовать в последней четверти XIV века.

Однако с исчезновением Великого Монгольского государства на карте, не исчезли слова, которые навсегда вошли в языки народов, живших на территории этого государства. Например, название государства Золотая орда произошла от монгольского слова «ард тумэн», что в переводе означает «народ», а в честь второй части слова назвали славный город Тюмень.

Общеизвестен факт, что для поддержания мира, как гарантию ненападения монголо-татары использовали брачные узы и институт «аманатов» - представителей или заложников при дворе. Много русских знатных девушек стало женами монголо-татарских знатных воинов, и многие монголо-татары отдавали своих дочерей в жены русским князьям.

Иван Грозный - один из русских царей, родство с монголо-татарами которого является известным историческим фактом. Его мать - Елена Глинская, была правнучкой Мамая. Борис Годунов так же происходил от принявшего в XVI веке крещение и поселившегося на Руси татарского мурзы Чета. Родословные Нарышкиных говорят о монголо-татарском происхождении этого рода, а ведь Наталья Нарышкина - жена царя Алексея Михайловича Романова, была матерью царя Петра Первого.

Распространенным явлением было проживание знатных монголо-татаров при дворах русских князей в качестве гарантов мира и не нападения на русские территории. Сомнений в знатности таких детей, не возникало, они, как правило, редко возвращались в степь, получали при дворе титул, служили и пополняли ряды русской знати. И через несколько поколений, благополучно забыв о своем монголо-татарском происхождении, продолжали служить России.

Потомки монголо-татаров и по сей день носят фамилии, указывающие на их происхождение. Вот примеры таких княжеских фамилий: родоначальником старинного дворянского рода Гаршиных был мурза Гарша, князья Голицыны, Нарышкины, Ростопчины, Глинские, Радищевы, Кантемировы, Романовы. Множество дочерей таких семейств становились русскими царицами. Например: Соломония Сабурова, Ирина Годунова, Марфа Апраксина известны как царицы монголо-татарского происхождения.

В среде русского дворянства более 120 известных монголо-татарских родов. В шестнадцатом веке среди русских дворян по численности преобладали русские дворяне монголо-татарского происхождения. Даже к концу девятнадцатого века в России насчитывалось примерно 70 тысяч дворян, имеющих монголо-татарские корни.
Так, например, князья Куракины на Руси появились при Иване III, род сей идет от Ондрея Курака, который был отпрыском ордынского хана Булгака, признанного родоначальника великорусских князей Куракиных и Голицыных, а также дворянской фамилии Булгаковых. Канцлер Александр Горчаков, род которого происходил от монголо-татарского посла Карач-Мурзы.

Дворяне Дашковы - тоже выходцы из Орды. И Сабуровы, Мансуровы, Тарбеевы, Годуновы (от мурзы Чета, выехавшего из Орды в 1330 году), Глинские (от Мамая), Колокольцевы, Талызины (от мурзы Кучука Тагалдызина). Князья Черкасские происходят от ханского рода Инала.

«В знак подданства, - записано в их родословной, - отправил к государю сына своего Салтмана и дщерь княжну Марию, которая потом была в супружестве за царем Иоанном Васильевичем, а Салтман по крещению назван Михаилом и пожалован в бояре».

Но даже по названным фамилиям видно, что монголо-татарская кровь сильно повлияла на генофонд русского народа.

Мы знаем из истории о православном святом Петре Ордынском (Пётр Ростовский, он же Даир Кайдагул Орда-Ичинов сын Пётр Ордынский Чингизов; умер в 1290 году), царевич. Был племянником хана Золотой Орды Берке, правнуком Чингисхана, он же основал Петровский монастырь. Другой монголо-татарин - святой Петр, мученик Казанский.

В области науки потомки монголо-татар - гениальные русские ученые Менделеев, Мечников, Павлов, Мичурин, Павлов и Тимирязев, исследователи Севера Семён Иванович Челюскин и Алексей Ильич Чириков.

В списке видных русских писателей есть фамилии, которые говорят об их монголо-татарском происхождении: Достоевский, Тургенев, Державин (род Багировых и Нарбековых), Пешков (Горький). Пушкин сам указывал в своих предках русского Пушку, негра Ганнибала, татарина Раджу. Монголо-татарские корни очевидны у Аксаковых. Мать писателя Куприна, Кулунчакова, происходила из древнего рода монголо-татарских ханов Касимовского царства. Чаадаев - потомок одного из полководцев Чингисхана - Шагатая. Монголо-татарского происхождения Булгаков, Сейфуллина, Ахмадуллина.

Также Чингиз Торекулович Айтматов - народный писатель Киргизии (1974), Герой Социалистического Труда (1978). Александр Александрович Блок - по отцу был германского происхождения, по матери (Бекетова), имел и монголо-татарские корни и его памятник стоит в Москве во дворе дома №8 на улице Спиридоновке. Александр Иванович Куприн - мать которого происходит из семьи монголо-татарских князей Кулунчаковых. Владимир Владимирович Набоков - из дворянского рода 17 века, основателем которого являлся татарский князь. Евгений Петров (Евгений Петрович Катаев) - русский с татарскими и украинскими корнями. Анна Ахматова считала своим предком по материнской линии ордынского хана Ахмата.

Если продолжить исследование прославленных фамилий дальше, можно спросить: сколько военачальников имело монголо-татарских предков, сколько таких среди генералов и адмиралов, верно служивших России? Их множество, всех не перечислить. Воеводы князь Юрий Мещерский и боярин Андрей Черкизов, павшие на Куликовом поле, сподвижник Петра Великого генерал-адмирал Ф. Апраксин, фельдмаршал С. Апраксин также были монголо-татарами по происхождению. Не сомневаются историки, филологи в монголо-татарском происхождении Кутузова, Ушакова, Тухачевского.

Монголо-татарские корни есть у русского адмирала – А.В. Колчака. Первым широко известным представителем рода Колчаков был османский военачальник Илиас Колчак-паша, командующий молдавским фронтом турецкой армии, а впоследствии комендант Хотинской крепости, взятый в плен фельдмаршалом Х. А. Минихом. После окончания войны Колчак-паша поселился в Польше, а в 1794 году его потомки переселились в Россию и приняли православие.

В наше время прославились такие потомки монголо-татар, как Герой Советского Союза писатель Мусса Джалиль, певцы Земфира, Алсу, Альберт Асадуллин, Дима Билан, Гоша Куценко, Татьяна Буланова, Юрий Шевчук - российский поэт, композитор и продюсер. Актеры: Чулпан Хаматова, Марат Башаров, Рената Литвинова, Талгат Нигматуллин, актёр и режиссер Сергей Шакуров, режиссер Марсель Салимжанов. Олимпийская чемпионка, и многократная чемпионка мира Алина Кабаева, футболист Ринат Дасаев, вратарь N1 во всем мире в 1988 году.

В области искусства – балерины Анна Павлова, Галина Уланова, Ольга Спесивцева, Рудольф Нуриев, а также композиторы Александр Николаевич Скрябин и Сергей Иванович Танеев. В правительстве: Шойгу Сергей Кужугетович, его фамилия от буддийского "чойгу" означает "тело Дхармы", Рашид Гумарович Нургалиев - бывший министр внутренних дел России, Мэр Москвы Собянин, слово «собян» лингвистами выводится от монголо-татарского слова «сабан» - «плуг», «сабанчы» - пахарь, пахать плугом, Марат Шакирзянович Хуснуллин - заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства.

П.А.Бадмаев

Бурят Петр Александрович Бадмаев (Жамсаран) (1851-1920)врач тибетской медицины, первым перевел на русский язык трактат «Чжуд-Ши»; крестник императора Александра III; лечил членов семьи Николая II и Григория Распутина; убеждал российских императоров включить в состав России Тибет, Монголию и Китай.Получил генеральский чин действительного статского советника от Императора Александра III. С 1875 состоял на службе в Азиатском департаменте МИД.

А.В.Вампилов

Бурят Александр Валентинович Вампилов родился 19 августа 1937 года в райцентре Кутулик, Иркутской области. За время литературной работы А. Вампиловым написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов. Его 17 пьес ставят московские театр имени Ермоловой, театр имени Станиславского, ленинградский Большой драматический театр и другие театры страны. В 1983 году опера «Старший сын» была поставлена в Московском академическом музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Так же вышло 12 фильмов по произведениям Вампилова. В 2007 году в Москве во дворе театра «Табакерка» был установлен памятник Александру Вампилову (скульптурная композиция «Драматурги Вампилов, Розов, Володин»).

Вот еще неполный перечень улиц Москвы имеющих отношение к монголо-татарскому периоду Российской истории: Ангарская, Атарбекова, Арбатецкая, Байдукова, Батайская и проезд, Большая Ордынка и переулок, Большая Татарская и переулок, Иркутская, Калмыков переулок, Коцубинского, Кустанайская, Малая Ордынка, Мининский переулок, Мусы Джалиля, Нарышкинская аллея, Нарышкинский проезд, Новокрымский проезд, Орлово-Давыдовский переулок, Татарская, Тимура Фрунзе, Тимуровская, Тюменская, Тюменский проезд, Тютчевская аллея, Уваровский переулок, Ухтомская, Ухтомский переулок, Ферганская, Ферганский проезд, Фрунзенская 1-2-3-я улицы, Фрунзенская набережная, Чапаева, Чапаевский переулок, Чернышевского, переулок, Чернышевского, Челюскинская, Черкизовская 3-я, Чертановская, Шереметьевская, Шереметьевское шоссе, Шувалова.

Историки, этнографы, лингвисты, изучая развитие народов, рассматривая их связи в прошлом, находят интереснейшие материалы о происхождении отдельных личностей, подтверждая этим самым утверждения западноевропейских генетиков о том, что на земном шаре вряд ли можно найти народы, сохранившие кровь своих предков. Это особенно относится к многонациональной России, историческая и культурная уникальность которой заключается в том, что она сформировалась как сообщество наций и народностей.

В этом плане большой интерес представляют работы, рассказывающие о русско-татарских генеалогических связях, родословной многих видных русских ученых, писателей, крупных военачальников, даже царях и царевнах татарского происхождения.

Еще в изданном в 1891 году энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона было отмечено, что «на государственный, общественный и семейный быт русского народа татары оказывали огромное влияние».
О русском царе, татарине Борисе Годунове упоминал еще К. Маркс в первом томе своего «Капитала» (он происходил от принявшего в XVI веке крещение и поселившегося на Руси татарского мурзы Чета). Один из первых общественников, затронувших проблемы смешения русских с другими народами, Е.П. Карнович в конце XIX столетия отметил значительный тюркский слой в русских фамилиях. «Князей из татар вообще, — писал он, — у нас было и есть такое множество, что и ныне в простом русском народе каждого татарина называют князем».
В работе Н. Баскакова «Русские фамилии тюркского происхождения» (1979 г.), «Бархатной книге» Бантыш-Каминского, «Российской Вифлиофике», «Арабских историях» М. Каратаева, в изданной в 1971 году в Аргентине книге А. Халикова «500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения» и других приводится множество княжеских, боярских, графских, древних дворянских родов, ведущих свое начало от татарских предков.

Родоначальником старинного дворянского рода Гаршиных был мурза Гарша. Князья Голицыны, Нарышкины, Ростопчины, Глинские, Романовы тоже не были русскими. Мы знаем из истории о православном святом Петре Ордынском — племяннике хана Батыя, принявшем вначале православие, а позже ставшем монахом. Другой татарин — святой Петр, мученик Казанский. Соломония Сабурова, Елена Глинская, Ирина Годунова, Марфа Апраксина известны как царицы татарского происхождения.
Вот еще одна известная историческая личность: Наталья Нарышкина — законная царица, молодая жена пожилого царя Алексея Михайловича Романова. Родословные говорят о ее татарском происхождении. Отсюда и Петр I, выходит, татарского происхождения. Хотя в свое время было немало сомнительных легенд и сплетен о том, будто бы Петр, сын Натальи, рожден не от Алексея Михайловича, а от патриарха Никона или даже от царского красавца-конюха, то ли грузина, то ли армянина.

В области науки потомки татар — гениальные русские ученые Менделеев, Мечников, Павлов, Мичурин. Тимир-Гази положил начало роду Тимирязевых. Татарские предки дали русской истории роды Радищевых, Кантемировых. Предком историка Карамзина был татарин Карамурза. В списке видных русских писателей есть писатели татарского происхождения: Гоголь, Достоевский, Тургенев, Державин (род Багировых и Нарбековых), Пешков (Горький). Пушкин сам указывал в своих предках русского Пушку, негра Ганнибала, татарина Раджу. Татарские корни очевидны у Аксаковых. Мать писателя Куприна, Кулунчакова, происходила из древнего рода татарских ханов Касимовского царства. Чаадаев — потомок одного из полководцев Чингисхана — Чаадая. Из этого рода и Ахматова. Татарского происхождения Булгаков, Сейфуллина. По внушению отца повторяла: «я татайка, я татайка» (в детстве не могла выговорить «р»), признается современная поэтесса Белла Ахмадуллина.

Знаменитые светила искусства балерины Павлова, Уланова, Спесивцева, артисты Ермолова, Каратыгин, художник Шишкин, композиторы Скрябин и Танеев, по утверждению историков, тоже от татарских предков.
Сколько прославленных военачальников от татарских предков, генералов и адмиралов, верно служивших Российскому Отечеству, смело сражавшихся в бесчисленных войнах? Их множество, всех не перечислить. В жилах Минина и Пожарского, в память которых в центре Москвы установлен памятник, текла татарская кровь. Вот уже несколько лет празднуем 4 ноября установленный в их честь День согласия и примирения. Между тем средства массовой информации умалчивают, что один из двух «основателей праздника» Кузьма Минин до своего крещения носил фамилию Миннибаев. Воеводы князь Юрий Мещерский и боярин Андрей Черкизов, павшие на Куликовом поле, сподвижник Петра Великого генерал-адмирал Ф. Апраксин, фельдмаршал С. Апраксин также были татарами по происхождению. Не сомневаются историки, филологи в татарском происхождении Кутузова, Ушакова, Тухачевского. Оказывается, и герой Отечественной войны Александр Матросов — чистокровный татарин. Покинув в детстве свою деревню и попав в детский дом, Шакирзян Мухамедьянов принял имя Саша и, мечтая стать матросом, записался Матросовым.
В списках русских фамилий татарского происхождения на букву «е» значится Елцин (правда, без мягкого знака), и на букву «х» — Хрущев. В такие же списки можно включить и фамилию Собянина, которая, как многие фамилии и бытовые слова народов нашего Севера, тюркского происхождения. Слово «собян» лингвистами выводится от татарского слова «сабан» — «плуг», «сабанчы» — пахарь, пахать плугом. Оказывается, фамилии Бухарин, Жданов, Вышинский и даже Колонтай — татарского происхождения.

И, наконец, скажем, что в свое время направившие казачью дружину Ермака против Сибирского ханства и способствовавшие завоеванию его уральские промышленники Строгановы по родословной происходили от татарского рода.

Среди многих загадок царствования Ивана Грозного одной из самых тёмных представляется возведение им на московский престол крещёного татарина Симеона Бекбулатовича. Грозный был склонен к разного рода эпатажным действиям, вроде внезапного отъезда из Москвы в Александрову слободу или сватовства к английской королеве Елизавете I. Однако царствование на Москве потомка Чингисхана можно считать едва ли не наиболее загадочным из всех событий того времени.

Симеон Бекбулатович, до крещения Саин-Булат, был правнуком Ахмата – хана Золотой Орды, который неудачно ходил на Москву в 1480 году и бежал после знаменитого стояния на Угре. Внук Ахмата Бек-Булата известен как астраханский царевич. В 1555 или 1556 году Астраханское царство вошло в состав России. В 1558 году Бек-Булат перешёл на службу к московскому царю. В 1567 году Иван IV назначил его сына Саин-Булата царём в Касимове.

Вассальное по отношению к Москве Касимовское царство было образовано в середине XV века при московском князе Василии II (Тёмном). Основным его населением были татары-мишари и мордва. Это владение давалось союзным с Москвой потомкам Чингисхана. Вообще, Чингисиды ещё очень долго после падения Золотой Орды почитались на Москве как лица царского достоинства, выше всех русских княжеских родов, за исключением династической линии московского царя. Касимовское царство долго сохраняло своё особое устройство уже после ликвидации в Московском государстве всех удельных владений. Упразднено оно было только в 1681 году.

Саин-Булат водил касимовские рати в составе русского войска в Прибалтику во время Ливонской войны. В 1573 году царь женил Саин-Булата на дочери князя И.Ф. Мстиславского. В связи с этим Саин-Булат был вынужден креститься в православие, а касимовский престол был у него отобран, так как московские цари назначали правителями этого государственного образования только мусульман. В течение двух лет после этого о Симеоне Бекбулатовиче не было никаких известий, пока осенью 1575 года не произошло событие, очень удивившее современников (хотя, казалось бы, они должны были перестать удивляться причудам царя) и продолжающее озадачивать историков.

Иван Грозный внезапно отрёкся от престола. По его распоряжению Симеон Бекбулатович был венчан в Успенском соборе московского Кремля «царским венцом» (как гласит летопись). Симеон стал официально величаться «великим князем московским и всея Руси» (не царём!). Он председательствовал в Боярской думе, от его имени издавались указы и жалованные грамоты. Сам Иван Грозный писал Симеону челобитные, именуя себя в них уменьшительно «Иванец», переехал из Кремля на Петровку и стал жить как обычный боярин.

Зачем ему это понадобилось? В некоторых летописях более позднего времени говорится, будто царь поставил Симеона «царём Земщины», а себе выделил Опричнину. Однако здесь явно смешиваются два разных события. К моменту коронации Симеона опричнина была уже три года как официально упразднена.

Выдвигались разные версии такого поступка царя. Одни историки предполагали, что это была очередная театральная выходка Ивана Грозного, лишенная всякого смысла. Но расценивать все странные действия царя лишь как помрачение рассудка – значит, по сути, уклоняться от всякого разумного объяснения. Иногда, как уверял Н.М. Карамзин, Иван Грозный возвышал того или иного вельможу для того, чтобы потом подвергнуть его опале и насладиться зрелищем его падения. К случаю с Симеоном Бекбулатовичем подобный вариант явно не подходит. Когда спустя 11 месяцев, в августе 1576 года, Иван IV свёл Симеона с московского трона, то не только не стал его преследовать, но наградил титулом великого князя Тверского, каковым Симеон пользовался до конца жизни царя. В Твери Симеон жил настоящим удельным князем, имея право суда и расправы над подвластными людьми. Это совершенно не согласуется с образом Ивана Грозного, нарисованным историками С.М. Соловьёвым и С.Ф. Платоновым, как царя, целенаправленно искоренявшего удельные владения.

В числе прочих была выдвинута и экзотическая гипотеза, а именно, что в среде московских бояр созрел заговор с целью свергнуть Ивана IV и возвести на престол крымского царя Девлет-Гирея – того самого, что в 1571 году сжёг Москву. Не имея сил бороться с заговорщиками, Иван был вынужден на время имитировать уход от власти и посадить вместо себя на московский трон одного из Чингисидов. Эта версия не находит прямых доказательств. Однако, по-видимому, вес Симеона Бекбулатовича среди московской знати был достаточно велик. Иначе не стал бы Борис Годунов при своём избрании на царство в 1598 году брать с бояр присяжную запись, что они не будут искать под ним трона для Симеона Бекбулатовича! К тому времени Симеон был лишён прав тверского удельного властителя. Воцарившись, Борис сослал его в Кирилло-Белозёрский монастырь (по некоторым сведениям, предварительно ослепив).

Вряд ли казус Симеона Бекбулатовича следует рассматривать в отрыве от изменения этнической ситуации в Московском государстве в середине XVI века. В связи с присоединением Казанского и Астраханского царств, среди московского служилого сословия значительно выросло количество крещёных инородцев. В борьбе с мятежными, как ему казалось, замыслами знати, Иван Грозный мог пытаться найти дополнительную опору в этом новом дворянстве и задобрить его возвышением одного из их вождей. Поскольку никакого научного подхода к управлению в то время не существовало, результат этого поиска обернулся импровизацией – такой же бессмысленной с виду, как и опричнина. Иван Грозный не воспринимал Симеона Бекбулатовича как соперника, о чём свидетельствует благоволение царя к нему до самой своей кончины.

Возможно, что некую роль в воцарении Симеона могли сыграть внешнеполитические дела. Крымские ханы, подстрекаемые турецкими султанами, постоянно заявляли претензии Москве на Казань и Астрахань. При этом они явно имели поддержку среди каких-то группировок знати этих бывших царств, а также среди различных орд, кочевавших у южных рубежей России. Венчание Симеона на царство как бы показывало, что теперь на самой Москве государь из Чингисидов и желание отложиться от Москвы к Крыму или другому ханству лишено всякого обоснования. Впрочем, какие бы догадки по этому поводу ни строились, все они пока не имеют прямого подтверждения в источниках той эпохи.

В 1999 году криминалист и скульптор С.А. Никитин реконструировал по черепу облик великой княгини Елены Васильевны - жены великого князя Василия III и матери Ивана Грозного, происходившей, как часто утерждают историки, из рода Мамая. И созданная Никитиным скульптура заговорила. Не буквально, конечно, зато с убедительностью исторического документа…


Герб литовских шляхтичей Глинских.

С читается, что Елена Васильевна, урождённая Глинская, происходила из татарского рода и посему покоритель Казанского ханства русский царь Иван IV по матери — татарин. Однако многие историки утверждали и утверждают: татарское происхождение княжеского рода Глинских от одного из сыновей ордынского военачальника Мамая — это лишь легенда. Во всяком случае никаких документальных свидетельств такой родословной действительно нет. Но нет и неопровержимых свидетельств обратного. И вот кое-что прояснилось: скульптурный портрет Елены Глинской оказался образом женщины… прибалтийского типа.

Известный советский антрополог, археолог и скульптор, доктор исторических наук Михаил Михайлович Герасимов (1907-1970) разработал методику восстановления облика людей на основе скелетных останков. Его скульптурные портреты Ивана Грозного, Улугбека, Ярослава Мудрого и других вызвали огромный интерес. Однако породили они и сомнения, даже открытое недоверие. Доказательств достоверности своих скульптурных портретов у М.М.Герасимова, кроме как дотошно разработанные методики, не было.

Они появились лишь в середине — второй половине 1990-х годов. Их предъявили реставраторы живописи. Дело было так. В их руки попала одна из хранившихся в Государственном историческом музее на Красной площади икон с выявленными в ходе исследования многочисленными слоями поновлений. Когда реставраторы эти поновления слой за слоем сняли, то обнаружили написанное в XVI столетии изображение святого Василия Парийского и рядом с ним… великого князя московского Василия III — отца Ивана Грозного. Уникальный для русского средневековья случай: изображение светского человека, да ещё на иконе! Но свидетельство тому, что на полотне изображён именно Василий III, — неопровержимое: справа от фигуры есть надпись: "благоверный князь великий Василий Иоаннович самодержец…".

Кроме прочего, это открытие реставраторов позволило обнаружить поразительное сходство облика Василия III с реконструированной М.М.Герасимовым внешностью Ивана Грозного: тот же высокий лоб, такой же чуть крючковатый нос…

Известно, что восстанавливая облик Ивана IV, М.М.Герасимов отметил в строении его черепа значительные признаки средиземноморского типа. Откуда же? От бабушки — гречанки Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора Константина XI, которая была замужем за великим князем московским Иваном III Васильевичем. В 1994 году криминалист и скульптор С.А.Никитин реконструировал облик великой княгини Софьи Фоминичны. Совмещение черепов Ивана Грозного и его бабушки методом теневого фотоналожения выявило: контуры черепов, скуловые кости и скуловые дуги, глазные обриты близки по форме настолько, насколько это может быть лишь у родственников. Василий III с обнаруженного портрета тоже похож на свою мать: тот же большой лоб с залысинами, крючковатый нос, жёсткость выражения лица…

В исторической литературе не раз высказывались сомнения в том, что отцом Ивана Грозного был именно Василий III. Дело в том, что в год вступления во второй брак великому московскому князю было уже около пятидесяти — для того времени возраст весьма значительный. К тому же первый ребёнок — будущий Иван IV Грозный родился только через четыре года после свадьбы. Между тем у юной великой княгини Елены Васильевны появился фаворит — молодой князь Овчин-Оболенский Телепнёв, который по смерти Василия III станет первым лицом в государстве, её фактическим правителем. Будь подозрения историков основательны, покоритель Казани уже и не наполовину, а полностью был татарином, ибо в литературе встречаются указания на то, что князь Иван Фёдорович Овчина тоже корнями уходил в Орду. Теперь же честь Елены Глинской вне подозрений: средиземноморский тип черепа и характерные черты лица могли достаться Ивану Грозному лишь через отца Василия III, унаследовавшего их от Софьи Палеолог.

Теперь, наконец, всмотримся в воссозданный С.А.Никитиным облик Елены Глинской. Это молодая женщина (пробыв в 1533—1538 годах регентшей при малолетнем Иване IV, она умерла в 1538 году в возрасте около 30 лет — полагают, что была отравлена). Лицо — явно северного, балтийского типа. Может быть, она унаследовала его от матери — княжны Анны? Впрочем, и по отцовской линии ей мало что могло передаться от предков-степняков, если они и в самом деле были татарами.

Легенда возводит Глинских по одной версии к сыну Мамая Мансуру-Киягу, поселившемуся в год Куликовской битвы в Поднепровье и основавшему здесь город Глинитца — впоследствии Глинск; по другой — ко второму сыну Мамая Лексе, поступившему на службу к князю литовскому Витовту и получившему в удел Глинск и Полтаву. Первые князья Глинские — Иван и Борис — упоминаются в грамоте 1437 года. После неудавшейся попытки восстания против литовского короля братья Михаил, Иван (по кличке "Мамай") и Василий ("Тёмный" или "Слепой") бежали в Москву и перешли на службу к Василию III. Елена Глинская была дочерью Василия. Михаил знал главные европейские языки, во время службы в Италии принял католицизм, в Литве стал маршалом королевского двора, отличился военными победами над крымскими татарами. Он стал инициатором похода Василия III на Казань и в 1530 году был воеводой в русской коннице под столицей Казанского ханства. В середине XVI века Глинские — активные участники завоевания Казани Иваном Грозным, а один из них — Василий Прокофьевич — даже стал в 1562 году здесь наместником.

Однако ни в каких документальных источниках татарское происхождение Глинских не упоминается. А обычно о знатных выходцах из Орды на русской службе упоминалось. Воссоздание облика Елены Глинской дополнительно поколебала легенду о татарской крови в её жилах.

Т атары являются вторым по численности этносом и самым многочисленным народом мусульманской культуры в Российской Федерации.

Татарский этнос имеет древнюю и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Урало-Поволжья и в целом России.

Самобытная культура татар достойно вошла в сокровищницу мировой культуры и цивилизации.
Следы ее мы находим в традициях и языке русских, мордвы, марийцев, удмуртов, башкир, чувашей. В то же время национальная татарская культура синтезирует в себе достижения тюркских, финно-угорских, индоиранских народов (арабов, славян и других).
Существуют и различные интерпретации этнонима «татары». Этот вопрос весьма актуален в настоящее время.
Одни исследователи выводят происхождение этого слова от «горного жителя», где «тат» имеет значение «горы», а «ар» – «жителя», «человека» (А.А.Сухарев. Казанские татары. СПБ, 1904, с.22). Другие – этимологию слова «татары» к древнегреческому «гонец» (Н.А.Баскаков. Русские фамилии тюркского происхождения. Баку, 1992, с.122).
Известный тюрколог Д.Е.Еремев происхождение слова «татары» связывает с древнетюркским словом и народом. Первый компонент слова «тат» он связывает с названием древнеиранского народа. При этом он ссылается на информацию древнетюркского хрониста Махмуда Кашгари о том, что «татам» тюрки называли тех, кто говорит на фарси, то есть на иранском языке. Первоначальное значение слова «тат» было, скорее всего, «перс», но затем этим словом на Руси стали обозначать все восточные и азиатские народы (Д.Е.Еремеев. Семантика тюркской этнонимии. – Сб. «Этнонимы». М., 1970, с.134).
Таким образом, полная расшифровка этнонима «татары» еще ждет своего исследователя. А пока, к сожалению, и в настоящее время груз устоявшихся традиций, стереотипов о монголо-татарском иге заставляет большинство людей мыслить сильно искаженными категориями об истории татар, об их истинном происхождении, о татарской культуре.
По данным переписи 1989 года, на территории СССР, проживали около 7 млн. человек. Из них в РСФСР - более 5,5 млн. или 83,1% от указанного числа, в том числе в Татарстане - более 1,76 млн. человек (26,6%).
В настоящее время татары составляют чуть больше половины населения Татарстана - своей национальной республики. В то же время число проживающих за пределами Татарстана составляет в Башкортостане -1,12 млн. чел, Удмуртии -110,5 тыс. Мордовии - 47,3 тыс. Марий Эл - 43,8 тыс., Чувашии - 35,7 тыс. Кроме того, татары проживают также в областях Поволжья, Урала и Сибири.

Татары - один из самых подвижных народов. Из-за безземелья, частых неурожаев на родине и традиционной тяги к торговле еще до 1917 года они стали переселяться в различные регионы Российской империи, в том числе в губернии Центральной России, на Донбасс, в Восточную Сибирь и Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Центральную Азию и Казахстан. Этот миграционный процесс усилился в годы советского правления, особенно в период "великих строек социализма". Поэтому в настоящее время в РФ практически нет ни одного субъекта федерации, где бы ни жили татары. Еще в дореволюционный период образовались татарские национальные общины в Финляндии, Польше, Румынии, Болгарии, Турции, Китае. В результате распада СССР в ближнем зарубежье оказались татары, жившие в бывших союзных республиках - Узбекистане (467,8 тыс.), Казахстане (327,9 тыс.), Таджикистане (72,2 тыс.), Киргизии (70,5 тыс.), Туркмении (39,2 тыс.), Азербайджане (28 тыс.), Украине.(86,9 тыс.), в странах Балтии (14 тыс.). Уже за счет реэмигрантов из Китая. Tурции и Финляндии с середины XX века образовались татарские национальные диаспоры в США, Японии, Австралии, Швеции.


По мнению многих историков, татарский народ с единым литературным и практически общим разговорным языком сложился в период существования огромного тюркского государства - Золотой Орды. Литературным языком в этом государстве был так называемый "идель теркисе" или старотатарский, основанный на кыпчакско-булгарском (половецком) языке и вобравший в себя элементы центральноазиатских литературных языков. Современный литературный язык на основе среднего диалекта возник во второй половине XIX и начале XX веков.

В древности тюркские предки татар пользовались руническим письмом, о чем свидетельствуют археологические находки в Приуралье и Среднем Поволжье. С момента добровольного принятия Ислама одними из предков татар, волжско-камскими булгарами - татары пользовались арабской письменностью, с 1929 года по 1939 год - латинской графикой, с 1939 года используют кириллицу с дополнительными знаками.


Современный Татарский язык, относящийся к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской языковой семьи, подразделяется на четыре диалекта: средний (казанскотатарский), западный (мишарский), восточный (язык сибирских татар) и крымский (язык крымских татар). Несмотря на диалектальные и территориальные различия татары являются единой нацией с единым литературным языком, единой культурой - фольклором, литературой, музыкой, религией, национальным духом, традициями и обрядами.
Татарская нация по уровню грамотности (умению писать и читать на своем языке) еще до переворота 1917 года занимала одно из ведущих мест в Российской империи. Традиционная тяга к знаниям сохранилась и у нынешнего поколения.

Этноним "татары" - древнего происхождения, однако как самоназвание современных татар он был принят лишь в ХIХв., а Древние татары -тюркские племена жили на территории сегодняшней Евразии. Нынешние татары (казанские, западные, сибирские, крымские) не являются прямыми потомками древних татар, пришедших в Европу вместе с войсками Чингисхана. Сложились они в единую нацию под названием татары, после того, как им дали такое название европейские народы.

Существует мнение историков, что название «татары» произошло от названия большого влиятельного рода «Тата», из которого происходили родом многие тюркоязычные военачальники государства "Алтын Урта" (Золотая середина), более известного под названием «Золотая Орда».

Татары являются одним из наиболее урбанизированных народов РФ. Социальные группы татар, живущих как в городах, так и в селениях, почти ничем не отличаются от тех, которые существуют у других народов, прежде всего у русских.


По образу жизни татары не отличаются от других окружающих народов. Современный Татарский этнос зародился параллельно с русским. Современные татары являются тюркоязычной частью коренного населения России, которая в силу большей территориальной приближенности к Востоку выбрала не Православие а Ислам. 99% верующих татар - это мусульмане-сунниты умеренного ханафитского толка.

Многие этнологи отмечают уникальный феномен татарской толерантности, заключающийся в том, что за всю историю существования татар, они не были инициаторами ни одного конфликта на этнической и религиозной почве. Известнейшие этнологи и исследователи уверены, что толерантность - это неизменная часть татарского национального характера.

Традиционная пища татар – мясная, молочная и растительная - супы, заправленные кусочками теста (токмач-лапша, чумар), каши, хлеб из кислого теста, лепешки кабартма. Национальные блюда - бялеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса(перямяч), нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле,ичпочмак, губадия, катыклы салма, чак-чак (свадебное блюдо). Из конины (любимое мясо многих групп) готовят вяленую колбасу - казылык или казы. Лакомством считается вяленый гусь (каклаган каз). Молочные продукты - катык (особый вид кислого молока), сметана, творог. Напитки - чай, айран (тан) - смесь катыка с водой (употребляется в основном летом).


Татары во всех оборонительных и освободительных войнах всегда принимали активные участие. По числу "Героев Советского Союза" татары занимают четвертое место, а по процентному соотношению количества героев на весь народ - первое. По числу Героев России - у татар второе место.

Из татар выдвинулись такие военачальники, как генерал армии М.А.Гареев, генерал-полковники P.C.Акчурин и Ф.Х.Чураков, вице-адмирал М.Д.Искандеров, контр-адмиралы З.Г.Ляпин, А.И.Бичурин и др. Выдающиеся ученые - академики Р.З.Сагдеев (физико-химик), К.А.Валиев (физик), Р.А.Сюняев (астрофизик), и другие.


Татарская литература является одной из самых древних в РФ. Самый древний литературный памятник - поэма "Сказание о Юсуфе" булгарского поэта Кул Гали, написанная в 1236 году. Среди известных поэтов прошлого можно назвать М.Сараи-Гулистани (XIV век), М.Мухаммадьяра (1496/97-1552), Г.Утыз-Имяни (1754-1834), Г.Кандалый (1797-1860). Из поэтов и писателей XX века - классиков татарской литературы Габдуллу Тукая, Фатиха Амирхана, литераторов советского периода - Галимзяна Ибрагимова, Хади Такташа, Маджита Гафури, Хасана Туфана, поэта-патриота, Героя Советского Союза Мусу Джалиля, Сибгата Хакима и многих других талантливых поэтов и писателей.

Одним из первых среди тюркских народов у татар возникло театральное искусство. Наиболее выдающиеся артисты это: Абдулла Кариев, артист и драматург Карим Тинчурин, Халил Абджалилов, Габдулла Шамуков, актеры: Чулпан Хаматова, Марат Башаров Рената Литвинова, актёр и режиссер Сергей Шакуров, режиссер Марсель Салимжанов, оперные певцы - Хайдар Бигичев и Зиля Сунгатуллина, народные певцы Ильгам Шакиров и Альфия Афзалова, популярные исполнители - Ринат Ибрагимов, Земфира Рамазанова, Салават Фатхутдинов, Айдар Галимов, Малика Разакова, молодой поэт и музыкант Рустам Аляутдинов.
Изобразительное искусство татар: В первую очередь это художник- патриарх Баки Урманче, и многие другие выдающиеся татарские художники.

Спортивные достижения татар так же постоянно дают о себе знать:

Борьба- Шазам Сафин, чемпион Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки по Греко-Римской борьбе.
Художественная гимнастика- Олимпийская чемпионка, и многократная чемпионка мира Алина Кабаева, чемпионки мира Амина Зарипова и Ляйсан Утяшева.
Футбол- Ринат Дасаев, вратарь N 1 во всем мире в 1988 году, вратарь команды «Спартак», участники футбольной сборной ЧМ 2002 атакующий полузащитник сборной России Марат Измайлов ("Локомотив"-Москва), обладатель Кубка России 2000/01; серебряный призер чемпионата России 2001 года, и голкипер сборной России, "КАМАЗ" (Набережные Челны); "Спартак" (Москва); "Локомотив" (Москва); "Верона" (Италия) Руслан Нигматуллин, Хоккей- Ирек Гимаев, Сергей Гимаев, Зинэтула Билялетдинов, Теннис- чемпион мира Марат Сафин, и многие многие другие.

Известные россияне – выходцы из татарских родов

Татарские корни имеют многие известные дворянские роды России. Апраксины, Аракчеевы, Дашковы, Державины, Ермоловы, Шереметевы, Булгаковы, Гоголи, Голицыны, Милюковы, Годуновы, Кочубеи, Строгановы, Бунины, Куракины, Салтыковы, Сабуровы, Мансуровы, Тарбеевы, Годуновы, Юсуповы – всех не перечислить. Кстати, происхождение графов Шереметевых помимо фамилии подтверждается и фамильным гербом, на котором имеется серебряный полумесяц. Дворяне Ермоловы, например, откуда вышел генерал Алексей Петрович Ермолов, родословную начинают так: "Предок этого рода Арслан-Мурза-Ермола, а по крещению названный Иоанном, как показано в представленной родословной, в 1506 году выехал к Великому князю Василию Ивановичу из Золотой Орды." Сказочно обогатилась Русь за счет татарского народа, таланты текли рекой. Князья Куракины на Руси появились при Иване III, род сей идет от Ондрея Курака, который был отпрыском ордынского хана Булгака, признанного родоначальника великорусских князей Куракиных и Голицыных, а также дворянской фамилии Булгаковых. Канцлер Александр Горчаков, род которого происходил от татарского посла Карач-Мурзы. Дворяне Дашковы - тоже выходцы из Орды. И Сабуровы, Мансуровы, Тарбеевы, Годуновы (от мурзы Чета, выехавшего из Орды в 1330 году), Глинские (от Мамая), Колокольцевы, Талызины (от мурзы Кучука Тагалдызина)... О каждом роде желателен отдельный разговор - много, очень много сделали они для России. Об адмирале Ушакове слышал каждый российский патриот, а о том, что он тюрк, знают лишь единицы. От ордынского хана Редега идет этот род. Князья Черкасские происходят от ханского рода Инала. "В знак подданства, - записано в их родословной, - отправил к государю сына своего Салтмана и дщерь княжну Марию, которая потом была в супружестве за царем Иоанном Васильевичем, а Салтман по крещению назван Михаилом и пожалован в бояре".
Но даже по названным фамилиям видно, что татарская кровь сильно повлияла на генофонд русского народа. В среде русского дворянства более 120 известных татарских родов. В шестнадцатом веке среди дворян по численности преобладали татары. Даже к концу девятнадцатого века в России насчитывалось примерно 70 тысяч дворян, имеющих татарские корни. Это составляло более 5 процентов от общего числа дворян всей Российской империи.
Немало татарской знати исчезло навсегда для своего народа. Об этом неплохо рассказывают родословные книги российского дворянства: "Общий Гербовник Дворянских Родов Всероссийской империи", начатый в 1797 году, или "История родов русского дворянства", или "Русская родословная книга". Исторические романы блекнут перед ними.
Юшковы, Суворовы, Апраксины (от Салахмира), Давыдовы, Юсуповы, Аракчеевы, Голенищевы-Кутузовы, Бибиковы, Чириковы... Чириковы, например, вышли из рода хана Берке, брата Батыя. Поливановы, Кочубеи, Козаковы...
Копыловы, Аксаковы (аксак - значит "хромой"), Мусины-Пушкины, Огарковы (первым из Золотой Орды пришел в 1397 году Лев Огар, "мужчина роста великого и воин храбрый"). Барановы... В их родословной записано так: "Предок рода Барановых мурза Ждан, по прозвищу Баран, а по крещению названный Даниилом, приехал в 1430 году из Крыма".
Карауловы, Огаревы, Ахматовы, Бакаевы, Гоголь, Бердяевы, Тургеневы... "Предок рода Тургеневых мурза Лев Турген, а по крещению названный Иоанном, выехал к Великому князю Василию Иоанновичу из Золотой Орды..." Этот род относился к аристократическому ордынскому тухуму, так же как и род Огаревых (их российский родоначальник - "мурза честным именем Кутламамет, по прозвищу Огарь").
Карамзины (от Кара-мурзы, крымца), Алмазовы (от Алмазы, по крещению названного Ерифеем, приехал он из Орды в 1638 году), Урусовы, Тухачевские (их родоначальником в России был Индрис, выходец из Золотой Орды), Кожевниковы (идут от мурзы Кожая, с 1509 года на Руси), Быковы, Иевлевы, Кобяковы, Шубины, Танеевы, Шуклины, Тимирязевы (был такой Ибрагим Тимирязев, приехавший на Русь в 1408 году из Золотой Орды).
Чаадаевы, Таракановы... а продолжать придется долго. Десяткам так называемых "русских родов" начало положили татары.
Росла московская бюрократия. У нее в руках собиралась власть, Москве действительно не хватало образованных людей. Надо ли удивляться, что носителями более трехсот простых русских фамилий тоже стали татары. По некоторым оценкам, в России до половины русских - имеют татарские корни.
В XVIII веке правители составили нынешнюю этнографическую карту: целые губернии записали в "славянство". Так Россия и стала такой, о которой кипчак из тухума (рода) Турген сказал: "На тысячи верст кругом Россия".
Тогда, в XVIII веке - всего-то двести лет назад - жители Тамбовской, Тульской, Орловской, Рязанской, Брянской, Воронежской, Саратовской и других областей назывались "татарами". Это же бывшее население Золотой Орды. Поэтому старинные кладбища в Рязани, Орле или Туле поныне называются татарскими.

Защитники Отечества

Татарские воины честно служили России. "Будь не только сыном своего отца, но и будь также сыном своего Отечества" – гласит татарская народная пословица. То, что татары и русские в религиозном отношении якобы всегда противостояли друг другу, – миф, выдуманный нашими общими недругами. Во время войны 1812 года в Казанской губернии было сформировано 28 татарско-башкирских полков. Именно эти полки под командованием зятя Кутузова, татарского князя Кудашева, активного участника Бородинского сражения, наводили ужас на наполеоновских солдат. Татарские полки вместе с русским народом освобождали европейские народы от оккупации наполеоновских войск.
В армии в силу национальной и религиозной особенности татарам был сделан ряд послаблений, в основе которых лежало уважение к исповедуемой ими религии. Татарам не давали свинины, не подвергали телесным наказаниям, не муштровали. На флоте русским морякам выдавали чарку водки, а татарам – на ту же сумму – чай и сладости. Им не запрещалось омовение по несколько раз в день, как принято у мусульман перед каждым намазом. Их сослуживцам категорически запрещалось насмехаться над татарами и говорить плохое об исламе.

Великие ученые и писатели

Татары верой и правдой служили Отечеству, не только сражаясь за него в бесчисленных войнах. В мирной жизни они дали ему немало знаменитых людей – ученых, писателей, художников. Достаточно назвать таких ученых, как Менделеев, Мечников, Павлов и Тимирязев, исследователей Севера Челюскина и Чирикова. В литературе – это Достоевский, Тургенев, Языков, Булгаков, Куприн. В области искусства – балерины Анна Павлова, Галина Уланова, Ольга Спесивцева, Рудольф Нуриев, а также композиторы Скрябин и Танеев. Все они – россияне татарского происхождения.