Технические характеристики ракеты «Циркон. Противокорабельная ракета «Циркон» разогналась до восьми скоростей звука Оружие циркон

Будучи еще не принятой на вооружение Военно-морского флота РФ, новейшая российская гиперзвуковая крылатая ракета 3М22 "Циркон" вызвала нешуточный ажиотаж на Западе.

Этому перспективному боеприпасу тамошние СМИ посвящают большие статьи. В них российский "Циркон" предстает неким чудо-оружием, которое может не просто уничтожать вражеские корабли, но и оказывать влияние на ситуацию в целом морском регионе. К примеру, немецкий журнал Stern назвал "Циркон" настоящей угрозой для американских авианосцев. Вообще-то статья посвящена модернизации российских крейсеров "Адмирал Нахимов" и "Петр Великий". Известно, что оба корабля, в частности, планируют оснастить крылатыми ракетами "Калибр-НК", которые отлично зарекомендовали себя в ходе войны с террористами в Сирии.

Однако главную угрозу американскому флоту, по мнению журнала, представляет гиперзвуковой "Циркон", который тоже войдет в систему вооружений российских крейсеров. Stern пишет, что эта ракета способна достигать скорости, в шесть раз превышающей скорость звука, а диапазон ее действия составит около 600 километров. С помощью такого комплекса, делает вывод издание, российский Военно-морской флот сможет создать серьезную угрозу для американских авианосцев, не говоря уже о кораблях других стран.

В статье, правда, признается, что вооруженный конфликт между Москвой и Вашингтоном маловероятен. В то же время автор статьи в Stern считает: Россия будет использовать свои модернизированные линейные крейсеры для укрепления имиджа сверхдержавы и для "проекции мощи" в разных частях света. Эти корабли превратят океаны Земли в "опасные воды" для авианосцев США.

По некоторым данным, дальность полета новой крылатой ракеты колеблется в пределах 350 - 500 км

Если отбросить в сторону характерный для многих западных СМИ упор на "российскую военную угрозу", следует признать: с оценкой возможностей наших "Цирконов" там не переусердствовали. Это действительно очень грозное оружие, которое еще на стадии испытаний демонстрирует исключительные характеристики. Взять, к примеру, испытательный пуск, выполненный нашими военными в апреле прошлого года. Тогда крылатый "Циркон" в восемь раз превысил скорость звука. То есть набрал в полете почти 9800 километров в час. Эксперты утверждают: это не предел, ракета может достичь и десяти "махов". При такой скорости ей не страшна ни одна существующая в мире система противовоздушной и противоракетой обороны.

Сейчас этот уникальный боеприпас проходит государственные испытания. По словам военного эксперта Константина Сивкова, принятие "Циркона" на вооружение нашего Военно-морского флота приведет к тому, что роль авианосных сил США будет резко ослаблена в пользу российских атомных крейсеров, которые планируется оснастить новыми гиперзвуковыми ракетами.

Тактико-технические характеристики "Циркона" его разработчики по понятным причинам держат в секрете. По некоторым данным, ракета имеет длину от 8 до 10 метров, а дальность ее полета колеблется в пределах 350 - 500 километров. Также известно, что перспективный боеприпас может запускаться с помощью пусковых установок 3С14. В российском ВМФ их уже применяют для старта ракет "Калибр" и "Оникс".

Однако только этим универсальность нового изделия не исчерпывается. Эксперты утверждают, что морскими носителями "Циркона" могут стать как надводные корабли различных типов, в частности тяжелые атомные ракетные крейсеры "Петр Великий" и "Адмирал Нахимов", так и современные, а также перспективные субмарины. Например, подводные атомоходы проекта 885М "Ясень-М" и подлодки пятого поколения "Хаски".

Испытания морского противокорабельного "Циркона" начались почти два года назад. Тогда новую крылатую ракету впервые отправили в небо с наземного стартового комплекса. Ее ориентировочную скорость в тот момент определяли в 5-6 "махов". В феврале прошлого года появились сообщения о готовящихся испытаниях новой ракеты - уже с морской платформы. А в апреле этот план был успешно реализован.

Что же касается принятия этого комплекса на вооружение, то в случае успешных государственных испытаний "Циркон" может быть готов к установке на корабли уже в нынешнем году. По некоторым данным, в первую очередь он заменит на крейсере "Петр Великий" тяжелую противокорабельную ракету П-700 "Гранит".

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков

Во время испытаний противокорабельной гиперзвуковой ракеты «Циркон» достигнута скорость 8 М. Об этом источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил ТАСС. Испытания ракеты, которая получила титул «убийцы авианосцев», были начаты в прошлом году. Серийный выпуск этого оружия, не имеющего в мире аналогов, намечен на 2018 год.

По утверждению члена-корреспондента Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константина Сивкова, принятие «Циркона» на вооружение «приведет к тому, что роль американских авианосных сил конкретно в морском противоборстве будет резко ослаблена в пользу наших тяжелых атомных крейсеров, которые планируется оснастить этими ракетами».

Российский эксперт в беседе с журналистами Национальной службы новостей (НСН) рассказал, что новые гиперзвуковые ракеты смогут гарантированно преодолевать системы ПРО. «Эти ракеты двигаются по траектории „маневр“, а значит, обеспечить их уничтожение противоракетами, ориентированными на уничтожение баллистических неманеврирующих целей, будет чрезвычайно затруднительно», - отметил Сивков.

С таким «приговором» натовской военно-морской мощи полностью согласны и на Западе. Наиболее удручены британцы. Mail Online (сетевая версия газеты Daily Mail) приводит высказывание военного эксперта Пита Сандермана: «Защита от гиперзвуковых ракет представляет для надводных кораблей огромную проблему. Существует очень мало времени для реагирования на это, и даже в случае обнаружения принятые защитные меры могут оказаться совершенно неадекватными».

Еще один военный эксперт - Пол Харпер - в The Sun приводит довольно оригинальную стратегию сохранения британского флота в целости и сохранности: «Не имея никакого способа защититься от ракет, подобных „Циркону“, корабль должен будет остаться вне досягаемости, за сотни миль в море». По сути, это означает отказ Королевского флота от участия в боевых действиях.

При этом британцы анализируют возможности противостоять «Циркону» не только существующих, но и перспективных корабельных систем ПРО. Так комплекс Sea Ceptor, который в обозримом будущем должен поступить на вооружение боевых кораблей, имеет заведомо слабую ракету, дальность стрельбы у которой - 25 км. Ракета имеет радиолокационную головку самонаведения. Она весит порядка центнера и способна развивать скорость до 3 М. У «Циркона», как показали прошедшие испытания, скорость почти в 3 раза выше. Эксперты считают, что противоракете Sea Ceptor «по зубам» будут цели, скорость которых не превышает 3,5 М.

Но ситуация усугубляется еще и тем, что радиолокационные ГСН способны наводить противоракету на цель, скорость которой не превышает 5 М. Например, на противокорабельную ракету «Гранит». «Циркон» же летит в облаке плазмы, от которой не отражаются радиолокационные волны.

Не лучше ситуация и на американском флоте. Журнал The National Interest выступает с таким прогнозом: «Эти ракеты могут превратить суперкорабли Америки в многомиллиардные кладбища для тысяч моряков».

Противоракетную оборону авианосцев осуществляют 1−2 корабля УРО с размещенными на них средствами ПРО системы «Иджис». То есть это ЗРК «Стандарт» с ракетами SM-2 и SM-3. Максимальная скорость лучшей американской противоракеты, как и у британской - 3 М. Но при этом выше способность работать со сверхскоростными целями. Испытания «Иджиса» показали, что ракета SM-3 может сбивать баллистические ракеты средней дальности, а также находящиеся на низких орбитах спутники. При этом противоракета оснащена инфракрасной головкой самонаведения и способна маневрировать. Однако маневрирование обладает достаточной эффективностью лишь при перехвате целей, скорость которых не превышает 3М-4М. Уже при встрече с ПКР «Гранит» у «Иджиса» могут возникнуть определенные затруднения. Еще хуже ситуация сложится в результате массированной атаки «Гранитами». Дело в том, что данная российская противокорабельная ракета обладает групповым интеллектом. В полете ракеты распределяют между собой цели, выбирая наиболее важные для атаки. При поражении ракеты ее цель берут на себя другие «Граниты». При этом группа постоянно уклоняется от противоракет и включает средства радиоэлектронного противодействия.

Командование ВМС США считает, что уничтожить авианосец можно лишь в том случае, если в него попадут минимум 10 противокарабельных ракет. Однако этот миф был разоблачен в 2000 году, когда моторная лодка с террористом на борту в Аденском порту торпедировала эсминец «Коул». Взорвалось всего около 200 килограммов взрывчатки. Причем взрыв был ненаправленный. Этого хватило для того, чтобы в корпусе эсминца образовалась дыра размерами 9×12 метров. «Коул» затонул бы, если бы находился в открытом море, в порту ему на помощь были брошены все имевшиеся спасательные средства.

Да, авианосец, конечно, посолиднее эсминца. Если сравнивать их водоизмещения, то в 11 раз. Но и ракета «Гранит» намного серьезнее, чем лодка террористов. Ее боевая часть весит почти 800 килограммов. Так что американцам надо бы уменьшить число попаданий противокарабельных ракет для гарантированного уничтожения авианосца.

В случае же с гиперзвуковыми целями система «Иджис» вычисляет траекторию полета ракеты и находит точку схождения ее с траекторией противоракеты. И выстреливает. С «Цирконом» же такой номер не пройдет, потому что это активно маневрирующая гиперзвуковая ракета. Раньше, когда считалось, что ее скорость достигает 6 М, перехват западные эксперты считали невозможным. Сейчас, когда скорость уточнилась до 8 М, уныние американских стратегов возросло.

Ракета «Циркон» засекречена. Известно лишь, что ее дальность достигает 400 километров. Скорость, как уже было сказано, 8 М. Или даже больше - испытания продолжаются, и скорость вполне может возрасти.

Гиперзвуковую ракету предполагается разместить на двух тяжелых атомных ракетных крейсерах проекта 1144 «Орлан» - на «Петре Великом» и «Адмирале Нахимове». «Циркон» заменит ПКР «Гранит» и «Оникс». Запланирован еще один носитель гиперракеты - перспективная подводная лодка пятого поколения «Хаски», разработкой которой сейчас занимается Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения.

Гиперзвуковая ракета уже могла бы находиться на вооружении ВМФ России, если бы оборонную промышленность не подкосил кризис конца 80-х - 90-х годов. В 70-е годы в МКБ «Радуга» была проведена НИР, а затем приступили к выполнению ОКР по созданию ракеты Х-90. В конце 80-х была достигнута скорость 4 М. Но в 1992 году проект был закрыт в связи с прекращением его финансирования.

Еще дальше продвинулись конструкторы Центрального института авиационного моторостроения, где была создана летающая лаборатория для испытаний гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Этот двигатель вытянул скорость, равную 6,5 М. Но и этот проект был свернут.

В России проводятся испытания и еще одной гиперзвуковой ракеты. Правда, это не ракета «в чистом виде», а боевой блок перспективной МБР «Сармат». После отделения от ракеты-носителя боевой блок совершает длительный маловысотный полет на гиперзвуковой скорости. И при этом маневрирует, не позволяя средствам ПРО противника даже мечтать о возможности перехвата. Данный боевой блок имеет условное название «изделие 4202». По различным оценкам, его скорость лежит в пределах от 9 М до 12 М. Эта разработка того же самого МКБ «Радуга», входящего в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение».

Американцы также пытаются создать нечто подобное. Однако, по сведениям журнала The National Interest, «ни один из американских проектов по созданию гиперзвуковой ракеты близко не подошел к этапу технологической готовности». Так, амбициозный проект Advanced Hypersonic Weapon (AHW) предусматривает создание гиперракеты, имеющей скорость порядка 12 М и дальность, превышающую 6000 километров. В этом году были проведены два испытания. Во время первого была зафиксирована скорость, по разным данным, от 5 М до 8 М. Во время второго испытания ракета взорвалась. При этом следует учитывать, что AHW, в отличие от «Циркона» и «изделия 4202», в полете не маневрирует.

Новая российская гиперзвуковая противокорабельная ракета «Циркон», разрабатываемая подмосковным ОАО «Военно-промышленная корпорация «НПО машиностроения», на недавних испытаниях достигла восьми скоростей звука. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе.

«В ходе испытаний ракеты было подтверждено, что ее скорость на марше достигает 8 Махов (число, учитывающее зависимость величины скорости звука от высоты полета)», — сказал собеседник, не уточнив, когда и с какой платформы был проведен запуск ракеты.

По словам специалиста, ракеты «Циркон», могут запускаться из универсальных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс». Официального подтверждения данной информации о таких испытательных результатах ракеты на данный момент нет.

В этом году ракета «Циркон» начала проходить государственные испытания. После принятия на вооружение она, в частности, должна пополнить боекомплекты тяжелых атомных ракетных крейсеров «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов». Дальность стрельбы «Цирконом», согласно открытым данным, составляет около 400 километров; максимальная скорость ракеты указывается в районе 4-6 Махов.

В конце марта нынешнего года британские СМИ активно обсуждали характеристики «Циркона». Журналисты указывали, что это оружие несет в себе угрозу для флота Великобритании и может изменить баланс сил в мире, сообщает .

Так, издание Mirror писало, что новая ракета способна уничтожить самые современные корабли британского флота «одним ударом».

«Эксперты опасаются, что ракета «Циркон» может одним ударом пустить ко дну два новых британских авианосца стоимостью шесть миллиардов фунтов. Так как у флота Великобритании нет средств для защиты кораблей от таких ракет, авианосцам придется держаться вне зоны их досягаемости — речь идет о сотнях километров. Самолетам не хватит топлива преодолевать такие расстояния, а раз они бесполезны, значит, и в самом авианосном ударном соединении нет смысла», — говорилось в статье.

В свою очередь, предупреждало, что ракета способна развивать скорость до 7,4 тыс. километров в час — в шесть раз быстрее скорости звука.

«Современные средства противоракетной обороны британского ВМФ способны сбивать снаряды, которые движутся со скоростью не выше 3,7 тыс. километров в час, а значит, они бесполезны против «Циркона». Неудержимая российская ракета может стать настоящей катастрофой для британских авианосцев», — приводилось пояснение в статье.

Же называло «Циркон» ракетой, которая может «изменить баланс сил».

«Эту смертоносную ракету можно запустить с суши, моря и с подводной лодки. Она преодолеет 250 километров за две с половиной минуты, а это быстрее, чем скорость снайперской пули», — заявлялось в статье.

Первые заявления о разработке комплекса в СМИ относятся к февралю 2011 года. Существовало также официально не подтвержденное предположение о том, что экспортным вариантом ракеты «Циркон» является противоракетный комплекс BrahMos-II. До 2012 года также существовала гипотеза о том, что комплекс является преемником комплекса «Болид» разработки того же НПО машиностроения.

В 2011 году в НПО в составе дирекции 15-51 была организована группа ведущих конструкторов с Сергеем Бунаковым, Денисом Витушкиным, Юрием Воротынцевым и . Тогда же разработан эскизный проект комплекса и, соответственно, эскизные проекты подсистем комплекса. Часть разработок выполнялась структурным подразделением УПКБ «Деталь». Полностью завершить создание ракетного комплекса планируется до 2020 года, сообщает портал Military Russia.

Позже в СМИ появились сообщения, что проект «Циркон» либо закрыт, либо изменен. Фактических подтверждений этому предположению не было, но есть вероятность того, что именно закрытие работ по теме по техническим причинам могло вызвать появление предложения правительства по объединению МКБ «Радуга» с НПО машиностроения для организации работ над гиперзвуком.

Полеты «трёхмаховых» летательных аппаратов сопровождались бешенным нагревом конструкции. Температура кромок воздухозаборников и передней кромки крыла достигала 580-605 К, а остальной части обшивки 470-500 К. О последствиях такого нагрева свидетельствует тот факт, что уже при температуре 370 К размягчается органическое стекло, используемое при остеклении кабин, и начинает закипать топливо.

При 400 К уменьшается прочность дюралюминия, при 500 К происходит химическое разложение рабочей жидкости в гидросистеме и разрушение уплотнений. При 800 К теряют необходимые механические свойства титановые сплавы. При температурах свыше 900 К плавятся алюминий и магний, теряет свойства жаропрочная сталь.

Полеты проводились в стратосфере на высоте 20 000 метров в сильно разряженном воздухе. Достижение скорости 3М на меньших высотах не представлялось возможным — температура обшивки достигла бы четырехзначных значений.

За последующие полвека был предложен целый ряд мер по борьбе с обжигающей яростью атмосферного нагрева. Бериллиевые сплавы и новые абляционные материалы, композиты на основе волокон бора и углерода, плазменное напыление тугоплавких покрытий…

Несмотря на достигнутые успехи, тепловой барьер по прежнему остается серьезным препятствием на пути к гиперзвуку. Препятствием обязательным, но не единственным.

Сверхзвуковой режим полета чрезвычайно затратен с точки зрения потребной тяги и расхода топлива. И уровень сложности данной проблемы стремительно нарастает с уменьшением высоты полета.

На сегодняшний день ни один из существующих типов самолетов и крылатых ракет не смог развить скорость = 3М на уровне моря.

Рекордсменом среди пилотируемых ЛА стал МиГ-23. Благодаря своим относительно малым размерам, крылу изменяемой стреловидности и мощному двигателю Р-29-300, он смог развить 1700 км/ч у самой земли. Больше, чем кто-либо в мире!

Крылатые ракеты показали несколько лучший результат, но также не смогли взять «планку» в 3 Маха. Среди всего многоообразия противокорабельного ракетного оружия, во всем мире лишь четыре ПКР могут летать вдвое быстрее скорости звука на уровне моря. Среди них:

ЗМ80 «Москит» (стартовая масса 4 тонны, макс. скорость на высоте 14 км — 2,8М, на уровне моря — 2М)

ЗМ55 «Оникс» (стартовая масса 3 тонны, макс. скорость на высоте 14 км — 2,6М)

ЗМ54 «Калибр»

— а, также, российско-индийский «БраМос» (стартовая масса 3 тонны, расчетная скорость на малой высоте 2М).

Наиболее близко к заветным 3М подобрался перспективный «Калибр». Благодаря многоступенчатой компоновке, его отделяемая боевая часть (которая сама же и является третьей ступенью) способна развить на финише скорость 2,9М. Впрочем, ненадолго — отделение и разгон БЧ производится в непосредственной близости от цели. На маршевом участке ЗМ54 летит на дозвуке.

Стоит заметить, что какая-либо информация об испытаниях и отработке на практике алгоритма разделения ЗМ54 отсутствует. Несмотря на общее название, ракета ЗМ54 имеет мало общего с теми «Калибрами», устроившими незабываемый фейерверк в небе над Каспием осенью прошлого года (дозвуковая КР для ударов по сухопутным объектам, индекс ЗМ14).

Можно констатировать, что ракета, развивающая скорость > 2М на малой высоте, в прямом смысле, еще только завтрашний день.

Вы уже обратили внимание, что каждая из трёх ПКР, способных развивать 2М на маршевом участке полета («Москит», «Оникс», «Брамос») отличается исключительными массогабаритными характеристиками. Длина 8-10 метров, стартовая масса в 7-8 раз превосходит показатели дозвуковых ПКР. При этом, их боевые части относительно невелики, на их долю приходится около 8% от стартовой массы ракеты. А дальность полета на малой высоте едва достигает 100 км.

Возможность авиационного базирования этих ракет остается под вопросом. Из-за слишком большой длины “Москит” и “Брамос” не помещаются в УВП, им требуются отдельные пусковые установки на палубах кораблей. Как результат — число носителей сверхзвуковых ПКР можно пересчитать по пальцам одной руки.

На этом месте стоит обратиться к заглавной теме данной статьи.

ЗМ22 «Циркон» — гиперзвуковой меч ВМФ России. Миф или реальность?

Ракета, о которой так много говорят, но никто даже не видел её очертаний. Как будет выглядеть это супероружие? Каковы его возможности? И главный вопрос — насколько реалистичны планы по созданию такой ПКР на современном технологическом уровне?

Прочитав длинное вступление о мучениях создателей сверхзвуковых ЛА и КР, многие из читателей, наверняка, обрели сомнения насчет реалистичности существования “Циркона”.

Летящая на границе сверхзвука и гиперзвука огненная стрела, способная поражать морские цели на дальностях 500 и более километров. Чьи габаритные размеры не превышают установленных ограничений при размещении в ячейках УКСК.

Универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С14 — 8-зарядная подпалубная вертикальная ПУ для запуска всего спектра ракет семейства «Калибр». Макс. длина транспортно-пускового контейнера с ракетой — 8,9 метра. Ограничение по стартовой массе — до трех тонн. Планируется, что десять подобных модулей (80 пусковых шахт) составят основу ударного вооружения на модернизированных атомных «Орланах».

Перспективное супероружие или очередное неисполненное обещание? Сомнения напрасны.

Появление сверхзвуковой противокорабельной ракеты, способной развивать в полете скорость 4,5М — следующий логичный шаг в совершенствовании ракетного оружия. Любопытно, что схожие по характеристикам ракеты уже лет 30 находятся на вооружении ведущих флотов мира. Достаточно одного индекса, чтобы понять о чем идет речь.

Зенитная ракета 48Н6Е2 в составе морской зенитной системы С-300ФМ «Форт»:
Длина и диаметр корпуса — стандартные для всех ЗУР семейства С-300.
Длина = 7,5 м, диаметр ракеты со сложенными крыльями = 0,519 м.
Стартовая масса 1,9 тонны.
Боевая часть — осколочно-фугасная весом 180 кг.
Расчетная дальность поражения ВЦ — до 200 км.
Скорость — до 2100 м/с (ШЕСТЬ скоростей звука).

ЗУР 48Н6Е2 в составе сухопутного комплекса С-300ПМУ2 «Фаворит»

Насколько оправданно сравнение зенитных ракет с ПКР?

Концептуальных различий не так уж много. Зенитная 48Н6Е2 и перспективный “Циркон” являются управляемыми реактивными снарядами со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Морякам прекрасно известно о скрытых возможностях корабельных ЗРК. Еще полвека назад, в ходе первых стрельб зенитными ракетами, было сделано очевидное открытие: на дальности прямой видимости первыми пойдут в ход ЗУРы. Они имеют меньшую массу боевой части, но время их реакции меньше по сравнению с ПКР в 5-10 раз! Указанная тактика повсеместно применялась в “стычках” на море. Янки повредили “Стандартом” иранский фрегат (1988). Российские моряки с помощью “Осы” расправились с грузинскими катерами.

Суть заключается в том, что если обычная ЗУР с отключенным неконтактным взрывателем может быть использована против кораблей, то почему бы создать на её базе специальное средство для поражения надводных целей? Преимуществом станет высокая скорость полета, на рубеже гиперзвука.

Основным недостатком — высотный профиль полета, делающий ракету уязвимой при прорыве ПВО противника.

Каковы главные конструктивные различия ЗУР и ПКР?

Система наведения.

Для обнаружения целей за горизонтом, противокорабельным ракетам необходима активная радиолокационная ГСН.

Стоит заметить, что в мире давно применяются зенитные ракеты с АРГСН. Первая из них (европейская “Астер”) была принята на вооружение свыше десяти лет назад. Подобная ракета была создана у американцев (Стандарт-6). Отечественным аналогом являются 9М96Е и Е2 — зенитные ракеты корабельного ЗРК “Редут”.

В то же время, обнаружить 100-метровый корабль должно быть проще, чем навестись на активно маневрирующий объект точечных размеров (самолет или КР).

Двигатель.

Большинство зенитных ракет оснащены твердотопливным ракетным двигателем, чье время работы ограничено секундами. Время работы маршевого двигателя ракеты 48Н6Е2 составляет всего 12 с, после чего ракета летит по инерции, управляясь аэродинамическими рулями. Как правило, дальность полета ЗУР по квазибаллистической траектории, с маршевым участком высоко в стратосфере, не превышает 200 км (самые “дальнобойные”), что вполне достаточно для выполнения возложенных на них задач.

Противокорабельное оружие, напротив, оснащается турбореактивными двигателями — для длительного, в течение десятков минут, полета в плотных слоях атмосферы. С гораздо меньшей скоростью, чем принято у зенитных ракет.

Создателям 4-махового “Циркона”, очевидно, придется отказаться от каких-либо турбореактивных и прямоточных двигателей, воспользовавшись проверенным приёмом с пороховым ТТРД.

Задача с увеличением дальности полета решается многоступенчатой компоновкой. Для примера — американская ракета-перехватчик Стандарт-3 имеет дальность поражения 700 км, а высота перехвата ограничена низкой околоземной орбитой.

Стандарт-3 является четырехступенчатой ракетой (стартовый ускоритель Mk.72, две маршевые ступени и отделяемый кинетический перехватчик с собственными двигателями для коррекции траектории). После отделения третьей ступени, скорость боевого блока достигает 10 Махов!

Примечательно, что Стандарт-3 является относительно легким компактным оружием, со стартовым весом ~ 1600 кг. Противоракета помещается в стандартную ячейку УВП на борту любого американского эсминца.

Противоракета не имеет боевой части. Главным и единственным поражающим элементом является её четвертая ступень (инфракрасный датчик, компьютер и комплект двигателей), врезающаяся на полной скорости в противника.

Возвращаясь к “Циркону”, автор не видит фундаментальных препятствий тому, чтобы зенитная ракета, имеющая меньшую скорость и более пологую траекторию, чем Стандарт-3, после прохождения апогея могла безопасно вернуться в плотные слои атмосферы. После чего, обнаружить и атаковать цель, упав звездой на палубу корабля.

Разработка и создание гиперзвуковой ПКР на основе существующих зенитных ракет — наиболее оптимальное решение, с точки зрения минимизации технических рисков и финансовых затрат.

А) стрельба по движущимся морским целям на дальность свыше 500 км. Из-за высокой скорости полета “Циркона”, его подлетное время сократится до 10-15 минут. Что, автоматически решит проблему устаревания данных.

Ранее, как и сейчас, ПКР запускаются в направлении вероятного нахождения цели. К моменту прибытия в указанный квадрат, цель уже может выйти за его пределы, сделав невозможным её обнаружение ГСН ракеты.

Б) из предыдущего пункта следует возможность эффективной стрельбы на сверхбольшие дистанции, что сделает ракету “длинной рукой” флота. Возможность нанесения оперативных ударов на огромную дальность. Время реакции такой системы — в десятки раз меньше, чем у крыла авианосца.

В) выход в атаку со стороны зенита, наряду с неожиданно высокой скоростью полета ракеты (после торможения в плотных слоях атмосферы, она составит около 2М), сделает неэффективными большинство из существующих систем ближней обороны (“Кортики”, “Голкиперы”, RIM-116 и т.д.)

В тоже время, негативными моментами станут:

1. Высотная траектория полета. Уже через секунду после старта противник заметит пуск ракеты и начнет готовиться к отражению атаки.

Скорость = 4,5М здесь не панацея. Характеристики отечественной С-400 позволяют осуществлять перехват воздушных целей, летящих со скоростями до 10М.

Новая американская ЗУР “Стандарт-6” имеет максимальную высоту поражения 30 км. В прошлом году с её помощью был на практике осуществлен самый дальний перехват ВЦ в военно-морской истории (140+ километров). А мощный радар и вычислительные возможности “Иджиса” позволяют эсминцам поражать цели на околоземных орбитах.

2. Вторая проблема — слабая боевая часть. Кто-то скажет, что при таких скоростях можно обойтись без неё. Но это не так.

Зенитная ракета “Талос” без боевой части едва не разрубила цель пополам (учения у берегов Калифорнии, 1968 г.).

Основная ступень Талоса весила полторы тонны (больше, чем какая-либо из существующих ракет) и оснащалась прямоточным воздушно-реактивным двигателем. При попадании в цель сдетонировал неизрасходованный запас керосина. Скорость в момент удара = 2М. Мишенью служил эскортный миноносец времен ВМВ (1100 тонн), чьи габариты соответствовали современному МРК.

Попадание Талоса в крейсер или эсминец (5000 — 10000 тонн), по логике, не могло привести к тяжелым последствиям. В морской истории известно немало случаев, когда корабли, получив многочиcленные сквозные пробоины от бронебойных снарядов, оставались в строю. Так, американский авианосец “Калинин Бэй” в бою у о. Самар был пробит насквозь 12 раз.

Противокорабельной ракете “Циркон” необходима боевая часть. Однако, ввиду необходимости обеспечения скорости 4,5М и ограниченных массогабаритов при размещении в УВП, масса боевой части составит не более 200 кг (оценка дана, исходя из примеров существующих ракет).

Американский телеканал CNBC сообщил: испытания гиперзвуковой ракеты «Циркон» прошли удачно

Со ссылкой на источники, знакомые с отчетами разведслужб США, CNBC сообщил – в России 10 декабря 2018 года провели очередное испытание гиперзвуковой ракеты корабельного базирования «Циркон». По словам собеседников телеканала, в ходе испытания ракета разогналась до скорости, в восемь раз превышающей скорость звука (8 Махов, или примерно 9800 км/ч). Ранее сообщалось, что скорость «Цирконов» должна превышать скорость звука в 5–6 раз. «Успешное испытание, проведенное на прошлой неделе, показало, что россияне смогли добиться устойчивого полета ракеты, что критически важно при разработке гиперзвукового оружия», - пояснил CNBC один из военных экспертов.

Собеседники телеканала CNBC отметили, что США пока не способны надежно защитить свои корабли и другие объекты от «Цирконов».

Работы по новейшему так называемому межвидовому ракетному комплексу 3К22 с ракетой 3М22, разработанному реутовской корпорацией НПО машиностроения, ведутся как минимум с 2011 года. Аналогичные работы ведет Франция. Китай испытал планирующий ГЗЛА WU-14.

В России запуски новейшего гиперзвукового изделия осуществляются уже несколько лет, но только сегодня рассекречены некоторые результаты испытаний и ТТХ ракеты.

“На испытаниях новая российская гиперзвуковая противокорабельная ракета «Циркон»достигла восьми скоростей звука”, – сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе.

«В ходе испытаний ракеты было подтверждено, что ее скорость на марше достигает 8 Махов», - сказал собеседник агентства. Однако он не уточнил, когда и с какой платформы был проведен запуск. Источник добавил, что «Циркон» может запускаться с тех же пусковых установок, что используются для ракет «Калибр» и «Оникс».

Крылатые ракеты «Циркон» (3М22) разрабатываются в корпорации «Тактическое ракетное вооружение» как минимум с 2011 года. Согласно открытой информации, дальность ракеты может составить до 400 километров. Экспортным вариантом ракеты «Циркон», по предположению специалистов УГАТУ, является ПКР «BrahMos-II» .

https://youtu.be/imPNYBcCO-4?t=2

Смотреть видео

https://youtu.be/06WBFscK6eQ?t=4

Технические характеристики «Циркона» на данный момент засекречены. Несмотря на то, что испытания «Циркона» давно идут, сведений о ракете крайне мало. Нет данных, существует ли ее авиационный вариант.

Тем не менее, некоторые тактико-технические характеристики ракеты «Циркон» можно обозначить уже сейчас, исходя из истории и динамики процесса проектирования и испытаний изделия 3М22.

Для чего нужна ракета, что является вероятной целью?

Гиперзвуковыми крылатыми ракетами «Циркон» будут вооружены прежде всего российские боевые корабли и подводные лодки. Чем «Циркон» отличается от уже более или менее известного изделия АГБО – аэробаллистического гиперзвукового боевого оснащения (оно же – изделие 4202)?

Во-первых,

в отличие от гиперзвукового боевого оснащения «Циркон» весь полет выполняет в атмосфере, значительно ниже границы между атмосферой Земли и космосом.

Во-вторых,

если изделие 4202 – стратегическая система для поражения цели на расстоянии в тысячи километров, то 3М22 развивает линейку тяжелых противокорабельных ракет «Базальт» – «Гранит» – «Оникс» , уничтожающих надводные и наземные цели на дальности 300-400 км.

Сфера применения накладывает на «Циркон» жесткие ограничения по прочности конструкции, агрегатов и других ТТХ. На гиперзвуковых скоростях на ракету воздействуют высокотемпературный поток. Он вызывает нагревание конструкции до нескольких тысяч градусов (причем, чем ниже высота полета, тем больше нагрузки).

“Одним из носителем ракеты «Циркон» должна стать подводная лодка пятого поколения «Хаски» разработки морское бюро машиностроения «Малахит»”

При этом «Циркон» должен не просто долететь до определенного района, но, обнаружив цель, преодолеть ПВО противника. На фоне радиоэлектронных помех ракета должна выявить нужный объект и гарантировано поразить его. Отсюда чрезвычайно высокие требования . С учетом скорости ракеты «Циркон», ее РЛГСН должны работать в условиях максимальной нагрузки.

Навигационная система ракеты, управляющая полетом на маршевом участке, отличает точностью и быстродействием. На конечном участке траектории цель идентифицируется радиолокационной головкой самонаведения, работе которой будут мешать ложные цели и электронные помехи.

«Циркон» для потенциального противника – цель, справиться с которой не получится не только стоящим на вооружении вероятного противника средствам ПВО, но и перспективным, работы по которым только ведутся.

Краткая история создания гиперзвуковой противокорабельной ракеты

Восстановим хронологию событий, чтобы оценить, какие именно возможности дает российскому ВМФ ракета «Циркон».

Первые упоминания в открытых источниках о создании ракетного комплекса с гиперзвуковой противокорабельной ракетой оперативного назначения «Циркон» 3К22 появились в СМИ в конце 2011-го. Позже корпоративная газета НПО машиностроения «Трибуна ВПК» писала, что в 2011 году в одной из дирекций была создана группа главных конструкторов по теме 3М22.

В 2011 году Центральный институт авиационного моторостроения из подмосковного Лыткарино показал на авиасалоне МАКС гиперзвуковые аппараты. На стенде института были выставлены макеты ракет необычной формы – похожих на австралийского утконоса (у них был расплющенный лопатовидный обтекатель и коробчатый корпус).

Именно тогда прозвучало и название перспективного ракетного комплекса «Циркон», о создании впервые официально сообщили только сейчас. Кстати, индийская компания Brahmos анонсировала работы над гиперзвуковыми аппаратами, демонстрируя макет все того же «утконоса».

Интересную информацию дает годовой отчет входящего в состав Корпорации тактического ракетного вооружения уральского проектно-конструкторского бюро «Деталь» (одно из направлений его работы – разработка радиовысотомеров). В 2011 году по теме «Циркон» был одобрен и направлен заказчику (НПОмаш) проект двух изделий – «Циркон-С-АРК» и «Циркон-С-РВ» . Специалисты считают, что под аббревиатурой РВ подразумевается радиовысотомер, а АРК – автоматический радиокомпас.

В том же году НПО «Гранит-Электрон» , ведущий разработчик радиоэлектронных комплексов ВМФ РФ, отчитался о создании для 3М22 проекта системы автопилотирования и инерциальной навигации . В отчете за 2011 год входящего в корпорацию НПО машиностроения оренбургского ПО «Стрела» (выпускающего противокорабельные крылатые ракеты, в том числе П-800 «Оникс»), приоритетом на ближайшие годы названо создание производственной базы для серийного выпуска ракет «Циркон».

По данным отчета корпорации НПО машиностроения за 2012 год, начата разработка промышленной технологии производства лазерных и оптико-электронных систем комплекса приемо-передающих устройств и вычислительных средств для наведения гиперзвуковых ракет .

Именно в это время имя «Циркон» исчезло из всех открытых источников. Даже из отчета ПО «Стрела» за 2012 год были убраны пункты о создании базы для производства новой ракеты.

Одновременно с этим вице-премьер Дмитрий Рогозин объявил о создании на базе Корпорации тактического ракетного вооружения и НПО машиностроения суперхолдинга, которой должен заниматься гиперзвуковыми технологиями.

Позже от идеи создания гиперзвукового промышленного объединения в таком масштабе отказались в пользу объединения с реутовским НПОмаш находящегося в Дубне машиностроительного конструкторского бюро «Радуга» , разрабатывающего и выпускающего ракеты воздушного базирования, включая крылатые.

Летом 2012 года на полигоне 929-го летно-исследовательского центра в Ахтубинске, прошли испытания гиперзвуковой крылатой ракеты воздушного базирования. Носителем ракеты выступил бомбардировщик Ту-22М3.

В сентябре 2013 года глава Корпорации тактического ракетного вооружения Борис Обносов признался, что в России уже опробованы изделия, развивающие скорость порядка 4,5 Маха.

Гиперзвукавая ракета и модернизация тяжелых крейсеров

После 2013 года информация о ракетах проекта 3К22 опять исчезла из открытых источников. Осенью 2015 года о ракете заговорили в связи с модернизацией «Адмирала Нахимова».

Согласно договору между ПО «Севмаш» (занимается переоборудованием ТАРКР) и корпорацией «Алмаз-Антей» , последняя должна поставить десять вертикальных пусковых установок (УВПУ) ЗС-14-11442М для проходящей на предприятии модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера проекта 11442.

Несущий восемьдесят гиперзвуковых «Цирконов» «Петр Великий» будет способен за считанные минуты уничтожить не только пару ударных авианосных групп потенциального противника, но весь военный флот такой державы, как Турция.

По имеющимся данным, одним из носителей «Циркона» должна стать подводная лодка пятого поколения «Хаски» , разработку которой начало морское бюро машиностроения «Малахит» . По замыслу разработчиков, новейшая АПЛ проектируется на одной базовой платформе в двух вариантах. Во-первых, многоцелевая, ориентированная на борьбу с подводными лодками противника. Во-вторых, противоавианосная ПЛАКР, вооруженная крылатыми ракетами, в том числе и «Цирконами».

От появления первых сведений о новой ракете и создания группы главных конструкторов до начала испытаний прошло всего пять лет. Вероятно, в основе «Циркона» лежат технические решения, во многом готовые и проверенные.

«Госиспытания “Циркона” в соответствии с контрактом планируется завершить в 2017 году, а на следующий год начать его серийное производство», - рассказал представитель ОПК.

Крылатые ракеты «Циркон» (3М22) призваны, в первую очередь, заменить на вооружении флота тяжелые противокорабельные ракеты комплексов «Гранит» и должны войти в состав вооружения перспективных кораблей океанской зоны (ракетных крейсеров) типа «Лидер» и модернизируемых атомных крейсеров проекта 1144 «Орлан» .

По данным источников телеканала, в отчетах разведслужб США говорится, что серийное производство «Цирконов» Россия сможет начать в 2021 году, а их поставки в войска начнутся в 2022 году.

Название «Циркон» не упоминалось президентом России Владимиром Путиным в его послании ​Федеральному Собранию 1 марта 2018 года, значительная часть которого была посвящена презентации новых видов оружия, в том числе и гиперзвукового. «Обладание таким оружием, безусловно, дает серьезные преимущества в сфере вооруженной борьбы. Его мощь, могущество, как говорят военные эксперты, может быть огромным, а скорость делает неуязвимым для сегодняшних систем ПРО и ПВО, поскольку противоракеты, по-простому сказать, их просто не догоняют. У России такое оружие есть. Уже есть», - сказал тогда Путин, имея в виду систему воздушного базирования «Кинжал».

2019-01-16T18:01:40+05:00 Сергей Синенко Защита Отечества армия,вооруженные силы,ракета,смотреть видео Технические характеристики ракеты «Циркон» Американский телеканал CNBC сообщил: испытания гиперзвуковой ракеты «Циркон» прошли удачно Со ссылкой на источники, знакомые с отчетами разведслужб США, CNBC сообщил - в России 10 декабря 2018 года провели очередное испытание гиперзвуковой ракеты корабельного базирования «Циркон». По словам собеседников телеканала, в ходе испытания ракета разогналась до скорости, в... Сергей Синенко Сергей Синенко [email protected] Author Посреди России