Терроризм сообщение по обществознанию. Доклад: Терроризм - глобальная проблема современности. Терроризм как явление

К экстремистским типам политического поведения относится терроризм. Политический терроризм - систематическое или единичное осуществление насилия с применением оружия (взрывы, поджоги, организация катастроф и т. п.) или угроза применения насилия, причиняющего вред людям и имуществу, с целью создания обстановки страха, паники, ощущения тревоги, опасности, недоверия к власти. Главное - запугивание правительства и населения. В отличие от обычных уголовных преступлений политический терроризм проявляет себя в таких политических акциях, которые получают широкий общественный резонанс, способный шокировать все общество, повлиять на ход политических событий и принятие решений.

Парламентская ассамблея Совета Европы заявила, что цель политического терроризма «заключается в подрыве демократии и парламентских институтов. Терроризм представляет собой серьезную угрозу демократическому обществу, разрушая его моральную и социальную ткань».

Исследователи современного терроризма усматривают ряд причин, порождающих его. Среди них: неравномерное распределение ресурсов, доходов и богатства внутри отдельных стран и между странами; обострение проблемы бедности; концентрация населения в городах, создающая опасность их перенаселения и деградации; усиление конфронтации между этническими группами и культурными слоями, приводящее к росту агрессивного поведения, к пренебрежению законами и усвоению маргинальной частью населения преступного опыта; сопротивление глобализации, стремление к сохранению национальной (религиозной) самобытности.

Членами террористических организаций, как правило, становятся представители маргинальных слоев, отвергающие нормы культуры и следующие нормам контркультуры насилия. Принадлежность к социальной, национальной, религиозной группе воспринимается как высшая ценность при резком снижении ценности других групп. Для таких людей характерна озлобленность, нетерпимость, восприятие окружающего мира как враждебного, слепое следование предписаниям организации. Все террористы с презрением относятся к человеческой жизни, готовы ради достижения высокой, с их точки зрения, цели жертвовать жизнями ни в чем не повинных людей. Террористы-камикадзе (самоубийцы) сами готовы идти на смерть, рассматривая ее как выполнение особой миссии, приносящей им признание среди своих и открывающей путь в рай.

Члены террористических групп характеризуются высоким уровнем агрессии. Объектом их нападения становятся политические деятели, пассажиры самолетов, автобусов, поездов метро и железных дорог, покупатели в крупных магазинах. Похищения, угрозы и шантаж, взрывы в общественных местах, захват зданий и организаций, захват заложников - все это методы терроризма.

Политический терроризм в конце XX в. принял международный характер. В его руках современные технические средства вплоть до оружия массового поражения. Задача борьбы с терроризмом стоит перед отдельными государствами и всем мировым сообществом. Это одна из глобальных проблем современности.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ»

Геолого-географический факультет

Кафедра географии


Реферат на тему:

Терроризм – угрозы и вызовы современной цивилизации


Выполнила студентка

геолого-географического факультета

группы ГН-41

Евдокименко А.И.


ГОМЕЛЬ 2010



Введение

1. Терроризм как явление

1.1 Понятия «терроризм» и «террор»

1.2 Условия возникновения терроризма

1.3 Типология и классификация

1.4 Формы и методы терроризма

2. Отношение к терроризму в обществе

2.1 Этика терроризма

2.2 Отношение к терроризму в обществе

3. Международный терроризм

Заключение

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ


Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости.

Проявление терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно воссоздать веками. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами. Террористические акты привели к необходимости создания международной системы борьбы с ним. Для многих людей, групп, организаций, терроризм стал способом решения проблем: политических, религиозных, национальных. Терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, каждый, кто не имеет никакого отношения к конфликту.

Масштабность и жестокость проявления современного терроризма,необходимость непрерывной борьбы с ним прежде всего правовыми методиками, подтверждает актуальность данной темы.

Изучению вопроса международного терроризма посвящены работы таких ученых, как: книга швейцарского исследователя Т.Деникера "Стратегия антитеррора"; книга французского исследователя Робера Сале "Террористический вызов", книга западногерманской исследовательницы И.Беккер "Дети Гитлера", книга польского исследователя А.Бернгарда "Стратегия терроризма"; книга венгерской исследовательницы Е.Ангел "Мифы потрясенного создания" и целый ряд других авторов.

Однако, терроризм, как глобальная проблема, требует постоянного внимания и изучения и поэтому представляет широкое поле для исследований с последующим их практическим применением. Целью данной работы является изучение и анализ природы терроризма, его негативных последствий в развитии мирового сообщества, изучение явления терроризма в международных и национальных конфликтах; а также современное состояние борьбы с терроризмом на международной арене.


1. ТЕРРОРИЗМ КАК ЯВЛЕНИЕ


1.1 Понятия «терроризм» и «террор»


Терроризм (Terrorism) – один из вариантов тактики политической борьбы, связанный с применением идеологически мотивированного насилия.

Суть терроризма – насилие с целью устрашения. Субъект террористического насилия – отдельные лица или неправительственные организации. Объект насилия – власть в лице отдельных государственных служащих или общество в лице отдельных граждан (в том числе иностранцев, или госслужащих иных государств). Кроме того – частное и государственное имущество, инфраструктуры, системы жизнеобеспечения. Цель насилия – добиться желательного для террористов развития событий – революции, дестабилизации общества, развязывания войны с иностранным государством, обретения независимости некоторой территорией, падения престижа власти, политических уступок со стороны власти и т.д.

Определение терроризма представляется непростой задачей. Формы и методы террористической деятельности существенно менялись со временем. Это явление имеет устойчивую негативную оценку, что порождает произвольное толкование. С одной стороны, существует тенденция неоправданно расширенной трактовки, когда некоторые политические силы без достаточных оснований называют террористами своих противников. С другой – неоправданного сужения. Сами террористы склонны называть себя солдатами, партизанами, диверсантами в тылу противника и т.д. Отсюда трудности как юридически – правовых дефиниций, так и общетеоретического осмысления терроризма.

Законодатели разных стран не пришли к единому определению терроризма. Исследуя и обобщая деяния и признаки составов преступлений террористической направленности, записанных в Уголовных кодексах государств – участников СНГ, В.П.Емельянов конструирует следующее определение терроризма: терроризм – это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы таковыми, направленные на устрашение населения или социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов.

Терроризм связан с более общим, родовым для него понятием террора. Террор – способ управления обществом посредством превентивного устрашения. К этому способу политического действия могут прибегать как государство, так и организации (или силы) ставящие перед собой политические цели. Многие годы тактика превентивного устрашения, вне зависимости от характера субъекта террористического действия, обозначалась общим понятием террор. В 1970–1980-х сложилось терминологическое различение террора и терроризма. Сегодня «террор» трактуется как нелегитимное насилие со стороны государства по отношению к обществу в целом либо к диссидентам и оппозиции. «Терроризм» – практика нелегитимного насилия, реализуемая противостоящими государству силами и организациями.

Террор опирается на насилие и достигает своих целей путем демонстративного физического подавления любых сколько-нибудь активных противников с тем, чтобы запугать и лишить воли к сопротивлению всех потенциальных противников власти. Важно подчеркнуть, террор – политика превентивного насилия и это отличает его от самых жестких репрессий по отношению к нарушителям законов. К террору прибегает власть, стремящаяся радикальным образом изменить существующий порядок вещей. В таких случаях, как иностранное завоевание, или социальная революция, или утверждение авторитаризма в обществе с демократическими традициями – то есть всякий раз, когда политическая реальность изменяется радикально, и эти перемены неизбежно вызывают сопротивление значительной части общества – в арсенале политических стратегий новой власти лежит политика террора.

Обязательное условие терроризма – резонанс террористической акции в обществе. Терроризм принципиально декларативен. Широкое распространение информации о теракте, превращение его в наиболее обсуждаемое событие представляет собой ключевой элемент тактики терроризма. Оставшийся незамеченным или засекреченный теракт утрачивает всякий смысл.

Это отличает террористический акт от таких близких явлений, как диверсия или политическое убийство. Диверсия – силовая акция подрывного характера осуществляемая спецслужбами государства. Диверсия ценна непосредственным уроном противнику, общественный резонанс операции не интересует диверсанта и даже опасен. В идеале диверсия имитирует техногенную катастрофу, несчастный случай или силовую акцию, совершенную другой силой. Такие диверсии, как политические убийства, совершенные спецслужбами, реальные исполнители предпочитают сваливать на ложных виновных.

Общественный резонанс на террористический акт необходим террористам для изменения общественных настроений. Теракты воздействуют на массовую психологию. Террористические организации демонстрируют свою силу и готовность идти до конца, жертвуя как собственными жизнями, так и жизнями жертв. Террорист громогласно заявляет, что в этом обществе, в этом мире есть сила, которая ни при каких обстоятельствах не примет существующий порядок вещей и будет бороться с ним до победы, или до своего конца.

Терроризм представляет собой наиболее опасный (по критерию вложенные ресурсы / полученный результат) способ политической дестабилизации общества. Такие способы дестабилизации как военная интервенция, восстание, развязывание гражданской войны, массовые беспорядки, всеобщая забастовка и др. требуют значительных ресурсов и предполагают широкую массовую поддержку тех сил, которые заинтересованы в дестабилизации. Для разворачивания кампании террористических актов достаточно поддержки дела террористов сравнительно узким слоем общества, небольшой группой согласных на все крайних радикалов и скромных организационно-технических ресурсов. Терроризм подрывает власть и разрушает политическую систему государства. Юристы относят террористические действия к категории «преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства».

Согласно общему мнению правоведов, терроризм в любых своих формах является наиболее общественно опасным из всех преступлений, описываемых уголовным законодательством (в санкциях статей, предусматривающих уголовную ответственность за преступление террористического характера, должно быть самое суровое наказание, из всех видов наказаний предусмотренных уголовным законом).


1.2 Условия возникновения терроризма


Терроризм не относится к повсеместным явлениям. Использование этой тактики предполагает набор социокультурных и политических характеристик общества. Если эти характеристики отсутствуют, тактика терроризма реализована быть не может.

Теракт требует общенациональной, а в идеале глобальной аудитории. Из этого следует первое условие возникновения терроризма – формирование информационного общества. В своих современных формах терроризм возникает в XIX в. в Европе. То есть там, где возникает общество, регулярно читающее газеты. И далее, чем мощнее становятся средства массовой информации, чем более пронизывают собой общество, чем выше их роль в формировании общественных настроений – тем шире волна терроризма. По мере того, как привычка читать газеты и журналы дополняется привычкой слушать радио, смотреть телевизор, «сидеть» в интернете, растет поле потенциального воздействия терроризма на общество, ширятся его возможности. Здесь значимы как технологические, так и политические предпосылки. Тоталитарные режимы, располагающие технологическими аспектами информационного общества (фашистская Германия, СССР, Северная Корея), но при этом блокирующие свободный обмен информацией полицейскими методами, не так уязвимы для терроризма.

Второе условие возникновения терроризма связано с природой технологии и законами развития технологической среды человеческого существования. Суть дела в том, что по мере разворачивания научного и технического прогресса, техногенная среда становится все более сложной и уязвимой. Развитие техники дает человеку возможность точечно разрушать социальную, технологическую и природную среду.

Для разрушения какого-либо материального объекта необходима энергия, равная или соотносимая с энергией, необходимой для создания этого объекта. В древности разрушение плотины или пирамиды потребовало бы значительного числа людей и достаточно длительного времени, а такое действие не осталось бы незамеченным. Развитие технологии позволило аккумулировать энергию и точечно использовать ее для разрушения предметной или природной среды. Кинжал и арбалет уступают место динамиту, винтовке с оптическим прицелом, гранатомету, компактной ракете класса «земля-воздух» и т.д.

Технологическая среда становится все более плотной и более уязвимой. Возможности государства блокировать деятельность террористов в каждой точке социального пространства в любой произвольный момент оказываются ниже возможностей злоумышленников нанести удар. В современном мире техногенные катастрофы происходят и безо всякого вмешательства террористов.

Третье существенное условие возникновения терроризма связано с размыванием традиционного общества и формированием общества модернизированного, ориентированного на либеральные ценности. Терроризм возникает тогда, когда на смену традиционной культуре приходит общество, знакомое с концепцией общественного договора. Либеральные ценности и идеи общественного договора дают представление о гарантированности человеческой жизни и ответственности власти перед гражданами.

Теракты громогласно возвещают о том, что власть не способна гарантировать жизнь, здоровье и спокойствие граждан; следовательно, власть ответственна за это. Здесь – суть механизма политического шантажа, который используют террористы. Если же общество никак не реагирует на акции террористов, или объединяется вокруг власти предержащей, то терроризм утрачивает всякий эффект.

Четвертое условие терроризма – реальные проблемы, возникающие в ходе исторического развития. Они могут иметь самое разное измерение – политическое, культурное, социальное. В благополучной стране возможны одиночные акты психически неуравновешенных маргиналов, но терроризм как явление слабо выражен. Самые частые основания терроризма – сепаратизм и национально освободительные движения, а также религиозные, этнические, идеологические конфликты. Терроризм – явление, присущее кризисным этапам модернизационного перехода. Характерно, что завершение модернизационных преобразований снимает основания для терроризма.

Терроризм возникает на границах культур и эпох исторического развития. Самый яркий пример этого – ситуация в Израиле и Палестинской автономии, где исламский мир сталкивается с выдвинутым вглубь Азии форпостом европейской цивилизации, и глубоко традиционное палестинское общество соприкасается с модернизированным обществом Израиля. Культурно и стадиально однородные общества (Голландия, Швейцария) более защищены от терроризма.

Терроризма нет, и не может быть в тоталитарных и авторитарных обществах. Здесь нет условий его возникновения, а любые проявления антигосударственной деятельности чреваты террором против целых регионов, народов, конфессий или социальных категорий. В равной степени, терроризм не эффективен в распадающихся странах, где власть рассыпалась и не контролирует общество – таких как Сомали или Афганистан.

Терроризм возможен при условии сочувствия делу террористов хотя бы части общества. В отличие от диверсантов – специально подготовленных профессионалов, которые могут работать во враждебном окружении – террористы, так же как и партизаны, нуждаются в поддержке среди населения. Утрата этой поддержки ведет к угасанию террористической деятельности.

Терроризм является индикатором кризисных процессов. Это – аварийный канал обратной связи между обществом и властью, между отдельной частью общества и обществом в целом. Он свидетельствует об остром неблагополучии в некоторой зоне социального пространства. В этом отношении, терроризм не имеет чисто силового, полицейского решения. Локализация и подавление террористов – лишь часть борьбы с этим злом. Другая часть предполагает политические, социальные и культурные преобразования, которые снимают основания для радикализации общества и обращения к терроризму.


1.3 Типология и классификация


Учитывая бесконечное многообразие, смыкание и переплетение различных форм терроризма, его классификация является непростой задачей.

По характеру субъекта террористической деятельности, терроризм делится на:

1. Неорганизованный или индивидуальный.

В этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация. Индивидуальный терроризм наиболее редкое явление в современном мире.

2. Организованный, коллективный – террористическая деятельность планируется и реализуется специальной организацией. Организованный терроризм – самый распространенный современном мире.

По своим целям терроризм делится на:

1. Националистический – преследует сепаратистские или национально освободительные цели.

2. Религиозный – связан либо с борьбой приверженцев одной религии с приверженцами другой, либо преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную.

3. Идеологически заданный, социальный – преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны. Иногда это вид терроризма называют революционным. Примером идеологически заданного терроризма служат – анархистский, эсеровский, фашистский, европейский «левый» терроризм и др.

Однако преследуемые цели могут переплетаться. Так, использующая методы терроризма «Курдская рабочая партия» преследует цели создания национального государства и одновременно – социального преобразования общества в духе марксизма.

Помимо этого, существуют движения, не укладывающиеся в предложенные классификации. К примеру, террористическая группировка «Мы, кто строили Швецию», протестовавшая против проведения в Швеции Олимпийских игр, провела ряд взрывов на спортивных объектах в 1997г.


1.4 Формы и методы терроризма


Анализируя методы террористической деятельности, исследователи выделяют:

1. Взрывы государственных, промышленных, транспортных, военных объектов, редакций газет и журналов, различных офисов, партийных комитетов, жилых домов, вокзалов, магазинов, театров, ресторанов и т.д.

2. Индивидуальный террор или политические убийства – чиновников, общественных деятелей, банкиров, сотрудников правоприменяющих органов и т.д.

3. Политические похищения. Как правило, похищают крупных государственных деятелей, промышленников, журналистов, военных, иностранных дипломатов и т.д. Цель похищения – политический шантаж (требования выполнения определенных политических условий, освобождения из тюрьмы сообщников, выкуп и т.д.)

4. Захват учреждений, зданий, банков, посольств и т.д., сопровождающийся захватом заложников. Чаще всего за этим следуют переговоры с представителями властей, но история знает и примеры уничтожения заложников. Обладание заложниками позволяет террористам вести переговоры «с позиции силы». Сегодня это одна из наиболее распространенных форм терроризма.

5. Захват самолетов, кораблей или других транспортных средств, сопровождающийся захватом заложников. Эта форма террористической деятельности получила широкое распространение в 1980-х.

6. Ограбление банков, ювелирных магазинов, частных лиц, взятие заложников с целью получения выкупа. Грабежи – вспомогательная форма террористической деятельности, обеспечивающая террористов финансовыми ресурсами.

7. Несмертельные ранения, избиения, издевательства. Эти формы террористического нападения преследуют цели психологического давления на жертву и одновременно являются формой так называемой «пропаганды действием».

9. Использование отравляющих веществ и радиоактивных изотопов.

Арсенал методов и форм терроризма постоянно расширяется. Сейчас уже говорят о компьютерном терроризме. В принципе, любые инфраструктуры общества, любые промышленные объекты, технологические структуры, хранилища отходов, повреждение которых чревато экологическими катастрофами, могут стать объектом атаки террористов.


2. ОТНОШЕНИЕ К ТЕРРОРИЗМУ В ОБЩЕСТВЕ


2.1 Этика терроризма


Проблема этики возникает в террористическом движении с самого начала. Ко времени возникновения терроризма (начало XIX в.) существовал этический кодекс тираноборчества, согласно которому, деспот должен быть поражен кинжалом, а убийца не пытается скрыться с места преступления.

Среди основных проблем этики терроризма – проблема оправдания террора и проблема критериев допустимости терактов, как средства политической борьбы. Теоретики и идеологи терроризма исходили из доставшейся им в наследство тираноборческой установки. Они начинали с того, что террор допустим в обществах с тираническим режимом, не дававших своим гражданам возможностей легальными способами (в рамках парламентского процесса и демократических процедур) бороться за утверждение своих идеалов и переустройство общества. Логика исторической эволюции терроризма вела идеологов движения к тому, что все и любые правительства, и авторитарные, и демократические объявлялись сатрапами и кровавыми диктатурами. Утверждается принцип революционной необходимости, согласно которому все средства хороши, если они служит делу свержения «антинародного режима».

Не менее существенна проблема случайных жертв терактов. Практика терроризма начиналась со стремления избегать и минимизировать случайные жертвы. Однако логика террористической борьбы двигала боевиков ко все большим жертвам. Соответственно, идеологи терроризма стали развивать тезис о допустимости и оправданности любых, в том числе и случайных жертв. Последние объявляются «буржуями» («неверными», «инородцами») или их «прислужниками». Побеждает идея, что все, кто терпит эту власть, ответственны за нее. Они исправные налогоплательщики, с их согласия и на их деньги существует эта власть, они ее слуги и т.д. Есть и другой ответ – в гибели случайных жертв виновата власть, с которой борются террористы.


2.2 Отношение к терроризму в обществе


Отношение к терроризму зависит от меры консолидации общества вокруг политических целей террористов, от укорененности в этом обществе либеральных и гуманистических ценностей (цены человеческой жизни), от уровня правосознания.

Если за терроризмом стоит реальная проблема – социальная, культурная, политическая, то некоторый сегмент общества, чувствительный к этой проблеме, будет сочувствовать если не методам террористов, то целям или идеям, которые они защищают. Внутри этого сегмента терроризм находит поддержку, вербует кадры. Без поддержки хотя бы частью общества террористические движения угасают. Соответственно, разрешение острых проблем снимает раскол в обществе и лишает террористические движения необходимой социальной базы.

Общество, столкнувшееся с терроризмом, как правило, переживает эволюцию своего отношения к этому явлению. Возникновение терроризма раскалывает население. Одни отвергают терроризм целиком и полностью, другие допускают в определенных ситуациях, третьи принимают и оправдывают. По мере разворачивания терроризма, общество сталкивается с последствиями актов террора, видит страдания жертв. Эта информация усиливает негативное отношение к терроризму. Группа оправдывающих и допускающих терроризм последовательно сужается. К моменту изживания явления, моральное неприятие терроризма становится абсолютно доминирующим, образ террориста – негативным, круг поддержки – крайне узким.

На отношение людей к терроризму в любой стране мира влияет общеисторическая эволюция оценки этого явления. Отношение к терроризму претерпевало изменение и в рамках всемирно-исторического процесса. Терроризм родился в Европе. На первых этапах своей истории образ террориста для значительной части общества срастался с образом борца за свободу, национальную независимость, социальную справедливость. В начале XX в. государственная поддержка движений, использующих тактику терроризма в странах потенциального или актуального противника рассматривалась многими правительствами как нормальная практика. Затем государства, приверженные либеральным ценностям, отказываются от этой практики. В межвоенный период и, особенно, после Второй мировой войны, спонсирование терроризма становится исключительным достоянием агрессивных режимов, озабоченных задачами идеологической и политической экспансии.

В 1960–1970-х формируется система международного терроризма. С этого времени разворачивается процесс осознания терроризма как безусловной опасности, угрожающей основаниям международной стабильности. Соответственно, изменяются общественные настроения. Сегодня в информационной и культурной панораме обществ, принадлежащих евроатлантической цивилизации, оправдание терроризма, героизация образа террориста становится признаком крайнего маргинализма.

Ныне центры терроризма сместились на неевропейские пространства. Обществам Востока еще предстоит пройти эволюцию своего отношения к терроризму и осознать его как абсолютно преступную и аморальную практику.


3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ

Международный терроризм – существенный элемент международного преступного сообщества. Как и преступное сообщество, международный терроризм силен срастанием с государством. Разница состоит в том, что союз террористов и государства обеспечивается не коррупцией, а сознательным политическим выбором правящих режимов государств-спонсоров терроризма.

Противостояние государства и отдельной террористической организации развивается по определенному сценарию. Во второй половине XX в. между возникновением активной террористической организации и ее разгромом в среднем проходит 3–5 лет. Иными словами, террористическая организация сама по себе, всегда проигрывает государству. Если же за спиной этой организации стоит «освобожденный район» неподконтрольный власти и управляемый антиправительственными повстанцами, или другое государство, то террористическая активность может продолжаться практически бесконечно.

Обычно новая террористическая организация неизбежно пронизывается агентурой спецслужб. Боевиков арестовывают или уничтожают в ходе спецопераций. Средний срок активной деятельности террориста составляет три года. Далее он либо погибает, либо попадает в тюрьму. Необходимы значительные организационно-технические и финансовые ресурсы для постоянного воспроизводства разрушаемой структуры терроризма. Необходимы базы, инструкторы, оружие и другое оборудование, каналы внедрения, фальшивые документы, данные разведки и т.д. Одним словом, эффективная террористическая деятельность требует сегодня полновесной поддержки государства-спонсора.

Заметим, что одно государство не может содержать всю систему международного терроризма. Для воспроизводства системы международного терроризма необходима коалиция нескольких государств (охватывающих разные континенты, представляющих разные расы и цивилизации). Такая коалиция сложилась во второй половине XX в. Тактический союз спонсоров терроризма из стран социализма и авторитарных режимов арабского мира обеспечил разворачивание глобального наступления терроризма в 1960–1970-х гг.

К настоящему времени палитра государств-спонсоров терроризма уменьшилась в объеме и существенно изменилась. После 11 сентября 2001 возникли реальные предпосылки формирования глобальной антитеррористической коалиции. На наших глазах происходит утверждение нормы международных отношений, согласно которой доказанное спонсорство терроризма оказывается достаточным основанием для силовых акций против страны-спонсора, вплоть до свержения правящего режима. Разрушение связки терроризм-государство призвано решить проблему международного терроризма. Лишенные ресурсов государства и поддержки спецсужб, террористы не смогут продолжать свою деятельность в прежнем объеме. Одиночные теракты, по-видимому, неустранимы. Что же касается организованного терроризма, то без поддержки извне он возможен лишь как одна из форм гражданской войны, как предвестник разворачивающейся революции. Иными словами, в том случае, когда за террористами стоит значительная часть населения.

Можно заметить, что история изживания работорговли разворачивалась аналогичным образом. Вначале, работорговля была запрещена как международная практика. Лидеры мирового сообщества (в данном случае, Великобритания) навязали правителям традиционных обществ Востока запрет на работорговлю. Лишившись поддержки государства и статуса легальной деятельности, работорговля была задушена полицейскими мерами.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Международный терроризм является одной из наиболее опасных угроз современной цивилизации. Пути искоренения этого явления еще определяются международным сообществом, хотя уже сейчас делается многое. Масштабы распространения терроризма приняли такой характер, что ни одна страна мира не имеет полной гарантии от совершения на ее территории террористических актов. В связи с этим наряду с самыми эффективными внутренними мерами, направленными на предотвращение террористической деятельности, необходимо рассматривать эту проблему как имеющую глобальный характер и соответственно строить стратегию борьбы с ней. Без самого тесного международного сотрудничества, направленного на комплексное солидарное противодействие всех субъектов международной жизни новым угрозам и вызовам, будущее человечества вряд ли сможет соответствовать нашим ожиданиям.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1 Кругосвет [Электронный ресурс] / режим доступа: http//www.krugosvet – дата доступа – 1.11.2010

2 evolutio [Электронный ресурс] / режим доступа: evolutio – дата доступа – 1.11.2010

Похожие рефераты:

Понятие и виды терроризма. Основные направления деятельности международных организаций ООН, КТК в области борьбы с ним. Региональное сотрудничество в рамках СНГ, ШОС, Европейской конвенции. Актуальные проблемы борьбы с терроризмом в современности.

Терроризм в современных условиях перерос рамки национальной проблемы отдельных государств и приобрел международные масштабы. Причины этого явления различны, как различны оценки и подходы к пониманию терроризма. Трагедия в Беслане: события и последствия.

Оффшорный финансовый центр. Существование анонимных банковских счетов, отсутствие обязательности идентификации клиентов. Отсутствие эффективного финансового контроля. Правила о банковской тайне. Соблюдение ОФЦ международных стандартов.

Международные нормы сотрудничества в области борьбы с преступностью и уголовного правосудия, разработанные в рамках юрисдикции ООН. Конвенции Генеральной Ассамблеи для предотвращения и противодействия транснациональной преступности и терроризму.

Осуждение терактов 11 сентября 2001 года многими мусульманскими государствами, в том числе Афганистаном, Пакистаном и другими. Первоначальная реакция Ирана. Акция возмездия, принимающие в ней участие. Разлад среди сторонников антитеррористической борьбы.

Региональная политика современного Ирана. Свержение шахского режима. Требования неперсидских этносов о предоставлении им национальных прав. Стабилизация режима шиитского духовенства в Иранском Курдистане. Реализация программы культурной либерализации.

Характеристика понятия терроризма. Изучение видов и форм международного противодействия террористическому движению. Международное контртеррористическое сотрудничество государств и международных организаций. Сотрудничество стран СНГ в борьбе с терроризмом.

Возникновение доктрины Буша, основные особенности новой "Стратегии национальной безопасности", реакция на нее академических кругов, политической элиты и общественного мнения. Характеристика основных направлений американской внешнеполитической идеологии.

Уголовный кодекс Франции. Об участии в объединении преступников. Нормы о преступном сообществе. Борьба с наркобизнесом. Борьба с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность. Суд присяжных Парижа - репрессивное средство.

Общая характеристика, позитивные и негативные особенности процесса глобализации мировой экономики. Неравномерность и потенциальная конфликтогенность, влияние на уменьшение власти национальных правительств. Международная безопасность в эпоху глобализации.

Особенности и основные направления внешней политики Исламской Республики Иран, которая занимает важнейшее военно-стратегическое положение в Западной Азии. Изучение взаимоотношений между Ираном и Европейским союзом, их состояния и перспектив развития.

Международная преступность представляет собой совокупность всех преступных деяний, совершенных в определенный период в государствах. При этом различают два основных вида сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью: заключение международных договоров по различным аспектам этой...

Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО «»

Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности

Проект курсовой работы

на тему: «Терроризм – глобальная проблема современности»

Выполнил:

Проверил:

канд.мед.наук, доцент

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Терроризм – глобальная проблема современности………………………….5

1.1. Понятие и признаки терроризма как явления современной действительности…………………………………………………………...5

1.2. Причины и условия, способствующие совершению актов терроризма………………………………………………………………….20

2. Борьба с терроризмом………………………………………………………...27

2.1. Основные направления предупреждения актов терроризма……………27

2.2. Борьба с терроризмом в России как общегосударственная задача………………………………………………………………………..34

Заключение………………………………………………………………………42

Список литературы……………………………………………………………...44

Введение.

Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости относится к числу опаснейших преступлений против общественной безопасности и общественного порядка. Терроризм превратился в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости, а прогнозы ученных и практиков относительно дальнейшего развития террористической деятельности кажутся не самыми утешительными.

Проявление терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно воссоздать веками. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами. Террористические акты привели к необходимости создания международной системы борьбы с ним. Для многих людей, групп, организаций, терроризм стал способом решения проблем: политических, религиозных, национальных. Терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, каждый, кто не имеет никакого отношения к конфликту.

Исключительное распространение получил криминальный терроризм, т.е. совершение террористических актов организованными и иными преступными группами для устрашения и уничтожения конкурентов, для воздействия на государственную власть с тем, чтобы добиться наилучших условий для своей преступной деятельности. Общеуголовный терроризм можно встретить в повседневной, криминальной практике очень многих стран, когда сводят счеты или устрашают друг друга различные преступные группировки.

Весьма быстрое распространение терроризма в России, и в странах СНГ во многом связано со стремительным появлением мафиозных группировок, проникновением их в сферы легального, полулегального и нелегального бизнеса, спорами и "разборками" на почве раздела сфер влияния.

Данной проблеме посвящено немало исследований как отечественных, так и зарубежных авторов, особенно их число возросло в последние годы.

Таким образом, основной задачей данной работы является изучение такого вида общественно опасного деяния как терроризм.

Актуальность этой темы обусловлена тем, что за последние несколько лет число данного вида преступления резко возросло. Терроризм – это особо опасное деяние, поскольку преступник посягает помимо всего прочего на общественный порядок и общественную безопасность. То есть данный вид преступления затрагивает не одно лицо или группу лиц, а все общество в целом.

Целью данной работы является обобщение выводов по проблеме терроризма, а также, выявление способов отграничения терроризма от смежных составов, нашедших свое подтверждение в судебной практике и отечественном законодательстве, в их анализе.

Объектом исследования является терроризм как таковой, его современные разновидности и цели, которые он преследует.

Предметом изучения является: деятельность международных террористических организаций, влияние международного терроризма на политику ведущих стран мира, а также меры направленные на борьбу с этим явлением в первые годы XXI столетия.

1. Терроризм – глобальная проблема современности.

1.1. Понятие и признаки терроризма как явления современной действительности.

Специфика и уровень современной цивилизации характеризуется существованием острых глобальных проблем, затрагивающих судьбы не только отдельных людей, социальных групп, наций, классов, регионов и континентов, но всего человечества в целом. Достаточно безотрадный фон современного периода отягчен наличием очень острой проблемы, несущей в себе все ингредиенты и критерии опасности – проблемы терроризма.

Выявление исторических истоков терроризма, его сущностных характеристик, социально – деструктивного начала, тенденций развития, и разработки мер по предупреждению для мирового сообщества давно уже не является чем-то новым. Однако для нашего общества и государства эти вопросы в полной мере встали лишь в последние годы, когда коренные изменения произошли в политических, экономических и социальных отношениях.

Анализ статистических данных показывает во всем мире тенденцию к росту числа проявлений различных видов и форм террора. Уже в 60-е 80-е годы терроризм начинает принимать в разных странах мира широкий раз­мах. По сведениям журнала "Интернационал секюрити ревью", в период 1970-1978 гг. зарегистрировано 5534 террористических актов. В 1981 г., по данным американского журнала "Джорнел оф енд дипломэси", была со­вершено 2700 террористических актов 125 террористическими группами, действующими в различных районах мира, но в основном в 50 странах. Данные за 1985 г. показывают увеличение таких актов по сравнению с 1981 г. на 15%. Журнал относит к разряду террористических акты насилия, вы­могательства, шантажа и т.п. деяния c иностранным элементом, которые направлены против собственности и интересов граждан. Если с начала 80-х голов количество террористических актов в год составляло в среднем 500, то, по данным того же журнала, в 1984 г. это число возросло до 700, в 1985г. - до 800 (рост на 80%).

В американском ежегодном обзоре по терроризму отмечается, что тенденция эта с небольшими колебаниями продолжала развиваться. В 1987 г. было совершено 832 теракта, в 1989 г. - 856 и т.д. Количество случаев терроризма особенно увеличивается после развала СССР и социалистиче­ского лагеря. В 1995-1997 гг. террористические акты становятся более жес­токими, чаще направляется против мирного населения. Усилились органи­зованность, вооруженность, сплоченность преступных группировок, взаи­мосвязь террористических организаций.

Число жертв международного терроризма в 1996-1998 гг. увеличилось, хотя количество терактов уменьшилось, но террористы используют все бо­лее смертоносное оружие против мирного населения. Так, в 1996 г. количе­ство международных терактов, хотя и сократилось, однако число погибших увеличилось до 311 человек с 177 в 1995 г. В 1996 году от рук террори­стов было ранено 2652 человека. В результате единственного взрыва в Шри-Ланке погибло 90 и ранено более 1400 человек.

Отметим, что сложность проблемы политического насилия обусловила и наличие самых различных терминов, используемых для ее анализа, в частности, таких, как «экстремизм», «террор», «терроризм», которые нередко трактуются достаточно произвольно. Исходным, фундаментальным в данной группе взаимосвязанных и взаимообусловленных понятий является «экстремизм», с помощью которого обозначается приверженность к крайним взглядам и способам действия в политике. «Экстремизм» отнюдь не новое понятие в политическом словаре человечества, ибо общество на протяжении большей части своей истории постоянно источало политическое насилие, приобретавшее самые различные формы.

Фактически ровесником и крайним выражением экстремизма, является терроризм. Терроризм – это общественный феномен, заключающийся в противоправном использовании крайних форм насилия или угрозы насилием для устрашения противников с целью достижения конкретных политических целей. Понятием «терроризм» в научной литературе в настоящее время стали обозначать действия оппозиционных организаций, практикующих политические убийства, а понятие «террор» закрепилось за репрессивными действиями государства по отношению к своим гражданам.

Безусловно, различие между государственным террором и оппозиционным терроризмом в принципе достаточно очевидно. Однако существует и специфическое промежуточное звено, соединяющее эти две формы: терроризм, втайне поддерживаемый и направляемый государственными органами. В случаях же, когда акции государственного терроризма направляются вовне, четко преследуют цель нанесения ущерба другим государствам, вмешательства в их внутреннюю жизнь, изменения международных отношений, они приобретают тем самым характер международного терроризма.

Что касается понятия "международный терроризм", "террорис­тический акт международного характера", "государственный терроризм", то пока что не существует их общепризнанной трактовки.

Перу западных авторов принадлежит значительное число определений понятия "международный терроризм". Так, в "Трактате по международному уголовному праву" говорится, что терроризм является международным преступлением, которое угрожает человеческому спокойствию и безопас­ности, оскорбляет всеобщую совесть и наносит ущерб человеческому дос­тоинству. Между тем терроризм также расшатывает государственные и по­литические устои страны, является причиной смерти и увечья людей, нано­сит существенный материальный ущерб, угрожает территориальной цело­стности. По мнению Дж. Дугарда (ЮАР), международный терроризм - это насильственные акты, имеющие целью вызвать политические изменения, которые подрывают международные отношения и которые международное сообщество рассматривает как несовместимые с желаемыми нормами по­ведения. Дж. Дугард говорит о террористических актах, которые направле­ны на подрыв международной политической системы связей и противоре­чат нормам международной морали и права. Полагаем, что Дж. Дугард не учел то обстоятельство, что одной из разновидностей международного терроризма является международным криминальный терроризм в действиях международной организованной пре­ступности. Ее участники могут быть далеки от каких-либо политических целей, а акции террора могут быть направлены против конкурирующих преступных организаций в другой стране.

Международный терроризм

Сегодня терроризм является главной угрозой для всего международного мира и его безопасности,­ а это - основополагающие принципы мироустройства. Это угроза на разных уровнях и для любых людей без выбора: в какой бы стране они не проживали, чем бы ни занимались и какого они вероисповедания. Объектами террористических атак и их жертвами стали и религия, и культура, и нравственность. Современный противник очень многоликий в глобальном смысле этого слова. Борьбу с ним ведут повсеместно во всех странах мира и в разных сферах деятельности человека.

Сегодня можно слышать в новостях по телевизору и читать в средствах массовой информации сообщения о большом количестве террористических проявлений: а слова «террористы, теракты и террор» постоянно звучат с уст политиков и журналистов.­­­­ Террористические акты были в Буденовске, Волгодонске, Москве, Тушино, Беслане, Грозном, Северной Осетии, Нью-Йорке, Париже, Багдаде, и этот перечень можно еще долго продолжать, география различна это очевидно.­ Что же такое терроризм?­ Говоря о нем, мы часто имеем ввиду разные вещи. Поэтому, чтобы определить это понятие в смысле глобальной проблемы, нужно раскрыть саму суть международного терроризма, как явления.

Есть несколько десятков трактовок этого понятия. « Терроризм» - это слово произошло от латинского слова « terror», которое означает ужас и страх. В русской литературе в словаре В. Даля это обозначает примерно такое объяснение - это устрашение смертной казнью, убийствами и другими ужасами. Это определение очень ценно именно потому, что оно довольно верно указывает на устрашение с применением насильственных действий, что является самой главной особенностью международного терроризма.

К составляющим компонентам этого явления можно отнести такие:
- обязательное наличие цели (политической);
- насилие применяется целенаправленно;
­- существующая организационная структура;

Целью воздействия террористических организаций могут быть как материальные объекты (жилые дома, спортивные и зрелищные места), так и какие-то определенные категории граждан. Их, как правило, определяют террористы по принципу,­ который подразумевает политическую деятельность, социальный статус, национальное происхождение, вероисповедание. Но также и совершенно случайные люди, которые волею случая могут оказаться в зоне террористического акта. Конечной целью террористов может быть­ экономическая мощь, конституционный строй, порядок управления или территориальная целостность и многое другое. В этом, как мне кажется, есть разница международного терроризма и­ организованной преступности, так как суть второй такая же - насилие и жестокость по отношению к личности.

Сегодня международный терроризм - это долговременный фактор­ политической жизни, который­ угрожает безопасности разных­ стран и­ граждан. Как следствие - это огромные моральные, экономические и политические потери, оказание сильного психологического давления на большое количество людей. Ну и конечно же, самое страшное - это жизни совершенно случайных мирных людей.

Террористическая деятельность стала очень многогранной,­ усложнился ее характер, возросла масштабность и­ изощренность­ террористических актов. Это целая сложная система, в которой целый комплекс разных процессов, таких, как идеологические, криминальные, военные, экономические, политические, религиозные и националистические. В целом международный терроризм­ - это ответная реакция на­ затягивание решений­ по назревшим политическим, этническим и социальным проблемам.

Международный терроризм на сегодняшний день считается чумой двадцать первого века в мире. Перейдя в новое измерение, этот процесс полностью нарушил и вышел из всех правил и рамок цивилизации человечества. Поэтому так актуальна борьба с ним, она сейчас является самым важным направлением в делах защиты прав граждан в разных странах мира и регламентирована антитеррористическими законодательствами.

Терроризм, во всех его формах и проявлениях, по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости. Проявления терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно воссоздать веками. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами. Террористические акты привели к необходимости создания международной системы борьбы с ним. Для многих людей, групп и организаций терроризм стал способом решения проблем: политических, религиозных, национальных. Терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, не имеющие никакого отношения к конфликту. Терроризм как глобальная проблема требует постоянного внимания и изучения и поэтому представляет широкое поле для исследований с последующим их практическим применением.

Актуальность выбранной темы продиктована нашей действительностью. Масштабность и жестокость проявления современного терроризма, необходимость непрерывной борьбы с ним, только подтверждает актуальность работы.

Уже к концу ХХ в. международная преступность приобрела глобаль­ный характер. Международные криминальные организации усилили свои позиции как вследствие усилившихся миграционных потоков, большей открытости государственных границ, развития информацион­ных технологий, облегчающих координацию криминальных организа­ций и усложняющих контроль со стороны властей, так и вследствие нерешенной проблемы бедности, нескоординированности законода­тельств различных стран, слабости и коррумпированности отдельных правительств.

В резолюции Всемирной конференции по организованной транс­национальной преступности, проходившей в Неаполе в 1994 г., указы­вается десять основных угроз, исходящих от международной преступ­ности: суверенитету государств, обществу, отдельным лицам, нацио­нальной стабильности и государственному контролю, демократическим ценностям и общественным институтам, национальной экономике, финансовым учреждениям, демократизации и приватизации, развитию, глобальным режимам и кодексам поведения .

В ХXI в. особенную актуальность приобретает такая разно­видность международной преступности, как мировой терроризм. Во всеуслышание об этой проблеме заговорили после террористичес­ких актов 11 сентября 2001 г. в США.

Среди многочисленных причин, порождающих мировой терро­ризм, следует упомянуть формирование «однополярного» мира в пос­леднее десятилетие ХХ в., где в качестве господствующей державы стали воспринимать США и соответственно возлагать на них ответ­ственность за неравномерное экономическое развитие других стран. Глобализация, несущая с собой западные ценности, также способству­ет росту националистических настроений, вызывая отторжение у сто­ронников традиционных взглядов. Явление мирового терроризма сегодня также связывают с явлением «асимметричных войн», где, с од­ной стороны, имеет место продолжение политики глобализации воен­ными средствами, с другой - сопротивление в виде террористических актов, приво­дящих к гибели мирных жителей. Современный мир перенасыщен различными видами оружия массового поражения (ядерным, химичес­ким, биологическим), поэтому возможность попадания такого оружия в руки террористов представляет собой угрозу глобального масштаба.

Глава 1. Глобальные проблемы современности

1.1. Сущность глобальных проблем Происхождение понятия

Понятие «глобальные проблемы современности» получило ши­рокое распространение с конца 60-х - начала 70-х годов, за­няв с тех пор видное место в научном и политическом лек­сиконе и прочно закрепившись в массовом сознании. Зачастую оно используется и как модный термин, применя­емый к событиям и явлениям, которые не относятся к разряду глобальных. Такое случается, если отождествляют «свое» и «общемировое» (например, имея в виду социальные пробле­мы какой-либо отдельной страны, именуют их глобальными).

В философии эта задача решается путем выделения со­ответствующих критериев, по которым та или иная пробле­ма определяется как глобальная и тем самым отделяется от множества других, которые таковыми не являются.

Этимологически термин «глобальный» происходит от лат. globus - земной шар. Отсюда и проблемы, которые затрагива­ют интересы и человечества в целом, и каждого отдельного че­ловека в различных точках планеты, т.е. те, которые носят об­щечеловеческий характер, принято называть глобальными. Они оказывают существенное влияние на развитие отдельных стран и регионов, являясь мощным объективным фактором мирового экономического и социального развития. Их реше­ние предполагает объединение усилий абсолютного большинства государств и организаций на международном уровне, в то время как их нерешенность грозит катастрофическими последствиями для будущего всего человечества .

Проблемы различных уровней

Так как глобальные проблемы затрагивают не только мир в целом, но проявляются и на уровне его регионов, и даже от­ дельных стран, в научной литературе наряду с признанием их общечеловеческой значимости проводится также и их от­личие от проблем частных, локальных, региональных, сущность которых иная, а сфера влияния значительно уже. Рассмат­ривая проблемы различного уровня как конкретное выраже­ние философских категорий «общее», «особенное» и «еди­ничное», их обычно интерпретируют таким образом, что ча­стные проблемы выступают как единичные, локальные и ре­гиональные как особенные, а глобальные как всеобщие. Такой подход задает и основной критерий, который лежит в основе выделения названных проблем. Он именуется гео­графическим, так как выражает пространственный масштаб, или, другими словами, территорию, на которой имеют мес­то те или иные проблемы.

Отсюда частными проблемами именуются те, которые от­носятся к какой-то конкретной сфере деятельности государ­ства, отдельным населенным пунктам или небольшим при­родным объектам.

Это, как правило, различные проблемы, возникающие в результате всевозможных аварий, поломок, местные соци­альные конфликты и т.п.

Понятие «локальный» относится к проблемам более вы­сокого порядка, когда дело касается отдельных стран, либо значительных территорий наиболее крупных из них. Речь идет, как правило, о сильных землетрясениях, крупнейших наводнениях или, например, гражданской войне в неболь­шом государстве.

Региональные проблемы затрагивают уже тот круг актуаль­ных вопросов, которые возникают в рамках отдельных кон­тинентов, крупных социально-экономических районов мира, либо в достаточно крупных государствах. Примерами подобного рода могут служить чернобыльская трагедия со всеми ее последствиями или климатические изменения на достаточно больших территориях, охватывающих целый ряд государств. «Катастрофой века» явилась, например, засуха 1968 г. в зоне Сахеля, охватившая 18 государств африканс­кого континента, когда от голода погибло более 250 тыс. че­ловек, около 18 млн. голов скота, возникли эпидемии опас­ных заболеваний, а территория этого огромного региона практически вся превратилась в пустыню.

В общественно-политической и научной терминологии нередко употребляется понятие «национальные проблемы», которое отражает определенные трудности, заботы того или иного государства или национального сообщества. В зави­симости от масштаба они могут интерпретироваться как проблемы регионального или локального уровня.

И наконец, глобальные проблемы охватывают весь зем­ной шар; причем не только ту его часть, где непосредствен­но проживают люди, но и остальную его поверхность, недра, атмосферу и даже космическое пространство, попадающие в сферу деятельности человека.

Таким образом, когда речь идет о глобальных проблемах, имеется в виду планета в целом, а за самую крупную единицу ее деления принимается регион. Причем количество регионов и их масштабы определяются характером рассматриваемых про­блем. Например, при исследовании проблемы экономичес­кой отсталости в мировом масштабе обычно ограничивают­ся делением всей планеты на два региона - развитые и развивающиеся страны. При рассмотрении же демографи­ческих, энергетических или сырьевых проблем количество регионов, как правило, возрастает и каждый раз определяет­ся конкретными целями исследования.

Важно при этом отметить, что любая проблема только тог­да может считаться глобальной, когда она актуальна относитель­но любого региона планеты, т.е. проявляется в каждом из них. В противном же случае речь будет идти о проблемах одного или нескольких регионов (или еще более мелкого масштаба).

Из этого следует, что все глобальные проблемы имеют в то же время и региональное значение, но не все проблемы, обнаруживаемые на региональном уровне, являются гло­бальными. Очевидно, количество последних будет несколь­ко меньше. Что же касается других уровней, то глобальные проблемы могут и не иметь непосредственного локального или частного проявления или могут сказываться там в незна­чительной степени. Например, в Антарктиде или других уголках планеты, удаленных на достаточно большое рассто­яние от основных центров и источников загрязнения окру­жающей среды, состояние воздушного или водного бассей­нов может быть удовлетворительным, а антропогенное воздействие на природную среду практически не ощущать­ся. Тем не менее, это не ставит под сомнение планетарный характер экологической проблемы, степень остроты кото­рой зависит от неравномерности антропогенного влияния на природную среду. В свою очередь, далеко не все локаль­ные, а тем более частные проблемы имеют отношение к гло­бальным, ибо их число несоизмеримо больше.

Приведенное рассуждение позволяет не только в научном, но и в практическом плане осуществлять разграничение меж­ду глобальными и региональными проблемами, так как все глобальные проблемы относятся к единой, не изменяющейся в своих масштабах системе - к планете в целом. Отсюда их ко­личество для данной системы на определенном историческом этапе является вполне определенным. В то же время количе­ство проблем других уровней не поддается строгому учету, ибо границы как регионов, так и различных районов принимают­ся условно в зависимости от целей и задач исследования.

Критерии глобальности

Для более строгого определения собственно глобальных проблем в науке и философии, помимо уже названного «гео­графического» критерия, вводятся дополнительные крите­рии, характеризующие их с другой стороны - со стороны их качества, существенных особенностей, которыми обладают они и только они. Среди этих особенностей выделяется в первую очередь то, что глобальные проблемы по своей сути зат­рагивают интересы не только отдельных людей, но и судьбу всего человечества.

Во-вторых, для их преодоления требуются целенаправлен­ные, согласованные действия и объединение усилий по крайней мере большинства населения планеты.

В-третьих, эти проблемы являются объективным фактором мирового развития и не могут быть проигнорированы кем бы то ни было.

В-четвертых, нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, возможно, непоправимым по­следствиям для всего человечества и среды его обитания.

Помимо отмеченных критериев нередко указывается еще на ряд особенностей глобальных проблем. В отличие от региональных, а тем более локальных и частных, они более инертны, обладают меньшей мобильностью. Они исподволь и долго формируются, прежде чем начинают соответствовать всем перечисленным выше критериям глобальности, а по мере решения могут (теоретически) терять свою актуаль­ность в мировом масштабе, переходя на более низкую сту­пень. Но дело это столь трудное, что недолгая история их существования пока таких примеров не знает.

Еще одна принципиальная особенность глобальных про­блем заключается в том, что все они находятся в такой слож­ной взаимозависимости, что решение одной из них предполага­ет, по крайней мере, учет влияния на нее других проблем.

1.2. Роль философии в решении глобальных проблем

Взаимосвязь науки и философии

В решении трудных и сложных задач на помощь человеку всегда приходила наука. Многое из того, что когда-то казалось не­преодолимым, выходящим за пределы человеческих воз­можностей, было со временем преодолено именно с ее по­мощью. Естественно поэтому, что уже первые упоминания и предостережения об опасности со стороны глобальных проблем заставили людей обратить взоры на науку, а ученых задуматься над способами решения этих проблем.

Необычность и новизна сложившейся ситуации заклю­чается в том, что если любые конкретные проблемы могут быть исследованы как отдельной наукой, так и нескольки­ми, действующими в комплексе, то глобальные проблемы в целом, представляющие собой сложнейшую систему, охва­тывающую человека, общество и природу в их многочислен­ных взаимосвязях и взаимозависимостях, отдельным наукам не под силу. Рамки конкретных дисциплин слишком узки, чтобы увидеть ту или иную частную проблему - объект их исследования в контексте других глобальных проблем. По­этому независимо от того, какие конкретные задачи решает та или иная дисциплина, необходимым условием всегда яв­ляется философский взгляд на процессы и явления, им со­путствующие, т.е. на всю ситуацию в целом, включая и полученные, в конечном счете, результаты.

Любые частные науки на определенном этапе, так или иначе, нуждаются в философском осмыслении предмета сво­его исследования. Без такого широкого, выходящего за рам­ки конкретной дисциплины целостного взгляда на ее пред­мет и стоящие перед человечеством проблемы, в котором отразились бы также и все последние достижения в других областях знания, невозможны ни фундаментальные откры­тия, ни развитие самой науки вообще.

Речь, таким образом, идет, с одной стороны, о философ­ском решении вопросов, а с другой - о том, что философия стимулирует взаимодействие широкого круга наук, в про­цессе которого важное место занимает их междисциплинар­ное объединение.

Философия играет значительную роль в решении гло­бальных проблем, хотя и существует мнение, что она (фило­софия) изучает слишком общие вопросы, достаточно отвле­ченные от повседневной жизни и практики людей. Однако это не совсем правильное, а точнее, поверхностное суждение о философии, ибо хорошо известно, что обобщающие тео­рии, если рассматривать их в более широкой перспективе, нередко оказываются гораздо практичнее многих конкретных областей знания. Конечно, нельзя сказать, что философия непременно и непосредственно влияет на принятие полити­ческих и других решений, хотя и этот момент вовсе исклю­чать не следует. Но все-таки главная ее функция состоит в том, чтобы формировать мировоззрение и тем самым оказывать опосредованное влияние на процесс выработки практических решений. Ее задача не в том, чтобы непосредственно рассмат­ривать естественно-научные или технические аспекты гло­бальных проблем, а в том, чтобы обеспечить мировоззренческую, методологическую, культурологическую, этическую основу соответствующих решений со стороны других наук.

Опираясь на достижения конкретных дисциплин в данной области, философское исследование отвлекается от частно­стей и рассматривает глобальные проблемы лишь в той мере, в какой они обусловливают друг друга. Иными словами, фи­лософский подход предполагает рассмотрение глобальных проблем в их единстве, целостности и взаимосвязи с точки зре­ния их общественной значимости и социальной обусловлен­ности. Такое исследование предполагает, прежде всего, выяв­ление сущности глобальных проблем, так как установление их подлинной природы и генезиса во многом предопределяет пути их дальнейшего научного и практического решения.

Особенности философского подхода

Выделяя специфику философского осмысления глобальных проблем, отметим наиболее важные, присущие только этой форме познания особенности, вытекающие из основных функций философии.

Во-первых, философия, формируя мировоззрение, задает определенные ценностные установки, которые во многом оп­ределяют направленность человеческой деятельности. Таким образом реализуются ее мировоззренческая и аксиологичес­кая функции.

Во-вторых, отсутствие целостного представления о сложных системах, исследуемых различными науками, яв­ляется серьезным препятствием на пути взаимодействия различных дисциплин. В этом отношении методологическая функция философии, обобщающие теории, которые возни­кают в ее недрах, оказываются принципиально необходимыми, ибо способствуют интеграции научного знания.

В-третьих, философия дает возможность в историчес­ком контексте объяснить общественные явления и процес­сы, она формулирует наиболее общие законы развития обще­ства и природы и потому в исследовании глобальных про­блем нацеливает на понимание их как закономерного явле­ния, органически связанного с общественным прогрессом. Появление глобальных проблем, таким образом, рассматри­вается не как случайность или проявление слепого фатума, заранее обрекающего человечество на гибель, а как резуль­тат объективного процесса противоречивого развития челове­ческой истории.

В-четвертых, с философских позиций представляется возможным увидеть общую тенденцию развития глобальных проблем, динамику их взаимодействия и взаимообусловлен­ность, в которой они находятся.

В-пятых, философия выполняет культурологическую функцию тем, что она дает возможность развить культуру теоретического мышления. Изучение истории философии различных народов позволяет также знакомиться с их куль­турой, в отрыве от которой ни одна из проблем, стоящих пе­ред этим народом, не может быть решена.

В-шестых, результатом целостного видения естествен­но-исторического процесса и диалектического подхода к его толкованию является возможность более четкой ориентации в стремительно растущем потоке научной информации по глобальным проблемам.

В-седьмых, философия ставит вопросы смысла жизни че­ловека, смерти и бессмертия, что перед лицом угрозы со сто­роны глобальных проблем приобретает особое значение и актуальность.

И, наконец, еще одной важной методологической функцией философии является разработка ею целого ряда категорий: «природа», «общество», «цивилизация», «общественный про­гресс», «научно-техническая революция» и др., имеющих непос­редственную связь с современными актуальными проблема­ми человечества и играющих большую роль в осмыслении и понимании объективных тенденций мирового развития.

Уточнив собственно философский подход к исследова­нию глобальных проблем современности, рассмотрим те­перь с этих позиций сами проблемы.

Вывод: Ныне, вXXI веке, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом. Это совокупность таких острейших жизненных проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества и которые сами, в свою очередь, могут быть разрешены лишь благодаря этому прогрессу.

Философия играет значительную роль в решении гло­бальных проблем и фи­лософский подход предполагает рассмотрение глобальных проблем в их единстве, целостности и взаимосвязи с точки зре­ния их общественной значимости и социальной обусловлен­ности. Такое исследование имеет целью, прежде всего, выяв­ление сущности глобальных проблем, так как установление их подлинной природы и генезиса во многом предопределяет пути их дальнейшего научного и практического решения.

Глава 2. Терроризм и борьба с ним.

2.1. Терроризм – глобальная проблема современности

Эта трансформация обусловлена, следующими причинами :

Во-первых, терроризм, к сожалению, получает все более широкое распространение в планетарном масштабе. Он проявляется как в регионах традиционных международных конфликтов (например, Ближний Восток, Южная Азия), так и от этого опасного явления оказались не застрахованы и наиболее развитые и благополучные государства (в частности США и Западная Европа).

Во-вторых, терроризм представляет собой серьезную угрозу для безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества в целом. Ежегодно в мире совершаются сотни актов терроризма, а скорбный счет их жертв составляет тысячи убитых и искалеченных людей;

В-третьих, для борьбы с терроризмом не достаточно усилий одной великой державы или даже группы высокоразвитых государств. Преодоление терроризма как обостряющейся глобальной проблемы требует коллективных усилий большинства государств и народов на нашей планете, всего мирового сообщества.

В-четвертых, все более явной и наглядной становится связь современного феномена терроризма с другими актуальными глобальными проблемами современности. В настоящее время проблема терроризма должна рассматриваться как важный элемент всего комплекса общечеловеческих, глобальных проблем.

Рассмотрим более подробно наиболее важные из них .

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что проблема терроризма связана с основными сферами жизнедеятельности мирового сообщества и социумов отдельных стран: политикой, национальными отношениями, религией, экологией, преступными сообществами и т.п. Эта связь получила отражение в существовании различных видов терроризма, к которым относят: политический, националистический, религиозный, криминальный и экологический терроризм.

Члены групп осуществляющих политический террор ставят своей задачей достижение политических, социальных или экономических изменений внутри того или иного государства, а также подрыв межгосударственных отношений, международного правопорядка. Националистический (или как его еще называют национальный, этнический или сепаратистский) терроризм преследует цели решения национального вопроса, которые в последнее время приобретает все больше характер сепаратистских устремлений в различных полиэтнических государствах.

Религиозный вид терроризма обусловлен попытками вооруженных группировок, исповедующих ту или иную религию вести борьбу против государства, где господствует иная религия или иное религиозное направление. Криминальный терроризм формируется на основе какого-либо преступного бизнеса (наркобизнес, незаконный оборот оружия, контрабанда и т.п.) с целью создания хаоса и напряженности в условиях которых, наиболее вероятно получение сверхприбылей. Экологический терроризм реализуют группировки, выступающие с помощью насильственных методов вообще против научно-технического прогресса, загрязнения окружающей среды, убийства животных и строительства ядерных объектов.

Другой отличительной чертой глобальной проблемы терроризма является значительное влияние на нее международных криминальных сообществ, определенных политических сил и некоторых государств. Это влияние, несомненно, ведет к обострению рассматриваемой проблемы.

В современном мире существуют проявления государственного терроризма, связанные с попытками устранения глав иностранных государств и других политических деятелей; с акциями, направленными на свержение правительств зарубежных стран; создания паники среди населения иностранных государств и т.д.

Терроризм является в наши дни неотъемлемой частью процесса распространения транснациональных преступных организаций, поддерживаемых коррумпированными государственными чиновниками и политиками. Так, в получившей широкую известность, работе английских ученых «Глобальные трансформации» отмечается: «Существуют и негативные формы международных организаций, такие как террористические и криминальные организации. Несмотря на длящийся много столетий конфликт между контрабандистами и властями, в последние годы рост транснациональных криминальных организаций связан с наркоторговлей (сейчас согласно оценкам экспертов ее годовой оборот составляет свыше 300 млрд. долларов) и широким распространением организованной преступности. Решение этих проблем стало одной из важнейших задач для правительств и полицейских сил во всем мире» .

Еще с одной специфической чертой глобальной проблемы терроризма является ее трудно прогнозируемость. Во многих случаях субъектами терроризма становятся психически неуравновешенные люди, чрезмерно амбициозные политики. Терроризм часто рассматривают как способ достижения целей на мировой арене и в международных отношениях, которые не могут быть осуществлены какими-либо иными методами. В современных условиях формы террористической деятельности становятся все более сложными, а входят во все большее противоречие с общечеловеческими ценностями и логикой мирового развития.

Таким образом, проблема терроризма представляет реальную планетарного масштаба угрозу для мирового сообщества. Данная проблема имеет собственную специфику, которая отличает ее от других общечеловеческих затруднений. Однако, проблема терроризма тесно взаимосвязана с большинством глобальных проблем современных международных отношений. Она может быть рассмотрена как одна из наиболее актуальных глобальных проблем наших дней.

В данных условиях глобальная проблема терроризма не может рассматриваться только как самостоятельный феномен. Она начала превращаться в важную составную часть более общей военно-политической глобальной проблемы, связанной с фундаментальными вопросами войны и мира, от решения которой зависит дальнейшее существование человеческой цивилизации.

2.2. Возможные методы преодоления главной проблемы современности

Гуманизм как ценностная основа решения проблемы терроризма

Решение глобальной проблемы современности – терроризма – это общее

В философской литературе существуют различные
интерпретации понятия «гуманизма». Исторически под гуманизмом чаще всего понимали систему ценностных установок, направленных на удовлетворение потребностей человека. В этом смысле понятие «гуманизм» совпадало по своему значению с понятием «человечности», «человеколюбия».
Гуманизм как определенная система ценностных ориентаций и установок, доведенная до логического конца, получает значение общественного идеала. При таком подходе человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. Другими словами, высшая цель
человечества заключается, очевидно, в достижении полного
осуществления принципов гуманизма как торжества человеческого начала. Гуманизм в этом смысле не следует понимать односторонне, только как полную реализацию человеческого начала в духовной сфере, морально-нравственных отношениях. Гуманистическое начало неразрывно связано
со всеми сферами жизни людей, в том числе и с общественным производством, и с системой производственных отношений, поскольку без удовлетворения материальных потребностей общества и человека, ни о каком духовно-нравственном развитии личности не может быть и речи .

Наряду с этими подходами, в современной философской литературе чаще всего подчеркивается, что реализация принципов гуманизма означает проявление общечеловеческого начала. Гуманизм, в соответствии с таким подходом, определяется как система идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Общечеловеческое в таком подходе рассматривается как нечто значимое не для какого-то ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства или коалиции государств), а как то, что имеет значение для всего человечества. Это могут быть те или иные конкретные ценности и материальные объекты, от достаточного количества которых зависит существование человечества. Или, наоборот,
избыток таких объектов, отсутствие должного контроля над
ними составляет угрозу человечеству. Таким образом, глобальные проблемы современности - осознание трагических перспектив человечества перед лицом ядерной угрозы, угрозы голодной смерти и экологической катастрофы - вынуждают человечество преодолевать узкий горизонт локальных, партикулярных, относительных ценностей и обратиться к поиску ценностей общечеловеческих. К этому человечество побуждает не только стремление к выживанию, инстинкт самосохранения, но и глубинная потребность
человека в органической связи с другими людьми, которая
стала ныне более осознанной и более настоятельной, что выражается в таком, еще очень мало исследованном явлении как рост планетарного сознания. На неизменно более высоком уровне, при сохранении богатства индивидуального самовыражения, человечество как бы обращается к временам, когда в индивиде видели не только представителя рода, племени, общины, а представителя всего рода человеческого. Данный круг общечеловеческих ценностей является следствием исторической необходимости, он носит приземленный характер и способствует лишь внешнему объединению людей в борьбе за выживание. Однако наряду с данным значением термин «общечеловеческие ценности» имеет более широкий характер. Общечеловеческие ценности рассматриваются как трансцендентные ценности.

Трансцендентные ценности понимаются как предельные, исторически не локализуемые. Они в той или иной степени принадлежат всем народам, но не у всех выражены одинаковым образом. Это выражение зависит от степени метафизичности менталитета народа, его устремленности к чему-то абсолютному, трансцендентному, включающему в себя непрояснимый элемент и требующий особого почтения, пиетета. Эти ценности обусловлены особенностями культурно-исторического развития той или иной страны, его религиозными традициями, типом цивилизации. Так, например, подспудно присутствующая в сознании россиян метафизичность нашла свое выражение
во вселенском чувстве, мессианской идее, призванной соединить распавшиеся ветви общечеловеческого прогресса. Отсюда и притягательность идеи коммунизма, всколыхнувшее сознание российского народа, и, по сути дела, перевернувших всю общественную жизнь России.

Трансцендентные ценности имеют глубокий внутренний, скрытый от внешнего взгляда смысл, который, как правило, не улавливается, ибо его постижение предполагает восхождение к самим истокам фундаментальной традиции, сохраняющей свое духовное содержание. Тогда ценности
предстают не просто в качестве внешних моральных правил,
а как объекты прямого внутреннего опыта, то есть в их основе
оказывается, в конечном счете, идея Бога как воплощение добра, любви, красоты, истины и справедливости. Бог-это масштаб, посредством которого оцениваются дела человеческие.

Устремленность человека к некой иной, высшей деятельности есть важная и неистребимая психологическая потребность, дающая импульс к активности, развития творчества, без которой невозможны никакие великие свершения. «Величайшая красота, которая достигается в этом мире, - писал
Н. А. Бердяев, - связана не с тем, что человечество ставило себе чисто земные цели в этой действительности, а с тем, что оно
ставило себе цели за пределами этого мира. Тот порыв, который вел человечество в мир иной, в этом мире воплощался в
единственно возможной, высшей для него красоте, которая
всегда имеет природу символическую, а не реалистическую» .

Общечеловеческие ценности - это идеал, символ, образец, регулятивная идея и в таком качестве они имеют право занимать соответствующее место в нашем сознании, в мировоззрении. В этом смысле общечеловеческие ценности не являются просто выдумкой, пустой мечтой, за ними стоит опыт человечества, его потенции и устремления. Современная эпоха не только высветила важную роль общечеловеческих ценностей, но и показала их противоречия и динамику, причем в разных взаимосвязанных планах. Речь идет о противоречиях в самой природе общечеловеческих ценностей, о противоречиях между ними и конкретными историческими
явлениями по разнородности в системе этих ценностей.

Понятию общечеловеческих ценностей как регулятивной идее, идеалу, образцу противостоят представления о том, что эти ценности, как таковые, противоречивы по своей природе и не могут быть иными, поскольку одно и то же - всечеловеческое. Один и тот же масштаб применяется к различным, в том числе взаимоисключающим явлениям. Так, далее самые высокие побуждения во имя добра, блага могут обернуться злом для многих людей и всего
общества, когда они равным образом, одинаковой мерой
распространяются и на тех, кто просто глух к ним, а использует призыв к добру в эгоистических целях, для нанесения ущерба конкретным людям и всему обществу.

И все же противоречивость общечеловеческих ценностей не привела в истории к отказу от представления их в качестве цельного, непротиворечивого идеала, то есть к признанию их относительного характера, релятивизации. Во
многом этого не произошло потому, что релятивизации ценностей всегда сопротивлялись различные религии. В религиозной интерпретации общечеловеческие ценности - осмысливаются как ценности, имеющие божественную природу. Это очищало их от внутренних противоречий, хотя в
определенной мере акцентировало внимание на существовании противоречия между ними и земной реальностью.

Консолидация международных сил

Мировоззрение людей проявляется не только в том, что они знают о мире, но и в том, как они эту информацию интер­претируют, какие выводы делают, как поступают. Поэтому, говоря о настоятельной необходимости всем миром и безот­лагательно решать глобальные проблемы, нельзя не обратить внимания на тот факт, что имея определенные успехи в те­ории и некоторые практические результаты, человечество пока не остановило негативные тенденции мирового развития. Нет еще и должной консолидации международных сил, их скоординированных, целенаправленных и, что самое главное, результативных действий, которые были бы адекватны обо­значившейся опасности. Почему и что этому мешает? Воз­можна ли согласованность действий в столь разнородном и противоречивом мире, каким он стал на исходе второго тыся­челетия? А если возможна, то на какой основе? Это главные вопросы, которые сегодня решает общественная мысль и, не в последнюю очередь, философия.

Исторический опыт показывает, что сближение различ­ных народов наилучшим образом происходит там, где совпа­дают их интересы, причем чем лучше они осознанны, тем ощутимее результат интеграции. На такой основе уверенно преодолеваются различные трудности, успешно развивает­ся торговля, крепнут экономические, политические, куль­турные связи, немыслимые без взаимопонимания и согла­сованности в действиях.

Обычно самые большие трудности, которые приходится преодолевать на этом пути, связаны с мировоззренческим кон­серватизмом, устоявшимся образом мышления, традициями. Они имеют свойство изменяться, но происходит это очень дол­го, с большим трудом и, как правило, под давлением внешних или внутренних обстоятельств. Внешними, например, являют­ся: обострение экологического кризиса, последствия «демог­рафического взрыва», опасность войны и другие глобальные проблемы, которые, как мы уже отмечали, существенно изме­нили не только условия жизни людей, но уже повлияли и на их сознание. Внутренние связаны с интересом, субъективным, личностным началом человека, что нашло отражение в хоро­шо известном выражении «если бы геометрические аксиомы затрагивали интересы людей, они бы опровергались». Данное обстоятельство непременно должно учитываться, если пытать­ся понять, почему не снижается острота экологических про­блем хотя бы в тех случаях, когда для этого есть необходимые условия и достаточные основания.

Вывод: В последнее время проблема терроризма превратилась в одну из острейших глобальных проблем современности.

Проблеме терроризма присущи многие общие черты характерные для других общечеловеческих затруднений, такие как планетарные масштабы проявления; большая острота; негативный динамизм, когда отрицательное воздействие на жизнедеятельность человечества возрастает; потребность неотложного решения и т.д. В то же время глобальная проблема терроризма имеет и специфические, характерные для нее черты.


дело всего человечества. Человечество должно выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволяли бы всем странам действовать сообща, несмотря на различия социально-политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентации. А для этого оно должно опираться на определенные базисные ценностные ориентации. Многие современные философы справедливо считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма.

Заключение

В результате выполненной работы можно сделать следующие выводы.

Ныне, в XXI веке, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом.

Философия играет значительную роль в решении гло­бальных проблем и фи­лософский подход предполагает рассмотрение глобальных проблем в их единстве, целостности и взаимосвязи с точки зре­ния их общественной значимости и социальной обусловлен­ности.

В последнее время проблема терроризма превратилась в одну из острейших глобальных проблем современности.

Проблеме терроризма присущи многие общие черты характерные для других общечеловеческих затруднений, такие как планетарные масштабы проявления; большая острота; негативный динамизм, когда отрицательное воздействие на жизнедеятельность человечества возрастает; потребность неотложного решения и т.д. В то же время глобальная проблема терроризма имеет и специфические, характерные для нее черты.

Решение глобальной проблемы терроризма - это общее
дело всего человечества. Человечество должно выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволяли бы всем странам действовать сообща, несмотря на различия социально-политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентации. А для этого оно должно опираться на определенные базисные ценностные ориентации. Многие современные философы справедливо считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма.

Список литературы

1. Held D., McGrew A., Goldblatt D., Perraton J. Global Transformations. Politics, Economics and Culture. Oxford, 2009. P. 58.

2. Бердяев Н. А. Смысл истории. - М.: Мысль,1990. - С. 157-158.

3. Ватин, И.В. Философия: учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004 .- 576с.

4. Гаврилин Ю.В., Смирнов Л.В. Современный терроризм: сущность, типология, проблемы противодействия. Учебное пособие. – М.: Книжный мир, 2003. – 66 с.

5. Кикель П.В. Философия. – М.: Асар, 2008. – 429 c.

6. Костин, А. И. Экополитология и глобалистика. - М.: Аспект-Пресс, 2009. – 170 с.

7. Никитаев В.В. Тело террора. К проблеме теории терроризма // «Полигнозис». – 2010, №3. – С.63.

8. Соснин В.А., Нестик Т.А. Современный терроризм. Социально-психологический анализ. – М.: Институт психологии РАН, 2008. –240 с.

9. Социальные болезни современности // «Вестник Российского общества» - 2009, № 4. – С. 66.

10. Тураев В.А. Глобальные проблемы современности: Учебное пособие для вузов. – М.: Европа, 2005. – 269 с.

    Льготы и компенсации за вредные условия труда

    Реферат по безопасности жизнедеятельности

    Характеристика природных чрезвычайных ситуаций

    Реферат по безопасности жизнедеятельности

    Анализ опасных и вредных производственных факторов раздел дипломной работы