Владимир Спиваков: личная жизнь

Владимир Спиваков – выдающийся отечественный музыкант, скрипач-виртуоз, дирижер и руководитель двух оркестров (Российского национального и «Виртуозов Москвы»), создатель Международного благотворительного фонда.

Родился будущий скрипач-виртуоз в городе Черниковске (ныне – часть Уфы) 12 сентября 1944 года. Мать музыканта, Екатерина Осиповна Вайнтрауб, по национальности - еврейка, была талантливой пианисткой. До войны она училась в Ленинградской консерватории, концертировала, пережила , затем эвакуировалась к мужу в Башкирию. У женщины был абсолютный слух, и свою страсть к музыке она сумела привить единственному сыну. Остальное сделали гены и талант юного дарования.

После войны все семейство вернулось в Ленинград, к прежней жизни. В одном из интервью Владимир Теодорович рассказывал, что мама, когда он был еще крошечным, девятимесячным несмышленышем, сажала его на пианино и играла разные мелодии. Если музыка была оптимистичной и жизнерадостной, мальчик подпрыгивал ей в такт, а под грустные лиричные мотивы раскачивался из стороны в сторону.

В то время Спиваковы жили в коммунальных квартирах, постоянно переезжая. Довелось им жить и рядом с прекрасным небесно-голубым Никольским собором. Именно там мальчик крестился (его тайком отвела в церковь соседка по коммуналке), о чем ни разу не пожалел, хоть и был евреем по матери.


В возрасте шести лет Володю отдали учиться музыке, однако первый эксперимент оказался неудачным. Учитель слишком многого требовал от мальчика, по его собственному выражению, «выжимал из него все соки». Чудо произошло, когда маленький скрипач впервые услышал мелодию Чайковского и сыграл ее на одной струне. Услышав, как мальчик играет на скрипке Чайковского, педагог сменил гнев на милость.

Музыка

В 1955 году Володю отдали в музыкальную школу при Ленинградской консерватории, где мальчик произвел необыкновенное впечатление на своих учителей, Л.М. Сигал и В.И. врожденным талантом. В музыкальной школе Спиваков и познакомился с Соломоном Волковым, ставшим впоследствии музыкальным критиком и эмигрировавшим в Америку. Кстати, в 2014 году вышла книга Волкова«Диалоги с Владимиром Спиваковым», приуроченная к его 70-летнему юбилею.


Одновременно Владимир учился и в обычной средней школе, при этом местные хулиганы частенько били его за компанию с другими ребятами-евреями. Тогда мальчик записался на секцию бокса (к слову, он даже получил 2 разряд), чтобы постоять за себя. В дальнейшем умение драться не раз выручало его во многих конфликтных ситуациях, и евреев-скрипачей в его школе больше никто не обижал.

В тринадцатилетнем возрасте Спиваков стал лауреатом ленинградского конкурса «Белые ночи» среди юных музыкантов, а чуть позже уже дебютировал на сцене Ленинградской консерватории. Слухи о талантливом мальчике-скрипаче достигли Москвы, и Володе предложили перевестись в столичную музыкальную школу при государственной консерватории.


Не окончив школу в Ленинграде, будущий знаменитый дирижер перебрался в Москву, где и посещал школу искусств, живя в интернате. Володю увлекала не только музыка, но и живопись, и он долгое время учился сразу по обоим направлениям, пока ему не пришлось сделать окончательный выбор в пользу скрипки. Вся его дальнейшая биография была связана только с музыкой.

Всемирное признание

В 1963 году Спиваков окончил музыкальную школу и поступил в консерваторию на курс Юрия Янкелевича, а в 1970 году поступил в аспирантуру под руководством того же педагога. Еще будучи студентом, Владимир Теодорович выступал на разнообразных международных конкурсах, стал лауреатом мероприятий в Париже и Генуе. Во многом ему помогли уроки, которые начинающий скрипач брал у знаменитого Давида Ойстраха.


В 1969 году Спиваков стал лауреатом фестиваля имени Чайковского и конкурса музыкантов в Монреале. Сейчас это может показаться странным, но в молодости Владимира Спивакова с трудом выпускали за границу, и все же ему удавалось не только гастролировать за рубежом, но и обрести всемирную известность, будучи еще совсем юным музыкантом.

Профессиональная концертная деятельность Спивакова на родине началась в 1975 году, а вскоре он начал покорять и зарубежные площадки. Он произвел фурор в знаменитом Линкольн-центре и Карнеги-холле, выступал в составе оркестров Ленинграда, Москвы, Парижа, Нью-Йорка, Лондона, Чикаго.


В архиве Спивакова богатейший репертуар от классиков до современных авторов, множество наград и обширная география поездок. Ему довелось работать со многими талантливейшими и знаменитейшими дирижерами XX века, среди которых мэтры:

  • Е. Мравинский;
  • Е. Светланов;
  • К. Кондрашин;
  • К. М. Джулини;
  • Ю. Темирканов;
  • М. Ростропович;
  • С. Озава;
  • Л. Маазель;
  • Р. Мути;
  • Л. Бернстайн;
  • К. Аббадо.

Дирижерскую палочку, подаренную ему Бернстайном, Спиваков хранит как реликвию наравне со скрипкой Страдивари. Опыт, полученный на гастролях и при работе с лучшими оркестрами мира, пригодился Владимиру Теодоровичу в тот момент, когда он и сам решил заняться дирижерской деятельностью.

Дирижер и руководитель

В 1979 году Спиваков основал коллектив «Виртуозы Москвы», куда попали исключительно именитые музыканты, талантливые исполнители. Все члены оркестра – мужского пола, поскольку женщины обычно связаны по рукам и ногам семьей, детьми, мужьями, что является немалой проблемой для гастролирующего коллектива.


Тогда же Спиваков дебютировал в качестве симфонического дирижера с Чикагским оркестром. Дирижерскому мастерству он обучался в России у Израиля Гусмана, а также у Леонарда Бернстайна и Лорина Маазеля в США. Владимир Теодорович несколько лет возглавлял Российский национальный оркестр, затем - Национальный филармонический оркестр России.


Дирижер Владимир Спиваков

Спиваков является учредителем Московского международного фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…», членом жюри многих международных конкурсов и фестивалей, активно занимается благотворительностью и поддержкой юных дарований. В 1994 году основал Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова.

В качестве дирижера Спиваков выступал с оркестрами Лондона, Филадельфии, Будапешта, оркестрами театра «Ла Скала» и Кельнской филармонии.

Личная жизнь

Владимир Спиваков – харизматичный, импозантный, красивый мужчина, безумно энергичный и интересный даже в свои 72 года. Неудивительно, что многие женщины, и не только его жены, всегда были к нему неравнодушны.

Первой женой артиста стала , талантливая пианистка. Они были молоды, влюблены и безумно счастливы, и вскоре у пары родился сын, тоже впоследствии сделавший карьеру в музыке. Однако влюбленность прошла, а быт у супругов-музыкантов как-то не сложился.


Виктория Постникова, первая жена Спивакова

После развода с Викторией Спиваков долго не вступал в брак. Известно, что у музыканта был роман с коллегой Светланой Безродной. Она помогала ему с созданием оркестра, но вскоре и этот союз распался. В одном из интервью создавшая свой собственный женский оркестр Светлана вспоминала:

«С ним было непрерывное творчество. Но я жила не своей жизнью, а его. Я исполняла тысячу его поручений. И хотя мне с ним было безумно интересно, я благодарна судьбе за то, что мы расстались. Ему я этого не говорила - он обидится. Но с ним я бы никогда не создала оркестр…».


Сегодня Владимир Спиваков счастливо женат. Его супруга – актриса Сати Спивакова (Саакянц), выпускница ГИТИСа. У пары двое родных детей, дочери Татьяна и Анна, а Екатерину, дочку умершей сестры Спивакова, они удочерили.

Родился Владимир 14 сентября 1944 года в Башкирской АССР, в городе Черниковск. Его мать была пианисткой, так что впервые Владимир почувствовал тягу к музыке уже в детстве. В шесть лет он начал учиться играть на скрипке. После окончания войны в биографии Владимира Спивакова состоялся переезд вместе с семьей в Ленинград. Там он стал посещать музыкальную школу при консерватории. А также занимался боксом (даже получил второй разряд), посещал школу живописи при художественной академии.

Дальнейшее образование в биографии Спивакова было получено в Московской консерватории, где он проучился с 1962 по 1967. Впервые участие в музыкальном конкурсе Владимир принял в 1957 году (фестиваль «Белые ночи»), а в международном конкурсе – в 1965. В 1959 получил первую премию международного конкурса, проходившего в Канаде. А еще через год стал лауреатом конкурса имени Чайковского.

Пройдя два года ассистентуры после окончания обучения, Спиваков был приглашен работать в филармонию Москвы. Также Владимир успешно выступал за границей. А в 1978 году ему было присуждено звание заслуженного артиста.

Затем Спиваков выступал с Государственным оркестром, а с 1972 года преподавал в Музыкально-педагогическом институте. Будучи признанным скрипачом, гастролирует по США. А в 1979 году дебютирует в качестве дирижера. В том же году началось формирование его оркестра. Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова дебютировал в июне 1979.

А спустя несколько лет статус оркестра стал государственным. Популярность «Виртуозов» со временем все больше и больше возрастает, ими восхищаются в Европе и Америке. В 1987 году количество концертов, данных оркестром, достигло пятисот, а в 1992 – тысячи.

В 1990 году, когда в стране было сложное экономическое положение, оркестр (все участники вместе с семьями) выехали в Испанию. Когда первый контракт закончился, Спиваков поселился во Франции. В 1997 году, после того, как «Виртуозы Москвы» Спивакова стали государственным камерным оркестром, состоялось их возвращение на родину. С того времени каждый раз выступлению «Виртуозов» сопутствует неизменный успех, как за границей, так и в России.

В 1990 году Владимир Спиваков был удостоен звания народного артиста СССР. А в 1994 году был создан фонд Владимира Спивакова, занимающийся благотворительностью. В 1999 в биографии Владимира Спивакова была получена высочайшая награда – орден «За заслуги перед Отечеством». В том же году он стал дирижером Российского национального оркестра (по контракту до 2002). По его инициативе был основан Московский международный фестиваль.

За свою биографию Владимир Спиваков успешно проявил себя как солист с оркестром, солист с фортепиано, дирижер с оркестром. Вышло несколько компакт-дисков с его музыкой. Неоднократно выступал в качестве члена жюри, а также президента на международных конкурсах.

В 2003 году основал Национальный филармонический оркестр. В том же году Спиваков стал президентом музыкального комплекса на Красных Холмах (международного дома музыки), за строительство которого так боролся.

Спиваков награжден множеством орденов, удостоен премий в известнейших международных конкурсах, а также титулов, званий.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Спиваков Владимир Теодорович - известный во всём мире скрипач, а также дирижёр. Он ведёт активную гастрольную деятельность. Владимир Теодорович - учредитель собственного благотворительного фонда.

Биография

Владимир Спиваков в 1967 году окончил Московскую консерваторию. К этому времени он уже имел целый ряд премий, полученных на конкурсах Международного уровня.

В 1975 году маэстро провёл несколько сольных концертов в США, которые прошли с большим успехом. В дальнейшем Владимир Теодорович многократно выступал с лучшими оркестрами мира. Ведущие мировые критики отмечают, что исполнительская манера В. Спивакова - интеллигентная, артистичная, яркая, эмоциональная, звук - богатый и объёмный. Сам же музыкант всегда говорит, что своим мастерством обязан педагогам Ю. Янкелевичу и Д. Ойстраху. В 1979 году Владимир Теодорович создал камерный струнный оркестр под названием «Виртуозы Москвы», где он является солистом, главным дирижером и художественным руководителем. Прежде чем организовать коллектив, В. Спиваков провёл длительную подготовительную работу. Он обучался искусству дирижирования у Л. Маазеля, И. Гусмана и даже у Л. Бернстайна. Последний подарил Владимиру Теодоровичу собственную дирижерскую палочку, с которой Спиваков не расстаётся по сей день.

Семья

Личная жизнь Владимира Спивакова не является тайной. Почти 30 лет он женат на Сати Саакянц. Маэстро называет супругу редкой женщиной, в которой сочетаются ум и красота.

До неё был женат дважды Владимир Спиваков. Семья у дирижёра - не маленькая. У него и Сати три дочери: Анна, Татьяна и Екатерина. Также у маэстро есть сын от второго брака и племянница, которая осталась сиротой.

Спиваков Владимир Теодорович, личная жизнь которого освещена в данной статье, очень любит свою семью. Все его дети - люди искусства. Екатерина пишет стихи и песни для джаз-группы. Татьяна занимается театром, флейтой и рисованием. Сын Владимира Теодоровича, Александр Рождественский - скрипач.

Скрипка

Владимир Спиваков, музыка для которого всегда была самым главным в жизни, начал свой творческий путь в 7 лет. Сначала он обучался игре на виолончели. Но будущий знаменитый музыкант был очень худеньким и маленьким, поэтому попросил заменить ему инструмент на что-то более лёгкое. После чего его определили на скрипку. Сначала мальчик учился в обычной музыкальной школ, а в 1961 году перевёлся в десятилетку при консерватории. Его педагог считал Владимира талантливым и говорил, что в его руках любая кастрюля будет звучать.

До 1997 года Владимир Теодорович играл на скрипке, созданной мастером Франческо Гобетти. Ему подарил её его педагог - профессор Янкелевич. А в 1997 году сбылась его мечта - у него появилась скрипка Антонио Страдивари, которую он получил в подарок от поклонников и меценатов.

Карьера дирижёра

Спиваков Владимир Теодорович организовал оркестр «Виртуозы Москвы» в 1979 году. Он собрал в свой коллектив талантливейших музыкантов и создал для них атмосферу свободы творчества. Прежде чем оркестр Владимира Спивакова получил мировое признание, музыкантам приходилось репетировать по ночам и в совсем не подходящих для этого местах. В работе у В. Спивакова свои принципы, которые обеспечивают ему успешное руководство артистами. Он относится к своим музыкантам с уважением и пониманием. Владимир Теодорович считает, что ничего хорошего не получится, если перед артистами, у каждого из которых свой характер, свои жизненные обстоятельства и проблемы, будет стоять психованный дирижёр.

Благотворительный фонд

Владимир Спиваков в 1994 году учредил собственный благотворительный фонд. Цель его - помогать юным талантам. Фонд Владимира Спивакова организует концерты, вырученные средства от которых тратятся на покупку хороших музыкальных инструментов, а также на оплату обучения и проживания в Москве одарённых детей из провинции. Помогает Владимир Спиваков не только музыкантам. Фонд организует выставки для детей с художественным даром. Многие юные таланты, получившие помощь от ФВС, уже выросли и стали знаменитыми музыкантами, скульпторами, живописцами. Фонд также помогает и больным детям.

Афиша фонда в сезоне 2015-2016

Благотворительный фонд Владимира Спивакова предлагает следующие мероприятия:

  • Концерт из цикла «Дети - детям. Услышать будущего зов». «Рождественские чудеса». Москва.
  • Спектакль Марка Разовского «Моцарт и Сальери». Участвуют Московский театр «У Никитских ворот» и стипендиаты фонда. Челябинск.
  • Концерт к 70-летию профессора Московской консерватории им. П. И. Чайковского И. Гаврыша. Москва.
  • Концерт лауреатов 1 Московского международного конкурса пианистов Владимира Крайнева. Москва.
  • Концерт стипендиатов фонда с участием Камерного оркестра И. Лермана. Набережные Челны.
  • «Петер де Грот Фестиваль», Голландия.
  • Всероссийский фестиваль-конкурс юных исполнителей «Волшебство звука». Города: Тольятти, Октябрьск, Сызрань, Жигулевск, Самара, Новокуйбышевск, Чапаевск, Отрадное, Кинель-Черкассы, Подбельск, Похвистнево.
  • Второй открытый конкурс «Мелодии романса». Дзержинск.
  • Абонемент «Её Величество Музыка». Города: Мышкин, Углич, Рыбинск, Переславль-Залесский, Ростов.
  • Пятый Международный фестиваль «Peregrinos Musicales». Испания.
  • Концерт из цикла «Дети - детям. Услышать будущего зов». «Ждем весну». Москва.
  • Седьмой Международный детский конкурс имени Д. Д. Шостаковича. Москва.
  • Концерт из цикла «Дети - детям. Услышать будущего зов». «Музыкальный бал». Москва.
  • Международный музыкальный фестиваль «АРСЛОНГА». Москва.
  • «Дети - детям. Услышать будущего зов». «В кругу друзей». Москва.
  • Сезон 2015/2016 гг., Абонемент 165. Выступают стипендиаты и «Виртуозы Москвы». Москва.
  • «Дети - детям». «Торжество гармонии». Москва.
  • Первый Международный конкурс имени Ядвиги Щипановой.
  • Год литературы. Выступление стипендиатов фонда. Москва.
  • Пятый Московский открытый конкурс-фестиваль им. Ю. Н. Должикова. Москва.
  • Международный детский фестиваль «Кинотаврик». Сочи.
  • «Дети - детям. «Друзья встречаются вновь». Москва.
  • «Караван бесконечности...» Москва.
  • «Ночь искусств». Москва.

Владимир Спиваков никому не позволяет прикасаться к своей скрипке, он считает, что из-за этого её молекулярный состав будет нарушен. Дирижёр коллекционирует картины. Маэстро любит почитать. Его любимые писатели: Борхес, Мераб Мамардашвили, Гоголь, Набоков, Пруст, Кундера, Лесков, Гессе. Отдыхать Владимир Теодорович любит в одиночестве, по его мнению, артисту оно необходимо, чтобы поразмышлять, построить планы. Он благодарен своей жене за то, что она даёт ему возможность побыть одному. Маэстро неприхотлив в еде и может существовать в не очень комфортных условиях. В.Спиваков любит простую пищу - пельмени, чёрный хлеб и тушёную капусту с сосисками. Дирижёр считает себя человеком суеверным. Знаменитый скрипач - добрый человек. И крайней неорганизованный.

Награды и премии

Владимир Спиваков - а также Украины, Башкортостана и Осетии. На своё 50-летие маэстро получил в подарок собственную планету, которая была названа его именем. Артист имеет большое количество орденов, медалей и высших государственных наград не только России, но и множества других стран. В 2002 году маэстро стал почётным доктором МГУ. Владимир Теодорович носит звание «Артист мира ЮНЕСКО». За свою творческую жизнь маэстро получил огромное количество различных премий.

26 июля 2013, 23:28

Телеведущая Сати Спивакова, жена знаменитого музыканта Владимира Спивакова, встретилась с Еленой Сотниковой, чтобы откровенно поговорить о возрасте, сексе, физической наготе и душевном обнажении

Елена Сотникова Я вот вчера зашла,чтобы проверить, все ли у вас хорошо, и увидела, что все не просто хорошо, а ОЧЕНЬ хорошо. Сати, вот это да! У меня куча подруг, которым нет еще и 30 лет, а им до тебя далеко. Я бы в твоем случае не только не скрывала возраст, а, напротив, афишировала бы его.

Сати Спивакова Это маразм - скрывать свой возраст. Я понимаю, если ты полностью меняешь личность, имя, страну, начинаешь жизнь с нуля… Уезжаешь, например, в Австралию. Для меня нет ничего более удаленного, наверное потому, что мы туда все никак не доберемся. Вот тогда точно никто не узнает, сколько тебе лет. А мы живем в узком кругу и перемещаемся по жизни соцветиями. Все равно найдется хоть один человек из тысячи, который будет знать, что ты шельмуешь.

Е.С. Ты хочешь сказать, что не скрываешь свой возраст только по этой причине?

Сати Спивакова Конечно нет. Я просто привыкла всегда и везде быть самой младшей. Когда я вышла замуж, мне был 21 год, а мужу - 38. Будучи младше мужа на 17 с половиной лет, я никогда не чувствовала с ним разницы в возрасте, настолько по своим генетическим данным и своему физическому и духовному состоянию он всегда был мальчиком. Войдя в окружение мужа - а среди этих людей были в основном люди старше Володи, - я оказалась такой «дочерью полка».Это было логичным продолжением моего детства. В нашей большой армянской семье, где у меня было много двоюродных, троюродных братьев и сестер и других родственников, я всегда почему-то была самой маленькой. Меня всегда пихали и пинали, не брали в игры, не открывали секретов. Я только и слышала: «Не лезь, ты еще маленькая!» Я была самой юной на курсе, потому что поступила в институт в 17 лет. И я совсем не уловила тот момент, когда, оглянувшись вокруг и проанализировав свое нынешнее окружение, я поняла, что перешла в категорию самой старшей. Среди этого молодняка я самая старая. Слово «старая» я, разумеется, ставлю в большие жирные кавычки.

Е.С. Мне понятно твое состояние. Я до сих пор автоматически строю из себя девочку, маленькую Леночку, которая тоненьким голоском разговаривает с «тетенькой», если мне приходится общаться с солидной дамой. Потом оказывается,что тетеньке 35 лет, а мне 42.

Сати Спивакова Это идет не от ощущения возраста. Я, например, постоянно испытываю чувство вины. Мне кажется, что я всем всюду должна. Это следствие нашего воспитания, когда в нас развивали гиперответственность. Отсюда ощущение себя вечной школьницей. Мама мне всегда говорила: «Ты еще девочка, тебе рано краситься и носить каблуки». Выйдя замуж, я тоже попала в такую среду, когда думала, что для каких-то вещей я еще совсем не доросла. И вдруг ты понимаешь, что многое уже невозможно, потому что уже поздно. И вот он стоит, твой последний вагон. А по инерции продолжаешь думать, что все впереди. Привычка.

Е.С. Я часто думаю, что все рассуждения о молодости и старости просто смешны, потому что от одной возрастной категории до другой нас отделяют какие-то несчастные 10–15 лет. Я понимаю, если бы между молодой и взрослой женшиной был бы разрыв лет в 200, как у черепах, например. Тогда можно было бы воспринимать переход в другой возраст как эпохальное событие. Но что такое 10 и даже 20 лет? Это миг. Мне близок подход к этому вопросу Шарлотты Рэмплинг, которая смеется над пластической хирургией, говоря, что это одна из самых тщетных вещей на свете.

Сати Спивакова Я встречалась с Шарлоттой несколько раз. В ней действительно есть невероятное естество, некий английский пофигизм в отношении к собственной внешности. «Я вам уже все показала, что еще надо?» Ты не увидишь у нее наманикюренных ногтей и залаченных волос. Мы как-то сидели с ней за одним столом в кругу общих знакомых. Володя даже ее не узнал и говорит тихонько: «Боже мой, какая сексуальная женщина!» При том, что веки у нее висят, и грудь висит, плюс этот трагический рот с опущенными уголками, и вся эта неровная пигментация… Но! Она бросает один взгляд, и этого достаточно.

Е.С. Мне кажется, что все бывшие красавицы делятся на две категории: те, которые начинают сходить с ума, когда былая красота начинает уходить, и те, которые могут перейти в другое культурное качество жизни. Женщина не может всю жизнь скакать среди комплиментов и рукоплесканий. Как пережить эту ситуацию? Ведь мир не может состоять только из молодых женщин. Это глупо, однако по-прежнему общество, особенно наша тусовка, воспринимает старение либо как болезнь, либо как позор. Ведь что обычно пытаются скрыть? Нечто постыдное.

Сати Спивакова У этого вопроса есть два полюса. Безусловно, в последние годы нам навязывают культ молодости. Но в этом я вижу и плюс. Во времена наших родителей осознание своей оболочки было чем-то второстепенным; важным считался «богатый духовный мир», то, как ты воспитан, какое у тебя образование, сколько книжек ты прочитал, какая у тебя семья. А там уж, что природа дала - неважно. Если не дала, то и ладно. Моя мама была очень красивой женщиной, и я это хорошо помню. Но, когда я думаю о ней и своих тетках, мне не хочется быть на них похожей. В их поколении все, что было связано с культом тела, напрочь отсутствовало. Было очень мало женщин, которые осознавали свою женственность. Сейчас же все это хлынуло на нас мощным потоком, и все стали яростно за собой ухаживать.

Е.С. А зачем?

С.С. Для того чтобы в свой платиновый период жизни хоть себе нравиться. Быть в ладу прежде всего с самой собой. Ведь и правда, невозможно всегда скакать и быть вечной «зажигалкой». Молодым девочкам неплохо иногда пытаться вместе с массажем, термажем и спортзалом то же самое проделывать с душой и мозгом. Заниматься фитнесом для ума. Только тогда к определенному возрасту ты можешь прийти к балансу. Если я задам тебе вопрос о женщине, которая служит для тебя эталоном, ты никогда не назовешь никого младше себя лет на 10. Быть красоткой в 20 лет - это несложно. Помнишь это прекрасное высказывание: «В 20 лет у тебя то лицо, которое тебе дала природа, в 30 - лицо, которое ты сама себе сделала, а после 40 - то лицо, которое ты заслуживаешь».

Для меня, человека, воспитанного в музыкальной среде, слово «гармония» занимает особое место, хотя я иногда люблю и диссонансы. Я стараюсь достичь этой гармонии, хотя это сложно и получается редко, но для меня безумно важны эти короткие перебежечки, маленькие временные отрывки, когда я довольна собой и могу сама себе поставить высокие оценки. Как сказал мне один известный пианист, «Сати, нужно работать над своей вечностью».

Е.С. Для него это, скорее всего, имело отношение к профессии, хотя мне очень нравится это определение. А что такое «работа над вечностью» для тебя?

С.С. Я вдруг поняла, что наступило время смены приоритетов. Дети выросли, но я по-прежнему живу на два города (мои дочери живут в Париже), потому что страдаю от того, что не могу быть полноценной матерью. Совсем недавно я поняла, что хватит чувствовать себя виноватой и входить в положение всех и вся. Мой главный приоритет сейчас - это я сама. Самое страшное для женщины – прореха между «быть» и «казаться». Когда эти вещи находятся в равновесии и одно не заваливает другое, тогда можно достойно стареть и идти по жизни не спотыкаясь, не вихляя задом и не хромая.

Е.С. Почему ты согласилась сниматься для журнала в таком виде? Это же, мягко скажем, не психологический портрет? Ты хотела показать себя другим женщинам?

С.С. Я хотела показать себя самой себе. Почувствовать, что я это могу. Мне так понравилась атмосфера вчерашней съемки, я просто порхала… У меня в голове сейчас такая установка: если не я, то кто, и если не сейчас, то когда? Мне давно хотелось сделать нечто подобное с хорошим фотографом, с хорошим светом, с осознанием своего женского естества. Я обожаю фотографии, которые отмечают какой-то новый этап в жизни. Считайте, что сейчас это произошло. Прекрасно, когда все это иногда совпадает - твой биологический и фактический возраст… Хотя я до сих пор не разобралась в том, что это такое. Когда я познакомилась с Борисом Акуниным, он меня расспрашивал: «Скажите, а какие из моих произведений вам нравятся? А какие нет?» Я долго объясняла, что считаю удачным, а что, по моему мнению, ему вообще не стоило писать. Он, раскуривая свою японскую трубку, задумчиво изрек: «М-да. У меня есть свой тест, я только что на вас его провел. Ментальный возраст - 16 лет». Жена Акунина меня успокоила: «В его случае это комплимент».

Е.С. Скажи, как тебе дается публичность? Особенно в последнее время, с развитием Интернета, когда любой неудачный ракурс, неправильный шаг может вызвать массу негативных комментариев? Я вот всегда читаю и болею.

С.С. Девушка, а зачем вы туда лазите, позвольте вас спросить? Если читаешь, то не болей. Мне важно, что про меня скажут люди, мнение которых для меня ценно, но не кто-то с ником «кошечка», «пусечка» или «аватар-26».

Объясню на примере мужа. У нас в стране был период травли музыкантов. Знаешь, когда дворовые псы несутся по улице, со всеми этими колючками и репейниками, страшными мордами и слюнями? Вот такая у нас была орава музыкальных критиков в Москве, которые облаивали всех, включая самого Ростроповича. Они хватали только лакомые куски - кого прокусят. Кого они точно достать не сумели, так это Валерия Абисаловича Гергиева. Пару раз тронули и тут же получили по полной программе. А остальные страдали. Как страдал бедный Ростропович! Он же перестал играть в России и вернулся только как дирижер. И Спиваков страдал ужасно, все грыз ногти. Тогда я запретила секретарям, директорам оркестров, ему и себе самой все это читать. Залы все равно полные. Отдача от публики абсолютная. Зачем тратить себя, думая, кто там чего пишет? Как только он от этого абстрагировался, статьи для нас исчезли. Как будто их и не было.

Е.С. Являешься ли ты заложницей популярности своего мужа?

С.С. Конечно. Для меня очень важно его мнение. Он дает мне возможность в жизни поразвлекаться, потому что знает, какая я. Это очень важно - ощущение контролируемой свободы. Полной свободы в отношениях быть не может.

Когда я только стала ассоциироваться с Владимиром Спиваковым, я уже была довольно известным человеком в Армении, а ведь мне было всего 20 лет. Когда я впервые по­явилась с ним в Большом зале консерватории, я шла с посылом: «Пожалуйста, любите меня! За что меня не любить? Я молодая, я его обожаю, я знаю, чем он занимается, и понимаю его лучше, чем кто-либо, потому что я знаю эту музыку с младенчества!» Моя мама была пианисткой, папа играл на скрипке. Я была уверена, что все меня будут любить. Но публичность Володи приложила меня, как говорится, мордой об стол. Меня долго и тупо били мордой об стол. Я входила в зал и чувствовала, что моя аура, оболочка вокруг меня становится решетом от взглядов-выстрелов. «Кто такая? Из какой деревни? С гор сошла! Выскочка!» И так далее. Я сейчас смотрю на свои фотографии тех лет. Может, я не умела одеваться и причесываться, но я была свежа и прекрасна, как роза, которую ты сейчас теребишь (я сижу и разбираю на лепестки огромную красную розу. – Е.С.), у меня была идеальная фигура, формы, глаза… И вместо того чтобы чувствовать это и наслаждаться, я постоянно боролась за свое место. Это сейчас, когда я прихожу в консерваторию, все бегут приложиться к ручке. Слава богу, я умею все это фильтровать.

Е.С. Сати, как ты относишься к современному раскрученному типажу модели?

С.С. Я видела немало красивых девочек с идеальными формами, на которых просто очень приятно смотреть. Эстетически. Издали. Пока они рот не раскроют. Когда вот такая летом томно выходит на пляж загорать, со всеми этими распущенными волосами, идеальными гребенками и педикюрами, это красиво. Но это ничего общего не имеет ни с эротикой, ни с сексуальностью, ни с чувственностью.

Е.С. Но эти девушки все равно являются ролевыми моделями для миллионов женщин. Они представляют определенный типаж, они востребованы очень богатыми мужчинами и получают то, чего ни одна просто хорошенькая медсестра или школьная учительница получить не может.

С.С. Я уверена, что у по-настоящему богатого мужчины красивая жена все равно будет женщиной, а не трофеем. Кстати, у большинства этих, как ты говоришь, востребованных девушек так ничего и нет. Замуж зовут нечасто, а борьба за все это богатство - это очень и очень тяжелый, изматывающий труд.

У меня была одна приятельница, которая была вечно недовольна собой и все время что-то переделывала. То просила с коленок чуть-чуть убрать, то сиську подкачать, то нос подрезать. Она была иностранка, не русская. Ее первое появление в свете всегда сопровождалось всеобщим «ах!», и все затихали. Рядом с ней ходил ее муж, испанец, который был гораздо старше ее, ценил, любил, носил на руках. Это был его второй поздний брак. Как-то раз мы с ним сидели у них дома, он провожал ее взглядом. Женщина ходила по дому в красивом спортивном костюме из тончайшего кашемира, в тапочках, которые подходили под костюм; причесанная хоть и по-домашнему, но идеально уложенная. Я говорю ему: «Красивая у тебя жена!» И тут он роняет фразу, которую я никогда не забуду: «Да, но… Какая же у нее грустная жопа!»

Е.С. Ты дружишь со многими молодыми людьми, в том числе геями. Как ты к ним относишься?

С.С. Один из моих друзей как-то сказал: «Дорогая, ты у нас королева:)асов». И подарил мне золотую корону на цепочке. А если серьезно, эти люди дают мне то понимание женщины, которое не способен дать ни один гетеросексуальный мужчина. Мои вкусы сначала формировали родители, потом муж, который заново открыл для меня музыку и живопись, но узенькую эстетику восприятия моды, стиля жизни мне показал именно гомосексуалист, с которым я познакомилась в 1988 году во время первой выставки Ива Сен-Лорана в Москве. Он был моим братом, моим зеркалом… Он давал мне ощущение комфорта самовыражения и очень правильно выстроил мои представления по отношению к разным сексуальным векторам. Например, объяснил, что два человека могут друг друга любить, даже если между ними нет секса. Это иная близость, и такие союзы могут быть просто невероятными. Геи, как и женщины, могут быть счастливы только тогда, когда они с собой в ладу. Я недавно читала дневники Чайковского - как же он страдал! Но сколько мировая культура получила от этого страдания! А Микеланджело? Сколько эти люди дали миру! Во многом это мужчины с мозгами и восприятием женщины - а это очень тонкая конструкция.

Е.С. Геи тянутся далеко не ко всем женщинам… Почему они выбирают, например, тебя?

С.С. Они ненавидят самок. Они не любят женщин, у которых инстинкты довлеют над биением сердца.

Е.С. Тебе не кажется, что потребность людей в сексе сегодня очень преувеличена прессой?

С.С. Она не преувеличена. Она трансформирована. Люди пытаются повторить в жизни то, что они видят в фильмах и журналах. Вообще, эти ванны, ароматические свечи и сексуальное белье - это штучки для импотентов. Однажды мы с Владимиром Теодоровичем были в глухой американской тьмутаракани. В один из дней он пошел на репетицию, а я сидела и маялась от скуки. Решив наконец прогуляться, я набрела на магазин Victoria’s Secret. В какой-то американской дыре! Что-то меня дернуло, и я набрала всяких сложных бельевых штучек с сердечками, бантиками и дырочками, приволокла в гостиницу и во всем этом вышла вечером к мужу. Он очень удивился и говорит: «Сачок, что с тобой?»

Мы оба весь вечер хохотали, потому что понимали, насколько все это не нужно для той цели, на которую это рас­cчитано. Ведь существуют ситуации, при которых втирай-не втирай масла, принимай-не принимай позы, зажигай-не зажигай свечи все равно ничего не выйдет.

Е.С. Ты хотела бы вернуться в 30 лет?

С.С. У моего хорошего друга была бабушка, которая говорила: «Снова дурой? Ни за что!» Я бы только хотела, чтобы не возникало чувство усталости на долгом забеге. Ужасно хочется невыносимой легкости бытия.

Дата: лето 2010 года

Родилась Сати (Сатеник)Зарэевна Спивакова7 января 1962 года в Ереване. Росла в очень музыкальной творческой семье. Бабушка армянка из Ростова, была певицей, часто пела в церковном хоре на службе, там она и познакомилась с дедушкой Сати.

Отец скрипач, очень известный в Армении, закончил академию в Москве, учился у Янкелевича. Мать была пианисткой, бакинская армянка. По возвращению в Армению, отец организовал свой камерный оркестр, он стал вторым по известности в Союзе после московского. А Сати с детства не понимала жизни без оркестра, так как он был создан сразу после её рождения, и разввалась вместе с развитием оркестра.

Естественно, как и во многих творческих семьях, дочь хотела пойти по стопам родителей, и решила учиться в специальной музыкальной школе игре на рояле. Но ей это не особо нравилось, и получалось у неё средненько, не прониклась она духом игры на рояле, особого интереса у неё так и не появилось. С двенадцати лет мечтала стать актрисой, и закончив школу она сказала родителям, что собирается поступать в театральное. Матери эта затея явно пришлась не по нраву, но отец её успокоил, сказав, что ей надо дать возможность попробовать, если не получится - всегда может вернуться домой. И Сати приехала в столицу. Попробовалась везде, где только можно, но поступила в ГИТИС. Сати - девочка провинциальная, и её приводило в восторг даже само название ГИТИС, курс набирал Туманов, поступила сразу, и уже на первом курсе обучения снялась в своей первой ленте, что было уже невероятным, так как там существовал принцип - к кино и близко не подходи. Но ей как-то вот так сразу и повезло, наверно. Ей сначала отказали, но потом сделали предложение, на которое она, естественно, согласилась не раздумывая, Туманов разрешил ей ездить на съёмки через день, но она не видела всей сложности этого графика, так как на кону стояла главная роль символа Армении единственной героини в армянской литературе - "Ануш"

Семья

Сати приходилось после учёбы в институте поздней ночью вылетать в Армению, где мама её отхаживала, в семь утра бежала в студию на съёмки, а ночью снова садиться в самолёт, чтоб лететь обратно в Москву. С таким напряжённым графиком она просуществовала целых два месяца. После чего Туманов проникся к ней самыми тёплыми чувствами, в то время, когда всех своих студентов он звал исключительно по фамилии, к Сати же он обращался:"Сати-детка" , они очень полюбили друг друга. Но уже через год он умер, а у Сати совсем пропал интерес к учёбе. Она взяла академку.

Вернувшись через год к учёбе, она попала к другому преподавателю, с которым вообще не была знакома, и ничего о нём не знала. Она погрязла с головой в своём творческом мирке театра, не обращая особого внимания на окружающую её реальную жизнь. Но в какой-то момент кто-то попросил передать отцу в дар винил Спивакова.

Где-то за год до знакомства с ним, она вместе с родителями смотрела передачу, где и обратила внимание на Спивакова, которого показали крупным планом, и отметила, что он достаточно хорошей внешности. Тут как-то ночью Спиваков ей позвонил, и они проболтали до утра, обо всём на свете, читали друг другу стихи, он рассказывал о своей жизни и о себе, и она прониклась его рассказом. Поняла, что любая ситуация в жизни для него такая же роль, как и на сцене, что он такой же искренний на сцене, как и в реальной жизни, познала всю многогранность этого человека. Однако, не смотря на их чувства друг к другу, предложение руки и сердца Спиваков делать ей не спешил. Он уже был ранее разведён, что повлекло за собой некие душевные раны, так как развод был очень болезненным для него, жена уходила вместе с его маленьким ребёнком, а ему на тот момент было 28 лет. После этого он был с женщинами по большей мере, ради сиюминутной необходимости, не более. В общем, был он убеждённым холостяком, артистом свободного полёта. Но всё-таки, жизнь сделала свой ход, и они поженились. Свадьбу играли в домашних условиях без излишеств. Она подарила ему деток, это настоящая творческая семья, красивая и открытая. У них три прекрасных дочери. Вообще, это прекрасно, когда есть такие семьи, создающие, династию, так правильнее сказать будет, наверно. Когда люди полностью понимают друг друга, так как живут в одном мире, и в семье Спиваковых - это творческий прекрасный мир.