Закон об ограничении оборота оружия июнь. Запрет на оружие гражданам РФ! Ограничение оборота оружия чемпионат мира по футболу

Новости и акции

ОГРАНИЧЕНИе ОБОРОТА ОРУЖИЯ И ПАТРОНОВ с «01» ИЮНЯ по «12» ИЮЛЯ 2017

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ОБОРОТА ОРУЖИЯ И ПАТРОНОВ

​ ​

Уважаемые покупатели и партнеры .

Напоминаем Вам о том, что оборот оружия и патронов в городе Санкт-Петербург будет запрещен.

Этот запрет будет действовать на период подготовки и проведения Кубка Конфедераций по футболу 2017 года.

Время действия запрета с «01» июня 2017 года по «12» июля 2017 года.

Рекомендуем Вам заранее проанализировать необходимость в лицензионном товаре, и приобрести все необходимое перед началом действия запрета на торговлю оружием и патронами, потому как конец июня и июль – это традиционно месяцы вашей подготовки и закупки товаров для охотничьего сезона. Как раз в этот период мы будем закрыты для отгрузок. При этом мы будем закрыты и для приема товаров от поставщиков, что обязательно отразится на ассортименте.

Полноценно мы сможем работать по всему ассортименту только с начала августа.

Напоминаем, что срок действия лицензий на приобретение гражданского нарезного оружия, гладкоствольного и оружия самообороны составляет 6 (шесть) месяцев со дня оформления, поэтому необходимо внимательно проверить сроки действия Ваших лицензий и сделать необходимые выводы.

Помимо этого, ставим в известность покупателей, которые уже оплатили у нас лицензионный товар – Вам необходимо до конца мая 2017 выбрать день, когда Вы сможете оформить свой оплаченный товар. Если такой возможности у Вас нет, то выдача и оформление оружия и патронов будет производиться, начиная с «13» июля 2017 г.

Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года №202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года"

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановляю :

"4. Установить, что на территориях городов Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи в период с 1 июня по 12 июля 2017 г . и на территориях городов Волгограда, Екатеринбурга, Казани, Калининграда, Москвы, Нижний Новгород, Ростова-на- Дону, Самары, Санкт- Петербурга, Саранска, Сочи в период с 25 мая по 25 июля 2018 г.:

...

12. Запретить с 1 июня по 12 июля 2017 г. и с 25 мая по 25 июля 2018 г. в субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности, оборот (за исключением хранения, изъятия):

а) гражданского и служебного оружия и патронов к нему;

...

16. Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации обеспечить в субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности:

а) организацию контроля за исполнением запрета, предусмотренного подпунктом "а" пункта 12 настоящего Указа;

б) изъятие соответствующими территориальными органами Федеральной службы войск

национальной гвардии Российской Федерации оружия, патронов к нему, боеприпасов и

специальных средств в случаях выявления фактов их незаконного оборота и хранение

изъятого оружия, патронов к нему, боеприпасов и специальных средств в соответствии с

законодательством Российской Федерации в период введения усиленных мер

безопасности;

в) организацию начиная соответственно с 13 июля 2017 г. и с 26 июля 2018 г. возврата

изъятого и принятого на хранение оружия, патронов к нему, боеприпасов и специальных

средств их владельцам при отсутствии оснований, препятствующих такому возврату в

соответствии с законодательством Российской Федерации."

К проведению международных футбольных мероприятий (Кубок Конфедераций и Чемпионат мира) Россия готовилась давно.

Для любой страны мира прием на своей территории проходящих раз в 4 года футбольных первенств является долгожданным событием как в экономическом, так и в сугубо политическом плане. На кубок и, особенно, чемпионат мира съезжаются болельщики и туристы, сотни миллионов человек по всему миру наблюдают телетрансляции матчей. К стране-хозяйке чемпионата приковано внимание всех не равнодушных к футболу людей. Для современной России политический аспект проведения Кубка и чемпионата мира сейчас особенно важен.

В некоторой степени Кубок 2017 года и Чемпионат мира 2018 года можно сравнить с Олимпиадой 1980 года в Москве. Именно летом 1980-го года миллионы людей со всего мира увидели пусть немного идеализированную, но в то же время не лишенную реальности жизнь граждан. Именно Олимпиада-80 помогла явилась стартовой точкой прекращения восприятия СССР мировым сообществом как «Империи зла». В наши дни, безусловно, ситуация не столь острая как в 1980-ом, но приоритеты остались практически прежними. В наши дни России необходимо показать мировому сообществу как непримиримость и готовность бороться с чумой 21 века – терроризмом, так и обратную сторону – мирную жизнь внутри страны при максимально возможном уровне обеспечения безопасности при проведении футбольных матчей.

Подготовка к Кубку и Чемпионату началась несколько лет назад и сразу приняла серьезный масштаб: 7 июня 2013 года (чуть меньше чем через год после избрания России страной-хозяйкой проведения кубка и чемпионата мира) был принят федеральный закон № 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA2017 года».

В России традиционно повелось закрывать оружейные магазины и ограничивать и патронов в период проведения спортивных мероприятий. В последний раз подобные меры были приняты во время олимпиады в Сочи в 2014 году. Собственно, не надо быть аналитиком, чтобы предсказать введение подобных мер в городах проведения футбольных матчей. Однако подписанный 9 мая 2017 года Президентом Российской Федерации указ № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года» поверг в некоторый шок даже руководство МВД и Национальной Гвардии.


Впервые за всю современную историю России в стране на время проведения Кубка конфедераций (1 июня-12 июля 2017 года) вводится практически полный запрет на оборот гражданского оружия. В соответствии с пунктом 12 Указа № 202:

12. Запретить с 1 июня по 12 июля 2017 г. и с 25 мая по 25 июля 2018 г. в субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности, оборот (за исключением хранения, изъятия):

А) гражданского и служебного оружия и патронов к нему;

Федеральный закон «Об Оружии» под оборотом оружия так же понимает приобретение, продажу, ношение, транспортирование, экспонирование.В соответствии с пунктом 12 Указа № 202 имеющееся у населения регионов, где будут проводиться матчи Кубка конфедераций, оружие будет иметься возможность только хранить по месту проживания. Причем это будет касаться абсолютно любого гражданского оружия: будь то нарезной охотничий карабин или газовый баллончик со слезоточивым газом. Данный запрет будет распространяться в городах проведения матчей кубка: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Сочи.

Фактически это означает, что жители и гости указанных выше городов ограничены в праве на самооборону с легальным оружием, праве посещения стрелковых объектов, праве приобретения, продажи, регистрации и экспонирования оружия. Несмотря на то, что со дня выхода указа прошло более одной недели, до сих пор нет ясности, что будет с нарушителями данного указа? Понятно, что незнание закона не освобождает от ответственности, но, с другой стороны, сколько граждан приобрели для самообороны газовые баллончики и носят их при себе, не подозревая об ограничении их оборота в виде ношения?

Отметим, что и так же относится к гражданскому и попадает под запрет оборота (кроме хранения и изъятия).

Однако сертифицированные массо-габаритные макеты (ММГ), конструктивно схожие с оружием изделия (например, пневматические пистолеты и винтовки с дульной энергией по сертификату до 3 Дж), туристические и разделочные ножи в этот перечень не входят, поскольку не являются оружием.
Куда больше вопросов вызывает ограничение оборота служебного оружия. Ни для кого не секрет, что частные охранные предприятия (ЧОП) используют служебное оружие. Служебным оружием так же вооружены банковские инкассаторы (кроме Сбербанка России). То есть получается, что, например, в Москве в период с 1 июня по 12 июля 2017 года инкассация денежных средств будет производиться безоружными инкассаторами?

А охрана объектов и сопровождение ценных грузов будет осуществляться безоружными охранниками?

По состоянию на 16 мая, от МВД и Нацгвардии пока не получены разъяснения относительно ответственности за несоблюдение ограничений по обороту оружия и относительно использования служебного оружия. Мы будем держать наших читателей в курсе мер, которые будут приниматься для обеспечения исполнения указа № 202 в период с 01 июня по 12 июля в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Сочи.

На территории Российской Федерации запрещаются:

1) оборот в качестве гражданского и служебного оружия:

огнестрельного длинноствольного оружия с емкостью магазина (барабана) более 10 патронов, за исключением спортивного оружия, имеющего длину ствола или длину ствола со ствольной коробкой менее 500 мм и общую длину оружия менее 800 мм, а также имеющего конструкцию, которая позволяет сделать его длину менее 800 мм и при этом не теряется возможность производства выстрела;

огнестрельного оружия, которое имеет форму, имитирующую другие предметы;

огнестрельного гладкоствольного оружия, изготовленного под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом;

кистеней, кастетов, сурикенов, бумерангов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов и указанных предметов, имеющих культурную ценность и используемых в культурных и образовательных целях;

патронов с пулями бронебойного, зажигательного, разрывного или трассирующего действия, а также патронов с дробовыми снарядами для газовых пистолетов и револьверов;

оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологических факторов; оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании электромагнитного, светового, теплового, инфразвукового или ультразвукового излучения и которые имеют выходные параметры, превышающие величины, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации и соответствующие нормам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также указанных оружия и предметов, произведенных за пределами территории Российской Федерации;

газового оружия, снаряженного нервно-паралитическими, отравляющими, а также другими веществами, не разрешенными к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;

оружия и патронов к нему, имеющих технические характеристики, не соответствующие криминалистическим требованиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, за исключением оружия, имеющего культурную ценность, в том числе старинного (антикварного) оружия, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия;

электрошоковых устройств и искровых разрядников, имеющих выходные параметры, превышающие величины, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации и соответствующие нормам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также указанных видов оружия, произведенных за пределами территории Российской Федерации;

холодного клинкового оружия и ножей, клинки и лезвия которых либо автоматически извлекаются из рукоятки при нажатии на кнопку или рычаг и фиксируются ими, либо выдвигаются за счет силы тяжести или ускоренного движения и автоматически фиксируются, при длине клинка и лезвия более 90 мм, за исключением холодного оружия, имеющего культурную ценность, в том числе старинного (антикварного) холодного оружия, копий старинного (антикварного) холодного оружия и реплик старинного (антикварного) холодного оружия;

гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения с дульной энергией свыше 91 Дж и служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения с дульной энергией свыше 150 Дж;

2) хранение или использование вне спортивных объектов спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм, спортивного холодного клинкового и метательного оружия, за исключением хранения спортивного огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом либо спортивного длинноствольного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм, приобретенного гражданами Российской Федерации в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона, хранения и использования луков и арбалетов для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира;

2.1) ношение и перевозка в границах населенных пунктов пневматического оружия в заряженном или снаряженном состоянии, а также использование такого оружия в границах населенных пунктов вне помещений и участков местности, специально приспособленных для спортивной стрельбы в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, и согласованными с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия;

3) установка на гражданском и служебном оружии приспособлений для бесшумной стрельбы и прицелов (прицельных комплексов) ночного видения, за исключением прицелов для охоты, порядок использования которых устанавливается Правительством Российской Федерации, а также их продажа;

4) пересылка оружия;

5) ношение гражданами оружия при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых публичных мероприятий, ношение огнестрельного оружия в состоянии опьянения, а также ношение гражданами огнестрельного оружия ограниченного поражения на территориях образовательных организаций, за исключением образовательных организаций, уставные цели и задачи которых предусматривают использование оружия, во время нахождения в организациях, предназначенных для развлечения и досуга, осуществляющих работу в ночное время и реализующих алкогольную продукцию, за исключением случаев ношения такого оружия лицами, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации охрану указанных организаций;

6) ношение гражданами в целях самообороны огнестрельного длинноствольного оружия и холодного оружия, за исключением случаев перевозки или транспортирования указанного оружия;

7) продажа, передача, приобретение оружия и патронов к нему, производимых только для экспорта в соответствии с техническими условиями, отвечающими требованиям стран-импортеров;

8) продажа или передача патронов к гражданскому оружию лицам, не владеющим на законном основании таким гражданским оружием, за исключением передачи патронов лицам, занимающимся в спортивных организациях видами спорта, связанными с использованием огнестрельного оружия, или проходящим стрелковую подготовку в образовательных организациях;

9) хранение патронов к гражданскому оружию лицами, не владеющими на законном основании таким гражданским оружием;

10) уничтожение оружия, имеющего культурную ценность, либо приведение его в негодность посредством применения методов и технологий, разрушающих его конструкцию или художественное оформление;

11) приобретение гражданами Российской Федерации в целях коллекционирования спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом и патронов к нему;

12) продажа или передача инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию гражданам, не имеющим разрешения на хранение и ношение такого оружия.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 6 Закона об Оружии

1. На территории Российской Федерации запрещается оборот в качестве гражданского и служебного оружия огнестрельного длинноствольного оружия с емкостью магазина (барабана) более 10 патронов, имеющего длину ствола или длину ствола со ствольной коробкой менее 500 мм и общую длину оружия менее 800 мм, а также имеющего конструкцию, которая позволяет сделать его длину менее 800 мм и при этом не теряется возможность производства выстрела; огнестрельного оружия, которое имеет форму, имитирующую другие предметы; огнестрельного гладкоствольного оружия, изготовленного под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом. В гражданском огнестрельном оружии исключается ведение огня очередями. Кроме того, с 1 января 2010 года огнестрельное гладкоствольное гражданское оружие должно иметь отличия от служебного по следообразованию на гильзе.

Одним из основополагающих международных документов по рассматриваемой проблеме является Европейская конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами (28 июня 1978 г., г. Страсбург). Конвенция определяет такие понятия, как огнестрельное оружие, его различные виды, признаки и отличительные черты. Россия в этой Конвенции не участвует. В соответствии со ст. 18 этого документа в случае войны или других исключительных обстоятельств применяются правила, отличающиеся от установленных данной Конвенцией.

Другим важным международным документом является Брюссельская конвенция о взаимном признании испытательных клейм ручного огнестрельного оружия (1 июля 1969 г.). Российская Федерация присоединилась к этой Конвенции в 1992 г. (Постановление Правительства РФ от 20 ноября 1992 г. N 891).

Между тем все еще существуют противоречия по установлению нормативов длины ствола для служебного и гражданского оружия, содержащихся в Законе и Брюссельской конвенции. Согласно международным стандартам установлено ограничение в 600 мм для длины ствола гражданского и служебного оружия, в то время как в настоящей статье установлена длина оружия 800 мм.

Ограничение длины ствола и общей длины оружия весьма актуально при рассмотрении вопросов об усмотрении в действиях лица составов преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 222 Уголовного кодекса РФ и ч. 1 ст. 223 Уголовного кодекса РФ. Первая проблема заключается в исключении гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия из предмета преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222 Уголовного кодекса РФ. Другой проблемой в данном случае является определение вопроса о наличии в действиях лица состава незаконного изготовления или переделки огнестрельного оружия при укорочении стволов у огнестрельного длинноствольного оружия, поскольку короткоствольное огнестрельное оружие в гражданском обороте запрещено.

Верховный Суд РФ в Постановлениях N 106п2003 по делу Т. и N 865п03 по делу А. подтвердил, что действия виновных по изготовлению обреза из охотничьего ружья путем укорачивания стволов охотничьего ружья в виде их отпиливания содержат признаки изготовления огнестрельного оружия, поскольку в данном случае ружье утратило свои первоначальные функции и приобрело функции обреза - самодельного гладкоствольного огнестрельного оружия, обладающего другими характеристиками. Трудности квалификации в данном случае во многом обусловлены тем, что Пленум Верховного Суда РФ включает переделку в изготовление. Если при переделке, например, газовое оружие становится огнестрельным, проблем не возникает. Напротив, в случае модификации огнестрельного оружия, когда оно не перестает быть таковым, как видно из приведенных примеров, существуют недопустимые разногласия. Мы считаем, что такая переделка оружия направлена на то, чтобы обеспечить скрытость ношения оружия, как правило, в криминальных целях, а следовательно, должна получить должную правовую оценку. Кроме того, предметы, подвергшиеся переделке, теряют свое первоначальное предназначение. Так, обрез охотничьего ружья не может выполнять полноценно функции охотничьего ружья вследствие изменения технических характеристик. В частности, значительно изменяется траектория и дальность полета снаряда, его кучность, в результате чего использовать обрез для охоты становится достаточно проблематичным. Несмотря на это, в судебной практике до сих пор встречаются случаи неправильной квалификации. Особенно это актуально при наличии исключения в ст. 222 Уголовного кодекса РФ в отношении гражданского гладкоствольного оружия, что позволяет судам, основываясь на выводах криминалистической экспертизы, относить обрез охотничьего ружья к гладкоствольному оружию.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда от 12 марта 2002 г. N 5 при квалификации последующих незаконных действий с изготовленным оружием необходимо исходить из тех тактико-технических характеристик, которыми стало реально обладать переделанное виновным оружие, а не тех предметов, которые подверглись переделке. Однако в рассматриваемом случае техническая сторона изделия меняется в меньшей степени, чем его целевое назначение, поскольку оружие остается огнестрельным и гладкоствольным. Считаем правильной точку зрения, согласно которой обрез является атипичным самодельным огнестрельным оружием, изготовление, приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка и ношение которого образуют состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222 Уголовного кодекса РФ. Это справедливо и в отношении случаев, когда лицо имело разрешение на охотничье ружье, из которого был изготовлен обрез.

Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года» в период с 25 мая по 25 июля 2018 года на территориях городов, в которых будет проводиться чемпионат (Волгоград, Екатеринбург, Казань, Калининград, Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саранск и Сочи), вводятся усиленные меры безопасности.

Они касаются многих аспектов, за их исполнение отвечают разные ведомства, но давайте рассмотрим подробнее ту часть Указа, где речь идёт об обороте гражданского оружия (ответственны за исполнение сотрудники Росгвардии).

Что говорит закон?

Пункт 12: «…запрещён оборот гражданского и служебного оружия и патронов к нему (за исключением хранения и изъятия уполномоченными органами)». Это означает, что будет запрещена покупка, продажа, ношение, транспортировка и транзит, постановка на учёт и продление срока регистрации оружия, запрещена охота. Это касается и юридических лиц (в том числе стрелковых клубов, частных охранных организаций и образовательных учреждений, занимающихся подготовкой охранников). По Указу № 224 из запрета исключены экспонирование и учёт гражданского и служебного оружия. Разрешена также передача, транспортировка, использование, ввоз и вывоз из страны спортивного огнестрельного оружия и патронов к нему для подготовки и участия в соревнованиях всероссийского и международного уровня по стрелковым видам спорта.

В общем, дело тут не в футболе, мотивы более государственно ориентированные и имиджевые: под строгими строчками Указа скрывается забота об обществе. Если вспомнить Олимпиаду-80, при подготовке к проведению которой было гораздо больше запрещающих мер, она явилась стартовой точкой прекращения восприятия СССР мировым сообществом как «Империи зла». В наши дни, безусловно, ситуация не столь острая как в 1980-м, но приоритеты остались практически прежними. России необходимо показать мировому сообществу как непримиримость и готовность бороться с чумой XXI века – терроризмом, так и обратную сторону – мирную жизнь внутри страны при максимально возможном уровне обеспечения безопасности при проведении футбольных матчей.

В России около четырёх с половиной миллионов законопослушных владельцев гражданского и служебного оружия (цифры озвучил прошлой весной первый заместитель главнокомандующего Росгвардией Сергей Меликов). В этой статистике спортивное оружие отдельно не выделено, поскольку немногие профессионалы из пулевой и стендовой стрельбы имеют лицензии именно на спортивное. Закон позволяет использовать охотничье оружие как для охоты, так и для спорта. Пулевая, стендовая стрельба и биатлон, являясь олимпийскими видами спорта, используют модели, сильно отличающиеся от привычных гражданских и по внешнему виду, и по механизмам использования. Сигнальное и охолощённое оружие также относится к гражданскому и попадает под запрет оборота (кроме хранения и изъятия). Сертифицированные массо-габаритные макеты (ММГ), конструктивно схожие с оружием изделия (например, пневматические пистолеты и винтовки с дульной энергией по сертификату до 3 Дж), туристические и разделочные ножи в этот перечень не входят, поскольку не являются оружием. Но…

Но действие Указа на период проведения матчей чемпионата мира по футболу ограничивает и тех, и других, и третьих. Полностью текст Указа № 202, дополнения к нему и разъяснения по поводу «средств самообороны, к которым отнесены баллончики, электрошокеры и др.» есть на портале «Консультант плюс». По ножам – на месте никто не будет разбираться, даже если сертификат есть, изымут и отправят на экспертизу, которая будет должна определить, является ли данный нож оружием или нет. Кстати, такой же вопрос может быть отнесён к подлинности сертификата. Определять лично принадлежность данного ножа к оружию по длине, толщине лезвия, отсутствию упора и пр. не входит в компетенцию полицейского. Только экспертиза. По пневматике, газовым баллончикам и иже с ними возможно только изъятие. Ответственное хранение изъятой собственности на период действия возлагается на органы Росгвардии.

Что же всё-таки и где запрещено?

Матчи чемпионата пройдут в 11 городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Калининграде, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саранске, Ростове-на-Дону, Сочи, Екатеринбурге. Как сообщает пресс-служба управления Росгвардии, меры в первую очередь будут направлены на ограничение оборота оружия в Свердловской, Волгоградской, Калининградской, Нижегородской, Ростовской, Самарской областях, Краснодарском крае, Республиках Татарстан и Мордовия, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Запреты имеют силу и при транзитном проезде через эти города. Так как в Чечне во время чемпионата остановится сборная Египта, указ коснётся и этой республики. Те же ограничения будут действовать на чемпионате Европы по борьбе, который с 30 апреля по 6 мая этого года состоится в Каспийске. Владивосток, Хабаровск, Кемерово, Красноярск будут вовлечены в проведение ЧМ-2018 путём создания фан-зон. Это самые «жёсткие» зоны временного запрета. Проверки могут осуществляться на улице, в местах общественного пользования, в общественном транспорте, при личном досмотре автотранспорта и т. п.

Во всех остальных регионах появились объявления от Росгвардии с рекомендацией совершить продления лицензий до указанного срока, предупреждением не покидать районы с оружием, при этом цель передвижения не имеет значения, особенно через указанные города. Тем же, кто уже находится в других регионах, рекомендуется до начала указанного периода вернуть оружие по месту прописки или обеспечить его надлежащее хранение по месту пребывания. В случае невозможности обеспечить его хранение в установленном порядке необходимо сдать его в органы внутренних дел по месту пребывания на временное хранение. Ограничения распространяются и на частные охранные организации, осуществляющие охрану объектов в вышеперечисленных местах проведения чемпионата мира по футболу. К нарушителям Указа президента будут приниматься все меры, предусмотренные законодательством РФ, вплоть до аннулирования разрешений на хранение и ношение оружия и его изъятия. К тем, кто не продлил лицензии до указанного срока, свои меры: сотрудникам отдела лицензионно-разрешительной работы (ЛРР) придётся выезжать по месту жительства граждан

Представитель Росгвардии рассказал, что в настоящее время ведомство проводит разъяснительную работу с владельцами оружия, владельцами оружейных магазинов и стрелковых клубов, а также с владельцами наградного оружия, чтобы предотвратить возможные неудобства для граждан.

И усиленные меры приказом могут ввести где угодно.

Комментарий от Муслима Шейхова, исполнительного директора Межрегиональной спортивной общественной организации стрелковых видов спорта «Ворошиловский стрелок» (МСОО «Ворошиловский стрелок»): «Запретили оборот оружия в регионах, в которых проводятся мероприятия чемпионата мира по футболу. Изначально был полный запрет оборота (за исключением изъятия и хранения), однако Указ № 202 был быстро уточнён Указом Президента РФ от 22 мая 2017 г. № 224, расширившим исключения на спортивные соревнования международного и всероссийского уровня, экспонирование, охрану и т. д. Стоит отметить, что Указ № 202 не уникален: ранее Указом Президента РФ от 19 августа 2013 г. № 686 был установлен порядок применения мер безопасности во время проведения Олимпиады в Сочи, который также содержал запрет на оборот оружия, но только в части продажи (п. 8 Указа № 686). Но есть существенные различия между Указом № 202 и Указом № 686. Указ № 686 сразу включал в себя перечень и описание закрытых и контрольных зон, Указ № 202 устанавливает обязанность утвердить перечень и описание закрытых и контрольных зон, чем, на мой взгляд, и был обусловлен запрет оборота оружия не в этих запретных и контрольных зонах, что было бы логично, а на всей территории субъектов РФ, принимающих участие в проведении чемпионата мира по футболу».

Во исполнение Указа № 224 запрет не коснётся оружейных выставок, а также перевозки и использования спортивного оружия в рамках состязаний по стрелковым видам спорта. Из документов достаточно членской карты спортивной федерации, квалификационной книжки и приглашения/направления на соревнование. Кроме того, под действие Указа не попадают сотрудники ЧОПов, которые с оружием в руках защищают чью-то жизнь и имущество, следят за безопасностью на природных объектах или охраняют ценные грузы и корреспонденцию.

Муслим Шейхов сообщил нашему корреспонденту, что сейчас ещё происходят различные обращения и согласования по смягчению ситуации: «Минспорт РФ направил обращение в Координационный совет по вопросам совершенствования механизма учёта оружия и контроля над его оборотом при Росгвардии, в котором предлагает внести изменения в п. 12 Указа № 202, предлагая запретить оборот оружия только в границах запретных и контрольных зон. Такое уточнение Указа позволит не прерывать тренировочно-соревновательный процесс по стрелковым видам спорта в наиболее благоприятный летний период. Это логичное предложение, поскольку при пересечении границ запретных и контрольных зон гражданин может быть досмотрен на предмет соблюдения п. 12 Указа № 202, то есть п. 12 Указа становится проверяемым и контролируемым на предмет его исполнения. В нынешней же редакции содержится абсолютно непонятный запрет на оборот оружия, включающий в себя, например, запрет ношения газовых баллончиков (это гражданское оружие самообороны) даже в тех районах регионов, принимающих чемпионат мира по футболу, где никакой спортивной инфраструктуры нет. На сегодняшний день о существовании и содержании Указа известно практически каждому владельцу оружия. Указ № 202 находится достаточно легко, так же как и изменяющие (уточняющие) его Указы. Информирование спортивных и охотничьих организаций производилось, по всей видимости, Росгвардией». И это подтверждается поиском по ключевым словам любым гражданином, имеющим доступ к Сети, а также обширной географией новостей от пресс-службы Росгвардии о выступлениях на местах сотрудников отделов лицензионно-разрешительной работы.

Хочешь ответ – посылай письменный запрос

Не совсем предметно в Сети пошла волна сообщений, что временный запрет распространяется на все регионы России. Да, есть рекомендации по областям. Однако в каждом конкретном случае всё решается посредством письменного обращения. Как, например, произошло с обращением Александра Кудряшова, который прочёл рекомендации ЦЛРР Управления Росгвардии по Пермскому краю и задался вопросом, почему там вводят запрет на охоту. Он написал в Росгвардию письмо 27 февраля 2018 года с просьбой разъяснить данную ситуацию. И получил ответ. Росгвардия ответила:

«В ходе проведения проверки по вашему обращению усматривается вина сотрудника ЦЛРР Управления Росгвардии по Пермскому краю. Заместителем начальника – начальником ЦЛРР Управления Росгвардии по Пермскому краю назначено проведение служебной проверки с дальнейшим привлечением виновного сотрудника к дисциплинарной ответственности. Информация, размещённая в интернете, откорректирована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 г. № 202… Благодарим вас за своевременность в предоставлении данной информации».

Письменное обращение – это сегодня общепринятая практика обращений в государственные органы: любой вопрос или предложение должны быть на бумажном или электронном носителе, если вы хотите получить ответ и в период действия закона или Указа именно этим ответом и руководствоваться в своих действиях.

Правда, в Пермском крае всё-таки живут перестраховщики. Несмотря на письменный ответ, в Прикамье (Пермский край) перенесли спортивный краевой турнир. «Наши традиционные спортивно-охотничьи праздники, которые проводим ежегодно и на которых охотники соревнуются в стрельбе по мишеням – по бегущему кабану, по угонной утке и другим мишеням, – решили перенести на более ранний срок. То есть на период охотничьего сезона, а не после его завершения, – сказал руководитель Пермской краевой федерации охотников и рыболовов Владимир Сенин. – Кроме соревнований по стрельбе, охотники смогут посоперничать в охотничьем биатлоне, в гонках на снегоходах: погода благоприятствует. Получится хорошее охотничье зимнее празднество».

Как вести себя законопослушному гражданину?

Лучше без необходимости не носить с собой ничего, что может быть причислено особо ревностными сотрудниками полиции, ДПС и органов правопорядка, включая волонтёров-дружинников, к «оружию» и вызвать дополнительные проверки. Время и нервы бесценны. Вести себя в разговоре с представителями власти спокойно, не агрессивно, соглашаясь «показать – без проблем, вызывайте сотрудника, и отдельное помещение». На провокационные вопросы не отвечать – потому что любая агрессивная реакция и попытка спрятать что-то в карманах и не показывать – это уже протокол «за недостойное поведение и агрессию по отношению…», и чем более запутанные ответы или испуг, тем больше к вам подозрений. А во время ЧМ особенно. Только конструктивный и юридически оформленный диалог.

Если дело всё-таки дойдёт до изъятия вашего любимого ножа или «игрушки», похожей на оружие, на экспертизу, требуйте, чтобы процедура была проведена по всем правилам: в присутствии двух понятых и с составлением протокола изъятия, одна копия которого должна быть отдана вам. В протоколе нужно обязательно указать все подробности обстоятельств, при которых было изъятие, и куда этот предмет далее будет доставлен полицейскими. Если, например, на предмет есть документы, то это должно быть обязательно отображено в протоколе. Можно прикрепить и фотографию предмета (если удастся её сделать в печатном виде).

Мнения после прошлогоднего запрета во время Кубка конфедераций по футболу 2017 (точной статистики найти не удалось, данных по запросам не предоставлено) показывают, что никаких особых случаев изъятия зафиксировано не было, была пара административных нарушений, в т. ч. ношение сотрудниками властных органов личного оружия, и всё. Хотя автомобили проверяли часто, а все металлоискатели и рамки в аэропортах, железнодорожных станциях, автобусах и пр. работали безупречно.

Многие любители охоты и активного спортивного досуга заранее или озаботились справками о соревнованиях и разрешениями на тренировки к ним и проезд на место проведения соревнований, или вывезли пневматическое оружие за пределы географических запретов.

Судя по опыту прошедшего Кубка, большинство стрелковых клубов, оружейных магазинов и производств оружия и патронов просто закроют, а большинство сотрудников отправят в отпуск. В общем, оружейный бизнес уже подсчитывает убытки.

Где будет храниться изымаемое при передвижении у нарушителей Указа оружие и на каких основаниях оно будет возвращаться?

Согласно п. 16. Указа № 202 от 09.05.2017 Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации надлежит обеспечить в субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности:

а) организацию контроля над исполнением запрета, предусмотренного подпунктом «а» пункта 12 настоящего Указа;

б) изъятие соответствующими территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации оружия, патронов к нему, боеприпасов и специальных средств в случае выявления фактов их незаконного оборота и хранение изъятого оружия, патронов к нему, боеприпасов и специальных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в период введения усиленных мер безопасности;

в) организацию начиная соответственно с 13 июля 2017 г. и с 26 июля 2018 г. возврата изъятого и принятого на хранение оружия, патронов к нему, боеприпасов и специальных средств их владельцам при отсутствии оснований, препятствующих такому возврату, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

То есть хранение изъятого оружия возложено на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1107 г. Москва «Об утверждении Порядка осуществления приёма изъятого, добровольно сданного, найденного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ» лицу, у которого будет изъято оружие, выдадут квитанцию, по которой можно будет определить дальнейшую «судьбу» изъятого оружия, и, соответственно, протокол либо акт.

В любом случае, в каждом УМВД существует порядок возврата оружия, о котором можно узнать либо у участкового, либо в отделе ЛРР.

Вместе с тем каждый случай будет индивидуален, с учётом многих факторов. В том числе не исключены судебные разбирательства при наличии сопутствующих оснований при изъятии. В рамках Указа может применяться ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ «Незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения», предусматривающая штраф: для граждан – в размере от трёх тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему; для должностных лиц – от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо их дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет с конфискацией оружия и патронов к нему; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административное приостановление их деятельности на срок от десяти до шестидесяти суток.

В соответствии с законодательством собственники оружия, у которых оно было изъято, обязаны в течение одного месяца забрать изъятое в соответствии с положительным решением или в течение одного года с момента изъятия решить, что с ним делать: перерегистрировать, продать или сдать на уничтожение. Если в течение года владелец не принимает решения о дальнейшей судьбе оружия, то орган внутренних дел инициирует иск в суд о лишении гражданина права собственности на оружие, и по решению суда оно подлежит принудительной продаже.

Документы

Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 202: «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 и Кубка конфедераций FIFA 2017 года».

20578