Житие анны матери богородицы. Анна, праведная, мать пресвятой богородицы. Княгиня Анна Кашинская
СВЯТЫЕ ПРАВЕДНЫЕ ИОАКИМ И АННА
Святая Анна, мать Пресвятой Богородицы, была младшей дочерью священника Матфана из Вифлеема, происходившего из колена Левина, рода Ааронова, и жены его Марии - из колена Иудина. У её родителей было три дочери: Ма-рия, Со-вия и Ан-на. Из них пер-вая вы-шла за-муж Ма-рия в Виф-ле-ем и ро-ди-ла Са-ло-мию; по-том вы-шла за-муж Со-вия, так-же в Виф-ле-ем и ро-ди-ла Ели-са-ве-ту, мать Иоан-на Пред-те-чи; тре-тья же, Анна, будущая мать Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, вышла замуж за Иоаки-ма, который был родом из Галлии, в го-род На-за-рет.
Святой праведный Иоаким, сын Варпафира, был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его потомков родится Мессия, Спаситель мира. Ро-до-сло-вие его та-ко-во: у сы-на Да-ви-да На-фа-на ро-дил-ся сын Ле-вий, Ле-вий ро-дил Мел-хию и Пан-фи-ра, Пан-фир ро-дил Вар-па-фи-ра, Вар-па-фир же ро-дил Иоаки-ма, от-ца Бо-жи-ей Ма-те-ри.
Супруги жили в Назарете Галилейском (северная часть Палестины) и всю жизнь мечтали о детях, но, по особому Промыслу Божию, святая Анна долго была бесплодна. Они вели праведную жизнь, их соединяла нежная любовь. Ежегодно они отдавали две трети своих доходов в Иерусалимский храм и бедным.
Иоаким и Анна не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели и пла-ка-ли об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. На протяжении 50 лет их брака супруги только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю.
Однажды, во время большого праздника, дары, которые праведный Иоаким взял в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило старца, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. Он решил провести в посте и молитве 40 дней и ночей, моля Господа о милости.
Его праведная супруга Анна считала себя главною виновницею постигшего их горя. Узнав о поступке своего мужа, она тоже стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка, обещая принести в дар Богу рожденное дитя.
И молитва святых супругов была услышана: им обоим явился Ангел и возвестил о том, что родится у них Дочь, Которую благословит весь род человеческий.
Зачатие святой Анны совершилось в де-вя-тый день де-каб-ря ме-ся-ца в Иерусалиме (в этот день - 9 (22) декабря - Православная Церковь празднует Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы ), а 8 сен-тяб-ря у ней ро-ди-лась дочь, пре-чи-стая и Пре-бла-го-сло-вен-ная Де-ва Ма-рия, о рож-де-стве Ко-ей воз-ра-до-ва-лись и не-бо, и зем-ля. Иоаким по слу-чаю Ее рож-де-ния при-нес Бо-гу ве-ли-кие да-ры, жерт-вы и все-со-жже-ния и по-лу-чил бла-го-сло-ве-ние пер-во-свя-щен-ни-ка, свя-щен-ни-ков, ле-ви-тов и всех лю-дей за то, что спо-до-бил-ся бла-го-сло-ве-ния Бо-жия. По-том он устро-ил в до-ме сво-ем обиль-ную тра-пе-зу, и все с ве-се-ли-ем про-слав-ля-ли Бо-га.
Под-рас-та-ю-щую Де-ву Ма-рию ро-ди-те-ли Ее бе-рег-ли как зе-ни-цу ока, ве-дая, по осо-бен-но-му от-кро-ве-нию Бо-жию, что Она бу-дет све-том все-му ми-ру и об-нов-ле-ни-ем есте-ства че-ло-ве-че-ско-го. По-се-му они вос-пи-ты-ва-ли Ее с та-кою тща-тель-ною осмот-ри-тель-но-стью, ка-кая по-до-ба-ла Той, Ко-то-рая име-ла быть Ма-те-рью Спа-си-те-ля мира. Они лю-би-ли Ее не толь-ко как дочь, столь дол-гое вре-мя ожи-да-е-мую, но и по-чи-та-ли как гос-по-жу свою, пом-ня Ан-гель-ские сло-ва, ска-зан-ные о Ней, и про-ви-дя ду-хом, что долж-но над Ней со-вер-шить-ся. Она же, ис-пол-нен-ная Бо-же-ствен-ной бла-го-да-ти, та-ин-ствен-но обо-га-ща-ла тою же бла-го-да-тью и сво-их ро-ди-те-лей. По-доб-но то-му, как солн-це сво-и-ми лу-ча-ми осве-ща-ет звез-ды не-бес-ные, уде-ляя им ча-сти-цы сво-е-го све-та, так и бо-го-из-бран-ная Ма-рия, как солн-це, оза-ря-ла лу-ча-ми дан-ной ей бла-го-да-ти Иоаки-ма и Ан-ну, так что и они бы-ли ис-пол-не-ны Ду-ха Бо-жия, и твер-до ве-ро-ва-ли в ис-пол-не-ние Ан-гель-ских слов.
До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.
По про-ше-ствии не-сколь-ких лет по-сле вве-де-ния Ма-рии во храм свя-той Иоаким умер в возрасте 80 лет. Свя-тая Ан-на, остав-шись вдо-вою, по-ки-ну-ла На-за-рет и при-шла в Иеру-са-лим, где пре-бы-ва-ла око-ло сво-ей Пре-свя-той До-че-ри, мо-лясь бес-пре-стан-но в хра-ме Бо-жи-ем. Про-жив в Иеру-са-ли-ме два го-да, она мирно скончалась в возрасте 79 лет, до Благовещения Пресвятой Деве Марии. Слава Дочери открылась ей в вечной жизни.
Память Успения праведной Анны 25 июля (7 августа) .
Иоаким и Анна захоронены вблизи будущей гробницы своей дочери, а также могилы Иосифа Обручника, в Гефсиманском саду, под Елеонской горой, неподалеку от Иерусалима. Эти гробницы находились на краю Иосафатовой долины, лежавшей между Иерусалимом и Елеонской горой.
Достоинство и святость праведных Иоакима и Анны
Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия . В самом Зачатии и Рождении такой Дочери была явлена и сила Божией благодати , и честь Рожденной и достоинство родителей; ибо неплодной и состарившейся женщине родить иначе невозможно, как по силе благодати Божией: здесь действует уже не природа, но Бог, побеждающий законы природы и уничтожающий узы неплодия.
Родиться от неплодных и престарелых родителей - большая честь и для самой рожденной, потому что она рождается не от невоздержных родителей, но от воздержных и престарелых, каковыми были Иоаким и Анна, которые 50 лет жили в супружестве и не имели детей. Наконец, через такое рождение открывается достоинство и самих родителей, так как они после долгого неплодства родили радость всему миру, чему уподобились святой патриарх Авраам и благочестивая супруга его Сарра, родившие, по обетованию Божию, Исаака в старости (Быт. 21:2). Однако, без сомнения, можно сказать, что рождество Богородицы выше рождения Авраамом и Саррою Исаака. Насколько сама рожденная Дева Мария выше и более достойна почести, нежели Исаак, настолько больше и выше достоинство Иоакима и Анны, нежели Авраама и Сарры. Этого достоинства они не сразу достигли, но только усердным постом и молитвами, в душевной горести и в сердечной скорби умолили о сем Бога: и скорбь их обратилась в радость, а бесчестие их явилось предвестником великой чести, и усердное прошение руководителем к получению благ, и молитва - лучшей ходатаицей.
Святых праведных Иоакима и Анны называют «Богоотцы» , потому что они являются прямыми предками Господа Иисуса Христа.
Святые Анна и Иаоким не совершили чуда, не понесли мученических и преподобнических подвигов. Они несли иные скорби - скорбь бесплодного одиночества, и терпеливую надежду на Бога, которую они пронести до старости. Терпением и надеждой стяжали праведные Анна и Иоаким своё сокровище в земной жизни. Терпение и надежда увенчались радостью рождества и стали залогом вечной радости в Боге. И нам заповедует Христос Спаситель: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21:19).
Традиционно родителям Пресвятой Богородицы молятся о даровании детей.
Тропарь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны
Иже в законней благодати праведни бывше,
Младенца богоданнаго породиша нам, Иоаким и Анна.
Темже днесь светло торжествует,
весело празднующи божественная Церковь,
честную вашу память,
славящи Бога, воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове.
Тропарь праведной Анны, глас 4
Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь, богомудрая Анно. Темже к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище, в славе радующися, ныне преставилася еси, чтущим тя любовию прегрешений просящи очищение, присноблаженная.
Молитва святым праведным Иоакиму и Анне
О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь
.
Молитвы матери Богородицы - святой праведной Анне всегда считались одними из самых сильнейших. Святая Анна является, матерью девы Марии. К её иконе приходят тысячи верующих, просящих о помощи. Святая Анна в своей жизни пережила много страданий и поэтому старается помочь всем, кому тяжело. Просить Анну можно о чём угодно, многие верующие утверждают, что молитва матери пресвятой Богородицы Анне, обязательно будет услышана.
Житие святой Анны
Святая Анна была одной из младших дочерей церковного служащего. Когда девочка подросла, её выдали замуж за Иоакима наследника рода Давида. Считалось, что именно в роду Давида родится Христос.
Анна с мужем проживали в городе Назарет. Жили там супруги много лет, но даже в старости Господь не даровал им ребёнка. Они очень сильно страдали из-за этого. Каждый день Иоаким и Анна ходили в церковь и молились, а часть своих доходов жертвовали храму.
Во всех своих бедах супруги винили только себя, считая, что они недостаточно верят в Бога и за это наказаны.
Однажды Анна увидела на дереве гнездо с птицами. Она оперлась на ветвь рукой и слезно молила Господа о ребёнке, Анна пообещала, что, если у неё родится дитя, она подарит его Богу. В тот же миг перед женщиной предстал Ангел, возвестив Анну, что скоро в их семье появится малыш. Девочку велел назвать Марией и сказал, что она принесет благословение всем народам египетским. Анна обрадовалась и отправилась в храм, где еще раз произнесла слова обета.
В тот же день Ангел явился к Иоакиму. Он сказал семье перебраться жить в Иерусалим, где должна была родиться девочка. Когда Марие исполнилось три года, родители сдержали обещание и отдали её на служение в храм. Анна и её супруг были уже очень немолоды и вскоре после того, как отдали дочь в монастырь, они скончались.
В наше время Анну и Иокима считают прародителями Богородицы. Им молятся женщины, желающие забеременеть. Лучшим поводом обратиться к ним с мольбой считают праздник Зачатия. На горе Афон в 10 веке был построен скит Святой Анны, затем на его месте построили целый собор. Святую Анну почитают 22 декабря, 7 августа и 22 сентября.
Кому помогает молитва святой Анне Матери Пресвятой Богородицы?
- женщинам мечтающим забеременеть;
- всем, у кого нет мира в семье;
- бесплодным супругам;
- семьям с острой финансовой нуждой.
На сегодняшний день мощи Святой Анны, Матери Богородицы находятся в Греции. Их периодически перевозят по различным монастырям и храмам, чтобы все верующие и просящие могли поклониться святой Анне. К ним каждый день стекается огромное количество паломников из разных стран мира, чтобы вознести почести святой и попросить о милости.
Как правильно возносить молитву святой Анне пророчице?
Существует несколько текстов молитв святой Анне. Их читают как на церковных службах, так и в домашних условиях. Читать молитву святой праведной Анне необходимо перед её иконой, предварительно зажгите свечу, или лампаду.
Сильные молитвы святой Анне
Молитва первая
О, святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, рабов Божиих (имярек), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас.
Также молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.
Молитва вторая
О приснославнии Христовы праведницы, святии Богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии Небесному престолу Великаго Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенныя дшери вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему, к вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенником, прибегаем мы, грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашым праведно на ны движимый, и да безчисленныя прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния и на стезе заповедей Своих да утвердит нас.
Таже молитвами вашими в мире живот наш сохраните и во всех благих благое поспешение испросите, вся яже к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед, и напрасныя смерти, предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением, да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
Молитва от бесплодия
Благоугодный корень, израстивший былие благоплодное и вечноцветущее – препетую Богородицу, из Нея же произыде Начальник жизни и Совершитель веры Иисус Христос, многоточный источник, из неяже произыде, яко поток сладости и река мира Благословенная в женах, источающая бездну благ и неизреченное море благости и бесконечного блаженства.
Предопределенная чревоносити несравненно Светлейшую лучей солнечных, Еяже прозреша и проповедаша пророческие трубы. Познанная от Плода ея, Царицы Ангелов и вышшей сущей небес, яко сосуд избранный Святаго Духа и вместилище благодати яснейшее. Образ праведности и непорочного жительства и мудрости луг благоуханный и сладкоблаговонный. Исполняющая законная повеления в правости сердца и горящем благоговении и всяким тщанием со блаженным своим супругом и богоносцем Иоакимом.
Божественным волением зачавшая в старости маститей и рождшая прежде век предопределенную родитися Матерь Божию. Прамати всемилостивого и всещедраго Бога, готовое заступление и предстательство с верою прибегающих к тебе, утешение страждущих и покой скорбящим, благодатию Внука твоего показующая безчадных и неплодных жен благочадны, приими и моление нас грешных и преложи печаль безчадия молящихся тебе в радость.
Даждь плод чрева призывающим тя, разрешая мрак их безплодия и, яко разрешение безплодия, безчадных жен благочадны сотвори ублажающих тя и славословящих Богочеловека – Внука твоего и Создателя и Господа.
Ей, блаженная и благодатная Анна, всем, яко луна пресветлая, посылающая мирный и тихий свет богоданных в тебе дарований, показавшаяся Сарры честнейшая, Анны матери Самуила светлейшая, Елисаветы славнейшая и всех праведных жен, ихже закон прославляет, честнейшая и яко от сего многой чести и благодати удостоенная, исполни радости и веселия сердца к тебе прибегающих и даждь благодать твою рабе твоей, приемлющей твою скорую помощь, отверзая ей чрево, да твоим предстательством и заступлением улучит зачатие чада и прославит всесвятое Имя Богочеловека – Внука Твоего и Спаса нашего Иисуса Христа.
Православная молитва Святой Анне, матери Девы Марии, помогает избавиться от бесплодия и зачать ребенка. Но прежде, чем начинать ее читать необходимо разобраться в своей жизни и, возможно, полностью пересмотреть свои принципы. Ведь почему молитвенные просьбы многих из нас остаются без ответа? Потому, что грешны мы. Для того чтобы наши молитвы были услышаны, нужно, чтобы наша жизнь . Мы получим все, о чем попросим, только тогда, когда Божественные заповеди и Его слова будут в нас.
Сильная молитва Святой Анне о беременности
Прежде чем приступать к чтению православной молитвы Святой Анне, бездетным супругам, желающим избавиться от бесплодия, необходимо вспомнить все свои грехи от самого рождения и исповедоваться, затем причаститься. Необходимо примириться со всеми, кого обидели, включая тех, кто обидел вас. Потом нужно позвать в дом священника для совершения водосвятного молебна. После этого нужно начать 40 дневный пост, в течение которого супругам надлежит спать раздельно. Утро надо начинать с вкушения антидора, который следует запивать святой водой. Каждый день нужно класть по 50 поклонов. Помимо этого, бездетным супругам надо и самим ежедневно читать чудотворную молитву Святой Анне, и заказать в храме 40 дневную с поминанием их имен. После 40дневного поста супруги вновь должны позвать в дом священника, для совершения таинства елеосвящения. По истечении трех дней можно вступать в супружескую связь.
Православная молитва Святой пророчице Анне о новорожденных детях
Заступничество и покровительство Святой помогает противостоять искушениям, избавляет от напастей и бед, дарует благочестивую и праведную жизнь. Пророчица Анна, за свою праведную жизнь, была удостоена возможности увидеть в храме новорожденного Иисуса Христа, с тем, чтобы потом нести всем благую весть. Если заболел новорожденный ребенок, прочтите молитву Святой пророчице Анне, она является покровительницей младенцев и откликнется на вашу просьбу. Тем, у кого не получается зачать ребенка, тоже помогает православная молитва Святой праведной Анне.
Православный текст молитвы святой Анне
Благоугодный корень, израстивший былие благоплодное и вечноцветущее — препетую Богородицу, из Нея же произыде Начальник жизни и Совершитель веры Иисус Христос, многоточный источник, из неяже произыде, яко поток сладости и река мира Благословенная в женах, источающая бездну благ и неизреченное море благости и бесконечного блаженства. Предопределенная чревоносити несравненно Светлейшую лучей солнечных, Еяже прозреша и проповедаша пророческие трубы. Познанная от Плода ея, Царицы Ангелов и вышшей сущей небес, яко сосуд избранный Святаго Духа и вместилище благодати яснейшее. Образ праведности и непорочного жительства и мудрости луг благоуханный и сладкоблаговонный. Исполняющая законная повеления в правости сердца и горящем благоговении и всяким тщанием со блаженным своим супругом и богоносцем Иоакимом. Божественным волением зачавшая в старости маститей и рождшая прежде век предопределенную родитися Матерь Божию. Прамати всемилостивого и всещедраго Бога, готовое заступление и предстательство с верою прибегающих к тебе, утешение страждущих и покой скорбящим, благодатию Внука твоего показующая безчадных и неплодных жен благочадны, приими и моление нас грешных и преложи печаль безчадия молящихся тебе в радость.
Даждь плод чрева призывающим тя, разрешая мрак их безплодия и, яко разрешение безплодия, безчадных жен благочадны сотвори ублажающих тя и славословящих Богочеловека — Внука твоего и Создателя и Господа.
Ей, блаженная и благодатная Анна, всем, яко луна пресветлая, посылающая мирный и тихий свет богоданных в тебе дарований, показавшаяся Сарры честнейшая, Анны матери Самуила светлейшая, Елисаветы славнейшая и всех праведных жен, ихже закон прославляет, честнейшая и яко от сего многой чести и благодати удостоенная, исполни радости и веселия сердца к тебе прибегающих и даждь благодать твою рабе твоей, приемлющей твою скорую помощь, отверзая ей чрево, да твоим предстательством и заступлением улучит зачатие чада и прославит всесвятое Имя Богочеловека — Внука Твоего и Спаса нашего Иисуса Христа. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и пресвятым и благим и животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Все о религии и вере - "святая анна мать богородицы молитва" с подробным описанием и фотографиями.
Святая праведная Анна, мать Пресвятой Богородицы – день памяти 22.12 н. ст. (09.12 ст. ст.), 07.08 н.ст. (25.07 ст.ст.), 22.09 н.ст. (09.09 ст.ст.)
Муж ее, святой праведный Иоаким, был родом из колена Иудина, из дома царя Давида. По древнему обетованию из рода Давидова должен был произойти Мессия. Супруги жили в Назарете Галилейском. Ежегодно они отдавали две трети своих доходов на Иерусалимский храм и бедных. По особому Промыслу Божию святая чета до глубокой старости не имела детей. Супруги сильно скорбели об этом, так как бесчадие у евреев считалось тяжким несчастьем и наказанием Божиим. Святые горячо молились о даровании им потомства.
В один из праздников, когда израильтяне приносили в Иерусалимский храм дары Богу, первосвященник, полагая, что бездетный Иоаким не имел благословения Божия, отказался принять их от него. Святой Иоаким был глубоко огорчен. Он обратился к родословной двенадцати колен израильских и удостоверился, что все праведные мужи имели потомство, включая столетнего Авраама. Не возвращаясь домой, святой Иоаким ушел в пустыню и провел там сорок дней в строгом посте и молитве, призывая на себя милосердие Божие и омывая горькими слезами свое бесчестие.
С тем же благовестием явился Ангел и святому Иоакиму в пустыне и повелел ему идти в Иерусалим. В Иерусалиме святая праведная Анна зачала Благословенное Чадо и родила Пресвятую Деву Марию.
До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.
Вскоре после введения во храм Пресвятой Богородицы 80-летний старец Иоаким скончался. Святая Анна пережила его на два года и отошла ко Господу 79-ти лет. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия.
Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв о исходящих из храма верующих.
В конце X века на Святой Афонской горе был построен скит Святой Анны - самый древний из всех Афонских скитов. Опустошаемый в течение многих лет морскими разбойниками, он в XVII веке был восстановлен Константинопольским Патриархом Дионисием, который приобрел у малоазийских христиан стопу святой праведной Анны. В 1680 году там в память успения святой Анны воздвигнут соборный храм. С того времени скит стал носить название «Святой Анны». Он славится на Афоне высокими аскетическими подвигами монахов.
Недалеко от скита Святой Анны находится так называемый Новый скит Рождества Пресвятой Богородицы или «Малая Анна». Близость этих благодатных мест подчеркивает связь священных событий зачатия и рождества Пресвятой Богородицы.
Величание на Успение праведной Анны:
Тропарь праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы, глас 4
(Сотирис Кадас. Святая гора Афон. Монастыри и их сокровища. – Афины, 2006).
«Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям
и уставам Господним беспорочно» (Лук. 1, 6).
Когда они сделают все это, им следует пригласить в свой дом священника с тем, чтобы он совершил в доме водосвятный молебен и в освященную воду им следует влить и ту святую воду, которая была освящена у мощей святой Анны.
монастыря. Ростов Великий.
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 – 2012.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Святая Анна матерь Богородицы. 7 августа – Успение праведной Анны, матери Богородицы
Пречистая Дева Мария, даровавшая по воле Бога миру людей Мессию, почитается в Русской Православной Церкви, да и в христианстве в целом, едва ли не наравне с Иисусом. Не зря ее называют ходатаицей, заступницей, ведь Богородица способна донести любую молитву до Творца, помочь тогда, когда надежды на улучшение ситуации, избежание опасности, исцеление болезни не остается. Между тем, особым почитанием верующих пользуются также святые родители Пречистой: Иоаким и Анна. 7 августа Церковь празднует Успение праведной Анны, матери Богородицы .
Житие и личность святой праведной Анны, матери Богородицы
Мать Пресвятой Богородицы родилась в семье священника Матфана из Вифлеема и Марии, жены его. Последняя происходила из колена Левина, рода Ааронова. О детстве и юности праведницы почти ничего неизвестно, но понятно, что росла она в атмосфере глубокой религиозности и богобоязненности, учитывая специфику рода деятельности отца угодницы Божьей. Когда подошло время, праведная Анна сочеталась браком с Иоакимом - мужчиной родом из Галлии. Жили они душа в душу, однако обоих супругов печалило одно обстоятельство: пара никак не могла обзавестись детьми. В те времена бесчадие считали позором, поэтому Иоаким и Анна то и дело подвергались насмешкам и общественному презрению. Надо отдать им должное: супруги не роптали, а лишь горячо молились Господу о ниспослании им счастья стать родителями, проявляя абсолютное смирение перед волей Всевышнего.
Так прошло 50 лет их совместной жизни. Однажды во время праздника Иоаким отправился в Иерусалим, чтобы принести Богу дары. Каково же было его разочарование и скорбь, когда священник израильский отверг приношения мужа, мотивируя свой отказ бесчадием последнего: якобы не имеющий детей человек недостоин таким образом выказывать свое уважение и любовь Творцу. Старец, погрузившись в глубокую печаль, не стал возвращаться домой, а поселился в пустыне, где, соблюдая строгий пост, проводил дни и ночи в молитвах к Богу о даровании им с женой младенца. Праведная Анна узнав, как унизили ее супруга в Иерусалиме, последовала его примеру: уединилась и стала беспрестанно в постничестве молить Бога об избавлении от бесплодия.
Общая молитва Иоакима и Анны была услышана Господом спустя много лет. Им явился ангел, который возвестил паре о скором рождении у них дочери, что будет благословлена всем человеческим родом. Услышав пророческие слова, праведная Анна поклялась посвятить Богу дитя, которое у нее родится, дабы оно служило Господу верой и правдой. Зачатие ребенка случилось в Иерусалиме, там же произошло рождение долгожданного младенца. По этому случаю Иоаким снова отправился в Иерусалим и на этот раз без преград принес дары Творцу, благосклонно встреченные и одобренные местным священником. После он устроил в доме своем празднество с обильной трапезой в честь осуществления главного их с супругой желания милостивым Богом.
Марию родители очень любили. Они всячески оберегали ее и воспитывали в любви к Господу, дабы исполнилось в свое время пророчество, возвещенное Ангелом. Любовь Иоакима и Анны к дочери своей была двоякой: с одной стороны супруги испытывали к чаду нежные чувства, какие и подобает испытывать к отпрыску; с другой же – почитали будущую Богородицу, словно госпожу, понимая, что она избрана Творцом для совершения великой миссии. Мария же отвечала своим родителям полной взаимностью, одаривая их своей благодатью.
Когда малышка достигла трехлетнего возраста, Анна и Иоаким отвели ее в храм Божий с тем, чтобы исполнить данное когда-то Творцу обещание посвятить дарованного им ребенка на служение Создателю. Об этом замечательном и во многом знаменательном событии нам напоминает каждый раз большой христианский праздник под названием «Введение во храм Пресвятой Богородицы». С тех пор будущая Богоматерь пребывала в доме Божьем на попечении священнослужителей, где, можно сказать, готовилась исполнить свое великое предназначение.
Успение праведной Анны
Через пару лет после Введения во храм юной Марии отец Пречистой скончался. Ему на тот момент было 80 лет. Оставшись вдовой, праведная Анна ушла из Назарета в Иерусалим, в храм, где воспитывалась отныне ее дочь. Святая день и ночь молилась Создателю и находилась рядом со своим необыкновенным ребенком. Так она прожила два года, а затем скончалась в возрасте 70-ти лет. Указанный храм вскоре после этого события был обновлен по приказу императора Иустиниана II. Поводом послужил сон, приснившийся беременной супруге правителя: в нем та узрела святую Анну. Иустиниан повелел также перенести тело матери Богородицы и ее мафорий (покрывало) в византийскую столицу – Константинополь.
Таким образом, если верить церковному преданию, успение святой Анны произошло еще до Благовещения. Как результат, слава дочери ее, удостоившейся стать матерью Мессии, открылась праведнице лишь в вечной жизни, «на том свете». Почему же саму Анну Церковь считает святой? Она не страдала от смертельных мук за Христа, не совершала подвигов, что характерны для людей, ведущих подвижнический образ жизни, не исцеляла больных. Здесь нечто другое: праведная Анна во время земного своего существования испытывала чисто женские скорби. И заслужила она причисление к лику святых проявленными при жизни непоколебимым терпением и упорной, беспрестанной надеждой. Последние увенчались радостью рождества Пречистой Девы Марии, хотя и вкушенной под занавес существования, в престарелом возрасте. Однако именно это заповедовал нам Иисус Христос, говоря так: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21,19).
Как и о чем молиться святой
Праведная Анна помогает во многих жизненных ситуациях. В основном к ней с молитвой обращаются женщины. Главные же просьбы святой адресуют те представительницы прекрасного пола, которые страдают бесплодием.
Существуют иконы с изображением праведной Анны, держащей на руках Пресвятую Деву Марию в младенческом возрасте. Один из таких образов, очень старинный, пребывал в селе Миньковицах Дубенского уезда Волынской епархии. Сам праздник Успения праведной Анны, матери Богородицы, испокон веков почитался женщинами в положении.
Молиться святой можно своими словами, но лучше ежедневно читать перед ее иконой дома специальные молитвы. Текст последних приведен ниже.
Тропарь праведной Анны, глас 4
Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь,/ богомудрая Анно./ Темже к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище,/ в славе радующися, ныне преставилася еси,/ чтущим тя любовию/ прегрешений просящи очищение,// присноблаженная.
Кондак праведной Анны, глас 2
Прародителей Христовых память празднуем,/ тех верно просяще помощи,/ избавитися всем от всякия скорби, зовущим:// Бог наш с нами, сих прославлей, якоже благоволи.
Частицы мощей святой Анны находятся во многих храмах разных стран.
Святая Анна, мать Пресвятой Богородицы
КРАТКОЕ ЖИТИЕ ПРАВЕДНОЙ АННЫ, МАТЕРИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Святая Анна, мать Пресвятой Богородицы, была младшей дочерью священника Матфана из Вифлеема, происходившего из колена Левиина. Она вышла замуж за святого Иоакима (память их 9 сентября), который был родом из Галлии. Долго святая Анна была бесплодна, но по прошествии 20 лет, по горячим молитвам святых супругов, Ангел Господень возвестил им о Зачатии Дочери, Которую благословит весь род человеческий. Зачатие святой Анны совершилось в Иерусалиме, где и родилась Пресвятая Дева, нареченная Марией. Большинство икон, посвященных Зачатию святой Анны, изображают Пресвятую Деву, попирающую ногами змия. «Внизу иконы, по сторонам ее, святые Иоаким и Анна изображаются обычно с поднятыми вверх и молитвенно сложенными руками; глаза их также устремлены вверх и созерцают Божию Матерь, Которая как бы парит в воздухе с распростертыми дланями; под Ее стопами изображен шар, обвитый змием, обозначающим диавола, который в лице падших прародителей стремится подчинить своей власти всю вселенную».
Существуют также иконы, на которых святая Анна держит на левой руке Пресвятую Деву в младенческом возрасте. На лице святой Анны изображено особое благоговение. Старинная икона большого размера, написанная на холсте, находилась в селе Миньковицах Дубенского уезда Волынской епархии. Издревле этот праздник особенно почитался в России беременными женщинами.
ПОЛНОЕ ЖИТИЕ ПРАВЕДНЫХ БОГООТЕЦ ИОАКИМА И АННЫ
Святой праведный Иоаким происходил из колена Иудина, из дома царя Давида. Родословие его таково: у сына Давида Нафана родился сын Левий, Левий родил Мелхию и Панфира, Панфир родил Варпафира, Варпафир же родил Иоакима, отца Божией Матери.
Святой Иоаким жил в городе Назарете Галилейском и имел жену по имени Анну из колена Левиина, из рода Ааронова, дочь священника Матфана, жившего пред царствованием Ирода, сына Антипатра. Сей священник Матфан имел женою Марию, из колена Иудина, из города Вифлеема и трех дочерей: Марию, Совию и Анну. Из них первою вышла замуж Мария в Вифлеем и родила Саломию; потом вышла замуж Совия, также в Вифлеем и родила Елисавету, мать Иоанна Предтечи; третья же, как мы уже сказали, мать Пресвятой Богородицы, отдана была замуж за Иоакима в страну Галилейскую, в город Назарет. Супруги сии, Иоаким и Анна, происходя из знатного рода, поучались в законе Господнем и были праведны пред Богом. Имея богатства вещественное, они не были лишены и богатства духовного. Украшенные всеми добродетелями, они беспорочно соблюдали все заповеди закона Божия. На каждый праздник благочестивые супруги отделяли от своего имущества две части, – одну отдавали на церковные потребности, а другую раздавали нищим.
Своею праведною жизнью Иоаким и Анна так угодили Богу, что Он сподобил их быть родителями Пресвятой Девы, предъизбранной Матери Господа. Из этого одного уже видно, что их жизнь была свята, богоугодна и чиста, так как у них родилась Дщерь, Святейшая все святых, угодившая Богу больше всех, и херувимов Честнейшая. В то время на земле не было более угодных Богу людей, нежели Иоаким и Анна, по непорочной их жизни. Хотя в то время можно было найти и многих живущих праведно и угождающих Богу, но эти двое превзошли всех своими добродетелями и явились пред Богом самыми достойными того, чтобы от них родилась Божия Матерь. Такая милость им не была бы дарована богом, если бы они действительно не превосходили всех праведностью и святостью. Но как Сам Господь имел воплотиться от Пресвятой и Пречистой Матери, так подобало и Матери Божией произойти от святых и чистых родителей. Подобно тому как земные цари имеют свои порфиры, сделанные не из простой материи, а из златотканной, так и Небесный Царь восхотел иметь Пречистою Своею Матерью, в плоть Которой, как в царскую порфиру, Ему должно было облечься, рожденную не от обыкновенных невоздержных родителей, как бы из простой материи, но от целомудренных и святых, как бы из материи златотканой, прообразом чего служила ветхозаветная скиния, которую Бог велел Моисею сделать из багряной и червленой материи и из виссона (Исх.27:16). Скиния эта прообразовала Деву Марию, вселившийся в Которую Бог имел «с человеки пожити» как написано: «се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними» (Откр.21:3). Багряная и червленая материя и виссон, из которых была сделана скиния, прообразовали родителей Божией Матери, Которая произошла и родилась от целомудрия и воздержания, как бы от багряной и червленой одежды, и совершенства их в исполнении всех заповедей Господних, как бы от виссона.
Но сии святые супруги, по Божию изволению, долгое время были бездетны, – дабы в самом зачатии и рождении такой дочери была явлена и сила Божией благодати, и честь Рожденной, и достоинство родителей; ибо неплодной и состарившейся женщине родить иначе невозможно, как по силе благодати Божией: здесь действует уже не природа, но Бог, побеждающий законы природы и уничтожающий узы неплодия. Родиться от неплодных и престарелых родителей – большая честь и для самой рожденной, потому что она рождается того не от невоздержных родителей, но от воздержных и престарелых, каковыми были Иоаким и Анна, которые пятьдесят лет жили в супружестве и не имели детей. Наконец чрез таковое рождение открывается достоинство и самих родителей, так как они после долгого неплодства родили радость всему миру, чем уподобились святому Патриарху Аврааму и благочестивой супруге его Сарре, родившим, по обетованию Божию, Исаака в старости (Быт.21:2). Однако, без сомнения, можно сказать, что рождество Богородицы выше рождения Авраамом и Саррою Исаака. Насколько сама рожденная Дева Мария выше и более достойна почести, нежели Исаак, настолько больше и выше достоинство Иоакима и Анны, нежели Авраама и Сарры. Этого достоинства они не сразу достигли, но только усердным постом и молитвами, в душевной горести и в сердечной скорби умолили о сем Бога: и скорбь их обратилась в радость, а бесчестие их явилось предвестником великой чести, и усердное прошение руководителем к получению благ, и молитва – лучшей ходатаицей.
Иоаким и Анна долгое время скорбели и плакали, что у них нет детей. Однажды Иоаким в большой праздник приносил в Иерусалимском храме дары Господу Богу; вместе с Иоакимом и все израильтяне приносили свои дары в жертву Богу. Бывший в то время первосвященник Иссахар не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетным.
«Не должно, – говорил он, – принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия: наверное, у тебя есть какие-нибудь тайные грехи».
Также и один еврей из колена Рувимова, вместе с прочими приносивший свои дары, укорял Иоакима, говоря:
– Зачем ты хочешь прежде меня принести жертвы Богу? разве ты не знаешь, что ты недостоин приносить дары вместе с нами, ибо ты не оставишь в Израиле потомства ?
Укоры сии очень опечалили Иоакима, и он в сильной скорби ушел из храма Божия посрамленным и униженным, и праздник для него обратился в печаль, а праздничная радость сменилась скорбью. Глубоко скорбя, он не возвратился домой, но ушел в пустыню к пастухам, пасшим его стада, и там плакал о неплодстве своем и о поношении и укорах, сделанных ему. Вспомнив про Авраама, праотца своего, которому уже в преклонном возрасте Бог даровал сына, Иоаким стал усердно молить Господа, чтобы Он и его сподобил такого же благоволения, услыхал бы его молитву, помиловал бы и отнял от него поношение со стороны людей, даровав в старости плод его супружеству, как некогда Аврааму.
– Да буду я, – молился он, – иметь возможность именоваться отцом ребенка, а не бездетным и отверженным от Бога терпеть укоры от людей!
К сей молитве Иоаким присоединил пост и сорок дней не вкушал хлеба.
– Не буду есть, – говорил он, – и в дом свое не возвращусь; пусть слезы мои будут мне пищею, а пустыня сия домом, до тех пор, пока не услышит и не отнимет от меня поношение Господь Бог Израилев.
Точно так же и жена его, будучи дома и услыхав, что первосвященник не хотел принять их дары, укоряя в неплодстве, и что муж ее от великой скорби удалился в пустыню, плакала неутешными слезами.
– Теперь, – говорила она, – я несчастнее всех: Богом отвержена, у людей в поношении и мужем оставлена! о чем плакать теперь: о вдовстве ли своем, или о бесчадии, о сиротстве своем или о том, что не удостоилась называться матерью?!
Так горько плакала она все те дни.
Рабыня Анны, по имени Юдифь, старалась ее утешить, но не могла: ибо кто может утешить ту, печаль которой глубока, как море?
Однажды Анна, печальная, пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула из глубины сердца и, возведя свои глаза, полные слез, к небу, увидала на дереве птичье гнездо с маленькими птенцами. Зрелище сие причинило ей еще большую скорбь, и она с плачем начала взывать:
– Горе мне, бездетной! Должно быть, я самая грешная среди всех дщерей Израилевых, что одна пред всеми женами так унижена. Все носят плод своего чрева на своих руках, – все утешаются своими детьми: я же одна чужда сей радости. Горе мне! Дары всех принимаются в храме Божием, и за чадородие им оказывают уважение: я же одна отвержена от храма Господа моего. Горе мне! Кому я уподоблюсь? ни птицам небесным, ни зверям земным: ибо и те приносят Тебе, Господи Боже, плод свой, я же одна неплодна; даже с землею я не могу сравнить себя: ибо она прозябает и выращивает семена и, принося плоды, благословляет Тебя, Небесного Отца: я же одна бесплодна на земле. Увы мне, Господи, Господи! Я одна, грешная, лишена потомства. Ты, Который даровал некогда Сарре в глубокой старости сына Исаака (Быт.21:1-8), Ты, Который отверз утробу Анны, матери Твоего пророка Самуила (1Цар.1:20), призри ныне на меня и услыши молитвы мои. Господи Саваоф! Ты знаешь поношение бездетства: прекрати печаль сердца моего и отверзи мою утробу и меня неплодную соделав плодоносною, дабы рожденное мною мы принесли Тебе в дар, благословляя, воспевая и согласно прославляя Твое милосердие.
Когда Анна с плачем и рыданием так восклицала, явился ей Ангел Господень и сказал:
– Анна, Анна! услышана твоя молитва, воздыхания твои прошли сквозь облака, слезы твои явились пред Богом, и ты зачнешь и родишь Дщерь преблагословенную; чрез Нее получат благословение все племена земные и будет даровано всему миру спасение; имя ей будет Мария.
Услышав Ангельские слова, Анна поклонилась Богу и сказала:
– Жив Господь Бог, если родится у меня дитя – я отдам его на служение Богу. Пусть оно служит Ему и прославляет святое имя Божие день и ночь во всё время своей жизни.
После сего, исполнившись неизреченной радости, святая Анна быстро пошла в Иерусалим, чтобы там с молитвою воздать благодарение Богу за Его милостивое посещение.
В то же самое время Ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал:
– Иоаким, Иоаким! Услышал Бог молитву твою и благоволит даровать тебе благодать Свою: жена твоя Анна зачнет и родит тебе дщерь, рождение которой будет радостью для всего мира. И вот тебе знамение, что я благовествую тебе истину: иди в Иерусалим к храму Божию и там у Золотых ворот найдешь свою супругу Анну, которой я возвестил то же самое.
Иоаким, удивленный таким Ангельским благовестием, славословя Бога и благодаря Его сердцем и устами за великое милосердие, с радостью и веселием поспешно отправился в Иерусалимский храм. Там, как и возвестил ему Ангел, он нашел у Золотых ворот Анну, молящуюся Богу, и рассказал ей об Ангельском благовестии. Также и она поведала ему о том, что видела и слышала Ангела, возвестившего о рождении у нее дочери. Тогда Иоаким и Анна прославили Бога, сотворившего им такую великую милость и, поклонившись Ему в святом храме, возвратились в свой дом.
И зачала святая Анна в девятый день декабря месяца, а восьмого сентября у ней родилась дочь, пречистая и Преблагословенная Дева Мария, начало и ходатаица нашего спасения, о рождестве Коей возрадовались и небо, и земля. Иоаким по случаю Ее рождения принес Богу великие дары, жертвы и всесожжения и получил благословение первосвященника, священников, левитов и всех людей за то, что сподобился благословения Божия. Потом он устроил в доме своем обильную трапезу, и все с веселием прославляли Бога.
Подрастающую Деву Марию родители Ее берегли как зеницу ока, ведая, по особенному откровению Божию, что Она будет светом всему миру и обновлением естества человеческого. Посему они воспитывали Ее с такою тщательною осмотрительностью, какая подобала Той, Которая имела быть Матерью Спасителя нашего. Они любили Ее не только как дочь, столь долгое время ожидаемую, но и почитали как госпожу свою, помня Ангельские слова, сказанные о Ней, и провидя духом, что должно над Ней совершиться. Она же, исполненная Божественной благодати, таинственно обогащала тою же благодатью и своих родителей. Подобно тому, как солнце своими лучами освещает звезды небесные, уделяя им частицы своего света, так и богоизбранная Мария, как солнце, озаряла лучами данной ей благодати Иоакима и Анну, так что и они были исполнены Духа Божия, и твердо веровали в исполнение Ангельских слов.
Когда отроковице Марии исполнилось три года, родители ввели Ее со славою в храм Господень, сопровождая с возжженными светильниками, и посвятили Ее на служение Богу, как то обещали. По прошествии нескольких лет после введения Марии во храм святой Иоаким умер восьмидесяти лет от рождения. Святая Анна, оставшись вдовою, покинула Назарет и пришла в Иерусалим, где пребывала около своей Пресвятой Дочери, молясь беспрестанно в храме Божием. Прожив в Иерусалиме два года, она почила о Господе, имея 79 лет от рождения .
О, сколь благословенны вы, святые родители, Иоаким и Анна, ради Преблагословенной вашей Дочери!
Сугубо благословенны вы ради Сына Ее, Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого получили благословение все народы и племена земные! Справедливо вас святая Церковь наименовала Богоотцами , ибо мы знаем, что от Пресвятой вашей Дочери родился Бог. Ныне предстоя Ему близко на небе, молитесь, да уделится и нам хотя некая часть вашей радости нескончаемой. Аминь.
Еще патриархам израильского народа неоднократно было дано Богом обетование о размножении потомства их; поэтому израильтяне на многочисленное потомство смотрели как на высшее счастье и благословение Божие. С другой стороны, по древнему обетованию Божию, израильтяне надеялись в своем потомстве обрести обетованное Богом «Семя жены» – Мессию. Вот почему бесчадие считалось у евреев тяжким несчастьем и наказанием Божиим за грехи, и на людей, не имеющих детей, евреи смотрели как на великих грешников.
Церковь ежедневно по окончании божественных служб, на отпусте, испрашивает исходящим из храма помилование и спасение от Господа молитвами Богородицы и св. праведных Богоотец Иоакима и Анны и ежегодно совершает память их на другой день Рождества Богородицы, ибо после праздника Рождеству Богоматери прилично славить и св. Ее родителей.
НОВОСТИ ХРАМА
Монтаж иконостаса
Новый храмовый образ Святителя Николая
Сегодня родился, завтра крестился!
«Иди! Найди! Принеси!», или История об обретении старинного образа Спасителя
(c) 2017 2011-2017. Все права защищены.
Храм святителя Николая Чудотворца в Никулино
Многие верующие люди хотят иметь дома икону угодника Божия, который считается их небесным покровителем. Икона святой Анны будет хорошим подарком для младенца или взрослого, крещенного с таким именем.
История иконы святой Анны
Священное Писание дает немного сведений о земной жизни Божий Матери. О ней известно больше из апокрифов (признаются не всеми христианскими церквями). Но однозначно можно сказать, что родители ее были из рода священников, отец - из колена Давида. Оба глубоко почитали Господа и очень огорчались из-за того, что им не дано было детей. Евреи считали это большим позором, наказанием от Бога.
Однажды храмовое начальство отказалось принять жертву от Иоакима - ведь даже весьма ветхий днями Авраам имел детей. Оба супруга слезно молились. Анна обещала посвятить свое чадо Господу. И Бог послал им великую радость - дочь Марию, которая стала матерью Христа.
- Согласно церковному преданию, Иоакиму и Анне было за 70, когда они зачали ребенка.
- Святая Анна скончалась в Иерусалиме еще до того, как Марии явился архангел Гавриил. На месте ее дома возведен храм Рождества Богородицы.
- В 10 в. на Афоне построен скит во имя праведной старицы.
- Праведных поминают вместе за каждой православной Литургией как «богоотец» (с церковнославянского - родителей Бога). Почитание в России началось лишь после 13 в., а на Святой земле является очень древней традицией.
Икона св. Анны, матери Богородицы, часто изображает их вместе. Юная Мария обнимает мать, лица их соприкасаются. Другой вид композиции включает и отца - праведного Иоакима.
Один византийский образ показывает праведную пару в момент объятий - возможно, запечатлен момент, когда они узнали, что станут родителями. Икона хорошо иллюстрирует святость всего, что происходит в браке - в том числе взаимного выражения привязанности. Святым часто молятся женщины, которые не имеют детей.
Другая святая Анна тоже была в очень преклонных летах, когда в ее жизни случилось выдающееся событие. Св. Анна упоминается в Новом Завете, в сюжете про Сретение. Согласно преданию, она происходила из древнего рода. Она вышла замуж, но прожила в браке всего несколько лет. После этого - стала прислуживать в храме, угождая Богу постом и молитвой. Дар пророчества очень уважался в древнем Израиле, для Анны он заключался в том, что она узнала Господа.
На иконе Анна пророчица изображается в преклонных летах, по пояс либо в полный рост. От других святых с таким же именем можно отличить по надписи «пророчица», которая будет справа от фигуры на уровне плеча (иногда - снизу). На святой - голубая накидка, под ней туника другого цвета. Верхняя одежда может быть красной, туника - синей. Голова иногда покрыта белым платком.
В руках обычно свиток - свернутый, либо развернутый с текстом. Это символ особых знаний, которые Господь открывает некоторым святым. Ведь среди множества людей, окружавших Христа, лишь единицы сумели распознать в Нем Мессию, которого так ждал Израильский народ.
- Святая может изображаться как на обычном золотом фоне, так и на фоне города (вероятно, это Иерусалим, где она жила при Храме). Значение иконы святой Анны - напоминать о важности праведной жизни. Да, она не совершала ничего особо героического с точки зрения обывателя. Но многие ли сегодня молятся, ежедневно посещают храм, ограничивают себя в еде во время поста?
Пророчица является образцом терпения, которого напрочь лишены современные люди. А такой человек будет от обычных бытовых неурядиц страдать намного сильней. Даже погода мешает, становится преградой в делах. Они постоянно жалуются, и, конечно, духовные подвиги тоже даются им с большим трудом. Терпение Анны было вознаграждено сполна - Господь подарил ей встречу с Христом.
Поскольку Анну Писание упоминает вместе с праведным Симеоном, часто их изображают на иконах вместе. В центре композиции - праведный старец, Христос и Его родители. Сама же старица немного в стороне, обычно за спиной Симеона, рука ее указывает на Младенца, в другой - свиток. Икона Анны пророчицы считается защитницей младенцев, также она оберегает от удара молнией. Если верующему не хватает смирения, чтобы вести праведную жизнь, он может попросить помощи у святой.
Анна из России
Стяжать мирный дух сполна удалось и другой святой - Анне Кашинской. Именно терпение становится той тропинкой, которая может привести к спасению. Хотя родилась она в княжеском роду, юная Анна сполна узнала, что такое потери. Жила она в неспокойное время, на рубеже 13 и 14 веков.
Ее супруг, князь Михаил, был убит по доносу. За отца обидчику отомстил старший сын, но тоже погиб. Та же судьба настигла второго сына и даже внука княгини. Многие на ее месте впали бы в отчаяние. Но Анна продолжала заниматься делам управления и лишь на заказе жизни приняла монашество.
Молитва является большим подспорьем в делах, пока одни воюют - другие должны возносить просьбы к Богу. Специально для нее в Кашине младший сын построил монастырь. Там сейчас покоится ее тело, к мощам ежегодно приезжают тысячи паломников, чтобы получить исцеление.
Испытания ждали благоверную даже после смерти. Она уже была причислена к лику святых Патриархом Никоном. Но после того, как он впал в немилость, имя Анны Кашинской было вымарано из церковных книг. Дело в том, что на иконе святой Анны ее руки были сложены в двуперстном крестном знамении (сейчас оно трехперстное). Это намекало на неоправданность реформ.
Однако народ не забывал свою любимицу - продолжались записи чудес, проходили крестные ходы. В 19 в. справедливость была восстановлена, даже состоялась повторная канонизация. Кстати, это вызвало большой всплеск популярности имени Анна. Даже трамвай в центре Москвы, который обозначался буквой «А» был прозван «Аннушка».
Сейчас у святой целых три праздника: обретение мощей, другое обретение мощей и день отшествия к Богу. Икона Анны Кашинской помогает верующим воспитать в себе дух смирения. Заступается она за тех, кто потерял родителей, овдовел, лишился детей. По народной традиции молились св. Анне те, кто собирался вступить в брак. Монашествующие тоже обращались к ней перед постригом.
На иконах святая чаще всего изображается в темном облачении, с крестом, четками или свитком в руках. Для обращения к праведной княгине составлены особые молитвы. Молясь святым, сначала следует прочитать ежедневные молитвы, поблагодарить Господа, затем уже переходить к личным просьбам
Молитвы перед иконами св. Анны
Тропарь преподобной Анне Кашинской, глас 3
Днесь восхваляем тя, преподобная мати, великая княгине инокине Анно: яко бо лозо плодовита посреде терния, процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми, всех удивила еси чудным твоим житием, темже Христу Богу угодила еси, и ныне, радующися и веселящися, пребываеши с лики преподобных жен, наслаждающися райския красоты и веселия. Молим убо тя: моли о нас Человеколюбца, Христа Бога нашего, даровати нам мир и велию милость.
Кондак преподобной Анне Кашинской, глас 4
Яко пресветлая звезда, явилася еси в Российстей земли, во граде Кашине, преподобная мати Анно, во всех благочестивых и верных женах, аки крин процвела еси чистым и непорочным твоим житием, во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги, и возшла еси к Вышнему граду, радующися и веселящися, яко добре совершивши твое течение, и ныне честныя твоя мощи, аки бисерие драгое, явишася на исцеление всем, приходящим с верою. Тем и вопием ти: Радуйся, всекрасная душею, и моли Христа Бога о спасении душ наших.
Величание
Ублажаем тя, преподобная мати, великая княгине Анно, и чтим святую память твою, наставнице инокиням и собеседнице Ангелом.
Молитва преподобной Анне Кашинской
О преподобная и преблаженная мати Анно! Смиренно припадающе к честным мощем твоим, молимся со слезами прилежно: не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. О преблаженная великая княгине Анно! Не забуди присещати чад твоих, аще бо телом и преставилася еси от нас, но и по смерти жива пребываеши и не отступаеши от нас духом, сохраняющи нас от стрел вражиих, всякия прелести бесовския и козней диавольских. Молитвеннице наша усердная! Не престай молящися за ны ко Христу, Богу нашему, аще бо мощей твоих рака пред очима нашима выну видима есть, но святая душа твоя, со Ангельскими воинствы у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. К тебе убо припадаем, тебе молимся, тебе мили ся деем: молися, преблаженная Анно, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, еже испросити нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, мытарств горьких и вечныя муки избавится и Небесному Царствию наследником быти со всеми преподобными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва святой Анне Пророчице
О святая угоднице Божия, святая Анна Пророчице! Подвигом добрым подвизавшися на земли, восприяла еси на Небесех венец правды, его же уготовал есть Господь всем любящим Его. Тем же взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякого зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
Молитва к святым праведным Богоотцам Иоакиму и Анне
Молитва первая
О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.
Молитва вторая
О, приснославнии Христовы праведницы, святии Богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии Небесному Престолу Великаго Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенны я Дщери вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему! К вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенником, прибегаем мы, грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленныя прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире живот наш сохраните и во всех благих благое поспешение испросите, вся яже к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и напрасныя смерти предстательством вашим нас избавляюще, и от всяких враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедше в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.