Звуковой анализ слова: что это и как правильно его делать. Как составить звуковую схему слова? Звуковой анализ слова: схема

Что такое фонетический разбор слова?
Что такое транскрипция?
Как сделать звуко-буквенный разбор слова?
Какие характеристики гласных и согласных звуков даются в фонетическом разборе?

В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим. Буквы мы пишем и видим. На письме звуки обозначаются буквами.

Фонетический разбор слова — это анализ звукового состава слова. Выполнить фонетический разбор — значит охарактеризовать все звуки, из которых состоит слово.

Примечание. В начальной школе этот разбор обычно называют звуко-буквенным разбором слова.

Обозначения, применяемые при фонетическом разборе

Фонетическая запись слова называется транскрипцией . Слово, заданное для фонетического анализа, обозначается в тексте цифрой 1 .

Для оформления фонетической записи используются квадратные скобки. Каждому звуку соответствует один знак. Большая буква не используется. В словах обязательно ставится ударение. Мягкость согласного звука обозначается значком [❜].

Например: галька [гал❜ка], листик [л❜ист❜ик]

Есть ещё один дополнительный значок — знак долготы согласного звука [черта вверху]. Он используется в тех случаях, когда из двух букв получается один звук: длинный [дл❜ин ый❜], сшить [ш ыт❜].

Порядок фонетического разбора слова

  1. Произнести слово, установить количество слогов и место ударения.
  2. Провести фонетическую запись слова.
  3. Охарактеризовать последовательно каждый звук:
    а) назвать гласный звук, определить его как ударный или безударный;
    б) назвать согласный звук, определить: звонкий он или глухой; твёрдый или мягкий.
  4. Записать, сколько в слове букв и сколько звуков.

Краткое разъяснение содержания и последовательности операций фонетического разбора

  1. Произнести слово и послушать себя. Для определения количества слогов следует произнести слово скандируя, т.е. по слогам. Для определения ударного слога слово произнести целиком, слитно.
  2. Записать транскрипцию слова (сделать фонетическую запись).
  3. Характеристика звуков — это называние звуков по порядку следования их в слове. Этот пункт и есть собственно звуковой разбор.
    Следует протянуть или голосом выделить первый звук в составе слова (а не так, как звучит этот звук отдельно, один), затем так же выделить остальные звуки.
    После этого охарактеризовать звук: гласный — ударный он или безударный, согласный — звонкий он или глухой, имеет ли пару по звонкости-глухости, твёрдый или мягкий, имеет ли пару по твёрдости-мягкости.
  4. Подсчитать, сколько в слове букв, и записать; подсчитать, сколько в слове звуков, и записать. Установить их соответствие, т.е. одинаково ли количество букв и звуков или букв (звуков) больше или меньше. Объяснить причину разного количества букв и звуков.

При проведении фонетического разбора слова допускаются варианты:

1) кроме характеристики звуков можно указывать, какой буквой обозначен на письме анализируемый звук;
2) мягкость звуков, не имеющих пары по твёрдости-мягкости, можно не обозначать знаком [❜].

Соловья 1 баснями не кормят

Образец устного фонетического разбора

1-2. Произношу слово соловья — [салав’й’а́].
В этом слове три слога — со|ло|вья. Ударный слог третий. Ударение падает на звук [а]. Первый и второй слоги безударные.
Гласные звуки. В первом и втором слогах звук [а], обозначенный буквой о, слышится и произносится неотчётливо, т.к. безударный. В третьем слоге звук [а], обозначенный буквой я, слышится и произносится отчётливо, т.к. ударный.
Согласные звуки. Звуки [с] и [л] слышатся и произносятся отчётливо, т.к. находятся перед гласными. Звук [в’] слышится и произносится отчётливо. Обозначены эти звуки буквами эс, эль, вэ. Звук [й’] слышится и произносится отчётливо, т.к. находится перед гласным звуком и отделён от предыдущего звука разделительным ь.

3. Гласные звуки.


[а] — безударный, обозначен буквой о;
[а́] — ударный, обозначен буквой я.

Согласные звуки.

[с] — глухой парный, твёрдый парный, обозначен буквой эс;
[л] — звонкий непарный, твёрдый парный, обозначен буквой эль;
[в’] — звонкий парный, мягкий парный, обозначен буквой вэ;
[й’] — звонкий непарный, мягкий непарный, обозначен буквами разделительный ь и я.

4. В слове соловья 7 букв и 7 звуков. Количество букв и звуков совпадает: ь я имеет два звуковых значения.

соловья́; со|ло|вья; 3 слога.

с [с] — согласный, глухой парный, твёрдый парный;

о [а] — гласный, безударный;

л [л] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;

о [а] — гласный, безударный;

в [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный;

[й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;

я [а́] — гласный, ударный.

7 букв, 7 звуков.

Количество букв и звуков совпадает: ь не имеет звукового значения; я имеет два звуковых значения.

Будет и на нашей улице праздник 1 .

Образец письменного фонетического разбора

пра́здник; пра|здник; 2 слога.

п [п] — согласный, глухой парный, твёрдый парный;

р [р] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;

а [а́] — гласный, ударный;

з [з’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный

н [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный;

и [и] — гласный, безударный;

к [к] — согласный, глухой парный, твёрдый парный.

8 букв, 7 звуков

Количество букв и звуков не совпадает, потому что буква д не имеет звукового значения.

Запомни: в транскрипции не могут находиться буквы: Я, Ю, Е, Ё, Ь, Ъ !

Как только родители начинают задумываться о том, как обучить свое чадо навыкам чтения, кроме букв и слогов появляется понятие «звуковой анализ слова». Однако не каждый понимает, зачем необходимо обучать ребенка, не умеющего читать, его делать, ведь это может только вызвать путаницу. Но, как оказывается, от умения правильно разбираться слова на звуки зависит в будущем умение правильно писать.

Звуковой анализ слова: что это

Прежде всего, стоит дать определение. Итак, звуковым анализом слова называют определение по порядку их размещения звуков в конкретном слове и характеристика их особенностей.

Зачем же детям нужно учиться выполнять звуковой анализ слова? Для разработки фонематического слуха, то есть умения четко различать звучащие звуки и не путать слова, например: Тима — Дима. Ведь если ребенок не научен четко различать на слух слова, он не сможет их правильно записывать. А данное умение может пригодиться не только при изучении грамматики родного языка, но и при изучении языков других стран.

Порядок разбора слова по звукам

При выполнении звукового анализа любого слова необходимо в первую очередь поставить ударение, далее разделить его на слоги. Потом выяснить, сколько букв в слове и сколько звуков. Следующим шагом будет постепенный анализ каждого звука. После этого подсчитывается, сколько в анализируемом слове гласных и сколько согласных. Поначалу детям лучше давать для анализа простые односложные или двухсложные слова, например их имена: Ваня, Катя, Аня и другие.

Когда ребенок понемногу разобрался с тем, как правильно проводить анализ на простых примерах, стоит усложнять разбираемые примеры слов.

Звуковой анализ слова: схема

При работе с самыми маленькими детьми для лучшего усвоения информации используются специальные цветные карточки.

С их помощью дети учатся создавать схему звукового анализа.

Карточка алого цвета используется для обозначения гласных звуков. Синяя — твердых согласных, зеленая — мягких. Для обозначения слогов используют двухцветные карточки в той же цветовой гамме. С их помощью можно учить ребенка характеризовать звуки и целые слоги. Также необходимы карточка для обозначения ударения и карточка, показывающая разделение слова на слоги. Все эти обозначения, помогающие учить ребенка делать звуковой анализ слова (схема играет вэтом не последнюю роль), утверждены официальной школьной учебной программой России.

Гласные звуки их краткая характеристика. Дифтонги

Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). При обучении детей на ранних этапах необходимо давать информацию только о самым простых свойствах, все остальное ребенок будет изучать в старших классах.

Гласные звуки (их шесть: [о], [а], [э], [ы], [у], [и]) бывают ударными/безударными.
Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё [йо], ю [йу], я [йа], е [йэ].

Если они следуют за согласными — звучат как один звук и придают мягкости предшествующему звуку. В других позициях (начало слова, после гласных и "ъ" и "ь") звучат как 2 звука.

Краткая характеристика согласных

Согласных звуков в нашем языке тридцать шесть, но графически их обозначает всего двадцать один знак. Согласные быват твердыми и мягкими, а также звонкими и глухими. Также они могут/не могут образовывать пары.

В таблице ниже перечислены звонкие и глухие звуки, способные образовывать пары, и те, которые не обладают такой способностью.

Стоит помнить: согласные звуки [й`], [ч`], [щ`] при любом положении — мягкие, а согласные [ж], [ц], [ш] — всегда твердые. Звуки [ц], [х], [ч`], [щ`] — абсолютно всегда являются глухими, [м], [н], [л], [р], [й`] — (сонорыми) или звонкими.

Мягкий и твердый знаки не дают звуков. Мягкий знак делает предыдущий согласный мягким, а твердый знак играет роль разделителя звуков (к примеру, в украинском подобную роль играет апостроф).

Примеры звукового анализа слов: «язык» и «группа»

Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться.

Например, можно провести звуковой анализ слова «язык». Данное слово довольно простое, и даже начинающий сможет его разобрать.

1) В данном примере два слога «я-зык». 2 слог является ударным
2) Первый слог образован с помощью дифтонга «я», который стоит в начале слова, а следовательно, состоит из 2 звуков [й`а]. Звук [й`] — это согласный (согл.), мягкий (мягк.) (карточка зеленого цвета), второй звук [а] — гласный, безударный (алая карточка). Для обозначения этого слога в схеме можно взять также двухцветную зелено-красную карточку.

4) Слог 2 «зык». Он состоит из трех звуков [з], [ы], [к]. Согласный [з] — тверд., звонкий (карточка синего цвета). Звук [ы] — гласн., ударный (карточка красного цвета). Звук [к] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета).
5) Ставится ударение и проверяется путем изменения анализируемого слова.
6) Итак в слове «язык» два слога, четыре буквы и пять звуков.

Стоит учитывать один момент: в данном примере слово «язык» разбиралось как для учеников первого класса, которым еще не известно, что некоторые гласные в безударной позиции могут давать другие звуки. В старших классах, когда ученики будут углублять свои познания в фонетике, они узнают что в слове «язык» безударная [а] произносится как [и] — [йизык].

Звуковой анализ слова «группа».

1) В анализируемом примере 2 слога: «гру-ппа». 1 слог является ударным.
2) Слог «гру» составляют три звука [гру]. Первый [г] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [р] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [у] — гласн., ударн. (карточка алого цвета).
3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
4) Во втором слоге «ппа» три буквы, но они производят всего 2 звука [п:а]. Звук [п:] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета). Также он является парным и произносится длинно (синяя карточка). Звук [а] — гласн., безударный (алая карточка).
5) Ставится ударение в схеме.
6) Итак, слово «группа» состоит из 2 слогов, шести букв и пяти звуков.

Умение делать простейший звуковой анализ слова не является чем-то сложным, на самом деле это довольно простой процесс, но от него зависит многое, особенно если у ребенка проблемы с дикцией. Если разобраться, как правильно его делать, это поможет произносить слова на родном языке без ошибок и будет способствовать развитию умения грамотно их записывать.

Уважаемые родители, на этапе обучения грамоте ребята учатся составлять звуковую схему или, по-другому, модель слова. Помогите ребёнку разобраться в составлении звуковой модели слова.

Я приведу примеры звуковых схем по программе “Школа России”. Там обозначения разных звуков различаются по цвету.

Итак, освежим в памяти знания по фонетике, которые вы получили в школе.

Гласных звуков в русском языке шесть – [а], [о], [у], [ы], [э], [и]

Согласные образуют пары по твёрдости-мягкости, по глухости- звонкости.

Есть непарные согласные.

Мягкий знак и твёрдый знак звуков не обозначают.

Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласного звука, обозначают один звук, если стоят после согласного.

В таблице мы видим букву и под ней звук или звуки, которые обозначают этой буквой.

Например, буквой Б обозначают два звука [б], [б"]. Буквой Ж один звук [ж].

Разберём составление звуковой модели слова ПИСЬМО.

Делим слово на слоги: ПИ-СЬМО (как разделить слово на слоги можно посмотреть здесь http://сайт/?p=1742)

Первый слог – ПИ. Это слияние. Гласный звук [и] обозначает мягкость согласного. Первый звук [п"] – мягкий согласный, второй звук [и] – гласный.

Второй слог – СЬМО. Первый звук [с"] – мягкий согласный. Дальше идёт слияние – МО. Гласный звук [о] обозначает твёрдость согласного. Звук [м] – твёрдый согласный. Звук [о] – гласный. Ставим ударение.

В итоге получается такая схема:

Мы с ребятами делаем затем транскрипцию (как мы слышим слово).

А затем записываем слово: письмо.

Гласные звуки, которые находятся в верхнем ряду таблички – а, о, у, ы, э обозначают твёрдость согласного звука.

Гласные буквы я, ё, е, ю стоят после мягкого согласного, звук [и] тоже обозначает мягкость согласного.

Но необходимо помнить, что есть согласные, которые всегда твёрдые. Они обозначены в таблице только синим цветом: [ж], [ш], [ц]. Есть согласные, которые всегда мягкие, они обозначены только зелёным цветом: [ч"], [щ"], [й"].

Будьте внимательны при разборе слов с йотированными гласными.

Вот пример разбора слова ЯБЛОКО.

В начале слова йотированные гласные обозначают два звука.

Надеюсь, что статья помогла вам немного разобраться в составлении звуковой схемы слова.

В других программах просто другие обозначения звуков. Могут быть не квадратики, а кружки. По другому обозначена твёрдость-мягкость. Но разобраться можно, подставив нужные обозначения.

Материалы о составлении звуковой схемы можно посмотреть ещё

Если ваш ребёнок любит раскраски, посетите сайт ЕСЛИ РАСКРАСКИ.НЕТ. Здесь вы найдёте бесплатные раскраски для девочек и мальчиков. Большие раскраски онлайн бесплатно , раскраски из сказок и мультфильмов.

Еще в раннем детстве, когда ребенок только учится читать, он сталкивается с проблемой, когда слова произносятся не так, как пишутся. По этой причине необходимо проводить с ним звуковой анализ. Почему его изучают на протяжении всей школьной программы, рассмотрим в нашей статье.

Фонетика

Наша речь делится на два больших вида: устную и письменную. Первая, естественно, появилась задолго до второй. Ведь изначально люди учились обмениваться информацией с помощью жестов и простейших звуков. Затем это постепенно переросло в слова, образовавшие тот или иной язык. Но вскоре появилась потребность зафиксировать все, что произносится. Так возникла

В данной статье мы поговорим об особенностях устного общения. Эту часть языка изучает сложная наука - фонетика. Она занимается рассмотрением звуков, которые составляют нашу речь. Каждый из них имеет свою характеристику и индивидуальные особенности. Их изучение и входит в звуковой анализ.

Гласные

Одной из самых важных частей нашей устной речи является наличие гласных. Они так названы, исходя из своей основной функции - передавать голосом продолжительный звук. В русском языке их шесть: А, О, У, Ы, И, Э.

Необходимо помнить, что количество букв не всегда совпадает с количеством звуков. Например, в слове «юг» имеются 2 буквы, но при этом 3 звука: «йук». Буквенно-звуковой анализ слова должен показать, что отличается от того, как мы пишем.

Гласные составляют слоги в словах. Именно по их количеству определяют, на сколько частей делится слово:

  • пал-ка - здесь 2 слога, поскольку в нем две гласных;
  • сом - 1 слог, так как гласная одна.

Кроме того, необходимо знать особенности таких букв, как е, ё, ю, я. Они, в отличие от всех остальных, могут образовывать два звука - гласный в сочетании с Й:

  • Ё (й+о);
  • Е (й+э);
  • Ю (й+у);
  • Я (й+а).

Такое явление наблюдается в тех случаях, когда перечисленные звуки употребляются:

  • после мягкого или твердого знаков (льЁт, рьЯный );
  • после гласной (большаЯ, поЯс );
  • в начале слова (Юла, Ель ).

Очень часто, выполняя звуковой анализ дана далее), дети совершают ошибки именно в разборе этих гласных.

Все же остальные характеристики, которыми обладают гласные, довольно простые. Особенно те, что изучаются школьной программой. Рассматривают всего два признака: ударность или безударность.

Согласные

Прежде чем выполнить звуковой анализ, нужно знать особенности и согласных. Их гораздо больше, чем гласных. Русский язык насчитывает их тридцать семь.

Согласные имеют различные характеристики:

  • Мягкость или твердость. Некоторые звуки могут произноситься без смягчения: море (м - твердый). Другие же, наоборот: мера (м - мягкий).
  • Звонкость или глухость. Когда звук произносится с вибрацией и голосом, он называется звонким. Можно приложить ладонь к гортани и почувствовать это. Если же вибрации не ощущается, то он глухой.
  • Парность. Некоторые согласные имеют свою противоположность. Обычно по звонкости-глухости. Например: в (зв.) - ф (глух.), з (зв.) - с (глух.).
  • Некоторые согласные произносятся как будто бы «в нос». Они получили соответствующую характеристику - носовые.

Как выполнять

Теперь можно составить и алгоритм, по которому выполняется звуковой анализ слова. Схема проста:

  1. Для начала делим слово на слоги.
  2. Далее расписываем буквы, из которых оно состоит, в столбик.
  3. Теперь для каждой подбираем соответствующий звук.
  4. Характеризуем каждый из них, согласно тем характеристикам, которые описаны выше.
  5. Подсчитываем количество звуков и букв.
  6. При несовпадении их количества, объясняем, почему произошло данное явление.

Приведем пример. Возьмем слово «потолок»:

  1. В этом слове три слога: по-то-лок (3 гласных, поэтому и соответствующее количество слогов).
  2. Буква П имеет звук <П>. Он согласный, произносится без вибрации у гортани, а потому глухой. Также он является твердым и имеет пару <Б>.
  3. Буква О имеет звук <А>. Он гласный и не имеет ударения.
  4. Буква Т имеет звук <Т>. Он является согласным, произносится как глухой. Он не подвергается смягчению, а потому твердый. Кроме того имеет пару по звонкости <Д>.
  5. Буква О имеет звук <А>. Он гласный и безударный.
  6. Буква Л обозначает звук <Л>. Он согласный, не имеет смягчения - твердый. Произносится с вибрацией у гортани - звонкий. Этот звук не имеет пары.
  7. Буква О имеет звук <О>. Он является гласным и, в данном случае, ударным.
  8. Буква К обозначает звук <К>. Согласный, произносится как глухой, имеет пару по звонкости <Г>, твердый.
  9. Подведем итог: в данном слове 7 букв и 7 звуков. Количество совпадает, никаких языковых явлений не наблюдается.

Звуковой анализ слов для дошкольников намного упрощен.

Детям необходимо узнать, что произношение слова и его написание очень часто отличаются. При обучении навыков чтения и письма дети получают первые представления о разнице между устной и письменной речью. Таким образом, педагогу достаточно объяснить, что некоторые буквы, как мягкий и твердый знаки, вообще не имеют звуков. А слов на букву Ы в русском языке нет.

Буквенно-звуковой анализ слова «вьюга»

Мы уже знаем, насколько многообразен русский язык. Звуковой анализ в предыдущем примере достаточно простой. Необходимо лишь правильно охарактеризовать каждый звук. Но есть такие, в которых возникает проблемная ситуация. Например, слово «вьюга». Выполним его :

  1. Вьюга - две гласных, значит, 2 слога (вью-га ).
  2. Буква В имеет звук <В’>. Он согласный, смягчается благодаря «ь», парный - глухой <Ф’>, звонкий.
  3. Буква Ь не имеет звука. Ее цель - продемонстрировать мягкость предыдущего звука.
  4. Буква Ю имеет два звука <Й> и <У>, поскольку стоит после Ь. Необходимо охарактеризовать оба. Итак, <Й> - это согласный, который всегда мягкий и звонкий, он не имеет пары. <У> - гласный, имеет ударение.
  5. Буква Г - является согласной, обозначает твердый звук. Имеет глухую пару <К> и является звонким.
  6. Буква <А> имеет такой же звук <А>. Он гласный и безударный.
  7. Подведем итог анализа: 5 букв и 5 звуков. Наблюдаем явление, которое называется «йотированный гласный». В данном случае буква Ю под влиянием Ь распалась на два звука.

Вывод

Звуковой анализ при знании всех характеристик выполнять совсем несложно. Необходимо вслух произнести слово. Это поможет правильно записать все звуки. После провести их характеристику и подвести итог фонетического разбора. И тогда успех в этом деле вам обеспечен!