Чем нам близка поэзия Есенина? Сочинение «Народность поэзии С. Есенина

Чем нам близка поэзия Есенина? и получил лучший ответ

Ответ от PersikoVa сountess - Valkyrie ©[гуру]
Поэзия Есенина - это чудесный и прекрасный неповторимый мир! Мир, который близок и понятен абсолютно всем без исключения. Есенин - великий поэт не менее великой России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его Родина - Рязанская земля, которая вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас, - природу! Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, о которой он рассказал нам в своих стихах. Есенина с первых дней жизни окружал мир народных песен и сказаний:
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
В духовном облике в поэзии Есенина ярко выявились черты народа - его "беспокойная, дерзкая сила", размах, сердечность, душевная неуспокоенность, глубокая человечность. Вся жизнь Есенина тесно связана с народом. Может быть, поэтому главными героями всех его стихотворений являются простые люди, в каждой строчке чувствуется тесная, не ослабевающая с годами связь поэта и человека Есенина с русскими крестьянами.
Сергей Есенин родился в крестьянской семье. "В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни", - вспоминал поэт. Уже современниками Есенин воспринимался как поэт "великой песенной силы". Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни. И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер - вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и ее народу:
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.. .
"Моя лирика жива одной большой любовью, - говорил Есенин, - любовью к Родине. Чувство родины - основное в моем творчестве". В стихах Есенина не только "светит Русь", не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера в человека, в его великие дела, в великое будущее родного народа. Поэт каждую строчку стихотворения согревает чувством безграничной любви к Родине.
Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. По-хорошему он завидовал тем, "кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею", и с искренней болью писал "о днях, растраченных напрасно":
Ведь я мог дать
Не то, что дал,
Что мне давалось ради шутки.
Есенин был яркой индивидуальностью. По словам Р. Рождественского, он обладал "тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределенным словом "обаяние"... Любой собеседник находил в Есенине что-то свое, привычное и любимое, - и в этом тайна такого могучего воздействия его стихов".
С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо. Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе. Поэт одушевляет ее:
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
Немногие поэты так видят и так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси:
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека.
Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
далее -

Ответ от Галина Ревенок [новичек]
рптрчпарпгор


Ответ от Максим Бублик [новичек]
Стихи Есенина - искренняя исповедь его романтической души, которая привлекает прежде всего проявлением самых лучших человеческих чувств. Притягательная сила есенинской поэзии именно в этой пронзительной искренности.
В ранних стихах Есенина возникают образы русских крестьян. Его мужики сетуют на засуху, “скинув шапки, молясь и вздыхая”, а рыбаки поют “где-то вдали, на изломе реки, древнюю песню”. Поэт описывает деревенский быт, показывает избу, где “вьется сажа над заслонкою”, “пахнет рыхлыми драченами”, “щенки кудлатые заползают в хомуты”. Именно здесь, среди крестьянской жизни, прошло детство Есенина, и все это ему дорого. Природа в крестьянской жизни - часть повседневного быта, а потому солнце у Есенина - тележное колесо, облака - коровы, поливающие поля своим молоком. И мы ощущаем в этих образах поэзию деревенской жизни, красоту людей труда. Есенин вырос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его “любить на этом свете все, что душу облекает в плоть”. Ранние стихи поэта - признание в любви к родной природе, стремление раствориться в ней:
Край любимый!
Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
В природе поэт видит источник вдохновения, он ощущает себя частицей природы.
Большое влияние на творчество Есенина оказала песенная лирика. С ранних лет он слышал народные сказания, поговорки, загадки, замечательные песни пела ему мать. Вот почему многие ранние стихи Есенина написаны в песенном жанре. Именно фольклор укрепил его чувство любви к народу, к родине. Ранняя поэзия Есенина насыщена религиозными образами. Позднее он скажет: “От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции”. И это еще один факт в биографии Есенина, который отразился в его творчестве. После переезда в Москву, а затем в Петербург творчество Есенина приобрело новое направление: поэт обращается к истокам прошлого, пытаясь объяснить события настоящего. Уже в “маленькой поэме” “Товарищ” возникает образ рабочего, идущего на смертельную схватку, а в драматической поэме “Пугачев” поэт изображает крупнейшее крестьянское восстание. В поэме же “Песнь о великом походе” Есенин стремится поведать историю последних двух веков России. Дореволюционное творчество Есенина отмечено поисками своей концепции мира и человека, окончательно сформулировать которую помогла поэту революция. Став свидетелем событий революции, видя изменения, происходящие в стране, Есенин глубоко почувствовал внутреннее настроение народа. Оно отразилось в цикле “Москва кабацкая”. Поэт, переживая вместе с народом, не может определить своего места в жизни, страдает от сознания душевной раздвоенности. Выходом его боли стало стихотворение “Исповедь хулигана”. Здесь Есенин раскрылся как человек большой души, сердечный, отзывчивый, сосредоточенный, задумывающийся над своей судьбой. В стихах и поэмах Есенина этого периода звучит постоянная и убежденная вера в Россию, в великое будущее ее народа. Но звучит в них и тревожная скорбь о близкой сердцу старой деревне:
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
Сам себя Есенин называл “поэтом золотой бревенчатой избы”. Он ощущал себя “последним поэтом деревни”:
Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.
Вторжение цивилизации в деревню заставляет поэта задуматься над будущим русской деревни, над судьбой крестьянской Руси. В этом видится неразрывная связь Есенина с истоками древней Руси, с ее крестьянской душой.
Значительную роль в творчестве Есенина сыграла его большая зарубежная поездка. Запад разочаровал поэта, здесь он не нашел вдохн

То сучья золотых стволов,

Как свечи, теплятся пред тайной,

И расцветают звезды слов

На их листве первоначальной.

С. Есенин

Поэзия великого русского поэта С. Есенина чрезвычай-но близка к народной, настолько она задушевна, мелодич-на, образна. Из каждого есенинского стихотворения нам улыбается природа: лесами, лугами, озерами...

В своем творчестве С. Есенин предстает перед нами как молодой, но мудрый философ. Он часто сравнивает человека с деревьями, цветами, словно желая показать, что все мы — дети одной природы и законы, действующие в мире, распространяются и на человека. Жизнь, по Есенину, — это цветущий весенний сад, и люди здесь — одни из самых прекрасных плодов.

Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег ко плетню. Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню.

Образ сада у Есенина многозначен. Лирический герой в стихотворениях поэта часто отождествляется с листьями, цветами, деревьями (кленом, черемухой, березой) и, благо-даря этому, как ненужную ношу, сбрасывает ограничения, накладываемые человеческим телом: лучше видит и слы-шит, глубже чувствует, чаще прикасается к истине и Богу.

Хорошо под осеннюю свежесть Душу яблоко ветром стряхать И смотреть, как над речкою режет Воду синюю солнца соха.

Олицетворение — любимый художественный прием С. Есенина. С его помощью природа в стихотворениях поэта оживает, помогает ему, предупреждает об опасности, дает возможность лучше выразить свои чувства и мысли. Сам поэт растворяется в окружающем мире, превращаясь в единое целое с травами, полями, листвой.

Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь нагнувшись под метелью белой?... Сам себе казался я таким же кленом, Только не опавшим, а вовсю зеленым.

Друг детства Есенина К. Цыбин вспоминал, что даже в детстве цветы для поэта были живыми друзьями, с которыми можно общаться, печалиться, делиться надеждами. В последние годы жизни Есенин создает целый цикл сти-хов «Цветы», в котором делится своими мыслями о чело-веке, смысле его жизни, любви.

А люди разве не цветы? О милая, почувствуй ты, Здесь не пустынные слова. Как стебель тулово качая А эта разве голова Тебе не роза золотая? Цветы людей и в солнь и в стыть Умеют ползать и ходить.

Цветы — живые, и потому все они разные, как и люди. Но цветы могут расцветать каждую весну, осыпаясь осе-нью, человеку же дана лишь одна жизнь, смысл которой — любовь. Материал с сайта

Я милой голову мою Отдам, как розу золотую.

И все же человек — дитя природы, поэтому у каждого в жизни есть своя пора: время цветения — весна, зрелос-ти — лето, увядания или плодоношения — осень и суро-вая снежная зима, закономерно завершающая этот круг.

Все мы яблоко радости носим, И разбойный нам близок свист. Срежет мудрый садовник осень Головы моей желтый лист.

Есенин считает, что не стоит жалеть о том, что вся жизнь осталась позади, ведь есть воспоминания, в которых жива молодость. Природу не переделаешь, все имеет свой конец.

Вот так же отцветем и мы И отшумим, как гости сада... Коль нет цветов среди зимы, Так и грустить о них не надо.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • лето в поэзии
  • образ сада в поэзии блока есенина маяковского
  • и расцветают есенин
  • образ сада в поэзии блока, есенина, маяковского
  • чем нам близка поэзия есенина

С.А. Есенин - великий поэт. Его поэзия безусловно трогает до глубины души тем, что она личная, и слова его подобраны так, что читателю, то есть мне, сразу понятно, как он любил, что при этом чувствовал и почему перестал...

Я не могу сказать однозначно, что мне близка поэзия Есенина, ведь я испытала лишь малую часть того, о чём он пишет. Но я могу сказать точно и с полной уверенностью, что мне поэзия по душе. Стихи Есенина хочется читать, в них хочется вдумываться, о них хочется говорить. И я с большой грустью думаю, сколько бы он смог написать ещё, если бы не внезапный его уход.

Если бы меня спросили о моём любимом стихотворении Есенина, я бы без раздумьев ответила, что это стихотворение, которое он посвятил Анне Изрядновой "Я положил к твоей постели".

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

А после, я бы сказала, что этим стихотворением Есенин отталкивает лично меня. "И пусть в мечтах я всё читаю: // "Ты не любил, тебе не жаль", // Зато я лучше понимаю // Твою любовную печаль".

Но для Есенина чувства превыше всего, но наверно об этом стоило подумать до рождения сына или же быть более серьёзным и ответственным. Но такова доля творческих людей.

Обновлено: 2017-01-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


Тема: Я хочу вам рассказать о любимом поэте С. А. Есенине (Творчество Есенина - цикл уроков, объединенных в единое целое).

Цели: познакомить учеников с особенностями творчества поэта, показать я^г/ -"-творчества С. Есенина, помочь увидеть своеобразие его произведений.

Оборудование: сборник стихов Есенина, фото Есенина с матерью, с А. Дункан, с 3. Райх, фото Ш. Н. Тальян.

П. И. Чайковский «Сентиментальный вальс» или симфоническая сюита Н. Римского-Корсакова «Шахерезада»

Л. Бетховен «Четырнадцатая соната»

А. Покровский «Письмо матери», «Выткался на озере алый цвет зари...»

Е. Мартынов «У Есенина день рождения»

А. Малинин «Исповедь хулигана»

«Над окошком месяц» (Рязанский хор)

Воспоминания Т. Ф. Есениной о сыне.

Предложенные для самостоятельного исследования 4 темы по творчеству поэта:

Тема Родины

Тема любви к женщине (знакомство с циклом «Персидские мотивы»)

Образ матери в лирике поэта (знакомство с стихотворением «Письмо Матери».

Любовь к природе (знакомство с стихотворением «Песнь о собаке», статья Есенина «Ключи Марии», ряд стихотворений о природе).

Предлагается заранее план ответа:

Каково ваше ощущение есенинской поэзии?

В чем тайна силы есенинских строк о...

Какие мысли и чувства вызывает у вас есенинское отношение к...

Чем лично вам дорога поэзия С. Есенина?

«Чувство милосердия ко всему живому как единая нравственная и творческая основа
поэзии Есенина»

Образы, краски... в поэзии Есенина.

Эпиграф к уроку:

Дни желтые, осенние...

Про жизнь и про любовь. Чтоб думами осенними

В осенней тишине

Вернуть домой Есенина

На розовом коне.

В. Костров

Оформление к уроку:

Учащиеся, выбравшие тему любви к Родине, сидят за столом с синей скатертью, на которой представлено панно «синяя птица»: синий цвет - символ счастья (синяя птица счастья).

Учащиеся, выбравшие тему любви к женщине, сидят за столом с красной скатертью, на котором в вазе стоит красная роза: красный цвет символизирует горение, страсть.

Учгг^гггЕ. выбравшие тему любви к матери, сидят за столом с розовой скатертью, на ксгзтгк миниатюрные семейные фото в рамках Есенина с матерью: розовый цвет символизирует тсилглгу.

Учащиеся, выбравшие тему любви к природе сидят за столом с белой скатертью, на котором самоделки из бумаги: корова, лисица, уточка... (упомянутые животные, птицы в стихах Есенина).

^ Ход урока

Вступительное слово учителя: Этот неказистый с виду сборник стихов не привлекает внимания, и к нему не тянется рука того, кто привык выбирать книги по ярким обложкам и броским названиям, но если бы он заглянул внутрь и прочел пару строк, то вряд ли смог бы оторваться: так захватывают чувства, излитые в стихах и поэмах С. Есенина.

Однажды В. Г. Короленко в одном из своих писем высказал такую мысль: «Для того чтобы на лирику обратили внимание, автор должен в нескольких выдающихся стихах заинтересовать читателя особенностями своей поэтической личности. Важно, чтобы читатель узнал поэта в его индивидуальности и полюбил уже знакомое лицо».

^ Звучит фрагмент из «Сентиментального вальса» П. И. Чайковского.

Учитель: (на фоне затихающей музыки) Вслушайтесь в эту музыку. Какая красивая мелодия! Говорят, что музыка - стенография души. Она не терпит громоздкой предметности, и лишь звучащее, а не читаемое слово способно нести «белых яблонь дым», «костер рябины красной», «грезящий конопляник», «море, полыхающее голубым огнем».

Тема серии наших уроков под общим названием «Творчество Есенина». Я бы хотела, чтобы эти уроки стали уроками откровения, уроками размышления, уроками-диалогами.

С какими мыслями и чувствами вы пришли сегодня на урок? Что нового для себя вы открыли в Есенине?

У каждого из вас свои проблемы, своя радость, своя боль.

Хочется поговорить с вами искренне, по душам. Но искренность не запланируешь, такой разговор не проведешь, как подготовленное мероприятие. Может быть, моя попытка натолкнется на ваше холодное равнодушие? А может быть, наоборот? Учитель подходит к подсвечнику и, зажигая свечу, говорит: «Где-то я прочитала, что горящая свеча - символ размышления. Пусть же она станет символом размышления и на нашем уроке».

Ученица: (подходит к портретам С. Есенина и, глядя на них, мечтательно читает наизусть) Есенин!

Как о нем сказать?

Весенним словом иль осенним? Сказать,

Как боль перевязать,

Как по ножу пройти -Есенин!

Есенин - в профиль и анфас, Есенин - в мраморе и бронзе Запечатлен.

И все ж для нас

Он ближе в клене и березе.

Есенин - все, что сам сказал

И в смех,

И в плач,

И в посвист снега...

Есенин - горше, чем слеза,

(Егор Исаев)

Учитель: В творчестве поэта мы с вами выделили 4 наиболее значительных темы:

Тему Родины;

Тему любви к женщине;

Тему любви к матери;

Тему любви к природе.

Каждый из вас выбрал наиболее близкую для себя, и провел небольшое исследование, изучая дополнительную литературу.

Когда-то я на уроке выбрала тему сочинения «За что я люблю свою маму». Смущаясь, и преодолевая неловкость, я наделяла свою маму известными нам добродетелями: умная, веселая, добрая, отзывчивая, трудолюбивая. Ведь надо было объяснить, за что я ее люблю. А слов не хватало. Они не «заполняли тему». Позже я прочитала слова Есенина:

^ Ты одна мне - помощь и отрада, Ты одна мне - несказанный свет.

Они как будто стали той точкой, которой мне не хватило когда-то в сочинении. Юрий Яковлев сказал: «Любовь к Родине начинается с любви к матери». Наглядным примером тому служит С. Есенин.

^ Звучит «Письмо матери» -1 куплет (под гитару)

Слова Есенина о матери ранят душу и запоминаются на всю жизнь. Поэзия его несет идею материнства как одну из самых гуманных идей. А «Письмо матери» - гимн ей. Послушайте еще раз. Разве это не так?

^ Звучит «Письмо матери» в исполнении А. Покровского, а затем - голос Татьяны Федоровны

Есениной.

Такое простое стихотворение о себе, о своей любви к матери. А кажется, что оно
касается каждого из нас. Почему так происходит?

Ученик: Мы обижаем, волнуем матерей, а они прощают, потому что любят, потому что жалеют. Щемящее - нежные слова нашел поэт для матери.

Учитель и ученики:

Какие же? (Шибко, горько, саданет...)

Слова всякого стиля присутствуют в нем? (Разговорный, просторечный)

Какой стиль в образе «вечернего несказанного света»? (Высокий стиль)

Что значит «несказанный»? (Неизреченный, какой невозможно высказать словами)

Каким вы видите зрительно вечерний свет? (Звездный, лунный, синий - исходящий от
небесных светил)

Какая еще часть речи указывает на высшее происхождение этого света (не от мира

Сего)? (Местоимение «тот». Подобно нимбу сияние над избушкой [ибо это не просто

Избушка, а отчий дом], над простой женщиной в «старомодном ветхом шушуне», т. к. она Мать, ангел-хранитель).

Какую картину рисует поэт? (Поэт воспевает материнскую любовь. Нам видится
женщина в избе, бревенчатые стены, дощатый стол, кринку с молоком. Дома все просто.
Но в простоте таится поэзия жизни)

Закончите фразу: Дом в поэзии Есенина - это воплощение... (тепла, уюта, спокойствия.
Святой материнской любви).

Вывод: Дом в лирике С. Есенина - это олицетворение Родины, семейного очага, согретого материнской любовью. Это историческая память, духовная колыбель.

Учитель: Материнским «несказанным светом» пронизано у поэта сыновнее отношение к Родине.

Ученик: Грезил он березовым простором, Месяц пас теленком на лугах,

За его крестьянским разговором, Смерть ходила тенью

В двух шагах.

Очи откровение кололо,

Правда запекалась на устах,

Да такая,

Что перемолола Жизнь его

На тридцати верстах,

Кто сказал - повесился?..

Затянули петлю -

Родины поэту

Не простили

Чистоты его душевных мук. Запрещали!

Книги жгли!

Топтали!

Отлучали от родной земли!

А стихи -

Из пепла закричали -Песней

По России

Потекли...

^ Звучит романс «Исповедь хулигана» в исполнении Александра Малинина.

В разговор вступили ученики, сидящие за синей скатертью.

Ученик: От изумительных стихов о «стране березового ситца» до тревожных раздумий о судьбе Родины. рт Руси полевой, патриархальной, уходящей в прошлое - к России советской -таков путь поэта.

Далеко не каждый из писателей того времени твердо устоял на палубе корабля России. Юрий Алексеевич Гагарин как-то написал: «Люблю стихи Сергея Есенина и уважаю его как человека, любящего Россию - мать».

Ученик: - Да, он беззаветно любил родную землю, все живое на ней, ее природу.

Мир вам, роща, луг и липы, Литии медовый ладан! Все принявшему с улыбкой Ничего от вас не надо.

Ученик: - Невероятно много стихов Есенина, которые стали песнями, обреченными на непреходящий успех.

Вечера, проведенные на природе, в кругу друзей - это наиболее яркие, ошеломляющие своей гармонией впечатления юности. Удивительно сочетается музыка, мелодичность есенинских стихов, их тонкая звуковая организация, богатство оттенков. Рядом с песнями - весенние зори, травяное одеяние. Песня и природа как бы открываются нам одновременно. Музыка слов сливается с шорохом трав, шелестом листьев, тишиной вечерних лугов. От всего этого достоверность стихов многократно возрастает. Стихи, как бы становятся зримыми, картины оживают, нельзя не увидеть, не представить того, о чем слышишь.

^ Учитель и ученики: Есенин именно рисовал в своих стихах. Его любимые цвета? (Золотой, голубой и синий - восходят к старинным русским традициям. Золотой цвет - цвет жизни, цвет его любви к миру. Золото соломы, волос молодости, женщины переливается из стихотворения в стихотворение:

То сучья золотых стволов,

Как свечи, теплятся перед тайной,

И расцветают звезды слов

На их листве первоначальной, или:

Это золото осеннее

Эта прядь волос белесых -

Все явилось, как спасенье

Беспокойного повесы).

Вывод: Да, людям понятны стихи Есенина, потому что сам поэт понимал людей. Он любил их чистой земной любовью.

звучит фрагмент песни «Выткался на озере алый свет зари» в исполнении Алексея

Покровского.

^ Говорят ученики, сидящие за столом с красной скатертью:

С алым соком ягоды на коже Нежная, красивая была На закат ты розовый похожа И, как снег, лучиста и светла. ... Сад колышет, как пенный пожар, И луна, напрягая все силы, Хочет так, чтобы каждый дрожал От щемящего слова «милый». ... Руки милой - пара лебедей В золото волос моих ныряют. Все на этом свете из людей Песнь любви поют и повторяют.

Учитель: «Персидские мотивы» - гимн «гению чистой красоты», гимн женщине. Это озарение нежностью.

звучит 14 соната Бетховена или симфоническая сюита Н. Римского – Корсакова «Шахерезада».

^ Ученик вывешивает на доску портрет Ш. Н. Талъян - прототипа прекрасной Шаганэ из «Персидских мотивов» и говорит: «Шаганэ часто переносилась воспоминаниями в прошлое. Ей виделись: Батуми, солнце, Есенин. Да, она была в жизни Есенина...

Ученики: Ночь нарядно звездами расцвечена,

Ровно дышит спящий Ереван...

Возле глаз, собрав морщинки - трещины, Смотрит в синий мрак седая женщина –

Шаганэ Нерсесовна Тальян.

Где-то в небе мечутся зарницы,

Словно золотые петухи.

В лунном свете тополь серебрится,

Шаганэ Нерсесовне не спится,

В памяти рождаются стихи:

«В Хорасане есть такие двери,

Где обсыпан розами порог,

Там живет задумчивая пери,

В Хорасане есть такие двери,

Но открыть те двери я не смог.

Что же это правда или небыль?

Где-то в дальних, призрачных годах:

Пальмы, рыбы, сулугуни с хлебом,

Грохот волн в упругий бубен неба

И Батуми в солнечных лучах...

И вот здесь-то в утренней тиши

Встретилась Армения с Россией –

Черные глаза и голубые,

Две весенне-трепетных души.

Черные, как ласточки, смущенно

Спрятались за крыльями ресниц.

Голубые, вспыхнув восхищенно,

Загипнотизировали птиц.

Закружили жарко и влюбленно,

Оторвав от будничных оков.

И смотрела ты заворожено

В голубой пожар его стихов

И беда ли, что тебя армянку,

Школьную учительницу, вдруг

Он, одев в наряды персиянки,

Перенес на хорасанский юг!

Ты на все фантазии смеялась,

Взмыв на поэтической волне,

Как на "звездно-сказочном коне.

Все равно! Ведь имя же осталось:

Шаганэ!

Ночь нарядно звездами расцвечена,

Ровно дышит спящий Ереван...

Возле глаз, собрав морщинки-трещины,

Смотрит в синий мрак седая женщина

Шаганэ Нерсесовна Тальян.

И, быть может, полночью бессонной

Мнится ей, что расстояний нет,

Что упали стены и законы

И шагнул светло и восхищенно

К красоте прославленной поэт!

И. Хмелея, кружит над землею

Тайна жгучих, смолянистых кос Вперемежку с песенной волною Золотых есенинских волос!..

(Эдуард Асадов)

^ Учитель и ученики: Восток - родина замечательных тонких лириков: Хайяма, Фирдоуси, Саади, Хариза, Низами, - родина волшебных сказок и искусной сказительницы Шахерезады. Прикосновение к этому удивительному миру целительно для человеческой души.

Восточные поэты подсказали С. Есенину многие поэтические приемы. В стихотворениях он использует «замковые» формы стиха.

Что это за прием, когда одна и та же строка начинает и замыкает строфу?

Шаганэ ты моя Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне, Шаганэ ты моя Шаганэ.

Какой вам представляется героиня этого цикла? (Она красива, нежна, у нее глаза «как море
голубым колышутся огнем», «лицом похожа на зарю», руки её - «пара лебедей», она -
«задумчивая пери» и лукавая непостоянная подруга:

Шаганэ твоя с другом ласкалась,

Шаганэ другого целовала.

Говорила: «Русский не заметит...»)

Каким увидели вы поэта в этом цикле?

(Он предстает в разных обличиях: то он «московский озорной гуляка», способный выкрасть персидскую княжну, то обыкновенный литературный странник, уставший от жизни, пилигрим, который ищет покой, гармонию в экзотической стране: то поэт «И на дверь ты взглядывай не очень,/ Все равно калитка есть в саду...»; «Я б порезал розы эти»; «Я давно ищу в судьбе покоя..»; « Вот он удел желанный/ Всех, кто в пути устали»; «Рубцевать себя по нежной коже,/ кровью чувств ласкать чужие души»

Какой из этих образов главный? (Это образ поэта, т.к. он способен чувствовать жизнь других,
видеть жизнь во всем многообразии, болеть за других, делить эту боль, помогать обретать и
понимать самого себя.)

Учитель: Любовь в цикле «Персидские мотивы» - светлое, чистое чувство,но окрашенное печалью безответности и разлуки с Родиной.

Какое же из стихотворений вам больше всего запомнилось? Почему? (В названных
стихотворениях «Шаганэ ты моя, Шаганэ..», «Я спросил сегодня у менялы...», «Глупое сердце не
бейся...» учащиеся отмечают волшебное мелодичное звучание, нежность, светлую печаль,
устремленность жить)

^ Звучит фрагмент песни Г. Пономаренко «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» или «Никогдая не был

на Босфоре...»

Вывод: «Персидские мотивы» - попытка обрести согласие с самим собой и с миром.

Учитель: Но есть у С. Есенина страшные полуфабрикаты чувств. Это цикл «Москвы кабацкой» самый мучительный - рожден прежде всего гуманизмом, тревогой: не погибли бы в хаосе борьбы красота, моральные ценности, не перешли бы люди на нравственные трафареты.

Стихи Есенина нужны нам сегодня, когда мы до одури, подобно персонажам кабацкой Москвы, купаемся в информации о сексе.

Есенин никогда и ни в чем не винит женщину, даже самую падшую.

(вывешивая фото А. Дункан) Ученик: А дорога

Билась и дрожала.

Ржали кони

Бешено в туман.

Говорят, что

Ночью приезжала

В то село негромкое

Не кружился

Яблоневый лепет...

Каменело

Жуткое лицо,

Через пальцы

Тек остывший пепел,

И сверкало

Жемчугом кольцо.

Навсегда

Лишенная покоя,

Вспоминала

Свиту разных стран,

Звенели над Окою,

А взлетал

И падал океан.

Все молчала,

Над калиткой свесясь,

И казалось

В бездне лучевой

Обреченно

Покатился месяц

Кудрявой головой.

Росинками намокли,

И, почти понятые,

Перед ней

Вздохнули и замолкли

Седые соловьи.

Вновь дорога

Билась и дрожала,

Ржали кони

Бешено в туман.

Уезжала,

Словно убегала

Из села рязанского

(Валентин Сорокин)

Да, в городском цикле «Москва кабацкая» (1923) круто меняется тональность любовной лирики:

Сыпь, гармоника. Скуку... Скука...

Гармонист палъца льет волной.

Пей со мною, паршивая сука.

Пей со мной.

Нежность, поэтичность оттеснил озлобленный цинизм, но это защитная реакция от отчаяния, Любовь низведена до плотской, до животной потребности, но в конце раскаяние: «Дорогая, я

Плачу, / Прости... прости...»

Вывод: Это город оторвал Есенина от рая, от счастья, но душа изливает нежность, милость. ^ Говорят учащиеся, сидящие за столом с белой скатертью.

Учитель: До чего же искренне нужно было любить окружающих, точно чувствовать боль ближнего, страдать от чужой боли, чтобы написать стихотворение, как «Песнь о собаке». О чем это стихотворение?

Ученик: В «Песне о собаке» рассказывается о появлении на свет «рыжих семерых щенят», которых мама-собака «до вечера... Их ласкала», грела своим теплом так, что «струился снежок подталый под теплым ее животом». А после появился хмурый хозяин и хладнокровно «семерых всех поклал в мешок». Ослабевшая, она из последних сил бежала за ним, предчувствуя беду, но не могла ничего изменить. Огромное горе мамы-собаки:

И так долго, долго дрожала Воды незамерзшей гладь И когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков, Показался ей месяц над хатой Одним из ее щенков.

Не могу читать это стихотворение без кома в горле, потому что невероятно трудно и больно представить себе плачущую собаку. Она долго скулила, призывая детей к себе, и «покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег». Для меня это пронзительный зов к милосердию, которого, по словам М. Горького, больше всего заслуживает все живущее на Земле.

Природа у Есенина тоже живая. Она наделена человеческими качествами. В трактате «Ключи Марии» поэт пишет: «Всё - от дерева». Если человек уподоблен дереву, то душа его - заросшему розовыми кустами полю, руки - сучьям, глаза - листьям.

Есенин - чудо поэзии. И как о всяком чуде, о нем трудно говорить. Чудо нужно пережить. И надо в него верить.

Чудо есенинской поэзии всегда волнует, как проявление большого человеческого сердца. В его стихах найдены звуковые образы, в которых воспринимаются цветовые, зрительные явления: «В

Роще по березкам / белый перезвон»; «Я хотел бы затеряться / В зеленях твоих стозвонных». Здесь есть и тихие звуки: «нежно охает ячменная солома», «говор кроткий», молитва, песня. Учитель: А какие цвета преобладают в стихах Есенина?

Ученик: В лирических произведениях много оттенков красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки желтого приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зеленого цвета, синего и голубого. Есть и белый, и черный, и серый цвета, но в целом стихи его окрашены в чистые, ясные, нежные, яркие цвета и оттенки.

(группа учащихся иллюстрирует слова учащегося строками из стихотворений) Учитель: Замечено ли вами, что в лирике Есенина есть еще и запахи? Ученик: Да, это запах меда, смолистой сосны, «духовитые дубравы», «пряный вечер» и т. д.

(примеры из стихотворений приводятся)

Учитель: Какие явления природы чаще всего изображает Есенин?

Ученик: Рисуя животный и растительный мир, Есенин стремится часто их объединить. Встречается часто образ дерева. А образ девушки постоянно связан с образом белоствольной тонкой березки, образ души - с весенним цветением, образ лирического героя - с кленом. Помимо этого - зори, закаты, ветер, дождь, снег, тучи, озера, реки.

(группа учащихся зачитывает строки из стихотворений Есенина)

Учитель: Есенин нужен нам. Особенно сейчас, когда над «страной березового ситца» нависла экологическая угроза (ведь не секрет, что число эмигрантов из экологических зон превышает число политических). Когда мы отводим взгляд и проходим мимо беспорядков, подлости. Когда равнодушие берет верх над милосердием.

Чем дорог вам Есенин?

Ученик: Душой своей щедрой. В его стихах бьется живая душа, плачет, радуется, смеется, озорничает.

Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел. Дальний плач тальянки, голос одинокий И такой родимый, и такой далекий.

и звучит песня (следующий куплет) в исполнении Рязанского хора

Ученик: Кажется, кто-то неведомой рукой обнимает сердце. А стихи все звучат. То светлые и чистые, как родник, то печальные и одинокие, то звонкие и задорные, то задумчивые и грустные. Пусть звучат. Читайте их.

звучит песня В. Мартынова «У Есенина день рождения». Домашнее задание: Сочинение на одну из предложенных тем.

Чем близка и дорога мне поэзия Есенина? Прежде всего - своей предельной искренностью и обнаженностью души. Есенин открывает.

Поэзия С. А. Есенина близка и дорога многим людям, его стихи затрагивают наиболее важные.

Litra.RU: Поэзия А. А. Ахматовой Разное Ахматова А. А.

Скачать сочинение. Стихи Есенина стали мне дороги сразу, как только я вошла в волшебный мир поэзии. С тех пор многогранность, Действительно, почему так близки и понятны его стихи и сегодня? Пожалуй, из-за его.

Человек и природа у Есенина. Сочинение. «НАПИШИ МНЕ ПИСЬМЕЦО, Именно эти мысли и были главными в творчестве Есенина. Поэзия его. среды поэт брал лишь то, что было близко его поэтическому мироощущению.

Урок: Литература, Тема: Литература, Вид: Презентации. Презентации о Есенине для уроков.

Сочинение: Сборник сочинений русской литературы с xix века до 80-х годов xx века.

Лучшие литературные эссе. Тема родины в лирике Сергея Есенина Тема Родины в лирике С.

Народнопесенные мотивы в лирике Сергея Есенина Выполнил: Ученик 11 класса Востриков Сергей.

Имя Сергея Есенина хорошо известно любителям поэзии, и не только в нашей. Любовная лирика Есенина мне дорога и близка еще и потому, что во...

Есенин. 1. Тема любви. 2. Тема Родины и природы в лирике С. А. Есенина. 3. Тема Родины в лирике.

Прочитав те стихи Сергея Есенина, которые дает школьная программа, я взял томик в библиотеке и был поражен, насколько близок и понятен мне этот.