Говорение на иных языках. Иные языки. Нужна ли молитва на языках

К молитвам на иных языках я отношусь отрицательно, так как данное учение никак не вписывается в учение Библии. Внимание, я не говорю о даре языков, который получили первые христиане, включая апостолов, после сошествия на них Духа Святого в день Пятидесятницы. Речь идет именно о молитвах иными языками .

Итак, давайте разберемся в этом вопросе, чтобы увидеть разницу между этими двумя явлениями. Начнем мы с того, что вспомним предсказание Иисуса перед тем, как Ему взойти на небо к Отцу:

Мар.16.15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. … 17 Уверовавших же будут сопровождать сии ЗНАМЕНИЯ : именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками ; 18 будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.

Здесь мы видим перечисление знамений , которые будут дарованы христианам от Господа и среди них говорение новыми языками . А для чего нужны эти знамения? Иисус об этом говорит в самом начале Своего пророчества: Идите по всему миру и проповедуйте ! Итак, из этого наставления Иисуса Христа хорошо видно, что верующим обещаны ЗНАМЕНИЯ для ПРОПОВЕДИ ПО ВСЕМУ МИРУ .

Исполнение этого пророчества мы видим далее в книге Деяний и посланиях апостолов. Представьте, какой маленькой в начале была христианская церковь. После воскрешения Иисуса она состояла максимум из нескольких десятков человек. Но после проявления обещанных даров и активной проповеди Евангелия христианская церковь начала стремительный рост. В книге Деяния апостолов и посланиях хорошо видно, как чудеса исцеления и изгнания бесов, обещанные Иисусом в Мар. 16:17,18, укрепляли верующих и способствовали росту церкви.

А в Деян.28:3-6 описана история, когда Павла укусила сильно ядовитая змея, но это, как и предсказывал Иисус (Мар. 16:18), ему, ни капли не повредило, что вызвало немалое удивление у свидетелей. Естественно это послужило тому, что к Павлу стали более внимательны и даже дружелюбны жители того острова, на котором он оказался. И вероятно Павел, покуда там находился, продуктивно проповедовал об Иисусе.

То есть мы видим в Новом Завете исполнение пророчества Иисуса относительно исцелений, изгнаний злых духов и невосприимчивости к яду змей. Также мы видим там и исполнение обещания Христа относительно говорения новыми языками .

Во второй главе книги Деяния апостолов описано, что Святой Дух сошел на апостолов, что заметим, также было предсказано Иисусом (см. Евангелие от Иоанна 14, 16 главы). Даром от Духа Святого было чудо говорения иными языками. Там сразу указано, на что был направлен этот дар:

Деян. 2:4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках , как Дух давал им провещевать. … 7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? 8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. 9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10 Фригии и Памфилии, Египта … слышим их нашими языками ГОВОРЯЩИХ О ВЕЛИКИХ ДЕЛАХ БОЖИИХ .

Как видите, Библия сразу показывает, зачем был дан дар говорить на иных языках – для проповеди “О ВЕЛИКИХ ДЕЛАХ БОЖИИХ” . Из теста понятно, что все изумлялись этому чуду, то есть данный дар христиан был большим ЗНАМЕНИЕМ, помогающим людям уверовать в Господа Иисуса Христа.

Сегодня же есть христианские конфессии, которые считают, что дар говорения иными языками является своего рода доказательством того, что Святой Дух присутствует в жизни верующих и являет в них свои плоды, один из которых – и есть дар говорения языками. Надеюсь, Вы уже убедились, что цели у этого знамения были связаны исключительно с проповедью, а значит как таковой дар говорения иными языками, если он не связан с несением Евангелия, не вписывается в Новозаветную историю.

Чтобы больше укрепиться в этом, давайте рассмотрим Первое послание апостола Павла к Коринфянам, главу 14, где он затрагивает тему иных языков.

1 Достигайте любви; ревнуйте о [дарах] духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать . .. 3 а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. … 4 Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя ; а кто пророчествует, тот назидает церковь. … 5 Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того , кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.

Здесь мы сразу видим, что Павел говорит о двух дарах Духа Святого: даре пророчества и даре иных языков . И при этом, дар пророчества он ставит выше дара иных языков! Почему он это делает? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нужно найти место послания, откуда Павел начал развивать данную мысль. В начале 12 главы мы видим, что апостол говорит о духовных дарах для церкви и даже перечисляет их:

1 Кор. 12:1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных . … 4 Дары различны, но Дух один и тот же; … 8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; 9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; 10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. 11 Все же сие производит один и тот же Дух

Посмотрите внимательно на эти дары Духа: видно, что часть из них направлена на помощь церкви в несении Евангелия, другая - на пользу христианам (исцеление и чудотворение).

А дальше Павел продолжает говорить на тему даров Духа. В 13 главе он превозносит любовь, а в 14 главе разбирает дары говорение языками с их толкованием и пророчество. И как мы заметили, пророчеству он отдает несомненный приоритет. Почему?

Дело в том, что дар языков нужен был в самом начале проповеди Евангелия, чтобы иудеи, коими были первые христиане, могли нести Евангелие по всему миру всем народам на их родных языках. Во время написания Первого послания к Коринфянам уже в большинстве крупных городов Римской империи были основаны христианские церкви, значит во всех этих городах уже были христиане из местных жителей, которые моги нести весть о Христе на собственном языке. То есть дар пророчества (скорее всего здесь речь идет о даре проповедника) на данном этапе жизни христианской церкви стал более важен.

2 Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу ; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;

Этим текстом часто пользуются в свою защиту сторонники говорения иными языками. Однако, если внимательно прочитать данную фразу Павла, то понятно, что из его слов можно сделать иной вывод. Те люди, которые получили дар языков, но не используют его для проповеди тем людям, которые этот язык понимают, получается, они общаются только с Богом, так как только Он их понимает. В этом тексте не указано, что Богу угодна такая молитва, а только констатируется факт, что молитва и проповедь на незнакомом языке понятна только Богу, но не рядом находящимся людям.

1 Кор. 14:28 Если же не будет истолкователя , то МОЛЧИ в церкви, а говори себе и Богу.

Из этого текста видно, что Павел ЗАПРЕЩАЕТ говорить на непонятных языках без переводчика. Он говорит однозначно: МОЛЧИ!

Из 14 главы понятно, что раз нужно истолкование , то речь идет о даре языков от Духа Святого, необходимом для НАЗИДАНИЯ церкви. Об этом несколько раз в 14 главе акцентировал внимание Павел (см. стихи 3, 4, 5, 12, 17, 26). Павел здесь прямо критикует тех, кто использует этот дар не по назначению! Из книги Деяний видно, что дар языков после излития на иудеев в Пятидестяницу (Деян. 2 глава) был дан и обращенным язычникам (см. Деян. 10.44, Деян. 19:6). Видимо в последствие, некоторые люди начали гордиться полученным от Святого Духа даром языков, а не использовать его по назначению. За это они и получили выговор от Павла. Он им однозначно заявил, что уж если хотите говорить на дарованном Вам Богом незнакомом языке, то говорите дома, или наедине с Богом, а не при всех в церкви. Если бы христиане исполняли Волю Божью, то Павел бы их не критиковал. Но в 14 главе очевидно обличение, значит, имело место нечто противное Богу, а именно использование дара языков не по назначению: если нет объясняющего, то МОЛЧИ или общайся сам - один на один с Богом, раз нет в собрании переводчика!

Давайте посмотрим на критику Павла:

6 Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу , когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?

Апостол с 7 по 9 стихи сравнивает говорение на непонятном языке с музыкальными инструментами, производящими не музыку, а какофонию звуков. Павел говорит, что такое издание звуков бесполезно, то есть идет “на ветер” (стих 9). То есть здесь, апостол Павел конкретно указывает, что говорение языками при непонимающих этот язык людях – это не разговор с Богом, а “слова … на ветер” .

Двинемся по тексту послания к Коринфянам дальше:

11 Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец. 12 … ревнуя о [дарах] духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви . 13 А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования .

Здесь речь о том, что человек, получивший на Пятидесятницу или позднее дар языков (напомним, он давался Господом для проповеди по миру), который говорит в собрании на незнакомом местным верующим языке, для них как чужеземец. Он должен правильно перевести им свои слова, чтобы церковь получила назидание от его проповеди или молитвы.

14 Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.

Для простых верующих, как и проповедующих, гораздо полезнее молиться на родном языке , так как в этом случае он более полноценно молится своим умом , чем, если человек использует для проповеди или молитвы малоизвестный или незнакомый ему язык.

16 Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: "аминь" при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь .

Павел в этом тексте показал, кто страдает в первую очередь – это простолюдины, то есть простые не ученые люди, не знающие разных языков. Ранее, впрочем, как и сейчас, образованные граждане были более знакомы с иностранными языками, чем простые рабочие и крестьяне. То есть, данная фраза опять показывает нам, что Павел говорит не о “небесных”, а об иностранных языках.

18 Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; 19 но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке .

Здесь Павел констатирует свою грамотность. Действительно, мы знаем, что Павел был очень образован, и возможно затем он еще получил от Духа Святого знания языков тех стран, куда ходил, неся Евангелие, во время своих миссионерских путешествий. Как мы видим, Павел, не смотря на то, что более всех владел многими незнакомыми языками, призывал верующих молиться и проповедовать именно на родных для проповедующих и слушающих языках.

Затем Павел переходит к пророчеству Исаии (Ис. 28:11,12). Апостол вспоминает слова пророка, которые тот произнес под воздействием Святого Духа:

21 В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.

Господь через Исаию предрекал, что иудеи ожесточат сердца и во время пленения в Ассирии и Вавилоне, куда отправит их Бог за их преступления, забудут свой родной язык… И Бог будет вынужден призывать их на их новых “родных” языках, но и тогда они не послушают. Так и произошло. Лишь малая часть иудеев вышла из Вавилонского плена в свою родную землю Ханаанскую, и стала строить храм в Иерусалиме, а большая часть там осталась, не желая покидать обжитое место, постепенно ассимилировавшись с теми народами. Хотя Господь их призывал всех через Своих вестников на всех известных им языках.

Здесь мы видим, что разные языки и ранее Бог использовал для несения вести о Себе. Тоже произошло в первые годы несения Евангельской вести о Христе.

Посмотрите, что потом сказал Павел:

22 Итак ЯЗЫКИ СУТЬ ЗНАМЕНИЕ не для верующих, а ДЛЯ НЕВЕРУЮЩИХ ; пророчество же не для неверующих, а для верующих. 23 Если … станут говорить незнакомыми языками, и войдут … неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь ?

Апостол указал на то, что дар языков был нужен, чтобы обратить неверующих . Это было обещанное Иисусом знамение . Теперь же церкви больше нужна проповедь (пророчество), чем реализация и демонстрирование дара языков.

Некоторые верующие до сих пор считают, что обещанные Иисусом знамения до сих пор остались в церкви. Отчасти это так. Но, как и прежде они нужны для той цели, для который, их и дал Христос, а именно для проповеди Евангелия. Посмотрите на слова Павла:

Евр. 2.3 … о … спасении, которое, … в нас утвердилось … при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами … и различными силами

1 Кор.12.12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.

Что касается дара иных языков, то этот дар стал неактуален после того как по всем городам образовались христианские церкви из местных жителей. Именно поэтому, о даре языков лишь немного говорится в начале книги Деяний апостолов и упоминается Павлом (уже с пояснением его неактуальности и неправильного применения христианами) в первом послании к Коринфянам, которые мы частично рассмотрели выше. В более поздних новозаветных книгах о иных языках совсем не упоминается. Также мы не видим рассказа о даре языков в переписке христиан первых столетий, хотя история церкви располагает десятками тысяч рукописей христиан первых веков.

Стоит заметить, что сегодня ряд церквей за дар Духа доказывающий их избранность, выдает некий непонятный "ангельский" язык. Как мы увидели выше, дары Духа были даны в помощь членам церкви, особенно в распространении Евнагеия, что сложно увидеть в даре обладания непонятным языком. При этом, обратите внимание, что в церквях, которые используют в богослужении якобы “небесные, ангельские” языки сразу заметны те факты, за которые Павел критиковал Коринфян. Там зачастую люди молятся, и нет изъясняющих, хотя апостол дал наказ в таких случаях МОЛЧАТЬ (см. 1 Кор.14:28). А в тех случаях, когда язык все же переводится, зачастую видно, что люди говорят параллельно, так как переводящий не думает над переводом, а говорит практически параллельно с проповедующим "на языке", порой чуть ли не опережая его. Кстати, насколько точен перевод, а значит, имеется ли “ангельский” язык, можно легко проверить. Для этого можно:

1) Записать на видео или аудио “ангельскую” речь и ее истолкование на родном языке, и затем сверить будут ли одинаково переведены повторяющиеся в проповеди слова;

2) Попросить двух “изъяснителей” параллельно записать на листок бумаги перевод речи, которая прозвучит на “небесном” языке, а затем сверить их переводы друг с другом. Здесь важен эффект неожиданности, чтоб не было времени проповедующему "на языке" и изъясняющим договорится между собой.

Само понятие “ангельские” языки не совсем понятно. Почему их много? Зачем их знать человеку? Об этих языках в Библии сказано только один раз, Павлом, размышляющим о превосходстве даров в рассматриваемом нами отрывке его проповеди.

1 Кор. 13:1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий .

Вспомнив, что Павел здесь не только перечисляет дары, но и говорит об их приоритетах, становится понятным, что апостол данной фразой хочет сказать, что ЛЮБОВЬ является наибольшим даром Святого Духа. А ангельские языки здесь упомянуты лишь для усиления контраста. Павел показал, что не только дар человеческих языков несравним с любовью, но даже знание ангельских языков не будет угодным Богу без ЛЮБВИ этого верующего к людям. Из текста не видно, что Павел умеет говорить ангельскими языками.

В целом, что касается именно молитв на иных языках, здесь достаточно знания азов учения Библии, чтобы понять, что такие молитвы не могут быть угодны Богу и тем более требуемыми Им от верующих. Бог множество раз на страницах Священного Писания призывает верующих молиться - просить Его, благодарить и т.д. И нигде – ни в Ветхом, ни в Новом заветах, Господь не призывал молиться Ему иными языками. По своей сути, молитва иными незнакомыми языками не несет никакой логичной необходимости. Бог знает все языки, зачем к Нему обращаться на иных языках? Тем более, как было отмечено выше, молитва на родном языке всегда будет более полной, естественной - от ума и сердца. О молитве на иных языках, в частности на церковнославянском, я писал в моей книге “Возвращаясь к истокам христианского вероучения” в главе

Сейчас же дар языков некоторые христиане используют якобы для более тесного и личного общения с Богом, и как доказательство влияния Духа Святого, оснований для чего, как надеюсь, Вы поняли, нет в Библии.


Валерий Татаркин



Другие

Свидетельство говорения языками

В 1973г. я заболела. Желание быть в более близком общении с Господом и иметь власть Божью над своей жизнью стало настойчивей чем когда бы то ни было раньше. Я прочла еще несколько книг о говорении на иных языках и крещении Святым Духом и начала поиски людей, обладающих всем этом. Мой муж - пастор и глубоко изучающий Слово Божье, объяснял, что говорит Писание обо всем этом, но я для себя уже решила, что языки - это окончательное и единственно надежное доказательство исполненности Духом. Желание всего этого стало таким сильным, что я чувствовала себя несчастной. Духовный голод возрастал, и, невидимой силой, которая казалась мне Духом Святым, я была притянута к харизматическому переживанию. Я встретилась с пастором-харизматом и приняла возложение рук, которое принесло все затмевающее чувство восторга. Эмоционально я была на высоте, и те многие физические ощущения и проявления вне всяких сомнений были сверхъестественные. До этого я никогда не испытывала такого чудесного ощущения - слишком необычайного, чтобы быть просто психологическим. Я была уверена, что никогда раньше не была так счастлива, удовлетворена и напоена радостью.

Языки не пришли ко мне с руковозложением, но я продолжала просить о них. Спустя два месяца они появились, сопровождаемые необычными событиями. Каждый день нес в себе новые и прекрасные переживания. Я чудесным образом получала ответы на молитвы и всегда во имя Иисуса. Один из самых больших обманов - есть обман иных духов другого Иисуса, которые не исповедуют Иисуса Христа Спасителем и Господом. (прочтите 2-Кор.11:4) Тогда никто не смог бы заставить меня поверить в то, что Сатана мог произвести все те события, хотя Слово Божье говорит, что он князь, господствующий в воздухе. В ту же неделю, когда языки пришли ко мне, странное стало происходить в моем теле. Я САМА НЕ МОГЛА КОНТРОЛИРОВАТЬ ПРОИСХОДЯЩЕЕ, и не делала ничего, чтобы вызывать это. Некоторые из проявлений были ПОХОТЛИВЫМИ, ГНУСНЫМИ, НЕПРИСТОЙНЫМИ И ЖЕСТОКИМИ. Мой рассудок был очень взволнован происходящим, потому что я знала, что мой Бог - Бог праведности, Бог святости и чистоты, а все подобные события происходили после говорения на иных языках. Языки были увлекательны и в новинку, и я часто использовала их поначалу. Я ЗНАЛА, ЧТО ФИЗИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ БЫЛИ САТАНИНСКИЕ, но считала, что дьявол пытается поразить чудесное ощущение Святого Духа. Я упивалась наслаждением от языков, но, в то же время, страдала в агонии от постоянного преобладания зла. Время от времени я возвращалась к харизматам за помощью и каждый раз происходило руковозложение с приказаниями Сатане оставить меня. Наступало освобождение от УМСТВЕННОГО ГНЕТА, которое оставалось всего лишь несколько дней, хотя физические проявления никогда не покидали меня. Пытаясь скрыться от Сатаны, я умоляла о еще большем проявлении языков, погружаясь все глубже и глубже в то, из чего так тщетно пыталась выбраться. И когда после каждого раза говорения на языках, "небесная" слава пропадала, присутствие зла становилось еще более ощутимым и много раз мне казалось, что вся комната наполнена злом. Я ПЕРЕСТАЛА ЧИТАТЬ СЛОВО БОЖЬЕ, потому что каждый раз, когда я читала имя Иисуса или Святого Духа, мерзкие и злые намерения неистовой силы овладевали мною. Я сразу же призывала имя Иисуса Христа, чтобы он освободил меня от этой злобы. Слава Его Имени, Он всегда слышал и отвечал на мою мольбу.

День ото дня я переходила из состояния ощущения славы к жалкому существованию и вот, спустя несколько месяцев после принятия языков, тихий, но отчетливый голос проговорил ко мне, что ЯЗЫКИ - ЭТО ОДНО ИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ ПОКЛОНЕНИЯ САТАНЕ. Будучи уверенной, что это было работой Духа Святого, я ужаснулась, хотя подозрение и оставалось какое-то время. Иногда я пыталась противостоять языкам, что влекло за собой угнетенность, но на следующий день я сдавалась и наслаждалась освобождением чувств и спадом физического давления, и это все заканчивалось новой уверенностью того, что языки - истинно от Бога. Такое сражение бушевало месяцами. И; в конце концов, все больше и больше,убеждаясь в том, что я контролируема Сатаной, я решила противостоять ему. И за этим последовали мучения, не поддающиеся описанию. Голоса говорили ко мне о всевозможных наиболее отвратительных и непристойных вещах, у меня появились ужасные подозрения о моем муже и о дорогих друзьях христианах, я никому не доверяла, считая каждого исчадием зла, каковым было я сама, мне стали сниться ужасающие сны и кошмары, в которых мое тело было жертвой злобы и ужаса. Голоса говорили, что я должна умереть, потому что я развратна, и что теперь Бог не будет использовать меня. Иногда, отчаявшись от страха потерять рассудок или жизнь, я отдавалась языкам, энергично кипевшим во мне, желая проявиться. Огромное облегчение наступало до тех пор, пока я снова не препятствовала им. Очень часто я взывала к крови Христа об освобождении и умаляла Иисуса о помощи, но каждый раз меня в агонии бросало на пол с криками "Нет, нет!" или же "Помогите!"

Через четырнадцать месяцев после того, как я приняла языки, я была готова расстаться с жизнью. Даже не смотря но то, что у меня прекрасный муж и прелестные дети, я больше не могла влачить такое жалкое существование. Я БЫЛА МУЧИМА ПОСТОЯННО, ДEHЬ И НОЧЬ.

Действительно, при поверхностном взгляде на некоторые стихи из 14 главы 1 послания к Коринфянам может показаться, что апостол Павел одобряет или даже рекомендует практику говорения на иных языках, хотя в других стихах он, кажется говорит о её бесполезности. Для того, чтобы понимать общий взгляд Священного Писания на этот вопрос, необходимо рассмотреть его в контексте. Контекст играет ключевую роль в процессе исследования любого Библейского текста. Под исследованием контекста подразумевается изучение последовательности развития мысли автора в этой конкретной части Библейской книги, место и роль изучаемого текста в изложении основной темы главы или абзаца, а также освещение данной темы в других местах Библии. Поэтому и в данном случае, для верного понимания смысла этой главы, необходимо рассмотреть её в общем контексте Библейского учения.

Начнём с ближайшего контекста. Послание к Коринфянам написано по поводу различных проблем существовавших в Коринфской церкви в то время. Среди таковых были - споры и разногласия (1 Кор. 1:11-13), философствование о религии и поиск чудес (1:22-24), моральная развращённость некоторых членов (5:1-2), имущественные и правовые конфликты (6:1-8). Кроме того, в Коринфской церкви были проблемы неверного отношения к вопросам брака (7:1-40), проблемы с традиционностью (8:1-13),проблемы с отсутствием порядка на богослужениях (11:17-22) и т. д. Другими словами церковь в Коринфе была духовно не здоровой церковью. При этом их самая большая проблема была в том, что, находясь в таком состоянии, верующие в Коринфе считали себя сверхдуховными, возвышаясь друг над другом в претензиях на наличие сверхъестественных дарований. Одним из таких дарований, на которые претендовали Коринфяне, был дар иных языков. Дар иных языков стал для Коринфян распространённым средством демонстрации их псевдо духовности, в то время когда их реальное состояние было плачевным.

Начиная с 12 главы этого послания, Павел объясняет, что любой дар Духа Святого обязательно даётся для созидания церкви, а не для возвышения себя. Глава 13 полностью посвящается важности любви во взаимоотношениях. С этим, Павел приходит к главе 14.

Начиная эту главу, Павел объясняет, что так как говорение на иных языках, практиковавшееся в Коринфе не понятно никому, оно не может назидать церковь (а значит оно не может быть даром Святого Духа, в свете 12 и 13 глав этого послания говорящих о том, что целью каждого дара является служение друг другу в созидании церкви). В подтверждение этого Павел приводит несколько примеров. Он говорит о том, что если на хорошем музыкальном инструменте будут просто хаотично дергать струны, это не может принести пользы слушающим (14:7). Далее, он приводит в пример военного трубача, если трубач вместо определённых команд будет дудеть что попало, никто не поймёт его сигналов, необходимых для ведения боевых действий (14:8). Ещё одно сравнение, о котором говорит Павел касается обычной разговорной речи. Павел говорит, что каждое слово имеет значение, и если человек говорит невразумительные слова, то он будет говорить "на ветер", т. е. бесполезно (14:9-12). Подводя итог, Павел вновь призывает Коринфян не выпячивать свою мнимую сверхдуховность, а искать того, что назидает церковь (14:12).

Далее следует место, которое многие сторонники говорения на иных языках, вырывая из контекста, истолковывают как Павлово одобрение этой практики: "Ибо, когда я молясь на языке, то дух мой молится, но ум мой остается без плода" (14:14). Из этого утверждения делается вывод, что Павел якобы молился на языках, при этом, не понимая, что он говорил. Такое истолкование недопустимо, во-первых, потому, что оно прямо противоречит всему тому, что Павел говорил в начале этой главы. Во-вторых, слово nou/j, переведённое в русской Библии как "ум", который остаётся без плода, во многих текстах Библии переводится как "понимание". Другими словами, Павел говоря о том, что он молится на ином языке, имел ввиду молитву на вполне конкретном языке, значение которого он понимал. При этом он говорит, что его понимание остаётся без плода, т. е. не приносит назидания другим.

Итак, первая половина этой главы преподносит Коринфскую практику говорения на иных языках более как явление негативное чем позитивное. Это становиться особенно ясно, когда Павел подводит итог этой теме, с 20 по 22 стихи. Эти тексты проясняют всякое сомнение, ясно представляя, что иные языки всегда были знаком Божьего суда над неверующим Израилем, и не в коем случае не знаком особой духовности.

В стихе 20, Павел, как бы остановив свои рассуждения решил посмотреть на данный вопрос с другой стороны:

Братья! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцами, а по уму будьте совершеннолетними... (1 Кор. 14:20)

Обращаясь к своим оппонентам, апостол говорит: "Давайте посмотрим на вопрос не по-детски, а с более зрелой точки зрения, т. е. давайте посмотрим, что об этом сказано в Библии". После такого серьёзного вступления, апостол цитирует два текста Ветхого Завета, Втор. 28:49 и Ис. 28:11-12, собирая их воедино,-

В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу этому, но и тогда не послушают Меня, говорит Господь. (1 Кор. 14:21)
Итак, языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих. (1 Кор. 14:22)

Для того, чтобы этот важный текст был ясен, давайте сначала посмотрим на те тексты, которые цитирует здесь Павел.

Первый текст, Втор. 28:49 представляет одно из проклятий предсказанных Богом народу Израильскому в случае их непослушания Его заповедям. В начале этой главы Бог говорит о благословениях, являвшихся следствием послушания Израиля:

И придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего. (Втор 28:2)
Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. (Втор. 28:15)

За этим следует подробное изложение различных наказаний, неизбежно грядущих на народ Израильский в случае их неверия. Среди этих наказаний и находится проклятие, представленное в стихе 49:

Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь. (Втор. 28:49)

История народа Израильского много раз подтверждала истинность этого Божьего предупреждения. Книга Судей полна примеров, когда Бог за неверие Израиля попускал окружающим народам оккупировать Израиль. Каждый раз, когда евреи слышали иностранный язык, это было знаком, что Бог гневается на их отступление от Его заповедей.

Прошло время, и пророк Исаия ещё раз напомнил Израилю об этом предупреждении. Говоря об отступлении народа от истины Его Слова, Бог говорил о неизбежности ещё одного наказания:

За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу. (Ис 28:11)

Использование Павлом этой цитаты проясняет несколько важных вопросов. Во-первых, ясно, что в этой главе речь идёт о нормальном иностранном языке, непонятном для слушающих, а не об экстатическом говорении. Во-вторых, иные языки всегда были признаком Божьего гнева и осуждения неверия своего народа. Они никогда не были признаком особой духовности, это "знамение для неверующих", свидетельствующее об их отступлении и необходимости покаяния.

Эти истины подтверждаются также и событиями, происшедшими с апостолами в день Пятидесятницы. В этот день, Бог говорил к своему народу, набожным иудеям, собранным со всех концов тогдашнего мира (Деян. 2:5), на иных языках. Иудеи приходили в Иерусалим, для того, чтобы послушать закон Божий на еврейском языке. Вместо этого, они услышали, что к ним обращаются на языках тех народов, откуда они пришли (Деян. 2:6-11). Лука специально перечисляет здесь различные народности, чтобы подчеркнуть, что апостолы получили сверхъестественную способность говорить на языках этих народов. Содержание того, о чём говорили апостолы, как раз и было словом осуждения Израиля.

Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. (Деян. 2:23-24)

Другими словами, в день Пятидесятницы апостолы провозглашали Божье осуждение неверия Израиля, обращаясь к иудеям на языках тех народов, откуда они пришли. Из этого ясно, что в день Пятидесятницы не было экстатического говорения, т. е. глоссолалии, практикуемой пятидесятниками в наши дни.

Кроме этого текста, Новый Завет говорит ещё о нескольких случаях говорения на иных языках. Рассматривая каждый из них, прежде всего, логично предположить, что эти явления соответствовали тому, что произошло в Иерусалиме. Об одном таком случае описано подробно в Деян. 10 и 11 главы. Тогда когда апостолы, будучи не способны освободиться от предвзятости по отношению к язычникам не могли проповедовать им, и тем более иметь с ними общения, Бог, особым путём приводит апостола Петра в Кесарию, где он проповедует язычнику, Корнилию. О Корнилии сказано, что по обращении он получил способность говорить на иных языках (Деян. 10:45-46). Когда апостол Пётр возвратился в Иерусалим, он свидетельствовал другим апостолам, о том, что Бог принял и язычников в церковь Христову. Свидетельством этого для Петра был тот факт, что происшедшее с Корнилием было точным повторением того опыта, который они пережили в день Пятидесятницы (Деян. 11:15-17). Это значит, что Корнилий так же как и апостолы в день Пятидесятницы получил сверхъестественную способность говорить на иностранном языке.

Таким образом, как ближайший контекст 1 Кор. 14 главы, так и контекст всей Библии, касающийся этого вопроса не защищают распространённой среди пятидесятников практики глоссолалии, т. е. экстатического говорения.

С говорением на «иных» языках связано много заблуждений, особенно в среде пятидесятнических общин различного толка.
Пятидесятники уверяют что подтверждением крещения Святым Духом являются только "ИНЫЕ ЯЗЫКИ".

И с первых шагов всех новообращенных настраивают, что им необходимо крещение Духом Святым с обязательным даром говорения ИНЫМИ ЯЗЫКАМИ.

Конечно же это НЕ ТАК и эти утверждения - один из многочисленных серьезнейших перекосов в христианском мире!

Это не так хотя бы потому что Дух Святой это личное присутствие самого Бога как Личности в человеке, а дар «иных языков» - это лишь ОДИН из многочисленных ДАРОВ Духа Святого.
Лишь одно из возможных проявлений присутствия Духа Святого.

Вопрос «Все ли говорят языками?» - подразумевает только ОДИН ОТВЕТ – НЕТ! НЕ ВСЕ! Потому что каждому дается Богом только тот дар, который пойдет ему на пользу.

Давайте здесь уточним следующие моменты:
1 Дух Святой – источник всех ДАРОВ, т.е. ВСЕ дары, которые Бог дает человеку исходят от Святого Духа, и являются лишь СЛЕДСТВИЕМ крещения Духом Святым.
2. Все дары Духа – Бог распределяет САМ ЛИЧНО ПО СВОЕЙ СУВЕРЕННОЙ ВОЛЕ.
3. Дар говорения иными языками НИКОГДА не будет условием спасения, а присутствие в человеке Самого Духа Святого – это НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ СПАСЕНИЯ.
4. Далеко не все то, что за «иные языки» выдается – ими в действительности является.
5. Глассолалия (говорение на непонятных языках) – проявляются НЕ ТОЛЬКО В ХРИСТИАНСТВЕ. Поэтому необходимо очень осторожно относится к языкам и тщательно различать все что с ними связано.

Итак, не все, что выдается за «иные языки» ими является на самом деле.

Если в собрание пятидесятников придет человек и услышит так называемую «молитву духом» - то зачастую именно ОТСУТСТВИЕ СВЯЗНЫХ ЯЗЫКОВ и бросается в первую очередь в глаза.
Слышны в основном «та-та-та-та», «ба-ба-ба-ба» и иные однослоговые вариации.
Если русскоязычный человек все слова забудет и общаться начнет только одним слогом «ба-ба-ба», то это можно ли назвать «языком»? Да нет конечно!
Владение языком предполагает СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ как минимум.
Все эти «ту-ту-ту» - являются ИМИТАЦИЕЙ дара «иных языков» и лишь выдают желаемое за действительное.

Конечно встречаются и люди, имеющие настоящий дар «иных языков».
Но в этом случае произносят они действительно слова и предложения.
Не один слог. Не одну и ту же вызубренную фразу.
А идет действительно связная речь, состоящая из слов, выражений и предложений.
И настоящий дар иных языков далеко, далеко не у всех проявляется! - как впрочем и все истинные дары.

Всякий дар дается человеку Духом Святым обязательно с какой-то конкретной целью.
Нет у Бога даров ради того, чтобы они просто бесцельно «были».
В обязательном порядке любой Дар Святого Духа служит или к освящению и созиданию души верующего, или к освящению, назиданию и созиданию ТЕЛА ХРИСТОВА в целом.
Истинные иные языки даются Богом либо КАК ЗНАМЕНИЕ для язычников (когда человек начинает говорить с людьми на ИХ языке, хотя никогда не учил этот язык – и такие свидетельства есть!), либо для НАЗИДАНИЯ или себя или Церкви.

Первый вариант описан в Деяниях, когда как огненные языки сошел Дух, верующие заговорили языками, а все окружающие поражались, что Дух Святой ОТКРЫВАЕТ ТАЙНЫ ИХ СЕРДЕЦ И ОБЛИЧАЕТ ИХ НА ИХ РОДНЫХ ЯЗЫКАХ.
Это было великое знамение.
Этот вид «языков» говорят что изредка проявляется в наши дни, я читала свидетельства очевидцев, но сама лично за почти 20 лет моей жизни со Христом ничего подобного своими глазами не видела.

Второй вариант вызывает много споров именно потому, что в пятидесятнических общинах нарушен библейский принцип применения данного дара: «Если нет истолкователя – МОЛЧИ, но говори себе и Богу».
«Говорение языками» у пятидесятников названо «молитвой духом» и практикуется как обязательная составляющая богослужения.
Отсутствие толкователей никого не смущает.

Вообще ПУБЛИЧНОЕ ГОВОРЕНИЕ ЯЗЫКАМИ ДОЛЖНО СЛУЖИТЬ К НАЗИДАНИЮ ЦЕРКВИ – согласно 1 Коринфянам 14:1-4.
Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.
"2. Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;
3. а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.
4. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь".

И затем очень недвусмысленно Павел пишет в стихах 14-20:
"14. Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.
15. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.
16. Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь.
17. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.
18. Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками;
19. но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.
20. Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни".

Назидание Церкви от дара иных языков возможно только тогда, когда в общине есть истолкователь, а это очень большая редкость! Лично я вообще ни одного истолкователя не видела. Нигде, ни в одной общине.
НО ВЕДЬ ТОЛЬКО В ПРИСУТСТВИИ ИСТОЛКОВАТЕЛЯ ПО ПИСАНИЮ ВОЗМОЖНО ПУБЛИЧНОЕ ГОВОРЕНИЕ ЯЗЫКАМИ!

И то по принципу «один (!!! – один а не все скопом!!!) говорит – а другой истолковывай».
1 Коринфянам 14 глава стихи 27 - 29.
"27. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.
28. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.
29. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают".

ГОВОРИ СЕБЕ И БОГУ.
С глазу на глаз.
В тайной комнате.

Если ты уверен, что этот дар тебе служит ко благу – говори!!!
НО НЕ ПУБЛИЧНО!
ВСЕМ ТЕМ, кто рассуждает как то иначе о языках, Апостол дает увещевание:
«Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни».

Третий момент.

Свидетельством пребывания Духа Святого в человеке являются ПЛОДЫ СВЯТОГО ДУХА.

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона».(Галатам 5:22-23).
Если за свидетельство пребывания в человеке Святого Духа ВЫДАЕТСЯ ГОВОРЕНИЕ ЯЗЫКАМИ, а человек невоздержан, не имеет кротости, превозносится, не имеет милосердия – то речь либо о обманутой, заблуждающейся душе, либо о волке в овечьей шкуре, имитирующем иные языки.

Господь же недаром сказал: «по ПЛОДАМ ИХ УЗНАЕТЕ ИХ.
ПЛОДЫ – это не ДАРЫ, и ДАРЫ – это не ПЛОДЫ.
Нужно понимать разницу.

Цитата с сайта ХВЕ:
«При рождении свыше человек получает новую жизнь, характеризующуюся предрасположенностью к святости.
Плод Духа – это результат деятельности Духа Святого в новой жизни христианина.
По-другому это называют освящением, уподоблением Христу.
Это продолжение того, что было начато при возрождении.
Важнейшей задачей Духа Святого является работа внутри нас, приводящая к изменению всей нашей плотской сущности, которая превозмогается возрожденным духом и начинает приносить свой плод Богу.
Также важно отметить, что человек, приносящий плод Духа, перестает жить для себя.
Плод Духа Святого в его характере свидетельствует о его способности к новым отношениям в общении с другими людьми, которым он дарит свою любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание».

Измерять свое хождение с Богом нужно не ДАРАМИ, НО ПЛОДАМИ.

Проповедник Евангелия, епископ Ричард Циммерман очень просто и правильно учил об этом:
«Я на яблоню могу навешать новогодних шаров, это будут мои дары этой яблоне.
Но принимать решение о том, срубить ее или оставить в саду – я буду только по ее плодам.
Если яблоня плодоносящая – она будет расти, если яблок она не дает, то зачем она и место занимает?
Елочные шары, навешанные на ветках, на спасут яблоню от топора.
Спасут только яблоки».

Четвертое.

Какую позицию нужно занимать в отношении «иных языков»?
Библейскую, естественно!

А эта библейская позиция заключается в том, что о желаемых дарах нужно ревновать.
Хочешь иметь некий дар, считаешь, что этот дар может послужить к назиданию Церкви и к твоему личному, собственному освящению и совершенствованию – проси у Бога.

Но при этом ДОСТИГАЙ ЛЮБВИ.
Проси одно, а достигай другого!
Не наоборот!
Христиане часто просят у Бога любви, и пытаются достигать даров, как то имитируя их проявления.

Достижение любви - это ключ к получению даров.

Если стараться от всего сердца исполнять волю Бога, открытую на данном этапе пути за Ним, и при этом достигать ЛЮБВИ (потому что без любви все – пустота!) – то Бог на такое хождение пред Ним отвечает подачей просимого в молитвах.

И НЕ НУЖНО ИЗ "ИНЫХ ЯЗЫКОВ" ФОРМИРОВАТЬ КУЛЬТ!
Хотя скорее речь нужно вести не о формировании культа, а об уже сформировавшемся культе.

PS: Хотелось бы успокоить всех, кто сомневается в том, крещены ли они Святым Духом, если дар "иных языков" у них не проявляется.

НЕ О ДАРЕ "ИНЫХ ЯЗЫКОВ" НЕОБХОДИМО БЕСПОКОИТЬСЯ!
"Иные языки" совершенно не являются МЕРИЛОМ чего бы то ни было!
Беспокоиться необходимо о том, чтобы в Вашей жизни проявлялись ПЛОДЫ Духа Святого: постоянство в познании Слова Божиего и в молитве, любовь, целомудрие, кротость, воздержание, братолюбие, и т.д.
ВОТ ЭТИМ УЖЕ МОЖНО ЧТО ТО ИЗМЕРЯТЬ!

И еще слово утешения тем, кто все же волнуется по поводу отсутствия у себя дара "иных языков" - ИИСУС НИКОГДА НЕ ГОВОРИЛ "ИНЫМИ ЯЗЫКАМИ", но это не помешало Ему быть МЕССИЕЙ!

Рецензии

Спасибо, полезная, аргументированная статья о говорении на иных языках. Было бы интересно прочесть, что ответят пятидесятники.

Только одно мне непонятно: зачем христианину просить у Бога какие-то конкретные духовные дары? Просили ли об этом апостолы, Христос? Вряд ли... Мы просим о том, чтобы Бог помогал нам очиститься от греха, помогал во взращивании добродетелей.

Что касается духовных даров, они даются Духом по Божьему произволению. И Бог лучше знает, что нам надобно для спасения и служения. К чему мы больше предрасположены. СтОит ли делать этот выбор самим?..

Начну с самой первой Божьей заповеди. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» Быт.2.16-17. Но именно сатана в лице религии учит своих пленников эту заповедь нарушить, творить добро и быть добродетельными. То есть быть милосердными, сострадательными, заботливыми, благими, любить людей и т.д.
Кстати, когда Иисуса назвали благим, то Он этому этому воспротивился, сказав: "что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог" Мф.19.16. Точно так же Он отреагировал бы, если бы Его обозвали милосердным, сострадательным, заботливым и т.д.

Содержание:

Глава 2. Крещение Духом Святым, что в нем хорошего, и как я могу знать, что крещен Духом Святым?
Глава 3. Получают ли дар Святого Духа после обретения спасения?
Глава 4. Предназначен ли дар иных языков для всех, и должны ли о нем ревновать все верующие?
Глава 5. Какие условия нужно выполнить для получения Духа Святого?
Глава 6. Забран ли дар иных языков от Церкви?
Глава 7. Факторы, относящиеся к Божьему завету с Израилем
Глава 8. Факторы, относящиеся к периоду основания Церкви
Глава 9. Факторы, относящиеся к составлению канона Священного Писания
Глава 10. Факторы, относящиеся к удостоверению личности Иисуса Христа и Его Апостолов
Глава 11. Факторы, относящиеся к историческому прекращению говорения на иных языках
Глава 12. Что означает феномен говорения на иных языках в наше время?
Глава 13. Повторение Коринфа?


Глава 1. Что такое дар иных языков, и какова его цель?

В начале нынешнего века на американской религиозной сцене появился новый религиозный феномен. Насколько нам известно, это новое переживание впервые испытала Агнес Озман 1-го января 1901 года. Тогда она была студенткой Библейского Колледжа "Вифания" в городе Топек, штат Канзас. Хотя она и не была первой в наше время, говорящей на "иных языках", она, очевидно, первая получившая такое переживание в результате ревнования о "крещении Духом Святым" с ожиданием говорения на иных языках. После этого большинство пятидесятников учат, что о "крещении Духом Святым" нужно ревновать после обращения и что доказательством такого крещения есть говорение на иных языках.

С того времени, переживание говорения на иных языках перекинулось через все деноминационные барьеры, и можно с полным основанием сказать, что в Соединенных Штатах пятидесятничество - это третья сила в христианстве после католицизма и протестантизма. В это движение входят представители всех социальных и этнических слоев американского населения. Но это также поистине всемирное движение. Многие говорят на иных языках и считают, что это важная часть их служения Богу.

Новое ударение, делаемое в церквах, привлекло особое внимание к доктрине о Духе Святом и духовным дарам, о которых говорится в Новом Завете. Всего в Новом Завете перечислено 21 дар Духа Святого: пророчество, служение, учение, ободрение, раздавание, начальство, благотворительность (Рим.12:6-8); и в Послании к Коринфянам добавлены следующие дары: безбрачие (1Кор.7:7), мудрость, знание, вера, исцеление, чудотворение, различение духов, иные языки, истолкование, управление, апостольство (1Кор.12). Мы к этому добавили евангелизм, пасторство (Ефес.4:11) и дар общественного служения (Деян.6:2-4). Эти дары представляют собой особые способности, данные верующим с целью устроения Тела Христова. Некоторые из них носят явно сверхъестественный характер, однако, Бог со всей очевидностью иногда использует для служения на Его ниве также природные человеческие способности. Как видно из названия этой книги, она посвящена одному из этих двадцати одного даров, а именно: дару говорения на иных языках.

Необходимо отметить, что "путешествие", на которое мы отважились направиться, иногда будет требовать от нас интенсивных раздумий и сопряжено со многими противоречиями. Мое желание заключается в том, чтобы мы рассмотрели разные противоречия, не впадая в противоречия! Для автора этой книги вера в человека, в дары Духа Святого не должна служить определяющим фактором в вопросе христианской любви. Я не желаю добавлять "масла в огонь" и усиливать разделение, которое уже возникло среди многих верующих. Я хочу обратить внимание на истину, как например: "Что учит Библия?" Конечно, речь идет о том, как я понимаю учение Библии и, несомненно, будут такие, кто со мной не согласится. Пусть сам читатель судит о том, изложена ли в этой книге Библейская истина. Я считаю, что именно Библия, а не чувства, должна быть окончательным авторитетом в решении подобных вопросов.

Первая глава данной книги посвящена самому первому вопросу, возникающему при рассуждении над этой темой: "Что же такое иные языки?" А также: "Каково их назначение?" Прежде чем говорить об иных языках, нужно дать определение того, о чем мы говоРим.Идет ли речь об иностранных языках? Или об ангельских языках? Или же о неразборчивом бормотании? И почему с самого начала был дан этот дар?

Является ли он признаком спасения, или знамением более близкого взаимоотношения с Богом, или же знамением последнего времени? Бог должен был иметь особую причину для того, чтобы дать этот особый дар.

Давайте углубимся во все эти вопросы...

Природа дара говорения на иных языках

Многие представители харизматического движения (мы будем называть их пятидесятниками или харизматами) считают, что в Новом Завете идет речь о двух видах говорения на иных языках. В Деяниях, во 2-ой главе речь идет об иностранных языках, а в 1 Коринфянам 12 речь идет о воздыханиях в экстазе или же о небесных или ангельских языках.

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, нам нужно кратко остановиться на том, что предшествовало говорению на иных языках в коринфской церкви.

Посещение Коринфа

Коринф был крайне развращенным городом, полным языческих суеверий и идолов. В культуре поклонения богине Диане использовалось особое бормотание на непонятном языке. Об этом акте идолопоклонства апостол Павел упоминает в 1Кор.12:2, говоря о "безгласых идолах".

В 1Кор.14:2 и 13:2 апостол Павел говорит о "тайне". Это указание на языческие идолопоклоннические тайны, о которых хорошо знали в Коринфе, поскольку в языческих религиях это слово относилось к определенным секретам, известным только особо посвященным. Такие посвященные в эти секреты претендовали на то, что они находятся в особой взаимосвязи с духовным миром через посредство эмоциональной экзальтации, особых откровений, совершения чудес и говорения на незнакомых языках, открываемых им духами.

Говорение в состоянии экстаза было важной частью коринфских языческих религий. Считалось, что слова посылаются богами или духами священникам или особо посвященным, находящимся в состоянии экстаза. Те, кто мог переживать подобное, считали, что им дана особая привилегия иметь близкий контакт с богами, чего нельзя было достичь, говоря на своем родном языке. Произносимые слова были непонятны говорящему, но считалось, что их понимают боги или духи.

Киттель говорит о том, что "произношение слов или звуков, не имеющих значения" было частью идольского служения в Коринфе и подчеркивает, что оно было широко распространено в различных культах древней Греции.

Таким образом, в 14-ой главе 1 Послания к Коринфянам Павел говорит об ошибке, которую допустили коринфские верующие, а именно: они стали использовать говорение на иных языках в той же манере, как это делали язычники. Они вспомнили о своем прежнем служении богине Диане и действительно стали подобным же образом использовать дар говорения на иных языках.

Такой подход к Богу обеспокоил апостола Павла. Для того чтобы говорить с Богом, не требовалось особого дара. Сам Иисус Христос не говорил с Отцом Небесным на небесном или ангельском языке. Все духовные дары были даны для служения людям. То, что с Богом нужно говорить на "божественном языке", было языческим понятием. Верующий в Христа знает, что его сердце стремится к Богу, а Бог знает сердечные помышления лучше, чем сам человек.

Однако апостола Павла больше всего волновало устроение всего Тела Христова, чему стало препятствием неправильное отношение коринфян к дару иных языков. Когда коринфяне еще были язычниками, то верили, что через говорение на непонятных языках, они говорили с богами о каких-то тайнах. Преимущество присваивалось говорившим, тогда как другим от этого не было никакой пользы. При этом возносилось самомнение говорившего, и он считал, что занимает особое положение перед богом (идолом). При этом он и не думал о благе для всех присутствующих. Такому самолюбивому отношению апостол Павел противопоставляет христианское отношение к ближним: "… старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви" (1Кор.14:12б).

Суеверие тогда и теперь

Хочу провести параллель между коринфской церковью и некоторыми верующими в наше время в их отношении к суеверию. Основа любого суеверия - это неполное знание о Боге. Суеверия проникают в церковь тогда, когда в ней нет ясного познания Слова Божьего. Толковый словарь дает следующее объяснение слову суеверие: "Вера, или представление, независимо от того, каким путем они пришли, в сверхъестественную сущность определенных вещей, обстоятельств, событий и т.п." Когда язычники приписывают особую духовную силу экстатическим высказываниям, не имеющим смысла, то это и есть суеверие. Современные христиане должны основывать свою веру на Библейских истинах, а все другое должно рассматриваться как суеверие, внесенное извне в христианское учение. Современные многие представления о Духе Святом не основаны на истине из-за недостаточного знания учения Священного Писания. Поэтому, когда мы будем рассматривать то, что говорит Библия о даре иных языков, будем проверять наши доктрины - не являются ли они своего рода суеверием! А теперь снова обратимся к коринфянам.

Два рода иных языков?

Как уже упоминалось выше, общая позиция харизматического движения заключается в том, что существует два вида говорения на иных языках, о которых говорится в Библии. В Деяниях Апостолов, во 2-ой главе речь идет о говорении на известных на земле языках. Однако в 1 Коринфянам 12-14 ясно говорится об экстатическом говорении. Некоторые пятидесятники и неопятидесятники, напротив, считают, что говорение, о котором сказано в Коринфянам и в Деяниях, - это одно и то же экстатическое говорение.

Важно заметить, что точка зрения на говорение на иных языках как на экстатическое говорение, возникла вместе с отрицанием всего сверхъестественного и критическим отрицанием истинности Библии, которые были характерны в некоторых кругах в 18-ом и 19-ом веках. Тогда критики пытались говорение, о котором идет речь в 14-ой главе 1 Послания к Коринфянам, полностью отождествить с экстатическим говорением, присущим языческим религиям. Их основная цель заключалась в том, чтобы убрать из Библии все сверхъестественное. К такому приему прибегли и переводчики "Новой Английской Библии", переводя древнегреческое слово "глосса" как "экстатическое говорение". Переводчики внесли в переводимый ими текст Библии свое собственное убеждение, отрицающее все сверхъестественное и не позволили тексту говорить самому за себя. Хотя слово "глосса" можно перевести как "экстатическое говорение", однако, это не представляется обычным значением этого слова.

Имея в виду вышесказанное, давайте рассмотрим место Св. Писания, часто используемое пятидесятниками для доказательства того, что в Новом Завете идет речь о двух разных говорениях на иных языках. В 1 Коринфянам 14:2 читаем: "Ибо, кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом".

На основании этих слов утверждают, что язык, о котором здесь идет речь, является неземным языком, поскольку никто, кроме Бога не понимает его. Однако, этот язык может быть непонятным, и раз никто из присутствующих не понимает того, о чем говорится, то эта речь, конечно же, может быть направлена только к Богу.

"Тайна", о которой здесь идет речь - это тайна, о которой коринфяне знали тогда, когда были неверующими во Христа. Использование дара иных языков, для того чтобы при обращении к Богу "тайны говорить духом", как это они делали во время поклонения Диане, было ошибкой.

В этом проявилось суеверие, что такое поведение особенным образом приближает их к Богу.

Молитва каким духом: Святым или человеческим?

1Кор.14:13-15 - "А потому говорящий на незнакомом языке молись о даре истолкования. Ибо, когда я молюсь на незнакомом языке, то, хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом".

На основании этого места часто утверждают, что два вида говорения на иных языках заключаются в следующем: одно из них связано с духом (экстатическое говорение), а другое - понятный (известный) язык.

Но давайте посмотрим - об этом ли говорит это место?

Все молитвы исходят из человеческого духа ("дух мой" - ст.14), а потому любая молитва - это молитва духом несмотря на то, что произносится она на своем или ином языке. Когда кто-то молится на ином языке, то молится его дух, но согласно словам апостола Павла, ум в этом не принимает участия. А потому, продолжает он, когда кто молится, то нужно, чтобы в этом принимал участие и разум, чтобы он молился на своем языке. Противопоставление здесь сделано не "молитвы духом" (молитвы на ином языке) против молитвы "не духом" (молитвы на родном языке). Поскольку любая молитва - это "молитва духом", то противопоставляется молитва в духе без понимания сказанного (иным языком) и молитва в духе с пониманием сказанного (на родном языке), которой по словам Павла (ст.19) как раз и отдается предпочтение в церкви.

Выражение "на незнакомом языке"

Слово "незнакомом", которое употреблено в стихах 2, 4, 13, 14 и 19 истолковывается некоторыми как указание на то, что апостол Павел имеет в виду язык, неизвестный на земле. Однако его в греческом тексте нет, а потому на нем не стоит строить доктрину.

Языки ангельские

В 1 Коринфянам 13:1 мы читаем: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими..." Некоторые считают, что "языки человеческие" - это земные языки, такие, о которых, например, речь идет во 2 главе Деяний, а "языки ангельские" - это небесные языки, которые используются для личной молитвы и прославления Бога.

Но так понимать это место - значит читать больше того, что написано. Апостол Павел просто делает преувеличенное, предположительное сравнение для того, чтобы подчеркнуть свою основную мысль, а именно: язык, на котором я говорю, не имеет никакого значения, если я не имею любви. Говоря о "языках ангельских", он предполагает гиперболическую возможность, что есть нечто большее, чем дар иных языков, а именно: способность говорить ангельскими языками. Он не утверждает, что такой язык существует.

То, что апостол Павел выражается гиперболически, подтверждается словом "все" в последующих стихах. "Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять..." (1Кор.13:2). "И если я отдам все имение мое..." (1Кор.13:3).

Павел не говорит, что возможно знать все тайны или иметь все знания или что он передвигал горы своей верой. А потому он не говорит, что ангельские языки на самом деле существуют. Он выражается в гиперболической форме. Конструкция предложения на древнегреческом языке указывает на то, что это условное предложение и означает, что то, о чем в нем говорится, может быть на самом деле, но может и не быть.

Но даже, если согласиться с тем, что апостол имеет в виду фактический ангельский язык, мы не можем сделать заключение, что человек может говорить на ином языке или что именно говорение на ином языке и есть говорением на ангельских языках.

О чем действительно говорит апостол Павел, так это о том, что если бы человек и мог говорить этими языками, то это не имело бы никакого значения, если бы он не имел любви. Поэтому мы видим контраст или противопоставление не двух видов существующих языков, а противопоставление дара иного языка, реально существующего, языку гиперболическому, который мог быть еще лучшим.

Мы можем перефразировать слова апостола Павла следующим образом: "Если я говорю языками человеческими, и если бы я, даже, мог говорить языками ангельскими (хотя их не существует на самом деле), то это ничего бы не значило, если я не имею любви. А поэтому не стоит делать ударение на дарах чудотворения, а стоит обратить внимание на любовь".

Нужда в истолковании 1 Коринфянам

Иногда ссылаясь на то, что языки, о которых идет речь в Послании к Коринфянам, нуждаются в истолковании, а языки, о которых идет речь в Деяниях Апостолов (глава 2), не нуждались в истолковании, делают заключение, что в Послании к Коринфянам речь идет об экстатическом говорении. Чудотворная сущность говорения на ином языке, которая могла оказать особое воздействие на неверующих, заключалась в том, что благодаря чудесному истолкованию, неверующие могли понимать сказанное. Без такого истолкования сказанное не имело бы для них никакого смысла. Эффективность говорения на ином языке в качестве знамения заключалась в том, что оно в корне отличалось от экстатического бормотания, применявшегося в языческих религиях. С другой стороны, удивляющим людей фактором в день Пятидесятницы было то, что не палестинцы, пришедшие в Иерусалим слышали говорящих их родными языками простых галилеян, которые никак не могли знать этих языков (Деян.2:7). В Коринфе дар истолкования был нужен не потому, что они говорили на несуществующих языках, а потому что все присутствующие говорили только на одном или двух языках (греческом и латинском). В день Пятидесятницы истолкование не нужно было поскольку там были собраны жители многих стран, говорившие на своих языках (Деян.2:8-11).

Обвинение в пьянстве в Деян.2:13

Некоторые утверждают на основании того, что учеников обвинили в том, что напились вина, что они говорили в экстазе. Однако, нужно заметить, что такое обвинение выдвигали не пришедшие в Иерусалим, а местные жители ("другие" в Деяниях 2:13 означает, что речь идет не о пришедших из разных стран, как это понятно из контекста). Таким образом, данное обвинение выдвинули жители Палестины, к которым обратился апостол Петр (Деян.2:14). Они не понимали тех языков, на которых говорили ученики. Для них речь казалась непонятным "бормотанием", как это бывает у пьяных. Не палестинцы же, понимавшие учеников, не выдвигали такого обвинения, но напротив изумлялись и недоумевали (Деян.2:12), поскольку они видели, что эти галилеяне не могли знать их языков, но, тем не менее, ясно говорили на них.

На наш взгляд, мы становимся на "скользкую почву", когда настаиваем на теории двух говорений на иных языках. И существуют солидные предпосылки для того, чтобы считать, что все упоминания о говорении на иных языках в Новом Завете относятся к одному и тому же виду говорения. Давайте рассмотрим эти доказательства.

Постоянное употребление выражения "глосса" в греческом тексте

Греческое слово "глосса" можно перевести "говорение в экстазе".

Однако в других случаях в Новом Завете это слово употребляется в значении "говорить на ином языке". В греческом тексте Нового Завета слово "глосса" встречается тридцать раз и всякий раз оно означает говорение на известном на земле языке. А поэтому считать, что только в 1 Коринфянам, в главах 12-14 это слово употреблено в другом значении, значит поставить самих себя на "лингвистический лед".

Знамение для неверующих

"Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих..." - сказано в 1 Коринфянам 14:22. Кажется нелогичным, чтобы экстатическое говорение, которое может служить для назидания самого себя, могло служить знамением для неверующих. Это, конечно, возможно, но маловероятно. Нечто странное и непонятное, чем и является говорение на иных языках, скорее произведет на неверующих отталкивающее впечатление и приведет их к заключению, что христианская церковь - это группа людей, находящихся не в своем уме!

Если неверующие знакомы в какой-то мере с говорением на иных языках, то они могли познакомиться с ними в контексте языческих религий, которым свойственно экстатическое бормотание. И если они услышат что-либо подобное в христианской среде, то посчитают христианство подобным языческим религиям. Однако, если кто-то из верующих говорит на иностранном, реальном языке, которого он не учил, это может быть знамением силы Божьей, особенно в том случае, когда говорится о том, о чем говорилось учениками в день Пятидесятницы: "говорящих о великих делах Божиих" (Деян.2:11).

Когда апостол Павел переходит к теме говорения иными языками в 12-ой главе 1 Послания к Коринфянам, он не делает какого-то специального объяснения, из которого было бы видно, что речь идет о чем-то другом, чем в Деяниях, во 2-ой главе. Кажется очевидным, что он подразумевает, что речь идет о хорошо известном знамении, которое впервые произошло в день Пятидесятницы. У нас нет никаких оснований думать, что он имел в виду нечто другое, если он сам не говорит конкретно об этом.

Павел и Исаия

Апостол Павел конкретно указывает на то, что в 1 Коринфянам, в 12-14 главах он имеет в виду иностранные языки: "В законе написано "иными языкам и иными устами буду говорить народу сему, но и тогда не послушают Меня, говорит Господь" (1Кор.14:21).

Здесь апостол Павел приводит цитату из книги пророка Исаии 28:11-12, где пророк предсказывает, что наступит такое время для Израиля, когда к нему будут говорить на языческих языках, и это будет знамением Божьего суда над ним. Далее Павел говорит, что иные языки, о которых идет речь в 14-ой главе 1 Коринфянам, являются частичным исполнением этого пророчества.

Не заниматься многословием

В Матфея 6:7 Христос призывает Своих учеников не заниматься бессмысленными повторениями, когда они молятся. Греческое слово "баталогессете", переведенное как "многословие", состоит из двух частей: "бата", которое не слово, а звук, и слова "логео", означающего "говорить". Таким образом, все это слово передает идею "говорить необдуманно". Этот стих можно было бы перевести следующим образом: "Не говорите "бата, бата, бата, бата", когда вы молитесь". Иисус учил Своих учеников не повторять на молитве бессмысленные звуки. Говорение на иных языках - это одна из форм молитвы. Может ли Дух Святой поощрять верующего говорить снова и снова неизвестные слова, если Господь Иисус Христос запретил это делать?

"Истолкование" означает перевод неизвестного языка

В 1 Коринфянам 14:13 апостол Павел говорит: "А потому говорящий на незнакомом языке молись о даре истолкования". Греческое слово, переведенное как "истолкование" - "диерменео". Это глагол, и производное от него существительное обычно означает перевод иностранного языка, а не объяснение экстатического говорения. Роберт Гандри комментирует: "Хотя этот глагол и может означать изъяснение таинственного высказывания, его употребление в Новом Завете исключает такое его значение. В Библии слово "эрменео" встречается 21 раз (за исключением глав 12-14 1 Коринфянам) и 18 раз оно означает перевод, 2 - истолкование и 1 раз употребляется в переносном значении".

Язык иностранцев

Обратите внимание на то, как апостол Павел прямо сравнивает говорение на иностранных языках с говорением на реально существующих иностранных языках: "Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения; но, если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец" (1Кор.14:10-11). Ясно, что говорение, о котором здесь говорит апостол Павел - это говорение на языках, которые существуют в мире. Более того, греческое слово "барбарос", переведенное как "чужестранец", означает того человека, который говорит на известном на земле языке.

Сравнение между говорением на ином языке и звуками, издаваемыми гуслями и свирелью (1Кор.14:7-10) приведено для того, чтобы показать, что независимо от того, кто или что издает звуки, они должны быть различимыми и должны что-то обозначать. Апостол не имеет в виду, что говорение на ином языке может быть бессловесным наподобие музыкальных звуков. Напротив, произносимые слова должны быть отличаемыми в каком-то конкретном языке, как звуки, издаваемые музыкальным инструментом должны соответствовать нотам, чтобы получилась определенная мелодия.

Учитывая вышеизложенные доказательства, мы должны прийти к заключению, что Новозаветное говорение на иных языках должно быть говорением на понятном, известном языке.

Почему иные языки?

Сторонники харизматического движения почти единодушно утверждают, что главная цель иных языков - это личное назидание. Такое мнение основано на двух вещах: во-первых, на словах апостола Павла, сказанных в 1 Коринфянам 14:4: "Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя..." и во-вторых, на личном опыте тех, кто говорит на иных языках. Но, если мы постараемся исследовать Св. Писание в том, что оно говорит о дарах, то найдем ясные доказательства того, что это не так.

Во-первых, текст 1 Коринфянам 14:4 не поможет нам установить цель, с которой даны иные языки, поскольку в этом стихе говорится о назидании как о побочном эффекте говорения на иных языках. Так, например, на основании того, что имеющий дар евангелизма, получает Новозаветный образец и практика наших дней личное назидание тогда, когда исполняет свое служение, мы не можем сказать, что дар евангелизма дан для личного назидания. Подобно этому цель дара иных языков не заключается в личном назидании. Когда апостол Павел говорит, что "говорящий на ином языке назидает самого себя", он этим не хвалит коринфян за высокую духовность!

Напротив, он осуждает их за неправильное пользование этим фактом. Я думаю, что сжатость языка апостола Павла порождает некоторые проблемы в понимании его посланий. Чтобы показать это, обратим наше внимание на 1 Коринфянам 11:21. Осуждая коринфян за неправильное их поведение во время вечери Господней, свою критику он выражает следующими словами: "Ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается" (1Кор.11:21).

Он просто констатирует факт. То же самое он делает и в 1 Коринфянам 14:4. В обоих случаях он описывает их фактическое поведение с целью обличить их. Итак, мы видим, что апостол Павел не поощрял говорение на иных языках с целью назидания человека самого себя.

Использование любого дара с целью личного назидания - это проявление самолюбия. В Коринфской церкви использовали дар говорения на иных языках именно с такой целью. Вместо того чтобы стремиться к назиданию всей церкви (1Кор.12:7), отдельные члены старались назидать самих себя.

Это одна из причин, почему апостол Павел поместил содержание 13-ой главы сразу же после 12-ой. В этой главе он говорит: "любовь не ищет своего" (1Кор.13:5). Использование любого дара для личного назидания - это, таким образом, не только нарушение той цели, для которой он дан, но и нарушение этики христианской любви. Таким образом, слова апостола Павла о том, что говорящий на ином языке назидает самого себя, - это не одобрение, а осуждение!

Более того, этот прием выражения мысли в посланиях апостола Павла встречается довольно часто. Он показывает, где его читатели находятся (говорят на иных языках для личного назидания), а затем показывает, где они должны были быть (языки даны как знамение против Израиля 14:21-22). Это обычный прием апостола Павла - сначала отождествить себя с теми, кого он хочет обличить, включив их в свою "команду", а затем, постепенно раскрывая свою мысль, перейти обратно к тому, что говорил в начале.

Так например, желая обличить коринфян в их тенденции к половой распущенности, он начинает свою мысль словами "Все мне позволительно" (1Кор.6:12). Так говорили они сами, и апостол Павел в начале соглашается с ними. Но потом, излагая свои аргументы, он говорит: "Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: "два будут одна плоть" (1Кор.6:16) В заключение он говорит: "Бегайте блуда..." (1Кор.6:18) Итак, сначала он соглашается с ними, что находящимся под благодатью все позволено. Однако, заканчивая изложение всей своей мысли, он призывает их бежать от полового греха!

Подобным образом, в 1 Коринфянам 14:4 апостол Павел начинает свою мысль тем, что было у них (говорение на иных языках с целью личного назидания). Затем он постепенно открывает им, что не в этом истинная цель, для которой дан этот дар, и что они им неправильно пользуются! Апостол Павел ясно говорил, что "он сделался для всех всем", то есть, что он всегда учитывал эмоциональное состояние тех, с кем имел дело. Вот почему на первый взгляд может показаться, что он с одобрением относился к назиданию самих себя говорением на иных языках. Такой метод изложения мысли вообще характерен для апостола Павла, и примеры этого можно встретить во многих его посланиях.

Мы уже имеем две причины, по которым нельзя считать, что дар иных языков дан только с целью личного назидания. Мы увидим еще больше причин, когда будем рассматривать вопрос о том, с какой целью был дан дар иных языков. Для чего же были даны языки?

Знамение

Апостол Павел излагает цель, с которой были даны иные языки: "В законе написано: "иными словами и иными устами буду говорить народу сему, но и тогда не послушают Меня, говорит Господь". Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих" (1Кор.14:21-22).

Итак, языки - это знамение для неверующих. Греческий предлог "ейс", переведенный как "для", указывает на цель. Апостол Павел, таким образом, указывает на то, что иные языки - это не только знамение, но что они и должны быть таковым. Подобное выражение встречается в Новом Завете десять раз (например, когда речь идет о знамении) и в каждом случае оно указывает на цель. Таким образом, мы имеем ясное указание на цель, с которой даны иные языки. Они есть знамение для неверующих.

Более того, цитируя место из Ветхого Завета (Ис.28:11-12), как мы уже заметили ранее, апостол Павел говорит об иных языках как о знамении суда над "народом сим". Из контекста ясно, что речь идет об иудеях (евреях). Объединяя эти два высказывания вместе, мы приходим к заключению, что иные языки даны как знамение для неверующих иудеев.

Для того чтобы понять более ясно, о чем идет речь, полезно хотя бы кратко ознакомиться со всей 28-ой главой книги пророка Исаии. Она была написана в последние годы царствования царя Иудеи Езекии (705-701 гг. до Р.Х.). В 722 году до Р. Х. ассирийцы вторглись в Палестину и уничтожили Северное Царство, называвшееся Израилем. В 705 году пророк Исаия предупредил правителей Южного Царства или Иудеи, что то, что случилось с Израилем (28:16), может случиться и с Иудеей (28:7-15). Исаия упрекал правителей Иудеи за то, что они не доверяли Господу, а надеялись на помощь Египта в их борьбе с Ассирией (28:15; 30:1, 2; 31:1).

Исаия обвиняет вождей Иудеи в том, что они увлекаются пьянством. Он говорит: "Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются, ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною, нет чистого места" (Ис.28:7-8).

Другими словами, пророк Исаия называет их сборищем пьяниц.

Вполне понятно, что им не понравилось такое обличение, и они стали насмехаться над пророком, что видно из следующего стиха. Они назвали учение пророка слишком упрощенным и детским. По их мнению, он пытался учить их как маленьких детей. Они говорили: "Кого хочет он учить ведению? И кого вразумлять проповедью? Отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери?" (Ис.28:9).

Они насмехались над Исаией, как над наивным моралистом. Они считали себя зрелыми и свободными и не нуждающимися ни в каких поучениях. "Исаия, по-видимому, считает нас детьми, и его учение расчитано на детей". В следующем стихе они карикатурно изображают его учение: "Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного" (Ис.28:10).

Его заповедь они считали крайне скучной и повторяющейся. В следующих стихах Исаия произносит приговор о грядущих Божьих судах.

Эти стихи и цитирует апостол Павел, применяя их к говорению на иных языках, имеющему место в Коринфе в первом веке. Исаия указывает на то, что поскольку они не хотели слушать простой проповеди на их родном языке, Бог заговорит к ним на языке, которого они понимать не будут, т.е. на ассирийском языке.

Ис.28:11 - "За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу".

Язык ассириян казался иудеям лепетанием. За их неверие и отступничество Бог предсказал грядущее наказание. И в это наказание входило также знамение иных языков. Теперь они уже и не могли понимать того, что им говорилось. Наказание народом, говорившим на чужом языке, было частым явлением в Ветхом Завете. Во Второзаконии 28:15-68 (см. особенно 28:49) Моисей предсказал вторжение в Палестину, случившееся в 70 году Р.Х. Он особенно подчеркнул тот факт, что евреи не будут понимать языка своих завоевателей. О том же самом говорится и в Иеремии 5:15. Говорение на иных языках было символом Божьего суда для израильтян. Оно всегда означало, что поскольку израильтяне не хотели слушать Бога, говорившего к ним на их родном языке, Он заговорит к ним на чужом языке. Таким образом, знамение иных языков, о которых говорит пророк Исаия - это знамение не спасения, а знамение Божественного осуждения за то, что они, по своему жестокосердию, не хотели слушать Божьи увещевания, а потому теперь Бог скрывает Свои истины от них.

Теперь нам легче понять, почему апостол Павел применил это место Священного Писания по отношению к коринфской церкви (1Кор.14:21-22). Иные языки - это знамение Божьего суда. Во времена пророка Исаии Бог говорил о суде над Израилем. Язык ассирийцев должен был послужить знамением для иудеев о совершающемся над ними суде.

Израильтяне в 1-ом веке снова отступили от Бога, а потому апостол Павел говорит, что Бог послал знамение иных языков, как знамение суда.

Период Божьего благоволения к израильтянам пришел к концу. Их отвержение посланного к ним Мессии означало, что над ними должен совершиться