Когда начинается весна, когда лето, когда осень, а когда зима

Привычные нам названия двенадцати месяцев успешно закрепились в русском языке после принятия григорианского календаря, о котором мы немного рассказывали . Однако если обратиться к истории или просто взглянуть на календари других славянских стран, Украины к примеру, окажется, что там в календаре обозначены совершенно другие названия. В чём же дело и почему не везде названия месяцев одинаковые? Предлагаем разобраться в этом вопросе.

Зимние месяцы

Декабрь. В древнеримском календаре большая часть месяцев названа либо в честь античных богов римского пантеона, либо в честь римских же императоров. Впрочем, последний месяц нашего календаря в их число не входит, потому как наш первый зимний месяц был у древних римлян десятым, за что, собственно и получил своё название. Славянские языки, и русский в частности, дали декабрю несколько имён, с разных сторон характеризующих этот месяц: грудень, студень или снежник. Существенно отличается название месяцев в финском языке. Здесь название каждого месяца оканчивается на kuu – месяц (календарный и на небе). Так что в финском календаре на месте декабря вы найдёте joulukuu ("рождественский месяц"), а прежнее его название в Финляндии было talvikuu и переводилось как "зимний месяц".

Январь. В традиции римского летосчисления январь был одиннадцатым месяцем года и предпоследним. Январь получил своё имя как раз в честь одного из богов древнеримского пантеона: Януса. Его отличительной чертой была его двуликость: одно лицо, согласно представлениям древних римлян, смотрело в будущее, а другое - в прошлое. Если учесть, что сегодня январь - первый месяц нового года, всё выглядит достаточно логично. В славянских языках, и в русском в том числе, январь - просинец. Если не углубляться в лингвистические и культурологические дебри, то подобное название обычно связывают с увеличением долготы дня и большим числом ясных дней, чем в предыдущем месяце. В финском январь - tammikuu. Tammi по-фински дуб, но само название месяца тесно связано с архаичным значением слова: центр, средоточие, сердцевина. Tammikuu – середина зимы.

Февраль. В древнеримском календаре этот зимний месяц был как раз последним и название своё получил благодаря празднику очищения от всего плохого, что было в уходящем году. Впрочем, точное происхождение названия установить довольно затруднительно. Славянский календарь в этом смысле значительно проще. Согласно ему февраль либо сечень (лес рубили на дрова), либо лютень/лютый (февральские морозы они такие). Наблюдательные финны отметили короткие февральские оттепели и этот месяц получил название от замерзающих на ветках капелек, которые появляются после недолгого потепления. Helmi по-фински "жемчужина", а сам месяц - helmikuu.

Весенние месяцы


Март. Именно этот месяц открывал древнеримский календарь. Название месяца восходит к Марсу, которого так почитали воинственные римляне. Все свои походы и завоевания они начинали планировать именно в марте. Славянские языки богаты на разные имена марта: сухый, зимобор, протальник, березень (в южных областях весна наступает раньше и почки на берёзах набухают тоже раньше), белояр, соковик. Название первого весеннего месяца в финском происходит от слова maa – "земля". В марте она начинает проглядывать из-под снега. Название марта в финском календаре - Maaliskuu.

Апрель. Латинское слово аprilis означает "раскрытие". В этом месяце раскрываются первые почки на деревьях и появляется первая весенняя зелень. В славянском календаре этот месяц также имеет несколько названий: снегогон и цветень, иногда - березень. В Финляндии в это время начинали вырубку леса под пашню и потому за месяцем закрепилось название huhtikuu. Huhta по-фински - подсека, пожог. Кстати, 1 апреля в Финляндии, как и в других странах - День смеха.

Май. В римской мифологии была такая богиня весны - Майя, в её честь древние римляне и назвали месяц, в который природа окончательно пробуждается от зимних холодов. Славянский календарь также отметил буйное майское цветение, подарив этому месяцу название травень. Финны же отметили в имени месяца начало первых сельскохозяйственных работ: toukokuu. Touko - до сих пор так называются весенние полевые работы.

Летние месяцы


Июнь. Первый месяц лета древние римляне также назвали в честь одной из богинь: Юноны, считавшейся покровительницей женщин и домашнего очага. Славянский же календарь дал первому летнему месяцу название, связанное с насекомыми. В болгарском языке июнь и сегодня - изок. Этим словом в старину называли кузнечиков, которых в начальную летнюю пору бывает очень и очень много. Что касается финского календаря, то июнь и все прочие летние месяцы в названиях несут память о сельскохозяйственных работах. Kesä по-фински - "лето", kesanto - поле, оставленное под паром, его вспахивали июне, поднимали пар. А сам июнь - kesäkuu.

Июль. Кажется, о происхождении названия этого месяца знают все. Ведь в нём увековечено имя Юлия Цезаря, хотя прежде месяц назывался квинтилий от слова quintus - пятый. В календаре славян, в зависимости от региона июль назвали: червень (от красных ягод), липец/липень (месяц цветения липы), страдник (месяц самых активных полевых работ, страды) и грозник (месяц самых бурных гроз). В переводе с финского, июль - месяц травы, точнее - заготовки сена на корм скоту: heinäkuu, heinä по-фински - трава.

Август. Ещё один переименованный месяц римского календаря. "Шестым" август назывался ровно до 8 года до н.э., когда его переназвали в честь императора Августа, которому очень хотелось быть похожим на Цезаря. Даже дней добавили до нужного количества. Древние славяне же в этом месяце начинали жать пшеницу и месяц назывался соответственно: серпень или жнивень. Дальние грозы, бушующие у горизонта, и молнии дали другое название - зарев или зорничка. В финском август - elokuu. Elo - жизнь, хлеб, зерно.

Осенние месяцы


Сентябрь. В названиях осенних месяцев римляне особую оригинальность не проявили. Вероятно, иссякла фантазия. Так что сентябрь - просто "седьмой месяц". В связи с тем, что в сентябре начинается брачный период у многих животных и самцы, особенно оленей, призывно ревут вызывая на бой соперников, первый осенний месяц получил имя "рюинь". За буйное цветение вереска его также называли "вересень", а за переменчивую погоду - хмурень. Syys, syksy по-фински - "осень", а месяц - syyskuu.

Октябрь. "Восьмой" месяц римского календаря. "Листопад" и "грязник", а ещё - "свадебник". После окончания полевых работ по осени играли свадьбы , отсюда и название месяца. Дождливый и слякотный финский октябрь так и называется - "месяц слякоти" - lokakuu.

Ноябрь. "Девятый" месяц в римском календаре. В славянском же календаре этот месяц - грудень. Грудой называли разбитые и замёрзшие колеи на дороге. По-фински этот месяц называется marraskuu, потому что в Финляндии этот месяц считается самым мрачным и безжизненным.

  • В. Шаур. К вопросу о реконструкции праславянских названий месяцев.
  • В.Е. Гусев. О реконструкци праславянского календаря (к проблеме этногенеза славян).
  • В.И. Даль. Словарь живого великорусского языка.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 28 «АИСТЕНОК»

КОНСПЕКТ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

« Весенние месяцы »

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»

Провела: воспитатель

Рябова Наталья Викторовна

Подольск

Образовательная деятельность по познанию окружающего мира

Тема: Весенние месяцы

Программное содержание: уточнять и систематизировать знания детей о временах года, о весенних месяцах, об изменениях в природе, происходящих весной;

учить детей различать признаки времен года, весенних месяцев;

упражнять детей в установлении причинно-следственных взаимосвязей между явлениями неживой природы и жизнедеятельностью растений и животных;

развивать фразовую речь детей;

обогащать и активизировать словарь по теме;

воспитывать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы; воспитывать у детей потребность в общении с природой, формировать умение

Правильно вести себя на лоне природы.

Материал: символы трех весенних месяцев; шапочки «Март», «Апрель», «Май»; колокольчик; загадки о весне; сюжетные и предметные картинки о весне.

Ход занятия:

В: Ребята, такая замечательная погода, у всех хорошее настроение? Еще совсем недавно лежал снег, было очень холодно. А сейчас растаял снег, ярко светит солнце, появилась трава.

Почему все так изменилось в природе?

В: Правильно ребята, к нам пришла весна. А кто мне скажет, сколько весенних месяцев?

Ребята, как называются весенние месяцы?

Дети: Март, Апрель, Май.

Послушайте стихотворение о весне: (Н.Григорьева «Весна»)

Весна – пробуждение от зимнего сна.

Земли обновление – все это весна.

Растаявший лед и ручья перезвон,

И птичек прилет – все весенний сезон.

Зеленый наряд одевает земля,

А люди спешат на поля.

Какие признаки весны перечислены в стихотворении?

Сегодня мы поговорим о весенних месяцах, узнаем, как люди называли их в старину.

В: Позвоним в волшебный колокольчик и пригласим первого гостя (выходит ребенок).

Р: Давным-давно, в старину, меня называли: Солнечник, Капельник, Протальник, а сейчас все называют меня Мартом. Я – Март, первый месяц весны.

Месяц март – зимобор

Он с зимой вступает в спор,

Гонит стужу и метель,

Любит звонкую капель.

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

В: Какие приметы весны перечислены в стихотворении?

Почему март в старину называли Солнечником?

(Солнечник – потому, что утром еще бывают морозы, а днем солнце пригревает).

Почему март называли Протальником, Капельником?

Что такое проталинки? (Это участки земли, где снег уже растаял).

В каких местах в первую очередь появляются проталины? Почему? (На солнечных участках, где сильнее пригревает солнце.)

Откуда могло произойти название капельник? (Сосульки тают, и летят капли воды). Как называется это явление? (Капель).

Объясните пословицу о марте: «То снегом сеет, то солнцем греет».

(В этом месяце погода очень переменчивая, бывают и морозы, и оттепели, и снег идет, и солнышко пригревает).

А сейчас посмотрите на картину.

Что вы на ней видите?

Почему девочка удивленно смотрит на снеговика?

Какое это время года?

Как вы думаете, какой это месяц?

По каким признакам вы узнали месяц март? Какие природные явления происходят в марте?

(Солнце светит ярко, тает снег, с сосулек падает капель, текут ручейки).

В: А бывает и ветер дует. Давайте покажем, как дует ветер.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо, Дети имитируют дуновение ветра
Закачалось деревцо. Качаются то в одну, то в другую сторону
Ветер тише, тише, тише. Дети приседают
Деревцо всё выше, выше. Выпрямляются, поднимают руки вверх.

В: Второй месяц весны – апрель. Позовем его волшебным колокольчиком.

(Выходит ребенок – Апрель)

Р: Апрель месяц – цветень

Он средь месяцев заметен

Первыми цветами,

Мокрыми лугами.

Я апрель – в старину меня называли Снегогон, Водолей, Цветень.

О чем говорит вам слово – Снегогон? (К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега.)

Как появилось у апреля имя водолей?

Именно в этом месяце всюду очень много воды: текут ручейки, разливаются реки, часто идут весенние дожди.

В народе говорят: «Апрельские ручьи зелень будят» - что это значит?

Это красивый месяц, появляются первые цветы. Назовите первые весенние цветы! (Первоцвет, подснежник, мать-и-мачеха).

Эти цветы очень любят свет, поэтому они зацветают еще до появления листвы на деревьях.

Ребенок читает стихотворение о мать-и-мачехе.
На опушке - огоньки,
Целая проталинка.
Коротышки стебельки
И цветочек маленький.
Листьев нет - она цветёт,
Холодом охвачена.
Пчёлкам самый ранний мёд
Дарит мать-и-мачеха. Л. Дунина

В. Это самый первый вестник весны. Этот цветок готовится расцвести еще под снегом. Как только снег растает, сразу же видны его желтые цветочки. Это растение питается талой водой, поэтому и расцветает раньше всех. Весной часто бывают заморозки, а цветочки не мерзнут. Как вы думаете, почему?

Рассмотрите картинку цветка: его стебелек покрыт пушком, который и защищает его от мороза. Раскрывает свой бутон этот цветок только солнышку. В пасмурные и вечерние часы он закрыт.

Кто знает из вас, почему этот цветок имеет такое название?

(С одной стороны его листочки теплые и пушистые, как мамины руки; а с другой стороны - они гладкие и холодные).

Можно ли эти цветочки собрать в букет и поставить в вазу?

Нет, эти цветы не могут жить срезанными, сразу же погибают. А в земле они долго нас радуют своими желтыми глазками. Поэтому нельзя рвать эти цветы.

Какие еще весенние цветы вы знаете?

Что важное происходит в апреле в жизни птиц?

(Перелетные птицы возвращаются к своим гнездам из теплых стран).

На нашем дереве встретились все птицы. Покажите и назовите только перелетных птиц.

Чем заняты птицы весной? (Строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов).

Воспитатель: - Почему люди любят птиц?

Дети: - Птицы очень красивые, они весело поют и щебечут, уничтожают очень много вредных насекомых, охраняют наши сады и парки.

В: - Как мы можем помочь птицам весной?

Дети: - Надо строить для птиц скворечники, не разорят птичьи гнезда.

Воспитатель: Ребята, вы устали, давайте немножко поиграем.

Физминутка:

А уж ясно солнышко Дети идут по кругу, взявшись за руки,

Припекло, припекло медленно поднимают руки.

И повсюду золото Продолжают идти и медленно опускают руки.

Разлило, разлило.

Ручейки по улице Бегут на носочках. Руки на поясе.

Всё журчат, журчат.

Журавли курлыкают Идут, высоко поднимая

И летят, летят. колени и взмахивая руками.

Третий, последний месяц весны – Май. Позвоним в волшебный колокольчик.

(Выходит ребенок – Май, читает стихотворение).

Р: Я Май – в старину меня называли Травень.

Сад примерил белый цвет,

Соловей поет сонет,

В зелень наш оделся край

Вас теплом встречает май.

В. Почему в народе май называют травень, цветень. Попробуйте объяснить эти названия. (Зеленеют листочки, земля покрывается травкой. Цветут деревья и кустарники).

Почему в народе говорят: «В мае коню сено дай, а сам на печь полезай»?

В мае очень переменчивая погода, бывают и заморозки. Посмотрите на картину: какая травка в мае? (Мягкая, пушистая, шелковая, сочная и т. д.)

Чем покрыты деревья и кустарники?

Какого цвета небо?

Как светит солнце?

Что происходит с деревьями в мае?

(В мае зацветают деревья и кустарники).

В мае лес полон радостных звуков, пения птиц. Знаете ли вы, какая птица не высиживает своих птенцов? (Кукушка.) Она питается жирными, мохнатыми гусеницами, а у птенчиков горлышки нежные, и проглотить такую пищу они не могут. Вот и подбрасывает кукушка свои яйца в гнезда к другим птицам, чтобы те выкормили ее птенцов маленькими мошками и комариками. И у зверей весной появляются малыши.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесе подснежник расцветет. (Весна)

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревет

И разламывает лед.

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька)

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

К маме-речке бегу

И молчать не могу.

Я ее сын родной,

А родился весной. (Ручей)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)

Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла.

И сады и огороды

Всей округи полила. (Гроза)

В. О чем мы говорили сегодня?

Назовите три весенних месяца.

Похожи ли все весенние месяцы друг на друга?

Что происходит в природе в марте?

Что происходит в природе в апреле?

Что происходит в природе в мае?

Назовите первые весенние цветы.

Назовите перелетных птиц.

Вы любите весну? За что?

Вы очень хорошо ответили на мои вопросы, вы молодцы!


План-конспект урока по теме: «Весна пришла»

Задачи урока:

Научить детей распознавать изменения в природе с приходом весны; познакомить с народными приметами, весенними праздниками; развивать внимательность, наблюдательность и интерес к познанию нового; расширять словарный запас, используя эпитеты для описания красоты весенней природы; познакомить детей с творчеством И. Левитана; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.


Планируемые результаты:

Научиться находить весенние изменения в природе, выучить народные приметы и праздники; грамотно и лаконично описывать красоту весенней природы и произведений искусства, провести наблюдение за погодой.

Оборудование: картина И. Левитана (1-е изображение), плакаты с перечнем праздников, кроссворд.

Предварительная работа: начертить кроссворд на доске, повесить репродукцию и плакаты.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

III . Знакомство с новой темой.

IV. Изучение нового материала.

V . Физминутка.

VI . Закрепление.

VII . Подведение итога.

VIII . Домашнее задание.

* В изображении картина И. Левитана "Последний снег"

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие.

II. Повторение ранее изученного материала, соответственно проверяется домашнее задание.

III . Знакомство детей с новой темой и предстоящими задачами.

Весна пришла

Урок начинается с чтения учителем стихотворения К. Кубилинскас «Весна»

Весна пришла по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
- А ну, вставай, медведь! -
На веточки дохнула -
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.

Итак, как вы уже догадались, тема сегодняшнего урока «Весна». Сегодня вы узнаете какими дарами она нас балует, какие изменения приносит в жизнь людей, животных, растений, вспомним весенние месяца и праздники, которые мы так любим отмечать в эту прекрасную пору года.

IV. Изучение нового материала

Детям предлагается рассмотреть картину Исаака Левитана "Последний снег". Учитель задаёт наводящие вопросы: Какое время года изобразил художник? Какой именно месяц весны? Что помогло определить? Какое чувство вызывает картина? Кто знает, когда в народном календаре отмечается первая встреча весны (15 февраля) правильно, ребята, ещё не успела отступить зима, а весна уже напоминает о себе и уже в феврале наступают тёплые деньки (их ещё называют февральскими окнами). Дети по очереди стараются описать увиденное, употребляя эпитеты, сравнительные обороты. Далее дети перечисляют, как меняется природа и жизнь вокруг, с приходом весенних деньков (дни становятся всё длиннее, солнышко светит ярче и греет, происходит таяние снега, трава зеленеет, на полянках появляются первые цветочки, возвращаются перелётные птицы, подымается и зеленеет озимь на полях, на деревьях набухают почки и появляются первые листочки, берёза даёт вкусный сок, просыпаются многие насекомые, происходят изменения в жизни животных и так далее). Затем учитель спрашивает детей, знают ли они, что такое народная примета, для чего она нужна, может ли кто привести пример? (Разобрать с детьми каждую примету, привести пример из жизни)

Если вода застоялась в поле — скотина будет сыта.
Весной не потрудишься — год голодный.
Птица возвращается стаей — дружная весна.
Птица вьёт гнездо на солнечной стороне — холодное лето.
Встретить весной зайца в белой шубе — быть ещё снегу.
Наступление ранней весны — признак затяжного лета.
Если рано снег тает — долгая оттепель.
Снег тает быстро — быть дождливому лету.
Появился на вербе пушистый гребешок — и весна на шесток.
В апреле трава — в мае трава.
С тёплым апрелем и мокрым маем — быть всем с хорошим урожаем.
Если пчела рано взлетела — быть яркой весне.
Далее дети могут перечислить какие перелётные птицы возвращаются весной в ваш родной край (скворцы, журавли, утки), какие первые цветы произрастают?(крокус, подснежник, ландыш, тюльпан, нарцисс, мать и мачеха, пролески)

Весенние месяцы

Март

Учитель читает детям стихотворение-загадку:

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц?
Кто узнает? (март). Детям предлагается вспомнить, какие праздники отмечают в этом месяце. (на доску вывешивается список праздников)

Апрель

Яростно река ревёт и разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (апрель).

Май

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это? (май). Молодцы, ребята, а теперь немножко отдохнём.

V. Физминутка. Дети встают друг за другом и повторяют за учителем упражнения.

Дует ветер нам в лицо.(кистями рук машут в лицо)
Закачалось деревцо.(поднять руки вверх и покачать)
Ветерок всё тише, тише. (присесть)
Деревцо всё выше, выше (встать и высоко потянуться)
При желании можно повторить,только в роли ведущего может быть ученик.

VI. Закрепление материала.

Учитель просит ученика повторить весенние месяца. Проведя урок, в качестве закрепления разгадать кроссворд, слова использовать из урочной тематики.

1)Самое сильное насекомое (муравей);
2)Второй весенний месяц (апрель);
3)Перелётная птица (Скворец);
4) Первый весенний цветок (подснежник);
5)Дерево, дающее вкусный сок (берёза);
6) Кто художник рассмотренной нами картины (Левитан);
7) Весенний разлив рек (половодье);
8) Лесной душистый цветок (ландыш);
9) В каком месяце прзднуют международный женский день? (март);

VII . Подводятся итоги, учитель выясняет понравился ли урок учащимся. Далее происходит оценивание детей. Выставление оценок в журнал и в дневники.

VIII . Задаётся домашнее задание. Детям необходимо нарисовать весну, а именно весенний месяц, который понравился им больше всего, с его отличительными особенностями. Подготовить красивый рассказ к иллюстрации.

Весна начинается сразу после зимы и заканчивается с приходом лета. А вот определить, с какого числа начинается весна, бывает совсем не просто. Дело в том, что в разных областях знаний пользуются своим определением весны. Календарная весна – это переходный период. В это время увеличивается светлое время суток, повышается температура воздуха, активизируются живые существа и растения. Календарная весна состоит из 3 месяцев. Март, апрель, май – весенние месяцы Северного полушария. В Южном весна начинается в сентябре и заканчивается в ноябре. В реальной жизни весна ему не подчиняется и в южных районах наступает раньше, а в северных запаздывает. Астрономическая весна термин введенный астрономами. Она вступает в свои права в тот день, когда начинается весна по Солнцу. В Северное полушарие она приходит 20 (21) марта, на противоположной стороне Земли это уникальное явление наблюдается 22 (23) сентября. Заканчивается астрономическая весна в день летнего солнцестояния. Климатическая весна наступает когда среднесуточная температура устойчиво превышает 0 градусов. В Вологодской области переход среднесуточной температуры через 0 градусов происходит в первой декаде апреля. Началом фенологической весны считается период снеготаяния (образования проталин в поле). Заканчивается весна наступлением лета, которое определяется по зацветанию шиповника. Культурные особенности народов мира определяют свои сроки прихода весны. На Руси издревле отмечали день встречи весны 22 марта. Звался он «Сороки». Витало поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, сорока строит гнездо и приходит настоящая весна. Кроме этого на Руси широко отмечается масленица, праздник проводов зимы, который позднее был соединен с церковным календарем и обозначает начало Великого поста.

В Румынии и Молдавии 1 марта принято отмечать Мэрцишор (праздник встречи весны). В честь праздника принято дарит друг другу маленькие бутоньерки в виде цветочков, которые носят на одежде весь месяц, а 31 марта снимают и развешивают на деревьях. Праздник рожден красивой легендой о победе весны над зимой: в первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна и увидела как в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима увидела это и рассвирепела. Взмахнув руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким ветром. Но весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из ее пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. В Германии празднуют начало весны в апреле, американцы начинают готовиться к ее приходу заранее 2 февраля, в день сурка. Люди верят предсказаниям сурков и считают, что они могут сообщить о приближении весны. День сурка имеет своих прародителей: еще древние римляне «советовались» с животными, отмечая 2 февраля День ежа. Во Франции существует необычный праздник, правда, отчасти он схож с нашим 8 марта — День бабушек. В этот день поздравления принимают только женщины в возрасте от 55 лет и старше. Виновницы торжества, неспешно прогуливаясь по улочкам города, оповещая о приходе весны. В Японии с первого марта и до конца апреля проходит ханами — праздник любования сакурой. По всей Японии сотни деревьев покрываются бледно-розовыми цветами. В Индии ежегодно проходит праздник Холи, или фестиваль красок, посвященный богу любви Камадэве. Его еще называют бенгальским новым годом и это событие знаменует собой приход весны. В этот год календарная весна на территории Вологодской области будет знаменоваться оттепелью: атлантические циклоны вместе с осадками принесут потепление, дневные температуры вновь будут выше нуля. Считать это приходом весны еще рано, так как в дальнейшем еще не раз будут отмечаться возвраты холода.

Для подготовки статьи использованы материалы: http://nimffa. ru, фото: https://www.look.

.

Синоптик отдела ОГМО Рыкованова О.И.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: ознакомление с новым материалом (Автор Саранцев Г.И.)

Форма урока: урок

Цели урока: познакомить учащихся с весенними месяцами, формировать умение различать признаки наступающей весны в живой и неживой природе, а также события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края, развивать кругозор, интерес к предмету, воспитывать самостоятельность, любовь к природе.

Оборудование: учебник Плешакова А.А. “Окружающий мир” 2 класс, рабочая тетрадь Плешакова А.А. “Окружающий мир” 2 класс; проектор; ноутбук; солнышки; снежинки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: создание благоприятной обстановки, положительного настроя.

Форма: фронтальная

Метапредметные результаты: организация своего рабочего места.

Предметные результаты: формировать интерес к изучению родной природы.

Методическая работа: учитель читает стихотворение.

Добрый день! Солнцу и птицам!
Добрый день! Улыбчивым лицам!
- Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество-
внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность. (слайд 1)

Ребята, посмотрите, у вас на партах лежит солнышко и снежинка. Поднимите солнышко те, у кого сейчас хорошее настроение. А снежинку те, у кого настроение не очень хорошее.

Мы вернемся к солнышку и снежинке в конце урока, и посмотрим какое настроение будет у вас. Надеюсь, что солнышко к концу урока ярко будет светить в нашем классе.

II. Актуализация опорных знаний (формулирование темы урока).

Задание №1

Посмотрите, внимательно, на высказывания, назовите те, которые характерны для зимы.

Цель: актуализировать субъектный опыт учащихся.

Форма: фронтальная.

Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока, выполнить учебные действия в устной форме.

Предметные результаты: соотносить признаки времен года с его названием.

Птицы вьют гнёзда. День короткий. Люди пашут землю. У клестов вывелись птенцы. Гололедица. Метут метели. Вылупились птенцы. Тает снег. Солнце светит но не греет. Журчат ручьи. (слайд 2)

Некоторые высказывания вы не назвали. А как вы думаете, для какого времени года они характерны? (весна)

Птицы вьют гнёзда. Люди пашут землю. Вылупились птенцы. Тает снег. Журчат ручьи. (слайд 3)

Задание № 2

А теперь отгадайте загадки:

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими цели урока, сообщение темы урока.

Форма: фронтальная.

Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; устанавливать аналогии; допускать существование различной точки зрения.

Предметные результаты: умение разгадывать загадки.

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (апрель)

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (март)

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? ... (май)

III. Сообщение темы, постановка целей урока.

Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (весенние месяцы) (слайд 4)

А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке про весенние месяцы? Перед вами три слова помощника. (хочу узнать, хочу выяснить, хочу научится) (слайд 4)

Сегодня на уроке мы постараемся ответить на все ваши вопросы.

Задание № 3

Но сначала назовите весенние месяцы по порядку. (март, апрель, май) (слайд 5)

Цель: выяснить знания о порядке расположения месяцев.

Форма: фронтальная.

Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока

Предметные результаты: знать порядок расположения весенних месяцев.

Задание № 4

А теперь давайте прочитаем признаки весенних месяцев.

Цель: познакомить с признаками весенних месяцев.

Форма: фронтальная.

Метапредметные результаты: уметь извлекать информацию из прочитанного.

Предметные результаты: знать основные признаки весенних месяцев.

  • Март – это весна света. Небо с каждым днём голубее. Солнце пригревает ласковее и горячее. День становится длиннее.
  • Апрель – это весна воды. Тает снег. Бегут весёлые звонкие ручейки.
  • Май – весна зелёной травы и цветов. Земля покрывается душистыми цветами. (слайд 6)

IV. Изучение нового материала.

Задание № 5

Цель: формировать умение самостоятельно применять знания.

Форма: фронтальная.

Метапредметные результаты: уметь доказывать свою точку зрения, участвовать в коллективной беседе, слушать одноклассников, соблюдать общие правила общения.

Предметные результаты: познакомить с произведениями известных художников посвященных весне, выяснить признаки марта и апреля месяца.

Откройте учебники на с. 58-59. Посмотрите на репродукции картин. Рассмотрите репродукцию Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”. Какие признаки весны вы увидели? (слайд 7)

Как выглядит небо? (лёгкое голубое сияние от робких весенних лучей солнца)

Обратите внимание на цвет облаков, на снег? (подтаявший с проталинами)

Как вы думаете, что в картине является главным? Что побудило автора написать эту картину? (грачи)

Эти птицы – первые вестники весны. Они принесли на своих черных крыльях теплый свежий ветер, радостную суету, новые надежды.

Попробуйте определить, в какой из весенних месяцев могла так выглядеть природа? (март)

Рассмотрите репродукцию картины Бориса Михайловича Кустодиева “Весна” (слайд 8)

Обратите внимание на небо, какое оно? (прозрачно-синее, с лёгкими облаками и отражается в воде)

Как выглядят деревья? (деревья в зелёной дымке)

А что произошло с рекой? (разлив реки)

Какое настроение у детей? (радость, веселье)

Попробуйте определить, в какой из весенних месяцев могла так выглядеть природа? (апрель)

На стр. 58 в учебнике, есть стихотворение А.А. Коринфского. Давайте его прочитаем. (чтение детьми стихотворения)

К какой из картин больше всего подходит стихотворение А.А. Коринфского?

Физминутка

Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью.

Форма: индивидуальная.

(видео с медведем пандой)

V. Изучение нового материала

Задание № 6

Цель: познакомить с народными названиями весенних месяцев.

Форма: фронтальная.

Метапредметные результаты: устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой.

Предметные результаты: дополнение и расширение имеющихся знаний о весне в творчестве поэтов; уметь подбирать рифму.

Весна всегда вдохновляла поэтов на создание стихотворений. Давайте и мы попробуем подобрать рифмы к названиям весенних месяцев. А сначала я скажу вам, какие весенние рифмы нашел писатель, автор рассказов о ежике и медвежонке, Сергей Козлов в замечательном цикле стихотворений „Золотая карусель“ : март - рад, апрель - капель, май - вставай. А теперь, ребята, ваша очередь. Итак: март - ..., апрель - ..., май - ...”. (слайд 9)

Подобрать рифму и написать стихотворение достаточно сложное дело, требующее многих качеств: образованности, богатого словарного запаса, умения видеть необычное в обычном. Помните, мы с вами говорили, что народные названия месяцев тоже похожи на произведения искусства. В них точно подмечены и собраны в одном-двух словах особенности изменений в природе, которые происходят в тот или иной месяц. Сейчас мы в этом еще раз убедимся на примере народных названий весенних месяцев.

  • Март – зимобор, протальник, сухий, берёзозол, водотёк, дорогорушитель,
  • свитстун, перезимок, позимник, весновей, весновка, огородник, излом весны,
  • наследник февраля, ветронос, грачевник, капельник.
  • Апрель – снегогон, первоцвет, цветень, солнечник, парник, водолей, зажги снега, заиграй овражки.
  • Май – травень, светодень, соловьиный месяц, росенник, пролетень, ранопашец, маковей. (слайд 10)

Названия весенних месяцев все радостные: так и слышится в них веселый говорок весенних ручьев, щебет птиц, нежный шелест молодой листвы. Постарайтесь объяснить, что обозначают старинные названия весенних месяцев. О каких явлениях природы они говорят? (ответы учеников)

Еще раз посмотрите на картины и скажите, какие из старинных названий подходят к этим пейзажам?

Ребята, у какого из весенних месяцев больше всего названий? (у марта)

Как вы думаете почему? (это первый месяц весны, и, наверное, дождавшись, люди встречали с радостью)

Задание № 7

Но у марта в старину была еще одна особенность. Прочитайте текст на с. 60 учебника.

Цель: познакомить учащихся с праздником весенний новый год.

Форма: индивидуальная, фронтальная.

Метапредметные результаты: уметь понимать и осмысливать прочитанное, строить сообщения в устной форме, осуществлять поиск нужной информации.

Предметные результаты: приобретение знаний о празднике весенний новый год в старину.

Давайте и мы с вами отметим в нашем календаре, когда в старину отмечали весенний новый год. (ученик отмечает в календаре наклейкой)

Как звали святую Евдокию в народе? (Евдокия-Весновка)

А теперь послушайте рассказ “Весенний новый год”.

Посмотрите какие еще праздники есть весной, но они мы еще будем говорить на уроках окружающего мира. (слайд 12)

А теперь на стр. 61 учебника прочитайте, как дети в старину кликали (звали) весну. (чтение заклички)

Давайте обсудим с вами, о каких подарках весны говорится в закличке. Что такое „короб житушка, два - пшеничушки“?

Почему так ласково названа пшеница?

Почему, в связи с каким праздником, к подаркам весны относят и „яичушки“?

Чем порадуют девушек „перстенечки“?

Какую радость приготовила весна молодым женщинам, „молодушкам“?

Что за радость будет у „стариков да старушек“?

Какой из подарков кажется вам самым радостным?

Сейчас мы с вами попробуем разыграть эту закличку по-своему:

Ой, весна-красна, что нам вынесла?

(Дети приветственно машут.)

Короб житушка, два - пшеничушки,

(Раскрытые ладони протянуты вперед, как бы переполненные зерном, затем руки выполняют „сеющие“ движения.)

Малым детям - по яичушку,

(Ладонь округлена „под яичушко“.)

Красным девушкам - по перстенечку,

(Руки подняты, „хвалятся“ перстнем.)

Молодым молодушкам - по детенышку,

(„Качают“ младенца.)

Старикам да старушкам - по внучоночку!

(Руки опущены, „гладят“ голову ребенка.)” (слайд 13)

VI. Обобщение полученных знаний

Задание № 8

Цель: обобщить знания о весенних месяцах.

Форма: индивидуальная.

Метапредметные результаты: перерабатывать полученную информацию.

Предметные результаты: обобщить полученные знания о весенних месяцах.

Работа по карточкам. Ответить на вопросы.

1. Назови весенние месяцы по порядку.

2. приведи примеры народных названий весенних месяцев. (3-4 примера)

________________________________

3. Когда в старину отмечали весенний новый год?

________________________________

VII. Итог урока

Цель: систематизировать знания полученные на уроке.

Форма: фронтальная.

Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока, оценивать совместно с учителем результат своих действий, адекватно воспринимать оценку работы учителем, товарищами; выполнять учебные действия в устной речи.

Предметные результаты: систематизировать и преобразовывать полученную на уроке информацию.

Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто хочет самостоятельно его сделать?

Прочитаем вывод на стр. 61 учебника.

А теперь я хочу спросить у вас тему нашего урока, цель.

Что вы узнали, выяснили и чему научились сегодня на уроке? (слайд 14)

Как вы думаете, все ли мы узнали о весне?

Ребята нашего класса подготовили стихи о весенних месяцах. Давайте их послушаем. (дети читают стихи)

VIII. Рефлексия

Цель: умение оценивать свою деятельность.

Ребята, у вас на партах лежит солнышко и снежинка. Поднимите солнышко те, у кого сейчас хорошее настроение. А снежинку те, у кого настроение не очень хорошее.