Урок по географии общая циркуляция атмосферы. Общая циркуляция атмосферы. С их приходом зимой и весной бывают заморозки


«Найди ошибку»

Утверждения

1. Казахстан расположен в тропическом климатическом поясе

2. На климат Казахстана оказывают влияние воздушные массы с Тихого, Индийского и Северного ледовитого океанов

3. Климатообразующие факторы: циркуляция атмосферы, солнечная радиация, подстилающая поверхность

4. Величина суммарной радиации на территории Казахстана увеличивается с севера на юг

5. Часть радиации, которая поглощается поверхностью земли называется поглощённой

6. Величина отраженной радиации в зимний период увеличивается

7. Суммарная радиация это сумма прямой и поглощённой радиации


Виды солнечной радиации


Почему????

Алматы и Владивосток расположены на одной широте, почему во Владивостоке количество суммарной солнечной радиации намного меньше чем в Алматы?


Общая циркуляция атмосферы



Воздушные массы

Континетальные

Морские

Количество осадков

Температура зимой

Температура летом

запыленность


Воздушные массы

Морские

Континетальные

Количество осадков

Температура зимой

Температура летом


Составление кластера

1- Арктические воздушные массы

2- Умеренные воздушные массы

3- Тропические воздушные массы

Описать

  • Где образуются?
  • Какие свойства имеют?
  • Как меняется погода с приходом воздушной массы
  • В какой период влияют?


Характеристика воздушных масс


Характеристика воздушных масс

1. Приходят с запада, проникают в глубь материка, приносят основные осадки

2. Формируются на Северным Ледовитым океаном

3. Называют иранскими воздушными массами

4. С их приходом зимой усиливаются морозы

5. Формируются над Атлантическим океаном

6. Оказывают влияние только на юг Казахстана

7. С их приходом зимой и весной бывают заморозки

8. Зимой температура воздуха повышается, а летом понижается

9. Формируются над территорией Центральной Азии

10. Устанавливается Сибирский антициклон


  • П 11, читать, составить вопросы

Класс: 8

Ключевые слова: Атмосферная циркуляция , антициклон , циклон , трансформация , атмосферный фронт

Цели:

  • Образовательная : расширить и углубить знания учащихся о климате; сформировать понятия об "атмосферных фронтах", "циклоне и антициклоне"; определить влияние подстилающей поверхности на климат.(слайд 2)
  • Воспитывающая : показать влияние хозяйственной деятельности человека на климат и его изменения.
  • Развивающая : развивать умения систематизировать, анализировать, сравнивать, делать выводы; способствовать формированию коммуникативной и информационной компетентностей учащихся.

Оборудование : физическая карта России, карточки-помощники, атлас, сборник вопросов и заданий по географии, учебник, макет горы, проектор.

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые технологии: диалогово-коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности и метод проектов.

Формы: игровая, индивидуальная, групповая.

Методы: исследовательский, познавательный, практический.

Ход урока

I. Организационный момент.

Класс разделен на пять команд. В каждой команде командир. Он заполняет оценочный лист, отмечает ответы каждого выступающего члена команды. В конце путешествия выставляется оценка каждому участнику.

Оценочный лист команды.

Ф. И. 1 высота 2 высота 3 высота 4 высота 5 высота 6 высота 7 высота 8 высота Итоговая оценка

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим восхождение на вершину горы. Для этого, в начале, мы проведем разминку. Проверим, как вы усвоили предыдущий материал. На столе у вас лежат карточки, в каждой по два вопроса, ответив на которые, вы сможете подняться на высоту 2000 м.

Чтобы подняться на следующие высоты нужно ответить на вопросы: (слайд 3)

1.Что такое погода? Назвать элементы погоды.

2.Что такое климат? Для чего необходимы знания о климате?

3. Расшифровать обозначения на схеме (Сборник вопросов и заданий по географии стр. 17).

4. Излучение солнцем тепла и света - это:

5. Единица измерения солнечной радиации (ккал?см2)

6. Что такое суммарная радиация?

Учитель: Для того чтобы продолжить дальнейшее путешествие, нам необходимо сделать привал. Погода часто непредсказуема и нам необходимо изучить атмосферные процессы, с которыми мы сможем столкнуться во время своего путешествия (Далее педагог переходит к объяснению нового материала).

Откройте свою походную тетрадь, в которую будете записывать новые понятия. Для начала, я вас прошу ответить на вопросы:(слайд 4, 5, 6)

1. Что такое воздушные массы? Когда перемещаются воздушные массы над поверхностью земли, что происходит? (они переносят тепло и влагу)

2.Какие воздушные массы оказывают влияние на климат России?

3. Какие причины вызывают движение воздушных масс? (разность давления, неравномерное нагревание земной поверхности.)

4.По разности свойств воздушных масс выделяют: морские и континентальные.

Какими свойствами обладают эти воздушные массы?

(Морские воздушные массы - влажные и приносят осадки. Континентальные воздушны массы - сухие и приносят летом засуху, а зимой ясную и морозную погоду.)

5. Что такое атмосферная циркуляция?(слайд 7)

Атмосферная циркуляция - перемещение воздушных масс различного происхождения. (Определение ученики записывают в тетрадь)

Учитель: (слайд 8)

Наша страна лежит в умеренных и полярных широтах, причём большая часть территории России лежит в умеренных широтах. В умеренных широтах господствует западный перенос (западные ветры), Атлантический океан оказывает на климат значительно большее влияние по сравнению с Тихим океаном.

Давайте откроем атлас и попробуем определить, почему Тихий океан оказывает наименьшее влияние?

Так как в восточной части нашей страны находятся горы, которые задерживают воздушные массы с Тихого океана.

Зимой основную роль играет обширная область высокого давления, называемая Азиатским максимумом, центр которого располагается в районах Забайкалья и Северной Монголии. От него области повышенного давления растекаются на северо-восток до полуострова Чукотка, в Восточную Сибирь, на запад через Казахстан и на юг Русской равнины до 50?с.ш. Погода летом - ясная, достаточно тёплая, а зимой ясная морозная погода.

Также на формирование климата страны оказывают влияние Исландский и Алеутский минимумы (Рн), Азорский и Арктический максимумы (Рв) (далее учитель рассказывает об их влиянии на погоду).

Большое влияние на формирование климата оказывает подстилающая поверхность. Например, арктические воздушные массы, проходя через Русскую равнину, так прогреваются, что стоит долго ясная и сухая погода.

Что произошло с воздушной массой?

Она изменила свои свойства.(слайд 9)

Трансформация - изменение свойств воздушных масс под влияние подстилающей поверхности.

Почему арктические воздушные массы, проникая далеко на юг Русской равнины, весной могут вызвать заморозки, зимой похолодание?

Влияет рельеф.

Влияние на формирование климата оказывают атмосферные фронты. (слайд 10)

Атмосферный фронт - переходные зоны между воздушными массами (см. учебник ст. 58)

Арктический фронт - возникает между арктическими и умеренными воздушными массами.

Полярный фронт - возникает между умеренными и тропическими воздушными массами.

Ширина фронта обычно достигает несколько десятков километров. В полосе фронта при соприкосновении двух различных воздушных масс происходит быстрое изменение давления, температуры, влажности, дуют сильные ветры, выпадают осадки.

Двум ученикам было дано опережающее задание подготовить сообщение о теплом и холодном фронте (ученики рассказывают сообщения у доски). (слайд11-12)

На формирование климата оказывают влияние атмосферные вихри: циклон и антициклон. (Опорный конспект составляется по ходу объяснения учителя на доске).(слайд 13-16)

Учащиеся излагают у доски отчет о выполнении краткосрочного проекта

Тема: Общая циркуляция атмосферы.

Цель: рассмотреть и изучить в ходе урока циркуляцию атмосферы и воздушные массы

Задачи:

    C формировать знания о движении воздушных масс по территории Казахстана; о влиянии на климат арктических, умеренных и тропических воздушных масс

    Обогащать словарный запас учащихся. Развивать умение сравнивать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Совершенствование умений работы с картами атласа

    Воспитание интереса к изучению географии

Тип урока: комбинированный

Оборудование: физическая и климатическая карты Казахстана, атлас 8-го класса, учебник

Ход урока:

I. Организационный момент

Называется тема и постановка цели урока

II. Проверка домашнего задания:

Фронтальный опрос:

    Что называется климатом?

    Какие факторы влияют на формирование климата?

    Что такое солнечная радиация? Как она влияет на формирование климата?

    Сколько ясных и пасмурных дней бывает в Казахстане за год?

    В чем измеряется солнечная радиация? И чему она равна?

    Сколько процентов суммарной радиации отражает снег?

Задание 1. Заполнить кластер «Виды солнечной радиации». Заполните ячейки кластера и дайте определение всем видам солнечной радиации.

Задачи.

    Алматы и Владивосток расположены примерно на одной широте, однако t ° летом в Алматы выше. Чем во Владивостоке. Объясните, почему? (Удалённость Алматы от океана способствует сильному нагреву воздуха )

    Костанай и Москва расположены примерно на одной широте, однако зима в Москве мягче, чем в Костанае. Объясните, почему? Сделай вывод. (Казахстан более удален от океана).

    Какое влияние на климат Казахстана оказывает его географическое положение?

III. Изучение нового материала:

1.Объяснение учителя с опорой на имеющиеся у учащихся знания:

В тропосфере возникает постоянно движение воздушных масс.

Планетарная циркуляция – связана из-за потока океанических воздушных масс с запада на

восток, и за 2 – 2,5 суток они достигают территории Казахстана.

Зональная циркуляция – республика находится в центре Евразии.

Воздушные массы, приходящие с океана, постепенно при движении в глубь материка

начинают терять свои первоначальные свойства. Понижается температура воздуха,

давление, влажность, облачность.

2. Работа по климатической карте. (рассмотреть направление ветров и распределение

количества осадков на территории республики)

Воздушные массы:

- арктические – формируются над Северным Ледовитым океаном. Характерны низкие

температуры и зимой, и летом. Вторгаются на север Казахстана и устанавливают

антициклонную погоду. Они формируют сухую ясную погоду: зимой – морозную, а летом –

жаркую. С их действием связаны весенние и осенние заморозки.

Умеренные – формируются в средних широтах материка. Преобладают воздушные

умеренные широты. Приходят с запада, с Атлантического океана, воздушные массы

называются морскими умеренными. Теряют много влаги, доходя до Казахстана, но все

равно приносят часть осадков.

- тропические – приходят летом с территории Средней Азии и Ирана (иранские) и

распространяются на южные районы Казахстана.

3 . Используя текст учебника и рассказ учителя, учащиеся заполняют пропуски в таблице.

Типы воздушных масс

Где формируются

Влияние на погоду

Арктические (АВМ)

Морские- умеренные (УВМ(М)

Над Атлантическим океаном

Континентальные (УВМ(К)

Зимой приносят похолодание

Тропические (ТВМ)

Над Ираном

Модельный ответ:

Типы воздушных масс

Где формируются

Влияние на погоду

Арктические (АВМ)

На Северном Ледовитым океаном

Воздух холодный и летом; сухой- весной и осенью. Вызывает внезапные заморозки и выпадение снега

Морские- умеренные (УВМ(М)

Над Атлантическим океаном

Весь год приносит осадки. Летом смягчают жару. Зимой смягчают морозы

Континентальные (УВМ(К)

Приобретают свои свойства над Центральной Азией и Сибирью

Зимой приносят похолодание

Тропические (ТВМ)

Над Ираном

Летом приносят жару и засуху, зимой- оттепели

ІҮ . Закрепление

    Что такое воздушные массы?

    Какие воздушные массы преобладают на территории Казахстана?

    Трансформация воздушных масс (устно):

Вопросы:

Модельный ответ:

    Какие изменения происходят с морским воздухом умеренных широт зимой в результате его трансформации над поверхностью суши?

При продвижением над сушей ВМ становятся менее насыщенными влагой.

    Как изменяется у ВМ:

Относительная влажность

Понижается

Температура воздуха

Понижается

Атмосферное давление

Понижается

Облачность

Уменьшается

V. Итог урока:

Выставление оценок с комментированием.

Рефлексия (методика неоконченных предложений)

Сегодня на уроке я узнал….

Для меня было интересным…..

Самым трудным было…..

Теперь я могу объяснить, почему…..

Домашнее задание: §21, стр. 85-87, пересказ

учителя Булыгиной Л.Н.

МОУ № 94 Самарской области, г.Тольятти (слайд 1)

Урок – путешествие.

Тема: Атмосферная циркуляция.

Цели:

1.Образовательная : расширить и углубить знания учащихся о климате; сформировать понятия об «атмосферных фронтах», «циклоне и антициклоне»; определить влияние подстилающей поверхности на климат.(слайд 2)

2.Воспитывающая : показать влияние хозяйственной деятельности человека на климат и его изменения.

3.Развивающая : развивать умения систематизировать, анализировать, сравнивать, делать выводы; способствовать формированию коммуникативной и информационной компетентностей учащихся.

Оборудование : физическая карта России, карточки-помощники, атлас, сборник вопросов и заданий по географии, учебник, макет горы, проектор.

Тип урока : изучение нового материала.

Используемые технологии : диалогово - коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности и метод проектов.

Формы : игровая, индивидуальная, групповая.

Методы : исследовательский, познавательный, практический.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Класс разделен на пять команд. В каждой команде командир. Он заполняет оценочный лист, отмечает ответы каждого выступающего члена команды. В конце путешествия выставляется оценка каждому участнику.

Оценочный лист команды.

Ф. И.

1 высота

2 высота

3 высота

4 высота

5 высота

6 высота

7 высота

8 высота

Итоговая оценка

II . Путешествие.

Учитель : Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим восхождение на вершину горы. Для этого, в начале, мы проведем разминку. Проверим, как вы усвоили предыдущий материал. На столе у вас лежат карточки, в каждой по два вопроса, ответив на которые, вы сможете подняться на высоту 2000 м.

Чтобы подняться на следующие высоты нужно ответить на вопросы: (слайд 3)

1.Что такое погода? Назвать элементы погоды.

2.Что такое климат? Для чего необходимы знания о климате?

3. Расшифровать обозначения на схеме (Сборник вопросов и заданий по географии стр. 17).

4. Излучение солнцем тепла и света – это …

5. Единица измерения солнечной радиации (ккал∕см2)

6. Что такое суммарная радиация?

Учитель: Для того чтобы продолжить дальнейшее путешествие, нам необходимо сделать привал. Погода часто непредсказуема и нам необходимо изучить атмосферные процессы, с которыми мы сможем столкнуться во время своего путешествия (Далее педагог переходит к объяснению нового материала).

Откройте свою походную тетрадь, в которую будете записывать новые понятия. Для начала, я вас прошу ответить на вопросы:(слайд 4,5, 6)

1. Что такое воздушные массы? Когда перемещаются воздушные массы над поверхностью земли, что происходит? (они переносят тепло и влагу)

2.Какие воздушные массы оказывают влияние на климат России?

3. Какие причины вызывают движение воздушных масс? (разность давления, неравномерное нагревание земной поверхности.)

4.По разности свойств воздушных масс выделяют: морские и континентальные.

Какими свойствами обладают эти воздушные массы?

(Морские воздушные массы – влажные и приносят осадки. Континентальные воздушны массы – сухие и приносят летом засуху, а зимой ясную и морозную погоду.)

5. Что такое атмосферная циркуляция?(слайд 7)

Атмосферная циркуляция - перемещение воздушных масс различного происхождения. (Определение ученики записывают в тетрадь)

Учитель : (слайд 8)

Наша страна лежит в умеренных и полярных широтах, причём большая часть

территории России лежит в умеренных широтах. В умеренных широтах господствует западный перенос (западные ветры), Атлантический океан

оказывает на климат значительно большее влияние по сравнению с Тихим океаном.

Давайте откроем атлас и попробуем определить, почему Тихий океан оказывает наименьшее влияние?

Ученики:

Так как в восточной части нашей страны находятся горы, которые задерживают воздушные массы с Тихого океана.

Учитель:

Зимой основную роль играет обширная область высокого давления, называемая Азиатским максимумом, центр которого располагается в районах Забайкалья и Северной Монголии. От него области повышенного давления

растекаются на северо-восток до полуострова Чукотка, в Восточную Сибирь, на запад через Казахстан и на юг Русской равнины до 50˚с.ш. Погода летом – ясная, достаточно тёплая, а зимой ясная морозная погода.

Также на формирование климата страны оказывают влияние Исландский и Алеутский минимумы (Рн), Азорский и Арктический максимумы (Рв) (далее учитель рассказывает об их влиянии на погоду).

Большое влияние на формирование климата оказывает подстилающая поверхность. Например, арктические воздушные массы, проходя через Русскую равнину, так прогреваются, что стоит долго ясная и сухая погода.

Учитель:

Что произошло с воздушной массой?

Ученики:

Она изменила свои свойства.(слайд 9)

Трансформация – изменение свойств воздушных масс под влияние подстилающей поверхности.

Учитель :

Почему арктические воздушные массы, проникая далеко на юг Русской равнины, весной могут вызвать заморозки, зимой похолодание?

Ученики:

Влияет рельеф.

Учитель :

Влияние на формирование климата оказывают атмосферные фронты. (слайд 10)

Атмосферный фронт – переходные зоны между воздушными массами (см. учебник ст. 58)

Арктический фронт – возникает между арктическими и умеренными воздушными массами.

Полярный фронт – возникает между умеренными и тропическими воздушными массами.

Ширина фронта обычно достигает несколько десятков километров. В полосе фронта при соприкосновении двух различных воздушных масс происходит быстрое изменение давления, температуры, влажности, дуют сильные ветры, выпадают осадки.

Двум ученикам было дано опережающее задание подготовить сообщение о теплом и холодном фронте (ученики рассказывают сообщения у доски).(слайд11-12)

Учитель:

На формирование климата оказывают влияние атмосферные вихри: циклон и антициклон. (Опорный конспект составляется по ходу объяснения учителя на доске).(слайд 13-16)

Учащиеся излагают у доски отчет о выполнении краткосрочного проекта