«Наставник, незабвенный руководитель и Учитель. «Наставник, незабвенный руководитель и Учитель Какую ответственность несет учитель за ученика

27.01.2011

В. Луховицкий

Материальная ответственность учителя

Вопросы учителей

1. В нашей школе проходит инвентаризация. По распоряжению директора завхоз сказал всем учителям-предметникам составить списки имеющихся в их кабинетах наглядных пособий, мебели, оборудования и т.д. Всех заставили расписаться под этими списками, а теперь нам говорят, что мы все несем полную материальную ответственность за сохранность школьного имущества. Законны ли эти действия администрации?

2. В прошлом учебном году я стала заведующей кабинетом информатики, уже зимой поняла, что совершила большую ошибку. Компьютеры ломаются, а оплачивать их ремонт меня заставляют за мой счет, потому что я, как завкабинетом, несу за все в нем находящееся полную материальную ответственность. Что мне делать?

3. Может ли быть материально ответственным лицом учитель химии, если он одновременно работает на полставки лаборантом в химическом кабинете?

4. Правомерно ли требование администрации учебных заведений о полной материальной ответственности учителя, заведующего кабинетом информатики, за все компьютерное оборудование не только класса, но и школы? Интересно, существует ли судебная практика взыскания полной стоимости украденного компьютерного класса или компьютера с учителя?

5. Имеет ли право администрация школы требовать деньги за "испорченный" классный журнал?

Обзор законодательства

О двух видах материальной ответственности: «ответственности за прямой действительный ущерб, причиненный работодателю» и «полной материальной ответственности» идет речь в статьях 238-248 Трудового кодекса РФ.

Чем они различаются?

Рассмотрим на простом примере. Учитель работал на уроке с компьютером и сломал его. В таком случае работодатель может взыскать с него прямой действительный ущерб в размере не свыше его среднемесячного заработка .

Но если компьютер сломан кем-то другим (например, учеником), то возмещать ущерб придется не учителю, а лицу, несущему за данный компьютер полную материальную ответственность, причем в полном размере.

Понятно, что для работника выгоднее первый вид ответственности, а работодатель заинтересован в том, чтобы максимальное число работников несло именно полную материальную ответственность.

С кем работодатель может заключать договор о полной материальной ответственности? В ст. 244 перечислено 4 условия:

· лицо должно быть работником данной организации, заключение договоров о полной материальной ответственности с лицами, работающими по договорам гражданско-правового характера, не допускается;

· достижение работником возраста 18 лет;

· с работником, который непосредственно обслуживает материальные ценности;

· должность или работа этого работника предусмотрена в перечне работ и категории работников, установленных Правительством РФ .

Мы послали в Федеральную службу по труду и занятости следующий запрос:

  • С какими из служащих, поименованных в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования» допускается заключать договоры о полной материальной ответственности?

2. Незаконные требования ремонта за счет учителя школьного имущества, испорченного из-за того, что работодатель не обеспечил надлежащих условий содержания и хранения.

Способы защиты

Первое нарушение – самое массовое, особенно страдают заведующие кабинетами, а также учителя информатики и химии. Именно их администрация очень хотела бы сделать материально ответственными за технику, приборы и реактивы.

Первый совет – внимательно читайте документы, которые вам предлагают подписать. Если среди них есть договор о полной материальной ответственности – отказываетесь подписывать, ссылаясь на вышеуказанные нормативные акты. При этом следует иметь в виду, что, даже если такой договор подписан, он все равно будет признан судом недействительным. Так что, если директор очень настаивает, а вы очень хотите занять данную должность, можете спокойно подписывать, зная, что в конфликтной ситуации закон будет на вашей стороне.

Если вы ничего не подписывали, а директор ссылается на то, что вы по должности несете полную ответственность, можно вообще не беспокоиться: с вас ничего нельзя взыскать, кроме среднемесячной зарплаты.

Получив на руки копию приказа о том, что вы должны возместить в полном объеме то-то и то-то, вы пишете письмо в Трудовую инспекцию, и инспектор быстро объяснит директору ситуацию.

Ни в коем случае не поддавайтесь на жалостливые разговоры о том, что страдает учебный процесс, у школы нет денег и т.д. За все школьное имущество отвечают завхоз и директор, их дело – законными способами обеспечивать сохранность школьного имущества.

И, разумеется, при любой попытке взыскать с вас полную стоимость испорченного имущества смело идите в суд. До сих пор не было случаев, когда суд вынес решение о полной материальной ответственности педагога.

Что касается второго нарушения, то здесь важно не забыть несколько моментов:

  • Если вы видите, что школьное имущество (например, компьютеры в компьютерном классе) хранится или эксплуатируется неправильно (нет решеток на окнах, металлической двери и т.д.) или его сохранность зависит не только от вас (например, в вашем кабинете ведут уроки несколько учителей, или учащиеся свободно заходят в помещение без учителя), немедленно пишите директору докладную записку.
  • При вступлении в должность завкабинетом будьте предельно внимательны – проверьте (не формально!) состояние каждой вещи и не поленитесь зафиксировать его на бумаге. То же самое - перед началом использования учителя любого школьного имущества.
  • Помните, что взыскать с вас ущерб можно только в течение 1 месяца. При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба вы можете обжаловать его действия в суде.

Ст. 238 и 241 ТК РФ

Утвержден Постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. № 85 (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2003 г., регистрационный № 4171).

Поснова Александра АлександровнаУчитель начальных классов, МАОУ СОШ№3, г.Новый Уренгой ЯНАО[email protected]

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ.

Аннотация.

Ответственность профессиональной успешности современного учителя дает возможность искать информацию, обрабатывать и реализовыватьее в практической деятельности. Размышления работы учителя в современной школе.Ключевые слова: современный ребенок, современный учитель, педагогический поиск.

Умен ты или глуп,Велик ты или мал,Не знаем мы, покаТы слова не сказал!Персидский поэт и мыслитель XIII в. Саади

Как пел Высоцкий, ©Чему нас учит семья и школа?ª. Чему угодно, только не тому, как быть самим собой! Например:Макаренко ненавидел шаблоны и стереотипы в воспитании, потому что в каждом своем ученике видел личность. Не забывая при этом о могучей роли общества вообще и трудового коллектива в частности. По моему убеждению, нужны педагоги, способные видеть человека как уникальную целостность и развивать его на основе законов развития науки, техники, искусства, общественной жизни и труда быть путеводителем детей в информационном пространстве, научив их находить, осмысливать, обрабатывать и применять на практике новую информацию.Современный ребенок ©запертыйª в ограниченном пространстве жилой комнаты наедине с телевизором, компьютером, страдает от отсутствия развитой сенсорной, мыслительной и творческой базы. Экспериментально доказано, что мозг человека способен воспринимать и безошибочно обрабатывать информацию со скоростью не более 25 бит в секунду (в одном слове средней длины содержится как раз 25 бит). При такой скорости поглощения информации человек за жизнь может прочитать не более трех тысяч книг. И то при условии, что будет ежедневно осваивать по 50 страниц. Самым упорным такая скорость когдато позволяла освоить накопленные человечеством основные знания примерно, к середине жизни.Если мозг перенапряжен, он отбрасывает то, в чем нет насущной необходимости. Кто может похвастаться, что помнит логарифмы, законы Фарадея, химическую формулу целлюлозы или точную дату правления Владимира II Мономаха? А ведь мы все это учили в школе! Учили, но забыли –то есть, вновь не знаем. Ситуация усугубляет появление техники. Устройства, действующие по принципу ©нажми на кнопку получишь результатª, создают иллюзию соответствия требованиям времени. На смену культуре приходит поп культура. На рынок выбрасывается Библия в комиксах и сокращенные варианты классических произведений, поэзия романсов дешевыми ©джаги джагиª, изысканная речь –сленгом.До недавних пор все образовательные системы были рассчитаны на активное развитие левого полушария, отвечающего за логическое мышление. Как мы видим, на сегодняшний день его потенциал исчерпан. Чтобы сохранить ощущение реальности, не заблудиться в постоянно меняющейся действительности, предстоит подключить к работе и вторую половинку мозга, отвечающую за интуицию и образное восприятие. Только так, гармонично развивая оба полушария, ученик сможет найти общий язык с окружающей действительностью, видеть мир во всей его полноте.

Мы живем в 21 веке и современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые знания, быть коммуникативными, контактными в любых социальных группах. Сегодня общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием самого себя: своего интеллекта, своей культуры. Я горжусь, что в передовых школах стала меняться психология преподавания. И тут начинается самое сложное, но и самое интересное: встреча с самим собой. Открытие в себе себя, той самой ВСЕЛЕННОЙ. Достаточно научиться логике мышления в областях разных знаний и умению быстро находить нужное, когда оно понадобится. Научить учеников учиться, а не даватьготовые знания, так как человек способный самостоятельно добывать их, всегда найдет свое место в жизни, сможет быть хорошим специалистом в постоянно меняющихся экономических и социальных условиях. То, что познается в школе, на всю жизнь врезается в память.

В условиях интеллектуальной конкуренции непрерывное самосовершенствование, педагогический поиск и творчество являются, по сути дела, одними из обязательных требований, которые предъявляются к современному учителю. Современной школе нужен новый учительучитель, обладающий инновационным мышлением, умеющий адаптироваться к социальным запросам общества, имеющий высокие личностные качества: социальную ответственность, искренность, оптимизм. Мечта любой школы, любого ученика -умный, добрый, все понимающий иумеющий учитель. Стремиться надо именно к этому. Учитель -это творец, он всегда открыт для нового знания, постоянно растет профессионально, получает удовлетворение и удовольствие от своего труда. Конечно, путь педагога это чрезвычайно трудная глубинная работа по преобразованию себя. Главное в педагогике –учитель должен иметь свой индивидуальный педагогический почерк и своих учеников, способных думать, рассуждать, увлекаться идеями и искать вместе с учителем истину. Живой диалог на уроке, несущий значительную смысловую нагрузку, имеет огромную духовную ценность. Учитель, должен быть не просто отличным предметником с энциклопедическими знаниями, не только владеть самыми современными методиками и способностями передавать свой опыт, но и быть яркой личностью, умеющей убеждать и вести за собой.Учитель стоит перед необходимостью овладения путями, методами, формами самовоспитания. Ему нужно сделать самовоспитание составной частью своей повседневной жизни. Радость узнавания мира, увлеченность его открытием,наслаждение самим процессом познания -это и есть ценнейший гуманистический дух школы. Ищущий учитель осваивает философию просвещения, культурологию, историю и теорию педагогики, историю школы и ее современное состояние и отбирает принципы, содержание, средства, формы, приемы, методы, структурные и организационные элементы воспитания и образования, которые у него, у данного учителя, дают наибольший эффект. Так учитель создает свой собственный стиль. Учить учиться -©готовить человека к жизниª. Учить самообразовываться -в этом, можно сказать, веяние времени, одно из важнейших требований его.Чтобы умеючи войти в мир практической педагогики, мало обладать лишь прочными теоретическими знаниями по избранной специальности и, казалось бы, неплохими исполнительскими навыками, продемонстрированными на учебных занятиях. Успешное начало в педагогической деятельности очень во многом зависит также от умения с первых минут урока привнести в детский коллектив дух радости и сотворчества, вызвать любопытство и интерес со стороны учащихся к тому, что делается на уроке и что предполагается ещё сделать (ведь они тоже с нетерпением ждут встречи с учителем.). Ведь только при полном раскрытии душ можно заставить сердца биться в унисон и тем самым способствовать созданию условий для нормального учебного процесса, добиться желанных успехов в результате обучения. Главное, учителю надо помнить, что ученики идут навстречу равному им, а не играющему в равенство, знающему и остроумному человеку.Учитель, наставник… –эти понятия могут быть безо всякой натяжки отнесены к вечным. Сколько существовало и еще будет существовать человечество, столько и будет жить понятие ©учительª. Действительно, за словом ©учительª стоит образ наставника, от которого во многом зависит жизнь другого человека или целой группы людей. В нем сфокусированы некие жизненно определяющие, нравственные, духовные, социальные, профессиональные принципы и понятия. От нравственных принципов и убеждений, от меры ответственности и профессионализма учителя, а также от восприятия и усвоения этих принципов и качеств его учениками зачастую зависит судьба целых народов, государств и цивилизаций. С течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом (учеником, родителем, самим учителем) к личности учителя. Остается открытым вопрос: какие качества учителя (или ©компетенцииª) должны быть постоянными, тоесть не зависящими от времени, а какие должны быть динамичными, ©подвижнымиª, тоесть необходимыми учителю в связи с требованием ©новогоª времени. В процессе общения с учителем как с личностью и идет процесс нравственного роста, обучения и научения. Важный момент этого взаимодействия–восприятие ученика как личности с ее достоинствами и недостатками, поскольку особенное влияние на развитие ребенка оказывают окружающие его люди, среди которых не последнее место занимает учитель. Современный учитель должен обладать инновационным мышлением, уметь адаптироваться к социальным запросам общества. Но в то же время миссия учителя –формировать общество будущего, давать ему нравственные ориентиры. Иными словами–служить обществу, в то же время создавая его.

Кто сегодня должен учить школьников? В современном мире ежедневно растет поток информации, а это накладывает своеобразный отпечаток на работу образовательных учреждений, на деятельность учителя. Все выше поднимается планка требований, предъявляемых обществом к личности учителя. Кто же сегодня должен и может учить школьников? Обычно начинают с профессиональной компетентности учителя. И это, бесспорно, важно. Но стоит провести опрос наших заказчиков, а это родители и сами обучающиеся, само общество, как становится ясно, что этого недостаточно. Знания нужны ребятам, но родители хотят,чтобы их дети могли применить их на практике. Учитель, стремящийся к профессиональному росту, владеющий новыми педагогическими технологиями обучения и воспитания и апробирующий их на практике, будет работать более эффективно, чем коллеги идущие по традиционному пути обучения. Педагогическая деятельность сегодня предполагает обмен опытом с коллегами, для этого созданы образовательные сайты, можно и нужно иметь и свой сайт. Учитель должен быть готов к творческой деятельности сам, чтобы уметь помочь ребенкураскрыть его творческий потенциал. Еще важный аспект –создание условий безопасного и комфортного пребывания ребенка в школе, и об этом должен заботиться современный учитель, особенно классный руководитель. Школе, родителям, ученикам нужен успешный учитель, значит он должен иметь высокие личностные качества: социальную ответственность, искренность, оптимизм, готовность соучастия, должен иметь индивидуальный стиль работы.А в повседневной жизни всегда будут нужны знания, умения, навыки, память, сообразительность, настойчивость, аккуратность, наблюдательность, фантазия, воображение, внимательность, терпение, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять, обобщать и, наконец ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!!! Одним изусловий является наличие любимого взрослого друга –наставника, учителя. Если же учитель открыт, готов делиться собой –он сияет. А бабочки в темноте куда летят? Правильно, на СВЕТ.Глубоко ошибочно господствующее в обществе мнение, что каждый молодой человек ©вырастет –поумнеетª,ученикамнеобходимо просто показать, как богат и прекрасен может быть внутренний мир каждого, и тогда всем захочется вступить на путь САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. И мир вокруг них никогда не окажется серым, скучным, бессмысленным. Помните знаменитую фразу из фильма ©Доживемдо понедельникаª: ©Счастье –это когда тебя понимаютª? К этому счастью стремятся абсолютно все. Что и требовалось доказать.

ЗА СЧЕТ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ЗА ИННТУИЦИЮ И ОБРАЗНОЕ ВОСПРИЯТИЯ МОИ ©ТЕЛЕПУЗИКИª НАЧИНАЮТ ВЫДАВАТЬ ТАКИЕ ИДЕИ, МЫСЛИТЬ ТАКИМИ КАТЕГОРИЯМИ, ЧТО Я ©НЕМЕЮ ª ОТ ИЗУМЛЕНИЯ. МОИ ДЕТИ ДОЛЖНЫ НЕ ТОЛЬКО ЗНАТЬ, НО УМЕТЬ ЭТО ЗНАНИЕ ПРИМЕНЯТЬ В УЧЕБЕ, В ТВОРЧЕСТВЕ И ЖИЗНИ. Я УЧУ РЕБЯТ В ПРИВЫЧНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЖИЗНИ И БЫТА ВИДЕТЬ ЗАКОНЫ БЫТИЯ И НАХОДИТЬ СВОЕ СОБСТВЕННОЕ МЕСТО ЖИЗНИ.ГЛАВНОЕ НА МОИХ УРОКАХ, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ОЩУЩАЛ СЕБЯ ТВОРЦОМ. ВЕДЬ ОНИ ВСЕ –ОСОБЕННЫЕ, УНИКАЛЬНЫЕ, ОБЛАДАЮЩИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ ТАЛАНТОМ. И МИР ВОКРУГ НИХ ДАЙ БОГ НИКОГДА НЕ ОКАЖЕТСЯ СЕРЫМ, СКУЧНЫМ, БЕССМЫСЛЕННЫМ. ВЕДЬ ЧЕЛОВЕК НАЧИНАЕТСЯ С ПРОБУЖДЕНИЯ ДУШИ. НАВЕРНОЕ, Я УЛОВИЛА ПАРАЛЕЛЬ И СТАРАЮСЬ ВЫЯВЛЯТЬ УНИКАЛЬНОСТЬ КАЖДОГО. Важно, что дает твой труд в повседневной практике, работать с опережением, с ориентацией на будущее. Воспитание свободной личности, готовой к самореализации и дальнейшему самообразованию, личности со своим пониманием картины мира,чтобы увидеть наличие индивидуального прогресса у детей

вот основа–ответственности современного учителя.Способность быть ответственным за качество своей деятельности. Именно от таких верных своему делу учителей многое зависит в образовании.

Источники информации:

Гессен С. И. Основы педагогики. М., 1995.МаслоуА. Мотивация и личность. СПб., 2001. Розин В. М. Образование в конце ХХ века. (Материалы ©круглого столаª) // Вопросы философии. 1992. № 9Вентцель, К. Н. Дом свободного ребенка (Как создать свободную школу) / К.Н. Вентцель. 3 изд. М., 1923;Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. В поисках практикоориентированных концепций. М.: Совершенство, 1998. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения // Вопросы образования. 2009. № 4. Управление профессиональным развитием и измениями в системе ПК: Монографический сб. / Под ред. Г.Н. Прозументовой, А.Б. Зоткина. Томск, 2002.Пионова P.C. Педагогические технологии? Педагогические технологии... // Междунар. науч. конф. ©Интеллектуальные технологии и дистанционное обучение на рубеже XXI векаª: Тез. докл. СПб. 79 июля 1999 г. СПбГУАП. СПб., 1999.Национальная образовательная инициатива ©Наша новая школаª.

Юридическая ответственность педагогических работников является одним из основных и важнейших элементов системы юридических гарантий осуществления ими своих обязанностей и, тем самым, элементом их правового статуса. В самом деле, знание педагогами как своих обязанностей, так и той ответственности, которую они могут понести за невыполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных, служебных (функциональных) обязанностей и, соответственно, правильная, адекватная реакция, есть важнейшая гарантия того, что педагогический работник сможет и дальше осуществлять свою профессиональную педагогическую деятельность, профессионально расти и рассчитывать на эффективное гарантирование своих гражданских и профессиональных прав и законных интересов.

Как ранее уже отмечалось, правовая ответственность применительно к субъектам образовательных правоотношений может быть условно подразделена на образовательно-правовую ответственность (предусмотренную образовательным законодательством) и ответственность «обычную», т.е. предусмотренную нормами традиционны отраслей права, прежде всего, трудовым, гражданским и административным. Эта относительность и отражает, следует сказать, специфику образовательных отношений, проявляющуюся в том, что нормы, прежде всего, трудового и гражданского права, регулирующие эти отношения, приобретают «образовательно-правовой оттенок», т.е., как отмечалось в главе 2, представляют собой «особенную» часть нормы образовательного права.

Так, образовательно-дисциплинарная ответственность педагогических работников в общем плане предусмотрена Законом РФ «Об образовании», причем эта ответственность во многом близка с ответственностью по трудовом праву. Это с одной стороны. С другой стороны, сама эта ответственность не содержит законодательный перечень оснований и мер ответственности, формулировка их носит, как правило, опосредованный характер. К примеру, в п.1 ст.13 закона законодатель обязывает образовательное учреждение указывать в своем Уставе права и обязанности участников образовательного процесса. Путем расширительного толкования становится понятным, что в этой норме опосредовано речь идет и об ответственности педагогических работников, которую должен содержать Устав. Во-первых, педагогические работники являются одним из важнейших участников образовательного процесса, а, во-вторых, разновидностью их юридических обязанностей является их правовая ответственность.

Несколько более подробно, но, опять-таки опосредовано, закон говорит об ответственности педагогических работников посредством перечисления оснований ответственности самого образовательного учреждения (п.3 ст. 32), о чем речь уже шла в предыдущей главе. Отметим лишь, что большинство из этих оснований имеет прямую связь с профессиональной деятельностью педагогических работников (подпункты 2), 3), 4) п.3 ст. 32).

«Образовательно-трудовая» ответственность педагогических работников предусматривается п.4 ст. 56 Закона РФ «Об образовании». К числу оснований для увольнения педагогического работника по инициативе администрации образовательного учреждения (причем, без согласия профсоюза педагогических работников) законодатель относит: 1) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения; 2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника; 3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в отличие от предыдущего, практически вообще не говорится об ответственности педагогических работников высшей школы. Он ограничивается лишь указанием на то, что «предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения».

Очевидно, что законодатель пошел по пути, во-первых, использования возможностей отраслевого законодательства (трудового, гражданского, административного и, в особых случаях, уголовного) и, во-вторых, предоставления прав по более детальному регламентированию оснований и мер ответственности подзаконных актам. Однако, как показывает анализ типовых положений (об общеобразовательном учреждении и высшем учебном заведении), органы исполнительной власти также не стали подробно формулировать основания и меры юридической ответственности педагогических работников, ограничившись самыми общим предписаниями и также, как и законодатель, отправляя к отраслевому законодательству. Тем самым эта проблема ответственности педагогических работни ков «легла на плечи» самих образовательных учреждений в лице их локальных нормативно-правовых актов - Устава, правил внутреннего распорядка (ПВР) и т.д.

Так, в упоминавшемся Уставе Пермского государственного педагогического университета в п. 54 прямо записано, что за нарушение Устава Университета, трудовой дисциплины, Правил внутреннего распорядка и Правил проживания в общежитии, на работников Университета могут быть наложены дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации: замечание, выговор, увольнение с работы». Раздел 6 ПВР того же Университета содержит весьма подробную характеристику как мер дисциплинарной ответственности работников Университета, так и порядка его применения. Некоторые вузы расширяют перечень мер дисциплинарной ответственности к своим работникам: в Правила внутреннего распорядка Уральской академии государственной службы помимо замечания, выговора и увольнения предусмотрен и строгий выговор (п.31 ПВР).

Если попытаться обобщить основания юридической (образовательно-дисциплинарной и трудовой) ответственности к педагогическим работникам общеобразовательного учреждения (учителям школы) и высшей школы (профессорско-преподавательскому составу вуза), то они сводятся к следующему.

Учителя школы несут дисциплинарную ответственность за:

Повторное в течение года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;

Применение (даже однократное) методов воспитания и обучения, связанных с физическим и (или) психическим на­силием над личностью обучающегося;

Появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

Невнимательность, допущенную к жизни и здоровью детей во время проведения уроков (занятий), внеклассных и внешкольных мероприятий;

Некорректное поведение по отношению к родителям обучающихся, коллегам;

Недостойное поведение на работе, в быту и общественных местах;

Несоблюдение требований техники безопасности и ох­раны труда, производственной санитарии, гигиены, проти­вопожарной и экологической безопасности.

Профессорско-преподавательский состав вуза несет ответственность фактически за те же проступки, но «адаптированные» к условиям педагогической деятельности в высшей школе. Скажем, в соответствии с п.84 Устава Уральского государственного университета им А.М. Горького, научно-исследовательская работа является обязанностью всего штатного профессорско-преподавательского состава, поскольку научные исследования являются неотъемлемой частью подготовки специалистов. Тем самым, неисполнение либо некачественное выполнение этой обязанности, установленной в определенной порядке (при проведении аттестации, анализ количества и качества публикаций и др.) может рассматриваться как основание для, например, объявления выговора преподавателю. То же самое можно сказать, например, и по отношению к систематическому отказу преподавателя от повышения своей квалификации на факультетах (институтах) повышения квалификации и т.д.

Помимо рассмотренных видов правовой ответственности педагогические работники могут (должны) нестигражданско-правовую иматериальную ответственность. Заметим, что такая ответственность предусмотрена как образовательным законодательством, так и собственно гражданским и трудовым.

В соответствии со ст. 49 Закона РФ «Об образовании» государство в лице уполномоченных государственных органов управления образованием в случае некачественной подготовки выпускников аккредитованным образовательным учреждением вправе предъявить данному образовательному учреждению иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях (основанием для предъявления иска является рекламация государственной аттестационной службы на качество подготовки обучающихся). Как можно видеть, здесь не говорится об ответственности непосредственно педагогических работников, но, очевидно, что такая ответственность опосредовано все же имеется. В данном случае можно говорить (с известной степенью условности) о своего рода «регрессном» иске в виде субсидиарной 32 ответственности педагогического работника, к которой его может привлечь руководство образовательного учреждения по итогам аттестационных процедур, инспекционных проверок и т.д. Если например, педагогически работник допускает нарушение образовательных или иных прав и законных интересов обучающемуся (унижение чести и достоинства, оскорбление и т.д.), то налицо, помимо прочего, причинение ему морального ущерба. За это ответственность, в случае возбуждение искового производства может (и должно) нести, безусловно, само образовательное учреждение как юридическое лицо, работни ков которого является данный педагогический работник. В то же время образовательное учреждение, в зависимости от конкретной ситуации вправе принять меры ответственности, вплоть до увольнения, к этому работнику.

Аналогичная ответственность педагогического работника предусматривается ч.1 ст. 1068 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой «юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей».Важно подчеркнуть, что частью 2 той же статьи работниками в данном случае признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ. Педагогические работники, как можно видеть, полностью подпадают под действие данной нормы гражданского законодательства. Что касается вреда (в ГК РФ не говорится, о каком именно вреде – имущественном или неимущественном – идет конкретно речь), то он может быть нанесен педагогическим работни корм как самому образовательному учреждению, так обучающимся и иным работникам образовательного учреждения. Что касается собственно содержания, размера и значимости вреда, то это определяется исходя из совершенного противоправного деяния работника в установленном законодательством порядке.

Что касается нарушений педагогическим работником трудового законодательства, то к нему применяются меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные ст. 192 Трудового кодекса РФ, к которым относятся замечание, выговор, увольнение. Как уже было показано выше, в образовательном законодательстве предусматриваются (по сути дела, дублируются) все эти меры, что и дало основание обозначить как меры образовательно-трудовой ответственности.

Наконец, педагогический работник как45 и всякий другой, может и обязан нести в установленном порядке материальную ответственность, предусмотренную ст.ст. 232, 233, 238,241 -244, 246-248 Трудового кодекса. Непосредственными мерами такой ответственности возмещение прямого действительного ущерба, причиненного наличному имуществу работодателя (образовательного учреждения (уменьшение этого имущества или ухудшение его состояния). При этом размер материальной ответственности работника не может превышать, как правило, его месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами (ст.241 ТК РФ). Кроме того, и это едва ли не самое главное: педагогический работник может принужден к возмещению ущерба в полном размере (т.е. даже в случае превышения данного ущерба размера месячного заработка работника) в ряде случаев. К этим случаям закон относит (ст. 243 ТК РФ):

Когда в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

Недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

Умышленного причинения ущерба;

Причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

Причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

Причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

Разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

Причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Правовая ответственность иных категорий педагогических работников, не рассмотренных в данном параграфе, то она нечем в принципе не отличается от ответственности учителей школы и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.

В порядке заключения следует заметить, что вопросы правовой ответственности педагогических работников как важного элемента их правового статуса в российском образовательном законодательстве пока еще не нашла своего должного отражения. В этом отношении вновь уместно обратить внимание на Проект Общей части Кодекса РФ об образовании, в котором впервые его разработчики уделили самое пристальное внимание теме юридической ответственности различных категорий участников образовательных правоотношений, в том числе и педагогических работников. Этому уделено16 статей главы 19 Проекта, что, думается, совершенно правильно. В частности, помимо «традиционных» мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных ст. 192 Трудового кодекса РФ, статье 193 Проекта предлагает установить еще одну меру ответственности: временное отстранение педагогического работника, совершившего проступок, от ведения занятий на срок до окончания четверти (в школе) или семестра (в вузе).

Такова общая характеристика правовой ответственности педагогических работников, внимание к которой в контексте совершенствования образовательного законодательства и повышения роли и значимости дисциплины во всех сферах общества, в том числе и, может быть, особенно, в сфере образования, несомненно, будет возрастать.



Вопросы для самопроверки, размышлений, практические задания


    Каковы причины и необходимость различения групп работников образования? Приведите аргументы, помимо тех, о которых сказано в главе, в пользу того, что педагогические работники действительно представляют собой центральную категорию работников образования.

    Чем отличаются правовые статусы различных категорий работников образования? Каковы последствия таких различий?

3. В чем существенные различия между понятиями «субъективное право» и «законный интерес» применительно к педагогическому работнику. Попытайтесь графически «сконструировать» правовой статус: а) учителя начальной школы; б) педагога старших классов общеобразовательного учреждения; в) преподавателя высшей школы. Выделите и прокомментируйте основные различия этих статусов.

4. Проанализируйте основные локальные нормативно-правовые акты своего вуза (Устав, Правила внутреннего распорядка и др.) на предмет выявления в них основных прав и обязанности педагогических работников Вашего вуза. Попытайтесь их систематизировать с точки зрения принадлежности их к различным группам: образовательным (педагогическим), личным (гражданским), политическим, экономическим, в т.ч. трудовым, социальным, культурным, информационным.

5. Попытайтесь составить собственную классификацию правонарушений педагогических работников различных категорий. Могли бы вы предложить законодателю какие-либо новые меры юридической ответственности педагогического работника и те основания, по которым она может быть возложена?

Сочинение

Разговор об Учителе представляет собой нелегкую задачу. С одной стороны, уже исчерпан запас возвышенных слов, которыми можно было бы выразить благодарность представителям этой профессии за их неимоверно тяжелый, но чрезвычайно важный труд. С другой стороны, столько сказано и написано о предназначении Учителя, о той роли, которую он играл, играет, и будет играть в жизни общества, что сознанию трудно найти тему для размышления по данному поводу. И все-таки очень хочется ещё сказать нечто важное об Учителе.

Учитель – это не тот, кто несет знания, а тот, кто ведет к ним. Он указывает Путь к вершинам мысли, нравственным высотам, духовному и физическому совершенствованию. «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет», – так сказал мыслитель У. Уорд, и у меня нет повода с ним не согласиться.

Каждый день, начиная урок, педагог должен, подобно Великим Учителям человечества, восходить на Синайскую гору, получать Откровение под деревом познания, совершать чудесное путешествие к небесам за великой Книгой и нести свою Нагорную проповедь ученикам.

Не каждый способен указывать Путь. Иногда проще испечь хлеб и накормить голодного, чем научить добывать пищу. Для этого нужно самому твердо знать дорогу и иметь внутренний духовно-нравственный стержень.
И именно таким человеком я считаю учителя русского языка и литературы, директора школы - Соколову Тамару Эммануиловну, которая, в первую очередь, для нас всех является наставником по жизни.

Думаю, со мной многие согласятся в том, что она – неординарный человек, яркая личность. И вот, что удивительно: ей удается то, на что способен не каждый учитель. Говорят, что интерес к изучаемому предмету зависит оттого, как преподаватель сможет донести до ученика информацию, ведь даже самый скучнейший, ненавистный предмет превращается в праздник, если его ведет человек, полностью отдающий себя своему делу, увлеченный и понимающий учеников с полуслова.

Русский язык сложен, нужно иметь сильное желание и целеустремленность, чтобы быть в состоянии пробраться сквозь дебри грамматики и лексики, в которых полно всяких нюансов. Но Тамара Эммануиловна смогла сделать так, чтобы русский язык стал одним из любимейших мною предметов. При этом она не только не сердится, но и не принуждает, оставаясь при этом строгим учителем, не допускающим поблажек.

Но не только знание языка дает нам Тамара Эммануиловна, она помогает адаптироваться к жестким условиям этого мира, в котором побеждает сильнейший. И я знаю, что она поможет в любой ситуации, спокойно выслушает, поддержит, приободрит. Именно Тамара Эммануиловна дала мне понять, что нельзя опускать руки, потому что нерешаемых проблем нет, что никогда нельзя отчаиваться. Жизнь – это не черное или белое, жизнь – это буйство красок, и нельзя забывать, что наш мир – прекрасен.

Тамара Эммануиловна – одна из самых моих любимых учителей, хоть сейчас у нас не преподает, все равно, находясь рядом с ней, чувствуешь себя спокойнее, так как от нее исходит столько теплоты и добра, что трудно не полюбить такого человека.

40 лет проработала в нашей школе. Тамара Эммануиловна! Сколько детей она воспитала! Скольким детям она привила любовь к русскому языку и литературе! И хоть мы и уважаем выбор Тамары Эммануиловны уйти на заслуженный отдых, но нам её очень не хватает в школе.

Говорят, что велик человек, попавший на страницы учебника истории. Это неправда. Там злодеев и негодяев больше. По нашему мнению, велик человек, сотворивший шедевр. Человек, ставший Мастером. А это уже именно о ней, Тамаре Эммануиловне.

Её шедевр-это ее жизненный и профессиональный путь. Это ее семья. Это тысячи трудных, но по - великому важных часов, что отдала она детям, каждый из которых был ЕЁ.. И это, естественно, ЕЁ ученики. Ученики разные, многоликие, но без исключения благодарные.

Школа для Тамары Эммануиловны не только место работы,она- второй дом, в котором тоже есть и радости, и заботы, и проблемы. Существует множество профессий и специальностей. У каждой свои оттенки, свои специфические черты, но профессия учителя, педагога - особенная и очень ответственная. Особенность учительской профессии не только в том, что он ежечасно и ежедневно несет знания учащимся, но и в том, что он обязан быть примером во всем и для всех. Человеку необходимо уважать себя и пользоваться уважением окружающих, без этого невозможно жить. А уважают Тамару Эммануиловну, прежде всего за знания, педагогический такт, верность профессии, любовь к детям..
Каждое утро в течение 40лет Тамара Эммануиловна Соколова, учитель русского языка и литературы, директор Натальинской девятилетней школы, направлялась в школу. Свой трудовой путь она начала в 1957 году учителем начальных классов Советской начальной школы…

Тамара Эммануиловна неравнодушно относилась к делу, ее волновали и до сих пор волнуют судьбы и заботы учеников, она постоянно в поиске, в движении, в работе.

Высоко развитое чувство собственного достоинства. Никакие начальники самого высокого ранга, обещания и посулы не могли заставить ее изменить собственным ценностям и принципам. Поэтому она такая, как есть, с насыщенной событиями и людьми яркой жизнью, сложностями и достижениями, большим числом друзей самого разного возраста. Её жизненной энергии хватает на все.

В сельской школе работать очень трудно. Тут ты весь на виду. Каждый день директора в школе - бесконечное многообразие встреч, разговоров с учениками, с коллегами, с родителями. Но ко всему этому Тамара Эммануиловна еще и учитель. А труд учителя в маленькой школе непростой. Учитель ищет индивидуальный подход к учащимся, ставит перед ними проблемные ситуации, показывает связь обучения с жизнью, рационально использует каждую минуту урока.

45 минут урока, каждый новый день заставлял Тамару Эммануиловну решать в этот отрезок учебного времени новые и сложные проблемы обучения и воспитания. Ведь литература – это главный предмет, который творит душу, чувства и сознание детей. И от того, как преподнесет ее педагог, зависит будущая судьба детей. Это очень хорошо понимала Тамара Эммануиловна.

Все учителя разные. У каждого из них свой подход и собственная методика преподавания.
Учитель… Мы часто произносим это слово, но не задумываемся, какую огромную роль играет в нашей жизни Учитель.
Трудно представить, сколько сил, труда, души, терпения учителя вкладывают в каждого из своих учеников, чтобы они выросли из маленьких девчонок и мальчишек в успешных, счастливых людей. Изо дня в день, из года в год учитель отдает себя детям. Недаром говорят, что школа – второй дом, а учитель – вторая мама. Как писатель живет в своих произведениях, как художник – в картинах, так и учитель – в мыслях, поступках и делах своих учеников.

Мне кажется, что учителю можно нести нам только то, что интересно ему самому. Я считаю, что искренняя и не эгоистическая заинтересованность педагога в процессе занятий – необходимейшее условие. Если предмет или процесс обучения не интересен самому преподавателю, он не только не заинтересует, но и отдалит от него детей. Именно таким человеком, который выполнял это условие, является Соколова Тамара Эммануиловна – одна из наших любимых учителей.

Важным качеством личности этого педагога, по моему мнению, является наполненность жизненной силой. Этот человек уважает в каждом из нас человека, а главное – умеет видеть не только сформированную внешними обстоятельствами оболочку, но и глубинную, вечную сущность, и помогает ей проявиться, обрести необходимый опыт. А способен к такому видению только тот, кто нашел, кто видит в себе свою внутреннюю сущность, то есть зрелый и опытный человек.

Ученики любили находиться на уроках этого учителя, слушать его речи. Тамара Эммануиловна доносила до них как можно больше интересной и необходимой информации. Она будто бы излучала энергию, притягивающую к себе наши мысли, наше внимание. Все восхищались ее богатством и широтой знаний. Наряду с профессионализмом видели в ней добрую и искреннюю душу, преданность своему любимому делу. Тамара Эммануиловна всегда пойдет нам навстречу в трудную минуту, поймет, подбодрит и скажет добрые слова напутствия. Также мы ценим в ней терпение, которого не всем хватает, и которое тоже считается важным критерием преподавательской деятельности.

Тамара Эммануиловна - удивительно открытый, легкий человек, с которым хочется общаться и общаться. На ее уроках никогда не было скучной зубрежки и постоянных замечаний. За те годы, что она работала в школе, она для многих стала любимым учителем Она из тех учителей, которые могут найти подход к учащимся и сохранить дисциплину, применяя лишь свое природное обаяние и не тратя усилий впустую.

И на вопрос:
« Какие у Вас есть секреты преподавания?»
Она отвечает, улыбаясь:
«Ничего особенного – просто честность и открытость».
- Какою Вы видите современную молодежь?

Про современную молодежь она с горечью замечает о циничном отношении ее к своему будущему: « Настало время, когда все в мире подлежит «купле-продаже», и мы, вступая в этот мир, безусловно, не можем не подчиняться, в какой-то мере, его законам. Но мне хочется верить, что, когда наши ученики соберутся на очередной юбилей родной школы, я увижу те же живые лица и услышу веселые голоса, и мало изменятся их отношение друг к другу и общие для нас ценности, воспитанные, в том числе, и школой».

Узнав о жизни и трудовом пути Тамары Эммануиловны, я могу с уверенностью сказать, что она - легендарный человек, Учитель с большой буквы. Ее труд по достоинству оценен: в 1970 году удостоена юбилейной медали к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина за добросовестный труд, в 1977 году за достигнутые успехи в учебно-воспитательном процессе Тамара Эммануиловна награждена значком «Отличник народного образования». Пример ее достоин подражания.
Я благодарна судьбе за встречу с этим Человеком.

Нет на свете мудрее профессии
И нужней - для внедренья добра.
Жизнь уроки дает, и в процессе их
Понимаем, - учитель был прав!
Прав, когда говорил, что воздастся нам
За дела, что творим на земле,
Что любому поступку своя цена, -
О добре речь идет иль о зле…
О, учитель! Пророк и наставник нам –
Вы остались посланцем Добра!

Тамара Эммануиловна Соколова своим душевным богатством, своим талантом, одаренностью, эрудицией, исключительным педагогическим мастерством, творческой увлеченностью и широким кругом интересов навсегда остается примером для всех нас, для всего коллектива школы: наставник, незабвенный руководитель и Учитель.

Выполнила:
ученица 8 класса
Буюклян Вика
Руководитель:
Васильева Т.А.

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет ни любви к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный учитель.

Л.Н. Толстой

Учитель - человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Здесь следует обратить внимание на слово «профессионально». Непрофессионально педагогической деятельностью занимаются почти все люди, но только учителя знают что, где и как нужно делать, умеют действовать в соответствии с педагогическими законами, несут в установленном порядке ответственность за качественное исполнение своего профессионального долга.

Учитель класса развивающего обучения - особенный. Он посредник между детьми и миром взрослых. Он в совершенстве знает таинства созревающей психики, умеет дать малышу знания, учит его быть человеком. Труд учителя начальной школы несравним по своей значимости ни с каким другим трудом: результат его есть человек. Ему - самому знающему, самому ответственному, самому главному учителю - семья и общество вручает самое дорогое - судьбу юных граждан своей страны, ее будущее. Человек, вставший за учительский стол, ответствен за все. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагогов сегодня, таким будет наше общество завтра.

Педагогическая функция - это предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Конечно же, главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся. В каждом из них учитель выполняет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно. Все же, посмотрев в корень педагогического дела, мы установим, что лежит в основе профессиональной педагогической деятельности и выясним: что главная функция учителя - управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван учитель. Не за ученика, а вместе с ним: показать, помочь, ободрить. И чем он отчетливее понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам. Настоящий мастер своего дела остается в учебно-воспитательном процессе как бы «за кадром», за пределами свободно осуществляемого учениками, а на самом деле - управляемого педагогом выбора. Следовательно, сердцевина педагогического труда в управлении всеми теми процессами, которые сопровождают становление человека.


Коррекция - это тоже управление, но своеобразное, опирающееся на диагноз причин отклонения и личность ученика. Современная жизнь, полная напряжений и стрессов, приводит к тому, что очень многие дети нуждаются не в управлении вообще, а в прицельной, индивидуальной педагогической помощи. Во всем мире заговорили о новой коррекционной, облегчающей функции учителя. Его стали называть фасилитатором (от англ. facilitate - облегчать), корректором, другом детей. Ответственность учителей за судьбу будущих поколений, за правильность и своевременность воспитательных воздействий возрастает.

Возрастают и требования к учителю. Среди них на первом месте остаются педагогические способности. Педагогические способности - качество личности, выражающееся в склонности к работе с учениками, любви к детям, получению удовольствия от общения с ними. Выделены главные группы способностей:

1. Организаторские; проявляются в умении учителя сплотить учеников, занять их полезным делом, разделить обязанности, спланировать работу, подвести ее итоги и т. д.

2. Дидактические; выражаются в умении подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить знания, направить в нужное русло развитие познавательных интересов, духовных потребностей учеников. Рецептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитанников, объективно оценивать их эмоциональные состояния, выявлять особенности поведения, диагностировать результаты учебно-воспитательной деятельности.

3. Коммуникативные; проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учениками и их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

4. Суггестивные; заключаются в эмоционально-волевом влиянии на учеников.

5. Исследовательские, проявляющиеся в умении учителя понять и объективно оценить педагогические ситуации и процессы, спрогнозировать будущие результаты в зависимости от применяемых методов педагогической деятельности.

6. Научно-познавательные, сводящиеся к способности учителя овладевать новыми научными знаниями и технологиями педагогического труда.

К ведущим педагогическим способностям сами учителя относят педагогическую зоркость (наблюдательность), дидактические, организаторские, экспрессивные (эмоциональная выразительность); остальные относятся ими к сопутствующим, вспомогательным.

Специалисты склоняются к выводу, что отсутствие ярко выраженных педагогических способностей может быть компенсировано развитием других важных профессиональных качеств - трудолюбия, честного и серьезного отношения к своим обязанностям, постоянной работой над собой.

Педагогические способности (талант, призвание, задатки) мы должны принять важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией, но отнюдь не решающим профессиональным качеством. Сколько кандидатов в учителя, имея блестящие задатки, так и не состоялись как педагоги, и сколько поначалу малоспособных студентов окрепли, поднялись к вершинам педагогического мастерства! Педагог - это всегда великий труженик.

Поэтому важными профессиональными качествами педагога мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.

Через эти требования педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.

На наших глазах происходит заметная трансформация учебных заведений в производственные учреждения, предоставляющие «образовательные услуги» населению, где действуют планы, контракты, случаются забастовки, развивается конкуренция - неизбежный спутник рыночных отношений. В этих условиях особую важность приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.

Обязательное для учителя качество - гуманизм - это отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения обязательно предполагают интерес к ребенку, уважение его прав и свобод, уважение его мнения, знание особенностей возрастного развития. Они сочетаются с высокой требовательностью к учебной деятельности и поведению ученика. Гуманизм - это и постоянная озабоченность судьбой ребенка, правильным течением его развития. Когда ученики видят гуманные устремления педагога, то следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям. Учитель в нашем обществе - образец гуманистического поведения.

Учитель - это всегда активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни школьников. Пробуждать интересы, вести учеников за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив, обязывает воспитателя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых неожиданных ситуаций.

Профессионально необходимые качества учителя - выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало) сохраняет за собой лидерство. Никаких срывов, растерянности и беспомощности воспитателя ученики ни при каких обстоятельствах не должны ни почувствовать и ни увидеть. Где необходимо, учитель остановиться, отступит. А.С. Макаренко утверждал, что учитель «без тормозов» - это как испорченная, неуправляемая машина. Будем об этом помнить постоянно, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обид на детей, не нервничать по пустякам.

Душевная чуткость в характере учителя - своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учеников, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественное состояние педагога - профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих питомцев. Такой учитель осознаёт свою личную ответственность за судьбы вверенных его попечительству детей.

Неотъемлемое профессиональное качество учителя - справедливость. По роду своей деятельности педагог обязан постоянно оценивать знания, умения, поступки учеников. Важно, чтобы его оценочные суждения были справедливыми, взвешенными, соответствовали уровню развития школьников. По оценкам дети судят об объективности воспитателя. Ничто другое не укрепляет так нравственный авторитет педагога, как его объективность. Предвзятость, субъективизм оставим за порогом класса как вредные для дела воспитания!

Воспитатель обязан быть требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе, ибо нельзя требовать от других, чего не имеешь сам. Педагогическая требовательность должна быть разумной. Мастера воспитания учитывают прежде всего возможности ребенка, соизмеряют с ними свои планы и темпы, прогнозируют по возможностям детей свои и их будущие результаты.

Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе, помогает воспитателю чувство юмора. Недаром говорят: веселый педагог обучает и воспитывает лучше угрюмого. В его арсенале педагогических средств всегда припасены шутка, прибаутка, пословица, удачный афоризм, дружеская улыбка - все, что позволяет создать в классе положительный эмоциональный настрой, помогает школьникам посмотреть даже на безнадежную ситуацию и себя в ней с комической стороны.

Отдельно следует сказать о профессиональном такте педагога - особом умении строить свои отношения с воспитанниками. Педагогический такт - это соблюдение чувства меры во всем, но прежде всего в общении с учениками. Такт - это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Знание детей, понимание их состояний предостерегают учителя от бестактных поступков, подсказывают ему оптимальные способы педагогического действия в конкретной ситуации.

Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (рис. 21). Учительская профессия требует специальных знаний, умений, способов мышления, стилей общения. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, профессиональный оптимизм, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Любовь к своему профессиональному труду - качество, без которого не может состояться педагог. Слагаемые этого качества - добросовестность и самоотверженность, радость при достижении положительных воспитательных результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей педагогической квалификации.

Без профессионального оптимизма, веры в то, что коррекционная помощь ученику необходима и непременно даст свои результаты, учителю будет трудно выполнять начатое дело. Установлено, что ожидания учителя влияют на поведение детей. Показательный эксперимент провел американский психолог Р. Миллер. Заметив, что в классах грязно, он попросил учителя постоянно напоминать детям, что им следует быть аккуратными и опрятными. В результате этих настойчивых просьб количество мусора в урнах увеличилось, хотя и незначительно - с 15 до 45 %. В другом классе, где дети тоже только 15% мусора складывали в урны, их ежедневно хвалили за опрятность и аккуратность. После двух недель беспрерывной похвалы дети начали складывать в урны более 80 % мусора. Будем же говорить детям, что они трудолюбивы и доброжелательны (а не ленивы и посредственны), и они поднимутся до этой планки.

Личность современного учителя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, в сложнейших лабиринтах учебно-воспитательных ситуаций, должен много знать. Учитель - это всегда наглядный образец для подражания, он - своеобразный эталон того, как принято и как следует себя вести, сколько и что необходимо знать.

Гуманистическая школа напрочь отвергает дидактогению - черствое, бездушное отношение к детям. Дидактогения - явление историческое. Еще в старину поняли ее пагубное влияние на обучение, и был даже сформулирован закон, согласно которому грубое, бездушное отношение учителя к ученику непременно приведет к отрицательным последствиям. Дидактогения - уродливый пережиток авторитарной педагогики. И хотя теперь в школах не бьют, не унижают, не оскорбляют, а дидактогения кое-где сохранилась. Если учительница главное место отводит «порядку»: «Дети, сесть!», «Дети, руки!», «Выровняться!», «Дети, ноги!», то это весьма похоже на неуважение к личности. Дидактогения становится причиной отклоняющегося поведения, педагогической запущенности.

Важнейшее средство недопущения и преодоления дидактогении - умелое, выверенное общение учителя с учениками. Педагогическое общение - контакт педагога с детьми. Его можно определить и как профессиональное взаимодействие педагога с учениками, направленное на установление доверительных отношений между ними. Большую роль при этом играют роль культура речи, правильное дыхание, постановка голоса. Педагог будет учиться управлять своим голосом, своим лицом, уметь держать паузу, позу, мимику, жест. «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса», - признавался А.С. Макаренко.

Проблемы педагогического общения активно исследуются в мировой педагогике. В книге американских педагогов Дж. Брофи и Т. Гудда «Отношения учителя и ученика» анализируются особенности «субъективного» общения учителя, проявляющиеся в избирательном отношении к ученикам. Установлено, например, что педагоги чаще обращаются к школьникам, вызывающим у них симпатии. Безразличные ученики оказываются за пределами учительского внимания. Учителя лучше относятся к «интеллектуалам», более дисциплинированным, исполнительным ученикам. Пассивные и «растяпы» на втором месте. А независимые, активные и самоуверенные школьники, как это ни странно, совсем не пользуются учительским расположением. Существенное влияние на эффективность общения оказывает внешняя привлекательность школьника.

Дж. Брофи и Т. Гудд выяснили также, что учителя:

1)непроизвольно больше обращаются к тем ученикам, которые сидят за первыми партами;

2)оценивают их достижения более высокими баллами;

3)предпочитают хвалить учеников с красивым почерком;

4)выделяют тех, кто опрятнее одет;

5)женщины более высокие оценки ставят мальчикам;

6)мужчины несколько завышают оценки симпатичным ученицам.

В зависимости от стиля педагогического общения выделены три типа учителей: «проактивный», «реактивный» и «сверхактивный». Первый инициативен в организации общения, индивидуализирует свои контакты с учениками, его установка меняется в соответствии с опытом. Он знает, чего хочет, понимает, что в его поведении способствует достижению цели, а что этому мешает. Второй тоже гибок в своих установках, но внутренне слаб. Не он, а школьники диктуют ему характер общения с классом. У него расплывчатые цели и откровенно приспособленческое поведение. «Сверхактивный» учитель склонен к гипертрофированным оценкам своих учеников и выстраиванию нереальных моделей общения. Если ученик чуть активнее других, то он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее, то лодырь и неспособный. Выдуманные им самим ложные оценки заставляют бедолагу действовать соответствующим образом: он то и дело попадает в неприятные ситуации.

Кроме главного оружия педагога - слова, в его арсенале целый набор невербальных (неречевых) средств общения. Роль играют поза, мимика, жест, взгляд. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице учителя теряется до 10-15 % информации. Дети очень чувствительны к взгляду учителя. Когда лицо его становится неприветливым, ученики чувствуют дискомфорт, эффективность работы снижается. «Закрытые» позы учителя (когда он как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т. п.) воспринимаются как недоверие, несогласие, противодействие. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как доверие, согласие, доброжелательность. Все это ученики воспринимают бессознательно.

Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев, страх - довольно высоким, горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом. Вспомните, как раздражали вас в школе визгливые или скрипучие голоса отдельных наставников, и вы поймете, что и голос может стать препятствием для занятия педагогическим делом. Многое можно изменить самовоспитанием, постоянной работой над собой. Скорость речи также отражает учительские чувства: быстрая речь - взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерии или усталости.

Доказано, что поглаживания, прикосновения, рукопожатия, похлопывания являются биологически необходимой формой стимуляции, особенно для детей из неполных семей, которым педагог замещает недостающего родителя. Погладив шалуна или обиженного, педагог иногда достигнет полного взаимопонимания с ним. Но право на это получает не каждый, а только тот педагог, который пользуется доверием воспитанников.

Норма педагогической дистанции определена следующими расстояниями:

Персональное общение учителя с учениками - 45-120 см;

Официальное общение в классе - 120-400 см.

Особенностью педагогического труда является постоянное изменение («разрыв») дистанции общения, что требует от педагога многократного приспособления к изменяющимся условиям и большого напряжения.

Никогда педагог не забудет о жестах. Они оживляют общение, упрощают отношения. Очень располагают жесты педагога, когда его руки обращены ладонями вверх. Есть и недопустимые жесты: не стоит скрещивать ноги, закладывать руки за спину или держать их в карманах - это создает барьер между собеседниками. Избегайте жестикуляции указательным пальцем - таким образом, вы лишний раз подчеркиваете свою роль руководителя, человека, стоящего выше. Старайтесь не теребить ручку или очки, не барабанить пальцами по столу, не притопывать ногами - это отвлекает, демонстрирует ваше нетерпение или неуверенность. Учитель смотрит поочередно на каждого своего ученика, а не в окно или книгу. Тогда каждый почувствует ваше внимание персонально к нему.

Выдвигая столь высокие требования к своим учителям, в современном обществе понимают, что требуют невозможного. Суровые реалии жизни, низкий престиж профессии, невысокая заработная плата мало способствуют развитию человеческих и профессиональных качеств. От учителя, ведущего коррекционную работу, нельзя сегодня потребовать ни подвижничества, ни «припадочного сердца» (выражение А.С. Макаренко), ни великой любви к детям. От него требуется только честное, добросовестное выполнение профессионального долга. «Не навреди!» - говорим учителю. Не исправляй ничего, если не понимаешь. Не суйся со своими скороспелыми действиями, пока не поймешь что к чему, не выяснишь все до конца. Не делай хуже ребенку. Лучше честно отступись там, где ты бессилен.

Таким образом, учитель коррекционных классов выполняет множество видов деятельности. На профессиональном языке они именуются педагогическими функциями. Главной педагогической функцией является управление учебно-воспитательным процессом. Ни одна профессия не предъявляет к человеку столь высокие требования, как учительская. «Примерив» их на себя, будущий учитель поймет, как много еще предстоит работать над собой, чтобы смело войти в класс и сказать: «Здравствуйте, дети, я ваша учительница». Честное выполнение своего профессионального долга сегодня в обществе ценится превыше всего.